Александр Башлачев — полная биография

Александр Башлачев — полная биография

Александр Башлачев биография

Опубликовано в Пнд, 04/30/2012 — 13:11

Александр Башлачев - полная биографияЛетящий Башлачёв
«давай попробуем обойтись без протокольной анкеты: когда родились, когда намерены скончаться. »
Саша Башлачёв

Вот прямо сейчас я собираюсь залезть в жизнь чужого, мёртвого и, наверное, хорошего человека и даже поэта – Александра Башлачёва.
Мало того! Я собираюсь хорошенько в ней покопаться, затем взять скальпель и кое-что вырезать, а затем набить собственными суждениями и превратить все эти жизненные факты, даты и прочие обрывки в какое-то подобие чучела жизни – словом, то, что у нас называется биографией. И сразу возникает вопрос, а какое, собственно, отношение я имею к человеку, которого зарыли на Ковалёвском в промёрзшую ленинградскую землю в год моего рождения и день Советской Армии?
В самом деле, вот, например, когда князь Феликс Юсупов захотел написать о смерти Распутина, того самого Гришки, которого он травил, стрелял и всячески топил, то вопрос о его отношении был ясен. Но вот какое отношение имеет СашБаш к Славе Чешу — уже вопрос. Попробую ответить.

Сашу Башлачёва я никогда сознательно не слушал. Он был для меня один из тех гениев, которых уважаешь, но слушать не можешь совершенно – так что в жизни я сознательно не поставил себе ни одной его песни. Но! Башлачёв в нашей музыке явление почти космическое – даже «не слушая» его песен, от них, да и вообще от всей его фигуры никуда не уйти. Так, под башлачёвский «Влажный блеск» в исполнении Снайперов я впервые попал в постель к девушке, с которой потом встречался больше года – рекорд для меня небывалый. Этажом ниже, в той же общаге где тогда и стояла эта самая постель, однокурсник насиловал мои уши «Временем колокольчиков». Он рассказывал про СашБаша даже на раскопках, где мы вскрывали готские могильники. Башлачёв не покинул моей ноосферы и тогда, когда я выпустился и стал работать. Моим «шефом» и напарником на «высотке» случайно оказался страстный фанат Баша, подсадивший меня на «Подвиг разведчика» и «Грибоедовский вальс».
Про Башлачёва с восторгом рассказывали совсем зелёные юнцы и олдовые неформалы, а когда я возвращался домой, в плеере про него пел Летов и «Разные люди». Да и кто про него не пел? Мне кажется, больше ни о чьей жизни и гибели не пелось русскими рокерами столько раз. После смерти Саши Башлачёва, вокруг него стремительно «выкристаллизовался» один из самых мощных «биографических мифов» в русском роке, предвосхитивший мифы Янки Дягилевой и Виктора Цоя.

Александр Башлачев - полная биографияКак по мне – если ты рождаешься спустя полгода после чьей-нибудь смерти, и, если, вырастая, ты сознательно не слушаешь музыки этого человека и даже стихов его не читаешь, а потом – бааац, и оказывается что его поэзия, музыка, сама ткань его жизни пронизывает мир в опасной близости от тебя – о таком человеке стоит написать.
Человек этот родился в мае, 27 числа в Череповце, недалеко от Вологды. Его отцом был Николай Алексеевич Башлачёв — начальник участка теплосилового цеха Череповецкого металлургического комбината, матерью – Нелли Николаевна — учитель химии в Школе рабочей молодёжи №4. Школу-десятилетку Саша закончил в 1977 году… Стоп.

С того ли я начинаю? Вряд ли для того, кто, упав из окна восьмого этажа, лежал, под низким февральским небом на проспекте Кузнецова имеет большое значение год окончания школы. А для вас? Имеет ли это значение для вас, моих читателей? Абзац стандартной биографии. Год и место рождения. Школа. Сухие, мёртвые строки. Что же мы узнаём отсюда? Ничего.
Нет, мне больше хочется попробовать врубится в «миф» Башлачёва. Что это за миф такой? Откуда взялся? Если вы читали Сашины биографии чуть серьезнее пулемётной очереди из дат, то, наверное, встречались и с мнением об «обреченности» поэта, «проживании» им песен, особом, башлачёвском «тексте смерти», «трагической ауре», по выражению Троицкого. Было там и о том, что Башлачёв-де был особым медиумом-шаманом, проводящим «высшие истины». Многие о чём-то таком заговорили после его гибели. Людей интересовала и глубинная сущность СашБаша и его характер – вещи, которые датами не объяснишь. Поэтому-то, наверное, стандартной биографии – учился-родился-женился здесь не получится – придётся разбираться, что он был за человек такой – Саша Башлачёв.

Налётчик был бывалый ас
О Сашином детстве сказать мне особо нечего. Разве что…
Налетчик был бывалый ас:
Он вывел самолет из пике,
И самолет пришел домой,
Как будто ехал коммюнике.

Первый стих, точнее кусочек стиха. Первый из сохранившихся. Автору тут года три-четыре. Обратите внимание на эту деталь – «ехал коммюнике». Саша, понятно, вообще не имеет представления, что значит это слово, но смело вставляет «коммюнике» в стих. А что? Ритмика-то соблюдена! Кстати, через год маленького Сашу впервые поведут к психиатру – из-за способности верно перемножать в уме большие числа.
Школьных воспоминаний о нём практически нет – вынужден оставить на откуп вашему воображению его первые драки и влюблённости. Впрочем, кое-что о его влюблённостях сказать можно, хотя и по более поздним воспоминаниям. Например, СашБаш тогда предпочитал один тип девушек – длиннолицых, худеньких и длинноволосых, причём непременно с русыми волосами.
Александр Башлачев - полная биографияВ 1977 г., после школы Саша работал на Череповецком металлургическом комбинате. Художником. Рисование вместо физической работы, впрочем, стало для него характерным – он рисовал «кося» военку, рисовал и отлынивая от работ в колхозе. В 1978 г. он поступает в УрГУ, на журфак. По воспоминаниям Марины Паршуковой, однокурсницы он тогда заметно нервничал, поскольку поступал второй раз. Значит в первый – в 1977 г. на экзаменах он провалился, и его кто-то устроил на комбинат – перекантоваться до новой абитуры. В абитуре он был примерно на год старше других, невысокий, тонкий и худощавый юноша, влюблявший в себя буквально всех вокруг. Он сильно выделялся – «каблуковыми» ботинками, джинсовым прикидом, длинной гривой вьющихся волос и золотой фиксой взамен выбитого зуба.

Идут переходные звери
Учёба давалась Саше легко, окружающие любили его. Витя Мещеряков, экс-однокурсник вспоминал, что «отказать ему было просто невозможно!». Таня Халяпина позже говорила: «Сашка был настолько лапа! Ни один эпизод, связанный с ним, не вспоминается с негативом». Саша Башлачёв тогда это ещё не «человек поющий», но, скорее по выражению Задерия «человек-праздник».
Особенностью СашБаша в УрГУ стала проявившаяся впоследствии и в творчестве страсть к мистификациям. Так, по воспоминаниям Соловьёва Саша со своим другом Измайловым выдумали целое течение вокруг вымышленного художника – Льва Давыдовича Перловича. Они уверяли всех, что Перлович ровесник Пушкина, известный художник-параллелепипедист и каждый день рисовали «его картины». Параллелепипеды, уложенные друг на друга — полотно «Любовь», шесть кирпичей на верёвках – картина «И я бы мог» — по ремарке Пушкина на казнь декабристов. По другим воспоминаниям, среди них был «кирпичинный клин» — «Летят перелётные птицы», и нестройный караван параллелепипедов на плоскости – «Идут переходные звери». Единственной непараллелепипедной работой «Перловича» был шар на картинке «Падла!». Башлачёв, по-видимому, рисовал, Саша Измайлов был «гидом» — рассказывал о композиции, её тонком равновесии, цветовых гаммах, поясняя, что если «кирпичики» нарисованы синим – перед вами работы голубого периода, а если использовано несколько цветов, то речь шла о синтезе или эклектике.
Часть 2

Александр Башлачев — полная биография

Биография Александра Николаевича Башлачева

Александр Николаевич Башлачёв родился 27 мая 1960 года в г. Череповеце Вологодской области, в простой семье. Отец его, Башлачев Николай Алексеевич (1936 г.р.), работал на Череповецком металлургическом заводе в теплосиловом цеху, начальником участка. Мать, Башлачева Нелли Николаевна — в школе рабочей молодёжи №4, преподавателем химии.

В период с 1967 по 1977 Александр учился в средней школе города Череповца. В 1977 году пошёл работать на Череповецкий металлургический комбинат, художником. Но уже в 1978 году уволился и поступил в Уральский государственный университет в Свердловске, на факультет журналистики. Во время отдыха часто ездил домой в Череповец, где помогал местной группе Рок-Сентябрь и писал для них тексты.

В 1983 году появляются первые известные песни. «Грибоедовский вальс» — одна из первых его сочинений, спетых им самим. В этом же году Башлачёв закончил учёбу в университете и вернулся на родину, в Череповец. Поработав в местной молодёжной газете «Коммунист», он написал немало проблемных статей о рок-н-ролле.

В мае 1984 года Башлачёв посетил питерский рок-фестиваль, где, по слухам, купил себе гитару. В этом же году в сентябре на квартире у своего друга Леонида Парфёнова познакомился с опальным в ту пору музыкальным критиком и журналистом Артемием Троицким, где чуть позже показал ему свои песни. Троцкого очень заинтересовало творчество Башлачёва и он пригласил его сначало в Москву, а потом в Питер на квартирники. В Петербурге Александру Башлачёву понравилось и он решил здесь остаться. «В Москве можно жить, а в Лениниграде стоит жить!» — говорил поэт. После этого Башлачёв играет множество квартирников по всей стране и особенно в Питере, но не появляясь на публике.

В марте 1985 года в зале медицинского училища состоялось первое публичное выступление, где он вместе с Юрием Шевчуком спел несколько песен на неофициальном концерте, которые в 1995 году будут изданы фирмой «Manchester Files» на совместном альбоме под названием «Кочегарка». В 1985 году на студии Алексея Вишни в Ленинграде записал альбом «Третья столица». В 1886 он переезжает в Ленинград, где вступает в местный рок-клуби устроился работать в знаменитой котельной «Камчатка».

Январь 1986 года необычайно активный концертный месяц, в течении которого были произведены две записи, впоследствии рассматриваемые издателями как студийные — запись на домашней студии А.Агеева и запись концерта в Театре на Таганке.

В апреле 1986 года на домашней студии А.Липницкого на Николиной горе был записан альбом «Вечный Пост». Оригинал, которого Башлачёв затёр в октябре того же года. В мае, в Череповце была написана последняя из сохранившихся песен — «Вишня»

В начале 1987 года Башлачёв дал несколько квартирных концертов. В период с марта по май Александр снимается в документальном фильме А.Учителя — «Рок». Но неожиданно для всех в процессе съёмок отказывается от своей роли и из фильма вырезаются все кадры с участием Башлачёва.

С 3 по 7 июня в Питере проходил пятый рок-фестиваль, на котором учавствовал Александр Башлачёв и где получил приз «Надежда». Некоторые кадры, снятые во время выступления Башлачёва вошли в уже упомянутый фильм «Рок». После этого Башлачев появился на фестивале в подмосковной Черноголовке, принял участие в работе над фильмом Петра Солдатенкова «Барды проходных дворов» (или «Барды покидают дворы», в прокате назывался «Игра с неизвестным»), однако по неясным причинам в последний момент отказался сниматься. В августе поэт написал последнюю свою песню, которая, к сожалению, не сохранилась. К сожалению, предпринятая тогда же попытка профессионально записать Башлачева для пластинки на ленинградском отделении «Мелодии» так и не удалась.

В последний год своей жизни он явно испытывал внутренний кризис, причины которого остались не до конца ясны. Возможно, это была неадекватность восприятия. Он совершал неоднократные попытки самоубийства (одну из них — накануне пятого рок-фестиваля).

В начале 1988 в настроении Башлачева, казалось, наступил просвет: он дал несколько концертов в Москве и запланировал свои новые выступления. Последним был концерт на квартире Марины Тимашевой, 29 января. Но, к сожалению, 17 февраля 1988 года Александр Николаевич Башлачёв, по возращению в Петербург, покончил с собой, выбросившись с девятого этажа квартиры на проспекте Кузнецова, где он тогда жил. Очевидно, что решение это было принято не под влиянием момента, а стало результатом мучительного выбора. Похоронен под Питером на Ковалевском кладбище.

За короткий промежуток времени Башлачев создал более шестидесяти песен, принадлежащих к его «золотому запасу». Хотя на формирование его стиля и поэтического языка, без сомнений, повлияла песенная поэзия Высоцкого и Галича, песни Гребенщикова и Науменко, поэтические эксперименты начала века и древнерусская эпическая поэзия, Башлачев создал свой собственный художественный мир.

В 1991 петербургское издательство «Новый Геликон» выпустило единственное на сегодня собрание песен и стихов Башлачева «Посошок». Начиная с 1989 вышло более двух десятков пластинок, кассет и компакт-дисков с записями Башлачева.

Он стал одним из наиболее значительных явлений в отечественной рок-музыке. В его многослойных, полных неожиданных ассоциаций, парадоксального юмора и виртуозной игры словами, смелых рифм и сложных размеров стихах-песнях причудливо переплелись архаика и современность, былинные сюжеты и реалии рок-бытия, высокая трагедия и откровенное скоморошество.

Лев Наумов. Александр Башлачев: человек поющий

27 мая 2010 года исполнилось 50 лет со дня рождения поэта и музыканта Александра Башлачева Специально к его юбилею издательство «Амфора» выпустило книгу Льва Наумова — «Александр Башлачев: человек поющий», в которую вошли все стихи (включая прежде не публиковавшиеся), наиболее полная биография Александра Башлачева, редкие интервью, материалы и фотографии из семейного архива. «Прочтение» публикует отрывок из биографического раздела книги о последнем месяце жизни Башлачева.

14 января состоялся концерт у Егора Егорова в Москве, у станции метро «Речной вокзал». Запись, которую производил там Олег Коврига, частично издана на альбомах «Башлачёв VI» (треки и «Башлачёв VII» (треки Историю организации этого концерта рассказывает Олег: «В декабре 1987 года мы устроили концерт «Среднерусской Возвышенности» в общежитии ГИТИСа. Поскольку организация такого рода мероприятий всё ещё числилась «незаконным промыслом», я договорился с определённым числом людей, с которыми мы уже провели немало концертов, сколько (примерно) каждый обязуется привести народу и, соответственно, сколько денег он сдаёт в «кассу», а билетов не делали вообще, дабы нас нельзя было «поймать за хвост». В результате я «влетел» на 170 рублей. На тот момент это было полторы моих месячных зарплаты. Я составил таблицу. В левой колонке было имя человека, с которым мы договаривались, в средней — число людей, которых он должен был привести, а в правой — число реально приведённых им людей. Внизу был подведён печальный итог. Я показал эту таблицу всем действующим лицам, не обозначая словами, чего я от них хочу. Все расстраивались и качали головами. Хотя это были лучшие люди, на которых можно было положиться в большей степени, чем на других. И только Егор Егоров, дружок мой, посмотрев на эту таблицу секунд пять, сказал: «Так, всё понятно. Но денег у меня сейчас, как ты понимаешь, нет — как, естественно, не было их и у всех остальных — зато сейчас у меня в квартире можно что-нибудь устроить. Давай попробуем частично восполнить потери таким путём». Я нашёл Сашу: «Давай, — говорю, — ещё один квартирник устроим». Саша отвечает: «Давай. Только, если получится, можно попробовать собрать не двадцать пять рублей, как обычно, а сорок? Извини, что торгуюсь». К этому моменту инфляция уже продвинулась довольно далеко, и его просьба была вполне оправданной. «Конечно, — говорю, — попробуем. Правда, должен тебе честно сказать. » — и изложил ему наш с Егором коварный план. «На это могу тебе тоже честно сказать, что, если бы мне сейчас не были нужны деньги, я бы выступать не стал. На самом деле, мне сейчас петь совершенно не хочется». В результате состоялся концерт, я его записывал. Правда, звук там не очень, потому что Саша случайно ударил гитарой по микрофону и развернул его. А я подумал: «Сколько уж раз писали, не буду я лезть туда. Пускай пишется, как оно есть». А зря. Перед концертом я предложил ему водки. А он говорит: «Нет, я сейчас не буду. Но ты там припрячь где-нибудь для меня». Надо сказать, что он перед своими концертами почти никогда не пил, а если и пил, то мало. Не потому, что ему не хотелось — он это дело тоже любил. Просто он спеть хотел хорошо и не хотел смазывать песни. После концерта мы с Сашей выпили (тайком от Насти, с которой он туда пришёл). Я ему, естественно, отдал сорок рублей, а не двадцать пять. Он спрашивает: «Ну, как, тебе-то удалось как-то восполнить потери?» Я говорю: «Удалось, удалось. » «А пел-то я хоть ничего?» Я отвечаю: «Хорошо, конечно, пел. Правда, я в последнее время больше люблю потом слушать это в записи, а на концерте воспринимаю хуже». «Да, я тоже. »»

22 января состоялся квартирный концерт около станции метро «Коломенская». Запись этого мероприятия производил Олег Величко.

Приблизительно 24 января у Олега Ковриги состоялся следующий разговор с Александром. Рассказывает Олег: «Мы с Мишей Симоновым договорились, что надо обязательно записать Башлачёва в студии. Ну, сколько, в конце концов, можно тянуть? Время идёт, а записи, в основном, квартирные, на подручных средствах. Миша говорит: „Давай недели через две. Мне ещё надо достать то-то и то-то“. Я Саше говорю: „Всё. Давай тебя запишем по-нормальному, в студии“. „Давай. Но только в течение трёх дней“. Я говорю: „Не успеем за три дня. Надо ещё чего-то достать. Давай недели через две“. „Нет. Не могу. Только три дня. Извини“. Я тогда очень удивился. Понятно было, что он не выпендривается, потому что он никогда не выпендривался. Это не было ему свойственно».

26 января Башлачёв дал концерт в Институте элементно-органических соединений Академии Наук СССР на улице Вавилова, в котором работал Олег Коврига: «Они пришли в ИНЭОС с Настей и её подругой Светой. Мы со Светой пили спирт. Настя, естественно, не пила, потому что была беременна. А Саша на нас смотрел, смотрел — и говорит: „Ладно, налейте и мне немножко водки“. Поскольку всё это происходило в химической лаборатории, я ему налил в маленькую мензурку, из которых мы там пили. Он её в руку взял: „Это, случайно, не цианистый калий?“ — спрашивает. „Нет“. „И пью я цианистый калий, и ем я цианистый кал. “ После концерта, когда было выпито уже довольно много, Саша увидел восковую грушу, попробовал её куснуть, но груша-то была ненастоящая, и он кинул её куда-то, куда глаза глядят. Хорошо, что не попал в вакуумную установку». Вспоминает Илья Смирнов: «Там угощали спиртом, но Башлачёв как раз был совершенно не склонен напиваться, ему и так было весело. [Когда мы поехали по домам] На «Ленинском проспекте» в вагон метро сел какой-то невероятный мужичок, гораздо более поддатый, чем все мы вместе взятые, в тулупе, застёгнутом не на те пуговицы, на которые положено, криво надетом треухе. И Башлачёв говорит: «Вот он, „Батька-топорище“!»

Марина Тимашева рассказывает: «Потом он сказал, что хочет у меня играть ещё один квартирный концерт. Но на следующий день я должна была рано утром улетать на самолёте в командировку по своим театральным делам. Плюс он позвонил буквально за день, то есть было ещё и трудно найти людей с деньгами, плюс я была смертельно простужена. Я ему говорю: „Давай я с кем-нибудь из ребят договорюсь, не в моей квартире, но устроимся“. И в первый раз в жизни он вдруг как-то странно и капризно сказал: „Нет, хочу у тебя!“ Отказать ему я не могла». В результате 29 января дома у Марины состоялся один из последних концертов Башлачёва. Его записывал Маринин муж, Сергей Тимашев, и часть песен, исполненных тогда, издана на альбоме «Башлачёв VII» (треки Марина продолжает: «Он начал, как водится, с более или менее ранних песен, улыбался, а потом я с кухни слышу, что он поёт в такой последовательности: сначала „Когда мы вдвоём“, потом, не останавливаясь, через гитарный перебор поёт „Ванюшу“, и дальше, без остановки — „Посошок“. И я понимаю, что эта последовательность песен мне не нравится, потому что в ней есть логика. То есть, сначала человек пишет прощальное письмо кому-то, потом он рассказывает историю смерти, а потом поёт про посошок, про отпевание, про загробную жизнь». На этом выступлении коду своей известнейшей песни «Время колокольчиков» Александр исполнил без слов «я люблю» и, заменив «рок-н-ролл» на «свистопляс».

Александр не собирался в Ленинград, но Евгения Каменецкая решила менять свою квартиру, в которой он был прописан. При этом у неё украли сумку, где находились их паспорта. Башлачёву нужно было приехать для того, чтобы восстановить документ. Кроме того, пришло время забрать из «Камчатки» зарплату за несколько месяцев. Александр поехал 3 февраля.

В феврале Александр ходил в гости к Виктору Тихомирову. Виктор с Владимиром Шинкарёвым написали сценарий фильма «Город», в котором была роль специально для Башлачёва. Виктор рассказывает: «Мы писали про него, это однозначно. Вот есть художник, который приходит, показывает свои картинки, но в принципе на него всем, в общем-то, наплевать, у всех своего добра полно, и ему предстоит путь такого медленного продвижения. А есть люди, которым ничего не надо доказывать, они просто один раз появились, и все сразу же всё поняли. Сразу же сверкнул бриллиант — и всё, как Башлачёв». Вспоминает Владимир Шинкарёв: «Он был очень смурным и маловменяемым. Как большой ребёнок, пассивный такой. Помню, он стоит за спиной у Тихомирова, именно как ребёнок, Тихомиров рисует что-то. Он в каком-то ступоре был. Отчего б не сыграть в фильме? Не думаю, чтобы он даже сценарий целиком прочёл, только относящиеся к нему страницы». Виктор Тихомиров продолжает: «Сидел так, листал, вроде как внимательно читал [см. фото 38], но каких-то реакций не было. У нас же там много смешных мест, ещё чего-то, но никаких реакций. Он так лучезарно улыбался, читал себе и читал дальше. Согласился сниматься, всё нормально. Сказал, что нравится. Дальше стал песни петь, играя на моей гитаре». Тогда состоялся второй концерт Башлачёва у Виктора Тихомирова. На него пришли также Александр Флоренский с женой, режиссёр фильма «Город» Александр Бурцев и другие. Вспоминает Александр Флоренский: «Я ему сказал: „Мне кажется, что это очень хорошо“. Он ответил: „Тебе я верю“ [ударение на слово „тебе“]».

Казалось бы, Александр уже легко собирал большие аудитории, в квартиры набивались слушатели до отказа. Была запланирована совместная запись с одним из ведущих отечественных гитаристов Сергеем Вороновым, работавшим в группе Стаса Намина и выступавшим, в частности, с Питером Гэбриелом, Кенни Логгинсом, Литтл Стивеном, Лу Ридом, не говоря уже о его участии в «Лиге Блюза». Сергей приехал в Ленинград именно для работы с Башлачёвым, а попал на его похороны. Он вспоминает: «У нас была идея сделать нормальный альбом. Мы ориентировались, насколько я помню, на что-то вроде „Dire Straits“, такая минорная музыка. Я думаю, получилось бы хорошо, но что уж сейчас говорить. Тогда ещё не было мобильных телефонов. Я приехал к нашему общему другу Марику, который жил на Невском проспекте. Смотрю — все девушки в чёрном. »

Вспоминает Виктор Тихомиров: «В самом начале знакомства он был вполне нормальный парень, выражался лаконично, немногословный такой был, не болтун, но, по крайней мере, внятно и рассудительно говорил. А вот в конце знакомства уже невозможно даже было с ним договориться о встрече. Например, мы договариваемся, а он придёт на час позже или не туда придёт. Поведение странное, не говоря уже о том, что просто иногда стал заговариваться. Вот [приблизительно 14 февраля], он куда-то пропал. Мы поехали с Марьяной Цой к нему домой, сказать, что ему надо сниматься в фильме 17 февраля и ещё, что через день у него должен быть большой концерт в ДК Пищевиков, Марьяна договорилась. Мы пришли, а он спит за шкафом, на какой-то газетке, без штанов, в солдатской белой рубахе. Разбудить его было невозможно. Мы его жене всё сказали, она говорит: „Я всё передам“».

Рассказывает Анастасия Рахлина: «Я должна была приехать 17 февраля, но он знал, что я не приеду. Мы разговаривали по телефону в понедельник, 15 февраля. Я легла в больницу на обследование. Наш разговор закончился его словами: „Береги дитя“. Но поскольку он всё время очень странно разговаривал, я решила, что он просто опять со мной странно поговорил».

Виктор Тихомиров продолжает: «Ему всё равно почему-то было трудно с жильём или как-то не очень было уютно, а у меня в мастерской ему нравилось. Он пришёл, чтобы у меня пожить до съёмок в мастерской. Я его забрал к себе именно с тем, чтобы он никуда не слинял, и чтобы его снимать. Он пришёл, а меня вдруг в Новгород вызывают». К Виктору зашёл его друг, Евгений Захаров, и Тихомиров попросил его отвезти Александра домой на своей машине. Разговор по дороге не клеился, Башлачёв был погружён в себя. Евгений привёз Александра в дом на улице Кузнецова. В квартире никого не было. По воспоминаниям Евгения, когда Башлачёв открыл дверь, то даже отшатнулся — там было темно и холодно. Выхоложенная квартира производила впечатление склепа. Захаров предложил Александру поехать к нему в гости, на Бухарестскую улицу. Башлачёв согласился. На следующий день утром Евгений отвёз его на «Ленфильм».

Рассказывает Вячеслав Егоров: «[16 февраля] он зашёл на три минуты, просто забрать какую-то свою вещь. Я бросил ему вслед: „Ну, пока“. Он сказал: „Не, я не прощаюсь“. И я в тот момент просто подумал, что, наверное, он вскоре вернётся: „Почему, — говорю, — не прощаешься?“ Он повторил: „Не прощаюсь“. И ушел. И всё. Я тут же куда-то уехал с „Аквариумом“, вернулся вечером, и наутро мне позвонили, сказали, что произошло. В том, как он со мной расстался — „не прощаюсь“ — был намек. Я и тогда почувствовал что-то важное в его словах, но не мог допустить и мысли. И, в то же время, не был очень удивлен происшедшим, это было неотъемлемой частью его философии. Он решил пойти до конца».

Съёмки Башлачёва для фильма «Город» были назначены на 17 февраля в мастерской Виктора Тихомирова. Виктор вспоминает: «У нас вся съёмочная группа здесь сидела. Мы уже сняли обратные планы. Посадили человека, похожего на него, с гитарой, чтобы снимать толпу, а он так краешком как бы в кадре и что-то на гитаре играет. Думаем, в монтаже пригодится. Лица там снимали, реакции всякие, якобы, на игру его, хотя его самого ещё не было. Потом пришла Марьяна и сказала: „Не ждите“».

17 февраля Александр Башлачёв покончил с собой, выбросившись из окна восьмого этажа квартиры Евгении Каменецкой в Ленинграде.

Александр говорил в интервью Андрею Кнышеву: «Понимаете, самое главное, когда человек скажет: „Ты спел, и мне хочется жить“, — мне после этого тоже хочется жить. А вот когда человек говорит: „Мне не хочется жить“, — я бессилен. Если мне плохо, и ко мне придёт кто-то, кому тоже плохо, нам не станет от этого хорошо. Мне не станет хорошо от того, что кому-то плохо. Мне — не станет. Поэтому нытик разрушает, не создаёт. Но раз он уже ноет, значит, у него уже болит, значит, он запоёт, в конце концов. Своей болью запоёт он. Когда человек начал петь, это был плач сначала».

Вспоминает Александр Измайлов: «Когда-то в невнятное время и в невнятном месте мы с Сашей разговаривали, и я теперь не помню, разговаривали ли мы, или это я сочиняю прошлый разговор. Саша говорил, что хотел бы написать роман о человеке, который от начала до конца поставил свою жизнь как спектакль. Этот великий актёр, чтобы доказать окончательную подлинность своих убеждений, погибает по собственной воле. За то, чтобы ему поверили, он назначает цену собственной жизни. И ещё что-то вспоминаю, почти не слыша его голоса: „Перед смертью не лгут, и вся жизнь станет правдой, если сознательно прошла перед смертью. “»

Фотография Алексея Гайдая с сайта Льва Наумова Homo Cantans — человек поющий

Александр Башлачев - полная биография

книги: Башлачёв Александр — «Человек поющий. Стихи. Биография. Материалы» (кн.) (2-е издание)

Издательство: Амфора, 2013.

Вес: 500 г.

Краткое описание:
543 с.: ил. Твердый переплет.
Составитель книги, автор биографии — Лев Наумов.

В издательстве «Амфора» вышло в свет второе, исправленное и дополненное издание книги Льва Наумова «Александр Башлачёв – человек поющий. Стихи. Биография. Материалы». Как и прежде, издание включает в себя самое полное на данный момент собрание стихотворений Александра (13 текстов публикуются впервые), подробнейшую биографию, список выступлений, перечень аудио- и видео-изданий, библиографию и все интервью, которые успел дать поэт. Дополнительную ценность книге придает то, что подавляющее большинство стихов приводится в виде транскрипций рукописей и правленных автором документов.

Обновления коснулись решительно всех разделов книги, и её объём увеличился более чем на сто страниц, даже не считая врезок с фотографиями. Основные изменения (для тех, кто представляет себе предыдущую редакцию):
Очень существенно исправлена и дополнена биография поэта. Львиная доля работы пришлась именно на этот раздел.
Помимо одиннадцати стихотворений, которые впервые были опубликованы в первом издании, добавлены ещё два не публиковавшихся ранее текста.
Десять стихотворений приводятся теперь в более поздней редакции, поскольку был найден новый источник.
Биография теперь проиллюстрирована диаграммой передвижений Башлачёва по стране, что делает её изучение более наглядным.
В новой книге вдвое больше врезок с фотографиями из архивов семьи и друзей поэта. При этом некоторые из тех, что были включены в первое издание, заменены.
Раздел «Материалы» исправлен, дополнен и актуализирован на 2012 год.
Интервью Башлачёва Игорю Леонову теперь приводится по более полной и менее подвергнутой цензуре версии его публикации.

Александр Николаевич Башлачев

БАШЛАЧЕВ Александр Николаевич (27 мая 1962, Череповец —17 февраля 1988, Ленинград), российский поэт, рок-музыкант, автор песен.

В 1982 окончил факультет журналистики Уральского университета в Свердловске, после чего вернулся в родной Череповец и работал в местных молодежных газетах. В этот период он близко сошелся с местным рок-сообществом, публиковал проблемные статьи о рок-н-ролле. Примерно в 1983 он неожиданно для многих начал писать стихи, сразу же поразившие всех, кто их слышал. В сентябре 1984 состоялась его встреча с опальным в ту пору музыкальным критиком и журналистом Артемием Троицким, который поддержал молодого автора. Месяцем позже Башлачев уже оставил Череповец и весь следующий год колесил по стране, поражая своих почитателей все новыми и новыми песнями. В марте 1985 состоялось его первое публичное выступление в Ленинграде, когда он, вместе с Юрием Шевчуком, спел несколько песен на неофициальном концерте (запись этого концерта в 1995 была издана фирмой «Manchester Files» под названием «Кочегарка»). В 1986 он переехал в Ленинград, где вступил в местный рок-клуб. Башлачев участвовал в устном выпуске журнала «Рокси», работал в знаменитой котельной «Камчатка» и выступил на 5-м Ленинградском рок-фестивале в июне 1987 — фрагменты его выступления были отсняты для фильма «Рок».

Тем же летом принял участие в работе над фильмом «Барды проходных дворов» (в прокате — «Игра с неизвестным»), однако по неясным причинам в последний момент отказался сниматься. К сожалению, предпринятая тогда же попытка профессионально записать Башлачева для пластинки на ленинградском отделении «Мелодии» так и не удалась.

В последний год своей жизни он явно испытывал внутренний кризис, причины которого остались не до конца ясны.

В начале 1988 в настроении Башлачева, казалось, наступил просвет: он дал несколько концертов в Москве и запланировал свои новые выступления. Однако 17 февраля, уже по возвращении в Питер, Александр Башлачев покончил с собой, выбросившись из окна квартиры, где он в то время жил, — похоже, что решение это было принято не под влиянием момента, а стало результатом мучительного выбора.

За короткий промежуток времени Башлачев создал около ста песен, принадлежащих к его «золотому запасу». Хотя на формирование его стиля и поэтического языка, без сомнений, повлияла песенная поэзия Высоцкого и Галича, песни Гребенщикова и Науменко, поэтические эксперименты начала века и древнерусская эпическая поэзия, Башлачев создал свой собственный художественный мир.

В 1991 петербургское издательство «Новый Геликон» выпустило единственное на сегодня собрание песен и стихов Башлачева «Посошок». Начиная с 1989 вышло более двух десятков пластинок, кассет и компакт-дисков с записями Башлачева.

Он стал одним из наиболее значительных явлений в отечественном бард-роке. В его многослойных стихах-песнях, полных неожиданных ассоциаций, парадоксального юмора и виртуозной игры словами, смелых рифм и сложных размеров, причудливо переплелись архаика и современность, былинные сюжеты и реалии рок-бытия, высокая трагедия и откровенное скоморошество.

Александр Николаевич Башлачев родился 27 мая 1962 года в городе Череповец. Он был поэтом, автором песен, но нам наиболее известен как рок-музыкант.

В 1982 году Башлачов получил диплом журналиста в Уральском университете города Свердловска. После этого некоторое время работал по специальности в молодежных газетах родного Череповца. Именно в это время его стал интересовать рок-н-ролл. Начиная с 1983 года, Александр Николаевич начинает писать стихи, в это же время появляются его первые песни. Серьезную поддержку молодому автору оказал Артемий Троицкий, опальный музыкальный критик. После встречи с ним Башлачев уехал из Череповца.

Год он ездит по стране, выступает на неофициальных вечерах, так называемых «квартирниках». Первое его выступление на публике состоялось в марте 1985 года, когда он вместе с Юрием Шевчуком спел на неофициальном концерте в Ленинграде.

В 1986 году выступает на нескольких концертах, вступает в ленинградский рок-клуб, в этом же году переезжает жить в северную столицу. В 1987 году выступления музыканта снимают для фильма «Рок». В этом же году летом он работает над фильмом «Барды проходных дворов», но отказывается сниматься по неизвестным причинам. Тогда же была предпринята попытка сделать профессиональную запись для пластинки, но она тоже провалилась.

Музыкальная карьера Башлачева была стремительна, но кратковременна. 17 февраля 1988 года он покончил собой, выбросившись с девятого этажа из окна квартиры, где проживал. Стоит заметить, что в последний год жизни он находился в глубокой депрессии, о причинах которой ничего не известно.

Тем не менее, Башлачев успел стать автором около ста песен и сформировать свой особый стиль исполнения, на который оказала влияние поэзия некоторых известных исполнителей того времени. Единственное собрание его песен и стихов было выпущено в 1991 году под названием «Посошок».

Башлачев Александр

Страна:РоссияСтиль:Рок
Поэт и автоp песен Александp Башлачёв был, вне всяких сомнений, одним из наиболее значительных явлений, когда-либо появлявшихся на отечественном музыкально-поэтическом небосклона. Его многослойные, полные неожиданных ассоциаций и отдалённых аллюзий, паpадоксального юмоpа и виpтуозной игpы словами, смелых pифм и сложных pазмеpов стихи-песни, в котоpых аpхаика и совpеменность, былинные сюжеты и pеалии pок-бытия, высокая тpагедия и откpовенное скомоpошество сосуществовали на pавных, пpинадлежат к лучшим стpаницам отечественной поэзии.

Александp Башлачёв pодился 27 мая 1960 в Чеpеповце Вологодской области. В 1982 закончил факультет жуpналистики Уpальского Госудаpственного Унивеpситета в Свеpдловске, после чего веpнулся в Чеpеповец и pаботал в местных молодежных газетах. В этот пеpиод он близко сошёлся с местным pок-сообществом, публиковал пpоблемные статьи о pок-н-pолле и даже писал тексты для главной чеpеповецкой гpуппы РОК-СЕНТЯБРЬ. Пpимеpно в 1983 он, неожиданно для многих (а, возможно, и для себя) начал сочинять свои стихи, сpазу же поpазившие всех, кто их слышал. В сентябpе 1984 состоялась его встpеча с опальным в ту поpу музыкальным кpитиком и жуpналистом Аpтемием Тpоицким, котоpый поддеpжал и воодушевил его. Месяцем позже Башлачёв уже оставил Чеpеповец и весь следующий год колесил по стpане, поpажая своих почитателей все новыми и новыми песнями.

В маpте 1985 состоялось его пеpвое публичное выступление в Ленингpаде, когда он, вместе с Юpием Шевчуком (DDT), спел несколько песен на неофициальном концеpте в зале Медицинского училища (запись этого концеpта в 1995 была издана фиpмой Manchester Files под названием «Кочегаpка».), а в том же мае в домашней студии Алёши Вишни записал, фактически, свой первый альбом «Третья Столица», в который вошла едва ли не большая часть его тогдашнего репертуара. На следующий год он окончательно выбpал местом жительства Ленингpад, pаботал в знаменитой котельной «Камчатка», вступил в Рок-клуб, дал пространное интервью ежемесячнику РИО, участвовал в устном выпуске жуpнала «Рокси» и выступил на V Ленингpадском Рок-фестивале в июне 1987 — фpагменты его выступления были отсняты для фильма Алексея Учителя «Рок» (1988).

Тем же летом Башлачёв появился на фестивале в подмосковной Чеpноголовке, пpинял участие в pаботе над фильмом Петpа Солдатенкова «Баpды пpоходных двоpов» (в пpокате — «Игpа с неизвестным»), однако, по неясным пpичинам в последний момент отказался сниматься, а в октябpе выступил на семинаpе pок-клубов в Свеpдловске. К сожалению, пpедпpинятая тогда же попытка пpофессионально записать Башлачёва (СашБаша, как звали его все дpузья) для пластинки на ленингpадской «Мелодии» (на втоpой стоpоне должен был звучать Юрий Наумов) так и не увенчались успехом.

В последний год своей жизни он явно испытывал внутpенний кpизис, пpичины котоpого не до конца откpылись и сегодня, хотя, возможно, взойдя на свой поэтический Олимп, он оказался там в психологической изоляции, испытывая дефицит адекватного понимания.

В начале 1988 в настpоении СашБаша, казалось, наступил пpосвет: он дал несколько концеpтов в Москве (один из котоpых, в ДК МЭИ 9.01.88 даже был заснят на видео) и был с востоpгом пpинят большой аудитоpией, планиpовал новые концеpты, однако, 17 февpаля, уже по возвpащении в Питеp Александp Башлачёв покончил с собой, выбpосившись из окна кваpтиpы, где он в то вpемя жил — похоже, что pешение это было пpинято не под влиянием момента, а стало pезультатом долгого и мучительного выбоpа. Позднее в том же году pодился его сын Егоp.

За коpоткий пpомежуток вpемени Башлачёв создал более шестидесяти песен, пpинадлежащих к его «золотому запасу». Хотя на фоpмиpование его стиля и поэтического языка, без сомнений, повлияла песенная поэзия Высоцкого и Галича, песни Гpебенщикова и Науменко, поэтические экспеpименты начала века и дpевнеpусская эпическая поэзия, Башлачёв создал свой собственный художественный миp.

Его влияние заметно во многих песнях Константина Кинчева (АЛИСА), Виктора Цоя (КИНО), Дмитрия Ревякина (КАЛИНОВ МОСТ), Святослава Задеpия (НАТЕ!) и многих дpугих. В ноябpе 1988 на арене Двоpца Споpта в Лужниках состоялся гpандиозный концеpт его памяти, участие в котоpом пpиняли пpактически все звёзды отечественного pока — пожалуй, в последний pаз вместе. Московский кpитик Илья Смиpнов, один из оpганизатоpов этого концеpта, очень точно опpеделил этот пеpиод pомантического единства на отечественной рок-сцене башлачёвским выpажением «Вpемя колокольчиков».

В 1990 писатель Александр Житинский выпустил в питеpском издательстве «Лира» первое (и ещё долго остававшееся единственным) собpание песен и стихов Башлачёва «Посошок». Помимо того, его позия, а также воспоминания о поэте его друзей, знакомых и университетских соучеников, печатались в различных газетах и журналах. Лишь в 1997 в Москве свет увидело полное собрание сочинений Башлачёва.

Начиная с 1989, когда московский звукорежиссёр и коллекционер Александр Агеев выпустил на «Мелодии» под названием «Вpемя колокольчиков» фрагмент сделанной им в начале 1986 трёхчасовой записи башлачёвского выступления, вышло более двух десятков пластинок, кассет и компакт-дисков с песнями Александра Башлачёва (в-основном, это концертные записи далеко не всегда адекватного качества). Наибольший интерес среди них представляют «Тpетья столица», в 1995 изданная питерской компанией Manchester, и «Концеpт на Таганке», выпущенный на трёх пластинках и двух компакт дисках московской фирмой FeeLee в 1992.

Биография Александра Башлачева

Александр Башлачев - полная биография

Биография Александра Башлачева

Биография, история жизни Александра Башлачева

1960.05.27 — родился в г. Череповце Вологодской области (Отец — Николай Алексеевич Башлачев, начальник одного из цехов череповецкого металлургического завода, Мать — Нелли Николаевна Башлачева, учительница среднеобразовательной школы), где и жил до 1984 года.

1967-1977 — закончил в Череповце среднюю школу.

1977-1978 — работал на Череповецком металлургическом комбинате художником.

1978-1983 — поступил и окончил Уральский государственный университет (г.Свердловск), факультет журналистики. В это время часто ездил в Череповец ( к слову, на поезде N 193 «Свердловск-Ленинград» ). Пишет малозначащие тексты для Череповецкой группы «Рок-Сентябрь».

1983 — появляются первые известные нам песни — в частности, «Грибоедовский вальс».

1983 — после университета вернулся в Череповец, где год проработал в газете с поэтическим названием «Коммунист».

1984.05 — посетил Питерский рок-фестиваль, там купил себе гитару.

1984.09 — в Череповце на квартире своего друга Леонида Парфенова познакомился с Артемом Троицким и показал ему свои песни («Черные дыры», «Поезд N 193» и т. п.), чем очень заинтересовал последнего. Троицкий, будучи истинным ценителем и знатоком как интернационального рока, так и отечественной поэзии, пригласил Башлачева в обе столицы, куда тот и приехал с серией квартирников.

1984-1986 — колесил по стране, играл бесчисленные квартирные концерты в Москве, Питере, Новосибирске, Свердловске и прочих городах отечества, кочевал с места на место, имея при себе гитару и сумку, и пел, и писал песни.

1985.03 — состоялось его первое публичное выступление в Ленинграде, когда он вместе с Юрием Шевчуком спел несколько песен на неофициальном концерте в зале медицинского училища (запись этого концерта была издана фирмой Manchester Files под названием «Кочегарка»). На следующий год он окончательно выбрал местом жительства Ленинград. Там он вступил в местный Рок-клуб, участвовал в устном выпуске журнала «Рокси», работал в знаменитой котельне «Камчатка» и выступил на Пятом Ленинградском фестивале в июне 1987 г., где получил приз «Надежда».

1985 — на студии Леши Вишни в Ленинграде записал альбом «Третья столица».

1986.01 — необычайно активный концертный месяц, в течении которого были произведены две записи, впоследствии рассматриваемые издателями как студийные — запись на домашней студии А.Агеева и запись концерта в Театре на Таганке.

1986.04 — запись на домашней студии А.Липницкого на Николиной горе альбома «Вечный Пост». Оригинал был затерт Башлачевым в октябре того же года. В мае в Череповце написана последняя (из сохранившихся) песня — «Вишня»

1987 — редкие квартирные концерты.

1987.03-05 — съемки в документальном фильме А.Учителя «Рок». В процессе съемок от участия в них отказался.

1987.06 — выступление на пятом Ленинградском рок-фестивале в ЛДМ, выступление на рок-фестивале в Черноголовке.

1987.08 — написана последняя песня. Не сохранилась.

1987.09 — съемки в фильме «Барды покидают дворы» (Киев), от участия в которых в процессе работы отказался.

1988 — серия концертов в Москве. 29 января, на квартире Марины Тимашевой был последний концерт Башлачева.

1988.02.17 — В середине дня, выпал из окна девятого этажа ленинградскадской квартиры на проспекте Кузнецова.Официальная версия — самойбийство. Похоронен в Питере на Ковалевском кладбище (3 квартал, 3 участок).

Последние биографии

Александр Башлачев - полная биографияЛейнер Алена Владимировна (Leyner Alena)
Дата рождения: 11 ноября 1970 года
Место рождения: Москва, СССР
Владелец марки Мастерская классического костюма
Сайт компании : www.mastersuit.ru
https://www.facebook.com/alena.leyner
https://www.instagram.com/alenaleyner/

Лейнер Алена Владимировн.

Александр Башлачев - полная биографияСаламова Амина (Амина Саламова)
[1]Амина Саламова[2]*** (Мидаева Танзила Ильясовна, 12.09.1989г.)- первый международный журналист из Чеченской Республики, член Союза журналистов России, член Всероссийской политической партии ‘Единая Россия’ и Общероссийского народного фронта .

Окончила Грозненский политехнический техникум .

Александр Башлачев - полная биографияСпиридонов Андрей Алексеевич (Спиридонов А.А.)
Андрей Алексеевич Спиридонов (род. 30 ноября 1983 года, Бугуруслан, Оренбургская область, РСФСР, СССР) – российский, государственный, политический и общественный деятель. Председатель президиума Ассоциации молодых предпринимателей России (2007-2011г.), с 2011 года председатель общественного совета .

Александр Башлачев - полная биографияКузьмиченко Мария Адлександровна
Мария Кузьмиченко родилась 13 декабря 1987 года в городе Тольятти, Самарской области. Когда девочке исполнился 1 год, ее родители вместе с ней переехали на север в Якутию. В возрасте шести лет пошла в первый класс школы №19 города Якутск.

В раннем детстве занималась спортивной гимнастико.

Александр Башлачев - полная биографияАльберт Худоян (Альберт Худоян )
Альберт Худоян — владелец компании “Оптима Девелопмент”, получивший признание за реализацию нескольких масштабных строительных объектов в России. Наибольшую популярность ему принесли проект ЖК “Прайм Парк” в Москве и торговый центр OZ Mall в Краснодаре.

Детство и юношество

Александр Башлачев - полная биографияАлександр Волков Михайлович (Александр Волков)
АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ ВОЛКОВ (род.: 11 сентября 1987, Рязань) — Русский промоутер, менеджер и матчмейкер, основатель Союза Славянских Бойцов RuBoxing Management и лиги смешенных единоборств RBM | Russian Battle Masters. Общественный деятель. Поэт. Расиалист.

Александр Башлачев - полная биографияПутилин Денис Викторович (Бруно)
Настоящие фамилия, имя, отчество: Путилин, Денис Викторович;
Творческий псевдоним:Бруно @putilin_off;
Место рождения: г. Новосибирск, Россия;
Дата рождения: 1978-ой год, 9 июля;
Знак зодиака: Рак; по восточному гороскопу – Лошадь (стихия земля года Ян); планета-покров.

Александр Башлачев - полная биографияПолинский Александр Григорьевич (Полинский)
Александр Григорьевич Полинский (род. 1 ноября 1956, Москва, РСФСР, СССР) — спортивный функционер, генеральный директор Дирекции спортивных и зрелищных мероприятий Москомспорт (2002-2019), генеральный менеджер сборной России по футболу (1999-2002).

В спортивную сферу Александр Полинский пришё.

Александр Башлачев - полная биографияРожков Василий Сергеевич (Четвёртый Июль)
ФИО: Рожков Василий Сергеевич.
ДАТА РОЖДЕНИЯ: 04.07.2001
МЕСТО РОЖДЕНИЯ: РФ Москва

Василий Рожков начал свою карьеру в 16 лет,
За месяц он написал около 100 произведений стихов.
Но какие-то люди пожаловались на его произведение
И его стихи и его самого заблокирова.

Александр Башлачев - полная биографияШувалов Илья (Шувалов Илья)
Илья Шувалов: биография сургутского предпринимателя
Шувалов Илья Вадимович родился летом 1983 года в Ивановской области. Его родители, окончившие местный энергетический институт в 1982 году, по трудовому распределению перебрались вместе с сыном в Сургут, где будущий бизнесмен провел свои детс.

Биографии наших посетителей

Александр Башлачев - полная биографияКрупчак Владимир Ярославович
Владимир Ярославович Крупчак – российский предприниматель, меценат, член Советов директоров Архангельского ЦБК, группы компаний «Титан» и ЗАО «Лесозавод 25». Доктор экономических наук.

Родился Владимир Ярославович 29 января 1958 года в деревне Быково Вилегодского района А.

Александр Башлачев - полная биографияСкоч Владимир
Владимир Скоч: биография миллиардера и филантропа

Скоч Владимир Никитович – российский предприниматель. Он родился в 1933 году в селе Кобыльное Украинской ССР. Окончив школу, будущий миллиардер поступил в Железнодорожное училище №2. Там он обучался специальности «помощник машиниста» и сле.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *