Александра Яковлева — полная биография

Александра Яковлева — полная биография

Александра Яковлева — полная биография

Биография Арины Родионовны Яковлевой

Няня Александра Сергеевича Пушкина, Арина Родионовна Яковлева, родилась 10 (21) апреля 1758 года в деревне Суйда (ныне — село Воскресенское), а точнее — в полуверсте от Суйды, в деревне Лампово Копорского уезда Петербургской губернии. Мать ее, Лукерья Кириллова, и отец, Родион Яковлев, были крепостными, имели семерых детей. Арина было ее домашнее имя, а подлинное — Ирина или Иринья. Как крепостная крестьянка няня фамилии не имела. В документах (ревизские сказки, метрические церковные книги и т.д.) она названа по отцу — Родионовой, а в быту — Родионовной. Родионовной ее именовали уже под старость, как это делается иногда в деревнях. Сам Пушкин ни единого раза не назвал ее по имени, а в письмах писал «няня». В литературе она именуется чаще как Арина Родионовна, без фамилии, либо, реже, под фамилией Яковлева. В одной из поздних публикаций говорится: «Появление в современной литературе о няне А.С. Пушкина фамилии Яковлева, будто бы ей принадлежавшей, ничем не обосновано. Никто из современников поэта Яковлевой ее не называл». Однако, это вопрос спорный, ведь детей называют по отцу, а фамилия ее отца — Яковлев. Иногда, кстати, ее называли также Арина Матвеева — по мужу.

Ребенком она числилась крепостной подпоручика лейб-гвардии Семеновского полка графа Федора Алексеевича Апраксина. В 1759 году Суйду и прилегающие деревни с людьми купил у Апраксина прадед А.С. Пушкина — А.П. Ганнибал. В 1781 году Арина вышла замуж за крестьянина Федора Матвеева (1756-1801), и ей разрешили переехать к мужу в село Кобрино, что неподалеку от Гатчины. Жили они бедно, в хозяйстве не было даже скотины, понятно, почему Арина попросилась в няни. В 1792 г. она была взята бабкой Пушкина Марией Алексеевной Ганнибал в качестве няни для племянника Алексея, сына брата Михаила, а уже в 1795 году Мария Алексеевна дарит Арине Родионовне за безупречную службу отдельную избу в Кобрине. 20 декабря 1797 года у М.А. Ганнибал родилась внучка Ольга (старшая сестра поэта). После ее рождения Арина Родионовна была взята в семью Пушкиных, сменив на этом посту свою родственницу или однофамилицу Ульяну Яковлеву. Арина была кормилицей сестры поэта, няней Пушкина и его брата, вынянчила она и Ольгу, и Александра, и Льва.

Вскоре после рождения дочери Сергей Львович вышел в отставку и переехал с семьей в Москву, где жили его мать, брат и другие родственники. Арина, как кормилица и няня Ольги Сергеевны, уехала вместе с ними. Из церковной записи известно: «в Москве в 1799 году, мая 26-го дня, в день Вознесения» родился у Пушкиных сын Александр. Вскоре Мария Алексеевна решила также перебраться в Москву. В 1800 году она продала Кобрино с людьми, а в 1804 году купила Захарово под Москвой. Арину с семьей и домом, в котором они жили, бабушка исключила из запродажной. Очевидно, Мария Алексеевна договорилась с новыми владельцами, что в этой избе останутся жить на неопределенное время муж и дети Арины Родионовны. Таким образом, няня и ее дети в любое время могли найти приют в родной деревне, что всегда было мечтой каждого крестьянина.

Ситуация не совсем ясная. Одно время было принято считать, что Арине с семьей: мужем, умершим в 1801 от пьянства, и четырьмя детьми Мария Ганнибал то ли подарила, то ли хотела подарить вольную, но Арина от вольной отказалась. Это утверждает в своих воспоминаниях сестра Пушкина Ольга Сергеевна Павлищева. Няня осталась дворовой, то есть «крепостной, взятой на господский двор для обслуживания помещика, его дома». Дочь Арины Родионовны Марья вышла замуж за крепостного и, таким образом, тоже осталась крепостной. Биограф няни А.И. Ульянский утверждает, что дети вольной не получили. Всю жизнь Арина считала себя рабой своих господ; «верной рабой» называет няню в «Дубровском» сам Пушкин, хотя это, конечно, литературный образ. Отпустить на волю семью няни Мария Алексеевна, видимо, собиралась, но не отпустила. Позднее, в Михайловском, судя по спискам, Арина и ее дети снова проходят крепостными. От рождения до смерти она оставалась крепостной: сперва Апраксина, потом Ганнибала, наконец, Пушкиных. И Пушкина, заметим, ситуация вполне устраивала. Никогда, ни одним словом он не затронул этой темы применительно к няне, хотя рабство в общем виде возмущало его гражданские чувства не раз. Важно то, что сама Арина Родионовна и дети ее оказались на некоем особом положении. Она была что-то вроде ключницы: стерегла усадьбу, выполняла поручения господ, ей доверяли, убедившись в ее честности, кое-какие денежные дела. Она «домоправительница», по определению В.В. Набокова, старавшегося объяснить западному читателю ее роль.

После Ольги Арина вынянчила Александра и Льва, но кормилицей была только для Ольги. Набоков вообще называет Арину Родионовну «бывшая няня его сестры». Не одна она, конечно, была няней. Прислуги в доме Пушкиных было много, кормилиц без труда находили в деревне и отсылали обратно, но этой няне доверяли больше других. Мать Пушкина иногда разрешала ей спать в господском доме. Членам ее семьи предоставляли некоторые льготы. На определенное время их отпускали, они могли иметь побочный заработок или помогать по хозяйству родственникам в своей деревне. Позже прислуживать господам взяли и дочь няни Надежду. Позднее в семье Пушкиных родились и умерли младенцами Софья, Павел, Михаил и Платон. Неизвестно, нянчила ли Арина кого-либо из этих детей. Четверо детей Арины Родионовны остались после смерти мужа в Кобрино, а она сама находилась при Марии Алексеевне сначала в Москве среди многочисленной дворни, а после продажи Кобрино — в Захарово. Затем Арина в числе домочадцев переезжает в Михайловское.

«Была она настоящею представительницею русских нянь», — вспоминала об Арине Родионовне Ольга Сергеевна. К детям в господские семьи брали кормилиц и нянь. К мальчикам еще приставляли «дядек» (известно, что у Пушкина был Никита Козлов, верный и преданный «дядька», проводивший поэта до могилы). Эти простые люди любили чужих детей, как своих, отдавали им все, на что способна русская душа. Но в биографиях Пушкина няня затмевает собой Козлова. Первым на это обратил внимание Вересаев: «Как странно! Человек, видимо, горячо был предан Пушкину, любил его, заботился, может быть, не меньше няни Арины Родионовны, сопутствовал ему в течение всей его самостоятельной жизни, а нигде не поминается: ни в письмах Пушкина, ни в письмах его близких. Ни слова о нем — ни хорошего, ни плохого». А ведь именно Козлов на руках принес раненого поэта в дом, он вместе с Александром Тургеневым опустил гроб с телом Пушкина в могилу.

После смерти Марии Алексеевны (27 июня 1818 года) няня проживает у Пушкиных в Петербурге, на лето вместе с ними переезжая в Михайловское. Пушкин называл ее «мамушкой», относился к ней с теплотой и заботливостью.

В 1824-1826 годах Арина Родионовна вместе с Пушкиным прожила в Михайловском, разделив с поэтом его изгнание. В ту пору Пушкин особенно сблизился с няней, с удовольствием слушал ее сказки, записывал с ее слов народные песни. Сюжеты и мотивы услышанного он использовал в творчестве. По признанию поэта, Арина Родионовна была «оригиналом няни Татьяны» из «Евгения Онегина», няни Дубровского. Принято считать, что Арина является прототипом также мамки Ксении в «Борисе Годунове», княгининой мамки («Русалка»), женских образов романа «Арап Петра Великого». В ноябре 1824 г. Пушкин пишет брату: «Знаешь ли мои занятия? до обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!». Известно, что со слов няни Пушкин записал семь сказок, десять песен и несколько народных выражений, хотя слышал от нее, конечно, больше. Поговорки, пословицы, присказки не сходили у нее с языка. Няня знала очень много сказок и передавала их как-то особенно. Именно от нее услышал Пушкин впервые и про избушку на курьих ножках, и сказку о мертвой царевне и семи богатырях.

В январе 1828 года вопреки воле родителей сестра Пушкина вступила в брак с Николаем Ивановичем Павлищевым. Молодые поселились в Петербурге, Ольге Сергеевне теперь, как хозяйке, предстояло вести дом. С родными отношения оставались холодными. Только в марте они согласились выделить ей несколько дворовых. В это время Ольга Сергеевна и решила взять к себе Арину Родионовну. Сделать это она могла только с разрешения родителей, так как своих крепостных не имела. Итак, Арина Родионовна вынуждена была отправиться в Петербург доживать свой век в доме Ольги Сергеевны. Няня приехала к Павлищевым, по-видимому, в начале марта 1828 года, еще по зимнему пути. В последний раз повидала она в Кобрине своего сына Егора, внучку Катерину и других родных.

Пушкин последний раз видел няню в Михайловском 14 сентября 1827 года, за девять месяцев до ее смерти. Арина Родионовна — «добрая подружка бедной юности моей» — скончалась 70 лет от роду, после недолгой болезни 29 июля 1828 года в Петербурге, в доме Ольги Павлищевой (Пушкиной). Долгое время точная дата кончины няни и место ее захоронения были неизвестны. Удивительно, что о месте захоронения Арины Родионовны ничего не было известно сыну Ольги Сергеевны — Льву Николаевичу Павлищеву.

Арина Родионовна родилась и умерла крепостной. На похороны Пушкин не поехал, как, впрочем, и его сестра. Похоронил няню муж Ольги Николай Павлищев, оставив могилу безымянной. На кладбищах к могилам незнатных особ, тем более крепостных, не проявляли должного внимания. Оставленная без присмотра могила няни оказалась вскоре затерянной. Судя по стихотворению Н.М. Языкова «На смерть няни А.С. Пушкина», в 1830 году могилу Арины Родионовны пытались разыскать, но уже тогда не нашли. В Петербурге у няни не было близких родных, не позаботилась о могиле няни и Ольга Сергеевна. Существовали версии, что могила няни в Святогорском монастыре, вблизи могилы поэта, что Арина похоронена на ее родине в Суйде, а также на Большеохтинском кладбище в Петербурге, где одно время даже была установлена плита с надписью вместо имени «Няня Пушкина». Только в 1940 году в результате кропотливых поисков в архивах узнали, что отпевали няню во Владимирской церкви. В метрической книге этой церкви нашли запись от 31 июля 1828 года № 73: «5-го класса чиновника Сергея Пушкина крепостная женщина Ирина Родионова 76 старостию иерей Алексей Нарбеков». Также выяснилось, что погребена она была на Смоленском кладбище. Долго существовавшая версия, о том, что няню похоронили на Большеохтинском кладбище, была отвергнута.

Сведения о жизни и смерти Арины Родионовны невероятно скудны. Мы совсем не знаем, как выглядела реальная женщина, прислуживавшая поэту. Сам Пушкин создал романтический, поэтический миф о няне, замысел поэта продолжили его друзья. Но мы почти не знаем, какой она была в действительности. Современники писали, что она была словоохотлива, болтлива. Поэт Н. Языков, в своих воспоминаниях отмечал неожиданную ее подвижность, несмотря на полноту, — «. она была ласковая, заботливая хлопотунья, неистощимая рассказчица, порой и веселая собутыльница». Описаний ее внешности почти нет, если не считать цитаты из воспоминаний Марии Осиповой «старушка чрезвычайно почтенная — лицом полная, вся седая, страстно любившая своего питомца. » Следующая далее часть фразы в ряде изданий вырезана: «. но с одним грешком — любила выпить».

Уже вскоре после смерти Арины Родионовны Яковлевой началась ее идеализация и преувеличение ее роли в творчестве Пушкина. Возвеличивать няню стали первые пушкинисты, высказывая мысли, созвучные официальной национальной идеологии. Биограф Пушкина П.В. Анненков сообщал: «Родионовна принадлежала к типичнейшим и благороднейшим лицам русского мира. Соединение добродушия и ворчливости, нежного расположения к молодости с притворной строгостью оставили в сердце Пушкина неизгладимое впечатление. . Весь сказочный русский мир был известен ей как нельзя короче, и передавала она его чрезвычайно оригинально». Тот же Анненков ввел в традицию преувеличения вроде: «Знаменитая Арина Родионовна». Он пошел еще дальше: оказывается, Пушкин «посвящал почтенную старушку во все тайны своего гения». И еще: «Александр Сергеевич отзывался о няне, как о последнем своем наставнике, и говорил, что этому учителю он обязан исправлением недостатков своего первоначального французского воспитания». Но сам Пушкин, в отличие от его биографа, нигде не называет няню ни посредницей, ни руководительницей, ни последним наставником, ни учителем. Кстати, слов «проклятое французское воспитание» у Пушкина тоже нет, у него «недостатки проклятого своего воспитания». Из этого заявления поэта следует, что Арина Родионовна, будучи его няней, как и родители, в детстве воспитывала его не слишком хорошо. Пушкин противоречит пушкинистам, утверждающим огромную положительную роль Арины Родионовны в формировании ребенка-поэта.

После 1917 года миф о няне был использован для политической коррекции образа Пушкина как народного поэта. В советской пушкинистике роль няни еще более возрастает. Арина Родионовна поселяется во всех биографиях Пушкина, получает прописку во всех учебниках по русской литературе. В передовице «Правды» 1937 года няня из народа противопоставляется аристократическим родителям и, таким образом, сближает поэта с народом. Оказывается, благодаря няне Пушкин делается близким и понятным простым советским людям. Через год после столетия со дня смерти Пушкина торжественно праздновались еще два юбилея: 180 лет со дня рождения Арины Родионовны и 110 лет со дня ее смерти. В 1974 году, к 175-летию со дня рождения Пушкина, появились «изображения» няни, сделанные художниками. В магнитофонной записи зазвучал голос сказочницы, который «мог напоминать» голос няни. Были предложения установить няне памятник, и он был поставлен в Кобрине и даже в Пскове, где Арина Родионовна, кажется, вовсе не была. В дворянской усадьбе Суйда, вотчине Ганнибалов, на мемориальной доске няня по велению идеологического начальства причислена к родным Пушкина — отцу, матери и сестре. Сейчас очень трудно сказать, какую же на самом деле роль сыграла неграмотная Арина Родионовна в жизни великого поэта. Очевидно, что биографы и друзья поэта непомерно раздули роль крестьянки Арины в формировании детских впечатлений Пушкина. Получается, что няня рассказывала Пушкину сказки, а его биографы стали сочинять сказки о няне. Сейчас уже невозможно выяснить, каков же реальный вклад няни в воспитание поэта.

В июньские Пушкинские дни 1977 года на Смоленском православном кладбище была открыта памятная мемориальная доска. При входе на кладбище в специальной нише на мраморе высечена надпись:

На этом
кладбище
похоронена
Арина Родионовна
няня
А.С. Пушкина
1758-1828
«Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!»

Комментарии к статье:

Автор: Роман
Дата: 2015-02-08 12:53:12

Биография Арины Родионовны — лучшая из тех которые я читал. Много настоящих исследовательских данных. Нет только одного: национальности Няни Поэта. Но все равно очень интересно!

Автор: Татьяна
Дата: 2019-10-04 15:14:51

«Появление в современной литературе о няне А. С. Пушкина фамилии Яковлева, будто бы ей принадлежавшей, ничем не обосновано. Как крепостная крестьянка, няня фамилии не имела. В документах (ревизские сказки, исповедные росписи, метрические церковные книги) она названа по отцу — Родионовой, а в быту — Родионовной. Никто из современников поэта Яковлевой её не называл». Однако эта информация многими не была принята к сведению.

В метрической записи о рождении няни указано, что у крестьянина Родиона Яковлева родилась дочь Ирина. Согласно записи о её браке венчаны крестьянский сын Федор Матвеев и крестьянская дочь Иринья Родионова. Авторы, присваивающие ей фамилии, упускают, что именная формула крепостных крестьян до середины XIX века была обычно двучленной и состояла из личного имени и патронима в форме притяжательного прилагательного с суффиксом -ов[а], -ев[а] (-лев[а]) или -ин[а], к которому иногда добавлялось слово «сын» или «дочь». Суффиксы -ович, -овна, -евич (-левич), -евна (-левна) в отчествах крестьян в официальных документах не использовались до 1917г.

При этом не выявлено каких-либо свидетельств того, что Яковлев и Матвеев — фамилии, а не отчества, соответственно, отца и мужа Арины Родионовны. Кроме того, в пункте 7 ревизской сказки села Михайловского за 1816 год приведена семья овдовевшей няни поэта. В ней сын Ирины Родионовой и Федора Матвеева, став главой семьи, именуется как Егор Федоров, а не Матвеев.

Александра Яковлева

Александра Яковлева - полная биография

Александра Яковлева (в то время еще Иванес) родилась 2 июля 1957 года в Калининграде. О том, что она станет актрисой, девочка знала с детства. Это убеждение ей привила бабушка. Бабушка сама в юности грезила сценой, но поскольку ее мечта так и не осуществилась, то актрисой она решила сделать свою внучку. «Я ращу Сашеньку для сцены», — любила повторять она. Бабушка отдала Сашу на хореографию – чтобы та была пластичной, в музыкальную школу по классу скрипки – чтобы развивать слух, для литературного образования заставила выучить наизусть почти всего Пушкина.

Когда же соседи по коммуналке начинали веселиться, называя девочку Мурлин Мурло, бабушка им в ответ говорила: «Смейтесь, смейтесь, потом будет ее очередь: ведь она действительно станет кинозвездой!» Она оказалась права…

Вступительные экзамены Александра Иванес отправилась сдавать в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. Перед приемной комиссией она прочитала «Медного всадника» и в ответ услышала: «Спасибо, деточка, мы поняли, что русскую поэзию вы знаете и тонко чувствуете». Ее проводили и… не зачислили.

Как можно было подвести бабушку, которая в нее так верила?! Александра, не увидев свою фамилию в списках зачисленных, подловила Товстоногова и бросилась к нему со слезами: «Возьмите меня, бабушка не перенесет, если узнает, что я не поступила». И Товстоногов неожиданно ответил: «Беру. Иди писать сочинение!» Так она оказалась зачисленной на курс народного артиста СССР И. П. Владимирова.

Однако доучиться в институте Александре так и не удалось. За постоянные прогулы и опоздания ее в 1978 году отчислили, и она отправилась в Москву, — поступать в Щукинское училище. Тогда она еще не знала, что в столице ее ждет грандиозный успех…

В то время Георгий Данелия искал в Щукинском училище актрису на роль дочери главного героя фильма «Осенний марафон». Александра решила попробоваться. Данелии она не подошла, но зато он порекомендовал начинающей актрисе пойти к Александру Мите, приступавшему к съемкам «Экипажа».

На роль стюардессы Тамары Митта хотел найти молодую сексуальную актрису. Он уже утвердил Елену Проклову, но за пару дней до съемок выяснилось, что играть она не может из-за занятости в театре. Это была настоящая катастрофа, и появление Александры Яковлевой (псевдоним она взяла по фамилии своего деда, Павла Кондратьевича) оказалось как нельзя кстати.

Картина «Экипаж», едва выйдя на экраны, приковала к себе внимание миллионов зрителей. И дело тут даже не в захватывающем сюжете и не в опытных актерах (Георгий Жженов, Анатолий Васильев, Леонид Филатов и др.) Советского зрителя привлекли эротические сцены с участием Александры Яковлевой и Леонида Филатова, — для того времени немыслимые по откровенности. Стоит заметить, что на съемках Филатов первоначально категорически отказывался раздеваться, а вот Александра не постеснялась обнажиться перед камерой. Мало того, она вела себя настолько раскованно, что Филатов в конце-концов сдался и согласился раздеться до трусов…

После нашумевшего «Экипажа» и еще пары работ в других фильмах Александра Яковлева была утверждена на главную роль Алены Игоревны Саниной в новогоднюю сказку режиссера Константина Бромберга «Чародеи». В этой картине Александра Яковлева хотя и играла одну роль, но создала фактически два совершенно противоположных персонажа – Алену положительную, трогательную возлюбленную Ивана Пухова, и Алену отрицательную, заколдованную в результате интриг. Причем отрицательный персонаж у актрисы получился ярче, убедительнее. Наверное, это не случайно. Александра Яковлева всегда отличалась сложным характером, что приводило к скандалам. Рассказывают, что даже режиссер картины, уставший от ее придирок, однажды в сердцах бросил: «Да, ведьму-то она сыграет, а вот Аленушку – вряд ли!» Непростые отношения сложились у актрисы и с Валентином Гафтом, который в какой то момент даже отказался сниматься вместе с Яковлевой.

Как бы то ни было, а «Чародеи» были сняты и в один миг стали настоящим кинохитом. В фильме присутствовало все, что было необходимо для успеха: увлекательный сюжет, искрометные шутки, прекрасные песни и, конечно же, великолепные актеры. В фильме снялся цвет советского кинематографа – помимо уже упомянутого Гафта роли сыграли: Екатерина Васильева, Александр Абдулов, Семен Фарада, Эммануил Виторган, Валерий Золотухин. Яковлева, несмотря на молодость, выглядела на их фоне очень и очень достойно.

В последующие годы Александра Яковлева много снималась в кино. Были запоминающиеся работы в исторической ленте Ильи Гурина «Россия молодая» (Таисья Рябова), в драме Эрнеста Ясана «Прости» (Наташа), в фильме Самсона Самсонова «Танцплощадка» (Саша) и другие. Но, несомненно, самой яркой стала роль Мисс Дианы Литтл в комедии Аллы Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов» (1997 год).

На эту роль пробовались и Ирина Розанова, и Ольга Кабо, но обе они не подошли. Не была уверена Сурикова и в кандидатуре Яковлевой. Не определившись, режиссер решила показать пробы Андрею Миронову, исполнителю главной мужской роли в этой картине. И он сразу же остановил свой выбор на Яковлевой.

Выбор оказался верным. Александра свою роль сыграла убедительно, в очередной раз продемонстрировав актерский талант. А песни за нее исполнила прекрасная певица Лариса Долина.

Первый раз замуж Александра Яковлева вышла еще, будучи студенткой. Ее избранником стал Валерий Кухарешин, учившийся вместе с ней в ЛГИТМИК. В этом браке у Александры родились дочь Елизавета и сын Кондратий. Но в дальнейшем семейная жизнь Александра и Валерия не сложилась. Прожив вместе пять лет, они разошлись.

Безусловно, такая яркая, неординарная женщина, как Александра Яковлева не могла оставаться без внимания мужского пола. Обворожительной актрисе приписывали многие романы, но сама она все их опровергает.

В 1985 году на съемках фильма «Парашютисты» Александра Яковлева познакомилась с профессиональным спортсменом-парашютистом Калью Аасмяэ. На картине он работал консультантом. Едва заговорив с ним, Александра поняла, что влюбилась. С тех пор они вместе. Выйдя замуж, Александра взяла фамилию мужа.

В 1993 году Александра Евгеньевна дебютировала в качестве режиссера, сняв картину «Паром «Анна Каренина». Она же сыграла в своем фильме главную роль журналистки Жени. На очереди были другие работы в кино. Так на студии «Беларусьфильм» она снималась в роли ведьмы, которую сжигают на костре, а в другой ленте у нее было сразу два образа: девочки и ее моложавой матери. Но этим проекты из-за отсутствия денег так и не были завершены…

В жизни Александры Евгеньевны (теперь уже Аасмяэ) наступил тяжелый период – развал кинематографа, отсутствие каких-либо перспектив. А тут еще в Калининграде умерла ее бабушка. Это в кино она была уверенная, деятельная особа, а в реальной жизни Александра просто растерялась. Не зная, что делать, она обратилась к мэру Калининграда Виталию Шипову с просьбой помочь организовать похороны, и тот ей помог. А уже после похорон мэр неожиданно предложил ей работу заместителя по культуре и туризму.

Александра Евгеньевна вспоминает: «Я в первый момент даже слегка опешила: «Мне – сидеть в мэрии? Я же актриса.» – «А я – капитан первого ранга», – коротко ответил он».

Она согласилась, несмотря на недоумение коллег и скепсис общественности. В нее не верили, считая это блажью, но очень скоро Александра Евгеньевна посрамила всех скептиков, развив на своем новом посту бурную деятельность. Для привлечения в регион туристов ею было предпринято множество эффективных мер. Одна из них — строительство сразу пяти гостиниц европейского уровня.

При непосредственном участии Александры Евгеньевны в Калининграде был организован кинофестиваль «Янтарная пантера». Именно здесь состоялась премьера знаменитой картины Никиты Михалкова «Утомленные солнцем». И то, что первыми фильм увидели калининградцы – заслуга Александры Евгеньевны, сумевшей убедить мэтра отечественного кинематографа.

В 1997 году Александра Евгеньевна Яковлева решила баллотироваться на пост мэра Калининграда. Ее кандидатуру выдвинул коллективом судостроительного завода «Янтарь». Рейтинг Александры Евгеньевны был невероятно высок, поэтому ее конкуренты не пожалели сил и средств, чтобы устроить ей «сладкую жизнь». Она вспоминает: «Пресса травила меня так, что страшно вспомнить! Однажды в одной из городских газет появилась статья о том, как я, наотмечавшись на каком-то банкете, зашла в мужской туалет и там заснула! Пыталась доказать, что все это ложь, передо мной извинялись, но толку-то — выборы я проиграла! Утешает одно — к финишу пришла далеко не последней».

После того, как не вышло с выборами, Александра Аасмяэ решила… пойти учиться. На эту мысль ее еще раньше натолкнул Путин, как-то заметивший, что негоже вице-мэру не иметь технического образования. Александра Евгеньевна окончила Петербургский политехнический институт по специальности «Государственное и муниципальное управление». После окончания учебы она намеревалась заняться строительством, но неожиданно в ее жизни наступил новый поворот.

Александру отправили проходить практику в московский аэропорт «Шереметьево». Она вспоминает: «Я поняла, что все это – не просто так. Судите сами: свою первую роль я сыграла в фильме «Экипаж», большая часть картины снималась в «Шереметьево», я знала здесь каждый закуток. И вот во время практики мне предложили возглавить Управление по общественным связям и работе со СМИ того же «Шереметьево».

Поработав в «Шереметьево», Александра Аасмяэ защитила «на отлично» диплом «Совершенствование системы государственного управления аэропортов в Российской Федерации», после чего стала искать новое место работы. Им стал питерский аэропорт «Пулково», где Александра возглавила службу по управлению качеством и персоналом.

В последние годы Александра Евгеньевна занимает должность заместителя начальника Октябрьской железной дороги по управлению качеством и маркетингу. О своем актерском прошлом она не любит вспоминать. «То, что было раньше, это – другая жизнь, — говорит бывшая актриса. — Там, в телевизоре, не я. Можно назвать это клоном Александры Яковлевой. Та молоденькая актриса мне даже нравится. Какая у нее точеная фигурка, симпатичная мордашка, какие красивые волосы! Порой я сама себя ловлю на мысли: «Господи, да ведь это же я!» Но мысль, даже не оформившись, так же быстро улетает»…

Дочь Александры Евгеньевны Елизавета некоторое время работала в администрации Театра имени Маяковского. Сын Кондрат, отслужив в армии, работал в одном столичном клубе, потом – в агентстве по недвижимости, еще позже – менеджером в туристическом журнале.

Александра Яковлева — биография, информация, личная жизнь

Александра Яковлева

Александра Яковлева - полная биография

Александра Евгеньевна Яковлева (урожденная Иванес). Родилась 2 июля 1957 года в Калининграде. Советская и российская актриса и кинорежиссёр. Общественно-политический деятель.

Александра Иванес родилась 2 июля 1957 года в городе Калининграде.

Свой творческий псевдоним — Александра Яковлева (вместо родной фамилии Иванес) взяла по фамилии своего деда, Павла Кондратьевича Яковлева. Одно время была известна также по фамилии своего третьего мужа — Аасмяэ, хотя никогда не брала ее: «Мы поспорили со сценаристом Сашей Бородянским: «Спорим, все выучат фамилию моего мужа, хотя она сложная». И уговорила поставить ее в титры фильма», — поясняла она.

В детстве занималась танцами. Также училась в музыкальной школе по классу скрипки. Ей было пять лет, когда бабушка объявила: «Саша будет кинозвездой!».

В 1978 году окончила Ленинградский университет театра, музыки и кино, курс народного артиста СССР И. П. Владимирова.

В кино дебютировала в 1979 году и сразу стала звездой — сыграв одну из главных ролей (стюардессу Тамару) в культовом советском фильме-катастрофе «Экипаж» режиссера Александра Митты.

В фильме «Экипаж» с участием Яковлевой и Леонида Филатова была исполнена первая откровенная постельно-эротическая сцена в советском кинематографе. Картина заняла 6-е место проката в 1980 году — более 71,1 миллиона зрителей.

Александра Яковлева в фильме «Экипаж»

Александра Яковлева - полная биография

Далее была работа в мелодраме «Скандальное происшествие в Брикмилле», заметная роль в историческом сериале о Петре Первом «Россия молодая» (Таисья Рябова), трагикомедии «Слёзы капали» (Люся), детском фильме «Шапка Мономаха» (Иванна Михайловна), семейной ленте «Меньший среди братьев» (Алла).

Очередной звездной ролью Александры стала Алена Игоревна в новогодней комедии «Чародеи», где ее патрнерами были такие звезды отечественного кинематографа как Александр Абдулов, Валентин Гафт, Эммануил Виторган и другие. Успех картины еще больше увеличил ее популярность среди публики.

Александра Яковлева в фильме «Чародеи»

Александра Яковлева - полная биография

Далее в ее активе роли в спортивной драме «Парашютисты», боевике «Приказано взять живым», мюзикле «Начни сначала», мелодраме «Танцплощадка», картинах «Белое проклятье» и «Ищу друга жизни».

Необычайным успехом у зрителей пользовалась комедия-вестерн с ее участием «Человек с бульвара Капуцинов», в которой актриса сыграла эффектную красавицу Диану Литтл. Она блистала на экране вместе с такими звездами как Андрей Миронов, Михаил Боярский, Олег Табаков, Николай Караченцов.

Александра Яковлева в фильме «Человек с бульвара Капуцинов»

Александра Яковлева - полная биография

Позже сыграла в мелодраме «Не отстреленная музыка», фильме о футболе «Гол в Спасские ворота».

Дебютировала как режиссер — сняла ленту «Паром «Анна Каренина», где сама же и исполнила главную роль, с ней сыграл Евгений Сидихин.

Одна из самых популярных советских актрис 1980-х годов, увы, после 1993 года ушла из кино. Сказался кризис 1990-х, а затем ее увлекла общественная и политическая деятельность. Она рассказывала: «Это не я бросила кино. Нас всех бросили в девяностые годы. Тогда же в Калининграде умерла моя бабушка. Я поехала ее хоронить, мэр Виталий Шипов мне помог с похоронами, а потом предложил стать его замом».

Общественно-политическая деятельность Александры Яковлевой

В 1993—1997 годах занималась общественной работой, занимая должности председателя комитета по вопросам культуры и туризма города Калининград, вице-мэра Калининграда.

В 1994—1997 годах — президент международного кинофестиваля стран Балтии «Янтарная пантера». Фестиваль «Янтарная пантера» прекратил своё существование после ухода Яковлевой с поста вице-мэра Калининграда.

Возглавляла службу по управлению качеством и персоналом в санкт-петербургском аэропорту «Пулково», занимала должность заместителя начальника Октябрьской железной дороги по управлению качеством и маркетингу. Принимала участие в запуске в декабре 2009 года самого высокорентабельного проекта на РЖД — скоростных поездов «Сапсан» на маршруте Москва — Санкт-Петербург. В экспрессе «Сапсан», несмотря на время в пути всего 3,5 часа, по инициативе Яковлевой были устроены в русском стиле ресторан и бар. Позже занимала должность заместителя генерального директора Дирекции скоростного сообщения ОАО «Российские железные дороги».

С начала 2011 года по сентябрь 2011 года — генеральный директор ОАО «Калининградская пригородная пассажирская компания».

В июле 2012 года Александра Яковлева заявила о своём намерении баллотироваться на пост главы городского округа «Город Калининград». По итогам единого дня голосования 14 октября 2012 года на территории Калининградской области, она заняла пятое место, набрав 3,80 % (2785 человек) от общего числа голосов избирателей на выборах главы областного центра.

18 сентября 2016 года избрана в городской Совет депутатов Калининграда. Член партии «Яблоко». Входит в состав депутатских комиссий: по городскому хозяйству; по бюджету и муниципальной собственности.

В апреле 2016 года Александра Яковлева заявила о том, что вернулась в актёрскую профессию. 15 и 17 апреля 2016 года на сцене ДК Выборгский в Санкт-Петербурге состоялась премьера спектакля «Оскар» Санкт-петербургского малого театра комедии им. Анны Самохиной, где Александра Яковлева исполнила одну из главных женских ролей — горничную Бернадетту.

В 2016 году на экраны вышел фильм «Экипаж», повторяющий название и основной мотив фильма 1979 года, в котором Александра Яковлева вновь сыграла Тамару — теперь большую чиновницу в мире авиации.

Александра Яковлева в программе «Мой герой»

Рост Александры Яковлевой: 165 сантиметров.

Личная жизнь Александры Яковлевой:

Первый муж — Валерий Кухарешин, актёр. Дочь — Елизавета Кухарешина (внуки — Артём, Тимофей, Яна), Сын — Кондратий Яковлев, окончил местную гимназию № 1, работает в ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) начальником поезда «Сапсан» (внучка — Анастасия).

О Кухарешине актриса рассказывала: «Мы сокурсники, я совсем девчонкой была. Он положил на меня глаз. Бабушка учила: «Только после свадьбы!» Но она быстро закончилась, эта свадьба. Если бы не родила в институте, учитывая мою бурную жизнь, детей бы не было никогда».

Валерий Кухарешин — первый муж Александры Яковлевой

Александра Яковлева - полная биография

Второй муж — Александр Невзоров, телеведущий. В то же время сама Яковлева об этом говорила: «Это Невзоров в одном интервью как-то пошутил, вот все и поверили».

Третий муж — Калью Аасмяэ, экс-спортсмен-парашютист, каскадер, по национальности эстонец. Они познакомились в 1984 году на съёмках фильма «Парашютисты». «Я влюбилась в него с первого взгляда. Это мой первый и последний муж», – говорила актриса.

Александра Яковлева и Калью Аасмяэ

Александра Яковлева - полная биография

Болезнь Александры Яковлевой:

В 2016 году Александра Яковлева узнала, что тяжело больна — врачи диагностировали у нее рак. Актриса больше двух лет скрывала от публики свое заболевание. Своей проблемой она поделилась только в мае 2019 года, сообщив в эфире программы «Привет, Андрей», что находится на грани жизни и смерти, однако не отчаивается, поскольку врачи вселили в нее надежду.

Актриса призналась, что пережила депрессию и едва не сдалась. «Знаете, нас на протяжении жизни учат многому, но никто не рассказывает, как нужно умирать. Вот я столкнулась с онкологией и опустила руки. Навалился страх и жуткая депрессия. Об этом состоянии даже поговорить не с кем. Докторам некогда, они постоянно заняты спасением пациентов», — поведала она. По словам Яковлевой, все изменилось благодаря поддержке ее доктора, который пообещал, что актриса будет жить вопреки смертельному заболеванию.

Фильмография Александры Яковлевой:

1979 — Экипаж — Тамара
1980 — Второе рождение — Таня
1980 — Плывут моржи — эпизод
1980 — Скандальное происшествие в Брикмилле — Моника Твигг
1981—1982 — Россия молодая — Таисья Рябова
1982 — Пространство для манёвра — Лена
1982 — Слёзы капали — Люся
1982 — Чародеи — Алёнушка (Алёна Игоревна Санина)
1982 — Шапка Мономаха — Иванна Михайловна
1983 — Молодые люди — Саша
1984 — Восемь дней надежды — Люся
1984 — Меньший среди братьев — Алла
1984 — Парашютисты — Зинаида Гостилова
1984 — Приказано взять живым — Саша Астахова
1984 — У призраков в плену — Валя
1985 — Начни сначала — Лера
1985 — Танцплощадка — Саша
1986 — Прости — Наташа
1987 — Белое проклятье — Катя
1987 — И завтра жить — Ирина
1987 — Ищу друга жизни — Маша Панкова
1987 — Человек с бульвара Капуцинов — мисс Диана Литтл
1988 — Красный цвет папоротника — Хельга
1988 — Фантастическая история — дочь курфюрста
1989 — Высокая кровь — женщина в тёмных очках на пикнике
1989 — Светлая личность — Рита Харитуллина
1990 — Гол в Спасские ворота — Людмила
1990 — Не отстреленная музыка — Оля
1991 — Ржавчина
1991 — Ятринская ведьма — блудница
1992 — Алмазы шаха — Олеся
1993 — Заговор скурлатаев — Марья Никитична
1993 — Паром «Анна Каренина» — Женя
2010 — Главное, чтобы костюмчик сидел (документальный)
2013 — Тайны советского кино. Экипаж (документальный)
2013 — Александр Абдулов. С тобой и без тебя (документальный)
2015 — Тайны советского кино. Чародеи (документальный)
2016 — Экипаж — Тамара Игоревна

Озвучивание Александры Яковлевой:

1974 — Он начинает сердиться (Moutarde me monte au nez, La) (Франция)

Режиссёрские работы Александры Яковлевой:

Александра Яковлева

Aleksandra Yakovleva

Александра Яковлева – советская актриса, узнаваема и любима не одним поколением советских и российских телезрителей. Ее неповторимые черты – томный взгляд из-под ресниц, надменный поворот головы, насмешливая улыбка – стали необходимыми атрибутами новогодних праздников, когда все телеканалы транслируют новогоднюю музыкально-комедийную киносказку «Чародеи».

Главные фильмы актера Александры Яковлевой

  • Александра Яковлева - полная биография

Краткая биография

Александра Яковлева родилась 2 июля 1957 года в Калининграде. О том, что она станет актрисой, Александра знала с самого детства.

«Меня воспитывала бабушка, она буквально с пеленок готовила к будущей карьере. Мы жили в громадной калининградской коммуналке, одна моя детская занимала тридцать три квадрата, и когда я выходила на общую кухню, соседки начинали веселиться: “У-у-у, смотрите, Мурлин Мунро пришла!” Я, пятилетняя девчонка, показывала им язык и убегала. А вслед слышала, как бабушка укрощала соседок: “Смейтесь, смейтесь, потом будет ее очередь: ведь она действительно станет кинозвездой!”» И она ею стала!

В детстве Александра занималась хореографией и игрой на скрипке, знала наизусть почти всего Пушкина. На вступительных экзаменах в театральный институт прочитала «Медного всадника». «Георгий Товстоногов, который сидел в приемной комиссии, в какой-то момент, кажется, испугался, что я прочту им всего Пушкина: “Спасибо, деточка, мы поняли, что русскую поэзию вы знаете и тонко чувствуете”. Но – в списках абитуриентов я себя почему-то не нашла. И тогда, чтобы не подводить бабушку, я подловила Товстоногова, когда он выходил из машины, и бросилась к нему с рыданиями: “Возьмите меня, бабушка не перенесет, если узнает, что я не поступила”. Так я оказалась в театральном училище».

К нестандартным ходам Александра прибегала не раз и позже.

Первым мужем актрисы стал известный в Петербурге драматический актер Валерий Кухарешин. Вместе с Александрой он учился в театральном институте, там они и познакомились. В этом браке родились сын Кондратий и дочь Елизавета. Брак продержался пять лет и закончился разводом.

В кино Яковлева ворвалась молниеносно и ярко с ролью бортпроводницы Тамары в фильме-катастрофе «Экипаж» (1979). Фильм получил премию Всесоюзного кинофестиваля в 1980 году. После своего дебюта Александра стала знаменитостью всесоюзного масштаба. Эротические сцены с ее участием – диковина во времена СССР! – заставили режиссера Александра Митты назвать актрису «настоящей эротической оторвой». Александра показала себя раскрепощенной, дерзкой и, кроме прочего, обладательницей не самого простого характера. 31 декабря 1982 года впервые показали фильм «Чародеи» режиссера Константина Бромберга по сценарию братьев Стругацких. После участия в этой картине популярность Александры Яковлевой возросла до небес. Несмотря на свою юность и соседство столь известных актеров (Александр Абдулов, Екатерина Васильева, Валерий Золотухин), Яковлева смотрелась в картине очень достойно. Однако съемки проходили не слишком гладко – молодая актриса часто опаздывала, чем настроила против себя и съемочную группу, и лично Валентина Гафта, а ведь по сценарию его герой был влюблен в героиню Яковлевой. Сцены с их совместным участием снимали по отдельности. И склеивали уже на монтаже. Комментируя сложный характер актрисы, Митта даже сказал: «Да, ведьму-то она сыграет, а вот Аленушку – вряд ли!» И действительно, лукавая, с чертовщиной в глазах, дерзкая Алена смотрится куда более убедительно на экране, чем вторая Алена — нежная и романтичная.

После «Чародеев» Александра много снималась в кино, и самой яркой стала ее роль мисс Дианы Литтл в комедии Аллы Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов» (1997). На эту роль пробовались и Ольга Кабо, и Ирина Розанова, однако Андрей Миронов, исполнитель главной мужской роли, остановил выбор на Яковлевой. Позже говорили, что Миронова и Яковлеву связывали не только рабочие отношения.

Выбор Миронова оказался верным. Александра свою роль сыграла убедительно, в очередной раз продемонстрировав актерский талант. А песни за нее исполнила певица Лариса Долина.

В кризисное время, после развала страны, актрисе перестали предлагать роли. Это совпало с известием о смерти любимой бабушки в Калининграде. Александра сорвалась немедленно в город детства и почувствовала, что она, такая бойкая и всегда знающая, что нужно делать, совершенно растерялась. И тогда она, второй раз в жизни, сделала нестандартный и не слишком логичный шаг – пошла на прием к мэру города Виталию Шипову. Объяснила, что она актриса, и что ей нужно похоронить бабушку. А как именно, она не знает. Мэр помог с похоронами, а через несколько дней позвонил ей и предложил должность вице-мэра и заместителя культуры по туризму.

Вот так из актрисы Александра стала бизнес-леди и на посту развила очень бурную деятельность. Когда Валентин Гафт узнал, что она уходит из профессии, он сказал: «Наша Саша наконец-то поумнела!» В дальнейшем Яковлева даже баллотировалась на пост мэра Калининграда, однако им не стала. Позже бывшая актриса стала студенткой питерского Политехнического института, потому что Владимир Путин однажды в разговоре с ней обронил, что вице-мэру нужно иметь техническое образование.

Сегодня Александра Яковлева (а по второму мужу – Аасмяэ) работает в питерском «Пулково» и занимается сертификацией аэропорта. Для этого Александра отучилась в Торгово-промышленной палате.

Со своим нынешним мужем Калью Аасмяэ, мастером спорта по прыжкам с парашютом, Яковлева познакомилась в 1985 году, на съемках фильма «Парашютисты». Александра там играла главную роль, Калью был консультантом. Живут они под Санкт-Петербургом в местечке Саблино в собственном доме.

Почему успешная актриса променяла народную любовь и почитание на сертификаты? Нет однозначного ответа.

«То, что было раньше, это – другая жизнь. Там, в телевизоре, не я. Можно назвать это клоном Александры Яковлевой. Та молоденькая актриса мне даже нравится. Какая у нее точеная фигурка, симпатичная мордашка, какие красивые волосы! А как она изящно двигает ножкой и капризно говорит: «Тони, сделай мне монтаж!» Порой я сама себя ловлю на мысли: «Господи, да ведь это же я!» – вспоминает Яковлева.

Остается робкая надежда на то, что однажды под Новый год фильмография Александры Яковлевой пополнится на еще одну работу. Такую же яркую, как и прежние. Ведь в Новогоднюю ночь сбывается самое несбыточное.

Яковлева Александра Евгеньевна — Биография

Алекса́ндра Евге́ньевна Я́ковлева (сценический псевдоним Сандра; 21 марта 1889, Санкт-Петербург, Российская империя — 31 января 1979, Париж, Франция) — российская и французская оперная певица (драматическое сопрано), вокальный педагог.

Родилась 21 марта 1889 года в Санкт-Петербурге.

Окончила Санкт-Петербургскую консерваторию по классу фортепиано. Из-за травмы руки была вынуждена отказаться от карьеры пианистки, но смогла начать карьеру певицы.

В 1915 году дебютировала в партии Аиды в опере «Аида» Джузеппе Верди в Мариинском театре.

В 1917—1919 годах была солисткой Одесской оперы, затем вернулась в Петроград, возобновив выступления в Мариинском театре. В 1923 году эмигрировала с матерью и 15-летней дочерью Софьей сначала в Германию, затем, после смерти Софьи от менингита, во Францию.

В 1925—1929 годах пела в оперных театрах Парижа (Гранд-опера, дебютировала в партии Аиды), Монте-Карло, Барселоны, Ниццы.

Активно концертировала. В 1925 году приняла участие в концерте князя А. А. Оболенского в зале Erard (Париж). В том же году пела на торжествах по случаю 5-летия газеты «Последние новости». В 1926 году выступила на Исторических концертах русской музыки. Выступала в концертных отделениях бесед по русской литературе в Русском народном университете (1927), Фестивале русской музыки (1929) и др.

С 1929 по 1932 год была солисткой Русской оперы в Париже (Театр Елисейских полей/Théâtre des Champs-Élysées, антреприза Марии Кузнецовой-Бенуа, позднее Алексея Церетели), гастролировала с этой труппой в Лондоне (1931) и Лионе (опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», 1935). В 1933—1935 годах пела в Русской опере под управлением М. Э. Кашука.

Выступала на оперной сцене и концертной эстраде до 1941 года. Концертировала на балах и вечерах, в том числе в Морском собрании, Кают-компании, Очаге друзей русской культуры, Тургеневском артистическом обществе, Одесском землячестве. Участвовала в благотворительных вечерах — в пользу Бийанкурской церкви, Российского общества Красного Креста (РОКК), нуждающихся морских офицеров и др. В 1937 и 1938 годах выступала в Париже в концертах Lamoureux. Участвовала в Пушкинских днях в 1937 году. В 1942 году принимала участие в литературно-музыкальных вечерах.

Исполняла партии: Наташа («Русалка» Александра Даргомыжского), Ярославна («Князь Игорь» Александра Бородина, 1930, Париж), Марина Мнишек («Борис Годунов» Модеста Мусоргского), Тамара («Демон» Антона Рубинштейна), Феврония («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Николая Римского-Корсакова), Татьяна («Евгений Онегин» Петра Чайковского), Лиза («Пиковая дама» Петра Чайковского); Флория Тоска («Тоска» Джакомо Пуччини), Сантуцца («Сельская честь» Пьетро Масканьи), Венера («Тангейзер» Рихарда Вагнера, Петроград, 1923), Ирена («Риенци» Рихарда Вагнера, Петроград, 1923), Изольда («Тристан и Изольда» Рихарда Вагнера), Брунгильда («Гибель богов» Рихарда Вагнера).

Партнёрами Яковлевой были: Софья Акимова, Павел Андреев, Александр Белянин, Гуальтьер Боссе, Мария Давыдова, Иван Ершов, Михаил Житовский, Александр Кабанов, Лидия Коротнева, Н. Лаврецкий, Николай Нагачевский, Александр Оксанский, Георгий Поземковский, Е. Свирская, Платон Цесевич, Фёдор Шаляпин, Г. Юренев. Пела под управлением Эмиля Купера, А. И. Лабинского, Даниила Похитонова, Михаила Штеймана и др.

В 1949—1979 годах — профессор по классу вокала Русской консерватории в Париже. С 1951 года проводила в консерватории концертные выступления своих учеников.

Член административного совета Российского музыкального общества за границей (РМОЗ).

Умерла 31 января 1979 года в Париже, похоронена на кладбище Пер-Лашез.

Российские и советские актёры

Главное меню ————-
Главная
Новости
Актеры
Форум
Поиск
Карта сайта
Помоги сайту —————
Последние добавления —
  • Мишина Ксения
  • Домаскина Лариса
  • Алексеев Артём
  • Колос Сергей
  • Касницкий Андрей
Социальные сети ———
Александра Яковлева - полная биография
——Популярные сегодня
Александра Яковлева - полная биография
Яковлева (Аасмяэ) Александра
Александра Яковлева - полная биография
Каверин Андрей
Александра Яковлева - полная биография
Семенова Дарья
Взаимосвязанные статьи
  • Носова Тамара
  • Шакунов Илья
  • Гладий Григорий
  • Соколов Андрей
  • Страхов Даниил
  • Пегова Ирина
  • Рудова Наталья
  • Кутепова Полина
  • Арнтгольц Татьяна
  • Арнтгольц Ольга
————— Кто на сайте?

Нет посетителей в онлайн
—————— Счетчики
Актеры Александра Яковлева - полная биографияОсновной раздел Александра Яковлева - полная биографияАктрисы

Яковлева (Аасмяэ) Александра

Автор KOV, Включено 05-10-2008 10:56

Просмотры : 30329

  • Currently 2.90/5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рейтинг 2.9/5 (110 голосов)

Александра Яковлева - полная биография

Яковлева (Иванес-Аасмяэ) Александра Евгеньевна – советская и российская актриса, родилась 2 июля 1957 года в Калининграде.

Её девичья фамилия — Иванес. О том, что она станет актрисой, девочка знала с детства. Это убеждение ей привила бабушка, уроженка Полтавы. Бабушка сама в юности грезила сценой, но поскольку ее мечта так и не осуществилась, то актрисой она решила сделать свою внучку. Бабушка отдала Сашу на хореографию — чтобы та была пластичной, в музыкальную школу по классу скрипки — чтобы развивать слух, для литературного образования заставила выучить наизусть почти всего Пушкина.

В 1978 году Александра Иванес окончила Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии (курс народного артиста СССР И.П. Владимирова).

Отправляясь в Москву, она еще не знала, что в столице ее ждет грандиозный успех.

В то время Георгий Данелия искал в Щукинском училище актрису на роль дочери главного героя фильма «Осенний марафон». Александра решила попробоваться. Данелии она не подошла, но зато он порекомендовал начинающей актрисе пойти к Александру Митте, приступавшему к съемкам «Экипажа».

На роль стюардессы Тамары Митта хотел найти молодую сексуальную актрису. Он уже утвердил Елену Проклову, но за пару дней до съемок выяснилось, что играть она не может из-за занятости в театре. Это была настоящая катастрофа, и появление Александры Яковлевой (псевдоним она взяла по фамилии своего деда, Павла Кондратьевича) оказалось как нельзя кстати.

Картина «Экипаж», едва выйдя на экраны, приковала к себе внимание миллионов зрителей. И дело тут не только в захватывающем сюжете и опытных актерах. Советского зрителя привлекли эротические сцены с участием Александры Яковлевой и Леонида Филатова, для того времени немыслимые по откровенности.

После нашумевшего «Экипажа» и еще пары работ в других фильмах Александра Яковлева была утверждена на главную роль Алены Игоревны Саниной в новогоднюю сказку режиссера Константина Бромберга «Чародеи». В этой картине Александра Яковлева хотя и играла одну роль, но создала фактически два совершенно противоположных персонажа — Алену положительную, трогательную возлюбленную Ивана Пухова, и Алену отрицательную, заколдованную в результате интриг. Причем отрицательный персонаж у актрисы получился ярче, убедительнее.

Фильм «Чародеи» в один миг стал настоящим кинохитом. В фильме присутствовало все, что было необходимо для успеха: увлекательный сюжет, искрометные шутки, прекрасные песни и, конечно же, великолепные актеры. В фильме снялся цвет советского кинематографа, а Яковлева, несмотря на молодость, выглядела на их фоне очень и очень достойно.

В последующие годы Александра Яковлева много снималась в кино. Были запоминающиеся работы в исторической ленте Ильи Гурина «Россия молодая», в драме Эрнеста Ясана «Прости», в фильме Самсона Самсонова «Танцплощадка» и другие. Но, несомненно, самой яркой стала роль Мисс Дианы Литтл в комедии Аллы Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов» (1997). Александра свою роль сыграла убедительно, в очередной раз продемонстрировав актерский талант. А песни за нее исполнила певица Лариса Долина.

Первый раз замуж Александра Яковлева вышла еще, будучи студенткой. Ее избранником стал Валерий Кухарешин, учившийся вместе с ней в ЛГИТМИКе. В этом браке у Александры родились дочь Елизавета и сын Кондратий. Но в дальнейшем семейная жизнь Александра и Валерия не сложилась: прожив вместе пять лет, они разошлись.

Вторым мужем актрисы был телеведущий Александр Невзоров, но и этот брак распался.

Безусловно, такая яркая, неординарная женщина, как Александра Яковлева не могла оставаться без внимания мужского пола. Обворожительной актрисе приписывали многие романы, но сама она все их опровергает.

В 1985 году на съемках фильма «Парашютисты» Александра Яковлева познакомилась с профессиональным спортсменом-парашютистом Калью Аасмяэ. На картине он работал консультантом. Едва заговорив с ним, Александра поняла, что влюбилась. С тех пор они вместе. Выйдя замуж, Александра взяла фамилию мужа.

В 1993 году Александра Евгеньевна дебютировала в качестве режиссера, сняв картину «Паром «Анна Каренина»». Она же сыграла в своем фильме главную роль журналистки Жени. На очереди были другие работы в кино, которые из-за отсутствия денег так и не были завершены.

В жизни Александры Евгеньевны (теперь уже Аасмяэ) наступил тяжелый период — развал кинематографа, отсутствие каких-либо перспектив. А тут еще в Калининграде умерла ее бабушка. Это в кино она была уверенная особа, а в реальной жизни Александра просто растерялась. Не зная, что делать, она обратилась к мэру Калининграда Виталию Шипову с просьбой помочь организовать похороны, и тот ей помог. А уже после похорон мэр неожиданно предложил ей работу заместителя по культуре и туризму.

Она согласилась, несмотря на недоумение коллег и скепсис общественности. В нее не верили, но очень скоро Александра Евгеньевна посрамила всех скептиков, развив на своем новом посту бурную деятельность. Для привлечения в регион туристов ею было предпринято множество эффективных мер, одна из которых — строительство сразу пяти гостиниц европейского уровня.

При непосредственном участии Александры Евгеньевны в Калининграде был организован кинофестиваль стран Балтии «Янтарная пантера» (в 1994-1997 годы она была Президентом этого фестиваля). Именно здесь состоялась премьера знаменитой картины Никиты Михалкова «Утомленные солнцем». И то, что первыми фильм увидели калининградцы — заслуга Александры Евгеньевны, сумевшей убедить мэтра отечественного кинематографа. К сожалению, фестиваль не проводится с момента ухода Яковлевой с поста вице-мэра.

В 1997 году Александра Евгеньевна Яковлева решила баллотироваться на пост мэра Калининграда. Ее кандидатуру выдвинул коллективом судостроительного завода «Янтарь». Рейтинг Александры Евгеньевны был невероятно высок, поэтому ее конкуренты не пожалели сил и средств, чтобы устроить ей «сладкую жизнь».

После того, как не вышло с выборами, Александра Аасмяэ решила пойти учиться. На эту мысль ее еще раньше натолкнул Путин, как-то заметивший, что негоже вице-мэру не иметь технического образования. Александра Евгеньевна окончила Петербургский политехнический институт по специальности «Государственное и муниципальное управление». После окончания учебы она намеревалась заняться строительством, но неожиданно в ее жизни наступил новый поворот.

Александру отправили проходить практику в московский аэропорт «Шереметьево».

Затем она защитила «на отлично» диплом «Совершенствование системы государственного управления аэропортов в Российской Федерации», после чего стала искать новое место работы. Им стал питерский аэропорт «Пулково», где Александра возглавила службу по управлению качеством и персоналом.

В последние годы Александра Евгеньевна занимала должность заместителя начальника Октябрьской железной дороги по управлению качеством и маркетингу, затем — должность заместителя генерального директора Дирекции скоростного сообщения ОАО «Российские железные дороги».

О своем актерском прошлом она вспоминать не любила, но в 2016 году заявила о возвращении в актерскую карьеру.

15 и 17 апреля 2016 года на сцене ДК Выборгский в Санкт-Петербурге состоялась премьера спектакля «Оскар» Санкт-Петербургского Малого театра комедии им. Анны Самохиной, где Александра Яковлева исполнила одну их главных женских ролей — горничную Бернадетт.

В кино актриса вернулась с ремейком фильма «Экипаж» (2016), в котором Александра Яковлева вновь сыграла Тамару — теперь большую чиновницу в мире авиации.

Дочь Александры Евгеньевны Елизавета Кухарешина некоторое время работала в администрации Театра имени Маяковского. Сын Кондратий Яковлев, отслужив в армии, работал в одном столичном клубе, потом — в агентстве по недвижимости, еще позже — менеджером в туристическом журнале.

На данный момент Александра живёт в посёлке Саблино под Санкт-Петербургом.

Биография подготовлена по материалам www.rusactors.ru

Театральные работы:

Санкт-Петербургский Малый театр комедии им. Анны Самохиной:

Бернадетта — «Оскар» Клода Манье (2016)

Фильмография:

Экипаж (1979) главная роль: Тамара, стюардесса

Второе рождение (1980) роль: Таня, невеста Гены Русанова, 1-я серия

Плывут моржи (1980)

Скандальное происшествие в Брикмилле (1980) роль: Моника Твигг

Россия молодая (1981-1982) главная роль: Таисья Рябова, 1-5-я, 7-9-я серии

Пространство для маневра (1982) роль: Лена Белозёрова, сотрудница конструкторского бюро, подруга Игоря

Слёзы капали (1982) роль: Люся, невестка Васина

Чародеи (1982) главная роль: Алёнушка, Алёна Игоревна Санина (вокал: «Только сердцу не прикажешь» — Жанна Рождественская, «Загадка женщины» и «Ведьма-речка» — Ирина Отиева)

Шапка Мономаха (1982) роль: Иванна Михайловна, учительница английского языка

Молодые люди (1983) роль: Саша, певица из Ялты

Приказано взять живым (1983) главная роль: Саша Астахова, Александра Евгеньевна, учительница литературы и жена Астахова

Меньший из братьев (1984) роль: Алла, жена Димы

Восемь дней надежды (1984) роль: Люся, секретарь директора шахты Белоконя

У призраков в плену (1984) роль: Валя

Парашютисты (1984) главная роль: Зинаида Гостилова, парашютистка

Танцплощадка (1985) главная роль: Саша

Начни сначала (1985) роль: Лера

Прости (1986) роль: Наташа, подруга Марии

Белое проклятье (1987) главная роль: Катя, стюардесса из Иркутска

И завтра жить (1987) роль: Ирина

Ищу друга жизни (1987) главная роль: Маша Панкова

Человек с бульвара Капуцинов (1987) главная роль: мисс Диана Литтл

Красный цвет папоротника (СССР, Польша) (1988) роль: Хельга

Фантастическая история (1988) роль: дочь курфюрста

Высокая кровь | Высокая кроў (СССР, Польша) (1989) роль: женщина в тёмных очках на пикнике

Светлая личность (1989) роль: Рита Харитуллина

Гол в Спасские ворота (1990) роль: Людмила, актриса, невеста Лосева

Не отстрелянная музыка (1990) главная роль: Оля, стюардесса

Ятринская ведьма (1991) роль: блудница

Алмазы шаха (Украина) (1992) роль: Олеся, путана Алиса-«торпеда»

Заговор скурлатаев (Беларусь, Россия) (1993) роль: Марья Никитична, мать Алексея

Паром «Анна Каренина» (1993) главная роль: Евгения

Главное, чтобы костюмчик сидел (документальный) (2010)

Александр Абдулов. С тобой и без тебя (документальный) (2013)

Тайны советского кино (документальный) (2013) фильм «Экипаж»

Тайны советского кино (документальный) (2015) фильм «Чародеи»

Экипаж (2016) роль: Тамара Игоревна, чиновница от авиации

Озвучивание:

Он начинает сердиться | Lucky Pierre | Moutarde me monte au nez, La (Франция) (1974)

Александра Яковлева: биография, фильмография, фото, личная жизнь

Александра Яковлева - полная биография

Александра Яковлева биография

Яковлева Александра Евгеньевна

В детстве занималась танцами, училась в музыкальной школе по классу скрипки. В 1978 году окончила Ленинградский университет театра, музыки и кино (курс народного артиста СССР И. П. Владимирова).

Одна из самых популярных советских актрис 1980-х годов, после 1993 года ушла из кино. В фильме «Экипаж» с участием Яковлевой и Леонида Филатова была исполнена первая откровенная постельно-эротическая сцена в советском кинематографе.

В 1993—1997 годах занималась общественной работой, занимая должности председателя комитета по вопросам культуры и туризма города Калининград, вице-мэра Калининграда.

В 1994—1997 годах — президент международного кинофестиваля стран Балтии «Янтарная пантера». Фестиваль «Янтарная пантера» прекратил своё существование после ухода Яковлевой с поста вице-мэра Калининграда.

Возглавляла службу по управлению качеством и персоналом в санкт-петербургском аэропорту «Пулково», занимала должность заместителя начальника Октябрьской железной дороги по управлению качеством и маркетингу. Принимала участие в запуске в декабре 2009 года самого высокорентабельного проекта на РЖД — скоростных поездов «Сапсан» на маршруте Москва — Санкт-Петербург. В экспрессе «Сапсан», несмотря на время в пути всего 3,5 часа, по инициативе Яковлевой были устроены в русском стиле ресторан и бар. Позже занимала должность заместителя генерального директора Дирекции скоростного сообщения ОАО «Российские железные дороги».

С начала 2011 года по сентябрь 2011 года — генеральный директор ОАО «Калининградская пригородная пассажирская компания».

7 июня 2012 года была избрана председателем калининградского регионального отделения партии «Яблоко». В печатных, электронных и телевизионных СМИ Яковлева выражала намерение баллотироваться на пост губернатора Калининградской области.

Звезда советского кинематографа

Александра Яковлева, чья настоящая фамилия Иванес, – советская и российская актриса, знаменитая по ролям в таких фильмах, как «Экипаж», «Чародеи», «Человек с бульвара Капуцинов» и многим другим. Также актриса добилась успеха в области муниципального управления.

Александра Яковлева - полная биография Александра Яковлева - полная биография Александра Яковлева - полная биография Александра Яковлева - полная биография Александра Яковлева - полная биография Александра Яковлева - полная биография Александра Яковлева - полная биография Александра Яковлева - полная биография

Александра родилась в Калининграде. В детстве, как и многие девочки, развивалась творчески – ходила в музыкальную школу по классу скрипки, а также посещала танцевальную студию. После школы решила стать актрисой, поехала в Санкт-Петербург и поступила в Государственный институт театра, музыки и кинематографии. Во время учебы в театральном вузе Александра взяла себе творческий псевдоним Яковлева в честь дедушки Павла Кондратьевича, которого любила и уважала.

Александра Яковлева - полная биография Александра Яковлева фотография

В течение 80-х годов Александра стала популярной киноактрисой, но после 1993 года, с упадком российского кинематографа, ушла из профессии. Александру пригласили на должность заместителя мэра родного Калининграда по вопросам культуры и туризма. Благодаря Яковлевой в городе появилось несколько ультрасовременных гостиниц, наладилась сфера развлечений, в том числе актриса организовала кинофестиваль «Янтарная пантера».

В конце 90-х годов Александра Евгеньевна даже баллотировалась на пост мэра. Проиграв выборы, женщина уехала в Санкт-Петербург и поступила в институт. Яковлева решила получить второе образование в Политехническом университете на факультете «Государственное и муниципальное управление». Актриса хотела открывать строительный бизнес, но Александре вновь поступило интересное предложение – возглавить отдел по общественным связям аэропорта «Шереметьево».

Александра Яковлева - полная биография Александра Яковлева фотография

Позднее Яковлева работала на аналогичной должности в питерском аэропорту «Пулково», затем на посту заместителя начальника Октябрьской железной дороги и заместителя генерального директора общества «Российские железные дороги».

Весной 2016 года Александра Яковлева решила вернуться в первую профессию. Артистка сыграла в спектакле «Оскар» на сцене Санкт-Петербургского Малого театра комедии имени Анны Самохиной, а также поучаствовала в киносъемках.

Александра Яковлева - полная биография Александра Яковлева фотография

Первая же художественная картина принесла Александре Яковлевой известность и популярность. Впрочем, как могло быть иначе, если ею оказался ставший легендарным фильм-катастрофа «Экипаж», а партнером молодой актрисы – Леонид Филатов. Сам фильм получил награду на Всесоюзном кинофестивале.

Фото молодой актрисы стали чаще появляться в журналах, посвященных кино. Александра быстро завоевала симпатии зрителей благодаря внешним данным (при росте 165 см вес девушки не превышал 60 кг) и очаровательной улыбке. Режиссеры и коллеги называли актрису куколкой.

Лучшие дня

Поэтический реализм от Жана Виго
Посетило:64
Александра Яковлева - полная биография
Мать Людовика XIII
Посетило:63
Александра Яковлева - полная биография
Валерий Ободзинский не просто пел про любовь. Он ее проповедовал
Посетило:58
Александра Яковлева - полная биография

После этого дорога Яковлевой в мир большого кино была открыта. Артистка появилась в драме «Второе рождение», где сыграла невесту неблагополучного молодого человека Гены (Олег Вавилов), а также в мелодраме «Плывут моржи». В драме «Скандальное происшествие в Брикмилле» о банкире, который решил в корне изменить собственную жизнь, Александре вновь посчастливилось поработать со звездным актерским составом, куда вошли Юрий Соломин, Нелли Корниенко, Эммануил Виторган.

В сериале о Петре Первом «Россия молодая» актриса предстала в роли супруги Ивана Рябова (Борис Невзоров), кормщика, который совершил подвиг и привел шведский корабль в засаду. Вскоре последовала работа в производственной драме «Пространство для маневра», где артистка предстала перед зрителями в образе конструктора инженерного бюро.

В 1982 году Георгий Данелия утвердил Александру Яковлеву на роль Люси, невестки Васина (Евгений Леонов) в трагикомедии «Слезы капали». Главный герой, чуткий и отзывчивый человек, в один момент становится беспощадным и жестоким. Произошли такие метаморфозы с Васиным из-за того, что в глаз попал осколок волшебного зеркала, которое меняет видение мира.

Звездной работой Александры стала роль Аленушки из романтической новогодней ленты режиссера Константина Бромберга «Чародеи», где также блистали звезды советского кинематографа Александр Абдулов, Валентин Гафт, Семен Фарада, Эммануил Виторган и Михаил Светин. Сценарий к телефильму был написан братьями Стругацкими, а музыкальное сопровождение создал композитор Евгений Крылатов.

Позднее песни из сказочного мюзикла зажили собственной жизнью и даже были выпущены отдельной пластинкой на студии «Мелодия». Фильм пришелся по вкусу советским телезрителям, тем более что был показан в канун Нового года, после чего занял прочное место в телевизионной предновогодней сетке. Этот успех закрепил популярность артистки, и Александра уже более строго подходила к выбору сценариев.

Актриса сыграла учительницу в детском фильме «Шапка Мономаха», певицу в молодежной мелодраме «Молодые люди», секретаршу в драме «Восемь дней надежды».

В 1984 году фильмографию Яковлевой пополнила спортивная драма «Парашютисты», где актриса предстала в роли спортсменки Зинаиды, которая после падения вертолета друга Сергея (Борис Невзоров) в ущелье отказывается от соревнований и устремляется на помощь. Репертуар артистки пополнили также работы в шпионском боевике «Приказано взять живым», в драме о секте пятидесятников «У призрака в плену». В мелодраме «Танцплощадка» Александра Яковлева появилась в творческом дуэте вместе с Евгением Дворжецким.

В 1987 году последовала очередная главная роль в драме «Белое проклятье». Героиня Александры Яковлевой – стюардесса Катя — гибнет под сходом лавины в курортном санатории Кушкол, несмотря на усилия спасателей по предотвращению природной катастрофы. Появилась Александра и в драме о восстановлении колхоза «И завтра жить».

Невероятную популярность у публики получила комедия в стиле вестерн «Человек с бульвара Капуцинов», в которой актриса взаимодействовала с Николаем Караченцовым, Михаилом Боярским, Олегом Табаковым. Интересно, что на кандидатуре Александры Яковлевой настоял Андрей Миронов, исполнитель главной роли.

Из последующих работ выделяются мелодрама «Не отстреленная музыка» и кинофильм о футболе «Гол в Спасские ворота». Но в целом актриса поняла, что уровень кино в начале 90-х резко скатился вниз. Александра попробовала самостоятельно создать собственный проект «Паром «Анна Каренина», где сама же и исполнила главную роль, а в коллеги выбрала еще одного успешного артиста – Евгения Сидихина. Но в 1993 году актриса уходит из профессии и на 23 года прекращает творческую биографию.

В первый раз Александра Яковлева вышла замуж еще в студенческий период. Супругом актрисы стал однокурсник Валерий Кухарешин, один из самых востребованных впоследствии петербургских актеров как советского, так и современного периода. В этом браке родились дочь Елизавета и сын Кондратий. Никто из детей Александры актерскую карьеру не сделал, хотя дочка пробовала себя на сцене.

Прожив вместе пять лет, Яковлева и Кухарешин развелись. Имя эффектной актрисы стали связывать со многими самыми видными женихами. По некоторым данным, артистка выходила второй раз замуж за знаменитого тележурналиста Александра Невзорова, но Яковлева этот факт отрицает.

В 1984 году на съемках кинофильма «Парашютисты» Яковлева познакомилась с эстонским спортсменом Калью Аасмяэ и влюбилась с первого взгляда. Вскоре в личной жизни актрисы произошли изменения. Молодые люди сочетались законным браком, а Александра взяла фамилию нового мужа. С тех пор чета Аасмяэ неразлучна, но больше детей у Яковлевой не было. Зато сын и дочь четырежды сделали ее бабушкой. Сейчас Александру радуют внуки Артем, Тимофей и внучки Яна и Анастасия.

Александра Яковлева сейчас

Вернулась актриса в своеобразном ремейке первой картины «Экипаж», причем сыграла там ту же женщину – бывшую стюардессу, а теперь большую чиновницу в авиационной сфере Тамару Игоревну. В новом фильме сыграли звезды российского кино – Владимир Машков, Данила Козловский, Елена Яковлева.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *