Андрей Купченко — полная биография

Андрей Купченко — полная биография

Ирина Купченко

Андрей Купченко - полная биография

Андрей Купченко - полная биография

фотографии >>

Андрей Купченко - полная биография

Андрей Купченко - полная биография

Андрей Купченко - полная биография

Андрей Купченко - полная биография

биография

Купченко Ирина Петровна

Родилась 29 февраля 1948 года в Вене.

Заслуженная артистка РСФСР (25.02.1980).
Народная артистка РСФСР (11.10.1989).

Училась на факультете иностранных языков Киевского университета (1965-1966).
Окончила Театральное училище им. Б. Щукина (1970, курс Б.Е.Захавы и М.Р.Тер-Захаровой).

Актриса академического театра им. Евг. Вахтангова с 1970 года.

Муж — актер Василий Семенович Лановой.

Государственный академический театр имени Е. Вахтангова
1971 — «Антоний и Клеопатра» У. Шекспира; режиссёр Е. Симонов — Октавия
1976 — «Ричард III» У. Шекспира; режиссёр Р. Капланян — Леди Анна, невестка Генриха IV
1991 — «Мартовские иды» Т. Уайлдера; режиссёр А. Кац — Клодия
1993 — «Белый кролик» — Луиза Симмоне
2008 — «Последние луны» две истории по пьесам Фурио Бордона «Последние луны» и Гаральд Мюллера «Тихая ночь»; режиссёр Р. Туминас — Мать
2011 — «Пристань» («Филумена Мартурано» Э. де Филиппо) — Филумена Мартурано
«Анна Каренина» Л. Толстого — Долли
«Брестский мир» — Инесса Арманд
«Великая магия» — Марта
«Дело» — Атуева
«Женщина за зелёной дверью» — Фарида
«Здравствуй, Крымов» — Лариса
«Кабанчик» — Людмила
«Кабинетная история» — Жена инструктора
«Каменный гость» — Дона Анна
«Молодость театра» — Аглая
«Сирано де Бержерак» Э. Ростана; режиссёр В. Мирзоев — Роксана
«Чем люди живы» — Елена

Другие театры
«Идеальный муж» О. Уайльда; режиссёр П. Сафонов (Проект «Театральный марафон»)
«Неаполитанские страсти» Э. де Филиппо (Театральный дом «Миллениум»)
«Свободная любовь» по пьесе «Эти свободные бабочки» Л. Герша; режиссёр А. Житинкин («Ла Театр»)

Лауреат Государственной премии России (2001).

Орден Почёта (1999).

Приз за исполнение главной роли в венгерском фильме «Хомо новус» (1992) на Международном кинофестивале в г. Троя (Португалия).

Премия «Ника» за лучшую роль второго плана в картине «Другая жизнь» (1988).

Премия Ленинского комсомола (1981) — за воплощение образов современников в кино и высокое исполнительское мастерство.

Приз за лучшую женскую роль Х1 Международного кинофестиваля в Монреале (Канада, 1987) в фильме «Одинокая женщина желает познакомиться».

Золотой орел 2008 года — Лучшая женская роль второго плана в фильме «Розыгрыш».

Премия «Ника-2015» в номинации «Лучшая женская роль» в картине «Училка».

Ирина Купченко, биография, новости, фото

Андрей Купченко - полная биография

Имя: Ирина Купченко (Irina Kupchenko)

Отчество: Петровна

День рождения: 29 февраля 1948 (72 года)

Место рождения: Вена, Австрия

Рост: 175 см

Вес: 68 кг

Восточный гороскоп: Крыса

Карьера: Российские актеры 175 место

Фото: Ирина Купченко

  • Андрей Купченко - полная биография
  • Андрей Купченко - полная биография
  • Андрей Купченко - полная биография
  • Андрей Купченко - полная биография
  • Андрей Купченко - полная биография

Биография Ирины Купченко

Ирина Петровна Купченко – слава и гордость советского и российского театра и кино, Заслуженная (1980) и Народная артистка РСФСР (1989). Лауреат премии Ленинского комсомола (1981) и Государственной премии РФ (2001), она многократная обладательница премии «Ника» и призов за лучшие главные роли и роли второго плана в советских и российских кинофильмах.

Потрясающе талантливая, неподражаемая, удивительно обаятельная Ирина Купченко – актриса, которую невозможно забыть, увидев ее хотя бы один раз в кино или на сцене театра. Невероятная популярность Ирины Петровны била все рекорды, начиная еще с советских времен. Ее благородная красота и высочайшее актерское мастерство навсегда покорили сердца благодарных зрителей.

Детство

Будущая звезда отечественного театра и кино вошла в этот мир вовсе не под российским небом – она родилась в послевоенной Вене (Австрия), где служил ее отец, советский офицер. Мать Ирины сумела уговорить врачей указать в метрике датой рождения дочки не 29 февраля, как это было на самом деле, а 1 марта високосного 1948 года. Вот так, благодаря настойчивости предусмотрительной мамы, девочка получила возможность праздновать день рождения, как большинство людей, каждый год.

Первые несколько лет жизни маленькой Иринки прошли в переездах, пока семья окончательно не обосновалась в Киеве. Именно украинскую столицу актриса считает городом своего детства. Здесь жили ее дедушка и бабушка, с радостью встретившие ненаглядную внучку. В потоке их любви девочка росла не просто приветливой и доброжелательной, но также очень «правильной». Ей нетрудно было устанавливать приятельские отношения с теми, с кем она хотела дружить: у нее наконец-то появились постоянные, а не временные, подружки.

Обучаясь в ближайшей к дому школе, Ирина также посещала различные кружки во Дворце пионеров, которые были организованы для всестороннего развития детей. Вначале она даже не могла определить, какие занятия ей больше нравятся – в кружке юных кинооператоров, на театральных или танцевальных занятиях.

Одно время девочка всерьез мечтала стать балериной, но суровый отец утверждал, что профессию нужно выбирать солидную – например, можно, как мама, работать преподавательницей, тем более что Ирина свободно говорила по-немецки. Так и пришлось ей после окончания школы в 1965 году подать документы на факультет иностранных языков (романо-германское отделение) Киевского университета имени Шевченко.

Первая роль в кино

По воспоминаниям однокурсников, Ирина уже тогда производила впечатление необычного человека, за которым будто стоит какая-то внутренняя тайна, загадка. Девушка была необычайно образованной: она прекрасно знала, например, украинскую поэзию, хорошо говорила на нескольких иностранных языках.

Но самое главное – Ирина поражала всех своей целеустремленностью: она старалась находить время для участия хотя бы в массовках на «Мосфильме», чтобы оттачивать свои актерские навыки. Девушка отдавала учебе много времени, поэтому отказывалась от посиделок с танцами и песнями под гитару и даже слыла недотрогой, удивляя раскованных сокурсников аристократичной сдержанностью и скромностью в поведении.

Купченко училась у Ольги Ивановны Преображенской, выдающейся актрисы МХАТа, которой на тот момент было уже 90 лет. Именно О.И. Преображенская в 1915 году исполнила роль Лизы Калитиной в фильме «Дворянское гнездо». И эту же роль под руководством Ольги Ивановны Ирина репетировала в училище, что позволило ей полностью оправдать надежды знаменитого Андрея Кончаловского , пригласившего юную студентку в 1969 году сыграть в его фильме Лизу Калитину.

Поначалу девушка очень переживала, удастся ли ей, такой неопытной, достойно проявить себя в окружении именитых партнеров – признанных звезд кино Беаты Тышкевич, Леонида Кулагина, Марии Дурасовой, Виктора Сергачева. Но сильный характер (наследство дочке от отца!) в сочетании с ярким талантом помогли ей блестяще сыграть свою первую роль.

Кинокарьера Ирины Купченко

Так в одночасье юная, никому не известная актриса, только-только окончившая театральное училище, превратилась в восходящую кинозвезду с амплуа русской драматической героини – искренней, необыкновенно женственной, скромной, но при этом гордой, независимой, с огромным запасом душевных сил.

Следует отметить отдельной строкой, что Андрей Кончаловский – знаковая фигура на творческом и жизненном пути Ирины Купченко. Он не только широко открыл перед нею дверь в мир кинематографа, продолжая снимать ее в своих последующих фильмах – «Романс о влюбленных», «Сибириада», «Ближний круг». Кончаловский стал ее учителем в искусстве страстной любви – правда, роман этот быстро закончился.

С легкой руки Андрея Сергеевича на Ирину обратили внимание и другие известные режиссеры. Предложения интересных ролей следовали одно за другим. В историческом фильме «Звезда пленительного счастья» Купченко сыграла княгиню Екатерину Трубецкую, отправившуяся с мужем-декабристом (Алексей Баталов) в ссылку. В этой роли актриса сумела показать не только стойкость и женственность героини, но и аристократизм духа.

Знаковыми стали для актрисы роли в драмах «Чужие письма» (учительница Вера Ивановна, 1975) и «Странная женщина» (Евгения Михайловна Шевелева, 1977). Ирина всегда внимательно подходила к выбору ролей: особенно ей удавались роли сильных женщин с трудной судьбой. Однако позднее Купченко признавалась, что устала от этого амплуа, поэтому периодически давала себе возможность «отдохнуть». Как, например, в комедии Марка Захарова «Обыкновенное чудо» (1978), где она сыграла небольшую роль Хозяйки.

Понравилась зрителям Ирина Купченко и в роли успешной, но одинокой Клавы Покучаевой в мелодраме «Одинокая женщина желает познакомиться» (1986). Ее дар драматической актрисы по-настоящему раскрылся в фильме Никиты Михалкова «Без свидетелей» (1983), где Купченко сыграла с Михаилом Ульяновым. Другими тонами заиграл ее талант в драме Эльдара Рязанова «Забытая мелодия для флейты», где актриса сыграла супругу героя Леонида Филатова, брак с которым дал трещину.

Позднее она еще раз снялась у этого режиссера в комедии «Старые клячи» (2000), где «тряхнули стариной» такие легендарные артистки, как Людмила Гурченко, Светлана Крючкова и Лия Ахеджакова.

Роль Бэрил Степлтон в «Приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Собака Баскервилей» изящно дополнила насыщенную фильмографию актрисы. Купченко повезло работать на одной площадке сразу с такими мастерами как Олег Янковский, Никита Михалков и, конечно, Василий Ливанов и Виталий Соломин.

Кстати, с Олегом Ивановичем актриса сотрудничала не один раз – последним фильмом с совместным участием этих двух прекрасных актеров стала трогательная мелодрама «Приходи на меня посмотреть» (2000), где Купченко и Янковский сыграли влюбленную пару.

Театр в жизни Ирины Купченко

В 1970 году Ирина Купченко завершила обучение на курсе народного артиста СССР Б.Е.Захавы и заслуженного деятеля искусств РФ М.Р.Тер-Захаровой в Театральном училище имени Щукина. Вчерашняя студентка, благодаря своему огромному таланту, сразу же была принята на службу в Театр имени Евгения Вахтангова.

Пройдя краткосрочную «стажировку» на небольших ролях, молодая артистка вскоре стала получать главные роли в таких постановках, как «Анна Каренина», «Каменный гость», «Евгений Онегин», «Брестский мир», «Великая магия», «Сирано де Бержерак» и множестве других спектаклей. Каждая роль Купченко – это уникальное явление, работа на сцене всегда требует от нее высокого эмоционального напряжения и большой самоотдачи.

Хотя по своей натуре Ирина Петровна – очень сдержанный и даже закрытый человек, к которому порой непросто подойти, на самом деле ее характер – это невероятное сочетание благородства, темперамента и свободы самовыражения.

Глубокое знание жизни и чутье настоящего Художника определяли собственную линию Купченко в творчестве. Не зря режиссеры рассказывали о том, как Ирина Петровна послушает-послушает их указания – и все равно сделает по-своему. Эта непредсказуемая сторона ее личности оказалась мощнейшим ресурсом для воплощения на экране и сцене целой галереи разнообразных женских образов.

Такая актриса всегда неповторима, и подражать ей очень сложно.

Личная жизнь Ирины Купченко

Первым мужем Купченко был Николай Двигубский, который родился в семье эмигрантов во Франции. Он является кузеном известной французской актрисы Марины Влади. Николай приехал в СССР в 1956 году и после учебы во ВГИКе стал активно работать в кино художником-постановщиком.

Вскоре Николай особенно сблизился с Андреем Кончаловским, который впоследствии принял художника в состав съемочной команды к/ф «Дворянское гнездо». Именно тогда Николай, бывший уже в разводе с актрисой Жанной Болотовой, безоглядно влюбился в прелестную 21-летнюю Ирину. Молодой человек немедленно сделал ей предложение. Они поженились в 1969 году. Совместная жизнь продолжалась меньше года: семейная лодка разбилась о быт.

В 1972 году актриса вышла замуж за красавца Василия Ланового – звезду первой величины советского кинематографа. Знакомство с Василием Семеновичем не было случайным: они оба работали в Театре имени Вахтангова.

Поначалу театральные кумушки пророчили паре скорое расставание: во-первых, у них была серьезная разница в возрасте – 14 лет; во-вторых, Лановой славился своей влюбчивостью, что совсем не подходило нравственно цельной Купченко.

Поначалу трения действительно возникали, причем довольно часто, так что однажды дело чуть ли не дошло до окончательного разрыва. Однако вскоре у пары появились два сына, о которых Лановой просто мечтал и очень радовался их рождению, – это сцементировало отношения супругов на всю оставшуюся жизнь.

Ирина Купченко сейчас

Она по-прежнему служит в Вахтанговском театре: зрители осаждают кассы, когда на сцене ставят «Пристань» или «Последние луны» – спектакли, в которых роли Купченко отличаются особой пронзительностью и самобытностью.

Что сказать, Ирина Петровна Купченко – актриса на все времена.

Женские секреты Ирины Купченко

Андрей Купченко - полная биография

Ирина Купченко появилась на свет в високосный год 29 февраля в Вене, где служил ее отец-военный. Чтобы не справлять день рождения дочери лишь раз в четыре года, родители записали в метрике дату 1 марта. На днях народной артистке, супруге великолепного Василия Ланового, исполнилось 65 лет. До судьбоносного знакомства Ирина Петровна и Василий Семенович прошли тернистый путь. Об этом наш рассказ…

— Ирина Купченко если уж любит — так любит, — говорит подруга семьи Ксения Маринина, создатель и худрук передачи «Кинопанорама». — У нее с Василием Лановым бывали и сложные времена, стоял вопрос о разводе. Но смогли все преодолеть.

По словам Марининой, причиной конфликтов могла стать чрезмерная ревность Ланового:
— Хотя Василий сам всегда был влюбчивым. Но грань он всегда соблюдал, оставался преданным той, с которой жил.

Первой женой Василия стала однокурсница Татьяна Самойлова. Они прожили вместе шесть лет. Позже звезда фильма «Летят журавли» назовет Ланового своей самой большой любовью.

Андрей Купченко - полная биография

Спустя 10 лет после развода ЛАНОВОЙ и САМОЙЛОВА встретились на съёмках «Анны Карениной»

— Счастливы были безумно, — вспоминает Татьяна Евгеньевна. — Я забеременела двойней от Ланового. Васька сказал: «Если сделаешь аборт, я обижусь». Но как было возможно родить? Жить негде — мы ведь обитали в маленькой комнатке, в квартире моих родителей. Нашли подпольного гинеколога — аборты тогда запрещали делать. Врачиха показала мне плод. Я очень плакала, просто захлебывалась от слез.

Когда Василий развелся с Самойловой, он по уши влюбился в другую красавицу советского кино — Зинаиду Кириенко.

Андрей Купченко - полная биография

Зинаида КИРИЕНКО отказалась стать женой Василия Семёновича

— Сейчас, встречая Ланового, говорю ему со смехом: «Вася, какая бы из нас вышла пара долгожителей», — рассказала мне актриса. — А тогда, в конце 50-х, я была чуть ли не единственной, кто его отшил. Приходил к нам в квартиру на Садово-Черногрязской улице, где я жила с тетей, и умолял мою родственницу убедить меня стать его женой.

Во время нашей очередной встречи началась гроза, и мы с Васей спрятались в чулане. Там и состоялся неприятный разговор: я призналась, что Вася не в моем вкусе. Он очень расстроился.

О любвеобильности Ланового тогда в творческих кругах складывали легенды. Коллега Николай Гриценко даже сочинил на него такую эпиграмму:

“Семен Михайлович Буденный, Василь Семеныч Лановой. — один рожден для жизни конной, другой — для жизни половой!”

Второй женой Ланового стала актриса Театра имени Пушкина Тамара Зяблова, которая работала еще и режиссером на телевидении. Когда начался их роман, Василия пригласили в Ялту сняться в фильме «Алые паруса». На черноморский курорт он привез с собой и Тамару. Пока будущий муж в кадре изображал любовь с партнершей Анастасией Вертинской, Зяблова ждала в гостинице.

Андрей Купченко - полная биография

Однажды актер упросил капитана судна, на котором проходили съемки, подплыть прямо к пирсу, куда выходили окна отеля. Василий эффектно сбежал по трапу с парусника, прокричал ненаглядной в окно признания в любви и тут же сделал предложение.

— Я была хорошей подругой Тамары, — говорит Ксения Маринина. — Гуляла у них на свадьбе в Москве. Муж был ее на пять лет моложе. Томочка немного комплексовала по этому поводу, ведь любая женщина в такой ситуации думает, что ей уже много лет. К тому же брак с Лановым был долгожданным и, как получилось, единственным.

Они мечтали о детях, но почему-то откладывали. Васина ревность и тогда проявлялась. Он внимательно следил, на кого и зачем смотрит его жена, и, возможно, устраивал ей взбучки. Хотя Тамара в наших беседах эту тему деликатно обходила. О «своем Васечке» она рассказывала исключительно в положительных интонациях.

И вдруг, спустя несколько лет брака, Зяблова, которой было немного за 40, поняла, что ждет ребенка. Ожидание малыша еще больше ее окрылило. Тамара не спешила уходить в декрет, работала с утроенной силой. Но однажды, возвращаясь вечером из Михайловского, где организовывала Пушкинские вечера, попала в жуткую автокатастрофу. Погибла на месте.

Коллеги очень переживали за убитого горем актера. Поддержать его пытались многие, а первой телеграмму со словами соболезнования прислала Фаина Раневская.
Прошло несколько месяцев, прежде чем в жизни 37-летнего Ланового появилась главная женщина его жизни — Ирина Купченко. И он снова ощутил себя счастливым.

Андрей Купченко - полная биография

Хорошенькая 23-летняя актриса его же Вахтанговского театра к моменту знакомства с Василием Семеновичем успела побывать замужем, к тому же пережила короткий, но страстный роман с режиссером и плейбоем Андроном Кончаловским, который еще и стал крестным отцом Ирины в кино.

В 1969-м, будучи еще студенткой Щуки, Купченко попала в «Дворянское гнездо» и запоминающе сыграла роль Лизы Калитиной. Об отношениях с Купченко Андрон откровенно рассказал в книге «Возвышающий обман»:

— Очень долго у меня ничего не получалось. Состояние было отчаянное, и в этом состоянии у меня было одно желание — ощутить рядом прерывистое женское дыхание. Так начался мой роман с Ирой Купченко.

Случилось это в гостинице «Советской» с фанерными стенами под музыку Перголези: я привез в Ленинград проигрыватель и кучу пластинок итальянского барокко. Помнится, в номере было полно платьев с картины: мы наряжались в них, играя. Роман наш оказался достаточно кратким. К концу картины мы были просто друзьями.

Андрей Купченко - полная биография

Сначала КОНЧАЛОВСКИЙ влюбился в Ирину, а потом в Беату ТЫШКЕВИЧ

Как говорят актеры, снимавшиеся в «Дворянском гнезде», Андрон там же успел завести интрижку и с польской звездой Беатой Тышкевич.
— Беата и Ирина были полными противоположностями. Одна — предельно открытая, другая — замкнутая и очень правильная, — поделился за несколько дней до смерти актер Виктор Сергачев.

Художником в киногруппе Кончаловского был друг режиссера — Николай Двигубский. Говорят, Коле тоже сразу очень понравилась Купченко, но он терпеливо ждал, когда у Ирины и Андрона утихнут страсти, чтобы самому начать ухаживать за этой милой скромницей. В отличие от товарища Двигубский пошел дальше и даже уговорил Ирину стать его женой. Свадьбу они сыграли сразу после выхода «Дворянского гнезда» на экраны. К тому времени молодая жена окончила театральный институт, где, к слову, слыла недотрогой.

Андрей Купченко - полная биография

— Ирочка казалась нам, однокурсникам, целеустремленной, начитанной девушкой, — рассказывает Наталья Дрожжина. — Она дистанцировалась от посиделок с гитарами и радовалась, что педагоги позволяют сниматься, чтобы иметь возможность заработать.

Впрочем, я тоже тогда снималась, и даже в достаточно смелой сцене. Помню, Ира подошла и спросила, сколько мне за это платят, а я призналась, что получаю гонорар, как заслуженная артистка, потому что по сценарию вынуждена сидеть в ванне и изображать русалочку. В ответ Купченко лишь загадочно улыбнулась.

Брак Купченко с Двигубским в бытовом плане оказался непростым. Молодые поселились в мастерской Николая, где спали на продавленном диване. Муж готовил жене луковый суп, а вместо ребенка у них была такса, с которой они с удовольствием возились в перерывах между съемками. Может, поэтому отношения быстро «перегорели». Ира и Коля все больше стали пропадать на работе и в конце концов развелись.

Андрей Купченко - полная биография

ДВИГУБСКИЙ после расставания с КУПЧЕНКО

Потом Двигубский женился на еще одной бывшей любимой женщине Кончаловского — Наталье Аринбасаровой, а Купченко вышла за Ланового.

Поначалу театральные кумушки не прочили молоденькой Ирине и взрослому Василию Семеновичу долгой семейной жизни. Шептались, что, мол, Вася влюбчивый и едва ли не с каждой своей партнершей по кино имеет любовную связь, а Ира — консерватор и терпеть такие дела не станет. Но всем сплетникам назло они уже 40 лет вместе.

— Разумеется, поначалу какие-то трения были, — улыбается Лановой, — но появились два мальчика.

Андрей Купченко - полная биография

В фильме «Странная женщина» ЛАНОВОЙ и КУПЧЕНКО единственный раз сыграли любовную пару

Сыновья пары, Александр и Сергей, названные так в честь поэтов — Пушкина и Есенина, не пошли по стопам родителей: один окончил факультет журналистики, другой — экономический вуз. Но это не мешает семье часто собираться вместе и часами беседовать на разные темы за большим столом, уставленным изысканными яствами, которые умело готовит талантливая мама.

Андрей Купченко - полная биография

Сыновей Сашу и Серёжу отец назвал в честь любимых поэтов — ПУШКИНА и ЕСЕНИНА

— Купченко и Лановой — прекрасная пара, внутренне и внешне, — говорит Наталья Дрожжина. — Они сблизились в непростой момент. Ира поддержала в трудную минуту. И стала для Василия Семеновича хорошей женой и чудной мамой для сыновей.

Андрей Купченко - полная биография

Юбилярша глазами ее режиссеров

Вадим АБДРАШИТОВ:
— Блестящая актриса! У нее есть дух образа, она его ткет из мельчайших штрихов. Я ее сразу утвердил на главную роль в картине «Слово для защиты», но работать мы не смогли: в тот год она тяжело заболела, и врачи запретили не только сниматься, но и выходить на сцену. А вот в сложном фильме «Поворот» я ее с удовольствием снял на пару с Олегом Янковским.

Андрей Купченко - полная биография

Виталий МЕЛЬНИКОВ:
— Ира играла в моей картине «Отпуск в сентябре». Работа сложно шла, снимали тайком в Петрозаводске, в квартире без декораций. Она все никак не могла найти общий язык с партнером — Олегом Далем. Актер почему-то вел себя ожесточенно и иронично по отношению к Ире, хотя другие мужчины, несомненно, на нее засматривались.

Андрей Купченко — полная биография

Биография Ирины Петровны Купченко

Российская актриса театра и кино, народная артистка РСФСР Ирина Петровна Купченко родилась 1 марта 1948 года в Вене (Австрия) в семье военного и учительницы английского языка.

После возращения из Австрии семья Купченко переехала в Киев. В детстве Ирина занималась в театральном кружке Дворца пионеров и в кружке кинооператоров танцами и мечтала о карьере балерины.

В 1965—1966 годах, после окончания школы, училась на факультете иностранных языков Киевского университета. Затем переехала в Москву и поступила в Театральное училище им. Б. В. Щукина, которое окончила в 1970 году. В том же году была принята в труппу театра имени Вахтангова.

Первый выход на сцену легендарного театра состоялся в спектакле «Антоний и Клеопатра», где партнерами Купченко стали известные актеры Юлия Борисова и Михаил Ульянов.

Среди ролей Ирины Купченко в театре — Лариса («Здравствуй, Крымов»), Фарида («Женщина за зеленой дверью»), Аглая («Молодость театра»), Елена («Чем люди живы»), Долли («Анна Каренина»), Жена инструктора («Кабинетная история»), Людмила («Кабанчик»), Леди Анна («Ричард третий»), Дона Анна («Каменный гость»), Марта («Великая магия»), Инесса Арманд («Брестский мир»), Атуева («Дело»), Луиза Симмоне («Белый кролик»), Клодия («Мартовские иды»), Роксана («Сирано де Бержерак»), Мать («Последние луны»), Филумена Мартурано («Пристань»).

Среди других театральных работ актрисы – роли в спектаклях «Будьте здоровы, месье! » и «Неополитанские страсти» (театр Миллениум), «Свободная любовь» (Ла Театр), «Идеальный муж» (Театральный марафон).

Еще во время обучения в театральном училище Ирина пришла на «Мосфильм», чтобы подработать в массовке. Именно там она встретила Андрея Кончаловского, который снимал «Дворянское гнездо». Так Ирина Купченко получила роль Лизы Калитиной. Спустя два года, в 1970, Ирина Купченко снялась еще в одном фильме Кончаловского «Дядя Ваня», где сыграла роль Сони Серебряковой. Сотрудничество с режиссером продолжилось в фильме «Романс о влюбленных» (1974), который стал лирическим манифестом поколения 70-х.

Наибольший успех актрисе принесла главная роль в мелодраме «Одинокая женщина желает познакомиться» (1986).

Актриса снялась в фильмах — «Звезда пленительного счастья» (1975), «Чужие письма» (1975), «Странная женщина » (1977), «Обыкновенное чудо» (1978), «Сибириада» (1978), «Отпуск в сентябре» (1979), «Назначение» (1980), «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Собака Баскервилей» (1981), «Последняя дорога» (1986), «Жизнь Клима Самгина» (1986), «Забытая мелодия для флейты» (1987), «Без свидетелей» (1983), «Берега в тумане» («Мглистые берега») (1985), «Последняя дорога» (1986), «Другая жизнь» (1987), «Николай Вавилов» (1990), «Хомо новус» (1990), «Вне» (1991), «Ближний круг» (1992), «Танцующие призраки» (1992), «Будулай, которого не ждут» («Цыганский остров» ТВ) (1994), «Дом на камне» (1994), «Жестокая фантазия» (1994), «Роман «al la russа» (1994), «Летние люди» («Дачники») (1995), «Послушай, не идет ли дождь…» (2000), «Старые клячи» (2000), «Приходи на меня посмотреть» (2000), «Благословите женщину» (2003), «Юленька» (2009), «Пара гнедых» (2010), «Калачи» (2010) и многих других.

Ирина Купченко — лауреат премии Ленинского комсомола (1981), Государственной премии России (2001). Награждена орденом Почета (1998).

Обладательница кинопремии «Ника» (1987), приза за лучшую женскую роль в фильме «Одинокая женщина желает познакомиться» Международного кинофестиваля в Монреале (1987), премии «Золотой орел» (2008).

Ирина Купченко замужем за актером Василием Лановым. У супругов два сына — Александр и Сергей.

ТВОРЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ

Ирина Купченко

Андрей Купченко - полная биография

Две последние по времени киноработы Ирины Купченко- в фильмах «Домой!» и «Без свидетелей» -вновь посвящены вопросам, вечно волнующим,- женщина и любовь, женщина и семья, женское счастье, женская доля. Картины, о которых идет речь, появились одна за другой и позволяют увидеть, как. в каком направлении развивается основная творческая тема исполнительницы, столь ярко заявленная ею несколько лет назад в фильме Е. Габриловича и Ю. Райзмана «Странная женщина». И.Купченко сыграла тогда роль, ставшую одной из наиболее значительных в ее биографии. Она воплотила натуру гордую, не умеющую обманывать ни себя, ни близких, не желающую полусчастья-полулюбви.

Нравственный максимализм Жени Шевелевой исполнительница обосновывает всем строем ее характера, серьезностью взглядов на жизнь, богатством духовного мира, повышенной требовательностью к себе, окружающим, к любимому человеку. И потому ее «старомодное» ожидание рыцарства, абсурдное с точки зрения знатоков житейского «здравого смысла», ее постоянная и трепетная жажда возвышенного и чистого ответного чувства встречают у зрителя и искреннее понимание и эмоциональный отзвук. Нота задана высокая, нравственная позиция определена четко. И вот две новые женские судьбы, каждая непроста, в каждой своя боль, своя драма. Есть в рассказе Андрея Платонова «Возвращение», по которому Г. Егиазаров написал сценарий и поставил фильм «Домой!», фраза; «Мать говорила спокойно, только сердце ее мучилось». В словах этих -«ключ» к пониманию образа Любы, созданного И.Купченко в картине.

Перед нами простая русская женщина, за четыре года военного лихолетья перенесшая немало тягот и лишений. Работала на кирпичном заводе, расчищала снежные завалы. Одна, без мужа, поднимала на ноги детей, везла на себе груз домашних дел и забот. В каждом движении, в каждом жесте, даже в том, как произносит она вполне обычные, будничные слова и фразы, чувствуется в героине Ирины Купченко тяжкая, всеми силами преодолеваемая усталость. И вера. Вера в то, что возвращение любимого с фронта должно принести в их дом покой и отдохновение.

Но покоя не будет. Совесть Любы требует очищения. И она признается Алексею (А. Михайлов) в том, что была неверна ему: «Душа моя потянулась к нему, потому что она умирала. Я поняла, что только с тобою я могу быть спокойной, счастливой и с тобой отдохну, когда ты будешь близко». Сколько боли и покорности, сколько страдания и чистоты в том, как произносит эти слова актриса! Ровный, тихий, усталый голос, сухие, горящие удивительным блеском глаза, отсутствие эффектных жестов и интонаций — с какой простотой и лаконизмом передана здесь предельная душевная мука! И как отчетливо угадывается надежда — надежда быть понятой, прощенной.

Люба говорит словно бы сердцем. А сердце всегда говорит просто.

Вот угаданный и пройденный актрисой путь к воплощению на экране платоновской поэтики — сердечность, естественность. Оттого так проникновенно и звучат у Ирины Купченко платоновские «высокие» слова. Оттого такой целомудренной и прекрасной даже в покаянии своем предстает на экране эта женщина, вызывая в памяти классические образы мирового искусства.

Актриса лишает нас права вынести вслед за Алексеем «вердикт о виновности» Любы. Если это и вина, доказывает она, то трагическая, предопределенная войной, неимоверными тяготами и лишениями обрушившейся на страдающее от одиночества сердце, смертельным холодом и тоской истерзавшая хрупкую душу.

Скромная, незаметная жительница небольшого городка, женщина военного поколения, и современная москвичка- казалось бы, между героинями И.Купченко из фильмов «Домой!» и «Без свидетелей» мало общего.

Однако это общее есть. И заключено оно прежде всего в лейтмотиве этих образов, который можно, вероятно, определить как ожидание счастья, вера в любовь.

Конечно, неравновелики горечи и тяготы, отпущенные судьбой Любе и героине фильма Н. Михалкова: война есть война — что с нею сравнится? Но, перенеся предательство любимого, вырастив и воспитав его сына от другой женщины, пройдя по жизни честными прямыми путями, Она (авторы картины «Без свидетелей» не дали своим героям имен) тоже выстрадала свое право на счастье. Так же, как Люба, Она тоже верит и ждет.

В комнате-двое: Он (М. Ульянов) и Она. Бывший муж и бывшая жена, кажется, уже привыкшая к его редким и всегда неожиданным визитам, когда заблагорассудится, внешне спокойная, забывшая боль долгого, мучительного ожидания в первые годы после разлуки. В ее жизни есть теперь человек, которого она любит,-с тоскливым одиночеством вскоре будет покончено.

Но бывший муж, узнав о том, что ее избранник — тот, кого он когда-то предал, а теперь боится и ненавидит, грозит отнять у нее сына, если она выйдет замуж. Здесь кульминация фильма. Только что перед нами была вполне уравновешенная, рассудительная, внутренне сильная женщина. И вдруг — всплеск, срыв, истерика. Заострившееся, побледневшее лицо, сжатые губы, глаза, полные слез, нервные, лихорадочные движения и жесты, высокий, чуть надтреснутый голос. Сколько сил, сколько мужества стоило ей все это: и внезапная, необъяснимая разлука, и долгие годы без мужа, с маленьким сыном на руках, и редкие визиты его, и вот эти страшные минуты наедине с Ним — постаревшим, вздорным, фиглярствующим, некогда таким любимым и близким. Словно бы перед прыжком с огромной высоты, почти зажмурясь от ужаса, обреченно и вместе с тем решительно набирает она номер телефона и тихо, не терпящим возражений тоном просит любимого больше никогда не звонить ей. Таково принятое ею решение — во имя сына, во имя высокого звания матери отречься от возможности счастья, от любви. Как победительно высока и прекрасна заплаканная, подурневшая от горя героиня Ирины Купченко рядом с Ним — нравственно ущербным, жестоким и омерзительно жалким! Как достойна она счастья, которое обязательно придет к ней!

. Так, на разном жизненном материале, на несхожих судьбах своих героинь, в различных обстоятельствах места и времени доказывает актриса вечные, всегда актуальные, всегда необходимые людям и искусству истины о всепобеждающей женской любви, о самоотверженности и преданности женского сердца, о великом умении женщины выстоять, не сломаться, верить, любить и ждать.

Г.СИМАНОВИЧ «Советский Экран» №6 (1984 год).

Биография Ирины Купченко: она считает удачной и личную, и творческую жизнь

В високосный 1948 год в последний день февраля родилась будущая актриса – Купченко Ирина. Биография ее жизни началась в Австрии в городе Вена, где тогда служил ее отец. Поскольку в той стране нравы были проще, чем в Советском Союзе, то маме девочки удалось записать датой ее рождения 1 марта.

Андрей Купченко - полная биография

Однажды она во дворце пионеров записалась в театральный кружок и следом за ним стала еще ходить и в кружок кинооператоров. Кроме этого, она начала заниматься танцами и уже грезила о карьере балерины. Но разве может быть биография Ирины Купченко связана со сценой? Ведь она дочь военного и преподавателя английского языка, разумеется, девушка даже думать не могла, чтобы ослушаться своих родителей.

В 1965 году Ирина окончила школу и поступила в университет на отделение иностранных языков. Но через год она окончательно убедилась, что находится не на своем месте, и больше так продолжаться не может. Она оставила учебу в университете. Кто знает, как бы в дальнейшем сложилась биография Ирины Купченко, если бы в их семье не последовала череда смертей. Сначала умер папа, а затем бабушка и дедушка. Мама решила уехать к родственникам в Москву, а вскоре вслед за ней отправилась и Ира. Вот теперь у нее появилась возможность осуществить свою мечту – она поступает в Щукинское театральное училище.

Андрей Купченко - полная биография

Биография Ирины Купченко как киноактрисы началась еще в училище. Вместе со своими однокурсницами она решила на «Мосфильме» подработать в массовке. В то время режиссер Кончаловский начинал работу над новым фильмом и на одну из главных ролей он искал актрису с гармоничной и цельной натурой. Именно это он увидел в Ирине, и она сыграла Лизу Калитину в «Дворянском гнезде». Следом последовала роль Сони в картине «Дядя Ваня» (1970 год) все у того же кинорежиссера. А в 1974 году Кончаловский снимает «Романс о влюбленных», где Ирина играет жену главного героя. О своем сотрудничестве с этим режиссером Ирина Петровна вспоминает с теплотой, так как он всегда умел работать с артистами: и расскажет, и объяснит, и настроит, и подготовит.

Первая главная роль у актрисы появилась в картине «Чужие письма» (режиссер Авербух), там она сыграла беззащитную и уязвимую учительницу Веру Ивановну. Вообще в дальнейшем биография Ирины Купченко и роли женщин с непростыми характерами кажутся единым целым.

Андрей Купченко - полная биография

Если говорить о театральной карьере Ирины Купченко, то это Вахтанговский театр, в который она пришла сразу после окончания училища. Она верна ему более 30 лет и прощает даже то, что за все это время у нее наберется всего десяток ролей. Хотя, возможно, именно неполная занятость в родном театре ей позволяет принимать приглашения «со стороны». Она сотрудничала с А. Житкиным («Свободная любовь»), с П. Штейном («Гамлет») и так далее.

Успешной актрисой и счастливой женщиной считает себя Ирина Купченко. Биография, семья, работа актрисы – все связано с кино и театром. Уже более 30 лет она замужем за Василием Лановым, который тоже является актером театра Вахтангова. У них выросли два сына: Александр и Сергей. И если говорить о самом заветном желании Ирины Петровны, то это немного свободного времени, чтобы спокойно перечитать древнегреческих историков и «Илиаду».

Биография

Наибольший успех актрисе принесла главная роль в мелодраме «Одинокая женщина желает познакомиться», в которой она вместе с Александром Збруевым составила запоминающийся актерский дуэт.

Андрей Купченко - полная биография Андрей Купченко - полная биография Андрей Купченко - полная биография Андрей Купченко - полная биография Андрей Купченко - полная биография Андрей Купченко - полная биография Андрей Купченко - полная биография Андрей Купченко - полная биография

Родилась в ночь с 29 февраля на 1 марта 1948 в Вене (Австрия), отец — военный, мать — преподаватель.

Андрей Купченко - полная биография Ирина Купченко фотография

В детстве Ирина Петровна занималась в театральном кружке Дворца пионеров и в кружке кинооператоров, занималась танцами и грезила о карьере балерины. В 1965—1966 годах, после окончания школы, она училась на факультете иностранных Киевского университета имени Тараса Шевченко.

Семья

Муж: актёр академического театра им. Е. Вахтангова Василий Лановой

Сыновья: Александр- закончил факультет журналистики, Сергей — закончил экономический факультет.

Творчество

В 1969 г. первый дебют в кино — роль Лизы Калитиной в фильме Андрона Михалкова-Кончаловского «Дворянское гнездо». (Через два года тот же режиссер пригласил Купченко на роль Сони в экранизации «Дяди Вани» А. П. Чехова). Ее Лиза Калитина привлекла общее внимание. Ни тени «тургеневской» манерности, только аристократическая простота, благородство поступков русской женщины.

В 1970 г. окончила Московское Театральное училище им. Б. Щукина, и в 1971 г. стала актрисой Академического театра имени Евгения Вахтангова.

Героини Ирины Купченко всегда притягивают удивительной полнотой и богатством внутренней жизни, поразительным умением одухотворять каждое отпущенное им мгновение.

Драматический талант актрисы, ее способность создавать психологически убедительные образы ярко проявились в таких картинах, как «Романс о влюбленных», где она сыграла Люду, «Чужие письма» (роль учительницы Веры Ивановны), «Странная женщина».

Лучшие дня

Владислав Третьяк: ‘Русская стена’
Посетило:357
Андрей Купченко - полная биография
Женщины маршала Буденного
Посетило:227
Андрей Купченко - полная биография
Юрий Яковлев: ‘В кино я гость, в театре я на равных’
Посетило:199
Андрей Купченко - полная биография

Наибольший успех актрисе принесла главная роль в мелодраме «Одинокая женщина желает познакомиться», в которой она вместе с Александром Збруевым составила запоминающийся актерский дуэт.

Ирина Купченко снималась в картинах различных жанров — от историко-биографических до сказочно-фантастических, с успехом играла у таких разных режиссеров, как Марк Захаров и Игорь Масленников, вместе с Олегом Янковским, Андреем Мироновым, Василием Ливановым, Михаилом Ульяновым и многими другими прекрасными артистами.

Ирина Купченко была занята в спектакле академического театра имени Евгения Вахтангова (роль Александры, супруги Николая II, в спектакле Валерия Фокина «Последняя ночь последнего царя» — одна из лучших театральных ролей сезона 1996—1997 гг.), играет в спектакле Петера Штайна «Гамлет»—1998.

Признание и награды

Народная артистка РСФСР (1989).

Премия «НИКА» в номинации «Лучшая роль второго плана за 1987 год.

Приз за исполнение главной роли в венгерском фильме «Хомо новус» (1992) на Международном кинофестивале в г. Троя (Португалия).

Андрей Купченко — полная биография

Андрей Купченко - полная биография

Так уж устроена русская душа, что какие бы тяжелые жизненные ситуации не сложились, какие бы кровопролитные бои не шли, вся боль о безвременно ушедших, переживания, находят отражение в песнях. Не остались в стороне шурави, так называли советских военных в Афганистане. Из-под их пера вышло много трогающих душу и сердце произведений.

Яркими представителями военно-эстрадного творчества является группа, а в те времена вокально-инструментальный ансамбль «Каскад». Образовалась группа на базе военного оркестра 177 мотострелкового полка и носила название «Танкист». Просуществовал творческий коллектив под руководством А. Малютина с 1981 по 1983 года в городе Баграм, в состав ВИА входили Игорь Фушта, Алексей Бельков, Михаил Тихонов, Игорь Ковригин. Именно они первыми записали песни, написанные бойцами из спецподразделения «Каскад», многие из авторов погибли в боях, такие как Александр Стовб и Владимир Шленский.

В 1983 году капитан Андрей Сухов – военный дирижер набрал группу, состав которой стал легендарным. В первоначальном составе были: Кирилл Подойницын, Александр Сафонцев, Павел Кравчук, Виталий Горбачев, Игорь Грязнов Виктор Микутель, и Александр Богданов.

Несмотря на запреты, группа в таком составе два года давала концерты в кишлаках, частях, на отдаленных рубежах, песни были популярны и востребованы. Они получили живой отклик в сердцах военных, солдат, ждущих их дома родственников. Активно переписывались с кассеты на кассету, переписывались в тетради и блокноты, вечерами их пели под гитару в солдатских палатках и на перевалах. Песни Каскада стали голосом и символом этой бессмысленной войны. Со словами этих песен шли в бой, возвращались домой, и поминали ушедших.

Только в 1985 году, когда распространенными стали разговоры о демократии и свободы слова, с группы сняли запрет, записи их песен появились в фонотеках многих ценителей военного творчества.

Служба Андрея Сухова подходила к концу, и ему пришлось передать руководство коллективом, за службу и поддержку морального и патриотического духа он был награжден орденом.

Второму руководителю ансамбля Александру Колесникову удалось организовать для группы на студии звукозаписи «Мелодия» запись первого диска «Веселые ребята».
Второй состав группы был самым многочисленным, сменивший его третий состав записал еще один альбом, под символичным названием «Пусть память говорит» выпущенный в 1989 году.

Когда же советская армия покидала Афганистан, шурави третьего состава исполнили песню на стихи Морозова «Мы уходим…», проникновенный гимн посвященный выводу войск. Три состава группы дали более 400 концертов, в том числе и в горячих точках, бравых ребят не остановил смертельный риск, связанный с поездками по обожженной войной стране.

После окончания войны в Союзе произошли изменения, круговорот, казалось бы, отправил группу в небытие, кто-то ушел в отставку, кого-то перевели в другую часть, но песни продолжали жить. Выходцы из «Каскада» организовывали свои группы, поющие на военную тематику.

Так появился четвертый состав группы, возглавил ее Юрий Стрельцов, реанимированная группа выступала на узбекском телевиденье, а запись нового диска «Южный крест» совместно с группой «Контингент» ознаменовала возвращение военной песни.
Часто меняющийся состав, отсутствие поддержки военным руководством, даже банальная бытовая неустроенность не раз толкали группу к точке распада, был период, когда коллектив разделялся, и в одно время существовало два состава группы с идентичными названиями.

Развал Советского Союза сделал войну в Афганистане бесполезной, ненужной, ошибочной и тем больнее ощущается горечь потерь, жизни, которые солдаты отдали за идею, которая вскоре и в своей стране стала не нужна. Тем не менее, узы афганских песен связали целые поколения, их не разрушили ни обесценивание ценностей, ни крах коммунистического режима, а потому смысл афганских песен продолжают теребить струны души, музыка западает в сердце. Те, кто там был до сих пор видят страшные сны, и только песня помогает выразить все что накипело, все, что прочувствованно в тех страшных боях.

В этом году «Каскаду» исполняется 30 лет и первый руководитель коллектива Сухов предложил всем составам группы объединиться в возрожденный коллектив «Ветераны Каскада».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *