Арина Михальцова — полная биография

Арина Михальцова — полная биография

Арина Нестерова

Арина Михальцова - полная биография

фотографии >>

Арина Михальцова - полная биография

Арина Михальцова - полная биография

Арина Михальцова - полная биография

Арина Михальцова - полная биография

биография

Нестерова Арина Александровна

Арина Александровна Громова

Родилась 1 января 1965 года в Москве.

В 1988 году окончила Музыкальное училище им. Гнесиных.
С этого же года — актриса Московского ТЮЗа.

Заслуженная артистка России.

Театральная премия за «Лучшую роль» на фестивале «Россия — первая любовь», посвященному творчеству А.С.Пушкина.

Театральная премия им. И.Смоктуновского (2000).

Арина Шарапова, биография, новости, фото

Арина Михальцова - полная биография

Имя: Арина Шарапова (Arina Sharapova)

Отчество: Аяновна

День рождения: 30 мая 1961 (58 лет)

Место рождения: Москва

Рост: 165 см

Вес: 68 кг

Восточный гороскоп: Бык

Карьера: Телеведущие 83 место

Фото: Арина Шарапова

  • Арина Михальцова - полная биография
  • Арина Михальцова - полная биография
  • Арина Михальцова - полная биография
  • Арина Михальцова - полная биография
  • Арина Михальцова - полная биография

Биография Арины Шараповой

Детство, юность, семья: Москва — Ближний Восток

Арина родилась в 1961 году в московской семье Аяна и Анны Шараповых. Отец будущей звезды, Аян Вениаминович, родился в Хабаровском крае в поселке Аян, что на якутском языке означает «путь». По месту рождения ему и дали такое экзотическое имя. Карьеру папа Арины начинал с должности инженера, затем учился в академии Внешторга и остался в Москве, в Министерстве торговли Советского Союза. Получив должность дипломата, он смог объездить почти весь мир.

Его жена и мама Арины, Анна Ивановна, окончила факультет иностранных языков. Сначала она работала сначала учителем, затем была переводчиком в «Интуристе».

Вскоре после знакомства родители Арины поженились. Когда они объявили в ЗАГСе, какое имя выбрали для новорожденной, сотрудницы учреждения долго доказывали им, что такого имени не существует — есть лишь Ирина. Но отец согласился заплатить штраф, чтобы дочурку назвали именно так, как было задумано.

В середине 60-х отца Аяна Вениаминовича отправили работать на Ближний Восток, поэтому раннее детство Арины Шараповой прошло именно там. В 1967 году, когда настала пора идти в первый класс, Арина вернулась в Москву к бабушке с дедушкой. Первоклассница сразу показала свой характер, заявив, что будет хорошо учиться, так как мечтала стать школьной учительницей. Арина выполняла свое обещание и училась на «хорошо» и «отлично». Стабильно высокие оценки она получала по литературе и другим гуманитарным предметам. К точным же наукам девочка относилась достаточно холодно.

Любимым занятием Арины было чтение. Она поглощала книги домашней библиотеки одну за другой. Бабушка Шараповой, которая в молодости работала в Китае и знала язык, пыталась увлечь внучку восточной культурой и настаивала на том, чтобы девочка связала с ней судьбу. Но на тот момент Арина уже зачитывалась Михаилом Булгаковым и бегала по Москве в поисках «нехорошего» дома из «Мастера и Маргариты». Помимо литературы Шарапова увлекалась зарубежным кино, в особенности фильмами с Катрин Денев и Софи Лорен.

В начале 80-х Арина поступила на философский факультет МГУ и стала подрабатывать в одной из городских библиотек. Спустя четыре года она получила диплом и пошла на второе высшее в языковой институт имени Мориса Тореза, однако уже заочно.

Карьера на ТВ

Пока телеведущая работала не покладая рук в начале 2000-х, по телевизионной тусовке поползли слухи, что Шарапова отправилась в Сибирь, чтобы помочь сформировать имидж губернатора Красноярска, генерала Александра Лебедя. Арина оперативно отреагировала на слухи, заявив, что считает себя государственником, поэтому свою работу в команде хорошего лидера не считает зазорной.

В 2002 году Эрнст позвал позвал Шарапову вести программу «Доброе утро», и она согласилась. С тех пор Арина Аяновна практически стала “лицом” ОРТ, а позже и «Первого канала».

С 2007 по 2010 год параллельно с утренними эфирами Арина Шарапова участвовала в проекте «Модный приговор» в качестве эксперта. В этот же период телеведущая снова оказывается в политике, становясь ведущей теледебатов перед президентскими выборами.

В 2014 году Арина создала цикл документальных фильмов «Остров Крым» о достопримечательностях полуострова. В это же время ведущая стала героиней многочисленных телепрограмм и в качестве гостя, начиная с «Идеального ремонта» и заканчивая передачей «Мой герой», в которую ее пригласила подруга, писательница Татьяна Устинова. Кстати, именно Арина стала прототипом одного из ее романов «Богиня прайм-тайма».

Личная жизнь Арины Шараповой

Арина Шарапова состоит в дружеских отношениях с влиятельными в России знаменитостями — ведущая часто ходит в гости к Дмитрию Киселеву или Эдварду Радзинскому, которые также, как и она, приобрели недвижимости в Коктебеле. Кроме того, телеведущая часто принимает шумные компании гостей и в их с мужем доме.

В Инстаграме тысячи подписчиков пристально следят, какие фото выставляет телезвезда, как она выглядит и во что одевается. Множество комментариев посвящено тому, делала Арина пластические операции или нет. Сама она отрицает вмешательство пластических хирургов, хотя и делала несколько процедур биоревитализации (инъекции с гиалуроновой кислотой). Единственный опыт с ботоксом обошелся для Арине плачевно: для того, чтобы нормализовалась мимика лицевых мышц после процедуры, ее подвергли воздействию тока.

Арина Шарапова сейчас

В 2020 году телеведущая продолжает радостно приветствовать всех зрителей программы «Доброе утро» своей неповторимой улыбкой.

Также Арина Аяновна активно занимается собственной школой «Техно-Арт-Медиа Групп Арины Шараповой», где профессиональный коллектив педагогов обучает детей самым разным творческим навыкам: азам фото и видеосъемки, графике и дизайну, а также азам тележурналистики. В 2020 году Шарапова заявила, что в ее планах есть проект, связанный и с рабочими профессиями, которых в России катастрофически не хватает. Детей в ее школе станут учить слесарному и токарному делу, а также сварным работам.

В школе также проводятся мероприятия для детей с заболеваниями и ведутся курсы психологической адаптации для пенсионеров. Сама Арина признается, что свою пенсию так и не оформила, поскольку «никак не доходят руки», и она понятия не имеет, какую сумму ей будут выплачивать как пенсионеру.

Неугомонная телеведущая часто ездит на семейную дачу, и по ее словам, после завершения телевизионной карьеры она непременно переедет туда и будет «ковыряться в земле» — такое занятие для Арины и есть любимый отдых, которому она успевает уделять время, несмотря на тотальную занятость.

Арина Домски

Арина Михальцова - полная биография

Певица Арина Домски не привлекает внимание к своей персоне дешевыми скандалами и провокационными выходками. Отсутствие рекламы не мешает ей выступать на лучших мировых площадках и самых престижных ивентах мира.

Необычное соединение классической музыки с современным звучанием, сильный оперный вокал и оригинальное шоу – помогают артистке завоевывать сердца слушателей по всему миру.

Эта молодая и бесспорно талантливая певица прекрасно владеет академической школой вокала. Трудно поверить, что за изящным обликом и привлекательной внешностью, скрывается сильное сопрано. Ее концерт – это театрализованное шоу в котором задействован оркестр, артисты балета, реквизит и видео инсталляции. Ее музыка – это сlassical crossover, синтетический жанр соединяющий классическую музыку с электронным звучанием. Ее жизнь – тайна, скрытая от посторонних глаз. Она – исполнитель, продюсер, режиссер, автор своей музыки, обладающая большой силой воли и твердым стремлением к успеху.

Ее называют сопрано нового поколения и на сегодняшний день она единственная представительница жанра classical crossover не только в Украине, но и во всей восточной Европе.

Арина Домски родилась 29 марта 1984 года в Киеве (Украина). Она единственный ребенок в семье. Ее мама по специальности инженер-технолог, отец — футболист.

В восемь лет она начала заниматься музыкой в хоре детского академического ансамбля. Исполняла духовную, академическую и народную музыку. Много гастролировала и участвовала в различных вокальных конкурсах. Со временем стала солисткой ансамбля и даже некоторое время работала хормейстером.

После окончания девятого класса школы Арина поступила на вокальное отделение КГВМУ им. Р.М. Глиэра.

Образование

Арина Домски получила поистине глубокое профессиональное образование в лучших музыкальных учебных заведениях Украины. Она с отличием окончила Киевское музыкальное училище имени Р.М. Глиера (класс Екатерины Мамчур – заведующей кафедры академического вокала). Высшее образование получила в Киевской консерватории (сейчас это Национальная музыкальная академия имени П.И. Чайковского). В консерватории Арина перенимала искусство пения у народной артистки СССР, профессора кафедры академического вокала Дианы Петриненко.

Период шоу-бизнеса: 2007-2011

В 2007 году в Киеве объявляют кастинг на первый украинский телевизионный проект, а по совместительству и реалити-шоу, “Фабрика звезд“ на “Новом канале“. Арина проходит кастинг и попадает в число участников. Из-за непростых отношений с продюсерским составом шоу, Арина покидает проект первой.

Подобная медийная востребованность яркого современного вокалиста, явно предоставляла больше шансов не только «для раскрутки», но и прежде всего – для творчества и реализации своего таланта. Гораздо больше, нежели специфическая сфера академической музыки, которая практически лишена промоушена в нашей стране. После окончания проекта, певица начинает активно гастролировать, выпускает сольный альбом и пять видеоклипов.

В 2011 она становится участницей шоу “Суперзвезда“ на канале “1+1“, где доходит до финала. После окончания проекта, Арина берет творческую паузу на год.

Начало периода classical crossover:

После года творческих поисков и работы в студии, Арина Домски презентует свой первый сингл “Ti amero“ в жанре classical crossover с которым выступает на благотворительном балу в Алматы (Казахстан). Именно там состоялось первое публичное выступление певицы в новом амплуа. Видеоклип на эту композицию попадает в ротацию британского музыкального телеканала CMTV и знакомит европейского зрителя с творчеством певицы. Так начинается период музыки classical crossover, который в западной и американской культуре очень популярен и востребован.

В это время, в сознании Арины вызревает идея собственного масштабного концертного проекта, способного охватить различные социальные слои и при этом привлечь внимание публики к оперному жанру и, что важно, оставить, колоссальную по численности аудиторию в воодушевленном состоянии от музыкального шоу. Причем важно наполнить это сценическое действо классической музыкой, презентованной в определённой стилевой манере.

Известно, что язык музыки – универсальный, и поэтому имеет способность быть понятным в любом уголке мира.

Успех Арины открыл ей доступ к лучшим исполнительским площадкам. Германия, Испания, Люксембург, Гонконг, Китай, Ливан, ОАЭ, Турция – это неполный список стран, которые пожелали принять у себя украинское сопрано И это не просто концертные выступления певицы, а также и крупные ивенты мирового значения.

Поднебесная

В 2015 году диск с песнями Арины попадает в продюсерское агентство в Пекине. Неординарный музыкальный материал, оригинальные сценические образы и оперный вокал заинтересовали китайских продюсеров. Певица получает приглашение стать главной героиней церемонии открытия Guangzhou International Light Festival в третьем по величине (после Пекина и Шанхая) китайском городе Гуанчжоу.

Грандиозное открытие состоялось на “Haixinsha Arеna“ на которой в 2010 году проходили Азиатские Игры. Выступление Домски попадает в новостной сюжет местного телевидения. А сам концерт транслирует главный телеканал Китая CCTV. Так состоялось первое выступление певицы в Поднебесной. В 2016 году Арина снова посетила Китай с гастролями, где выступила на «Guangzhou International Sports Arena».

Именно с этой площадки в 2015 году начала своё китайское турне американская звезда Кэти Пэрри. В течение трёх дней выступление украинской певицы посетило около 54 000 тысяч зрителей, а так же увидела многомиллионная аудитория телеканала CCTV. Арина стала первой европейкой исполнительницей, которая выступила на этой площадке.

В 2017 Арина Домски своим выступлением открывает одно из самых престижных мероприятий – Summer Davos World Economic Forum, выступает на открытии BRICS International Film Festival, антитеррористическом форуме в Пекине и зимнем фестивале “Ice Lantern“ в Харбине .

В 2018 году по приглашению правительства Китая, Арина Домски становится первой европейской артисткой, которая исполнила гимн VIII Beijing International Film Festival.

В 2019 Арина сотрудничает с китайским музыкантом Wu Tong, лауреатом премии Grammy. Вместе с ним и оркестром Silk Road они записывают совместную композицию для проекта телеканала Hunan TV в городе Чанша.

Dubai Diafa Awards

В 2018 году в Дубай состоялась ежегодная церемония награждения международной премии в области искусства DIAFA Awards, которую так же называют «Арабским Оскаром». Церемония 2018 года была посвящена Его Высочеству шейху Мохамеду бен Рашиду Аль Мактум, вице-президенту страны, премьер-министру и правителю Дубая. Арине Домски выпала честь открыть своим выступлением столь престижное мероприятие, которое транслировалось в прямом эфире телеканала LBC и крупнейшего музыкального канала региона Rotana Music. А также Арина Домски была удостоена этой премии за популяризацию классической музыки в мире.

В августе 2018 Арина Домски впервые посетила с гастролями Ливан, где выступила с сольным концертом «Opera Show» в рамках Tyre International Festival. После выступления, ливанский портал Elissar News назвал Арину Шахерезадой, а ее шоу «1000 и 1 ночью», отметив сильный оперный вокал артистки, необычную подачу классической музыки и оригинальное шоу. Так же, этот концерт Арины Домски посетила жена спикера парламента Ливана госпожа Ранда Асси Берри.

В декабре 2019 Арина Домски представила альбом “ La Vita“, что в переводе с итальянского языка означает “жизнь“. В него вошли 16 композиций на итальянском, чешском, французском, английском, русском и украинском языках.

“La Vita“ Арины Домски — новая жизнь мировых шедевров классической музыки.

Opera Show

В 2018 году Арина Домски презентовала полномасштабное шоу в родном Киеве. Световые эффекты, балетные постановки, оркестр, мощная сценография – составляющие шоу, которое вызвало резонанс в мире искусства.

Opera Show Arina Domski» — это пересечение традиций и эпох. Опираясь на классическую основу, Арина создает синтез времени и настроения, объединяя разные эпохи и музыкальные стили.

“Opera Show“ — это концертная программа, которая знакомит зрителя с произведениями, начиная от Генделя, Моцарта, Чайковского и заканчивая современной академической музыкой. Одной из главных особенностей программы является оригинальное современное звучание. Каждая песня — это маленькая театральная история, в которой задействованы танцоры и музыканты. Яркие, оригинальные сценические образы не оставляют равнодушными зрителей. То, что происходит на сцене во время выступлений Арины, далеко от условностей и традиций.

Арина исполняет музыку на нескольких языках, ее репертуар включает песни на итальянском, английском, французском, украинском, русском, чешском, латинском и китайском языках.

На сегодняшний день Арина Домски ведет активную концертную жизнь расширяя географию своих гастролей, записывает новые песни и всей своей творческой деятельностью доказывает, что классическая музыка в современной интерпретации – это тот культурный продукт, который так долго ждал зритель!

Арина Михальцова — полная биография

Арина Родионовна родилась 10 апреля 1758 года в селе Воскресенском в семье крепостных крестьян Родиона Яковлева и Лукерьи Кирилловой. Эта дата документально установлена благодаря записи обнаруженной в Метрической книге церкви Воскресения Христова в Суйде, хранящейся ныне в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга. В метрике, будущая няня А.С.Пушкина была записана как «Иринья». Под таким именем она упоминается во всех уцелевших документах бывшего суйдинского храма. Здесь же указано, что местом рождения Арины Родионовны является «село Суйда», Воскресенское тоже Копорского уезда Санкт-Петербургской губернии. Село Воскресенское, получившее своё название в честь возведённой в 1718 году рядом с ним церкви Воскресения Христова, до этого времени официально называлось деревней Суйдои. Ещё со времён шведского владычества (примерно с 1619 года) это старинное поселение было приписано к Суйдинской мызе. В документах XVIII столетия часто упоминалось двойное название села: Суйда и Воскре-сенское. Так, например, в Метрической книге церкви Воскресения Христова за 1737 год сообщается: «В селе Воскресенском, что была мыза Суйдовская. ».

Родители Арины Родионовны были крепостными крестьянами местного помещика, подпоручика лейб-гвардии Семёновского полка, графа Фёдора Алексеевича Апраксина. Владелец Суйдинской мызы приходился внуком знаменитого петровского сподвижника, графа Петра Матвеевича Апраксина, которому эти земли были пожалованы Петром I вскоре после их освобождения от шведских захватчиков. Как известно, П.М.Апраксин был одним из главных героев Северной войны.

Через год после рождения Арины Родионовны Суйдинская мыза с приписанными к ней селом Воскресенским и соседними деревнями были приобретены в собственность генерал-аншефом и кавалером Абрамом Петровичем Ганнибалом, ставшем впоследствии легендарным прадедом А.С.Пушкина.

Отец Арины Родионовны — Родион Яковлев родился в 1728 году. Мальчик рано лишился родителей и остался сиротой. Примерно в девятилетнем возрасте он был взят «приёмышем» на воспитание в бездетную крестьянскую семью Петра Полуэктова и Вассы Емельяновой, которые с петровских времён проживали в селе Воскресенском.

Крестьянский род Полуэктовых появился на суйдинской земле во время насильственного переселения сюда нескольких крестьянских семей, прибывших из центральных губерний России. Петровским указом, в периоде 1715 по 1725 год, они как и тысячи других переселенцев, были выдворены из родных мест. Безлюдные, опустевшие после шведской оккупации края, деревни и сёла, расположенные на землях, вошедших в состав учреждённой в 1708 году Санкт-Петербургской губернии, царь рассчитывал быстро вернуть к жизни. Петр Полуэктов был старшим сыном «великорусского» крестьянина Полуэкта Андреева. В соседних дворах села Воскресенского рядом с ним проживали его братья Андрей и Кирилл.

Каких-либо документальных свидетельств о настоящих родителях Родиона Яковлева не сохранилось. Не известно и место его рождения. Можно только предположить, что родиной отца Арины Родионовны было село Воскресенское. Ответы на эти и ещё многие другие вопросы можно было бы почерпнуть из церковных документов суйдинского храма. Однако, метрической книги за 1728 год, когда появился на свет Родион Яковлев, в архиве не сохранилось.

Арина Михальцова - полная биографияАрина Михальцова - полная биография

Ничем не обоснованная версия, изложенная в исследованиях известным пушкиноведом, бывшим куратором Пушкинских мест Гатчинского района и автором первых музейных экспозиций в Суйде, Выре и Кобрине Ниной Ивановной Грановской (1917-2002 гг.) о том, что Родион Яковлев «вероятно, был потомком переселенцев либо крещённых карелов (чуди)» не подтверждена документально. В последнее время в печати появилась целая серия бездоказательных материалов, посвящённых финно-угорскому происхождению няни великого поэта. Находились смельчаки, которые считали Арину Родионовну чуть ли не лютеранкой. Однако это не так. Финская тематика занимает обое место в биографии ины Родионовны, в её замечательном сказительном наследии так ярко отразившимся в творчестве А.С.Пушкина. Но это тема особой публикации.

Занимаясь составлением родословной Арины Родионовны, с полной уверенностью можно сказать, что её родители — отец и мать имели славянские, православные корни. Это доказывает прежде всего тот факт, что Родион Яковлев и Лукерья Кирилловна были прихожанами суйдинской церкви. Старинное село Воскресенское (бывшая Суйда) с незапамятных времён считалось Новгородским поселением. Оно впервые упоминается в Новгородской писцовой книге 1499 года как село Суйда в Никольско-Суйдовском погосте в Водскрй пятине на земле Великого Новгорода.

Мать Арины Родионовны — Лукерья Кирилловна родилась в 1730 году в селе Воскресенском в большой крестьянской семье. Её отец Кирилл Михайлович был «служителем» Суйдинской мызы. В Исповедальных книгах церкви Воскресения Христова середины XVIII века она названа «старинной села Суйды». Исходя из этого можно предположить, что её предки были новгородцы, пережившие шведскую оккупацию края. В семье Кирилла Михайловича было несколько детей. Среди них — Ирина Кириллова, по имени которой при крещении в 1758 году была названа новорожденная, ставшая впоследствии Ариной Родионовной. Интересно, что одним из восприемников при её крещении был родной брат матери — Ларион Кириллов (в документах он назван Кириллин). Другой восприемницей была дочь Воскресенского крестьянина, девица Евфимия Лукина.

Арина Михальцова - полная биографияСогласно записи Метрической книги, в 1750 году 22-х летний Родион Яковлев вступил в законный брак с местной крепостной девушкой 20-летней Лукерьей Кирилловой. По Исповедальным книгам удалось проследить, что молодожёны, не имея собственного двора, поселились в доме отчима Петра Полуэктова. Здесь родились их дети. Через четыре года умерла приёмная мать Родиона Яковлева — Васса Емельянова. Ей было 55 лет. И уже вскоре овдовевший Петр Полуэктов вторично женился на «пашечнице» Суйдинской мызы, вдове Настасье Филипповой, у которой от первого брака имелись две дочери и сын Еремей Агафонов.

Родион Яковлев и Лукерья Кирилловна имели большую семью — семь детей: в 1755 году родился старший сын Симеон. В тот период имя Родиона Яковлева нередко упоминалось в метрических документах. Так, например, в 1757 году, в связи с рождением у Воскресенского крестьянина Ивана Елисеева дочери Матрёны. Её восприемником при крещении был Мать Арины Родионовны — Лукерья Кирилловна родилась в 1730 году в селе Воскресенском в большой крестьянской семье. Её отец Кирилл Михайлович был «служителем» Суйдинской мызы. В Исповедальных книгах церкви Воскресения Христова середины XVIII века она названа «старинной села Суйды». Исходя из этого можно предположить, что её предки были новгородцы, пережившие шведскую оккупацию края. В семье Кирилла Михайловича было несколько детей. Среди них — Ирина Кириллова, по имени которой при крещении в 1758 году была названа новорожденная, ставшая впоследствии Ариной Родионовной. Интересно, что одним из восприемников при её крещении был родной брат матери -Ларион Кириллов (в документах он назван Кириллин). Другой восприемницей была дочь Воскресенского крестьянина, девица Евфимия Лукина.

Согласно записи Метрической книги, в 1750 году 22-х летний Родион Яковлев вступил в законный брак с местной крепостной девушкой 20-летней Лукерьей Кирилловой. По Исповедальным книгам удалось проследить, что молодожёны, не имея собственного двора, поселились в доме отчима Петра Полуэктова. Здесь родились их дети. Через четыре года умерла приёмная мать Родиона Яковлева — Васса Емельянова. Ей было 55 лет. И уже вскоре овдовевший Петр Полуэктов вторично женился на «пашечнице» Суйдинской мызы, вдове Настасье Филипповой, у которой от первого брака имелись две дочери и сын Еремей Агафонов.

Родион Яковлев и Лукерья Кирилловна имели большую семью — семь детей: в 1755 году родился старший сын Симеон. В тот период имя Родиона Яковлева нередко упоминалось в метрических документах. Так, например, в 1757 году, в связи с рождением у Воскресенского крестьянина Ивана Елисеева дочери Матрёны. Её восприемником при крещении был будущий отец Арины Родионовны.

Родион Яковлев умер в 1768 году, когда Арине Родионовне было всего 10 лет. В 1772 году скончался и Петр Полуэктов, на четыре года переживший своего приёмного сына. После смерти кормильцев обе семьи, состоявшие, главным образом, из малолетних детей, п родолжал и ещё некоторое время жить вместе. Еремей Агафонов оказался единственным в доме мужчиной-кормильцем.

С отроческих лет Еремей Агафонов был определён работником в помещичью усадьбу. В документах той поры он часто упоминается среди крестьян, приписанных к Суйдинской мызе. Так, в Исповедальной книге за 1795 год среди «дворовых людей» вотчины Ивана Абрамовича Ганнибала указаны:
«Еремей Агафонов 58 лет, жена его Евдокия 55 лет, мать его вдова Настасья Филиппова 93 года»

Арина Михальцова - полная биографияИменно Еремей рекомендовал на работу в помещичью усадьбу старшего брата Арины Родионовны Симеона Родионова, который впоследствии служил кучером у Ганнибалов. Можно предположить, что в свою очередь Симеон привел в господский дом старого арапа совсем ещё юную сестрицу Иринью, будущую Арину Родионовну. Находясь в услужении в барском поместье, с тяжелым крестьянским трудом она столкнулась очень рано. Таким образом, Арина Родионовна была связана с Ганнибалами и их усадьбой задолго до того, как она стала няней в Кобринском поместье, так называемой Руновской мызой.

В Воскресенском, как и в других русских сёлах России, все местные девушки с ранних лет приучались к рукоделию. Прекрасной мастерицей-рукодельницей была и Арина Родионовна. Об этом повествуют старинные предания и документальные сведения. Суйдинский край всегда славился своими мастерицами — вышивальщицами и кружевницами.

По тогдашним меркам Арина Родионовна вышла замуж довольно поздно — в двадцать три года. Её сосватали за крестьянина соседней деревни Кобрино Федора Матвеева. Со свадьбой торопились. Подходили к концу последние дни жизни старого арапа, после смерти которого жених и невеста могли оказаться во владениях разных помещиков: Суйда по наследству должна была перейти к Ивану Абрамовичу Ганнибалу, Кобрино — Осипу Абрамовичу Ганнибалу, будущему деду А.С.Пушкина.

Бракосочетание Фёдора Матвеева и Арины Родионовой состоялось в Суйдинской церкви Воскресения Христова 5 февраля 1781 года. Запись в Метрической книге сообщает: «В деревни Кобрино крестьянский сын отрок Фёдор Матвеев, деревни Суйды с крестьянскою девкою Ириньей Родионовой, оба первым браком».

Поручателями на свадьбе со стороны жениха были крестьяне деревни Тайцы Кузьма Никитин и Ефим Петров, а по невесте её ближайшие родственники Ларион Кириллов и Симеон Родионов. После замужества Арина Родионэвна переезжает к мужу в Кобрино. В том же году, 14 мая умер Абрам Петрович Ганнибал и эта деревня по наследству переходит к его сыну.

Арина Михальцова — полная биография

Арина Михальцова - полная биографияНяня Пушкина, Арина Родионовна Яковлева, родилась 10 (21) апреля 1758 года в деревне Суйда (ныне — село Воскресенское), а точнее — в полуверсте от Суйды, в деревне Лампово Копорского уезда Петербургской губернии. Мать ее, Лукерья Кириллова, и отец, Родион Яковлев, были крепостными, имели семерых детей. Арина было ее домашнее имя, а подлинное — Ирина или Иринья. Как крепостная крестьянка няня фамилии не имела. В документах (ревизские сказки, метрические церковные книги и т.д.) она названа по отцу — Родионовой, а в быту — Родионовной. Родионовной ее именовали уже под старость, как это делается иногда в деревнях. Сам Пушкин ни единого раза не назвал ее по имени, а в письмах писал «няня». В литературе она именуется чаще как Арина Родионовна, без фамилии, либо, реже, под фамилией Яковлева. В одной из поздних публикаций говорится: «Появление в современной литературе о няне А.С. Пушкина фамилии Яковлева, будто бы ей принадлежавшей, ничем не обосновано. Никто из современников поэта Яковлевой ее не называл». Однако, это вопрос спорный, ведь детей называют по отцу, а фамилия ее отца — Яковлев. Иногда, кстати, ее называли также Арина Матвеева — по мужу.

Ребенком она числилась крепостной подпоручика лейб-гвардии Семеновского полка графа Федора Алексеевича Апраксина. В 1759 году Суйду и прилегающие деревни с людьми купил у Апраксина прадед А.С. Пушкина — А.П. Ганнибал. В 1781 году Арина вышла замуж за крестьянина Федора Матвеева (1756-1801), и ей разрешили переехать к мужу в село Кобрино, что неподалеку от Гатчины. Жили они бедно, в хозяйстве не было даже скотины, понятно, почему Арина попросилась в няни. В 1792 году она была взята бабкой Пушкина Марией Алексеевной Ганнибал в качестве няни для племянника Алексея, сына брата Михаила, а уже в 1795 году Мария Алексеевна дарит Арине Родионовне за безупречную службу отдельную избу в Кобрине. 20 декабря 1797 года у М.А. Ганнибал родилась внучка Ольга (старшая сестра поэта). После ее рождения Арина Родионовна была взята в семью Пушкиных, сменив на этом посту свою родственницу или однофамилицу Ульяну Яковлеву. Арина была кормилицей сестры поэта, няней Пушкина и его брата, вынянчила она и Ольгу, и Александра, и Льва.

Вскоре после рождения дочери Сергей Львович вышел в отставку и переехал с семьей в Москву, где жили его мать, брат и другие родственники. Арина, как кормилица и няня Ольги Сергеевны, уехала вместе с ними. Из церковной записи известно: «в Москве в 1799 году, мая 26-го дня, в день Вознесения» родился у Пушкиных сын Александр. Вскоре Мария Алексеевна решила также перебраться в Москву. В 1800 году она продала Кобрино с людьми, а в 1804 году купила Захарово под Москвой. Арину с семьей и домом, в котором они жили, бабушка исключила из запродажной. Очевидно, Мария Алексеевна договорилась с новыми владельцами, что в этой избе останутся жить на неопределенное время муж и дети Арины Родионовны. Таким образом, няня и ее дети в любое время могли найти приют в родной деревне, что всегда было мечтой каждого крестьянина.

Ситуация не совсем ясная. Одно время было принято считать, что Арине с семьей — мужем, умершим в 1801 году от пьянства, и четырьмя детьми Мария Ганнибал то ли подарила, то ли хотела подарить вольную, но Арина от вольной отказалась. Это утверждает в своих воспоминаниях сестра Пушкина Ольга Сергеевна Павлищева. Няня осталась дворовой, то есть «крепостной, взятой на господский двор для обслуживания помещика, его дома». Дочь Арины Родионовны Марья вышла замуж за крепостного и, таким образом, тоже осталась крепостной. Биограф няни А.И. Ульянский утверждает, что дети вольной не получили. Всю жизнь Арина считала себя рабой своих господ; «верной рабой» называет няню в «Дубровском» сам Пушкин, хотя это, конечно, литературный образ. Отпустить на волю семью няни Мария Алексеевна, видимо, собиралась, но не отпустила. Позднее, в Михайловском, судя по спискам, Арина и ее дети снова проходят крепостными. От рождения до смерти она оставалась крепостной: сперва Апраксина, потом Ганнибала, наконец, Пушкиных. И Пушкина, заметим, ситуация вполне устраивала. Никогда, ни одним словом он не затронул этой темы применительно к няне, хотя рабство в общем виде возмущало его гражданские чувства не раз. Важно то, что сама Арина Родионовна и дети ее оказались на некоем особом положении. Она была что-то вроде ключницы: стерегла усадьбу, выполняла поручения господ, ей доверяли, убедившись в ее честности, кое-какие денежные дела. Она «домоправительница», по определению В.В. Набокова, старавшегося объяснить западному читателю ее роль.

После Ольги Арина вынянчила Александра и Льва, но кормилицей была только для Ольги. Набоков вообще называет Арину Родионовну «бывшая няня его сестры». Не одна она, конечно, была няней. Прислуги в доме Пушкиных было много, кормилиц без труда находили в деревне и отсылали обратно, но этой няне доверяли больше других. Мать Пушкина иногда разрешала ей спать в господском доме. Членам ее семьи предоставляли некоторые льготы. На определенное время их отпускали, они могли иметь побочный заработок или помогать по хозяйству родственникам в своей деревне. Позже прислуживать господам взяли и дочь няни Надежду. Позднее в семье Пушкиных родились и умерли младенцами Софья, Павел, Михаил и Платон. Неизвестно, нянчила ли Арина кого-либо из этих детей. Четверо детей Арины Родионовны остались после смерти мужа в Кобрино, а она сама находилась при Марии Алексеевне сначала в Москве среди многочисленной дворни, а после продажи Кобрино — в Захарово. Затем Арина в числе домочадцев переезжает в Михайловское.

Арина Михальцова - полная биография«Была она настоящею представительницею русских нянь», — вспоминала об Арине Родионовне Ольга Сергеевна. К детям в господские семьи брали кормилиц и нянь. К мальчикам еще приставляли «дядек» (известно, что у Пушкина был Никита Козлов, верный и преданный «дядька», проводивший поэта до могилы). Эти простые люди любили чужих детей, как своих, отдавали им все, на что способна русская душа. Но в биографиях Пушкина няня затмевает собой Козлова. Первым на это обратил внимание Вересаев: «Как странно! Человек, видимо, горячо был предан Пушкину, любил его, заботился, может быть, не меньше няни Арины Родионовны, сопутствовал ему в течение всей его самостоятельной жизни, а нигде не поминается: ни в письмах Пушкина, ни в письмах его близких. Ни слова о нем — ни хорошего, ни плохого». А ведь именно Козлов на руках принес раненого поэта в дом, он вместе с Александром Тургеневым опустил гроб с телом Пушкина в могилу.

После смерти Марии Алексеевны (27 июня 1818 года) няня проживает у Пушкиных в Петербурге, на лето вместе с ними переезжая в Михайловское. Пушкин называл ее «мамушкой», относился к ней с теплотой и заботливостью.

В 1824-1826 годах Арина Родионовна вместе с Пушкиным прожила в Михайловском, разделив с поэтом его изгнание. В ту пору Пушкин особенно сблизился с няней, с удовольствием слушал ее сказки, записывал с ее слов народные песни. Сюжеты и мотивы услышанного он использовал в творчестве. По признанию поэта, Арина Родионовна была «оригиналом няни Татьяны» из «Евгения Онегина», няни Дубровского. Принято считать, что Арина является прототипом также мамки Ксении в «Борисе Годунове», княгининой мамки («Русалка»), женских образов романа «Арап Петра Великого». В ноябре 1824 года Пушкин пишет брату: «Знаешь ли мои занятия? до обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!». Известно, что со слов няни Пушкин записал семь сказок, десять песен и несколько народных выражений, хотя слышал от нее, конечно, больше. Поговорки, пословицы, присказки не сходили у нее с языка. Няня знала очень много сказок и передавала их как-то особенно. Именно от нее услышал Пушкин впервые и про избушку на курьих ножках, и сказку о мертвой царевне и семи богатырях.

В январе 1828 года вопреки воле родителей сестра Пушкина вступила в брак с Николаем Ивановичем Павлищевым. Молодые поселились в Петербурге, Ольге Сергеевне теперь, как хозяйке, предстояло вести дом. С родными отношения оставались холодными. Только в марте они согласились выделить ей несколько дворовых. В это время Ольга Сергеевна и решила взять к себе Арину Родионовну. Сделать это она могла только с разрешения родителей, так как своих крепостных не имела. Итак, Арина Родионовна вынуждена была отправиться в Петербург доживать свой век в доме Ольги Сергеевны. Няня приехала к Павлищевым, по-видимому, в начале марта 1828 года, еще по зимнему пути. В последний раз повидала она в Кобрине своего сына Егора, внучку Катерину и других родных.

Пушкин последний раз видел няню в Михайловском 14 сентября 1827 года, за девять месяцев до ее смерти. Арина Родионовна — «добрая подружка бедной юности моей» — скончалась 70 лет от роду, после недолгой болезни 29 июля 1828 года в Петербурге, в доме Ольги Павлищевой (Пушкиной). Долгое время точная дата кончины няни и место ее захоронения были неизвестны. Удивительно, что о месте захоронения Арины Родионовны ничего не было известно сыну Ольги Сергеевны — Льву Николаевичу Павлищеву.
Арина Родионовна родилась и умерла крепостной. На похороны Пушкин не поехал, как, впрочем, и его сестра. Похоронил няню муж Ольги Николай Павлищев, оставив могилу безымянной. На кладбищах к могилам незнатных особ, тем более крепостных, не проявляли должного внимания. Оставленная без присмотра могила няни оказалась вскоре затерянной. Судя по стихотворению Н.М. Языкова «На смерть няни А.С. Пушкина», в 1830 году могилу Арины Родионовны пытались разыскать, но уже тогда не нашли. В Петербурге у няни не было близких родных, не позаботилась о могиле няни и Ольга Сергеевна. Существовали версии, что могила няни в Святогорском монастыре, вблизи могилы поэта, что Арина похоронена на ее родине в Суйде, а также на Большеохтинском кладбище в Петербурге, где одно время даже была установлена плита с надписью вместо имени «Няня Пушкина». Только в 1940 году в результате кропотливых поисков в архивах узнали, что отпевали няню во Владимирской церкви. В метрической книге этой церкви нашли запись от 31 июля 1828 года № 73: «5-го класса чиновника Сергея Пушкина крепостная женщина Ирина Родионова 76 старостию иерей Алексей Нарбеков». Также выяснилось, что погребена она была на Смоленском кладбище. Долго существовавшая версия, о том, что няню похоронили на Большеохтинском кладбище, была отвергнута.

Сведения о жизни и смерти Арины Родионовны невероятно скудны. Мы совсем не знаем, как выглядела реальная женщина, прислуживавшая поэту. Сам Пушкин создал романтический, поэтический миф о няне, замысел поэта продолжили его друзья. Но мы почти не знаем, какой она была в действительности. Современники писали, что она была словоохотлива, болтлива. Поэт Н. Языков, в своих воспоминаниях отмечал неожиданную ее подвижность, несмотря на полноту, — «. она была ласковая, заботливая хлопотунья, неистощимая рассказчица, порой и веселая собутыльница». Описаний ее внешности почти нет, если не считать цитаты из воспоминаний Марии Осиповой «старушка чрезвычайно почтенная — лицом полная, вся седая, страстно любившая своего питомца. » Следующая далее часть фразы в ряде изданий вырезана: «. но с одним грешком — любила выпить».

Наперсница волшебной старины,
Друг вымыслов игривых и печальных,
Тебя я знал во дни моей весны,
Во дни утех и снов первоначальных;
Я ждал тебя. В вечерней тишине
Являлась ты веселою старушкой
И надо мной сидела в шушуне
В больших очках и с резвою гремушкой.
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелен оставила свирель,
Которую сама заворожила.

Уже вскоре после смерти Арины Родионовны Яковлевой началась ее идеализация и преувеличение ее роли в творчестве Пушкина. Возвеличивать няню стали первые пушкинисты, высказывая мысли, созвучные официальной национальной идеологии. Биограф Пушкина П.В. Анненков сообщал: «Родионовна принадлежала к типичнейшим и благороднейшим лицам русского мира. Соединение добродушия и ворчливости, нежного расположения к молодости с притворной строгостью оставили в сердце Пушкина неизгладимое впечатление. . Весь сказочный русский мир был известен ей как нельзя короче, и передавала она его чрезвычайно оригинально». Тот же Анненков ввел в традицию преувеличения вроде: «Знаменитая Арина Родионовна». Он пошел еще дальше: оказывается, Пушкин «посвящал почтенную старушку во все тайны своего гения». И еще: «Александр Сергеевич отзывался о няне, как о последнем своем наставнике, и говорил, что этому учителю он обязан исправлением недостатков своего первоначального французского воспитания». Но сам Пушкин, в отличие от его биографа, нигде не называет няню ни посредницей, ни руководительницей, ни последним наставником, ни учителем. Кстати, слов «проклятое французское воспитание» у Пушкина тоже нет, у него «недостатки проклятого своего воспитания». Из этого заявления поэта следует, что Арина Родионовна, будучи его няней, как и родители, в детстве воспитывала его не слишком хорошо. Пушкин противоречит пушкинистам, утверждающим огромную положительную роль Арины Родионовны в формировании ребенка-поэта.

После 1917 года миф о няне был использован для политической коррекции образа Пушкина как народного поэта. В советской пушкинистике роль няни еще более возрастает. Арина Родионовна поселяется во всех биографиях Пушкина, получает прописку во всех учебниках по русской литературе. В передовице «Правды» 1937 года няня из народа противопоставляется аристократическим родителям и, таким образом, сближает поэта с народом. Оказывается, благодаря няне Пушкин делается близким и понятным простым советским людям. Через год после столетия со дня смерти Пушкина торжественно праздновались еще два юбилея: 180 лет со дня рождения Арины Родионовны и 110 лет со дня ее смерти. В 1974 году, к 175-летию со дня рождения Пушкина, появились «изображения» няни, сделанные художниками. В магнитофонной записи зазвучал голос сказочницы, который «мог напоминать» голос няни. Были предложения установить няне памятник, и он был поставлен в Кобрине и даже в Пскове, где Арина Родионовна, кажется, вовсе не была. В дворянской усадьбе Суйда, вотчине Ганнибалов, на мемориальной доске няня по велению идеологического начальства причислена к родным Пушкина — отцу, матери и сестре. Сейчас очень трудно сказать, какую же на самом деле роль сыграла неграмотная Арина Родионовна в жизни великого поэта. Очевидно, что биографы и друзья поэта непомерно раздули роль крестьянки Арины в формировании детских впечатлений Пушкина. Получается, что няня рассказывала Пушкину сказки, а его биографы стали сочинять сказки о няне. Сейчас уже невозможно выяснить, каков же реальный вклад няни в воспитание поэта.

В июньские Пушкинские дни 1977 года на Смоленском православном кладбище была открыта памятная мемориальная доска. При входе на кладбище в специальной нише на мраморе высечена надпись:

На этом
кладбище
похоронена
Арина Родионовна
няня
А.С. Пушкина
1758-1828
«Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!»

Игорь Кущев

Арина Михальцова - полная биография

Биография

Игорь Геннадьевич Кущев (Кущ) (род. 23 июля 1959, Новомосковск) — советский и российский музыкант, основатель группы «Школа», гитарист первого состава группы «Сектор газа».

Летом 1989 года становится соло-гитаристом в группе Юрия (Хоя) Клинских «Сектор газа», а осенью того же года, не уходя из «Сектора», создает собственную группу «Школа». С Юрием Клинских Кущев записывает пять альбомов:
1989 г. — «Плуги-вуги»
1989 г. — «Колхозный панк»
1990 г. — «Зловещие мертвецы»
1990 г. — «Ядрёна вошь»
1991 г. — «Ночь перед Рождеством»

Однако вскоре после записи альбома «Ночь перед Рождеством», в начале 1991 года, Игорь Кущев покидает группу.
К концу 1991 года Игорь вместе с музыкантами Виталием Сукочёвым (Питон), Василием Черных, Игорем Бондаренко и Виталием Масловым записывает сразу три альбома собственной группы «Школа». В 1992 году происходит запись пятого альбома, в 1993 — шестого и последнего альбома группы «Школа». Ни один из альбомов так и не был издан официально — записи реализуются только на бобинах и на любительских магнитных кассетах вместе с альбомами «Сектора газа».
В 1994 году Игорь распускает группу и на время прекращает музыкальную деятельность.
Возвращение Кущева состоится вскоре после смерти Хоя, в сентябре 2000 года, когда он подпишет контракт на запись альбома со звукозаписывающей студией «Гала Рекордз». Новый проект получает название «Ex-Сектор газа».
Дебютный альбом новоявленного коллектива «Радиоактивная улыбка» выходит 7 мая 2001 года. В его записи, кроме Кущева, принимают участие воронежские музыканты Александр Кривохата (барабаны) и Татьяна Фатеева (вокал), гастролировавшая с Юрием Клинских в начале 90-х годов. Сведением материала занимается бессменный «секторовский» звукорежиссёр Андрей Дельцов.
Летом 2001 года в рамках проекта «Ex-Сектор газа» начинается запись второго альбома «Пофигизм и здравый смысл». Ещё до его выхода, из-за конфликта с Кущём, осенью того же года группу покидают Татьяна Фатеева и Сергей (Ким) Гузнин, числившийся директором коллектива.
После релиза «Пофигизма» уже в следующем 2002 году на Кущева посыпались оскорбления в Интернете — многие фанаты «Сектора газа» стали обвинять Куща в предательстве, а родители Юрия Клинских едва не подали на него в суд из-за воровства названия и незаконного использования песен[источник не указан 1209 дней].
Далее следует разрыв отношений со студией «Гала Рекордз», причиной которому, судя по всему, послужила нерентабельность проекта «Ex-Сектор газа» как такового. Несмотря на всё это, руководство «Гала Рекордз» всё-таки даёт возможность Игорю записать у них пару песен для следующего альбома. Остальные же он записывает в домашней студии в Воронеже. 26 января 2004 года увидел свет третий и последний (на данный момент) альбом Игоря Кущева — «Огненный рай».
Осенью 2005 года должен был выйти четвёртый альбом, однако так и не вышел. В Интернете есть его демо-версия, которая известна под названием «Ночной призрак».
В 2007 году Игорь вместе с другом Владимиром «Mafia» записывает альбом, который получает название «Улица родная». Тексты написаны Владимиром, аранжировки выполнены Кущевым.
В 2008 году песня Игоря Кущева «Допился» с альбома «Огненный рай» попадает в официальный саундтрек фильма Гая Ричи «Рок-н-рольщик».
В 2009 году Игорь записал альбом с давним другом по институту Сергеем Гришаевым (группа «Rock-n-Roll с улицы Лизюкова»), в который вошли песни Сергея Гришаева, Арины Кущевой (бывшей жены Кущева) и самого Игоря.
В марте 2009 года Игорь пережил инфаркт, после которого он категорически бросает выпивать спиртное. Но всё же продолжает развивать своё творчество, перезаписав в новых аранжировках несколько песен из «Школы». Планировалось записать альбом в стиле «Зе Бест из Школы», но запись альбома была приостановлена по неизвестным причинам, а те переизданные песни вошли как бонусы в альбом «Рок-н-Ролл с улицы Лизюкова».
Проходя реабилитационный курс лечения, Кущев продолжает продумывать свои идеи создания новых песен. В числе его идей была задумка создания альбома инструментальной музыки. В 2010 году эту идею пытались воплотить в жизнь, но она также стала неудачной.
2011 год стал для музыканта самым нелёгким годом. Песни в этом году больше не записывались, так как Игорь развёлся с Ариной и после развода очень тяжело переживал. Его бывшая жена вскоре вышла замуж за другого человека и не позволяла Игорю видеться с его дочкой. От этого переживания Игоря ещё больше усилились, впоследствии в мае 2011 года музыкант переносит второй инфаркт. После чего был моментально доставлен в реанимацию. 24 августа 2011 года Игорь становится отцом двух родившихся сыновей от его новой жены Надежды.
2012 год. Казалось бы, что Игорь совсем завязал с музыкой. Но всё же, Кущев и фанаты понимают, что музыка для него — это жизнь. Вследствие чего, музыкант снова взял в руки гитару. Сразу же он стал вынашивать идею нового альбома.

Памятник Арине Родионовне появится в Псковской области

Арина Михальцова - полная биография

Конкурс на лучший проект памятника Арине Родионовне проводит музей-заповедник Александра Пушкина «Михайловское» в Псковской области.

Как сообщили «Интерфаксу» в музее, скульптурную композицию предлагается установить в деревне Бугрово, рядом с литературным отелем «Арина Р.». Он входит в комплекс заповедника.

Средства на монумент может пожертвовать любой желающий.

По предварительным данным, памятник будет представлять собой композицию из фигур няни поэта, сидящей на скамейке, и кота в натуральную величину.

Заявки на конкурс принимаются до конца апреля.

Между тем, как сообщает Псковское агентство информации, в регионе готовятся к проведению 24 Всероссийского Пушкинского театрального фестиваля. Он пройдет с 4 по 12 февраля.

В его рамках организуют мастер-классы и творческие встречи с известными театральными и культурными деятелями.

Принять участие в программе фестиваля может любой желающий совершенно бесплатно, однако необходима предварительная запись.

Арина Михальцова — полная биография

Арина Михальцова - полная биографияНяня Пушкина, Арина Родионовна Яковлева, родилась 10 (21) апреля 1758 года в деревне Суйда (ныне — село Воскресенское), а точнее — в полуверсте от Суйды, в деревне Лампово Копорского уезда Петербургской губернии. Мать ее, Лукерья Кириллова, и отец, Родион Яковлев, были крепостными, имели семерых детей. Арина было ее домашнее имя, а подлинное — Ирина или Иринья.

Как крепостная крестьянка няня фамилии не имела. В документах (ревизские сказки, метрические церковные книги и т.д.) она названа по отцу — Родионовой, а в быту — Родионовной. Родионовной ее именовали уже под старость, как это делается иногда в деревнях. Сам Пушкин ни единого раза не назвал ее по имени, а в письмах писал «няня». В литературе она именуется чаще как Арина Родионовна, без фамилии, либо, реже, под фамилией Яковлева. В одной из поздних публикаций говорится: «Появление в современной литературе о няне А.С. Пушкина фамилии Яковлева, будто бы ей принадлежавшей, ничем не обосновано. Никто из современников поэта Яковлевой ее не называл». Однако, это вопрос спорный, ведь детей называют по отцу, а фамилия ее отца — Яковлев. Иногда, кстати, ее называли также Арина Матвеева — по мужу.

Ребенком она числилась крепостной подпоручика лейб-гвардии Семеновского полка графа Федора Алексеевича Апраксина. В 1759 году Суйду и прилегающие деревни с людьми купил у Апраксина прадед А.С. Пушкина — А.П. Ганнибал. В 1781 году Арина вышла замуж за крестьянина Федора Матвеева (1756-1801), и ей разрешили переехать к мужу в село Кобрино, что неподалеку от Гатчины. Жили они бедно, в хозяйстве не было даже скотины, понятно, почему Арина попросилась в няни. В 1792 г. она была взята бабкой Пушкина Марией Алексеевной Ганнибал в качестве няни для племянника Алексея, сына брата Михаила, а уже в 1795 году Мария Алексеевна дарит Арине Родионовне за безупречную службу отдельную избу в Кобрине. 20 декабря 1797 года у М.А. Ганнибал родилась внучка Ольга (старшая сестра поэта). После ее рождения Арина Родионовна была взята в семью Пушкиных, сменив на этом посту свою родственницу или однофамилицу Ульяну Яковлеву. Арина была кормилицей сестры поэта, няней Пушкина и его брата, вынянчила она и Ольгу, и Александра, и Льва.

Вскоре после рождения дочери Сергей Львович вышел в отставку и переехал с семьей в Москву, где жили его мать, брат и другие родственники. Арина, как кормилица и няня Ольги Сергеевны, уехала вместе с ними. Из церковной записи известно: «в Москве в 1799 году, мая 26-го дня, в день Вознесения» родился у Пушкиных сын Александр. Вскоре Мария Алексеевна решила также перебраться в Москву. В 1800 году она продала Кобрино с людьми, а в 1804 году купила Захарово под Москвой. Арину с семьей и домом, в котором они жили, бабушка исключила из запродажной. Очевидно, Мария Алексеевна договорилась с новыми владельцами, что в этой избе останутся жить на неопределенное время муж и дети Арины Родионовны. Таким образом, няня и ее дети в любое время могли найти приют в родной деревне, что всегда было мечтой каждого крестьянина.

Ситуация не совсем ясная. Одно время было принято считать, что Арине с семьей: мужем, умершим в 1801 от пьянства, и четырьмя детьми Мария Ганнибал то ли подарила, то ли хотела подарить вольную, но Арина от вольной отказалась. Это утверждает в своих воспоминаниях сестра Пушкина Ольга Сергеевна Павлищева. Няня осталась дворовой, то есть «крепостной, взятой на господский двор для обслуживания помещика, его дома». Дочь Арины Родионовны Марья вышла замуж за крепостного и, таким образом, тоже осталась крепостной. Биограф няни А.И. Ульянский утверждает, что дети вольной не получили.

Всю жизнь Арина считала себя рабой своих господ; «верной рабой» называет няню в «Дубровском» сам Пушкин, хотя это, конечно, литературный образ. Отпустить на волю семью няни Мария Алексеевна, видимо, собиралась, но не отпустила. Позднее, в Михайловском, судя по спискам, Арина и ее дети снова проходят крепостными. От рождения до смерти она оставалась крепостной: сперва Апраксина, потом Ганнибала, наконец, Пушкиных. И Пушкина, заметим, ситуация вполне устраивала. Никогда, ни одним словом он не затронул этой темы применительно к няне, хотя рабство в общем виде возмущало его гражданские чувства не раз. Важно то, что сама Арина Родионовна и дети ее оказались на некоем особом положении. Она была что-то вроде ключницы: стерегла усадьбу, выполняла поручения господ, ей доверяли, убедившись в ее честности, кое-какие денежные дела. Она «домоправительница», по определению В.В. Набокова, старавшегося объяснить западному читателю ее роль.

После Ольги Арина вынянчила Александра и Льва, но кормилицей была только для Ольги. Набоков вообще называет Арину Родионовну «бывшая няня его сестры». Не одна она, конечно, была няней. Прислуги в доме Пушкиных было много, кормилиц без труда находили в деревне и отсылали обратно, но этой няне доверяли больше других. Мать Пушкина иногда разрешала ей спать в господском доме. Членам ее семьи предоставляли некоторые льготы. На определенное время их отпускали, они могли иметь побочный заработок или помогать по хозяйству родственникам в своей деревне. Позже прислуживать господам взяли и дочь няни Надежду. Позднее в семье Пушкиных родились и умерли младенцами Софья, Павел, Михаил и Платон. Неизвестно, нянчила ли Арина кого-либо из этих детей. Четверо детей Арины Родионовны остались после смерти мужа в Кобрино, а она сама находилась при Марии Алексеевне сначала в Москве среди многочисленной дворни, а после продажи Кобрино — в Захарово. Затем Арина в числе домочадцев переезжает в Михайловское.

Арина Михальцова - полная биография«Была она настоящею представительницею русских нянь», — вспоминала об Арине Родионовне Ольга Сергеевна. К детям в господские семьи брали кормилиц и нянь. К мальчикам еще приставляли «дядек» (известно, что у Пушкина был Никита Козлов, верный и преданный «дядька», проводивший поэта до могилы). Эти простые люди любили чужих детей, как своих, отдавали им все, на что способна русская душа. Но в биографиях Пушкина няня затмевает собой Козлова. Первым на это обратил внимание Вересаев: «Как странно! Человек, видимо, горячо был предан Пушкину, любил его, заботился, может быть, не меньше няни Арины Родионовны, сопутствовал ему в течение всей его самостоятельной жизни, а нигде не поминается: ни в письмах Пушкина, ни в письмах его близких. Ни слова о нем — ни хорошего, ни плохого». А ведь именно Козлов на руках принес раненого поэта в дом, он вместе с Александром Тургеневым опустил гроб с телом Пушкина в могилу.

После смерти Марии Алексеевны (27 июня 1818 года) няня проживает у Пушкиных в Петербурге, на лето вместе с ними переезжая в Михайловское. Пушкин называл ее «мамушкой», относился к ней с теплотой и заботливостью.

В 1824-1826 годах Арина Родионовна вместе с Пушкиным прожила в Михайловском, разделив с поэтом его изгнание. В ту пору Пушкин особенно сблизился с няней, с удовольствием слушал ее сказки, записывал с ее слов народные песни. Сюжеты и мотивы услышанного он использовал в творчестве. По признанию поэта, Арина Родионовна была «оригиналом няни Татьяны» из «Евгения Онегина», няни Дубровского. Принято считать, что Арина является прототипом также мамки Ксении в «Борисе Годунове», княгининой мамки («Русалка»), женских образов романа «Арап Петра Великого».

В ноябре 1824 г. Пушкин пишет брату: «Знаешь ли мои занятия? до обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!». Известно, что со слов няни Пушкин записал семь сказок, десять песен и несколько народных выражений, хотя слышал от нее, конечно, больше. Поговорки, пословицы, присказки не сходили у нее с языка. Няня знала очень много сказок и передавала их как-то особенно. Именно от нее услышал Пушкин впервые и про избушку на курьих ножках, и сказку о мертвой царевне и семи богатырях.

В январе 1828 года вопреки воле родителей сестра Пушкина вступила в брак с Николаем Ивановичем Павлищевым. Молодые поселились в Петербурге, Ольге Сергеевне теперь, как хозяйке, предстояло вести дом. С родными отношения оставались холодными. Только в марте они согласились выделить ей несколько дворовых. В это время Ольга Сергеевна и решила взять к себе Арину Родионовну. Сделать это она могла только с разрешения родителей, так как своих крепостных не имела. Итак, Арина Родионовна вынуждена была отправиться в Петербург доживать свой век в доме Ольги Сергеевны. Няня приехала к Павлищевым, по-видимому, в начале марта 1828 года, еще по зимнему пути. В последний раз повидала она в Кобрине своего сына Егора, внучку Катерину и других родных.

Пушкин последний раз видел няню в Михайловском 14 сентября 1827 года, за девять месяцев до ее смерти. Арина Родионовна — «добрая подружка бедной юности моей» — скончалась 70 лет от роду, после недолгой болезни 29 июля 1828 года в Петербурге, в доме Ольги Павлищевой (Пушкиной). Долгое время точная дата кончины няни и место ее захоронения были неизвестны. Удивительно, что о месте захоронения Арины Родионовны ничего не было известно сыну Ольги Сергеевны — Льву Николаевичу Павлищеву.

Арина Родионовна родилась и умерла крепостной. На похороны Пушкин не поехал, как, впрочем, и его сестра. Похоронил няню муж Ольги Николай Павлищев, оставив могилу безымянной. На кладбищах к могилам незнатных особ, тем более крепостных, не проявляли должного внимания. Оставленная без присмотра могила няни оказалась вскоре затерянной. Судя по стихотворению Н.М. Языкова «На смерть няни А.С. Пушкина», в 1830 году могилу Арины Родионовны пытались разыскать, но уже тогда не нашли. В Петербурге у няни не было близких родных, не позаботилась о могиле няни и Ольга Сергеевна. Существовали версии, что могила няни в Святогорском монастыре, вблизи могилы поэта, что Арина похоронена на ее родине в Суйде, а также на Большеохтинском кладбище в Петербурге, где одно время даже была установлена плита с надписью вместо имени «Няня Пушкина».

Только в 1940 году в результате кропотливых поисков в архивах узнали, что отпевали няню во Владимирской церкви. В метрической книге этой церкви нашли запись от 31 июля 1828 года № 73: «5-го класса чиновника Сергея Пушкина крепостная женщина Ирина Родионова 76 старостию иерей Алексей Нарбеков». Также выяснилось, что погребена она была на Смоленском кладбище. Долго существовавшая версия, о том, что няню похоронили на Большеохтинском кладбище, была отвергнута.

Сведения о жизни и смерти Арины Родионовны невероятно скудны. Мы совсем не знаем, как выглядела реальная женщина, прислуживавшая поэту. Сам Пушкин создал романтический, поэтический миф о няне, замысел поэта продолжили его друзья. Но мы почти не знаем, какой она была в действительности. Современники писали, что она была словоохотлива, болтлива. Поэт Н. Языков, в своих воспоминаниях отмечал неожиданную ее подвижность, несмотря на полноту, — «. она была ласковая, заботливая хлопотунья, неистощимая рассказчица, порой и веселая собутыльница». Описаний ее внешности почти нет, если не считать цитаты из воспоминаний Марии Осиповой «старушка чрезвычайно почтенная — лицом полная, вся седая, страстно любившая своего питомца. » Следующая далее часть фразы в ряде изданий вырезана: «. но с одним грешком — любила выпить».

Наперсница волшебной старины,
Друг вымыслов игривых и печальных,
Тебя я знал во дни моей весны,
Во дни утех и снов первоначальных.
Я ждал тебя; в вечерней тишине
Являлась ты веселою старушкой
И надо мной сидела в шушуне
В больших очках и с резвою гремушкой.
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелен оставила свирель,
Которую сама заворожила.

Уже вскоре после смерти Арины Родионовны Яковлевой началась ее идеализация и преувеличение ее роли в творчестве Пушкина. Возвеличивать няню стали первые пушкинисты, высказывая мысли, созвучные официальной национальной идеологии. Биограф Пушкина П.В. Анненков сообщал: «Родионовна принадлежала к типичнейшим и благороднейшим лицам русского мира. Соединение добродушия и ворчливости, нежного расположения к молодости с притворной строгостью оставили в сердце Пушкина неизгладимое впечатление. .

Весь сказочный русский мир был известен ей как нельзя короче, и передавала она его чрезвычайно оригинально». Тот же Анненков ввел в традицию преувеличения вроде: «Знаменитая Арина Родионовна». Он пошел еще дальше: оказывается, Пушкин «посвящал почтенную старушку во все тайны своего гения». И еще: «Александр Сергеевич отзывался о няне, как о последнем своем наставнике, и говорил, что этому учителю он обязан исправлением недостатков своего первоначального французского воспитания». Но сам Пушкин, в отличие от его биографа, нигде не называет няню ни посредницей, ни руководительницей, ни последним наставником, ни учителем. Кстати, слов «проклятое французское воспитание» у Пушкина тоже нет, у него «недостатки проклятого своего воспитания». Из этого заявления поэта следует, что Арина Родионовна, будучи его няней, как и родители, в детстве воспитывала его не слишком хорошо. Пушкин противоречит пушкинистам, утверждающим огромную положительную роль Арины Родионовны в формировании ребенка-поэта.

После 1917 года миф о няне был использован для политической коррекции образа Пушкина как народного поэта. В советской пушкинистике роль няни еще более возрастает. Арина Родионовна поселяется во всех биографиях Пушкина, получает прописку во всех учебниках по русской литературе. В передовице «Правды» 1937 года няня из народа противопоставляется аристократическим родителям и, таким образом, сближает поэта с народом. Оказывается, благодаря няне Пушкин делается близким и понятным простым советским людям.

Арина Михальцова - полная биографияЧерез год после столетия со дня смерти Пушкина торжественно праздновались еще два юбилея: 180 лет со дня рождения Арины Родионовны и 110 лет со дня ее смерти. В 1974 году, к 175-летию со дня рождения Пушкина, появились «изображения» няни, сделанные художниками. В магнитофонной записи зазвучал голос сказочницы, который «мог напоминать» голос няни.

Были предложения установить няне памятник, и он был поставлен в Кобрине и даже в Пскове, где Арина Родионовна, кажется, вовсе не была. В дворянской усадьбе Суйда, вотчине Ганнибалов, на мемориальной доске няня по велению идеологического начальства причислена к родным Пушкина — отцу, матери и сестре. Сейчас очень трудно сказать, какую же на самом деле роль сыграла неграмотная Арина Родионовна в жизни великого поэта. Очевидно, что биографы и друзья поэта непомерно раздули роль крестьянки Арины в формировании детских впечатлений Пушкина. Получается, что няня рассказывала Пушкину сказки, а его биографы стали сочинять сказки о няне. Сейчас уже невозможно выяснить, каков же реальный вклад няни в воспитание поэта.

В июньские Пушкинские дни 1977 года на Смоленском православном кладбище была открыта памятная мемориальная доска. При входе на кладбище в специальной нише на мраморе высечена надпись:

На этом кладбище
похоронена
Арина Родионовна
няня
А.С. Пушкина
1758-1828

«Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *