Артемий Шульгин — полная биография

Артемий Шульгин — полная биография

Александр Шульгин, биография, новости, фото

Артемий Шульгин - полная биография

Имя: Александр Шульгин (Aleksandr Shulgin)

Отчество: Валерьевич

День рождения: 25 августа 1964 (55 лет)

Место рождения: г. Иркутск

Рост: 175 см

Вес: 73 кг

Восточный гороскоп: Дракон

Карьера: Медиа персоны 105 место

Фото: Александр Шульгин

  • Артемий Шульгин - полная биография
  • Артемий Шульгин - полная биография
  • Артемий Шульгин - полная биография
  • Артемий Шульгин - полная биография
  • Артемий Шульгин - полная биография

Биография Александра Шульгина

Детство

Свое первое стихотворение Александр написал в начальной школе. И оно, естественно, было посвящено маме.

В шестом классе Саша увлекся музыкой. Он начал брать у старшеклассников музыку и переписывать ее на бобины. Получалось так, что на одной стороне были записи «АВВА», на другой – песни «Led Zeppelin». В 12 лет Шульгин играл в составе школьного ансамбля. Жизнь наполнилась игрой на гитаре, песнями и постоянными репетициями.

Изначально школьный коллектив играл те песни, которые входили в общепринятый школьный репертуар того времени. К примеру, композиции группы «Самоцветы», потом в ход пошли иностранные песни, а так же музыка «Машины времени» и «Воскресенья».

На выпускном вечере коллектив уже играл собственные песни. Естественно, в то время у ребят не было аппаратуры. Участникам ансамбля родителя купили гитары, а вот усилителя ребята делали сами из подручных средств.

Однажды летом старшие ребята утащили из городского парка мегафон. Через него стали пропускать бас гитару. Ансамбль репетировал в здании госучреждения и его директор увидел у музыкантов мегафон. Когда он узнал о его происхождении, то тут же обратился в полицию. В итоге, всем мальчишкам дали по два года условно. Александру же из-за возраста к суду не привлекали – ему было меньше 14 лет.

От музыки этот инцидент не заставил отказаться. Ребята начали конструировать колонки, а потом и вовсе поменяли технику. В это время Шульгин с головой ушел в сочинение музыки. При этом, он успевал хорошо учиться в школе. Кстати, в седьмом классе будущий композитор даже представил Иркутск на математической олимпиаде и вернулся с победой.

Начало карьеры

Шульгин остался в Германии и начал узнавать всю систему шоу-бизнеса. Он работал с мировыми знаменитостями в студии, реализовал несколько локальных проектов и вернулся в Москву. И в российской столице Шульгин начал заниматься предпринимательством: открыл фирмы и совместные предприятия.

Однако, про творчество Александр Шульгин не забывал. Он продолжал писать. Музыка и слова рождались и откладывались в памяти.

Знакомство с Валерией

Как раз в то время для реализации проекта в Москву приехали иностранные специалисты. Пригласить их можно было только в одно место – бар на Таганке. Именно его посещали все иностранцы и дипломаты. Шульгин бывал там часто и отлично знал, кто там работает. К слову, там пели Игорь Матвиенко и Сергей Мазаев.

Александр с партнерами пришли в клуб и увидели молодую певицу, которую Шульгин не знал. Коллеги обратили внимание, что у девушки был очень красивый голос. После концерта музыкант набрался смелости и подошел к артистке. Он оставил свой телефон и пояснил, что хотел бы сотрудничать. Этой девушкой оказалась будущая супруга Александра певица Валерия.

На следующий день артистка позвонила, и уже через пару недель она записывалась в студии. Впрочем, сначала сработаться не получилось, потому как были вечные творческие споры. С грехом пополам работа была окончена, к слову, в завершении сотрудничество шло как по маслу.

Далее Валерия и Александр Шульгин записали альбом русских романсов в современной обработке. Пластинка «Побудь со мной» хорошо продавался в 36 странах мира, а так же в России.

И на этом этапе Валерия и Саша поняли, что интересуются друг другом не только как партнерами по работе. В итоге, Шульгин признался в любви. В то время певица была замужем, но через два месяца развелась и стала жить со своим вчерашним коллегой. Еще через несколько месяцев Валерия забеременела. Родилась дочка Аня.

Со стороны брак казался идеальным. Но позже Валерия рассказала, что пережила за годы. Непонятная агрессия супруга начала проявляться, как только супругу с дочкой выписали из роддома. Однажды за ужином Александру, говорит Валерия, показалось, что она что-то не то сказала. Шульгин тут же вонзил ей нож в колено так, что во все стороны брызнула кровь.

Но после такого инцидента Валерия не ушла от супруга. Ее держали чувства, потом новый альбом. Во время подготовки пластинки как раз выяснилось, что артистка второй раз беременна – сыном Артемом.

«До сих пор не могу забыть, — говорит Валерия, — как маленького Артема укачало в машине. Шульгин его ударил по лицу так, что у годовалого малыша почернело ухо. Более того, отец запер сына в вольер с собакой – в наказание. Тогда он называл ребенка не иначе, как «кусок дерьма».

В ноябре 1998 года у Шульгиных родился третий ребенок Арсений. К слову, еще будучи беременной Валерия подавала на развод. Тогда Александр не жил с семьей и ничего не знал о третьем ребенке. Как только он узнал об интересном положении супруги, то начал умолять вернуться. Тогда они заключили брачный контракт – Шульгин обещал исправиться. Но этого не случилось и Валерия вместе с детьми отправилась к родителям. Кстати, сам Шульгин отрицает все обвинения бывшей супруги.

И в это время на Шульгина посыпалась масса приглашений. Его, в частности, позвали в проект «Стань звездой». Позже его обвинили в том, что он бросил коллектив фабрикантов «Другие правила». Шульгин выдержал около 50 судов и ряд скандальных публикаций, в том числе и откровений певицы Валерии.

Сейчас Александр Шульгин управляет своей группой компаний «Фамилия». Она работает в сфере new media, индустрии развлечений, издательском бизнесе.

А в 2008 году Шульгин представил «Триптих». Это три альбома инструментальной музыки собственного сочинения. «Триптих» представляет из себя сочетание традиционного урбанистического джаза и современную стилистику чил-аута.

У сына Валерии не было «последнего звонка»

Артемий учится в Женеве, где торжества по поводу прощания со школой не приняты. Вместо этого молодой человек озаботился выбором вуза и решил, что будет получать образование сразу на двух факультетах.

Артемий учится в Женеве, где торжества по поводу прощания со школой не приняты. Вместо этого молодой человек озаботился выбором вуза и решил, что будет получать образование сразу на двух факультетах.

Артемий Шульгин - полная биография

В этом году 17-летний средний ребенок известной певицы Валерии Артемий Шульгин окончил Международную школу в Женеве. Молодой человек учился по системе IB, что означает Международный бакалавриат: универсальный курс, обеспечивающий подготовку к поступлению в университеты во всех странах мира.
«У Артемия была настолько тяжелая программа обучения, что когда он сдал последний экзамен, стал прыгать от радости! Позвонил мне и кричал в трубку: «Мама, я все сдал, наконец-то! Я так устал! — поделилась Валерия. — Официально сын закончил учиться 24 мая, а результаты «его мучений» будут готовы только в августе. Но мы уже определились, в каком из вузов продолжить обучение».
По словам певицы, свой выбор Артем остановил на университете Вебстер, который, как и школа, находится в Женеве. Причем учиться юноша планирует сразу на двух факультетах: бизнеса и компьютерных наук.

Анна Шульгина

Артемий Шульгин - полная биография

Полное имя: Анна Александровна Шульгина

Дата рождения: 21.06.1993 (26 лет)

Место рождения: г. Москва (Россия)

Знак зодиака: Рак

Новости со звездой: 62

Биография Анны Шульгиной

Анна Шульгина родилась 21 июня 1993 года в Москве. Мать — Народная артистка России, певица Валерия. Отец — продюсер Александр Шульгин. Братья — Артемий (1994) и Арсений (1998) Шульгины.

В 2002 году Валерия и Александр Шульгин развелись. В 2004 году мать девочки вышла замуж за продюсера Иосифа Пригожина.

В 2009 году, окончив московскую центральную школу с углубленным изучением отдельных предметов № 1234, Анна поступила в театральный институт им. Б. Щукина на курс П. Е. Любимцева.

Во время учебы в вузе девушка была задействована в постановках: «Собака на сене» (Марсела), «Мой бедный Марат» (Лика), «8 любящих женщин» (Шанель), «Уличенная ласточка» (Дарья), «Дураков по росту строят» (Лиза), «Счастье» (Она), «Дульсинея Тобосская» (Дульсинея), «Крысы» (Фрау Ион), «Поворот» (жена), «Шут Балакирев» (Анисия Кирилловна Балакирева), «Ведьма» (Раиса) и «Мадемуазель Нитуш» театр им. Е. Б. Вахтангова.

В 2013 году Шульгина успешно сдала выпускные экзамены в «Щуке», получив дипломы «Драматическая актриса театра и кино» и «Артист эстрады (художественное чтение)». Дипломными работами начинающей актрисы стали постановки «Васса Железнова» и «Друзья сочинители».

В этом же году Анна Шульгина дебютировала на телевидении, став ведущей программы «Наш Выход» на телеканале «Россия-1». Также артистка играла небольшие роли в телесериалах: «Осколково», «Карпов», «Верю не Верю», «Пятницкий», «Не пара», «Василиса»,

Биография Александра Шульгина

Артемий Шульгин - полная биография

Биография Александра Шульгина

Биография, история жизни Александра Шульгина

Шульгин Александр Валерьевич – советский и российский композитор, музыкальный продюсер.

25 августа 1964 года в очень красивом городе, городе Иркутске, родился мальчик. До трех лет он рос, как и все обыкновенные дети. А когда мальчику исполнилось три года, дедушка подарил ему маленький компактный проигрыватель, на котором можно было слушать миньоны. Мальчик сидел около проигрывателя целыми днями, просто заслушиваясь пластинками. Так мальчик увлекся музыкой.

В шестом классе он стал перезаписывать у старшеклассников самую разную музыку на бобины: на одной стороне катушки мог быть записан Boney M, а на другой – группа Led Zeppelin.

В шестом классе мальчик уже играл в школьном ансамбле. Теперь вся его жизнь была связана с игрой на гитаре, репетициями, популярными песнями. Сначала школьный ансамбль играл песни таких групп, как «Самоцветы», потом начались попытки сыграть западные композиции, а потом появились группы «Воскресение», «Машина времени» и ансамбль начал играть их репертуар. Через два года, в восьмом классе на выпускном вечере ансамбль уже пытался играть собственные песни. Выступление на выпуском вечере было очень важным, и мальчик очень волновался. Когда ансамбль начал играть, то все музыканты заиграли одну песню, а он совсем другую. Мальчик понимал, что играет не ту песню, но ничего не мог с собой сделать. Его руки продолжали играть, а музыканты и зрители стояли, вытаращив на него глаза.

Конечно, в те времена совсем не было аппаратуры. Родители купили участникам ансамбля гитары, а усилители юные музыканты пытались сделать из подручных средств. Один раз, летом, в городском парке, старшие ребята сняли мегафон со столба, где он висел, и стали пускать через него бас-гитару. В то время ансамбль репетировал в госучреждении, на так называемой репетиционной базе. Спустя несколько дней директор учреждения увидел мегафон и вежливо поинтересовался, откуда он взялся у молодых музыкантов. Участники ансамбля сразу же честно признались в том, что сняли мегафон со столба в парке отдыха. Директор оказался человеком очень осторожным и слишком правильным, поэтому сразу же вызвал милицию. В итоге старшие участники ансамбля получили по два года условно. Мальчика к суду не привлекали – он был самым маленьким и ему к тому времени не исполнилось еще 14 лет.

Потом юные музыканты сами сконструировали колонки, а через некоторое время и вовсе решили поменять аппаратуру. Для этого старую аппаратуру надо было продать. У одного из друзей мальчика в комиссионном магазине работал старший брат. Мальчик договорился, и аппаратуру ансамбля оценили на продажу в 800 рублей (это были громадные деньги!). Тут и случился первый урок в жизни мальчика. В группе было четыре человека, но старшие участники ансамбля почему-то решили, что деньги удобнее поделить на троих. Поэтому они сказали мальчику, что исключили его из ансамбля еще за день до того, как сдали аппаратуру в комиссионный магазин, поэтому никаких денег ему не полагается. Мальчик испытал первый в жизни шок и узнал, что такое предательство. Правда, переживал он по этому поводу недолго. Время летело стремительно. Для мальчика наступало начало самостоятельной жизни.

«Я очень рано стал самостоятельным. Всегда был достаточно активным мальчиком. Когда мне было 13, у меня были стабильные «неуды» по поведению, хотя при этом я очень хорошо учился, особенно по математике. Меня в седьмом классе хотели отправить на математическую олимпиаду представителем от города Иркутска. В школе очень долго решали, достоин ли я ехать представлять целый город. Все-таки решили, что достоин, и я на олимпиаде даже место какое-то занял. А потом я очень сильно изменился. Просто я в конце восьмого класса влюбился. Поэтому, когда я перешел в 9 класс, меня в школе никто не узнавал – такими сильными были изменения. И, наверно, поэтому меня сразу выбрали комсоргом школы. А потом как-то все стало очень быстро меняться».

Юность. Первые серьезные шаги в музыке

Мальчик вырос, стал юношей, успешно закончил школу и поступил в институт, но занятия музыкой не бросил, продолжая выступать с другими музыкантами на танцплощадках родного города. А потом в город приехала группа «Карнавал». После общения с музыкантами из «Карнавала» его позвали с собой в Москву. Он полетел в Москву, там познакомился с группой «Круиз», но в Москве пробыл недолго и улетел обратно в родной город, хотя музыканты «Круиза» приглашали его в коллектив.

И тут опять произошел поворот в его судьбе. Ему было 19 лет, а друзья у него все были намного старше. И вот так случилось, что один из его друзей, которому тогда было 30 лет, сделал молодому человеку что-то очень нехорошее. Это было второе предательство друга в жизни молодого человека. Второй жесткий урок жизни. Тогда молодому человеку пришлось очень быстро принять серьезное решение: в течение часа он собрал вещи и прилетел обратно в Москву. Началась его работа с группой «Круиз».

«Как назло, только я начал работу в группе, как вышел указ о запрещении всех рок-групп на территории страны. Тогда я решил взять решение проблемы на себя и стал ходить по всяким учреждениям: министерству культуры, всяким комитетам и так далее. В результате моих хождений нашу программу в марте 1985 года приняла госкомиссия. Естественно, была некоторая хитрость. Мы назвались камерно-инструментальный ансамбль, играли классику в современной обработке, потому что тогда надо было либо песни советских композиторов исполнять, либо классику. Собственное творчество было под строжайшим запретом. Мы сдали программу, получили статус ансамбля и поехали на гастроли. Правда, на гастролях мы, конечно, уже играли собственную музыку. В каждом городе были по несколько дней, давали по 6 концертов в день, включая утренний в 11 часов и вечерний в 20 часов. С каждого концерта получали по 7 рублей 50 копеек. Струны летели мгновенно, а один комплект струн стоил 30-40 рублей. Поэтому работали мы практически бесплатно. Гастрольный тур прошел успешно, и мы вернулись в Москву. И тут неожиданно поступило предложение поехать всей группой в Норвегию. Нам дали всего день на то, чтобы собрать все документы».

Группа «Круиз» была приписана к Тамбовской филармонии, поэтому за документами надо было ехать туда. Уже вечером того же дня молодой человек и его друзья неслись на машине по заснеженной, скользкой дороге в Тамбов. Приехали туда, собрали документы и за 5 часов с риском для жизни «долетели» в Москву. Днем молодой человек уже стоял в кабинете чиновника, который организовывал поездку с необходимым набором документов. Этот влиятельный человек, надо сказать, очень сильно удивился оперативности молодой группы и понял, что с такими ребятами можно иметь дело. «Круиз» съездил в Норвегию, и в лице всех госорганов зарекомендовал себя очень хорошо: все вернулись обратно, вели себя правильно, и самое главное – оказались морально устойчивыми.

«Воодушевившись Норвегией, мы начали подумывать о поездках в другие страны. И, что самое интересное, мы действительно стали ездить. Обычно выезжали по линии сообществ группы народов, линии минкульта, госконцертов, также ездили на фестивали газеты «Юнита». А потом мы поехали на фестиваль Германской социалистической партии и там встретились с человеком, который имел отношение к мировому концерну. Концерн Warner Brothers, сейчас это АОL/Warner, заинтересовался нашим ансамблем «Круиз». Они делали нам выгодные предложения, но мы не могли самостоятельно ничего предпринимать. Тогда нам в голову пришла мысль пригласить их в Союз. Они согласились и действительно приехали. Параллельно с нами представители компании Warner Brothers вели переговоры еще с одним популярным коллективом, где директором был мой лучший друг. Проведя первые переговоры с моим другом, солидные пятидесятилетние мужчины встретились со мной, молодым мальчишкой, и сказали: «Мы остановились на «Круизе», будем работать с вами. И знаешь почему? Мы разговаривали с твоим другом три часа. И все это время он вместо того, чтобы хвалить свой коллектив, негативно высказывался о твоей группе и о тебе. А если о человеке много чего плохого говорят – значит, человек по-настоящему представляет реальную конкуренцию говорящему. Значит, человек действительно стоящий. Поэтому мы, не сговариваясь, выбрали тебя и вашу группу «Круиз»‘. Это было третье предательство другом в моей жизни. И третий серьезный жизненный урок.

Далее представители компании провели разговоры с минкультом, отделом ЦК КПСС и мы заключили договор. Наш договор был заключен через внешнеэкономическое объединение «Международная книга», которая была в то время монополией».

В Германию и обратно. Настоящий шоу-бизнес

Молодой человек еще очень долго отчетливо помнил, сколько времени ему, молоденькому мальчику, пришлось провести в кабинетах, особенно в самом крутом отделе – отделе идеологии ЦК КПСС. Но опять все участники коллектива показали себя морально устойчивыми и вызвали доверие, потому что в Германию группу отпустили. «Круиз» стал первой советской группой, которая выехала за рубеж, потом уже были и группа «Парк Горького», и Борис Гребенщиков. Они действительно стали первой группой, которая пела в Германии.

«В Германии мы прожили 4 года, потом «Круиз» развалился, амбиции музыкантов начали сталкиваться и отношения испортились. Компания Warner посмотрела на то, что происходит в коллективе, и махнула рукой. Каждый из музыкантов надеялся, что компания заключит с ним контракт, но этого не произошло. Я остался в Германии работать в студии, прошел так называемые университеты, начал познавать систему шоу-бизнеса. Потом работал в студиях с известнейшими на весь мир людьми. Сначала я сидел и учился, и это было очень важно. За это время я познакомился с популярными, известными людьми в шоу-бизнесе, индустрии развлечений и очень много нового для себя узнал. Осуществил ряд локальных проектов и вернулся в Москву. Здесь началось частное предпринимательство: были открыты фирмы, совместные предприятия, мы делали очень много для Запада. Организовывали гастроли и съемки гастрольных туров, снимали клипы для зарубежных, локально известных исполнителей, записали 15 больших произведений с Московским государственным Академическим симфоническим оркестром под управлением Павла Когана для мирового рынка классической музыки. Здесь организовывали фестивали «Интершанс» для Emi France, снимали большие телефильмы для Canal+ и делали записи для выпуска за рубеж, для канала ВВС».

Параллельно в 1993 году я занимался большим бизнесом. Это было совместное предприятие, которое занималось дистрибутированием западной техники. Это была одна из крупнейших фирм, которая владела многими торговыми магазинами и недвижимостью по Москве. И первое время – начало 90-х годов – для меня это было интересно. Деньги были громаднейшие, но на бумаге. Столько-то миллионов перечислили в Германию, столько-то получили. А потом началось. Скачок марки, доллара, очередной жизненный урок. И все быстро меняется: уже надо отдавать долги, а инфляция каждый день все сжирает. В общем, вечная работа в стрессовых ситуациях.

В это же время была образована ассоциация производителей фонограмм, куда вошли несколько учредителей, потом оттуда вышла фирма «Союз». Все, что потом было использовано фирмой «Союз», было наработано в той ассоциации. Я тогда был генеральным директором фирмы «Бекар Records» и наша фирма с «Союзом» очень плотно делили музыкальный рынок и выпускали очень много альбомов настоящих звезд: это были и Кристина Орбакайте, и Ирина Аллегрова, и Александр Буйнов, и Ирина Салтыкова. Тогда же я занялся продюсерскими проектами: группой «Мечтать» и группой «Иванушки International». Потом работал с группой Мумий Тролль. А потом я ушел из компании, потому что мне стало неинтересно. Параллельно я тогда еще и политической деятельностью занимался. А потом у нас появилась компания «Фамилия Энтертейнмент» и компания «Фамилия Паблишинг», где генеральным директором была Валерия Юрьевна. После того, как у нее наступил декретный отпуск, она уехала к себе на родину. А мне пришлось вернуться в этот бизнес опять, хоть я и не хотел возвращаться. «

В начале 2000-х годов Александр Валерьевич выступил как автор и музыкальный руководитель двух популярных шоу – «Стань звездой» на РТР и «Фабрика звезд» на «Первом».

В 2006 году Шульгин стал колумнистом газеты «Взгляд», в 2010 году он начал писать для музыкального портала Newsmusic.

Становится ясно, что личные и деловые качества Шульгина позволили успешно реализовать многочисленные творческие проекты – как собственные, так и совместные. К этим качествам, несомненно, относятся аналитическое мышление, способность к стратегическому партнерству и планированию, умение принять быстрое и правильное решение в неоднозначных ситуациях, комплексное видение тенденций в развитии шоу-бизнеса. Сюда же следует отнести заслуживающий уважения опыт в составлении договоров и ведении деловых переговоров (в том числе с зарубежными партнерами), знания в области интеллектуальной собственности, в первую очередь, авторского права. Накопленные знания, естественно, требуют реализации. На своем сайте Александр Шульгин готов консультировать молодых артистов и продюсеров. Это новая психология шоу-бизнеса. Для Александра Шульгина – это жизнь.

Пожалуй, Александр Валерьевич может смело претендовать на звание самого любознательного продюсера отечественного шоу-бизнеса. Так, деятельно искусства учился в нескольких ВУЗах разной направленности – в Иркутском государственном лингвистическом университете, Национального исследовательском Иркутском государственном техническом университете, Байкальском государственном университете экономики и права, а также в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете.

Со своей первой женой Александр Шульгин познакомился в столичном ночном ресторане. Композитор приметил на сцене Аллу, ослепительной красоты девушку с дивным голосом. Познакомившись с начинающей певицей, Шульгин сделал ей предложение – пока еще только деловое. Шульгин взялся за раскрутку певицы. Так безызвестная Алла Перфилова стала Валерией. А вскоре Александр попросил свою подопечную стать его женой. В 1993 году у супругов родилась дочь Анна, в 1994 – сын Артемий, в 1998 – сын Арсений.

Казалось бы, вот она – красивая сказка о любви и счастье, в которой прекрасный принц спасает красавицу и умницу от голода и холода, дарит ей половину королевства и свою любовь. Увы, в жизни такие истории встречаются очень редко… В 2002 году Шульгин и Валерия громко развелись. Во время бракоразводного процесса публика узнала шокирующие подробности их семейной жизни – оказывается, еще после рождения Анны Шульгина словно подменили. Он стал агрессивным, вспыльчивым, постоянно цеплялся к своей супруге и нередко даже поднимал на нее руку. Разумеется, скандальные заявления Валерии не могли не подпортить репутацию Шульгина. Впрочем, как известно, плохой рекламы не бывает…

Следующей пассией Александра Шульгина стала певица Юлия Михальчик, занявшая третье место на проекте «Фабрика звезд-3». Михальчик до последнего не верила словам бывшей супруги своего возлюбленного, девушка не могла представить, что ее нежный и заботливый ухажер может быть жестоким извергом. Со временем Юлия на собственном опыте убедилась в том, что Шульгин действительно довольно деспотичен и очень требователен к своей женщине. Александр и Юлия не регистрировали брак официально, так что Михальчик без труда покинула своего звездного спутника.

Василий Витальевич Шульгин — биография

Артемий Шульгин - полная биография

Василий Витальевич Шульгин — российский политический деятель, публицист, националист и монархист. Один из лидеров правого крыла 2-4-й Государственных дум, член Временного комитета Государственной [en] думы; принимал вместе с А. И. Гучковым отречение от престола императора Николая II. Знак зодиака — Козерог.

После Октябрьской революции Шульгин участвовал в создании белой Добровольческой армии эмигрировал. В 1944 арестован в Югославии, вывезен в СССР [en] и до 1956 находился в заключении за антисоветскую деятельность. В 1960-х годах призвал эмиграцию отказаться от враждебного отношения к СССР. Воспоминания: «Дни» (1925), «1920-й год» (1927).

Потомственный литератор

Василий Шульгин родился 13 января (1 января по старому стилю) 1878 года в Киеве, Российской империи, в семье видного русского историка, профессора Киевского университета, основателя и издателя газеты, органа русских монархистов и националистов «Киевлянин» (1864) В. Я. Шульгина (умер [en] за месяц до рождения [en] сына). Отец Шульгина, по свидетельству современников, был блестящим лектором, сумевшим поставить преподавание истории на более высокий уровень. Кроме того, он был автором многочисленных учебников по истории, в которых «преимущество было дано культурной истории перед внешними событиями». Воспитывался отчимом, профессором политэкономии Киевского университета, редактором «Киевлянина» (с 1879), членом Государственного Совета (с 1907) Д. И. Пихно. Окончил 2-ю Киевскую гимназию и юридический факультет Киевского университета (1900), пробыл один год в Киевском политехническом институте, в 1901-1902 отбывал воинскую повинность, вышел в запас прапорщиком. После этого В. Шульгин поселился в деревне и сам вел хозяйство (владел 300 десятин земли на Волыни), был земским гласным, почетным мировым судьей. К 1905 стал ведущим сотрудником, с 1911 редактором газеты «Киевлянин».

На государственном поприще

Василий Шульгин был избран депутатом Второй, Третьей и Четвертой Государственных Дум от Волынской губернии. Входил во фракцию русских националистов и умеренных правых. В 1908 году был избран членом бюро фракции правых в Государственной думе. Убежденный сторонник реформ Петра Аркадьевича Столыпина. Один из лучших ораторов среди правых, выступления которого отличало подчеркнутое хладнокровие и ироничность. Василий Шульгин выступал в защиту военно-полевых судов (1907), против отмены смертной казни (1908). Со студенческих лет являлся убежденным националистом. В сборнике «Недавние дни» (1910), включавшем в себя очерки, рассказы и воспоминания о событиях 1905 года, Шульгин высказался однозначно по поводу причин революции, считая ее главными вдохновителями и исполнителями евреев.

Тем не менее в 1913 Василий Шульгин выступил на страницах своей газеты в защиту М. Бейлиса, обвинив прокуратуру в предвзятости и фальсификации дела. Этот номер «Киевлянина» впервые за всю историю газеты был конфискован властями, а Шульгин в январе 1914 приговорен к трем месяцам тюремного заключения за оскорбительные для судебной власти суждения.

Артемий Шульгин - полная биография

Первая мировая война

В 1914 году Василий Шульгин издал первую часть исторического романа «Приключения князя Воронецкого», над которым работал много лет. Эта часть называлась «В стране свобод». Действие романа разворачивается в 1591 году на Волыни, где русские ведут борьбу за независимость с поляками и татарами.

Участник Первой мировой войны [en] . В 1914 Василий Шульгин ушел добровольцем на фронт, был ранен; поправившись, был назначен начальником земского передового перевязочно-питательного отряда. С думской трибуны протестовал против ареста и осуждения по уголовной статье социал-демократических депутатов. В августе 1915 вместе с рядом депутатов Четвертой Государственной Думы вышел из фракции националистов и образовал Прогрессивную группу националистов; стал товарищем (заместителем) ее председателя. С августа 1915 член бюро Прогрессивного блока от фракции прогрессивных националистов. Член Особого совещания по обороне. Василий Шульгин сблизился с Павлом Николаевичем Милюковым, М. В. Родзянко и другими «левыми» относительно его прежней позиции. В речи 3 ноября 1916 с думской трибуны призывал «бороться с властью до тех пор, пока она не уйдет».

Семнадцатый год

27 февраля 1917 Советом старейшин Думы Василий Шульгин был избран в состав Временного комитета Государственной Думы. 2 марта 1917 вместе с Александром Ивановичем Гучковым ездил в Псков к императору Николаю II и принял документ о его отречении в пользу великого князя Михаила Александровича. На частном совещании членов Государственной Думы 4 мая 1917 высказывал опасение, что союзники (Великобритания [en] , Франция) могут порвать с Россией и заключить мир с Германией «за наш счет». Выход Шульгин видел в том, чтобы войска «перешли в наступление против врага всякой свободы, против Германии». На Государственном совещании в Москве 14 августа 1917 высказался против отмены смертной казни, против выборных комитетов в армии, за сильную власть, против автономии Украины [en] , поддержал программу генерала Лавра Георгиевича Корнилова. Был членом основанной П. Б. Струве «Лиги русской культуры».

При посещении Киева 30 августа 1917 Василий Шульгин был арестован как «корниловец» и редактор газеты «Киевлянин» по постановлению Комитета охраны революции, но вскоре освобожден. В начале октября переехал в Киев и возглавил «Русский национальный союз», демонстративно отказавшись участвовать в работе Временного Совета Российской республики («Предпарламента»). После большевистского переворота 25 октября Шульгин создал в Киеве тайную осведомительную организацию под названием «Азбука», ставшую впоследствии альтернативной разведывательной службой Добровольческой армии. На страницах «Киевлянина» боролся против украинского национального движения, выступил против созыва Учредительного собрания.

В начале 1918 года В. Шульгин ездил в Новочеркасск, где принимал участие в формировании Добровольческой армии. Был возмущен Брестским миром, заключенным большевиками с Германией. После оккупации Киева германскими войсками (февраль 1918) в знак протеста отказался издавать газету «Киевлянин». В последнем номере газеты от 10 марта 1918 писал, обращаясь к оккупантам: «Мы ваши враги. Мы можем быть вашими военнопленными, но вашими друзьями мы не будем до тех пор, пока идет война».

В Добровольческой армии

С августа 1918 Василий Шульгин в Добровольческой армии генерала Антона Ивановича Деникина. Разработал совместно с генералом А. М. Драгомировым «Положение об Особом совещании при Верховном руководителе Добровольческой армии», членом которого стал с ноября 1918, с января 1919 возглавил его комиссию по национальным делам. С конца 1918 в Екатеринодаре (ныне Краснодар) редактировал газету «Россия» (затем «Великая Россия»), в которой проповедовал монархические и националистические принципы. В августе 1919 вернулся в Киев, занятый Добрармией, и возобновил издание «Киевлянина».

В статье «Пытка страхом» (октябрь 1919) Шульгин фактически оправдывал еврейские погромы; в то же время указывал, что погромы и «самоснабжение», переходящее в грабеж, ведут к разложению армии. Отступил с белыми войсками в Одессу, затем пробрался во врангелевский Крым. Во время Гражданской войны Шульгин потерял двух сыновей — старший, Василий, был убит петлюровцами, второй, Вениамин, пропал без вести (попал раненым в плен к красным); в течение многих лет Шульгин надеялся его отыскать.

Артемий Шульгин - полная биография

В эмиграции

С ноября 1920 Василий Шульгин в эмиграции, сначала в Константинополе, где был включен Врангелем в «Русский совет»; в 1922-1923 в Болгарии, Германии, Франции, с 1924 в Сербии. В 1921 выходят его мемуарные очерки «1920» (София), затем «Дни» (Белград, 1925), он много печатается в эмигрантской периодике. Уже в конце 1920 — начале 1921 Шульгин выдвигает идею, что «белая мысль» восторжествует под красной оболочкой, что большевики фактически ведут дело к возрождению единой России, оплодотворенной энергией белых.

В декабре 1925 — феврале 1926 Василий Шульгин нелегально приезжал в Советскую Россию [en] по приглашению подпольной антисоветской организации «Трест», на самом деле находившейся под полным контролем Главного политического управления (ГПУ). Он все еще надеялся отыскать младшего сына. Побывал в Киеве, Москве и Ленинграде; по возвращении опубликовал книгу о своих впечатлениях «Три столицы: Путешествие в красную Россию» (Париж, 1927), отмечая в ней позитивные сдвиги после Октября, в том числе и в экономике. Когда выяснилось, что «Трест» был созданием ГПУ и Шульгина все время «вели» его агенты, он отошел от политической деятельности. В 1929 В. Шульгин издал книгу «Что нам в них не нравится: Об антисемитизме в России» (Париж), в которой возлагал на евреев ответственность за русскую революцию.

Василий Витальевич Шульгин был членом Русского общевоинского союза (РОВС) с 1924 года, Национально-трудового союза нового поколения (с 1933); живя в Югославии, работал бухгалтером, продолжал много писать, хотя все меньше было возможностей для публикации. В 1934 публикует вторую часть «Приключений князя Воронецкого» (под названием «В стране неволи»).

Возвращение на Родину

Во время Второй мировой войны [en] , живя в небольшом городке Сремски-Карловцы, в политической деятельности Василий Шульгин не участвовал. В декабре 1944 был арестован советской контрразведкой и доставлен в Москву, где его осудили за прежнюю контрреволюционную деятельность на 25 лет тюремного заключения, которые отбывал во Владимирской тюрьме. В 1956 был освобожден и направлен в дом инвалидов в Гороховце. Однако затем официальные власти решили его использовать в пропагандистских целях; ему была предоставлена квартира во Владимире, организовано путешествие по стране, результатом чего стали статьи, собранные в брошюру «Письма к русским эмигрантам» (1961). В этой книжке Василий Шульгин подчеркивал заслуги большевиков в воссоздании сильной России и призывал отказаться от борьбы с ними. В 1961 был гостем XXII съезда КПСС. Снялся в документально-художественном фильме «Перед судом истории» (1965, режиссер Фридрих Маркович Эрмлер), а также в фильме режиссера С. Н. Колосова «Операция «Трест» (1968).

До конца жизни [en] Василий Шульгин продолжал писать и диктовать воспоминания, стихи, философско-мистическую прозу. Процензурованная часть его мемуаров была опубликована в 1979 году — «Годы: Воспоминания бывшего члена Государственной Думы». Только в конце 1980-х годов стала возможно публикация его мемуаров без купюр. Надиктованные Шульгиным воспоминания продолжают публиковаться до настоящего времени (О. В. Будницкий)

Артемий Шульгин - полная биография

Краткая библиография Василия Витальевича Шульгина

Книги

Артемий Шульгин - полная биография

Статьи

  • Бейлисиада // Память: исторический сборник. — Париж, 1981. — Вып. 4. — С. 7—54;
  • Белые мысли (Под Новый год[en] ) // Русская мысль. — 1921, Кн. I—II. — С. 37—43;
  • Возвращение Одиссея: Второе открытое письмо русским эмигрантам // Известия: газета. — 1961, 7 сентября — С. 4;
  • Деникин и Врангель // Предисл. H. H. Лисового. Московский строитель. — 1990, 20—27 февраля. — № 7. — С. 13—14;
  • Новое о «Тресте» // Предисл. Г. Струве. Новый журнал. — 1976. — № 125;
  • Открытое письмо г. Петлюре // Кубань: журнал. — 1991. — № 9. — С. 47—48;
  • Против насильственной украинизации южной России // Киевлянин: газета. — 1917, 18 июля;
  • Рассказ о Г. И. Гюржиеве // Предисл. H. H. Лисового. Московский строитель. — 1990, 20—27 ноября — С. 12;
  • Свидетель: Письма к русским эмигрантам // В мире книг: журнал. — 1989. — № 4. — С. 78—85;
  • Украина // Киевлянин: газета. — 1912, 4 января;
  • Украиноведение // Киевлянин: газета. — 1917, 15 июня;
  • Украинствующие и мы // Свободное слово Карпатской Руси. — 1986. — № 9—10;
  • Французская интервенция на юге России в 1918—1919 гг. (Отрывочные воспоминания) // Публ. и предисл. H. H. Лисового. Домострой. — 1992, 4 февраля — С. 12;
  • Четвёртая столица (Из газеты «Возрождение») // Слово: газета. — Рига, 1927. — № 526;
  • «Я обязан это сделать» (Открытое письмо к русским эмигрантам) // Известия: газета. — 1960. — Выпуск 298;
  • Столыпин и евреи // Правда Столыпина: сборник, I выпуск / Подг. к изд. Саратовским культурным центром им. П. А. Столыпина; сост. Г. Сидоровнин. — Саратов: Соотечественник, 1999. — ISBN 5-88830-008-X;
  • Неопубликованная публицистика (1960-е гг.) // Три столицы. — М., 1991. — С. 377—397;
  • Размышления. Две старые тетради // Неизвестная Россия. XX в.: Архивы, письма, мемуары. Кн. 1. — М., 1992. — С. 306—348.

Изданное после жизни

  • «Да ведают потомки»: Неизданное предисловие к книге «Годы» // Домострой. — 1993, 12 января — С. 8—9;
  • Мистика // Публ., вступ. ст. А. Воронцова Наш современник: журнал. — 2002. — № 3. — С. 137—149;
  • Опыт Ленина // Предисл. М. А. Айвазяна; послесл. В. В. Кожинова. Наш современник: журнал. — 1997. — № 11;
  • Последний очевидец: Мемуары. Очерки. Сны. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — 588 с. — (Эпохи и судьбы). — ISBN 5-94850-028-4;
  • Пятна // Лица: Биографический альманах / Предисл. и публ. Р. Г. Красюкова; коммент. Б. И. Колоницкого. — М.; СПб., 1996. — Т. 7. — С. 317—415;
  • Тени, которые проходят / сост. Р. Г. Красюков. — 1-е. — СПб.: Нестор-История, 2012. — 688 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-90598-638-3;
  • 1917—1919 // Лица: Биографический альманах / Предисл. и публ. Р. Г. Красюкова; коммент. Б. И. Колоницкого. — М.; СПб., 1994. — Т. 5. — С. 121—328;
  • 1921 год // Предисл. Е. А. Осмининой. Континент: журнал. — 2002. — № 114.; продолжение — 2003, № 117, окончание — 2003, № 118. Впервые изданные в 2002—2003 годах очерки В. В. Шульгина.

Василий Витальевич Шульгин скончался 13 января 1976 года во Владимире, в СССР.

Подробнее про Василия Шульгина читайте [en] в литературе:

Воспоминания и мемуары:

Витте Сергей Юльевич. Воспоминания. — М., 1960. — Т. 1—3.
Деникин Антон Иванович. Очерки русской смуты. — Берлин, 1925. — Т. 4.
Милюков Павел Николаевич. Воспоминания. — М., 1990. — Т. 1—2.

  • Шульгин // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. Александр Михайлович Прохоров. — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969—1978;
  • 3-й Созыв Государственной Думы. Портреты. Биографии. Автографы. — СПб.: Изд. Н. Н. Ольшанского, 1910. — 124 с.;
  • Бабков Д. И. Политическая деятельность и взгляды В. В. Шульгина в 1917—1939 гг.: Дисс. канд. ист. наук. Специальность 07.00.02. — Отечественная история. — 2008;
  • Бабков Д. И. Политическая публицистика В. В. Шульгина в период гражданской войны и эмиграции // Вопросы истории: журнал. — 2008. — № 3;
  • Бабков Д. И. Государственные и национальные проблемы в мировоззрении В. В. Шульгина в 1917—1939 годах. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. — 303 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-8243-1264-5;
  • Безбережьев С. Размышления историка о фильме «Операция «Трест»» // Север: журнал. — 1989. — № 6. — С. 116—119;
  • Бессмертный-Анзимиров А. Р. Шульгин и дело Бейлиса // Новое русское слово: газета. — 1997. — № от 11 апреля;
  • Варсонофий (Хайбулин), иеродиакон. «Ныне отпущаеши»: Памяти Шульгина // Вестник РСХД: журнал. — 1976. — № 117;
  • Войцеховский С. Л. Новое о «Тресте». Примечания к письмам В. В. Шульгина // Новый журнал. — 1976, 1978. — № 123, 125; 132;
  • Гамалов А. Рыцарь печатного образа // Профиль: еженедельный деловой журнал. — 2000-09-18;
  • Гинзбург З. Истинная роль Шульгина // Новое русское слово: газета. — 1997. — № от 14 февраля;
  • Ерашов В. П. Парадоксы В. В. Шульгина. — М.: Пик, 2004. — 317 с. — ISBN 5-7358-0244-5;
  • Жуков Д. А. Жизнь и книги В. В. Шульгина // Шульгин В. В. Дни. 1920. — М., 1989. — С. 3—72;
  • Жуков Д. А. Ключи к «Трём столицам» // Шульгин В. В. Три столицы. — М.: Современник, 1991. — С. 398—496. — (Серия мемуаров «Память»). — ISBN 5-270-01122-0;
  • Жуков Д. А. «Перед судом истории» и чёрная шляпа (Из материалов для романа «Сны») // Таинственные встречи. — М.: Патриот, 1992. — С. 83—148. — ISBN 5-7030-0492-6;
  • Жуков Д. А. Таинственные встречи В. В. Шульгина // Таинственные встречи. — М.: Патриот, 1992. — С. 3—82. — ISBN 5-7030-0492-6;
  • Заславский Д. И. Рыцарь чёрной сотни В. В. Шульгин. — Л.: Былое, 1925. — 72 с. — (Царская Россия);
  • второе издание с изменённым названием: Рыцарь монархии Шульгин. — Л.: Кн. новинки, 1927. — 68 с.;
  • Иоффе Генрих Зиновьевич. Василий Витальевич Шульгин // Новый журнал. — 2006. — № 242;
  • Иоффе Г. З. Я завёрнут в свиток из колючей проволоки // Наука и жизнь: журнал. — 2010. — № 2;
  • К истории осведомительной организации «Азбука»: Из коллекции П. Н. Врангеля (архив Гуверовского института) // Русское прошлое / Публ. В. Г. Бортневского. — СПб., 1993. — Т. 4. — С. 160—193;
  • Кушнирович М. Тот самый Шульгин // Родина: Российский исторический журнал. — 1995. — № 6. — С. 53—58. — ISSN 0235-7089;
  • Лазарев Серей Евгеньевич. Василий Шульгин об уроках истории и будущем России // Гражданин и право. 2017. № 9 (176). — С. 79-85;
  • Лисовой Н. Н. Последний очевидец: Памяти В. В. Шульгина // Московский строитель. — 1990. — № от 15—22 мая. — С. 8—9;
  • Михайлов О. Н. Один день с Шульгиным // Новый исторический вестник: журнал. — 2007. — № 16. — С. 265—272. — ISSN 2072-9286;
  • «Оставим святочные темы и перейдем к еврейскому вопросу» (Из переписки В. А. Маклакова и В. В. Шульгина) // Евреи и русская революция: Материалы и исследования / The Hebrew University of Jerusalem, Gishrei Tarbut Association; публ., вступ. ст. и прим. О. В. Будницкого. — М.—Иерусалим: Гешарим, 1999. — С. 374—442. — 479 с. — (Развитие иудаики на русском языке: Современные исследования. № 591);
  • Пионтковский С. А. Записки Шульгина // Шульгин В. В. Дни. — Л., 1925. — С. 3—6;
  • Поляков Ю. А. Апрель шестьдесят седьмого: страсти по Шульгину // Вопросы истории. — 1994. — № 3. — С. 118—125;
  • Пученков А. С. Национальный вопрос в идеологии и политике южнорусского Белого движения в годы Гражданской войны. 1917—1919 гг. // Из фондов Российской государственной библиотеки: Дисс. канд. ист. наук. Специальность 07.00.02. — Отечественная история. — 2005;
  • Пученков А. С. Украина и Крым в 1918 — начале 1919 года. Очерки политической истории. — СПб.: Нестор-История, 2013. — 340 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-4469-0092-3;
  • Репников А. В. Тюремная одиссея монархиста Шульгина // Совершенно секретно: международный ежемесячник. — 2012. — № 1 (272);
  • Репников А. В., Гребёнкин И. Н. Василий Витальевич Шульгин // Вопросы истории: журнал. — 2010. — № 4. — С. 25—40;
  • Репников А. В., Христофоров В. С. В. В. Шульгин — последний рыцарь самодержавия. Новые документы из архива ФСБ // Новая и новейшая история: журнал. — 2003. — № 4. — С. 64—111;
  • Рыбас Святослав Юрьевич. Василий Шульгин: судьба русского националиста. — М.: Молодая гвардия, 2014. — 543 с. — (Жизнь замечательных людей: серия биографий; выпуск 1478). — ISBN 978-5-235-03715-1;
  • Санькова С. М. Как дело Бейлиса превратилось в дело Шульгина // Проблемы этнофобии в контексте исследования массового сознания. Всероссийская научая конференция: Сборник научных статей / Ответственный редактор В. Э. Багдасарян. — М.: Изд-во МГОУ, 2004. — С. 95—110;
  • Соколов Е. Рыцарь России. Памяти В. В. Шульгина. Мемуарный очерк // Новый журнал. — 2006. — № 243;
  • Спор о России: В. А. Маклаков — В. В. Шульгин. Переписка 1919—1939 гг. / Сост., автор вступ. ст. и примеч. О. В. Будницкий. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. — 439 с. — (Русские сокровища Гуверовской башни). — ISBN 978-5-8243-1450-2;
  • Тихонов Д. Тот самый Шульгин: Интервью с актёром Николаем Коншиным, который долгое время был личным секретарём В. В. Шульгина // Российская Федерация сегодня: журнал. — март 2008;
  • Тюремная одиссея Василия Шульгина: Материалы следственного дела и дела заключённого / Сост., вступ. ст. Макаров В. Г., Репников А. В., Христофоров В. С.; комм. Макаров В. Г., Репников А. В. — М.: Русский путь, 2010. — 480 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-85887-359-4;
  • Шарапов Э. Гость из прошлого. Рассказ контрразведчика // Красная звезда: газета. — 2002. — № от 18 мая;
  • Шурмак Григорий Михайлович. Шульгин и его апологеты // Новый мир: журнал. — 1994. — № 11;
  • Яблоновский А. Случай с В. В. Шульгиным // Сегодня. — Рига, 1927. — № 230.
  • Смотрите других знаменитых людей по имени Василий.
  • Знаменитых мужчин по имени на букву В (и женщин).
  • Биографии выдающихся личностей истории по фамилии на букву Ш.
  • Значение и происхождение имени Василий.
  • Описание имени-отчества Василий Витальевич.
  • Описание мужских имён на букву В (и женских).
  • Описание мужского имени-отчества на букву В (и женских ).
  • Описания мужских отчеств (и женских).
  • 100 самых распространенных русских фамилий.
  • 250 общерусских фамилий.
  • 100 самых распространённых фамилий США[en] .
  • И семантику букв имени в разработке российского астролога Феликса Казимировича Величко.

Перед судом истории (1965)

Артемий Шульгин - полная биография

Артемий Шульгин - полная биографияАртемий Шульгин - полная биографияАртемий Шульгин - полная биографияАртемий Шульгин - полная биографияАртемий Шульгин - полная биографияАртемий Шульгин - полная биографияАртемий Шульгин - полная биографияАртемий Шульгин - полная биографияАртемий Шульгин - полная биографияАртемий Шульгин - полная биография

Регистрация >>

В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.

Если вы уже зарегистрированы — Войдите.

Вы хотите зарегистрироваться?

Артемий Шульгин - полная биография

новое сообщение

отзывы

Не «душевно принимал», а состоялось подписание пакта о ненападении. Вот, dima_ar, какое у нашей страны руководство было плохое)) Не ввязывалось сломя голову в войну, а всеми возможностями пыталось ее отодвинуть хоть на год-другой. А в 1946 Риббентроп с др.гитлеровскими подельниками получил свою петлю. Видимо, от «душевного» отношения.
К сожалению, облыжный антисоветизм, являющийся практически официальной гос.идеологией РФ, дает повод зрителям, подобным dima_ar, делать подобные умозаключения.

«Политика вообще дело грязное, а шульгин реально выглядит достойней «псевдо историка».
Так уж и грязное вообще? СССР не разрабатывал планов «дранг нах вестен» по освобождению территории Германии, умерщвлению населения этак на половину и выселения куда-нибудь в Гренландию, а в неметчине заселить своих)
Сохранилось и немало воспоминаний о заявлениях героя фильма Шульгина на склоне лет о его примирении с большевиками. Говорил, нам не удалось сделать Россию столь экономически сильной и значимой в мире, а у большевиков вышло.

Артемий, но ведь без этого персонажа (он назван «Историком») фильм бы не пропустили. И этот человек играет роль «как положено». А в итоге Василий Витальевич Шульгин все равно смотрится, как очень мощный человек, он духовно намного сильнее, чем «Историк».

«Историк» конечно часто ведет себя. некорректно. Особенно, когда показываюь кинохронику с созданием КОНРа и «списывает» все на белоэмигрантов. Там конечно и белоэмигранты тоже были, но костяк конровцев, это бывшие красноармейцы и номинальные большевики.
Василий Витальевич по поводу прислужников гитлеровцев из эмигрантов сказал: «По моему глубочайшему убеждению они потеряли право называться «белыми»!»
К сожалению, в фильме не сказали ни о ком, кроме Василия Витальевича, кто сохранил право называться «белыми».

Назову только одно имя.
Донской казак и поэт Николай Николаевич Туроверов (1899-1972), участник двух мировых войн и Гражданской войны в России, воевал против гитлеровцев в Африке. Именно там, в годы Второй мировой войны, он создал стихотворение «Товарищ»:

Перегорит костер и перетлеет,
Земле нужна холодная зола.
Уже никто напомнить не посмеет
О страшных днях бессмысленного зла.

Нет, не мученьями, страданьями и кровью
Утратою горчайшей из утрат:
Мы расплатились братскою любовью
С тобой, мой незнакомый брат.

С тобой, мой враг, под кличкою «товарищ»,
Встречались мы, наверное, не раз.
Меня Господь спасал среди пожарищ,
Да и тебя Господь не там ли спас?

Обоих нас блюла рука Господня,
Когда, почуяв смертную тоску,
Я, весь в крови, ронял свои поводья,
А ты, в крови, склонялся на луку.

Тогда с тобой мы что-то проглядели,
Смотри, чтоб нам опять не проглядеть:
Не для того ль мы оба уцелели,
Чтоб вместе за отчизну умереть?

И все равно: Спасибо Фридриху Эрмлеру. Он сделал все возможное, чтобы мы смогли увидеть Шульгина.

Артемий Шульгин — полная биография

Выбирая профессию, молодой Коля Шульгин не задумывался над тем, где вкалывать и кем сделаться. Только в цирке и только клоуном! Ему еле-еле исполнилось четырнадцать лет, когда он приехал в Москву поступать в цирковое училище. Из всех, кто сдавал совместно с ним экзамены, он был самым молодым и самым, пожалуй, неподготовленным для работы в цирке («первое время более того на турнике подтягивался с трудом», вспоминал позднее артист). И все-таки его приняли. Подкупили его горячее стремление сделаться клоуном, его простодушие, обостренное ощущение юмора.

Весной 1941 года Шульгин окончил цирковое училище, и в воскресенье, 22 июня, должен был произойти его дебют на московском манеже. Дебют не состоялся: началась махаловка. Не дожидаясь повестки, Шульгин пришел в военкомат. Одна учебное заведение сменилась другой: артист цирка стал курсантом Златоустовского пехотно-пулеметного училища. Боевое крещение принял под Москвой, в оборонительных сражениях на подступах к Ржеву.

Надев солдатскую гимнастерку, Шульгин не забыл о мирной профессии. В суровых фронтовых условиях он не изменил своему характеру, остался таким же неунывающим весельчаком и балагуром. В короткие часы затишья, в перерывах между боями пулеметчик Шульгин забирал в руки баян, устраивал смешные конкурсы и викторины, рассказывал веселые истории. Бойцы тянулись к нему, общение с ним заряжало их бодростью, помогало хоть на время позабыть о тяготах войны.

Однополчане не забыли о «своем Теркине» и вслед за тем войны, когда артист вернулся к мирной профессии и стал выступать на манеже. Нередко случалось, что в антракте или следом представления за кулисы приходили его давние знакомые и друзья, которых привлекло в цирк памятное по фронту имя Николая Шульгина.

После демобилизации фронтовикам полагался отпуск, но гвардии сержант Шульгин не воспользовался им: излишне велико было стремление поскорее возвратиться на манеж. Репетировал с утра до позднего вечера, хотелось наверстать время, которое отняла у него битва. Ежедневные представления помогли получить творческую форму, вспомянуть все то, что почерпнул он когда-то в стенах училища.

Не безотлагательно сложился репертуар. Репризы и сценки коверный Шульгин придумывал сам. Клоун-пародист, он настойчиво овладевал другими жанрами. Это позволяло ему «вторгаться» в номера программы, забавно и остроумно пародировать выступления других артистов. Он прыгал с подкидных досок, жонглировал и крутился на турнике, работал на трапеции (Шульгин, уместно сказать, единственный из немногих коверных, которые участвовали в воздушных полетах). Его коронной репризой был темпераментный танец, тот, что он исполнял в гриме и костюме цыганки.

Зрители полюбили веселого, неистощимого на выдумки клоуна, его выступления всю дорогу проходили с успехом. За сорок с лишним лет работы в цирке Шульгин исколесил в гастролях всю страну — от Архангельска до Ташкента, от Бреста до Владивостока. Артист был счастлив: как раз о эдакий жизни мечтал он долгие годы войны. Казалось, что все преграды и невзгоды остались сзади, что спереди новые гастрольные поездки, новые встречи со зрителями.

Но не случайно говорят: если бы располагать информацией, где соломку постелить. Бпища пришла внезапно, свалилась, как снег на голову. Жизнь уготовила воину-гвардейцу ещё одно тяжелейшее опробование, ныне уже в мирное время.

Это случилось на вечернем представлении Калининского цирка. Программу заканчивал конно-акробатический аттракцион «Русская тройка». Пародируя акробатов, которые с разбега перепрыгивали посредством тройку, Шульгин пробегал по крупам лошадей и, выкрутив сальто, приходил на манеж. Самый, что называется, немудреный трюк, никакого риска.

Произошло непредвиденное. Длинный носок клоунского ботинка зацепился за сбрую, и артист упал на арену головой вниз. Не помнит, как доковылял до форганга (занавес, отделяющий манеж от входа за кулисы), где его подхватили униформисты. Пришел в рассудок на больничной койке.

Диагноз — тяжелая травма позвоночника. Первое время, как и тогда, следом ранения на фронте, малейшее движение, более того вздох вызывали нестерпимую боль. Мнение врачей было категоричным: «Никаких цирков, нужно изменять профессию!». И вот тут-то в полной мере проявился нрав Шульгина, сказалась его фронтовая закалка. Стиснув зубы, он выносил мучительные процедуры «вытяжения», заново учился бродить, держась за стены больничной палаты, долговременно не снимал гипсовый корсет.

Солдат остался солдатом: вопреки всем диагнозам и запретам он вернулся в цирк, сызнова взял в руки свою знаменитую «балаложку» — удивительную помесь балалайки и огромной хохломской ложки. Правда, от воздушных полетов и прыжков пришлось отступиться, но клоун Николай Шульгин по-прежнему выходил на ослепительно освещенную арену.

Исходный текст: Энциклопедия «Мир цирка», том первостепеннный «Клоуны», с.427.

Артемий Шульгин — полная биография

Шульгин Григорий Константинович – командир отделения взвода пешей разведки 101-го стрелкового полка (4-я стрелковая дивизия, 25-й стрелковый корпус, 69-я армия, 1-й Белорусский фронт), младший сержант.

Родился 3 декабря 1924 года в деревне Жиляева Болховского уезда Орловской губернии (ныне Орловского района Орловской области). Русский. Окончил 7 классов школы. Работал счетоводом пункта «Заготзерно» в селе Отрадинское (Мценский район Орловской области). Во время Великой Отечественной войны в 1941-1943 годах находился на временно оккупированной территории. В армии с августа 1943 года.

Участник Великой Отечественной войны: в сентябре-октябре 1943 – стрелок 1020-го стрелкового полка (Брянский фронт). Участвовал в Брянской операции. 26 октября 1943 года был тяжело ранен в руку и отправлен в госпиталь. После возвращения из госпиталя – разведчик и командир отделения взвода пешей разведки 101-го стрелкового полка (1-й Белорусский фронт). Участвовал в Люблин-Брестской, Варшавско-Познанской и Берлинской операциях.

В ходе Люблин-Брестской операции 24 июля 1944 года в бою с боевым охранением противника у села Депултыче (8 км юго-западнее города Хелм, Люблинское воеводство, Польша) в составе группы разведчиков вывел из строя 7 солдат противника, выявил систему огня и построение обороны противника и своевременно доложил об этом командованию. Вместе с сержантом В.И.Шестаковым, отстреливаясь на ходу, вынес с поля боя тяжело раненого помощника начальника штаба 101-го стрелкового полка по разведке капитана Н.Г.Вшивцева.

Приказом по 4-й стрелковой дивизии №125/н от 9 августа 1944 года красноармеец Шульгин Григорий Константинович награждён орденом Славы 3-й степени.

Во время боёв на Пулавском плацдарме 9 ноября 1944 года в ходе дневного поиска на левом берегу реки Висла в районе деревни Хотча-Гурна (Липский повят, Мазовецкое воеводство, Польша) ворвался во вражескую траншею, и, бросив в блиндаж противотанковую гранату, уничтожил находившихся в нём гитлеровцев.

Приказом по 69-й армии №27/н от 18 декабря 1944 года красноармеец Шульгин Григорий Константинович награждён орденом Славы 2-й степени.

Во время Берлинской операции в ночь на 16 апреля 1945 года в бою у села Мальнов (4 км северо-западнее города Лебус, земля Бранденбург, Германия) во главе своего отделения ворвался во вражеское расположение и забросал гранатами блиндаж, уничтожив большое количество гитлеровцев.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1945 года младший сержант Шульгин Григорий Константинович награждён орденом Славы 1-й степени.

После войны продолжал службу в пехоте (в Группе советских войск в Германии). В ноябре 1945 года сержант Г.К.Шульгин демобилизован.

Работал продавцом в сельпо в родном селе, затем в течение трёх лет – учителем физкультуры в школе в селе Дубовая Роща (Орловский район Орловской области).

Переехал в город Орёл. В 1966 году окончил заочный филиал Горьковского автодорожного техникума. Работал заместителем директора Орловского грузового автотранспортного предприятия №3.

Жил в Орле. Умер 3 мая 1973 года. Похоронен на Наугорском кладбище в Орле.

Сержант (1945). Награждён орденами Славы 1-й (31.05.1945), 2-й (18.12.1944) и 3-й (9.08.1944) степеней, 2 медалями «За отвагу» (4.10.1943; 16.02.1945), другими медалями.

В Орле на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *