Астрид Менкс — полная биография

Астрид Менкс — полная биография

Краткая биография Астрид Линдгрен для школьников 1-11 класса. Кратко и только самое главное

Краткая биография Астрид Линдгрен

Астрид Анна Эмилия Линдгрен (урожденная Эрикссон) – всемирно известная шведская писательница детских книг. К ее работам относятся книги «Пеппи Длинныйчулок», «Карлсон, который живет на крыше». Она родилась 14 ноября 1907 года в городке Виммербю на юге Швеции, в семье крестьянских фермеров. Как утверждала сама писательница в автобиографическом сборнике «Мои выдумки» (1971), у нее было счастливое детство, полное игр и приключений. Окончив среднюю школу, Астрид недолго проработала журналисткой в местной газете, а затем уехала в Стокгольм, где училась на стенографистку. Параллельно она работала по специальности. Вскоре она удачно вышла замуж за Стуре Линдгрена. На тот момент у нее уже был маленький сынок Ларс.

Сразу после замужества Астрид оставила работу, чтобы заботиться о сыне и о новорожденной дочке Карин (1934). По словам писательницы, ее первая повесть-тетралогия, «Пеппи Длинныйчулок» (1945) вышла в свет именно благодаря дочери. Когда девочка заболела, ей пришлось каждый вечер рассказывать всякие истории. Так, однажды Карин заказала историю о Пеппи Длинныйчулок, имя которой выдумала на ходу. Книга имела ошеломительный успех. Домохозяйке Астрид сразу же предложили работу в детском издательстве и присудили несколько премий. Сегодня ее произведения переведены на многие языки в 60 и более странах мира. История про Карлсона также появилась благодаря дочери, которая часто рассказывала о загадочном человечке, влетающем в окно.

Помимо детских книг, писательница иногда создавала романтические истории, например, «Братья Львиное Сердце» (1979), а также детские детективы и плутовские повести об Эмиле из Лённеберги. Астрид Линдгрен стала первой детской писательницей в своей стране, получившей премию за достижения в области литературы. Наибольший творческий расцвет писательницы выпал на 1940-1950-е годы. Одной из лучших работ Линдгрен была повесть-сказка об одиноких и заброшенных детях «Мио, мой мио» (1954). В свободное от писательства время, она вела различные ток-шоу и викторины на шведском телевидении и радио. Умерла выдающаяся писательница 28 января 2002 года в Стокгольме, пережив мужа и сына.

Семейные ценности Уоррена Баффетта: как правильно воспитать детей

Астрид Менкс - полная биография

В 22 года еще никому не известный инвестор Уоррен Баффетт женился на Сьюзан Томпсон, вместе они вырастили троих детей: Сьюзан Элис, Говарда и Питера. Все трое детей пошли по стопам родителей и активно занимаются благотворительностью. В 2004 году Сьюзан Томпсон Баффетт умерла от рака. На втором благотворительном саммите Forbes Уоррен Баффетт ответил на несколько вопросов о воспитании детей.

Уоррен, как очень богатые люди растят детей, прививают им свои ценности? Как это происходило в вашей семье?

Уоррен Баффетт: Наши дети росли в обычных условиях. Мы всю жизнь прожили в одном доме, который я купил в 1958 году. Они не расселялись в дорогие новомодные дома, не летали на частных самолетах. Они ездили до школы на автобусе. Каждый член семьи Баффетт в Омахе ходил в государственную школу. Дети ходили в ту же школу, где училась их мать. Мы жили в районе, где средний доход соседа, по сегодняшним меркам, составлял $75 000 в год или около того. Поэтому они не считали, что мы финансово отличаемся от других.

Вы действительно старались не менять образ жизни по мере того, как росло ваше состояние?

Уоррен Баффетт: Нет, я просто жил, как считал нужным, и моя жена жила так же, и дети выросли с таким же настроем.

Мы могли получить все что угодно, но у нас не было жажды наживы или чего-то в этом роде. Мы наслаждались жизнью. И соседи не считали, что мы занимаемся чем-то особенным. Хотя они гадали о роде моих занятий, потому что около шести лет у меня не было даже офиса. Эти годы я работал дома, прямо в спальне, и у меня не было секретаря или бухгалтера. Поэтому не было причин, чтобы у детей развилось особое отношение к деньгам.

Питер, когда вы узнали, что ваш отец входит в рейтинг богатейших американцев Forbes, как вы отнеслись к этому? Сказалось ли это на вашем воспитании?

Питер Баффетт: Это было время, когда мы узнали, сколько у нас как у семьи денег. Без шуток. Мне уже исполнилось 20, и мы с мамой как-то поговорили, потому что деваться уже некуда – вот он, в этом рейтинге. Мы посмеялись над этим: «Правда смешно? То есть мы-то знаем, кто мы, но все теперь по-другому относятся к нам». Удивительный был переход, хотя и не такой заметный – видимо, потому, что мы не жили в том мире или в тех культурных традициях, где богатство выставляется напоказ. Наши друзья удивились не меньше, чем мы.

Уоррен Баффетт: К тому времени дети уже сформировались и они понимали, кем были их друзья, и дружили они потому, что им нравилось общаться, а не потому, что они были детьми богатых родителей или что-то в этом роде.

Уоррен, расскажите о том, как вы приняли решение отказаться от большей части своего состояния в пользу благотворительных проектов? Как вы решили, сколько средств вы оставите детям, и почему вы решили доверить им управление фондами?

Уоррен Баффетт: Мы с женой приняли это решение, когда нам было уже за 20. У нас было все, что только можно пожелать; я говорил ей, что будет еще больше денег, а она смеялась.

Мы основали семейный фонд в 1960-х. Мы также совместно пришли к решению о том, что у нас может быть один большой семейный фонд, но у каждого из трех детей должен быть свой отдельный фонд.

Я видел фонды, в которых множество проблем возникало из-за того, что в совете директоров сидит несколько родственников и некоторым кажется, что их интересами пренебрегли, и тому подобное. Эти вещи имеют тенденцию ухудшаться, и тогда родственники начинают вспоминать, что один из них крутил кота своего брата за хвост, когда ему было шесть лет (смеется), и знаете ли, этим дело не закончится.

Так что где-то 25 лет назад мы отложили относительно небольшую сумму, которую получит каждый ребенок. Затем в конце 1990-х я сформировал три фирмы, и однажды на Рождество подарил их детям. Мы начали с $10 млн каждому, но сказали, что будет еще, и наказали не судиться друг с другом. В благотворительности не всегда понятно, какая деятельность оправдает себя. Так что мы намеревались добавлять деньги по ходу дела, но добавлять поровну.

Я не входил в советы директоров этих трех фондов. Жена тоже была далека от советов. Фонды были целиком предоставлены детям. Мы несколько раз увеличивали сумму, и однажды сделали это в последний раз, на мой день рождения я удвоил сумму, которая пошла в каждый фонд. Письма, в которых я объясняю детям, что делать, находятся на сайте BerkshireHathaway.com. В них я упомянул, что ожидаю, что в некоторых вопросах они потерпят неудачу. Если этого не случится, значит они делают что-то не так. Также я написал, что горжусь всеми тремя детьми и одобрю любой их выбор, как поступить с деньгами. Это очень простой подход.

Питер, как все это выглядело с вашей стороны?

Питер Баффетт: Сестра позвонила мне в марте 2006 года и сказала: «Ты далеко от факса?» Я подошел к аппарату, который выдал сообщение о том, что отец собирается сделать все это. Никаких предварительных разговоров не было. Изначально у нас был очень маленький фонд, а после 1999 года стал огромным. Он вырос с $10 млн примерно до $120 млн где-то за шесть лет. И, естественно, мы многому научились за это время.

Что изменилось в вашей жизни?

Питер Баффетт: Моя супруга Дженифер очень сильно мне помогла с делами по фонду, потому что я серьезно занимался своей карьерой (Питер Баффетт — успешный музыкант, обладатель награды Emmy за музыку к документальному фильму Wisconsin: An American Portrait. — Forbes). Более того, у меня была собственная жизнь, в которой каждый день был расписан.

Два года мы просто слушали. Мы посещали Нью-Йорк, и это было похоже на мастер-классы, потому что мы могли общаться с кем угодно. Забавно, знаете, когда у тебя фонд на миллиард, твои шутки становятся смешнее, ты лучше выглядишь, это просто волшебно.

И люди согласны с тобой встречаться.

Питер Баффетт: Точно. Мы уважительно относились ко времени и усилиям окружающих, но встречались со всеми подряд, чтобы многому научиться. А это на самом деле бесценно.

Уоррен, насколько важно поощрять детей заниматься тем, чем они хотят?

Уоррен Баффетт: Мы никогда не давали им никаких особых инструкций, но я думаю, что они впитали ценности, которые были значимы для их матери и для меня самого. Один из основных моментов, за который я больше всего благодарен отцу, это одобрение любого моего начинания. Он не пытался воплотить свои идеи посредством меня. И я старался передать это своим детям.

Астрид Менкс — полная биография

Известный своей осмотрительностью и скромностью, американский финансист и миллиардер Уоррен Баффет в свой 76-й день рождения решил жениться на своей 60-летней подруге спустя 2 года после смерти своей первой жены. Иммигрантка из Латвии Астрид Менкс стала женой Баффета после более чем 20 лет постоянных отношений. Фондовый рынок спокойно отреагировал на известие о счастливом событии в жизни второго по размеру кошелька планеты, сообщает The New York Times.

В бизнесе Уоррен Баффет всегда был известен как очень аккуратный и несколько старомодный предприниматель. Баффет никогда не вкладывал свои деньги в высокотехнологичные компании или популярные в начале 2000-х интернет-фирмы, объясняя это тем, что он не может инвестировать в бизнес, который он сам не понимает. Баффет никогда не платил заоблачных бонусов своим топ-менеджерам, предпочитал долгосрочные накопления быстрой спекулятивной игре.

Лучше всего характер Баффета характеризует надпись на номерном знаке его скромного по меркам Нью-Йорка автомобиля Lincoln Town Car – «Расчетливый». Уоррен Баффет – второй в рейтинге миллиардеров Forbes. По богатству он уступает лишь своему хорошем другу и партнеру по делам благотворительности Биллу Гейтсу, капитал которого эксперты оценивают в 46,5 млрд. долларов. Состояние Баффета оценивается в 44 млрд. долларов.

Если в делах Баффет всегда проповедовал классические ценности упорного труда и накопления, то в личной жизни финансист меньше руководствовался строгими правилами, хотя также был основателен и постоянен. До нынешней гражданской церемонии бракосочетания Уоррен Баффет клялся в вечной любви лишь раз. Официально он был женат в течение нескольких десятков лет, однако в конце 1970-х годов его первая жена – Сьюзен Баффет, воспитав троих детей, оставила семью и стала жить отдельно. По словам дочери Баффета, ее мать не хотела, чтобы ее воспринимали только как жену известного и удачливого бизнесмена. Тогда-то Баффет и сблизился с Астрид Менкс – иммигранткой из Латвии, подругой жены. Познакомила их миссис Баффет, которая всегда одобряла отношения Уорена и Астрид, и поддерживала хорошие отношения с обоими.

Незадолго до смерти в интервью миссис Баффет сказала об Астрид Менкс: «Она много заботится о нем, и он ценит это, и я ценю это. Она замечательный человек». «Ас-трид и моя мать всегда были очень близки друг с другом. По-настоящему любили друг друга», – говорит дочь Баффета.

«У них были очень необычные отношения. Такие хорошие и такие сложные. У них троих, – говорит давний друг Баффета Седрик Хартмн. – Мы все познакомились с Астрид одновременно… Она появилась в городе, и вы просто не могли не заметить ее. Она отлично выглядела и у нее был свой стиль – ее бы заметили где угодно». По словам биографа Баффета, после того как Баффеты познакомились с Астрид, друзья часто получали приглашения, подписанные «Уоррен, Сьюзи и Астрид».

Официально Баффет оставался женат на Сьюзен до самой ее смерти в 2004 году. Все 20 лет после того, как Сьюзен оставила семью, рядом с Баффетом оставалась Астрид Менкс. Примечательно, что мисс Менкс и мистер Баффет всегда вели скромный образ жизни, несмотря на то, что состояние Баффета оценивается более чем в 40 млрд. долларов. Баффет и Менкс обедали в дешевых ресторанах, делали покупки в сетевых магазинах.

После смерти своей первой жены большую часть своего состояния в 40 млрд. долларов он решил завещать благотворительному фонду Билла и Мелинды Гейтс. Первоначально Баффет собирался оставить деньги благотворительному фонду своей жены, однако после ее смерти изменил свое решение. Впрочем, для невесты Баффета деньги вряд ли имеют большое значение.

«Она была с моим отцом все эти годы… Я ей так благодарна. Она его любит и заботится о нем. Даже если у Уоррена не было бы и цента, она все равно была бы с ним», – говорит дочь Уоррена Баффета.

Свадьба Баффета также прошла очень скромно. Обручальное кольцо Уоррен Баффет выбирал лично в магазине Borsheim’s Fine Jewelry, который входит в мегахолдинг Баффета Berkshire Hathaway. По словам дочери Баффета, покупая кольцо, он воспользовался скидкой для служащих своей компании. 15-минутная гражданская церемония состоялась в Омахе в доме у дочери Баффета. На бракосочетании, которое провел местный судья, присутствовали только сестра невесты и дочь Баффета. Его двух сыновей сейчас нет в США. После церемонии новобрачные отметили свадьбу в местном рыбном ресторанчике средней руки.

Астрид Менкс — полная биография

Астрид Линдгрен — Биография Астрид Линдгрен 14 ноября исполняется 105 лет со дня рождения детской писательницы Астрид Линдгрен Шведская детская писательница Астрид Линдгрен (урожденная Анна Эмилия Эрикссон) родилась 14 ноября 1907 года в южной Швеции, в небольшом… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Астрид линдгрен — … Википедия

Астрид Линдгрен. Творческая биография писательницы — Произведения шведской детской писательницы Астрид Линдгрен переведены на более чем 60 языков мира, не одно поколение детей выросло на ее книгах. О приключениях героев Линдгрен снято около 40 кинолент и мультфильмов. Еще при жизни соотечественники … Энциклопедия ньюсмейкеров

Мир Астрид Линдгрен — … Википедия

Литературная премия памяти Астрид Линдгрен — Ежегодная Международная литературная премия памяти Астрид Линдгрен (The Astrid Lindgren Memorial Award (ALMA) вручается за вклад в развитие детской и юношеской литературы. Учреждена правительством Швеции в 2002 г. после кончины известной детской… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Премия имени Астрид Линдгрен — Премия имени Астрид Линдгрен шведская премия за достижения в детской литературе, основанная правительством Швеции в 2002 году в честь известной детской писательницы Астрид Линдгрен. Премия присуждается ежегодно, призовой фонд составляет 5… … Википедия

Линдгрен, Астрид — Астрид Линдгрен Astrid Lindgren Имя при рождении … Википедия

Линдгрен, Астрид Анна Эмилия — Астрид Линдгрен Astrid Lindgren Имя при рождении: Астрид Анна Эмилия Эрикссон Дата рождения: 14 ноября 1907 Место рождения: Виммербю, Швеция Дата смерти: 28 января 20 … Википедия

Линдгрен Астрид Анна Эмилия — Астрид Линдгрен Astrid Lindgren Имя при рождении: Астрид Анна Эмилия Эрикссон Дата рождения: 14 ноября 1907 Место рождения: Виммербю, Швеция Дата смерти: 28 января 20 … Википедия

Линдгрен Астрид Анна Эмилия — Линдгрен (Lindgren) Астрид Анна Эмилия (р. 14.11.1907, Виммербю), шведская писательница. Родилась в крестьянской семье. Первые книги Л. «Бритт Мари облегчает сердце» (1944) и 1 я часть повести «Пеппи Длинный чулок» (1945 1952, русский перевод… … Большая советская энциклопедия

GlobalStocks.ru

Блог о глобальных инвестициях

Уоррен Баффет: авторизованная биография

Астрид Менкс - полная биографияРезюме почти 800-страничной книги Элис Шрёдер “Уоррен Баффет” (The Snowball: Warren Buffett and the Business of Life by Alice Schroeder – первое издание на английском языке вышло в 2008-м году; книга была признана лучшей книгой о бизнесе и инвестициях 2008-го года на Amazon) издательства «Манн, Иванов и Фербер» в кратких пунктах:

— широко распространенный образ Уоррена Баффета как простого американского старика, любящего кушать гамбургеры и сидеть дома в Омахе, не имеет много общего с реальностью. В реальности Баффет много путешествует по США, ведет лекции. Он не так прост, как его любят изображать СМИ. Так, ежегодно он вместе с семьей прилетает для участия в организуемой Allen & Company Sun Valley Conference в Айдахо, где много и с удовольствием общается с сильными мира всего. Связи и личные контакты – это очень важный аспект успеха “Оракла из Омахи”. Это не принято говорить в Америке, но основные решения о судьбе страны принимаются не электоратом, а олигархической верхушкой. Туда, куда не нужно, представителей СМИ аккуратно не пустят, да и владельцы этих СМИ, наподобие Мердока, что называется, в теме;

— правилом Баффета является не делать прогнозов, однако, на конференции Sun Valley-99 он в своей речи в метафорической форме предсказал крах пузыря технологической волны dot-комов, которую юные капиталисты с надеждой называли тогда «новой парадигмой»;

— Баффет скептически относится к идее заработка на технологической революции, хотя и считает, что ее плоды могут помочь сделать жизнь людей качественно лучше;

— в быту мультимиллиардер прост (кушает гамбургеры, пьет кока-колу, ездит на старом Lincoln Town Car); жизнь его в Омахе, штат Небраска подвержена многолетним привычкам, хотя сам Баффет считает «рабом привычек» своего давнего друга и бизнес-партнера Чарли Мангера. О бережливости же Уоррена Баффета ходят легенды;

— Баффет и Чарли Мангер очень похожие люди по своим убеждениям, привычкам и страсти к проповедованию на публике;

— Berkshire Hathaway никогда не выплачивал дивиденды, все прибыли реинвестировались;

— Уоррен Баффет очень благодарен своему отцу за то, что тот научил его быть белой вороной, человеком, нон-конформистом, которому безразличны внешние оценки, то, как о нем и его бизнесе думают или отзываются другие. Для Баффета важна Внутренняя Оценка (Inner Scorecard).

— Уоррен с детства любил все занятия, связанные с подбором, подсчетом и запоминанием чисел. Он также любил читать и много времени проводил за книгами.

— Баффет с детства невзлюбил физический труд и работу на дядю. Чтобы иметь возможность работать на себя каждый день, необходимо было стать богатым человеком. Желание держать все в своей жизни под контролем очень помогло в его стремлении к богатству.

— будучи с детства социально неприспособленным и имея большие проблемы в общении со сверстниками, Уоррен Баффет нашел решение этой проблемы, начав придерживаться системы Дейла Карнеги, чьи книги очень сильно повлияли на всю его последующую жизнь. Баффет устраивал проверку идеям Дейла Карнеги относительно правильного поведения – по сути, проводил математический эксперимент над человеческой природой. Собранные им данные подтверждали правоту Карнеги;

— первый свой капитал в 5000 долларов к 16 годам (что было бы эквивалентно 53000 долларов в 2007 году) он заработал на разноске газет и совместном бизнесе игровых автоматов, организованном на пару со своим другом;

— после школы Баффет учился в Уортонской школе бизнеса при Университете Пенсильвании, затем перевелся в Университет штата Небраски, который и окончил. После отказа в принятии в Гарвард, молодой Уоррен Баффет был зачислен в Колумбийский университет, где в то время преподавали Грэхем и Додд, чьи книги «Разумный инвестор» и «Анализ ценных бумаг» явились для Баффета просто откровением Божьим.

— несмотря на то, что Уоррен Баффет был лучшим учеником Грэхема в Колумбийском университете, последний отказал ему в трудоустройстве в своей компании, мотивировав это тем, что крупные инвестиционные компании с Уолл-Стрит не берут на работу евреев, а поэтому это делает его маленькая инвестиционная компания, где для нееврея-Баффета просто не остается ни одной свободной вакансии. Баффет, который боготворил своего учителя, был страшно раздосадован.

— после окончания университета Уоррен, к удивлению своих родных и знакомых, вернулся из Нью-Йорка в родную Омаху, где женился на Сьюзан Томпсон из своего же города и устроился работать в брокерскую фирму своего отца. Работа маклером, живущим на комиссию, и его консультации клиентов по долгосрочным инвестициям в акции надежных компаний часто противоречили друг другу, от чего Уоррен испытывал внутренние страдания. Он ненавидел работу по «выписыванию рецептов» и искал любые возможности для выхода из этой ситуации.

— в семье Баффета все придерживались консервативных политических взглядов, включая его самого, хотя деньги его интересовали намного больше, чем политика. Так, его отец, Говард Баффет, еще в детстве Уоррена, принял участие в, как он считал, в заведомо провальных выборах в Конгресс от Небраски как кандидат от Республиканской партии, и выиграл их. После этого он четырежды переизбирался на пост конгрессмена. Семейство жены, Томпсоны, также были ярыми республиканцами. В 1950-ые годы в Небраске и на всем Среднем Западе США антисемитизм и расизм в среде белых американцев считались нормой. В семье Баффета и его жены в то время постоянно звучали речи о том, что демократы (тогда имевшие большинство в Конгрессе и избранные президенты-демократы) ведут Америку в ад.

— После того, как в 1952 году упертый-идеалист Говард Баффет отказался поддерживать Эйзенхауэра, не предав своих принципов, он оказался в политической изоляции. Уоррен Баффет извлек из этого следующие уроки, которые повлияли на его жизнь: — союзники крайне важны; обещания настолько священны, что давать их нужно как можно реже; принципиальная и упертая позиция редко приводит к значимым результатам.

— к религии Уоррен Баффет относился с детства со скепсисом, в своей взрослой жизни был агностиком и не собирался обращаться в какую-либо веру;

— наконец, Бен Грэхем пригласил Уоррена Баффета работать в своей компании Graham-Newman и Уоррен с радостью согласился. Он прибыл в Нью-Йорк 1 августа 1954 года и уже на следующий день на месяц раньше срока своего контракта вышел на работу. Чуть позже он нашел жилье для своей семьи в White Plains, Westchester County, штат New York (на работу ездил на пригородном поезде до Grand Central) и перевез туда беременную вторым ребенком жену и свою дочь.

— В отличие от Уоррена Баффета, его учитель, Грэхем, никогда не совершал визитов к руководителям компаний и еще меньше стремился к тому, чтобы оказывать на них влияние, считая получение информации от руководства «своего рода мошенничеством», хотя в этом не было ничего незаконного. Грэхем чувствовал, что инвестор по определению должен быть человеком со стороны, который обязан скорее противостоять руководству, чем стоять с ним бок о бок. Грэхем хотел находиться на одном и том же уровне со всеми другими инвесторами и использовать только общедоступную информацию. Встречи с руководством компаний были типичным шагом для Баффета. Он пользовался этими встречами, чтобы узнать о компании как можно больше.

— Работая в Graham-Newman, Баффет добился блестящих результатов, инвестируя же свои средства, он из за время работы на Грэхема многократно приумножил. Однако, Грэхем решил отойти от дел (перебраться в Калифорнию, чтобы заниматься тем, что его интересовало на тот момент больше, чем инвестиции: женщинами, литературой и искусством) в возрасте 61 года в середине 1956-го, поэтому предложил Уоррену Баффету стать старшим партнером в фирме. Но он отклонил это предложение. Баффет вернулся в Омаху, подумывая о том, чтобы тоже отойти от дел (в возрасте 26 лет!). На тот момент у него было около 174 тысяч долларов (миллион долларов в то время был примерно равен 8 миллионам в ценах 2007 года). По его расчетам, он с семьей мог прожить на 12 тысяч долларов в год. А его капитал мог расти и дальше. С математической точки зрения, он мог «уйти в отставку» с имевшимися у него деньгами и все равно достигнуть своей цели и стать миллионером к возрасту 35 лет.

— Однако, не уходя в отставку, Уоррен мог стать миллионером значительно быстрее. Дома, в Омахе, Уоррен Баффет основал свое партнерство Buffet Associates Ltd (1 мая 1956 года). Так как он не выносил критики в момент движения своих акций вниз, партнерами он взял только своих родственников и друзей, то есть тех людей, которые ему безоговорочно доверяли. Первоначально в Buffet Associates Ltd. было 7 партнеров, седьмой – сам Уоррен Баффет. Далее в течение нескольких лет Уоррен Баффет создал еще 5 партнерств для управления чужими активами.

— в отличие от Грэхема, Уоррен Баффет сильно не любит, когда кто-то копирует его сделки;

— скупость (в книге это его качество политкорректно обозначено как «финансовый консерватизм») Уоррена Баффета необычайна: после смерти своего отца он спорил со своей женой Сьюзи, которая (по его мнению) хотела потратить на гроб Говарда (отца Уоррена Баффета) слишком много денег;

— Баффет никогда в жизни не брал в долг сколько-нибудь значительных сумм денег, следовательно, кредитным плечом не злоупотреблял. Если для покупки большой доли в какой-то компании у Баффета не хватало денег, то он привлекал к сделке сторонних инвесторов;

— Свой первый миллион долларов у Уоррена Баффета материализовался в возрасте 30-ти лет, а не в 35-ть, как он планировал ребенком;

— Основной рывок в уровне состояния Баффета произошел не за счет прироста капитализации собственных средств (которыми он тоже отлично управлял), а за счет комиссий за управление деньгами партнеров, которые не остались внакладе, так как Баффету удавалось год от года переигрывать рынок. Поэтому деньги лились в партнерства Баффета со всей Америки полноводной рекой. В этих партнерствах (их количество дошло до 11 штук) его комиссия в 25% от чистой прибыли им не изымалась, а управлялась уже как часть собственных денег. Схема была следующая: если прибыль за год была выше 6% (ставка по долгосрочным правительственным облигациям), то Уоррен получал 25% от прироста стоимости партнерства. Если же прибыль получалась меньше 6%, то Баффет вообще не получал никакого вознаграждения. Если же он получал убыток по результатам управления активами, то часть его (какую конкретно, оговаривалось в условиях конкретного партнерства) он обязан был компенсировать партнерам. Именно за счет реинвестирования своих комиссий Уоррен Баффет получил возможность стать таким богатым. Его богатство росло, как снежный ком, а желающих инвестировать вместе с ним становилось с каждым годом все больше и больше, так как ему стабильно удавалось переиграть рынок.

— подход Баффета к инвестициям не был высечен в граните: он эволюционировал. Если в своей молодости Уоррен Баффет, как и его учитель Грэхем (на чье мировоззрение оказала мощное влияние Великая Депрессия в США), фокусировался на компаниях, так называемых «сигарных окурках» (которые даже после ликвидации давали инвестору значительную прибыль на инвестиции), то позже Баффет стал значительно оптимистичнее по отношению к американской экономике и с удовольствием инвестировал в жизнеспособные компании с ясной стратегией, эффективным менеджментом и хорошими долгосрочными перспективами развития.

— позже Уоррен Баффет признавал, что в методике покупки «сигарных окурков» есть недостатки: во-первых, когда все на рынке гоняются за ними, вероятность нахождения акций таких компаний по приемлемым ценам стремится к нулю, во-вторых, «сигарные окурки» — это, как правило, маленькие компании, и с большим капиталом сложно будет вкладываться только в них: крупным инвесторам возиться с такими мелкими объектами для вложений может быть не интересно.

— акции бывшей в упадке текстильной компании на Северо-Востоке США Berkshire Hathaway Баффет изначально начал скупать в качестве «сигарного окурка» с целью перепродажи мажоритарию дороже. Но на каком-то этапе ввязался в эмоциональную гонку, в результате – получил контроль и поставил в компании свое руководство. Чтобы избежать дурной славы ликвидатора, пообещал не сворачивать производство. В итоге получил «сигарный окурок», в который вложено много денег, но в котором не осталось ни одной затяжки. Эту ошибку Баффет признал.

— первоначально благотворительностью в семье Баффетов занялась его жена, Сьюзан, так как Уоррен Баффет крайне болезненно расставался с деньгами;

— к 1966 году Баффету стало все труднее находить «сигаретные окурки» для инвестирования, он начал задумываться о новом способе инвестирования – покупке компаний целиком;

— Баффет считает инвестиции без надежды на возврат истинным смертным грехом;

— Гудвилл также учитывается Баффетом в процессе оценки компаний, несмотря на то, что является не количественным, а качественным показателем.

— одним из самых важных правил ведения бизнеса как Уоррена Баффета, так и его бизнес-партнера Чарли Мангера является: «не иметь дел с говнюками»;

— к концу 1960-х годов на фоне надувшегося пузыря на фондовом рынке Баффет все чаще в своих посланиях к партнерам сетует на недостаток дешевых акций и пишет о своей неуверенности в продолжении получения такого уровня доходности, как в прошлые годы. К началу 1970-х Баффет ликвидирует партнерство, предлагая партнерам либо взять деньги, либо получить акции компаний, которыми партнерство владеет, в том числе Berkshire Hathaway. После ликвидации партнерства Баффет продолжает инвестировать, но уже теперь включив в холдинговые структуры а-ля русская матрешка компании-генераторы денежного потока, наподобие страховой компании National Indemnity. Денежный поток идет на реинвестирование в акции других компаний и на закрытие финансовых дыр от убыточных бизнесов, как текстильный компании Berkshire Hathaway. В начале 1970-ых рынок находится в состоянии падения, из-за отмены золотого стандарта в США господствует большая инфляция, а Уоррен Баффет продолжает покупать дешевые акции.

— в 1970-ые годы Баффет вкладывает много денег в свое хобби (не прошли даром юношеские годы, когда Уоррен зарабатывал деньги доставкой газет по утрам): СМИ. Он покупает долю в Washington Post и начинает влиять на эту газету. Также они с Мангером становятся владельцами газеты Buffalo Evening News (позже переименованной в Buffalo News). Также постепенно изменяются его политические взгляды, он, под влиянием жены, становится демократом. Фактически, от поддержки республиканских взглядов Уоррен Баффет отказывается только после смерти своего отца, который был рьяным консерватором. Баффет активно делами и деньгами поддерживает кандидатов от демократической партии США. Его жена на деньги Баффета ведет активную гражданскую кампанию по борьбе с расизмом, сегрегаций и против ущемления прав человека.

— Уоррен Баффет, фактически, был женат только на Berkshire Hathaway, его жена, Сьюзан целиком занималась домашним хозяйством и воспитанием детей, так как Уоррен проводил подавляющую часть своего времени в своем кабинете за изучением бумаг или в разъезде по всей стране по бизнес-делам. На все дела, которые были вне сферы интересов Баффета, он просто выделял деньги и делегировал ответственность за быт. Как только дети выросли, Сьюзан решила уйти от Баффета. Произошло это в 1977 году. Она уехала жить в Сан-Франциско, в Калифорнии. Вместо себя она прислала смотреть за домом в Омахе Астрид Менкс, которая была на 16 лет моложе Уоррена Баффета. Немного помучившись, Уоррен стал жить с Астрид. А Сьюзан Баффет осталась его официальной женой. Через два года после смерти Сьюзан Баффет, в 2006-м году Уоррен женился на Астрид Менкс.

— интересна роль Баффета в судьбе Solomon Inc. (бывшей Solomon Brothers), культовой инвестиционной компании Wall Street, чью корпоративную культуру и чьего CEO Джона Гутфрейнда обессмертил в своем финансовом романе «Покер Лжецов» Майкл Льюис, работавший в ее лондонском офисе в 80-ые годы трейдером, торговавшим облигациями. Вообще, со времен прихода в компанию Гутфрейнда и после превращения ее из партнерства в публичную компанию, Solomon заняла существенную часть ниши торговли облигациями, в том числе американскими казначейскими. Это стало ее специализацией. В 1987 году Berkshire Hathaway приобрела 12% Solomon, став ее крупнейшим акционером, а Уоррен Баффет вошел в ее совет директоров. В 1990-ые разразился серьезный скандал (который назвали Treasury bond scandal), связанный с мошенничеством одного из высокопоставленных сотрудников компании Solomon Пола Мозера, который, выставляя заявки от имени клиентов, многократно превышал разрешенные для одной компании объемы заявок на покупку казначейских облигаций. Джона Гутфрейнда поставили в известность этих транзакций, но он не отреагировал быстро, тратя месяцы на колебания и совещания. Он даже не удосужился уволить трейдера-мошенника Пола Мозера. В итоге последовали жесткие действия регуляторов, которые не только поставили под сомнение дальнейшее существование Solomon (финансовая компания чрезвычайно зависит от доверия своих клиентов и контрагентов), но и могло вызвать финансовый кризис такого же масштаба, как произошедший в 2008-м году. Вмешался Баффет, взявший временно в руки управление Solomon, уволив Гутфрейнда (несмотря на личную к нему симпатию) и ряд топ-менеджеров. Самое важное, что он сделал для спасения компании и недопущения финансового кризиса, дал личные гарантии властям по трансформации Solomon в позитивную сторону, изменению агрессивной и алчной корпоративной культуры этой инвестиционной корпорации. Баффет поставил на кон свою репутацию, которой он так сильно дорожил. 4 сентября 1991 года Баффет выступил в Конгрессе по поводу ситуации с Solomon. Тем не менее, скандал ослабил позиции компании, что привело к ее поглощению в 1998 году Travelers Group. Затем последовало поглощение последней Citicorp. Так, Solomon стала частью Citigroup.

От себя (о невозможности частному инвестору подражать Баффету)

Личность Уоррена Баффета обожают использовать брокерские компании для иллюстрации того, чего может достичь частный инвестор. После прочтения этой биографической книги у меня возникли серьезные сомнения по поводу того, что частный инвестор может «инвестировать как Баффет». Да, никто не запрещает изучить стоимостное инвестирование (value investing) и начать подбирать акции недооцененных компаний, чья внутренняя стоимость значительно превышает текущую рыночную капитализацию. Рано или поздно рынок адекватно оценит такие акции.

Но у Уоррена Баффета, в отличие от подавляющего большинства частных инвесторов, были следующие возможности:

— купить компанию целиком или серьезную ее часть так, чтобы можно было ввести свой менеджмент в эти компании и влиять на принятие в ней ключевых решений (в случае если частный же инвестор покупает акции какой-то определенной компании, а дела у нее начинают идти плохо, то частному инвестору остается либо фиксировать убыток, продавая эти акции, либо на свой страх и риск держать эту позицию, проводя ночи в молитвах и надеждах. Снять директора и назначить более толкового частный инвестор вряд ли сможет.);

— объединить компании разного типа в рамках одного холдинга Berkshire Hathaway и использовать избыточные денежные потоки и капитал одних компаний для покупки акций других;

— общаться напрямую с топ-менеджментом компаний, делая оценку объектов потенциальных инвестиций намного точнее за счет гораздо большего количества информации, чем то, что доступно для публики.

«Стать Баффетом» вряд ли получится: Уоррен генетически предрасположен к прижимистости, это семейная черта. Прибавим к этому пуританское воспитание и страсть к деньгам, одержимость к изучению финансовой информации, фокусирование только на акциях в ущерб всему другому в жизни, нужные идеи и люди, встреченные как раз в нужное время. И получим Уоррена Баффета.

Чему можно поучиться: здравому смыслу, скромности в потребностях, раннему началу создания собственного «снежного кома» богатства, пониманию важности репутации в мире бизнеса и финансов.

Астрид Линдгрен

Биография Астрид Линдгрен

14 ноября исполняется 105 лет со дня рождения детской писательницы Астрид Линдгрен

Шведская детская писательница Астрид Линдгрен (урожденная Анна Эмилия Эрикссон) родилась 14 ноября 1907 года в южной Швеции, в небольшом городке Виммербю провинции Смоланд, в семье фермера.

Литературные способности девочка проявляла еще в начальной школе, где ее называли виммербюнской Сельмой Лагерлеф – по имени известной шведской романистки.

По окончании средней школы Астрид занялась журналистикой и работала в местной газете Wimmerby Tidningen . Затем она переехала в Стокгольм, получила образование стенографистки.

В декабре 1926 года у Астрид родился сын Ларс. Из‑за неимения средств к существованию и отсутствия работы молодой маме пришлось отдать сына в семью приемных родителей в Данию.

В 1927 году она устроилась секретарем в контору Torsten Lindfors .

В 1928 году Астрид получила работу секретаря в Королевском автомобильном клубе.

Астрид Менкс - полная биография

В апреле 1931 года она вышла замуж за своего шефа Стуре Линдгрена и взяла фамилию мужа.

После замужества Астрид Линдгрен смогла забрать сына, которого ее супруг усыновил. Она полностью посвятила себя заботам о Ларсе, а затем и о родившейся в 1934 году дочери Карин. Урывками бралась за секретарскую работу, сочиняла сказки для семейных журналов и рождественских календарей.

В 1944 году Линдгрен приняла участие в конкурсе на лучшую книгу для девочек, объявленном издательством «Рабен и Шегрен» и получила вторую премию за повесть «Бритт‑Мари изливает душу» и издательский договор на ее публикацию.

Астрид Линдгрен шутя вспоминала, что одной из причин, побудивших ее к писательству, стали холодные стокгольмские зимы и болезни маленькой дочки Карин, которая все время просила маму о чем‑нибудь рассказать. Именно тогда мама с дочкой придумали озорную девочку с рыжими косичками Пеппи Длинный чулок. Рассказы о Пеппи позже вошли в книжку, которую Линдгрен подарила дочке в день рождения, а в 1945 году первая книга о Пеппи была опубликована в издательстве «Рабен и Шегрен».

1940‑1950‑е годы – расцвет творческой активности Линдгрен. Она написала трилогию о Пеппи Длинный чулок (1945‑1952), повести о сыщике Калле Блюмквисте (1946‑1953).

В 1954 году Астрид Линдгрен опубликовала повесть‑сказку «Мио, мой мио», где затронула тему одиноких и заброшенных детей.

Астрид Менкс - полная биография

Затем появились повести о Малыше и Карлсоне (1955‑1968), Расмусе бродяге (1956), трилогия об Эмиле из Леннеберги (1963‑1970), повесть «Мы на острове Сальткрока» (1964), книги «Братья Львиное сердце» (1979), «Роня, дочь разбойника» (1981) и т.д. Советские читатели открыли для себя Астрид Линдгрен в 50‑е годы, и ее первой книгой, переведенной на русский язык, была повесть «Малыш и Карлсон, который живет на крыше».

С 1946 по 1970 год Астрид Линдгрен работала редактором детской литературы в стокгольмском издательстве «Рабен и Шегрен», где были опубликованы все ее книги.

В 1950‑1960‑х годах писательница вела на шведском радио и телевидении различные викторины и ток‑шоу.

Астрид Линдгрен была известна своей общественной деятельностью. В 1976 году она напечатала открытое письмо со сказкой для взрослых «Помперипосса из Монисмании» о варварской налоговой политике правящей партии.

В 1978 году Астрид Линдгрен на церемонии награждения премией мира франкфуртской книжной ярмарки произнесла речь в защиту прав детей «Нет – насилию», где резко осуждала насилие как воспитательный метод.

Весной 1985 года Линдгрен публично заговорила о притеснениях сельскохозяйственных животных. В крупнейшие стокгольмские газеты она направила открытое письмо со сказкой о любящей корове, которая протестует против плохого обращения. В июне 1988 года был принят закон о защите животных, получивший латинское наименование Lex Lindgren (Закон Линдгрен).

Творчество Астрид Линдгрен было отмечено многими престижными литературными наградами. В 1958 году она была удостоена медали Ганса Христиана Андерсена, которую называют Нобелевской премией в детской литературе. Среди ее наград – медаль Карен Бликсен Датской академии, российская медаль имени Льва Толстого, чилийская премия Габриэлы Мистраль и шведская премия Сельмы Лагерлеф. В 1969 году писательница получила Шведскую государственную премию по литературе.

Ее достижения в области благотворительности были отмечены Премией мира немецкой книготорговли за 1978 год и медалью Альберта Швейцера за 1989 год (присуждается американским Институтом улучшения жизни животных).

Писательница скончалась 28 января 2002 года в Стокгольме. Она похоронена в родных краях, в Виммербю.

Она была замужем один раз за Стуре Линдгреном, который скончался в 1952 году, пережила смерть сына Ларса в 1986 году.

Книги Астрид Линдгрен переведены на 91 язык мира. Наиболее популярные сюжеты, связанные с девочкой Пеппи Длинный Чулок и Карлсоном, легли в основу многих театральных постановок и экранизаций.

По всему миру продано до 145 миллионов экземпляров книг, созданных писательницей.

Вскоре после кончины писательницы в 2002 году шведским правительством в целях содействия развитию детской и юношеской литературы была учреждена Международная литературная премия памяти Астрид Линдгрен – одна из самых крупных в области литературы для детей и подростков. Сумма денежного вознаграждения составляет 5 миллионов шведских крон (500 тысяч евро).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Энциклопедия ньюсмейкеров . 2012 .

Астрид Линдгрен. Цитаты

На этой странице Вы найдете все цитаты, которые нашли и добавили на проект наши пользователи в книгах автора Астрид Линдгрен. Воспользуйтесь сортировкой по параметрам или поиском, чтобы найти интересующие Вас цитаты.

Астрид Менкс - полная биография

«Я мужчина в самом расцвете сил.»

Астрид Менкс - полная биография

«Это пустяки, дело житейское.»

Астрид Менкс - полная биография

«Если бы люди знали, как приятно ходить по крышам, они давно бы перестали ходить по улицам.»

Астрид Менкс - полная биография

«От пирогов не толстеют!»

Астрид Менкс - полная биография

«Взрослым никогда не бывает по-настоящему весело. Да и чем они заняты: скучной работой или модами, а говорят только о мозолях и «подуходных» налогах. И еще они портят себе настроение из-за всяких глупостей и почему-то считают, что если во время еды сунешь нож в рот, то обязательно случится несчастье.»

Астрид Менкс - полная биография

«– Подумай только, как тебе там будет холодно, – сказал Томми, – ведь в твоем доме так долго не топили.
– Пустяки, – воскликнула Пеппи, – когда сердце горячее и сильно бьется, замерзнуть невозможно.»

Астрид Менкс - полная биография

«..Эмиль не был злым.. Просто он был вынужден ущипнуть сестрёнку, а то она не отдала бы ему бутерброд с вареньем, а кошку он гонял, чтобы проверить, хорошо ли она прыгает в высоту, только и всего!»

Астрид Менкс - полная биография

«Когда надо быть сильным, сил хватает»

Астрид Менкс - полная биография

«Не тебе учить лучшее в мире привидение, как должны вести себя привидения. Я только слегка попугаю всех до смерти, никто этого даже не заметит.»

Астрид Менкс - полная биография

«Я давно заметил: чем еда невкусней, тнм она полнзней. Хотел бы я знать, почему все эти витамины содержатся только в том, что невкусно?»

Линдгрен Астрид — Биография

А́стрид А́нна Эми́лия Ли́ндгрен (швед. Astrid Anna Emilia Lindgren, урождённая Эрикссон, швед. Ericsson; 14 ноября 1907, Виммербю, Швеция — 28 января 2002, Стокгольм, Швеция) — шведская писательница, автор ряда всемирно известных книг для детей, в том числе «Карлсон, который живёт на крыше» и тетралогии про Пеппи Длинныйчулок. На русском языке её книги стали известны и очень популярны благодаря переводу Лилианны Лунгиной.

Ранние годы

Астрид Линдгрен родилась 14 ноября 1907 года в южной Швеции, в небольшом городке Виммербю провинции Смоланд (лен Кальмар), в фермерской семье. Её родители — отец Самуэль Август Эрикссон и мать Ханна Йонссон, — познакомились на рынке, когда ему было 17, а ей 14 лет. В 1905 году, когда Ханне исполнилось 18 лет, они поженились. Астрид стала их вторым ребёнком. У неё был старший брат Гуннар Эрикссон (27 июля 1906 — 27 мая 1974) и две младшие сестры — Стина Пука (1911—2002) и Ингегерд (1916—1997).

Как указывала сама Линдгрен в сборнике автобиографических очерков «Мои выдумки» (1971), она росла в век «лошади и кабриолета». Основным средством передвижения был для семьи конный экипаж, темп жизни был медленнее, развлечения — проще, а отношения с окружающей природой куда более тесные, чем сегодня. Такая обстановка способствовала развитию у писательницы любви к природе.

Сама писательница всегда называла своё детство счастливым (в нём было много игр и приключений, перемежавшихся с работой на хуторе и в его окрестностях) и указывала на то, что именно оно служит источником вдохновения для её творчества. Родители Астрид не только испытывали глубокую привязанность друг к другу и к детям, но и не стеснялись показывать её, что было по тем временам редкостью. Об особых отношениях в семье писательница с большой симпатией и нежностью рассказала в единственной своей книге, не обращённой к детям, — «Самуэль Август из Севедсторпа и Ханна из Хюльта» (1973).

Начало творческой деятельности

В детстве Астрид Линдгрен была окружена фольклором, и многие шутки, сказки, истории, которые она слышала от отца или от друзей, легли потом в основу её собственных произведений. Любовь к книгам и чтению, как она призналась впоследствии, возникла на кухне у Кристин, с которой она дружила. Именно Кристин приобщила Астрид к удивительному, волнующему миру, в который можно было попадать, читая сказки. Впечатлительная Астрид была потрясена этим открытием, а позже и сама овладела магией слова.

Её способности стали очевидными уже в начальной школе, где Астрид называли «виммербюнской Сельмой Лагерлёф», чего, по собственному мнению, она не заслуживала.

После школы, в возрасте 16 лет, Астрид Линдгрен начала работать журналистом в местной газете Wimmerby Tidningen. Но спустя два года она забеременела, не будучи замужем, и, оставив должность младшего репортёра, уехала в Стокгольм. Там она окончила курсы секретарей и в 1931 году нашла работу по этой специальности. В декабре 1926 года у неё родился сын Ларс. Так как денег не хватало, то Астрид пришлось отдать горячо любимого сына в Данию, в семью приёмных родителей. В 1928 году она получила работу секретаря в Королевском автоклубе, где познакомилась со Стуре Линдгреном (1898—1952). Они поженились в апреле 1931 года, и после этого Астрид смогла забрать Ларса домой.

Годы творчества

После замужества Астрид Линдгрен решила стать домашней хозяйкой, чтобы полностью посвятить себя заботам о Ларсе, а затем и о родившейся в 1934 году дочери Карин. В 1941 году Линдгрены переехали в квартиру с видом на стокгольмский Васа-парк, где писательница жила вплоть до своей смерти. Изредка берясь за секретарскую работу, она сочиняла описания путешествий и довольно банальные сказки для семейных журналов и рождественских календарей, чем постепенно оттачивала своё литературное мастерство.

По словам Астрид Линдгрен, «Пеппи Длинныйчулок» (1945) появилась на свет прежде всего благодаря дочери Карин. В 1941 году Каринтее заболела воспалением лёгких, и каждый вечер Астрид рассказывала ей перед сном всякие истории. Однажды девочка заказала историю про Пеппи Длинныйчулок — это имя она выдумала тут же, на ходу. Так Астрид Линдгрен начала сочинять историю о девочке, которая не подчиняется никаким условиям. Поскольку Астрид тогда отстаивала новую для того времени и вызывавшую жаркие споры идею воспитания с учётом детской психологии, вызов условностям показался ей занятным мыслительным экспериментом. Если рассматривать образ Пеппи в обобщённом плане, то он основывается на появившихся в 1930—40-х годах новаторских идеях в области детского воспитания и детской психологии. Линдгрен следила за развернувшейся в обществе полемикой и участвовала в ней, выступая за воспитание, которое учитывало бы мысли и чувства детей и таким образом проявляло уважение к ним. Новый подход к детям сказался и на её творческой манере, в результате чего она стала автором, последовательно выступающим с точки зрения ребёнка.

После первой истории про Пеппи, полюбившейся Карине, Астрид Линдгрен на протяжении следующих лет рассказывала всё новые вечерние сказки об этой рыжеволосой девочке. В десятый день рождения Каринее Астрид Линдгрен сделала стенографическую запись нескольких историй, из которых затем составила для дочери книжку собственного изготовления (с иллюстрациями автора). Эта первоначальная рукопись «Пеппи» была менее тщательно отделана стилистически и более радикальна по своим идеям. Один экземпляр рукописи писательница отослала в крупнейшее стокгольмское издательство «Бонньер». После некоторых раздумий рукопись была отвергнута. Астрид Линдгрен не была обескуражена отказом, она уже поняла, что сочинять для детей — её призвание. В 1944 году она приняла участие в конкурсе на лучшую книгу для девочек, объявленном сравнительно новым и малоизвестным издательством «Рабен и Шёгрен». Линдгрен получила вторую премию за повесть «Бритт-Мари изливает душу» (1944) и издательский договор на неё.

В 1945 году Астрид Линдгрен предложили должность редактора детской литературы в издательстве «Рабен и Шёгрен». Она приняла это предложение и проработала на одном месте до 1970 года, когда официально ушла на пенсию. В том же издательстве выходили все её книги. Несмотря на огромную занятость и совмещение редакторской работы с домашними обязанностями и сочинительством, Астрид оказалась плодовитой писательницей: если считать книжки-картинки, из-под её пера вышло в общей сложности около восьмидесяти произведений. Особенно продуктивно шла работа в 40-х и 50-х годах. Только за 1944—1950 годы Астрид Линдгрен сочинила трилогию о Пеппи Длинныйчулок, две повести о детях из Бюллербю, три книжки для девочек, детектив, два сборника сказок, сборник песен, четыре пьесы и две книжки-картинки. Как видно из этого списка, Астрид Линдгрен была необычайно разносторонним автором, готовым экспериментировать в самых разных жанрах.

В 1946 году она опубликовала первую повесть о сыщике Калле Блюмквисте («Калле Блюмквист играет»), благодаря которой завоевала первую премию на литературном конкурсе (больше Астрид Линдгрен в конкурсах не участвовала). В 1951 году последовало продолжение, «Калле Блюмквист рискует» (на русском языке обе повести были изданы в 1959 году под названием «Приключения Калле Блюмквиста»), а в 1953 году — завершающая часть трилогии, «Калле Блюмквист и Расмус» (был переведён на русский в 1986). «Калле Блюмквистом» писательница хотела заменить читателям прославлявшие насилие дешёвые триллеры.

В 1954 году Астрид Линдгрен сочинила первую из трёх своих сказочных повестей — «Мио, мой Мио!» (пер. 1965). В этой эмоциональной, драматичной книге соединены приёмы героического сказания и волшебной сказки, а рассказывается в ней история Бу Вильхельма Ульссона, нелюбимого и оставленного без должной заботы сына приёмных родителей. Астрид Линдгрен не раз прибегала к сказке и сказочной повести, затрагивая судьбы одиноких и заброшенных детей (так было и до «Мио, мой Мио!»). Нести детям утешение, помогать им преодолевать трудные ситуации — этой задачей не в последнюю очередь двигалось творчество писательницы.

В очередной трилогии — «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» (1955; пер. 1957), «Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел» (1962; пер. 1965) и «Карлсон, который живёт на крыше, проказничает опять» (1968; пер. 1973) — снова действует фантазийный герой не злого толка. Этот «в меру упитанный», инфантильный, жадный, хвастливый, надутый, испытывающий жалость к себе, эгоцентричный, хотя и не лишённый обаяния человечек обитает на крыше многоквартирного дома, где живёт Малыш. Будучи полувзрослым другом Малыша из полусказочной реальности, он представляет собой куда менее замечательный образ детскости, чем непредсказуемая и беззаботная Пеппи. Малыш — младший из троих детей в самой обыкновенной семье стокгольмских буржуа, и Карлсон попадает в его жизнь весьма конкретным образом — через окно, причём делает это каждый раз, когда Малыш чувствует себя лишним, обойдённым или униженным, иными словами, когда мальчику становится жалко себя. В таких случаях и появляется его компенсаторное альтер-эго — во всех отношениях «лучший в мире» Карлсон, который заставляет Малыша забыть о неприятностях. Важно отметить, что Карлсон, несмотря на его «недостатки», в определённых условиях способен на такие поступки, которые могут служить примером для подражания — напугать и прогнать грабителей из квартиры Малыша, или в мягкой форме преподать урок забывчивым родителям (случай с маленькой девочкой из мансарды, которую оставили одну).

Экранизации и театральные постановки

В 1969 году прославленный стокгольмский Королевский драматический театр поставил «Карлсона, который живёт на крыше», что было необычно для того времени. С тех пор инсценировки по книгам Астрид Линдгрен постоянно идут как в крупных, так и небольших театрах Швеции, Скандинавии, Европы и Соединённых Штатов Америки. За год до постановки в Стокгольме спектакль про Карлсона был показан на сцене Московского театра сатиры, где его играют до сих пор (этот герой пользуется огромной популярностью в России). Если в мировом масштабе творчество Астрид Линдгрен обратило на себя внимание прежде всего благодаря театральным спектаклям, то в Швеции известности писательницы немало способствовали фильмы и телесериалы по мотивам её произведений. Первыми были экранизированы повести о Калле Блюмквисте — премьера кинофильма состоялось на Рождество 1947 года. Ещё через два года появился первый из четырёх фильмов о Пеппи Длинныйчулок. В период 50-х по 80-е годы известный шведский режиссёр Улле Хелльбум создал в общей сложности 17 фильмов по книгам Астрид Линдгрен. Визуальные интерпретации Хелльбума с их невыразимой красотой и восприимчивостью к писательскому слову стали классикой шведского кино для детей.

Общественная деятельность

За годы своей литературной деятельности Астрид Линдгрен заработала не один миллион крон, продавая права на издание своих книг и их экранизацию, на выпуск аудио- и видеокассет, а позднее ещё и компакт-дисков с записями своих песен или литературных произведений в собственном исполнении, но ничуть не изменила своего образа жизни. С 1940-х годов она жила в одной и той же — довольно скромной — стокгольмской квартире и предпочитала не копить богатства, а раздавать деньги другим.

Только однажды, в 1976 году, когда взысканный ими налог составил 102 % от её прибылей, Астрид Лингрен запротестовала. 10 марта того же года она перешла в наступление, послав в стокгольмскую газету «Экспрессен» открытое письмо, в котором рассказала сказку про некую Помперипоссу из Монисмании. В этой сказке для взрослых Астрид Линдгрен встала на позицию профана или наивного ребёнка (как это сделал до неё Ханс Кристиан Андерсен в «Новом платье короля») и, воспользовавшись ею, попыталась разоблачить пороки общества и всеобщее притворство. В год, когда предстояли парламентские выборы, эта сказка стала почти неприкрытой, сокрушительной атакой на обюрократившийся, самодовольный и пекущийся только о собственных интересах аппарат шведской социал-демократической партии, которая находилась у власти 40 лет подряд. Министр финансов Гуннар Стрэнг в парламентских дебатах презрительно высказался: «Она умеет рассказывать сказки, но не умеет считать», но впоследствии был вынужден признать, что был не прав. Астрид Линдгрен, которая, как оказалось, была права с самого начала, сказала, что ей и Стрэнгу следовало бы поменяться друг с другом работой: «Это Стрэнг умеет рассказывать сказки, но не умеет считать». Это событие привело к большой акции протеста, в ходе которой социал-демократы подверглись жёсткой критике, как за налоговую систему, так и за неуважительное отношение к Линдгрен. Вопреки распространённому заблуждению, эта история не стала причиной электорального поражения социал-демократов. Осенью 1976 года они получили 42,75 % голосов и 152 из 349 мест в парламенте, что было всего лишь на 2,5 % хуже результата предыдущих выборов 1973 года. Однако этого оказалось достаточно для того, чтобы правительство сформировала оппозиционная коалиция во главе с Турбьёрном Фельдином.

Сама писательница всю свою сознательную жизнь была членом социал-демократической партии — и осталась в её рядах после 1976 года. А возражала прежде всего против отдаления от идеалов, которые Линдгрен помнила со времён своей юности. Когда её однажды спросили, какую бы она избрала для себя стезю, если бы не стала знаменитой писательницей, она без колебаний ответила, что хотела бы принимать участие в социал-демократическом движении начального периода. Ценности и идеалы этого движения играли — вместе с гуманизмом — основополагающую роль в характере Астрид Линдгрен. Присущее ей стремление к равноправию и заботливое отношение к людям помогали писательнице преодолевать барьеры, воздвигаемые её высоким положением в обществе. Она со всеми обращалась одинаково сердечно и уважительно, будь то шведский премьер-министр, глава иностранного государства или один из её читателей-детей. Иначе говоря, Астрид Линдгрен жила согласно своим убеждениям, отчего сделалась предметом восхищения и уважения, как в Швеции, так и за её пределами.

Открытое письмо Линдгрен со сказкой про Помперипоссу оказало столь большое влияние потому, что к 1976 году она уже была не просто знаменитой писательницей, — она пользовалась во всей Швеции огромным уважением. Важной персоной, человеком, известным всей стране, она стала благодаря многочисленным выступлениям по радио и телевидению. Тысячи шведских детей выросли, слушая по радио книги Астрид Линдгрен в авторском исполнении. Её голос, её лицо, её мнения, её чувство юмора были знакомы большинству шведов ещё с 50-х — 60-х годов, когда она вела на радио и телевидении различные викторины и ток-шоу. К тому же Астрид Линдгрен завоёвывала внимание своими выступлениями в защиту такого типично шведского явления, как всеобщая любовь к природе и почитание её красоты.

Весной 1985 года, когда дочь смоландского фермера публично заговорила о притеснениях сельскохозяйственных животных, к ней прислушался сам премьер-министр. Линдгрен услышала о дурном обращении с животными на крупных фермах Швеции и других промышленных стран от Кристины Форслунд, ветеринара и преподавателя Упсальского университета. Семидесятивосьмилетняя Астрид Линдгрен направила открытое письмо в крупнейшие стокгольмские газеты. В письме содержалась ещё одна сказочка — о любящей корове, которая протестует против плохого обращения со скотом. Этой сказкой писательница начала кампанию, продолжавшуюся три года. В июне 1988 года был принят закон о защите животных, получивший латинское наименование Lex Lindgren (Закон Линдгрен); однако он не понравился его вдохновительнице своей расплывчатостью и заведомо малой эффективностью.

Как и в других случаях, когда Линдгрен вступалась за благополучие детей, взрослых или окружающей среды, писательница отталкивалась от собственного опыта и её протест был вызван глубоким душевным волнением. Она понимала, что в конце XX века невозможно вернуться к мелкому скотоводству, свидетелем которого Астрид была в детстве и юности на ферме отца и в соседних хозяйствах. Она требовала чего-то более фундаментального: уважения к животным, поскольку они тоже живые существа и наделены чувствами.

Глубокая вера Астрид Линдгрен в ненасильственные методы обращения распространялась и на животных, и на детей. «Только не насилие» — так назвала она свою речь при вручении ей в 1978 году Премии мира немецкой книготорговли (полученную ею за повесть «Братья Львиное сердце» (1973; пер. 1981) и за борьбу писательницы за мирное сосуществование и достойную жизнь для всех живых существ). В этой речи Астрид Линдгрен отстаивала свои пацифистские убеждения и выступала за воспитание детей без насилия и телесных наказаний. «Нам всем известно, — напоминала Линдгрен, — что дети, которых бьют и подвергают жестокому обращению, сами будут бить и подвергать жестокому обращению своих детей, а посему этот заколдованный круг должен быть разорван».

В 1952 году умер муж Астрид Стуре. В 1961 году умерла её мать, спустя восемь лет — отец, а в 1974 году скончались её брат и несколько закадычных друзей. Астрид Линдгрен не раз сталкивалась с загадкой смерти и много размышляла над ней. Если родители Астрид были искренними приверженцами лютеранства и верили в жизнь после смерти, то сама писательница называла себя агностиком.

Награды

В 1958 году Астрид Линдгрен наградили медалью Ханса Кристиана Андерсена, которую называют Нобелевской премией в детской литературе. Помимо наград, присуждаемых сугубо детским писателям, Линдгрен получила и ряд премий для «взрослых» авторов, в частности, учреждённую Датской академией медаль Карен Бликсен, российскую медаль имени Льва Толстого, чилийскую премию Габриэлы Мистраль и шведскую премию Сельмы Лагерлёф. В 1969 году писательница получила Шведскую государственную премию по литературе. Её достижения в области благотворительности были отмечены Премией мира немецкой книготорговли за 1978 год и медалью Альберта Швейцера за 1989 год (присуждается американским Институтом улучшения жизни животных).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *