Борис Цацулин — полная биография

Борис Цацулин — полная биография

Борис Моисеев

Борис Цацулин - полная биография

Биография

Борис Михайлович Моисеев – танцовщик, хореограф, певец, артист разговорного жанра, писатель, киноактёр, руководитель танцевального коллектива и автор популярнейших в России шоу – самый преуспевающий человек на российской эстраде. Он всегда идёт по нехоженым тропам, ищет новых, неизведанных, подчас запретных территорий. Он дерзко и отчаянно вторгается туда, где не ступала нога артиста, по крайней мере, российского. Его программы пронизаны мощнейшей сексуальной энергией, построены на безумном, бешеном раскрепощении творческого начала, без границ и запретов.

Борис Моисеев родился 4 марта, в тюрьме, так как его мать, недовольная властью, в те годы была политзаключенной. Его детство прошло в маленьком еврейском гетто провинциального Могилева. Он рос без отца и, к тому же, был очень болезненным ребенком. Для того чтобы укрепить здоровье, мама отдала Бориса в танцевальный кружок. С тех пор он понял, что танцы – его жизнь. Он устраивал уличные концерты для жителей своего дома, а, окончив школу, собрал чемодан со скромным гардеробом и самостоятельно уехал в Минск. Там Борис поступил в хореографическое училище, которое закончил как классический танцовщик. Он учился у великой балерины Младинской, которая в своё время танцевала с Анной Павловой. Она была последней из могикан настоящей петербургской императорской школы. В классике Борис преуспел. Но его тянуло к характерному и эстрадному танцу. По окончании училища за свободолюбие, за острый и откровенный язык, унаследованный от матери, его выгнали из Минска.

Дух протеста всегда жил в нём. «Свобода — это знак, символ моего характера, моей жизни, того постоянного стремления к независимости, которое с самого детства подстёгивало меня и определило очень многое в моей судьбе».

Борис попал на Украину в Харьковский театр оперы и балета, где от простого артиста дошёл до хореографа-постановщика. Но из-за свободного характера его исключили из комсомола, и он покинул Харьков. В 1975 году Борис уехал в Каунас, один из самых независимых городов тогдашнего СССР, где танцевал в музыкальном театре, а позже стал главным балетмейстером литовского оркестра «Тринитас». В Каунасе в 1978 году он создал танцевальное трио «Экспрессия», в котором вместе с Борисом работали 2 очаровательные девушки — белая и чёрная. Трио быстро стало популярным и, покорив Литву, перешло работать в «Театр песни» известной российской певицы Аллы Пугачёвой, вместе с которой они участвовали в популярных всемирных конкурсах и фестивалях, например, на фестивале в Сан Ремо. Но вскоре Борису стало тесно и в этих рамках и в 1987 году трио вышло из труппы Пугачёвой и начало сольную карьеру. Посыпались приглашения из разных стран и с 1988 по 1989 год «Экспрессия» выступала в клубах Италии, Франции и Америки. Помимо концертных площадок трио долгое время проработало на итальянском телевидении «RAI-2» в теле шоу «Рафаэлла Кара представляет». Через несколько лет Борис уже работал в качестве хореографа в театрах и танцевальных шоу Америки, где удостоился чести быть главным режиссёром-постановщиком муниципального театра города Новый Орлеан.

В 1991 году по возвращении коллектива в Россию на телевидении вышел документальный фильм «Экспрессия», рассказывающий о творческом пути Бориса Моисеева и его трио. Это и стало началом его сольной карьеры в стране. В 1992 году вышел его первый спектакль, который превратил маленькое трио «Экспрессия» в большой шоу-проект «Борис Моисеев и его леди».

«Что такое сцена? Это святое действие. Не может актёр быть на сцене и на улице среди народа в одном и том же облике, в таком же костюме. Есть строгое распределение — это сцена, это жизнь, это пафос. Но всегда приходится быть собой, бороться за себя. Жизнь — это фронт. И каждый номер, каждый спектакль — моя маленькая победа». И он побеждал.

В 1993 году вышел новый спектакль «Боря М + Бони М» с участием популярной группы «Бони М», который стал взрывом на российской сцене. Но это не успокоило Бориса. «Я много работаю, потому что мне это интересно. Интересен мой коллектив, интересно учиться профессионализму, интересна дисциплина на сцене». И в том же 1993 году он выпускает ещё один спектакль «Шоу продолжается — памяти Фредди Меркьюри», за который Борис Моисеев получил Российскую национальную музыкальную премию «Овация» как за лучшее шоу года. А в 1994 году на свет появляется новая шоу программа «Каприз Бориса Моисеева».

В 1995 году Борис шокирует Россию спектаклем «Дитя порока», после которого его творчество называют «религией шока и эпатажа». Именно этот спектакль дал жизнь новому детищу Моисеева — созданию собственного шоу-театра. Теперь это профессиональный и интернациональный коллектив, который Борису удалось собрать во время поездок по стране и за рубежом. В нем есть поляки, немцы, литовцы, украинцы и грузины. «У меня работают профессионалы, которые всё очень быстро учат и понимают мои идеи. У нас очень красивая труппа, модная и стильная.»

Имея собственную труппу единомышленников, в 1996 году Моисеев выпускает второй спектакль после «Дитя порока» — «Падший ангел», спектакль-исповедь, Где чётко прослеживается его собственная судьба. «Я пою о трагедии и о любви. Сумасшедшей+ Я хочу показывать не эротику как таковую. Я всегда показываю глубину человеческих чувств, кто бы ни был ими связан — мужчина и женщина, мужчина и мужчина. Это любовь со всеми её взлётами и падениями. Я играю на сцене историю чувств+». Моисеев ищет непорочное в порочном, сексуальное в целомудренном. Кто-то считает, что эпатирующие названия его спектаклей «Дитя порока», «Падший ангел» — всего лишь трюк для привлечения публики. Сам Моисеев относится к этому несколько иначе: «Я играю в свою историю. Мне абсолютно наплевать, как к ней относится общественность, политическая элита, верхушка шоу-бизнеса. Мне интересна моя жизнь и моя карьера как художника. Публике это нравится, она кайфует от этого. Я для них хрупкий, обиженный, незащищённый крошка. Голый король, шут!».

Подтверждение этому – ошеломляющий успех спектакля в России, Германии, Израиле, Испании, и, наконец, долгожданный триумф в «Beacon Theatre » на Бродвее в 1998 году. Это ли не признание? Такой успех спектакля связан с тем, что всё это глубоко выстрадано самим артистом. Уж кто-кто, а он имеет право говорить о пороке как источнике чистоты. «Что такое моя тема? Это тема актёра, тема его чувств, вернее, лабиринта чувств, через который по тем или иным причинам далеко не каждый может пройти». Как завершение этой темы в 1998 году Борис выпустил третий спектакль «Королевство любви», некоторые номера, из которого уже стали хитами российской эстрады. «Моя семья — это публика, это мои друзья. И мне этого достаточно «,- говорит Моисеев. И публика отвечает ему взаимностью.

Но это далеко не всё, чем знаменит в России Борис Моисеев. Он работал в качестве модели у известных российских кутюрье. Снялся в художественных фильмах «Пришла и говорю», «Сезон чудес», «Поле непосеянной ржи». Сыграл главную роль — роль Риголетто в фильме «Месть шута». А сейчас известный российский журналист, автор сценария и режиссер-постановщик нашумевшего на весь мир фильма «Чистилище» Александр Невзоров пригласил Бориса на главную роль в своем новом фильме «Третье пришествие». Моисеев пишет о себе книгу и сразу киносценарий по ней. Обращаясь к публике накануне своих спектаклей, Борис говорит: «Слабонервным людям, играющим в пуританство, приходить на них не стоит. А вот людей с открытым умом и сердцем я приглашаю увидеть лучшие шоу российской эстрады. Я хочу, чтобы мы вместе сыграли их». И публика с благодарностью принимает его приглашение.

А в 2006 году Борис Моисеев был удостоен почётного звания “Заслуженный артист” Российской Федерации.

У Моисеева есть свой зритель. Он собирался много лет. И критерии этого отбора были достаточно строгими. «Если человек не может взлететь со мной на воздушном шаре и пронестись через облака, значит, мне с ним не по пути».

А свою роль в этом мире Борис определяет так: «Я чувствую себя пылинкой среди огромного вакуума. Я таким способом борюсь за планету. Я призываю всех вылезти из своих футляров и сказать окружающим: «С добрым утром!».

Борис Немцов, биография, новости, фото

Борис Цацулин - полная биография

Имя: Борис Немцов (Boris Nemtsov)

Отчество: Ефимович

День рождения: 9 октября 1959

Место рождения: г. Сочи

Дата смерти: 27 февраля 2015 (55 лет)

Причина смерти: узнать убийство

Место погребения: узнать Москва, Троекуровское кладбище

Рост: 195 см

Восточный гороскоп: Кабан

Фото: Борис Немцов

  • Борис Цацулин - полная биография
  • Борис Цацулин - полная биография
  • Борис Цацулин - полная биография
  • Борис Цацулин - полная биография
  • Борис Цацулин - полная биография

Биография Бориса Немцова

Детство Бориса Немцова

Начало карьеры Бориса Немцова

Вскоре молодой учёный стал настолько популярным, что в 1989 году был выдвинут кандидатом в депутаты СССР. Далее его карьера шла стремительно. В 1990 он стал депутатом РСФСР по Горьковскому округу.

Путч, который произошёл в августе 1991 года, сыграл в политической судьбе Немцова важную роль. Он в те дни совершенно случайно оказался в столице, проводя там со своей семьёй отпуск. Немцов не мог остаться в стороне и принял участие в обороне Белого дома, поддержав Бориса Ельцина, который потом этого не забыл.

Взлёт карьеры: Немцов — губернатор

Хорошие личные отношения с Борисом Николаевичем помогли Немцову сделать быструю карьеру — он стал доверенным лицом президента в Нижегородской области, ещё через несколько месяцев он уже возглавил областную администрацию, затем губернатором, а почти через два года ещё и парламентарием. В Совете Федерации он был представителем Нижегородской области. Политик пользовался доверием и популярностью в своей области, благодаря чему повторно выиграл губернаторские выборы. Это было в 1995 году.

Однако в его карьере были и эксцессы. Так, в прямом эфире с Владимиром Жириновским политики после жарких споров начали обливать друг друга соком, бросаться стаканами. После этого происшествия популярность Немцова только возросла. Пресса именовала политика одним из самых самостоятельных и независимых региональных руководителей.

Работа Бориса Немцова в Москве

Губернаторский пост он покинул в 1997 году, став первым вице-премьером Федерального правительства. В его обязанности входило курирование ЖКХ, социального блока и строительства, он контролировал антимонопольную политику и естественные монополии.

С апреля по ноябрь 1997 года Немцов одновременно занимал также должность министра топлива и промышленности, став самым молодым министром в правительстве. Многим до сих пор помнится разрекламированная инициатива пересадить всех чиновников в отечественные «Волги», которая так и не дала никаких результатов.

Уход Бориса Немцова из правительства

Борис Немцов: последние годы жизни

Для участия в выборах президента России в 2008 году СПС выдвинул кандидатуру Бориса Ефимовича, но его рейтинг был менее одного процента. Немцов ещё до начала компании снял свою кандидатуру. В том же году политик объявил о прекращении своего членства в СПС.

Осенью 2008 года СПС был распущен, в то же время была организована новая партия «Правое дело». Немцов был против роспуска СПС, в «Правом деле» он участвовать не захотел. Вместо этого он стал одним из создателей оппозиционного демократического движения «Солидарность».

В 2009 году политик выдвинул свою кандидатуру на пост мэра города Сочи. Многие посчитали это пиар-акцией. На выборах Немцов занял второе место, набрав немногим менее четырнадцати процентов.

В 2012 году Борис Немцов стал сопредседателем политической партии «Республиканская партия России — Партия народной свободы» (РПР-ПАРНАС). От этой партии выдвинул свою кандидатуру на выборах в Ярославскую областную думу 8 сентября 2013 года и был избран депутатом.

Личная жизнь Бориса Немцова

Смерть Бориса Немцова

В ночь с 27 на 28 февраля 2015 года Борис Немцов был застрелен в Москве, возле Васильевского спуска. Неизвестные киллеры четыре раза выстрелили в спину политика. Он скончался на месте от полученных ранений. Ему было 55 лет.

В момент смерти Немцов прогуливался вместе со своей подругой, моделью Анной Дурицкой. Девушка в результате никак не пострадала. По «горячим следам» преступников задержать не удалось.

Борис Харитонов

Борис Цацулин - полная биография

Борис Цацулин - полная биография

фотографии >>

Борис Цацулин - полная биография

Борис Цацулин - полная биография

Борис Цацулин - полная биография

Борис Цацулин - полная биография

биография

Харитонов Борис Степанович

Родился 6 сентября 1934 года в с. Ладан Черниговской области.

Окончил Киевский государственный институт театрального искусства им. И.Карпенко-Карого.

Был актёром эстрады.
В 1965 году — актёр Киевского ТЮЗа.
Работал в Киевском театре «Золотые ворота».

Был телеведущим «Дедушкой Харитоном» «Вечерней сказки» на Украинском телевидении.

Заслуженный артист Украины (1998).

Ушёл из жизни 28 июля 2018 года.
Похоронен на кладбище Софиевской Борщаговки в Киеве.

Борис Фирсов

Борис Цацулин - полная биография

Директор по стратегическому развитию, старший партнер агентства «Михайлов и партнеры. Управление стратегическими коммуникациями»

Родился 4 октября 1967 года. В 1992 году окончил экономический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова по специальности «Экономист, преподаватель политэкономии». До 1994 года стажировался в Стэндфордском университете США по специализации «Теория общественного выбора».

В сферу коммуникаций пришел в 1994 г. В 1996–97 гг. занимал пост генерального директора агентства «Фабрика ПР», с 1997 года по настоящее время работает в агентстве «Михайлов и партнеры. Управление стратегическими коммуникациями». Отвечает за формирование стратегии развития агентства, планирование стратегических направлений развития компании, включая связи с инвесторами, консалтинг и комплексное управление стратегическими коммуникациями. Занимается установлением и расширением контактов со стратегическими партнерами агентства.

Борис Фирсов осуществляет стратегическое управление финансовыми и инвестиционными проектами, проектами в области тяжелой промышленности (металлургия, машиностроение), а также химической, нефтяной и лесной промышленности. Оказывает консультационные услуги государственным структурам России и Казахстана, крупным российским и международным корпорациям, инвестиционным банкам и организациям, работающим в области консалтинга.

Борис Фирсов обладает значительным опытом по таким направлениям, как организация и проведение информационных PR-кампаний, подготовка мероприятий для прессы, взаимодействие с российскими и иностранными СМИ, а также разрешение кризисных ситуаций в интересах клиента.

Имеет аттестат ФКЦБ России на право работы на рынке ценных бумаг и лицензию Центрального банка РФ на право руководства финансовыми учреждениями. За время работы в агентстве накоплен опыт управления свыше 100 проектами в области коммуникаций с суммарным объемом более 30 млн долларов США.

Является неоднократным лауреатом национальных премий в области связей с общественностью за проекты, реализованные в области финансовых и корпоративных коммуникаций.

Депутаты городского хурала представителей

Борис Цацулин - полная биография

Элемент не найден!

Борис Цацулин - полная биографияЛопсан Аяс Леонидович — заместитель Главы-Председателя Хурала представителей г.Кызыла

Борис Цацулин - полная биография

© 2020 «Сайт органов местного самоуправления города Кызыла»

Электронное сетевое издание «Сайт органов местного самоуправления города Кызыла» основано 25 мая 2018 года.

Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. (Роскомнадзор). Регистрационный номер: серия Эл №ФС77-72934 от 25 мая 2018 года.

Учредитель: Мэрия города Кызыла. Адрес: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Ленина, д.32,

главный редактор Монгуш Аяна Оолаковна,

телефон редакции +7(39422)2-24-44, email редакции : kyzyl _ press @ mail . ru

Адрес редакции: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Ленина, д.32

Возрастная классификация информационной продукции — «12+»

Борис Цацулин — полная биография

Борис Цацулин - полная биография

Дюков Семен Анатольевич, известный как звезда русского шансона Семен Канада, родился в 1954 году, 26 января. Он с самого детства занимался музыкой. Позже работал с некоторыми российскими певцами, был участником музыкальных групп. Проявил себя как певец и композитор. Но себя в шансоне нашел не с самого начала своего творческого пути.

Только в 1997 году Семен Анатольевич решился своим сольным проектом под псевдонимом Семен Канада. Это произошло после того, как Семен работал директором Владимира Преснякова-младшего, а также был художественным руководителем проекта «Провинция». В этот момент Канада работал в театре Аллы Борисовны Пугачевой.

До настоящего времени Семен Канада выпустил уже три&nbsp&nbsp&nbsp&nbspстудийных альбома: “От тебя я ухожу” (Пьяница), “Родная жена”, “Позови меня в гости”. Кроме того, снял семь видеоклипов на свои песни с участием знаменитых русских актеров. Это такие песни как «Шарманщик», “Родная жена”, “Дом у дороги”, “Гоп стоп Канада”.

Практически по всей России и странам СНГ Канада успешно представил концертную программу «Родная жена». Семен пригласил участвовать в своей программе оркестр Олега Лундстрема и большую струнную группу. Песня «Родная жена» пришлась по душе слушателю так, что уже начинает конкурировать с вальсом Мендельсона. На сегодняшний день Канада создал новую концертную программу «Позови меня в гости». И привлек к работе музыкантов и певицу Ульяну Каракоз.

Семен Канада очень одаренный артист, музыкант, композитор, певец. За свою творческую карьеру стал лауреатом&nbsp&nbsp&nbsp&nbspнациональной российской премии “Овация” премии “Шансон года”. Также его наградили орденом Ломоносова за заслуги и большой личный вклад в развитие отечественной культуры и искусства. Также Семен Анатольевич активно занимается благотворительностью.

Борис Цацулин — полная биография

Воплощением новой системы взглядов в драматургии стал «Борис Годунов», написанный в 1824-1825 годах. С пристальным вниманием Пушкин изучает «Историю государства Российского» Н. М. Карамзина, высоко ценит этот труд. Своего «Бориса Годунова» «с благоговением и благодарностью» посвящает Карамзину, однако его философскую концепцию Пушкин отвергает. Объективное исследование убеждает его, что история государства не есть история его правителей, но — история «судьбы народной».

Стройная система идейно-художественных взглядов помогла Пушкину создать трагедию «Борис Годунов», которая по праву может считаться образцом народной драмы в духе Шекспира.

Взяв за основу фактологический материал из «Истории государства Российского», Пушкин переосмыслил его в соответствии со своей философской концепцией и вместо монархической концепции Карамзина, утверждавшего единство самодержца и народа, раскрыл непримиримый конфликт самодержавной власти и народа. Временные успехи и победы самодержцев обусловлены поддержкой народных масс. Крушение самодержцев происходит в результате потери доверия народа.

Отвергая каноны классицизма, Пушкин свободно переносит место действия из Москвы в Краков, из царских палат на Девичье поле, из Самборского замка Мнишека в корчму на литовской границе. Время действия в «Борисе Годунове» охватывает более шести лет. Классицистское единство действия, сосредоточенного вокруг главного героя драмы, Пушкин заменяет единством действия в более широком и глубоком смысле: 23 эпизода, из которых состоит трагедия, расположены в соответствии с задачей раскрытия судьбы народной, определяющей собой и судьбы отдельных героев.

Следуя Шекспиру «в вольном и свободном изображении характеров», Пушкин в «Борисе Годунове» создал множество образов. Каждый из них обрисован ярко, четко, сочно. Несколькими штрихами Пушкин создает острый характер и сообщает ему объемность и глубину.

В сюжетной линии «Бориса Годунова» явственно прочерчивается нравственная проблема: ответственность Бориса за убийство царевича Димитрия. В своем стремлении к узурпации царского престола Борис Годунов не останавливается перед убийством законного наследника. Но было бы ошибкой считать, что этическая проблема составляет идейный пафос трагедии. Нравственной стороне событий Пушкин придает социальный смысл.

«Димитрия воскреснувшего имя» становится знаменем движения широких народных масс против «царя-Ирода», отнявшего у крепостных крестьян Юрьев день — единственный в году день свободы. Нравственная вина Годунова лишь повод для обращения против него народной ярости. И хотя вера в «хорошего царя», свойственная крестьянской идеологии XVII-XVIII веков, выражена в трагедии в народном культе убиенного младенца Димитрия, она не затемняет социальный смысл борьбы народа с самодержавно-крепостническим гнетом. Народ, оплакивающий царевича-мученика, не хочет приветствовать нового царя.

Так беспристрастное исследование событий сообщает «Борису Годунову» значение социально-исторической трагедии. Социальная ее направленность акцентируется уже в первой сцене: Пушкин подчеркивает политическую цель Бориса в убийстве царевича Димитрия.

Интересно подготавливается раскрытие взаимоотношений Бориса с народом. Из диалога Шуйского и Воротынского мы узнаем, что «вслед за патриархом к монастырю пошел и весь народ». Значит, народ доверяет Борису Годунову, если просит его принять царский венец? Но уже следующая коротенькая сцена на Красной площади заставляет сомневаться в народном доверии. Не по зову сердца, а по велению думного дьячка стекается народ к Новодевичьему монастырю. А сцена на Девичьем поле и народный «плач», возникающий по указанию боярства, окончательно развенчивают хитросплетения правящих слоев общества, стремящихся придать самодержавию видимость всенародной власти.

Избрание Бориса царем — завязка конфликта. Введение в действие Самозванца обостряет конфликт между царем и народом. Сюжетная линия раскрывает борьбу Самозванца и Бориса, но внутренней пружиной всех событий остается конфликт самодержавной власти и угнетенных народных масс.В течение последующих тринадцати эпизодов народ не выходит на сцену, но его присутствие постоянно ощущается. Его симпатии к Димитрию-царевичу тревожат царя и боярство, питают удаль Самозванца. С «мнением народным» сверяют свои поступки борющиеся стороны. Да и победу Самозванца Пушкин представляет как социально обусловленную. У него малочисленное войско — 15 тысяч против 50 тысяч царских, он плохой полководец, он легкомыслен (из-за Марины Мнишек на месяц задержал поход), но царские войска бегут при имени царевича Димитрия, города и крепости сдаются ему. И даже временная победа Бориса не может ничего изменить, пока на стороне Самозванца «мнение народное». Борис понимает это:

Пушкин не обрывает драматическое повествование на сцен смерти царя Бориса, подчеркивая тем самым, что не царь, а народ является подлинным героем произведения. Не приемлет народ бессмысленной жестокости, которую несет самодержавие, а не только персонально Борис Годунов. Увидев, что и сторонники новоявленного государя начинают свою деятельность с преступления, народ отказывает в поддержке и Лжедимитрию.

Трагедия началась политическим убийством безвинного царевича Димитрия и закончилась бессмысленным убийством Марии и Федора Годуновых. Самодержавие и насилие идут рука об руку. «Народ безмолвствует» — таков его приговор общественной системе.

Пушкин создал в трагедии собирательный образ народа. Действующих лиц из народа Пушкин называет «Один», «Другой»,»Третий»; к ним примыкает и баба с ребенком, и Юродивый. Их короткие реплики создают яркие индивидуальные образы. И каждый из них отмечает грань единого образа народа. Создавая этот обобщенный образ, Пушкин и здесь следует законам драмы Шекспировой. Он показывает на протяжении трагедии эволюцию образа народа. Если в первой сцене это безразличная к борьбе за власть, лишь исподтишка иронизирующая толпа, то на площади перед собором в Москве в отрывочных фразах звучит настороженность народа, угнетаемого и притесняемого царской властью. И крик Юродивого: «Нет, нет! Нельзя молиться за царя-Ирода!» — звучит призывом к бунту. Народ мятежный, охваченный страстью разрушения, показывает нам Пушкин в сцене у Лобного места. Мудрым, справедливым и непреклонным судьей истории предстает народ в финале трагедии.

Мощью философского обобщения отличается многогранный, противоречивый, воистину шекспировский образ царя Бориса. Уже в первой сцене автор устами разных действующих лиц дает характеристику Годунову, как бы предупреждая нас о сложности его личности: «Зять палача и сам в душе палач», «А он сумел и страхом и любовью, и славою народ очаровать».

В первом монологе Бориса в кремлевских палатах, перед патриархом и боярами смиренная кротость и мудрая покорность обрываются интонацией приказа. И уж совсем русская удаль и размах в последних строках:

Глубокая, сильная душа Бориса раскрывается в монологе «Достиг я высшей власти. «. Философом предстает Борис, размышляющий о превратностях судьбы; ему доступно понимание непреходящих ценностей жизни:

Борис Цацулин — полная биография

Борис Цацулин - полная биография

Заслуженный мастер спорта СССР, заслуженный тренер РСФСР, двукратный олимпийский чемпион, шестикратный чемпион мира и Европы, трехкратный чемпион СССР, чемпион Финляндии, член Зала славы, международной федерации хоккея, член Зала славы отечественного хоккея, член Клуба Всеволода Боброва, вице-президент Федерации хоккея России

Родился 11 февраля 1938 года в Москве. Отец — Майоров Александр Михайлович (1896–1962), работал главным бухгалтером в Министерстве финансов РСФСР. Мать — Майорова Прасковья Ефимовна (1899–1992), домохозяйка. Брат-близнец — Майоров Евгений Александрович (1938–1997), олимпийский чемпион, спортивный радио- и телекомментатор. Супруга — Перковская Галина Евгеньевна (1933 г. рожд.), редактор издательства «Высшая школа». Дочь — Майорова Юлия Борисовна (1969 г. рожд.), хирург, кандидат медицинских наук.

В журнале «Смена» № 14 за 1956 год, вошедший в историю с появлением в нашей стране первых своих чемпионов зимних Олимпийских игр, в том числе по хоккею, в небольшой заметке «Футболисты с Большой Оленьей» рассказывалось о молодых спартаковцах, братьях-близнецах Борисе и Евгении Майоровых. «Первый гол был забит в окно гражданки Селивановой, — поведала автор заметки А. Коваленко. — Восторженных аплодисментов это не вызвало». Трудно сказать, долго ли продолжались бы «удары по стеклу», если бы однажды Боря и Женя не обратили внимания на объявление, в котором сообщалось, что в Сокольническом районе будут проводиться соревнования дворовых футбольных команд. В тот же день общее собрание юных футболистов, проходившее за сараями, постановило: идти на стадион «Спартак», что находится тут же, в Сокольниках, и подать заявку. С того момента и начался путь братьев Майоровых к спортивным вершинам. Только достигли они их в другой дисциплине — хоккее.

Еще весной 1954 года, после триумфа хоккейной сборной СССР на дебютном для нее чемпионате мира, Борис свой выбор сделал уверенно. «Восхищен успехом Всеволода Боброва и его товарищей, — записал он тогда в дневнике. — Я окончательно выбираю хоккей и признаюсь себе в почти несбыточной мечте: вот бы поиграть хоть раз в такой команде!»

Мечта сбылась, да еще как! Борис не просто поиграл в сборной, а стал самым успешным в истории хоккея капитаном. В этом качестве он пять раз завоевывал звание чемпиона мира и дважды выигрывал олимпийское «золото». До сих пор оба эти достижения вместе никто не превзошел, первое из них повторил только Борис Михайлов, а второе — только Вячеслав Фетисов.

Бориса приняли в спартаковскую команду мастеров раньше, чем брата. Тот продолжал выступать в молодежной команде, а он уже ездил со взрослыми на «настоящие» игры «настоящего» же чемпионата страны. В ту пору вопрос о партнерах волновал его меньше всего. Он радовался, когда удавалось сыграть хотя бы полматча на чьем угодно месте. Обычно его выпускали по очереди со сверстником Владимиром Мальцевым, пришедшим в команду чуть раньше Майорова. Фамилия Мальцева была внесена в протокол. Майоров же в списках не значился, и его пробовали в составе под другой фамилией. Поэтому его первый гол не был зафиксирован официально. На выходы на лед «нелегального» игрока внимания тогда абсолютно не обращали. Тем более что никто и не знал Бориса в лицо. И вдруг он забрасывает шайбу. Надо по радио объявлять фамилию игрока, сделавшего это. Но если истина получит огласку, то «Спартаку», согласно правилам, запишут поражение. Тренер красно-белых Анатолий Сеглин мигом очутился у судейского столика, что-то быстро объяснил там, и спустя несколько секунд по радио катка в Сокольниках объявили: «Шайбу в ворота московского «Буревестника» забросил Александр Корнеев». Борис остро переживал прискорбный для себя факт, что остался в безвестности.

Дебютным чемпионатом мира и Европы (эти титулы разыгрывались тогда в одном турнире) для знаменитой спартаковской тройки стал швейцарский, проходивший в 1961 году. Братьям Майоровым тогда было по 23 года, Вячеславу Старшинову — и вовсе 20 лет. А играли новички так, будто не первым для них был этот чемпионат, а по меньшей мере пятым. Они забросили три шайбы из шести (6:2) шведам, трижды отличились во встрече с чехословацкой командой, ставшей чемпионом Европы (4:6). Борис Майоров тогда по системе «гол+пас» стал самым результативным игроком чемпионата, набрав 17 очков (7+10), и вошел в символическую сборную турнира.

На вопрос, что он считает основным в своей спортивной жизни, Борис однажды ответил: «Любовь к хоккею». Ему всегда хотелось играть, играть как можно больше. Вот эта жажда и помогла ему стать большим мастером. Временами самоотверженность Бориса не знала границ.

В любой игре, особенно против грозных соперников, он отдавал все умение, всю энергию без остатка. Он принимал вызов любого мощного защитника, никого не боялся и лихо вступал в силовое единоборство. Но если «Спартаку» или сборной СССР становилось трудно, ее многолетний капитан и в той, и в другой команде с не меньшей самоотверженностью действовал в обороне: ловко принимал шайбу на грудь, четко применял силовые приемы. В игре любил получить шайбу на ход от защитника и, быстро разыграв ее с партнерами в средней зоне, атаковать соперника на вихревой скорости. И все это делал не только страстно, но и удивительно красиво, что не могло не импонировать зрителю. Защитники лучших команд мира всегда знали, что если шайба попадает к Борису Майорову, то над их воротами нависает опасность. Быстрота и маневренность, резкий старт и высокая скорость позволяли ему делать точные и неожиданные передачи партнерам. Но случалось, что он лишь имитировал передачи. И когда, казалось, вратарь и защитники соперников уже раскусили маневр спартаковца, он без всякой подготовки, без замаха, каким-то неуловимым движением кисти посылал шайбу в сетку.

Борис Майоров по праву считался мозгом первой тройки «Спартака», в полном составе выступавшей на трех чемпионатах мира и Европы, включая турнир 1964 года, который одновременно был олимпийским. А потом чуть ли не каждый год у Бориса и Старшинова был новый партнер. Они ворчали на очередного новичка — и так бывало. Но и поддерживали нового партнера, понимая, что и ему тоже не сладко, оказавшись в знаменитой тройке. Именно благодаря Борису, заводиле звена, тройка сохраняла много лет свой почерк — у ворот самых грозных команд кружилась знаменитая спартаковская «карусель». Она прекратилась, когда в 1969 году Борис покинул лед. Хотя Старшинов еще трижды получал звание чемпиона мира, но уже ничто не напоминало игру звена, в котором выступал Борис Майоров. В чемпионатах СССР спартаковский капитан провел 400 матчей, забросив 255 шайб. А на чемпионатах мира и Европы, на Олимпийских играх на счету Бориса Майорова — 30 шайб, заброшенных в 50 встречах.

Братья Майоровы и Вячеслав Старшинов были на хоккейной площадке бойцами до мозга костей, и это им порой дорого обходилось. Соперники умели «завести» отчаянных спартаковских парней до такой степени, что судьи вынуждены были удалять Бориса и его партнеров, а их «обидчики», самые настоящие провокаторы, при этом хихикали, довольные своей хитростью. Некоторые арбитры, выходя на лед, заранее готовились наказывать первую тройку нападающих «Спартака», считая их грубиянами. Хоккей Борис Майоров любил до самозабвенья. Никогда не сидел на скамейке спокойно, постоянно рвался в горнило борьбы. А когда его выпускали на лед, не выходил — вылетал, как на крыльях. Был азартен и самолюбив, уступать не хотел никому и ни в чем. В том числе и арбитрам, хотя удаляли они Бориса не так уж и часто. Но, кажется, ни разу в жизни он с их решениями не согласился.

В 1970-х годах ему предложили сняться в фильме «Тайна железной двери». И он, не раздумывая, согласился. Показательно, что в современной киносказке Майоров сыграл. себя самого! Ведь его лицо в те годы знала вся страна, а для любого мальчишки встреча с ним на улице была самым настоящим чудом. В своем эпизоде Майоров наблюдает, как мальчишки летом на асфальте гоняют шайбу. И перехватывает кулак хулигана, собиравшегося «навалять» своим младшим соперникам. А затем приглашает одного из мальчишек сыграть. со сборной СССР!

Окончив Московский авиационно-технологический институт, Борис Майоров по рекомендации профессора Николая Полякова стал аспирантом, принялся за диссертацию. Но потом все эти благие намерения пошли прахом, и он вернулся в хоккей. Кем только не был Борис Александрович в отечественном хоккее: и тренером «Спартака» (при нем родная команда дважды выиграла Кубок СССР, по разу была вторым и третьим призером чемпионата страны), и одним из тренеров юношеской сборной СССР, и вместе с Робертом Черенковым помогал Виктору Тихонову на первом розыгрыше Кубка Канады, наконец, возглавлял Управление хоккея Спорткомитета СССР.

Исчезнув на 5 лет с нашего хоккейного горизонта, Борис Майоров возник вновь в Москве на должности, которой прежде никогда у нас не было, — генерального менеджера сборной команды страны.

А исчезал Борис Майоров по той причине, что работал в Финляндии. С начала ноября 1990 года по май 1993 года возглавлял клуб «Йокерит» (Хельсинки). Весной 1992 года на центральной площади города соберется огромная ликующая толпа — «Йокерит» впервые в своей истории станет чемпионом страны. Финские игроки пронесут русского тренера через весь стадион и по местному обычаю искупают под душем прямо в костюме и галстуке. В числе тех, кто поднимал тогда Майорова на руки, — будущая звезда НХЛ Теему Селянне. Форвард отправится за океан за своими многомиллионными контрактами после двух сезонов, проведенных в команде Бориса Майорова, который затем переехал в Тампере, чтобы перевести местную команду «Таппара» с 11-го места на 4-е.

Еще до возвращения в Москву Борис Александрович решил «завязать» с тренерской деятельностью, объясняя это усталостью. По его словам, 9 лет тренерской работы — слишком большой срок, а «после 4–5 лет работы любому тренеру не мешает сделать перерыв, чтобы осмотреться, оценить себя да и происходящее в хоккее со стороны, а потом можно и вернуться». После этого Майоров и стал генеральным менеджером сборной России. Потом работал президентом городского хоккейного клуба «Спартак», далее занял пост вице-президента Федерации хоккея России.

Теперь он с удовольствием занимает место у микрофона: он — телекомментатор на НТВ+. Первое приглашение туда поступило еще когда там работал его брат-близнец Евгений Майоров, один из ведущих телекомментаторов страны на протяжении многих лет. Тот уже плохо себя чувствовал, и ему требовался помощник. Возможно, руководство канала посчитало: его брат — самый лучший вариант. Борис Александрович думал иначе и решился сесть в кресло комментатора только когда Евгения Александровича не стало. Майорова называют единственным на нашем телевидении хоккейным комментатором-аналитиком. Об успехах Бориса Александровича на этом поприще говорит хотя бы факт признания его лучшим среди теле- и радиокомментаторов страны, освещающих хоккей, с вручением ему специального приза ФХР «Золотой микрофон» по итогам сезона 2002/03 года.

«Я всю жизнь играл и тренировал, — объясняет Борис Майоров. — Понимаю, что происходит, вижу ситуацию как бы изнутри. Там, где комментатор, никогда сам не игравший, вынужден отделываться общими фразами, могу говорить о конкретных вещах. Очень люблю комментировать со стадиона. Мне кажется, когда нахожусь там, удается донести до зрителя ту обстановку, которая царит на льду и вокруг него. Работая из студии, «под картинку», похожего эффекта добиться куда сложнее. Когда вижу игру сегодняшних хоккеистов, у меня никогда не возникает желания сказать, что в данной ситуации я бы поступил по-другому. Не делаю этого не только в телевизионном репортаже, но и мысленно не ссылаюсь на собственный опыт. Во-первых, сам я играл достаточно давно, мнение тренера — вещь тоже достаточно субъективная. Я как комментатор оцениваю действия игроков с точки зрения того, что происходит в данный момент на поле. Хотя признаюсь, иногда бывает, что произнесешь: «Эх, лучше было бы сыграть так-то». Но это взгляд не игрока 1960-х годов Бориса Майорова, а бывшего тренера с 15-летним стажем. Надеюсь, что в моих комментариях телезрители никогда не услышат навязывания моего личного мнения, собственной заинтересованности. Только объективная оценка происходящего на площадке!»

Репортажи — стихия Майорова. Микрофон — прекрасная возможность поделиться с людьми своей точкой зрения. Правда, иногда в ответ приходится сталкиваться и с глупостью, и с откровенным хамством. Это бывает, когда зрители общаются с ведущим в прямом эфире по телефону. Одни пытаются петь пьяные песни. Другие обвиняют в ненависти к одной команде и пристрастной любви к другой. Третьи умудряются прямо в эфире разразиться трехэтажной бранью. Но это так — издержки производства. А производство Майорову по душе.

Долгие годы патриарх общества «Спартак», едва ли не до ста лет работавший начальником футбольной команды красно-белых, Николай Старостин, встречаясь с Борисом Майоровым, уже ставшим известным во всем мире хоккеистом, всякий раз со вздохом говорил ему: «Обидно мне на тебя смотреть, на пропащего человека. А ведь каким футболистом мог стать!» Всего два раза сыграл Борис Майоров за основной состав футбольной команды «Спартак» — 19 и 24 июня 1961 года против «Пахтакора» и «Кайрата». После этого тот же Старостин и Никита Симонян, старший тренер спартаковцев, получили нагоняй от спортивных руководителей страны за то, что Борис играет в футбол. Это, мол, может отвлечь от основного для него вида спорта, отрицательно сказаться на выступлениях на хоккейных площадках — незадолго до того он как раз дебютировал на чемпионате мира. Но Борис Майоров еще долго продолжал играть и в футбол — за первую команду «Спартака» в чемпионате Москвы и за дублирующий состав команды мастеров красно-белых в первенстве СССР.

Именно из-за Бориса Майорова возник клич «Шай-бу! Шай-бу!», который знают ныне на всех стадионах мира. Едва мяч попадал к Майорову, спартаковские болельщики начинали подбадривать этим кличем хоккеиста, вышедшего на футбольное поле.

У Майорова есть странная черта — он часто оказывается в оппозиции. Какой бы ни была причина: назначение тренера олимпийской или национальной сборной, сокращение или, наоборот, расширение суперлиги, введение новых правил в судействе, — не согласен будет именно он. Причем без разницы, с кем ему приходится спорить — с большинством ли, со всевозможными президентами, с международным хоккейным сообществом. Так повелось с давних пор. Например, будучи игроком сборной СССР, Майоров оказался одним из немногих, кто однажды не подчинился самому Анатолию Тарасову и не стал прыгать в воду с вышки. И тот ничего не мог с ним поделать. С таким характером, как у Майорова, сделать карьеру, наверное, трудно. Его счастье, что он человек талантливый и может проявить себя в разных областях и на разных должностях. Если здесь что не так, уйдет куда-то еще. И будет востребован.

Борис Александрович давно прикипел душой к рыбалке. Попробовал сидеть на берегу с удочкой — скучища! Ну разве в характере капитана хоккейной сборной часами следить за поплавком, если полжизни привык добиваться результата в считанные секунды? После этого в доме Майоровых появился первый спиннинг. С этим оружием поначалу тоже не ладилось. В азарте новоявленный рыбак порой перебрасывал спиннинг через залив возле дачи. Приходилось идти огибать залив, чтобы отцеплять крючок от кустов на другом берегу. Но потом дело пошло. Основной добычей стали щуки и окуни. Как-то раз ему удалось выудить метровую щуку! А однажды он вытянул на берег сома в половину своего роста. Успокоить Майорова, когда он «на взводе», можно одним-единственным вопросом: «А когда вы последний раз кидали блесну?»

Б.А. Майоров — заслуженный мастер спорта СССР, заслуженный тренер РСФСР, олимпийский чемпион (1964, 1968), чемпион мира и Европы (1963–1968), серебряный призер чемпионата Европы (1961), бронзовый призер чемпионата мира (1961), чемпион СССР (1962, 1967, 1969), серебряный (1965, 1966, 1968) и бронзовый (1963, 1964) призер чемпионата СССР, финалист Кубка СССР (1967).

Пять раз в качестве капитана принимал Кубки чемпионов мира и Европы — абсолютный рекорд. На чемпионатах мира и Олимпийских играх сыграл 50 матчей, забросил 30 шайб. Признан лучшим нападающим чемпионата мира и Европы (1964). Входил в число пяти (1959, 1962) и шести (1964) лучших хоккеистов СССР. В чемпионатах СССР сыграл 400 матчей, забросил 255 шайб. Член Клуба Всеволода Боброва (329 шайб).

Выступал за ХК «Спартак» (Москва, 1956–1969), многолетний капитан команды. Игрок и капитан (1962–1965, 1967–1968) сборной СССР.

Карьера тренера: играющий старший тренер ХК «Спартак» (Москва, 1967), старший тренер ХК «Спартак» (Москва, 1969–1971, 1985–1989): серебряный (1970) и бронзовый (1986) призер чемпионата СССР, обладатель Кубка СССР (1970, 1971); старший тренер юношеской сборной СССР (1971–1972), старший тренер второй сборной СССР (1972–1973); начальник сборной команды СССР (1976), главный тренер ХК «Йокерит» (Хельсинки, Финляндия, 1974–1976, 1991–1993): чемпион Финляндии (1992); главный тренер ХК «Таппара» (Тампере, Финляндия, 1993–1994).

Начальник управления хоккея Госкомспорта СССР (1979–1983), председатель Федерации хоккея РСФСР (1991), генеральный менеджер сборной России по хоккею (1995–1998), президент хоккейного клуба «Спартак» (Москва, 1999–2003), вице-президент Федерации хоккея России (с 2001 года)

С 1998 года и на протяжении многих лет работал спортивным комментатором на телеканале НТВ+, затем на КХЛ-ТВ. Борис Александрович выступает в качестве эксперта на страницах издания «Советский спорт», активно участвует в спортивной жизни страны, дает профессиональные комментарии в прессе, на радио, телевидении.

Избран в Зал славы Международной федерации хоккея с шайбой (IIHF, 1999), в Зал славы отечественного хоккея (2004). Обладатель приза «Золотой микрофон» для лучших теле- и радиожурналистов, освещающих хоккей (2003).

В 2010 году вошел в тренерский штаб сборной России по хоккею в качестве советника.

Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, Почёта, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, двумя орденами «Знак Почёта», почетным знаком «За заслуги в развитии физической культуры и спорта».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *