Галина Волчек — полная биография

Галина Волчек — полная биография

Галина Волчек — полная биография

Галина Волчек. Актриса, сумевшая создать свой новый «Современник»

Женщина-режиссер — это по определению редкость. Женщина-главный режиссер — это очень большая редкость. Женщина, успешно руководящая известным столичным театром в течение более чем 35 лет, — это чудо.

У этого чуда есть имя, отчество и фамилия — Галина Борисовна Волчек. В нынешнем декабре ей — 75. Переживать из-за этого возраста не нужно, скрывать его бесполезно, им можно только гордиться.

Режиссером стала случайно

Волчек была одной из тех, кто создавал знаменитый московский театр «Современник», из родоначальников, другими словами. Так что все сладостные легенды о золотых годах актерского братства — это легенды и о ней, толстой смешной девочке Гале, дочери известного кинооператора Бориса Волчека. Это она вместе с Олегом Ефремовым, Игорем Квашой, Олегом Табаковым, Лилией Толмачевой и другими создавала, организовывала, начинала… Слава того «Современника» — это в полной мере ее слава.

Начинала Галина Волчек как актриса. Она хорошая, даже очень хорошая актриса. Вспомните взволнованную покупательницу дефицитного «Грюндига» в «Берегись автомобиля» или нахально-беззащитную графоманшу-переводчицу Варвару из «Осеннего марафона». Но это только в кино. А в театре — колоритно-агрессивная Нюрка-хлеборезка («Вечно живые»), роли в «Без креста» и «На дне», более поздние совершенные работы — Марта в «Не боюсь Вирджинии Вульф», Анна Андреевна в «Ревизоре». Волчек никогда не боялась играть теток, женщин не всегда нежных и подчас неухоженных, неприкаянных. А что ей было делать, другие-то претендовали исключительно на роли красавиц. Зато ее «тетки» получались очень колоритными, часто куда более выразительными, чем многочисленные Василисы Прекрасные. Многие ее героини были в чем-то Царевнами-лягушками, если уж говорить о сказках: под грубоватой кожей билось нежное трепетное сердце.

Режиссером Волчек стала случайно. Ходила по театру беременная, и Ефремов, взглянув на нее невзначай, сказал: «Ты все равно без дела ходишь. Посиди на репетициях спектакля «Двое на качелях», посмотри». Она посидела, посмотрела, да так, что поставила с Татьяной Лавровой и Михаилом Козаковым очень удачный спектакль-дуэт по пьесе Уильяма Гибсона, который шел потом долгие годы. Один же из следующих ее спектаклей по роману Ивана Гончарова «Обыкновенная история» в инсценировке Виктора Розова с участием Табакова и Козакова был удостоен Государственной премии СССР. С той поры пошло и поехало. И «На дне» горьковское она ставила, и сама с театром в какой-то момент оказалась на этом самом дне.

Легко ли быть «Ефремовым в юбке»

Волчек всегда было непросто. Нелегко ей было расставаться с Евгением Евстигнеевым. Ее первый муж, ее главный мужчина, своеобразный провинциал из Горького, носивший неподражаемые шляпы для прикрытия ранней лысины и отбивавший джаз столовыми приборами, которого она пыталась «окультурить», пригрела в своей интеллигентной московской семье, — и не сложилось. Когда поняла, что Женя изменяет, все закончилось. Даже сын Денис — единственный и любимый (он в дальнейшем стал кинорежиссером, снял «Лимиту», «Маму» и другие известные картины) — не остановил. Кажется, вообще, оно не слишком для нее — личное счастье. Хотя доподлинно это известно, конечно же, только ей самой.

Еще тяжелее Волчек пришлось, когда в 1970 году Олег Ефремов — родитель и лидер «Современника», отец театра — объявил, что уходит главным во МХАТ. И позвал с собой весь цвет «Современника» — влиться в «академию». Театр отказался — не в последнюю очередь потому, что в труппе была Волчек. Пусть не Ефремов. Пусть женщина. Но своя и режиссер. Ей пришлось возглавить «Современник», у которого с уходом Ефремова вроде бы вынули сердце.

В своих интервью Галина Борисовна рассказывает, что, после того как она стала «Ефремовым в юбке», театральные критики развернули против нее травлю в печати. Со стороны не казалось, что это травля, но ее ругали, в ней сомневались — это точно. Ей отказывали в умении быть лидером, строить театр, ставить спектакли. Наверное, ей было виднее, и это действительно была травля. Организовал ли ее сам Ефремов, который, конечно, не мог простить, что его «Современник» не пошел за ним, предпочтя самостоятельность, или Табаков, молодежную студию которого Волчек не приняла в «Современник», не знает она сама. Или делает вид, что не знает, считая, что так правильнее.

Ничуть не легче пришлось ей чуть позднее, когда практически весь цвет театра всетаки постепенно перебрался во МХАТ: и Е. Евстигнеев с М. Козаковым, и П. Щербаков, и А. Вертинская с Т. Лавровой, и В. Сергачев с А. Мягковым, и О. Табаков, и другие. Ей практически пришлось создавать новый театр. Постепенно стало понятно, что это удивительный женский театр, не исключавший, впрочем, и мужчин, но преимущественно женский — в этом его достоинство, в этом его недостатки.

Счастье Галины Волчек, что в этом новом театре правила бал нескрываемо талантливая Марина Неелова. Такие актрисы рождаются редко, это дар Божий. Волчек обожала Неелову, по Москве даже ходила сплетня, что Марина — внебрачная дочь Галины Борисовны, так много Марина играла — лучшие роли, блестящие спектакли. Но Неелова играла не только много, она играла хорошо. И даже очень хорошо. Можно не перечислять роли — в каждой был успех.

Рядом работал Константин Райкин, который тогда еще был просто актером, а не художественным руководителем «Сатирикона». Были опытные друзья-товарищи — Игорь Кваша и Валентин Гафт, были многие другие актеры, но главное — была Марина, Марина-огонь, Марина-озорство, оголенный нерв и трепетная чувственность. Одна из лучших отечественных актрис.

И путь Путина лежал в этот театр

Волчек никогда нельзя было отнести к числу режиссеров-реформаторов, режиссеров-концептуалистов. Она, скорее, актерский режиссер, и она прекрасно знает свои возможности, свои сильные и слабые стороны. Не случаен успех ее спектаклей на гастролях во Франции, в Америке, куда она повезла в свое время не только Чехова, но и военный женский «Эшелон». И успех «Крутого маршрута», этого нового «Женского эшелона», абсолютно не случаен. Волчек знает, что делает, она по-женски умна и прозорлива, она не берет на себя слишком много. Но она всегда знает, чем взять.

Волчек одинаково вдумчиво ставит Бернарда Шоу, Эриха Ремарка и Николая Коляду. Она все время ставит Чехова, причем чаще всего «Трех сестер». Понятно, почему — в этой пьесе столько выигрышных женских ролей для ее молодых актрис.

Галина Волчек выстояла, когда ее мужчины ее покинули. Вот почему именно в ее театре выстроилась удивительная женская шеренга, которая в других театрах и косточек друг от друга не оставила бы: Марина Неелова — Елена ЯковлеваОльга ДроздоваЧулпан Хаматова — Марина Александрова, а теперь еще и Алена Бабенко. И как это Галина Борисовна с ними всеми уживается?

Не случайно именно в ее «Современнике» долго держится язвительный Гафт, который в других театрах оказывался мимолетным гостем. Не случайно именно у Волчек в театре расцвело по-своему уникальное дарование Сергея Гармаша, редкого, по-настоящему хорошего актера, сыгравшего здесь в пьесах Чехова, Достоевского, Володина. Не случайно в «Современнике» так много молодых и талантливых, здесь ставили и ставят в разные годы Валерий Фокин, Римас Туминас и Анджей Вайда.

И в конце концов, именно к Волчек заглянул на «Горе от ума», еще будучи президентом, Владимир Путин, совсем не частый ходок в драматические театры, Путин, посчитавший, что грибоедовский Чацкий в «Современнике» слишком слаб, конечно, с его, Путина, точки зрения.

Галина Волчек безумно колоритна — со своей хрипотцой, вечными шалями и негаснущей сигаретой во рту. Интеллигентная бандерша, невольная атаманша, главная театральная женщина-режиссер не только Москвы и Питера, но, чего уж мелочиться, всего постсоветского пространства.

Первая крымская N 255, 19 ДЕКАБРЯ/25 ДЕКАБРЯ 2008

Галина Волчек

Дата рождения: 19 декабря 1933 ( Галина Волчек - полная биографиястрелец)

Дата смерти: 26 декабря 2019

Место рождения: Москва, Россия

Достижения: Народная артистка СССР (1989).

Галина Волчек родилась 19 декабря 1933 года в Москве в еврейской семье. В 1955 году окончила Школу-студию имени В. И. Немировича-Данченко при МХАТ СССР имени М. Горького (курс А. М. Карева). В 1956 году О. Н. Ефремов и молодые выпускники Школы-студии — Г. Волчек, Л. М. Толмачёва, Е. А. Евстигнеев, И. В. Кваша и О. П. Табаков организовали Студию молодых актёров, которая спустя некоторое время получила название Театр-студия «Современник». С 1972 года — главный режиссёр Театра «Современник», с 1989 года — его художественный руководитель. Первая режиссёрская работа — «Двое на качелях» У. Гибсона (1962) — имела успех. Этот спектакль более 30 лет был в репертуаре театра и пользовался неизменной любовью публики. После постановки пьесы У. Гибсона несколько лет работала как режиссёр вместе с О. Н. Ефремовым («Без креста!» по В. Ф. Тендрякову (1963), «Большевики» М. Ф. Шатрова (1967)).

Галина Волчек родилась 19 декабря 1933 года в Москве в еврейской семье. В 1955 году окончила Школу-студию имени В. И. Немировича-Данченко при МХАТ СССР имени М. Горького (курс А. М. Карева).

В 1956 году О. Н. Ефремов и молодые выпускники Школы-студии — Г. Волчек, Л. М. Толмачёва, Е. А. Евстигнеев, И. В. Кваша и О. П. Табаков организовали Студию молодых актёров, которая спустя некоторое время получила название Театр-студия «Современник».

С 1972 года — главный режиссёр Театра «Современник», с 1989 года — его художественный руководитель.

Первая режиссёрская работа — «Двое на качелях» У. Гибсона (1962) — имела успех. Этот спектакль более 30 лет был в репертуаре театра и пользовался неизменной любовью публики. После постановки пьесы У. Гибсона несколько лет работала как режиссёр вместе с О. Н. Ефремовым («Без креста!» по В. Ф. Тендрякову (1963), «Большевики» М. Ф. Шатрова (1967)). В 1966 году выпустила один из лучших спектаклей — «Обыкновенная история» по роману И. А. Гончарова. За этот спектакль 33-летняя режиссёр получила Государственную премию СССР. Спектакль «Три товарища» по Э. М. Ремарку, премьера которого состоялась в 1999 году, стал настоящим хитом современной российской сцены. Режиссёр более чем тридцати спектаклей. Среди них русская и мировая классика, произведения современных отечественных и зарубежных авторов.

Стала первым советским режиссёром, прорвавшим культурную блокаду между США и СССР. В 1978 году в Хьюстоне, в театре «Аллей», поставила «Эшелон» М. М. Рощина. В 1990 году в Сиэтле в рамках культурной программы Игр доброй воли были показаны два спектакля Г. Волчек: «Три сестры» А. П. Чехова и «Крутой маршрут» по книге Е. С. Гинзбург.

Особое место в гастрольной истории «Современника» занимают гастроли в Нью-Йорке (1996—1997). Впервые после знаменитого тура Московского Художественного театра, который состоялся в 1924 году, русская труппа играла на Бродвее. «Три сестры» и «Вишнёвый сад» А. П. Чехова и «Крутой маршрут» Е. С. Гинзбург были приняты американским зрителем с огромным успехом. Бродвейские гастроли «Современника» были отмечены одной из самых престижных общенациональных наград США в области драматического театра — премией «Драма Деск», которая впервые за многолетнюю историю её существования была присуждена неамериканскому театру, к тому же абсолютным большинством голосов.

Параллельно с творческой деятельностью на театральных подмостках развивалась и её кинокарьера. Снялась во многих фильмах.

Неоднократно приглашалась на постановки в театры Германии, Финляндии, Ирландии, США, Венгрии, Польши и других стран.

Много занималась театральной педагогикой за рубежом. Среди последних приглашений — курс лекций и практических занятий, а также постановка спектакля в Школе искусств Тиша Нью-Йоркского университета (New York University Tish School of the Arts).

В октябре 1995 года была включена в качестве кандидата в общефедеральный список избирательного объединения «Наш дом — Россия». Была депутатом Государственной думы 2-го созыва, являлась членом Комитета по культуре. В 1999 году сложила свои депутатские полномочия.

В 2018 году была доверенным лицом кандидата в мэры Москвы Сергея Собянина.

Галина Волчек — одна из немногих женщин, приглашённых в жюри Высшей лиги КВН. Также она была председателем жюри открытого российского кинофестиваля «Кинотавр-2005».

Семья
Отец — Бер Израилевич Волчек (1905—1974), кинорежиссёр, сценарист и оператор, педагог, профессор, лауреат трёх Сталинских премий, Государственной премии СССР, Заслуженный деятель искусств РСФСР (1958).
Мать — Вера Исааковна Маймина (1908—1989), сценарист, выпускница сценарного факультета ВГИКа.
Первый муж (1955—1964) — Евгений Александрович Евстигнеев (1926—1992), актёр театра и кино, Народный артист СССР (1983).
Сын — Денис Евгеньевич Евстигнеев (род. 1961), кинорежиссёр.
Второй муж (1966—1976) — Марк Юрьевич Абелев (род. 1935), доктор технических наук, профессор МИСИ, лауреат Государственной премии СССР.
Увлечения
Болела за московский футбольный клуб «Спартак».

Болезнь и смерть
В последние годы жизни Галина Волчек страдала хроническим бронхитом, а также практически не могла ходить из-за проблем с позвоночником.

23 декабря 2019 года Волчек была госпитализирована в Боткинскую больницу с бронхитом. Позже ей также был поставлен диагноз: пневмония.

Умерла на 87-м году жизни 26 декабря 2019 года от отёка мозга и лёгких. Гражданская панихида прошла в театре «Современник» 29 декабря в 09:00. На прощание в «Современник» пришли министр культуры РФ Владимир Мединский, вице-премьер РФ Ольга Голодец, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, глава московского департамента культуры Александр Кибовский, спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, председатель комитета Госдумы по культуре Елена Ямпольская, гендиректор Первого канала Константин Эрнст, гендиректор агентства ТАСС Сергей Михайлов, гендиректор киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров, артисты Лия Ахеджакова, Ингеборга Дапкунайте, Сергей Гармаш, Михаил Ефремов, Леонид Ярмольник, Константин Хабенский, Александра Захарова, Александр Олешко, заслуженный тренер СССР Татьяна Тарасова. Также среди тех, кто пришел проститься с Волчек, были вдова первого Президента России Наина Ельцина, худрук Театра Олега Табакова Владимир Машков, худрук Театра сатиры Александр Ширвиндт, директор театра РАМТ Софья Апфельбаум, директор Театра на Таганке Ирина Апексимова, ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий, режиссер Александр Адабашьян, президент Международного союза Клуба веселых и находчивых (КВН) и ведущий одноименной программы Александр Масляков и председатель наблюдательного совета группы компаний Bosco di Ciliegi Михаил Куснирович.

Была похоронена 29 декабря 2019 года на Новодевичьем кладбище.

Волчек Галина Борисовна

Актеры, В, СССР, Россия

Делимся с друзьями .

Волчек Галина Борисовна

Галина Волчек - полная биография

Родилась 19 декабря 1933 года в Москве.

Театральный режиссер, актриса.
Заслуженная артистка РСФСР (1969).
Народная артистка РСФСР (30.05.1979).
Народная артистка СССР (18.08.1989).

Дочь кинооператора Бориса Израилевича Волчека.
По окончании школы-студии МХАТ (1955, курс А. М. Карева) стала одним из основателей (вместе с О.Н. Ефремовым) московского театра-студии «Современник», с 1972 — главный режиссер театра, а с 1989 года — его художественный руководитель.

С молодых лет играла возрастные роли. Актерские работы Волчек — всегда крупные характеры, вырастающие до типа, символа, но не теряющие земной основы.

Волчек является режиссёром более чем тридцати спектаклей. Среди них русская и мировая классика, произведения современных отечественных и зарубежных авторов.
В 1978 году, в разгар «холодной войны», Галина Волчек становится первым советским режиссером, прорвавшим культурную блокаду между США и СССР. Ее приглашают в Хьюстон в театр «Аллей» поставить «Эшелон» М. Рощина. Этот, по тем временам абсолютно беспрецедентный опыт, принес огромный успех не только режиссеру, но и всему русскому психологическому театру.
Неоднократно приглашалась на постановки в театры Германии, Финляндии, Ирландии, США, Венгрии, Польши и других стран. Много занималась театральной педагогикой за рубежом. Среди приглашений — курс лекций и практических занятий, а также постановка спектакля в Нью-Йоркском университете (New York University Tish School of the Arts).

Академик Российской академии кинематографических искусств «НИКА».

В октябре 1995 года была включена в качестве кандидата в общефедеральный список избирательного объединения «Всероссийское общественно-политическое движение «Наш дом — Россия». Была избрана депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ второго созыва, была членом Комитета по культуре (до 1999 года).

Галина Волчек дважды была замужем. От первого брака с Евгением Евстигнеевым у нее родился сын. Сегодня он — известный режиссер кино Денис Евстигнеев («Лимита», «Мама»).
театральные работы
1956 — Нюрка-хлеборезка — «Вечно живые» В. Розова
1957 — Клавдия Васильевна — «В поисках радости» В. Розова
1959 — Нина — «Два цвета» А. Зака и И. Кузнецова
1959 — Зоя — «Пять вечеров» А. Володина
1959 — Мать — «Взломщики тишины» О. Скачкова
1960 — Первая Фрейлина — «Голый король» Е. Шварца
1960 — Мать — «Третье желание» В. Блажека
1961 — Кистякова — «По московскому времени» Л. Зорина
1962 — Актриса — «Старшая сестра» А. Володина
1962 — Петра — «Пятая колонна» Э. Хемингуэя
1963 — Мать — «Назначение» А. Володина
1963 — Грачиха — «Без креста!» по В. Тендрякову
1965 — Продавщица, Гл. Интеллигент — «Всегда в продаже» В. Аксенова
1967 — Мисс Амелия Ивенс — «Баллада о невеселом кабачке» Э. Олби
1967 — Торговка — «Народовольцы» А. Свободина
1967 — Лида Белова — «Традиционный сбор» В. Розова
1972 — Мать Ларисы — «С любимыми не расставайтесь» А. Володина
1972 — Актриса — «Из записок Лопатина» К. Симонова
1983 — Анна Андреевна — «Ревизор» Н.В. Гоголя
1984 — Марта — «Кто боится Вирджинии Вульф» Э. Олби

Постановки:
1962 — «Двое на качелях» Уильяма Гибсона
1964 — «В день свадьбы» Виктора Розова (совместно с Олегом Ефремовым)
1966 — «Обыкновенная история» по И.А. Гончарову, инсценировка Виктора Розова
1967 — «Большевики» М. Шатрова (совместно с Олегом Ефремовым)
1968 — «На дне» Максима Горького
1969 — «Принцесса и дровосек» Маргариты Микаэлян (совместно с Олегом Далем)
1971 — «Свой остров» Раймонда Каугвера
1973 — «Восхождение на Фудзияму» Чингиза Айтматова, Калтая Мухамеджанова
1973 — «Погода на завтра» Михаила Шатрова (постановка осуществлена совместно с Иосифом Райхельгаузом, Валерием Фокиным)
1975 — «Эшелон» Михаила Рощина
1976 — «Вишневый сад» А.П. Чехова
1977 — «Обратная связь» Александра Гельмана
1978 — «НЛО» Владимира Малягина
1980 — «Спешите делать добро» Михаила Рощина
1981 — «Поиск-891» Юлиана Семенова (совместно с Валерием Фокиным, Михаилом Али-Хусейном)
1982 — «Три сестры» А.П. Чехова
1983 — «Современник» рассказывает о себе» (совместно с Галиной Соколовой)
1984 — «Риск» Олега Куваева (постановка осуществлена совместно с Валерием Фокиным)
1986 — «Близнец» Михаила Рощина
1988 — «Плаха» Чингиза Айтматова
1989 — «Звезды на утреннем небе» Александра Галина
1989 — «Крутой маршрут» Евгении Гинзбург, инсценировка Александра Гетмана
1990 — «Мурлин Мурло» Николая Коляды
1991 — «Анфиса» Леонида Андреева
1992 — «Трудные люди» Йосефа Бар-Йосефа
1992 — «Смерть и Дева» Ариэля Дорфмана
1993 — «Титул» Александра Галина
1994 — «Пигмалион» Бернарда Шоу
1996 — «Мы едем, едем, едем. » Николая Коляды
1997 — «Вишневый сад» А.П. Чехова
1999 — «Три товарища» Эриха Марии Ремарка, инсценировка Александра Гетмана
2001 — «Три сестры» А.П. Чехова
2003 — «Анфиса» Леонида Андреева (возобновление)
2007 — «Заяц love story»
2008 — «Три сестры» А.П.Чехова
2009 — «Мурлин Мурло» Н. Коляды
призы и награды
Лауреат Государственной премии СССР (1967) — за спектакль «Обыкновенная история» Розова по И.А. Гончарову (1966).
Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (2008, 17 декабря).
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (2003, 19 декабря).
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (1996, 15 апреля).
Орден Дружбы народов (1993, 17 декабря).
Орден Трудового Красного Знамени (1976).
Орден «За заслуги» III степени (Украина, 2004, 19 апреля).
Премия «Своя колея» (2001).
Две премии «Олимпия» Российской Академии бизнеса и предпринимательства — 2002 и 2003 гг.
Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 2001 года (2002, 30 января).
Международная премия К. С. Станиславского (2002).
Премия имени Георгия Товстоногова «за выдающийся вклад в развитие театрального искусства» (2006).
Премия «Звезда Театрала» (2011).

роли в кино
1996 Двадцать минут с ангелом (фильм-спектакль)
1992 Кто боится Вирджинии Вульф? (фильм-спектакль) :: Марта
1985 Тевье-молочник (фильм-спектакль) :: Голда :: главная роль
1983 Чёрный замок Ольшанский :: эпизод
1983 Уникум :: Эмма Фёдоровна
1979 Осенний марафон :: Варвара
1977 Про Красную Шапочку :: Волчица
1976 Русалочка :: Трактирщица / Ведьма
1976 Просто Саша :: Нина Петровна
1976 Вечно живые (фильм-спектакль) :: Нюра
1975 Маяковский смеется :: мадам Ренесанс / актриса-халтурщица :: главная роль
1975 Волны Чёрного моря :: мадам Стороженко
1974 Домби и сын (фильм-спектакль) :: Скьютон1
1973 Моя судьба :: Ольга Нефёдова
1970 Король Лир :: Регана
1969 Свой :: Зоя Ивановна Мамонова :: главная роль
1967 Первый курьер | Първият куриер (СССР, Болгария) :: тетя Нюся
1966 Театральные встречи БДТ в Москве (фильм-спектакль)
1966 Берегись автомобиля :: покупательница магнитофона
1965 Строится мост :: Римма Борисовна Синайская
1963 Сотрудник ЧК :: жена арестованного спекулянта
1962 Грешный ангел :: Афродита
1958 Шли солдаты. :: медсестра
1958 Васисуалий Лоханкин (короткометражный) :: Варвара
1957 Дон Кихот :: Мариторнес

участие в фильмах
2013 Игорь Кваша. Против течения (документальный)
2013 Игорь Кваша. Личная боль (документальный)
2011 Три жизни Евгения Евстигнеева (документальный)
2011 Елена Яковлева. ИнтерЛеночка (документальный)
2010 Равняется одному Гафту (документальный)
2010 Наталья Селезнёва. С широко раскрытыми глазами (документальный)
2010 Лидия Смирнова. Женщина на все времена (документальный)
2010 «Кумиры» с Валентиной Пимановой (документальный)
2010 Константин Райкин. Театр строгого режима (документальный)
2010 Екатерина III (документальный)
2010 Гафт, который гуляет сам по себе (документальный)
2008 Михаил Козаков. От ненависти до любви (документальный)
2008 Александр Вампилов. Я знаю, я старым не буду. (документальный)
2007 Фильм про фильм (документальный)
2007 Три любви Евгения Евстигнеева (документальный)
2007 Михаил Ульянов. Человек, которому верили (документальный)
2007 Каждый выбирает для себя. (документальный)
2007 Евгений Лебедев. Неистовый лицедей (документальный)
2007 Вечный Олег (документальный)
2007 Большой-большой ребенок. Юрий Богатырев (документальный)
2005 Неизвестный Олег Ефремов (документальный)
2002 Чтобы помнили. (документальный)
2002 Жизнь Дездемоны. Ирина Скобцева (документальный)
1996 Бродвей нашей юности (документальный)
1987 Олег Ефремов. Чтобы был театр | Oleg Efremov. For The Theater To Be. (документальный)

Режиссер
2009 Заяц. Love story (фильм-спектакль)
2008 Крутой маршрут (фильм-спектакль)
2006 Вишнёвый сад (фильм-спектакль)
2003 Три товарища (фильм-спектакль)
1992 Трудные люди (фильм-спектакль)
1992 Анфиса (фильм-спектакль)
1988 Эшелон (фильм-спектакль)
1987 Большевики (фильм-спектакль)
1982 Спешите делать добро (фильм-спектакль)
1976 Вечно живые (фильм-спектакль)
1974 Домби и сын (фильм-спектакль)
1972 На дне (фильм-спектакль)
1971 Свой остров (фильм-спектакль)
1970 Обыкновенная история (фильм-спектакль)

Галина Волчек

Галина Волчек - полная биография

Галина Волчек родилась 19 декабря 1933 года в Москве (Россия), в творческой семье кинооператора и режиссера Бориса Израилевича Волчека и сценариста Веры Исааковны Майминой. С юных лет Галина с восторгом наблюдала за знаменитыми персонами.

Когда началась Великая Отечественная Война, ее семья была эвакуирована вместе со всей студией Мосфильм в Алма-Ату (Казахстан). В тринадцать лет Галина тяжело переживала развод родителей, а оставшись с отцом, отстаивала свое право на то, чтобы учиться в школе-студии МХАТ (Московский Художественный театр). Борис Израилевич предлагал дочери Литературный институт, но Галина уже в шестнадцать лет мечтала о сцене.

Начало карьеры

На курсе Карева она познакомилась с преподавателем Олегом Ефремовым. Окончив в 1955 году школу-студию МХАТ, Галина Волчек с другими выпускниками: Лилией Толмачевой, Евгением Евстигнеевым, Игорем Кваша и Олегом Табаковым во главе с Ефремовым создали Студию молодых актеров, которая позже получила название Современник.

Звездный час

В 1962 году она поставила свой первый спектакль по пьесе Гибсона Двое на качелях, а через десять лет, после ухода Олега Ефремова во МХАТ, Галина Волчек стала главным режиссером Современника.

Самыми яркими постановками в истории театра стали Обыкновенная история (1966), На дне (1968), Эшелон (1975), Вишневый сад и Три сестры (1976), Спешите делать добро (1980), Крутой маршрут (1989), Пигмалион (1995), Три товарища (1999).

Современник – первый театр после МХАТа, выступивший с гастролями на Бродвее. Руководство получило одну из самых престижных общенациональных наград США в области драматического театра – Drama desk award.

Помимо Современника, в жизни Галины Волчек есть место для кинематографа. Она сыграла в таких картинах, как Дон Кихот (1957), Берегись автомобиля(1966), Осенний марафон (1979) и еще в более чем двадцати фильмах.

Галина Волчек неоднократно приглашалась на постановки в театры Германии, Финляндии, Ирландии, США, Венгрии, Польши и других стран. Много занималась театральной педагогикой за рубежом. Среди последних приглашений – курс лекций и практических занятий, а также постановка спектакля в Нью-Йоркском университете.

Галина Волчек была избрана депутатом Государственной Думы Федерального Собрания, но отказалась от должности в 1999 году, объяснив это тем, что серьезное существование в политике ведет к потере главного – человеческих отношений.

Волчек является режиссером более чем тридцати спектаклей. Среди них русская и мировая классика, произведения современных отечественных и зарубежных авторов.

На сегодняшний день Галина Волчек не снимается в кино и практически не играет на сцене театра. Она посвятила себя режиссерскому делу и продолжает руководить Современником.

Личная жизнь

Первым мужем Галины Волчек стал известный актер театра и кино Евгений Евстигнеев, с которым они вырастили сына – режиссера Дениса Евстигнеева.

Второй муж – доктор технических наук, профессор строительного вуза Марк Юрьевич Абелев.

Фильмография

  • 1957 – Дон Кихот
  • 1958 – Васисуалий Лоханкин
  • 1962 – Грешный ангел
  • 1963 – Сотрудник ЧК
  • 1965 – Дети Дон Кихота
  • 1966 – Берегись автомобиля
  • 1966 – Строится мост
  • 1967 – Первый курьер
  • 1970 – Король Лир
  • 1970 – Свой
  • 1974 – Моя судьба
  • 1975 – Маяковский смеется
  • 1976 – Русалочка
  • 1976 – Волны Черного моря
  • 1977 – Про Красную Шапочку
  • 1979 – Осенний марафон
  • 1982 – Государственная граница. Фильм 3-й: Восточный рубеж
  • 1983 – Уникум
  • 1985 – Тевье-молочник
  • 1996 – Бродвей моей юности
  • 1996 – Двадцать минут с ангелом

Награды

  • 2008 – орден За заслуги перед Отечеством I степени – за выдающийся вклад в развитие отечественного театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность
  • 2004 – орден За заслуги III степени – за весомый личный вклад в развитие культурных связей между Украиной и Российской Федерацией, многолетнюю плодотворную творческую деятельность
  • 2003 – орден За заслуги перед Отечеством II степени – за выдающийся вклад в развитие театрального искусства
  • 1996 – орден За заслуги перед Отечеством III степени – за выдающиеся заслуги в развитии театрального искусств
  • 1993 – орден Дружбы народов – за большой личный вклад в развитие театрального искусства
  • 1976 – орден Трудового Красного Знамени
  • Заслуженная артистка России
  • Народная артистка России
  • 1989 – Народная артистка СССР (1989)
  • 1967 – Государственная премия СССР – за постановку спектакля Обыкновенная история на сцене театра Современник
  • 2001 – Премия Своя колея
  • 2002 – премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства
  • 2002 – Международная премия Станиславского
  • 2011 – Премия Звезда Театрала
  • Академик Российской академии кинематогарфических искусств НИКА

Подготовлено по материалам открытых источников.

Галина Волчек — первая леди «Современника», биография режиссера

Гали́на Бори́совна Во́лчек (19 декабря 1933, Москва, СССР) — советский и российский театральный режиссёр, актриса, педагог. Народная артистка СССР (1989). Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».

«Слова „режиссер“ нет в женском роде, что вполне естественно. Это занятие требует нечеловеческого терпения, которым редко обладает женщина», – размышляет бессменный худрук и главный режиссер театра «Современник»» Галина Борисовна Волчек, 19 декабря отметившая 80-летие. Кроме заслуженных званий и наград у юбилярши есть и негласный статус – Первая леди «Современника».

Этюды детства

Гале исполнилось 13 лет, когда мама – сценарист Вера Маймина – объявила, что уходит из семьи, а дочь должна остаться с отцом. Неожиданностью для девочки это не стало: она и раньше догадывалась, у родителей разлад. «Мама была занята собой», – признает через годы.

Борис Израилевич Волчек – знаменитый кинооператор, режиссер, сценарист, лауреат трех Сталинских и Государственной премий, профессор ВГИКа – не мог уделять воспитанию дочери достаточно времени.

Галина ВолчекСемья Волчек жила в доме на Большой Полянке, населенном элитой советского кино. Что не мешало соседкам сплетничать на лавочках у подъезда. Одним из основных же объектов была Галка: красит губы и волосы, курит и общается с парнями.

«Однажды к нам приехал погостить мой двоюродный брат, который был старше меня, – вспоминала Волчек. – Мы с ним вышли на улицу, погуляли, посидели в обнимку на скамейке, поболтали. На следующий день по дому поползли слухи о моем «разнузданном» поведении, вдобавок кто-то позвонил папе и рассказал, что его дочь ″обжимается с чужим парнем″».

Такие слухи для 15-летней гордячки не просто оскорбительны, а смертельно оскорбительны. И она моментально срежиссировала этюд: «Надеваю папин плащ (хотя он мне безумно велик, но в нем есть прорези в карманах, в которые можно просунуть руки), покупаю арбуз, застегиваю плащ и вот таким манером, придерживая под плащом арбуз на животе, гордо прохожу мимо этих теток. Ну точь-в-точь беременная на последнем месяце…»

Волчок среди своих

Максимализм подтолкнул Галину изменить фамилию на Волчок. Девушка мечтала о профессии актрисы, чтобы справиться с собственными комплексами. Отец, хорошо знавший, насколько это зависимая профессия и как сложно в ней женщине, предлагал попробовать поступить в Литературный институт. Но Галя стала студенткой Школы-студии МХАТ.

Спустя несколько лет она вернула себе прежнюю фамилию – «поняла, что надо прекратить этот идиотизм».

Сама себе Пигмалион

Галина Волчек Едва ли не в первый день занятий в Школе-студии Галя увидела среди однокурсников очень необычного студента: «Он курил „Беломор“, ходил в костюме на вырост, висевшем на нем мешком. Под пиджаком виднелась рубашка на молнии, так называемая бобочка, а на этой «бобочке» болтался крепдешиновый галстук».

Оказалось – это Евгений Евстигнеев, старше на семь лет, поработавший электромонтером и уже состоявшийся провинциальный актер. Во дворе института он внимательно осматривал всех девушек, показывал на понравившуюся длинным ногтем и выносил вердикт: «Розочка!»

Позже Галина Борисовна признавалась: ей было очень важно тогда для самой себя сделать из нижегородского работяги столичного денди.

«Такое чудо я привела домой, – рассказывает она. – Увидев его, моя нянька, которая потом нянчила и нашего сына, всплеснула руками: «Ну Галька! Я думала, ты выйдешь замуж за самостоятельного!» А ему тут же сказала: «Как вам не стыдно ходить лысым? Надели бы хоть шапчонку какую!» «

Но все это только подстегивало упрямую Галину. Кардинальные перемены своего избранника она начала с его гардероба, для чего обегала все комиссионки, потратив на это гонорар от съемок в „Короле Лире“ Козинцева. Но жить под одной крышей с отцом и его новой семьей оказалось невозможным. «До сих пор поражаюсь, – говорит Галина Борисовна, – как мы с Женей с голоду не померли, отдавая четверть невеликой зарплаты за съемную комнату в коммуналке.

Часто собирались у нас с друзьями, чтобы поспорить, поговорить за жизнь, попеть под гитару. Главным украшением нашей комнаты служила огромная кровать. Иногда посиделки затягивались за полночь, тут же и ночевали все. Кто не помещался на кровати, лежал на полу. Однажды я чуть не раздавила Милоша Формана (позднее ставшего знаменитым чешско-американским кинорежиссером. – Ред.), которого к нам привел Элем Климов. Милош спал внизу, и я среди ночи впотьмах случайно наступила на него…».

Ее Рубикон

Галина ВолчекВремя получения диплома – 1956 год – совпало с оттепелью в обществе. Молодые и талантливые актеры мечтали не об академических сценах, а о своем театре.

Вместе с Олегом Ефремовым, Лилией Толмачевой, Евгением Евстигнеевым, Игорем Квашой и Олегом Табаковым Галина Волчек участвовала в рождении Студии молодых актеров, которая стала называться «Современник».

Отделить работу от жизни и жизнь от работы сразу казалось невозможным.

Как удавалось молодой маме совмещать воспитание сына Дениса, родившегося 29 ноября 1961-го, с постановкой в качестве режиссера спектакля «Двое на качелях», премьера которого состоялась на следующий год и который шел с аншлагами 30 лет, знает только она сама.

В 1966 году за спектакль «Обыкновенная история» Волчек получила первую из своих четырех Государственных премий.

А в 1970-м Олег Ефремов ушел во МХАТ. В «Современнике» начался период разброда и шатаний. Решили выбрать для руководства коллегию, но через два года «мы поняли, что падаем в пропасть. Потому что ни один театр не может быть руководим даже самой прекрасной коллегией. Власть должна быть сосредоточена в одних руках…».

Коллектив просил Галину Волчек стать главным режиссером театра, «и мне, хотя все существо мое сопротивлялось, нужно было пойти на то, чтобы взять ответственность на себя».

Вновь назначенный главреж сразу проявила характер: «В партию я вступать отказалась. И не по каким-то диссидентским соображениям (диссиденткой в принятом смысле я никогда не была), а из-за врожденной честности и нежелания вступать в ряды КПСС только по причине карьерных соображений».

Между прошлым и будущим

«Те трудности для театра, которые были связаны с цензурой, все равно несопоставимы с трудностями нашего времени. Но я однозначно не променяю наше время на то, что было», – признает худрук «Современника».

И добавляет: «Запрещали ВСЕ! Ни одного спектакля не было, который бы прошел спокойно, с первого раза. Некоторые спектакли проходили с пятнадцати раз, с шестнадцати…»

Диктат цензуры был настолько жестким, что даже в 1989-м, когда ее отменили, Волчек на генеральном прогоне «Крутого маршрута» поймала себя на ожидании «товарища в штатском»: «Так эта схема в кровь мою вошла… и вот тот момент я очень хорошо запомнила – момент счастья».

Галине Борисовне как главному режиссеру приходилось принимать непростые решения: «И спектакли надо было отстаивать, за гастроли надо было бороться. Один раз, когда нас уже ждали в Стокгольме, пришлось от поездки отказаться, потому что двое из наших артистов оказались, как тогда принято было говорить, невыездными».

Галина ВолчекВ 1978-м Волчек первой из всех театральных режиссеров СССР пригласили в США на постановку «Эшелона» М. Рощина. В 1996-м состоялись первые гастроли театра на Бродвее, куда «Современник» привез спектакли «Три сестры», «Крутой маршрут» и «Вишневый сад». Спектакли шли при полных залах и увенчались одной из самых престижных общенациональных наград США в области драматического театра – Drama desk award, впервые присужденной неамериканскому коллективу.

Для Волчек, много лет принципиально не читающей театральных критиков, самым большим признанием стали слова Зиновия Гердта: «Есть только два места в Москве, где вас никогда не обманут, – это Консерватория и театр «Современник»».

Раба театра

Однажды худрук «Современника» призналась: «Всей жизнью я подвела себя к тому, что семья для меня стала невозможной. Это естественное состояние человека, который продался в рабство театру».

Эта «раба» не переносит предательства и обмана.

О том, что у Евстигнеева роман с их же коллегой – Лилией Журкиной, Галине намекали подруги. Два года она не хотела этому верить. А на гастролях тайное стало явным: муж пришел как-то поздно ночью и стал лепетать о том, что был у друзей. До утра жена «пытала» неверного, а потом позвонила Лиле и велела забирать Женю с чемоданом.

«Лет через 25 после развода пришел как-то Женя вечером, – рассказывает Галина Борисовна. – Мы сидели на кухне, чай пили. И вдруг он ни с того ни с сего стал красный. Я говорю: ″Женя, ты что?″ А он: ″Вот, ты со своим максимализмом мне жизнь испортила!″».

С профессором строительного вуза Марком Абелевым Галину познакомил Игорь Кваша. Как потом смеялись – «в отместку». Ведь это Волчек срежиссировала их знакомство с Таней Путиевской.

Денису было пять лет, когда Марк Юрьевич стал его отчимом. Все страхи Галины, как примет сын ее нового мужа, к счастью, оказались беспочвенны. Наоборот, мальчик скоро спросил, нельзя ли ему называть Абелева отцом. На что справедливо мама заметила: «Двух отцов быть не может. У тебя есть отец – Евгений Евстигнеев». Супруг очень хотел детей, но, к сожалению, этому не суждено было сбыться…

Галина Волчек

Марк Юрьевич понимал: его жена – необыкновенная женщина и ради нее надо совершать какие-то необыкновенные поступки. За безумные в те годы 900 рублей, частично одолженных у друзей, он купил первую в жизни Волчек каракулевую шубу.

Но борьба за лидирующую позицию в доме шла постоянно. Галина Борисовна рассказывает: «Притом, что мой второй муж сам по себе яркая личность, замечательный профессор и доктор наук и все такое прочее, о нем могли сказать: „Познакомьтесь, это муж Галины Волчек“. Это была бестактность, к сожалению, часто встречающаяся…»

К тому же Абелев оказался безумно ревнив. Он следил за женой и требовал объяснений о ее отношениях с режиссером Георгием Товстоноговым. «Натела (сестра худрука БДТ. – Прим. авт.) моя ближайшая подруга», – оправдывалась Волчек.

Брак все же распался

«У меня было два мужа, несколько романов и одно заблуждение», – смеется Волчек. «Заблуждение» потому, что этот человек был не свободен, а до романов с женатыми Волчек не опускалась никогда.

Особая тема – сын

«Сын для меня – тема особая, – признается Галина Борисовна. – Так сложились наши отношения, что он мой главный советчик, самый строгий зритель и судья. Не могу выпустить спектакль, пока его не посмотрит Денис».

Денис, в свою очередь, считает: «Притом, что я был довольно проблемным подростком, зато теперь со мной все нормально. Я занимаюсь любимым делом, и, как мне кажется, у близких нет серьезных поводов за меня огорчаться».

Денис Евгеньевич пошел по стопам своего великого деда – окончил операторский факультет ВГИКа. Успешно начинал творческую карьеру как кинооператор, продолжает в качестве кинорежиссера и продюсера.

«Я ни разу не утомила театр ни своими мужьями, ни родственниками, ни сыном», – с полным основанием говорит Волчек.

И сын понимает: жизнь мамы в театре, и не уговаривает ее сбросить нагрузки, оставив руководство «Современником».

«В кино я себя терпеть не могу, а из всей моей киносудьбы могу выделить лишь сравнительно небольшую роль в „Короле Лире“ Козинцева, – нервничает Галина Борисовна. – Меня использовали очень поверхностно, ничего глубинного про человека с киноэкрана я рассказать не могла. Зачем мне все это надо?»

Последней каплей стали съемки в фильме Георгия Данелия «Осенний марафон» (1979). На роль бездарной и беспардонной Варвары Волчек была утверждена режиссером без колебаний и справилась с яркой характерной ролью блистательно. Ее Варвара незабываема!

До этой работы актриса сыграла, по ее мнению, много «чудовищ», но образ, запечатленный камерой оператора Сергея Вронского, привел ее просто в ужас: «Эта мымра – я. »

С тех пор от съемок в кино Волчек отказалась категорически.

Вообще, справедливости ради, нужно сказать, что Галина Волчек к себе несправедлива. Да, возможно, что-то недоиграно в кино. Но то, что сыграно, врезалось в память зрителей навсегда. Очень талантливый человек – он талантлив во всем.

Новые времена

Вот уже пятое десятилетие Галина Волчек – бессменный главный режиссер и художественный руководитель театра «Современник». За эти годы ее друзья и коллеги стали абсолютными прижизненными классиками.

К сожалению, многих уже нет в живых. В конце августа 2012 года ушел Игорь Кваша, в августе этого года не стало Лилии Толмачевой…

Галина Борисовна не скрывает: «Я, как руководитель, обязана думать о том, что театр не резиновый – нельзя жить без пополнения, без молодого поколения, которое обновляет эту кровь. Но, с другой стороны, рука у меня не поднимается предложить человеку, который проработал 30, иногда 40 лет и который не виноват в том, что он постарел, не так востребован, сказать: «Иди уходи»».

«Современнику», как и всем театрам, ныне сложно: «Время диктует свои условия: сегодняшний зал настолько другой, насколько другой стала наша жизнь. И не нужно ждать от публики тех же проявлений, какие были в советские времена, – надо понимать, что стиль поведения изменился. Многое в лучшую сторону, а многое не в лучшую».

У театра Волчек всегда был «свой» зритель: «шестидесятники» ночами стояли в очередях за билетами. Они водили в «Современник» детей, а потом уже и внуков. Так воспитывались поколения, которые не захотели быть «винтиками» тоталитарной системы.

«И когда я вижу полный зал театра, а в нем множество молодых лиц, я мечтаю сохранить это доверие, заработанное долгими годами упорного труда», – волнуется совсем не склонная к сентиментальности Волчек.

Худрук свято хранит традицию: на афишах «Современника» указаны только имена актеров, без званий и регалий.

Стиль «железной леди»

Валентин Гафт, щедрой рукой раздававший эпиграммы, не обошел и своего режиссера, очевидно, вспоминая ее сочную роль покупательницы дефицитного импорта в фильме «Берегись автомобиля» (1966): «В ней, толстой, совместились тонко любовь к искусству и комиссионке».

Определение Коко Шанель: «В 20 лет у вас лицо, которое дала вам природа; в 30 лет у вас лицо, которое вылепила вам жизнь; а в 50 у вас лицо, которого вы заслуживаете» – довольно точно по отношению к Галине Борисовне. Удивительно, но факт: в молодости она отворачивалась от зеркал в лифте, так раздражала ее собственная внешность, на пороге 80-летия Волчек – элегантная, эффектная дама с безупречным вкусом. Достаточно дамам «бальзаковского» и «элегантного» возрастов услышать ее неповторимый голос по ТВ, как они бросают все домашние дела и устремляются к экранам, чтобы рассмотреть наряд, прическу и аксессуары этой невероятной женщины, своим примером доказывающей, что возраст не приговор.

Как-то Галина Борисовна заметила: «Я произвожу впечатление сильной, и мне это часто говорят или думают, что, раз она занимает такое положение, она руководитель, значит, железобетонная. Мне много раз говорили: „Железная леди наша!“ Из тех, кто меня мало знает…»

«Мне рано жить воспоминаньем…»

«У меня есть такое свойство – я не люблю вспоминать, – признает Галина Волчек. – Всегда говорю, что «вспоминать» – это не активный глагол. Конечно, хочется быть молодой, энергичной, хочется, чтобы глаз горел, как в 20 лет… Но все-таки я больше думаю о том, что будет, нежели о том, что было. Я у себя в театре не режиссер, не худрук – я группа быстрого реагирования. Мне нужно заботиться абсолютно обо всем. На ностальгию времени не остается».

Открытие этого сезона «Современник» встретил на чемоданах: в здание на Чистых прудах труппа вернется только через два года: «Мы переживаем трудное время, – прокомментировала худрук. – Большая ответственность – не растерять, что имеем, по дороге на Яузу. Наше дело – взяться за руки и быть вместе. К сожалению, из театра ушла любовь. Мало осталось тех, кто за него готов «пасть порвать», как говорят блатные».

И Галина Борисовна, как всегда, подтверждает слово делом: в декабре она как режиссер представит публике премьеру – спектакль по пьесе Кобурна «Игра в джин» с Лией Ахеджаковой и Валентином Гафтом.

Здоровья, успехов и всего самого доброго вам, бесконечно уважаемая Первая леди «Современника»!

Интересно

Галина ВолчекГалина Борисовна Волчек родилась 19 декабря 1933 г. в Москве. Советский и российский театральный режиссер, актриса, педагог. Окончила Школу-студию МХАТ (курс А.М. Карева) в 1955 г. В 1956-м вместе с Олегом Ефремовым, Лилией Толмачевой, Олегом Табаковым, Евгением Евстигнеевым и Игорем Квашой организовала Студию молодых актеров, впоследствии «Современник». С 1972 г. – главный режиссер, а с 1989 г. – художественный руководитель. 1962 г. – режиссерский дебют и успех –спектакль «Двое на качелях» по Уильяму Гибсону – 30 лет в репертуаре. Всего поставлено свыше 30 спектаклей. Среди них: «Принцесса и Дровосек» (1969, совместно с О. Далем), «Свой остров» (1971), «Восхождение на Фудзияму» (1972), «Погода на завтра» (1973, совместно с Иосифом Райхельгаузом и Валерием Фокиным), «Три сестры» (1982),» ″Современник″ рассказывает о себе» (1983, совместно с Галиной Соколовой), «Плаха» Чингиза Айтматова (1988), «Звезды на утреннем небе» Александра Галина (1989), «Крутой маршрут» Евгения Гинзбурга (1989), «Мурлин Мурло» Николая Коляды (1990), «Анфиса» Леонида Андреева (1991), «Трудные люди» Йосифа Бар-Йосефа (1992), «Смерть и дева» Ариэля Дорфмана (1992), «Пигмалион» Бернарда Шоу (1994), «Вишневый сад» Чехова (1997), «Три товарища» по Эриху Мария Ремарку (1999), «Игра в джин» Кобурн (2013).

Волчек неоднократно приглашалась как режиссер в театры Германии, Финляндии, Ирландии, США, Венгрии, Польши и других стран.

Как актриса снялась в фильмах: «Дон Кихот» (1957), «Грешный ангел» (1962), «Строится мост» (1965), «Первый курьер» (1967), «Свой» (1969), «Король Лир» (1970), «Моя судьба» (1974), «Маяковский смеется» (1975), «Русалочка» (1976), «Про Красную Шапочку. Продолжение старой сказки» (1977), «Осенний марафон» (1979), «Уникум» (1983). Народная артистка СССР с 1988 г. Награждена орденами «За заслуги перед Отечеством» 3-х степеней (1996, 2003, 2008), орденами Дружбы народов (1993) и Трудового Красного Знамени (1976). Лауреат множества театральных премий.

Академик Российской академии кинематографических искусств «НИКА».

Галина Волчек

НАВИГАЦИЯ

Галина Волчек - полная биография

Волчек Галина Борисовна

биография

19 декабря 1933, Москва — 26 декабря 2019, Москва

Российская актриса, театральный режиссер.

Заслуженная артистка РСФСР (1969).
Народная артистка РСФСР (30.05.1979).
Народная артистка СССР (18.08.1989).

Дочь кинооператора Бориса Израилевича Волчека.
По окончании школы-студии МХАТ (1955, курс А.М.Карева) стала одним из основателей (вместе с О.Н.Ефремовым) московского театра-студии «Современник», с 1972 — главный режиссер театра, а с 1989 года — его художественный руководитель.
Академик Российской академии кинематографических искусств «НИКА».
Была избрана депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ второго созыва, была членом Комитета по культуре (до 1999 года).

Галина Волчек дважды была замужем. От первого брака с Евгением Евстигнеевым у нее родился сын. Сегодня он — известный режиссер кино Денис Евстигнеев («Лимита», «Мама»).

театральные работы

1956 — Нюрка-хлеборезка — «Вечно живые» В. Розова
1957 — Клавдия Васильевна — «В поисках радости» В. Розова
1959 — Нина — «Два цвета» А. Зака и И. Кузнецова
1959 — Зоя — «Пять вечеров» А. Володина
1959 — Мать — «Взломщики тишины» О. Скачкова
1960 — Первая Фрейлина — «Голый король» Е. Шварца
1960 — Мать — «Третье желание» В. Блажека
1961 — Кистякова — «По московскому времени» Л. Зорина
1962 — Актриса — «Старшая сестра» А. Володина
1962 — Петра — «Пятая колонна» Э. Хемингуэя
1963 — Мать — «Назначение» А. Володина
1963 — Грачиха — «Без креста!» по В. Тендрякову
1965 — Продавщица, Гл. Интеллигент — «Всегда в продаже» В. Аксенова
1967 — Мисс Амелия Ивенс — «Баллада о невеселом кабачке» Э. Олби
1967 — Торговка — «Народовольцы» А. Свободина
1967 — Лида Белова — «Традиционный сбор» В. Розова
1972 — Мать Ларисы — «С любимыми не расставайтесь» А. Володина
1972 — Актриса — «Из записок Лопатина» К. Симонова
1983 — Анна Андреевна — «Ревизор» Н.В. Гоголя
1984 — Марта — «Кто боится Вирджинии Вульф» Э. Олби

Постановки:
1962 — «Двое на качелях» Уильяма Гибсона
1964 — «В день свадьбы» Виктора Розова (совместно с Олегом Ефремовым)
1966 — «Обыкновенная история» по И.А. Гончарову, инсценировка Виктора Розова
1967 — «Большевики» М. Шатрова (совместно с Олегом Ефремовым)
1968 — «На дне» Максима Горького
1969 — «Принцесса и дровосек» Маргариты Микаэлян (совместно с Олегом Далем)
1971 — «Свой остров» Раймонда Каугвера
1973 — «Восхождение на Фудзияму» Чингиза Айтматова, Калтая Мухамеджанова
1973 — «Погода на завтра» Михаила Шатрова (постановка осуществлена совместно с Иосифом Райхельгаузом, Валерием Фокиным)
1975 — «Эшелон» Михаила Рощина
1976 — «Вишневый сад» А.П. Чехова
1977 — «Обратная связь» Александра Гельмана
1978 — «НЛО» Владимира Малягина
1980 — «Спешите делать добро» Михаила Рощина
1981 — «Поиск-891» Юлиана Семенова (совместно с Валерием Фокиным, Михаилом Али-Хусейном)
1982 — «Три сестры» А.П. Чехова
1983 — «Современник» рассказывает о себе» (совместно с Галиной Соколовой)
1984 — «Риск» Олега Куваева (постановка осуществлена совместно с Валерием Фокиным)
1986 — «Близнец» Михаила Рощина
1988 — «Плаха» Чингиза Айтматова
1989 — «Звезды на утреннем небе» Александра Галина
1989 — «Крутой маршрут» Евгении Гинзбург, инсценировка Александра Гетмана
1990 — «Мурлин Мурло» Николая Коляды
1991 — «Анфиса» Леонида Андреева
1992 — «Трудные люди» Йосефа Бар-Йосефа
1992 — «Смерть и Дева» Ариэля Дорфмана
1993 — «Титул» Александра Галина
1994 — «Пигмалион» Бернарда Шоу
1996 — «Мы едем, едем, едем. » Николая Коляды
1997 — «Вишневый сад» А.П. Чехова
1999 — «Три товарища» Эриха Марии Ремарка, инсценировка Александра Гетмана
2001 — «Три сестры» А.П. Чехова
2003 — «Анфиса» Леонида Андреева (возобновление)
2007 — «Заяц love story»
2008 — «Три сестры» А.П.Чехова
2009 — «Мурлин Мурло» Н. Коляды

Биография Волчек Галины Борисовны

Галина Волчек - полная биография

Биография Волчек Галины Борисовны

Биография, история жизни Волчек Галины Борисовны

Волчек Галина Борисовна – советская и российская актриса и режиссер театра и кино.

Дочь знаменитого кинооператора

Галина Волчек родилась 19.12.1933 в Москве. Она – дочь знаменитого кинооператора Бориса Израилевича Волчека. Среди его работ – фильмы «Тринадцать», «Ленин в октябре», «Белый клык». Кроме того, он был автором сценария, оператором и режиссером фильма «Командир «Счастливой Щуки». С 1943 Борис Израилевич – профессор Всесоюзного института кинематографии им. Герасимова. Мама Галины – Маймина Вера Исааковна.

Галина Волчек рассказывала о себе: «Я была такой забитый, с косичками ребенок, которым хвастались: как я учусь хорошо, какие у меня похвальные грамоты. Мама говорила: «Все девчонки бегают где-то, яблоки воруют, по заборам лазают, а моя Галя всегда возле подъезда». Книжки, которые надо читать, интонации, с которыми надо говорить, – все это таким способом в меня внедрялось, что рождало чувство протеста. Это чувство распространялось и на мелочи, и на крупные вещи. Мама была хорошая женщина, но она не понимала, что личность формируется раньше, чем мы это можем предположить».

Чувство протеста привело к тому, что Галина переиначила свою фамилию на Волчок. И лишь спустя несколько лет она, как сама выразилась, «поняла, что надо прекратить этот идиотизм», и вернула себе прежнюю фамилию.

МХАТ и «Современник»

Папа Борис Израилевич мечтал, чтобы дочь поступила в Литературный институт. Но дочь бредила МХАТом – тем, легенды которого еще были живы. Не будучи красавицей, не обладая «традиционными» данными кинозвезды, Галина Волчек решила посвятить себя искусству. В 1955 году она окончила школу-студию МХАТ.

Едва ли она подозревала тогда, что через год после окончания Школы-студии МХАТ судьба предложит ей стать одной из создательниц новой легенды – театра «Современник», который стал символом «оттепели» 60-х годов. Познакомившись с Олегом Ефремовым, Волчек «заразилась» его идеей создать новый театр и встала вместе с ним у истоков «Современника».

В 1970 году Олег Ефремов ушел во МХАТ. После этого театр покинули драматурги, некоторые артисты. Два года театром руководила коллегия, в этой коллегии была и Галина Волчек. Она признавалась: «Мы поняли, что падаем в пропасть. Потому что ни один театр не может быть руководим даже самой прекрасной коллегией. Власть должна быть сосредоточена в одних руках… И мне, хотя все существо мое сопротивлялось, нужно было пойти на то, чтобы взять на себя ответственность». В 1972 году она стала главным режиссером театра.

Среди театральных режиссерских работ необходимо назвать спектакли: «Двое на качелях» У. Гибсона (1962), «Обыкновенная история» Розова по И.А. Гончарову (1966, Государственная премия СССР), «На дне» М. Горького (1968), «Вишневый сад» и «Три сестры» А.П. Чехова (1976), «Крутой маршрут» по Е.С. Гинзбургу (1989), «Пигмалион» Б. Шоу (1995), «Три товарища» по Э. Ремарку (1999).

С молодых лет играла возрастные роли. Актерские работы Волчек – всегда крупные характеры, вырастающие до типа, символа, но не теряющие земной основы.

Снимается в кино с 1957 в основном в ролях второго плана. Галина Борисовна обладает колоритной внешностью и сильным характером. Её героинь отличают такие же черты. Неповторимая характерность, небоязнь выглядеть некрасивой на экране позволяют ей создавать по-настоящему достоверные образы, узнаваемые типы.

В кино актриса снималась нечасто, но тех ролей, что она сыграла, вполне достаточно, чтобы осознать всю широту ее творческого диапазона, мощь таланта. Самые известные роли в кино: Регана («Король Лир»), Варвара («Осенний марафон»), Трактирщица «Русалочка»). Среди других ролей: Мариторнес («Дон Кихот»), Афродита («Грешный ангел»), Мамонова («Свой»), тётя Нюся («Первый курьер»), мадам Стороженко («Волны Чёрного моря»), мадам Ренессанс («Маяковский смеётся»), Волчица («Про Красную Шапочку»).

В октябре 1995 году Галина Волчек была включена в качестве кандидата в общефедеральный список избирательного объединения «Всероссийское общественно-политическое движение «Наш дом – Россия». В соответствии с результатами голосования по общефедеральному округу была избрана депутатом Государственной Думы. В 1999 году Галина Волчек ушла из политики.

Галина Волчек многократно приглашалась за границу в качестве талантливого педагога. Актриса читала лекции и вела практические занятия для начинающих дарований, мечтающих покорить сцену.

Галина Борисовна была замужем два раза. Первым мужем был известный актер театра и кино Евгений Евстигнеев. Их сын Денис Евстигнеев стал кинорежиссером. Второй муж – профессор строительного института Марк Раделев.

Затем Волчек прожила около десяти лет в гражданском браке и сделала для себя вывод, что семейная жизнь не для нее: «Всей моей жизнью я подвела себя к тому, что семья для меня стала невозможной. Это естественное состояние человека, который продался в рабство театру. Театр перемолол меня в своей мясорубке настолько, что соединить его с чем-то еще было бы неестественно».

Награды и премии

Самые главные награды Волчек – звание Народной артистки СССР (1989) и Государственная премия СССР (1967, театральная работа). Всего же в копилке Галины Борисовны более 20 орденов, премий, благодарностей.

Галина Волчек — полная биография

Дата рождения: 19.12.1933 (86 лет)

Знак зодиака: Стрелец

Жанры: драма, комедия, мелодрама

Биография

Биография Галины Волчек

Галина Борисовна дочь известного, всеми любимого режиссера, Бориса Израилевича Волчека. Борис Израилевич так же очень опытный кинооператор, профессор, преподаватель. Он был лауреатом Государственной премии четыре раза по фильмам: «Пышка», «Тринадцать», «Ленин в Октябре», «Мечта», «Убийство на улице Данте». Мать Галины Борисовны Вера Исааковна Маймина – сценарист.

Свое детство юная Галина провела за книжками. Она читала много, училась говорить с интонацией. По сути, была «серой» мышкой. На голове у Галины были вечные две косички. Из школы она приносила одни грамоты. Родители гордились ею. Особенно мама. Она всем хвасталась, какая у нее дочка молодец. Ввиду этого с мамой назревал конфликт. Она не совсем понимала или просто не хотела понимать, что личность и сущность человека формируется намного раньше.

Галина Волчек - полная биографияГалина Волчек — гениальный драматург Именно поэтому вскоре Галина Борисовна поменяла свою фамилию, стала Волчок. Но через много-много лет поняла, что это все бред и идиотизм. Снова вернула себе прежнюю фамилию.

Конечно, детство, проведенное за чтением книг, дало свои результаты в выборе профессии. Отец хотел, чтобы Галина училась в Литературном институте. Но лишь сама Волчек знала, что хочет учиться только во МХАТе. Галина Борисовна все-таки воплотила в жизнь свою мечту, окончив школу-студию МХАТ.

После окончания учебы она совместно с Олегом Ефремовым, который и предложил эту идею, Игорем Квашей, Лилией Толмачевой, Евгением Евстигнеевым организовали свой театр, который назвали «Современник». Волчек становится главным режиссером своего театра, а впоследствии и художественным руководителем.

На ночь глядя. Галина Волчек

«Двое на качелях» — первая работа Волчек, которую она ставит в роли режиссера. Этот спектакль был обречен на успех. На протяжении тридцати лет пьеса входит в программу театра, потому что пользуется огромным успехом у зрителя.

Далее следуют режиссерские работы: «На дне», «Вишневый сад», «Три сестры», «Крутой маршрут», Пигмалион», «Обыкновенная история», его позже назовут одним из лучших спектаклей режиссера Волчек. За него она получила Государственную премию СССР. Работа «Три товарища» стала настоящим прорывом на российской сцене.

Галина Волчек - полная биографияГалина Волчек с сыном Денисом

Были прекрасные работы: «Принцесса и Дровосек», «Свой остров», «Погода на завтра», «Плаха», «Звезды на утреннем небе», «Смерть и дева» и не только эти, но и многие другие спектакли, поставленные легендарной Галиной Борисовной Волчек.

Молодой режиссер Галина Борисовна первая соединила культуры США и СССР. Она ставит в Хьюстоне спектакль «Эшелон». Премьера прошла в театре «Аллей».

Галина Волчек на видео

Когда проходили Игры доброй воли в Сиэтле, Волчек показывает два спектакля: «Крутой маршрут», «Три сестры».

Волчек гастролирует по миру со своими работами. В Нью-Йорке со своей труппой режиссер проводит много времени. Они показывают свои выступления на Бродвее. Эти гастроли театра стали самыми престижными наградами в области драматического театра Drama desk award. Причем эта премия не присуждалась ни разу американскому театру.

Галина Борисовна пользуется особой популярностью за границей. Ее приглашают ставить спектакли в театрах Германии, Финляндии, США, Венгрии, Польши.

Так же, Волчек преподавала, на протяжении многих лет, за рубежом.

Галине Борисовне предлагают также и роли в кино. Все роли ее второстепенные. Она снимается в картинах: «Дон Кихот», «Грешный ангел», «Строится мост», «Первый курьер», «свой», «Король Лир», «Моя судьба», «Уникум», так же многие другие фильмы с участием Волчек.

В жизни Волчек Галины Борисовны было два официальных супруга. Первый муж Евгений Евстигнеев. Она родила актеру сына Дениса, который пошел по пути известной матери, став кинорежиссером. Волчек с особой любовью говорит о сыне: «Сын для меня – тема особая, – говорит Галина Борисовна. – Так сложились наши отношения, что он мой главный советчик, самый строгий зритель и судья. Не могу выпустить спектакль, пока его не посмотрит Денис».

Вторым супругом Волчек стал профессор Строительного института, доктор технических наук Марк Юрьевич Абелев.

После был гражданский брак, в котором она прожила десять лет. Галина Борисовна сделала для себя вывод: «Всей моей жизнью я подвела себя к тому, что семья для меня стала невозможной. Это естественное состояние человека, который продался в рабство театру. Театр перемолол меня в своей мясорубке настолько, что соединить его с чем-то еще было бы неестественно».

Галина Борисовна живет и работает в Москве.

Галина Борисовна имеет несколько орденов: «За заслуги перед Отечеством», «Дружбы народов», «Трудового Красного Знамени».

Волчек заслуженная артистка РСФСР, народная артистка СССР, РСФСР. Она была награждена Государственной премией СССР за спектакль «Обыкновенная история». Имеет премию «Своя колея», две премии «Олимпия», «Звезда театра». Волчек является академиком Российской академии кинематографических искусств «Ника».

Галина Борисовна поставила более тридцати спектаклей.

Актриса и режиссер в одном лице, не один раз была членом жюри КВН, председатель жюри «Кинотавр-2005».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *