Георгий Вицин — полная биография

Георгий Вицин — полная биография

Георгий Вицин

Georgi Vitsin

  • Дата рождения: 23.04.1917
  • Дата смерти: 23.10.2001
  • Место рождения: Россия, Петроград
  • Фильмов с участием:225
  • Первый фильм:Бесприданница (1937)
  • Последний фильм:Георгий Вицин. Не надо смеяться (2016)

Георгий Михайлович Вицин (официально: 23 апреля 1918, Петроград, РСФСР; фактически: 23 апреля 1917 (именно эта дата указана на могиле Георгия Вицина), Териоки, Великое княжество Финляндское (в настоящее время Зеленогорск (Санкт-Петербург) — 22 октября 2001, Москва, Россия) — выдающийся советский и российский актёр театра и кино, Народный артист СССР (1990).

Учился в Театральном училище имени Вахтангова (1934—1935), в студии МХАТ II. С 1936 года — актёр театра-студии под руководством Н. П. Хмелёва. С 1937 года играл в Московском театре им. Ермоловой.

Официально считается, что дебют Вицина в кино состоялся в фильме «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна (1944), однако, по словам Владимира Цукермана, скрупулёзно собиравшего все факты жизни Вицина, «…Георгий Михайлович признавался мне, что Эйзенштейна в глаза не видел. А дебютировал в фильме Юткевича „Здравствуй, Москва“»

Известность пришла к Вицину после фильма «Запасной игрок», в котором он исполнил роль Васи Веснушкина. Вслед за этим он снялся в фильме «Она вас любит». Несмотря на то, что в . »

Георгий Вицин

Георгий Вицин - полная биография

Георгий Вицин - полная биография

фотографии >>

Георгий Вицин - полная биография

Георгий Вицин - полная биография

Георгий Вицин - полная биография

Георгий Вицин - полная биография

биография

Вицин Георгий Михайлович

Родился 5 (18) апреля 1917 года в Териоках, Выборгская губерния, Великое княжество Финляндское, Российская империя.

Выдающийся характерный актер.

Заслуженный артист РСФСР (10.04.1959).
Народный артист РСФСР (7.01.1977).
Народный артист СССР (30.10.1990).

По официальным данным дата рождения Георгия Михайловича указана — 23 апреля 1918 года, однако, согласно записи в метрической книге Петроградской Крестовоздвиженской церкви за 1917 год, отмечено: крещён 23 апреля, в день Святого Великомученика Георгия, а в графе день рождения указано: 5 (стало быть, 18 по новому стилю) апреля 1917 года, год с 1917 на 1918 в метрике мама подправила, чтобы болезненного Гошу отправить в оздоровительную лесную школу, где было место только в младшей группе.
Когда будущему артисту было восемь месяцев, родители перевезли его в Москву.

После окончания школы поступил в училище Малого театра. Но был отчислен с формулировкой «за легкомысленное отношение к учебному процессу». Затем прошёл испытания сразу в трёх студиях — Алексея Дикого, театра Революции и МХАТа-2, и был принят сразу во все три.
В 1934 году поступил в Московское театральное училище имени Евгения Вахтангова.
В 1935 году перешёл в студию МХАТ-2, где учился у С. Г. Бирман, А. И. Благонравова, В. Н. Татаринова.
В 1936-1969 годах — актёр Театра-студии под руководством Н.П. Хмелёва (с 1937 года — театр имени М. Н. Ермоловой).

В 1947 году дебютировал в кино в роли Н. В. Гоголя в картине Козинцева «Белинский».

Последние семь лет жизни актёр не снимался, появлялся перед зрителями только в юмористических концертах Театра киноактёра.

Георгий Вицин умер в понедельник 22 октября 2001 года в 16 часов 30 минут в московской больнице. Похороны великого актёра состоялись 25 октября на Ваганьковском кладбище в Москве (участок № 12А).

Из интервью Георгия Михайловича Вицина накануне 80-летия:
«Я должен был бороться со своей детской закомплексованностью, и инстинктивно меня потянуло к лицедейству. Надо было приучить себя к аудитории, побороть стеснение. И я выбрал актёрское дело, стал заниматься в драмкружках. Уже будучи взрослым актёром, я стал понимать, что нашёл настоящее лечебное средство против застенчивости.
Серафима Германовна Бирман была очень строгой и требовательной. Она постоянно всех одёргивала и очень бдительно следила за нашим поведением, и я помню такие её фразы в мой адрес: «Вицин, изящнее!», «Вицин, уберите свою вольтеровскую улыбку!», «Вицин! Вы как заядлый халтурщик на радио! Откуда у вас такое резонёрство?» Она предсказала мою дальнейшую жизнь я действительно часто выступал на радио.
Очень люблю Зощенко. Он, конечно, писал для чтения, для душевного интимного чтения. Но есть у него некоторые рассказы, которые годятся для эстрады. Зощенко очень чувствовал характеры, юмор, но читать со сцены сам не умел. Помню, я ещё молодой был, слушал его в Колонном зале. Выступил и тишина. Представляете? Я понял, что он не актёр. Он очень чётко чувствовал характеры, но читал смешной рассказ, как поэтическое произведение, на одной интонации, нараспев. Как Вознесенский.»
Сергей Капков ,«ТВ-ПАРК» 27 апреля – 3 мая 1998 года.

Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1945)
Медаль «В память 800-летия Москвы» (1948)
Медаль «В память 850-летия Москвы» (1997)

Георгий Вицин

Георгий Вицин - полная биография

Георгий Вицин - полная биография

фотографии >>

Георгий Вицин - полная биография

Георгий Вицин - полная биография

Георгий Вицин - полная биография

Георгий Вицин - полная биография

биография

Вицин Георгий Михайлович

Родился 5 (18) апреля 1917 года в Териоках, Выборгская губерния, Великое княжество Финляндское, Российская империя.

Выдающийся характерный актер.

Заслуженный артист РСФСР (10.04.1959).
Народный артист РСФСР (7.01.1977).
Народный артист СССР (30.10.1990).

По официальным данным дата рождения Георгия Михайловича указана — 23 апреля 1918 года, однако, согласно записи в метрической книге Петроградской Крестовоздвиженской церкви за 1917 год, отмечено: крещён 23 апреля, в день Святого Великомученика Георгия, а в графе день рождения указано: 5 (стало быть, 18 по новому стилю) апреля 1917 года, год с 1917 на 1918 в метрике мама подправила, чтобы болезненного Гошу отправить в оздоровительную лесную школу, где было место только в младшей группе.
Когда будущему артисту было восемь месяцев, родители перевезли его в Москву.

После окончания школы поступил в училище Малого театра. Но был отчислен с формулировкой «за легкомысленное отношение к учебному процессу». Затем прошёл испытания сразу в трёх студиях — Алексея Дикого, театра Революции и МХАТа-2, и был принят сразу во все три.
В 1934 году поступил в Московское театральное училище имени Евгения Вахтангова.
В 1935 году перешёл в студию МХАТ-2, где учился у С. Г. Бирман, А. И. Благонравова, В. Н. Татаринова.
В 1936-1969 годах — актёр Театра-студии под руководством Н.П. Хмелёва (с 1937 года — театр имени М. Н. Ермоловой).

В 1947 году дебютировал в кино в роли Н. В. Гоголя в картине Козинцева «Белинский».

Последние семь лет жизни актёр не снимался, появлялся перед зрителями только в юмористических концертах Театра киноактёра.

Георгий Вицин умер в понедельник 22 октября 2001 года в 16 часов 30 минут в московской больнице. Похороны великого актёра состоялись 25 октября на Ваганьковском кладбище в Москве (участок № 12А).

Из интервью Георгия Михайловича Вицина накануне 80-летия:
«Я должен был бороться со своей детской закомплексованностью, и инстинктивно меня потянуло к лицедейству. Надо было приучить себя к аудитории, побороть стеснение. И я выбрал актёрское дело, стал заниматься в драмкружках. Уже будучи взрослым актёром, я стал понимать, что нашёл настоящее лечебное средство против застенчивости.
Серафима Германовна Бирман была очень строгой и требовательной. Она постоянно всех одёргивала и очень бдительно следила за нашим поведением, и я помню такие её фразы в мой адрес: «Вицин, изящнее!», «Вицин, уберите свою вольтеровскую улыбку!», «Вицин! Вы как заядлый халтурщик на радио! Откуда у вас такое резонёрство?» Она предсказала мою дальнейшую жизнь я действительно часто выступал на радио.
Очень люблю Зощенко. Он, конечно, писал для чтения, для душевного интимного чтения. Но есть у него некоторые рассказы, которые годятся для эстрады. Зощенко очень чувствовал характеры, юмор, но читать со сцены сам не умел. Помню, я ещё молодой был, слушал его в Колонном зале. Выступил и тишина. Представляете? Я понял, что он не актёр. Он очень чётко чувствовал характеры, но читал смешной рассказ, как поэтическое произведение, на одной интонации, нараспев. Как Вознесенский.»
Сергей Капков ,«ТВ-ПАРК» 27 апреля – 3 мая 1998 года.

Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1945)
Медаль «В память 800-летия Москвы» (1948)
Медаль «В память 850-летия Москвы» (1997)

Вицин Георгий Михайлович — последние годы жизни народного артиста

[23 апреля 1918, Петроград — 22 октября 2001, Москва]

Георгий Вицин - полная биография

Из знаменитой троицы Трус—Балбес—Бывалый Вицин ушел из жизни последним: первым был Юрий Никулин (21 августа 1997 года), вторым — Евгений Моргунов (25 июня 1999 года). И прожил Вицин дольше своих товарищей — 83 года (Никулин — 75, Моргунов — 72).

Георгий Вицин давно был неизлечимо болен, однако благодаря тому, что многие годы вел здоровый образ жизни (занимался йогой), он редко обращался за помощью к врачам. И периодически участвовал в сборных концертах, поскольку его мизерной пенсии явно не хватало на полноценную жизнь (Вицин жил с женой, которая из-за болезни не работала, и дочерью-художницей, зарплата которой тоже была небольшой).

16 сентября Вицин согласился участвовать в очередном концерте, который проходил в столичном Театре киноактера. Организаторы позвонили Вицину буквально за два часа до начала представления и попросили заменить захворавшего артиста. И Вицин, который в тот день сам чувствовал себя неважно, согласился, поставив всего лишь одно условие — выступить первым. Но это не спасло. Сразу после выступления ему стало плохо с сердцем. Была немедленно вызвана «Скорая», которая отвезла Вицина в 19-ю городскую больницу. Его поместили в реанимационное отделение. Но уже на следующий день артисту стало лучше и его перевели в двухместную палату кардиологического отделения. Там за ним приглядывала его дочь Наташа.
О. Алексеева в газете «Жизнь» писала:

«Георгий Михайлович категорически запретил супруге оставлять без присмотра своего любимого пса Мальчика. А попросить посидеть с собакой кого-нибудь из знакомых Тамара Федоровна не решается. Не хочет, чтобы те видели, в каких условиях живет народный артист России, сыгравший больше сотни ролей в кино. Картина и впрямь удручающая. В крохотном коридоре — книги и миска с едой для Мальчика. В комнате — старенький черно-белый телевизор и опять множество книг. Душ уже полгода не работает, на кухне нет холодной воды.

«Это не то что несправедливо, это бесчеловечно, — со слезами на глазах говорит Тамара Федоровна. — Великий актер, народный любимец, а живет в такой разрухе. Но Георгий Михайлович все мужественно переносит, ни к кому за помощью не обращается. И меня ругает, если я начинаю заводить об этом речь. Я иногда думаю может, письмо в правительство, в Союз кинематографистов написать? Но Георгий Михайлович запрещает, говорит: всем сейчас очень тяжело, и он не имеет права требовать к себе особого внимания. »

Врачи 19-й больницы сняли у Вицина острый приступ стенокардии и и подлечили сердце. Затем дочь забрала артиста домой. Но спустя пару дней ему снова стало плохо — сразил приступ стенокардии. 10 октября Вицина поместили в более комфортабельную клиническую больницу № 2 при Минздраве России.
Говорят, уже когда Вицин поступил во 2-ю больницу, у врачей не было никаких иллюзий — шансов у актера нет. Да он и сам это прекрасно понимал. Очень часто повторял медперсоналу одну фразу: «Во всех стреляют, только меня никак не убьют». В четверг, 18 октября, Вицину стало хуже. Он перестал самостоятельно есть, не мог сесть на кровати, с трудом разговаривал. В пятницу актер потерял сознание. В выходные он на несколько минут очнулся, но потом снова впал в забытье.

22 октября состояние Вицина стало крайне тяжелым, и врачи позвонили его дочери Наташе. Та немедленно приехала и в течение нескольких часов неотлучно находилась при отце. Но тот так и не пришел в сознание. В 16.30 великий артист Георгий Вицин скончался.

Говорят, его любимый пес Мальчик все дни, пока актер находился в больнице, сильно по нему тосковал. Даже во сне чутко прислушивался к шорохам на лестничной площадке и каждый раз вскакивал, если слышал посторонний шум. А когда его выводили гулять, он не резвился, как прежде, а грустно бродил по двору. Увы, своего хозяина Мальчик так и не дождался.

Прощание с Георгием Вициным

25 октября в Доме кино состоялось прощание с Георгием Михайловичем Вициным. На него пришли тысячи людей. Вот как описывали происходящее центральные СМИ.

С. Плешакова («Московский комсомолец): «Огромное фойе Дома кино не вмещало всех желавших проститься с великим артистом. Около гроба в бесконечном горе застыли дочь Георгия Михайловича Наталья и другие близкие люди (жена Тамара Федоровна настолько плохо себя чувствовала, что не смогла присутствовать на траурной церемонии). Рядом в благоговейном молчании замерли корифеи отечественного кино Никита Михалков, Александр Ширвиндт, Александр Митта, поп-певец Сергей Крылов, строители с оранжевыми касками в руках, трогательные старушки. Наталья Варлей не смогла сдержать слезы и беспомощно уткнулась в плечо Владимира Этуша. Недалеко от гроба стояли две клетки с почтовыми голубями. Братья-голубятники Сергей и Юрий Григорьевы сказали, что их разыскали родные Вицина и попросили привезти птиц, которых актер так любил при жизни, чтобы они проводили его в последний путь.

Когда гроб стали выносить из Дома кино, 12 голубей выпустили, толпа охнула, люди заплакали. »

Биография Георгия Вицина

Георгий Вицин - полная биография

Вицин Георгий Михайлович (1917-2001) – по-настоящему великий комик со званием народного артиста СССР. В нашей стране найдется не так много людей, которые не смотрели хотя бы один фильм, где снимался Георгий Михайлович. Худощавый и смешной мужчина, без которого комедию тех лет было бы невозможно представить. Зрители полюбили его чудаковатые образы на экране, повторяют шутки, которые он произносил в своих картинах. Почти 15 лет его нет с нами в этом мире, но роли и образы, созданные им на экране, до сих пор заставляют нас улыбаться. И не просто улыбаться, а искренне и по-доброму.

Детские и юношеские годы

Родился 18 апреля 1917 года в небольшом городке Териоки (сейчас такого названия уже не существует, теперь это город Зеленогорск). Малышу было всего лишь восемь месяцев, когда семья переехала в Москву, и с того момента вся дальнейшая жизнь и карьера актёра Георгия Вицина тесно переплелись именно с этим городом.

Папа актёра воевал в первую мировую войну и был отравлен газом, после чего сильно болел и скончался, когда сын был ещё совсем маленьким. Все заботы о ребёнке полностью легли на плечи мамы Марии Матвеевны. Ей приходилось много трудиться, одно время она даже подрабатывала билетёршей в Колонном зале Дома Союзов. Часто она водила с собой маленького сына на концерты и спектакли. Быть может, именно в те моменты в нём и появилась тяга к актёрскому творчеству.

Ребёнком Георгий был очень стеснительным. Для преодоления у себя этого комплекса в четвёртом классе он записался в театральный местный кружок. Это и предопределило в дальнейшем окончательный выбор актёрской профессии.

Окончив общеобразовательную школу, Георгий поступает в училище малого театра. Учился он там недолго, причина отчисления была сформулирована весьма интересно: «За легкомыслие в отношении к учёбе». Этот жизненный поворот не отбил у Вицина желания стать актёром, а наоборот, укрепил его решимость в выборе будущей профессии.

Следующим летом Георгий подал документы на поступление одновременно в три театральные студии, и в каждую из них его приняли. Перед ним стал выбор, и он предпочёл учиться в московском театральном училище имени Е. Вахтангова. Через год по неясным причинам он переводится в студию МХАТ-2. Здесь он отучился и в 1936 году получил диплом.

Актёрская карьера

После окончания учёбы Георгий Вицин поступает в театр-студию Н.П. Хмелёва, который позднее переименуют в театр имени М. Ермоловой.

Первая роль Георгия Вицина в кино была эпизодическая – железнодорожник в ленте «Здравствуй, Москва!» (1945). Позже, в 1951 году, Вицин сыграл Гоголя в фильме «Белинский». Эта работа получилась очень удачной и яркой. Его по достоинству оценили режиссёры, и уже спустя год актёр играет главную роль – украинского классика в фильме «Композитор Глинка».

С 1954 по 1961 год Георгий Вицин снимается довольно много, его фильмография пополняется достойными ролями в таких известных картинах:

Название фильмаГод выхода на экраны
«Мы с вами где-то встречались»1954
«Мексиканец»1955
«Максим Перепелица»1955
«Двенадцатая ночь»1955
«Убийство на улице Данте»1956
«Дон Кихот»1957
«Отцы и дети»1958
«Девушка с гитарой»1958
«Василий Суриков»1959
«Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (здесь он вновь играет Гоголя)1959

Но подлинная слава и всесоюзная любовь пришла к Вицину с фильмами Леонида Гайдая. В киноновелле «Пёс Барбос и необыкновенный кросс» он впервые воплощает образ Труса из легендарной тройки Трус, Балбес и Бывалый (Вицин, Никулин, Моргунов). Эта тройка просто взрывала экраны Советского Союза. Потом ещё три раза в картинах «Самогонщики», «Кавказская пленница», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Это был апогей актёрской карьеры Георгия Вицина.

Георгий Вицин - полная биография

После этого было ещё очень много отличных ролей. Самые любимые зрителями киноленты:

Название картиныГод выхода на экраны
«Женитьба Бальзаминова»1964
«Сказка о потерянном времени»1964
«Дайте жалобную книгу»1965
«Семь стариков и одна девушка»1968
«Старая, старая сказка»1968
«Опекун»1970
«12 стульев»1971
«Джентльмены удачи»1971
«Земля Санникова»1973
«Неисправимый лгун»1973
«Царевич Проша»1974
«Не может быть»1975
«За спичками»1980

Всего Вицин сыграл в кино почти 100 ролей.

У него было очень много известных ролей и популярных постановок в театре. Вицин обожал и глубоко ценил театральное искусство. Он не признавал такого понятия, как киноактёр. Есть актёр, и рождается он на сцене. Георгий Михайлович с блеском играл озабоченного старика-импотента в пьесе «Укрощение укротителя». Люди на эту постановку шли исключительно из-за Вицина, в кассе сначала спрашивали, играет ли он, и только получив утвердительный ответ, покупали билеты.

Также Вицин обладал уникальным талантом в декламации. Он очень много озвучивал советские мультики и зарубежные фильмы, именно на этом поприще он достиг огромных успехов, подарив свой голос нашим любимым экранным героям.

Георгий Вицин - полная биография

Георгий Вицин абсолютно заслуженно награждён государством за свои труды. Он получил такие звания:

  • Заслуженный артист РСФСР в 1959;
  • Народный артист РСФСР в 1977;
  • Народный артист СССР в 1990.

Вицин Георгий

, актер, народного артиста СССР

( 23.04.1918 года — 22.10.2001 года ) Россия Величайший комедийный актёр, непревзойденный мастер эксцентрики и гротеска. Снялся в лучших отечественных кинокомедиях, в большинстве из которых сыграл главные роли. Создал первый в советском кино постоянный образ-маску — Труса — в ряде фильмов Леонида Гайдая.

Автор: Евгений Кравцов

Сайт: People’s History

Георгий Михайлович Вицин родился 23 апреля 1918 года в Петрограде.

Актерскому мастерству он учился в театральном училище при театре имени Вахтангова и в Студии при МХАТе 2-м, в 1936 году начал выступать на сцене театра-студии под руководством Н.П.Хмелева, в 1937 году актер перешел в Московский театр имени Ермоловой, а с 1969 года работал в театре-студии киноактера. Творчество Георгия Вицина условно можно разделить на три периода. Дебютировал он ролью Гоголя в картине Козинцева «Белинский», играл в драматических спектаклях театра Ермоловой, снимался в самых разножанровых фильмах и прославился в роли «запасного игрока» Васи Веснушкина. Кинематографу приглянулся этот герой — застенчивый, но болеющий за свое дело, способный совершить благородный поступок. По горячим следам и тому же удачному эталону был снят фильм «Она вас любит», где развилась тема истинного, а не показного героизма, душевной взыскательности, способной выстоять перед нахрапистой оголтелостью. Невзрачные, но отзывчивые герои Вицина вызвали симпатию зрителей. Параллельно актер снимался в лентах детективных, исторических, лирических. Козинцев собирался сделать из него положительного киногероя «с легким налетом иронии». Но тут начался второй период творчества Вицина — «эпоха Труса». Его хрупкая и субтильная фигура возникла рядом с Бывалым-Моргуновым и Балбесом-Никулиным, создав нелепую сатирическую троицу, высмеивающую пороки общества. Георгий Вицин в кинематограф пришел вторым после своего основного партнера по комедийной бригаде — Моргунова. Это было в год Великой Победы. Тогда в сорок пятом, вышел замечательный фильм серия Юткевича «Здравствуй, Москва», где бедующая знаменитость сыграла небольшую роль железнодорожника. В это время Георгий Вицин имел за плечами непревзойденную мхатовскую школу и десятилетний опыт театрального актера Никто не мог предположить, что из драматического актера получится комедийный, да еще какой. Григорий Козинцев, планировавший Вицина на роль Гамлета, увидев артиста в короткометражках Гайдая, был в шоке. Но, судьба-злодейка выбрала правильное решение и гениальный актер Георгий Вицин предпочел комедию.

Трус Вицина был поэтичным, влюбчивым, мнительным, этаким интеллигентом из коммуналки. Все его дальнейшие герои проходили под той же маской с привычными вздохами, походочкой, с дежурным набором аксессуаров (портфель, галстук, котелок, очки или просто близорукий взгляд). Неожиданно актёр выступил в роли отпетого уголовника в «Джентельменах удачи». Жуткий человек с лающим голосом и сентиментальными воспоминаниями, сующий голову в петлю — здесь Вицин не только затронул современный нерв, но и нашел новые краски для продолжения своей «масочной линии». К сожалению ему мало предлагалось таких ролей со «взрывчатым» вторым планом, подобной папаше из комедии «Не может быть!» Мастер эксцентрики, гротеска, уморительного перевоплощения, Вицин использовался как чистый комик, хотя и в данном вопросе его так и недооценили. Чемпион по озвучанию мультфильмов, Георгий Вицин много работал голосом. К своим кукольным и рисованным персонажам он подходил по системе Станиславского, считая эту часть творчества не менее ответственной и серьёзной. Но хотя эта маска и затрудняла Вицину творческие поиски, зрителям запомнились многие работы талантливого комедийного актера, с тонкой иронией и гротеском создававшего образы своих нерешительных героев. Более ста фильмов с его участием мы смотрим и не перестаем смеяться над его непревзойденными героями. Здесь и Бальзаминов из «Женитьбы Бальзаминова» и Тебенков из комедии «Опекун», Хмырь «Джентльмены удачи», Тютюрин «Неисправимый лгун», сэр Эндрю «Двенадцатая ночь», Сем «Деловые люди» и конечно же главная роль — это трус из бессмертных комедий Гайдая. Кроме кино, Георгий Вицин много работал над озвучанием мульфильмов, а съемки в телевизионном «Кабачке 13 стульев» лишь прибавили ему популярности. Последнюю роль Георгий Вицин сыграл в картине «Хаги-Траггер» (1994).

И не смотря на обилие его персонажей, мне кажется, что талант Вицина достоин большего и главную роль в его жизни он так и не сыграл, а жаль. По мнению его партнеров Моргунова и Никулина, что Вицин дьявольски талантлив и мы оба вместе взятые не стоим его ногтя.

Последние 7 лет он не снимался, до недавнего времени актер появлялся перед зрителями только в юмористических концертах театра киноактера. Всю жизнь он занимался йогой, что, по мнению врачей, в результате негативно отразилось на его здоровье.

Народный артист Советского Союза ушел из жизни 22 октября 2001 года после тяжелой болезни.

Одно из последних интервью Георгий Вицин закончил так: «Не суетитесь, люди. Жизнь отнимает страшно много времени!».

Георгий Вицин — полная биография

Георгий Вицин (Georgy Vitsin). Человек с голубиной душой

Время иногда останавливается

Георгию Михайловичу Вицину 23 апреля исполнилось бы 90 лет, хотя некоторые утверждают, что эта дата прошла год назад – он убавил себе возраст при поступлении в театральное училище. Говорят, Вицин был большим шутником, может быть, поэтому вся его актерская жизнь была замешана на парадоксах: он был знаменитым актером, но ненавидел публичность, в молодости он играл стариков, а в старости – молодых, играл жуликов, будучи человеком редкой щедрости и бескорыстности, играя алкашей, сам не пил даже пива, он был смешным и грустным одновременно. Он страстно любил природу, и в арбатском переулке у него была голубятня. На его похоронах из клетки выпустили в небо стаю голубей.

Почти четверть века работал актер в Московском театре им. Ермоловой, поэтому и рассказывает нам о нем художественный руководитель театра, народный артист СССР, лауреат многих премий, профессор Российской академии театрального искусства Владимир Алексеевич Андреев.

– Владимир Алексеевич, когда вы впервые увидели Вицина?

– Произошло это случайно и до того, как я стал штатным артистом в Ермоловском театре. У меня был близкий знакомый – потом известный «эстрадник» Борис Владимиров. Они с Вадимом Танковым положили начало популярному дуэту старушек – одна интеллигентная старушка в шляпке, а другая попроще, в платочке; позже их стали копировать, причем уже в банально-вульгарных интерпретациях. И вот однажды Борис сказал: «Слушай, пойдем Вицина смотреть». «А кто это?» – спрашиваю. «Как, ты не знаешь? Ну, тогда ты не знаешь настоящего юмора». И вот мы в Ермоловском театре на спектакле «Невольница» по пьесе Островского. Вицин еще довольно молодой, а на сцене – пьяненький старичок с красным носиком, жалкенький, говорит странным голосом. Помню, как горничная упрекает его: «Вы же зарок давали!» А он ей грустно и спокойно: «Поневоле пить перестанешь, коли денег нету». И сразу видна не только судьба этого персонажа Островского – возникает длинный ассоциативный ряд, приводящий в сегодняшнюю деревню, в современную Россию. Он был невероятно органичен в любой роли и никогда не «наигрывал». Его «комикование», какие-то приемчики, штампы, этот его голос были только его. Он был большой артист, и вот странно: смешной и не очень смешной.

– Нет. Я его всегда звал «Георгий Михайлович», так и не осмелился перейти с ним на «ты» и называть «Гоша». В театре его многие так звали, он не обижался, но иногда в его глазах мелькало что-то, напоминающее недоумение, но только чуть-чуть, без раздражения.

– Как к нему относились в театре?

– Его часто копировали – вчистую, причем актеры, обладающие совсем другой фактурой. Может, они и сами не понимали, что копируют. Никого не хочу обидеть, но его дублеры старались делать все то же, что Вицин, но только это было абсолютно несмешно. Наверное, сила его индивидуальности не давала другому артисту внести свое. Его юмор был всегда чуть-чуть грустноватый, но очень смешной – что за сочетание такое? Как будто физику он умел объединить с метафизикой. Сколько лет прошло, а вспоминаешь Вицина на сцене, Вицина-партнера – и как будто это было совсем недавно. Видимо, потому, что заряд его одаренности, в том числе и человеческой, был очень субъективным и самостоятельным. Так было, и все, что я сейчас говорю, – это не комплименты «вдогонку», Вицин немало их получал и в театре, и в кино.

– Говорят, он часто импровизировал перед камерой. А в театре это было возможно?

– Вицинские мизансцены рождались на ходу, прямо во время спектакля вдруг возникало отклонение от установленного, чем он, конечно, ужасно раздражал остальных. И вот за кулисами слышно: «Гоша, ты же всегда не там стоял!» – «Ну и что?» – говорит он тихо. – «Так ведь все ломается!» – А он так же тихо, не скандально: «Ломается – у тебя?» На этом эпизод исчерпывался. Или такой диалог. В антракте несколько человек окружали его: «Гоша, ну нельзя так все время шутить!» – «А что же остается делать?» – отвечал Вицин: он не вступал в конфликты, но иначе не мог.

– Вспомним о вицинском «феномене возраста»: до сорока он с блеском играл стариков.

– Cтарики вообще особенно ему удавались – интересными, смешными, трогательными. И выглядели они очень по-доброму – сейчас это немодно. В «Укрощении укротителя» Флетчера он как раз играл богатого Морозо – старика, решившего жениться. Помню, как он задумывался после сцены с потенциальной юной невестой и ее возлюбленным Роландом, которого играл я: ее папаша-то хочет, чтобы она вышла замуж за состоятельного Морозо, а не за бедного Роланда. И вот Морозо потянулся к ней – а она ему пощечину! Тут выскакивал я, наблюдавший его ухаживания, и хватал его за нос. И герой Вицина, оставшись один, размышлял: «Как же так? Меня – по морде, а молокосос – так за нос». Он держал паузу, а потом произносил задумчиво: «А может быть, у женщин так бывает, что от крайней страсти ей захотелось дать мне по морде?» И это «по морде» звучало так ласково, так невульгарно, что снова – аплодисменты в зале. В «Укрощении укротителя» я играл первый раз, был страшно зажат, все старался ничего не забыть, до меня Роланда играл Всеволод Семенович Якут. И вот после первого моего спектакля Вицин аккуратно так говорит: «Володьк, ты в следующий раз нос мне только не оторви, ладно?» А в тот же вечер Иван Иванович Соловьев, сильно, мощно игравший Петруччо, шел, погромыхивая сапогами, я подскочил к нему – ждал какой-то оценки, может, и одобрения, а он, чеканя каждое слово, произнес: «Ну и наваляли вы сегодня!»

– Начиная же со зрелого возраста, в кино Вицин часто играл молодых, например, 25-летнего Бальзаминова, когда самому актеру было за сорок.

– В «Женитьбе Бальзаминова» у Константина Воинова Вицин снялся много позже «Запасного игрока». Воинов был актером и режиссером в Ермоловском театре – не очень удачливым, – а в кино вошел. Вицина он знал хорошо, знал запас его возможностей, и вот возник такой милый, такой трогательный и беззащитный Бальзаминов-Вицин, младший брат других персонажей из пьес Островского. Вроде тот же, и тембр тот же – а другой!

Играл он молодых и в театре. Помню спектакль Павленко «Счастье», где у Вицина была роль молодожена. Там у него и появился такой трогательный хохолок, который потом перешел в фильм «Запасной игрок». Позже Виктор Розов отдал нам пьесу «В добрый час». Это была пьеса о молодежи, и театр не очень торопился: худсовет состоял из людей, умудренных опытом. Герой Вицина там десятиклассник, а Георгию Михайловичу уже под сорок. Он даже стыдился репетировать, говорил: «Ребята, ну как я буду – я ведь настолько старше вас». И отказаться ему было неудобно, и режиссер новый пришел, и он с тоской приступил к репетициям, но на сцене возник такой чистый парень-попрыгунчик. Он был действительно человек без возраста, ему и двенадцать лет можно было дать, а уж восемнадцать точно. И вот когда он чувствовал себя не очень ловко, он вскакивал на диван и начинал бешено прыгать на нем, как на батуте. Это было уморительно симпатично, и зритель – особенно юный – хохотал. Все-то он хотел «выскочить» из этого спектакля, и наконец ему это удалось, и хотя его заменил хороший актер, спектакль потерял обаяние. Вицинское.

– Он был одинаковым в театре и вне его?

– Школа Вицина была помножена на деликатность. Его внутреннее раздражение никогда не выходило наружу ни на сцене, ни в жизни. А в какой-то момент эта деликатность стала множиться на легкую горечь от общения с людьми. Было такое предприятие в 60–70-х годах, или, как теперь говорят, проект, называлось «Товарищ кино». Группа актеров ездила по городам и весям, и зрителями эти поездки очень ожидались – часто встречи проходили на стадионах. Помню, как мы приехали в Белгород, и Вицин говорит: «Почему-то захотелось фруктов». А надо сказать, его меню и до увлечения йогой отличалось от ортодоксального. И вот втроем еще с одним известным артистом мы пошли на базар.

При нашем появлении рынок начинает существовать волнообразно, перекатываясь в соответствии с нашим маршрутом. Мы выбираем арбуз, дыню, а нас сопровождает группа молодежи. И тут третий артист – он не виноват, он живой человек – говорит, указав на молоденькую девушку: «Ох, и хороша девчонка!» У нее действительно потрясающие были глаза – огромные, полные восторга: она увидела перед собой «вживую», настоящими тех, кого раньше видела только на экране. Группка молодежи стала распадаться, а девочка все шла. И вот третий артист спрашивает ее: «Вы любите кино?» – «Да!» – «Хотите я вам расскажу много интересного про кино?» – «Да!»

Мы дошли до гостиницы, и артист этот говорит нам с Вициным: «Ребята, отколитесь». И начал ей что-то банальное рассказывать о кино, а девочка слушает, и ничего ей не страшно. Подходят они к его номеру, и не успела дверь захлопнуться, как Вицин говорит: «Володьк, надо девчонку все-таки уберечь – кто его знает…» «А что делать?» – спрашиваю. – «Стучать». И мы стучим. Открывается дверь, и стоит у стены, взирая на одного из своих кумиров, как на ожившего Аполлона, девочка. Товарищ наш смотрит на нас недовольно, взглядом не очень хорошим. А мы берем девочку за руки и говорим: «Мы тебе тоже все про кино расскажем. Но нас двое, и, значит, рассказ наш будет интереснее». И уводим ее. Это был поступок Вицина.

– А как Георгий Михайлович, который «не пил, не курил и за женщинами не ухаживал», чувствовал себя в актерской среде?

– Он вообще по многим причинам был человек-одиночка: был общителен, но не любил актерских закулисных компаний. Человек очень интеллигентный, из вежливости давал денежку, чтобы другие могли отметить очередной успех и сбегать за бутылкой. Сам же сидел с краешку: присутствовал, но не участвовал. Никогда себя не навязывал, в споры вступал односложно – вдруг уходил. Негромкий был человек. Амплитуда его знаний и чувствований была много шире, чем у большинства из его партнеров. Люди были проще. У Вицина был очень субъективный круг интересов. Может быть, поэтому жизнь дарила ему щедрые знакомства. В театре работала прекрасная актриса Надежда Тополева. Она была первой женой Николая Павловича Хмелева. Вицин звал ее Дина. Она ощущала запас его таланта, уровень личности и была очень ему предана. Относилась к Вицину как к ребенку, говорила: «Гоша, ну не зли ты их».

– Тех, кого он пересмеивал. «Я ничего такого не делаю», – тихо отвечал он. – «Не делаешь, а получается». Удачу собрата многие с трудом переносят. Потом Вицин начал много сниматься и ему приходилось часто выезжать; может, это и не зависть была, но помню, как на худсовете его однажды «прорабатывали» – дело было на гастролях в Саратове – кажется, за нарушение дисциплины.

– Со своей женой он тоже познакомился в театре Ермоловой?

– Да, свою главную любовь Георгий Михайлович нашел в Ермоловском театре: стал вдруг захаживать в бухгалтерию – там и работала его избранница Тамара Федоровна. Она, кстати, была племянницей знаменитого биолога Ивана Мичурина. У них родилась дочь Наташа, Вицину было тогда уже около сорока. Наташа хорошо рисовала и, если не ошибаюсь, стала художницей. Он приносил в театр ее работы, с нежностью показывал – тем, к кому хорошо относился.

– Какой была ваша последняя встреча с Вициным?

– Незадолго до его ухода из этого мира они с Никулиным вдруг появились в театре: их «выудила» очень любившая обоих Наталья Селезнева на фестиваль детей-инвалидов. С Никулиным они были из одной компании, комедийные персонажи, «люди Гайдая» – удивительного Гайдая! Согласились они, откликнулись сразу. Вошли через служебный вход, стоят около дежурных, Вицин окинул взглядом стены: «Как странно, вдруг захотелось что-то сыграть на Ермоловской сцене…» – Я уцепился: «Ну так давайте, Георгий Михайлович, хоть эпизод!» – «Володь, надо подумать». Это и была наша последняя встреча.

Время течет быстро, но иногда останавливается. На время. Чтобы сказать памяти: «Не угасай!» Ведь продолжать жить можно, только храня воспоминания о тех, кто дал тебе урок таланта – человеческого и творческого, – Вицин этим даром обладал.

Вицин Георгий Михайлович

Актеры, В, СССР, Россия

Делимся с друзьями .

Вицин Георгий Михайлович

Георгий Вицин - полная биография

Родился 5 (18) апреля 1917 года в Териоках, Выборгская губерния,
Великое княжество Финляндское, Российская империя.

Заслуженный артист РСФСР (10.04.1959).
Народный артист РСФСР (1977).
Народный артист СССР (30.10.1990).

По официальным данным дата рождения Георгия Михайловича указана — 23 апреля 1918 года, однако, согласно записи в Метрической книге Петроградской Крестовоздвиженской церкви за 1917 год, отмечено: крещён 23 апреля, в день Святого Великомученика Георгия, а в графе день рождения указано: 5 (стало быть, 18 по новому стилю) апреля 1917 года, год с 1917 на 1918 в метрике мама подправила, чтобы болезненного Гошу отправить в оздоровительную лесную школу, где было место только в младшей группе.
Когда будущему артисту было восемь месяцев, родители перевезли его в Москву.

После окончания школы поступил в училище Малого театра. Но был отчислен с формулировкой «за легкомысленное отношение к учебному процессу». Затем прошёл испытания сразу в трёх студиях — Алексея Дикого, театра Революции и МХАТа-2, и был принят сразу во все три.
В 1934 году поступил в Московское театральное училище имени Евгения Вахтангова.
В 1935 году перешёл в студию МХАТ-2, где учился у С. Г. Бирман, А. И. Благонравова, В. Н. Татаринова.
В 1936-1969 годах — актёр Театра-студии под руководством Н.П. Хмелёва (с 1937 года — театр имени М. Н. Ермоловой).

В 1947 году дебютировал в кино в роли Н. В. Гоголя в картине Козинцева «Белинский».

Последние семь лет жизни актёр не снимался, появлялся перед зрителями только в юмористических концертах Театра киноактёра.

Георгий Вицин умер в понедельник 22 октября 2001 года в 16 часов 30 минут в московской больнице. Похороны великого актёра состоялись 25 октября на Ваганьковском кладбище в Москве (участок № 12А).

Из интервью Георгия Михайловича Вицина накануне 80-летия:
«Я должен был бороться со своей детской закомплексованностью, и инстинктивно меня потянуло к лицедейству. Надо было приучить себя к аудитории, побороть стеснение. И я выбрал актёрское дело, стал заниматься в драмкружках. Уже будучи взрослым актёром, я стал понимать, что нашёл настоящее лечебное средство против застенчивости.
Серафима Германовна Бирман была очень строгой и требовательной. Она постоянно всех одёргивала и очень бдительно следила за нашим поведением, и я помню такие её фразы в мой адрес: «Вицин, изящнее!», «Вицин, уберите свою вольтеровскую улыбку!», «Вицин! Вы как заядлый халтурщик на радио! Откуда у вас такое резонёрство?» Она предсказала мою дальнейшую жизнь я действительно часто выступал на радио.
Очень люблю Зощенко. Он, конечно, писал для чтения, для душевного интимного чтения. Но есть у него некоторые рассказы, которые годятся для эстрады. Зощенко очень чувствовал характеры, юмор, но читать со сцены сам не умел. Помню, я ещё молодой был, слушал его в Колонном зале. Выступил и тишина. Представляете? Я понял, что он не актёр. Он очень чётко чувствовал характеры, но читал смешной рассказ, как поэтическое произведение, на одной интонации, нараспев. Как Вознесенский.»
Сергей Капков ,«ТВ-ПАРК» 27 апреля – 3 мая 1998 года.
театральные работы
Вильям («Как вам это понравится» Уильяма Шекспира)
Тони («Ночь ошибок» О. Голдсмита)
Морозо («Укрощение укротителя» Дж. Флетчера)
Молоканов («Не сотвори себе кумира» А. М. Файко)
Воличка («Люди с чистой совестью» П. Вершигоры)
Поднебеско («Счастье» П. Павленко)
Дед Семён («Ксения» А. Волкова)
Абдурахман («Чудак» Н. Хикмета)
Любешкин («Дикари» С. В. Михалкова)
Счастливцев («Лес» А. Н. Островского)

роли в кино
1994 Хаги-траггер :: Генрих Янович :: главная роль
1994 Несколько любовных историй (Украина) :: Форнари :: главная роль
1993 Бравые парни (Украина) :: Василий Грибоедов :: главная роль
1992 Господа артисты | Панове артисти (Украина, Россия) :: Нил Палыч
1992 Выстрел в гробу | Постріл в труні (Украина) :: полковник Закусняк
1985 Соперницы :: Иван Степанович
1985 Путешествие пана Кляксы | Travels of Mr. Kleks (СССР, Польша) :: король Аполинарий Бай
1985 Опасно для жизни! :: Александр Петрович Чоколов
1981 Руки вверх! :: Фонди-Монди
1980 Комедия давно минувших дней :: Трус :: главная роль
1980 За спичками | Borrowing Matchsticks | Tulitikkuja lainaamassa (СССР, Финляндия) :: Тахво Кенонен
1978 История с метранпажем (короткометражный) :: Семён Николаевич Калошин
1977 Эти невероятные музыканты (фильм-спектакль) :: камео
1976, 1977 Маринка, Янка и тайны королевского замка :: принц Кукимор
1976 Солнце, снова солнце :: эпизод
1976 Синяя птица | Blue Bird, The (СССР, США) :: Сахар
1976 Пока бьют часы :: дедушка Маши / Великий Садовник :: главная роль
1976 Весёлое сновидение, или Смех и слёзы :: Кривелло
1976 12 стульев :: гробовых дел мастер Безенчук
1975 Шаг навстречу :: человек в буфете
1975 Финист — Ясный сокол :: Агафон
1975 Пузырьки :: водитель «Запорожца»
1975 Не может быть! :: Папаня :: главная роль
1975 Ау-у! (киноальманах) :: учёный-этнограф
1974 Царевич Проша :: Король Каторз Девятый
1974 Северная рапсодия
1974 Мой «Жигулёнок» (короткометражный) :: дядя Женя
1974 Дорогой мальчик :: Макинтош
1974 Большой аттракцион :: Галкин
1974 Автомобиль, скрипка и собака Клякса :: музыкант-1 (банджо\гитара)
1973 Неисправимый лгун :: Алексей Тютюрин :: главная роль
1973 Моя судьба :: пьяница с расческой
1973 Земля Санникова :: Игнатий :: главная роль
1973 А вы любили когда-нибудь? :: Яков Иванович Никольский
1972 Чиполлино :: адвокат Горошек
1972 Табачный капитан :: Мутон :: главная роль
1972 Масштабные ребята :: Афанасьев
1971 Тень :: Доктор
1971 Смертный враг :: Егор
1971 Джентльмены удачи :: «Хмырь» :: главная роль
1971 Весенняя сказка :: царь Берендей
1971 12 стульев :: монтёр Мечников
1970 Шаг с крыши :: англичанин
1970 Опекун :: Тебеньков, алкоголик и тунеядец :: главная роль
1970 Как мы искали Тишку :: Степанов
1969 Похищение :: артист Вицин
1969 Вчера, сегодня и всегда :: тётушка Берри
1968-1981 Кабачок «13 стульев» (фильм-спектакль) :: пан Одиссей Цыпа
1968 Старая, старая сказка :: Добрый волшебник
1968 Семь стариков и одна девушка :: грабитель («Трус»)
1968 Гольфстрим :: отец Игоря
1968 В тринадцатом часу ночи :: Водяной :: главная роль
1967 Татьянин день :: предложивший новое летоисчисление
1967 Спасите утопающего :: майор милиции / старик в панамке
1966 Формула радуги :: директор фабрики игрушек
1966 Сказки русского леса :: Трус
1966 Кто придумал колесо? :: дядя
1966 Красное, синее, зелёное :: строгий директор музея :: главная роль
1966 Коллекция Капы (фильм-спектакль) :: Гранаткин
1966 Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика :: Трус
1965 Операция «Ы» и другие приключения Шурика :: Трус
1965 Новогодний календарь
1965 Дорога к морю :: Александр Терентьевич
1965 Дайте жалобную книгу :: заведующий отделом
1965 В первый час
1965 Бывает и так (киноальманах)
1964 Что такое теория относительности (короткометражный) :: актёр
1964 Сказка о потерянном времени :: Андрей Андреевич :: главная роль
1964 Зайчик :: Фёдор Михайлович
1964 Женитьба Бальзаминова :: Михайло Дмитриевич Бальзаминов
1964 Эстрадная фантазия
1964 Весенние хлопоты :: Cалазкин Пуд Алексеевич
1963 Слепая птица :: пассажир поезда
1963 Первый троллейбус :: пьяный
1963 Мамочка и два трутня (короткометражный)
1963 Короткие истории :: муж
1963 Каин XVIII :: палач
1962 Путь к причалу :: Великанкин
1962 Молчат только статуи :: Жак Мелье
1962 Как рождаются тосты (короткометражный) :: Плющ :: главная роль
1962 Деловые люди :: Сэм, авантюрист :: главная роль
1961 Совершенно серьёзно (киноальманах) :: Трус
1961 Самогонщики (короткометражный) :: Трус :: главная роль
1961 Дрессировщики (короткометражный) :: дедушка
1961 Артист из Кохановки :: Кузьма
1960 Месть (короткометражный) :: Фёдор Фёдорович Дегтярёв :: главная роль
1960 Конец старой Берёзовки :: учитель геометрии
1959 Я был спутником Солнца :: учёный
1959 Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем :: Николай Васильевич Гоголь
1959 Василий Суриков :: Илья Ефимович Репин
1958 Чудотворец из Бирюлёва
1958 Отцы и дети :: Ситников
1958 Коловращение жизни (короткометражный) :: парикмахер
1958 Жених с того света (короткометражный) :: Фикусов Пётр Петрович, управделами КУКУ
1958 Девушка с гитарой :: п
окупатель
1957 Новый аттракцион :: Семён Ильич
1957 Дон Кихот :: Карраско
1957 Борец и клоун :: Энрико
1956 Убийство на улице Данте :: Питу
1956 Поэт :: антрепренер вечера поэзии
1956 Она Вас любит :: Константин Петрович Канарейкин :: главная роль
1955 Мексиканец | Mexican, The :: Билл Карти
1955 Максим Перепелица :: дед Мусий
1955 Двенадцатая ночь :: Сэр Эндрю
1954 Мы с вами где-то встречались. :: отдыхающий
1954 Запасной игрок :: Вася Веснушкин :: главная роль
1952 Композитор Глинка :: Н.В.Гоголь
1951 Белинский :: Николай Васильевич Гогол
1946 Глинка :: зритель на премьере
1945 Здравствуй, Москва! :: железнодорожник на станции Дольск
1944,1945 Иван Грозный :: опричник

озвучивание
1992-1995 Шарман, шарман! (анимационный)
1994 Фантазёры из деревни Угоры (анимационный) :: Кащей Бессмертный
1993 Два жулика (анимационный) :: рассказчик
1991 Николай Угодник и охотники (анимационный) :: рассказчик
1986 Я — вожатый форпоста :: отец Коли Гудкова
1986 Снегурята (анимационный) :: Пугало
1984-1987 Домовёнок Кузя (анимационный)
1984 Хочу луну
1984 Слоненок пошел учиться (анимационный)
1984 Подземный переход (анимационный) :: Ужик
1984 Не хочу и не буду (анимационный) :: Кот
1983 Следствие ведут Колобки (анимационный) :: продавец мороженого
1983 Жил у бабушки козёл (анимационный) :: Зайка
1982 Чародеи :: учёный кот
1982 Сладкий родник (анимационный) :: Петух / Телёнок
1982 Приключения волшебного глобуса, или Проделки ведьмы
1982 Покровские ворота :: Савельич
1982 Влюблён по собственному желанию :: незадачливый ухажёр-художник
(роль Ивана Уфимцева)
1982 Бюро находок (анимационный)
1981 Мария, Мирабела | Maria, Mirabela (СССР, Румыния) :: Король Гусениц
1981 Зимняя сказка (анимационный) :: Снегирь
1981 Дедушка дедушки нашего дедушки
Роль Гусейнаги Садыхова
1980 Укрощение строптивого | Taming of the Scoundrel, The | Bisbetico domato, Il (Италия) :: дон Кирилло
роль Пиппо Сантонастасо
1980 Первый автограф (анимационный)
1979 С кого брать пример (анимационный)
1979 Как лиса зайца догоняла (анимационный)
1978 Робинзон Кузя (анимационный) :: Кот
1978 Кто есть кто? | Cop or Hood | Flic ou voyou (Франция)
1978 Как утёнок-музыкант стал футболистом (анимационный)
1978 Дед Мороз и Серый волк (анимационный) :: Заяц
1978 Д’Артаньян и три мушкетёра :: судейский
(роль Владимира Долинского)
1977-1983 Самый маленький гном (анимационный) :: Петух
1977 Фантазии Веснухина :: дядя Гоша
роль Готлиба Ронинсона
1977 Мачеха Саманишвили :: священник Михаил
1977 Квартет «Ква-ква» (анимационный) :: Жук
1977 Как грибы с горохом воевали (анимационный) :: Стручок
1977 Зайчонок и муха (анимационный) :: Воробей
1977 Гариб в стране джиннов :: Асра
роль Алексера Мамедоглу
1976 Знакомство по брачному объявлению | Run After Me Until I Catch You | Cours après moi que je t’attrape (Франция)
1976 Зайка-зазнайка (анимационный) :: Зайка-зазнайка
1976 Все непонятливые (анимационный) :: Червячок
1975 Наследство волшебника Бахрама (анимационный)
1975 Конек-Горбунок (анимационный)
1975 В гостях у гномов (анимационный) :: Гном
1974 Мешок яблок (анимационный) :: Косой
1974 Сами виноваты (анимационный)
1973 Как это случилось (анимационный) :: Игрушка-Клоун
1973 Весёлая карусель (анимационный) :: Егор1
1972 Рассказы старого моряка. Антарктида (анимационный)
1972 Приключения волшебного глобуса, или Проделки ведьмы (анимационный) :: Мудрый ворон, колдунья Клоанса
1971 Петрушка (анимационный)
1970 Украли Старого Тоомаса | Varastati Vana Toomas :: Тоомас
1970 Бобры идут по следу (анимационный)
1969 Украденный месяц (анимационный)
1969 Кот в сапогах | Nagagutsu o haita neko (Япония, анимационный)
1968 Хочу бодаться (анимационный)
1968 Маленький купальщик | Little Bather, The | Petit baigneur, Le (Франция, Италия) :: министр
1968 Козлёнок, который считал до десяти (анимационный) :: Конь
1968 Бриллиантовая рука :: пьяница в подворотне
роль Леонида Гайдая
1967 Честное крокодильское (анимационный) :: Паровоз
1967 Треугольник :: фотограф
1967 Слоненок (анимационный)
1967 Сказки для больших и маленьких (анимационный)
1967 Сказка о золотом петушке (анимационный)
1967 Раз-два, дружно! (анимационный)
1967 Паровозик из Ромашкова (анимационный)
1967 Зеркальце (анимационный)
1966 Хвосты (анимационный)
1966 Удивительная история, похожая на сказку :: читает текст
1966 Сегодня день рождения (анимационный) :: Диспетчер на вокзале / Кот
1966 Про бегемота, который боялся прививок (анимационный) :: Волк
1966 Поди туда — не знаю куда . (анимационный) :: текст от автора
1966 Как украсть миллион | How to Steal a Million (США)1965 Светлячок №6 (анимационный)
1965 Рикки-Тикки-Тави
1965 Ни богу, ни чёрту (анимационный) :: плотник Кузьма
1965 Весёлые человечки (анимационный) :: Карандаш
1965 Ваше здоровье! (анимационный) :: микроб
1964 Храбрый портняжка (анимационный)
1964 Хотите — верьте, хотите — нет. :: лектор
1964 Петух и краски (анимационный) :: Петух
1964 Кто поедет на выставку? (анимационный)
1964 Жизнь и страдания Ивана Семенова (анимационный) :: врач
1963 Три толстяка (анимационный)
1963 Сказка о старом кедре (анимационный)
1963 Следопыт (анимационный) :: школьник Вася Петров
1963 Светлячок №3 (анимационный)
1963 Путь на арену :: агент Госстраха
1963 Вчера, сегодня, завтра | Yesterday, Today and Tomorrow | Ieri, oggi, domani (Италия, Франция)
1963 Бабушкин козлик (анимационный)
1962-1974 Фитиль (короткометражный)1962 Только не сейчас (анимационный)
1962 Королева Зубная щётка (анимационный) :: дедушка Мыло
1962 Две сказки (анимационный)
1961 Чиполлино (анимационный) :: Кактус
1961 Рассказ нищего :: Пепиа
(роль Александра Омиадзе)
1961 Муравьишка-хвастунишка (анимационный)
1961 Ключ (анимационный) :: Николай Николаевич Захаров
1961 Дракон (анимационный)
1961 Дорогая копейка (анимационный) :: Пятак
1960 Человечка нарисовал я (анимационный)
1960 Три зятя (анимационный) :: Старик
1960 Разные колеса (анимационный)
1960 Непьющий воробей (анимационный) :: Воробей
1960 Мультипликационный «Крокодил» (анимационный) :: Патефон / Нож
1960 Конец черной топи (анимационный)
1960 13-й рейс (анимационный) :: Заяц
1959 Три дровосека (анимационный)
1959 Ровно в три пятнадцать. (анимационный) :: Карандаш
председатель клуба веселых человечков
1959 Приключения Буратино (анимационный) :: Джузеппе
1959 Мистер Питкин в тылу врага | Square Peg, The (Великобритания)
1958 Спортландия (анимационный)
1958 Сказка о Мальчише-Кибальчише (анимационный)
1958 Мы за солнышком идём (анимационный) :: Ёжик
1958 Мальчик из Неаполя (анимационный)
1958 Краса ненаглядная (анимационный) :: Труха
1958 Кошкин дом (анимационный) :: Козёл / Ворон
1957 Чудесница (анимационный)
1957 Сказка о Снегурочке (анимационный) :: Дед
1957 Привет друзьям! (анимационный) :: Фанфан-репортер
1957 В некотором царстве (анимационный)
1956 Шакаленок и верблюд (анимационный)
1956 Кораблик (анимационный) :: Муравей
1956 Драгоценный подарок :: заведующий аптекой
роль Э.Геллера
1956 Баши-Ачук | ბაში-აჩუკი
1955 Храбрый заяц (анимационный) :: Храбрый Заяц
1955 Снеговик-почтовик (анимационный) :: Снеговик-почтовик
1955 Ореховый прутик (анимационный) :: Клоанца
1955 Лурджа Магданы :: дед Гиго
(роль Александра Омиадзе)
1955 Крушение эмирата :: Урзуф и комендант
1955 Заколдованный мальчик (анимационный) :: Розенбом
1955 Это что за птица? (анимационный) :: Гусь
1955 Девушка-джигит :: Мурат
1954 «Стрела» улетает в «Сказку» (анимационный) :: Дед Лесник-Лесовик
1954 Папа, мама, служанка и я | Papa, Mama, the Maid and I | Papa, maman, la bonne et moi. (Франция)
1954 Оранжевое горлышко (анимационный)
1954 Козел-музыкант (анимационный)
1954 Верные друзья :: дед на барже
роль А.Жукова
1953 Волшебный магазин (анимационный) :: Маг-Завмаг
заведующий волшебным магазином
1953 Великий воин Албании Скандербег | Skënderbeu (СССР, Албания) :: муж Мамицы
1951 Высокая горка (анимационный) :: Чик
воробьишка
1946 Павлиний хвост (анимационный)
1936 Бесприданница
восстановленная редакция 1970 года

архивные кадры
2012 Тайны советского кино (документальный)
2010 Спето в СССР (документальный)
2009 Великие комбинаторы (документальный)
2005-2007 Как уходили кумиры (документальный)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *