Государственная Дума

Государственная Дума

ГОсударственная дума

Государственная ДумаГосударственная Дума —одна из двух палат российского парламента — Федерального Собрания — формируется путем общенациональных прямых выборов и представляет население всей страны в целом в отличие от верхней палаты, выступающей в федеративном государстве как представительство входящих в его состав субъектов. Название Государственная Дума воспроизводит наименование российского представительного органа, действовавшего в 1906—1917 гг. Конституция РФ 1993 г. установила (статья 95, часть 3) численность Государственной Думы в 450 депутатов. Половина депутатов избирается по партийным спискам (по пропорциональной избирательной системе), а половина по одномандатным избирательным округам (по мажоритарной избирательной системе относительного большинства). Государственная Дума избирается сроком на четыре года (статья 96, часть 1), что соответствует мировой практике и отвечает двум выработанным ею критериям. Во-первых, периодичность избирательных кампаний должна быть достаточной для того, чтобы обновление законодательного органа не слишком отставало от социальных, политических и иных изменений, происходящих в обществе. Во-вторых, срок должен быть достаточным для того, чтобы избранные депутаты, в частности те, которые избираются впервые, могли сначала освоить основы парламентской деятельности и затем использовать полученный опыт в течение достаточно продолжительного времени.

Государственная Дума — это прежде всего и главным образом законодательный орган. Ее основная функция — законотворчество. “Федеральные законы принимаются Государственной Думой” — гласит Конституция РФ (статья 105, часть 2).

Круг вопросов, входящих в компетенцию Государственной Думы установлен рядом статей Конституции (в основном ст.103) и федеральных законов. Статьи 102 и 103 Конституции РФ являются юридическим выражением системы сдержек и противовесов в построении и функционировании высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

В ст.103 определяются вопросы исключительного ведения Государственной Думы. «К ведению Государственной Думы относятся: а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации; б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации; в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации; г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; е) объявление амнистии; ж) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности».

Частями 2 и 3 той же статьи установлено, что Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации, которые принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией.

Регламентом Государственной Думы предусмотрен целый раздел (IV), посвященный вопросам, которые относятся к исключительному ведению Государственной Думы.

В законодательной деятельности Государственная Дума не ограничена ничем, кроме конституционных рамок.

Все законопроекты вносятся на рассмотрение в Государственную Думу (ст.104 ч.2 Конституции). Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; войны и мира.

В соответствии с частью 3 той же статьи законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены в Государственную Думу только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

Государственная Дума не является, подобно Верховному Совету, также и распорядительным органом, она не может вмешиваться в повседневную деятельность исполнительной власти. Вместе с тем Государственная Дума, как и Федеральное Собрание в целом, осуществляет контрольную функцию в отношении исполнительной власти. Конституция РФ, как и многие зарубежные конституции, прямо не говорит об этой форме деятельности парламента, однако она вытекает из его природы, имманентно присуща ему. Конституция РФ говорит о полномочиях Государственной Думы, призванной реализовывать (как правило, совместно с другой палатой) эту контрольную функцию, как-то: возможность вотума недоверия правительству, контроль за исполнением бюджета, право ратификации международных договоров. В деятельности Государственной Думы широко используются и такие формы контроля, как интерпелляция (депутатский запрос), заслушивание высших должностных лиц.

Внутренняя организация Государственной Думы включает две структуры: фракционную, то есть объединения депутатов по партийной принадлежности и совпадающей политико-идеологической ориентации (см. депутатские объединения), и комитетскую — объединения депутатов по профессиональным склонностям. Образование в Думе парламентских комитетов и парламентских комиссий в общем виде предусмотрено Конституцией (статья 101, часть 3). Какие именно комитеты и комиссии создаются и в каком количестве, определяется Регламентом Государственной Думы. Каждый депутат обязан принимать участие в работе одного из комитетов. Правовой статус депутата не зависит от его фракционной или комитетской принадлежности. Общее руководство палатой осуществляют избираемые ею тайным голосованием Председатель Государственной Думы, его заместители и Совет Государственной Думы, куда входят руководители фракций и депутатских групп.

В соответствии с частью 1 статьи 99 Конституции Федеральное Собрание — постоянно действующий орган.

Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания, хотя Президент РФ может созвать заседание Думы ранее этого срока. В соответствии со ст. 38 Регламента Государственная Дума собирается на сессии, как правило: весеннюю — с 12 января по 20 июля; осеннюю — с 1 октября по 25 декабря. Государственная Дума правомочна начать свою работу, если общее число избранных в нее депутатов не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы (ч.2 ст.49 Регламента). Продолжительность и порядок проведения заседаний палат определяются Регламентом Государственной Думы.

Состоялось открытие первой Государственной Думы России

Государственная ДумаЗаседание первой Государственной Думы

В октябре 1905 года Николай II издал манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», которым была учреждена Государственная Дума как законодательно-представительный орган. Дума должна была рассматривать законопроекты, которые затем должны были обсуждаться в Государственном совете и утверждаться царем.

Как было сказано в манифесте, «ныне настало время, следуя благим начинаниям их, призвать выборных людей от всей земли Русской к постоянному и деятельному участию в составлении законов, включая для сего в состав высших государственных учреждений особое законосовещательное установление, коему предоставляется разработка и обсуждение государственных доходов и расходов».

Применительно к структуре парламентов европейских государств, Государственная Дума России являла собой нижнюю палату, а в качестве верхней палаты выступал действовавший при царе с 1810 года высший законосовещательный орган – Государственный совет.

Первая Государственная Дума работала с (27 апреля) 10 мая по (9) 22 июля 1906 года – 72 дня, проведя всего одну сессию. В Думу входили представители разных политических партий. Ее самой многочисленной фракцией были кадеты – 179 депутатов. Октябристы насчитывали 16 депутатов, социал-демократы – 18. От так называемых нацменьшинств было 63 представителя, беспартийных – 105.

Всего за 72 дня своей работы первая Дума приняла 391 запрос о незаконных действиях правительства. В итоге она была распущена царем, войдя в историю как «Дума народного гнева».

Государственная дума

сюжет с участием Государственной думы

персоны в организации Государственная дума

описание Государственной думы

Государственная дума (кратко — Госдума, ГД) — нижняя палата Федерального Собрания Российской Федерации.

Госдума состоит из 450 депутатов, в число которых может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причём одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной думы и членом верхней палаты — Совета Федерации). Депутатом Государственной думы первого созыва мог одновременно являться член правительства Российской Федерации (согласно переходным положениям Конституции Российской Федерации).

С 2007 года депутаты ГД избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). С 2005 года проходной барьер повышен до 7 %. Новые правила были установлены специально для того, чтобы отсечь явно непроходные партии и нежелательных кандидатов в Госдуму. Ранее в России была смешанная избирательная система, так как половина общего состава депутатов избиралась также по мажоритарной системе (по одномандатным округам). С 2016 года барьер вновь будет составлять 5 %.

Первая Государственная Дума избиралась вместе с Советом Федерации в день всенародного голосования по Конституции 12 декабря 1993 года сроком на два года (согласно переходным положениям принимаемой Конституции).

Срок полномочий остальных созывов ГД — четыре года. Из-за внесения поправок в Конституцию 2008 года следующие созывы депутатов избираются сроком на пять лет.

Выборы в нижнюю палату проводились в 1993, 1995, 1999, 2003, 2007 и 2011 годах.

Ее работу возглавляют председатель Думы и его заместители, при этом заместителя может выдвинуть каждая фракция. Работа депутатов осуществляется в рамках комитетов и комиссий Госдумы, а также во фракциях и в региональных округах.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

Всероссийская Октябрьская стачка (1905 г.) вырвала у царя манифест 17 октября (см.), в котором он обещал созвать «законодательную» думу, в отличие от сметённой большевистским бойкотом совещательной булыгинской думы, и привлечь к выборам все классы населения.

Царский указ 11 декабря 1905 г., не изменяя куриальной системы, установленной при выборах в бу-лыгинскую думу, прибавил к ранее установленным куриям (землевладельческой, городской и крестьянской) рабочую курию и несколько расширил состав городских избирателей. Выборы были не всеобщие: лишались права голоса женщины, значительная часть рабочих, крестьянская беднота, кочевые народы, военнослужащие, молодёжь до 25 лет. Выборы были неравные: 1 голос помещика приравнивался к 3 голосам городской буржуазии, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих. Выборы были не прямые, а многостепенные: избрание выборщиков, которые затем в губернском избирательном собрании избирали депутатов Г. д., происходило раздельно по каждой курии. Для помещиков и буржуазии была установлена двухстепенная подача голосов, для рабочих трёхстепенная, а для крестьян даже четырёхстепенная. Выборы фактически были не тайные: на эолостных сходах нередко присутствовали земские начальники и полицейские чины, которые путём запугивания навязывали крестьянам угодных царской администрации кандидатов в уполномоченные на уездный съезд.

Антидемократический избирательный закон «. обеспечивал громадное преобладание в думе кучки помещиков и капиталистов над миллионами рабочих и крестьян» (История ВКП(б), Краткий курс, стр. 81).

Признав за Г. д. «законодательные» права, царское правительство после поражения декабрьского вооружённого восстания всячески стремилось их ограничить. Накануне открытия Г. д., 23 апреля 1906 г., была опубликована новая редакция Основных законов (см.), которые изъяли из ведения Г. д. наиболее важные вопросы государственной жизни. Равные с Г. д. права в области законодательства получал Государственный Совет (см.).

«Дума, – указывал в 1906 г. И. В. Сталин, – это ублюдочный парламент. Она только на словах будет обладать решающим голосом, на деле же у неё будет лишь совещательный голос, ибо в качестве цензоров над нею будут стоять верхняя палата и вооружённое до зубов правительство» (Сталин И. В., Соч., т. 1, стр. 207).

Первая Г. д. (27 апреля – 8 июля 1906 г.). Выборы в 1-ю Г. д. происходили в феврале – марте 1906 г. в обстановке жестокого правительственного террора. Большевики, рассчитывая на дальнейший подъём революции, объявили активный бойкот выборов. Бойкот значительно подорвал авторитет Думы и ослабил веру в неё части населения, однако сорвать выборы в Г. д. не удалось. На выборах победили кадеты, которые обманывали рабочих и крестьян, доказывая, что без восстания, без революции можно добиться нужных народу порядков.

Центральное место в 1-й Г. д. занимал аграрный вопрос. Кадетский проект земельной реформы предусматривал отчуждение за выкуп только тех помещичьих земель, которые обрабатывались исполу крестьянским инвентарём или сдавались в аренду. Крестьянские депутаты, образовавшие в Думе трудовую группу, внесли свой проект земельной реформы. По этому проекту частные владения, превышавшие трудовую норму, поступали в общенародный земельный фонд. В отличие от кадетского проекта, проект трудовиков отвергал выкуп и возлагал наделение крестьян землёй на местные комитеты, избранные всеобщим голосованием.

После окончания прений по аграрному вопросу Дума поручила особой комиссии составить земельный закон на началах принудительного отчуждения за выкуп части помещичьих земель. В ответ на это решение царское правительство заявило, что оно не допустит принудительного отчуждения, и 8 июля 1906 г. разогнало Г. д.

Вторая Г. д. (20 февраля – 2 июня 1907 г.). Выборы во 2-ю Г. д. происходили в обстановке убыли, упадка революции. В новых условиях большевики считали целесообразным использовать трибуну Г. д. в целях революционной агитации. Участие большевиков в выборах, возросшая политическая активность народа, отход значительной части крестьянства от кадетов – всё это, несмотря на свирепый правительственный террор, привело к тому, что 2-я Г. д. оказалась левее 1-й.

Главным во 2-й Г. д., как и в 1-й, был аграрный вопрос. Царское правительство, главой которого одновременно с разгоном 1-й Г. д. был назначен Столыпин, стремилось укрепить в деревне кулачество, чтобы опереться на него против неимущих крестьян. Указом от 9 ноября 1906 г. правительство отдало крестьянские общинные земли на расхищение кулакам, открыто и цинично провозгласив ставку на «крепких и сильных» крестьян-собственников (см. Столыпинская аграрная реформа). В самой Думе Столыпин добивался при посредничестве кадетов соглашения с крестьянскими депутатами на базе своего аграрного законодательства. Однако правительству, как указывал И. В. Сталин, не удалось сплотить крестьянских депутатов вокруг либералов, а через них – вокруг старой власти. Наоборот: крестьянские депутаты всё более и более сплачивались вокруг пролетарских депутатов. А это значительно облегчало дело сплачивания крестьян вокруг пролетариата вне Думы. Ввиду этого существование 2-й Думы делалось для правительства всё более и более опасным, и оно «распустило» Думу.

3 июня 1907 г. был опубликован манифест о роспуске 2-й Г. д. и изменении положения о выборах. Царское правительство издало новый закон о выборах в 3-ю Г. д., нарушив тем самым манифест 17 октября 1905 г. и Основные законы, согласно которым оно должно было издавать новые законы только е согласия Думы. Члены социал-демократической фракции 2-й Г. д. были арестованы и преданы суду, представители рабочего класса были отправлены на каторгу и в ссылку. Новый избирательный закон ещё более сократил представительство от рабочих, крестьян и. городской мелкой буржуазии.

Третья Г. д. (1 ноября 1907 г.–9 июня 1912 г.). Реакционный третьеиюньский избирательный закон обеспечил угодный царизму партийный состав Г. д. 3-я Дума была черносотенно-кадетской: в ней было два контрреволюционных большинства – право-октябристское и октябристско-кадетское. Первое большинство обеспечивало царизму проведение его грабительской аграрной политики, беззастенчивую эксплуатацию рабочего класса и жесточайшее угнетение народов России. Второе большинство было нужно царизму, чтобы пытаться вести страну по-буржуазному вперёд. Либеральное большинство должно было путём проведения призрачных «реформ» отвлекать массы от революции. Царизм нуждался в парламентском фасаде также для «представительства» в буржуазной Европе и получения займов у иностранных банкиров.

3-я Г. д. всецело поддерживала столыпинскую политику кровавого террора и провокации. Она охотно и щедро ассигновывала деньги на полицию, жандармов, земских начальников, тюрьмы. 3-я Г. д. послушно штемпелевала кабальные займы, которые шли на подавление революции и новые вооружения, вотировала крепостнический бюджет, строившийся на косвенных налогах и спаивании народа водкой. Свою реакционность 3-я Г. д. ярко проявила также в области рабочего законодательства (одобренные ею в 1912 г. законопроекты о страховании рабочих на случай болезни и от несчастных случаев распространяли страхование лишь на 2 1/2 млн. рабочих из 13 млн. лиц наёмного труда, относили значительную часть расходов по страхованию на счёт рабочих и предоставляли управление больничными кассами предпринимателям). Полное одобрение со стороны 3-й Г. д. встречали великодержавная политика Столыпина по отношению к национальным меньшинствам, а также аграрные мероприятия правительства.

В 3-й Г. д. меньшевики, составлявшие большинство социал-демократической фракции, извращали партийную линию, толкали фракцию на путь поддержки кадетов, на путь «положительной» работы в Думе. Подлинными представителями рабочего класса в 3-й Г. д. были только большевистские депутаты. Депутаты-большевики (Полетаев – от рабочих Петербурга и др.) использовали Думу как трибуну для обращения к массам, для разоблачения антинародной политики правительства и черносотенно-кадетской Думы, для сплочения рабочих и привлечения крестьянства на сторону большевиков.

Четвёртая Г. д. (15 ноября 1912 г. – 25 февраля 1917 г.).

Выборы в 4-ю Г. д. происходили в обстановке нарастания революционного кризиса в стране. Большевики использовали выборы для просвещения и организации народа, для развёртывания революционной агитации. Непосредственное руководство избирательной кампалаей, осуществлял И. В. Сталин. Им был написан знаменитый «Наказ петербургских рабочих своему рабочему депутату», призывавший рабочих к борьбе на два фронта – как против царского правительства, так и против либеральной буржуазии. На выборах от рабочей курии большевики одержали блестящую победу. Использование большевиками думской трибуны для революционной агитации примяло значительные размеры после раскола социал-демократической фракции, когда большевистские депутаты сорганизовались в самостоятельную фракцию (октябрь 1913 г.). Большевистская фракция, руководимая В. И. Лениным и И. В. Сталиным, возглавила борьбу за свободу демократической печати и депутатского слова. Из уст большевиков с думской трибуны раздавались призывы к крестьянам взять решение земельного вопроса в свои руки. В. И. Ленин написал проекты речей об аграрной политике царизма, которые были произнесены рабочими депутатами Шаговым и Петровским в 1913 и 1914 гг. Большевистская фракция боролась также за демократическое решение национального вопроса.

После вступления царской России в 1914 г. в войну буржуазно-помещичьи фракции 4-й Г. д. провозгласили лозунг сплочения вокруг царя для победоносного ведения войны. Только большевистская фракция отказалась голосовать за военные кредиты и пошла в широкую массу рабочих с протестом против империалистической войны.

2 ноября 1914 г. большевистские депутаты были арестованы и сосланы в Нарымский край. Поражение царских войск в 1915 г. вместе с ростом революционного движения заставило русскую буржуазию забить тревогу. В августе 1915 г. буржуазные фракции Г. Д. образовали т. н. «прогрессивный блок» для соглашения с царём на программе реформ и мо-«билизации промышленности для победы над Германией. Главным в программе блока было требование создания «правительства доверия» из популярных в буржуазных кругах лиц. Однако царь не пошёл на создание «правительства доверия» и 3 сентября 1915 г. прервал работу Г. д. на неопределённый срок. «Перед нами ясная позиция монархии и крепостников-помещиков: «не отдать» России либеральной буржуазии; скорее сделка с монархией немецкой» (Ленин В. И., Соч., т. 21, стр. 346).

В день свержения самодержавия, 27 февраля 1917 г., буржуазно-помещичьи фракции образовали Временный комитет Г. д., который 2 марта при поддержке эсеро-меныневистских лидеров Петроградского Совета сформировал буржуазно-помещичье Временное правительство.

По мере углубления революции члены Г. д. всё более открыто и решительно выступали против Советов. Они были вдохновителями и активными участниками корниловского мятежа. Разгром корниловщины и большевизация Советов нанесли сокрушительный удар по планам думских черносотенцев. Под давлением возмущения широких масс Временное правительство 6 октября 1917 г. было вынуждено издать акт о роспуске Г. д. Но только с победой Великой Октябрьской социалистической революции был окончательно ликвидирован этот контрреволюционный центр, пытавшийся вести упорную борьбу с Советской властью.

Юридический словарь. — М.: Госюриздат . Главный редактор С.Н. Братусь и др. . 1953 .

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА Российской Федерации

Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА Российской Федерации» в других словарях:

Государственная Дума Российской Федерации — законодательный орган, нижняя палата Федерального собрания Российской Федерации, формируется согласно Конституции Российской Федерации (1993). Государственная дума состоит из 450 депутатов, работающих на постоянной основе. Порядок выборов… … Политология. Словарь.

Государственная Дума Российской Федерации — Данная статья о современной Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. В Википедии есть также статья о Государственной думе Российской империи. См. также Государственная дума (значения) Государственная Дума Федеральное… … Википедия

Государственная дума Российской Федерации — Данная статья о современной Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. В Википедии есть также статья о Государственной думе Российской империи. См. также Государственная дума (значения) Государственная Дума Федеральное… … Википедия

Государственная дума Российской Федерации 5 созыва — Государственная дума Российской Федерации пятого созыва российский высший законодательный и представительный орган, палата Федерального собрания Российской Федерации. Полное официальное название: Государственная Дума Федерального Собрания… … Википедия

Государственная дума Российской Федерации II созыва — Государственная Дума России II созыва, или VI Государственная дума, Избрана: 17 декабря 1995 года на четыре года. Срок окончания полномочий 17 января 2000 года. Заседала: с 15 января 1996 по 24 декабря 1999 года. Председатель: Селезнёв, Геннадий … Википедия

Государственная дума Российской Федерации V созыва — Государственная дума 5 созыва Содержание 1 Выборы 1.1 Итоги выборов 2 Состав 2.1 КПРФ 2.2 ЛДПР … Википедия

Государственная дума Российской Федерации 2 созыва — Государственная Дума России II созыва, или VI Государственная дума. Полное официальное название: Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва. Срок полномочий: Дата начала: 17 декабря 1995 года. Избрана сроком на … Википедия

Государственная дума Российской Федерации 4 созыва — Государственная дума России 4 созыва российский высший законодательный и представительный орган, палата Федерального собрания Российской Федерации. Полное официальное название: Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации … Википедия

Государственная дума Российской Федерации 1 созыва — Государственная дума России I созыва, или V Государственная дума. Полное официальное название: Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации первого созыва. Срок полномочий: Дата начала: 12 декабря 1993 года. В соответствии с… … Википедия

Государственная дума Российской Федерации IV созыва — Государственная дума России 4 созыва российский высший законодательный и представительный орган, палата Федерального собрания Российской Федерации, заседала с 24 декабря 2003 по 16 ноября 2007 года. Председатель: Борис Грызлов. Содержание 1… … Википедия

Государственная Дума и Совет Федерации — что делают, чем отличаются

Парламент нашей страны называется Федеральное Собрание Российской Федерации. Он является представительным и законодательным органом государства и состоит из двух палат: Государственной думы и Совета Федерации.

Согласно статьи 11 Конституции Федеральное Собрание осуществляет государственную власть в нашей стране (наряду с Президентом и судами Российской Федерации).

В Государственной думе работают депутаты . В Совете Федерации – члены (Совета Федерации).
Совет Федерации не является верхней палатой парламента, а Государственная дума – нижней палатой . Об этом ничего не сказано в Конституции.

Государственная дума состоит из 450 депутатов. Депутатом Государственной думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.)

Государственная ДумаПорядок формирования состава Государственной думы

Конституция РФ никак не устанавливает, какими должны быть выборы: открытыми или тайными, прямыми или косвенными, персональными или по партийной принадлежности. Такое положение позволяет манипулировать выборами в Думу в угоду сложившейся политической конъюнктуре.

Основная задача Государственной Думы

разрабатывать и принимать законы, рассматривать и утверждать бюджет государства.

Полномочия Государственной Думы

а) давать согласие Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
е) объявление амнистии;
ж) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Государственная Дума

К исключительной компетенции Государственной Думы относится решение вопроса о доверии Правительству.

Государственная Дума может рассматривать внешнеполитические вопросы по собственной инициативе или в связи с обращением Президента Российской Федерации.

Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

Роспуск Госдумы может произойти по указу Президента России, если она трижды отклонила представленные им кандидатуры на должность Председателя Правительства или выразила недоверие Правительству повторно в течение трёх месяцев. Но! Дума не может быть распущена в первый год своей работы.

Порядок формирования Совета Федерации

Государственная Дума

Согласно российской Конституции, в СФ входят по 2 представителя от каждого субъекта России — по одному от представительного и от исполнительного органов государственной власти этих регионов.

Основная задача Совета Федерации

Точно сформулированной задачи нет. Скорее всего, эта палата была сконструирована по образу и подобию американского и европейских парламентов. (Раз у них это есть, то чем мы хуже!) По большому счету Совет Федерации на жизнь государства и граждан никакого влияния не оказывает. Члены СФ работают у себя в регионах и два раза в месяц слетаются на общие собрания для утверждения очередных документов.

Полномочия Совета Федерации:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
в) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
г) назначение выборов Президента Российской Федерации;
д) отрешение Президента Российской Федерации от должности в порядке импичмента после выдвижения соответствующего обвинения Государственной Думой (для принятия решения необходимо большинство в две трети состава палаты);
е) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (назначения осуществляются по представлению Президента Российской Федерации);
ж) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации (также осуществляется по представлению президента);
з) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Государственная Дума

В области законотворчества Совет Федерации занимает по отношению к Государственной Думе подчинённую роль. Любые законы сначала вносятся в Государственную Думу, и лишь после одобрения нижней палатой поступают на рассмотрение Совета Федерации.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; войны и мира.

При рассмотрении принятых Государственной Думой законов, Совет Федерации не имеет права внесения поправок, а может либо одобрить, либо отклонить закон в целом.

В случае отклонения Советом Федерации проекта федерального конституционного закона, вето не может быть преодолено Государственной Думой.

Совет Федерации фактически рассматривает законы, принятые Думой, одобряет или не одобряет их. Принятый федеральный закон в течение 5 дней направляется Президенту России, который в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

Кратко для запоминания

выборный орган, в нем заседают 450 депутатов. Принимает бюджет и законы. Утверждает Правительство. Работает на постоянной основе.

в нем работают назначенные представители от всех субъектов Федерации, по 2 человека от каждого региона. Утверждает законы принятые Государственной Думой и направляет их на подпись президенту. Члены СФ работают у себя дома, примерно дважды в месяц собираются в столице для утверждения законов и иных важных государственных решений.

На официальном сайте Госдумы в названии этой палаты оба слова пишутся с большой буквы, в Википедии — только первое, в других местах – как бог на душу положит. А Вы как считаете правильным писать: Государственная дума или Государственная Дума — с точки зрения норм русского языка?

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

Государственная дума, законодательный орган в России в 1906–1917 гг. и с 1993 г. по настоящее время.

Государственная дума Российской империи была впервые созвана в 1906 г., во время революции. Первым шагом к созданию Думы стал указ от 18 февраля 1905 г., которым были легализованы политическая агитация и политические партии. 6 августа 1905 г. император Николай II Александрович подписал манифест об учреждении Государственной думы, которую предполагалось наделить законосовещательными полномочиями. Но из-за бойкота выборов со стороны революционных кругов и сочувствующей им либеральной общественности положения манифеста не были реализованы. Путь к созыву Государственной думы, наделенной уже законодательной властью, был открыт изданием манифеста от 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка». Председатель Совета министров С. Ю. Витте убедил Николая II подписать этот акт, призванный способствовать «прекращению сей неслыханной смуты» [1]. Манифест провозглашал предоставление подданным политических свобод и созыв Государственной думы с более расширенным по сравнению с манифестом от 6 августа электоратом. Никакой новый закон не мог вступить в силу без одобрения Государственной думой. 11 декабря 1905 г. был опубликован указ об изменении «Положения о выборах в Государственную думу», изданного в августе. В порядок избрания депутатов вносились заметные коррективы, расширявшие состав электората. Выборы оставались цензовыми, многоступенчатыми и куриальными, но к прежним куриям — землевладельческой, городской и крестьянской — добавлялась рабочая, значительно увеличивалось число городских избирателей. Полномочия Государственной думы были обобщены в акте от 20 февраля 1906 г. «Учреждение Государственной думы». Она обладала законодательной инициативой, но не имела права возбуждать вопрос об изменении «Основных государственных законов», которыми определялся государственный строй Российской империи. Законодательными полномочиями был наделен и Государственный совет, который ранее действовал в качестве законосовещательного учреждения. 23 апреля 1906 г. была издана новая редакция «Основных законов». Согласно статье 7, император должен был осуществлять законодательную власть в единении с Государственной думой и Государственным советом. В статье 4 утверждалось: «Императору всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть» [2], из формулировки прежней редакции «Основных законов» было исключено понятие неограниченной власти.

С точки зрения теории конституционного права, отождествляющего самодержавие с абсолютизмом, предполагающим нераздельную полноту обладания законодательной властью, «Основные законы» в их новой редакции содержали внутреннее противоречие. Наделение палат законодательными полномочиями сообщало государственному строю России черты конституционной монархии, но сохранение самодержавного правления не соответствовало их основным принципам. Теоретики государственного права признавали, что с изданием манифеста от 17 октября 1905 г. Россия фактически стала конституционной монархией, и с этого времени самодержавие, упоминаемое в «Основных законах», приобрело значение суверенитета, а не абсолютной власти.

Литература

  • Гос. Дума: Стеногр. отчеты: Созыв 1–4. СПб., 1906–1914. Пг., 1915–1917;
  • Обзор деятельности комиссий и отделов Гос. думы. СПб., 1907–1914. Пг., 1915–1916;
  • Полное собр. речей депутатов Гос. думы 1-го и 2-го созыва. СПб., 1908. 5 кн.;
  • Таганцев Н. С. Пережитое: Учреждение Гос. Думы в 1905–1906 гг. Пг., 1919. 2 вып.;
  • Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни: Восп. М., 1994;
  • Родзянко М. В. Крушение империи и Гос. Дума и Февральская 1917 г. революция. Н.-Й., 1986;
  • Шульгин В. В. Годы. Дни. 1920: Мемуары. М., 1990;
  • Столыпин П. А. Нам нужна Великая Россия: Полн. собр. речей в Гос. думе и Гос. совете, 1906–1911. М., 1991;
  • Рос. законодательство X–XX вв. М., 1994. Т. 9;
  • Россия, 1913 г.: Стат.-док. справ. СПб., 1995;
  • Гос. дума, 1906–1917: Стеногр. отчеты: В сокр. М., 1995. 4 т.;
  • Мусульм. депутаты Гос. Думы России, 1906–1917 гг.: Сб. док-тов и мат-лов. Уфа, 1998;
  • Глинка Я. В. 11 лет в Гос. Думе: 1906–1917: Дневник и восп. М., 2001;
  • Столыпин П. А. Программа реформ: Док-ты и мат-лы. М., 2002. Т. 1.
  • Гос. дума и пастырь Церкви. СПб., 1905;
  • Восторгов И. И., свящ. Гос. дума и Правосл.-Рус. Церковь: К вопр. о положении Церкви в правовом гос-ве. М., 1906;
  • он же. Гос. дума и церк. школы. СПб., 1911;
  • Боиович М. М. Члены Гос. Думы: Созыв 1–4: Портреты и биографии. М., 1906–1913;
  • Васильев Н. П. II Дума. М., 1907;
  • Каменский П. В. Вероисповедные и церк. вопросы в Гос. думе 3-го созыва и отношение к ним «Союза 17 октября». М., 1909;
  • Богданович С. Н., свящ. Сельский священник в Гос. думе: (Сб. моих статей). СПб., 1911;
  • Сендерко М., свящ. Гос. дума и жизненные вопр. правосл. духовенства. СПб., 1912;
  • Брусянин В. В. Указ. книг и ст. о Гос. Думе. М., 1913;
  • Деев А. С. Указ. книг и брошюр о Гос. Думе: Опыт библиографии. СПб., 1913;
  • Кадсон И. З. Депутаты из духовенства в III Гос. Думе // ИЗ. 1981. № 106. С. 302–322;
  • Гос. Дума в России (1906–1917 гг.): Обзор. М., 1995;
  • Становление рос. парламентаризма нач. ХХ в. Ì., 1996;
  • Смирнов А. Ф. Гос. дума Рос. империи, 1906–1917 гг.: Ист.-правовой очерк. М., 1998;
  • Усманова Д. М. Мусульм. фракция и проблемы «свободы совести» в Гос. думе России (1906–1917). Каз., 1999;
  • Кудрина Т. А., Пинкевич В. К. Вероисповедные реформы в России в нач. ХХ в. М., 2003;
  • Циунчук Р. А. Гос. дума имперской России: Проявления этно-конфессиональных интересов и формирование новых полит. элит // ИЗ. 2001. № 122. С. 240–250;
  • Захаров Н. А. Система рус. гос. власти. М., 2002;
  • Фирсов С. Л. Рус. Церковь накануне перемен: (Кон. 1890-х–1918 гг.). М., 2002. С. 343–390;
  • Дорская А. А. Гос. и церк. право Рос. империи: Проблемы взаимодействия и взаимовлияния. СПб., 2004;
  • Рожков В., прот. Церк. вопросы в Гос. думе. М., 2004. (МИЦ; Кн. 23).
  • РГИА. Ф. 1278.

Источники

  • Статья из XII тома «Православной энциклопедии», М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2006. С. 191-197
    • http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=77&did=38118&p_comment=belief

[1] Российское законодательство X–XX вв. Т. 9. С. 41

Государственная Дума

Конституция Рoссийской Фeдерации
Государственная Дума

Государственная Дума

Государственная Дума

Государственная Дума

Государственная Дума

Государственная ДумаГосударственная ДумаГосударственная Дума

Глава 5. Федеральное Собрание

Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

1. Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

2. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

3. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет.

2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами.

1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.

1. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.

2. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.

3. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.

4. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.

1. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.

2. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.

3. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

1. Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей.

2. Председатель Совета Федерации и его заместители, Председатель Государственной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.

3. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.

4. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

5. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

1. К ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации;

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

1. К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

ж) объявление амнистии;

з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

2. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.

2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

1. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

2. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

3. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

1. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.

2. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

1. Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации.

2. В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

3. Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания.

4. Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

5. Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *