Хоррор-фильмы

Хоррор-фильмы

Хоррор (Фильм ужасов)

Фильм ужасов (в просторечии ужастик — horror film, horror movie), хоррор (horror) — специфический фильмовый жанр. Основное призвание этих фильмов – напугать зрителя, вызвать чувство страха или тревоги, атмосферу ужаса, а также томить его в ожидании чего-то страшного – так называемый эффект «саспенс» (suspence по-английски значит неопределённость). Однако на заре формирования жанра были разногласия по поводу его именования.

Например, актёр Кристофер Ли, который известен в хоррор-кругах, в одном из своих интервью, которое он дал в 1975 году, говорит, что термин horror не верен. Он утверждал, что условность таких фильмов делает их безвредными. Он настаивал, чтобы в употреблении был термин «film du fantastique» (фильм фантазии). Этим термином и сейчас во Франции именуется определённый тип фильмов ужасов.

Характерные черты

Главный элемент фильмов ужасов – это страх. Он воплощается на экране при помощи тех или иных поворотов сюжета, событий, образов и других приёмов. Страх может развиваться как в ходе фантастических событий, так и на фоне психопатологии человека и его анормальных действий. Он может быть вызван проявлением сил стихии, демонстрации насилия, крови, внутренностей. Югославским критиком Бранко Мунтичем было дано хорошее определение.

Он говорил, что фильм ужасов – это киножанр, который на фоне фантастических событий развивает мотив страха как эмоциональную основу поэтического образа. Оно хорошо подходит для определённых типов фильмов ужасов. Поэтический образ в фильме ужасов может и отсутствовать. Жанр фильмов ужасов, как и всякий другой киножанр, не миновало массовое производство фильмов. Поэтический образ в таких фильмах теряется в штампах и шаблонах, которыми изобилует сюжет и события.

В классическом фильме ужасов зрителю представляется картина борьбы добра и зла. Что, впрочем, характерно и для других жанров кинематографа. В фильмах ужасов борьба идёт между палачом и жертвой. В роли палача выступает чудовище или потусторонняя стихия, человек с его отклонениями от нормального поведения и мышления. Но во многих фильмах ужасов схема палач – жертва отсутствует или весьма расплывчата, и сюжет просто констатирует факт. И, в отличие от добрых сказок, победа в фильмах ужасов не всегда на стороне добра.

Разновидности и поджанры: Слэшер

Он является поджанром фильмов ужасов, иногда его называют «фильм отсчёта тел» или «фильм мёртвых подростков». Для этого фильма характерно присутствие убийцы психопата, который охотится за группой жертв. Он убивает жертв в случайной манере, иногда несколько за один день. Жертвы и зритель не знают, кто будет следующим, и при каких обстоятельствах он умрёт. Всё это создаёт определённый элемент саспенса.

Фильмы о людоедах

Самый первый фильм, который в какой-то степени был посвящён людоедству, был фильм «Кровавое пиршество» («Bloody fest»), который вышел на экран в 1963 году. Также стоит отметить, что этот поджанр отделился от фильмов про зомби. Каннибализм в фильмах ужасов имеет массу общих черт с таким явлением, как каннибализм зомби. Однако каннибалы в фильмах ужасов являются живыми существами, подобными обычным людям. В этом главное отличие персонажей фильмов о людоедах от фильмов про зомби. В фильмах ужасов про людоедов людоед зачастую предстаёт жертве другом, или помощником. Он заманивает жертву в хитроумную ловушку, поедает её, а затем заботится о сохранении следов. В фильмах про людоедов много черт заимствовано от детективного жанра.

Самые знаменитые фильмы ужасов о людоедах – серия о Ганнибале Лекторе: «Молчание ягнят», «Ганнибал», «Ганнибал: Восхождение», «Красный дракон». Огромно также значение фильма «Людоед».

Одним же из самых знаменитых фильмов ужасов является серия фильмов о Ганнибале Лекторе — «Молчание ягнят», «Ганнибал», «Красный дракон», «Ганнибал: Восхождение». Также немаловажно значение фильма «Людоед». В фильме «Новая Земля» тема про людоедство также имеет отражение.

Фильмы об оборотнях

Самым первым фильмом, который был посвящён теме оборотней, был немой фильм «Оборотень». Он вышел ещё в 1913 году. Затем последовало ещё несколько фильмов про оборотней, все немые. Самый первый звуковой фильм про оборотней был фильм немецкого производства «Le Loup Garou». Студия Universal Pictures в 1935 году выдала в прокат фильм, который назывался «Лондонский оборотень». В 1941 году в этой же студии выходит лента «Человек-волк». Ремейк фильма «Человек-волк» вышел почти через семьдесят лет, снят он был Джо Джонстоном. Ленты «Лондонский оборотень» и «Человек-волк» явились источником многих стереотипов для оборотней на киноэкранах.

Фильмы о вампирах

Эти фильмы ужасов о бессмертных существах, которые враждебны людям, и остро нуждаются в человеческой крови. Проще говоря – вампиры. Сюжет этих фильмов перекликается с фильмами о зомби и людоедах. Вампиру человеческая кровь нужна для поддержания своей жизни, зомби поедает человеческую плоть в тех же целях, а людоед – для удовлетворения своих психопатологических потребностей.

Фильмы о зомби

В этих фильмах ужасов повествование идёт о восставших мертвецах, то есть – о зомби. В разных фильмах они имеют разное обличие, от едва движущихся существ, передвигающихся ползком или на костылях, до созданий, которые превосходят человека по силе, скорости и ловкости. В ряде фильмов ужасов зомби – добрые, положительные персонажи. Однако такой образ чаще используется в комедии.

Готический фильм

Готический фильм – фильм, в котором чаще всего представлен детективный сюжет. Разворачивается он на фоне ночи, дождя, блестящих от воды улиц или дорог. В этом плане готический фильм немного перекликается с жанром кино «нуар», у них много общего как по технологии съёмки, так и по сюжету. Первые готические фильмы ужасов, которые стали известны, были созданы режиссёром из Германии Фридрихом Вильгельмом Мурнау. Ряд выдающихся готических фильмов был создан также режиссёрами Вернером Херцогом («Носферату – призрак ночи») и Фрэнсисом Фордом Копполой («Дракула Брэма Стокера»).

Комедийные фильмы ужасов

Комедийные фильмы ужасов зачастую называют также «комедия ужасов». Этот жанр – фильм ужасов, в котором преобладают пародия и чёрный юмор. Как правило, конец в таких фильмах счастливый. Жертва в таком фильме очень часто вызывает меньшую симпатию у зрителя, чем антигерой. Драматические, казалось бы, сюжеты фильмов ужасов, которые основаны на убийствах, оказали парадоксальное и значительное влияние на жанр комедии.

Чёрный юмор превратился в оружие зрителей и героев в противостоянии экранному злу в лице антигероя. И, конечно же, он помогает героям фильма и зрителям противиться своим собственным порокам и слабостям. Темами шуток являются штампы, шаблоны фильмов ужасов, «киноляпы», герои или актёры, которые постоянно присутствуют в фильмах ужасов, например, Дракула или Брюс Кемпбелл. Слабости жертв и главные черты антигероев также могут стать предметом насмешек.

Вредные привычки, сексуальность, страхи – всё это высмеиваются в комедии ужасов. Яркие примеры комедий ужасов: трилогия «Зловещие мертвецы», «Зомби по имени Шон», «Добро пожаловать в Зомбиленд», «Баба Хо-Теп», «Комедия ужасов» 1963 года, тетралогия «Зубастики», «Убойные каникулы» 2010 года.

Тенденции в развитии жанра

Как было показано маркетинговыми исследованиями, главная аудитория жанра – молодые люди или подростки. Следуя этому, начиная с конца 1980-х годов, много фильмов ужасов в США выходят рассчитанные именно на аудиторию подростков.

Хоррор фильмы, хоррор в кинематографе

Хоррор-фильмыНаверное, нет такого человека, который бы не интересовался чем-то неизвестным, мистикой и тайнами своего сознания. Страх присущ любому человеку, но есть такие люди, которые должны его всячески стимулировать для того, чтобы испытать чувство адреналина. Такую возможность дарит хоррор, один из жанров кинематографа. Как только люди научились создавать кино, у них появилась возможность реализовать свои фантазии на экранах, так появились хоррор фильмы.

В основе любого хоррор фильма лежит смерть, причем она может быть по разным причинам. Например, укус вампира. Кстати, тема вампиризма одна из самых популярных для классического хоррора.

Очень часто режиссеры оживляли на экранах всем известных литературных героев, среди которых граф Дракула занимал лидирующие позиции. Среди часто используемых приемов – движение теней, пугающие звуки, стоны и музыка, которая будоражит воображение и поддерживает напряженное состояние зрителя.

Самым первым фильмом в жанре хоррор был трехминутный ролик «Замок Дьявола» Жоржа Мальеса, 189 г. Следующая именитая картина снята в 1915 г. Вильгельмом Мурнау – «Голем». Сюжет рассказывал о бедном студенте, который заключил сделку с дьяволом, подробнее тут.

Что касается Голливуда, то разработка хоррора велась в полном объеме. Этот жанр был прославлен актером Лоном Чейни, более известного в кинематографе как «человек с тысячами лиц». Самые известные картины с участием Чейни в стиле хоррор: «Тайна музея восковых фигур», «Человек-волк», «Доктор Джекил и мистер Хайд» и «Призрак оперы». Середина 20-го века в Голливуде отмечается хоррор фильмами про зомби, пока на экраны не выходит «Психо» Альфреда Хичкока. Именно этот режиссер активно использует в кино тонкие психологические приемы.

Развитие кинематографа отразилось и на хорроре, как на жанре, так как постепенно ужасы стали отходить от классики, в их центре находится конкретное насилие, убийства и кровь («Техасская резня бензопилой», «Рассвет мертвецов» и т.п.).

В 80-х гг. выходят такие хоррор фильмы, как «Кошмар на улице Вязов», «Пятница 13-е» и «Хеллоуин». Эти картины возродились в своем продолжении на протяжении десятилетия, что усилило их популярность как жанра хоррор.

С 90-х годов ужасы возвращаются к литературным образам, делая красивые киноленты в одном лице («Интервью с вампиром», «Вампирские хроники», «Дракула»). Что же касается таких работ, как «Крик» и «Я знаю, что вы сделали прошлым летом», а также фильмов в этом направлении, то они направлены на подростковую аудиторию.

P.S.: 100 лучших фильмов ужасов по мнению хоррор-фэнов

М. С. Парфенов 26 августа 2011 г. в 00:00

Хоррор-фильмы

Вообще я думал закончить эту серию постов в Редакторском блоге супертопом, объединившим в себе результаты пяти ранее рассмотренных нами рейтингов фильмов ужасов от таких ресурсов как IMDB, Кинопоиск, IGN, TIME и, собственно, нашего портала. Однако в комментариях к 20-ке лучших ужастиков и триллеров по версии Зоны Ужасов мой старый товарищ Pickman напомнил о существовании еще одного рейтинга, довольно-таки репрезентативного.

Pickman он вообще такой — умный и рассудительный молодой человек, интеллигент и интеллектуал, большой знаток хоррора, особенно литературного. Кто не в курсе, за ником Pickman (не очень-то и) скрывается литератор, рецензент и переводчик Владислав Женевский — в его переводе, например, представлены несколько рассказов Стивена Кинга в последнем сборнике мэтра «После заката» (не путать с недавним фестивалем фильмов ужасов, коий мы подробно освещали), а также литературный блокбастер «Дракула бессмертен» Дейкра Стокера и Йена Холта. К советам и рекомендациям Pickman’а я лично завсегда прислушиваюсь, хотя и не всегда с его точкой зрения бываю полностью согласен. Так что за этот пост и я, и вы должны благодарить прежде всего камрада Женевского, его память и его труды, так как опрос, на основе которого нижеследующая сотня была составлена, также — его рук и мозгов дело.

Опрос проводился по достаточно жестким правилам на трех ресурсах — на форумах ужасов Allhorrors.com, в группе Тьма в контакте и на форуме портала Фантлаб (оный посвящен фантастической литературе прежде всего, так что в некотором смысле двум другим, более тематическим ресурсам уступает). Проводился опрос с 11 августа 2009 года по 25 мая 2010 года, поэтому не возмущайтесь отсутствию в результатах картин более позднего времени.

Согласно условиям, участникам опроса предлагалось назвать 20 фильмов, которые, на их взгляд, обязан посмотреть каждый любитель ужасов. Такие условия наложили особый отпечаток на итоги опроса, ведь многие называли не столько самые любимые фильмы, сколько наиболее важные для жанра в целом. Сотня самых-самых была составлена по принципу наибольшего числа голосов, то есть по тому, насколько часто тот или иной фильм упоминался тем или иным участником опроса в его 20-ке.

Итак, 100 самых лучших, самых популярных, самых важных фильмов ужасов по мнению любителей жанра:

По итогам этого топа я воздержусь от комментариев, оставив возможность поговорить вам, нашим читателям. А вот на тот случай, если вы пропустили предыдущие опубликованные в Блоге Редакции материалы, приведу еще раз список ранее рассмотренных нами топов и рейтингов:

Последние новости

Хоррор-фильмы

Хоррор-фильмы

Хоррор-фильмы

Хоррор-фильмы

Хоррор-фильмы

Хоррор-фильмы

Хоррор-фильмы

Хоррор-фильмы

Хоррор-фильмы

Хоррор-фильмы

Готовится российский релиз фестивального триллера «Бекки»

  • Новости | Фильмы ужасов, триллеры, фантастика Апр 22, 2020 RussoRosso

Перспективная со зрительской точки зрения затея переноса онлайн фестиваля SXSW (при сотрудничестве с Amazon) оказалась не такой уж и привлекательной для авторов фильмов-участников, которые…Читать далее

Хоррор-фильмы

«Черный лебедь», готический олдскул и человек-сова в трейлере хоррора The Black Gloves

  • Новости | Фильмы ужасов, триллеры, фантастика Апр 21, 2020 RussoRosso

Прошло почти три года после публикации трейлера готического ужастика Лори Брюстера «Черные перчатки» (The Black Gloves) — и вот кино шотландского режиссера готово предстать…Читать далее

Хоррор-фильмы

Хоррор-игра Layers of Fear получит голливудскую экранизацию

  • Новости | Фильмы ужасов, триллеры, фантастика Апр 21, 2020 RussoRosso

Польская компания-разработчик Bloober Team анонсировала голливудскую экранизацию своей хоррор-игры Layers of Fear. Известно, что проект находился на стадии препродакшна около двух лет, а теперь…Читать далее

Хоррор-фильмы

«От этой болезни нет лекарства». Российские онлайн-кинотеатры захватил «Вирус»

  • Новости | Фильмы ужасов, триллеры, фантастика Апр 20, 2020 RussoRosso

Забытые богом фильмы о разнообразных заражениях сегодня обретают второе дыхание, и дистрибьютор Capella Film подобрал кино, кажется, с максимальным количеством сходств с текущей эпидемиологической…Читать далее

Хоррор-фильмы

В России продемонстрируют «Погребальную коллекцию» (трейлер)

  • Новости | Фильмы ужасов, триллеры, фантастика Апр 18, 2020 RussoRosso

Несмотря на сложившуюся в киноиндустрии неопределенность, российские дистрибьюторы продолжают анонсировать новые релизы. В частности, стало известно, что прокатчик LoonaFilm заявил в свой график хоррор-альманах…Читать далее

Хоррор-фильмы

Торговля человеческими органами запускает хаос в трейлере хоррора «12-часовая смена»

  • Новости | Фильмы ужасов, триллеры, фантастика Апр 18, 2020 RussoRosso

Тяготеющая к жанру американская актриса («Смертельная ночь» (2017), «После полуночи» (2019), грядущий Lucky, 2020) и постановщица («Лучшие друзья навсегда», 2013) Бри Грант представляет свой…Читать далее

Хоррор-фильмы

Опубликованы новый трейлер и саундтрек синтвейв-космооперы Blood Machines

  • Новости | Фильмы ужасов, триллеры, фантастика Апр 17, 2020 RussoRosso

50-минутный космический синтвейв-галлюциноген Blood Machines («Кровавые машины») от французского дуэта Рафаэля Эрнандеса и Савитри Джоли-Гонфарда, скрывающегося за псевдонимом Сет Икерман, застолбил за собой релиз…Читать далее

Хоррор-фильмы

Джей Джей Абрамс и HBO займутся сериалом во вселенной «Сияния»

  • Новости | Телевизионные ужасы Апр 17, 2020 RussoRosso

Несмотря на скромные финансовые показатели кинокартины «Доктор Сон» ($72,4 млн сборов при бюджете $45 млн), вселенная «Сияния» Стивена Кинга все еще не дает покоя…Читать далее

Хоррор-фильмы

Sony нашла режиссера для экранизации сайфай-романа «Поток»

  • Новости | Фильмы ужасов, триллеры, фантастика Апр 16, 2020 RussoRosso

Компания Sony Pictures решила продолжить сотрудничество с режиссером «Бладшота» (2020) Дэйвом Уилсоном и пригласила его экранизировать фантастический роман со следующей аннотацией: Физик Джон Грейди…Читать далее

Хоррор-фильмы

Сексуальное рабство и отрубленные части тела в трейлере хоррора Girl Next

  • Новости | Фильмы ужасов, триллеры, фантастика Апр 16, 2020 RussoRosso

Пока без четко обозначенной даты выхода (по планам — май-2020), но с трейлером показывает себя ужастик Girl Next, основанный, по словам авторов, на реальных…Читать далее

Хорроры 10 лучших хорроров 2014 года

Станислав Зельвенский перечисляет лучшие фильмы года в жанре, про который «Воздух» почти не пишет. Некоторые из них доедут до российского зрителя в 2015-м.

Хоррор-фильмы

«Бабадук» («The Babadook»)

Один из главных любимцев критики в этом году — не только в своем жанре, но и вообще. Режиссерский дебют австралийской актрисы средних лет, которая однажды решила снимать кино, написала фон Триеру письмо с просьбой посидеть в уголке на съемках «Догвиля» — и кое-чему, как теперь видно, там действительно научилась. Фильм рассказывает о несчастной вдове, воспитывающей невыносимого семилетнего сына. Бабадук — чудище из детской книжки, которое поселяется у них дома; сгусток темноты — метафорически и буквально. Эффектная и тревожная психоаналитическая страшилка о материнстве и детстве.

«Глаза звезды» («Starry Eyes»)

Молодая красавица работает в Лос-Анджелесе официанткой, в свободное время безуспешно бегает на пробы, делит квартиру с такими же амбициозными талантами и имеет неприятную привычку в моменты стресса выдирать у себя волосы. Однажды ее вроде бы утверждают на главную роль в фильме ужасов, но с некоторыми условиями. Нехитрая, в общем-то, басня о нравах, царящих на голливудских задворках, работает благодаря исключительной актрисе и правильному тону — сатира сатирой, но авторы всю дорогу сохраняют poker face. И развязка, которая в пересказе выглядела бы смехотворно дешевой, на практике совершенно завораживает.

«Город, который боялся заката» («The Town That Dreaded Sundown»)

Наполовину сиквел, наполовину ремейк, одним словом — метафильм по мотивам одноименной классики, одного из первых слешеров. Оригинал был посвящен реальному серийному убийце по прозвищу Фантом, который терроризировал в 1946 году город на границе Техаса и Арканзаса, специализируясь на юных парочках в лесу. Его так и не поймали. Нынешний «Город» как бы современное продолжение той истории, в котором картина 1976 года является полноценным участником. Режиссер и оператор — из «Американской истории ужасов»; соответственно, фильм сделан на редкость живописно и уважительно по отношению к эстетике 1970-х и законам жанра — может быть, даже чересчур прилежно.

«Гость» («The Guest»)

Приятный молодой человек представляется провинциальной семье (мама, папа, мальчик-подросток, девочка чуть постарше) сослуживцем их сына и брата, погибшего в Афганистане. Его уговаривают остаться на несколько дней. Произведение ускользающего жанра (триллер? комедия? роман воспитания?) и не подлежащей сомнению энергетики. Адам Уингард, автор инди-хита «Тебе конец!», делает это снова: фильм, в котором каждая сцена вызывает ощущение дежавю, но всем от этого не досадно, а только хорошо и весело. Значит, нужные книги он в детстве читал.

«Медовый месяц» («Honeymoon»)

Молодая пара (Роуз Лесли из «Игры престолов» и Гарри Тредэуэй из «Страшных сказок») после свадьбы отправляется в уединенный лесной домик у озера. Однажды жена ненадолго уходит ночью в лес — и ее поведение неуловимо меняется. Амбициозный малобюджетный дебют, который минимальными средствами достигает впечатляющего результата. Юный родственник «Ребенка Розмари», «Антихриста» и некоторых других известных картин, которые нельзя назвать, не заспойлерив сюжет. Фильм в целом о том, что близость — это трудно и опасно.

«Привязанные к дому» («Housebound»)

Мрачную асоциальную деваху после неудачного ограбления банкомата на восемь месяцев сажают под домашний арест — в родительский дом, где, как уверена ее мама, живут привидения. Новозеландская черная комедия, которая умудряется сочетать невозмутимый юмор с довольно закрученным сюжетом, а с какого-то момента и саспенсом. В высшей степени обаятельное и развлекательное кино.

«Реальные упыри» («What We Do in the Shadows»)

Чудесным образом вторая новозеландская картина в этом списке — а заодно самый смешной фильм года (название — на совести прокатчиков, которые собираются выпускать его весной). Мокьюментари про трех вампиров, которые переехали в Веллингтон из Европы и делят там дом (до поры есть еще четвертый, но он редко появляется из подвала). Они рассказывают в камеру о своей вечной жизни, достаточно беззаботной, но не без проблем: трудно привести себя в порядок, когда не отражаешься в зеркале, или попасть в клуб, если ты никуда не можешь войти без приглашения. Россыпи висельных шуток и гэгов, по большей части очень глупых и почти без исключения удачных, — этот фильм можно рассматривать как прививку против декадентской (и не менее, в сущности, подростковой) многозначительности «Выживут только любовники».

«Рога» («Horns»)

В лесу убита девушка. Все считают виновным ее бойфренда по имени Иг (Дэниел Рэдклифф), но доказательств у полиции нет. Напившись и помочившись на религиозные символы, Иг просыпается с рогами на голове и способностью вызывать окружающих на откровенность самого дурного толка. Готическая сказка француза Александра Ажа по мотивам романа Джо Хилла — дичайшая смесь детектива, сатиры, отчаянной мелодрамы и сюрреалистического хоррора. Перепады тона не всегда идут фильму на пользу, и к концу он заметно выдыхается, но все это как минимум очень оригинально.

«Связь» («Coherence»)

Компания друзей — четыре богемные пары среднего возраста — собирается на ужин в доме одной из них. Мимо Земли в это время пролетает комета, и у героев начинаются проблемы с электричеством и не только. Строго говоря, это не совсем хоррор — с другой стороны, как еще назвать фильм про восьмерых до смерти напуганных человек. Как нередко бывает с историями про пространственно-временные фокусы, «Связь» интереснее в математическом смысле, чем в драматическом, но этот фильм не только интенсивно массирует лобные доли — ему есть что сказать.

«Уиллоу-Крик» («Willow Creek»)

Неожиданный поворот в карьере комика Бобкэта Голдтуэйта — хоррор в жанре «найденные пленки». Пара с камерой, весело хихикая, едет в лес искать снежного человека — в места, где его вроде бы видели. Дешево и сердито: можно сколько угодно говорить, что этот прием себя исчерпал, но в умелых руках он по-прежнему работает будь здоров, при этом минимизируя производственные затраты почти до нуля. Кульминация «Уиллоу-Крика» — 20-минутная сцена, снятая одним неподвижным планом: герои сидят в палатке и тяжело дышат. Параллельно вышел фильм «Существа» (одного из авторов, кстати, «Ведьмы из Блэр») на ту же тему и тоже found footage, где волосатая тварь массу времени проводит в кадре, — но он даже близко не такой страшный.

Виктор Буланкин: «У русских получится снимать хорроры, когда они будут основаны на исконно русском материале»

Хоррор-фильмы

27 марта 2016 года состоится торжественная церемония закрытия VI Российского международного кинофестиваля остросюжетного кино и хоррор-фильмов «Капля». Специально для ПрофиСинема президент смотра Виктор Буланкин рассказал об особенностях кинофорума, его актуальности для российского зрителя, конкурсной программе этого года и отличительных чертах российских фильмов жанра хоррор.

Корреспондент:
Как возникла идея создать фестиваль хоррор-фильмов?

Виктор Буланкин:
Я очень люблю посещать различные фестивали. Под впечатлением от очередного фестиваля авторского короткометражного кино «Арткино» Сергея Тютина семь лет назад возникла идея создать своё мероприятие. Я начал анализировать вакантные ниши и заметил, что в России практически не развиты фестивали жанрового кино. В основном, мероприятия градуируются по хронометражу (короткий или полный метр) или по национальному признаку (Фестиваль итальянского кино, Фестиваль индийского кино и прочее). А именно по признакам жанра практически нет. Тем более, никак не был представлен жанр хоррор-фильмов. Я люблю разное кино, однако ужасы — один из моих любимых жанров. Поскольку ниша оказалась вакантна, я решил посвятить фестиваль ему.

Корреспондент:
Не было сомнений в том, что такой формат актуален для России?

Виктор Буланкин:
Этот формат актуален на все 100%. Достаточно сходить в кинотеатр на ужастик и увидеть, что зрителей, которым интересны хорроры, много. Другая сторона медали в том, что в России жанр не развит с точки зрения производства. Можно по пальцам пересчитать более-менее удачные отечественные фильмы ужасов. Даже если мы начнём приводить примеры, поймём, что это не хоррор в чистом виде, а скорее смешение жанров. Вспомним фильм «Юленька», который мы награждали на самом первом нашем фестивале. Это детектив с некоторыми трэшевыми хоррор-элементами в конце.

Корреспондент:
Какие цели фестиваля?

Виктор Буланкин:
У нашего фестиваля две цели. Во-первых, поощрить российских прокатчиков за то, что они показывают в кинотеатрах качественные зарубежные хорроры. Во-вторых, призвать отечественных производителей снимать качественные российские фильмы ужасов. Отмечу, что в этом направлении есть развитие – за два-три года стали появляться относительно неплохие отечественные фильмы ужасов. Несмотря на то, что их все равно нельзя поставить на равных с фильмами Хичкока, с классикой итальянских хорроров, тем не менее, заметны первые удачные шаги, которые мы поощряем и вручаем за это награды.

Корреспондент:
«КАПЛЯ» в этом году проходит уже 6-й раз. Как мероприятие изменилось с 2010 года? Как удалось добиться того, что премия стала международной? Намного ли выросло количество заявок и стран-участников?

Виктор Буланкин:
Изначально мероприятие просто называлось Кинопремия хоррор-фильмов, то есть, по сути, оно даже не было фестивалем. Фильмы конкурсной программы мы буквально выпрашивали у правообладателей, формируя небольшую ретроспективу картин разных лет и демонстрировали зрителям перед награждением. Изначально концепция фестиваля была схожа с премией «Жорж» — премией народного голосования, поощряющей российских прокатчиков. Единственное, в отличие от «Жоржа», мы могли себе позволить привезти иностранных звезд. Уже в первый год среди наших почётных гостей были: Костис Менделла, звезда серии триллеров «Пила», Ллойд Кауфман, основатель трэш-хоррор студии «Трома». На второй год мы привезли Джодель Ферланд, девочку, которая сыграла главные роли в фильмах «Сайлент Хилл» и «Страна приливов».
Впоследствии наш фестиваль официально вошел в Альянс международных фестивалей остросюжетного кино и был переименован в Российский международный фестиваль остросюжетного кино «Капля». Мы смогли расширить жанровый диапазон, добавив и фантастику, и боевики, и триллеры. При этом мы уже основали конкурсную фестивальную программу по приёму заявок. Теперь «Капля» представлена на таких сайтах, как withoutabox.com, filmfreeway.com, крупных площадках для приёма заявок на международные кинофестивали, наравне с ММКФ и Каннским фестивалем.
К 6-му году проведения фестиваля количество заявок многократно выросло – ежедневно поступает по несколько фильмов от режиссёров, правообладателей из самых разных стран: Европы, США, Японии, Китая и даже Нигерии и Индонезии, где, как мне казалось, отсутствует кинематограф, не говоря уже про хорроры. Количество заявок растёт, несмотря на платную основу участия.
Еще одно отличие фестиваля 2016 года от других лет — новая наградная статуэтка. Раньше награждали победителей игрушечным привидением. В этом году стали сотрудничать с крупной ювелирной компанией, которая делает короны для международных конкурсов красоты. Наша статуэтка теперь выглядит, как падающая капля крови на постаменте, и состоит из драгоценных и полудрагоценных материалов — обсидиан, платина и бриллианты. Себестоимость статуэтки — 3 тысячи евро.

Корреспондент:
Как происходит отбор заявок?

Виктор Буланкин:
Оргкомитет отсматривает по трейлерам заявки, отбирая удачные в конкурсную программу. Жюри, состоящее из лауреатов прошлого года, смотрит фильмы в режиме онлайн. Каждый год жюри возглавляет Сильвия Перель, мексиканский режиссёр, которая несколько лет подряд была также почётным членом жюри Московского международного кинофестиваля, руководила мексиканской программой кино на ММКФ, а у себя на родине организует собственный фестиваль. Сама она большой поклонник жанра хоррор. Финальное решение по победителям именно за ней.

Корреспондент:
Фестиваль длится почти два месяца. Расскажите, какие мероприятия проходят за это время. Из каких основных блоков состоит премия?

Виктор Буланкин:
В этом году показ конкурсной программы проходил с 1 по 5 февраля в кинотеатрах «Балтика» и «Мир искусства». Однако наш партнёр сеть кинотеатров «Каро» попросил расширить программу и показать фильмы также в кинотеатрах их сети, причем не только в Москве, но и в регионах. Таким образом, с этого года мы начинаем территориально расширять фестиваль.
5 февраля прошла пресс-конференция, в рамках которой создатели во главе с режиссёром Тихоном Корневымпрезентовали российский хоррор «Диггеры». Он выйдет в августе 2016 года. Актер Юрий Торсуев, которого мы знаем по роли Сергея Сыроежкина в «Приключениях Электроника», представил российский сериал «Пятницкий». А актёры Елена Антипова и Сергей Вершинин, сыгравшие в новом телевизионном триллере «Игры в темноте», рассказали о съемках в этом фильме ужасов.
На мероприятиях 26 и 27 марта в «Каро Vegas» в «Крокус-сити» Мякинино приедут уже иностранные гости. В этом году будет Брюс Кэмпбелл, звезда «Зловещих метрвецов» из сериала «Эш против зловещих мертвецов», Зак Галлиган, исполнитель главных ролей в фильмах «Музей восковых фигур» и «Гремлины», Буч Патрик, известный российским зрителям по роли в советском фильме «Генералы песчаных карьеров», и Сильвия Перель, председатель нашего жюри, которую мы хотим впервые очно представить зрителям. 26 марта все иностранные гости примут участие в звёздном мастер-классе в формате Q&A, который закончится автограф-сессией и премьерой нескольких короткометражных хорроров.
Также среди гостей будет итальянский режиссёр Андреа Марфори, который приезжает сюда специально для того, чтобы снимать российско-итальянский хоррор с рабочим названием «Атака советских зомби». 26 марта режиссёр снимет один из эпизодов будущего фильма с участием всех желающих зрителей в ролях оживших мертвецов.

Корреспондент:
Что будет представлять собой церемония награждения победителей кинофестиваля?

Виктор Буланкин:
27 марта пройдет церемония награждения, на которой мы объединим и российских, и иностранных гостей, а также кинопрокатчиков, молодых режиссёров, продюсеров, участвующих в конкурсной программе. Награждение проводим по 3-м категориям. Во-первых, призы получают руководители прокатных компаний за те блокбастеры, которые они выпустили на российский рынок в 2015 году. В течение полугода эти фильмы выбирали зрители, голосуя на сайте и в социальных сетях. Вторая категория имеет три номинации — «Лучший сценарий», «Лучший короткометражный фильм» и «Лучший полнометражный фильм». Третья категория — спецпремия за вклад в жанр хоррор для российских и иностранных звёзд.

Корреспондент:
Будут ли особые сюрпризы для поклонников жанра хоррор?

Виктор Буланкин:
Да, по окончании церемонии награждения зрителей ждёт ещё один сюрприз. На фестивалях сейчас становится модно показывать нетривиальное неформатное кино. Мы решили тоже подойти оригинально к этому вопросу и связались с режиссёром Срджаном Спасоевичем, снявшим картину «Сербский фильм», запрещённую во многих странах мира. Картина содержит большое количество сцен насилия, но при этом она достаточно интересна в режиссёрском плане. Зрители, которые видели этот фильм, делятся на две категории. Одни после просмотра просто возненавидели этого режиссёра, другие остались под большим впечатлением от фильма. Это достаточно страшный и насыщенный интересными сюжетными поворотами хоррор. Мы покажем расширенную режиссёрскую версию, которая на 15 минут больше той, что можно сейчас найти в сети Интернет, и никогда нигде не показывалась. Кроме того, «Сербский фильм» в принципе никогда не появлялся в России на широком экране, а мы покажем его в IMAX.

Корреспондент:
Не боитесь осуждения?

Виктор Буланкин:
Нет, ведь мы показываем этот фильм не для широкой аудитории, он не выходит в прокат. Это разовый ограниченный показ для участников церемонии награждения, на которую гости приходят по пригласительным. Мы ясно дали понять, анонсируя событие, что представляет из себя это кино, чтобы зрители шли на показ осознанно.

Корреспондент:
С 2014 года «КАПЛЯ» активно занимается благотворительностью. Кому вы помогаете и почему это важно для вас?

Виктор Буланкин:
Мы сотрудничали в разные годы с разными фондами — Фонд «Линия жизни», Фонд «Настенька» при онкологической клинике на Каширской. Многие фестивали проводятся для благотворительности, но «Капля» не является полностью благотворительным фестивалем, мы переводим лишь часть средств. Это важно и для нас, важно также для иностранных гостей, поскольку многие из них считают своим долгом участвовать в благотворительности и помогать детям.

Корреспондент:
Какие в этом году фильмы собрали большее количество зрителей, пришедших посмотреть ленты из конкурсной программы?

Виктор Буланкин:
Посещаемость была хорошая. Хотя могу здесь посетовать, как и представитель любого другого фестиваля на то, что 90% публики, которая приходит на кинопоказы, — аккредитованная пресса и гости. По билетам ходят единицы, толпами — лишь на нетривиальные фильмы. Посещаемость коммерческого зрителя существенно упала в целом – на фестивальном уровне и на прокатном. Если, конечно, речь идет не о блокбастере с большим количеством спецэффектов.

Корреспондент:
С чем это связано?

Виктор Буланкин:
Если кино артхаусное, фестивальное, интеллектуальное, то люди предпочитают скачивать его в интернете или, в лучшем случае, смотреть в онлайн-кинотеатрах. Однако посещаемостью показов «Капли» я доволен и рад, что растёт количество прессы, которую мы впервые с этого года аккредитовали на показы.

Корреспондент:
Сколько в этом году было картин, представленных в конкурсной программе фестиваля?

Виктор Буланкин:
Фильмов было очень много: в общей сложности 45 короткометражных и полнометражных работ, которые попали в конкурсную часть. Очень разнообразное кино, много межжанровых фильмов — комедийный хоррор или романтический триллер, например. Могу отметить картину «Три» — дебютную режиссёрскую работу Павла Хвалеева, известного по музыкальным клипам, который получился в клиповой манере, яркий, красочный и очень интересный. Советую посмотреть. Фильм имеет высокие шансы на победу и лидирует в голосовании среди полнометражных работ.
Еще один участник — Святослав Подгаевский с фильмом «Пиковая дама: Черный обряд», который не так давно был в российском прокате. Режиссёр — ярый приверженец жанра хоррор. Это уже второй его фильм, а скоро будет и третий. Первый, «Владение 18», участвовал в конкурсной программе «Капли» в прошлом году. Эти работы яркие, достаточно сильные и конкурентоспособные американскому кинематографу. Что немаловажно, Святослав Подгаевский основывает свои фильмы на российском фольклоре. Иностранные гости, которые к нам приезжали, все как один отмечали, что у русских получится снимать качественный хоррор, когда он будет основан на чем-то исконно русском — фольклоре, былинах, страшилках, предсказаниях, сказках.

Корреспондент:
Какую оценку дадите конкурсным фильмам иностранных режиссеров?

Виктор Буланкин:
Из иностранных фильмов могу отметить итальянский хоррор House of Shadows («Дом теней»). Фильм снят в очень своеобразной манере постоянного осветления — на протяжении всего фильма в кадре очень много падающего света. Мой хороший друг, итальянский режиссёр и актёр Станко Мольнер рассказывал мне однажды, что хочет снять фильм не с затемнением, что стандартно для хоррора, а, наоборот, основанный на свете. Ярчайший свет, на который двигается фигура, — здесь, как и в темноте, ничего не видно, поэтому также возникает страх. В этом фильме я увидел некое олицетворение этой идеи. Из короткого метра могу отметить комедийный хоррор «Айрис» о том, как голосовой помощник помогает спрятать труп — очень оригинально.

Корреспондент:
В прошедшем году высокую оценку мировой прессы и деятелей киноиндустрии получил хоррор «Оно» (It follows), снятый в весьма нетипичной для жанра манере. На ваш взгляд, в современном кинематографе больше шансов завоевать любовь зрителя у представителей классики жанра или будущее скорее за смешением и новыми формами?

Виктор Буланкин:
Да, этот фильм — один из 5 наших номинантов в категории «Лучший зарубежный хоррор». Я считаю, что жанр постоянно ищет новые формы и, действительно, «Оно» — одно из подтверждений этому.
Вспомним немного историю. Манера живой съёмки дёргающейся камерой, которая началась с «Ведьмы из Блэр», продолжилась в «Паранормальном явлении», а в России её попробовал Михаил Брашинский в фильме «Шопинг-тур». Создатели «Оно» также занимаются поиском новых ходов и способов, которые, возможно, найдут последователей. Вместе с тем никогда не уйдут такие классические вещи, как, например, хичкоковский саспенс.

Корреспондент:
Согласны ли вы с тем, что жанр набирает обороты в нашей стране? Какие русские хорроры заслуживают внимания? В чем проблемы отечественных хоррормейкеров и какова, на ваш взгляд, судьба этого жанра в России?

Виктор Буланкин:
Однозначно, набирает. Фильмы Святослава Подгаевского подтверждают эту теорию, хотя бы потому, что они выходят в широкий прокат. Одна из основных многолетних проблем, как я уже говорил, и как отмечают иностранцы, в том, что мы пытаемся копировать зарубежное кино. К примеру, в Норвегии появился качественный хоррор «Охотники на троллей», который возымел успех, потому что основан на их местных страшилках. Это интересно смотреть норвежцу, а нам интересно узнать, как там у них в Норвегии! Наш кинематограф должен придерживаться того же пути.

10 Наистрашнейших голливудских хорроров

В преддверии бесовского праздника Хэллоуина, Музей Голливуда в Лос Анджелесе во главе с его временным куратором Томом О’Нилом огласили список десяти самых страшных хорроров всех времен (и народов). На ряду с этим в музее открылась весьма страшненькая экспозиция: реквизит культовых фильмов ужасов и прочая ерунда. Сам Том О’Нил является по совместительству старшим редактором авторитетного издания In Touch Weekly, так что к его мнению можно прислушаться.

Хоррор-фильмы

Составители списка не пыталась поделить места между фильмами – перечень картин приводится в порядке английского алфавита.

“The Exorcist” – «Изгоняющий дьявола», 1973

Хоррор-фильмы

Режиссер – Уилья Фридкин. В историю кинематографа фильм вошёл также как один из первых примеров того, что на кино можно отлично заработать. Бюджет картины составлял всего лишь миллион долларов, а в прокате было собрано как минимум в 400 раз больше.

“Friday the 13th”– «Пятница тринадцатое», 1980

Хоррор-фильмы

Режиссер – Шон С. Каннингем. Как и многие фильмы сего жанра, был наминирован на два «малины» за худшую женскую роль и как худшая картина. А вообще рассказывает историю мальчика-утопленичка, который каждую пятницу тринадцатое выходит из своей водяной могилы чтобы мстить-убивать-убивать.

“Halloween” – «Хэллоуин», 1978

Хоррор-фильмы

Режиссер – Джон Карпентер. Пятница тринадцатое и в подметки не годится более чудовищной дате – Дню всех святых. Именно в этот день психопат Майкл Майерс, будучи ребенком, совершил убийство собственной сестры. 15 лет спустя маньяк-убийца сбежал из приюта для психически ненормальных, чтобы снова наносить свои смертельные удары в Хэллоуин. Фильм был снят всего лишь за 20 дней.

Хоррор-фильмы

Бюджет был всего ничего – 325 000 долларов. Действие картины разворачивается осенью, но съемки проходили весной. Чтобы сэкономить деньги, члены съемочной бригады раскрашивали бумажные листья, после чего собирали их и использовали для съемок снова. Актёры в картине носили свою собственную одежду: не было денег на костюмера.

Но, в отличие от «Изгоняющего дьявола», фильм коммерческого успеха не имел.

“The Haunting” – «Логово дьявола», 1963

Хоррор-фильмы

Режиссер – Роббер Уайз. Этот фильм так же основан на новелле Ширли Джексона “The Haunting of Hill House”. Действие, собственно, разворачивается в мрачном особняке, где «никто не услышит ваших криков». Одна из сцен фильма вошла в топ сто наистрашнейших сцен кино под восемнадцатым номером. К слову, «Изгоняющий дьявола» в этом списке на третьем месте.

“Jaws” – «Челюсти», 1975.

Хоррор-фильмы

Режиссер – Стивен Спилберг. Филь, без преувеличения, культовый. Вошел в историю кино и изменил ее.

Первый в истории «летний блокбастер». Летом 1975 года было продано около 67 миллионов билетов.

Любопытная ситуация сложилась на церемонии вручения Оскара в феврале 1976 года. Джон Уильямс (написал музыка для «Челюстей») в то время был дирижером оркестра на церемонии, и после того, как ему достался приз за лучший саундтрек, был вынужден сбегать на сцену за статуэткой, и потом вновь вернуться к исполнению своих обязанностей.

“The Mummy” – «Мумия», 1932.

Хоррор-фильмы

Режиссер – Карл Фройнд. Даже по тем временам сюжет о мумиях был довольно избит – фильмы с таким же названием выходили в 1912 и 1923. Но все же именно эта картина считается одной из лучших.

“Nightmare on Elm Street” – «Кошмар на улице Вязов», 1984.

Хоррор-фильмы

Режиссер – Уэйс Крейвен. По словам Уэйса Крэйвена, он назвал Фредди Крюгера по имени парня, который издевался над ним в школе. Уэс создал внешность Фредди на основе обезображенного бездомного, который испугал его в детстве. А, как сказал сам Том О’Нил, секрет ужасности мистера Крюгера заключается в том. Что он не следил за собственной кожей и маникюром. Резон.

“Psycho” – «Психо», 1960.

Хоррор-фильмы

Режиссер – Альфред Хичкок. Альфред Хичкок анонимно купил права на роман Роберта Блоха за $ 9 000. Хичкок также постарался скупить как можно больше экземпляров книги, для того чтобы концовку истории знало как можно меньше людей.

“The Shining” – «Сияние», 1980

Хоррор-фильмы

Режиссер – Стэнли Кубрик. Стивен Кинг пытался отговорить Кубрика приглашать на главную роль Джека Николсона и предлагал взамен взять Джона Войта или Майкла Мориарти. В качестве аргумента он приводил свое убеждение в том, что зрителю гораздо интереснее будет наблюдать за постепенным сумасшествием актера с изначально нормальным выражением лица, нежели за Николсоном, у которого с самого начала фильма несколько безумный вид.

“The Silence of the Lambs” – «Молчание ягнят», 1991.

Хоррор-фильмы

Режиссер – Джонатан Демме. Самый «молодой» фильм из списка. Но, тем не менее, картина стала третьей за всю историю проведения церемонии Оскар, которой удалось завоевать все 5 главных наград: «Лучшая картина», «Лучший режиссер», «Лучший актер», «Лучшая актриса» и «Лучший сценарий». До этого таких же почестей удостоились «Это случилось однажды ночью» (1934) и «Пролетая над гнездом кукушки» (1975).

Хоррор-фильмы

У постера – своя история. Если внимательно присмотреться к нему, то можно увидеть изображение черепа на теле бабочки. А если присмотреться еще внимательнее, то можно разглядеть, что череп состоит как минимум из трех обнаженных девушек (есть такие варианты постеров, на которых можно насчитать аж до семи девушек).

Знаменитые голливудские актеры, снявшиеся в хоррор фильмах

Фильмы хоррор приносят плохую репутацию, так как обычно имеют непритязательную историю и низкий бюджет. Именно поэтому сложно привлечь в них ведущих знаменитостей. Только хороший хоррор фильм может стать пропускным билетом к славе в начале актерской карьеры. После съемок в таком кино, актеры редко возвращаются к этому жанру снова. Хотя именно это случилось с представленными далее голливудскими знаменитостями. Они снялись в фильмах хоррор уже после того, как стали выдающимися звездами.

Темные тайны (2015)

Выдающиеся звезды: Шарлиз Терон, Николас Холт, Хлоя Грейс Морец

Хоррор-фильмы

Адвокат дьявола (1997)

Выдающиеся звезды: Аль Пачино, Киану Ривз

Хоррор-фильмы

Дракула Брэма Стокера (1992)

Выдающиеся звезды: Гари Олдман, Киану Ривз, Вайнона Райдер, Энтони Хопкинс

Хоррор-фильмы

Роковое число 23 (2007)

Выдающиеся звезды: Джим Керри

Хоррор-фильмы

Красный Дракон (2002)

Выдающиеся звезды: Эдвард Нортон, Райф Файнс, Филип Сеймур Хоффман

Хоррор-фильмы

1408 (2007)

Выдающиеся звезды: Джон Кьюсак

Хоррор-фильмы

Ночь страха (2011)

Выдающиеся звезды: Колин Фаррелл, Тони Коллетт

Хоррор-фильмы

Тело Дженнифер (2009)

Выдающиеся звезды: Меган Фокс

Хоррор-фильмы

Все парни любят Мэнди Лейн (2006, релиз 2013)

Выдающиеся звезды: Эмбер Хёрд

Хоррор-фильмы

Плетёный человек (2006)

Выдающиеся звезды: Николас Кейдж

Хоррор-фильмы

Мизери (1990)

Выдающиеся звезды: Джеймс Каан

Хоррор-фильмы

Крик (1990)

Выдающиеся звезды: Дрю Берримор, Кортни Кокс

Хоррор-фильмы

Муха (1986)

Выдающиеся звезды: Джефф Голдблюм

Хоррор-фильмы

Сияние (1980)

Выдающиеся звезды: Джек Николсон

Хоррор-фильмы

Ключ от всех дверей (2005)

Выдающиеся звезды: Кейт Хадсон

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *