Ирина Багаева — полная биография

Ирина Багаева — полная биография

Ирина Купченко, биография, новости, фото

Ирина Багаева - полная биография

Имя: Ирина Купченко (Irina Kupchenko)

Отчество: Петровна

День рождения: 29 февраля 1948 (72 года)

Место рождения: Вена, Австрия

Рост: 175 см

Вес: 68 кг

Восточный гороскоп: Крыса

Карьера: Российские актеры 173 место

Фото: Ирина Купченко

  • Ирина Багаева - полная биография
  • Ирина Багаева - полная биография
  • Ирина Багаева - полная биография
  • Ирина Багаева - полная биография
  • Ирина Багаева - полная биография

Биография Ирины Купченко

Ирина Петровна Купченко – слава и гордость советского и российского театра и кино, Заслуженная (1980) и Народная артистка РСФСР (1989). Лауреат премии Ленинского комсомола (1981) и Государственной премии РФ (2001), она многократная обладательница премии «Ника» и призов за лучшие главные роли и роли второго плана в советских и российских кинофильмах.

Потрясающе талантливая, неподражаемая, удивительно обаятельная Ирина Купченко – актриса, которую невозможно забыть, увидев ее хотя бы один раз в кино или на сцене театра. Невероятная популярность Ирины Петровны била все рекорды, начиная еще с советских времен. Ее благородная красота и высочайшее актерское мастерство навсегда покорили сердца благодарных зрителей.

Детство

Будущая звезда отечественного театра и кино вошла в этот мир вовсе не под российским небом – она родилась в послевоенной Вене (Австрия), где служил ее отец, советский офицер. Мать Ирины сумела уговорить врачей указать в метрике датой рождения дочки не 29 февраля, как это было на самом деле, а 1 марта високосного 1948 года. Вот так, благодаря настойчивости предусмотрительной мамы, девочка получила возможность праздновать день рождения, как большинство людей, каждый год.

Первые несколько лет жизни маленькой Иринки прошли в переездах, пока семья окончательно не обосновалась в Киеве. Именно украинскую столицу актриса считает городом своего детства. Здесь жили ее дедушка и бабушка, с радостью встретившие ненаглядную внучку. В потоке их любви девочка росла не просто приветливой и доброжелательной, но также очень «правильной». Ей нетрудно было устанавливать приятельские отношения с теми, с кем она хотела дружить: у нее наконец-то появились постоянные, а не временные, подружки.

Обучаясь в ближайшей к дому школе, Ирина также посещала различные кружки во Дворце пионеров, которые были организованы для всестороннего развития детей. Вначале она даже не могла определить, какие занятия ей больше нравятся – в кружке юных кинооператоров, на театральных или танцевальных занятиях.

Одно время девочка всерьез мечтала стать балериной, но суровый отец утверждал, что профессию нужно выбирать солидную – например, можно, как мама, работать преподавательницей, тем более что Ирина свободно говорила по-немецки. Так и пришлось ей после окончания школы в 1965 году подать документы на факультет иностранных языков (романо-германское отделение) Киевского университета имени Шевченко.

Первая роль в кино

По воспоминаниям однокурсников, Ирина уже тогда производила впечатление необычного человека, за которым будто стоит какая-то внутренняя тайна, загадка. Девушка была необычайно образованной: она прекрасно знала, например, украинскую поэзию, хорошо говорила на нескольких иностранных языках.

Но самое главное – Ирина поражала всех своей целеустремленностью: она старалась находить время для участия хотя бы в массовках на «Мосфильме», чтобы оттачивать свои актерские навыки. Девушка отдавала учебе много времени, поэтому отказывалась от посиделок с танцами и песнями под гитару и даже слыла недотрогой, удивляя раскованных сокурсников аристократичной сдержанностью и скромностью в поведении.

Купченко училась у Ольги Ивановны Преображенской, выдающейся актрисы МХАТа, которой на тот момент было уже 90 лет. Именно О.И. Преображенская в 1915 году исполнила роль Лизы Калитиной в фильме «Дворянское гнездо». И эту же роль под руководством Ольги Ивановны Ирина репетировала в училище, что позволило ей полностью оправдать надежды знаменитого Андрея Кончаловского , пригласившего юную студентку в 1969 году сыграть в его фильме Лизу Калитину.

Поначалу девушка очень переживала, удастся ли ей, такой неопытной, достойно проявить себя в окружении именитых партнеров – признанных звезд кино Беаты Тышкевич, Леонида Кулагина, Марии Дурасовой, Виктора Сергачева. Но сильный характер (наследство дочке от отца!) в сочетании с ярким талантом помогли ей блестяще сыграть свою первую роль.

Кинокарьера Ирины Купченко

Так в одночасье юная, никому не известная актриса, только-только окончившая театральное училище, превратилась в восходящую кинозвезду с амплуа русской драматической героини – искренней, необыкновенно женственной, скромной, но при этом гордой, независимой, с огромным запасом душевных сил.

Следует отметить отдельной строкой, что Андрей Кончаловский – знаковая фигура на творческом и жизненном пути Ирины Купченко. Он не только широко открыл перед нею дверь в мир кинематографа, продолжая снимать ее в своих последующих фильмах – «Романс о влюбленных», «Сибириада», «Ближний круг». Кончаловский стал ее учителем в искусстве страстной любви – правда, роман этот быстро закончился.

С легкой руки Андрея Сергеевича на Ирину обратили внимание и другие известные режиссеры. Предложения интересных ролей следовали одно за другим. В историческом фильме «Звезда пленительного счастья» Купченко сыграла княгиню Екатерину Трубецкую, отправившуяся с мужем-декабристом (Алексей Баталов) в ссылку. В этой роли актриса сумела показать не только стойкость и женственность героини, но и аристократизм духа.

Знаковыми стали для актрисы роли в драмах «Чужие письма» (учительница Вера Ивановна, 1975) и «Странная женщина» (Евгения Михайловна Шевелева, 1977). Ирина всегда внимательно подходила к выбору ролей: особенно ей удавались роли сильных женщин с трудной судьбой. Однако позднее Купченко признавалась, что устала от этого амплуа, поэтому периодически давала себе возможность «отдохнуть». Как, например, в комедии Марка Захарова «Обыкновенное чудо» (1978), где она сыграла небольшую роль Хозяйки.

Понравилась зрителям Ирина Купченко и в роли успешной, но одинокой Клавы Покучаевой в мелодраме «Одинокая женщина желает познакомиться» (1986). Ее дар драматической актрисы по-настоящему раскрылся в фильме Никиты Михалкова «Без свидетелей» (1983), где Купченко сыграла с Михаилом Ульяновым. Другими тонами заиграл ее талант в драме Эльдара Рязанова «Забытая мелодия для флейты», где актриса сыграла супругу героя Леонида Филатова, брак с которым дал трещину.

Позднее она еще раз снялась у этого режиссера в комедии «Старые клячи» (2000), где «тряхнули стариной» такие легендарные артистки, как Людмила Гурченко, Светлана Крючкова и Лия Ахеджакова.

Роль Бэрил Степлтон в «Приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Собака Баскервилей» изящно дополнила насыщенную фильмографию актрисы. Купченко повезло работать на одной площадке сразу с такими мастерами как Олег Янковский, Никита Михалков и, конечно, Василий Ливанов и Виталий Соломин.

Кстати, с Олегом Ивановичем актриса сотрудничала не один раз – последним фильмом с совместным участием этих двух прекрасных актеров стала трогательная мелодрама «Приходи на меня посмотреть» (2000), где Купченко и Янковский сыграли влюбленную пару.

Театр в жизни Ирины Купченко

В 1970 году Ирина Купченко завершила обучение на курсе народного артиста СССР Б.Е.Захавы и заслуженного деятеля искусств РФ М.Р.Тер-Захаровой в Театральном училище имени Щукина. Вчерашняя студентка, благодаря своему огромному таланту, сразу же была принята на службу в Театр имени Евгения Вахтангова.

Пройдя краткосрочную «стажировку» на небольших ролях, молодая артистка вскоре стала получать главные роли в таких постановках, как «Анна Каренина», «Каменный гость», «Евгений Онегин», «Брестский мир», «Великая магия», «Сирано де Бержерак» и множестве других спектаклей. Каждая роль Купченко – это уникальное явление, работа на сцене всегда требует от нее высокого эмоционального напряжения и большой самоотдачи.

Хотя по своей натуре Ирина Петровна – очень сдержанный и даже закрытый человек, к которому порой непросто подойти, на самом деле ее характер – это невероятное сочетание благородства, темперамента и свободы самовыражения.

Глубокое знание жизни и чутье настоящего Художника определяли собственную линию Купченко в творчестве. Не зря режиссеры рассказывали о том, как Ирина Петровна послушает-послушает их указания – и все равно сделает по-своему. Эта непредсказуемая сторона ее личности оказалась мощнейшим ресурсом для воплощения на экране и сцене целой галереи разнообразных женских образов.

Такая актриса всегда неповторима, и подражать ей очень сложно.

Личная жизнь Ирины Купченко

Первым мужем Купченко был Николай Двигубский, который родился в семье эмигрантов во Франции. Он является кузеном известной французской актрисы Марины Влади. Николай приехал в СССР в 1956 году и после учебы во ВГИКе стал активно работать в кино художником-постановщиком.

Вскоре Николай особенно сблизился с Андреем Кончаловским, который впоследствии принял художника в состав съемочной команды к/ф «Дворянское гнездо». Именно тогда Николай, бывший уже в разводе с актрисой Жанной Болотовой, безоглядно влюбился в прелестную 21-летнюю Ирину. Молодой человек немедленно сделал ей предложение. Они поженились в 1969 году. Совместная жизнь продолжалась меньше года: семейная лодка разбилась о быт.

В 1972 году актриса вышла замуж за красавца Василия Ланового – звезду первой величины советского кинематографа. Знакомство с Василием Семеновичем не было случайным: они оба работали в Театре имени Вахтангова.

Поначалу театральные кумушки пророчили паре скорое расставание: во-первых, у них была серьезная разница в возрасте – 14 лет; во-вторых, Лановой славился своей влюбчивостью, что совсем не подходило нравственно цельной Купченко.

Поначалу трения действительно возникали, причем довольно часто, так что однажды дело чуть ли не дошло до окончательного разрыва. Однако вскоре у пары появились два сына, о которых Лановой просто мечтал и очень радовался их рождению, – это сцементировало отношения супругов на всю оставшуюся жизнь.

Ирина Купченко сейчас

Она по-прежнему служит в Вахтанговском театре: зрители осаждают кассы, когда на сцене ставят «Пристань» или «Последние луны» – спектакли, в которых роли Купченко отличаются особой пронзительностью и самобытностью.

Что сказать, Ирина Петровна Купченко – актриса на все времена.

Ирина Багаева — полная биография

Ирина Багаева - полная биография

Биография Михаила Круга изобилует чередой жизненных удач, однако резко обрывается в 2002-м. Круг — знаменитый представитель стиля «русский шансон», оставил по себе огромную дискографию: альбомы, сборники, концертные записи, а также многочисленные интервью на радио.

Детские и юношеские годы

Михаил Воробьев был рожден 7.04.1962 года в семье строительного инженера и бухгалтерши. Детство и юношество провел в городе Калинине, в своеобразном Пролетарском районе. Обучение по классу баяна не дошло до логического завершения, мальчик сам бросил занятия. Тяги к школьным знаниям у Михаила также не наблюдалось, он часто сбегал с уроков. Зато в хоккейной секции был вратарем и спорт любил.

Михаил Воробьев с раннего возраста начал слушать Высоцкого и с 6 лет уже был верным поклонником артиста. В 11 лет обучился игре на гитаре и старался подражать звездному кумиру, даже исполнял произведения Высоцкого на школьной сцене, что окружающие посчитали скандальной выходкой. А первой музой Воробьева стала одноклассница: для нее он написал стихи в 15 лет.

Зрелые годы

После прохождения армейской службы в Лебедине (Сумская область, Украина) вернулся домой и стал водителем — доставлял молочную продукцию до середины девяностых. Поступление в Политехнический институт приходится на -87 год. В студенческую пору одержал победу в конкурсном фестивале авторской песни с произведением «Про Афганистан». Тогда его заметил глава жюри Е. Клячкин, который посоветовал больше работать в этом направлении.

Михаил Круг впервые попробовал силы в студийной работе в 1989 году. Результатом стали альбомы:

Авторские сольники сделаны на студии звукозаписи «Тверь», официально не вышли, однако увидели свет через пиратское распространение.

Первый официальный альбом Круга — «Жиган Лимон», основная тематика произведений: блатняк, лирика. Эта музыкальная работа сделала Михаила известным в песенной культуре России. Дебютный клип «Это было вчера» вышел на экраны в 1996-м. Песня «Владимирский централ», посвященная вору в законе Северному, является наиболее узнаваемой в творчестве Круга. Эта песня общеизвестна не только в кругу поклонников автора.

Михаил Круг дважды был номинирован на премию «Овация», а в 1988 году одержал победу в категории «Русский шансон». В 1999 году превзошел соперника на «Музыкальном ринге».

Гастрольная жизнь

Гастроли по России М. Круг устроил сразу после выхода первого альбома. Тепло принимали его в украинских, белорусских, эстонских концертных залах. С 1997 года принимал участие в заграничных фестивалях:

  • 1997 год — Германия;
  • 1998 год — США;
  • 2000 год — Израиль.

Убийство Круга

Михаил Круг был застрелен в собственном доме 1.07.2002 года. В открытую дверь вошли преступники и напали на тещу музыканта, на крик поднялись муж с женой. Злоумышленники открыли стрельбу, Ирине удалось убежать и скрыться у соседей, а Михаил получил пару ранений, как оказалось позже, несовместимых с жизнью. Трое детей, находившихся в доме, не пострадали.

Хоронили Круга в Твери 3 июля: прощались в Тверском драмтеатре, отпевали в Воскресенском соборе, местом погребения выбрали Дмитрово-Черкасское кладбище. Неожиданно оконченная биография Круга сделала его легендой и привлекла сотни поклонников к любимым местам поэта-песенника — его дому в поселке Мамулино и клубу «Лазурный» в Твери (сейчас музей Михаила Круга).

БАГАЕВ Сергей Николаевич

Ирина Багаева - полная биографияИрина Багаева - полная биографияБАГАЕВ Сергей Николаевич (р. 9.IX.1941г.) — российский физик, академик РАН (1994, чл.-корр. 1990 г.).

Окончил физический факультет Новосибирского государственного университета (1963 г.). С 1963 г. в Институте радиофизики и электроники СО АН СССР, с 1964 г. в Институте физики полупроводников СО АН СССР. С 1992 — директор Института лазерной физики Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН).

В 1975 г. он защитил кандидатскую диссертацию под научным руководством В.П. Чеботаева. Совместно ими были выполнены многочисленные исследования, которые получили признание коллег во всем мире. После кончины В.П. Чеботаева продолжил и развил начатые им научные направления.

Под руководством С.Н. Багаева в Институте лазерной физики (ИФЛ) СО РАН ведутся исследования в таких направлениях, как нелинейная лазерная спектроскопия сверхвысокого разрешения, лазерные стандарты частоты и времени и их применение в прецизионных физических экспериментах, создание новых лазерных систем и их применение в медицине, биологии, метрологии, геофизике и других областях.

Обнаружил новые качественные особенности поглощения лазерного излучения газом при низком давлении, что позволило наблюдать очень узкие спектральные линии на допплеровски-уширенных переходах и на 5-6 порядков повысить разрешающую способность спектроскопии по сравнению с тем, что было до лазеров.
В области нелинейной лазерной спектроскопии С.Н. Багаевым были получены и исследованы рекордно узкие оптические резонансы с абсолютной шириной 50 Гц, что составило в относительных единицах величину 5 . 10 -13 . Создание и развитие методов получения узких резонансов дало возможность наблюдать и изучать в оптике такие явления, как эффект отдачи, аномальный эффект Зеемана на колебательно-вращательных переходах молекул, упругое рассеяние возбужденных молекул на малые углы, что позволило обнаружить нелинейные зависимости уширения и сдвига оптических резонансов от давления газа.

Ирина Багаева - полная биографияИрина Багаева - полная биография

Под руководством С.Н. Багаева проведены спектроскопические исследования сверхвысокого разрешения в газе при охлаждении частиц до температуры около 10 -2 К , разработаны основы спектроскопии рассеяния света с разрешением 0,1 Гц для изучения динамики подвижных форм микроорганизмов. В области лазерных стандартов частоты С.Н. Багаевым с сотрудниками созданы лазеры с шириной линии излучения, равной сотым долям герца, и долговременной стабильностью частоты на уровне 10 -15 . Эти стандарты частоты послужили основой для создания первых в мире оптических часов и проведения абсолютных измерений частот переходов различных атомов, ионов и молекул с точностью 10 -13 . С.Н.Багаев с сотрудниками впервые наблюдали новый тип оптической бистабильности — усиленную бистабильность, открывающую возможность создания оптических усилителей слабых сигналов и новых лазерных источников с уровнем шума ниже квантового предела. Совместно с лабораториями Германии, Франции, США и других стран выполняются международные программы по прецизионной спектроскопии атомов водорода, мюон ия и ио нов индия с целью уточнения ряда фундаментальных физических констант, лазерного детектирования гравитационных волн.

Под его руководством создана и применяется лазерная аппаратура для медицинских целей, экологии, навигации, связи и др.

Сыграл большую роль в создании Объединенного физического общества Российской Федерации и является его вице-президентом.

Ирина Багаева — полная биография

Ирина Багаева - полная биографияРодился Александр Каминский в городе Шелехов, Иркутской области. Родители; Лидия Ефимовна и Геннадий Андреевич — простые рабочие, всю жизнь проработали на заводе ИРКАЗ. Единственного сына отдали в семилетнем возрасте в танцевальную студию ДК «Металлург» и тем самым определили его судьбу.

Все школьные годы Саша танцевал и выступал на сцене. Потом увлекся драматическим искусством. Так что все свободное от школы время делил между танцами и драматическим кружком, переиграл и перетанцевал все, что было можно в его лета, в художественной самодеятельности. А затем поступил в Иркутское театральное училище на отделение «Актер драматического театра». Одновременно с учебой работал в музыкальном театре. После училища душа разрывалась от желания играть и в драме, и в музыкальном театре. Выбрал второе, потому что хотел петь, танцевать и играть. А чтобы петь профессионально, еще раз поступил в театральное училище — на отделение «Актер музыкального театра», окончил его и теперь поражает публику синтезом своих талантов.

В ноябре 2006года, в городе Екатеринбург, Александр Каминский успешно показался на первом международном конкурсе артистов оперетты и мюзикла имени В.Курочкина, стал лауреатом конкурса и обладателем приза «Зрительских симпатий». В апреле 2013года, за высокие достижения в области театрального исскуства, Александр получил Благодарность от Министра Культуры Российской Федерации Мединского В. Р.

До приглашения в Москву, Александр работал в Иркутском музыкальном театре в качестве артиста балета и солиста-вокалиста. За годы работы в Иркутском театре, Александр принимал участие в спектаклях;

БАЛЕТЫ -«Ангел», «Мелодии старой Вены», «Красный сарафан», «Эсмеральда», «Дивертисмент модерн», «Мгновения любви», «Кошкин дом», «Жизель», «Кармен-сюита», «Идол», «Порги и Бесс», «Щелкунчик», «Легенда о любви», «Сотворение мира», «Чиполлино»

СПЕКТАКЛИ — «Графиня Марица» — реж. Ю. Гвоздиков, «Веселая вдова» — реж. Н. Печерская, «Летучая мышь» — реж. М. Лукавецкий, «Ночь в Венеции» — реж. Н. Печерская, «Сильва» — реж. Н. Печерская, «Цыганский барон» — реж. М. Лукавецкий, «Парижская жизнь» — реж. А. Зыков, «Баядера» — реж. Я. Лебедев, «Холопка» — реж. Л.Халифман, «Скрипач на крыше» — реж. Н. Печерская, «Девичий переполох» — реж. Л. Халифман, «Граф Люксембург» — реж. Н. Печерская, «Травиата» — реж. Н. Печерская, «Шельменко-денщик» — реж. Н. Печерская, «Крошка» — реж. В. Бородин, «Алеко» — реж. Н. Печерская, «Покорить звезду Голливуда» — реж. В. Бородин, «Али-Баба и сорок разбойников» — реж. О. Портнягин, «Юнона» и «Авось» -реж. Н. Печерская, «Госпожа министерша» — реж. О. Портнягин, «Бременские музыканты» — реж. Н. Печерская, «Проделки Ханумы» — реж. О. Портнягин, «Муха Цокотуха» — реж. Н. Печерская, «Как проучить мужа» — реж. О. Портнягин, «Служанка-госпожа» — реж. О. Портнягин, «Быть женщиной-это прекрасно» — реж. Э. Корсаков, «Бал в «Савойе» — реж. Н. Печерская, «Снежная королева» — реж. О. Портнягин, «Иисус Христос-суперзвезда» — реж. Н. Печерская, «Герцогиня Герольштейнская» — М. Лукавецкий, «Ах, эти милые грешницы» — реж. О. Портнягин, «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» — реж. Н. Печерская, «Прекрасная Галатея» — реж. А. Прасолов, «Хелло Долли» — реж. М. Лукавецкий, «Джельсомино» — реж. Н. Печерская, «Ах, высший свет!» — реж. О. Портнягин, «Бабий бунт» — реж. О. Болдырев, «Хлопотун» — реж. О. Портнягин, «Прощай ХХ век!» — реж. Н. Печерская, «Золотой цыпленок» — реж. О. Портнягин, «Медиум» — реж. Н. Печерская, «Сильва» — реж. В. Цюпа и др.

Сегодня, Александр Каминский сиграл роли в фильмах: «Внимание, говорит Москва» — реж. А. Сурин, «Все включено-2» — реж. Э. Радзюкевич, а так же активно участвует в концертной и гастрольной деятельности. Роли в спектаклях ; «Девочка со спичками», «Гадкий утенок», «Времена года», «Золотые хиты мирового мюзикла», «Энни», «Спящая красавица», «Золушка», «Щелкунчик», «Мистер Икс», «Граф Люксембург», «Буратино», «Цыганский барон», «Холопка», «Сильва», «Красотка кабаре», «Сказки Венского леса», «Большой вальс», «Заколдованная принцесса», «Баядера» и др. имеют успех не только в крупных Российский городах, таких как Владивосток, Хабаровск, Улан-Удэ, Чита, Иркутск, Красноярск, Норильск, Абакан, Барнаул, Пермь, Казань, Уфа, Архангельск, Астрахань, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Мурманск… но и за рубежом – Японии, Израиле, Германии, Украине, Белоруссии, Латвии, Эстонии, Италии, Франции, Португалии, Бельгии, Норвегии, Франции и др.

Ирина Багаева — полная биография

Багаев Сергей Александрович — начальник штурмового отделения отряда специального назначения «Россы» Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области, старший лейтенант внутренней службы.

Родился 16 декабря 1957 года в городе Серов Свердловской области. Русский. Из семьи рабочих.

Окончил среднюю школу в Серове в 1974 году, городское профессионально-техническое училище № 54 в Серове в 1977 году. Работал на промышленных предприятиях Серова.

В апреле 1978 года призван на срочную службу Серовским объединённым городским военкоматом. В декабре 1978 года окончил электромеханическую школу № 7 Краснознамённого Северного флота в городе Североморск Мурманской области. В 1978-1981 годах служил электриком в войсковых частях Северного флота. В июне 1981 года уволен в запас.

Жил в городе Серове Свердловской области, с июля 1981 года работал электромонтёром на металлургическом заводе имени А.К. Серова. В октябре 1981 года переехал в Свердловск (с 1991 года — Екатеринбург), трудился электриком на производственном объединении «Свердлгоршвейбыт». С августа 1983 года жил в областном центре Калининграде, учился в Калининградской мореходной школе Министерства рыбного хозяйства СССР. После её окончания в марте 1984 года — моторист Калининградской базы тралового флота. С сентября 1986 года — вновь в Свердловске, электрик завода НПО «Автоматика», с июня 1990 — грузчик и электрик торгового объединения «Свердловскстройторг», с августа 1992 года — специалист охраны акционерного общества «Урал-регион».

С июля 1993 года проходил службу в органах Управления исполнения наказаний Министерства внутренних дел Российской Федерации (с 1998 года — в составе Министерства юстиции Российской Федерации). Служил в отряде специального назначения «Россы» (наименование и подчинённость отряда неоднократно менялись): боец штурмовой группы, с сентября 1994 — командир взвода, с марта 1999 — начальник штурмового отделения.

В период первой чеченской войны в составе отряда трижды выезжал в командировки в Чеченскую республику: с 23 января по 26 февраля 1995 года, с 29 мая по 29 июня 1995 года, с 29 июня по 26 августа 1996 года. Проявил личное мужество в боевых операциях, многократно участвовал в боях. При попадании в засаду при ведении разведки 3 февраля 1995 года сохранил хладнокровие, грамотно организовал оборону и в ходе боя лично уничтожил огневую точку противника. Столь же умело и отважно действовал в схожей ситуации в ночь на 14 июня 1996 года, вновь не допустив потерь среди своих подчинённых.

Во второй чеченской войны участвовал ещё в 2 командировках в зону боевых действий: с 11 сентября по 6 октября 1999 года (Дагестан), с 11 декабря 1999 года (Чеченская республика). В составе снайперской пары 11 января 2000 года вёл выявление живой силы и огневых точек чеченских боевиков. Выявил пулемётную точку противника, уничтоженную по его целеуказаниям, а чуть позднее лично выстрелом из гранатомёта уничтожил грузовой автомобиль с боевиками и боеприпасами.

При штурме Грозного в бою 17 января 2000 года во главе пары снайперов прикрывал операцию подразделения Таманской мотострелковой дивизии по взятию здания больницы, укрепленной боевиками. Когда под шквальным огнём боевиков наступающие мотострелки понесли потери (3 бойца погибли, 1 ранен), вынуждены были остановиться и залечь, для эвакуции погибших и раненого прибыт бронетранспортёр. Однако боевики подожгли и его. С.А. Багаев под огнём выдвинулся к позициям боевиков и снайперским огнём стал уничтожать их огневые точки. Воспользовавшись ослаблением вражеского огня, мотострелки захватили здание больницы и эвакуировали своих раненных бойцов.

Продолжая продвижение по Грозному и увлекая за собой военнослужащих, занял прилегающий городской квартал. В этом бою с группой бойцов Багаев оказался под пулемётно-снайперским огнём. В критический момент, отвлекая внимание боевиков от своего подразделения, он вырвался вперёд и перебежками стал продвигаться вперёд, вызвав огонь боевиков на себя. Его отважные действия позволили остальным военнослужащим прорваться к своим, но в этот момент его потеряли из виду и связь с Сергеем Багаевым оборвалась.

Через несколько дней, 25 января, тело офицера со следами нескольких ранений и зверских пыток было обнаружено в одном из домов частного сектора Грозного.

Похоронен на Широкореченском кладбище в Екатеринбурге.

За мужество и героизм в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 2000 года старшему лейтенанту внутренней службы Багаеву Сергею Александровичу присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).

Специальные звания:
рядовой внутренней службы (29.07.1993),
младший сержант внутренней службы (13.09.1994),
младший лейтенант внутренней службы (29.04.1995),
лейтенант внутренней службы (28.06.1996),
старший лейтенант внутренней службы (30.06.1998).

Награждён двумя орденами Мужества (23.05.1996, 12.03.1997), медалью «За отвагу» (29.05.1995).

Мемориальные доски установлены на здании средней школы № 1 города Серов, в Военно-историческом музее ВМФ при военно-патриотическом клубе «Морской пехотинец» в Екатеринбурге (2013). Мемориальная плита установлена в Серове у здания, в котором ранее находилось ПТУ-45 (2012). Имя Героя высечено на мемориальных досках памяти ГУФСИН России по Свердловской области и базового отдела специального назначения «Россы» ГУФСИН России по Свердловской области в Екатеринбурге. В казарме базового отдела специального назначения «Россы» ГУФСИН России по Свердловской области в Екатеринбурге оборудован памятный уголок с мемориальной доской. Проводится ежегодный турнир по комплексным единоборствам среди сотрудников правоохранительных органов Свердловской области и Уральского федерального округа.

Составитель биографии сердечно благодарит сотрудников ГУФСИН России по Свердловской области за предоставленные сведения и фотоматериалы.

Александр Лебедев

English version →

Медиа

11 декабря 2006 в 12:01

«КП» публикует статью журнала «Форбс» о бизнесе Елены Батуриной — супруги Юрия Лужкова. Из-за этого материала выпуск декабрьского номера журнала был временно приостановлен

Ирина Багаева - полная биография«КП» публикует статью журнала «Форбс» о бизнесе Елены Батуриной — супруги Юрия Лужкова. Из-за этого материала выпуск декабрьского номера журнала был временно приостановлен.

Не верьте разговорам о том, что Елена Батурина покинет столичные земли, как только Юрий Лужков перестанет быть мэром. Хозяйка «Интеко» приложила все силы для того, чтобы сохранить свою финансово-строительную империю в границах города.

Мюнхен. Тёплый осенний день. Открытие RealExpo–2006, крупнейшего форума европейских строителей и девелоперов. «Рад приветствовать московского мэра господина Юрия Лужкова», — говорит с трибуны под аплодисменты министр экономики Баварии. «И его супругу госпожу Елену Батурину», — продолжает немец. Вновь аплодисменты. Юрий Лужков стоит в первом ряду и готовится к ответной речи. А где же Батурина? Рядом с мужем её нет. Чтобы найти её в толпе, надо постараться. Вот она. Кивком головы подзывает то одного, то другого менеджера «Интеко», вполголоса даёт краткие указания. Пока Лужков произносит речь, Батурина успевает переговорить с полудюжиной подчинённых, которые тут же стремительно удаляются выполнять поручение или хватаются за телефон.

Давно прошли времена, когда «Интеко» была известна как производитель «прибамбасов из пластмассы» (один из ранних рекламных слоганов компании) и гремела в газетных статьях по случаю победы в скандальном конкурсе на поставку сидений для стадиона «Лужники». Даже «одна из крупнейших в Москве строительных компаний» — далеко не самое точное определение для бизнеса Батуриной сегодня. Проще всего сказать так: супруга столичного мэра — единственный (официально) бенефициар компании с активами стоимостью свыше $3 млрд. Что входит в их число? Земельные участки в Москве и за её пределами. Акции Сбербанка и «Газпрома» более чем на $1,5 млрд. Строительное подразделение, возводящее объекты, реализация которых приносит в год около $600 млн. Гольф-клуб в Австрии, конный завод в Калининградской области, 25% производства одноразовой посуды в России и многое, многое другое.

Империя разрослась и требует неустанной заботы. Это поважнее, чем стоять рядом с мужем на презентациях. Хотя, как признаёт Батурина в интервью Forbes, совсем уйти от обязанностей супруги градоначальника ей не удаётся: «Никто не снимал с меня ответственности присутствовать в качестве жены мэра на официальных мероприятиях». Но неужели лишь этим ограничивается влияние на бизнес «Интеко» семейного положения его владелицы?

Батурина не устает повторять, что развитие компании «Интеко» никак не связано с личностью её мужа, что никаких преференций от столичных властей она не имеет. Её коллеги, московские застройщики, с этим обычно не спорят. «Все разговоры о том, что она пользуется административным ресурсом, — это мифы. Команде, которую она создала, 90% компаний просто позавидуют», — расточает комплименты Сергей Полонский, президент крупной девелоперской фирмы Mirax Group.

Не все согласны с такой оценкой. Депутат Госдумы Александр Лебедев, баллотировавшийся на выборах мэра Москвы в 2003 году, — один из яростных оппонентов. «Это же моё экономическое открытие: новый экономический уклад, называется «семейно-государственное партнёрство», — рассказывает Лебедев в интервью Forbes. В прошлом году он написал открытое письмо Борису Грызлову, лидеру партии «Единая Россия», в которую входит сам и в которой состоит Лужков, попросив обратить внимание на особые отношения «Интеко» и столичных властей. Батурина в ответном письме отмела обвинения в том, что её фирма зарабатывает деньги за счёт преференций московской мэрии, и погрозилась подать против Лебедева иски. До судебного разбирательства, впрочем, дело не дошло.

Кто же прав: Батурина или её оппоненты? Этот вопрос по-прежнему волнует многих.

Найти ответ на него не так-то просто. Тот же Лебедев, если вчитаться в формулировки письма, не смог представить хотя бы одно серьёзное доказательство получения Батуриной каких-то льгот. Вот фраза из его обращения: «Лужков. регулярно и собственноручно подписывает распорядительные документы московского правительства, предоставляющие ЗАО «Интеко» возможность развивать свой бизнес и получать ощутимую прибыль». Всё так: любое строительство в Москве требует многочисленных согласований с властями, и всё, что строит Батурина, одобрено Юрием Лужковым или его непосредственными подчинёнными. Но «Интеко» не получает от города откровенных «подарков» в виде земельных участков или подрядов на льготных условиях — Батурина действует аккуратнее.

Возьмём появление у «Интеко» новых проектов. В Москве существует несколько способов получения участка для застройки. Во-первых, мэрия проводит инвестиционные конкурсы, выставляя на них свободные земли. Выигрывает тендеры тот, кто согласится отдать большую долю построенного городу (по крайней мере, таковы правила). Во-вторых, существуют специальные программы правительства Москвы по выводу промзон, сносу пятиэтажек и т.д. В-третьих, можно приобрести землю у федеральных ведомств и организаций — Министерства обороны, Федеральной службы охраны, МВД, высших учебных заведений, в столице они владеют гигантскими территориями. Наконец, есть вторичный рынок, на котором можно купить участок или право на его 49-летнюю аренду.

«Мы не очень часто сотрудничаем с городом», — утверждает Батурина в интервью Forbes. Так оно и есть: сейчас «Интеко» строит или готовится построить в столице 27 объектов (по официальным данным). И лишь для четырёх из них компания получила участки напрямую у московских властей: это проект «Молжаниново» — 225 га под жилую застройку за кольцевой автодорогой в районе аэропорта «Шереметьево» и три участка под гостиницы в различных районах Москвы. Итого 500 000 кв. м жилья и около 150 000 кв. м отелей.

Гораздо большие объёмы недвижимости «Интеко» возводит на землях, полученных от организаций федерального подчинения. Так компания приобрела участок под строительство жилого комплекса «Шуваловский» (230 000 кв. м) недалеко от Воробьёвых гор. Раньше эта земля принадлежала Московскому государственному университету, в качестве компенсации за участок «Интеко» профинансировала строительство новой библиотеки и жилья для преподавателей.

Другой пример — «Аэро–Парк» (950 000 кв. м гостиниц, офисов, апартаментов и торговых площадей) и «Гранд–Парк» (420 000 кв. м жилья). Эти комплексы строятся на территории аэродрома имени Фрунзе, некогда принадлежавшего Минобороны (более известен как Ходынское поле). «[Схема с участием федеральных ведомств] наиболее сложна, так как в работу вовлечено множество заинтересованных сторон: пользователь имущества, отраслевое ведомство, Росимущество, правительство Москвы», — описывает подобные проекты один из крупнейших московских строителей. На Ходынке «Интеко» выступает не главным инвестором, а действует на паях с другой столичной компанией — «Мосфундаментстрой–6». Виктор Нестеренко, директор и основной совладелец МФС–6, с конца 1990-х бился над тем, чтобы начать освоение бывшего аэродрома. Но лишь в 2002 году, когда в проекте появилась «Интеко», стройка закипела.

Также на паях, но с упоминавшейся уже Mirax Group и «Федеральной сетевой компанией» («дочка» РАО ЕЭС) Елена Батурина застраивает участок на севере Москвы, по которому проходит высоковольтная линия электропередачи. Представьте себе масштаб работ и согласований: провода нужно убрать под землю, а на освободившейся территории построить жилой комплекс.

Жилой комплекс в Гранатном переулке на территории Московского гуманитарного педагогического института «Интеко» возводит совместно с «СТ–Групп» известного московского предпринимателя Александра Чигиринского.

Почему строители охотно берут Батурину в партнёры? О том, что это помогает «утрясать» проблемы с согласованиями проектов, никто официально не скажет. «Вы можете сказать, что Батурина «выпускает» постановления правительства Москвы и их продаёт. Но вы хоть один пример знаете?», — задаёт вопрос глава Mirax Group Полонский. И сам же на него отвечает: «Я не знаю».

Несколько гектаров земли Елена Батурина купила в самом центре столицы, на Садовнической набережной, у Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО). Стоимость покупки составила $14 млн. А здание на Ильинке («Тёплые торговые ряды», середина XIX века), где «Интеко» планирует построить пятизвёздную гостиницу, было приобретено у Сбербанка. «Почему я не могу купить площадку у Сбербанка или Внешторгбанка?», — говорит Батурина.

Одно дело купить, другое — построить. Второй после «Аэро–Парка» по масштабам проект «Интеко» — 570 000 кв. м офисов и гостиниц на Минской улице рядом с парком Победы. Сейчас здесь заросшее высокой травой пологое поле, спускающееся к речке Сетунь. В прошлом году на 1 Мая школьники посадили тут три сотни деревьев. «Дубы были, ясени. Хотели сделать парковую зону», — вспоминает Владимир Слободян, сотрудник дирекции заказника «Долина реки Сетунь», в состав которого тогда входил участок. Однако через несколько месяцев деревья выкопали. Почему? Как утверждает Слободян, на руководство заказника «надавили» из столичного департамента природопользования. Тут-то Слободян и выяснил, что участок уже давно принадлежит «Интеко».

Пятнадцать лет назад земли по берегам Сетуни использовались как сельскохозяйственные угодья. Совхоз «Матвеевское» выращивал там овёс и косил сено. В 1990-х совхоз, переименованный в АОЗТ «Матвеевское», стал лакомым кусочком. Его земли стоят баснословных денег. Шутка ли: зелёная территория вблизи элитного Кутузовского проспекта, рядом знаменитая ближняя дача Сталина. За совхоз развернулась нешуточная борьба. В 1996-м в своей машине выстрелом в голову был убит директор «Матвеевского» Николай Дубовский. Через три года в подъезде собственного дома застрелили его преемника Виктора Бабынина. Убийц ни в том, ни в другом случае так и не нашли. Сменив не одного владельца, «Матвеевское» в 2004 году перешло под контроль структур чукотского губернатора Романа Абрамовича.

Но ещё до прихода Абрамовича самые ценные земли «Матвеевского» — ожерелье участков, нанизанных на речушки Сетунь и Раменка, приобрела Батурина. Их общая площадь около 180 га; стоимость покупки «Интеко» не раскрывает, но рыночная цена этих земель, по оценке Vesco Consulting, составляет свыше $1 млрд.

Бывшие сотрудники совхоза, владельцы земельных паев, до сих пор требуют от нынешнего директора «Матвеевского» Николая Кырина расторгнуть сделки, которые привели к тому, что их общая земля сменила собственника. «Офис себе новый отгрохал, десять охранников у него только на улице, не подберёшься», — кипятится Антонина Фёдорова, представляющая интересы нескольких пайщиков совхоза. Она и ещё несколько активистов пытаются доказать, что паи у них были украдены. Фёдорова бомбардирует письмами президентскую администрацию и прокуратуру. Результат: сегодня «Матвеевское» проверяют ОБЭП и прокуратура Одинцовского района Московской области (часть земель совхоза расположена за чертой города).

Рассерженные пайщики — не единственная проблема. Ещё в 1990-е годы часть земель «Матвеевского» была включена в состав заказника «Долина реки Сетунь». Что это означало? На территории заказника можно заниматься сельским хозяйством, а вот строить здесь нельзя.

Точнее, нельзя было раньше. В июне 2006 года правительство Москвы постановило произвести следующий обмен. Часть заказника, состоящая в основном из земель «Интеко», перестала быть природоохранной территорией. Вместо этого к заказнику прикреплялись новые земли, расположенные пятью километрами юго-западнее. На карте всё выглядит отлично: новые наделы по площади примерно такие же, на них зеленеют деревья и поля, есть несколько прудов и тоже протекает речка. Но если выехать на место, можно увидеть, что территория, переведённая в разряд природоохранной, частично застроена складами и гаражами, а прямо на границе её дымит гигантская ТЭЦ. Участки явно неравноценные, уверяет Галина Морозова, сопредседатель Московской экологической федерации.

Что бы там ни говорили экологи, «Интеко» уже вовсю рекламирует свой новый проект, который появится на территории бывшего заказника. Елена Батурина планирует возвести на берегу Сетуни четыре футуристических здания под стеклянными куполами — торгово-офисный комплекс «Космо–Парк». Объём инвестиций более $1 млрд.

Насколько осложнилась бы реализация проекта, занимайся им не «Интеко», а другой крупный застройщик? Трудно сказать. Вольная трактовка московскими строителями и властями вопросов экологии — притча во языцех. Но вспомним слова Слободяна из дирекции сетуньского заказника: освободить территорию от только что посаженных деревьев его попросили из правительства Москвы. А менеджеры «Интеко», говорит представитель заказника, занимали скорее нейтральную позицию. «В «Интеко» нам сказали: ребята, можете не торопиться. Ещё неизвестно, когда мы выйдем на площадку», — вспоминает Слободян. Возможно, сотрудники московского правительства просто решили выслужиться перед мэром, зная, что его супруге предстоит вести на этих площадях строительство.

Получается ли у «Интеко» так же успешно работать за пределами Москвы? Ещё пару лет назад казалось, что экспансию компании не остановить. Батурина купила полдюжины объектов в Сочи, занялась сельским хозяйством в Белгородской области, начала строительство целого жилого квартала в Киеве, но говорить о грандиозных успехах пока рано.

Как развивается сельское хозяйство? «Спросите у Виктора Николаевича. Сейчас это его бизнес», — говорит глава «Интеко». Виктор — родной брат Елены Николаевны. Он занимался покупкой земли на Белгородчине и в других российских регионах. Приобрести удалось более 100 000 га, однако права на половину этих угодий надо ещё доказать в суде. В той же Белгородской области «Интеко» вошла в жёсткое противостояние с местными властями. Эскалация конфликта привела едва ли не к боевым действиям — менеджеры московской компании стали мишенью вооружённых нападений, адвокат «Интеко» Дмитрий Штейнберг был убит. Батурина в итоге решила из бизнеса выйти: земли и сочинские проекты, где «Интеко» тоже сталкивалась с проблемами, забрал себе Виктор Батурин.

Киев? Всего в столице Украины «Интеко» планировала построить до 150 000 кв. м жилья. Согласования были начаты в 2004 году накануне «оранжевой революции». «Проект пока развивается медленно», — констатирует Батурина. Ещё бы: достаточно вспомнить, в каких выражениях Юрий Лужков отзывался об украинских революционерах, к числу которых относится и мэр украинской столицы Леонид Черновецкий.

Другое дело, когда с властями удаётся договориться. Наиболее успешным среди проектов «Интеко» за пределами Москвы можно считать строительство офисно-гостиничного центра в Астане, столице Казахстана. «Там достаточно хорошо продвигаются все согласования. Правительство Астаны курирует Нурсултан Назарбаев, и это, конечно, оказывает магическое влияние на чиновников. Заставляет их работать очень быстро», — говорит владелица «Интеко».

Батурина расширяет границы бизнеса, по возможности, не ввязываясь в политические и корпоративные конфликты. «Интеко» запустила пару проектов в Петербурге и Ленинградской области, купила участки под гостиницы в чешских Карловых Барах и австрийском Китцбюэле. Изучает рынок в Китае на предмет строительства там отелей. В 2005 году компания продала часть строительных активов и весь цементный бизнес. Полученные в результате средства, около $1 млрд., были инвестированы в акции государственных компаний — «Газпрома» и Сбербанка.

Сухой остаток: компания «Интеко» в ближайшие годы не планирует оставлять свой родной город. К 2010 году около 90% бизнеса «Интеко» территориально будет по-прежнему сосредоточено в Москве. Кроме недвижимости, он будет включать в себя инвестиционный блок (управление пакетами акций крупных компаний, котирующихся на бирже) и нефтехимию (то, что выросло из бизнеса по производству одноразовой посуды и пластиковой мебели). Всем этим хозяйством надо эффективно управлять и надёжно его защитить от политических рисков. Срок Юрия Лужкова заканчивается в 2007 году. Вне зависимости от того, кто придёт ему на смену, не только «Интеко» — любой крупной московской компании стоит задуматься о своём будущем.

Пару лет назад Батурина называла «Интеко» просто «семейной компанией». Активы распределялись среди сотен юридических лиц. Производство изделий из пластика, московские стройки, цемент, сельскохозяйственные проекты — всё варилось в одном котле. Нити управления этой запутанной системой держали в руках два человека — Елена и Виктор Батурины.

«Я сидел на хозяйстве», — утверждает Батурин в интервью Forbes. Имеется в виду, что именно он возглавлял компанию «Интеко», принимал решения по оперативному управлению бизнесом, подыскивал новые проекты. Но последнее слово оставалось за Еленой. «Естественно, я готовил доклады сестре», — говорит Батурин, уверяя, впрочем, что ни разу не было такого, чтобы его решения отменялись.

В конце 2005 года, в разгар земельного конфликта на Белгородчине, Батурин вышел из совместного с сестрой бизнеса, получив, помимо сельхозпроектов, примерно $20 млн. компенсации. Что именно вызвало размолвку между братом и сестрой, стороны не комментируют. Но именно после «увольнения» брата Батурина взялась за реструктуризацию бизнеса, пригласив для этих целей молодого инвестиционного банкира Алексея Чаленко, бывшего главного исполнительного директора по управлению частными инвестициями ФК «Уралсиб». «Здесь сначала принимается решение, а потом всё остальное», — описывает Чаленко свои первые ощущения от работы на Батурину. Ни долгих посиделок с консультантами, ни тщательно прописанных концепций и планов развития.

Батурина управляет «Интеко» через «бюджетный комитет»: для каждого из крупных подразделений компании (строительство, переработка пластмасс и т.д.) на год верстается бюджет с расходной и доходной частью. Каждый месяц выполнение этих смет рассматривается на бюджетном комитете под председательством владелицы компании. Любая корректировка требует её визы. Теперь в дополнение к бюджетному комитету в «Интеко» создаётся инвестиционный. Если раньше решения входить или выходить из проектов принимались едва ли не по наитию, то теперь, надеется Чаленко, это будет жёстко регламентированный процесс.

Следующий пункт реформ — новая система владения активами. Десятки проектов «Интеко», которые сегодня причудливо перемешаны, планируется разделить непроницаемыми перегородками. Активы будут упакованы в несколько закрытых паевых инвестиционных фондов (ЗПИФ). Это внесёт в структуру собственности прозрачность, в том числе для государства. Новый подход позволяет сэкономить на налогах. Дело в том, что налогом облагаются лишь дивиденды, выплачиваемые бенефициарам фонда. Но если владелец решает всю прибыль оставлять в фонде, увеличивая, таким образом, его стоимость, то и налог платить не с чего. По крайней мере, до тех пор, пока фонд не будет расформирован и его участники не разделят доход за весь период существования ЗПИФа.

Уже создан фонд под названием «Континенталь» для управления инвестициями в ценные бумаги. Его объём 86 млрд. рублей. Туда планируется перевести акции «Газпрома» и Сбербанка. На эти бумаги придётся около 50% стоимости активов фонда. Есть и немного акций «Роснефти» — Батурина приобрела их в ходе IPO государственной нефтяной компании. Ещё около $1 млрд. в активах «Континенталя» составят собственно акции ЗАО «Интеко».

Все перечисленные бумаги в фонд пока не переведены: часть акций котируемых компаний заложена по кредитам (их главный источник — всё тот же Сбербанк). Первоклассный залог даёт возможность привлекать деньги под чрезвычайно низкие для строителей 7% годовых в валюте. Но по мере высвобождения акций «голубых фишек» из-под залога бумаги будут переводиться в ПИФ. Играть на курсах входящих в него бумаг «Интеко» не собирается. Для этих целей планируется открыть два фонда, чьи активы, как говорит Чаленко, должны со временем также вырасти до $3 млрд.

Если взглянуть на будущее глазами Батуриной, картина предстаёт вполне безоблачная. «Интеко» образца 2010 года по-прежнему будет заниматься в основном недвижимостью. Доходы от этой деятельности составят около $1,2 млрд. (сейчас около $600 млн.). Но если на текущий момент 100% выручки приносит продажа жилья, уже через четыре года доля этой статьи упадёт до 60%. Более $500 млн. Батурина планирует получать от сдачи в аренду собственных бизнес-центров и управления гостиницами.

Это колоссальные изменения. Бизнес в жилой недвижимости сродни езде на велосипеде, который не падает до тех пор, пока крутишь педали: есть возможность получать всё новые и новые участки-все нормально, как только поток земли иссякает — кризис не за горами. Другое дело коммерческая недвижимость: построенный торговый центр, офисный комплекс или гостиница дают стабильный доход, если ими хорошо управлять. Вопросы предоставления новых участков под застройку и согласование параметров строительства целиком находятся в ведении московских властей. Рынок офисных и торговых площадей зависит только от количества арендаторов.

Параллельно Батурина начала заниматься общественной деятельностью. Она, единственная из числа руководителей строительных компаний, была включена в состав рабочей группы по национальному проекту «Доступное и комфортное жильё». У Батуриной есть собственная концепция, как сдержать рост цен. По мнению хозяйки «Интеко», если и можно как-то обеспечить массовое строительство дешёвого жилья в России, то только модернизировав промышленность домостроения. А для этого нужно вдохнуть новую жизнь в захиревшие заводы по производству соответствующего оборудования: бетономешалок, дробилок, опалубки и т.д. И увеличить производство цемента. По словам Батуриной, все средства хороши — государство должно субсидировать процентную ставку, помогать привлекать дешёвое финансирование. Или даже строить заводы за свой счёт и затем передавать их предпринимателям на условиях выкупа, лизинга или концессии. В обмен — требовать поставок части продукции государству. Почему Батурина с такими воззрениями продала свои цементные заводы? «Ну, кто же знал, что меня пригласят заниматься национальным проектом», — смеётся президент «Интеко».

Всё вместе: участие в проекте «Доступное жильё», демонстративно прозрачная организация системы владения бизнесом через зарегистрированный в России фонд, увеличение доли доходов от коммерческой недвижимости-шаги в одном направлении. Елена Батурина снижает риски ведения бизнеса.

Даже вечный оппонент Лужкова и Батуриной Александр Лебедев признаёт, что у «Интеко» вряд ли возникнут проблемы после смены столичного градоначальника. «Я думаю, что мэром будет какой-нибудь человек, согласованный с ними», — говорит депутат.

А что думает сама Батурина? Её возмущают даже намёки на то, что будущее «Интеко» может оказаться под угрозой, когда Лужков покинет кресло московского градоначальника. «Ну и что? — рассуждает она. — У нас же не революция планируется в 2007 году, не захват власти военным путём». «Мне, как и любому инвестору, гарантирована защита моих прав», — говорит Батурина.

Если так, то, может, она гарантирует мужу после выхода в отставку должность в своей компании? Владелица «Интеко» на секунду задумывается и выдаёт ответ: «Такие люди должны работать на государство».

Хроники бизнеса «Интеко»

1991 Свадьба Юрия Лужкова (55 лет, вице-мэр Москвы) и Елены Батуриной (28 лет, предприниматель). В том же году Батурина создаёт компанию «Интеко», выпускающую пластмассовые бытовые товары: вёдра, тазы, одноразовую посуду и др.

1992 Гавриил Попов, первый мэр столицы, избранный голосованием москвичей, уходит в отставку. На его место президент Борис Ельцин своим указом назначает Юрия Лужкова.

1995 «Интеко» создаёт дочернюю компанию «Интекострой». Специализация — отделка и реконструкция фасадов зданий. Компания участвует в муниципальных программах восстановления «исторического облика города». Несколько типов красок, разработанных «Интекостроем», включены в городской заказ и рекомендованы для использования строительными компаниями.

1998 Завершена реконструкция принадлежащего правительству Москвы стадиона «Лужники». «Интеко» выигрывает конкурс на поставку для стадиона 85 000 пластиковых кресел на общую сумму около $700 000. «Более выгодных условий не предложил никто», — оправдывается Юрий Лужков после того, как история попадает в газеты.

2001 «Интеко» приобретает акции «Домостроительного комбината № 3» (ДСК–3) у вдовы его директора Юрия Свищева, погибшего за два года до этого в результате покушения. Под контролем Батуриной оказывается 20% московского рынка панельного домостроения.

2002 За $90 млн. приобретён «Осколцемент», один из крупнейших цементных заводов в России. Поглотив ещё несколько заводов, «Интеко» становится вторым по объёму (11% рынка) производителем цемента в России.

2003 «Интеко» размещает облигационный заем. Компания впервые идёт на официальное раскрытие информации о владельцах. В отчётности сообщается, что Батурина получает зарплату около $150 000 в месяц и владеет 99% акций «Интеко», 1% оформлен на её брата Виктора Батурина.

2004 Конфликт с властями Белгородской области, где «Интеко» инвестирует в сельское хозяйство. Белгородские чиновники называют «Интеко» «социально безответственным инвестором». В 2005-м адвокат «Интеко» Дмитрий Штейнберг, представлявший компанию в процессах, связанных с белгородскими проектами, избит неизвестными и умер в больнице.

2005 ДСК–3 за $300 млн. продан группе «ПИК», цементное подразделение за $800 млн. покупает предприниматель Филарет Гальчев. Часть вырученного тратится на покупку акций «Газпрома» и Сбербанка (нынешняя стоимость около $1,5 млрд.).

2010 Согласно планам «Интеко», через четыре года компания будет зарабатывать на недвижимости $1,2 млрд. в год, половину этой суммы составят доходы не от строительства, а от сдачи в аренду офисов и от управления гостиницами.

Юрий Лужков о бизнесе своей жены

«АОЗТ «Интеко» предложило кресла (для «Лужников») по 50 000 рублей, и более выгодных условий не предложил никто. Это простая арифметика, и она исчерпывающим образом отвечает на ваш вопрос». — «Новая газета»

«Она не нуждается в моей помощи или протекции. Это квадратная голова, она родилась с мужским умом». — La Stampa

«Почему же она, успешный, мощный бизнесмен, должна отказываться от любимого дела? Как я могу её остановить, какое я право имею?» — «Известия»

«Действительно, многие склонны приписывать все успехи этой талантливой деловой женщины моему влиянию. Вам стоит самим поговорить с ней, и вы увидите, какой уникальный у неё потенциал».

«Я восхищаюсь своей женой не только как супругой и матерью моих детей, но и её уникальным деловым чутьём». — Der Spiegel

Елена Батурина шесть лет возглавляла национальную федерацию конного спорта, но сейчас предпочитает гольф. Президент «Интеко» регулярно выходит на поле и тренируется, загоняя мяч в лунку. Уровень мастерства Батуриной позволяет ей соревноваться на равных с «продвинутыми любителями» — участниками гольф-турниров, которые проводятся в Москве. Например, выступая в мае этого года на турнире «Московского городского гольф-клуба», посвящённом открытию сезона, супруга столичного мэра заняла четвёртое место среди сорока пяти участников.

Юрий Лужков поддерживает жену в её увлечении. Московское правительство приняло амбициозную программу строительства полей для гольфа. В пределах города будет построен десяток полей. А в октябре 2006-го мэрия организовала семинар «Новые горизонты российского гольфа». Расходы на его проведение взял на себя городской бюджет.

Если об успехах Елены Батуриной на зелёных полях может узнать любой желающий, просто заглянув на сайт столичного гольф-клуба, то плоды другого увлечения хозяйки «Интеко», фотографии, могут оценить лишь избранные. Уже несколько лет Батурина издаёт лучшие свои фотоработы в виде календаря и дарит их партнёрам «Интеко». Сюжеты фотографий незамысловаты, но съёмка проведена профессионально. Кроме того, Батурина ходит в тир, где стреляет из мелкокалиберной винтовки. Ещё одно хобби — коллекционирование русского фарфора. А верховая езда?

«Честно говоря, я не езжу сейчас верхом», — говорит Елена Батурина. Хотя о конном заводе в Калининградской области супруга московского мэра заботится по-прежнему.

Михаил КОЗЫРЕВ
Мария АБАКУМОВА
© «Русский Forbes», декабрь 2006

Комментарии 0

Ваш комментарий

Для того чтобы оставлять комментарии на сайте, необходимо авторизоваться

Биография актрисы Ирины Алферовой

Фотогалерея: Биография актрисы Ирины Алферовой

Детство и семья.

Ирина родилась тринадцатого марта 1951 году. Она появилась на свет в городе Новосибирск. Ее родители были очень сильными и закаленными жизнью людьми. Дело в том, что они прошли всю Вторую Мировую войну. Также, папа и мама Иры явно не были обделены умом и интеллектом. После того, как война закончилась, Иван и Ксения стали юристами и занимались адвокатурой. Но, тем не менее, заметив, что их дочь тянется к искусству и хочет играть в театре, они не стали ей ничего запрещать. Тем более что в Новосибирске был академгородок, где все могли попробовать себя в том деле, которое им нравилось. Именно там Ирина играла в театре. Девушка была и талантлива, и красива. Уже в подростковом возрасте она поняла, что привлекает внимание молодых людей. Изначально, как и любой представительнице женского пола, ей это нравилось. Но, потом, Ира поняла, что всегда есть другая сторона медали. Многие девушки ей завидовали, поскольку сами были еще несформировавшимися гадкими утятами. Поэтому, Ира чувствовала себя белой вороной и старалась никогда не привлекать внимания. Она могла бы быть королевой всех школьных и институтских вечеринок. Но, Ира вела себя как серая мышка. Она старалась находиться в тени и не привлекать к себе внимания. Подружки шутили над ней, что она слишком скромная, хорошая и тихая, поэтому не пойдет на свидание с очередным кавалером. Конечно же, Ирину это зацепало, но она старалась не обращать внимания. Девушка считала, что в свое время к ней придет тот единственный, с которым она сможет прожить всю жизнь. Ирина не хотела размениваться на мимолетные встречи и романы. Ей хотелось найти своего принца, с которым она бы действительно смогла жить в мире и согласии до преклонных лет.

Трудности в ГИТИСе.

Когда учеба в школе закончилась, Ира отправилась в столицу, чтобы поступить в Институт театрального (ГИТИС). Когда Ирина училась, у нее не всегда все получалось хорошо и гладко. Многие преподаватели считали, что девушке не хватает таланта. Иногда даже заходили разговоры об отчислении из-за профнепригодности. Но, на самом деле, Ирина просто не умела играть того, чего не чувствовала и не переживала. А одной из таких эмоций была любовь к мужчине. Во многих же пьесах, именно любовь переживают героини. Вот почему Ире сначала приходилось так туго. Но, со временем, она смогла полностью раскрыть свой талант и показать все, на что она способна. К окончанию учебного заведения, преподаватели уже единогласно признавали, что она очень талантлива и успешна. Сама же Ира, далеко не всегда была довольна педагогикой. До сегодняшнего дня она считает, что многие руководители относились к студентам слишком поспешно и поверхностно. Дело в том, что они очень хотели научить всех, всему и быстро. А когда у кого-то чего-то не получалось, то начинали говорить о том, что у человека просто нет таланта. Хотя, на самом деле, некоторым студентам был всего лишь необходим индивидуальный подход. Ирина, как раз, причисляла себя к разряду именно таких учеников.

ГИТИС Ирина Алферова закончила в 1972 году. Настало время искать себе работу и делать карьеру. В прочем, у Ирины тогда был очень большой выбор. Ее приглашали в несколько театральных трупп, и, скорее всего, она бы стала прекрасной театральной актрисой, сразу же после института. Но, судьба распорядилась не так. Девушку пригласили играть в телеэпопее «Хождение по мукам» и дали роль Даши. Однако же, режиссер Василий Ордынцев поставил молодой актрисе одно условие – она должна заниматься только съемками и на театр у нее не будет времени. Немного поразмыслив, Ира согласилась, и оказалась права. Роль Даши стала одной из самых лучших, в ее кинокарьере. Девушка смогла раскрыть все свои таланты и показать зрителям, на что она способна. Ирину Алферову узнали и полюбили многие.

Долгожданный принц.

Девушка снималась в «Хождении по мукам» целых пять лет. А когда съемки закончились, ее пригласили играть в Ленком. Этот театр стал для нее судьбоносным. Когда она пришла туда впервые, то, глядя на стены, вестибюль, сцену, поняла, что ей там очень уютно и хорошо. В тот момент в театре шла репетиция, и Ирина увидела на сцене молодого человека. Глядя на него, она поняла, что именно этот парень и является тем, кого она так искренне и преданно ждала столько лет. Именно он – тот сказочный принц, ее мечта. Этим молодым человеком оказался Александр Абдулов. Они стали одной из самых красивых пар советского кинематографа. Их любовь была искренней и чистой. Александр сделал ей предложение, когда они гуляли в парке. А Ира пошутила, что согласиться, лишь если он пронесет ее на руках через весь парк. И он понес, а Алферова чувствовала себя безгранично счастливой. Сначала, молодой семье бывало сложновато и они жили в общежитии. Потом Евгений Леонов помог им получить квартиру. У пары родилась девочка, которую Ира назвала в честь своей мамы – Ксения. Вместе с Абдуловым они играли в фильмах, а вот в театре Ирина всегда оставалась в его тени. Но, тем не менее, никто не ожидал, что брак рухнет. И причиной тому станет именно Ирина. Она влюбилась в Сергея Мартынова и они с Александром расстались. Однако до самой его смерти всегда поддерживали теплые отношения.

Ирина Антонова: биография, творческий путь и семья

Жизнью, которой доволен сам, и о которой с восхищением говорят другие, можно гордиться. Ирина Антонова, бывший директор музея имени А. С. Пушкина, имеет полное право на уважение со стороны других людей за свою деятельность на этом нелегком посту.

Краткая биография Ирины Антоновой

Ирина Александровна родилась 20.03.1922 года в Москве, в семье больших любителей искусства. Хотя ее отец, Александр Александрович, бывший революционер, был только электриком, его любовь к театру оказалась страстной и передалась дочери. От матери Иды Михайловны, музыканта по классу фортепиано, она унаследовала любовь к музыке. У отца было влечение не только к театру (он даже принимал участие в любительских постановках), но и к стеклопроизводству, что стало его настоящим призванием.

Благодаря новой профессии отца Ирина Антонова с родителями с 1929 по 1933 гг. жила в Германии, где изучила немецкий язык настолько, чтобы читать немецких классиков в оригинале. После того как нацисты пришли к власти, семья Антоновых вернулась в Советский Союз.

После окончания школы Ирина поступила в Институт истории, философии и литературы в Москве, который закрылся, когда началась война. Ирина Александровна окончила курсы медсестер и всю войну проработала в госпитале.

После войны Ирина Антонова окончила этот институт в рамках МГУ, в который его перевели, и стала одновременно работать и обучаться в музее имени А. С. Пушкина, при котором в то время находилась аспирантура. Специализация Антоновой – итальянское искусство эпохи Возрождения.

Ирина Багаева - полная биография

В 1961 году, будучи старшим научным сотрудником музея, она получила назначение на пост его директора, который занимала более 40 лет.

Супруг – Евсей Иосифович Ротенберг (1920-2011), искусствовед, долгое время работавший в Институте истории искусствознания, доктор наук. Сын Ирины Антоновой – Борис – родился в 1954 году. Когда ему было 7 лет, он заболел, после чего так и не оправился. Сейчас передвигается исключительно в инвалидном кресле. Это тяжелое бремя для каждой матери, не исключение – и Ирина Антонова. Сын Борис болен уже более 40 лет.

Работа в музее в 1960-е

Почти все свое время Ирина Александровна посвящала музею, что было совсем нелегко во времена застоя, когда искусство имело направление исключительно на прославление идей партии. Чтобы управлять, а тем более организовывать выставки в музее западного искусства, требовалось определенное мужество, когда в стране действовал закон цензуры.

Ее работу в 60-е годы можно назвать смелой и новаторской, так как западное искусство, особенно современное, было не в чести у советской власти. В эти годы, идя вразрез с мнением Министра культуры Фурцевой и политикой партии, она проводила такие смелые выставки, как показ работ Тышлера, Матисса. С ее легкой руки в музее стали проводиться музыкальные вечера, на которых звучали Стравинский, Шнитке, Рахманинов, а ведь их не жаловало советское руководство.

Еще в этот период она ввела Випперовские чтения, посвященные ее учителю и бывшему научному руководителю музея Випперу Б. Р.

Пушкинский музей в 1970-е

Ирина Антонова стала тем человеком, под чьим руководством была проведена полная реорганизация залов и экспозиций.

Ирина Багаева - полная биография

Благодаря ей были проведены беспрецедентные на то время выставки — в одном зале поместили работы зарубежных и отечественных портретистов. Посетители могли посмотреть и сравнить работы, например, Серова и Ренуара одновременно.

В 1974 году Ирина Антонова настояла на том, чтобы из запасников музея были изъяты и выставлены на обозрение картины западноевропейских художников из бывших коллекций меценатов Щукина и Ивана Морозова. Они пролежали в запаснике десятки лет и благодаря Ирине Александровне им были отведены отреставрированные залы на втором этаже здания Пушкинского музея.

В конце 70-х началось более плотное сотрудничество с музеями и выставками западных стран. Благодаря работе, которую провела Ирина Антонова, музеи «Метрополитен» (Нью-Йорк) и других стран смогли предоставить работы великих художников на обозрение советским зрителям.

Музей в период перестройки

В 80-е и 90-е годы выводит на новый уровень Ирина Антонова Пушкинский музей. Выставки картин стали принимать масштаб мирового значения. Так, выставка «Москва-Париж» была объявлена событием 20 века, так как на ней впервые выставлялись работы Казимира Малевича, Кандинского и других художников, которые в СССР были запрещены.

Вместе с экспонатами Ирине Александровне удалось побывать во многих странах, встречаться с там выдающимися людьми, других ей посчастливилось сопровождать по залам любимого Пушкинского музея: Миттеран, Рокфеллер, Ширак, Хуан Карлос, Оппенгеймер, король и королева Нидерландов.

Чтобы привлечь публику в музей, ей приходилось все время генерировать новые идеи. Так, задумка сочетать музыку с изобразительным искусством переросла в совместную творческую работу Антоновой с Рихтером «Декабрьские вечера».

Ирина Багаева - полная биография

Великие музыканты играли в залах учреждения, что вывело его на совершенно другой уровень как в глазах мировой общественности, так и в оценке советской публикой роли музея в культурной жизни страны.

«Золото Шлимана»

Одной из самых скандальных выставок музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина стала выставка 1996 года «Золото Трои». Многие западные и отечественные деятели искусства считали, что этой выставкой была запятнана ее биография. Антоновой Ирине предъявляли обвинения в замалчивании правды о вывезенном в 1945 году из Германии золота Трои, о котором ранее Советский Союз заявлял, что не имеет к нему никакого отношения.

Ирина Багаева - полная биография

Умалчиваний в советской истории было более чем достаточно, но обычно исторические ценности возвращались на свою родину. Так было с произведениями из Дрезденской галереи например.

То, что золото было изъято из запасников на всеобщее обозрение, явилось показателем открытости нового правительства России.

Юбилей музея

В 1998 году было с размахом отпраздновано столетие закладки музея имени А. С. Пушкина. В 1898 г. на закладке первого камня присутствовал Николай Второй. Празднование происходило в Большом театре и отмечалось грандиозным концертом лучших музыкантов, певцов и танцоров.

Благодаря своему директору Пушкинский музей встал в один ряд с такими значительными «очагами» культуры, как Лувр, Эрмитаж, Метрополитен, Прадо, Британский музей и другие.

Пушкинский музей в новом тысячелетии

С началом нового века в музее стали происходить множественные перемены. Так, он значительно разросся благодаря Ирине Александровне. На территории появились новые музеи – импрессионистов, частных коллекций, Детского центра. Но, по словам директора, этого мало. Если учитывать, что коллекция Пушкинского музея насчитывает более 600 000 произведений искусства, из которых в смотровых залах выставлено только 1.5%, то для полноценной работы требуется строительство настоящего музейного городка.

Ирина Багаева - полная биография

На расширение музея были выделены средства, так что со временем он вполне сможет стать настоящим городом искусства и культуры.

Семья Ирины Антоновой

Немногочисленная семья, тем не менее, имела для нее большое значение, особенно Борис Антонов, сын Ирины Антоновой. Талантливый мальчик, он радовал своими успехами родителей, знал много стихов наизусть, быстро развивался. В те времена, когда первый ребенок рождался у родителей, которым за 30, его считали поздним.

Сын Ирины Антоновой заболел в семилетнем возрасте. После этого, как она сама признается, любые проблемы и неурядицы стали казаться ей мелкими и незначительными.

Лечение у лучших врачей не помогло, и сегодня Борис — заложник инвалидного кресла. Ирина Александровна надеется, что найдется человек, который будет заботиться о сыне, когда ее не станет. Сегодня Антоновой 93 года, но это активная, творческая и целеустремленная женщина все еще работает.

Теперь она президент музея имени А. С. Пушкина и продолжает активно принимать участие в его жизни. Так же она входит в состав советников президента Россиийской Федерации.

Заслуги

Сегодня за плечами Ирины Александровны более 100 публикаций, работа в музее, огромный вклад в культурное развитие страны. За ее заслуги ей присуждены ордена Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, «За заслуги перед Отчеством» 1 и 2 степени, она действительный член Российской и Мадридской академий, имеет французский орден Командора искусства и литературы и итальянский «За заслуги».

Ирина Багаева - полная биография

Она была не только директором великого музея, но и вела преподавательскую деятельность в институте восточных языков в Париже, в отделении искусствоведения в МГУ, в Институте кинематографии.

В течение 12 лет Антонова являлась вице-президентом совета музеев при ЮНЕСКО, а сейчас она его почетный член. Совместно с выдающимися культурными деятелями страны является постоянным членом жюри независимого конкурса «Триумф».

Ирина Багаева - полная биография

В свои годы Ирина Александровна постоянно ходит на театральные постановки, концерты, в цирк. Привычку дважды в неделю ходить на культурные представления ей еще в детстве привили родители. Она очень любит балет, музыку, театр, с удовольствием водит машину. Именно автомобиль Ирина Антонова называла своей крепостью.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *