Иван Бортник — полная биография

Иван Бортник — полная биография

Иван Бортник: биография, фильмография, фото

Иван Бортник - полная биография

Иван Бортник биография

Бортник Иван Сергеевич родился 16 апреля 1939 года в Москве.

Отец – Бортник Сергей Васильевич (1895–1979), заместитель главного редактора Гослитиздата (ныне – издательство «Художественная литература»). Мать – Горячкина Мария Сергеевна (1912–1987), доктор филологических наук, старший научный сотрудник Института мировой литературы имени М. Горького. Супруга – Борзых Татьяна Николаевна (1947 г. рожд.), заведующая кафедрой, преподаватель звукорежиссуры Театрально-художественного колледжа. Сын – Бортник Федор Иванович (1969 г. рожд.), художник по свету, старший инженер компании «Бинар».

Иван Бортник родился в районе трех вокзалов, на Красносельской улице. Рос очень застенчивым, и это удивительное для профессии актера качество осталось в нем до сих пор. Мать Ивана, Мария Сергеевна, занималась XIX веком, писала о народниках, о творчестве Н.С. Лескова, М.Е. Щедрина. Иван очень гордился тем, что его отец, Сергей Васильевич, учился в Петербургском технологическом институте, потом закончил знаменитый Брюсовский институт в Москве, видел царя.

Первый раз Иван Бортник выступил перед зрителями в возрасте 6 лет – на новогодней елке в Гослитиздате, где работал отец. Мальчика поставили на стул, и в присутствии самого К.И. Чуковского он прочитал свое стихотворение под названием «Песня моряка», на что Корней Иванович в шутку заметил: «Песня моряка Ивана Бортника», поставив ударение в его фамилии на последнем слоге.

До 5-го класса Иван учился в подмосковном поселке Кратово, а затем переехал в Москву и в 1957 году закончил среднюю школу № 317. Родители много работали, и Ваня часто был предоставлен самому себе. В московском городском Доме пионеров в переулке Стопани он занимался в театральной студии, посещал киностудию в Центральном парке культуры и отдыха. Родители хотели, чтобы сын занимался музыкой, и отдали его в класс виолончели. Дома была огромная библиотека – Иван рано начал читать, полюбил книги, писал стихотворения, подражая А. Блоку и С. Есенину.

Но музыканта или литератора из Бортника не получилось. Он выбрал актерскую профессию и сразу после окончания школы поступил на актерский факультет Щукинского училища, что стало полной неожиданностью для родителей. Иван Бортник попал в мастерскую В.А. Этуша.

Ю.П. Любимов поставил на курсе отрывок из пьесы А.Н. Островского «Без вины виноватые», в котором Иван сыграл роль Незнамова. Работа с Любимовым стала для Бортника неожиданным открытием. В дипломном спектакле «Горячее сердце» в постановке В.А. Этуша И. Бортник сыграл Хлынова. Принимал участие в отрывках по А.П. Чехову, К.А. Треневу, А.М. Горькому.

В 1961 году, после окончания Щукинского училища, талантливого актера приглашали многие театры. Но Иван по совету А.Г. Коонен выбрал Театр имени Н.В.Гоголя, где начал работать с прекрасным режиссером П.П. Васильевым и талантливыми актерами – В.И. Хохряковым, А.С. Краснопольским, А.Н. Толбузиным, П.В. Крыловым, И.А. Смысловским, Е.П. Калининой. Иван Бортник играл главные роли в спектаклях «Передай улыбку», «Свидания у черемухи», «Сестры-разбойницы», «Тарас Бульба», «Красные дьяволята» и другие и со временем стал ведущим артистом театра. К сожалению, П.П. Васильев через некоторое время ушел, и, как это часто бывает, режиссеры в театре стали часто меняться.
Проработав в Театре имени Н.В. Гоголя шесть лет, в 1967 году Иван Бортник пришел к Ю.П. Любимову в легендарный Театр драмы и комедии на Таганке и стал одним из его корифеев. В театр на Таганке стремились попасть все, там царила особая атмосфера, в которой проходила творческая жизнь актеров, выходили спектакли, каждый из которых становился событием. О постановках Театра на Таганке много лет пишут диссертации искусствоведы. И. Бортник оказался в театре на пике его взлета и сыграл много блистательных ролей в любимовских постановках. Ю.П. Любимов говорит: «Дар импровизатора – счастливый и редкий дар. Фантазирует Бортник безудержно».

Иван начал с главной роли Павла Власова в нашумевшем спектакле «Мать» по пьесе М. Горького. В «Пугачеве» сыграл две роли – Шигаева и Чумакова. Участвовал в спектаклях: «Что делать?», «Десять дней, которые потрясли мир», «Павшие и живые», «Три сестры» (Соленый), «Ревизская сказка» (Акакий Акакиевич Башмачкин и Коробочка), «Пир во время чумы» (Моцарт), «Живой», «Гамлет» (Лаэрт), «Деревянные кони» (Павел), «Борис Годунов» (Пимен), «Владимир Высоцкий».

В 1977 году Театр на Таганке выехал на гастроли во Францию. На открытии гастролей в Париже зал аплодировал стоя – овация длилась в течение получаса. Иван Бортник был занят в спектаклях «Мать», «Гамлет», «Послушайте!», с успехом принимаемые в Париже, Лионе и Марселе и за 45 дней сыграл 65 спектаклей. В Париже актер побывал и спустя десять лет – в 1987 году, когда во Францию привозили спектакль театра на Таганке «На дне», поставленный А.В.Эфросом, где Бортник блистательно играл Сатина. Владимир Высоцкий однажды сказал об Иване Бортнике: «Работать он может бесконечно, и это тоже счастливый дар – все время пребывать в творческом состоянии».

В любимовском спектакле «Пир во время чумы», поставленном по «Маленьким трагедиям» А.С. Пушкина, И. Бортник великолепно играл роль Моцарта. Их дуэт с Леонидом Филатовым стал поистине уникальным – актеры словно заряжались друг от друга и оставляли у зрителей неизгладимое впечатление. Великолепную игру Ивана Бортника в этой постановке отмечали все столичные газеты, актера всегда по достоинству оценивала критика.
В кино И.С. Бортник начал сниматься в 1962 году, сыграв в фильме «Исповедь» главную роль художника-семинариста Василия. Следующую роль в кино он сыграл после длительного перерыва. В 1970 году вышла драма Павла Любимова «Впереди день», а в 1974 году актер сыграл главную роль в фильме-сказке «Иван да Марья». С этого времени режиссеры все чаще стали приглашать Бортника в кино. Он сыграл в фильмах Ильи Авербаха «Чужие письма» (1975) и «Объяснение в любви» (1977), киноповести Николая Кошелева «Старшина» (1979) и других.

Иван Сергеевич часто придумывает тексты своим героям, а это особый талант, ведь нужно обладать даром прочувствовать персонаж, и написать в стиле того образа, который исполняет актер. Бортник принял участие в работе над текстом спектакля «Живой» по произведению Б. Можаева «Из жизни Федора Кузькина». Когда автор переиздавал книгу, внес в нее текст, придуманный актером.

В фильме «Место встречи изменить нельзя» (1979) его Промокашка значился просто как «молчаливый парень в шестиклинке», но в процессе съемок актер практически из ничего создал ярчайший персонаж, все слова придумал сам и сделал роль невероятно достоверной. Сцену, где бандиты выходят из подвала сдаваться, Иван Сергеевич придумал, пока переодевался – заматывал шарф, надевал кепку и сапоги. Его появление с песней «И на черной скамье, на скамье подсудимых. » стало для всех полной неожиданностью. Зрители, собравшиеся за ограждением съемочной площадки, устроили актеру настоящую овацию.

Когда Иван Бортник начинает играть, он забывает обо всем. Прекрасный актер Виктор Павлов, сыгравший в фильме «Место встречи изменить нельзя» роль Левченко, однажды сказал: «…Я думаю, что самую яркую роль в картине сыграл Иван Бортник». Говорухин беспрекословно доверял Бортнику, никогда с ним не репетировал – просто рассказывал сцену, описывал предлагаемую ситуацию, и актер сам решал, что будет делать дальше. Иван Сергеевич вообще обладает редким даром удивлять своих коллег. Станислав Говорухин после съемок картины говорил: «Иван Бортник всегда поражает, это актер феноменальный, с нераскрытыми возможностями».

После выхода фильма «Место встречи изменить нельзя» Ивану Бортнику стали приходить письма. Одна из зрительниц, работавшая в суде, написала: «Увидев Вас в картине, я была поражена. В фильме “Место встречи изменить нельзя” сыграло много прекрасных актеров, но видно было, что они играют – хорошо, превосходно… Но Вы не играли. Я много лет работаю в суде, и видела много уголовников… Где Вы нашли эту походку? Манеру одеваться. Я понимаю, что над картиной вместе с Вами работали художники, но все это нужно было увидеть и сделать… Вы не были актером, Вы были самым настоящим уголовником… Что-то было в Вас ущербное, тупиковое, безысходное».

В 1980 году Никита Михалков утвердил И. Бортника на роль Вовчика в картине «Родня». Иван Сергеевич считает эту роль одной из лучших своих работ. В 1987 году Владимир Хотиненко пригласил И.С. Бортника на одну из главных ролей в фильме «Зеркало для героя», и картина вновь открыла зрителям талантливого актера.

Иван Сергеевич предпочитает работать с режиссерами, которых знает и любит. Он всегда импровизирует, свободно распоряжается текстом и своими действиями. С особой теплотой актер вспоминает работу с Н. Михалковым, Г. Полокой, В. Хотиненко. Для него актерство – это не профессия, а образ жизни. Иван Бортник, сыгравший в кино роли, многие из которых не являются главными, занимает место рядом с самыми яркими мастерами экрана. У него редкое свойство – сливаться со своими героями так органично, что зрители уверены: Промокашка из фильма «Место встречи изменить нельзя» (1979), Вовчик из «Родни» (1981) и другие его персонажи – это и есть настоящие «близнецы-братья» любимого актера. Снимаясь в картине «Смерть в кино» (1990), Бортник каждую ночь писал тексты своей роли, а утром сверял написанное с режиссером фильма К.П. Худяковым, который почти всегда утверждал его вариант.

Статья отредактирована: 11-09-2015, 17:02

Иван Бортник

Иван Бортник - полная биография

Иван Сергеевич Бортник появился на свет в апреле 1939 года в Москве. В детстве получил «дворовое» воспитание в компании бывших осуждённых и воров, что в будущем помогло ему на актёрском поприще. В школе учился плохо, любил только литературу. Даже сам пробовал писать стихи. В 1961 году Бортник, окончив Щукинское училище, начал осваивать актёрскую профессию в Театре имени Гоголя. Фильм с Иваном Бортником Исповедь (1962 год) — стал его дебютной киноработой.

С 1967 года — Бортник актёр Театра драмы и комедии на Таганке. Здесь он знакомится с Владимиром Высоцким, с которым они впоследствии стали друзьями. В театре у актёра появилась слава одного из лучших мастеров импровизации. Главные роли Ивана Бортника на театральной сцене: Павел Власов — Мать, На дне — Сатин, Борис Годунов — Пимен и другие. Лишь через восемь лет Бортник вернулся на съёмочную площадку. Выходят ленты с его участием: Впереди день, Иван да Марья, Чужие письма, Объяснение в любви. Но вершиной его популярности стала небольшая роль в картине кинорежиссёра Станислава Говорухина — Место встречи изменить нельзя, где Иван Бортник играет вора по кличке Промокашка. Хотя сам актёр не в восторге от ассоциации себя у зрителей с этим персонажем. Успешной критики называют его работу в кинофильме Зеркало для героя.

Иван Бортник тяжело перенес уход из жизни Владимира Высоцкого. Спустя годы спектакль под названием Высоцкий будет одним из немногих, в котором можно увидеть игру Бортника на сцене. Фильмы современной российской киноиндустрии не очень прельщают актёра. Он снялся в нескольких характерных картинах: Антикиллер, По ту сторону волков. За роли в них актёр получил высокую зрительскую оценку. В 2000 году Иван Сергеевич Бортник стал Народным артистом России.

У Ивана Бортника карие глаза, темный от природы цвет волос, светлая кожа и тонкие губы. Форма лица овальная, лоб средний, волосы прямые, седые. Иван Бортник не меняет цвет волос, отдавая предпочтение натуральному. У актера средний прямой нос и овальный подбородок. Иван Бортник иногда отпускает усы. Рост актера — 174 см, татуировок нет.

Биография Бортник Ивана Сергеевича

Иван Бортник - полная биография

Биография Бортник Ивана Сергеевича

Биография, история жизни Бортник Ивана Сергеевича

Родился 16.04.1939, Москва.

Детство Ивана Бортника было как и у большинства послевоенных мольчишек. Главным воспитателем являлся двор. «Во дворе народец тот еще, — вспоминает Иван Сергеевич. — Как сейчас помню: Володя Мужик — в длинном пальто черном, в прохорях, всегда с пистолетом. Периодически появлялся: его то сажали, то выпускали. Толик Фиксатый, Алик Козел, Севка Рыжий — все отсидели. Ну и я потихонечку в их компанию вливался».

Однажды и его взяли «на дело». Парни грабили ларек, а он стоял «на атасе». Как признается Иван Сергеевич, натерпелся он в тот раз страху! С тех пор больше в их делах он участия не принимал.

В школе точные науки давались Ивану тяжело, приличные оценки он получал лишь по литературе. Мальчик любил стихи, да и сам кое-что пописывал. Родители, мама — доктор филологических наук иотец — заместитель главного редактора Гослитиздата, думали, что возможно литература и станет поприщем сына.

Увлечение театром и кино пришло позже. Иван посещал Московский городской дом пионеров на Кировской, затем самодеятельную киностудию при Парке Горького. Когда он принял решение стать актером, это стало для родителей полной неожиданностью.

В 1957 году Иван Бортник поступил в ГИТИС. Но потом он решил отдать предпочтение Московскому театральному училище имени Б.В.Щукина, куда и поступил на курс В. Этуша.

В 1961 году Иван Бортник окончил училище и устроился в Театр Гоголя. А в следующем году состоялся его дебют в кино.

Свою первую роль — художника Василия — Иван Бортник сыграл в драме Всеволода Воронина «Исповедь». Этот фильм был создан на волне борьбы с религией. Герой Бортника Василий поступает в духовную семинарию, но разочаровавшись в служителях культа, оставляет Церковь.

Иван Бортник признается, что он очень не понравился сам себе в этой роли: «Что-то такое: хожу, страдаю — такая голубая роль». Не удивительно, что после этого у молодого актера просто пропало желание сниматься в кино.

Но без дела Иван Бортник не оставался. В тот период он был сильно загружен в театре. Молодых актеров в театре было мало, так что Бортник переиграл практически все молодежные роли. Иной раз приходилось давать по три спектакля в день.

Знакомство с Владимиром Высоцким

В 1967 году Иван Бортник стал актером Театра драмы и комедии на Таганке. Там он и познакомился с Владимиром Высоцким, для которого стал одним из самых близких друзей наравне с Всеволодом Абдуловым и Валерием Золотухиным.

«До прихода в Театр на Таганке я вообще не знал, кто такой Высоцкий, — вспоминает Бортник. — Песен его не слушал — у меня тогда и магнитофона-то не было. Так, в каких-то компаниях звучало что-то блатное, хриплое. Подумал тогда: черт, какой-то талантливый, сидевший человек. И все вокруг: «Высоцкий, Высоцкий». Да кто такой, думаю, Высоцкий? А в 67-м пришел в театр, ну и познакомились. На чем сошлись? Не знаю, наверное, детство одно — послевоенное, любовь к поэзии. А потом, видимо, характер у нас схожий».

Инна — Гулая — первая любовь

Первая любовь Ивана Бортника — актриса Инна Гулая — так и не стала его женой.

Иван Бортник: «Инна. Юношеская любовь, безумная совершенно. Мы никогда не могли бы с ней соединиться. Характеры одинаковые: оба нервные, категоричные, чёрти до чего доходило — до мордобитий. А потом у нее Гена Шпаликов появился. Иногда, выпив, я звонил туда. Подходил Гена — и давай на меня: «Пошел ты. » А однажды, уже через много лет, у меня раздался звонок — Инка. Встретились, стали поддерживать отношения. А потом начались мучения. Она могла позвонить в четыре утра: «Ваня, мне скучно, приезжай». Какие-то завихрения у нее в голове начались: ей казалось, что Дашка, дочь ее, хочет то ли отравить, то ли зарезать ее. Я ей говорил: «Инна, ты что, идиотка?!» — «Да что идиотка, — отвечала она, — она мне все время в ванной бритву подкладывает». . Это все невостребованность. Инна же тогда совсем не снималась. Все ждала: вот-вот позвонят. «

В итоге Инна Гулая покончила жизнь самоубийством — она отравилась, наглотавшись таблеток.

Жена Ивана Бортника Татьяна — не из актерского мира. Она окончила театрально-художественное училище, сейчас там и преподает.

Как признается сам актер: «Нелегко ей, конечно, пришлось. У меня характер достаточно тяжелый. Как говорит Юрий Петрович Любимов: «У вас очень скверный характер, Иван». А у меня на самом деле скверный характер: я очень взрывной, вспыльчивый чрезвычайно, капризный. Еще Володя Высоцкий говорил: «Да Таньке при жизни нужно памятник поставить за то, что она с тобой живет». Я могу наговорить такого! В течение десяти минут — взахлеб. А через пять минут забываю, с чего все началось, и извиняюсь. «

Вновь в кино Иван Бортник вернулся лишь спустя восемь лет. В 1970 году он снялся в драме Павла Любимова «Впереди день». А в 1974 году он сыграл главную роль в фильме-сказке «Иван да Марья» — мудрого солдата Ивана, одержавшего победу над вздорным царем-самодуром Евстигнеем XIII.

С этого времени режиссеры все чаще приглашать Бортника, хотя и доставались ему в основном роли второго плана. Он сыграл в фильмах Ильи Авербаха «Чужие письма» и «Объяснение в любви», киноповести Николая Кошелева «Старшина» и других.

Поистине всенародную известность актеру принесла роль вора по кличке Промокашка в телесериале «Место встречи изменить нельзя».

Известно, что Владимир Высоцкий очень хотел, что бы Бортник сыграл в фильме Шарапова, но это было в то время невозможно. Станиславу Говорухину было просто приказано взять на эту роль Владимира Конкина, который только что сыграл Павку Корчагина и получил премию Ленинского комсомола.

Тогда Станислав Говорухин и предложил Бортнику роль Промокашки. Роль была практически без слов, и Бортник практически создал ее заново. Весь текст, который есть у Промокашки, был придуман им самим. Он вспоминает:

«В сценарии как было написано: «Появляется молчаливый парень в шестиклинке. » Кепка такая. Ну и что? Стыдно же — просто появляться и ничего не говорить. Говорухин мне сказал: «Ну придумай что-нибудь». Вот я и стал придумывать. Да и то много чего вырезали. Жаргон весь убрали. Малину помните? Там сначала всех за столом показывают, потом каждого в отдельности. Потом бандиты уходят спать — и все. А у меня там еще целая игра была: приставал к пассии Горбатого, лез к ней, звал ее куда-то пьяным мычанием. Но актриса начинала откровенно смеяться, и ничего из этой сцены не получилось.

Или сцена ареста банды. Подъезжаем мы с Володей к месту съемки, смотрю: стоит какой-то мрачный матерящийся Славка Говорухин. Подходит ко мне: «Вань, я прошу тебя, я не могу уже больше: они выходят все и: «Руки вверх!» — пистолет в снег, «Руки вверх!» — пистолет в снег. Полное однообразие. Ну придумай что-нибудь». На всю придумку было — пока я надевал брюки, пиджак, пальто, сапоги, шарф, кепку — минут пять, не больше. Как буду реагировать, не знал, но песню «А на черной скамье. «, думаю, запою. Для Володьки моя выходка стала полной неожиданностью. И он потерял серьез — засмеялся. А потом же еще я плюнул ему в лицо.

Когда меня повели, я подошел к нему и: «Тьфу, сука, мусорина!» Это, разумеется, убрали. Но дальше там события развивались еще более непредсказуемо. Говорухин набрал милиционеров, которые конвоировали нашу банду, из пенсионеров. После войны же в основном пожилые люди шли в милицию работать. Это сейчас молодые все. Как их называют. Лимитчики. И когда я плюнул, у этих пенсионеров вдруг что-то сместилось: вот блатной! Подошел один: «Да мы тебя сейчас, тварь, б. ь, прямо здесь кончим». И это уже меня не снимают! Вот здесь я испугался: еще прибьют, думаю».

Эта роль стала своеобразной визитной карточкой Ивана Бортника. Прошло много лет, а зрители по-прежнему, несмотря на множество сыгранных им ролей, увидев актера восклицают: «Промокашка!». Он признается, что уже устал от этого. «Вы знаете, я лет десять не смотрю уже эту картину. Ни своих сцен, никаких. Даже если случайно попадается по телевизору, честное слово — переключаю».

Как уже говорилось, Иван Бортник и Владимир Высоцкий были близкими друзьями. Когда умер Владимир Семенович, это стало для Бортника сильным ударом

«Вечером спектакль — готовлюсь. И вдруг открывается дверь, Таня входит: «Володя умер». Поехал в театр — там уже висит траурная надпись. И тут со мной началась истерика. Как доиграл — не помню. После спектакля мы с Любимовым поехали на квартиру к Володе. Я вошел в комнату, где он лежал, — снова истерика. Подошла мать, Евгения Максимовна: «Ваня, Ванечка, поплачь», — гладила она меня по голове. Мне вдруг почему-то пришла в голову мысль позвать знакомого священника. Стал звонить. Так Семен Владимирович, отец Володи, закричал на меня: «Прекрати! Я коммунист, никаких священников здесь не будет!» . Очень тяжелые воспоминания. Поэтому все, что там писали после его смерти. Даже читать не мог. Настолько все мелко. У меня иногда на ровном месте начиналась истерика. Слезы градом. Просто вспоминал Вовку — и все».

Долгие годы Иван Бортник играл в кино второстепенные роли. Наконец в 1987 году Владимир Хотиненко, знакомый с Бортником по фильму «Родня», пригласил его на одну из главных ролей в фильм «Зеркало для героя». Герой Бортника — Андрей — попадает в прошлое — в 1949 год. Типаж актера удивительно точно лег на эту роль. Пожалуй этот фильм во второй раз открыл зрителю этого талантливого актера.

В 1990 году Иван Бортник сыграл сторожа, расследующего убийство на съемочной площадке в детективном триллере «Смерть в кино». Затем последовала главная роль в политическом детективе «Убийство на «Ждановской».

Иван Сергеевич по-прежнему играет в Театре на Таганке. На его счету было много интересных ролей. Одна из лучших — Сатин в спектакле «На дне». В советское время у него был 18-й актерский разряд, как у Иннокентия Смоктуновского. Кстати этот великий актер как-то назвал Бортника гением, чем тот очень гордится.

В настоящее время ролей в театре практически нет. Единственный спектакль, в котором он занят — «Высоцкий». Высоцкий по-прежнему занимает в жизни Ивана Сергеевича важное место. Нередко он выступает на различных вечерах, посвященных выдающемуся певцу и актеру, читает его письма.

Не намного лучше обстоят дела и в кино. Иван Сергеевич снимается мало, хотя предложения от режиссеров есть. «Вот вчера отказался от восьмого сценария за месяц. Просто физически плохо становится, когда я читаю всю эту драматургию. Как я ее называю — «литература». Вот эта вся Донцова, сериалы какие-то. Либо роли неинтересные. Один артист, неплохой, между прочим, мне как-то сказал: «Да ладно, я бы и за сто долларов согласился». А мне стыдно. «

Среди последних работ в кино роли в триллере «По ту сторону волков» и в боевике Андрона Кончаловского «Антикиллер». В последней картине зрители отметили его замечательную игру в небольшой роли.

Бортник Иван Сергеевич

Б, Актеры, СССР, Россия

Делимся с друзьями .

Бортник Иван Сергеевич

Иван Бортник - полная биография

16 апреля 1939, Москве — 4 января 2019, Москва, Россия
После окончания школы поступил сначала в ГИТИС на актёрский факультет, затем перешёл в Щукинское училище.
В 1961 году окончил Театральное училище имени Б.В. Щукина, курс Владимира Этуша.
В 1961-1967 годах — актёр Театра имени Н.В. Гоголя;
С 1967 года — актёр Театра на Таганке.

Заслуженный артист РСФСР (1986).
Народный артист России (2000).
театральные работы
«Пугачёв», «Мать», «На дне», «Живой», «Деревянные кони», «Борис Годунов», «Владимир Высоцкий» и др.

роли в кино
2009 Глубина :: Бармен в кафе Три поросёнка
2009 Антикиллер Д.К.: Любовь без памяти | Антикиллер Данила Корецкого :: «Клоп»
2006 Сонька Золотая Ручка :: штабс-капитан Горелов
2006 Сдвиг :: Дядя Ваня — родной дядя Лодыгина
2006 Барин (Россия, Украина) :: Аристарх
2005 Мама, не горюй! — 2 :: Гитлер
2003 Демон полдня :: Дадырко :: главная роль
2003 Антикиллер-2 :: Петр Колеров («Клоп»)
2002 Шукшинские рассказы :: Худяков
2002 По ту сторону волков :: Коля-инвалид :: главная роль
2002 Антикиллер :: Петр Колеров («Клоп»)
1999 Страстной бульвар :: Иван
1999 Затворник :: врач Кожин
1999 Борис Годунов (фильм-спектакль) :: Пимен
1998 Не послать ли нам. гонца? :: свояк
1998 Мама, не горюй! :: Гитлер
1996 Импотент :: «Сикелет»
1996 Возвращение «Броненосца» (Беларусь, Россия) :: Сыровегин
1995 Мусульманин :: крестный
1993 Потрясение
1992 Электра (фильм-спектакль)
1992 Убийство на Ждановской :: Глеб Сергеевич Ярин
1990 Смерть в кино :: Василий Кузьмич Столбов :: главная роль
1990 Мир в другом измерении :: отец Юры :: главная роль
1990 Затерянный в Сибири | Lost In Siberia :: муж Фаины
1989 Ночевала тучка золотая :: Демьян Иванович
1989 А был ли Каротин :: Лисюк
1987 Серебряные струны :: красный командир-кавалерист
1987 Зеркало для героя :: Андрей Иванович Немчинов :: главная роль
1987 Десять дней, которые потрясли мир (фильм-спектакль)
1986 Я — вожатый форпоста :: Сыровегин :: главная роль
1986 Скакал казак через долину :: водитель
1986 Попутчик :: Иван
1985 Сорочинская ярмарка (фильм-спектакль) :: Рудый Панько
1985 Поживем — увидим :: Иван Кузьмич
1984 Три процента риска :: Всеволод Сергеевич Корбут
1984 Действуй по обстановке. :: Бабула
1983 Привет с фронта :: «Папаша»
1981 Родня :: Владимир Иванович Коновалов
1981 Наше призвание :: Сыровегин
1979 Старшина :: Иван Никанорыч
1979 Последняя охота :: Риф
1979 Место встречи изменить нельзя :: Промокашка
1977 Объяснение в любви :: Кройков
1977 Вторая попытка Виктора Крохина :: Борис Крохин
1976 Сентиментальный роман :: Кучерявый
1975 Чужие письма :: Шура Бегунков
1974 Моё поколение (фильм-спектакль) :: Кружан
1974 Иван да Марья :: Иван, солдат :: главная роль
1970 Впереди день :: Вячеслав Чураков
1962 Исповедь :: Василий
Дебют в кино.

озвучивание
1975 Какого рожна хочется? (анимационный)
в титрах В.Бортник

Иван Бортник — полная биография

Заслуженный артист РСФСР (1986).

Народный артист России (2000).

После окончания школы поступил сперва в ГИТИС на актерский факультет, далее перешел в Щукинское училище.

В 1961 году окончил Театральное училище им. Б.Щукина, вектор движения В.Этуша.

В 1961-1967 годах — артист Театра им. Гоголя.

Так же читайте биографии известных людей:
Иван Дмитриев Ivan Dmitriev
Иван Жеваго Ivan Jevago

Яркий, фактурный эпизодник. Играл преимущественно стариков, мастеровых и . Наиболее заметные роли сыграл в фильмах , , , .
читать далее →

Иван Любезнов Ivan Lyubeznov

Известность ему принесла сатирическая роль счетовода Ковынько в картине Ивана Пырьева «Богатая невеста» (1938).
читать далее →

Иван Мозжухин Ivan Mozjuhin

НАЧАЛО кинематографической карьеры Ивана Ильича Мозжухина было головокружительным от статиста к ведущему актеру русского национального экрана.
читать далее →

Иван Бортник

НАВИГАЦИЯ

Иван Бортник - полная биография

Бортник Иван Сергеевич

биография

16 апреля 1939, Москва — 4 января 2019, Москва

Заслуженный артист РСФСР (30.11.1988).
Народный артист России (26.07.2000).

После окончания школы поступил сначала в ГИТИС на актёрский факультет, затем перешёл в Щукинское училище.
В 1961 году окончил Театральное училище имени Б.Щукина (курс Владимира Этуша).

В 1961-1967 гг. — актёр Театра имени Н.Гоголя.
В 1967-2018 гг. — актёр Театра на Таганке.

театральные работы

театр

источники информации

фотографии

Иван Бортник - полная биографияИван Бортник - полная биографияИван Бортник - полная биографияИван Бортник - полная биография

публикации

    Драма и комедия Ивана Бортника

Сегодня актеру Театра на Таганке исполняется 70 лет

Из 45 лет царствования на Таганке Юрия Любимова Иван Бортник работает с ним в театре уже 42 года.

«Пэрэстаньте курить, вы наше национальное достояние!» — как справедливо на ломанном русском говорит Ивану Сергеевичу жена Юрия Петровича — венгерка Каталин.

Но, кури не кури, у актеров смена биологических ритмов менее заметна: сколько бы им ни исполнялось, возраст будет определяться не паспортными данными, а возрастом их киногероев, по крайней мере, в представлении зрителей. Итак, любимому народом Вовчику из «Родни» и Промокашке из «Места встречи изменить нельзя» — и 70?

Российская газета: Как отмечать юбилей будете? Вы, я знаю, большой противник заздравных речей и театральных торжеств по вашему поводу.

Иван Бортник: Когда предлагают, я отказываюсь: не люблю этого ужасно, зажимаюсь, мне как-то неловко выслушивать слова, потом что-то отвечать. Валерий Золотухин уговаривает на вечер в Доме актера 24 апреля, там что-то происходит, но все это — «без меня меня женили».

РГ: А в Театре на Таганке новых заветных ролей не предлагали? От которых вы бы не смогли отказаться?

Бортник: Нет, прыгать на батуте в новых постановках мне уже поздновато. (В последней премьере Любимова — «Сказках» по произведениям Андерсена, Уайльда и Диккенса — все действие, больше похожее на цирковое представление, на самом деле происходит на батутах. — Прим. ред.). Да и старые спектакли сняты. А потом я никогда не ставил себя в зависимость от какой-то роли. Никогда не было, право слово, я сейчас даже вспомнить не могу, так чтобы думать денно и нощно и жалеть, как время уходит. Покойный Володя Высоцкий в свое время советовал мне переходить во МХАТ. Меня же Олег Ефремов звал к себе. Но я человек стеснительный, мне сложно попадать в новый коллектив — знал я там одного-двух человек. А на Таганке варишься в своем соку, в своем коллективе, и шеф — родной, с которым мы знакомы уже более пятидесяти лет. Я же у Любимова работал и до Таганки — еще в Театральном училище имени Щукина у него играл Незнамова в учебной работе — отрывке из «Без вины виноватые».

РГ: Вот это связи.

Бортник: С тех самых давних пор что давали — я и играл. А так, чтобы лелеять мечты. И у Володи Высоцкого не было цели — вот сыграть бы мне Гамлета. Я думаю, что это с подачи Марины Влади произошло: «А почему бы тебе не поговорить. » Мечты для актера — ведь это очень болезненно.

РГ: Прошло почти тридцать лет после смерти Высоцкого, а вы в отличие от многих не издали о нем своих воспоминаний. А вы ведь были настоящими друзьями.

Бортник: Я письма Володины опубликовал. А насчет воспоминаний — Наташа Крымова однажды упросила меня, она выпускала сборник. В письме мне говорила: сейчас вы едете на гастроли, я знаю, что это такое, там делать нечего, и я прошу вас сесть. Я тогда решился. Взял заглавие «Истратить себя до сердца» — это так Володя говорил обо мне в одном из интервью: Иван работает с невероятной отдачей и готов истратить себя до сердца. Но писать было настоящей мукой. Во-первых, потому что все равно тяжело, сколько бы лет ни прошло, а потом, когда остаешься один на один с чистым листом бумаги, не знаешь, с чего начать, о чем писать. Не набита рука.

РГ: Из-за Высоцкого, я знаю, вы от роли принца Датского отказывались.

Бортник: Я в «Гамлете» поначалу играл могильщика. Однажды Любимов меня вызывает: «Я не могу зависеть от вашего друга Высоцкого, который постоянно ездит то во Францию, то еще куда-то. Хочет — уезжает, хочет — приезжает. Я прошу вас (тут он перешел на «вы», значит, начиналась официальная часть разговора) играть Гамлета. У вас одинаковое качество темперамента, и мне не нужно будет перестраивать спектакль». Разумеется, я про разговор с Любимовым рассказал Володьке. Он в ответ: «Ну играй». И совершенно серьезно. Правда, несколько другими словами. Потом Любимов меня встретил: зачем вы сказали своему другу? Я даже опешил: а как вы думали, Юрий Петрович, он останется в неведении, а я буду где-то тайно репетировать его роль? Провокационная была ситуация, в определенной степени это была проверка.

РГ: А в некритических ситуациях вы с Юрием Петровичем Любимовым на «ты» или на «вы»?

Бортник: Он со мной — на «ты», я с ним, разумеется, на «вы». Каким макаром я с ним могу быть на «ты», когда он мой, скажем так, учитель и родился в 17-м году, а мне только 70. Когда режиссер говорит «вы», это плохо. Уж лучше на «ты». Но последние годы он все чаще со мной на «вы». После того как я отказался от «Шарашки» и «Марата».

РГ: И Эфросу в свое время вы в нескольких спектаклях отказали. Известно, что вы очень требовательно относитесь к материалу.

Бортник: В этом плане я притча во языцех. У Эфроса отказался от пьесы Розовского «Концерт Высоцкого в НИИ» и от «Общества кактусов» Дворецкого. После «На дне» Горького в его же постановке такое играть. Что это за драматургия после классической пьесы из мирового репертуара? Хотя он меня вызывал домой, мы сидели у него на кухне втроем с Наташей Крымовой, и он пытался убедить: «Ваня, поверь мне, я сделаю спектакль». Я верил, приходил на репетицию, начинал репетировать, и мне становилось плохо. Физически плохо от текста, до такой степени он мне не нравился. То же самое произошло и на «Шарашке» Любимова. Из 800 страниц бессюжетной книги Солженицына «В круге первом» сделали инсценировку на 50 машинописных страницах. Там вообще ничего не осталось — одни вырванные из контекста фразы, на которых какой-то образ построить нереально. После трех месяцев споров с Любимовым я ушел.

РГ: А как получилось, что из Театра Гоголя вы в 67-м году перешли к Любимову?

Бортник: У нас никак не складывались отношения с Голубовским. Я пришел к Любимову, Юрий Петрович меня принял, и после того разговора я год на Таганке не появлялся. По лености опять же продолжал сидеть в Театре Гоголя. Но там все приобретало такой размах, что я приходил в театр и не здоровался с режиссером. Однажды я рассказал Этушу, он меня не понял: «Я не могу себе представить, как это я, положим, не здороваюсь с Рубеном Николаевичем Симоновым?» И я решился, пришел снова спустя год к Юрию Петровичу. Он был несколько обижен — мол, мы когда с тобой говорили, а теперь уж давай показывайся.

Я посмотрел «Антимиры», пришел в ужас — мелодекламация под гитару. Что за театр, куда я попал? А потом увидел «10 дней», и они меня действительно потрясли. Это было что-то принципиально новое.

РГ: Коллектив как вас принял?

Бортник: А там же еще мои однокурсники работали. Я шел к своим.

РГ: С Высоцким быстро нашли общий язык?

Бортник: Какое-то время присматривались, притирались. Нам уже за тридцать было, это только школьники быстро друзьями становятся. А потом мы стали ежедневно общаться. Как правило, за разговорами рассвет встречали. Под утро вместе ехали на репетицию. Хорошая жизнь была. Я говорю в прошедшем времени. Как там по Блоку: все миновало, молодость прошла. Последние годы как-то очень быстро летят. К сожалению. Раньше думалось: как же тянется время, когда там будет сорок. Потом боялся цифры 50. Сейчас уже 70 стукнуло.

РГ: О несыгранной роли Шарапова в «Месте встречи» не вспоминаете?

Бортник: Володя Высоцкий очень хотел, чтобы мы вместе играли. Был бы, наверное, другой фильм. Но актеров утверждала Украина. Высоцкого со скрипом разрешили, а если бы и второго актера из Театра на Таганке взяли, это была бы крамола. Конкин был назначен в приказном порядке. Говорухин мне говорил: «Вань, сыграй Промокашку, я тебя прошу».

РГ: Вы же из очень хорошей интеллигентной семьи — отец работал заместителем главного редактора Гослитиздата, мама — доктор филологических наук, занимались XIX веком — Лесковым, Щедриным. Откуда вы набрались таких уголовно-блатных замашек?

Бортник: Я жил на Красносельской, в районе трех вокзалов. Послевоенное время.

РГ: Слова гениального русского актера Алексея Дикого: «Бойтесь непьющего артиста. » К заключению о том, что пьяного нужно играть только трезвым, вы пришли на собственном опыте или теоретически?

Бортник: И опыт был. Абсолютно трезвым играть надо, какие бы сцены ни снимались. Если бы в той же «Родне» я выпил пятьдесят граммов — все, совершенно другой персонаж бы был. Да и любую из ролей взять: ни грамма нельзя принять, если серьезно относишься. Сатина я играл (одна из моих удачных работ у Эфроса) — там с утра до вечера ночлежка пьяная, просыпаются с мыслью, где похмелиться. Загул, карты. Представьте себе, что я бы выпил, а дальше у меня идет монолог о человеке. Дело даже не в том, что язык заплетался бы, я б не знал, как его произнести.

РГ: Славы вам хватало?

Бортник: Никогда у меня их не было.

Бортник: Любил я. Меня любили. Но любви никогда не хватает.

Бортник: Вот чего не было, того не было. В моей профессии нельзя себя щадить.

. Перед самым уходом из дома Ивана Сергеевича Бортника замечаю фотографию на стене: Губенко, Бортник и Любимов. Любимов — в белом костюме, бабочке.

Бортник: А это в Испании мы были на гастролях. Коля Губенко, как в мейерхольдовском «Ревизоре», собрал ночью пять человек в номере и сообщил, что завтра может к нам приехать Любимов. Я всю ночь не спал. Утром видим внизу машину — Коля встречал Любимова в аэропорту. Выходит красивая Катя, супруга Юрия Петровича, он сам в черных очках и в бабочке, я его первый раз таким видел. Стал со всеми здороваться, подходит к одному, второму. Дошел до меня, протянул руку, и здесь голос его дрогнул: «Ванька, седой. » И я вижу, как из-под темных очков по щеке у него катится предательская слеза. Все, у меня истерика. Я бросился в ванную, там отсиделся, в себя пришел. Такие дела.

Мария Бортник, биография, новости, фото

Иван Бортник - полная биография

Имя: Мария Бортник (Maria Bortnik)

Отчество: Станиславовна

День рождения: 18 мая 1981 (38 лет)

Место рождения: г. Пермь

Рост: 157 см

Вес: 60 кг

Восточный гороскоп: Петух

Карьера: Российские актеры 913 место

Биография Марии Бортник

Детство и семья Марии Бортник

Мария Бортник в кино, начало фильмографии

В 2009 году на экраны вышел сериал «Маргоша», который сразу же привлек внимание зрителей и стал одним из самых высокорейтинговых российских сериалов. Все актеры, занятые в сериале — Мария Берсенева, Эдуард Трухменев, Елена Перова, Марина Орлова,

Владимир Стержаков и Мария Бортник, сразу же стали заметными фигурами киноиндустрии России.

Мария Бортник в сериале «Маргоша»

Мария Бортник играет в сериале роль Галины Любимовой. Ее героиня возглавляет в журнале отдел моды. Актрисе удалось очень жизненно передать образ доброго и домашнего человека с целым набором комплексов, вынужденного зарабатывать на жизнь как себе, так и своим близким.

По отзывам критиков, наиболее удачно получились у Марии сцены, в которых ее героиня начинает преображаться и расцветать под воздействием служебного романа с журналистом Кривошеиным. Она вдруг замечает в любимом не просто коллегу, а принца на белом коне, о котором мечтает любая женщина.

Интересы актрисы Марии Бортник

После сериала «Маргоша» у Марии появилась финансовая возможность построить дачу под Москвой. И она занялась воплощением в жизнь мечты о собственном загородном гнездышке.

Вне экранной жизни Мария практически не пользуется косметикой, а из моды не делает культа. Однако женское начало берет свое – Бортник обожает натуральные ароматы духов марки Lancome и с удовольствием посещает модные бутики.

С интернетом актриса знакома на уровне «включить – выключить», поэтому в отличие от своей героини в сериале «Маргоша», ни с кем не пытается познакомиться через социальные сети.

Профессиональное восхищение у Марии вызывает творчество Алисы Фрейндлих , Натальи Гундаревой и Марины Нееловой. Среди своих современниц и соотечественниц выделяет Чулпан Хаматову и Дину Корзун. Из зарубежных актрис — Мерил Стрип.

Личная жизнь Марии Бортник

Свою первую любовь Мария встретила . в детском саду. Тогда будущей актрисе было пять лет, а ее избранника звали Максимом. С тех пор их пути не пересекались, и по словам Марии, если они случайно столкнутся на улице, то вряд ли узнают друг друга.

О личной жизни Бортник распространятся не любит, считая, что так легче сохранить семейные отношения. Мария с юмором говорит, что к счастью, ее супруг не из актерской среды. Муж актрисы увлекается рыбалкой, мотоциклами, подводным плаванием и байдарками. Все эти экстремальные виды отдыха стали любимыми и для Марии: она сопровождает свою вторую половинку во время его экстремальных прогулок. Именно так, вместе с любимым человеком, Мария отдыхает душой и надеется, что гармония в семейной жизни продолжится всегда.

Мария Бортник сегодня

Согласно информации, выложеной актрисой на своей страничке Вконтакте, сегодня она занята в нескольких спектаклях и продолжает сниматься в кинофильмах.

В театре Мария исполняет роли в пьесах «Мы не одни, дорогая», «Вечер комедии», «Раба своего возлюбленного, «Странная книга любви» и «Обманщики».

Занята Мария и работой на «Радио России», где участвует в радиопостановках «Невидимки» и «Сто верст по реке».

Немало времени отнимает работа ведущей в программе «Про питание» (компания ТВЦ).

В свободное время актриса слушает музыку в исполнении групп Amy Winehouse, Coldplay, Kasabian, Kanye West, Tricky, MUSE, Ранетки, СЛОТ и другие.

Хотя актриса не любит смотреть сериалы, но по мере возможности следит за перипетиями сюжетов шоу «Папины дочки», «Воронины», «Игрушки», «Один дома» и «Ранетки-мания».

Читать любит классическую литературу, особенно нравится ей роман «Парфюмер» Патрика Зюскинда.

Иван Бортник

Биография

Советский и российский актер театра и кино Игорь Бортник родился в Москве 16 апреля 1939 года, в семье С.В. Бортника, занимавшего должность главного редактора Гослитиздата.

Решение стать актером принял еще в школьные годы. Занимался самодеятельностью в киностудии при Парке Горького, посещал, расположенный на Кировской улице дом пионеров. Окончив школу, без каких бы то ни было проблем, поступил на факультет актерского мастерства в ГИТИС, откуда некоторое время спустя перешел на курсы Владимира Этуша в училище имени Б. В. Щукина. [читать далее]

Училище окончил в 1961 году, после чего сразу же получил место в составе труппы Московского драматического театра им. Н. В. Гоголя. Приблизительно в это же время состоялся и кинодебют Ивана, с ролью художника Василия в картине «Исповедь» Всеволода Воронина.

Шесть лет спустя, в 1967 году, перешел в Любимовский Театр на Таганке, во время работы в котором познакомился с Владимиром Высоцким, который вскоре стал одним из лучших его друзей. Кстати сказать, Высоцкий настаивал на том, чтобы роль Шарапова в культовом фильме «Место встречи изменить нельзя» сыграл именно Бортник. Однако в те годы это было невозможно. Режиссеру картины Станиславу Говорухину было строго настрого приказано взять на роль Шарапова, Владимира Конкина, незадолго до этого удостоенного премии ленинского комсомола, за роль Павки Корчагина. В этой картине Бортник исполнил небольшую, но от этого не менее яркую роль вора Промокашки, благодаря которой и получил всесоюзную известность.

Несмотря на столь оглушительный успех, в кино и на телевидение актера зовут по большей части на второстепенные роли, что впрочем, не мешает ему оставаться одним из самых узнаваемых актеров российского кинематографа. В числе наиболее популярных фильмов с участием Ивана Бортника: «Верой и правдой» (1979), «Ночевала тучка золотая. » (1989), «Мусульманин» (1995), «Мама, не горюй» (1998), «Не послать ли нам. гонца?» (1998), «Антикиллер» (2002), «Антикиллер 2: Антитеррор» (2003), «Барин» (2007).

Весьма успешно сложилась театральная карьера артиста. Признание театральных зрителей и критиков актер завоевал работами в спектаклях театра на Таганке, таких как: «Деревянные кони», «На дне», «Борис Годунов», «Живой», «Пугачев». Однако в последние годы талантливого актера, сосредоточившегося на работе в кино и на телевидении, можно увидеть только лишь в спектакле «Высоцкий». Стоит заметить, что личность гениального певца и актера по-прежнему занимает в сердце Ивана Бортника важное место. Он регулярно появляется на концертах и других мероприятиях посвященных Высоцкому, читает его письма, поет его песни.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *