Леонид Быков — полная биография

Леонид Быков — полная биография

БИОГРАФИЯ ЛЕОНИДА БЫКОВА

Леонид Быков родился 12 декабря 1928 года в селе Знаменском Славянского района Донецкой области. С детских лет Леня Быков рос мальчишкой смышленым, веселым, однако стать актером не помышлял. Насмотревшись фильмов о летчиках («Валерий Чкалов», «Истребители»), он грезил небом и мечтал поступить в летное училище. Однако внешние данные у него были не ахти какие: маленький рост и лицо вечного подростка. Поэтому, когда в 1943 году в Барнауле, куда их семью эвакуировали сразу после начала войны, он явился в военкомат, сказал, что ему уже исполнилось восемнадцать, и попросил отправить его на фронт, его тут же разоблачили. «Рано тебе еще на фронт, салага, — заявил суровый военком. — Ты сначала школу закончи».

Однако свою мечту о летной карьере наш герой все равно не оставил. В 1945 году, уже будучи в Ленинграде, он поступил во 2-ю спецшколу для летчиков (Аэротура), где проучился всего лишь месяц. Из-за роста в 136 сантиметров его из школы отчислили, и на этом летная карьера Леонида Быкова закончилась. Вот тогда он и решил податься в артисты. Но и на этом поприще, так же как и в летной карьере, нашего героя поначалу ждало разочарование. Во время первой попытки в 1946 году поступить в Киевскую школу актеров он с треском провалился на вступительных экзаменах. Теперь круглого неудачника ждало безрадостное возвращение домой, насмешки друзей-приятелей. Видимо, чтобы избежать всего этого, Быков и отправился в Харьков, чтобы там повторить попытку стать артистом и поступить в местный театральный институт. И там случилось неожиданное. То ли отступать нашему герою было уже некуда и он был настойчив, то ли харьковские экзаменаторы оказались прозорливее киевских, однако экзамены Быков сдал успешно и был зачислен на 1-й курс института.

Закончив институт в 1951 году, Быков попал в труппу Харьковского театра имени Т. Шевченко. В 1952 году сыграл свою первую роль в кино. Это был фильм режиссеров Исаака Шмарука и Виктора Ивченко «Судьба Марины». Леониду досталась эпизодическая роль простого деревенского паренька Сашко. В остальных ролях в картине снимались звезды тогдашнего советского кино: Николай Гриценко, Борис Андреев, Михаил Кузнецов. В прокате 1954 года картина произвела неожиданный фурор, заняв 2-е место. Именно это обстоятельство и сыграло свою положительную роль в дальнейшей судьбе Быкова — его заметили и запомнили не только зрители, но и кинематографисты. В результате в 1954 году режиссеры Александр Ивановский и Надежда Кошеверова приглашают Быкова на большую роль (Пети Мокина) в свою картину «Укротительница тигров». Фильм имел огромный успех у публики. С этого момента имя актера Леонида Быкова стало известно всем.

Между тем почти одновременно со съемками в «Укротительнице» на том же «Ленфильме» Быков снимался в другой картине, где ему уже досталась главная роль. Это была картина Анатолия Граника «Максим Перепелица». Успех этого фильма в прокате был значительно ниже, чем у двух предыдущих, однако для Быкова именно эта картина по-настоящему открыла двери в большой кинематограф и снискала ему огромную любовь зрителей. После этой роли к Быкову иначе как Максим никто и не обращался, а ведь это яркое подтверждение огромной зрительской любви и уважения.

Быков активно снимается. Правда, в большинстве своем это были роли, похожие друг на друга: эдакие Максимы Перепелицы мелкого масштаба. Актеру же не хотелось до бесконечности эксплуатировать одну и ту же маску (в театре ему в основном тоже доставались комедийные роли). Поэтому, соглашаясь на новые предложения, он старался выбирать роли самого разного плана. Так он попал в фильмы: «Чужая родня» (1956), «Дорогой мой человек», «Добровольцы» (оба- 1958), «Ссора в Лукашах», «Майские звезды» (оба- 1959).

Неожиданным для Быкова было в 1958 году предложение, поступившее от Алексея Баталова. Тот приступал к экранизации «Шинели» Н. В. Гоголя и предложил Быкову главную роль. Сказать, что актер был искренне удивлен таким выбором, значит, ничего не сказать. Он был просто потрясен и. обрадован таким доверием. Ничего подобного ему тогда еще никто из кинематографистов не предлагал. Поэтому Быков тотчас бросился к руководству харьковского театра с просьбой отпустить его в Москву на съемки в этой картине. Однако руководители тут же охладили пыл молодой звезды. «Вы и так слишком часто пропадаете на съемках», — заявили они Быкову. — Пора и театру уделить внимание». Короче, в Москву актера тогда так и не пустили. Главную роль в «Шинели» у А. Баталова сыграл Ролан Быков.

Между тем в 1959 году Быкову поступило еще одно неожиданное предложение — режиссеры с того же «Мосфильма» Семен Туманов и Георгий Щукин задумали снимать фильм «Алешкина любовь» и на главную роль пригласили именно его. Поначалу Быков сильно сомневался, стоит ли браться за эту роль. Ведь ему уже было за тридцать, а герою фильма едва исполнилось двадцать, он был влюблен в красивую девушку, и та в конце концов должна была влюбиться в него. «Какой из меня Ромео?» — задавал себе вопрос Быков. Однако создатели картины на эти его сомнения так и заявили: «Именно такой Ромео, как вы, нам и нужен». В конце концов согласие Быкова было получено, и съемочная группа отправилась на натурные съемки на целину.

Фильм «Алешкина любовь» вышел на экраны страны в 1961 году. Быков сыграл в нем одну из лучших своих ролей в кинематографе и по праву занял одно из ведущих мест среди тогдашних советских звезд.

Когда фильм «Алешкина любовь» вышел на экраны страны, Быкова в Харькове уже не было. Окончательно порвав с театром, он уехал с женой и двумя детьми в Ленинград, в город, который, собственно, и вывел его в большой кинематограф. Решению переехать в этот город немало способствовало и то, что Быкову пообещали на «Ленфильме» дать попробовать себя в кинорежиссуре. В результате в 1961 году вместе с режиссером Гербертом Раппопортом наш герой снял короткометражный фильм «Как веревочка ни вьется. «. И хотя картина осталась практически не замеченной как критикой, так и зрителями, Быкова эта малоудачная попытка не отпугнула от режиссуры. В 1963 году он уже самостоятельно снял комедию «Зайчик», в которой сыграл главную роль. И хотя в прокате картина заняла не самое последнее место, критика его дружно ругала. Видимо, и сам Быков понимал, что снял не очень добротное кино, если в разговоре с режиссером Алексеем Симоновым заявил: «На мне весь средний советский кинематограф держится». Так как возлагавшихся на него надежд Быков не оправдал, руководство «Ленфильма» к режиссуре его больше не допускало. Да он и сам туда уже не рвался. Даже от многочисленных предложений других режиссеров сняться в их картинах отказывался, поэтому с 1961 по 1964 год на счету Быкова было лишь несколько ролей в фильмах: «На семи ветрах» (1962), «Когда разводят мосты» (1963), «Осторожно, бабушка!» (1964).

В 1965 году Л. Быкову было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. А через год он с семьей (у них родился еще один ребенок) покинул Ленинград и переехал в Киев. Причину отъезда можно найти в письмах Быкова одному из близких друзей по харьковскому театру — Николаю Бориченко. В одном из них он пишет: «Уже почти год не снимаюсь. Не хочу. Отказался от 9 сценариев. Не хочу участвовать в лживых и антихудожественных вещах. Конечно, долго не продержишься, надо выполнять план студии. Все чаще думаешь, что надо возвращаться домой. Но в театре, очевидно, то же самое. В чем же суть? Как же сделать, чтобы жить на уровне? Может, это наша проклятая работа. «

Видимо, смена обстановки была необходима ему как воздух, и он всерьез надеялся, что родные стены помогут ему обрести второе творческое дыхание. К сожалению, он ошибся. За период с 1966 по 1971 год Быков не снялся ни в одном фильме не только на киностудии имени А. Довженко, но и на других. В одном из писем все тому же другу он писал: «Мне кажется, что я себя потерял. Другого определения найти не могу. Я в простое уже три месяца. Отказался от пяти работ. Уж очень все плохо. Хожу за зарплатой. Стыдно. «

А вот строки из другого письма Л. Быкова: «Всю ночь не спал. Рассказать бы всю правду, как загубили театр. Почему с Киевской киностудии ушли режиссеры Алов и Наумов, Хуциев, Донской, Чухрай? Мы наконец начали судить людей за халатное отношение к технике. А когда мы наконец начнем судить за преступное отношение к людям? Самое страшное — общественное равнодушие. Угодничество. Культ мог вырасти только на почве угодничества».

Давней мечтой Быкова была постановка картины о героизме советских летчиков в годы войны. Любовь к людям этой профессии жила в нем постоянно. Поэтому, когда в конце 60-х забрезжила возможность постановки фильма о военных летчиках, Быков тут же ухватился за нее. В содружестве со сценаристами Евгением Оноприенко и Александром Сацким был написан сценарий будущего фильма «В бой идут одни старики». Однако ставить картину долго не давали, считая ее не слишком героической. Чтобы доказать обратное, Быков начал «обкатывать» сценарий на сцене. Чтение Быковым отдельных кусков сценария в самых различных городах Советского Союза вызывало у слушателей такой восторг, что никаких сомнений в правильности созданного произведения у авторов не возникало. Поняли это в конце концов и руководители кино Украины. В 1972 году Быков наконец приступил к съемкам фильма.

Картина «В бой идут одни старики» вышла на экраны страны в начале 1974 года и имела огромную популярность у публики. На Всесоюзном фестивале в Баку фильм получил почетный приз. Он мог бы взять и главный приз этого фестиваля, если бы не почти детективная история, разгоревшаяся в кулуарах фестиваля.

Дело в том, что на том же фестивале демонстрировался фильм Василия Шукшина «Калина красная». Картина превосходная, однако вызвавшая волну неприятия со стороны чиновников от кино. Поэтому ими была предпринята отчаянная попытка «задвинуть» фильм и лишить его возможности получить главный приз фестиваля. Для этого украинской делегации было предложено: «Ваша картина «В бой идут одни старики» может стать первой вместо «Калины красной». Однако члены делегации отказались обсуждать этот вопрос без Быкова. «Тогда уговорите его!» — посоветовали им чиновники. И вот в два часа ночи в номер гостиницы, где проживал Быков, пришли его коллеги по кинематографу. «Мы можем получить главный приз вместо «Калины красной», — сообщили они режиссеру. На что тот ответил: «В списке, где будет Василий Шукшин на первом месте, я почту за честь быть хоть сотым. Ведь моя картина — это рядовой фильм о войне, а его — это настоящий прорыв в запретную зону, прорыв в сферу, о чем раньше и думать-то не позволялось. Так и передайте мои слова руководителям фестиваля».

В результате «Калина красная» взяла-таки главный приз бакинского кинофестиваля.
После триумфального успеха фильма «В бой идут одни старики» не замечать талантливого режиссера было уже невозможно. В том же году ему было присвоено звание народного артиста Украины. Причем, в отличие от многих деятелей искусства того времени, заслуживших это звание в силу самых разных причин, а не за талант и популярность в народе, Быков получил его вполне заслуженно.

В 1975 году Быков приступил к съемкам новой картины, и темой ее вновь стала война. Фильм назывался «Аты-баты, шли солдаты» (сценарий написали Борис Васильев и Кирилл Раппопорт). В главных ролях в нем снялись Владимир Конкин и сам Леонид Быков (это была его 22-я роль). Первоначально сниматься в этой картине Быков не предполагал. На роль ефрейтора Святкина пробовались многие актеры, но никто из них не подошел. И тогда коллеги Быкова заявили: «Леня, это же твоя роль. Неужели ты не видишь?» И оказались правы. Лучше Быкова эту роль вряд ли бы кто-нибудь сыграл.

Съемки картины проходили под Загорском в феврале 1976 года и были довольно сложными. Стояли лютые морозы, от которых страдали не только люди, но даже техника, занятая в съемках. После этой работы Быков, вернувшись в Киев, слег со вторым инфарктом.

Однако героический труд участников этой картины оказался не напрасным. Это был новый триумф режиссера и актера Леонида Быкова. В том же году ему была присвоена Государственная премия Украинской ССР.

Однако, глядя на официальные строчки биографии Леонида Быкова, все же не стоит обольщаться. Все эти триумфы, награды, конечно, искренне радовали его, но душа его была неспокойна. Всеобщая лесть, угодничество, коррупция, царившие вокруг, не давали ему спокойно жить и работать. Даже официальная приемка такого фильма, как «Аты-баты, шли солдаты», в котором не было никакой политики, никакого диссидентства, проходила довольно сложно. Во время просмотра представитель Госкино внезапно. захрапел, сморенный сном. Затем, проснувшись, начал задавать нелепые вопросы: «А почему это у вашей картины такое странное название? Какая-то детская считалка. » Слава богу, у присутствующих хватило духа ему возразить и отбить многие его придирки и замечания.

Сняв два прекрасных фильма о войне, Быков внезапно решил уйти от этой темы и в 1978 году приступил к съемкам картины «Пришелец». Съемки фильма проходили в тяжелых для Быкова условиях. В первую очередь ему было тяжело морально. Будучи человеком честным и порядочным, он не мог видеть, как другие люди, его же коллеги по работе, выслуживаясь перед властью, буквально рвут зубами друг друга в борьбе за материальные блага (квартиры, загранпоездки), пишут доносы. Видимо, поэтому Быков не вступал в ряды КПСС, хотя все эти годы его постоянно туда тянули. В конце концов все эти внешние обстоятельства привели к трагедии.

В начале 1979 года [примечание ред. сайта: по другим данным — в 1976 году ] Быков внезапно пишет завещание на имя своих друзей — Николая Мащенко и Ивана Миколайчука. В этом завещании Быков просит в случае его смерти (он так и пишет: «Я уйду в ближайшее время, чувствую, что больше не протяну») позаботиться о его семье, продать машину и т. д. В этом же письме Быков Отдавал распоряжения и насчет своих будущих похорон. Он хотел, чтобы его хоронили только друзья, без всякого официального участия (панихида в Доме кино, речи чиновников и т. д.). «Не надо никаких речей над могилой, скажите только: «Прощай» — и спойте мою любимую песню — «Смуглянку». Иначе я встану из гроба и уйду от вас». Вот таким вкратце было то необычное письмо. И вскоре после его написания Быков действительно ушел из жизни.

11 апреля 1979 года Быков возвращался на своей машине с дачи под Киевом. Впереди него двигался асфальтировочный каток, и Быков решил его объехать. Однако, как только он стал осуществлять обгон, ему навстречу выскочил грузовик. Чтобы избежать лобового столкновения, Л. Быков вывернул руль в сторону и на всей скорости врезался в каток. На момент смерти Быкову было всего 50 лет.

Р. S. В 1981 году друзья Л. Быкова сняли о нем документальный фильм, который назвали очень просто и точно: «. которого любили все».

(Из книги «Звездные трагедии: загадки, судьбы и гибели». С.110-119)

Леонид Быков

Леонид Быков - полная биография

Леонид Быков родился 12 декабря 1928 года в селе Знаменское (Украина).

11 апреля 1979 года Леонид трагически погиб.

В 1929 году родители переехали в город Краматорск (Украина), где Быков окончил среднюю школу № 6, там же впервые вышел на сцену местного ДК имени Ленина. С детства он мечтал об авиации и дважды поступал в летные училища.

Начало карьеры

В театральный институт в Киеве (Украина) принят не был, но поступил и окончил актерский факультет Харьковского театрального института (1951).

В 1951 – 1960 гг. Леонид был актером Харьковского государственного академического театра им. Т. Шевченко. В театре началась его актерская карьера, Быков сыграл в комедии Улица трех соловьев, 17.

С1960 по 1968 год Быков стал актером и режиссером киностудии Ленфильм, а с 1969 – актером и режиссером киностудии имени Довженко. Леонид является автором сценария сатирического киножурнала Фитиль.

Звездный час

В кино свою первую роль Леонид Быков сыграл в 1952 году в фильме Судьба Марины. Следующую роль он получил в фильме Укротительница тигров, где сыграл Петю Мокина.

В 1955 году сыграл главную роль в фильме Максим Перепелица.

В числе лучших ролей Леонида Быкова в кино можно назвать Богатырева (Дорогой мой человек, 1958), Акишина (Добровольцы, 1958), Алешки (Алешкина любовь, 1960), Гаркуши (На семи ветрах, 1962).

В конце 60-х годов вместе с Евгением Оноприенко и Александром Сацким был создан сценарий фильма о летчиках, который долго не пропускала цензура, из-за его негероичности. После долгого ожидания, в 1972 году Быков начал снимать кинокартину В бой идут одни старики, в которой сыграл главную роль.

В 1977 году был снят еще один фильм – Аты-баты, шли солдаты. В 1978 году начались съемки фантастического сатирического фильма Пришелец по повести Евгения Шатько Пришелец-73, в котором Леонид Быков принимал участие в качестве автора сценария, режиссера и исполнителя главной роли инопланетянина Глоуза.

К 1979 году были уже отсняты две части фильма на видеопленку и представлены на суд критикам. Картину ожидал успех, но судьба разрушила планы.

Леонид Быков трагически погиб в автомобильной катастрофе на трассе Минск-Киев 11 апреля 1979 год возле поселка Дымер. Он возвращался на своей машине с дачи под Киевом. На момент смерти Быкову было всего 50 лет. Похоронен Леонид Федорович Быков на Байковом кладбище в Киеве.

Личная жизнь

Леонид был женат на Тамаре Быковой. У них двое детей – сын Александр и дочь Марьяна.

Фильмография

  • 1953 – Судьба Марины
  • 1954 – Укротительница тигров
  • 1955 – Чужая родня
  • 1955 – Максим Перепелица
  • 1957 – Рядом с нами
  • 1958 – Добровольцы
  • 1958 – Ссора в Лукашах
  • 1958 – Дорогой мой человек
  • 1959 – Майские звезды
  • 1960 – Алешкина любовь
  • 1960 – Осторожно, бабушка!
  • 1962 – На семи ветрах
  • 1962 – Горизонт
  • 1963 – Когда разводят мосты
  • 1963 – Большой фитиль
  • 1964 – Зайчик
  • 1966 – В городе С.
  • 1968 – Разведчики
  • 1970 – Счастье Анны
  • 1971 – Где вы, рыцари?
  • 1973 – В бой идут одни старики
  • 1977 – Аты-баты, шли солдаты

Награ​ды

  • Орден Октябрьской Революции
  • Заслуженный артист России
  • Народный артист Украинской ССР
  • Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации Первые премии за актерскую работу за 1974 год
  • Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации Первые премии за художественные фильмы за 1974 год
  • Лауреат Государственной премии Украинской ССР им. Т. Г. Шевченко
  • Нагрудный значок Отличник культурного шефства над Вооруженными Силами СССР

Подготовлено по материалам открытых источников.

Биография актёра Леонида Быкова

Фотогалерея: Биография актёра Леонида Быкова

Для Леонида в детстве очень важным было стать лётчиком. Но у Быкова был неподходящий рост и внешность. Скорее всего, нам повезло, что именно так сложилось с биографией актёра Леонида Быкова. Кто знает, что бы случилось, если бы будущего актёра взяли на фронт в 1943 году. Возможно, его биография сложилась бы иначе, или не сложилась бы вообще. В то время семья Быкова была в эвакуации, в Барнауле. Парень соврал, что ему есть восемнадцать лет и хотел попасть в лётное училище, но из-за роста и внешности Леонида сразу же разоблачили.

Долгое время для будущего актёра желание стать лётчиком было буквально навязчивой идеей. Его биография включает тот факт, что после войны Леонид всё-таки поступил в лётное училище, но не проучился там больше месяца. И дело было совсем не в плохой успеваемости. Просто преподаватели понимали, что как бы Леонид того не хотел, лётчиком не может быть человек с ростом сто тридцать шесть сантиметров.

После того, как Быков понял, что лётчиком он не будет однозначно, парень решил избрать карьеру актёра. Он поступал в Киевскую школу актёров и не смог пройти конкурс. Амбициозный и гордый, Леонид не хотел возвращаться домой. Он представлял, что знакомые станут над ним насмехаться и это разрывало его сердце. Поэтому парень поехал в Харьков и там попытался поступить на театральный. Честно говоря, он просто испытывал судьбу, особо и не надеясь на то, что у него что-то получится. Но, тем не менее, Быкова зачислили на первый курс института, поскольку все преподаватели из комиссии остались крайне довольны этим молодым человеком.

После окончания театрального института почти десять лет Леонид работал в Харьковском театре имени Шевченко.

Сниматься Леонид начал ещё в 1952 году. Первой его известной ролью стала роль Пети в «Укротительнице тигров». Этот фильм быстро стал популярным среди советских зрителей. Многие сопереживали доброму, влюблённому Пете, которому пришлось быть только лучшим другом для девушки, которую он так сильно любил. Следующим фильмом стала картина «Максим Перепелица». Тут Леонид исполнил главную роль, завоевав всеобщую любовь зрителей. Он исполнял роль весёлого молодого человека, который умеет выбраться из любой передряги, относится к жизни легко и весело. Однако же, в серьёзных ситуациях, никогда не отступится и найдёт выход. Быков умел играть как комические, так и трагические роли. Поэтому, при возможности, он старался выбирать разных персонажей, для того, чтобы его не воспринимали как актёра, который постоянно носит одну маску. Именно поэтому Леонид смог показать себя с самых разных сторон и заставить всех зрителей проникнуться к нему любовью.

В шестидесятых годах Быков начал пробовать себя как режиссер. Ради этого он даже забрал жену и детей из Харькова и поехал в Ленинград. Именно там ему давали возможность снимать фильмы. Конечно же, первые пробы были не блестящими, но вскоре Леонид открыл всем свой режиссерский талант. Он снимал прекрасные картины, которые по достоинству смогли оценить многие зрители. А потом настали годы затишья. Быков вернулся в Украину, но и там не начал сниматься. Снимать он тоже не хотел. Леонид начал разочаровываться в кинематографе. Ему казалось, что большинство фильмов лживы и неинтересны, в них нет искусства, только лишь желание снять что-то, что понравится властям. Леонид видел, как из театра, с киностудий уходят многие актёры, которыми он восхищался. Для Быкова это было настоящим ударом, потому что он чувствовал, как театр и кино, такие, какими он хочет и видит их, начинают разваливаться. Это расстраивало актёра. Загоняло его в депрессию. Так продолжалось ровно до того момента, пока Быков не начал снимать фильм «В бой идут одни старики». Именно эта картина стала самой любимой и самой запоминающейся для кинозрителей. Именно над ней до сих пор плачут все поколения на День Победы. Этот фильм стал возможностью прославить лётчиков, которыми так восхищался Быков. Он сделал всё, чтобы эта картина вышла на экраны. Не смотря на то, что, в своё время, её посчитали недостаточно героической. Хотели закрыть съемки и многое другое, Леонид смог снять этот шедевр, сыграв в нём одну из главных ролей. Поющая эскадрилья во главе с капитаном Титаренко завоевала сердца абсолютно всех зрителей. Менее чем за полгода фильм посмотрело пятьдесят четыре миллиона человек. По тем временам, это были очень большие кассовые сборы. Люди пели смуглянку, плакали по Ромео и другим персонажам, молодые жизни которых так быстро и неожиданно забирала война.

Следующей режиссерской работой Быкова стал ещё один фильм о войне – «Аты-баты, шли солдаты». Это кино также получило признание среди зрителей. Но, именно на съёмках этой картины, у Леонида случился первый инфаркт. Дело в том, что Быков очень переживал из-за своих фильмов, из-за того, что не всегда всё позволяли говорить, из-за того, что не удавалось воплотить в жизнь все идеи. Конечно, его радовали триумфы и награды, но ему, больше всего, хотелось только, чтобы зрители получали наслаждение, глядя его картины.

Второй инфаркт у Быкова произошёл из-за того, что его сын попал в историю с ограблением ювелирного магазина. Но, и после этого, Быков всё-таки оправился. Его жизнь забрала автомобильная авария. Актёру и режиссеру было всего лишь пятьдесят лет. Это было действительно ужасное стечение обстоятельств, которое забрало гениального человека.

На похоронах Быкова, как он и просил в завещании, не плакали. Только «врезали» «Смуглянку», в последний раз, для Маэстро.

Леонид Быков

Леонид Быков - полная биография

Биография

Леонид Фёдорович Быков родился 12 декабря 1928 в селе Знаменское, что в Донецкой области Украины — известный советский режиссёр, сценарист, актёр, заслуженный артист РСФСР (1965), народный артист Украинской ССР (1974).

В 1929 году родители переехали в город Краматорск, где Быков окончил среднюю школу № 6, там же впервые вышел на сцену местного ДК имени Ленина. Во время Великой Отечественной войны Леонид вместе с семьёй находился в эвакуации в Барнауле. С детства он мечтал об авиации и дважды поступал в лётные училища. Первый раз — в Ойрот-Туре (в 1943 г.), куда была в 1942 году эвакуирована 2-я Ленинградская школа военных лётчиков, но туда его не взяли из-за приписанного себе возраста и маленького роста. Второй раз — в Ленинграде (в 1945 г.), во 2-ю спецшколу для лётчиков, которая была чуть позже расформирована по причине окончания войны.

В театральный институт в Киеве принят не был, но поступил и окончил актёрский факультет Харьковского театрального института (1951). В 1951—1960 — актёр Харьковского государственного академического театра им. Т. Шевченко. В театре начинается его актёрская карьера, Быков играет в комедии «Улица трёх соловьёв, 17» стилягу — советского модника. В 1960—1968 — актёр и режиссёр киностудии «Ленфильм», с 1969 — актёр и режиссёр киностудии имени Довженко. Автор сценария сатирического киножурнала «Фитиль».

В кино свою первую роль он сыграл в 1952 году в фильме «Судьба Марины». Следующую роль он получил в фильме «Укротительница тигров», где он сыграл Петю Мокина. В 1955 году — главная роль в фильме «Максим Перепелица».

В числе лучших ролей Леонида Быкова в кино можно назвать Богатырёва («Дорогой мой человек», 1958), Акишина («Добровольцы», 1958), Алёшки («Алёшкина любовь», 1960), Гаркуши («На семи ветрах», 1962).

В конце 60-х годов вместе с Евгением Оноприенко и Александром Сацким был создан сценарий фильма о лётчиках, который долго не пропускала цензура, из-за его «негероичности». После долгого ожидания в 1972 году, Быков начал снимать «В бой идут одни „старики»». В этой картине Леонид Быков сыграл главную роль.

В 1977 году был снят ещё один фильм — «Аты-баты, шли солдаты». В 1978 году начало съёмок фантастического сатирического фильма «Пришелец» по повести Евгения Шатько «Пришелец-73», в качестве автора сценария, режиссёра и исполнителя главной роли инопланетянина Глоуза. К 1979 году уже отсняты две части фильма на видеопленку, представлены суду критиков. Картину ожидал успех, но судьба разрушила планы. По одной из версий, во время съёмок картины, Леонид пишет странное письмо-завещание на имя своих друзей Николая Мащенко и Ивана Миколайчука, как бы предчувствуя скорую трагедию. По другой, завещание было написано за три года до смерти, после перенесённого им инфаркта. Письмо, по воспоминаниям его дочери Марьяны, было написано на маленьком листочке бумаге, в стиле отца, с названием «А если это конец…».

Трагически погиб в автомобильной катастрофе на трассе «Минск-Киев» 11 апреля 1979 года. Быков возвращался на своей машине с дачи под Киевом. Впереди него двигался асфальтировочный каток, и Быков решил его объехать. Однако, как только он стал осуществлять обгон, ему навстречу выскочил грузовик. Чтобы избежать лобового столкновения, Л. Быков вывернул руль в сторону и на всей скорости врезался в каток. На момент смерти Быкову было всего 50 лет. Похоронен Леонид Федорович Быков на Байковом кладбище в Киеве.

Леонид Быков всегда мечтал стать лётчиком. По окончании школы поступал в лётное училище. Не прошёл из-за маленького роста. Зато его лучшего друга Виктора Щедронова приняли. Через полгода Виктор попал на фронт. Он погиб 11 апреля 1945 года в Чехословакии. А через двадцать лет Быков написал сценарий к своему лучшему фильму «В бой идут одни старики». Погибшего Виктора он воплотил в образе Смуглянки, даже фамилию сохранил — лейтенант Щедронов.

Эта картина стала судьбоносной не только для режиссёра, но и ещё для трёх актёров. Сергей Подгорный (Смуглянка) и Сергей Иванов (Кузнечик) в одночасье стали знаменитыми на весь Советский Союз. Питерскому комедийному актёру Алексею Смирнову Быков предоставил возможность сыграть механика Макарыча. Судьба этих людей оказалась не менее трагична, чем жизнь Маэстро. Не дожил до пятидесяти лет Кузнечик, не перенёс гибели Маэстро и Макарыч. Смуглянка давно уже не снимается.

О Леониде Быкове на киностудии имени А. Довженко снят фильм «…которого любили все» (реж. Леонид Осыка, 1982).

В 1994 году Международный Астрономический Союз присвоил одной из малых планет имя «Быков».

В апреле 2002 года в городе Краматорске установлен бронзовый бюст Леонида Быкова работы скульптора С. А. Гонтаря.

В честь актёра назван бульвар в Киеве.

Фильмография

1
Аты-баты, шли солдаты (1977)
. ефрейтор Виктор Святкин
2
В бой идут одни «старики» (1973)
. капитан/майор Алексей Титаренко
3
Где вы, рыцари? (1971)
. Кресовский Игорь Владимирович
4
Счастье Анны (1969)
. командир продотряда
5
Разведчики (1968)
. Сашко Макаренко
6
В городе С. (1967)
. возчик
7
Зайчик (1964)
. Лев Зайчик
8
Улица Ньютона, дом 1 (1963)
9
Большой «Фитиль» (1963)
. дирижер
10
Когда разводят мосты (1962)
. капитан буксира ‘Зюйд — Вест’ Ричард
11
На семи ветрах (1962)
. почтальон, пулеметчик Гаркуша
12
Как веревочка ни вьется (1961)
. дед с коровой
13
Горизонт (1961)
. бригадир совхоза
14
Осторожно, бабушка! (1960)
. Леша Штыков
15
Алешкина любовь (1960)
. Алёшка
16
Ссора в Лукашах (1959)
. механик Туз Виктор Терентьевич
17
Майские звезды (1959)
. Алёша, танкист
18
Добровольцы (1958)
. Алёша Акишин
19
Дорогой мой человек (1958)
. Саша Богатырев
20
Рядом с нами (1957)
. Николай Жуков
21
Чужая родня (1955)
. учитель Лев Захарович
22
Максим Перепелица (1955)
. Максим Перепелица
23
Укротительница тигров (1954)
. Петя Мокин
24
Судьба Марины (1953)
. Сашко

Леонид Быков — биография, информация, личная жизнь

Леонид Быков

Леонид Быков - полная биография

Леонид Фёдорович Быков. Родился 12 декабря 1928 года в селе Знаменка Славянского района Донецкой области — погиб 11 апреля 1979 года возле посёлка Дымер под Киевом. Советский актёр, режиссёр, сценарист. Заслуженный артист РСФСР (1965). Народный артист УССР (1974).

Леонид Быков родился 12 декабря 1928 года в селе Знаменка Славянского района Донецкой области.

Отец — Фёдор Иванович Быков.

Мать — Зинаида Панкратовна.

В 1938 году семья переехала в город Краматорск, где Леонид окончил среднюю школу № 6. Там же он впервые вышел на сцену местного ДК имени Ленина.

Во время Великой Отечественной войны Леонид вместе с семьёй находился в эвакуации в Барнауле.

С детства мечтал об авиации и дважды поступал в лётные училища. Первый раз — в 1943 году в Ойрот-Туре, куда была в 1942 году эвакуирована 2-я Ленинградская школа военных лётчиков. Но его не взяли из-за приписанного себе возраста и маленького роста. Второй раз — в 1945 году в Ленинграде во 2-ю спецшколу для лётчиков, которая была чуть позже расформирована по причине окончания войны.

В Киевский театральный институт его не приняли. Он поступил и в 1951 году окончил актёрский факультет Харьковского театрального института.

В 1951-1960 — актёр Харьковского государственного академического театра имени Т. Г. Шевченко. В театре начинается его актёрская карьера, Быков играет в комедии «Улица трёх соловьёв, 17» стилягу — советского модника.

В 1960-1968 — актёр и режиссёр киностудии «Ленфильм», с 1969 — актёр и режиссёр киностудии имени А. П. Довженко. Автор сценария сатирического киножурнала «Фитиль».

В кино свою первую роль Леонид Быков сыграл в 1952 году в фильме «Судьба Марины». Следующую роль он получил в фильме «Укротительница тигров», где сыграл Петю Мокина. В 1955 году — главная роль в фильме «Максим Перепелица».

Леонид Быков в фильме «Максим Перепелица»

Леонид Быков - полная биография

В числе лучших ролей Леонида Быкова в кино можно назвать Богатырёва («Дорогой мой человек», 1958), Акишина («Добровольцы», 1958), Алёшки («Алёшкина любовь», 1960), Гаркуши («На семи ветрах», 1962).

В конце 60-х годов вместе с Евгением Оноприенко и Александром Сацким был создан сценарий фильма о лётчиках, который долго не пропускала цензура, из-за его «негероичности». После долгого ожидания, в 1972 году Быков начал снимать кинокартину «В бой идут одни «старики»», в которой сыграл главную роль.

Леонид Быков в фильме «В бой идут одни «старики»»

Леонид Быков - полная биография

Вышедший на экраны в 1974 году, фильм «В бой идут одни «старики»» собрал 44,3 млн. кинозрителей, став четвёртым в прокате и единственным в десятке самых кассовых фильмов того года, посвящённым тематике Великой Отечественной войны. Фильм, режиссура и актёрская работа были также отмечены наградами республиканских и международных кинофестивалей. Множество фраз героев картины разошлись на цитаты, став частью советского и постсоветского фольклора. Героям фильма, капитану Титаренко и механику Макарычу были установлены памятники в Киеве и Харькове соответственно.

Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Первые премии за актёрскую работу» за 1974 год. Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Первые премии за художественные фильмы» за 1974 год.

В 1976 году был снят ещё один культовый фильм — «Аты-баты, шли солдаты».

Леонид Быков в фильме «Аты-баты, шли солдаты»

Леонид Быков - полная биография

«Аты-баты, шли солдаты. » — последняя режиссёрская работа Леонида Быкова и его последняя роль в кино. Фильм занял 7-е место в прокате 1977 года (35 800 000 зрителей).

В 1978 году начались съёмки фантастического сатирического фильма «Пришелец» по повести Евгения Шатько «Пришелец-73», в котором Леонид Быков принимал участие в качестве автора сценария, режиссёра и исполнителя главной роли инопланетянина Глоуза.

К 1979 году были уже отсняты две части фильма на видеоплёнку, представлены суду критиков. Картину ожидал успех, но судьба разрушила планы. По одной из версий, во время съёмок картины, Леонид пишет странное письмо-завещание на имя своих друзей Николая Мащенко и Ивана Миколайчука, как бы предчувствуя скорую трагедию. По другой, завещание было написано за три года до смерти, после перенесённого им инфаркта. Письмо, по воспоминаниям его дочери Марьяны, было написано на маленьком листочке бумаге с названием «А если это конец. »: «Пусть кто-то один скажет слово «прощай», и всё. Не надо цирка, называемого почестями. После этого «дерболызните» кто сколько может. А потом пусть 2-я эскадрилья врежет «Смуглянку» от начала и до конца. ».

Гибель Леонида Быкова

Леонид Быков трагически погиб в автомобильной катастрофе на трассе «Минск-Киев» 11 апреля 1979 года возле посёлка Дымер. Он возвращался на своей «Волге» с дачи под Киевом. Впереди него двигался трактор с мотокультиватором, и Быков решил его объехать. Однако при обгоне произошло столкновение со встречным грузовиком. Удар пришёлся в правую переднюю дверь. Ремень безопасности передал динамическое усилие на туловище и фактически не оставил целым ни одного внутреннего органа (однако, если бы Быков не был пристёгнут, то, как показала экспертиза, разбился бы о руль и торпедо). На момент смерти Быкову было всего 50 лет.

Похоронен Леонид Фёдорович Быков на Байковом кладбище в Киеве (участок № 33 на границе с участком № 49).

Следствие велось очень тщательно. Проводились консультации с экспертами, автогонщиками, эксперименты на автодроме «Чайка». Оказалось, что молодой водитель встречного грузовика, который уже собрался было в тюрьму, невиновен. Быков был трезв, но допустил оплошность, наверное, из-за усталости. И никакого инфаркта у него не было, иначе он отпустил бы педаль тормоза. Леонид Фёдорович до последнего пытался предотвратить столкновение.

Леонид Быков. Встречная полоса

Рост Леонида Быкова: 163 сантиметра.

Личная жизнь Леонида Быкова:

Жена — Тамара Константиновна Быкова (урождённая Кравченко) (1927-2010). Познакомились в Харькове.

У пары родилось двое детей. Сын — Александр (Лесь) (1956 г.р.), проживает в Канаде, имеет четверых детей. Дочь — Марьяна (1958 г.р.).

Леонид Быков с женой и детьми

Леонид Быков - полная биография

Фильмография Леонида Быкова:

1953 — Судьба Марины — Сашко
1954 — Укротительница тигров — Петя Мокин
1955 — Чужая родня — Лев Захарович, учитель
1955 — Максим Перепелица — рядовой / младший сержант Максим Кондратьевич Перепелица
1957 — Рядом с нами — Николай Жуков, инженер
1958 — Добровольцы — Алёша Акишин
1958 — Ссора в Лукашах — Виктор Терентьевич Туз
1958 — Дорогой мой человек — Паша Богатырёв
1959 — Майские звёзды — советский танкист Алёша
1960 — Алёшкина любовь — Алёшка Акишин
1960 — Осторожно, бабушка! — Лёша Штыков
1962 — На семи ветрах — Гаркуша
1962 — Горизонт — Бригадир целинного совхоза
1962 — Когда разводят мосты — Ричард
1963 — Большой фитиль — дирижёр симфонического оркестра
1964 — Зайчик — Лев Зайчик, гримёр театра
1966 — В городе С. — Возчик
1968 — Разведчики — Сашко Макаренко
1970 — Счастье Анны — Командир продотряда
1971 — Где вы, рыцари? — Учёный Игорь Владимирович Кресовский
1973 — В бой идут одни «старики» — Алексей Титаренко («Маэстро»)
1977 — Аты-баты, шли солдаты — ефрейтор Виктор Святкин

Озвучивание Леонида Быкова:

1967 — Хроника пикирующего бомбардировщика — рядовой-механик Осадчий (роль Виктора Ильичёва)

Режиссерские работы Леонида Быкова:

1961 — Как верёвочка ни вьётся
1964 — Зайчик
1971 — Где вы, рыцари?
1973 — В бой идут одни «старики»
1977 — Аты-баты, шли солдаты

Сценарии Леонида Быкова:

1973 — В бой идут одни «старики»
1978 — Пришелец (после смерти доснят Борисом Ивченко с другим актёрским составом под названием «Звёздная командировка»)

Леонид Быков

Леонид Быков - полная биография

Леонид Быков - полная биография

фотографии >>

Леонид Быков - полная биография

Леонид Быков - полная биография

Леонид Быков - полная биография

Леонид Быков - полная биография

биография

Быков Леонид Фёдорович

12 декабря 1928, село Знаменское, Славянский район, Донецкая область, УССР, СССР — 11 апреля 1979, посёлок Дымер, Вышгородский район, Киевская область, УССР, СССР.

Советский кинорежиссёр, сценарист, актёр.

Заслуженный артист РСФСР (29.06.1965).
Народный артист Украинской ССР (1974).

В 1929 году родители переехали в город Краматорск, где Быков окончил среднюю школу № 6, там же впервые вышел на сцену местного ДК имени В.И. Ленина. Во время Великой Отечественной войны Леонид вместе с семьёй находился в эвакуации в Барнауле. В 1945 году, уже будучи в Ленинграде, он поступил во 2-ю спецшколу для лётчиков (Аэротура), где проучился всего лишь месяц.

Закончив актёрский факультет Харьковского театрального института в 1951 году (курс Д.И. Антоновича), Леонид Быков попал в труппу Харьковского государственного академического украинского драматического театра имени Т.Г. Шевченко, в котором проработал до 1960 года.

В 1960-1968 годах — актёр и режиссёр киностудии «Ленфильм», с 1969 года — актёр и режиссёр Киевской киностудии имени А.П. Довженко.

В 1952 году он сыграл свою первую роль в кино. Это был фильм режиссёров Исаака Шмарука и Виктора Ивченко «Судьба Марины». Леониду досталась эпизодическая роль простого деревенского паренька Сашко.

В 1954 году режиссёры Александр Ивановский и Надежда Кошеверова приглашают Быкова на роль Пети Мокина в свою картину «Укротительница тигров». Фильм имел огромный успех у публики. С этого момента имя актёра Леонида Быкова стало известно всем. Между тем почти одновременно со съёмками в «Укротительнице» на том же «Ленфильме» Быков снимался в другой картине, где ему уже досталась главная роль. Это была картина Анатолия Граника «Максим Перепелица». Успех этого фильма в прокате был значительно ниже, чем у двух предыдущих, однако для Быкова именно эта картина по-настоящему открыла двери в большой кинематограф и снискала ему огромную любовь зрителей. Быков активно снимается, правда, в большинстве своем это были роли, похожие друг на друга: эдакие Максимы Перепелицы мелкого масштаба. Актёру же не хотелось до бесконечности эксплуатировать одну и ту же маску, поэтому, соглашаясь на новые предложения, он старался выбирать роли самого разного плана.

Фильм «Алёшкина любовь» вышел на экраны страны в 1961 году. Быков сыграл в нём одну из лучших своих ролей в кинематографе и по праву занял одно из ведущих мест среди тогдашних советских звезд. С 1961 по 1964 год на счету Быкова было лишь несколько ролей в фильмах: «На семи ветрах», «Когда разводят мосты», «Осторожно, бабушка!».

В 1961 году Леонид Быков пробует себя в режиссуре — вместе с режиссёром Гербертом Раппопортом он снял короткометражный фильм «Как верёвочка ни вьется. «. В 1963 году он уже самостоятельно снял комедию «Зайчик», в которой сыграл главную роль. Давней мечтой Леонида Быкова была постановка картины о героизме советских лётчиков в годы войны. Любовь к людям этой профессии жила в нем постоянно. В содружестве со сценаристами Евгением Оноприенко и Александром Сацким был написан сценарий будущего фильма «В бой идут одни старики». Однако ставить картину долго не давали, считая её не слишком героической. Картина «В бой идут одни старики» вышла на экраны страны в начале 1974 года и имела огромную популярность у публики. На Всесоюзном фестивале в Баку фильм получил почётный приз. В 1976 году Леонид Быков снял ещё одну картину, вновь о войне. Фильм назывался «Аты-баты, шли солдаты» .

Автор сценариев киножурнала «Фитиль», незавершённого фильма «Пришелец» (1979).

Погиб в автомобильной катастрофе.
Похоронен на Байковом кладбище Киева.

О Леониде Быкове на киностудии имени А.П. Довженко снят фильм «. которого любили все» (режиссёр Леонид Осыка, 1982).
В 1994 году Международный Астрономический Союз присвоил одной из малых планет имя «Быков».

В Киеве и Харькове установлены мемориальные доски, вблизи села Димер на месте автокатастрофы, в которой погиб артист, открыт памятник (1998), в 2001 году в Киеве открыт памятник Л.Ф. Быкову в роли капитана Титаренко, как память о погибших лётчиках-героях.

В апреле 2002 года в городе Краматорске установлен бронзовый бюст Леонида Быкова работы скульптора С.А. Гонтаря.

В честь актёра назван бульвар в Киеве.

Жизни и творчеству актера посвящена глава 20 цикла «Чтобы помнили» Леонида Филатова.

Леонид Быков

Леонид Быков - полная биография

Леонид Быков - полная биография

фотографии >>

Леонид Быков - полная биография

Леонид Быков - полная биография

Леонид Быков - полная биография

Леонид Быков - полная биография

биография

Быков Леонид Фёдорович

12 декабря 1928, село Знаменское, Славянский район, Донецкая область, УССР, СССР — 11 апреля 1979, посёлок Дымер, Вышгородский район, Киевская область, УССР, СССР.

Советский кинорежиссёр, сценарист, актёр.

Заслуженный артист РСФСР (29.06.1965).
Народный артист Украинской ССР (1974).

В 1929 году родители переехали в город Краматорск, где Быков окончил среднюю школу № 6, там же впервые вышел на сцену местного ДК имени В.И. Ленина. Во время Великой Отечественной войны Леонид вместе с семьёй находился в эвакуации в Барнауле. В 1945 году, уже будучи в Ленинграде, он поступил во 2-ю спецшколу для лётчиков (Аэротура), где проучился всего лишь месяц.

Закончив актёрский факультет Харьковского театрального института в 1951 году (курс Д.И. Антоновича), Леонид Быков попал в труппу Харьковского государственного академического украинского драматического театра имени Т.Г. Шевченко, в котором проработал до 1960 года.

В 1960-1968 годах — актёр и режиссёр киностудии «Ленфильм», с 1969 года — актёр и режиссёр Киевской киностудии имени А.П. Довженко.

В 1952 году он сыграл свою первую роль в кино. Это был фильм режиссёров Исаака Шмарука и Виктора Ивченко «Судьба Марины». Леониду досталась эпизодическая роль простого деревенского паренька Сашко.

В 1954 году режиссёры Александр Ивановский и Надежда Кошеверова приглашают Быкова на роль Пети Мокина в свою картину «Укротительница тигров». Фильм имел огромный успех у публики. С этого момента имя актёра Леонида Быкова стало известно всем. Между тем почти одновременно со съёмками в «Укротительнице» на том же «Ленфильме» Быков снимался в другой картине, где ему уже досталась главная роль. Это была картина Анатолия Граника «Максим Перепелица». Успех этого фильма в прокате был значительно ниже, чем у двух предыдущих, однако для Быкова именно эта картина по-настоящему открыла двери в большой кинематограф и снискала ему огромную любовь зрителей. Быков активно снимается, правда, в большинстве своем это были роли, похожие друг на друга: эдакие Максимы Перепелицы мелкого масштаба. Актёру же не хотелось до бесконечности эксплуатировать одну и ту же маску, поэтому, соглашаясь на новые предложения, он старался выбирать роли самого разного плана.

Фильм «Алёшкина любовь» вышел на экраны страны в 1961 году. Быков сыграл в нём одну из лучших своих ролей в кинематографе и по праву занял одно из ведущих мест среди тогдашних советских звезд. С 1961 по 1964 год на счету Быкова было лишь несколько ролей в фильмах: «На семи ветрах», «Когда разводят мосты», «Осторожно, бабушка!».

В 1961 году Леонид Быков пробует себя в режиссуре — вместе с режиссёром Гербертом Раппопортом он снял короткометражный фильм «Как верёвочка ни вьется. «. В 1963 году он уже самостоятельно снял комедию «Зайчик», в которой сыграл главную роль. Давней мечтой Леонида Быкова была постановка картины о героизме советских лётчиков в годы войны. Любовь к людям этой профессии жила в нем постоянно. В содружестве со сценаристами Евгением Оноприенко и Александром Сацким был написан сценарий будущего фильма «В бой идут одни старики». Однако ставить картину долго не давали, считая её не слишком героической. Картина «В бой идут одни старики» вышла на экраны страны в начале 1974 года и имела огромную популярность у публики. На Всесоюзном фестивале в Баку фильм получил почётный приз. В 1976 году Леонид Быков снял ещё одну картину, вновь о войне. Фильм назывался «Аты-баты, шли солдаты» .

Автор сценариев киножурнала «Фитиль», незавершённого фильма «Пришелец» (1979).

Погиб в автомобильной катастрофе.
Похоронен на Байковом кладбище Киева.

О Леониде Быкове на киностудии имени А.П. Довженко снят фильм «. которого любили все» (режиссёр Леонид Осыка, 1982).
В 1994 году Международный Астрономический Союз присвоил одной из малых планет имя «Быков».

В Киеве и Харькове установлены мемориальные доски, вблизи села Димер на месте автокатастрофы, в которой погиб артист, открыт памятник (1998), в 2001 году в Киеве открыт памятник Л.Ф. Быкову в роли капитана Титаренко, как память о погибших лётчиках-героях.

В апреле 2002 года в городе Краматорске установлен бронзовый бюст Леонида Быкова работы скульптора С.А. Гонтаря.

В честь актёра назван бульвар в Киеве.

Жизни и творчеству актера посвящена глава 20 цикла «Чтобы помнили» Леонида Филатова.

ТВОРЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ

Леонид Быков

Когда полюбившегося актера зритель видит в неудачной роли, он особенно расстраивается. Словно его самого, зрителя, показали в невыгодном свете. Чувство понятное, и, пожалуй, даже закономерное. Нечто подобное случилось со мной, когда я смотрел «Большой фитиль» и увидел в нем в роли экстравагантного дирижера актера Леонида Быкова. Дирижер мало походил на дирижера, даже если при этом сделать скидку на жанр. А Леонид Быков мало походил на Леонида Быкова, даже если и здесь сделать соответствующую скидку на характер «роли». Не внешностью, конечно. Внешность, несмотря на грим, осталась его собственной. Л вот актер куда-то исчез, тот актер, который обратил на себя внимание еще совсем юношей, появившимся на киностудии имени Александра Довженко.

Неудачи, конечно, бывают у всех. Никто от них не застрахован. Даже самый опытный и самый талантливый актер. Неудача же Быкова в «Большом фитиле» — совсем маленькая по масштабу, как и сама роль. И начал я с нее разговор даже не для того, чтобы сказать, что не все роли следует играть без разбора (а дирижера безусловно Леониду Быкову не следовало бы играть). Частная, маленькая, ничего не определяющая неудача как-то особенно ярко, словно при доказательстве «от обратного», показала, что именно ценит зритель больше всего в этом актере . . .

Сборник, который вы держите в руках, рассказывает о творческих биографиях многих актеров. Вчитываясь в эти биографии, вспоминая по ассоциации и другие актерские судьбы, все яснее понимаешь, как опасно порой эксплуатировать на экране однажды удачно найденный облик, искусственно втискивая его в образы иного внутреннего содержания. Все больше убеждаешься, сколь плодотворны настойчивые актерские поиски для раскрытия самых различных граней человеческого характера. И все же в каждом по-настоящему одаренном актере есть какая-то присущая только ему неповторимая особенность, которая, раскрываясь порой самым неожиданным образом, убеждает вас, что при любой трансформации эта особенность и есть то самое главное, то самое примечательное, что отличает именно этого актера. Для Леонида Быкова -это лиризм, окрашенный мягким, добрым юмором.

Широкая известность пришла к Быкову с фильмом «Укротительница тигров». В картине, правда, ему было уделено не главное место. Основной дуэт Касаткина — Кадочников. Но без Быкова трудно представить себе не только перипетии «треугольника», трудно представить себе эту картину комедией.

Конечно, сценарий предопределял довольно активное вмешательство в действие быковского персонажа. Однако артист сумел не только правильно «прочитать» свою роль, но, выйдя «за рамки» драматургии роли (в единственно допустимом смысле подобного действия), придал ей какую-то трогательно-юмористическую окраску. Самое же интересное и ценное, по-моему, было то, что юмор поступков, слов и интонаций Пети Мокина нигде не заслонил от зрителя правды добрых и глубоких человеческих чувств.

Какой бы эпизод с участием Быкова в «Укротительнице тигров» мы ни вспомнили, в любом увидим этот редкий синтез. В самых разных ситуациях — порой совсем легковесных и откровенно юмористических — актер абсолютно достоверно и всерьез представляет переживания своего героя. И он вовсе не старается кого-либо посмешить — законы комического, лежащие в несоответствии разных начал, используются Быковым очень органично. А потому и улыбка зрителя приходит так же легко и органично; приходит вместе с симпатией и верой в правду чувств героя — ив сцене на судне, в кругу матросов, и в сцене объяснения с Кадочниковым, и в таком комическом эпизоде, как чтение Касаткиной его любовного послания.

Своеобразие актерского таланта Леонида Быкова в «Укротительнице тигров» проявилось столь отчетливо, что оставило след в памяти и зрителей, и критики, и даже кинорежиссеров. В результате зритель вскоре увидел новые образы, созданные этим актером.

Вскоре появился непутевый солдат в фильме «Максим Перепелица». При полной непохожести сюжета новой картины и новой роли, в незадачливом солдате зритель легко узнал Быкова, и не только внешне, что ни в коей мере, естественно, не является заслугой актера. Зритель узнал, почувствовал то обаяние актерской индивидуальности, которая привлекла к нему внимание с самых первых шагов в искусстве. В Максиме Перепелице зритель увидел непутевого, но доброго, чем-то привлекательного, но смешного пария. Здесь не было эксплуатации найденных ранее приемов комического, приемов создания естественности поведения. Просто и то и другое, будучи в природе таланта актера, смешило, трогало и убеждало в правде изображаемого.

Отдавая должное достигнутому Быковым в этой новой роли, следует все же сказать, что, кроме более яркого внешнего рисунка, актер не привнес в картину ничего, о чем бы следовало говорить как о шаге вперед в постижении мастерства, в раскрытии новых граней своего таланта. Драматургия роли не давала для этого никакого материала.

По-настоящему новое проявилось в другой работе актера, в образе Алеши из фильма «Добровольцы».

Стремление максимально полно раскрыть душевную щедрость Алеши, цельность его характера заставило актера отказаться от броскости, эффектности внешней характеристики своего героя. Даже юмор, который, казалось, сам собой, непроизвольно окрашивал все, что связано с персонажами Быкова, был запрятан куда-то внутрь и проявлялся лишь в силу необходимости по ходу сюжета. А актерских усилий нигде не чувствовалось. Все было так же органично, естественно, как и всегда, несмотря на иную задачу, которая здесь решалась. И в результате сильнее и ярче обнаруживалось «глубинное» течение чувств в героическом юноше Алеше Акишине.

Вспомните одну только сцену из фильма — сцену встречи Алеши с Лелькой после его возвращения с Дальнего Востока. В глазах Алеши печаль, ему грустно, что не его ждала девушка, что не о нем плачет она. И в то же время ни на миг не возникает сомнения в искренности и нежности, с которой Алеша утешает Лелю, не сомневаешься, что для него превыше всего святое чувство дружбы!

В картине «Добровольцы» — пусть не до конца художественно совершенной, но свежей и правдивой, — был сильный актерский ансамбль. Актеры сумели раскрыть несколько ярких страниц нашей недавней истории. Сумели благодаря тому, что отчетливо нарисовали неповторимый облик людей одного поколения — людей разных и в то же время очень близких друг другу той близостью, которую придает время, эпоха, а главное — общность идеалов. Актер Леонид Быков разделил с создателями фильма наибольшие удачи этого фильма.

Подобно многим актерам, Быков обладает такими чертами актерской индивидуальности, которые невозможно полностью скрыть никаким гримом, никаким перевоплощением. Помните неудачу талантливого актера Петра Алейникова в роли Пушкина в фильме «Глинка»? Режиссер и теоретик кино А. В. Мачерет видит причину этой неудачи в стремлении актера остаться самим собой, подменить собственной индивидуальностью образ Пушкина. Думаю, что не в этом дело. Алейников сделал для удачи образа все, что было в его силах. Он просто не смог перешагнуть через специфичность своего актерского облика, своего таланта. Неудача не зависела ни от труда, ни от меры таланта. Она была предопределена острой характерностью этого таланта и актерской судьбой в кино, когда после Вани Курского и Молибоги, слившихся с обликом самого актера, ему пришлось играть Пушкина. Ему не стоило играть эту роль — вот и все. Как не стоит, наверное, Румянцевой играть Каренину.

Подобно Алейникову, талант Леонида Быкова специфичен. Актера легко узнаешь в каждой новой роли. Положите рядом фотографии его персонажей. Даже при гриме они похожи. Быков . . . Быков . Быков .. . Их легко спутать друг с другом, если вы не видели фильмов с этим актером. Но, зная фильмы, эти образы никогда не спутаешь, ибо внутреннее содержание их неповторимо, у каждого свое: и у настойчивого паренька, которому, несмотря на самоуверенность, так и не удалось добиться любви укротительницы тигров, и у смешного солдата Максима, у которого все получается «не как у людей», и у немного застенчивого, но твердого характером Алеши Акишина, которого не поколеблют самые серьезные превратности судьбы.

Умение Быкова создать внутренне наполненный, своеобразный человеческий характер с наибольшей силой проявилось в фильме «Алешкина любовь». О сценарии и картине было написано немало похвальных рецензий. И все же, мне кажется, об этом произведении не было сказано всех хороших слов, которые оно заслужило.

Множество самых разных, и по глубине и по драматичности, фильмов, посвященных любви, видели мы на экранах! Среди них, безусловно, были и более художественно тонкие и философски более весомые произведения, чем «Алешкина любовь». Но когда пытаешься вспомнить картину, в которой это чувство было особенно светлым, оставляло ощущение радости и полноты человеческого счастья, — чаще других вспоминаешь «Алешкииу любовь», хотя в ней сила чувства не провоцируется цепью эффектных испытаний. Почему же приходит на ум именно эта картина? Где в ней «зримые» доказательства могущества вечного чувства? Внешне — только в упорном преодолении героем многих километров за ничтожно малое время, остающееся от работы. Но разве мы не видели в кино куда более веские доказательства, более ощутимые жертвы, приносимые на алтарь любви? Видели. Редко видели мы лишь такую глубокую наполненность любовью, которую передает нам Быков. Леонид Быков сумел рассказать о самом главном в Алеше — о бесконечной цельности его чувства, о счастье, которое даст любовь.

В пареньке из «Укротительницы тигров» была редкая настойчивость и столь же редкая уверенность в своих возможностях. Его не смущали никакие повороты фортуны, порой, как мы знаем, очень неласковые. Он убежден, что упорство его победит в жизни все. Девушку тоже. Это вызывало улыбку зрителя. Когда дело обернулось для паренька не так, как он ожидал, зритель продолжал улыбаться. Все было так, как диктовали законы комедийного жанра.

Чувство Алеши из «Добровольцев» не было внешне столь ярким, оно было проще, но глубже и серьезнее. И зритель понимал, верил, что Алеша справится с горем, увидев, что его чувство безответно.

В «Алешкиной любви» все иначе. Леонид Быков сумел заразить зрителя силой своего чувства, сумел внушить ему, что для Алешки нет ничего важнее этой любви. На сей раз не герой верит в победу своего чувства, а зритель верит в победу Алешкиной любви. Верит, что такая любовь не может остаться безответной. И все эти серьезные вещи, рассказанные всерьез актером, окрашены добрым светлым юмором, таким же светлым, как сама любовь.

Картина «Алешкина любовь» кажется мне к тому же очень демократичной, если так можно сказать. Показан в ней простой паренек, ничем, по существу, не выделяющийся — ни лицом, ни геройством своего характера, ничем особенным. Он даже нескладен в чем-то. Но чем дальше развивается сюжет, тем больше ощущаешь человеческий талант Алеши. Ибо так любить, быть так наполненным своим чувством, испытывать такое счастье в любви может только человек с талантливой душой, человек, умеющий благожелательно воспринимать жизнь и всего себя отдавать жизни.

Алешку любишь, но никогда не жалеешь, ибо он сам никогда себя не пожалеет, как бы тяжко ему ни было. Он счастлив, когда трудно ему, когда девушка далека и кажется недоступной, он счастлив, когда она здесь, рядом, с влюбленными глазами.

И еще. Не только в окружающей обстановке вы чувствуете приметы времени. Время живет в самом герое, в его мыслях, в его поступках, в его сильном, большом чувстве. Картина, как и герои ее, чиста чистотой высокого искусства. Именно этой картиной актер Леонид Быков сдал трудный экзамен на творческую зрелость.

И. Кацев «Актеры советского кино» Выпуск 2 (1966 год).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *