Лия Ахеджакова — полная биография

Лия Ахеджакова — полная биография

Лия Меджидовна Ахеджакова — биография

Лия Ахеджакова - полная биография

Лия Меджидовна Ахеджакова — советская и российская актриса театра и кино, народная артистка России [en] (1994). Заслуженная артистка РСФСР (1970). Народная артистка России (1994). Знак зодиака — Рак.

Двукратная обладательница национальной премии «Ника» за лучшие женские роли второго плана в фильмах «Небеса обетованные» и «Изображая жертву», в 2015 году удостоена почётного приза премии «Ника» в номинации «Честь и достоинство» за 2014 год.

У нее есть такая теория: все хорошее в жизни, в том числе, и роли должны сваливаться как подарок. Лия Меджидовна любит говорить о том, что у нее паршивый характер — слишком принципиальная, рубит правду-матку в лицо. К счастью, есть режиссеры, которые на неё не обижаются и просто любят. Каких трудов стоило Эльдару Рязанову уговорить ее на крошечную роль в «Иронии судьбы». Говорила, эпизоды и в театре надоели. К счастью, Рязанов обладает даром убеждения. С тех пор Ахеджакова стала для рязановских фильмов и украшением, и талисманом.

Лия Ахеджакова родилась 9 июля 1938 года в Днепропетровске, Украинской ССР [en] , в СССР [en] . Окончила ГИТИС (1962), с 1960 года в Московском ТЮЗе, с 1977 в театре «Современник». В игре Ахеджаковой, непосредственной, полной лукавого юмора, гротеск и острая характерность часто соседствуют с нотами щемящего драматизма: Света («Квартира Коломбины» Л. С. Петрушевской, 1986), Маргарита Мостовая («Стена» А. М. Галина, 1987), Рахель-Лея Голд («Трудные люди» Й. Бар-Йосефа, 1992). С 1990-х годов играла и в других театрах (спектакль Валерия Фокина «Старосветская любовь [en] » Николая Коляды, 2000).

В кино Лия Ахеджакова снимается с 1973 года. Известность актрисе принесли роли в фильмах режиссера Эльдара Александровича Рязанова («Ирония судьбы, или С легким паром», «Служебный роман», «Гараж», «Небеса обетованные», «Старые клячи»).

Дочери режиссера и актрисы, Лие Ахеджаковой, казалось, просто на роду было написано пойти по стопам родителей, однако ее путь в театр и кинематограф оказался на редкость извилистым.

Родившись в Днепропетровске, в первый раз Лия приехала покорять Москву для того, чтобы стать журналистом, однако на вступительных экзаменах в МГУ настолько растерялась, что, по ее собственным словам, не могла даже вспомнить свое имя.

С горя Лия поступила в первый попавшийся институт — благо, золотая медаль открывала ей двери куда угодно, где не было творческого конкурса,— и неожиданно для себя оказалась студенткой Московского института цветных металлов и золота. До сих пор Ахеджакова с большим недоумением вспоминает о полутора годах учебы, проведенных в стенах этого заведения. Впрочем, нет худа без добра: ведь именно там она по-настоящему приобщилась к художественной самодеятельности, выявив свое истинное призвание.

В 1962 году Лия Меджидовна Ахеджакова закончила адыгейскую группу ГИТИСа и была принята в труппу Малого театра, где с успехом выступала в роли актрисы-травести. Примерно через 10 лет после театрального дебюта актриса начала с успехом сниматься в кино, и ее маленькие эпизодические роли в «Иронии судьбы, или С легким паром!» и «Служебном романе» были сразу же замечены зрителями. Действительно, характерная актриса оставалась неповторимой даже среди целой плеяды кинозвезд; никто другой с таким искусством не смог бы создать образ маленькой, но сильной женщины — то застенчивой, то нахальной, — внутри которой бушует целая буря эмоций. Впоследствии актриса еще немало снималась в кино, в таких фильмах, как «Гараж», «Небеса обетованные», и других, а в 1991 году даже получила «Нику» за лучшую женскую роль второго плана.

В театре Лия Ахеджакова много работала с Романом Виктюком, затем перешла в «Современник» к Галине Борисовне Волчек. Однако несмотря на все свои творческие успехи, актрисе так и не удалось осуществить ее заветную мечту. Режиссеры использовали данные Ахеджаковой как актрисы комической или — гораздо реже — драматической актрисы. Что же касается ее самой, то, оглядываясь на свое творчество, Лия Меджидовна грустно замечает: — Я всегда мечтала быть Джульеттой, но об этом не могло быть и речи. Дмитрий и Надежда Зима.

Личная жизнь

Первый муж — актёр Малого театра Валерий Бенедиктович Носик.

Второй муж — художник Борис Петрович Кочейшвили.

Третий муж — московский фотограф Владимир Персиянинов. Этот брак был зарегистрирован летом 2001 года

Признание и награды

  • Заслуженная артистка РСФСР (1970);
  • Призы международных кинофестивалей в Варне и Локарно;
  • Государственная[en] премия РСФСР имени братьев Васильевых (1979), за исполнение роли секретарши Верочки в фильме «Служебный роман» (1977);
  • Премия «Ника» (1992) — «Лучшая роль второго плана» в фильме «Небеса обетованные» (1991);
  • Народная артистка Российской Федерации (29 декабря 1994) — за заслуги в области искусства;
  • Лауреат Царскосельской художественной премии (1997 год);
  • Орден Почёта (1 апреля 1999) — за заслуги в области культуры и искусства, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами, многолетнюю плодотворную работу;
  • Лауреат национальной премии общественного признания достижений женщин «Олимпия» Российской Академии бизнеса и предпринимательства (2001);
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (14 апреля 2006) — за большой вклад в развитие театрального искусства и достигнутые творческие успехи;
  • Премия «Ника» 2007 — «Лучшая женская роль второго плана» в фильме «Изображая жертву» (2006);
  • Премия «Звезда Театрала»-2008 журнала «Театрал» — «За гражданское мужество»;
  • Премия «Звезда Театрала»-2013 журнала «Театрал» — «Лучшая женская роль второго плана»;
  • Премия Московской Хельсинкской группы (2013) — «За защиту прав человека средствами культуры и искусства»;
  • Премия «Ника» в номинации «Честь и достоинство» (2014).

В 2012 году Лия вошла в ТОП-100 самых влиятельных женщин России. Радиостанции «Огонек», «Эхо Москвы» и «РИА Новости» опросив экспертов и оценив медиарейтинги, включили артистку в этот список наряду с: Маргаритой Симоньян, Аллой Пугачевой, Эльвирой Набиуллиной, Татьяной Голиковой, Ксенией Собчак, Алиной Кабаевой, Земфирой Рамазановой, Тиной Канделаки, Галиной Волчек, Майей Плисецкой, Галиной Вишневской, Екатериной Андреевой, Еленой Батуриной, Ириной Родниной и др.

Фильмография Лии Ахеджаковой

Год — Название фильма — роль:

  • 1968 — Возвращение — Петя, сын старшины;
  • 1973 — Ищу человека — Алла Кузнецова;
  • 1974 — Таня — Дуся, домработница;
  • 1974 — Иван да Марья — Аграфена, царевна;
  • 1975 — Ирония судьбы, или С лёгким паром! — Таня;
  • 1975 — Пошехонская старина — Полька;
  • 1975 — У самого Чёрного моря — Виола;
  • 1976 — По секрету всему свету — Елизавета Николаевна, учительница географии;
  • 1976 — Двадцать дней без войны — женщина с часами[en] ;
  • 1977 — Журавль в небе — Имя персонажа не указано;
  • 1977 — Служебный роман — Вера, секретарша;
  • 1977 — Незнайка в Солнечном [гор] городе — Буковка;
  • 1978 — Красавец-мужчина — Лупачева;
  • 1978 — Когда я стану великаном — Джульетта Ашотовна по прозвищу «Смайлинг», преподавательница английского языка;
  • 1978 — Подарок чёрного колдуна — Пугалица;
  • 1979 — Поговори на моём языке — Клавдия;
  • 1979 — Москва слезам не верит — Ольга Павловна, директор клуба;
  • 1979 — Гараж — Малаева;
  • 1980 — О бедном гусаре замолвите слово — Лу-Лу;
  • 1981 — Восьмое чудо света — Юлия Ермолина;
  • 1981 — Куда исчез Фоменко? — Алина;
  • 1981 — Отпуск за свой счёт — Ирина;
  • 1982 — Алиса в Зазеркалье — шахматная белая королева, овца;
  • 1983 — Кое-что из губернской жизни — Мерчуткина;
  • 1983 — Талисман — Незнакомка;
  • 1983 — Мама Ануш — Ануш;
  • 1984 — Маленькое одолжение — Тома;
  • 1984 — Медный ангел — Росита;
  • 1984 — Осенний подарок фей — Фея Печали;
  • 1986 — Игра хамелеона — Ирма;
  • 1986 — Повод — Виолетта;
  • 1986 — Размах крыльев — пассажирка 1 салона;
  • 1987 — Другая жизнь — Роза;
  • 1988 — Грешник — Зина;
  • 1989 — Бродячий автобус — Зина, администратор;
  • 1989 — Софья Петровна — Кипарисова;
  • 1990 — Допинг для ангелов — Нина;
  • 1990 — Сукины дети — Нанайцева;
  • 1990 — Мордашка — Зоя Николаевна;
  • 1991 — Небеса обетованные — Фима (Амфимья Степановна);
  • 1992 — Я хотела увидеть ангелов — мать Жени;
  • 1992 — Семь сорок — Ткачук;
  • 1993 — Бездна, круг седьмой — Имя персонажа не указано;
  • 1994 — Трень-брень — Маша;
  • 1995 — Московские каникулы — аферистка;
  • 1995 — Бред вдвоём — Имя персонажа не указано;
  • 1997 — Вино из одуванчиков — Лина Ауфман;
  • 2000 — Старые клячи — Люба;
  • 2003 — Пятый Ангел — Сара;
  • 2004 — Узкий мост — Имя персонажа не указано;
  • 2005 — Казароза — Майя Антоновна;
  • 2006 — Изображая жертву — «Японка»;
  • 2006 — Андерсен. Жизнь без любви — гадалка;
  • 2006 — Странное Рождество[en] — Люся;
  • 2007 — Потапов, к доске! — Таисия Ивановна;
  • 2007 — Ветка сирени — Анна Сергеевна, жена Зверева;
  • 2007 — Дюймовочка — Мышь;
  • 2007 — Фото моей девушки — Любовь Григорьевна, мать Павла;
  • 2007 — Ниоткуда с любовью, или Весёлые похороны — Мария Игнатьевна, целительница;
  • 2008 — Четыре возраста любви — «Зима»;
  • 2009 — Книга мастеров — Баба-Яга;
  • 2009 — Банкрот — Сваха;
  • 2010 — Любовь-морковь 3 — Елизавета Николаевна;
  • 2011 — Дорогой мой человек — Ашхен Ованесовна Оганян;
  • 2012 — Мамы — Светлана Семёновна.
  • Смотрите других знаменитостей по имени Лия.
  • Знаменитых женщин по имени на букву Л (и мужчин).
  • Биографии знаменитостей по фамилии на букву А.
  • Значение и происхождение имени Лия.
  • Описание женских имён на букву Л (и мужских).
  • Описания женских отчеств (и мужских).
  • Описание женского имени-отчества на букву Л (и мужских).
  • 100 самых распространенных русских фамилий.
  • 250 общерусских фамилий.
  • 100 самых распространённых фамилий США[en] .
  • И аналитику букв имени в разработке российского астролога Астрология (от греческого astron — звезда и logos — слово, учение) — учение о воздействии небесных светил на земной мир и человека (его темперамент, характер, поступки и будущее), которое определялось через видимые движения на небесной сфере и взаимное расположение светил (констелляцию) в данный момент времени (см. Гороскоп).

    Астрология возникла в древности (вавилонская храмовая астрология и другие), была тесно связана с астральными культами и астральной мифологией. Получила широкое распространение в Римской империи (первые гороскопы — на рубеже 2-1 веков до нашей эры). С критикой астрологии как разновидности языческого фатализма выступило христианство. Арабская астрология, достигшая значительного развития в 9-10 веков, с 12 века проникла в Европу, где астрология пользуется влиянием до середины 17 века и затем вытесняется с распространением естественнонаучной картины мира.

    КИНО / ПЕРСОНАЛИИ

    Лия Ахеджакова - полная биография

    имяЛия Ахеджакова
    имя при рожденииЛия Меджидовна Ахеджакова
    дата рождения9.7.1938
    место рожденияДнепропетровск, УССР, СССР
    профессияактриса театра и кино
    годы активности1962 — настоящее время
    imdb_id0015253
    сайт[http://www.ahedzhakova.ru Официальный сайт Лии Ахеджаковой]

    Ли́я Меджи́довна Ахеджа́кова (род. 9 июля 1938, Днепропетровск) — советская и российская актриса театра и кино. Заслуженная артистка РСФСР (1970). Народная артистка России (1994)Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 2. Анкилоз — Банка. — : Большая Российская энциклопедия, 2005. — 766 с.: ил.: карт.. Двукратная обладательница национальной премии «Ника» за лучшие женские роли второго плана в фильмах «Небеса обетованные» и «Изображая жертву».

    Биография

    Лия Ахеджакова родилась 9 июля 1938 года в Днепропетровске (Украинская ССР). Происходит из адыгского княжеского рода Ахеджаковых.

    Выросла в театральной семье в Майкопе. Отец Меджид Салехович Ахеджаков (15 мая 1914 — 2 января 2012)Русский драматический театр: Энциклопедия / Под общ. ред. М. И. Андреева, Н. Э. Звенигородской, А. В. Мартыновой и др. — : Большая Российская энциклопедия, 2001. — 568 с.: ил. — ISBN 5-85270-167-X. был главным режиссёром, мать Юлия Александровна — актрисой Адыгейского драматического театра. В фильме «Старые клячи» Лия с отцом сыграли отца и дочь. В последние годы отец Лии ослеп. Мать Ахеджаковой Юлия Александровна (1916—1990) страдала открытой формой туберкулёза, умерла от рака в 1990 году. Туберкулёзом также болела её тётя Ханифа Салеховна Ахеджакова.

    Лия Меджидовна Ахеджакова — советская и российская актриса театра и кино. Заслуженная артистка РСФСР, Народная артистка России. Короткое пожелание телеканалу. Все видео

    В 1956 году поступила в Московский институт цветных металлов и золота, где проучилась полтора года.

    Окончила ГИТИС им. А. В. Луначарского в 1962 году.

    С 1961 года — в Московском ТЮЗе, в амплуа травести.

    С 1977 года в театре «Современник». Одна из первых больших работ — спектакль «Квартира Коломбины» в постановке Романа Виктюка, где режиссёр поручил актрисе сразу четыре главные роли.

    Сыграла на сцене множество разноплановых ролей. Стремление полнее реализовать свою индивидуальность привело её в середине 1990-х годов в частную антрепризу, где её ждал особый успех в спектакле по пьесе Николая Коляды «Персидская сирень» (, режиссёр Борис Мильграм).

    С 1973 года снимается в кино. Дебютная роль в фильме «Ищу человека» была отмечена призами международных кинофестивалей в Варне и Локарно.

    Одна из лучших ролей в кино — эпизодическая роль женщины с часами в фильме «Двадцать дней без войны».

    Всенародная любовь пришла к актрисе после съёмок в фильмах Э. А. Рязанова, раскрывшего дарование актрисы. За роль Фимы в фильме «Небеса обетованные» () — премия «НИКА» в номинации «Роль второго плана» за 1991 год, по результатам опроса журнала «Советский экран», была названа лучшей актрисой 1991 года. Актёр Валентин Гафт посвятил Лие Ахеджаковой одну из своих знаменитых эпиграмм.

    Лия Ахеджакова

    Лия Ахеджакова - полная биография

    Ахеджакова родилась 9 июля 1938 года в Днепропетровске в театральной семье. Отец был главным режиссером Майкопского драматического театра. Какое-то время он пел в оперетте (у него был замечательный слух). Мать работала актрисой в том же театре.

    Это было послевоенное время: вокруг полная нищета и разруха. Спектакли шли каждый день, без выходных. Людям, пережившим войну, нужен был театр, где бы они могли забыться и хоть чуть-чуть порадоваться, посмеяться и увидеть сказку. Люди отдыхали и заряжались энергией. Каждый вечер какая-то часть труппы ехала в деревню, или в какой-нибудь район, или в другой город, а какая-то на месте играла.

    Актерам приходилось играть в продуваемых всеми ветрами не отапливаемых клубах. В таких условиях мама Ахеджаковой Юлия Александровна, больная туберкулезом, играла леди Мильфорд в спектакле «Коварство и любовь».

    Ахеджакова о маме: «Она где-то лет в двадцать семь решила помочь своему театру распространять билеты. Вот она в эту жару набегается как «борзая», придет, ведро холодной воды на себя выльет — и опять в театр. И сначала воспаление легких, потом еще воспаление легких, а потом и туберкулез. А лежать нельзя, надо работать, и болезнь запустили. В городе много было туберкулезников — после войны эта болезнь свирепствовала повсюду. И вот, мою маму, с четырьмя кавернами в легких, затягивали в корсет… Какая же это актерская самоотверженность — в жару, в корсете, в парике, с наклеенными ресницами терзать себе душу в течение двух-трех часов, а потом за кулисами кашлять кровью. Бабушка умерла, а она в этот день играла Сюзанну из «Женитьбы Фигаро»: нельзя было отменить спектакль. Когда мама умерла, я тоже играла…»
    Школу Лия закончила с золотой медалью.

    В первый раз Лия приехала в Москву, чтобы стать журналистом. Однако, как она сама вспоминает, распсиховалась на собеседовании, от волнения забыла даже собственное имя и в МГУ не попала. Тогда она решила поступить в Московский институт цветных металлов и золота, где проучилась полтора года. Там же она приобщилась к художественной самодеятельности. Это ей нравилось больше чем учеба в институте. В конце концов, Лия решила все бросить и уехать обратно в Майкоп.

    Второе покорение Москвы произошло чуть позже. На этот раз Ахеджакова избрала актерскую профессию — поступила в ГИТИС, который окончила в 1962 г.

    Одновременно с учебой, она в 1961 г начала работать в Московском ТЮЗе, поскольку ее внешность располагала к детским ролям. Она стала интересной актрисой, чистой травести. Лия Ахеджакова вспоминает: «Я думала, что в Московском ТЮЗе буду играть юных прекрасных девочек, Джульетт. Там в то время ставили классику и Шекспира в том числе. Но оказалось, что виды на меня были другие. Глядели на меня «узкопрофессионально»: травести и баста! Правда, у Павла Хомского я сыграла какую-то девочку, а у Гиги Лордкипанидзе — бабушку. Это в двадцать-то лет. Конечно, это были крохи, хотя были и пpeлестные вещи, которые актер должен в своей жизни сыграть. Например, ослик Иа-Иа, в «Винни Пухе»».

    В 1977 г Ахеджакова круто изменила свою судьбу — начала играть в театре «Современник». Встреча и работа с главным режиссером Галиной Волчек позволили актрисе расширить ее сценический репертуар, подняться на высший уровень и стать одной из ведущих московских актрис. Правда, своих ролей актрисе пришлось ждать достаточно долго. Но тут в ее судьбу вмешался случай. Режиссер Роман Виктюк поставил для нее «Коломбину». Эта роль и переменила ее судьбу.

    В активе актрисы замечательные работы в спектаклях: «Виндзорские насмешницы» Уильяма Шекспира — миссис Форд, «Крутой маршрут» Евгении Гинзбург -Зина Абрамова, «Предупреждение малым кораблям» Теннесси Уильямса — Леона Доусон, «Трудные люди» Йосефа Бар-Йосефа — Рахель и «Мы едем, едем, едем. » Николая Коляды — Зина.

    Высоко была отмечена специалистами главная роль в спектакле «Селестина». Пьеса написана маститым российским драматургом, екатеринбуржцем Николаем Колядой по роману-драме испанского писателя XV века Фернандо де Рохаса. Постановку осуществляет сам автор, и это уже его второй спектакль на сцене «Современника» (первая постановка — спектакль «Уйди-Уйди» — вышла в 2000 году). Лия Ахеджакова играет главную героиню — колдунью и сводницу Селестину.

    Николай Коляда: «Я давно не видел такой самоотверженной любви к театру. Ахеджакова может по четыре часа к ряду прыгать, бегать, делать какие-то движения… У меня самого дыхалки не хватает, а она все работает. Господи, сколько же сил в этой хрупкой, маленькой женщине, как в ней много от ребенка! Ей нравится играть, хочется куража, чтобы было весело, легко и смешно».

    С 1973 года Ахеджакова начала сниматься в кино в эпизодических ролях. Всенародная любовь пришла к актрисе после съемок в фильмах Эльдара Рязанова. Ему удалось раскрыть специфическое дарование Ахеджаковой. Уже первая роль — Тани в телефильме «Ирония судьбы, или С легким паром!» — была замечена критиками и зрителями. В ней проявилась склонность актрисы к гротеску и трагикомедии. За внешне незатейливой ролью явно комического характера не так-то просто разглядеть внутреннее одиночество и неустроенную судьбу героини.

    Потом была секретарша Верочка в «Служебном романе» (1977), где Ахеджакова показала, что любая женщина может быть красавицей. Созданный актрисой образ энергичной, всеведущей секретарши контрастировал с теми ролями, которые были созданы до этой картины.

    В фильме «Гараж» (1979) Рязанов заставил Ахеджакову показать, что она не только характерная комедийная актриса, но еще обладает и незаурядным драматическим дарованием. Этот ее талант проявился и в трагикомедии Рязанова «Небеса обетованные» (1991), где она сыграла нищенку-интеллигентку Фиму. За эту роль Ахеджакова получила «Нику 91» в номинации за лучшую женскую роль второго плана.

    Каждое ее появление на экране вызывает зрительский интерес, будь то эпизод в ленте «Двадцать дней без войны» или главная роль в «Гараже». Персонажи ее, вроде бы не реальны, люди так себя не ведут, но уникальный эмоциональный дар Ахеджаковой заставляет об этом забыть и поверить в её гиперболы.

    Валентин Гафт посвятил актрисе эпиграмму:
    Всегда играет одинаково
    Актриса Лия Ахеджакова.
    Великолепно! В самом деле
    Всегда играет на пределе.

    Лия Ахеджакова — актриса трагикомическая. Это сложный жанр, к которому тянутся многие характерные актеры, но даром трагикомика по-настоящему обладают немногие. Комедийная стихия никогда не увлекает Ахеджакову настолько, чтобы забыть о глубине человеческого содержания, оттого её героинь всегда сопровождают смех и боль. Среди других ярких артистов она не теряется, а наоборот как бы раскрывает свой талант в своеобразном творческом соревновании. Так в фильмах Рязанова она снималась среди плеяды замечательных актеров — Алисы Фрейндлих, Валентина Гафта, Олега Басилашвили, Андрея Мягкова и других.

    Первым мужем Ахеджаковой был известный зрителям по множеству характерных киноролей актер Малого театра Валерий Носик, скончавшийся в начале 95-го года. С Ахеджаковой они расстались много лет назад. Летом 2001 года она зарегистрировала свой второй брак. Ее новый избранник — достаточно известный московский фотограф г-н Персиянинов.

    Актер Михаил Жигалов: «В ней удивительным образом сочетаются открытость, незащищенность, ранимость с мощным волевым зарядом и огромной работоспособностью. И это редкое сочетание делает ее актрисой невероятного масштаба. Причем, степень ее незащищенности такова, что «выбить» ее может любая мелочь, а обидеть — любое неточно сказанное слово. А уж о хамстве я просто не говорю. И в то же время это стойкий, закаленный боец, натерпевшийся в жизни ото всех и вся, готовый терпеть и дальше.

    Биография Ахеджаковой Лии Меджидовны

    Лия Ахеджакова - полная биография

    Биография Ахеджаковой Лии Меджидовны

    Биография, история жизни Ахеджаковой Лии Меджидовны

    Ахеджакова Лия Меджидовна – советская и российская киноактриса, театральная актриса.

    Ахеджакова родилась 09.07.1938 г. в Днепропетровске в театральной семье. Отец (по некоторым данным – отчим) Меджид Салехович был главным режиссером Майкопского драматического театра. Какое-то время он пел в оперетте (у него был замечательный слух). Мать Юлия Александровна работала актрисой в том же театре.

    Это было послевоенное время: вокруг полная нищета и разруха. Спектакли шли каждый день, без выходных. Людям, пережившим войну, нужен был театр, где бы они могли забыться и хоть чуть-чуть порадоваться, посмеяться и увидеть сказку. Люди отдыхали и заряжались энергией. Каждый вечер какая-то часть труппы ехала в деревню, или в какой-нибудь район, или в другой город, а какая-то на месте играла.

    Актерам приходилось играть в продуваемых всеми ветрами неотапливаемых клубах. В таких условиях мама Ахеджаковой Юлия Александровна, больная туберкулезом, играла леди Мильфорд в спектакле «Коварство и любовь».

    Ахеджакова о маме: «Она где-то лет в двадцать семь решила помочь своему театру распространять билеты. Вот она в эту жару набегается как «борзая», придет, ведро холодной воды на себя выльет – и опять в театр. И сначала воспаление легких, потом еще воспаление легких, а потом и туберкулез. А лежать нельзя, надо работать, и болезнь запустили. В городе много было туберкулезников – после войны эта болезнь свирепствовала повсюду. И вот мою маму с четырьмя кавернами в легких затягивали в корсет… Какая же это актерская самоотверженность – в жару, в корсете, в парике, с наклеенными ресницами терзать себе душу в течение двух-трех часов, а потом за кулисами кашлять кровью. Бабушка умерла, а она в этот день играла Сюзанну из «Женитьбы Фигаро»: нельзя было отменить спектакль. Когда мама умерла, я тоже играла…».

    Школу Лия закончила с золотой медалью. В первый раз Лия приехала в Москву, чтобы стать журналистом. Однако, как она сама вспоминала, распсиховалась на собеседовании, от волнения забыла даже собственное имя и в МГУ не попала. Тогда она решила поступить в Московский институт цветных металлов и золота, где проучилась полтора года. Там же она приобщилась к художественной самодеятельности. Это ей нравилось больше, чем учеба в институте. В конце концов Лия решила все бросить и уехать в Майкоп.

    Второе покорение Москвы произошло чуть позже. На этот раз Ахеджакова избрала актерскую профессию – поступила в ГИТИС, который окончила в 1962 г.

    Одновременно с учебой она в 1961 г. начала работать в Московском ТЮЗе, поскольку ее внешность располагала к детским ролям. Она стала интересной актрисой, чистой травести. Лия Ахеджакова вспоминала: «Я думала, что в Московском ТЮЗе буду играть юных прекрасных девочек, Джульетт. Там в то время ставили классику и Шекспира в том числе. Но оказалось, что виды на меня были другие. Глядели на меня «узкопрофессионально»: травести и баста! Правда, у Павла Хомского я сыграла какую-то девочку, а у Гиги Лордкипанидзе – бабушку. Это в двадцать-то лет. Конечно, это были крохи, хотя были и прелестные вещи, которые актер должен в своей жизни сыграть. Например, ослик Иа-Иа в «Винни-Пухе».

    В 1977 г. Ахеджакова круто изменила свою судьбу – начала играть в театре «Современник». Встреча и работа с главным режиссером Галиной Волчек позволили актрисе расширить ее сценический репертуар, подняться на высший уровень и стать одной из ведущих московских актрис. Правда, своих ролей актрисе пришлось ждать достаточно долго. Но тут в ее судьбу вмешался случай. Режиссер Роман Виктюк поставил для нее «Коломбину». Эта роль и переменила ее судьбу.

    В активе актрисы замечательные работы в спектаклях: «Виндзорские насмешницы» Уильяма Шекспира – миссис Форд, «Крутой маршрут» Евгения Гинзбурга – Зина Абрамова, «Предупреждение малым кораблям» Теннесси Уильямса – Леона Доусон, «Трудные люди» Йосефа Бар-Йосефа – Рахель и «Мы едем, едем, едем. » Николая Коляды – Зина.

    Высоко была отмечена специалистами главная роль в спектакле «Селестина». Пьеса написана маститым российским драматургом, екатеринбуржцем Николаем Колядой по роману-драме испанского писателя XV века Фернандо де Рохаса. Постановку осуществил сам автор и это был уже его второй спектакль на сцене «Современника» (первая постановка – спектакль «Уйди-Уйди» – вышла в 2000 году). Лия Ахеджакова сыграла главную героиню – колдунью и сводницу Селестину.

    Николай Коляда: «Я давно не видел такой самоотверженной любви к театру. Ахеджакова может по четыре часа кряду прыгать, бегать, делать какие-то движения… У меня самого дыхалки не хватает, а она все работает. Господи, сколько же сил в этой хрупкой, маленькой женщине, как в ней много от ребенка! Ей нравится играть, хочется куража, чтобы было весело, легко и смешно».

    С 1973 года Ахеджакова начала активно сниматься в кино в эпизодических ролях. Всенародная любовь пришла к актрисе после съемок в фильмах Эльдара Рязанова. Ему удалось раскрыть специфическое дарование Ахеджаковой. Уже первая роль Тани в телефильме «Ирония судьбы, или С легким паром!» была замечена критиками и зрителями. В ней проявилась склонность актрисы к гротеску и трагикомедии. За внешне незатейливой ролью явно комического характера не так-то просто разглядеть внутреннее одиночество и неустроенную судьбу героини.

    Потом была секретарша Верочка в «Служебном романе» (1977), где Ахеджакова показала, что любая женщина может быть красавицей. Созданный актрисой образ энергичной, всеведущей секретарши контрастировал с теми ролями, которые были созданы до этой картины.

    В фильме «Гараж» (1979) Рязанов заставил Ахеджакову показать, что она не только характерная комедийная актриса, но еще обладает и незаурядным драматическим дарованием. Этот ее талант проявился и в трагикомедии Рязанова «Небеса обетованные» (1991), где она сыграла нищенку-интеллигентку Фиму. За эту роль Ахеджакова получила «Нику-91» в номинации «Лучшая женская роль второго плана».

    Каждое ее появление на экране вызывает зрительский интерес, будь то эпизод в ленте «Двадцать дней без войны» или главная роль в «Гараже». Персонажи ее вроде бы нереальны, люди так себя не ведут, но уникальный эмоциональный дар Ахеджаковой заставляет об этом забыть и поверить в её гиперболы.

    Валентин Гафт посвятил актрисе эпиграмму:

    «Всегда играет одинаково
    Актриса Лия Ахеджакова.
    Великолепно! В самом деле
    Всегда играет на пределе»
    .

    Лия Ахеджакова – актриса трагикомическая. Это сложный жанр, к которому тянутся многие характерные актеры, но даром трагикомика по-настоящему обладают немногие. Комедийная стихия никогда не увлекала Ахеджакову настолько, чтобы забыть о глубине человеческого содержания, оттого её героинь всегда сопровождают смех и боль. Среди других ярких артистов она не теряется, а, наоборот, как бы раскрывает свой талант в своеобразном творческом соревновании. Так, в фильма Рязанова она снималась среди плеяды замечательных актеров – Алисы Фрейндлих, Валентина Гафта, Олега Басилашвили, Андрея Мягкова и других.

    Первым мужем Ахеджаковой был известный зрителям по множеству характерных киноролей актер Малого театра Валерий Носик, скончавшийся в начале 95-го года. С Ахеджаковой они расстались за много лет до этого. Затем был непродолжительный брак с талантливым художником и поэтом Борисом Кочейшвили.

    Летом 2001 года она зарегистрировала свой третий брак. Ее новый избранник – достаточно известный московский фотограф г-н Персиянинов.

    В начале 2012 года с Лией Ахеджаковой случилась неприятность – во время спектакля «Селестина» актриса оступилась и упала. Доктора диагностировали травму ноги и трещину в ребре. Из-за пошатнувшегося здоровья Лии руководству театра «Современник» пришлось перекроить расписание постановок и пересмотреть график гастролей.

    Лия Ахеджакова – человек, противящийся любой несправедливости. Актриса частенько выступала с публичными заявлениями, выражая свое недовольство действующей властью. Так, например, Ахеджакова выступала в поддержку Михаила Ходорковского, была категорически против запрета на усыновление российских детей американскими гражданами, принимала активное участие в митинге 24 декабря 2011 года (митинг за честные и открытые выборы), ратовала за мирное урегулирование конфликта на Украине и так далее.

    Пару слов в заключении

    Актер Михаил Жигалов: «В ней удивительным образом сочетаются открытость, незащищенность, ранимость с мощным волевым зарядом и огромной работоспособностью. И это редкое сочетание делает ее актрисой невероятного масштаба. Причем степень ее незащищенности такова, что «выбить» ее может любая мелочь, а обидеть – любое неточно сказанное слово. А уж о хамстве я просто не говорю. И в то же время это стойкий, закаленный боец, натерпевшийся в жизни ото всех и вся, готовый терпеть и дальше».

    Основные премии, награды, звания

    Заслуженная артистка РСФСР (1970).

    Народная артистка России (1994).

    Приз VIII Международного смотра фильмов в Красном кресте и Красном Полумесяце в Варне за лучшее исполнение женской роли в фильме «Ищу человека» (1973).

    Премия VIII ВКФ спортивных фильмов во Фрунзе.

    Биография Лии Ахеджаковой

    Уникальный артистический дар воплотила в себе и сумела реализовать популярная советская и российская актриса Лия Ахеджакова. Но это далеко не единственное ее достижение. Мужчины же, которым повезло близко общаться с Лией Меджидовной, подчеркивают, что эта очень хрупкая женщина является настоящим хранителем домашнего очага. О судьбе великой Ахеджаковой и поговорим.

    Лия Ахеджакова - полная биография

    Детство

    Родом Лия из Украины – появилась на свет она в Днепропетровской области, но росла и воспитывалась уже в Майкопе, а это уже чудесная и живописная Адыгея.

    И мама, и отчим, который любил девочку как родную, работали в драматическом театре. Так что можно смело сказать, что божий дар актрисы подпитывался еще и ярким наглядным примером.

    Интересно, что Меджид Салехович – отчим Лии был категорически против того, чтобы дочка пошла служить в актрисы. И послушный ребенок после окончания школы даже поступил в Институт цветных металлов и золота в Москве. Но честно отучившись там полтора года, девушка не выдержала – ее ждал, звал и манил ГИТИС, который она успешно окончила в 1962 году.

    Послушная девочка, однако, была очень целеустремленной. И это проявилось еще в детстве. Достоверно известно, что Лия писала письмо самому главе государства — товарищу Сталину.

    Дело в том, что самые близкие люди ее – мама, отчим и тетя болели туберкулезом, а достать эффективное лекарство не представлялось возможным. И девочка обратилась с просьбой к главному человеку страны. Трудно сказать, где, в конце концов, оказалось письмо любящей дочери, но лекарство в семье Ахеджаковых чудесным образом появилось.

    Лия Ахеджакова - полная биография

    Так начался путь Лии Меджидовны «в политику». Конечно, она не стала политическим лидером, но умение отстаивать свою гражданскую позицию не раз демонстрировала во взрослой жизни.

    Творчество

    Уже на последнем году учебы в ГИТИСЕ, Лия работала в столичном ТЮЗе. Хрупкое телосложение и невысокий рост предопределили ей амплуа травести. И студентка исполняла роли «на ура». Свидетельством тому – вся последующая творческая деятельность Ахеджаковой.

    На пальцах рук можно пересчитать актрис, так называемого, второго плана, которые были бы столь популярны, любимы и востребованы, как великая Лия! Поклонники и даже критики говорят об этом совершенно искренне.

    Еще бы, на слуху у всех фильмы с участием Лии Меджидовны. Давайте перечислим некоторые:

    • «Гараж»,
    • «Небеса обетованные»,
    • «Ирония судьбы или С легким паром!»,
    • «Служебный роман»,
    • «Москва слезам не верит»,
    • «Старые клячи»,
    • «Мамы».

    Лия Ахеджакова - полная биография

    Список можно продолжать, порядка 70 ролей сыграла актриса в кино. И все ее «второстепенные» героини яркие и запоминающиеся. Быть может потому, что эта женщина, как никто другой способна сыграть комическую роль, показав при этом трагизм героя, задев зрителя за живое, проникнув в его душу. Даже озвучивая роли героев мультфильмов, Ахеджакова умудряется добавить в их характер свою добрую и мягкую «чертовщинку». Пересмотрите анимацию и обратите внимание на мультяшек:

    • «Иван царевич и серый Волк» — Баба Яга,
    • «Два клена» — Иванушка,
    • «Синяя птица» — Мальчик,
    • «Свирепый Бамбр» — Мышка –

    все это Лия Меджидовна. Потрясающе!

    Но настоящие счастливчики – те люди, которым повезло увидеть игру актрисы воочию, те, кто хоть раз присутствовал на спектакле с ее участием. Она не играет роль, она проживает судьбу героя, в которого перевоплощается.

    Своих зрителей актриса Лия Ахеджакова начинала радовать в Московском ТЮЗе, где проработала 15 лет. Но большую часть своей жизни она отдала сцене «Современника», где служит с 1977 года и по сей день.

    Давно ушло в прошлое ее первое амплуа, теперь это великолепная трагикомичная актриса. И многие поклонники ее таланта идут на спектакль с участием Лии, даже не интересуясь, кто будет в главных ролях, потому что идут к своей обожаемой Ахеджаковой. А ее героини – это, чаще всего, бедолаги, которые едва выбравшись из одной неприятной ситуации, оказываются в другой. Но их неловкость и некрасивость зритель полюбил давно и безраздельно. Быть может потому, что при всей их несчастности, они чудесным образом выживают и не перестают быть настоящими людьми.

    О национальности

    Уважение и любовь, которую дарят великой актрисе вполне заслужены. Дошло даже до того, что многие народы стали «присваивать» себе родство с великой Лией. Евреи, русские, украинцы в один голос кричали, что это их «роду» принадлежит Лия Ахеджакова, фото которой оставляли вопрос открытым.

    Лия Ахеджакова - полная биография

    И только мудрые горцы Северного Кавказа давно знали «всю правду». Сама Лия Ахеджакова, биография, личная жизнь актрисы известны им «доподлинно». И пусть мама Лии русская, а об отце история умалчивает, все равно Ахеджакова – истинная адыгейка.

    Ведь ее отчим, который вырастил такого необыкновенного человека, по национальности — адыгеец. А поскольку жила семья на Северном Кавказе, то нет ничего удивительного, что и культуру, и обычаи, и традиции этого народа маленькая Лия впитала с молоком матери. Ведь матушка ее играла на сцене именно Адыгейского драмтеатра, а отчим там же всю сознательную жизнь проработал режиссером. Ну, и какие могут быть сомнения?

    Жители гордого Кавказа даже готовы признать, что наполовину – по материнской линии, Лия русская, а в остальном – чистая адыгейка.

    Сама Лия Ахеджакова национальность свою никогда не озвучивала, но следуя принципам, заявляет, что она – дитя России.

    Личная жизнь

    Вот о чем не любит распространяться актриса. Доподлинно известно, что официально Лия Меджидовна трижды выходила замуж. С последним супругом — В. Персияниновым счастлива и по сей день. К сожалению, так сложилось, что детей у актрисы нет. Может быть поэтому, как заявляет Лия Ахеджакова, личная жизнь – это ее личное дело, и не стоит посторонним копаться в чужом белье.

    Гражданская позиция

    Задатки прямолинейного, смелого и открытого человека проявились у Лии еще в детстве. Помните тот случай с письмом к Сталину. Так же твердо отстаивает она и сегодня свою точку зрения. И пусть актриса, с точки зрения политиков и политологов, где-то не права, главное – искренность чувств и стремлений, умение публично высказать свою точку зрения. За это уважали Ахеджакову даже ее противники. Совсем недавно, прочитав «Реквием по МН-17», и таким образом открыто поддержав точку зрения автора произведения, актриса еще раз доказала, что не привыкла прятаться за спинами сильных ни на сцене, ни в жизни.

    Признание к актрисе прошло не только в лице скромного зрителя. Талант актрисы оценен на государственном уровне, она является обладателем премий кинофестивалей. Ее высокую гражданскую позицию «увидели» и оценили. Подтверждение тому – многочисленные официальные звания и награды. Думается, Лия Ахеджакова, биография которой богата такими оценками, вправе гордиться собой. В 2015 году актриса получает новую награду — почетный приз в номинации «Честь и достоинство» премии «Ника». Такую высокую оценку дают единицам – это подтверждение того, что Россия, Северный Кавказ и Адыгея могут гордиться своей дочерью.

    Но есть и противоположное мнение о «гражданской позиции» актрисы. Многие из ее поклонников более чем удивлены ее позицией по поводу событий в Крыму и на Украине. Когда-то в 90-е, когда в Москве поднял голову национализм, она страшно обижалась, что ее отца – кавказца и пожилого уже человека оскорбляют, потому что он не русский. Сейчас же она совершенно безжалостно отнеслась к людям, живущим в Крыму и на Донбассе, не на секунду не задумавшись о том, что в профашистской Украине им нисколько не слаще.

    Она выступила против присоединения Крыма, не вспомнив о том, что это не только территория, это более двух миллионов людей, таких же людей как она, только вот во время распада СССР, случайно оказавшихся «по ту сторону». Иногда кажется, что лучшей позицией для многих лицедеев было бы неучастие в политике, тогда бы поклонники так и продолжали считать их не просто хорошими актерами, но и добрыми, порядочными людьми.

    Лия Ахеджакова

    Лия Ахеджакова - полная биография

    Лия Ахеджакова - полная биография

    фотографии >>

    Лия Ахеджакова - полная биография

    Лия Ахеджакова - полная биография

    Лия Ахеджакова - полная биография

    Лия Ахеджакова - полная биография

    биография

    Ахеджакова Лия Меджидовна

    Родилась 9 июля 1938 года в Днепропетровске (Украинская ССР).

    Заслуженная артистка РСФСР (31.07.1970).
    Народная артистка России (29.12.1994).

    Выросла в театральной семье в Майкопе. Отчим — Меджид Салехович Ахеджаков (1914—2012) был главным режиссёром, мать Юлия Александровна (1916—1990) — актрисой Адыгейского драматического театра.

    Поступила в Московский институт цветных металлов. В 1958 году он был переведен в Красноярск, но Лия к тому моменту уже поняла, что выбрала не тот путь, и, как когда-то ее отец, поступила в ГИТИС.
    В 1962 году окончила Государственный институт театрального искусства им. А.В. Луначарского (адыгейскую студию).

    В 1960 году была принята в труппу Московского ТЮЗа в амплуа травести. Одну из лучших ролей сыграла в спектакле «Мой брат играет на кларнете».

    В 1977 году перешла в труппу театра «Современник», к режиссеру Галине Волчек.

    В кино актриса начала сниматься с 1973 года, и уже ее дебютная роль в фильме «Ищу человека» была отмечена призами международных кинофестивалей в Варне и Локарно.

    Лия Ахеджакова снималась у многих видных режиссеров, ее игра даже в эпизодах всегда привлекала внимание зрителей — достаточно назвать роли в картине Алексея Германа «Двадцать дней без войны» и мелодраме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит», — однако наиболее ярко ее талант острохарактерной актрисы, склонной к гротескным и трагикомическим ролям, проявился в фильмах режиссера Эльдара Рязанова, с которым она впервые встретилась в 1975 году на съемках «Иронии судьбы». За роль секретарши Верочки она, в числе других создателей «Служебного романа», была удостоена Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых. По свидетельству самого Эльдара Рязанова, роль Елены Малаевой в «Гараже» они вместе с Эмилем Брагинским писал специально «под» Ахеджакову.

    За роль в трагикомедии Рязанова «Небеса обетованные», признанной фильмом года, она, по результатам опроса журнала «Советский экран», была названа лучшей актрисой 1991 года.

    Актер Валентин Гафт посвятил Лие Ахеджаковой одну из своих знаменитых эпиграмм:

    Всегда играет одинаково
    Актриса Лия Ахеджакова.
    Великолепно! В самом деле
    Всегда играет на пределе.

    Муж — фотограф Владимир Персиянов.

    Московский ТЮЗ
    1961 — «Будьте готовы, Ваше высочество!» по Л. А. Кассилю — Тараска Бобунов
    «Любовь к трем апельсинам» Светлова (по мотивам сказки Гоцци) (1963) — Кларичи
    «Винни-Пух и его друзья» по А. Милну — ослик Иа-Иа
    «Денискины рассказы» Виктора Драгунского (19??) — «Воробушек»
    «Я, бабушка, Илико и Илларион» по одноимённому роману Н. В. Думбадзе (1973) — Бабушка
    «Мой брат играет на кларнете» А. Г. Алексина (1968) — Женька
    «Пожар в пампасах, или Подвиг во льдах» по В. Ю. Драгунскому — Дениска Кораблёв
    «Пеппи Длинныйчулок» А. Линдгрен — Пеппи
    «Дорогой мальчик» С. Михалкова (1972) Реж. Павел Хомский
    «Два клена» Е. Шварца (1972)
    «Любовь не объяснима» (1976)

    Московский театр «Современник»
    1977 — «Из записок Лопатина» К. Симонова — Актриса
    1977 — «Эшелон» М. Рощина — Старуха
    1977 — «Обратная связь» А. Гельмана — Секретарь Сакулина/Кучкина
    1978 — «Вечно живые» В. Розова — Аносова
    1979 — «Мы не увидимся с тобой» К. Симонова — мать Гурского
    1980 — «Спешите делать добро» М. Рощина — тётя Соня
    1985 — «Квартира Коломбины» Л. Петрушевской; режиссёр Р. Виктюк — Света/Галя/Ау/Коломбина
    1987 — «Стена» А. Галина; режиссёр Р. Виктюк — Маргарита Мостовая
    1987 — «Восточная трибуна» А. Галина; режиссёр Л. Хейфец — Семенихина
    1988 — «Мелкий бес», по Ф. Сологубу; режиссёр Р. Виктюк — Варвара
    1989 — «Крутой маршрут» Е. Гинзбург; режиссёр Г. Волчек — Зина Абрамова
    1992 — «Трудные люди» Й. Бар-Йосефа — Рахель-Лея Голд
    1993 — «Адский сад» Р. Майнарди; режиссёр Р. Виктюк — Челеста
    1995 — «Виндзорские насмешницы» Шекспира — миссис Форд
    1996 — «Мы едем, едем, едем…» Н. Коляды — Зина
    1997 — «Предупреждение малым кораблям» Т. Уильямса — Леона Доусон
    2002 — «Селестина» Н. Коляды (по мотивам одноименной пьесы Ф. де Рохаса) — Селестина «Половики и валенки» Н. Коляды
    2013 — «Игра в джин», реж. Г. Волчек (автор Дональд Лее Кобурн) — Фонсия Дорси

    Роли Лии Ахеджаковой в других театрах
    1988 — Про Федота-стрельца, удалого молодца — Баба Яга — аудиоспектакль (выпущен в 2002)
    1996 — «Песня о Волге, или Сталинградская битва», режиссёр Р. Габриадзе — Муравей-мама, озвучание
    1997 — «Персидская сирень» Н. Коляды; режиссёр Б. Мильграм (антреприза Ефима Спектора) — Она
    1999 — «Старосветская любовь» Н. Коляды по мотивам повести Николая Гоголя «Старосветские помещики»; режиссёр В. Фокин — Пульхерия Ивановна Товстогуб (продюсерская компания А. Воропаева и продюсерский центр «Аметист»)
    2002 — «Подсолнухи» Т. Уильямса. Реж. Б. Юхананов (продюсерская компания Анатолия Воропаева) — Клер
    2006 — «Фигаро. События одного дня», по пьесе П. Бомарше; режиссёр К. Серебренников («Театральная компания Е. Миронова» — Марселина
    2007 — «Чокнутые королевы» Д. Калль; режиссёр О. Субботина (антреприза Ефима Спектора) — Китти
    2012 — «Circo Ambulante» Максим Исаев и А. Могучий; режиссёр А. Могучий. Театр наций (премьера — 12 января 2012) — Мария
    2012 — «Как вам это понравится или Сон в летнюю ночь» Шекспира; режиссёр Д. Крымов. Школа драматического искусства. Премьера спектакля состоялась летом 2012 года в Шотландии.

    Лия Ахеджакова

    советская и российская актриса театра и кино, Народная артистка России

    Лия Ахеджакова - полная биографияЛия Меджидовна Ахеджакова

    Лия Меджидовна Ахеджакова родилась 9 июля 1938 года в Днепропетровске (ныне — Днепр, Украина), в театральной семье. Переехав в Майкоп, её отец Меджид Салехович Ахеджаков стал главным режиссером драматического театра. Мама Юлия Александровна работала актрисой в Майкопском театре. Маленькая Лия часто присутствует на репетициях. Увлечение театром не отвлекает ее от учебы — школу она оканчивает с золотой медалью.

    После окончания школы Лия уезжает в Москву и поступает в ГИТИС. Одновременно с учебой в 1961 году Ахеджакова начала работать в Московском ТЮЗе, поскольку ее внешность располагала к детским ролям. Длительное время актрисе доставались роли зайчиков, мальчишек, пионерок и лягушек.

    Однако в 1977 году Ахеджакова решила изменить свою судьбу и начала играть в театре «Современник». Это позволило актрисе расширить её сценический репертуар, подняться на более высокий уровень и впоследствии стать одной из ведущих московских актрис. Запоминающимся стало её участие в спектакле Романа Виктюка «Квартира Коломбины».

    С 1973 года Лия Ахеджакова начинает сниматься в кино в эпизодических ролях. Её дебютная роль в фильме «Ищу человека» была отмечена призами международных кинофестивалей в Варне и Локарно. Большой успех пришёл к актрисе после съемок в фильмах Эльдара Рязанова. Уже первая её роль в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!» была замечена критиками и зрителями, которые отметили неординарный трагикомический талант актрисы.

    За роль нищенки-интеллигентки Фимы в трагикомедии Рязанова «Небеса обетованные» в 1991 году Лия Ахеджакова получила «Нику» в номинации за лучшую женскую роль второго плана.

    Среди других известных работ актрисы в кино — в фильмах: «Двадцать дней без войны» (1976), «Служебный роман» (1977), «Гараж» (1979), «О бедном гусаре замолвите слово» (1980), «Осенний подарок фей» (1984), «Сукины дети» (1990), «Московские каникулы» (1995), «Старые клячи» (2000), «Пятый ангел» (2003), «Ветка сирени» (2007), «Любовь-морковь 3» (2010), «Мамы» (2012) и многих других.

    Народная артистка России, заслуженная артистка РСФСР, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени, лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых, трёх премий «Ника», национальной премии общественного признания достижений женщин «Олимпия» и просто прекрасная и талантливая актриса — Лия Ахеджакова и сегодня остается одной из любимых и востребованных. Она играет на сцене, снимается в кино, живёт и работает в Москве.

    Лия Меджидовна Ахеджакова биография

    Лия Ахеджакова - полная биография

    Лия Ахеджакова - полная биография

    Биография добавлена: 2 Апреля 2014г.

    Лия Меджидовна Ахеджакова (р. 9 июля 1938, Днепропетровск), российская актриса, народная артистка России (1994).

    Окончила ГИТИС (1962), с 1960 в Московском ТЮЗе, с 1977 в театре «Современник». В игре Ахеджаковой, непосредственной, полной лукавого юмора, гротеск и острая характерность часто соседствуют с нотами щемящего драматизма: Света («Квартира Коломбины» Л. С. Петрушевской, 1986), Маргарита Мостовая («Стена» А. М. Галина, 1987), Рахель-Лея Голд («Трудные люди» Й. Бар-Йосефа, 1992). С 1990-х годов играла и в других театрах (спектакль Валерия Фокина «Старосветская любовь» Николая Коляды, 2000).

    Когда трудно физически: холод, усталость, недосып – спасает юмор. И я стараюсь так работать, хотя не всегда получается.

    Ахеджакова Лия Меджидовна

    В кино Лия Ахеджакова с 1973 года. Известность актрисе принесли роли в фильмах режиссера Э. А. Рязанова («Ирония судьбы, или С легким паром», «Служебный роман», «Гараж», «Небеса обетованные», «Старые клячи»). Энциклопедия Кирилл и Мефодий.

    Дочери режиссера и актрисы, Лие Ахеджаковой, казалось, просто на роду было написано пойти по стопам родителей, однако ее путь в театр и кинематограф оказался на редкость извилистым. Далее о Лие Ахеджаковой.

    Родившись в Днепропетровске, в первый раз Лия приехала покорять Москву для того, чтобы стать журналистом, однако на вступительных экзаменах в МГУ настолько растерялась, что, по ее собственным словам, не могла даже вспомнить свое имя.

    Такое предчувствие всегда кончается обломом. Когда настраиваешь себя на успех, страстно жаждешь его, наверняка случится облом.

    Ахеджакова Лия Меджидовна

    С горя Лия Ахеджакова поступила в первый попавшийся институт — благо, золотая медаль открывала ей двери куда угодно, где не было творческого конкурса,— и неожиданно для себя оказалась студенткой Московского института цветных металлов и золота. До сих пор Лия Ахеджакова с большим недоумением вспоминает о полутора годах учебы, проведенных в стенах этого заведения. Впрочем, нет худа без добра: ведь именно там Лия по-настоящему приобщилась к художественной самодеятельности, выявив свое истинное призвание.

    В 1962 году Лия Ахеджакова закончила адыгейскую группу ГИТИСа и была принята в труппу Малого театра, где с успехом выступала в роли актрисы-травести. Примерно через 10 лет после театрального дебюта актриса начала с успехом сниматься в кино, и ее маленькие эпизодические роли в «Иронии судьбы, или С легким паром!» и «Служебном романе» были сразу же замечены зрителями. Действительно, характерная актриса Лии Ахеджакова оставалась неповторимой даже среди целой плеяды кинозвезд; никто другой с таким искусством не смог бы создать образ маленькой, но сильной женщины — то застенчивой, то нахальной, — внутри которой бушует целая буря эмоций. Впоследствии актриса еще немало снималась в кино, в таких фильмах, как «Гараж», «Небеса обетованные», и других, а в 1991 году даже получила «Нику» за лучшую женскую роль второго плана.

    В театре Лия Ахеджакова много работала с Романом Виктюком, затем перешла в «Современник» к Галине Волчек. Однако несмотря на все свои творческие успехи, актрисе так и не удалось осуществить ее заветную мечту. Режиссеры использовали данные Ахеджаковой как актрисы комической или — гораздо реже — драматической актрисы. Что же касается ее самой, то, оглядываясь на свое творчество, Лия Ахеджакова грустно замечает: — Я всегда мечтала быть Джульеттой, но об этом не могло быть и речи.

    Рекомендуемый контент:

    Лия Меджидовна Ахеджакова — цитаты

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *