Мадлен Вионне — полная биография

Мадлен Вионне — полная биография

Вионне Мадлен: непризнанный гений моды

«Когда женщина улыбается, ее платье должно улыбаться вместе с ней»

«Архитектор моды», «Королева косого кроя», «Революционер геометрического узора» и «Новатор в области женских нарядов» — это лишь самые известные титулы присужденные ей при жизни. Многие ведущие модельеры (например Кристобаль Баленсига и другие монстры индустрии моды) называют себя учениками Мадлен Вионне, но как не прискорбно, женщина, кардинально изменившая моду, отношение к женскому телу и оставившая после себя немало загадок, закончила свои дни в нищете. Карма? Судьба? Или просто совпадение?

Будущая королева моды появилась на свет 22 июня 1876 года, в провинциальном городе Альбервилле. Ее семья была одной из самых бедных, поэтому с ранних лет ей пришлось идти в услужение. На самом деле, юная Мадлен мечтала стать скульптором, но, как известно, Бог располагает, поэтому, как и все девочки из низших слоев общества, в двенадцать лет она отправилась в подмастерья к портнихе. Как впоследствии оказалось, этот момент стал переломным в ее жизни.

Шли годы, в жизни мадмуазель Вионне не предполагалось никаких изменений. В семнадцать лет девушка переехала в Париж и устроилась на работу в дом моды «Вицент». Несмотря на то, что она к тому времени стала уже достаточно опытной и умелой швеей, ее так и не заметили. Но Мадлен казалось, нашла свое счастье: ей сделал предложение выходец из России и она с радостью согласилась. Позже у пары случилось еще одно радостное событие — родилась дочь, но на этом светлая полоса закончилась. Ребенок мадам Вионне умер в младенческом возрасте и брак сразу же распался. Женщине ничего не оставалось, как уйти с головой в творчество, чтобы отвлечься от мыслей о суициде.

Мадлен Вионне - полная биография

В 22 года Мадлен перебралась в Лондон, где первые дни трудилась прачкой. Спустя время ей удалось устроится в «Кэти О’Рэйли» — мастерскую, которая промышляла тем, что создавала копии одежды известных французских модельеров. Но особого дохода и признания это ей не принесло.

В 1900 году жизнь, наконец, начала поворачиваться к Мадлен Вионне лицом: к тому времени она снова перебралась в Париж, и ей удалось устроиться на работу в известную, на тот момент, студию моды сестер Калло, где ее талант был оценен по достоинству. За короткое время Мадлен Вионне дослужилась до личной помощницы одной из хозяек модного дома. Именно о мадам Гербер Мадлен сказала свою известную фразу: «Она научила меня создавать роллс-ройсы. Без нее бы я выпускала форды».

После стремительной карьеры в доме «Калло», Мадлен Вионне перешла к Жаку Дуссе, но их тандем был не очень удачным: работая закройщицей, Мадлен проявила неожиданный энтузиазм и слишком бурный, по мнению модельера, полет творческой мысли, чем испугала самого Дусе и клиентов. В частности Мадлен предлагала немыслимые по тем временам идеи: отказаться от корсетов, уродующих фигуру и для шитья нарядов использовать французские ткани имеющие мягкую структуру, и, мало того, модели, которые должны были их демонстрировать, обязывались надевать их без нижнего белья. В результате случился грандиозный скандал и Мадлен, наконец, решилась открыть собственное дело.

Мадлен Вионне - полная биография

В 1912 году мир услышал о Доме Madeleine Vionnet, правда в полную силу он начал работать в 1919 году из-за Первой мировой войны, но после ее окончания имя Мадлен стало известным всем женщинам, которые все же прониклись ее идеями и оценили удобство и красоту нарядов от мадам Вионне. Можно сказать, что благодаря этой удивительно стойкой женщине изменилась не только мода, но и отношение к женскому телу. Корсеты, приносившие столько страданий, окончательно канули в лету. Кстати, Мадленн Вионне можно также считать прародительницей понятия «копирайт». Именно она была первой, кто стал на борьбу с незаконным копированием, ее творения первыми украсились фирменными лейблами и особыми логотипами. Также каждый наряд от Вионне фотографировался с трех сторон и заносился в специальный альбом.

Смелые идеи мадам Вионне заключалась в разных областях модельерного искусства. Во-первых, правило, согласно которому одежда должна повторят силуэт, а не ломать его. Во-вторых, знаменитая «техника наколки» — создание 3 D -моделей, которые творились при помощи деревянных кукол, лучших тканей и булавок. В-третьих, легендарный косой крой, благодаря которому удавалось создавать вещи практически без швов.

Мадлен Вионне - полная биография

Еще были известные миру моды драпировки от Вионне, тайны некоторых не разгаданы и по сей день, все секреты кутюрье унесла с собой на тот свет. Известно, что шились они преимущественно из итальянских тканей, так как любовь к драпировкам появилась у Мадлен после путешествия в страну римской империи.

Мадлен Вионне - полная биография

Но, главная несправедливость заключается в том, что, ни потрясающей красоты платья, ни революции в мире моды, ни горячая любовь аудитории, так и не принесли талантливой женщине стабильного дохода. Когда грянула Вторая мировая война, дом мод пришлось закрыть и получилась парадоксальная ситуация: платья от Мадлен Вионне продавались по всему миру за огромные деньги, но автор творений не получала от продаж ни цента и жила на очень скромные сбережения .

Мадлен Вионне - полная биография

В конце двадцатого века идеи Вионне обрели второе дыхание, поэтому можно сказать, что Мадлен была «Леонардо Да Винчи» от моды, которая родилась не в свое время.

В 2007 году в дом Мадлен Вионне пытались вдохнуть жизнь разные модельеры: Софья Кокосолаки, Марк Одибе, Маттео Марцотто и другие. Но по тем или иным причинам, ничего не получалось. В настоящее время компанией руководит Гога Ашкенази – миллионерша из Казахстана.

Мадлен Вионне — полная биография

Творчество Мадлен Вионне – вершина искусства моды, которую невозможно превзойти.

Имя Мадлен Вионне малоизвестно в широких кругах. Гений и классик моды, она творила уникальные платья для аристократок и богемы и потому теперь ее имя служит своего рода паролем среди поклонников Высокой моды.

Мадлен Вионне родилась 22 июня 1876 года в бедной семье. Место рождения источники указывают разное: Обервиль и Шийер-о-Буа.

С детства Мадлен мечтала стать скульптором, а в школе проявила большие способности к математике, но бедность вынудила девочку оставить школу и стать помощницей портнихи. В 17 лет Мадлен вышла замуж и вместе с мужем переехала в Париж, в поисках лучшей доли. Дела у молодых складывались прекрасно: Мадлен устроилась работать в известный Дом моды Vincent и вскоре забеременела и родила дочку. Однако здесь фортуна отвернулась от молодой портнихи: девочка умерла, брак распался и она потеряла работу. В таких условиях Мадлен решилась на отчаянный поступок: на последние деньги, не зная языка, уехала в Англию.

Довольно быстро Мадлен устроилась в ателье Кэт Рэйли, которое занималось копированием парижских моделей. Благодаря Мадлен за один год заведение известным и процветающим. Самым большим успехом ателье стало свадебное платье, созданное Вионне для невесты герцога Мальборо.

После этого триумфа Мадлен Вионне пригласили работать к себе сестры Калло. Вионне стала главной помощницей старшей сестры, мадам Мари Жербер, и благодаря ей смогла во всех тонкостях понять технику кроя и мир моды

В 1906 году модельер Жак Дузе пригласил Вионне обновить его старую коллекцию. Мадлен убрала корсеты и укоротила длину платьев, чем вызвала неудовольствие кутюрье.

Тогда Вионне создала первую собственную коллекцию. Платья были раскроены «по косой», что придавало изделиям дополнительную гибкость и позволяло облегать фигуру, подобно неизвестному тогда трикотажу. Во время показа Мадлен не хотелось нарушать гармоничность линий, и она потребовала, чтобы манекенщицы надевали платье на голое тело.

Последовал скандал, привлекший к моделям Мадлен внимание свободомыслящих женщин, богемы и дам полусвета. Благодаря этим клиентам Мадлен смогла создать свой собственный Дом моды.

Он открылся в 1912 году. Вот тогда Вионне смогла воплотить в жизнь свои самые разные идеи. Излюбленным методом Мадлен был раскрой «по косой», т.е. под углом 45% к направлению долевой нити, за что ее называли «мастер косого кроя». Вионне редко рисовала свои модели, обычно она делала эскизы, накалывая ткань на манекен около 80 см высотой, а затем увеличивала полученную выкройку и создавала очередной шедевр. Модели обходились минимумом швов, а рельеф достигался за счет разнообразных драпировок и складок. Мадлен восхищали одежды древних греков, но она утверждала, что современные люди должны идти дальше в умении создавать одежду. И она развивала искусство драпировки и кроя до невероятных высот. Каждое платье Вионне было особенным, неповторимым и созданным специально, чтобы подчеркнуть индивидуальность и стиль заказчицы: «Если женщина улыбается, платье должно улыбаться вместе с ней».

Вместе с тем, платья Мадлен Вионне были настоящей головоломкой. Многим клиенткам приходилось обращаться к модельеру, чтобы научиться облачаться в платье. Выкройки даже простых, на первый взгляд, вещей от Вионне напоминали геометрические и абстрактные фигуры. Чтобы расшифровать выкройку и построение одного платья от Вионне, модельер Азедин Аллайя потратил целый месяц!

Самой Мадлен ее творения представлялись простыми, поэтому с 1920 года она постаралась обезопасить себя от подделок: перед тем, как попасть к клиенту, каждое платье фотографировалось с трех сторон и снимки помещались в «Копирайт-альбом». Всего за время работы Дома моды Вионне набралось 75 таких альбомов, на страницах которых отображено около полутора тысяч моделей.

На каждое платье нашивался ярлык, на котором Мадлен ставила подпись и отпечаток своего большого пальца, и эта идея получше, чем наклейки с голограммой, которые тогда еще не были изобретены. Свои модели Вионне старалась не отдавать в магазины, опасаясь, что их будут копировать, зато регулярно устраивала распродажи старых коллекций, которые пользовались популярностью не меньше показов.

Личная жизнь у Мадлен Вионне складывалась неудачно. В 1923 году она вышла замуж за Дмитрия Нечволодова, с которым рассталась в 1943, а оставшуюся жизнь провела в одиночестве.

В 1939 году Вионне выпустила последнюю коллекцию и закрыла свой Дом моды.

Мадлен прожила 99 лет, оставаясь бодрой и в ясном сознании. До последних дней она читала лекции молодым модельерам, которые буквально молились на нее.

О моде Мадлен Вионне отзывалась так: «Я всегда была врагом моды. В ее сезонных капризах есть что-то поверхностное и исчезающее, что оскорбляет мое чувство прекрасного. Я не думаю о моде, а просто делаю платья».

Из нескольких тысяч изделий Вионне уцелело не так уж много вещей. То, что осталось, стало украшением музеев моды в Париже, Лондоне, Токио, Милане и частных коллекций.

Главная Данс-костюм Купальники Д.Дьюберри Рисуем Бисер М.Вионне Ретро-невесты Поэзия Гринвич

Мадлен Вионне - полная биография Мадлен Вионне - полная биографияПодробности из жизни Мадлен Вионне (1876 –1975)

Мадлен Вионне называют архитектором моды. Её творчество — вершина искусства от-кутюр, которую невозможно превзойти, как говорил Кристиан Диор. Знаменитые шелковые вечерние платья, скроенные по косой, определили силуэт 20-х и 30-х гг. Гибкие, грациозные линии свободно струящихся вдоль тела платьев изменили не только гардероб, но и вообще отношение женщин к одежде и к самим себе.
Античная Греция была идеалом Мадлен. Она стремилась перенести в современный костюм греческий принцип естественности и свободы движения. Достигалась эта свобода тем, что ткань кроилась не по долевой нити, а под углом 45°, за счёт чего при минимуме швов и деталей она становилась эластичной. (И сегодня верхом портновского мастерства считается платье всего лишь с одним швом.) В таких платьях легко было танцевать модный джаз и водить машину.

Мадлен Вионне родилась в небогатой семье, работать начала с 11 лет, в 17 переехала в Париж и стала швеёй в Доме Винсент на улице Кадет.
Проработав некоторое время в Лондоне, Мадлен вернулась в Париж и в 1900 г. устроилась в Дом сестёр Калло (один из самых известных в то время). Там она прошла серьёзную школу портновского искусства у мадам Гербер, старшей из сестёр. Постепенно Вионне приобрела известность в мире парижской моды как искусная мастерица, но её собственный стиль ещё не сформировался.

В 1907 г. Жак Дусе пригласил Мадлен к себе. Вионне взялась за обновление традиций Дома с огромным энтузиазмом и энергией: отказалась от жёстких корсетов на китовом усе, буфов, подкладок и пышных оборок, вместо этого предложив мягкие ткани и простой силуэт. (Платья Вионне надевались и снимались одним движением в отличие от костюмов прошлого, в которые облачались при помощи горничных.) Манекенщицы должны были демонстрировать платья вообще без белья. Всё закончилось скандалом — этот естественный стиль и лаконичный крой не приняли ни сотрудники, ни клиентки Дома.

Не найдя понимания у Дусе, Вионне решила в 1912 г. начать собственное дело. Но только после Первой мировой войны, когда в 1919 г. ателье Мадлен Вионне вновь открылось на улице Риволи, женщины оказались способны воспринять подобную свободу. Времена изменились, иным стало и само отношение к телу и одежде. Теперь стиль Вионне считался символом элегантности, и она задавала тон в моде на протяжении 20 лет, пока в 1939 г. не отошла от дел (Дом Вионне был закрыт на рубеже 1940 -1941 гг.)

Мадлен Вионне - полная биография

В 1923 г. небольшое ателье уже не могло удовлетворить всех заказчиков. Дом Вионне переехал на улицу Монтень. Интерьеры мастерских и студий были оформлены по рисункам Рене Лалика, Бориса Лакруа и Жоржа де Фёра (последний создал для Дома Вионне знаменитый фриз из фигур в античном стиле). В мастерских работало около тысячи служащих, имевших оплачиваемые выходные, получавших медицинскую помощь, что было редкостью в то время. В 1924 г. открылось отделение в Нью-Йорке, на Пятой авеню, на следующий год — в «Гранд казино» в Биаррице (курорт на юге Франции, где отдыхала богатая публика со всего света). http://www.blauz.by/moda/vionne/moda.htm

Известно, что в 18 лет она вышла замуж , почти сразу же родила девочку и сразу же ее потеряла. Смерть ребенка разрушила и молодую семью. С тех пор она (по крайней мере, официально) оставалась одна на протяжении всей своей долгой жизни (а умерла Мадлен Вионне в 1975 году, немного не дотянув до векового юбилея).
Мужем модельера был русский эмигрант Нечволодов, сын генерала. Фамилия не особенно распространенная, можно предположить, что его отцом являлся А.Д.Нечволодов, автор книги «Сказания о Русской земле». http://www.thimble.h11.ru/muz11.html

Становление таланта Возможно, именно семейная драма заставила ее покинуть Париж. Мадлен едет в Англию, где поначалу берется даже за работу прачки. И лишь потом ей удается устроиться закройщицей в лондонское ателье «Кэти О’Рэйли», которое специализировалось на копиях популярных французских моделей.Однако на рубеже веков мадам Вионне, несмотря на молодость, уже вполне дозрела до того, чтобы создавать собственные модели, а не работать над копиями чужих. Когда она вернулась в Париж, то смогла устроиться в один из самых знаменитых для своего времени Домов моды — сестер Калло. Это принесло Мадлен некоторую известность, и спустя несколько лет ее пригласил работать к себе знаменитый кутюрье Жак Дусе.
Однако сотрудничество с мэтром оказалось не очень удачным. Мадлен Вионне с таким энтузиазмом взялась за творческое осмысление модных идей, что напугала и самого кутюрье, и его клиентов.
Так, скажем, она ликвидировала мучительные жесткие корсеты и различные подкладки, формирующие фигуру.
Именно Мадлен впервые заявила о том, что женскую фигуру должны формировать здоровый образ жизни и гимнастика, а не корсет. Кроме того, она укоротила длину платьев и использовала мягкие облегающие ткани. В довершении всего представлявшие ее платья манекенщицы не носили нижнего белья, что оказалось слишком скандальным даже для свободных нравов Парижа. http://people.passion.ru/l.php/nezabyvaemaya-koroleva-stilya-vionnet_2.htm

Мадлен Вионне - полная биографияОткрытия кутюрье

Мадлен Вионне - полная биографияРусские наперстки

ModaGid.ru

Вход через сервисы

Регистрация через сервисы

  • Все статьи
  • Дизайнеры
  • Модный дом Vionnet

Модный дом Vionnet

История модного дома Vionnet началась еще в начале XX века. И отправной точкой стала талантливая девушка из бедной семьи Мадлен Вионне. В возрасте восемнадцати лет Мадлен покинула родительский дом и Францию, переехав в Лондон. Созданием одежды Мадлен Вионне занялась не сразу, сначала она работала в приюте для больных. Но вскоре мечта привела ее в один из модных домов Лондона, где она стала швеей.

Мадлен Вионне - полная биография

Все таки, свои путь в мире высокой моды Мадлен продолжила не в Лондоне, а в Париже. В родном городе она устроилась на работу в модном доме сестер Калло. Усвоив важные уроки по созданию одежды haute couture, Мадлен продолжила работу, но уже с модельером Жаком Дусе.
В 1912 модный мир узнал новое имя, а Мадлен сшила свое первое платье под брендом Vionnet. Чуть позже Мадлен ввела в моду технику «крой по косой», благодаря которому женский силуэт становится более вытянутым и более тонким.

винтажные платья от Vionnet

Мадлен Вионне - полная биография

Мадлен Вионне - полная биография

Мадлен Вионне - полная биография

Заслуги Мадлен в истории моды неоценимы. Она еще раньше легендарной Коко Шанель провозгласила, что в одежде, в первую очередь, важен комфорт. Поэтому Мадлен создавала такие платья, которые не сковывали движения. Ткань легко струилась, и при движении платье становилось еще интереснее и грациознее. Талантливая Мадлен Вионне работа практически без выкроек, создавая интересные драпировки и шлейфы. Благодаря ее новаторству греческий стиль стал неотъемлемой частью высокой моды.

Мадлен Вионне - полная биография

Мадлен Вионне - полная биография

Мадлен Вионне - полная биография

Мадлен Вионне - полная биография

Мадлен Вионне - полная биография

В 1939 году модный дом Vionnet был закрыт. И только через 70 лет началась новая эра Vionnet, но уже без Мадлен Вионне. Возродить модную империю решился Матео Марцотто (президент группы Valentino).
Арт-директором был выбран Рудольфо Паглиалунга. Дизайнеру предстояла нелегкая работа – вернуть известность модному дому, модернизировать его стиль, но не потерять истоки. Имя «Vionnet» снова стало появляться в глянце. А знаменитости для красных ковровых дорожек выбирали женственные платья от французской марки. Среди поклонниц Vionnet оказались Кэри Маллиган, Мэгги Гилленхалл, Каролина Куркова и многие другие.
Столетие модный дом Vionnet отметил с новым владельцем. Во главе французского бренда встала бизнес-леди Гога Ашкенази. В команде лейбла оказались дизайнеры, ранее сотрудничавшие с Ungaro, Versace и Dolce & Gabbana.

Мадлен Вионне - полная биография

Мадлен Вионне - полная биография

Мадонна, Диана Крюгер, Лесли Манн

Мадлен Вионне - полная биография

Мэгги Гилленхал, Аманда Сейфрид

Мадлен Вионне - полная биография

Ида Лоло, Рената Литвинова, Светлана Бондарчук

Мадлен Вионне - полная биография

Зои Салдана, Паз Вега, Розарио Доусон

Мадлен Вионне - полная биография

Диана Крюгер, Зои Салдана, Эми Адамс

Мадлен Вионне - полная биография Мадлен Вионне - полная биография Мадлен Вионне - полная биография Мадлен Вионне - полная биография Мадлен Вионне - полная биография Мадлен Вионне - полная биография Мадлен Вионне - полная биография Мадлен Вионне - полная биография

Новости

Мадлен Вионне - полная биография

Мадлен Вионне - полная биография

Мадлен Вионне - полная биография

Архитектор моды — Мадлен Вионне

Мадлен Вионне - полная биографияБудущая модельер Мадлен Вионне родилась в 1876 году (г. Альбервилль) в небогатой семье, работать начала с одиннадцати лет, в семнадцать переехала в Париж и стала швеёй в Доме Винсент на улице Кадет.

Проработав некоторое время в Лондоне, Мадлен вернулась в Париж и в 1900 г. устроилась в Дом сестёр Калло (один из самых известных в то время). Там она прошла серьёзную школу портновского искусства у мадам Гербер, старшей из сестёр. Постепенно Вионне приобрела известность в мире парижской моды как искусная мастерица, но её собственный стиль ещё не сформировался.

Мадлен Вионне называют архитектором моды. Её творчество — вершина искусства от кутюр, которую невозможно превзойти, как говорил Кристиан Диор. Знаменитые шелковые вечерние платья, скроенные по косой, определили силуэт 20-х и 30-х гг. Гибкие, грациозные линии свободно струящихся вдоль тела платьев изменили не только гардероб, но и вообще отношение женщин к одежде и к самим себе.

Мадлен Вионне - полная биографияАнтичная Греция была идеалом Мадлен. Она стремилась перенести в современный костюм греческий принцип естественности и свободы движения. Достигалась эта свобода тем, что ткань кроилась не по долевой нити, а под углом 45°, за счёт чего при минимуме швов и деталей она становилась эластичной. И сегодня верхом портновского мастерства считается платье всего лишь с одним швом. В таких платьях легко было танцевать модный джаз и водить машину.

Если вы задумали открыть ателье, лучшим поставщиком качественных тканей всех видов, является фирма «Имбал». Данная компания продаёт европейские ткани оптом с 1994 года. Эти же ткани используют ведущие производители одежды Франции и Италии. Ассортимент тканей всегда соответствует последним тенденциям мировой моды.

В 1907 г. Жак Дусе пригласил Мадлен к себе. Вионне взялась за обновление традиций Дома с огромным энтузиазмом и энергией: отказалась от жёстких корсетов на китовом усе, буфов, подкладок и пышных оборок, вместо этого предложив мягкие ткани и простой силуэт. (Платья Вионне надевались и снимались одним движением в отличие от костюмов прошлого, в которые облачались при помощи горничных.) Манекенщицы должны были демонстрировать платья вообще без белья. Всё закончилось скандалом — этот естественный стиль и лаконичный крой не приняли ни сотрудники, ни клиентки Дома.

Мадлен Вионне - полная биография

Не найдя понимания у Дусе, Вионне решила в 1912 г. начать собственное дело. Но только после Первой мировой войны, когда в 1919 г. ателье Мадлен Вионне вновь открылось на улице Риволи, женщины оказались способны воспринять подобную свободу. Времена изменились, иным стало и само отношение к телу и одежде. Теперь стиль Вионне считался символом элегантности, и она задавала тон в моде на протяжении 20 лет, пока в 1939 г. не отошла от дел (Дом Вионне был закрыт на рубеже 1940 -1941 гг.)

В 1923 г. небольшое ателье уже не могло удовлетворить всех заказчиков. Дом Вионне переехал на улицу Монтень. Интерьеры мастерских и студий были оформлены по рисункам Рене Лалика, Бориса Лакруа и Жоржа де Фёра (последний создал для Дома Вионне знаменитый фриз из фигур в античном стиле). В мастерских работало около тысячи служащих, имевших оплачиваемые выходные, получавших медицинскую помощь, что было редкостью в то время. В 1924 г. открылось отделение в Нью-Йорке, на Пятой авеню, на следующий год — в «Гранд казино» в Биаррице (курорт на юге Франции, где отдыхала богатая публика со всего света).

Мадлен Вионне — полная биография

Мадлен Вионне - полная биографияМадлен Вионне (франц. Madeleine Vionnet; род. 22 июня 1876) – французская женщина-кутюрье. Ей принадлежит немало изобретений в области моды, которые актуальны до сих пор. Сегодня саму Мадлен знают единицы, но ее творения знакомы каждому. Эта женщина внесла огромный вклад в развитие моды ХХ века.

Биография и карьера

Мадам Вионе родилась в 1876 году в небольшом французском городке Альбервилле, который расположен в Альпах. Мадлен была из очень бедной семьи, поэтому ей пришлось рано начать самой зарабатывать деньги. Она мечтала быть скульптором, но в 11 лет девочка стала помощницей местной портнихи. Затем она отправилась в Париж, где устроилась работать швеей в Дом мод «Винсент» на улице Кадет. Мадлен тогда было 17, и ее перспективы не были радужными, ведь у девушки отсутствовало даже школьное образование. Однако она стала уже опытной и умелой швеей.

В 22 года Вионне отправилась в Лондон. Там она сначала устроилась прачкой, потом попала в мастерскую «Кэти О’Рэйли», которая занималась копированием модных моделей одежды из Франции. Судьба преподносила ей много трудностей и проблем. Мадлен вышла замуж за эмигранта из России, родила дочь, но та умерла в совсем маленьком возрасте. Вионне тяжело переживала утрату, а ее семья сразу же распалась после смерти ребенка. Поэтому женщине ничего не оставалось, как с головой уйти в работу и творчество.

Впервые удача повернулась к женщине лицом в 1900 году. Это было в Париже, когда Мадлен начала работать в известнейшем в то время модном доме сестер Калло (Callot Soeurs). Очень скоро одна из сестер – мадам Гербер (Gerber), сделала Мадлен Вионне своей главной помощницей. Вместе они занимались руководством художественной части работы компании. Впоследствии Мадлен так вспоминала о своей наставнице:

«Она научила меня создавать роллс-ройсы. Без нее бы я выпускала форды».

После Дома Калло женщина перешла на работу к знаменитому Жаку Дусе (Jacques Doucet). Там она была закройщицей. Но работа у мэтра моды успешной для девушки не была. Она своим энтузиазмом и творческим порывом слегка обескуражила и напугала самого Жака Дусе, а также его клиентов. Вионне предлагала покончить с жесткими корсетами, различными подкладками и оборками, которые перестраивали фигуру. Она считала, что не корсет должен дарить женщине стройность, а гимнастика и здоровый образ жизни. Мадлен предлагала шить простые удобные наряды из мягких тканей, причем манекенщицы, которые их демонстрировали, должны были быть без белья. Такие взгляды были поистине революционными для того времени. И работа у Дусе закончилась большим скандалом.

Мадлен Вионне - полная биография Мадлен Вионне - полная биография

В 1912 году Мадлен решила открыть собственное дело, именно тогда и появился модный Дом Madeleine Vionnet на парижской улице Риволи. Хотя фактически полноценную работу ателье начало только в 1919 году, помешала ему Первая мировая война. Однако сразу после ее окончания новая марка приобрела настоящую известность, именно в это время женщины смогли, наконец, понять и оценить взгляды Мадлен. Изменилось время, а вместе с ним изменилось отношение к дамам, их телу и одежде.

Мадлен создавала очень сложные и элегантные наряды. Она совсем не умела рисовать, но математический талант и превосходное пространственное мышление помогали Вионе творить шедевры. Впоследствии эту женщину стали называть архитектором моды. Ее эскизы рождались не на бумаге, а прямо на манекене. Правда, он был маленьким, в половину роста человека. Мадлен скрупулезно перекалывала ткань, пока не добивалась идеальной формы платья.

Новаторство Вионне

Главным и наиболее известным изобретение мадам Вионне является косой крой. Она придумала поворачивать ткань под углом в 45 градусов относительно ее основы. Без нарядов с таким кроем невозможно представить себе моду 30-х годов. Подобные приемы применялись в моделировании одежды и ранее, но они использовались лишь в деталях, потому что платья с корсетами не давали полной свободы дизайнерскому творчеству. Мадлен, в свою очередь, создавала таким способом целые изделия. Этот раскрой наделял ткань естественной эластичностью и давал ей возможность идеально облегать фигуру. Материал, который выбирала модельер, был струящимся и «текучим», таким как атлас, крепа и шелк. Именно она ввела моду на эти ткани.

Мадлен Вионне - полная биография Мадлен Вионне - полная биография Мадлен Вионне - полная биография

Поставщиком для ателье Вионне была фабрика Бьянчини-Ферье (Bianchini-Férier) – крупнейший производитель текстиля в то время. Мадлен заказывала очень широкие полоски ткани, они достигали двух метров. Специально для нее бы создан новый материал нежно-розового цвета. Это была смесь шелка и ацетата. Впрочем, оттенок мало интересовал эту женщину, она всегда была довольно равнодушна к цвету. Главной страстью Мадлен была форма наряда, которая соответствовала естественным линиям тела. По этому поводу она любила говорить:

«Когда женщина улыбается, платье должно улыбаться вместе с ней».

Особенность творений мадам Вионе заключается в том, что они абсолютно бесформенны на вешалке, но невероятно живые и элегантные, когда надеты. Ведь главной задачей моды Мадлен считала приспособление под человека, под его нужды и потребности. Тело ни в коем случае не должно подстраиваться под форму и крой модного наряда.

В 1923 году маленькое ателье Мадлен стало настолько популярным, что уже не могло справиться с огромным потоком заказчиков. Поэтому мастерская перебралась в новое, более просторное помещение на улице Монтень. Внутреннее убранство студии и мастерской создавалось по эскизам таких художников, как Жорж де Фер (Georges de Feure), Рене Лалик (Rene Lalique) и Борис Лакруа (Boris Lacroix).

Через год появилось представительство Дома Мадлен в Нью-Йорке, расположившееся на Пятой авеню. А затем открылось отделение в южно-французском Биаррице – на этом курорте собирались самые богатые люди мира.

В 1925 году появились первые духи от Madeleine Vionnet, но выпуск их продолжался недолго, и вскоре о них забыли.

Еще одним изобретением Вионне стали наряды, ткань которых собрана либо одним швом, либо узлом. Она придумала воротник-трубу и горловину-хомут, а также детали в форме треугольника, прямоугольника и ромба. Она изобрела вечерние платья с капюшоном и пальто с подкладкой из той же ткани и того же цвета, что и сам наряд. Эта деталь обрела вторую жизнь и новый расцвет в 60-е годы.

Мадлен Вионне - полная биография Мадлен Вионне - полная биография Мадлен Вионне - полная биография

Мадлен очень любила шить платья из одного куска ткани, они застегивались на спине или у них не было никакой застежки вовсе. Это было непривычно для клиенток и им приходилось специально учиться надевать и снимать эти моделей. Однако платья пришлись по душе свободолюбивым женщинам, ведь теперь они могли справляться со своим туалетом сами, без посторонней помощи. К тому же такие наряды были просто созданы для того, чтобы танцевать модный джаз и управлять автомобилем. Мадлен шила платья, которые держались только благодаря банту, завязанному на груди. Этот наряд был настоящей гордостью мадам Вионне. Вообще, Мадлен каждую новую идею использовала впоследствии регулярно, с каждым разом стараясь довести ее до совершенства. Модный Дом Вионне посещали самые состоятельные и стильные дамы того времени. Отличительной чертой изделий Мадлен была гармония, которая заключалась в удивительном сочетании простоты и роскоши ее нарядов. Именно к этому и стремится современная мода. Среди ее клиенток были Грета Гарбо (Greta Garbo) и Марлен Дитрих (Marlene Dietrich).

Мадлен Вионне - полная биографияС наступлением 30-х годов Вионне почти перестает использовать косой крой, а предпочтение отдает классическим драпировкам и античному стилю. В этом она не была первооткрывателем, а последовала примеру других модельеров, таких как Мадам Грэ (Madam Gres) и Агюстабернар (Augustaberbard). Древнеримские мотивы прослеживались в узлах, жгутах, сложном крое и текучих формах. Манекенщицы позировали в образах нимф и богинь на фоне руин, колонн и античных орнаментов. Это направление вечерней моды получило название «неоклассицизм». Что касается драпировок, то тут мадам Вионне была непревзойденным мастером. Они подчеркивали фигуру и не утяжеляли наряд. Секреты создания некоторых из них до сих пор остались неразгаданными.

Мадлен Вионне опасалась того, что будут подделывать ее творения и воровать идеи. Поэтому каждое изделие было подробно сфотографировано с трех сторон, и каждому был присвоен собственный номер. Все данные модельер хранила в специальных альбомах. За все годы работы в своем ателье Мадлен собрала 75 таких книг. Позже они были переданы дизайнером в Музей моды и текстиля Парижа. Эта женщина стала первым в мире борцом с контрафактной продукцией. Произведения Высокой моды были для Вионне как произведения искусства, она считала, что они должны жить вечно, словно полотна художников, и со временем только прибавлять ценности.

Мадлен входила в число первых кутюрье, которые стали нанимать в свои фирмы профессиональных манекенщиц. Она внесла весомый вклад в то, чтобы это профессия начала считаться престижной. Отношения с сотрудниками в целом в Доме Вионне строились на высоком уровне. Перерывы на отдых в распорядке рабочего дня были обязательными, к тому же работники могли уходить в отпуска и получать материальную поддержку по болезни, что в то время было большой редкостью. Более того, Мадлен создала при своем ателье больницу, столовую и даже туристическое агентство для сотрудников.

Упадок Дома Madeleine Vionnet

Однако финансовое состояние компании Мадлен, несмотря ни на что, было удручающим. Она была прекрасным модельером и добрым человеком, но плохим коммерсантом. У фирмы не было стабильности и хорошего заработка. Решающий удар Дому мод нанесла Вторая мировая война, она совсем подорвала бизнес.

Модный Дом Madeleine Vionnet был закрыт в 1940 году, сама она осталась почти без средств и после этого жила 36 лет, находясь в полном забвении публики. При этом она продолжала с интересом следить за событиями в мире высокой моды. Ее изделия разошлись по всему миру, их продавали с аукционов за огромные деньги, из которых Мадлен ничего не получала. Умерла Вионне в 1975 году, немного не дожив до своего столетия. Эта женщина обладала безупречным вкусом, она сама всегда идеально выглядела и превосходно одевала своих клиенток. Ее стиль заимствовали современницы и другие дизайнеры. Она была главной законодательницей всей парижской моды на протяжении 20-х и 30-х годов прошлого века.

Новая жизнь

В 80-е и 90-е годы ХХ века дизайнеры одежды нередко обращались к гениальным идеям мадам Вионне. Таким образом, она определила развитие моды на несколько десятилетий вперед.

В 2007 году модный дом Madeleine Vionnet вновь возобновил свою работу, когда прошло около трех десятилетий после смерти его создательницы. Принадлежит компания человеку по имени Арно де Люммен (Arno de Lummen). Его отец купил компанию в 1988 году. Он пригласил на работу Софию Кокосолаки (Sophia Kokosolaki) – модельера из Греции. Однако она вскоре покинула марку, чтобы работать на собственное имя. После нее арт-директором стал Марк Одибе (Marc Audibet), который в прошлом трудился на Hermes, Ferragamo и Prada. Однако первая коллекция Марка для Madeleine Vionnet в 2008 году особого успеха не имела.

Манускрипт

Женщины-легенды, изменившие мир. Мадлен Вионне

Рaris.chance продолжает серию статей по книге Бертрана Мейер-Стабле «12 кутюрье. Женщины-легенды, изменившие мир». Как мы уже не раз отмечали, первая половина ХХ века оказалась щедрой на таланты, масштаб которых нам кажется великим даже с позиций нынешнего дня.

Сегодня нашей героиней является Мадлен Вионне (Madeleine Vionnet), которую по праву называют «архитектором моды». Пусть ее имя не настолько известно широкой публике, как имена Коко Шанель или Эльзы Скиапарелли, и в модных журналах за последние полвека оно мелькало не часто, но! профессионалы моды – Баленсиага, Диор, Алайя, Иссей Мияке и Ёдзи Ямамото преклонялись перед ее гением. Почему? Об этом наш сегодняшний рассказ.

Мадлен Вионне – талантливое дитя французской провинции, всю свою жизнь она чуждалась парижского лоска и модных пиар-акций. С другой стороны, совершенно аристократический перфекционизм и математический склад ума позволили ей создавать истинные шедевры. Как пишет Бертран Мейер-Стабле, «у Мадлен Вионне простые вкусы: она признает только самое лучшее и самое красивое. Она требует от поставщиков даже не эксклюзивный товар, а такой, какого еще ни у кого не было». История Мадлен Вионне полна случайностей, которые при ближайшем рассмотрении выглядят вполне закономерными. В детстве она была настолько талантлива в учебе, что о ней даже писала местная пресса. Вероятно, уже сказывался врожденный перфекционизм, поэтому попав в скромную швейную мастерскую в качестве ученицы, Мадлен проявила удивительную настойчивость и тягу к совершенству. Затем в ее жизни были Париж, Лондон и вновь Париж. В двадцатипятилетнем возрасте Мадлен поступила на работу в модный дом Callot. Лучшую характеристику этому периоду своей работы, вернее, периоду наработки профессиональных навыков дала сама Мадлен: «Благодаря сестрам Калло я смогла делать «роллс-ройсы». Если бы не они, я делала бы «форды».
Ее наряды, действительно, были роллс-ройсами моды. Поначалу терний было больше, чем звезд, и ей приходилось внедрять свои новшества, преодолевая непонимание коллег.

Только открыв собственное дело, она поняла всю прелесть творчества «без ссор, без постоянной изнурительной борьбы». Но настоящая история модного дома Vionnet началась после первой мировой войны. Что можно сказать об эстетике Мадлен Вионне? У нее математический склад ума, поэтому ее выкройки больше напоминают головоломки, повторить которые практически невозможно. Для нее мода – это искусство окутать женщину тканью и добиться того, чтобы женщина и ткань максимально раскрыли и подчеркнули преимущества друг друга. Каждая ткань ложится по-своему, и надо хорошенько изучить ее, чтобы уложить по косой, идеально адаптируя под женскую фигуру. Здесь необходима ювелирная точность кроя, оптимальные пропорции и, конечно, достойная фигура модели! Впрочем, в 30-е годы ХХ века спортивный образ жизни, здоровый загар и подтянутая внешность приобрели популярность.

Мадлен Вионне - полная биография

Дадим слово самой Мадлен: «Моя самая важная находка – это асимметрия. Я первая начала раскраивать ткань по диагонали. Мои коллеги сначала заявили, что это бессмысленная порча ткани…. а потом многие из них стали делать то же самое. Но для того, чтобы вам удался косой крой, нужно обладать задатками скульптора, чувством объема.»

Историки моды видят ее место между Полем Пуаре и Габриэль Шанель – «она – яркая, непреодолимо притягательная точка в пространстве, разделяющая эти две стилистические и идейные противоположности». Если Шанель – демократична, то Вионне – это то, что французы называют sur mesure (по мерке, т.е. индивидуально). Ее платья шьются для конкретных женщин, зато сидят они на них так безупречно, что модель может обойтись не только без корсета, но и без бюстгальтера, что явилось своего рода революцией на тот момент!

Мадлен Вионне - полная биография

Madeleine Vionnet, Evening Dress, 1934, The Metropolitan Museum of Art, New York

Изумительная драпировка в стиле античных статуй ложится без каких-либо креплений, являясь исключительно результатом уникального кроя и особой системы надевания. В двадцатые и тридцатые годы обозначилось соперничество Мадлен Вионне и Коко Шанель. Скажем так, клиенты разделились на два дружественных лагеря: одним импонировала откровенная роскошь, пусть даже ее легко копировали все кому не лень, другим же была близка идея совершенства – того неброского и неподражаемого совершенства, которое органично сливается с женщиной, выделяя ее из общего ряда.

Мадлен Вионне - полная биография

Бертран Мейер-Стабле пишет по этому поводу: «Мадлен Вионне – пуристка, виртуозно владеющая техникой кроя, а Шанель скорее следовало бы назвать стилистом, создательницей современной женской униформы и удобного силуэта».

Мадлен Вионне создала уникальный метод кроя по косой, который трудно было скопировать. В одном из писем она пишет: «Я сама изобрела новую систему кроя, а теперь превратилась в ее рабыню». Чтобы воспроизвести какое-нибудь платье Vionnet, его необходимо было распороть, разложить по частям на столе и собрать заново. Но при этом существовала масса деталей, в том числе, декоративная отделка, совершенно не поддающаяся копированию. Любопытный факт: американские оптовики закупили партию моделей Vionnet с конкретной целью – организовать их производство за океаном. Как известно, в этот период швейное производство в США уже было автоматизированным, платья вручную практически не шились.

Мадлен Вионне - полная биография

Madeleine Vionnet, Quatre Mouchoirs Dress, Winter 1920

Но оказалось, машина не способна скопировать продукцию Vionnet, и у американских кутюрье не оказалось ни малейшего шанса угнаться за парижским домом моды. Под нажимом своей клиентуры, заокеанские закупщики вынуждены были приобретать оригинальные модели, невзирая на цену. Цена была, безусловно, высокой. Но ведь и продукция Vionnet не относилась к товарам массового потребления! Среди клиенток дома Vionnet можно перечислить таких замечательных дам, как поэтесса Натали Барни, княжна Наталья Палей, принцесса Марина Греческая, супруга автомобильного магната Кристина Луи-Рено, ….

Нельзя обойти вниманием устройство модного дома Vionnet. Конечно, творческий процесс требовал самоотверженности и кропотливой работы. Дом был устроен в соответствии с цеховой иерархией, которая позволяла соблюдать точность и порядок. Мадлен Вионне с большим вниманием отнеслась к организации труда своих работниц – удобные стулья, просторные мастерские, неслыханные по тем временам услуги: медицинский кабинет, услуги дантиста, библиотека, ясли. В фирме действовала система гарантийного обслуживания. Если звонила недовольная клиентка, то к ней сразу же направлялся грузовик с водителем, одетым в элегантную форму от Vionnet, и забирал платье для устранения неполадок.

Будучи чужда «парижскому снобизму Коко Шанель», Мадлен Вионне сторонилась модных веяний, не завязывала громких связей, зато ее другом стал великий Рене Лалик, взявший на себя оформление интерьера дома Vionnet. В итоге, интерьер был столь же совершенен, как и модели Мадлен Вионне.

Мадлен Вионне задавала тон в парижской моде вплоть до 1936 года. Благополучно пережив повальное увлечение геометрическими силуэтами в стиле ар нуво и возврат к талии и скульптурным формам, она творила в полную силу. По словам Аззедина Алайи, «свои лучшие вещи Мадлен Вионне создала в тридцатые годы, это были платья с фантастическими драпировками, абсолютно современными, потому что они не пришиты к ткани и вообще никак не закреплены, их надо заново придумывать всякий раз, как надеваешь платье.»

Вторая половина тридцатых годов принесла коррективы в жизнь Европы. Пренебрегая теми условиями работы, которые мадам Вионне им создала, ее работницы присоединились ко всеобщей забастовке. По жизни словно прошла трещина… Произошел второй развод. Близилась война. Мадлен Вионне уже шел седьмой десяток, и она решила уйти на покой. Ей суждено было прожить еще тридцать лет в скромности и провинциальном забвении, приятно удивляясь тому факту, что ее наряды выставлены во многих музеях мира.

Если бы пришлось снимать фильм о жизни Мадлен Вионне, то начать надо именно с образа старой мудрой дамы, которая со светлой грустью вспоминает о своем прошлом. О революционном прошлом в парижской моде. Своим творчеством она внесла бесценный вклад в формирование образа современной женщины, для которой стремление к совершенству так же естественно, как и для Мадлен Вионне.

Слой за слоем.

Но мне кажется, что оно эльфийское.

Еще записи по тегу «couturier — madeleine vionnet»

Немаленькое чёрное платье

Что-то меня потянуло на 1930-е. Вечернее платье из шёлковой тафты от Мадлен Вионне, 1936 г., из коллекции Fashion Institute of Technology…

Красный нескромный платочек не падал с опущенных плеч

Продолжим красным цветом. Вечерняя шаль от Мадлен Вионне, ок. 1925 г. Из коллекции музея Метрополитан (Нью-Йорк). Шёлковое джерси «красно-томатного…

Платье для Красной Женщины

В архивах Augusta Auctions встретился ансамбль — вечерняя платье и накидка от Мадлен Вионне, 1937 г. Не то чтобы он мне нравится, но.. По-моему,…

Платье для королевы-эльфов-2

Нашлись (Татьяна, спасибо!) фотографии фантастического платья Мадлен Вионнне на модели. Нет уж. Мне, пожалуйста, только с накидкой, и,…

Платье для королевы эльфов

Я, конечно, понимаю, что это Мадлен Вионне, и 1937 г., и Музей декоративного искусства (Париж), но. Но не могу не думать о Галадриэль.

Золотые против чёрных

Золотые вечерние платья от Вионне, 1938 г., и чёрные — от Шанель, 1932 и 1937 гг. соответственно. Все — из коллекции музея Метрополитан…

Вионне и вышивка

Платья Мадлен Вионне — это прежде всего крой по косой и зачастую весьма сложная конструкция. Но и с вышивкой они хороши! 1936-38 гг., из…

Сад роз

В 2009 г. девять платьев от Мадлен Вионне, которые в 1930-х носила некая леди Фолей, едва не ушли за границу — нашёлся очередной ценитель. И чтобы не…

По косой

Иногда смотришь на вещь, и думаешь: «Это сделано 50, 80, 100 лет назад. Но надень, выйди на улицу сейчас — и почувствуй себя королевой». Платье…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *