Мариинский театр

Мариинский театр

Города

России

Санкт-Петербург

Мариинский театр

Мариинский театр

Мариинский театр является одним из самых старых театров России. Еще в 30-е годы XVIII века в Петербурге ставили оперно-балетные придворные спектакли. Здания для постановок были деревянными и неказистыми. Первое здание Большого (Камерного) театра, который впоследствии назовут Мариинским, было построено на Театральной площади в 80-х годах XVIII века по распоряжению императрицы Елизаветы Федоровны. Театр открылся в 1873 году оперой Дж. Паизиелло «Мир луны». С этого времени начинается история Мариинского театра.

Здание Большого театра неоднократно перестраивалось: в 1802 году – архитектором Ж. Тома де Томоном, в 1836 году – А. Кавосом. В 1847-1848 годах напротив Большого театра был построено здание цирка по проекту А. Кавоса. Здание было спроектировано таким образом, что в нем можно было давать и цирковые, и театральные представления. Оно простояло только десять лет, а потом сгорело во время сильного пожара. В течение года А. Кавосу удалось восстановить здание, но его планировка была несколько изменена, так что с тех пор оно предназначалось только для оперных и балетных постановок.

2 октября 1860 года считается второй датой рождения оперного театра в Санкт-Петербурге. Именно в этот день он торжественно открылся после восстановления оперой М. Глинки «Жизнь за царя». Тогда же он получил название Мариинского – в честь жены императора Александра II Марии Федоровны. По свидетельствам современников, Мариинский театр уже тогда был красивейшим театром в Европе. В 1885 году Большой театр на театральной площади был закрыт и превращен в Консерваторию. С тех пор все спектакли стали ставить на сцене Мариинского театра.

За последние 20 лет XIX века Мариинский театр дважды перестраивался. В 1884-1886 годах архитектор В. Шретер перестроил закулисные помещения, в 1894-1896 годах инженер Н. Смирнов реконструировал зрительный зал. Эти работы позволили улучшить акустические условия сцены и зрительного зала. Изменения коснулись и внешнего вида театра. К нему был пристроен корпус с просторным вестибюлем, фойе и парадными лестницами. Кроме того, к началу XX века сложился неповторимый облик интерьеров Мариинского театра, принесший ему не меньшую славу, чем талант русских оперных певцов и композиторов.

Зрительный зал, фойе, вестибюль и лестницы были пышно декорированы скульптурами, позолотой, мягкими драпировками, гармонично сочетающимися с голубой обивкой кресел и лож. С потолка в зрительном зале свисала огромная трехъярусная люстра с тысячами хрустальных подвесок. В этом же стиле были выполнены и канделябры, украшавшие зал.

Еще одной достопримечательностью Мариинского театра является занавес сцены, изготовленный в 1914 году по эскизам художника А. Головина. Первоначально он был выдержан в темно-красных тонах, но в 1952 году цветовая гамма занавеса была заменена на сине-голубую – в тон обивке мебели. В начале XX века декорации для спектаклей в Мариинском театре создавали знаменитые художники А. Бенуа и В. Серов.

В 1935 году театру было присвоено имя С.М. Кирова. В годы блокады Ленинграда здание Мариинского театра было сильно повреждено, но уже к осени 1944 года оно было практически восстановлено. В 1968-1970 годах по проекту С. Гельфера была перестроена сцена. Пол оркестровой ямы был поставлен на подъемники и мог опускаться и подниматься, были введены и некоторые другие технические новшества, которые позволили разнообразно использовать оркестр. С 1992 года театр снова стал называться Мариинским.

Со второй половины XIX века Мариинский театр считается символом русской театральной культуры. Здесь состоялись премьеры многих произведений оперы, вошедших в золотой фонд мировой классики. Среди них можно назвать оперы «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила» М. Глинки, «Борис Годунов», «Хованщина» М. П. Мусоргского, «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н.А. Римского-Корсакова, «Пиковая дама» и другие оперы П.И. Чайковского. На сцене Мариинского театра выступали выдающиеся оперные певцы Ф.И. Шаляпин, И.В. Ершов, Н.Н. Фигнер, Л.В. Собинов, Ф.В. Литвин, Н.К. Печковский, С.П. Преображенская, М.О. Рейзен, Г.М. Нэлепп.

С Мариинским театром также неразрывно связана история русского балета. В XVIII веке здесь работали выдающиеся европейские балетмейстеры Ф. Гильфердинг, Г. Анджолини, Д. Канциани, Ш. Лепик. В XIX веке балеты в Мариинском театре ставили Ш. Дидло, Ж. Перро, А. Сент-Леон. Огромный вклад в развитие русской школы балета внес Мариус Петипа, занимавший пост главного балетмейстера Мариинского театра с 1869 года до конца XIX века. В Мариинском театре танцевали великие А.И. Истомина, Е.С. Семенова, М.Ф. Кшесинская, В.Ф. Нижинский, Г.С. Уланова, А.П. Павлова, Р.Х. Нуриев, М.Н. Барышников.

Здесь прошли премьеры «Спящей красавицы» и «Лебединого озера» П.И. Чайковского, «Раймонды» А. К. Глазунова, ставшие классикой мирового балета. В 30-е годы состоялись премьеры «Бахчисарайского фонтана» Р. Захарова, «Ромео и Джульетты» Л. Лавровского, в 60-е – «Каменного цветка» и «Легенды о любви» Ю. Григоровича, «Берега надежды» и «Ленинградской симфонии» И. Бельского. В последнее десятилетие XX века в репертуаре Мариинского театра появились балеты, поставленные известными хореографами: К. Макмилланом («Манон»), Дж. Ноймайером («Now and Then», «Spring and Fall», «Звукипустыхулиц»).

В настоящее время Мариинский театр является одним из ведущих мировых театров оперы и балета, наряду с такими известными театрами, как Ковент-Гарден, Опера де Бастиль, Ла Скала, Ла Фениче.

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку «g+1».

Мариинский театр

Мы рады предложить поклонникам театра организацию турпоездки и услуги по заказу билетов в Мариинский театр.

Ближайшие отели к Мариинскому театру: Ренессанс Балтик Отель 5* (900м), Амбассадор 4* (800м), Alexander House 4* (800м), Матисов Домик 3* (900м)

Мариинский театр

Мариинский театр – символ русской культуры. Летосчисление его труппы ведется с 1783 года, когда в Петербурге был открыт Большой театр, на месте которого находится сейчас Санкт-Петербургская консерватория.

В XVIII веке во второй Адмиралтейской части Петербурга появилась площадь Карусель – так называлось театрализованное конное действо – любимое развлечение придворного общества. Здесь же проходили народные гулянья с танцами и музыкой, а в неказистой деревянной постройке шли драматические представления, давались спектакли итальянской оперной труппы, в которых принимали участие воспитанники Петербургской танцевальной школы. По приказу Екатерины Великой на месте этого здания был воздвигнут Большой (Каменный) театр, великолепием и пышностью превосходивший крупнейшие театры Европы. Он открылся в 1783 году представлением оперы Паизиелло «На Луне». Мариинский театрПлощадь перед театром стала называться Театральной. В 1802 году театр перестроил архитектор Тома де Томон, в 1836-м его реконструировал Альберт Кавос.

29 января 1849 года в здании, выстроенном напротив Большого театра по проекту архитектора Альберта Кавоса, праздничным конным представлением открылся Конный цирк. Он был спроектирован так, что мог использоваться и как театральное помещение. Ровно через десять лет цирк сгорел. Восстановленное здание предназначалось только для музыкальных спектаклей. Сюда переехала русская оперная, а затем, в сезоне 1885/86 года, и петербургская балетная труппа.

Открывшийся 2 октября 1860 года оперой Михаила Глинки «Жизнь за царя» театр стал называться Мариинским, по имени супруги Александра II императрицы Марии Александровны. Это был театр, по свидетельству современников, великолепнейший в Европе, но из-за нехватки служебных площадей и устаревших деревянных конструкций его приходилось постоянно перестраивать. В XIX веке здание театра дважды реконструировалось. По проекту главного архитектора Дирекции Императорских театров Шретера в 1884–1886 гг. перестраивались закулисные помещения. В 1894–1896 гг. главным инженером Смирновым проведена Мариинский театрреконструкция зрительской части. К главному фасаду, выходящему на площадь, пристроили новый корпус с вестибюлем, парадными лестницами и фойе. Яркий живописный плафон выполнен живописцем Фрачиоли по эскизам профессора Дузи. Бронзовая трехъярусная люстра с хрустальными подвесками и канделябры были изготовлены на пожертвования купца Плеске, награжденного золотой медалью «во внимание к такой особой артистической заслуге». Великолепная декоративная отделка зрительного зала в основном сохранилась до наших дней. Ослепительная белизна скульптур, мягкое сияние позолоты, голубой тон обивки и драпировок – таков уникальный колорит зрительного зала, самого лирического театрального зала Европы.

Уникальный занавес, ставший эмблемой Мариинского театра, создан в 1914 году по эскизам выдающегося театрального художника Александра Головина. В 1952 году художник Симон Вирсаладзе изменил цветовую гамму занавеса в соответствии с цветом обивки мебели и драпировки зрительного зала: из темно-красного он сделал его сине-голубым. Во время Второй мировой войны в здание театра попало более двух десятков снарядов, но к осени 1944 года оно уже было восстановлено. В конце 1960-х годов в ходе реконструкции была перестроена сценическая коробка. Подъемный пол оркестровой ямы и другие технические приспособления позволяют по-разному использовать оркестр и добиваться сложных декоративных эффектов. Вторая сцена Мариинского театра на набережной Крюкова канала располагается по адресу улица Декабристов, 34. Проект театра был разработанный известной канадской фирмой Diamond Schmitt Architects.

Здание было введено в эксплуатацию 2 мая 2013 года.

Главное фойе театра украшено люстрами Swarovski, выполнеными в виде хрустальных пузырьков, нанизанных на невидимые нити и светящихся благодаря встроенному светодиодному освещению. Стены выполнены из оникса, подсвечиваемого изнутри, что заметно меняет внешний облик здания в вечернее время, благодаря панорамным окнам и многочисленным узким оконным проемам, выходящими на ул. Декабристов. Мраморные полы и многочисленные лестницы дополняют внутреннее пространство. Зрительный зал на 2000 мест создан по традиционной многоярусной модели – в его основе лежат те же принципы, что и в знаменитых оперных театрах XVIII и XIX века – изогнутая форма в виде подковы и три яруса балконов. Именно такая конфигурация обеспечивает уютную атмосферу, наилучшую акустику и прекрасный обзор.

Зал, включая царскую ложу, и облицован резными панелями из бука, которые украшают балконы, спроектированы в соответствии с требованиями акустики. Поскольку ярусов три, а не четыре, пространство между ними увеличено, что способствует лучшему распространению звука (особенно в последних рядах).

Освещение сцены отвечает всем современным требованиям. Вместе с этим, за счет приборов акцентирующей подсветки, произведенных компанией «Сваровски» и размещенных на ярусах, зал сияет, как сияли старинные залы при свете небольших ярусных канделябров.

С учетом требований акустики пол зрительного зала выложен дубовым паркетом на деревянной подложке, а стены и потолок сделаны из окрашенного гипса.

Кресла для зрителей изготовлены итальянской компанией «Эстель», а обивка – датской фирмой Danish Art Weaving. Стены центральной ложи обиты кожей и украшены буковыми панелями и светильниками от Сваровски. Из расположенного на крыше амфитеатра открывается замечательная панорама Петербурга.

Этот амфитеатр, вмещающий до 200 человек, будет использован в ходе музыкального фестиваля «Звезды белых ночей».

Мариинский театр

Видео

Мариинский театр

Мариинский театр принимает заявления на возврат денег за билеты

Мариинский театр

Перед карантином Мариинка успела показать творения молодых хореографов

Мариинский театр

Минкульт закрыл Эрмитаж, Мариинку и Русский музей на карантин

Мариинский театр

Классика и модерн встретились на фестивале балета «Мариинский»

Мариинский театр

12 марта 2020 года. 19:20

Мариинский театр

28 февраля 2020 года. 19:20

Мариинский театр

Покрас Лампас создает видеоинсталляцию для современного балета на сцене Мариинского театра

Мариинский театр

В Мариинском театре появилась своя «Лолита»

Мариинский театр

14 февраля 2020 года. 16:15

Мариинский театр

В Петербурге прекратили слушание дела о смерти балетмейстера Мариинского театра

Мариинский театр

Мариинский театр отметил «Спящей красавицы» новой версией роскошного балета

Мариинский театр

15 января 2020 года. 19:20

Мариинский театр

Дарящая танцовщицам крылья: Мариинский театр чествует прославленную Галину Кекишеву

Мариинский театр

10 января 2020 года. 19:15

Новости

В России ужесточают меры по предупреждению распространения коронавируса. Об очередных ограничениях сегодня объявило Министерство культуры.

На исторической сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге открылся XIX международный фестиваль балета.

Самый известный каллиграф современности, 28-летний Покрас Лампас пришел в балет. Мариинский театр готовит премьеру на XIX одноименном международном фестивале. Художник примет участие в оформлении спектакля Touch the light (в переводе с английского прикоснуться к свету) на музыку Филипа Гласса.

На петербургскую сцену перенесли самую удачную пражскую постановку оперы Родиона Щедрина прошлого года.

Врач-анестезиолог Андрей Гольтяков, который обвинялся в непреднамеренном убийстве 56-летнего балетмейстера Мириинского театра, освобожден от уголовной ответственности.

Сегодня отмечается юбилей одного из самых узнаваемых, неизменно любимых и роскошных русских балетов. Приморская сцена Мариинского театра представила в Петербурге свою последнюю версию хрестоматийного спектакля. Оригинальные декорации, созданные в традиционной русской живописной технике, создавали вместе с японскими мастерами.

К 90-летию заслуженной артистки РСФСР Галины Кекишевой Мариинский театр посвятил балет «Лебединое озеро». На этой сцене ученица Агриппины Вагановой провела 72 года. Сначала балериной (на ее выступления шли, как на ведущих солистов), затем и до сих пор педагогом-репетитором.

В Концертном зале Мариинского театра выбрали пятерку эскизов — полуфиналистов международного конкурса на проект памятника композитору.

Знаменитый балет Мориса Равеля спустя 100 с лишним лет вошел в репертуар знаменитого петербургского театра.

Глава правительства Дмитрий Медведев на встрече с деятелями культуры и искусства рассказал, что во время учебы некоторое время занимался хоровым пением, но «вовремя ушел».

Сегодня в Мариинском театре пройдет вечер одноактных балетов в честь великих танцовщиков XX века. В программе не смогли обойтись без посвящения выдающемуся солисту труппы Кировского театра Михаилу Барышникову.

В Санкт-Петербурге в одном из залов Мариинского театра прошел необычный концерт. Свою программу представил «Оркестр мира».

Сегодня в Петербурге музыкальное произведение Бетховена в исполнении симфонического оркестра пойдет через так называемый акустический домик.

Во Владивостоке завершается IV Международный дальневосточный фестиваль «Мариинский». 17 дней на Приморской сцене звучало лучшее из репертуара петербургского театра. Точкой в этом марафоне станет опера «Аида», а премьерой прозвучал «Парсифаль».

Труппа Мариинского театра совершила марш-бросок за 9,5 тысяч километров и продолжает насаждать концертно-балетную культуру города на Неве на берегах Японского моря. На международный дальневосточный фестиваль «Мариинский» с основной сцены привезли балетные новинки и хиты: «Медный всадник», «Сильвию», «Юношу и смерть», творческие вечера прим и премьеров.

Накануне Мариинский театр неожиданно заменил исполнителя партии в опере «Симон Бокканегра». Обещанная суперзвезда приехать не смогла, хотя за билеты зрители отдали приличные деньги.

На сцене Мариинского-2 прошел творческий вечер самого знаменитого балетного танцовщика мира из Южной Кореи. Накануне там рукоплескали Кимин Киму. Базиль из «Дон Кихота» и Солор из «Баядерки» исполнил самые известные партии, которые раскрывают все грани его таланта.

Фестиваль «Звезды белых ночей» представил любимую оперу композитора Джакомо Пуччини «Девушка с Запада».

Международный музыкальный фестиваль откроется сразу на трех сценах Мариинского театра.

Премьер Мариинского театра, артист балета Ксандер Париш получил орден Британской империи. Париша наградили за «служение танцу и развитие отношений между Великобританией и Россией».

Прима-балерина Королевского балета Великобритании выступила с заявлением перед петербургскими зрителями. Она не сможет выступить на фестивале «Мариинский», как об этом сообщалось ранее.

В Петербурге открылся XVIII фестиваль балета «Мариинский». На сцене прославленного театра организаторы провели «Творческую мастерскую молодых хореографов». В этот раз из семи представленных премьер не было ни одной классической постановки. Особо можно выделить 17-минутную миниатюру на музыку самого Мика Джаггера.

Мировая премьера «Мессы поминовения» композитора Родиона Щедрина в Концертном зале Мариинского театра прошла с невероятным аншлагом. Корреспондент НТВ наблюдал за хоровым исполнением и вспомнил визиты легендарной Майи Плисецкой, которой и посвящена месса, в Петербург.

В Петербурге завершено расследование дела о смерти балетмейстера Сергея Вихарева. Артист умер на приеме у стоматолога.

Сегодня 80-летний юбилей отмечает Габриэла Комлева. Легенда отечественного балета родилась в Ленинграде. В 1957 году она пришла в Кировский, ныне Мариинский театр. Этой сцене, к которой танцовщица испытывает святое отношение, Комлева отдала 62 года. И свой юбилей балерина, педагог и хореограф также отмечает на сцене.

Мариинский театр

Мариинский театр

Мариинский театр Мариинский театр Мариинский театр Мариинский театр Мариинский театр

История оперы

Один из старейших и наиболее крупных музыкальных театров России. Ему принадлежит выдающаяся роль в развитии русского оперного и балетного искусства. Музыкальные спектакли давались в Петербурге с 20-х годов 18 века французскими, начиная с 30-х годов итальянскими оперными труппами, где выступали и русские артисты, в дальнейшем составившие основу русской труппы казённого театра. Историю театр ведёт с 1783, когда в столице был построен Каменный (Большой) театр и указом Екатерины II организована труппа «. не для одних комедий и трагедий, но и для оперы». В конце 18 — начале 19 веков, в период активного формирования национальной композиторской школы, на сцене театра наряду с иностранными ставились первые произведения русских композиторов, в т. ч. балет «Новый Вертер» Вальберха — Титова, сочинения M. M. Соколовского, Е. И. Фомина, В. А. Пашкевича, позднее С. И. Давыдова и др. В 1803 оперная и балетная труппы отделились от драматической. Оперную возглавил в 1803-40 К. А. Кавос — дирижёр, педагог и композитор, автор многих опер и балетов, поставленных на сцене театра. Во главе балета стал балетмейстер Ш. Л. Дидло (1801-1829, с перерывом в 1811-16). Их деятельность способствовала повышению культуры спектаклей. Ведущее положение занимали певцы П. А. Булахов, Я. С. Воробьёв, П. В. Злов, Г. Ф. Климовский, А. М. Крутицкий, Е. С. Сандунова, В. М. Самойлов и др., танцовщики И. И. Вальберх (Лесогоров), А. П. Глушковский, Н. О. Гольц, М. И. Данилова, А. И. Истомина, Е. И. Колосова, А. С. Новицкая, Е. А. Телешева и др. Ставились произведения К. М. Вебера, К. В. Глюка, А. Гретри, Л. Керубини, Дж. Мейербера, П. А. Монсиньи, В. А. Моцарта, Дж. Паизиелло и др., а также русские оперы. В 20-е годы на сцене театра периодически выступали также немецкая и итальянская труппы. В 1836 заново отстроенное здание театра полностью было отдано оперной и балетной труппам. 27 ноября 1836 театр открылся оперой М. И. Глинки «Жизнь за царя», ознаменовавшей рождение русского классического оперного искусства. В 1842 была поставлена его вторая опера — «Руслан и Людмила». Эти произведения определили начало демократизации оперного искусства, формирования реалистических принципов исполнительства. В обоих спектаклях раскрылось дарование выдающихся русских певцов О. А. Петрова и А. Я. Петровой-Воробьёвой. В оперную труппу вошли также М. С. Лебедев, А. И. Леонов, М. М. Степанова, В. А. Шемаев, M. P. Шелехова, С. С. Гулак-Артемовский, Е. А. Семёнова и др.

С 1843 на сцене театра выступала итальянская оперная труппа (в её составе певцы Дж. Рубини, П. Виардо-Гарсиа, A. Тамбурини, Джулия Гризи, Л. Лаблаш и др.). Двор оказывал ей всемерное покровительство. Русская оперная труппа была оттеснена на второй план, а в 1845 фактически изгнана и переведена в Москву. Её спектакли возобновились в Петербурге лишь с середины 50-х годов на сцене Театра-цирка, здание которого после пожара в 1859 было перестроено (архитектор А. К. Кавос) и открыто в 1860 под названием Мариинский театр. В 1883-96 под руководством архитектора B. А. Шрётера были реконструированы фасады и интерьеры, добавлен ряд помещений, деревянные конструкции заменены металлическими, улучшена акустика зала и сцены, со стороны фасада пристроен новый корпус.

Глубокие перемены в обществ. жизни России 60-х годов, деятельность крупнейших русских композиторов определили расцвет русского оперно-исполнительского искусства. Несмотря на сопротивление дирекции императорских театров, её стремление затормозить введение русского репертуара, всё более явной становится демократическая тенденция русской труппы. В 1861 театр возобновил «Руслана и Людмилу»; в 1865 — «Русалку» (первая постановка в 1856). Были осуществлены постановки опер (многие из них впервые) — «Юдифь» (1863) и «Вражья сила» (1871) Серова, «Каменный гость» Даргомыжского (1872), «Псковитянка» (1873), «Майская ночь» (1880), «Снегурочка» (1882), «Млада» (1890), «Ночь перед Рождеством» (1895) Римского-Корсакова, «Борис Годунов» Мусоргского (1874), «Опричник» (1874), «Кузнец Вакула» (1876), «Орлеанская дева» (1881), «Чародейка» (1887), «Пиковая дама» (1890), «Иоланта» (1892) Чайковского, «Князь Игорь» Бородина (1890), «Орестея» Танеева (1895) и др. В репертуаре театра также западно-европейская классика, в т. ч. оперы Дж. Верди — «Сила судьбы» (1862; написана для Мариинского театра), «Травиата» (1868), «Риголетто» (1878), «Отелло» (1887), «Фальстаф» (1894, впервые на русском языке), К. М. Вебера, В. А. Моцарта, Дж. Пуччини и др. Музыкальным руководителем и дирижёром (в 1860-69) был К. Н. Лядов, затем (в 1863-1916) Э. Ф. Направник, деятельность которого сыграла значительную роль в истории театра (установил творческие связи с известными русскими композиторами, собрал в театре лучшие артистические силы, поднял профессиональный уровень оперных постановок). Среди солистов театра певцы Ф. П. Комиссаржевский, Е. А. Лавровская, Д. М. Леонова, И. А. Мельников, Ф. К. Никольский, Ю. Ф. Платонова.

В конце 19 — начале 20 веков в театре выступали крупнейшие мастера оперного искусства: И. А. Алчевский, А. Ю. Больска, М. И. Долина, И. В. Ершов, Е. И. Збруева, B. И. Касторский, В. И. Куза, Ф. В. Литвин, Е. К. Мравина, Э. К. Павловская, М. А. Славина, Л. В. Собинов, Ф. И. Стравинский, И. В. Тартаков, М. И. и H. H. Фигнеры, М. Б. Черкасская, Л. Г. Яковлев и др. Часто выступал Ф. И. Шаляпин. В репертуаре театра оперы Р. Вагнера (в т. ч. тетралогия «Кольцо нибелунга»), «Электра» Р. Штрауса, «Сказание о невидимом граде Китеже», «Хованщина» и др. Спектакли отличались законченным музыкальным ансамблем. В театре работали известные дирижёры Ф. М. Блуменфельд, А. Коутс, художники А. Н. Бенуа, А. Я. Головин, К. А. Коровин, Б. М. Кустодиев.

Октябрьская революция 1917 года создала условия для подлинного расцвета театрального искусства. Правительственным декретом 9 ноября 1917 года театр объявлен государственным и передан в ведение Наркомпроса. Многие спектакли (часто бесплатные) ставились по заявкам рабочих, солдат, матросов, учащихся, служащих. Артисты в составе концертных бригад выезжали на фабрики и заводы города, в воинские части. В 1920 театр получил наименование Государственного академического театра оперы и балета, в 1935 ему присвоено имя C. М. Кирова. Коллектив продолжал лучшие традиции, заложенные крупнейшими мастерами театрального искусства. Появились новые постановки оперной классики и произведений современных зарубежных композиторов, в т. ч. «Тангейзер» и «Риенци» Вагнера (1923), «Севильский цирюльник», «Дон Жуан» (1924); «Саломея» (1924) и «Кавалер роз» (1928) Р. Штрауса, «Воццек» Берга (1927). Подлинным событием стала постановка «Бориса Годунова» в авторской редакции (1928). Появляются оперы советских композиторов, основное внимание которых было направлено на историко-революционную и современную советскую тематику: «Орлиный бунт» Пащенко (1925), «Лёд и сталь» Дешевова (1930), «Броненосец „Потёмкин“» Чишко (1937), «В бурю» Хренникова (1939). В 1925 поставлена опера С. С. Прокофьева «Любовь к трём апельсинам». Возобновляются оперы русских классиков: «Пиковая дама» (1935), «Иван Сусанин» (1939, с новым текстом); «Чародейка» Чайковского (1941). Расширяется балетный репертуар: «Жар-птица» (1921), «Пульчинелла» (1926), «Байка про лису, петуха, кота да барана» (1927) Стравинского, опера-балет «Млада» Римского-Корсакова (1923), «Ночь на Лысой горе» на музыку Мусоргского (1924), «Времена года» Глазунова (1924), «Крепостная актриса» Корчмарёва (1927), «Красный мак» Глиэра (1929), «Пламя Парижа» (1932), «Бахчисарайский фонтан» (1934), «Утраченные иллюзии» (1936), «Партизанские дни» (1937) Асафьева, «Сердце гор» Баланчивадзе (1938), «Лауренсия» Крейна (1939), «Ромео и Джульетта» Прокофьева (1940) и др. В 1939 театр награждён орденом Ленина. В 1940 его лучшие спектакли были показаны в Москве на Декаде искусства Ленинграда. В августе 1941 театр был эвакуирован в Пермь; здесь состоялись премьеры опер: «Емельян Пугачёв» Коваля (1942), «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова (1943) и балета «Гаянэ» Хачатуряна (1942). Артисты театра выезжали с концертными бригадами на фронт, выступали в госпиталях, воинских частях, в колхозах и на предприятиях. Летом 1944 театр возвратился в Ленинград; открыт 1 сентября оперой «Иван Сусанин».

На сцене театра в разное время выступали крупнейшие певцы — П. З. Андреев, Н. А. Большаков, Г. А. Боссэ, Р. Г. Горская, В. А. Давыдова, И. В. Ершов, Р. Л. Изтур, В. И. Касторский, О. А. Кашеварова, К. А. Лаптев, С. И. Мигай, А. Ю. Модестов, О. Ф. Мшанская, Г. М. Нэлепп, И. А. Нечаев, Г. Н. Орлов, В. К. Павловская, Н. К. Печковский, С. П. Преображенская, М. О. Рейзен, В. Р. Сливинский, И. П. Яшугин и др.; солисты балета — Н. А. Анисимова, Ф. И. Балабина, Т. М. Вечеслова, Р. И. Гербек, Е. П. Гердт, H. M. Дудинская, М. А. Дудко, А. Н. Ермолаев, Н. А. Зубковский, О. Г. Иордан, С. Г. Корень, Л. С. Леонтьев, A. В. Лопухов, Е. М. Люком, А. М. Монахов, В. А. Семёнов, М. Т. Семёнова, К. М. Сергеев, Г. С. Уланова, B. М. Чабукиани, А. Я. Шелест и др.; дирижёры — А. В. Гаук, В. А. Дранишников, Р. Е. Дриго, C. В. Ельцин, А. Коутс, Э. А. Купер, Н. А. Малько, А. М. Пазовский, Д. И. Похитонов, Г. Г. Фительберг; режиссёры — А. Б. Винер, Э. И. Каплан, И. М. Лапицкий, В. А. Лосский, С. Д. Масловская, В. Э. Мейерхольд, С. Э. Радлов, Н. В. Смолич, Л. В. Баратов; балетмейстеры — А. Я. Ваганова, В. И. Вайнонен, Р. В. Захаров, Л. С. Леонтьев, Л. М. Лавровский, Ф. В. Лопухов, В. И. Пономарёв, А. И. Чекрыгин; художники — А. Я. Головин, В. В. Дмитриев, К. А. Коровин, В. А. Щуко.

В 40-50-е годы возобновляются оперы — «Пиковая дама» (1946), «Дубровский» (1947), «Аида» (1948), «Кармен» (1948), «Фауст» (1949), «Князь Игорь» (1954), «Риголетто» (1954) и др. Из постановок русских классических опер выделялись «Руслан и Людмила» (1947 и 1954), «Борис Годунов» (1949), «Мазепа» (1950), «Хованщина» (1952), «Псковитянка» (1952), «Садко» (1953), из произведений советских композиторов наиболее значительные были постановки опер — «Дуэнья» («Обручение в монастыре») Прокофьева (1946), «Семья Тараса» (1950), «Декабристы» (1953), «Мать» (1957); «Судьба человека» Дзержинского (1961). Среди постановок советских балетов: «Золушка» (1946) и «Каменный цветок» (1957) Прокофьева, «Медный всадник» (1949); «Шурале» Яруллина (1950), «Спартак» (1956), «Тропою грома» (1958); «Берег Надежды» Петрова (1959), «Маскарад» Лапутина (1960) и др. Многие из этих спектаклей отмечены новаторскими поисками, оригинальным хореографическим решением и вошли в золотой фонд репертуара театра. Художественное руководство в эти годы осуществляли дирижёр Б. Э. Хайкин, режиссёр И. Ю. Шлепянов, хормейстер В. П. Степанов, дирижёры балетных спектаклей Е. А. Дубовский и П. Э. Фельдт. Позднее в театре работали дирижёры — Э. П. Грикуров, А. И. Климов, К. А. Симеонов; режиссёр Е. Н. Соковнин, хормейстер А. В. Михайлов, художник С. Б. Вирсаладзе, балетмейстеры — P. В. Лопухов, П. А. Гусев, Б. А. Фенстер, К. М. Сергеев.

В 60-70-е годы репертуар театра обогатился значительными постановками, среди которых оперы: «Лоэнгрин» (1962); «Октябрь» Мурадели (1964), «Гуняди Ласло» Эркеля (1965), «Питер Граймс» (1965), «Волшебная флейта» (1966); «Оптимистическая трагедия» (1966) и «Анна Онегина» (1967) Холминова, «Лючия ди Ламмермур» (1969, впервые в СССР); «Василий Губанов» Клебанова (1970), «Абесалом и Этери» (1971); «Интервенция» Успенского (1972), «Кармен» (1973); «Петр I» Петрова (1975), и балеты (преимущественно произведения советских композиторов): «Отелло» Мачавариани (1960), «Легенда о любви» Меликова, «Ленинградская симфония» на музыку Д. Д. Шостаковича (оба в 1961), «Далёкая планета» Майзеля (1963), «Двенадцать» Тищенко (1964), «Жемчужина» Симонян (1965), «Человек» Салманова (1966), «Страна чудес» Шварца (1967), «Горянка» Кажлаева (1968), «Волынщик из Стракониц» Матвеева, «Скифская сюита» на музыку С. С. Прокофьева и «Двое» на музыку симфонической поэмы A. Д. Меликова «Метаморфозы» (все в 1969), «Гамлет» Червинского (1970), «Сотворение мира» Петрова (1971), «Икар» Слонимского (1974). Театр осуществил сценические постановки кантаты Прокофьева «Александр Невский» (1969) и «Патетической оратории» Свиридова (1970).

Здание театра неоднократно подвергалось перестройке. В 1944 здание восстановлено после разрушений, причинённых бомбардировками во время блокады Ленинграда; в 1968-70 полностью реконструировано. Зрительный зал рассчитан на 1625 мест. Длина зала с учётом оркестровой ямы 22,1 м, ширина 19,46 м, высота 18 м. Глубина сцены 18 м, ширина 20 м, размер портала сцены — 16×9 м.

Литература: Никольский Д., Десятилетие концертов хора императорской русской оперы в С.-Петербурге. (1888-1898), СПБ, 1898; «ЕИТ», Сезоны 1890-1915; Плещеев A., Наш балет. (1673-1899), СПБ, 1899; Императорские Мариинский и Большой театры. Сезон 1907-1908, СПБ, 1908; (Свириденко С.), Русская опера в Мариинском театре за 25 лет. Очерк, «РМГ», 1912, No 1-2, 4-5; Шкафер В. П., Сорок лет на сцене русской оперы. Воспоминания. 1890-1930 гг., Л., 1936; Слонимский Ю., Мастера балета, (Л.-М.), 1937; Старк Э. (Зигфрид), Петербургская опера и ее мастера. (1890-1910), Л.-М., 1940; Ленинградский государственный ордена Ленина Академический театр оперы и балета. (Сб. статей, Л.), 1940; П. И. Чайковский на сцене Театра оперы и балета им. С. М. Кирова. (Сб. статей), Л., 1941; Советский театр. К тридцатилетию советского государства, М., 1947; Ленинградские театры в годы Великой Отечественной войны. Сб. статей, Л.-М., 1948; Похитонов Д., Из прошлого русской оперы, (Л.), 1949; Слонимский Ю., Советский балет, М. — Л., 1950; Первая русская революция и театр. (Сб.), М., 1956; Боголюбов Н., Полвека на оперной сцене, М., 1957; Музыкальный Ленинград. 1917-1957. (Путеводитель-справочник), Л., 1958; Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л.-М., 1958; её же, Русский балетный театр второй половины XIX века, Л.-М., 1963; её же. Русский балетный театр начала XX века, (ч. 1-2, Л., 1971-72); Гозенпуд A., Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки. Очерк, Л., 1959; его же, Русский советский оперный театр, Л., 1963; его же, Русский оперный театр XIX века (т. 1-3, Л., 1969-73); Богданов-Березовский В., Ленинградский государственный академический ордена Ленина театр оперы и балета им. С. М. Кирова, Л., 1959; Музыкальная жизнь Ленинграда. Сб. статей, Л., 1961; Левик С. Ю., Записки оперного певца, М., 1962; Теляковский В. A., Воспоминания, Л.-М., 1965; Ленинградский государственный ордена Ленина академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова. 1917-1967, (Л., 1967).

Л. В. Михеева
Музыкальная энциклопедия под ред. Ю. В. Келдыша, 1973—1982

История балета

Мариинский театр

История труппы начиналась с придворных спектаклей, где участвовали профессиональные танцовщики и танцовщицы, появившиеся после учреждения императрицей Анной Иоанновной в 1738 Танцевальной школы. Под руководством французского педагога Ж. Б. Ланде русские ученики (из низших сословий) легко усваивали изящные формы, разработанные европейским балетом, и сообщали им широту и плавность народной пляски. Уже первые выпускники школы — А. Сергеева, А. Тимофеева, А. Топорков — могли конкурировать с иностранными танцовщиками, а Т. С. Бубликов имел большой успех и в Вене. Иностранные балетмейстеры и педагоги Ф. Хильфердинг, Г. Анджолини, Дж. Канциани, Ш. Ле Пик, работавшие в Петербурге, знакомили русских артистов с достижениями европейской хореографии.

Однако с первых шагов молодой русский балет отличался самобытностью. Классицизм на русской почве обрёл черты патриотизма и гражданственности, что нашло отражение, например, в балете Анджолини по трагедии Сумарокова «Семира» (1772). Лучшие танцовщики той поры сочетали профессионализм с одухотворённостью.

В 1783 был построен Большой (Каменный) театр (в 1836 здание перестраивалось А. К. Кавосом). Здесь развернулась деятельность танцовщика, педагога и первого русского балетмейстера И. И. Вальберха. В его балетах пантомима и виртуозный танец служили не для воспевания царей и богов: сентиментализм выдвинул новых героев — обыкновенных людей. Вальберх поставил первый балет из современной жизни — «Новый Вертер» (1799), один из первых балетов на шекспировский сюжет — «Ромео и Юлия» (1809), прославил победу 1812 года в дивертисменте «Торжество России, или Русские в Париже» (1814).

Заметное влияние на развитие петербургского балета оказал Ш. Л. Дидло. Знаток различных европейских школ, он был свидетелем борьбы Ж. Ж. Новера с отжившими канонами придворного балета, учился у Ж. Доберваля. Творчество Дидло в России совпало с подъёмом национальной культуры, что способствовало росту петербургского балета, ставшего одним из передовых в Европе. Дидло ставил балеты на мифологические, исторические, жанровые сюжеты, дивертисменты с разнохарактерными танцами. Танцевальные поэмы Дидло «Зефир и Флора» (1804), «Амур и Психея» (1809), «Ацис и Галатея» (1816) Кавоса предвещали наступление романтизма. В них уже намечалось взаимодействие ансамблевого и сольного танцев. Героями пантомимных балетов на исторические сюжеты были борцы за свободу и справедливость («Венгерская хижина, или Знаменитые изгнанники» на музыку Венюа, 1817; «Рауль де Креки, или Возвращение из крестовых походов» на муз. Кавоса и Жучковского, 1819, и др.). Дидло стремился к психологизации образов, драматизации действия. В 1823 театр обратился к поэзии Пушкина, поставив балет «Кавказский пленник, или Тень невесты» на музыку Кавоса (1823). В репертуаре, созданном Дидло, раскрылись таланты М. И. Даниловой, А. И. Истоминой, Е. А. Телешовой, А. С. Новицкой, Огюста (О. Пуаро), Н. О. Гольца.

30-е годы 19 века были ознаменованы утверждением романтизма с его разладом мечты и действительности, уходом в мир ирреальных образов, видений. В 1837 итальянский хореограф Ф. Тальони и его дочь М. Тальони показали в Петербурге балет «Сильфида». Поэтика романтизма оказалась близкой русскому исполнительскому стилю. В 1842 в балете «Жизель» (постановка Ж. Коралли и Ж. Перро) с успехом выступила Е. И. Андреянова. «Земную» линию романтизма представляли балеты Ж. Перро, возглавлявшего петербургский балет в 1848-59. В балетах «Эсмеральда» и «Катарина» Пуньи, «Фауст» Пуньи и Паниццы, и других противопоставлялись страсти, характеры, обстоятельства. На петербургской сцене выступали Ф. Эльслер, К. Гризи, Ф. Черрито. Вслед за иностранными танцовщицами романтический репертуар осваивали русские балерины Н. К. Богданова, М. Н. Муравьёва, М. С. Суровщикова-Петипа и др.

С 1860 театр начал работать в новом здании (построено арх. А. К. Кавосом) и получил название Мариинского театра.

В 1859 балетмейстера Перро сменил А. Сен-Леон, который придерживался канонов многочастного парадного спектакля. Обращение к русской теме в его балетах «Конёк-Горбунок» (1864) и «Золотая рыбка» (1867) было поводом для постановки дивертисментов.

Преемником Перро и Сен-Леона стал М. И. Петипа (с 1847 солист балета, затем — балетмейстер, в 1869-1903 — главный балетмейстер театра). Вначале он придерживался эстетики монументальных балетных представлений. Постановки: «Дочь фараона» (1862), «Царь Кандавл» (1868), «Дон Кихот» (1871), «Баядерка» (1877). В этих спектаклях, созданных на музыку Пуньи и Минкуса, Петипа начал разрабатывать симфонические формы танца. Развивая принципы своих предшественников, он создал выдающиеся произведения хореографии — сцену «царство теней» в балете «Баядерка» и др. Петипа совершенствовал каноны академического танца, разрабатывал новые формы. Владение разнообразными средствами балетного театра позволило Петипа вместе с композиторами П. И. Чайковским и А. К. Глазуновым создать первые балеты-симфонии: «Спящая красавица» (1890), «Лебединое озеро» (1895, совм. с Л. И. Ивановым), «Раймонда» (1898). Балеты Петипа требовали высокого профессионализма труппы, который достигался благодаря педагогическим талантам Х. П. Иогансона, Э. Чеккетти. В балетах Петипа и Иванова выступали М. С. Суровщикова-Петипа, Е. О. Вазем, Е. П. Соколова, В. А. Никитина, М. М. Петипа, П. А. Гердт, П. К. Карсавин, Н. Г. Легат, И. Ф. Кшесинский, А. В. Ширяев и др. Деятельность Петипа подвела итоги художественных завоеваний 19 века и стала наиболее значительной эпохой в истории русского балета. Шедевры выдающегося балетмейстера составили классическое наследие мировой хореографии. Они наследуются и советским балетным театром.

В начале 20 века хранителями академических традиций были артисты О. И. Преображенская, М. Ф. Кшесинская, В. А. Трефилова, Ю. Н. Седова, А. Я. Ваганова, Л. Н. Егорова, Н. Г. Легат, С. К. Андрианов. Однако с уходом Петипа эстетика академизма постепенно превращалась в догму, тормозящую творческую мысль. Борьбу с рутиной возглавил М. М. Фокин. В поисках новых форм он опирался на современное изобразительное искусство. Излюбленной сценической формой балетмейстера стал одноактный балет с лаконичным непрерывным действием, с чётко выраженной стилистической окраской: «Павильон Армиды» (1907), «Шопениана» (1908), «Египетские ночи» (1908), «Карнавал» (1910), «Петрушка» (1911), а также «Половецкие пляски» в опере «Князь Игорь» (1909). В балетах Фокина прославились Т. П. Карсавина, В. Ф. Нижинский, А. П. Павлова.

В первые годы после Октябрьской революции 1917 года перед театром встали задачи сохранения наследия и создания нового репертуара, отвечающего требованиям времени. Ответственность за их решение легла на плечи ведущих артистов театра: Е. П. Гердт, П. А. Гусева, Л. С. Леонтьева, А. В. Лопухова, Е. М. Люком, О. П. Мунгаловой, В. И. Пономарёва, В. А. Семёнова, Б. В. Шаврова. В 1922 труппу возглавил Ф. В. Лопухов. Под его руководством театр тщательно сохранял лучшие балеты Петипа и Иванова, Фокина и А. А. Горского.

Балетмейстер-новатор Лопухов создал оригинальные постановки, где смело экспериментировал в области хореографической выразительности и танцевального симфонизма: «Величие мироздания» на музыку Бетховена (1923), «Ночь на Лысой горе» на музыку Мусоргского (1924), «Пульчинелла» (1926), «Ледяная дева» (1927), «Байка про лису» (1927); «Болт» Шостаковича (1931) и др. Разработанная им теория балетного искусства, практические находки явились первыми шагами в развитии советского балетного театра. В 1929 на сцене театра Лопуховым, Пономарёвым и Леонтьевым был поставлен первый советский балет «Красный мак», в 1930 — др. балет на современную тему — «Золотой век» на музыку Шостаковича, созданный В. И. Вайноненом, Л. В. Якобсоном и В. П. Чесноковым. В 1920-30-е годы в труппу театра влились выпускники Ленинградского хореографического училища, подготовленные педагогами А. Я. Вагановой, М. Ф. Романовой, Е. П. Снетковой-Вечесловой, Н. П. Ивановским, Пономарёвым, А. В. Ширяевым. Среди них: Н. А. Анисимова, Ф. И. Балабина, Т. М. Вечеслова, Н. М. Дудинская, А. Н. Ермолаев, Н. А. Зубковский, О. Г. Иордан, М. Т. Семёнова, К. М. Сергеев, Г. С. Уланова, В. М. Чабукиани, А. Я. Шелест.

В 1930-40-е годы, когда главное место в балете заняли драматургия и режиссёрская разработка сюжета, были созданы лучшие спектакли этого времени: «Пламя Парижа» (1932, балетмейстер Вайнонен), «Бахчисарайский фонтан» (1934, Р. В. Захаров), «Лауренсия» (1939, В. М. Чабукиани) и «Ромео и Джульетта» (1940, Л. М. Лавровский).

В годы Великой Отечественной войны артисты, оставшиеся в блокадном Ленинграде, под руководством О. Г. Иордан выезжали на фронт, выступали на заводах и в госпиталях. Основной коллектив был эвакуирован в Пермь, где шли поставленные ранее спектакли, создавались новые («Гаянэ», балетм. Анисимова, 1942). В военные и первые послевоенные годы в труппу вошли молодые артисты И. Д. Бельский, Б. Я. Брегвадзе, Л. И. Войшнис, Ю. Н. Григорович, И. Б. Зубковская, Н. А. Кургапкина, А. А. Макаров, О. Н. Моисеева, Н. А. Петрова, В. Д. Ухов, К. В. Шатилов, Н. Б. Ястребова. В 1940-50-е годы были поставлены новые спектакли. Военной теме посвящены балеты «Татьяна» Крейна (балетм. В. П. Бурмейстер) и «Милица» Асафьева (балетмейстер Вайнонен) — оба 1947. Балеты «Медный всадник» Глиэра (1949, Захаров) и «Тарас Бульба» Соловьёва-Седого (1955, Б. А. Фенстер) продолжили линию обработок литературных произведений. В балетах-сказках «Золушка» (1946, К. М. Сергеев) и «Шурале» (1950, Л. В. Якобсон) широко использовался классический танец.

Творческим подъёмом отмечены 1950-1960-е годы. В этот период, отталкиваясь от античной пластики, экспериментировал Якобсон («Спартак», 1956); он утверждал универсальность выразительных возможностей хореографии в «Хореографических миниатюрах» (1958). В балете «Клоп» (1962) ему удалось воссоздать творческую лабораторию поэта-трибуна, где рождались сатирические образы современных мещан. Спектакль Якобсона «Двенадцать» (1964) воплотил революционную поэтику А. А. Блока. В 1958 балетмейстер Сергеев поставил балет «Тропою грома», посвященный борьбе с расизмом. Принципиальное значение приобрели постановки нового поколения балетмейстеров. Балеты «Каменный цветок» (1957) и «Легенда о любви» (1961) Григоровича, «Берег надежды» (1959) и «Ленинградская симфония» (1961) Бельского возрождали традиции симфонического танца, разработанные Петипа и продолженные Лопуховым, непрерывности танцевально-музыкального действия, утверждённые Фокиным. Хореографы нашли новые формы для воплощения значительного содержания. Новый творческий метод способствовал раскрытию дарований молодых артистов — А. И. Грибова, А. В. Гридина, И. А. Колпаковой, Э. В. Минченок, А. Е. Осипенко, И. А. Чернышёва, позднее — Г. Т. Комлевой, А. И. Сизовой, Ю. В. Соловьёва. Наиболее значительные спектакли 1960-70-х гг. — «Горянка», поставленный О. М. Виноградовым (1968), «Сотворение мира», поставленный Н. Д. Касаткиной и В. Ю. Василёвым (1971), и др.

Творческую жизнь балетного коллектива Театра им. Кирова всегда отличало сочетание традиций и новаторства. В репертуаре театра сохраняются спектакли классического наследия («Жизель», «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Раймонда», «Баядерка», «Корсар», «Дон Кихот», «Щелкунчик», «Шопениана»), лучшие постановки советского времени (Захарова, Лавровского, Сергеева, Якобсона, Григоровича, Бельского). Труппа стремится к поискам новых тем и образов, к открытиям новых средств выразительности. Главными балетмейстерами театра и художественными руководителями балетной труппы были — Ф. В. Лопухов (1944-45, 1951-56), П. А. Гусев (1945-50), Б. А. Фенстер (1956-59), К. М. Сергеев (1951-55, 1960-70), И. Д. Бельский (1973-77). В постановках спектаклей участвовали дирижёры — А. В. Гаук, В. А. Дранишников, Б. А. Дубовской, С. В. Ельцин, Э. А. Купер, П. Э. Фельдт, Э. П. Грикуров; художники — В. М. Ходасевич, М. П. Бобышов, П. В. Вильямc, В. В. Дмитриев, В. И. Дорер, С. Б. Вирсаладзе (в 1945-62 гл. художник театра), А. Д. Гончаров и др.

Энциклопедия «Балет» под ред. Ю. Н. Григоровича, 1981

В 1988 году главным дирижером театра стал Валерий Гергиев. 16 января 1992 года театру было возвращено его историческое название — Мариинский. А в 2006 году труппа и оркестр театра получили в своё распоряжение построенный по инициативе художественного руководителя-директора Мариинского театра Валерия Гергиева Концертный зал на улице Декабристов, 37. 2 мая 2013 года открылась новая сцена Мариинского театра (Мариинский-2).

Мариинский театр

Мариинский театр

Мариинский театр — крупнейший музыкальный театр России, настоящий символ русской культуры. Балетный коллектив театра — один из старейших в стране, сыгравший важнейшую роль в развитии русского хореографического искусства. Его оперная труппа также снискала себе славу во всем мире. До сих пор Мариинский театр — это огромное, магически притягательное пространство и неповторимая атмосфера, особый мир со своими законами, изумительные постановки, блеск мировых звезд, громкие премьеры и незабываемые события.

Сэкономь на путешествии!

Общая информация

Здание театра, построенное в 1860 г. архитектором Кавосом, -одно из красивейших не только в России, но и во всем мире. Великолепное убранство зрительного зала в основном сохранилось до наших дней. Мягкое сияние позолоты, голубой тон обивки и драпировок, пышная царская ложа и огромная хрустальная люстра — таков уникальный колорит этого самого лирического театрального зала Европы. Великолепный занавес, ставший эмблемой Мариинского театра, создан в 1914 г. по эскизам выдающегося театрального художника Александра Головина.

При создании театр был назван в честь императрицы Марии Александровны, супруги Александра II. В 1935 г. его переименовали в театр имени Кирова, после перестройки ему возвращено название Мариинский. Художественным руководителем театра является один из лучших дирижеров мира Валерий Гергиев.

Сцена этого театра помнит таких прославленных балетмейстеров и танцовщиков, как Нижинский, Павлова, Карсавина, Петипа, Нуриев, Барышников, Дудинская, здесь пели Шаляпин и Собинов. Театр уникален в отношении сохранения балетного наследия. Например, спектакль «Жизель» идет здесь с 1842 г. До сих пор здесь можно наслаждаться такими шедеврами хореографического искусства, как балет «Лебединое озеро» образца 1890 г. В том же 1890 г. состоялась премьера «Пиковой дамы» Чайковского — «самой петербургской оперы», по словам одного из критиков. Балет Глазунова «Раймонда» со дня своего первого представления в 1898 г. был показан более 370 раз.

Не так давно на месте бывшего Декорационного магазина (ул. Декабристов, 37) открылся новый Концертный зал Мариинского театра, рассчитанный на 1100 мест. В нем проходят симфонические концерты оркестра Мариинского театра и гастрольных коллективов. В настоящее время открыта вторая сцена Мариинского театра.

Мариинский театр (Mariinskiy Theatre)

  • Фото
  • Фото: главная
  • Самые популярные фото
  • Новые фото
  • Фото недели
  • Лидеры недели
  • Фотоподборки
  • Фотографы
  • Фото от топ-фотографов
  • Рейтинг фотографов
  • Информация
  • Описание места
  • Фото
  • Проживание и ночлег
  • Экскурсии и гиды
  • Полезное
  • Отзывы и Оценки
  • Вопросы и советы
  • Заметки и статьи
  • Посетили место

Чтобы добавить место в путеводитель необходимо авторизоваться

Общая информация

АдресРоссия, Театральная площадь, д. 1, Санкт-Петербург, 190000
Телефон+7 (812) 326 4141Emailtickets@mariinsky.ruСайтwww.mariinsky.ruКатегорияАрхитектура, памятники > Театры

Фотографии

Мариинский театр

Мариинский театр

Мариинский театр

Мариинский театр

Описание места

Мариинский театр, основанный по указу Екатерины II в 1783 году и расположенный на Театральной площади Санкт-Перебурга, является одним из старейших театров России, символом и одним из ярчайших очагов искусства страны. Как в прошлом, так и сегодня театр играет огромную роль в мировой культуре.

В 30-е годы 18 века в Петербурге оперны и балетные придворные спектакли давались в помещениях, которые мало подходили для таких целей. 5 октября 1783 года постановкой оперы Дж. Паизиелло «Мир луны» был торжественно открыт Большой Каменный театр на Карусельной площади, ныне носящей имя Театральной.

В 1849 года напротив Каменного театра по проекту архитектора Кавоса был построен Конный Цирк, где давались и театральные представления. После пожара цирк был восстановлен и 2 октября 1860 года оперой М. Глинки «Жизнь за царя» открылся в новом качестве — теперь он предназначался только для театральных постановок. Этот день считается второй датой рождения Мариинского театра, получившего свое имя в честь жены императора Александра II Марии Федоровны.

Уже тогда Мариинский театр красотой и великолепием затмевал крупнейшие европейские театры. В конце 19 века у него появился еще один корпус с просторным вестибюлем, фойе и парадные лестницы. Великолепные интерьеры Мариинского театра прославили его не меньше, чем великие певцы, танцоры, дирижеры и балетмейстеры, творившие на его сцене. Во время блокады Ленинграда здание театра сильно пострадало, но уже к осени 1944 года было практически восстановлено. В 1968-1970 годах в результате реконструкции были значительно усовершенствованы сцена и оркестровая яма театра. В 2006 году труппа и оркестр театра получили в своё распоряжение Концертный зал на улице Декабристов.

На сцене Мариинки в разное время выступали выдающиеся оперные певцы Шаляпин, Ершов, Фигнер, Собинов, Рейзен. Не менее прославлены имена танцоров Мариинского балета — Истоминой, Семеновой, Кшесинской, Нижинского, Улановой, Павловой, Нуриева, Барышникова. И сегодня на его сцене блистают звезды мировой величины, а сам Мариинский театр стоит в одном ряду с ведущими мировыми театрами оперы и балета.

Мариинский театр (Основная сцена)

Мариинский театр

М ариинский театр – один из ведущих музыкальных театров России и мира. Театр ведет свою историю с 1783 года, когда по указу Екатерины II была учреждена труппа для представления драматических и оперных спектаклей в только что открытом на Театральной площади Большом Каменном театре (позднее перестроенным под Консерваторию). Здесь прозвучали первые русские классические оперы – «Жизнь за царя» (1836) и «Руслан и Людмила» (1842) Глинки. Здание, в котором сегодня размещается историческая сцена театра, было построено архитектором Альберто Кавосом в 1859 году на противоположной стороне Театральной площади на месте пострадавшего от пожара Театра-цирка. В следующем году на эту сцену была перенесена основная часть спектаклей, тогда же театр получил имя Мариинский в честь Марии Александровны – супруги императора Александра II. В дальнейшем театр сменил несколько названий, почти 60 лет носил имя С. М. Кирова, а в 1992 вновь вернул историческое имя.

В XIX веке Мариинский театр обрел статус главной музыкальной сцены России: здесь прошли премьеры опер Даргомыжского, Мусоргского, Бородина, Чайковского, Римского-Корсакова, впервые в России исполнялся зарубежный репертуар, в том числе почти все оперы Вагнера. Высокое реноме театр сохранил и в следующем столетии, когда на его сцене появились новые произведения: оперы Р. Штрауса, Берга, Прокофьева, балеты Шостаковича, Глиэра, Асафьева, Хачатуряна, ставшие классическими образцами жанра. На протяжении всей истории театра в его труппе работали блестящие артисты, чье мастерство признано во всем мире. Сегодня в труппе 18 обладателей звания «Народный артист России» и 70 – «Заслуженный артист России». В репертуаре – более двухсот постановок, охватывающих два с половиной столетия истории музыки.

В 1988 году музыкальным руководителем театра был избран Валерий Гергиев, с 1996 года он занимает пост художественного руководителя-директора. Гергиев ввел в репертуар ряд новых спектаклей и инициировал появление новых площадок театра – Концертного зала и Мариинского-2. Центром всего комплекса по-прежнему остается здание на Театральной площади. На исторической сцене идут классические спектакли европейского (Моцарт, Россини, Верди, Пуччини) и русского (Бородин, Мусоргский, Чайковский, Римский-Корсаков, Прокофьев) оперного репертуара, а также балеты, неизменно пользующиеся успехом у публики.

Мариинский театр открывает новую сцену

2 мая на Торжественном гала открытия нового театра выступят звезды музыкальной сцены, за дирижерским пультом концерта – Валерий Гергиев.

В концерте примут участие и юные артисты: детский хор Мариинского театра и ученики Академии русского балета имени А.Я. Вагановой. «Крупные проекты не могут быть успешными без участия детей, – уверен Валерий Гергиев. – Поэтому в начале мая мы обязательно покажем тех, кем Петербург сможет гордиться совсем скоро».

Накануне официального открытия, первого мая, звездный гала-концерт увидят старейшие сотрудники театра и ветераны ВОВ и труда, представители творческой и научной интеллигенции города.

Инаугурация нового театра продолжится 3 мая: в 14.00 Анна Нетребко споет заглавную партию в опере П. Чайковского «Иоланта», а в 19.00 будет дан балет Дж. Баланчина «Драгоценности» с участием Ульяны Лопаткиной, Екатерины Кондауровой, Данилы Корсунцева и Владимира Шклярова.

4 мая в программе гала Дианы Вишнёвой и опера Дж. Верди «Набукко» в постановке Дмитрия Бертмана. Главные партии исполнят Мария Гулегина и Пласидо Доминго. Оперой продирижирует Валерий Гергиев.

Московский Пасхальный фестиваль стартует сразу после открытия нового театра и пройдет с 5 по 16 мая. Он будет посвящен 70-летию одного из ключевых сражений Великой Отечественной войны: битве на Курской дуге (05.07.-23.08.1943). А в День Победы на Поклонной горе состоится традиционный концерт Симфонического оркестра Мариинского театра.

В программе Двенадцатого Пасхального фестиваля отражены и знаковые для музыкальной культуры даты – юбилеи Вагнера, Верди, Даргомыжского, Рахманинова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *