Мария Микулина — полная биография

Мария Микулина — полная биография

Биография Юрия Никулина

Мария Микулина - полная биография

(1921 — 1997)

Юрий Никулин родом из Смоленской области города Демидова. Родился артист в 1921 году 18 декабря. Отец Юрия Никулина был артистом в драматическом театре, а мать актрисой в том же театре. Юрий с детства был активным поклонником театральной жизни. Учился Юрий Никулин в образцовой школе на средние оценки. В 1925 году будущий артист с семьей переехал в Москву, где отец устроился работать в газету «Известия».

Уже в 1939 году Юрия Владимировича Никулина забрали в армию, где он нес службу в зенитных войсках под Ленинградом. Там он сильно обморозил ноги, когда протягивал линию связи. Вскоре Никулин демобилизовался. В 1946 году Юрий Никулин поступает в студию клоунады на Цветном бульваре. В этом отец полностью поддержал будущего артиста.

Биография Юрия Никулина богата забавными контрастными историями. Главное в творчестве известного актера кино и цирка – это беспредельное чувство юмора. За внешним глупым видом просматривалась мудрость и ранимая душа. Юрий Никулин работал в жанре клоунады, при этом сохраняя дистанцию между маской и актером. Таким образом, его персонаж был многогранен и невозмутим. Биография Юрия Никулина полна знаменитых жанровых сценок, благодаря которым во время одной из них он познакомился со своей будущей супругой.

Мария Микулина - полная биография

Юрий Никулин работал не только на манеже, но и реализовывал себя в других жанрах. В биографии Юрия Никулина насчитывается более 40 фильмов, где он исполняет как комедийные роли, так и трагические. Первый фильм, в котором снялся Никулин, назывался «Девушка с гитарой». Его роль была хоть и эпизодической, но очень эффективной. Актерский стиль Юрия Никулина был наполнен простотой и убедительностью.

В 1959 году актер снимается в киноленте «Неподдающиеся», где играет роль дебошира. Важный этап в карьере Юрия Никулина начинается в 1961 году, когда он снимается в фильме «Пес Барбос и необычный кросс». Благодаря этому фильму, о Никулине узнала вся страна.

Фильм «Самогонщики» имел невероятный успех в 1961 году. Известная троица (Никулин – Вицин — Моргунов), снявшаяся в фильме, стала культовым символом советского кинематографа.

Биография Юрия Никулина располагает интересными фактами, которые касаются знаменитого фильма «Кавказская пленница». Актеру пришелся не по душе сценарий, и он наотрез отказался сниматься в киноленте. Но режиссер фильма (Гайдай) приложил немало усилий, чтобы Юрий Никулин изменил свое решение. Режиссер пообещал актеру, что съемки будут полны импровизации, и первоначальный сценарий, таким образом, будет полностью изменен. Результат был ошеломляющим: «Кавказская пленница» стала популярной комедией, где снялась известная троица.

В 1984 году Никулин занял должность директора цирка в Москве, а уже к середине 80-х знаменитый артист убедил Председателя Совета Министров Рыжкова выделить огромную сумму на постройку нового цирка. Уже в 90-х годах цирк на Цветном бульваре был готов принимать посетителей.

Мария Микулина - полная биография

В 1997 году Юрия Владимировича Никулина не стало. Он умер от болезни сердца. Юрий Никулин оставил двоих сыновей, один из которых продолжает дело отца. Максим Никулин работает в дирекции цирка на Цветном бульваре.

Юрий Никулин — биография, информация, личная жизнь

Юрий Владимирович Никулин

Мария Микулина - полная биография

Юрий Владимирович Никулин (18 декабря 1921, Демидов — 21 августа 1997, Москва). Выдающийся советский и российский актёр, артист цирка (клоун), телеведущий. Участник Великой Отечественной войны. Народный артист СССР (1973). Герой Социалистического Труда (1990).

Юрий Никулин родился 18 декабря 1921 года в городе Демидове (бывшее Поречье, ныне Смоленская область).

Отец, Владимир Андреевич Никулин (1898-1964), демобилизовавшись из Красной Армии и окончив курсы Политпросвета, устроился в драматический театр в Демидове.

Вскоре Владимир Андреевич организовал передвижной театр «Теревьюм» — театр революционного юмора. Сам ставил спектакли и много играл.

В том же театре служила актрисой и его мать, Лидия Ивановна Никулина (1902-1979).

В 1925 году его семья перебралась в Москву.

В столице Владимир Андреевич продолжил заниматься любимым ему делом — писал интермедии, конферансы и репризы для эстрады, цирка. Позднее он устроился работать в газеты «Известия» и «Гудок».

Мать Юрия не работала, занимаясь домашним хозяйством и воспитанием сына.

Юрий Никулин в детстве

Мария Микулина - полная биография

Два раза в неделю Никулины посещали театр, возвращаясь домой, горячо обсуждали пьесу, игру актеров. Таким образом, Юрий Никулин уже с детских лет оказался в центре театральной жизни Москвы.

Поначалу он пошел в престижную школу. В ней его отец вел драматический кружок. Участвовал в нем и Юрий. Под руководством Владимира Андреевича ученики ставили отрывки из самых различных пьес, начиная от детских и заканчивая классикой. Так в «Детстве» Максима Горького Юрий играл самого Пешкова.

После окончания седьмого класса, когда стали отбирать лучших учеников в восьмой, Юрия, несмотря на заслуги перед школой отца, решили не оставлять — плохо учился.

Поэтому доучивался Юрий уже в самой обычной средней школе № 346. Как он сам писал в книге мемуаров «Почти серьёзно. », «в нашу 346-ю обыкновенную школу, куда я перешёл, никакие делегации не приезжали, не приходили к нам и писатели, артисты не устраивали для нас концерты».

Впрочем, сам он был очень рад переходу в новую школу: «В ней учились ребята из нашего двора. Теперь я, как и все, мог перелезать через забор, сокращая путь от дома к школе».

8 ноября 1939 года после окончания средней школы был призван в Красную армию, служил в 115-м зенитно-артиллерийском полку. Во время советско-финской войны зенитная батарея, где он служил, находилась под Сестрорецком и охраняла воздушные подступы к Ленинграду.

Юрий Никулин — 1940 год

Мария Микулина - полная биография

В Великую Отечественную войну воевал под Ленинградом. Весной 1943 года заболел воспалением лёгких и был отправлен в ленинградский госпиталь, а сразу после выписки оказался контужен во время авианалёта на Ленинград.

Юрий Никулин на фронте (третий слева в верхнем ряду)

Мария Микулина - полная биография

После выписки в августе 1943 года Никулин был направлен в 72-й отдельный зенитный дивизион под Колпино. Был демобилизован в мае 1946 года в звании старшего сержанта.

За время войны был награждён медалями «За отвагу» (первоначально был представлен к ордену Славы III степени), «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией».

После окончания войны пытался поступить во ВГИК и театральные институты, куда его не приняли, так как комиссии не обнаруживали в нём актёрских способностей.

В конце концов, поступил в студию клоунады при Московском цирке на Цветном бульваре. Закончив обучение, стал работать ассистентом вместе с необычайно тогда популярным клоуном Карандашом.

25 октября 1948 года произошло его первое самостоятельное выступление на манеже цирка. Выступал он вместе со своим напарником Борисом Романовым, а репризу подготовил его отец.

Мария Микулина - полная биография

Работая у него, Юрий Никулин познакомился с Михаилом Шуйдиным. Вместе с Карандашом Никулин и Шуйдин неоднократно ездили на гастроли по стране и набирались циркового опыта. Никулин проработал с Карандашом два с половиной года, после чего в 1950 году Шуйдин и Никулин вместе ушли от Карандаша из-за рабочего конфликта.

Начав работать самостоятельно, они составили знаменитый клоунский дуэт Никулин и Шуйдин, хотя по характеру артисты были совершенно разные.

Никулин перестал выступать, когда ему исполнилось 60 лет, в 1981 году, и перешёл на должность главного режиссёра цирка на Цветном бульваре.

Мария Микулина - полная биография

С 1982 года Никулин — директор цирка. При нём для цирка было построено полностью новое здание, открытие которого произошло в 1989 году.

Всего строительство продолжалось четыре года. Строительство цирка вела финская строительная фирма «Polar», о чём сам Никулин пишет в своей книге «Почти серьёзно».

Юрий Никулин — Бревнышко

Юрий Владимирович проработал в родном цирке 50 лет.

Юрий Никулин — Анекдоты

В 1958 году Юрий Никулин впервые снялся в кино. В то время режиссер Файнциммер приступал к съемкам музыкальной комедии «Девушка с гитарой» по сценарию Владимира Полякова и Бориса Ласкина. На один из эпизодов никак не могли найти подходящего актера. Вот тогда Владимир Поляков и предложил попробовать Никулину. Тот первоначально отказался. Артист еще помнил, как ему когда-то заявили, что он не годится для кино. Однако потом он все-таки изменил свое решение. Никулину досталась роль пиротехника.

На успешный дебют Никулина обратил внимание другой режиссер с «Мосфильма» — Юрий Чулюкин. Он предложил артисту роль пройдохи Клячкина в своей комедии «Неподдающиеся». В процессе съемок в фильм вошло столько комических эпизодов (в том числе и с участием Никулина), что он превратился в комедию «Неподдающиеся».

Вскоре Юрий Никулин был приглашен Эльдаром Рязановым на главную роль в его новой картине «Человек ниоткуда». В этом же фильме должен был сниматься знаменитый актер Игорь Ильинский. Он и сделал Никулину неожиданное предложение: перейти работать из цирка в Малый театр. Предложение выглядело заманчивым, но Никулин все же отказался. «Если бы это случилось лет десять назад, то я пошел бы работать в театр с удовольствием. А начинать жить заново, когда тебе уже под сорок, — вряд ли имеет смысл», — ответил он.

Едва начавшиеся съемки комедии «Человек ниоткуда» внезапно были приостановлены. Что-то в сюжете картины не устраивало руководство киностудии, и фильм отложили до лучших времен. Вернулся к нему Рязанов только через год, но теперь уже на главные роли он пригласил других актеров — Сергея Юрского и Юрия Яковлева. Никулину же достался лишь маленький эпизод.

Знаменитым на всю страну Юрий Никулин стал в начале 60-х благодаря короткометражке Леонида Гайдая «Пес Барбос и необычный кросс». Пригласил его попробоваться в этой картине один из ассистентов режиссера. При первой же встрече, внимательно оглядев актера со всех сторон, Гайдай сказал: «В картине три роли. Все главные. Это Трус, Бывалый и Балбес. Балбеса хотим предложить вам». Своим же ассистентам он заявил: «Ну, Балбеса искать не надо. Никулин — то, что нужно».

Во всем фильме не произносилось ни слова, все строилось на веселых трюках. Никулина практически не гримировали. По словам Гайдая, у него и так было смешное лицо. Актеру лишь приклеили большие ресницы, которыми он так забавно хлопал.

Короткометражка «Пес Барбос и необычный кросс» вошла пятым фильмом в киноальманах «Совершенно серьезно». Однако именно она принесла успех всему фильму и более того — зажила самостоятельной жизнью. Она породила уникальный эксцентрический феномен трех героев-масок советского кинематографа — Балбеса, Труса и Бывалого, принеся настоящую славу и Леониду Гайдаю, и знаменитой троице: Никулин — Вицин — Моргунов.

Уже спустя несколько месяцев после завершения съемок «Пса Барбоса» Леонид Гайдай вновь использовал их в своей новой короткометражке, которая называлась «Самогонщики». А идею этого фильма подбросил Гайдаю Юрий Никулин. Дело в том, что в цирке дуэт Никулин — Шуйдин исполнял интермедию с таким названием. Идея режиссеру понравилась, и он вместе с Константином Бровиным сел за сценарий.

Фильм «Самогонщики» вышел на экран в 1961 году и имел огромный успех.

В том же 1961 году Юрий Никулин снялся в одной из лучших своих картин — фильме Льва Кулиджанова «Когда деревья были большими». Это была первая драматическая роль актера. Никулин сыграл Кузьму Кузьмича Иорданова, который, потеряв во время войны семью, совершенно опустился.

Фильм вышел на экраны страны в 1962 году, вызвав большой успех у зрителей. В судьбе же самого актера фильм имел очень важное значение. Именно после него к Юрию Никулину изменилось отношение режиссеров Они увидели в нем актера, который способен играть не только комические роли типа Балбеса, но серьезные драматические роли.

Юрий Никулин — «Влип» («Фитиль», 1962)

Успешные работы в кино привели к тому, что Никулина теперь знала вся страна. Даже в цирк зрители теперь ходили на Никулина не как на клоуна, а как на Балбеса из знаменитой троицы. Фильмы с его участием продолжали выходить один за другим. Чаще режиссеры все же использовали комический характер актера.

В 1962 году Леонид Гайдай снял Никулина в роли жулика в картине «Деловые люди» по новеллам О. Генри.

Затем актер появился в лирической комедии Эльдара Рязанова «Дайте жалобную книгу» и еще в нескольких картинах.

В 1964 году режиссер Семен Туманов предложил Юрию Никулину роль лейтенанта милиции Глазычева в киноповести «Ко мне, Мухтар!». Первоначально актер было отказался. Роль была очень интересная и серьезная, но Никулин посчитал: «Я же не могу играть милиционера! Я в последних двух фильмах играл жуликов!» И все же режиссер смог уговорить актера, тем более что на кандидатуре Никулина настаивал и автор сценария Израиль Меггер. Меггер пришел к этому решению, когда увидел Никулина в картине «Когда деревья были большими».

Во второй половине 60-х годов Юрий Никулин вновь снялся в роли Балбеса в комедиях Леонида Гайдая. Первоначально это была новелла в киноальманахе «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», а затем знаменитая троица, наконец, появилась в полнометражном фильме «Кавказская пленница».

Мария Микулина - полная биография

Интересно то, что с «Кавказской пленницей» у Гайдая неожиданно возникли трудности. И причиной тому стал Никулин. Актеру не понравился сценарий, и он категорически отказался сниматься. Режиссеру стоило немалого труда уговорить его изменить свое решение. Решающим моментом стало то, что Гайдай пообещал Никулину, что на съемках будет много импровизации и от первоначального сценария мало что останется. В результате «Кавказская пленница» стала лучшей комедией, где снялась троица Никулин-Вицин-Моргунов. Трудно найти человека, который не видел бы этот фильм хотя бы два раза, большинство фраз и эпизодов из фильма «ушли в народ».

В 1966 году, как раз между съемками в «Операции «Ы» и «Кавказской пленницы» Никулин снялся в серьезной драматической роли монаха Патрикея в знаменитой картине «Андрей Рублев» Андрея Тарковского. Правда фильм вышел в прокат лишь спустя пять лет, да и то ограниченным тиражом.

Большой успех ждал Никулина в 1969 году, когда он снялся в веселой, зажигательной комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука». Впервые Гайдай доверил актеру роль не жулика, а тихого и скромного экономиста Семена Семеновича Горбункова. Никулин удивительно точно и естественно соединил в роли и искрометный комизм, и иронию, и тонкий лиризм. Партнерами Никулина стали замечательные актеры Андрей Миронов и Анатолий Папанов. В итоге комедию «Бриллиантовая рука» можно по праву считать лучшим фильмом Леонида Гайдая.

В 1970 году Никулин сыграл роль дворника Тихона в комедии «Двенадцать стульев». А спустя два года Гайдай предложил ему роль управдома Бунши в фильме «Иван Васильевич меняет профессию». Однако цирковое руководство не отпустило Никулина на съемки, и в итоге Буншу сыграл Юрий Яковлев. Сыграл, к слову, замечательно.

Юрия Никулина любил и режиссер Эльдар Рязанов. Еще в 1964 году он очень хотел снять его в роли Юрия Деточкина в фильме «Берегись автомобиля». Актера уже утвердили на роль, но и тогда вмешалось цирковое руководство — актера отправили в длительные зарубежные гастроли. Рязанов отправился жаловаться самому министру кинематографии Алексею Романову, но тому не понравился сценарий, и он отказался помогать картине.

Снять в своей картине Юрия Никулина Рязанову удалось только через семь лет — в 1971 году. Никулину довелось сыграть следователя прокуратуры Мячикова в комедии «Старики-разбойники».

В 1974 году Сергей Бондарчук доверил Никулину роль солдата Некрасова в фильме «Они сражались за Родину». Стоит отметить, что Бондарчук еще в начале 60-х собирался снять Никулина в картине «Война и мир» в роли капитана Гушина, но цирк в который раз встал поперек. Он же не отпустил актера на съемки фильма Бондарчука «Ватерлоо», где Никулин должен был сыграть английского офицера.

В 1975 году на драматическую роль военного журналиста Лопатина в фильме «Двадцать дней без войны» Никулина пригласил режиссер Алексей Герман. Причем это приглашение далось режиссеру нелегко. Многие на киностудии были категорически против этой кандидатуры, но конфликт разрешил Константин Симонов, по книге которого фильм снимался: он одобрил выбор режиссера.

В 80-е годы Юрий Никулин снимался в кино очень мало. Зато именно в эти годы им была сыграна замечательная драматическая роль деда Лены Бессольцевой (Кристина Орбакайте) в картине Ролана Быкова «Чучело».

Болезнь и смерть Юрия Никулина:

В конце июля 1997 года Никулину внезапно стало плохо, и он обратился к врачам. Осмотр выявил серьезные проблемы с сердцем. Нужна была срочная операция, которую могли сделать либо в Москве, либо за границей. Место выбирал сам артист, назвавший имя А. Бронштейна.

Операция состоялась 5 августа 1997 года. Обычно такие операции длятся минут 20-30. Но в самый последний момент у Никулина закрылся сосуд, и произошла остановка сердца. Врачам ценой огромных усилий удалось вновь его «завести».

После этого было принято решение продолжить операцию, поскольку без этого актер был обречен на смерть. Однако цена этого оказалась слишком высокой: пока Никулин находился в состоянии клинической смерти, у него пострадали все органы — печень, почки, мозг. Борьба за жизнь Никулина продолжалась 16 дней. И все эти дни центральная пресса чуть ли не ежечасно сообщала о состоянии здоровья любимого артиста. До этого ни один российский гражданин (со времен Сталина) не удостаивался такого внимания.

Для спасения Никулина были предприняты беспрецедентные усилия: известнейшие специалисты страны находились рядом с ним днем и ночью, использовались лучшие в мире медикаменты и самая совершенная аппаратура. Однако чуда не произошло — 21 августа в 10 часов 16 минут утра сердце Никулина остановилось.

Юрий Владимирович Никулин похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 5).

Памятник Никулину на Новодевичьем кладбище

Мария Микулина - полная биография

Личная жизнь Юрия Никулина:

В 1949 году Юрий Никулин познакомился с девушкой Татьяной Покровской. Вскоре она стала его женой.

Вот что она сама рассказывает об этой встрече: «Я училась в Тимирязевской академии на факультете декоративного садоводства и очень увлекалась конным спортом. В академии была прекрасная конюшня. А в конюшне — очень смешной жеребенок-карлик, с нормальной головой, нормальным корпусом, но на маленьких ножках. Звали его Лапоть. Об этом прослышал Карандаш и приехал эту лошадку посмотреть. Лошадка понравилась, и Карандаш попросил нас с подругой научить ее самым простым трюкам. Потом лошадку привезли в цирк, и Карандаш познакомил нас с Юрием Владимировичем Никулиным, который был у него в учениках. Юрий Владимирович пригласил нас посмотреть спектакль. Подруга моя пойти не смогла, я пошла одна, сидела на прожекторе. Играли очень смешную сценку: Карандаш вызывал из зала якобы одного зрителя и учил его ездить на лошади. Но именно когда я пришла на спектакль, Юрий Владимирович, который играл роль зрителя во время этого номера, попал под лошадь. Она его так избила, что его увезли на «Скорой» в Склифосовского. Я чувствовала себя виноватой и стала его навещать. А через полгода мы поженились. ».

14 ноября 1956 года в семье Никулиных родился сын Максим.

Юрий Никулин и жена Татьяна

Мария Микулина - полная биография

Мария Микулина - полная биография

Мария Микулина - полная биография

Юрий Никулин с мамой, женой Татьяной и Ниной Гребешковой

Мария Микулина - полная биография

Татьяна Николаевна Никулина (14 декабря 1929 — 26 октября 2014, Москва) тоже снималась в кино, работала артисткой цирка до 1981 года. В 2002 году была награждена орденом Почёта.

Юрий Никулин с сыном Максимом

Мария Микулина - полная биография

Максим Никулин окончил журфак, долго работал на радио, потом на телевидении вел программу «Утро». Однако затем перешел на работу в дирекцию цирка на Цветном бульваре, который отныне носит имя его отца.

У Максима Юрьевича трое детей: Мария (род. 1981), Юрий (род. 1986) и Максим (род. 1988).

Юрий Никулин с внуками

Мария Микулина - полная биография

Близкими друзями Юрия Никулина были Олег Табаков, Леонид Гайдай и самая крупная в СССР иностранная звезда — индийский актёр и режиссёр Радж Капур.

Фильмография Юрия Никулина:

1958 — Девушка с гитарой — пиротехник
1959 — Неподдающиеся — Василий Клячкин
1960 — Яша Топорков — Проша
1960 — Мёртвые души — Официант (нет в титрах)
1961 — Пёс Барбос и необычный кросс — Балбес
1961 — Человек ниоткуда — старшина милиции
1961 — Когда деревья были большими — Кузьма Кузьмич Иорданов
1961 — Друг мой, Колька! — Вася
1961 — Самогонщики — Балбес
1961 — Укрощение строптивой — руководитель церковного хора мальчиков
1962 — Деловые люди (новелла «Родственные души») — грабитель
1962 — Молодо-зелено — шофёр Николай
1963 — Без страха и упрёка — клоун в цирке
1963 — Большой фитиль — Петя-Петушок, вор-домушник
1964 — Ко мне, Мухтар! — Глазычев
1965 — Операция «Ы» и другие приключения Шурика — Балбес
1965 — Дайте жалобную книгу — продавец
1965 — Фантазёры — человек на пляже
1965 — Маленький беглец — камео
1966 — Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика — Балбес
1966 — Андрей Рублёв — Патрикей
1968 — Бриллиантовая рука — Семён Семёныч Горбунков
1968 — Семь стариков и одна девушка — Балбес
1968 — Новенькая
1970 — Денискины рассказы — камео
1971 — Старики-разбойники — Николай Сергеевич Мячиков
1971 — Телеграмма — Фёдор Фёдорович
1971 — 12 стульев — дворник Тихон
1972 — Точка, точка, запятая — папа Лёши
1975 — Они сражались за Родину — рядовой Некрасов
1976 — Приключения Травки — клоун Чичимори
1976 — Двадцать дней без войны — Василий Николаевич Лопатин
1976 — мф Бобик в гостях у Барбоса (мультфильм) — Бобик/Дедушка
1979 — Тут. недалеко — приезжий
1982 — Не хочу быть взрослым — клоун на телевидении
1983 — Чучело — Николай Николаевич Бессольцев, дедушка Лены
1983 — Киножурнал «Ералаш», выпуск № 38 — дядя Юра
1989 — Цирк для моих внуков
1991 — Капитан Крокус и тайна маленьких заговорщиков — текст от автора.

Памятник Бывалому, Трусу и Балбесу в Хабаровске

Мария Микулина - полная биография

♦ В память о Ю. Никулине названа малая планета (4434) Никулин, открытая астрономом Крымской астрофизической обсерватории Людмилой Журавлёвой 8 сентября 1981 года.

♦ В сентябре 2000 года недалеко от здания цирка, в котором более 50 лет работал Ю.Никулин, появился памятник работы скульптора Рукавишникова, изображающий актёра рядом с автомобилем из фильма «Кавказская пленница».

Памятник Никулину возле цирка на Цветном бульваре

Мария Микулина - полная биография

♦ У здания цирка в Тюмени арена с тремя клоунами Ю. Никулиным, Карандашом и Олегом Поповым.

♦ Московский цирк на Цветном бульваре носит имя Ю. В. Никулина.

♦ В 2010 году в Перми появился памятник «Гайдаевской тройке» напротив кинотеатра «Кристалл».

♦ В 2011 году на родине артиста в городе Демидове Смоленской области был открыт памятник.

♦ В ноябре 2011 года в Курске, перед зданием цирка, установлен памятник клоунам Юрию Никулину и Михаилу Шуйдину.

♦ В 2011 в Сочи у здания морпорта установлена скульптурная экспозиция, изображающая кадры из фильма «Бриллиантовая рука» (фильм частично снимался в Адлере и Сочи). В экспозиции представлены А.Миронов, А.Папанов, Ю.Никулин, актриса Нина Гребешкова, играющая роль жены в фильме и мальчик в роли сына.

♦ В 2012 году в Иркутске около здания цирка появился памятник Леониду Гайдаю и «Гайдаевской троице».

♦ Московская школа-интернат № 15 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, циркового профиля с 2001 года носит имя Юрия Владимировича Никулина. 20 декабря 2006 года к 85-летию со дня рождения артиста и к 10-летию школы-интерната был открыт Мемориальный музей Ю. В. Никулина.

Юрий Никулин

Мария Микулина - полная биография

Юрий Никулин родился 18 декабря 1921 года в городе Демидов (Россия). 21 августа 1997 года Юрий Никулин скончался.

Отец будущего артиста, Владимир Андреевич, после демобилизации из Красной Армии работал в местном драматическом театре. Там же мать Юрия Никулина, Лидия Ивановна, была актрисой.

В 1925 году семья Никулиных переехала в Москву. В школе Юрий Никулин занимался в драмкружке, преподавателем которого был его отец.

В1939 году будущий артист Юрий Никулина был призван в армию, в войска зенитной артиллерии. Демобилизоваться после срочной службы Юрий Никулин не успел: началась Великая Отечественная война. Он воевал в составе зенитной батареи.

Начало карьеры

Во время службы в армии Никулин не оставил своего увлечения театром. Он принимал активное участие в художественной самодеятельности и его комический талант пользовался большим успехом у однополчан.

После окончания войны Юрий Никулин решил поступать в театральный вуз. Он подал документы во ВГИК (Институт кинематографии), ГИТИС( Институт театрального искусства) и училище им. Щепкина при Малом театре, но везде его ждала неудача: по мнению комиссии, абитуриент не годился для кино.

Тогда Юрий Никулин решил попробовать себя в другом жанре и без труда поступил в студию клоунады при Московском государственном цирке на Цветном бульваре.

Первое самостоятельное выступление артиста на манеже прошло 25 октября 1948 года. Юрий Никулин выступал со своим напарником Борисом Романовым, и вскоре они отправились на гастроли с Карандашом, самым популярным клоуном страны.

Дебют Юрия Никулина в кино состоялся в 1958 году: он сыграл небольшую роль в музыкальной комедии Александра Файнциммера Девушка с гитарой. Сцены с Юрием Владимировичем показались публике самыми смешными и на начинающего актера обратили внимание и другие режиссеры.

Звездный час

В 1961 году Юрий Никулин впервые появился на экране в образе Балбеса в компании Евгения Моргунова и Георгия Вицина. Позже Трус, Балбес и Бывалый стали героями нескольких комедий Леонида Гайдая, среди которых Самогонщики (1961), Операция Ы и другие приключения Шурика (1965) и Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика (1967).

В 1968 году на экраны вышла комедия Бриллиантовая рука, ставшая одной из известнейших работ Юрия Никулина. Позже он снялся в фильмах Старики-разбойники (1971), 12 стульев (1971), Точка, точка, запятая… (1972).

Среди его актерских работ были не только комические роли. Так, в картинах Когда деревья были большими (1962) и Андрей Рублев (1966) раскрылся и драматический талант Юрия Никулина.

Особенно следует отметить военные драмы Они сражались за родину (1975) и Двадцать дней без войны (1976), ставшие одними из лучших картин с участием актера.

В 80-е годы Юрий Никулин снимался мало. Последним фильмом с его участием стала приключенческая лента Капитан Крокус, вышедшая в 1991 году.

На манеже актер перестал выступать в 60 лет. В 1981 году Юрий Никулин занял пост главного режиссера цирка на Цветном бульваре, а через год стал директором цирка.

С 1993 года и до самой смерти он вел юмористическую передачу Белый попугай, пользовавшуюся большим успехом у зрителей.

В конце июля 1997 года у артиста обнаружились серьезные проблемы с сердцем. Проведенная в начале августа операция прошла неудачно, и 21 августа 1997 года Юрий Никулин скончался.

Личная жизнь

Жена Юрия Владимировича – Татьяна Никулина, снималась в кино, работала артисткой цирка до 1981 года. 14 ноября 1956 года в семье Никулиных родился сын Максим Юрьевич Никулин. У актера есть старшая внучка Мария (1981) и два внука: Юрий Никулин (1986) и Максим Никулин (1990).

Среди близких друзей Юрия Никулина были Олег Табаков, Георгий Вицин и самая крупная в СССР иностранная звезда, актер и режиссер Радж Капур.

Фильмография

  • 1958 – Девушка с гитарой
  • 1959 – Неподдающиеся
  • 1960 – Пес Барбос и необычный кросс
  • 1961 – Человек ниоткуда
  • 1961 – Когда деревья были большими
  • 1961 – Друг мой, Колька!
  • 1961 – Самогонщики
  • 1961 – Укрощение строптивой
  • 1962 – Деловые люди. Новелла Родственные души
  • 1962 – Молодо-зелено
  • 1963 – Без страха и упрека
  • 1963 – Большой фитиль
  • 1964 – Ко мне, Мухтар!
  • 1965 – Операция Ы и другие приключения Шурика Балбес
  • 1965 – Дайте жалобную книгу
  • 1965 – Фантазеры
  • 1965 – Маленький беглец
  • 1966 – Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика
  • 1966 – Андрей Рублев
  • 1968 – Бриллиантовая рука
  • 1968 – Семь стариков и одна девушка
  • 1968 – Новенькая
  • 1970 – Денискины рассказы
  • 1971 – Старики-разбойники
  • 1971 – Телеграмма
  • 1971 – 12 стульев
  • 1972 – Точка, точка, запятая
  • 1975 – Они сражались за Родину
  • 1976 – Приключения Травки
  • 1976 – Двадцать дней без войны
  • 1976 – Бобик в гостях у Барбоса
  • 1979 – Тут. недалеко
  • 1982 – Не хочу быть взрослым
  • 1983 – Чучело
  • 1983 – Киножурнал Ералаш
  • 1989 – Цирк для моих внуков
  • 1991 – Капитан Крокус

Награды

  • 1990 – Герой Социалистического Труда
  • Заслуженный артист России
  • 1973 – Народный артист СССР
  • 1970 – Государственная премия России имени братьев Васильевых
  • 1995 – Премия кинофестиваля Кинотавр в номинации Премия президентского Совета за творческую карьеру
  • 1980, 1990 – Два ордена Ленина
  • 1985 – Орден Отечественной войны II степени
  • 1996 – Орден За заслуги перед Отечеством III степени
  • 1958 – Медаль За трудовую доблесть
  • 1945 – Медаль За отвагу
  • Медаль За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.
  • Медаль За оборону Ленинграда
  • Орден Знак Почета
  • Орден Трудового Красного Знамени

Подготовлено по материалам открытых источников.

Биография Никулина Юрия Владимировича

Мария Микулина - полная биография

Биография Никулина Юрия Владимировича

Биография, история жизни Никулина Юрия Владимировича

Никулин Юрий Владимирович (18.12.1921, Демидов Смоленская губерния — 21.08.1997, Москва) – советский и российский актер, клоун.

Отец Юрия Никулина Владимир Андреевич, демобилизовавшись из Красной Армии и окончив курсы Политпросвета, устроился в драматический театр в Демидове (бывшее Поречье) Смоленской губернии. Там же работала актрисой и будущая мама Юрия Лидия Ивановна. Вскоре Владимир Андреевич организовал передвижной театр «Теревьюм» – театр революционного юмора, сам ставил спектакли и много играл.

18 декабря 1921 года у Никулиных родился сын Юрий, а спустя четыре года семья перебралась в Москву. В столице Владимир Андреевич продолжил заниматься любимым ему делом – писал интермедии, конферансы и репризы для эстрады, цирка. Позднее он устроился работать в газеты «Известия» и «Гудок». Мать нигде не работала, в основном занимаясь домашним хозяйством и воспитанием сына. Два раза в неделю Никулины посещали театр, возвращаясь домой, горячо обсуждали пьесу, игру актеров. Таким образом, Юрий Никулин уже с детских лет оказался в центре театральной жизни столицы.

В школе, в которой учился Юрий Никулин, его отец вел драматический кружок. Естественно, что участвовал в нем и Юрий. Под руководством Владимира Андреевича ученики ставили отрывки из самых различных пьес, начиная от детских и заканчивая классикой. Так, в «Детстве» Максима Горького Юрий играл самого Пешкова.

Учился Никулин в очень престижной школе и, надо сказать, учился весьма средне. Поэтому, когда после окончания седьмого класса стали отбирать лучших учеников в восьмой, то его, несмотря на заслуги перед школой отца, решили не оставлять. Таким образом, доучивался Юрий уже в самой обычной школе-новостройке, чему, кстати был очень рад: «В ней учились ребята из нашего двора. Теперь я, как и все, мог перелезать через забор, сокращая путь от дома к школе».

В 1939 году Юрий окончил десять классов и тогда же был призван в армию, в войска зенитной артиллерии. О своей воинской службе он вспоминал: «Ко мне поначалу некоторые относились с иронией. Больше всего доставалось во время строевой подготовки. Когда я маршировал отдельно, все со смеху покатывались. На моей нескладной фигуре шинель висела нелепо, сапоги смешно болтались на тонких ногах…». Спасало Никулина то, что он нисколько не обижался, а смеялся вместе со всеми.

Уже через месяц после начала службы в армии грянула война с Финляндией. Юрий Никулин, как и многие его сослуживцы, написал заявление: «Хочу идти в бой комсомольцем». Бои шли совсем рядом, финны рвались к Ленинграду. Но участвовать в боевых действиях ему все же не довелось. Зенитная батарея Никулина находилась под Сестрорецком и охраняла воздушные подступы к северной столице.

На втором году службы Никулин заболел плевритом и его после лечения в госпитале на время перевели с батареи санитаром в санчасть. Там он пробыл около года, после чего вернулся. В апреле 1941 года он стал готовиться к демобилизации. Но попасть домой Никулину было не суждено. 22 июня 1941 года началась война…

Уже с первых дней войны батарея Никулина открыла огонь по фашистским самолетам, которые прорывались к Ленинграду, закидывали Финский залив глубинными минами. В составе зенитной батареи Никулин воевал до весны 1943 года, дослужился до звания старшего сержанта. Затем он дважды побывал в госпитале – после воспаления легких и после контузии. После выздоровления его направили в 72-й отдельный зенитный дивизион под Колпином.

О годах войны Юрий Владимирович вспоминал: «Не могу сказать, что я отношусь к храбрым людям. Нет, мне бывало страшно. Все дело в том, как тот страх проявляется. С одними случались истерики – они плакали, кричали, убегали. Другие переносили внешне спокойно. Но первого убитого при мне человека невозможно забыть. Мы сидели на огневой позиции и ели из котелков. Вдруг рядом с нашим орудием разорвался снаряд и заряжающему осколком оторвало голову. Сидит человек с ложкой в руках, пар идет из котелка, а верхняя часть головы срезана, как бритвой, начисто. ».

Победу Никулин встретил в Прибалтике. Однако домой попал не скоро. Демобилизацию проводили в несколько этапов и до него очередь дошла только через год после окончания войны. Он уволился из армии 18 мая 1946 года.

«Вас вряд ли будут снимать в кино…»

Как уже говорилось, еще в школе Юрий Никулин занимался в театральном кружке. Служа в армии, он так же принимал активное участие в художественной самодеятельности. Его однополчане были просто в восторге от комического таланта Никулина. Поэтому, демобилизовавшись из армии, он был просто уверен, что поступит в какой-либо из театральных институтов.

Летом 1946 года он подал документы во ВГИК, но с третьего тура был внезапно снят экзаменационной комиссией. Ему заявили следующее: «В Вас, конечно, что-то есть, но для кино Вы не годитесь. Не тот у Вас профиль, который нам нужен. Скажем Вам прямо: Вас вряд ли будут снимать в кино. Это мнение всей комиссии. Если Вы действительно любите искусство, то советуем Вам пойти в театральный институт. ».

Последовав совету, Юрий Никулин подал документы сразу в два театральных заведения – ГИТИС и училище им. Щепкина при Малом театре. Но и здесь его ждала неудача. Не приняли Никулина и во вспомогательный состав театра МГСПС, а также в ряд других творческих училищ и студий. Отчаянию не было предела… Наконец удача улыбнулась в студии при Ногинском театре, которым руководил режиссер Константин Воинов. Но учиться в ней ему пришлось недолго…

В сентябре 1946 года Никулин узнал о наборе в студию клоунады при Московском государственном цирке на Цветном бульваре. Он решил рискнуть и в этом его поддержал отец: «Пусть Юра рискнет. В цирке экспериментировать можно. Работы – непочатый край. Если он найдет себя, выдвинется. А в театре? Там слишком много традиции, все известно, полная зависимость от режиссера. В цирке многое определяет сам артист».

В отличие от театральных институтов, в цирковую студию Никулин поступил без особенных проблем. И это при том, что экзамены прошли лишь 18 человек из нескольких сот желающих поступить.

25 октября 1948 года произошло его первое самостоятельное выступление на манеже цирка. Выступал он вместе со своим напарником Борисом Романовым, а репризу подготовил его отец. Вскоре Никулин и Романов отправились на гастроли уже с самим Карандашом – популярнейшим в те годы клоуном. Чуть позже у Никулина появился новый напарник – Михаил Шуйдин.

В 1949 году Юрий Никулин познакомился с девушкой Татьяной Покровской, которая вскоре стала его женой. Вот что она сама рассказывала об этой встрече: «Я училась в Тимирязевской академии на факультете декоративного садоводства и очень увлекалась конным спортом. В академии была прекрасная конюшня. А в конюшне – очень смешной жеребенок-карлик с нормальной головой, нормальным корпусом, но на маленьких ножках. Звали его Лапоть. Об этом прослышал Карандаш и приехал эту лошадку посмотреть. Лошадка понравилась, и Карандаш попросил нас с подругой научить ее самым простым трюкам. Потом лошадку привезли в цирк, и Карандаш познакомил нас с Юрием Владимировичем Никулиным, который был у него в учениках. Юрий Владимирович пригласил нас посмотреть спектакль. Подруга моя пойти не смогла, я пошла одна, сидела на прожекторе. Играли очень смешную сценку: Карандаш вызывал из зала якобы одного зрителя и учил его ездить на лошади. Но именно когда я пришла на спектакль, Юрий Владимирович, который играл роль зрителя во время этого номера, попал под лошадь. Она его так избила, что его увезли на «скорой» в Склифосовского. Я чувствовала себя виноватой и стала его навещать. А через полгода мы поженились. ».

14 ноября 1956 года в семье Никулиных случилось прибавление – родился сын Максим. Сын Ю. Никулина Максим окончил журфак, долго работал на радио, потом на телевидении вел программу «Утро». Однако затем перешел на работу в дирекцию цирка на Цветном бульваре, который позже стал носить имя его отца. У него трое детей – дочь Мария (1981 года рождения), старший сын Юрий (1986 года рождения) и младший Максим (1990).

Первые роли в кино

В 1950 году Никулин и Шуйдин ушли от Карандаша. Выступали они достаточно удачно и даже были в 1955 году впервые направлены с гастролями за границу.

А в 1958 году Юрий Никулин впервые снялся в кино. В то время режиссер Файнциммер приступал к съемкам музыкальной комедии «Девушка с гитарой» по сценарию Владимира Полякова и Бориса Ласкина. На один из эпизодов никак не могли найти подходящего актера. Вот тогда Владимир Поляков и предложил попробовать Никулина. Тот первоначально отказался. Артист еще помнил, как ему когда-то заявили, что он не годится для кино. Однако потом он все-таки изменил свое решение.

Никулину досталась роль пиротехника, который показывает отборочной комиссии свой коронный номер – фейерверк. Фильм имел неплохой прием у публики и занял в прокате 10-е место. Однако самыми смешными эпизодами в нем оказались именно те, в которых участвовал Никулин. Над его незадачливым пиротехником, который своим фейерверком едва не спалил сначала экзаменационный кабинет, а затем и целый отдел в магазине, зритель смеялся больше всего.

На успешный дебют Никулина обратил внимание другой режиссер с «Мосфильма» – Юрий Чулюкин. Он предложил артисту роль пройдохи Клячкина в своей комедии «Неподдающиеся». Вообще-то первоначально этот фильм задумывался как серьезный рассказ о перевоспитании трудной молодежи. Даже название было соответствующее – «Жизнь начинается». Однако в процессе съемок в фильм вошло столько комических эпизодов (в том числе и с участием Никулина), что он превратился в комедию «Неподдающиеся».

Вскоре Юрий Никулин был приглашен Эльдаром Рязановым на главную роль в его новой картине «Человек ниоткуда». В этом же фильме должен был сниматься знаменитый актер Игорь Ильинский. Он и сделал Никулину неожиданное предложение: перейти работать из цирка в Малый театр. Предложение выглядело заманчивым, но Никулин все же отказался. «Если бы это случилось лет десять назад, то я пошел бы работать в театр с удовольствием. А начинать жить заново, когда тебе уже под сорок, вряд ли имеет смысл», – ответил он.

Едва начавшиеся съемки комедии «Человек ниоткуда» внезапно были приостановлены. Что-то в сюжете картины не устраивало руководство киностудии, и фильм отложили до лучших времен. Вернулся к нему Рязанов только через год, но теперь уже на главные роли он пригласил других актеров – Сергея Юрского и Юрия Яковлева. Никулину же достался лишь маленький эпизод.

Знаменитым на всю страну Юрий Никулин стал в начале 60-х благодаря короткометражке Леонида Гайдая «Пес Барбос и необычный кросс». Пригласил его попробоваться в этой картине один из ассистентов режиссера. При первой же встрече, внимательно оглядев актера со всех сторон, Гайдай сказал: «В картине три роли. Все главные. Это Трус, Бывалый и Балбес. Балбеса хотим предложить Вам». Своим же ассистентам он заявил: «Ну, Балбеса искать не надо. Никулин – то, что нужно».

Фильм снимался практически без проб. Никакие сцены не репетировались. Режиссер подбирал тройку и все время смотрел, получается ли ансамбль. Юрий Никулин рассказывал: «На роль Бывалого утвердили Евгения Моргунова, которого до съемок я никогда не видел. Но мой приятель поэт Леонид Куксо не раз говорил: «Тебе надо обязательно познакомиться с Женей Моргуновым. Он удивительный человек: интересный, эмоциональный, побит юмор, розыгрыши. С ним не соскучишься. ». Почти не знал я и Георгия Вицина. Нравился он мне в фильме «Запасной игрок», где исполнял главную роль. Много я слышал и о прекрасных актерских работах Вицина в спектаклях Театра имени Ермоловой».

В то время Юрий Никулин был очень занят в цирке. И Гайдай пошел на то, чтобы подстроить время съемок под график работы артиста. Таким образом, каждое утро Никулин приезжал на съемки фильма, а вечером выступал в цирке.

Во всем фильме не произносилось ни слова, все строилось на веселых трюках. Никулина практически не гримировали. По словам Гайдая, у него и так было смешное лицо. Актеру лишь приклеили большие ресницы, которыми он так забавно хлопал.

Короткометражка «Пес Барбос и необычный кросс» вошла пятым фильмом в киноальманах «Совершенно серьезно». Однако именно она принесла успех всему фильму и более того – зажила самостоятельной жизнью. Она породила уникальный эксцентрический феномен трех героев-масок советского кинематографа – Балбеса, Труса и Бывалого, принеся настоящую славу и Леониду Гайдаю, и знаменитой троице – Никулин-Вицин-Моргунов.

Уже спустя несколько месяцев после завершения съемок «Пса Барбоса» Леонид Гайдай вновь использовал их в своей новой короткометражке, которая называлась «Самогонщики». А идею этого фильма подбросил Гайдаю Юрий Никулин. Дело в том, что в цирке дуэт Никулин — Шуйдин исполнял интермедию с таким названием. Идея режиссеру понравилась, и он вместе с Константином Бровиным сел за сценарий.

Фильм «Самогонщики» вышел на экран в 1961 году и имел огромный успех. Троица постепенно превращалась в культовый символ советского кинематографа…

«Когда деревья были большими»

В том же 1961 году Юрий Никулин снялся в одной из лучших своих картин – фильме Льва Кулиджанова «Когда деревья были большими». Это была первая драматическая роль актера. Никулин сыграл Кузьму Кузьмича Иорданова, который, потеряв во время войны семью, совершенно опустился.

Самое удивительное, что, приглашая Никулина на эту роль, Кулиджанов не видел ни одного фильма с его участием. Актера режиссер знал по цирку, при этом в веселом клоуне он сумел обнаружить черты непутевого Иорданова. И в своем выборе Кулиджанов не ошибся.

Юрий Никулин вспоминал: «Увидев режиссера Кулиджанова в первый раз, я подумал: «Вот так, наверное, должны выглядеть хорошие педагоги». Лев Александрович производил впечатление чижа спокойного, уравновешенного и собранного. «Как Вам роль?», – спросил он сразу. «Понравилась, но не знаю, смогу ли сыграть ее», – признался я чистосердечно. «Умоляю Вас, не играйте. Только не играйте! И вообще, не говорите слово «играть». Будьте сами собой. Считайте, что Ваша фамилия не Никулин, а Иорданов. И живете Вы в Москве, в старом доме. Вам пятьдесят лет. Вы побродите по улицам, зайдите в магазины, присмотритесь к людям, похожим на Вашего героя. Они встречаются в Москве». Этот совет я выполнил. Ходил около пивных, мебельных магазинов, смотрел, примеривался. ».

Насколько удачно актер вошел в образ, можно судить по одной забавной истории. В самый первый съемочный день, когда снимался эпизод в мебельном магазине, Никулин приехал на съемочную площадку в гриме и костюме Иорданова и хотел было войти в магазин. Однако директор магазина внезапно загородил ему проход. Трехдневная щетина и мятый костюм Никулина произвели на него соответствующее впечатление. «Куда Вы, гражданин?», – грозно спросил директор. «Мне в магазин», – ответил Никулин. «Нечего Вам там делать!», – еще более насупил брови директор. «Да я актер, в фильме снимаюсь». – «Знаем мы таких артистов! С утра глаза зальют и ходят, «спектакли» разыгрывают! Идите прочь, пока я милицию не позвал!».

В этот момент к месту событий подошел сам Кулиджанов и заступился за актера. От слов режиссера у директора глаза округлились еще больше. А режиссер откровенно радовался: «Ну, если народ Вас так воспринимает, значит, в образ Вы вошли прекрасно».

Фильм вышел на экраны страны в 1962 году, вызвав большой успех у зрителей. В судьбе же самого актера фильм имел очень важное значение. Именно после него к Юрию Никулину изменилось отношение режиссеров Они увидели в нем актера, который способен играть не только комические роли типа Балбеса, но серьезные драматические роли.

Роли первой половины 60-х

Успешные работы в кино привели к тому, что Никулина теперь знала вся страна. Даже в цирк зрители теперь ходили на Никулина не как на клоуна, а как на Балбеса из знаменитой троицы. Фильмы с его участием продолжали выходить один за другим. Чаще режиссеры все же использовали комический характер актера. Так, в 1962 году Леонид Гайдай снял Никулина в роли жулика в картине «Деловые люди» по новеллам О. Генри. Затем актер появился в лирической комедии Эльдара Рязанова «Дайте жалобную книгу» и еще в нескольких картинах.

В 1964 году режиссер Семен Туманов предложил Юрию Никулину роль лейтенанта милиции Глазычева в киноповести «Ко мне, Мухтар!». Первоначально актер было отказался. Роль была очень интересная и серьезная, но Никулин посчитал: «Я же не могу играть милиционера! Я в последних двух фильмах играл жуликов!». И все же режиссер смог уговорить актера, тем более, что на кандидатуре Никулина настаивал и автор сценария Израиль Меггер. Меггер пришел к этому решению, когда увидел Никулина в картине «Когда деревья были большими».

Сюжет фильма был, в принципе, элементарным. Собака, преданно ждавшая на вокзале свою легкомысленную хозяйку, попала в руки лейтенанта милиции, который решил сделать из пса своего верного напарника в деле защиты социалистической законности. Разумеется, Мухтар должен доказать, на что он способен, и даже подвергнуться почти смертельному риску при поимке очередного преступника. При этом создатели фильма сумели избежать криминально-мелодраматического надрыва. И немалая заслуга в этом Юрия Никулина, который очень точно нашел ту нужную манеру актерской игры. На экране он общался с четвероногим партнером не просто как с равным себе, но и по правилам особой условной игры, проникнутой живым и неподдельным юмором.

Роли второй половины 60-х

Во второй половине 60-х годов Юрий Никулин вновь снялся в роли Балбеса в комедиях Леонида Гайдая. Первоначально это была новелла в киноальманахе «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», а затем знаменитая троица наконец появилась в полнометражном фильме «Кавказская пленница». Интересно то, что с «Кавказской пленницей» у Гайдая неожиданно возникли трудности. И причиной тому стал… Юрий Никулин. Актеру не понравился сценарий и он категорически отказался сниматься. Режиссеру стоило немалого труда уговорить его изменить свое решение. Решающим моментом стало то, что Гайдай пообещал Никулину, что на съемках будет много импровизации и от первоначального сценария мало что останется. В результате «Кавказская пленница» стала лучшей комедией, где снялась троица Никулин-Вицин-Моргунов. Трудно найти человека, который не видел бы этот фильм хотя бы два раза, большинство фраз и эпизодов из фильма «ушли в народ».

В 1966 году, как раз между съемками в «Операции «Ы» и «Кавказской пленницы», Никулин снялся в серьезной драматической роли монаха Патрикея в знаменитой картине «Андрей Рублев» Андрея Тарковского. Правда, фильм вышел в прокат лишь спустя пять лет, да и то ограниченным тиражом.

Большой успех ждал Никулина в 1969 году, когда он снялся в веселой, зажигательной комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука». Впервые Гайдай доверил актеру роль не жулика, а тихого и скромного экономиста Семена Семеновича Горбункова. Никулин удивительно точно и естественно соединил в роли и искрометный комизм, и иронию, и тонкий лиризм. Партнерами Никулина стали замечательные актеры Андрей Миронов и Анатолий Папанов. В итоге комедию «Бриллиантовая рука» можно по праву считать лучшим фильмом Леонида Гайдая.

К началу 70-х Юрий Никулин был не просто популярным, а горячо любимым народом актером. Режиссеры с большим удовольствием приглашали его в свои картины. Продолжал его снимать и Леонид Гайдай. В 1970 году Никулин сыграл роль дворника Тихона в комедии «Двенадцать стульев». А спустя два года Гайдай предложил ему роль управдома Бунши в фильме «Иван Васильевич меняет профессию». Однако цирковое руководство не отпустило Никулина на съемки, и в итоге Буншу сыграл Юрий Яковлев. Сыграл, к слову, замечательно.

Юрия Никулина любил и режиссер Эльдар Рязанов. Еще в 1964 году он очень хотел снять его в роли Юрия Деточкина в фильме «Берегись автомобиля». Актера уже утвердили на роль, но и тогда вмешалось цирковое руководство – актера отправили в длительные зарубежные гастроли. Рязанов отправился жаловаться самому министру кинематографии Алексею Романову, но тому не понравился сценарий и он отказался помогать картине.

Снять в своей картине Юрия Никулина Рязанову удалось только через семь лет – в 1971 году. Никулину довелось сыграть следователя прокуратуры Мячикова в комедии «Старики-разбойники».

Продолжали приглашать Никулина и в драматических ролях. В 1974 году Сергей Бондарчук доверил Никулину роль солдата Некрасова в фильме «Они сражались за Родину». Стоит отметить, что Бондарчук еще в начале 60-х собирался снять Никулина в картине «Война и мир» в роли капитана Гушина, но цирк в который раз встал поперек. Он же не отпустил актера на съемки фильма Бондарчука «Ватерлоо», где Никулин должен был сыграть английского офицера. В свете этих фактов невольно задаешь себе вопрос: сколько же прекрасных ролей в кино потерял Никулин из-за работы в цирке?!

В 1975 году на драматическую роль военного журналиста Лопатина в фильме «Двадцать дней без войны» Никулина пригласил режиссер Алексей Герман. Причем это приглашение далось режиссеру нелегко. Многие на киностудии были категорически против этой кандидатуры, но конфликт разрешил Константин Симонов, по книге которого фильм снимался: он одобрил выбор режиссера. Правда, заартачился сам Никулин, который считал, что эта роль не для него. Вот что он сам вспоминал об этом: «Мы поехали с Германом ко мне домой. Пили чай и говорили о будущем фильме. Говорил в основном Герман. Страстно, взволнованно, убежденно, эмоционально. Его черные, большие, умные и немного грустные глаза в тот вечер меня подкупили. Как это произошло, до сих пор не пойму, но к половине второго ночи мое сопротивление было сломлено. Усталый, чуть раздраженный, мечтая только об одном – как бы поскорее лечь спать, – я согласился приехать в Ленинград на кинопробы. ».

Съемки проходили очень тяжело. Алексей Герман оказался очень требовательным режиссером. Порой он доводил актеров до отчаяния. Людмила Гурченко даже как-то призналась Никулину: «Ну что Герман от меня хочет? Я делаю все правильно. А он психует, нервничает и всем недоволен». Никулин несколько раз говорил с режиссером и даже один раз на повышенных тонах, но в то же время он продолжал доверять Герману. И оказалось, что режиссер был прав. Драма «Двадцать дней без войны» стала настоящим шедевром. Правда, когда фильм в 1976 году вышел на экран, руководящие чиновники сделали все возможное, чтобы его посмотрело как можно меньше зрителей. Уж очень непривычная, непомпезная военная действительность была изображена в картине. Фильм прокатывали малым экраном. Но все равно критика писала об удаче, отмечая работы Юрия Никулина, Людмилы Гурченко и Алексея Петренко. А спустя десять лет на Международном кинофестивале в Роттердаме картина была удостоена специального приза

В 80-е годы Юрий Никулин снимался в кино очень мало. Зато именно в эти годы им была сыграна замечательная драматическая роль деда Лены Бессольцевой (Кристина Орбакайте) в картине Ролана Быкова «Чучело».

Тогда же в 1984 году Юрий Владимирович был назначен на пост директора Московского цирка. В середине 80-х Никулину удалось уговорить Председателя Совета Министров СССР Николая Рыжкова выделить денежные средства на постройку нового цирка. И в начале 90-х полностью обновленный цирк на Цветном бульваре вновь открыл свои двери для зрителей.

В январе 1997 года в интервью газете «Совершенно секретно» Юрий Владимирович признался: «Про меня уже врут, пишут – великий клоун. Это про меня. Но какой великий, когда клоуны были лучше меня? Леня Енгибаров вобрал в себя многое великое, что полагалось нашему веку. Да, мы были хорошими клоунами, добротными клоунами. Но популярным меня сделало кино. Публика видела во мне Балбеса, и я публике подыгрывал. Я не считал Балбеса отрицательным героем, я его любил: странного, неунывающего, добродушного. Когда предлагали играть предателей или шпионов, я отказывался. ».

Это интервью оказалось одним из последних в жизни Никулина. В конце июля Никулину внезапно стало плохо и он обратился к врачам. Осмотр выявил серьезные проблемы с сердцем. Нужна была срочная операция, которую могли сделать либо в Москве, либо за границей. Место выбирал сам артист, назвавший имя все того же А. Бронштейна.

Операция состоялась 5 августа 1997 года. Обычно такие операции длятся минут 20-30. Но в самый последний момент у Никулина закрылся сосуд и произошла остановка сердца. Врачам ценой огромных усилий удалось вновь его «завести». После этого было принято решение продолжить операцию, поскольку без этого актер был обречен на смерть. Однако цена этого оказалась слишком высокой: пока Никулин находился в состоянии клинической смерти, у него пострадали все органы – печень, почки, мозг. Борьба за жизнь Никулина продолжалась 16 дней. И все эти дни центральная пресса чуть ли не ежечасно сообщала о состоянии здоровья любимого артиста. До этого ни один российский гражданин (со времен Сталина) не удостаивался такого внимания. Для спасения Никулина были предприняты беспрецедентные усилия: известнейшие специалисты страны находились рядом с ним днем и ночью, использовались лучшие в мире медикаменты и самая совершенная аппаратура. Однако чуда не произошло – 21 августа в 10 часов 16 минут утра сердце Юрия Никулина остановилось…

Основные награды и премии

Народный артист СССР (1973).

Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1970, за ряд комедийных ролей в кино).

Герой Социалистического Труда (1990).

Кавалер Ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени (1996).

Клавдия Никулина

Мария Микулина - полная биография

фотографии >>

Мария Микулина - полная биография

биография

Никулина Клавдия Тимофеевна

Родилась 13 ноября 1917года.

Народная артистка Бурятской АССР.
Заслуженная артистка РСФСР (1.11.1973).
Народная артистка РСФСР (23.03.1979).

Участница Великой Отечественной войны. Была медсестрой и прошла с санитарной сумкой путь от Москвы до Бреславля.

Работала в Амурском областном театре драмы и комедии. В 1948 году молодая москвичка приезжает в Улан-Удэ и поступает на сцену артисткой вспомогательного состава. Ее первая роль Тоси Чижовой, девушки-фронтовички в спектакле «Встреча с юностью» А. Арбузова сразу обратила внимание публики своей искренностью и душевной чистотой. В этой и других небольших ролях уже чувствовались большие творческие возможности молодой исполнительницы, и через год К. Никулина была переведена в основной состав труппы.

За 57 лет служения театру актриса сыграла более 300 ролей, воплотила немало сценических образов русской и зарубежной классики, показала разные грани женского характера, сумела тонко и глубоко исполнить образы современниц. Комедийный темперамент, живая веселость К. Никулиной блеснули в колоритном исполнении героинь А. Островского.
Ее роль Софьи в спектакле «Последние» М. Горького была удостоена диплома I степени Министерства культуры России.

Особое место в творчестве Никулиной занимала театральная лениниана. За блестящее воплощение роли матери Ленина на сцене театра актриса была удостоена звания «Народная артистка Бурятской АССР» и Всесоюзного диплома I степени.

Среди крупных сценических образов, созданных Клавдией Тимофеевной в 1980-90-ые годы, необходимо отметить Фру Альвинг в «Приведении» Ибсена, Ганну в «Вечере» Дударева, Жанну в одноименной пьесе Галина, госпожу Пернель в «Тартюфе» Мольера.

Клавдия Тимофеевна – человек сложной, но интересной судьбы. На ее долю выпало немало испытаний. И создавая различные сценические образы, она непременно обращалась к своему жизненному опыту. Не потому ли все героини Никулиной – от королев до простолюдинок – были так убедительны? Их страдания она пропускала через душу и сердце, умея вскрыть и показать вечно «женственное» в сочетании с твердой волей и мудростью сердца.
Член КПСС, бессменно работала секретарем партийной организации русского драматического театра.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *