Мария Шукшина — полная биография

Мария Шукшина — полная биография

Мария Шукшина

Мария Шукшина - полная биография

Мария Шукшина - полная биография

Мария Шукшина - полная биография

фотографии >>

Мария Шукшина - полная биография

Мария Шукшина - полная биография

Мария Шукшина - полная биография

Мария Шукшина - полная биография

биография

Шукшина Мария Васильевна

Родилась 27 мая 1967 года в Москве.

Дочь Василия Шукшина и Лидии Федосеевой-Шукшиной.

Впервые появилась на экране, когда ей было полтора года, в фильме Василия Шукшина «Странные люди», а немного позже — в «Печках-лавочках».

После окончания средней школы, поступила на факультет переводчиков Института иностранных языков им. Мориса Тореза.

Закончив институт, работала переводчицей и брокером на Российской сырьевой бирже.
Настоящий перелом в судьбе случился после встречи с режиссером Петром Ефимовичем Тодоровским, который предложил роль в фильме «Такая чудная игра».
На 70-летии В.М.Шукшина на Алтае, в Сростках, к актрисе обратился продюсер ОРТ Сергей Шумаков и предложил поработать в проекте «Жди меня». Мария согласилась и потом ни разу не пожалела о работе на этой программе, несмотря на то, что съемки иногда бывали очень тяжелые эмоционально.

Мария Шукшина:
«Только теперь я поняла, что чужого горя не бывает. Я плачу, часто не могу сдержать слезы прямо в кадре, особенно, когда дело касается потерянных детей».

Биография Марии Шукшиной

Родилась Мария 27мая 1968 года в семье кинорежиссёра, актера и писателя Василия Шукшина. В кино начала сниматься в возрасте одного года («Братка», 1969). В 1972 году в биографии Марии Шукшиной была сыграна еще одна роль в кино – в фильме «Печки-лавочки». Мария снялась в роли дочери в этом, а также следующем фильме – «Птицы над городом» (1974).

Высшее образование в биографии Шукшиной было получено в институте иностранных языков имени Тореза. По окончанию института Мария стала работать по специальности – переводчицей. При этом совместила переводческую деятельность с брокерской, когда стала работать на сырьевой бирже.

Сделав большой перерыв в актерском деле, в 1990 снялась в фильме «Вечный муж». С тех пор играла роли в 11 фильмах, из них в двух сериалах («Люди и тени», «Идеальная пара»). За свою биографию Мария Шукшина успела проявить себя также в роли телеведущей на проекте «Жди меня». В 2008 году ей было присвоено звание заслуженной артистки России. Дважды выходила замуж, имеет двоих детей.

Мария Шукшина

Мария Шукшина - полная биография

Очень часто в актерских династиях младшие поколения долго противятся тому, чтобы посвятить жизнь кино или театру, но в конечном итоге зов предков берет свое. Так было и в семье Шукшиных. Мария Шукшина — популярная актриса и телеведущая родилась в творческой семье: отец был писателем, актером и режиссером, мать — известной актрисой. Отец умер рано, а мама почти всегда была на съемках, поэтому Мария с сестрой воспитывали себя сами. Это во многом повлияло на становление сильного волевого характера девушки.

Впервые в кино Мария засветилась, будучи еще малышкой, девочке не было даже двух лет. А уже в семь лет была полноценная роль в фильме Птицы над городом. Но, несмотря на это, после окончания школы Шукшина решила поступать в иняз. Некоторое время она действительно работала переводчиком и планировала продолжать в этой же сфере. Но все изменил случай — в 1995 году Марии предложили роль в картине Американская дочь, и она согласилась, ведь съемки проходили в Сан-Франциско. Шукшина решила, что это прекрасный способ увидеть Америку. После этого Мария начала полноценные съемки в разных фильмах, ведь предложений от режиссеров у нее было достаточно.

Творческий багаж актрисы составил примерно полсотни картин. Всем известны лучшие фильмы с Марией Шукшиной — Приключения мага, Дорогая Маша Березина, Моя большая армянская свадьба, Я тебя люблю, Папа на все руки, Индиго, Террористка: Особо опасна, Моя безумная семья, Станица и др.

Также в 1998 году Мария становится телеведущей народной программы Жди меня. Чуткая Мария так проникалась историями героев программы, что быстро вызвала к себе симпатию зрителей.

Последний фильм с Марией Шукшиной, который вышел на экраны — Ищейка, но поклонники актрисы с нетерпением ждут новых ролей.

У Марии Шукшиной голубые глаза, русый от природы цвет волос, светлая кожа и средние губы. Форма лица прямоугольная, лоб средний, волосы прямые, густые. Мария Шукшина меняет цвет волос, отдавая предпочтение светлому. У актрисы средний прямой нос и прямоугольный подбородок. Рост актрисы — 180 см, татуировок нет.

Мария Шукшина

Мария Шукшина - полная биография

Мария Шукшина родилась 27 мая 1967 года в Москве (Россия), в семье известного советского кинодеятеля и писателя Василия Шукшина и актрисы Лидии Федосеевой-Шукшиной.

Начало карьеры

Уже в возрасте полутора лет Маша снялась в новелле Братка, вошедшей в киноальманах Странные люди 1969 года. После нее последовал фильм Печки-лавочки, вышедший на экраны в 1972 году.

После окончания средней школы Мария Шукшина поступила на факультет переводчиков Института иностранных языков им. Мориса Тореза, по окончании которого несколько лет проработала переводчицей на Российской сырьевой бирже. Но вскоре семейные гены дали о себе знать, и Мария стала вновь пробовать себя на актерском поприще.

Заметными работами Марии Шукшиной до 2000 года стали роли в лирической мелодраме Карена Шахназарова Американская дочь и драме Владимира Бортко Цирк сгорел, и клоуны разбежались.

Звездный час

Настоящий перелом в судьбе актрисы случился после встречи с режиссером Петром Ефимовичем Тодоровским, который предложил роль в фильме Такая чудная игра.

Вскоре последовали роли в фильмах и сериалах Люди и тени, Приключения мага, Дорогая Маша Березина, Возьми меня с собой, Не все кошки серы. Я тебя люблю, Служба доверия, Папа на все руки и других. Предложений сняться в главных ролях становилось все больше, актрисе оставалось только выбирать наиболее интересные, одна из таких ролей была сыграна в сериале Люди и тени. Секреты кукольного театра.

Образ сильной женщины с волевым характером, преодолевающей трагедии и превратности судьбы, стал ключевым в актерской профессии Марии Шукшиной.

В 2004 году в сериале Дорогая Маша Березина, Мария Шукшина играет порядочную топ-модель Катерину, которой приходится несладко в шоу-бизнесе среди похотливых и корыстных мужчин. А в сериале Брежнев актриса снимается в роли медсестры Нины Коровяковой. Девушка соблазняет Леонида Ильича и влияет на политические решения генсека.

Мария Шукшина любит экспериментировать в кинематографе. Когда появляется возможность сыграть в разножанровых картинах совершенно различных персонажей, она с радостью соглашается: например, в ее профессиональном арсенале присутствуют роли циркачки, бомжихи, роковой женщины.

В 2004 году Мария Шукшина приняла участие в многосерийном фильме Я тебя люблю, где актрисе довелось сыграть жену, узнавшей о многолетних изменах мужа. Одной из наиболее сильных ролей Марии оказалась работа в мелодраме Террористка Иванова.

В 2011 году на большие экраны страны вышла картина Моя безумная семья с участием Марии Шукшиной. В 2011 году также вышли проекты с Марией Шукшиной в главной роли – Дело гастронома № 1 и Сделано в СССР.

В 2012 году актриса сыграла главную роль Нины Беркутовой в социально-криминальной многосерийной драме Кто, если не я?.

Многие телезрители знают Марию Шукшину, в первую очередь, как ведущую программы Жди меня. Предложения о работе на телевидении Мария получала и ранее, но когда на 70-летии Василия Шукшина к актрисе обратился продюсер ОРТ Сергей Шумаков и предложил поработать в проекте Жди меня, Мария согласилась практически сразу и потом ни разу не пожалела о работе на этой программе, несмотря на то, что съемки иногда бывали очень тяжелые эмоционально.

Кроме того, Мария Шукшина является одним из членов жюри в телешоу Минута славы.

Личная жизнь

Впервые Мария Шукшина вышла замуж за своего однокурсника Артема Трегубенко, в 1989 году у них родилась дочь Анна. Однако через несколько лет супруги расстались.

Вторым мужем актрисы стал другой ее однокурсник – Алексей Касаткин, но и этот брак продлился недолго. После развода бывший муж Марии похитил их двухлетнего сына Макара, родившегося в 1998 году, и только после вмешательства правоохранительных органов мальчик вернулся к матери. По признанию Марии, это был самый ужасный период в ее жизни.

В августе 2005 года у Марии Шукшиной и ее третьего мужа, юриста Бориса Вишнякова, родились близнецы Фома и Фока. Однако спустя несколько лет, в 2011 году, Мария развелась с Борисом.

Фильмография

  • 1969 – Странные люди
  • 1972 – Печки-лавочки
  • 1974 – Птицы над городом
  • 1990 – Вечный муж
  • 1995 – Американская дочь
  • 1995 – Какая чудная игра
  • 1995 – Московская связь
  • 1998 – Цирк сгорел, и клоуны разбежались
  • 2001 – Идеальная пара
  • 2001 – Люди и тени
  • 2002 – Приключения мага
  • 2004 – Моя большая армянская свадьба
  • 2004 – Дорогая Маша Березина
  • 2004 – Узкий мост
  • 2004 – Не все кошки серы
  • 2004 – Я тебя люблю
  • 2005 – Брежнев
  • 2006 – Папа на все руки
  • 2007 – Саквояж со светлым будущим
  • 2007 – Служба доверия
  • 2008 – Без вины виноватые
  • 2008 – Возьми меня с собой
  • 2008 – Индиго
  • 2008 – Террористка Иванова
  • 2009 – Правосудие волков
  • 2009 – Похороните меня за плинтусом
  • 2009 – Крыша
  • 2009 – Возьми меня с собой 2
  • 2010 – Полиция Хоккайдо. Русский отдел
  • 2010 – Утомленные солнцем 2: Предстояние
  • 2011 – Сделано в СССР
  • 2011 – Дело гастронома № 1
  • 2011 – Моя безумная семья
  • 2011 – 20 лет без любви
  • 2012 – Кто, если не я?
  • 2012 – Каминный гость

Награды

  • 2008 – Заслуженная артистка России
  • 2006 – Медаль ордена За заслуги перед Отечеством II степени

Подготовлено по материалам открытых источников.

Мария Шукшина

Полное имя:Мария Шукшина
Дата рождения:27.05.1967
Профессия:Актриса, телеведущая
Рост:180 см
Вес:65 кг
Место рождения:
Знак зодиака:

Мария Шукшина родилась в семье писателя Василия Шукшина и актрисы Лидии Федосеевой-Шукшиной. У Маши есть младшая сестра Ольга и сводная сестра (родная только по матери) — Анастасия Воронина-Франсишку.

Уже в возрасте полутора лет Мария снялась в новелле «Братка», а в пять — в картине «Печки-лавочки». Несмотря на это, будущая звезда не стала поступать в театральное училище, предпочла ему Институт иностранных языков им. Мориса Тореза. Будучи студенткой четвертого курса, вышла замуж за сокурсника Артема Трегубенко. В браке в 1989 году родилась дочь Анна. После окончания института Маша несколько лет работала переводчицей на российской сырьевой бирже.

Вторым мужем Марии Шушкиной стал Алексей Касаткин — свидетель жениха на первой свадьбе. В браке в 1998 году родился сын Макар. Но и этот брак не продлился долго. Когда супруги развелись, отец выкрал 2-летнего сына. Актрисе пришлось обратиться в правоохранительные органы, чтобы вернуть ребенка домой.

В 1998 году Мария Шукшина впервые попробовала себя в роли телеведущей. Она участвовала в пробах разных каналов, отовсюду получила приглашения. Но выбрала проект Первого канала «Ищу тебя», который позже переименовали в «Жди меня».

В 2000 году Маша Шукшина получает предложение от Карена Шахназарова сыграть главную женскую роль в картине «Американская дочь». Эта роль приносит ей невероятную популярность и народную любовь.

Третий супруг Марии Шукшиной — юрист Борис Вишняков. От него у телеведущей родились близнецы Фока и Фома. Брак продлился шесть лет. После развода дети временно проживали с отцом. Пройдя череду судебных тяжб, Марии удалось отсудить детей.

В конце 2013 года у дочки Марии Шукшиной Анны родился сын Михаил. Телеведущая говорила в интервью, что она мечтала, чтобы в семье ее дочери первой появилась девочка. У Марии всегда были отличные отношения с дочерью Анной. Она закончила продюсерский факультет ВГИКа, некоторое время работала в ресторанном бизнесе в Санкт-Петербурге, затем вернулась в Москву, вышла замуж за бывшего однокурсника Константина.

Факты

Награды
[html]Заслуженная артистка России (2008)

Медаль «За заслуги перед Отечеством» II степени (2006)

Премия «Ника» в номинации «Лучшая женская роль» за роль в картине «Похороните меня за плинтусом» (2004)
Фильмы
1969 — Странные люди (новелла «Братка»)

1974 — Птицы над городом

1990 — Вечный муж

1995 — Американская дочь

1995 — Какая чудная игра

1995 — Московская связь

1998 — Цирк сгорел, и клоуны разбежались

2001 — Идеальная пара (серия «Отдохните магистр»)

Мария Сергеевна Шукшина (Куксина)

Василий Макарович Шукшин в документальной поэме «Вот моя деревня» о Марии Сергеевне говорил так: «А вот мать моя. Дважды была замужем, дважды осталась вдовой. Первый раз овдовела в 22 года, второй раз в 31 год, весной 1942. Много сил, собственно, всю жизнь отдала детям. Теперь думает, что сын ее вышел в люди, большой человек в городе. Пусть так думает. Я у нее учился писать рассказы». Всю свою жизнь Василий Шукшин очень тепло относился к матери. О его нежном отношении к ней говорят теплые, полные любви и благодарности письма Василия Макаровича. В одном из них, написанном в годы учебы во ВГИКе он говорил: «Живу очень интересно, мама. Очень доволен своим положением. Спасибо тебе за все, родная моя. Успехи в учебе отличные. У нас не как в других институтах, т. е. о результатах обучения известно сразу. (. ) Недавно у нас на курсе был опрос, кто у кого родители. У всех почти писатели, артисты, ответственные работники и т.д., доходит очередь до меня. Спрашивают: кто из родителей есть? Отвечаю: мать. Образование у нее какое? Два класса, отвечаю. Но понимает она у меня не менее министра».

Василий Макарович Шукшин говорил: «Мать — самое уважаемое, что ни есть в жизни, самое родное — вся состоит из жалости. Она любит свое дитя, уважает, ревнует, хочет ему добра — много всякого, но неизменно, всю жизнь — жалеет».

Биография

Родилась Мария Сергеевна Попова 14 октября 1909 года в семье Сергея Федоровича Попова, переселенца из Самарской губернии, обосновавшегося в Сростках в 1897 году. Она была седьмым ребенком из двенадцати детей Поповых. До замужества жила в родительской семье, разделяя все тяготы крестьянской жизни. Когда ей исполнилось семнадцать лет, к ней посватался местный парень Макар. Семья дала согласие на свадьбу. В 1929 году родился сын Василий, через два года — дочь Наталья (Таля, как ее называли домашние). Семья Шукшиных относилась к крестьянам-единоличникам, потом они вступили в колхоз.

26 марта 1933 года «как участник контрреволюционной повстанческой организации» был арестован муж Марии Макар. Его расстреляли в Барнауле 29 апреля. Молодая мать осталась одна с двумя маленькими детьми на руках: старшему в то время было четыре года, а младшей всего два. Ей пришлось очень тяжело, она даже хотела наложить на себя руки, отравиться вместе с детьми. Но удержалась от этого шага. Работала Мария на самых тяжелых работах, чтобы хоть как-то прокормить себя и малышей. Сама она так говорила об этом: «Всю жизнь и пласталась, чтобы только детей до ума довести. Меня за это иногда сестры осуждали. А я каждый день хотела скорее к детям прийти, рассказать им что-нибудь доброе, хорошее. Еще когда Вася маленький был, то дед, Сергей Федорович, бывало, говорил мне: »Береги детей, Мария, а особенно Васю. Он у тебя шибко ноне умный, не по годам»».

Через несколько лет после смерти мужа Мария вышла замуж за односельчанина Павла Куксина. Это был добрый работящий человек. В 1940 году всей семьей они переехали в город Бийск. Через год вернулись в родное село.

В начале войны Павла Куксина призвали в действующую армию. Погиб он в 1943 году. Мария овдовела во второй раз. Всю свою жизнь она стремилась к одной цели — детей на ноги поставить, вывести в люди, дать им образование. Когда в 1954 году Василий Шукшин решил уехать в Москву, чтобы исполнить свою мечту, выбиться в люди, Мария Сергеевна продала корову, чтобы помочь сыну с деньгами. Она всегда была в курсе всех его литературных и кинематографических дел, интересовалась его жизнью, помогала и словом и делом.

В фильме «Печки-лавочки», который снимался в родных местах Шукшина на Алтае в 1972 году, есть кадры с Марией Сергеевной. Во время съемок этого фильма Мария Сергеевна видела сына в последний раз. При расставании Василий Макарович сказал ей: «Поаккуратней будь, мама! Береги себя!» Подошел, обнял и расцеловал в обе щеки. Позже Мария Сергеевна говорила: «Не знала я, что это последняя встреча — никуда бы не отпустила его тогда от себя. »

За год до смерти Василий Макарович купил для матери жилье в Бийске. Дом в Сростках был продан.

Мария Сергеевна приехала на похороны сына в Москву, она хотела забрать его тело домой, ведь Василий Макарович хотел быть похороненным в родной деревне. Но ей не разрешили.

В ее доме после смерти сына все напоминало о Василии Макаровиче. На стенах висели портреты, везде лежали фотографии сына. Дом Марии Сергеевны был всегда открыт для людей, она всех привечала, если расспрашивали о Василии Макаровиче, то с удовольствием рассказывала о нем. Она жила памятью о сыне, вспоминала разные истории из его детства и отрочества, с трогательной любовью описывала эпизоды из его жизни, вспоминая те счастливые времена, когда она и Василий были вместе.

Умерла Мария Сергеевна 17 января 1979 года, всего на пять лет она пережила своего знаменитого сына.

Биография Василия Макаровича Шукшина

Дисциплина:История и исторические личности
Вид работы:биография
Язык:русский
Дата добавления:12.11.2015
Размер файла:11 Kb
Просмотров:4279
Загрузок:84

Все приложения, графические материалы, формулы, таблицы и рисунки работы на тему: Биография Василия Макаровича Шукшина (предмет: История и исторические личности) находятся в архиве, который можно скачать с нашего сайта. Приступая к прочтению данного произведения (перемещая полосу прокрутки браузера вниз), Вы соглашаетесь с условиями открытой лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная (CC BY 4.0) .

Биография Василия Макаровича Шукшина

Подготовил ученик 8-ого класса МОУ

(Марушинская средняя (полная) школа)

Василий Макарович Шукшин родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Бийского района Алтайского края.

Отец Шукшина, Макар Леонтьевич, с началом коллективизации был вынужден вступить в колхоз, работал механизатором на молотилках. В 1933 году был репрессирован.

Мать Василия Шукшина, Мария Сергеевна, через некоторое время после ареста мужа вышла замуж за односельчанина Павла Куксина. В 1942 год он погиб на фронте.

1944 год — Шукшин заканчивает школу-семилетку в родном селе и уезжает в город Бийск, где поступает в техникум. Доучиться не удается — нужно кормить мать и сестру, и Василий после третьего курса бросает учебу и устраивается слесарем на трест «Союзпроммеханизация».

1948 год — Василий Шукшин направлен работать в Калугу на турбинный завод, еще через несколько месяцев — во Владимир на тракторный завод.

1949 год — направление на строительство электростанции на станции Щербинка Московско-Курской железной дороги.

Этот же год — призыв в армию. Здесь Шукшин получает специальность радиста и продолжает службу в Севастополе, на одном из кораблей Черноморского флота.

1953 год — Василий Шукшин комиссован из армии по состоянию здоровья. Он возвращается в Сростки.

На свое малой родине будущий писатель сдает экстерном все экзамены, необходимые для получения должности учителя русского языка и литературы в классах средней школы. Одновременно в сельской школе Шукшин является директором. При этом его педагогическая карьера продолжается недолго.

1954 год — Василий Шукшин отправляется в Москву, поступать на сценарный факультет ВГИКа. На творческий конкурс он предъявляет несколько своих рассказов, и в то же время подает документы и на режиссерский факультет, отказавшись от актерского. Его принимают на режиссерский.

1956 год — Шукшин дебютирует в кино. Первой работой становится эпизодическая роль в фильме С. Герасимова «Тихий Дон»: матрос, выглядывающий из-за забора.

1957 год — во время прохождения практики в Одессе Шукшин получает предложение сняться в главной роли в фильме Марлена Хуциева «Два Федора».

1958 год — рассказ Василия Шукшина «Двое на телеге» впервые опубликован в журнале «Смена».

1959 год — премьера «Двух Федоров» в Доме кино в Москве проходит очень успешно. В этом же году актер снимается в фильме «Золотой эшелон».

1960 год — съемки в фильме «Простая история».

1961 год — Шукшин-режиссер заканчивает ВГИК и предъявляет комиссии свою дипломную работу «Из Лебяжьего сообщают». Комиссия встречает эту короткометражку без особого восторга. В этом же году подборка рассказов Василия Шукшина публикуется в журнале «Октябрь» («Правда», «Степкина любовь», «Леля Селезнева с факультета журналистики» и др.).

1962 год — актер за один год снимается сразу в нескольких фильмах: «Когда деревья были большими», «Мишка, Серега и я», «Мы, двое мужчин».

1963 год — издательство «Молодая гвардия» выпускает первый сборник рассказов Шукшина «Сельские жители».

Этот же год — в журнале «Новый мир» опубликовано несколько рассказов, на основе которых писатель создает сценарий для фильма «Живет такой парень». Съемки начинаются немедленно. Шукшин является не только автором сценария, но и режиссером. Среди актеров Белла Ахмадулина, с которой у Шукшина в ту пору был роман.

Этот же год — знакомство с Викторией Софроновой, редактором одного из московских журналов, вылившееся в серьезные отношения.

1964 год — картина «Живет такой парень» отправлена в Венецию, где получает главный приз на конкурсе детских и юношеских фильмов. При этом Шукшин недоволен: его лента записана как «комедия», хотя ничего комедийного, по мнению режиссера, в ней нет. Приходится выступать с пояснением к фильму в журнале «Искусство кино».

Лето этого же года — на съемках Шукшин знакомится с актрисой Лидией Федосеевой.

12 февраля 1965 года — рождение дочери Екатерины (от Виктории Софроновой).

Этот же год — выходит вторая книга рассказов Василий Шукшина «Там, вдали…». Одновременно писатель работает над темой о Степане Разине, задумав снять о нем исторический фильм. Он даже отправляется в поездку по Волге, чтобы своими глазами увидеть те места, где проходили восстания под предводительством атамана.

Идея фильма о Разине так и остается невоплощенной. Шукшин в течение многих лет убеждает начальство разрешить ему съемки, но получает один и тот же ответ: историческая тема неактуальна, снимать надо о современности.

1966 год — на экраны страны выходит картина Шукшина «Ваш сын и брат».

Этот же год — женитьба на Лидии Федосеевой.

1967 год — «Ваш сын и брат» удостаивается Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.

1968 год — рождение дочери Марии.

1969 год — Шукшин приступает к съемкам фильма «Странные люди» по мотивам собственных рассказов «Миль пардон, мадам!», «Думы» и «Чудик».

Этот же год — рождение дочери Ольги.

В 1969 году Василию Шукшину присваивается звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

1971 год — съемки фильма «Печки-лавочки», в котором режиссер Шукшин исполняет главную роль. В этом же году играет директора комбината в фильме «У озера», и получает за эту роль Госпремию СССР.

1973 год — начало съемок фильма «Калина красная». И вновь Василий Шукшин и режиссер, и сценарист, и актер, исполняющий главную роль.

Этот же год — выход очередного сборника рассказов «Характеры».

1974 год — премьера «Калины красной». Фильм производит на зрителей огромное впечатление. В этом же году картина получает главный приз на VII Всесоюзном кинофестивале в Баку, приз польских критиков «Варшавская сирена-73», приз международного фестиваля, проходившего в ФРГ, а год спустя — приз кинофестиваля в Югославии.

Этот же год — начало съемок в фильме Сергея Бондарчука «Они сражались за родину». В издательство сдается роман «Я пришел дать вам волю». Выходит четвертый сборник рассказов «Беседы при ясной луне».

2 октября 1974 года — Василий Макарович Шукшин умирает от сердечной недостаточности в станице Клетской Волгоградской области, на теплоходе «Дунай», где живут артисты, занятые в съемках. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

1976 год — Василий Шукшин посмертно становится лауреатом Ленинской премии.

Мария Шукшина - полная биография
Мария Шукшина - полная биография Сколько стоит заказать работу? Бесплатная оценка
Мария Шукшина - полная биографияПовысить оригинальность данной работы. Обход Антиплагиата.
Мария Шукшина - полная биографияСделать работу самостоятельно с помощью «РЕФ-Мастера» ©
Узнать подробней о Реф-Мастере Мария Шукшина - полная биография
Мария Шукшина - полная биографияКак правильно написать введение?
Подробней о нашей инструкции по введению Мария Шукшина - полная биография
Мария Шукшина - полная биографияКак правильно написать заключение?
Подробней о нашей инструкции по заключению Мария Шукшина - полная биография

Мария Шукшина - полная биография

биография по предмету История и исторические личности на тему: Биография Василия Макаровича Шукшина — понятие и виды, структура и классификация, 2017, 2018-2019 год.

Мария Шукшина - полная биографияЗаказать реферат (курсовую, диплом или отчёт) без рисков, напрямую у автора.

Мария Шукшина - полная биографияПохожие учебники и литература 2019: Мария Шукшина - полная биография Готовые списки литературы по ГОСТ
Мария Шукшина - полная биографияИстория отечества. Курс лекций
Мария Шукшина - полная биографияИстория. Справочник для подготовки к ЕГЭ
Мария Шукшина - полная биографияЦивилизации Древнего Востока
Мария Шукшина - полная биографияИстория нового времени
Мария Шукшина - полная биографияИстория России
Мария Шукшина - полная биографияИстория России с древних времён до начала 19 века
Мария Шукшина - полная биографияИстория Казахстана — экзаменационные билеты
Мария Шукшина - полная биографияИстория СССР
Мария Шукшина - полная биографияИстория отечества — полный курс лекций
Мария Шукшина - полная биографияИстория России 19-20 века
Мария Шукшина - полная биографияИстория Древних цивилизаций
Мария Шукшина - полная биографияИстория государственного управления в России
Мария Шукшина - полная биографияОтечественная история. Учебник
Мария Шукшина - полная биографияИстория нового времени. Лекции
Мария Шукшина - полная биографияИстория нового времени. Лекции 2
Мария Шукшина - полная биографияИстория нового времени. Лекции 3
Мария Шукшина - полная биографияРоссийская империя во второй половине XIX
Мария Шукшина - полная биографияРоссийская империя в конце XIX — начале XX века
Мария Шукшина - полная биографияИстория России XVIII века
Мария Шукшина - полная биографияРоссийская империя во первой половине XIX
Мария Шукшина - полная биографияИсточники отечественной истории государства и права кратко

Мария Шукшина - полная биографияПерейти в список рефератов, курсовых, контрольных и дипломов по
дисциплине История и исторические личности

Шукшин В.М.

Мария Шукшина - полная биография Мария Шукшина - полная биографияСкачать биографиюМария Шукшина - полная биография

Мария Шукшина - полная биографияВасилий Шукшин родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Бийского района Алтайского края в крестьянской семье.

Его родители были уроженцами той же местности и по социальному положению считались крестьянами-единоличниками, или середняками.

Когда в 1930 году началась сплошная коллективизация, их заставили вступить в колхоз. Глава семьи — Макар Леонтьевич Шукшин (1912—1933) — стал работать механизатором на молотилках, в деревне пользовался заслуженным уважением. Однако в дальнейшем это не спасло его от репрессий: в 1933 году Макара Леонтьевича арестовали и расстреляли, затем реабилитировали посмертно в 1956 году.

Мать, Мария Сергеевна (в девичестве Попова; во втором браке — Куксина) (1909 — 17 января 1979) взяла на себя все заботы о семье. Мария Сергеевна осталась без кормильца с двумя малолетками на руках. Глухое отчаяние наводило на страшные мысли: отравить себя и детей. Помощи ждать было неоткуда. У сестер своих детей семеро по лавкам. Судьба уберегла от греха. Затем пришло трезвое осознание того, что надо жить, если не ради себя, то хотя бы ради детей. И вскоре Мария Сергеевна вышла замуж повторно, за односельчанина Павла Куксина.

Отчима своего Павла Куксина Василий Шукшин позже вспоминал как человека редкой доброты. Женился он по любви. А как иначе? Ведь вдовую взял, да с двумя детьми. И только начала налаживаться жизнь, как грянула война народная. «Второй отец» Шукшина ушел на фронт, а через год принесли похоронку.

Так и стал тринадцатилетний Василий Макарович главным мужчиной и кормильцем в доме. По воспоминаниям очевидцев, Шукшин рос мальчишкой замкнутым, что называется, «себе на уме». В общении со сверстниками он держал себя строго и требовал, чтобы те называли его не Васей, а Василием. Те, естественно, не понимали подобных просьб и частенько насмехались над товарищем. В таких случаях Шукшин поступал соответственно своему характеру — убегал в протоки Катуни и скрывался на ее островах по несколько дней.

Лет в пятнадцать к Василию пришла первая любовь. Это была четырнадцатилетняя девочка из их села Маша Шумская. Как и все деревенские пары, они сидели на лавочке до рассвета, гуляли по берегу, мечтали. Он провожал ее с тырла.

«Сейчас пишут, что тырло — это посиделки, — вспоминает Мария Ивановна. — А это ведь не так. Место такое было: где сейчас музей в Сростках, и от него переулок к клубу. Там и собиралась молодежь, гармонист играл, девушки пели частушки, плясали. Вот это и называлось тырло».

В 1943 году в шестнадцать лет, окончив семь классов, Шукшин уехал из Сросток: хотел «выйти в люди». С 1943 по 1945 годы он учился в Бийском автомобильном техникуме (35 км от Сросток), но закончить его он так и не сумел — чтобы прокормить семью, пришлось учебу бросить и устраиваться на работу.

В 1945 году пошёл работать в колхоз в селе Сростки. В колхозе проработал недолго, в 1946 году покинул родное село. В 1947—1949 годах Шукшин работал слесарем на нескольких предприятиях треста Союзпроммеханизация: на турбинном заводе в Калуге, на тракторном заводе во Владимире.

В апреле 1949 года последовала новая смена рабочего места — на этот раз его отправили на строительство электростанции на станцию Щербинка Московско-Курской железной дороги. Там он проработал несколько месяцев, после чего попал на строительство железнодорожного моста на станции Голицыне. Именно там (в октябре) его и застала повестка из военкомата о призыве на действительную военную службу.

В 1949 году Шукшин был призван служить в Военно-Морской флот. Служил матросом на Балтийском флоте, затем радистом на Черноморском. Литературная деятельность Шукшина началась в армии, именно там он впервые попытался писать рассказы, которые читал своим сослуживцам. В 1953 году был демобилизован с флота из-за обнаружившейся язвы желудка, и он вернулся в село Сростки[2].

По рассказам самого Шукшина, ему стало плохо прямо на палубе. Его скрутила такая адская боль, что он едва не потерял сознание. Видя это, врач приказал нескольким матросам срочно доставить его на берег. А на море в это время разыгрался шторм. Но иного выхода не было, и Шукшина положили в шлюпку. Позже В. Шукшин так вспоминал об этом: «Вот так раз — и вверх, а потом вниз проваливаешься. А боль — прямо на крик кричал: «Ребята, ребята, довезите!» Стыдно, а не могу, кричу. А они гребут. Не смотрят на меня, гребут. Довезли».

Вскоре медицинская комиссия Главного военного госпиталя Черноморского флота комиссовала Шукшина.

Возвращение в родные пенаты

После возвращения в 1953 году в родные Сростки, Василий и Мария сыграли свадьбу. Мария Ивановна говорит, что это было самое счастливое время. Василий экстерном сдал экзамены за 10 классов и поступил на работу в школу сельской молодежи в качестве учителя 5-7-х классов (преподавал русский язык и литературу) и одновременно директора.

Затем поступил было в автомобильный техникум, но вскоре понял, что и это не его стезя — поршни и цилиндры вгоняли его в тоску. Те же чувства он испытал, когда устроился работать инструктором Бийского райкома партии. И вот тогда Шукшин решил отправиться в Москву, поступать на сценарный факультет ВГИКа.

Мария не препятствовала мужу, поскольку видела, что тот просто бредил Москвой. Поддержала сына и мать Мария Сергеевна, более того, сделала все, что могла — продала корову и вырученные деньги отдала сыну.

В 1955 году Василий отправился покорять Москву, а Мария поехала в Новосибирск, поступать в пединститут…

Поступление во ВГИК

Придя на сценарный факультет ВГИКа, Шукшин представил на суд экзаменаторов свои рассказы, которые были записаны в толстую амбарную тетрадь. Так как почерк у Шукшина был очень мелкий, а тетрадь была очень толстая, девушки в приемной комиссии читать написанное поленились, решив про себя, что этот абитуриент типичный графоман. Однако, чтобы не обижать его, решили посоветовать: «У вас фактурная внешность, идите на актерский». Вот что рассказывал бывший сокурсник Шукшина кинорежиссер А. Митта: «Тут от студентов Шукшин узнал, что есть еще и режиссерский факультет. А он понятия не имел, что есть такая профессия — режиссер. Думал, что для постановки фильма собираются артисты и договариваются между собой, как снимать. Оказалось, что режиссер — хозяин картины, главный человек. Тогда он подал на режиссерский».

Вгиковские педагоги боялись его брать. Он был правдолюбец, совершенно не понимал, что можно говорить, чего нельзя. Педагоги опасались, что он всех перебаламутит и их из-за него выгонят с работы. Но в него поверил Михаил Ромм.

Говорят, что на экзамене М.И. Ромм попросил Шукшина:
— Расскажите мне о Пьере Безухове.
— Я «Войну и мир» не читал, — простодушно сказал Шукшин. — Толстая книжка, времени не было.
— Вы, что же, толстых книг никогда не читали? — удивился Ромм.
— Одну прочел, — сказал Шукшин. — «Мартин Иден». Хорошая книжка. Ромм возмутился:
— Как же вы работали директором школы? Вы же некультурный человек! А еще режиссером хотите стать!

И тут Шукшин взорвался:
— А что такое директор школы? Дрова достань, напили, наколи, сложи, чтобы детишки не замерзли зимой. Учебники достань, керосин добудь, учителей найди. А машина одна в деревне — на четырех копытах и с хвостом. А то и на собственном горбу. Куда уж тут книжки толстые читать.

ВГИКовские бабки были счастливы — нагрубил Ромму, сейчас его выгонят. А мудрый Ромм заявил: «Только очень талантливый человек может иметь такие нетрадиционные взгляды. Я ставлю ему пятерку».

Расставание с первой женой

Поступив во ВГИК, Шукшин поселился в общежитии института на Трифоновской улице. А в 1957 году вскоре в Сростки пришло письмо. Василий писал матери, мол, так и так, полюбил другую женщину, с Марией буду разводиться. Сельский почтальон по ошибке передал письмо Шумским. Тесть, Иван Степанович, поехал в Москву. Поговорил с зятем по душам. Пригрозил, что убьет, если тот не вернется к его дочери. Но у Шукшина уже была другая подруга жизни.

Но Мария ни когда не держала на него зла. Уже гораздо позже, после его смерти она скажет: «Почему-то я всегда о нем помнила. Иногда глаза закрою, а он у меня в глазах стоит. И даже с открытыми глазами я все равно его вижу — молодого, веселого. И чем это объяснить, даже не знаю».

Мария Ивановна так и осталась жить в селе и работать учительницей…

Первые роли в кино

В 1956 году состоялся дебют Шукшина в кино: в фильме С. Герасимова «Тихий Дон» (вторая серия) он сыграл в крошечном эпизоде — изобразил выглядывающего из-за плетня матроса. С этого матроса и началась кинематографическая судьба Шукшина-актера.

Летом следующего года Шукшин оказался на практике в Одессе и совершенно внезапно получил приглашение от режиссера Марлена Хуциева сыграть главную роль в его фильме «Два Федора».

Фильм «Два Федора» вышел на экраны страны в 1959 году, и его премьера состоялась в столичном Доме кино на улице Воровского. Причем Шукшин это торжественное мероприятие едва не пропустил. Накануне он выпил лишнего, устроил скандал в общественном месте, и его задержала милиция. Когда об этом узнал Хуциев, он тут же бросился выручать Шукшина. Он приехал в отделение милиции и встретился с его начальником. Разговор был долгим, и страж порядка долго не хотел идти навстречу режиссеру. При этом его аргументы были довольно убедительными. «У нас перед законом все равны! — говорил он. — А артисту тем более непозволительно вести себя подобным образом!»

И все же Хуциеву удалось убедить милиционера. Судя по всему, решающее значение имело то, что Хуциев пригласил начальника отделения на премьеру картины, пообещал устроить ему лучшие места в зале. Так состоялась премьера этого фильма. Она оказалась очень успешной, и Шукшина-актера заметили.

Параллельно с успехами в кино довольно успешно складывалась и литературная судьба Шукшина. С третьего курса, по совету Ромма, он стал рассылать свои рассказы по всем столичным редакциям в надежде, что какая-нибудь из них обратит внимание на его труды. И он не ошибся. В 1958 году в журнале «Смена» был опубликован его рассказ «Двое на телеге». Однако эта публикация прошла не замеченной ни критикой, ни читателями, и удрученный Шукшин на время перестал рассылать свои произведения по редакциям.

Но уже в начале 60-х одно за другим стали выходить в свет литературные произведения Шукшина. Хронология этих публикаций такова: рассказы «Правда», «Светлые души», «Степкина любовь» были напечатаны в журнале «Октябрь» — в № 3 за 1961 год; «Экзамен» — в № 1 за 1962-й; «Коленчатые валы» и «Леля Селезнева с факультета журналистики» — в № 5 за тот же год.

В 1963 году в издательстве «Молодая гвардия» вышел первый сборник В. Шукшина под названием «Сельские жители». В том же году в журнале «Новый мир» (№2) были напечатаны два его рассказа: «Классный водитель» и «Гринька Малюгин» (цикл «Они с Катуни»).

Кино. Начало 60-х

В 1960 году Василий Шукшин окончил ВГИК. Его дипломная работа — короткометражный фильм «Из Лебяжьего сообщают» — осталась незамеченной. Фильм рассказывал об одном будничном рабочем дне сельского райкома партии в жаркий период летней страды. Посмотрев его, многие коллеги Шукшина посчитали фильм несовременным, в какой-то мере даже скучным.

Зато актерская карьера Шукшина в те годы складывалась гораздо успешнее, чем режиссерская. После фильма «Два Федора» приглашения сниматься посыпались на него со всех сторон. Буквально за короткий период Шукшин снялся в целом ряде картин: «Золотой эшелон» (1959), «Простая история» (1960), «Когда деревья были большими», «Аленка», «Мишка, Серега и я» (все-1962), «Мы, двое мужчин» (1963) и др.

На основе своих рассказов «Классный водитель» и «Гринька Малюгин», опубликованных в 1963 году, Шукшин вскоре написал сценарий своего первого полнометражного фильма «Живет такой парень». Съемки картины начались летом того же года на Алтае.

На главную роль — шофера Паши Колокольникова — Шукшин пригласил своего однокурсника по учебе во ВГИКе Леонида Куравлева, которого он уже однажды снимал в своей дипломной работе «Из Лебяжьего сообщают». На другие роли он пригласил ряд известных актеров, часть из которых согласилась работать с режиссером-дебютантом, часть — нет.

Картина «Живет такой парень» вышла на экраны страны в 1964 году и получила восторженные отклики публики. Хотя сам Шукшин был не слишком доволен его прокатной судьбой. Дело в том, что фильм почему-то записали в разряд комедий и, отправив в том же году на международный кинофестиваль в Венецию, выставили его на конкурс детских и юношеских фильмов. И хотя картине присудили главный приз, Шукшин таким поворотом событий был не удовлетворен. Ему даже пришлось выступить на страницах журнала «Искусство кино» (№ 9) с собственным пояснением к фильму. Вот что он заявил: «Я очень серьезно понимаю комедию. Дай нам бог побольше получить их от мастеров этого дела. Но в комедии, как я ее понимаю, кто-то должен быть смешон. Герой прежде всего. Герой нашего фильма не смешон».

В те же годы существенные изменения происходили и в личной жизни Шукшина. В 1963 году много говорили его романе с известной поэтессой Беллой Ахмадулиной, которую он даже снял в своей первой картине «Живет такой парень» (она сыграла журналистку). Однако, через несколько месяцев их роман благополучно завершился, и судьба свела Шукшина с другой женщиной — Викторией Софроновой. Было ей в ту пору 33 года, она была разведена и трудилась редактором в журнале «Москва».

Встретились они в Центральном доме литераторов на обсуждении его новой повести. По окончании встречи Виктория вместе с друзьями отправилась в кафе. Она вспоминает:

«Заказали столик, и вдруг туда же заходит Шукшин. С Беллой Ахмадулиной. У них тогда заканчивался роман, и это был их прощальный вечер. С ними были еще Андрей Тарковский с женой. Случайно или нет, но мы оказались с Шукшиным за столиками лицом к лицу. И весь вечер смотрели друг другу в глаза. Хотя мне, в общем-то, несвойственна такая смелость.

Потом он меня нашел. Я тогда только развелась с мужем, детей не имела. Жили мы вместе, но Вася часто был в разъездах, на съемках. Когда приезжал, к нам приходили его друзья: оператор Саша Саранцев, Вася Белов. Мы все спорили. Я и мама защищали советскую власть, а Вася ругал. У него же отец был репрессирован. И он вообще очень отличался от всех. В шкафу, например, у него стояла иконка.

Я Шукшина очень любила. А он был ревнив. Однажды даже подрался с Саранцевым из-за того, что тот, прощаясь, меня поцеловал.

Однажды он позвал меня на родину, в Сростки. Мать и сестра Василия мне показались строгими, но хорошими. До тех пор пока мы с Шукшиным были вместе, они поддерживали со мной отношения. Потом с Васей что-то произошло, он охладел. Я поняла, что мы скоро расстанемся. Сказала об этом ему. И вскоре забеременела. «

Видимо, первая серьезная трещина в их отношениях произошла летом 1964 года, когда Шукшин отправился в Судак на съемки фильма «Какое оно, море?» (режиссер Э. Бочаров). И там судьба свела его с 26-летней киноактрисой Лидией Федосеевой.

Когда Федосеева узнала, что ее партнером по съемкам будет Шукшин (он должен был сыграть роль бывшего уголовника, матроса Жорку), она расстроилась. В кинематографической среде ходили разговоры о пьяных загулах этого человека, поэтому ничего хорошего от встречи с ним актриса не ждала. Был даже момент, когда она попросила режиссера подыскать, пока не поздно, замену Шукшину, иначе они все с ним намаются. Но режиссер заверил ее, что все будет нормально.

Первая встреча Шукшина и Федосеевой произошла в поезде по дороге в Судак. Она ехала в одном купе со своей дочкой Настей и операторами картины.

Л. Федосеева вспоминает: «Я потихоньку наблюдала за Шукшиным: глаза у него зеленые — веселые, озорные и хулиганистые. Компания оказалась на редкость приятной, и я запела. И запела — «Калину красную». Он вдруг странно посмотрел на меня и подхватил.

Когда же все заснули, чувствую, как кто-то входит в купе. Смотрю — Вася. Тихонько присаживается ко мне и говорит: «Ну, давай, рассказывай о себе». Всю ночь мы проговорили.

Когда ехали в автобусе в Судак, остановились в лесочке. Помню, я первая вошла в автобус, а Шукшин за мной и что-то под пиджаком держит. Спрашиваю: зверька поймал? А он мне — маленький букетик цветов. Потом узнала, что это были первые цветы, которые он подарил женщине. Я долго хранила их».

Между тем 12 февраля 1965 года у Виктории Софроновой родилась девочка от Шукшина. Ее назвали Катей. Через несколько дней Викторию с ребенком выписали из роддома, и когда они вышли на улицу, там их уже дожидался Шукшин. Но радостной встречи не получилось. Виктория уже знала, что ее любимый встречается с другой женщиной, и тут же потребовала от него сделать окончательный выбор. Но ничего вразумительного Шукшин ей сказать так и не смог. И она его выгнала. И хотя он и после этого продолжал приходить к ней и к ребенку, однако теплых отношений между ними уже не было.

В. Софронова вспоминает: «Вася оказался меж двух огней. Он жил то с Лидой, то со мной. Ему дали квартиру в Свиблове, когда у него что-то с ней не заладилось, она ушла, он пригласил нас с Катей к себе. Мы приехали, но мне было там неуютно, к тому же Вася пил. Мы уехали к себе. «

Тем временем творческая энергия Шукшина трансформируется в целый ряд новых литературных и кинематографических проектов. Во-первых, выходит новая книга его рассказов под названием «Там вдали. «, во-вторых, в 1966 году на экранах появляется его новый фильм — «Ваш сын и брат», который через год удостаивается Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.

Мысли о России привели Шукшина к идее снять фильм о Степане Разине. По словам Лидии Федосеевой, в течение всего 1965 года Шукшин внимательно изучал исторические труды о второй крестьянской войне, конспектировал источники, выбирал из антологий нужные себе народные песни, изучал обычаи середины и конца XVII века и совершил ознакомительную поездку по разинским местам Волги. В марте следующего года он подал заявку на литературный сценарий «Конец Разина», и эта заявка первоначально была принята. Съемки фильма намечались на лето 1967 года. Шукшин был целиком захвачен этой идеей и ради ее претворения в жизнь забросил все остальные дела: он даже прекратил сниматься в кино, хотя его звали к себе на съемочную площадку многие известные режиссеры. Только для С. Герасимова он сделал исключение, снявшись в 1966 году в эпизодической роли журналиста-международника в его картине «Журналист». Однако все оказалось напрасным — высокое кинематографическое начальство внезапно изменило свои планы и съемки фильма заморозило. При этом были выдвинуты следующие доводы: во-первых, сейчас нужнее фильм о современности, во-вторых, двухсерийный фильм на историческую тему потребует огромных денежных затрат. Короче, Шукшину дали понять, что съемки фильма о Разине откладываются на неопределенное время.

То же самое произошло и с другой идеей Шукшина — желанием экранизировать собственную сатирическую сказку «Точка зрения». Во время обсуждения этой заявки на студии имени Горького коллеги Шукшина внезапно приняли его идею в штыки. Известный режиссер С. Юткевич, к примеру, заявил: «Картина в целом предстает настолько неутешительной, что вряд ли она принесет много радости зрителям, даже желающим надсмеяться над своими недостатками и трудностями в наступающем юбилейном году» (приближалось 50-летие советской власти). Убийственные выводы коллег произвели на Шукшина тягостное впечатление.

Многие рассказывают о пристрастии Шукшина к спиртному. В чем же причина? Вряд ли стоит объяснять, почему в те годы пили многие выдающиеся артисты: Георгий Бурков, Владимир Высоцкий… Талантливые актеры всегда чувствуют окружающую их обстановку особенно тонко, и не всегда могут справиться с навалившейся на них системой.

Вспоминает С. Ростоцкий: «У меня в столе лежит копия письма, которое я однажды направил Василию Шукшину в его алтайские Сростки. Не так давно мне эту копию передала одна женщина. В свое время было очень тяжелое положение у Василия Макаровича — и творческое, и бытовое. Лечился он двумя способами: русским национальным напитком и поездками на родину в Сростки. Вот уехал он в очередной раз. Я в этот период фильм снимал. И вдруг вызывает меня директор киностудии имени Горького Григорий Иванович Бритиков и говорит: «Стас, с Васей плохо, поезжай, привези». Не мог я тогда поехать — нельзя было бросить съемочную группу, остановить картину. Сел за это письмо. В нем я рассуждал о самоубийстве — все ведь боялись именно этого, что Шукшин что-нибудь с собой сделает. А я писал о своем поколении, о войне, о том, что вхожу в три процента счастливчиков 1922 года рождения, которые вернулись в мае 1945-го. Василий Макарович приехал. Надо было его знать. Он подошел ко мне в коридоре киностудии и пожал руку: «Спасибо»».

А вот что вспоминает о тогдашнем состоянии мужа Л. Федосеева-Шукшина: «Вася мог две-три недели пить, был агрессивный, буйный. Я выгоняла из дома всех, кого он приводил. На себе его не раз притаскивала… Когда же родилась Маша (в 1968 году), он бросил на время пить. Дети его спасли. «

Действительно — дети его спасли… Позже, когда Маша подросла, с Василием Макаровичем произошел случай, после которого он навсегда завязал со своей пагубной привычкой. Однажды Шукшин отправился с Машей гулять. По пути встретил приятеля, зашел с ним в забегаловку, выпили, разговорились. Про дочку, которую оставил на минутку у входа, забыл напрочь, а когда вспомнил и выскочил на улицу, ее уже нигде не было. В панике обежал весь район, все дворы и подъезды. Пока бегал, дал себе зарок: если найдет дочь — в рот не возьмет больше ни капли. Дочку он, наконец, нашел. Свое слово он сдержал до самой смерти, не нарушив зарок ни на Новый год, ни на день рождения.

Анатолий Заболоцкий, оператор фильмов Шукшина, рассказывал, что даже на съемках фильма «Они сражались за Родину», будучи в гостях у М. Шолохова, когда тот уговаривал его пригубить шампанского, отказался наотрез. На что Шолохов обиженно произнес: «Буду у тебя в Москве, чашки чаю не трону. «

Кино на рубеже 60-х — 70-х

Через год после рождения Маши в семье Шукшиных на свет родилась еще одна девочка — Оля. Это радостное известие застало Шукшина в окрестностях Владимира на съемках очередной картины — «Странные люди». В основу ее легли три шукшинских рассказа: «Чудик», «Миль пардон, мадам!» и «Думы».

Путь этого фильма к экрану оказался довольно сложным. Целых восемь месяцев сдавал его Шукшин. В процессе съемок и сдачи его он успел сняться в нескольких картинах: у С. Герасимова в «У озера», у И. Шатрова в «Мужском разговоре», у Ю. Озерова в «Освобождении» и советско-венгерском фильме «Держись за облака» (в ноябре 1969 года слетал на съемки в Будапешт). А в начале следующего года фильм «Странные люди» наконец был принят и вскоре выпущен на экран.

В 1969 году В. Шукшину было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Что касается творческих планов Шукшина в тот период, то его не оставляла надежда добиться постановки фильма о Степане Разине. В феврале 1971 года он пишет очередную заявку на имя директора киностудии имени Горького Г. Бритикова с просьбой разрешить ему снять эту картину. Но ему опять заявили, что сейчас нужнее фильм о современности, и в итоге уже второй раз Шукшин был вынужден снимать вместо «Разина» совсем другую картину.

Этим фильмом стали «Печки-лавочки». В своей заявке Шукшин так излагает содержание сценария этого фильма: «Это опять тема деревни, с «вызовом», так сказать, в город. Иван Расторгуев, алтайский тракторист, собрался поехать отдохнуть к Черному морю. История этой поездки и есть сюжет фильма. Историю эту надо приспособить к разговору об:
1. Истинной ценности человеческой.
2. О внутренней интеллигентности, о благородстве.
3. О достоинстве гражданском и человеческом…»

На роль Ивана Расторгуева Шукшин с самого начала наметил своего любимого актера — Леонида Куравлева. Однако тот внезапно отказался от этого предложения и предложил Шукшину… взять эту роль себе. Шукшин так и сделал. И не ошибся. Н. Зоркая позднее писала: «Вот тут-то и обнаружилось, какого артиста имеет советский кинематограф в Василии Шукшине! Открылось во всю ширь широкого экрана, в максимальном приближении к нам на крупных и сверхкрупных планах: режиссер и оператор в «Печках-лавочках» увлекались широким экраном и сверхкрупными планами, специально выделяли и укрупняли в лице человека как бы центральную «зону общения» и мимической выразительности-глаза, губы. Наверное, юмор есть первое свойство актерской игры Шукшина в «Печках-лавочках». И еще тонкая, просто филигранная, изысканная отделка роли». Однако публика, в отличие от критики, приняла этот фильм достаточно сдержанно.

В конце 1972 года Шукшин перешел со студии имени Горького на «Мосфильм». Сделано это было по одной причине: на «Мосфильме» ему пообещали помочь в осуществлении его давнего замысла — постановки фильма о Степане Разине. Однако и здесь ситуация с «Разиным» оказалась достаточно сложной. Руководители «Мосфильма» отделывались расплывчатыми обещаниями и конкретных сроков постановки Шукшину не называли. Ему даже пришлось искать помощи в ЦК КПСС, но и там ответ был туманный: «Мы постараемся разобраться. «

Тем временем, пока в ЦК разбирались, Шукшин приступил к съемкам очередной своей картины — «Калина красная». Работа над ней началась весной 1973 года в Вологодской области, под Белозерском. Как и в «Печках-лавочках», Шукшин в этой картине выступил в трех ипостасях: режиссер, сценарист и исполнитель главной роли. На встрече со зрителями в Белозерске той же весной Шукшин так объяснял замысел фильма: «Эта картина будет поближе к драме. Она — об уголовнике. Уголовник. Ну, какого плана уголовник? Не из любви к делу, а по какому-то, так сказать, стечению обстоятельств житейских.

Ему (Егору Прокудину) уже, в общем, сорок лет, а просвета никакого в жизни нет. Но душа-то у него восстает против этого образа жизни. Он не склонен быть жестоким человеком. И вот, собственно, на этом этапе мы и застаем нашего героя — когда он в последний раз выходит из тюрьмы. И опять перед ним целый мир, целая жизнь».

Заключительная часть работы над картиной совпала у Шукшина с обострением язвенной болезни. Вспоминает В. Фомин: «Я сам своими глазами видел, как буквально умирал, таял на глазах Шукшин, сбежавший из больницы, чтобы исполнить навязанные «исправления» и тем самым спасти картину от худшего. «Калина красная» была уже вся порезана, а самому автору надо было немедленно возвращаться в больницу. Но он боялся оставить фильм в «разобранном» виде, чтобы как-то «зализать», компенсировать нанесенные раны, хотел сам осуществить чистовую перезапись. Смены в тон-студии казались нескончаемыми — по двенадцать и более часов в сутки. Но буквально через каждые два-три часа у Василия Макаровича начинался очередной приступ терзавшей его болезни. Он становился бледным, а потом и белым как полотно, сжимался в комок и ложился вниз лицом прямо на стулья. И так лежал неподвижно и страшно, пока боль не отступала. Он стеснялся показать свою слабость, и его помощники, зная это, обычно уходили из павильона, оставляя его одного. Тушили свет и уходили.

Сидели в курилке молча. Проходило минут двадцать-тридцать. Из павильона выходил Шукшин. Все еще бледный как смерть. Пошатываясь. Как-то виновато улыбаясь. Тоже курил вместе со всеми. Пытался даже шутить, чтобы как-то поднять настроение. Потом все шли в павильон. И снова приступ. «

Фильм «Калина красная» вышел на экраны страны в 1974 году и буквально потряс зрителей. Без преувеличения можно было сказать, что ничего подобного в отечественном кинематографе еще не было. Рассказывает С. Бондарчук: «Помню один из первых просмотров фильма. Это было в Госплане СССР. Так случилось, что до последней минуты мы не знали, будем показывать фильм или нет. Все были очень напряжены, особенно Шукшин. Просмотр все-таки состоялся. Когда фильм окончился, зрители аплодировали и на глазах у многих были слезы, Шукшин все повторял мне: «Ты видишь, им понравилось!» Он ликовал».

Фильм был необычен и для самого Шукшина. Ведь долгое время Шукшин считался исключительно мастером рассказов, представителем деревенской прозы, который и в кино («Живет такой парень», «Ваш сын и брат», «Странные люди», «Печки-лавочки») сожалел о губительном нравственном перерождении простых людей в условиях развития урбанизационных процессов. До «Калины красной» творчество Шукшина нередко оценивали с точки зрения противопоставления города и села, урбанистической безликости и деревенской естественности, бездуховности горожанина и глубинной связи сельского жителя с родной землей.

На VII Всесоюзном кинофестивале в Баку в апреле 1974 года «Калина красная» была награждена главным призом — первый случай в практике проведения отечественных кинофорумов. Причем жюри специально оговорило свое решение: «Отмечая самобытный, яркий талант писателя, режиссера и актера Василия Шукшина, главная премия фестиваля присуждена фильму киностудии «Мосфильм» «Калина красная».

Кроме этой награды, фильм в дальнейшем соберет и целый букет других: приз польских критиков «Варшавская сирена-73», приз фестиваля в Западном Берлине и приз ФЕСТ-75 в Югославии. А самому актеру по опросу журнала «Советский экран» эта картина принесла звание лучшего актера 1974 года.

Последний год жизни

Последний год жизни Шукшина складывался для него на редкость удачно как в плане творческом, так и личном. В 1973 году вместе с семьей он наконец переехал из тесной комнатки на Переяславской улице в новую квартиру на улице Бочкова. В свет выходит новый сборник его рассказов «Характеры», который тут же становится главным событием в прозе и предметом острейших дискуссий. В Большом драматическом театре Г. Товстоногов решается ставить спектакль по пьесе Шукшина «Энергичные люди». (Это было первое сотрудничество Шукшина с театром — до этого он театр не любил, унаследовав эту нелюбовь от своего учителя М. Ромма.) Генеральная репетиция спектакля состоялась в июне 1974 года с участием Шукшина и произвела на него прекрасное впечатление.

И, наконец, он ни на день не забывал о своей давней мечте — поставить фильм о Степане Разине. Несмотря на то что съемки его все время отодвигались на неопределенное время, надежды снять его он не терял. Свое твердое обещание помочь ему в этом деле дал С. Бондарчук, но взамен этой помощи он уговорил Шукшина сняться в его новой картине — «Они сражались за Родину». Шукшину в нем предстояло сыграть роль бронебойщика Лопахина. Съемки должны были проходить в августе — октябре 1974 года на Дону.

Почти весь сентябрь Шукшин находился на Дону, в районе поселка Клетская, на съемках фильма «Они сражались за Родину». График съемок был настолько плотным, что Шукшин даже не смог выбраться в Москву 1 сентября, чтобы проводить дочку Машу в первый класс. Лишь несколько раз он уезжал оттуда: во второй половине месяца в столицу, где начинался подготовительный период фильма «Степан Разин», и в Ленинград, на съемки эпизода в картине Г. Панфилова «Прошу слова» (эпизод снимали 18 сентября, Шукшин играл в нем провинциального драматурга Федора).

К началу октября Шукшин практически полностью завершил роль Лопахина, и ему оставалось отсняться в последнем эпизоде. 4 октября он должен был вернуться в Москву.

Ю. Никулин вспоминал: «Удивительное совпадение. За день до смерти Василий Макарович сидел в гримерной, ожидая, когда мастер-гример начнет работать. Он взял булавку, опустил ее в баночку с красным гримом и стал рисовать что-то, чертить на обратной стороне пачки сигарет «Шипка». Сидевший рядом Бурков спросил:
— Что ты рисуешь?
— Да вот видишь, — ответил Шукшин, показывая, — вот горы, небо, дождь, ну, в общем, похороны. «

Бурков обругал его, вырвал пачку и спрятал в карман. До конца своих дней он хранил у себя эту пачку сигарет с рисунком Василия Макаровича.

Несмотря на этот мистический эпизод, Шукшин 1 октября был в нормальном состоянии, внешне выглядел хорошо. В тот день он позвонил с почты поселка Клетская домой в Москву, интересовался делами дочерей (Маша тогда ходила в первый класс, Оля — в детсад). Жены дома не было, так как еще 22 сентября она улетела на кинофестиваль в Варну. После звонка домой Шукшин вместе с Бурковым сходил в баню, потом вернулся на теплоход «Дунай» (там жили все артисты, снимавшиеся в фильме). Затем до глубокой ночи смотрели по телевизору хоккейный матч СССР — Канада. По его окончании разошлись по своим каютам. Но Буркову почему-то не спалось. Часа в 4 утра он вышел из каюты и в коридоре увидел Шукшина. Тот держался за сердце и стонал. «Валидол не помогает, — пожаловался он. — Нет у тебя чего-нибудь покрепче?» Фельдшерицы той ночью на теплоходе не было (она уехала на свадьбу), но Бурков знал, что у кого-то из артистов есть капли Зеленина. Он сходил и принес их Шукшину. Тот выпил их без меры, запил водой и ушел к себе в каюту. После этого прошло еще несколько часов. Часов в девять утра Бурков вновь вышел в коридор с твердым намерением разбудить Шукшина (именно он делал это ежедневно).

Г. Бурков так рассказывал об этом: «Я постучался к Шукшину. Дверь была не заперта. Но я не вошел, а от двери увидел. рука, мне показалось, как-то. Я чего-то испугался. Окликнул его. Ему же на съемку было пора вставать. Он не отозвался. Ну, думаю, пусть поспит. Опять всю ночь писал. Я пошел по коридору и столкнулся с Губенко. «Николай, — попросил я, — загляни к Васе, ему скоро на съемку, а он чего-то не встает. » Он к нему вошел. Стал трясти за плечо, рука как неживая. потрогал пульс, а его нет. Шукшин умер во сне. «От сердечной недостаточности»», — сказали врачи. Я думаю, они его убили. Кто они? Люди — людишки нашей системы, про кого он нередко писал. Ну, не крестьяне же, а городские прохиндеи. сволочи-чинуши. «

Тело Шукшина в тот же день доставили в Волгоград, где врач сделал вскрытие в присутствии студентов. Диагноз-сердечная недостаточность. Из Волгограда цинковый гроб на военном самолете доставили в Москву. Гроб был упакован в громадный деревянный ящик с четырьмя ручками. Его сопровождали Бондарчук, Бурков, Губенко, Тихонов, оператор Юсов, другие участники съемочного коллектива.

Похоронили Шукшина на Новодевичьем кладбище. В тот день таксисты Москвы решили, как один, колонной проехать мимо Дома кино, где проходила панихида, и клаксонами подать сигнал печали. Однако сделать это им не позволили. В Союзе кинематографистов узнали об их инициативе и тут же связались с КГБ. Сразу после этого по всем таксомоторным паркам последовало распоряжение задержать выезд машин в город.

Попрощаться с выдающимся писателем, режиссером и актером собралось огромное количество людей. К концу панихиды гроб был весь в ветках калины. Почти каждый, пришедший проститься с Шукшиным, оставлял веточку с красными ягодами, а многие клали в гроб крестики и иконки.

После смерти Шукшина в народе внезапно поползли слухи о том, что умер он не естественной смертью — мол, ему помогли это сделать. Эти слухи циркулировали даже в кинематографической среде: сам Бондарчук однажды признался, что какое-то время считал, что Шукшина отравили. Но эти слухи никакого реального подтверждения так и не нашли.

Премии и награды

1964 — «Живёт такой парень» удостоен Приза «За жизнерадостность, лиризм и оригинальное решение» по разделу художественных фильмов на Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде.

1969 — Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых — за художественный фильм «Ваш сын и брат».

1969 — заслуженный деятель искусств РСФСР.

1967 — Указом Президиума Верховного Совета СССР Василий Шукшин награждён орденом Трудового Красного Знамени.

1971 — Государственная премия СССР — за исполнение роли в фильме С. А. Герасимова «У озера».

1974 — Калина красная — Главная премия «За самобытный, яркий талант писателя, режиссёра и актёра» на Всесоюзном кинофестивале в Баку.

1976 — Ленинская премия — за совокупность творчества (посмертно).

Владимир Высоцкий написал песню «Памяти Василия Шукшина».

Именем Шукшина названы улица и Театр драмы в Барнауле, педагогический университет и привокзальная площадь в Бийске, библиотека в Кургане.

С 1976 года на его родине, в селе Сростки, проводятся Шукшинские чтения.

В 1978 году в Советское Дунайское государственное пароходство был передан новый, головной в серии, контейнеровоз-пакетовоз «Василий Шукшин». По состоянию на начало 2011 года он находится в эксплуатации в Украинском Дунайском пароходстве. В составе флота Северо-Западного Пароходства (Санкт-Петербург) эксплуатируется сухогруз «Василий Шукшин» (по состоянию на 2010 год).

В 2002 году почитатели Шукшина не дали списать в утиль старый теплоход, на котором умер писатель. Судно отремонтировали и присвоили ему имя «Василий Шукшин». Порт приписки теплохода — Волгоград. В том же году буксиру-толкачу РТ-723 Западно-Сибирского речного пароходства было присвоено название «Василий Шукшин». Ранее в Западно-Сибирском пароходстве был пассажирский теплоход типа ВТУ также носивший название «Василий Шукшин».

Монетным двором Германии по заказу Алтайского отделения Сбербанка России отчеканена монета для вручения почётным гостям торжеств, посвящённых 80-летию со дня рождения Шукшина. Эмитент — государство Малави, номинал — 50 малавийских квач.

1 сентября 2009 года у входа во ВГИК был открыт памятник трем его известным выпускникам — Василию Шукшину, Андрею Тарковскому и Геннадию Шпаликову. Автор памятника — скульптор Алексей Благовестнов.

/ Биографии / Шукшин В.М.

Смотрите также по Шукшину:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *