Матильда Бромберг — полная биография

Матильда Бромберг — полная биография

Матильда Данеггер

Матильда Бромберг - полная биография

фотографии >>

Матильда Бромберг - полная биография

Матильда Бромберг - полная биография

биография

Матильда Данеггер

Австрийская актриса.
Родилась 2 августа 1903 года в Вене.

Дочь австрийского характерного актера и режиссера Иосифа Данеггера.
Приняв решение начать актерскую карьеру, она, также как и ее старший брат, Теодор Данеггер, окончила драматические курсы.

В 1912 году дебютировала в Немецком театре в Берлине. С этим театром она была связана всю свою жизнь, хотя ей и довелось играть в других театрах — в 1919 году в Вене, и в 1933 в Брно.
В 1933 году, бежав в Швейцарию, работала в кабаре.

В Швейцарии она была одним из членов-основателей движения «Свободная Германия».
В 1947 году переехала в Восточный Берлин, где в 1951-1953 годах играла в «Berliner Ensemble», а в 1953 вернулась в труппу Немецкого театра.

Параллельно с работой в театре, Матильда Данеггер с 1960 года снималась в фильмах киностуди ДЕФА и передачах телевидения ГДР.

Ее дочь, Карин Леш, — также актриса.

Матильда Данеггер умерла 27 июля 1988 года в Берлине.

Карре Матильда

, она вошла в историю не только как знаменитая разведчица, но и как коварная предательница

Автор: Светлана Гладыш

Статья: Узда для кошки

Подпольщица выдавала соратников ради любви

Осенью сорокового года в оккупированном фашистами Париже Матильда Люси Карре создала подпольную организацию «Интераллье», отправляя свою информацию в разведывательный центр Лондона. Одна из шифрованных телеграмм, полученных военным министерством Великобритании, содержала сенсационное сообщение: «Источники в штаб-квартире гестапо на авеню Фош точка подразделения войск СС отправлены сегодня утром из Парижа на восток точка 22 июня утром Германия нападёт на Советский Союз точка кошка точка». Загадочный корреспондент подробно расписал, как поведут себя немцы на советской границе, перечислив номера дивизий и даже отдельных полков. Информация, поступающая за этой подписью, была абсолютно достоверна.

Полтора года гестапо охотилось за «кошкой», пока благодаря случаю она не оказалась в ловушке. Но в январе 1949 года Матильду Карре судили французы – как шпионку абвера.

Немецкий журналист Михаэль Золтиков, потрясённый историей супершпионки ХХ века, начал собственное расследование. Он «нашёл много данных, похороненных в архивах и людской памяти», раскрывших мотивы, которые помогли понять натуру и поступки наглой, хитроумной и в то же время отважной женщины. Его документальная повесть «Кошка» моментально стала бестселлером.

Отвращение к немцам, по мнению автора, служило великолепным импульсом для природного авантюризма Матильды Карре, а феноменальная, чисто женская, изобретательность обеспечивала ей абсолютный успех там, где мужчина потерпел бы полное фиаско. Молодая, общительная, поклонников и приятелей среди влиятельных немецких чинов Матильда имела предостаточно. Иначе, скажите на милость, каким образом она раздобыла ТАКУЮ информацию: «Неприязнь между отделами службы безопасности и абвера растёт. Авеню Фош (штаб-квартира службы безопасности) обвиняет абвер в том, что в гостинице «Лютеция» (штаб-квартира абвера) собраны не способные ни на что люди. Все они уже в солидном возрасте, в большинстве своём не владеют французским языком, в Париж попали по протекции, занимаются спекулятивными делами, устраивают пирушки с француженками, увлекаются охотой и перекладывают свою работу на фельдфебелей и даже унтер-офицеров. В результате вмешательства «Кошки» предотвращена попытка французских патриотов подбросить бомбу в ресторан гостиницы, превращённый в офицерское казино: в противном случае вместо погибших и пострадавших от взрыва абверовских офицеров пришлют из Германии молодых и энергичных сотрудников»!*

Одно за другим поступают в Лондон донесения из Парижа. «Кошка» сообщает, когда на складе немецких ВВС в Шербуре ожидается эшелон с горючим, каковы подробности интимной жизни известного генерала, в каком квадрате вместо настоящих орудий установлены деревянные макеты. По ту сторону Ла-Манша не уставали восхищаться дерзкой и пока неуловимой разведчицей.

Однажды гестаповцы задержали молодую женщину в красной шляпке, выходившую из ворот дома, где наконец-то засекли позывные «Кошки», но дама оказалась. тайным сотрудником службы безопасности. Пришлось отпустить. Однако «Кошке» недолго гулять на воле: капитан Хуго Блайхер идёт по следу и дышит ей в затылок. Он, имевший оперативную кличку «Месье Жан», хорошо известен участникам Сопротивления (маки) как умный и жестокий противник. Убедив арестованную сотрудницу «Интераллье» – Рене – в предательстве «Кошки», Блайхер с её помощью задерживает женщину в красной шляпке. 18 ноября 1941 года дверь западни захлопнулась за Матильдой Карре – её приняла камера № 213 тюрьмы Фресне.

Капитан Хуго Блайхер – враг, но он привлекателен, великолепно говорит по-французски. Матильда хвастается Блайхеру, как под видом представительницы Красного Креста из Швейцарии внедрилась в штаб-квартиру СД в Париже, как с помощью очарованного ею капитана СД стала агентом службы безопасности.

Из тюремной камеры допрос переносится в фешенебельный ресторан «Серебряный путь». На какое-то мгновение Матильда «забывает о своей роли патриотки и мученицы ради Отечества, роли, которую она часто представляла себе. В этот момент она чувствует себя просто женщиной, которая может на несколько часов покинуть ненавистную тюрьму и провести их в роскоши». Она поведала Блайхеру, как познакомилась в Тулузе с поляком капитаном Чернявски и вместе с ним организовала подпольную организацию «Интераллье». Утверждая, что любовь Матильды Карре к Франции – роль, игра, автор, конечно, несправедлив. Просто нормальный человеческий страх за собственную жизнь, когда нас ставят перед выбором – смерть или предательство, – часто решает в пользу последнего. Пусть камни бросает тот, кто имеет на это право. Но то, что эта женщина зависима от привязанности к мужчине, Хуго Блайхер вычислил правильно – и ключик к тому, как подобраться к остальной информации, которой владеет «Кошка», и как использовать её в дальнейшем на пользу Германии, теперь в его руках. Матильда очарована статным и элегантным немцем, он возбуждает её тем, как пробует вино у предупредительного сомелье и как непринуждённо-дружески кладёт руку на её обнажённое плечо. А что происходит с Блайхером? С этим асом немецкого абвера? Ничего особенного – Хуго страстно увлечён.

Наводящий ужас на подпольщиков «Месье Жан» – Блайхер рассказывает шпионке о родителях. О маленьком Хуго, мечтавшем о карьере музыканта. Такие разговоры ведутся в сокровенные часы, когда влюблённым кажется, что в мире есть только двое и впереди бесконечная прекрасная жизнь. Приподнимаясь на подушке, Блайхер произносит горьким шёпотом: «Сколь прекрасна может быть жизнь, если бы не эта проклятая война!»

Лишь дважды услышит Матильда от Хуго слова сожаления о «проклятой войне»: в эту прекрасную ночь и при неудачной попытке Блайхера переправить «Кошку» в Англию, чтобы спасти от эшафота. Всё остальное время война – необходимость для рейха: «Я солдат, имеющий задачу, а теперь ещё и возможность обезвредить противника, наносящего вред моей стране и моим боевым товарищам». Возможностью «обезвредить противника» становится бывшая отважная подпольщица, идол патриотов Франции, а ныне любовница офицера абвера Матильда Карре – «Кошка».

Матильда выдаёт Блайхеру поляка Левински – сотрудника «Интераллье», ещё двух подпольщиков – Дювернуа, Рене Обертэна и инженера Маршаля. Утешая Матильду, Блайхер соглашается – «всё это омерзительно». О возвращении навсегда в тюрьму Фресне речи нет – Блайхер давно устроил всё так, что «арестованная Матильда Карре находится под его личным контролем». Она готовит вкусные обеды для возлюбленного, покупает себе наряды в лучших парижских салонах и принимает участие в операциях абвера. Так в руках Блайхера окажется и Пьер Вомекур, новый шеф Сопротивления, высадившийся на парашюте в Шартре. Ничего не подозревающий Вомекур сообщает «Месье Жану», что получил задание ликвидировать Блайхера – «война есть война». С помощью Хуго и Матильды Вомекур обустраивает штаб-квартиру на Елисейских Полях, в подвале знаменитого варьете «Лидо».

Теперь от имени «Кошки» связывается с Лондоном Блайхер. Благодаря одному из его ложных сообщений немцам удалось провести операцию, благодаря которой 13 февраля 1942 года немецкие корабли вошли в Северное море. Когда роль Блайхера в этой истории стала известна, Матильда Карре поняла – она побеждена. Женщина просит у Вомекура капсулу с ядом и на вопрос: «Зачем?» – признаётся абсолютно во всём. Вомекур в шоке: «Кошка» – героиня Сопротивления – предательница?!

Пьер лихорадочно ищет способ, чтобы предупредить Лондон и друзей, причём не обнаруживая своей осведомлённости перед Блайхером. Но «Интераллье» к этому времени практически уничтожен. Надо отдать должное Блайхеру – он спасает «Кошку» и отпускает на свободу Пьера Вомекура.

«Кошку» и Вомекура подобрал английский торпедный катер. «Кошка» начала вызывать подозрение у английской разведки с того момента, как началась радиоигра Блайхера. На допросах она путается, всё отрицает. Ещё больше появляется доказательств в пользу её виновности, и 1 июля 1942 года «Кошка» официально арестована по нескольким обвинениям: в предательстве двух офицеров – англичанина и француза – и по подозрению в предательстве членов организации «Интераллье». До окончания войны «Кошка» находилась в Англии, а в 1945 году Матильду Карре передали Франции, где вновь поместили в камеру 213 тюрьмы Фресне.

4 января 1949 года начался процесс, все судьи которого были участниками Сопротивления.

«Шпионка абвера «Кошка» выдала 35 патриотов!» – пишет «Либерасьон».

«Оставшиеся в живых узники лагеря смерти обвиняют «Кошку», – вторит ей «Орор».

«Мадам Карре – вторая Мата Хари!» – утверждает «Фигаро».

Пресса беснуется. Общественность требует головы «Кошки». Вся накопившаяся ненависть, злость и ярость обрушиваются на женщину, бывшую в своё время символом Сопротивления и любви к Отечеству». Позже на суде именно Пьер Вомекур выступит в защиту «Кошки», говоря о её сексуальной зависимости от Блайхера, о её ужасе перед пытками и казнью, толкнувшими её на предательство, но прежде всего о «пламенной любви к Отечеству», наполнявшей сердце Матильды Карре. Мать Матильды настаивала на участии Хуго Блайхера в качестве свидетеля, это несомненно облегчило бы участь обвиняемой – но тот не приехал.

8 января 1949 года специальный суд выносит смертный приговор. Матильда Карре пишет защитнику мэтру Ноду: «Я до сих пор верю, что имею право на жизнь. Я верю также, что у меня есть ещё силы быть для людей полезной. я вас умоляю: попробуйте сделать всё, что в ваших силах, чтобы освободить меня из этой ненавистной тюрьмы. Ваша маленькая. » Вместо подписи Матильда рисует свой символ: маленькую сидящую кошку.

Четыре месяца борется Матильда Карре за свою жизнь – 8 мая 1949 года смертная казнь заменена на пожизненное заключение.

А в апреле 1955 года Матильда Карре оправдана. «Кошка» на свободе. Михаэль Золтиков собирается в Париж – он непременно должен познакомиться с легендарной шпионкой. Более того, он хочет, чтобы компанию ему составил Хуго Блайхер, которого писатель разыскал в городке Теттнанг, неподалёку от Боденского озера. «Месье Жан» – бывший лютый враг французского Сопротивления, теперь респектабельный владелец табачного магазинчика – с восторгом принимает предложение Золтикова. Совершенно невозможно представить Блайхера навещающим в Киеве или Одессе тех, кого он во время оккупации арестовывал и сажал в тюрьму, – слишком уж отличалась оккупация Советского Союза от европейского варианта! И совсем уж невероятен визит бывшего офицера в семью родителей Матильды. Однако Блайхера там приняли как гостя, правда, с упрёком: «Почему же вы не приехали на суд?» Блайхер показывает повестку, которую ему вручили. через две недели после оглашения приговора.

Золтиков уверен: «Специальный суд не очень-то хотел заслушать одного из главных свидетелей защиты». К тому же бывший офицер абвера мог несказанно удивиться, обнаружив на процессе среди «патриотов» кое-кого, известного ему в ином качестве.

«Кошку» Михаэль Золтиков и Хуго Блайхер так и не увидели – родители перевезли уже немолодую и больную женщину подальше от людских глаз, опасаясь мести подпольщиков. Суд оправдал Матильду Люси Карре, но Франция её не простила.

Подпольную кличку Матильда выбрала идеально: падая со смертоносной высоты, «Кошка» приземлилась на все четыре лапы и осталась жива.

Песков: угрожающим режиссеру Учителю за «Матильду» грозит ответ по закону

В Кремле считают недопустимым давление на культуру и СМИ

Матильда Бромберг - полная биография

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что в Кремле считают недопустимым давление на культуру и СМИ, угрожающим режиссеру Алексею Учителю за фильм «Матильда» предстоит ответить по закону.

По словам Пескова, Учитель подвергается нападкам анонимной организации — экстремистов. Организация «Христианское государство Святая Русь» в Минюсте не зарегистрирована. В Кремле эту информацию уже проверили.

Адвокат Учителя Константин Добрынин сегодня сообщил, что режиссер обратился с заявлением в Генпрокуратуру РФ с просьбой оградить коллектив фильма «Матильда» от «угроз и противоправных действий лиц экстремистской направленности», а также от клеветы со стороны депутата Госдумы Натальи Поклонской.

Песков напомнил слова президента из его послания Федеральному Собранию в 2016 году, где президент однозначно сказал, что считает неприемлемым агрессивную реакцию, реакцию, которая выливается в вандализм и нарушение закона, — передает РИА Новости. «И президент сказал, что на такие проявления государство будет реагировать жестко», — подчеркнул Дмитрий Песков.

Директора кинотеатров получили угрозы из-за фильма «Матильда»

Организация «Христианское государство – Святая Русь» потребовала от директоров кинотеатров не показывать «Матильду».

Ранее Sobesednik.ru писал, что одним из главных критиков фильма Алексея Учителя «Матильда», повествующего о связи Николая II и балерины Матильды Кшесинской, стала депутат Госдумы от «Единой России» Наталья Поклонская, которая уже дважды просила генпрокурора РФ проверить сценарий и финансирование данной картины.

«Интерфакс» сообщает, что организация «Христианское государство – Святая Русь» отправила более тысячи писем директорам кинотеатров с требованием отказаться от проката нового фильма Алексея Учителя «Матильда». Авторы этого обращения пригрозили предпринять «методы борьбы с беззаконием и безумием» в случае показа киноленты.

«Любой баннер, афиша, рекламная листовка с информацией о прокате фильма «Матильда» будет рассмотрена как ваше желание унизить святых православной церкви и провокация к «русскому майдану»», – говорится в письме.

Матильда Бромберг — полная биография

Матильда Кшесинская. Императорская балерина (Начало)

Матильда Бромберг - полная биографияВ 1969 году Екатерина Максимова и Владимир Васильев приехали к Матильде Кшесинской. Их встретила маленькая, высохшая, абсолютно седая женщина с поразительно молодыми, полными жизни глазами. Они стали рассказывать, как обстоят дела в России, сказали, что ее имя все еще помнят. Кшесинская помолчала и сказала: «И не забудут никогда».

Фигура Матильды Кшесинской настолько плотно окутана коконом легенд, сплетен и слухов, что уже практически невозможно разглядеть настоящего, живого человека.. Полную непреодолимого очарования женщину. Страстную, увлекающуюся натуру. Первую русскую исполнительницу фуэте и балерину-ассолюта – балерину, которая могла сама распоряжаться своим репертуаром. Блестящую, виртуозную танцовщицу, вытеснившую с русской сцены иностранных гастролерш…

Матильда Феликсовна Кшесинская происходила из польской театральной семьи Кржезинских. Кшесинскими они были только на сцене – такая фамилия казалась более благозвучной. По семейному преданию, прадед Матильды Феликсовны Войцех был сыном и наследником графа Красинского, но потерял титул и состояние из-за происков своего дяди, зарившегося на наследство. Вынужденный бежать от нанятых дядей убийц во Францию, он был объявлен погибшим и по возвращении не смог восстановить свои права, поскольку не имел всех необходимых документов. Единственное, что осталось в семье в доказательство столь высокого происхождения, был перстень с гербом графов Красинских.

Сын Войцеха Ян был скрипачом-виртуозом. В юности он обладал прекрасным голосом и пел в Варшавской опере. Потеряв с возрастом голос, Ян перешел на драматическую сцену и стал известным актером. Умер он от угара в возрасте 106 лет.

Его младший сын Феликс с детства обучался балету. В 1851 году Николай I выписал его вместе с несколькими другими танцовщиками из Варшавы в Санкт-Петербург. Феликс Кшесинский был непревзойденным исполнителем мазурки – любимого танца Николая. В Петербурге Феликс Иванович женился на балерине Юлии Доминской, вдове балетного танцовщика Леде. От первого брака у нее было пять детей, во втором родилось еще четверо: Станислав, Юлия, Иосиф-Михаил и младшая – Матильда-Мария.

Матильда Бромберг - полная биографияРодилась Маля, как ее называли, 19 августа (1 сентября) 1872 года. Уже с самого раннего возраста она обнаруживала способности и любовь к балету – что неудивительно в семье, где почти все танцуют. В восемь лет ее отдали в Императорское Театральное училище – ранее его закончила ее мать, а теперь там учились ее брат Иосиф и сестра Юлия. Впоследствии оба они с успехом выступали на балетной сцене. Красавица Юлия была талантливой характерной танцовщицей, Иосиф выступал в лирических партиях.

По правилам училища, наиболее способные ученики жили на полном пансионе, а менее способные жили дома и приходили в училище только на занятия. Все трое Кшесинских были приходящими – но не потому, что их таланта не хватало для зачисления на пансион, а по специальному распоряжению, в признание заслуг их отца.

Поначалу Маля занималась не особенно старательно – азы балетного искусства она давно изучила дома. Только в пятнадцать лет, когда она попала в класс к Христиану Петровичу Иогансону, Маля не только почувствовала вкус к учению, но стала заниматься с настоящей страстью. Кшесинская обнаружила незаурядный талант и огромный творческий потенциал. Весной 1890 года она закончила училище экстерном и как Кшесинская 2-я была зачислена в труппу Мариинского театра. Кшесинской 1-й была ее сестра Юлия, служившая в кордебалете Мариинки с 1883 года. Уже в первый свой сезон Кшесинская станцевала в двадцати двух балетах и двадцати одной опере (тогда было принято делать в оперных представлениях танцевальные вставки). Роли были небольшие, но ответственные, и позволяли Мале блеснуть своим талантом. Но одного таланта для получения такого количества партий было мало – сыграло свою одно немаловажное обстоятельство: в Матильду был влюблен наследник престола.

С Великим князем Николаем Александровичем – будущим императором Николаем II – Маля познакомилась на обеде после выпускного спектакля, состоявшегося 23 марта 1890 года. Практически сразу у них начался роман, протекавший при полном одобрении родителей Николая.

Матильда Бромберг - полная биографияДело в том, что мать Николая, императрица Мария Федоровна, была очень озабочена тем, что вялый и апатичный наследник практически не уделяет внимания женщинам, предпочитая карты и прогулки в одиночестве. По ее распоряжению к нему специально приглашали самых красивых учениц театрального училища. Наследник любезно принимал их, гулял с ними, играл в карты – и все. Поэтому, когда Николай увлекся Матильдой, эта связь была не только одобрена императорской четой, но и всячески поощрялась. Например, подарки для Матильды Николай покупал на деньги из специально созданного для этого фонда.

Это было настоящее, глубокое чувство для них обоих. Влюбленные встречались при любой возможности – учитывая то, что Николай находился на военной службе и был связан множеством обязанностей при дворе, это было очень непросто. Он старался не пропускать ни одного спектакля, в котором танцевала Матильда, в антрактах заходил к ней в гримерную, а после спектакля, если была такая возможность, ехал к ней ужинать. Николай купил для нее дом на Английском проспекте – до этого он принадлежал композитору Римскому-Корсакову. Матильда жила там вместе с сестрой Юлией. Николай приезжал к Мале вместе со своими друзьями и однополчанами — сыновьями Великого князя Михаила Николаевича Георгием, Александром и Сергеем, и бароном Зедделером, у которого был роман с Юлией.
Свой первый летний сезон Матильда танцевала в Красном селе, где были расквартированы на учения гвардейские части, к одной из который принадлежал наследник. Перед каждым спектаклем она стояла у окна своей гримерной и ждала, когда приедет Николай… Когда он был в зале, она танцевала с невероятным блеском.

Потом были редкие встречи в Петербурге – то их сани встретятся на улице, то они случайно столкнутся за кулисами Мариинки… Родители самой Мали долго не подозревали о ее отношениях с Николаем. Только когда он в 1891 году уехал в кругосветное путешествие, Матильда была вынуждена признаться – она так тяжело переносила разлуку с Николаем, что родители опасались за ее здоровье, не зная истиной причины подавленного состояния их дочери. Когда же Николай вернулся – быстрее, чем ожидалось, потому что в Японии на него было совершено покушение, — радости ее не было конца. Она ждала его в новом доме, и в первый же вечер на родине он пришел к ней, тайком улизнув из дворца…

Матильда Бромберг - полная биографияИх роман закончился в 1894 году в связи с помолвкой наследника. Уже давно велись переговоры о его свадьбе со многими европейскими домами. Из всех представленных ему потенциальных невест Николаю больше всего понравилась принцесса Гессен-Дармштадская Алиса. Но поначалу родители Николая были против этого союза – слишком незавидной казалась им невеста из захудалого немецкого дома, хоть и внучка самой королевы Виктории. Кшесинская всячески поддерживала Николая в стремлении соединить свою жизнь с той, к кому его влечет – впоследствии императрица, которой Николай рассказал о своем романе с Матильдой, была ей очень признательна за поддержку. Но большинство принцесс отказывалось переходить в православие – а это было необходимым условием для свадьбы. И в конце концов, тяжело больной Александр дал свое согласие на этот брак. О помолвке Алисы Гессенской и Николая Александровича было объявлено 7 апреля 1894 года.

20 октября 1894 года в Ливадии умер император Александр III – ему было всего 49 лет. На следующий день Алиса приняла православие и стала Великой княжной Александрой Федоровной. Через неделю после похорон императора Николай и Александра обвенчались в Зимнем дворце – для этого специально был прерван траур, наложенный при дворе на год.

Матильда очень переживала расставание с Николаем. Не желая, чтобы кто-нибудь видел ее страдания, она заперлась дома и почти не выходила. Из-за траура спектаклей в Мариинке практически не было, и Кшесинская приняла приглашение антрепренера Рауля Гюнцбурга уехать на гастроли в Монте-Карло. Она выступала вместе с братом Иосифом, Ольгой Преображенской, Альфредом Бекефи и Георгием Кякштом. Гастроли прошли с большим успехом. В апреле Матильда с отцом выступали в Варшаве. Здесь прекрасно помнили Феликса Кшесинского, и на выступлениях семейного дуэта публика буквально неистовствовала.

Матильда Феликсовна Ксешинская — биография

Матильда Бромберг - полная биография

Матильда Феликсовна Кшесинская (Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кшесиньская, польск. Matylda Maria Krzesińska) — прославленная русская балерина и педагог. Знак зодиака — Дева.

Заслуженная артистка Его Величества Императорских театров. Известна также своими интимными отношениями с августейшими особами Российской [en] империи. Любовница императора Николая II.

Матильда Феликсовна Кшесинская родилась 31 августа (19 августа по старому стилю) 1872 года в Лигово (под Петербургом). Её дед был знаменитым скрипачом (его сравнивали с самим Паганини), певцом и драматическим актером. Отец — прекрасным танцовщиком. Мать — актрисой.

В своих воспоминаниях Кшесинская писала: «Я была любимицей отца. Он угадывал во мне влечение к театру, природное дарование и надеялся, что я поддержу славу его семьи на сцене. С трехлетнего возраста я любила [en] танцевать, и отец, чтобы доставить мне удовольствие, возил меня в Большой театр, где давали оперу и балет. Я это просто обожала…»

Никого не удивило, что Матильда решила стать танцовщицей и поступила в императорское театральное училище”.

Звезда русского балета первой освоила фуэте, заставила отступить приезжих знаменитостей и открыла дорогу целой плеяде русских танцовщиц — Ольге Иосифовне Преображенской, Трефиловой, Анне Павловне Павловой, Тамаре Платоновне Карсавиной, Ольги Александровне Спесивцевой. Она была женщиной-легендой, у многих вызывавшей восхищение и страсть. Дожив почти до ста лет, она до последних дней сохранила в своей душе любовь и волю к жизни. Возможно, долгожительство балерины было обусловлено генетически, так как ещё её дедушка Иван-Феликс (1770-1876) прожил целых 106 лет.

Эмигрировала из России в 1920 году, с 1920 г. жила и преподавала танец в Париже. 100 великих женщин. Автор-составитель И.И. Семашко. — М.: Вече, 2000, с. 242 — 243.

Матильда Феликсовна родилась [en] в семье танцовщика Ф. И. Кшесинского, полька по национальности. В 1890 окончила балетное отделение Петербургского театрального училища. На выпускном вечере с ней познакомился наследник российского престола, будущий император Николай II, с которым у Кшесинской возник непродолжительный, но бурный роман.

Балерина пользовалась успехом у августейших особ (великий князь Сергей Михайлович, плененный красотой Кшесинской, в течение долгих лет опекал ее). В 1890-1917 годах танцевала в Мариинском театре. Прославилась в ролях Авроры («Спящая красавица»,1893), Эсмеральды (1899), Терезы («Привал кавалерии») и др. Ее танец отличала яркая артистичность, жизнерадостность. В начале 1900-х годов была участницей балетов Михаила Михайловича Фокина: «Евника», «Шопениана», «Эрос», в 1911-1912 выступала в труппе «Русский балет Дягилева».

«Русский балет Дягилева» — это труппа, созданная в 1911-1913 годах Сергеем Павловичем Дягилевым на основе Русских сезонов за границей. Дягилев — театральный и художественный деятель, первый балетный импресарио 20 века, который прославил русское искусство за рубежом

В «Русском балете Дягилева» участвовали балетмейстеры М. М. Фокин, Леонид Федорович Мясин, Вацлава Фомича Нижинский, Бронислава Фоминична Нижинская, Джорджа Баланчин, танцовщики Т. П. Карсавина, М. Ф. Кшесинская, О. А. Спесивцева и др. Художники: Александр Николаевич Бенуа, Лев Самойлович Бакст, Михаил Федорович Ларионов, Наталия Сергеевна Гончарова, Пабло Пикассо, Анри Матисс и др. Постановки: «Петрушка», «Весна священная» и «Свадебка» Игоря Федоровича Стравинского, «Стальной скок» и «Блудный сын» Сергея Сергеевича Прокофьева, «Игры» Клода Дебюсси и др. «Русский балет Дягилева», гастролируя по Европе и Америке [en] , просуществовал до 1929 года. Оказал значительное воздействие на мировое хореографическое искусство.

В марте 1917 года после Февральской революции Кшесинская была вынуждена покинуть свой особняк, который занял Петроградский комитет большевиков, благодаря чему он вошел в советскую историю. В 1920 эмигрировала из России. В 1921 году, вступив в брак с великим князем Андреем Владимировичем, с которым до того прожила в гражданском браке 20 лет, стала светлейшей княгиней Романовой-Красинской.

В 1929 году Матильда Кшесинская открыла свою студию в Париже. У неё брали уроки классического танца такие знаменитые танцовщицы, как Ивет Шовире и Марго Фонтейн.

В 1992 году в России вышла книга ее воспоминаний.

Репертуар

  • 1892 — принцесса Аврора, «Спящая красавица» Мариуса Петипа;
  • 1894 — Флора, «Пробуждение Флоры» Мариуса Петипа и Льва Ивановича Иванова (первая исполнительница партии);
  • 1896 — Млада, «Млада» на музыку Минкуса, хореография Льва Иванова и Энрико Чеккетти, возобновление Мариуса Петипа;
  • 1896 — богиня Венера [миф]/[гор] , «Астрономическое pas» из балета «Синяя борода», хореография Мариуса Петипа;
  • 1896 — Лиза, «Тщетная предосторожность» Мариуса Петипа и Льва Иванова;
  • 1897 — богиня Фетида, «Фетида и Пелей» Мариуса Петипа;
  • 1897 — королева Низия, «Царь Кандавл» Мариуса Петипа;
  • 1897 — Готару-Гиме, «Дочь Микадо» Льва Иванова (первая исполнительница партии);
  • 1898 — Аспиччия, «Дочь фараона» Мариуса Петипа;
  • 1899 — Эсмеральда «Эсмеральда» Жюля Перро в новой редакции Мариуса Петипа;
  • 1900 — Колос, царица лета, «Времена года» Мариуса Петипа (первая исполнительница партии);
  • 1900 — Коломбина, «Арлекинада» Мариуса Петипа (первая исполнительница партии);
  • 1900 — Никия, «Баядерка» Мариуса Петипа;
  • 1901 — Риголетта, «Риголетта, парижская модистка» Энрико Чекетти (благотворительный спектакль в зале Офицерского собрания на Литейном проспекте) (первая исполнительница партии);
  • 1903 — Принцесса, «Волшебное зеркало» Мариуса Петипа (первая исполнительница партии);
  • 1907 — Эвника, «Эвника» Михаила Фокина (Актея — Анна Павлова, Петроний — Павел Андреевич Гердт; выступила только на премьере) (первая исполнительница партии);
  • 28 ноября 1915 — Девушка, «Эрос» Михаила Фокина (Юноша — Анатолий Иосифович Вильтзак, Эрос — Пётр Николаевич Владимиров, Ангел — Фелия Леоньтевна Дубровская) (первая исполнительница партии).

Сочинения

  • Кшесинская М. Воспоминания. — М.: Артист. Режиссёр. Театр, 1992. — 414 с. — (Ballets Russes). — 25 000 экз. — ISBN 5-87334-066-8;
  • Matilda Kshessinskaya. Dancing in Petersburg. — L., 1960, 1973. (англ.);
  • S.A.S. la Princesse Romanovsky-Krassinsky. Souvenirs de la Kschessinska: Prima ballerina du Théâtre impérial de Saint-Pétersbourg (Reliure inconnue). — P., 1960. (фр.).

Матильда Феликсовна Кшесинская скончалась 6 декабря 1971 года в Париже, во Франции, за несколько месяцев до своего столетия. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем, в одной могиле с мужем и сыном.

По данным на конец 2016 года, в 2017 году должен выйти фильм «Матильда» — российский исторический художественный фильм режиссёра Алексея Ефимовича Учителя, повествующий о судьбе балерины Матильды Кшесинской и её отношениях с цесаревичем Николаем Александровичем — будущим последним российским императором Николаем II. Премьера фильма в России намечена на 30 марта 2017 года.

В октябре 2016 года депутат Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации VII созыва Наталья Владимировна Поклонская создала депутатский запрос в Генпрокуратуру РФ об этом фильме. К Поклонской по этому поводу обращались с жалобами представители общественного движения «Царский крест», которые обнаружили в снимающейся мелодраме Алексея Учителя «искажение исторических событий», «антироссийскую и антирелигиозную провокацию в сфере культуры». Прокурорская проверка нарушений не выявила.

Председатель думского комитета по культуре, кинорежиссёр Станислав Сергеевич Говорухин раскритиковал идею Поклонской о проверке фильма, выразил уверенность, что такие инициативы надо «прерывать на корню». Комментируя в Живом Журнале предстоящий выход фильма в прокат, Поклонская перечислила в ряду извергов XX столетия Ленина, роцкого, Гитлера и Мао, чем вызвала возмущение российских коммунистов, а депутат орловского облсовета Руслан Перелыгин подал запрос в генпрокуратуру уже на Поклонскую, посчитав её высказывание экстремистским.

Астрология возникла в древности (вавилонская храмовая астрология и другие), была тесно связана с астральными культами и астральной мифологией. Получила широкое распространение в Римской империи (первые гороскопы — на рубеже 2-1 веков до нашей эры). С критикой астрологии как разновидности языческого фатализма выступило христианство. Арабская астрология, достигшая значительного развития в 9-10 веков, с 12 века проникла в Европу, где астрология пользуется влиянием до середины 17 века и затем вытесняется с распространением естественнонаучной картины мира.

Режиссер картины «Матильда» пожаловался на Поклонскую в Генпрокуратуру

Создатель еще незаконченного фильма «Матильда» Алексей Учитель направил в Генпрокуратуру две жалобы на критиков этой картины. Как сообщил ТАСС адвокат режиссера Константин Добрынин, это заявления на депутата Госдумы Наталью Поклонскую и на руководство Всероссийской общественной православной организации «Христианское государство — Святая Русь».

Учитель просит генпрокурора Юрия Чайку «оградить коллектив фильма, работников прокатных организаций от дальнейших угроз, иных противоправных действий лиц экстремистской направленности, как и от публично распространяемых клеветнических измышлений собственно госпожи Поклонской». Во втором заявлении, которое подписал адвокат режиссера, содержится просьба проверить на экстремизм православную организацию после высказанных угроз в адрес создателей картины и потенциальных зрителей. В январе организация разослала российским кинотеатрам письма с требованием отказаться от проката картины и обещанием принять меры к тем, кто не согласится на это.

«За последние несколько месяцев депутат Поклонская сказала так много разного и бросила столько обвинений, что оставить их просто без внимания уже невозможно, — сказал Добрынин ТАСС. — С одной стороны, можно было бы просто отшутиться, ссылаясь хотя бы на то, что у российского юриста Поклонской нет российского юридического образования, но теперь она не просто юрист или региональный прокурор, но и российский законодатель, а значит, кто-то обязан дать правовую оценку ее специфическому пониманию российского права и законодательства». В заявлении о Поклонской Учитель объясняет, что обратиться в Генпрокуратору его вынуждают «обстоятельства нагнетания не объяснимой с позиций здравого смысла истерии по поводу создания мною художественного фильма «Матильда», якобы оскорбляющего религиозные чувства верующих и имеющего целью опорочить святых Православной церкви». Он напоминает, что фильм находится в работе, его никто еще не видел и «не может судить о его достоинствах, недостатках, соответствии или несоответствии авторского замысла реальной истории жизни его персонажей, тем более — делать выводы о каком бы то ни было поругании памяти, нарушении прав их реальных прототипов».

В угрозах представителей «Христианского государства — Святой Руси», по мнению режиссера, можно усмотреть «действия, направленные на возбуждение религиозной розни, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его религиозной принадлежности или отношения к религии, а также как подстрекательство к активным противоправным действиям». Он попросил проверить организацию и ее руководство на предмет соблюдения законодательства о противодействии экстремистской деятельности.

Матильда Бромберг — полная биография

Матильда Бромберг - полная биография

Матильда Бромберг - полная биография Матильда Бромберг - полная биография Матильда Бромберг - полная биография Матильда Бромберг - полная биография

Она хотела славы – и добилась своего. Сперва это была скандальная слава – как у всякой молодой артистки, которая стала бы подругой наследника трона. Потом всем стали видны ее талант и мастерство, трудолюбие и упрямство.

В 1851 году Николай I выписал вместе с несколькими другими танцовщиками из Варшавы в Санкт-Петербург Феликса Кшесинского. Он был непревзойденным исполнителем мазурки – любимого танца Николая. В Петербурге Феликс Иванович женился на балерине Юлии Доминской, вдове балетного танцовщика Леде. От первого брака у нее было пять детей, во втором родилось еще четверо: Станислав, Юлия, Иосиф-Михаил и младшая – Матильда-Мария.

Родилась Маля, как ее называли дома, 19 августа 1872 года. Уже с самого раннего возраста она обнаруживала способности и любовь к балету – что неудивительно в семье, где почти все танцуют. А в четыре года она уже вышла на сцену главного театра Российской империи в балете «Конек-Горбунок». В сцене подводного царства от малышки, переодетой русалочкой, только и требовалось, что подойти к огромному бутафорскому чуду-юду киту и вытащить из открытой пасти кольцо.

В восемь лет ее отдали в Императорское театральное училище – ранее его закончила ее мать, а теперь там учились ее брат Иосиф и сестра Юлия. Впоследствии оба они с успехом выступали на балетной сцене.

Поначалу Маля занималась не особенно старательно – азы балетного искусства она давно изучила дома. В школе она скучала и даже подумывала бросить балет. Но тут девочка увидела танец итальянской балерины Вирджинии Цукки, приехавшей в Петербург на гастроли. Она поняла, к чему следует стремиться. А в пятнадцать лет, когда она попала в класс к Христиану Петровичу Иогансону, Маля не только почувствовала вкус к учению, но стала заниматься с настоящей страстью.

Через два года она с блеском исполнила кокетливый танец Лизы из балета «Тщетная предосторожность» – того самого балета, в котором она увидела Цукки, своего «гения танца». Это было на выпускном спектакле 23 марта 1890 года – дату она запомнила навсегда. Все знали, что на гала-концерте будет царская семья во главе с Александром III. После спектакля императору должны были по традиции представить тройку лучших учениц школы, куда вошла и Матильда. Только она должна скромно стоять в отдалении, поскольку была не в полной мере воспитанницей пансионата, а «приходящей».

Едва войдя в залу, где собрались выпускники, государь спросил: «А где Кшесинская?» Не веря своим ушам, она вышла из толпы. «Будьте украшением и славой нашего балета», – сказал император. Дальше еще более высокая честь – на торжественном ужине Александр усадил ее между собой и цесаревичем Николаем. «Когда я прощалась с Наследником, который просидел весь ужин рядом со мной, мы смотрели друг на друга не так, как при встрече. В его душу, как и в мою, уже вкралось чувство влечения, хотя мы и не отдавали себе в этом отчета».

Все, что Матильде показалось чудом, провидением, все, что подпитывало потом ее чувства к будущему царю, было хорошо спланированной интригой двора. Наследник в ту пору был увлечен воспитывавшейся при английском дворе немецкой принцессой Алисой Гессенской, и это очень не нравилось его отцу. В политических интересах Николаю лучше бы было влюбиться в какую-нибудь французскую принцессу. Приняли решение отвлечь наследника.

Уже в первый свой сезон Кшесинская станцевала в двадцати двух балетах и двадцати одной опере. Роли были небольшие, но ответственные, и позволяли Мале блеснуть своим талантом. Но одного таланта для получения такого количества партий было мало – сыграло свою роль одно немаловажное обстоятельство: в артистку был влюблен наследник престола.

Они встречались при любой возможности – учитывая то, что Николай находился на военной службе и был связан множеством обязанностей при дворе, это было очень непросто. Николай купил для Кшесинской дом на Английском проспекте – до этого он принадлежал композитору Римскому-Корсакову. Матильда жила там вместе с сестрой Юлией.

Ее театральная карьера складывалась отлично. Первой большой ролью Кшесинской стала партия Мариетты-Драгониаццы, главная в балете «Калькабрино», затем была партия Авроры в «Спящей красавице». Критики хвалили дебютантку за смелый и техничный танец, но самой Кшесинской было ясно, что ее техника отстает от виртуозного совершенства Брианца и Леньяни. Тогда Матильда, не прекращая занятий с Иогансоном, начала брать уроки у итальянского танцовщика и педагога Энрико Чекетти. Это позволило ей не только приобрести совершенную технику, свойственную итальянкам, но и обогатить ее лиризмом, естественностью и мягкостью, характерными для русской классической школы. К этому добавились пантомимический талант, унаследованный от отца, и драматизм, позаимствованный у Вирджинии Цукки. В таком виде талант Кшесинской лучше всего соответствовал классическому балету конца девятнадцатого века и именно в нем смог развиться наиболее полно.

У нее не было многих качеств, присущих ее современницам и соперницам по сцене: ни красоты Тамары Карсавиной и Веры Трефиловой, ни утонченности и легкости гениальной Анны Павловой. Кшесинская была небольшого роста, крепкая, темноволосая, с узкой, затянутой в корсет талией и мускулистыми, почти атлетическими ногами. Но она обладала неисчерпаемой энергией, пикантностью, затмевающим всех блеском, шиком, несомненной женственностью и непреодолимым обаянием. У нее были превосходные, очень красивые зубы, которые Матильда постоянно демонстрировала в сияющей улыбке. Несомненными козырями были и врожденный практицизм, сила воли, удачливость и фантастическая работоспособность.

Роман Кшесинской закончился в 1894 году в связи с помолвкой наследника. О ней было объявлено 7 апреля 1894 года.

Приближались коронационные торжества, Императорский театр распределял роли для предстоящего парадного спектакля в Москве, а ей никакой роли в балете Дриго «Жемчужина» не предложили вовсе. Для самолюбивой артистки это было невыносимо. Она рассказала о своем горе великому князю Владимиру Александровичу. Вот как вспоминала Кшесинская о тех событиях: «Дирекция Императорских театров получила приказ свыше, чтобы я участвовала в парадном спектакле на коронации в Москве. Моя честь была восстановлена, и я была счастлива, так как я знала, что это Ники лично для меня сделал. Дирекция своего прежнего решения не переменила бы… Я убедилась, что наша встреча с ним не была для него мимолетным увлечением, и он в своем благородном сердце сохранил уголок для меня на всю свою жизнь.»

Когда пришел «приказ свыше», балет «Жемчужина» был почти полностью готов, все роли распределены и срепетированы, но для того, чтобы включить Кшесинскую в этот спектакль, композитора Дриго срочно обязали написать новую музыкальную партию, а великому балетмейстеру Петипа пришлось ставить для нее специальное па-де-де. Понятно, что такие выходки быстро создали Кшесинской соответственную репутацию.

Интересно, что именно Кшесинская лучше всех поняла характер своего друга. Много лет спустя она писала: «Для меня было ясно, что у Наследника не было чего–то, что нужно, чтобы царствовать. Нельзя сказать, что он был бесхарактерен. Нет, у него был характер, но не было чего-то, чтобы заставить других подчиниться своей воле. Первый его импульс был всегда правильным, но он не умел настаивать на своем и очень часто уступал. Я не раз ему говорила, что он не сделан ни для царствования, ни для той роли, которую волею судеб он должен будет играть. Но никогда, конечно, я не убеждала его отказаться от Престола…»

Николай перед женитьбой поручил ее заботам своего друга и двоюродного брата, великого князя Сергея Михайловича. Тот стал не только официальным «покровителем» Матильды на следующие несколько лет, но и ближайшим ее другом.

В ноябре 1895 года Кшесинская получила давно заслуженное звание балерины, которое присуждалось лишь лучшим танцовщицам труппы. Но она выдвинулась не только благодаря благосклонности царской фамилии. Она была действительно чрезвычайно талантливой танцовщицей, с огромным упорством работавшей над собой. Любившая повеселиться и развлечься в свободное время, обожавшая приемы, балы и карточную игру, перед выступлениями Матильда преображалась. Вот как вспоминала о ней Тамара Карсавина: «Она обладала удивительной жизнеспособностью и исключительной силой воли. В течение месяца, предшествующего ее появлению на сцене, Кшесинская все свое время отдавала работе – усиленно тренировалась часами, никуда не выезжала и никого не принимала, ложилась спать в десять вечера, каждое утро взвешивалась, всегда готовая ограничить себя в еде, хотя ее диета и без того была достаточно строгой. Перед спектаклем она оставалась в постели двадцать четыре часа, лишь в полдень съедала легкий завтрак. В шесть часов она была уже в театре, чтобы иметь в своем распоряжении два часа для экзерсиса и грима. Как-то вечером я разминалась на сцене одновременно с Кшесинской и обратила внимание на то, как лихорадочно блестят ее глаза.

– О! Я просто целый день умираю от жажды, но не буду пить до выступления, – ответила на мой вопрос она».

Ее целью было стать первой балериной на российской сцене. Но тогда в русском балете безраздельно царили итальянские балерины. Соперничество с Пьериной Леньяни – балериной, впервые исполнившей на русской сцене 32 фуэте, – стало целью Кшесинской. Длилось их противостояние восемь лет.

Еще в 1893 году Леньяни показала россиянам доселе неведомый трюк. Кшесинская первой из русских балерин освоила это новшество. Причем по нескольку раз могла повторить фуэте на бис, что и по нынешним временам считается «высшим пилотажем». Уход Леньяни и возвышение Кшесинской до звания примы-балерины патриотически настроенные критики объявили окончательной победой русского балета.

Первое, что сделала новая прима, – поставила условие: она будет танцевать только три месяца в году, чтобы в остальное время жить в свое удовольствие. Такого себе еще никто не позволял. Затем Кшесинская добилась повышения жалованья ведущим артистам.

Репертуар Кшесинской быстро расширялся. Она получила ранее принадлежавшие итальянкам роли феи Драже в «Щелкунчике», ставшую одной из любимых партию Лизы в «Тщетной предосторожности», Терезу в «Привале кавалерии», заглавную роль в «Пахите». В каждой из этих ролей Матильда буквально блистала: она выходила на сцену, увешанная настоящими драгоценностями – бриллиантами, жемчугами, сапфирами, подаренными ей очарованными великими князьями и самим Николаем.

С самого окончания училища Кшесинская мечтала станцевать заглавную партию в балете «Эсмеральда». Но когда она обратилась тогда к всесильному главному балетмейстеру Мариусу Петипа с просьбой об этой партии, он сослался на то, что Кшесинской не хватает личного опыта, необходимого для этой роли трагически влюбленной цыганки. Пережив разрыв с Николаем, Кшесинская была готова для роли Эсмеральды. Она станцевала Эсмеральду в 1899 году, и эта партия стала лучшей в ее репертуаре – никто ни до, ни после нее не танцевал этот балет с таким блеском и глубиной.

Другой крупный скандал был связан с костюмом для балета «Камарго». Леньяни танцевала русский танец в платье, сделанном по образцу костюма Екатерины Великой, хранящегося в Эрмитаже, – с широкой юбкой с фижмами, приподнимавшими юбку по бокам. При ее росте и фигуре такие фасоны противопоказаны – и Кшесинская заявила тогдашнему директору императорских театров, князю Сергею Михайловичу Волконскому, что не будет надевать фижмы. Тот настаивал на неизменности костюма. На премьере «Камарго» весь зал гадал, наденет ли Кшесинская фижмы. Она не надела. За это на нее был наложен штраф. Оскорбленная Кшесинская обратилась к Николаю. На следующий день штраф отменили, но Волконский подал в отставку. Следующим директором был назначен Владимир Теляковский. Он ни разу не решился спорить с Матильдой Феликсовной.

В 1900 году Кшесинская танцевала бенефис в честь десятилетия своего пребывания на сцене – в обход правил, согласно которым балеринам давали бенефисы только в честь двадцати лет и прощальный, перед выходом на пенсию. На обеде после бенефиса Кшесинская познакомилась с великим князем Андреем Владимировичем, двоюродным братом Николая. Они влюбились друг в друга с первого взгляда – хотя Кшесинская была старше его на шесть лет. Они часто встречались. Андрей приезжал к ней – на репетиции, домой, на дачу в Стрельне. Осенью 1901 года Матильда и Андрей отправились в путешествие по Европе. Они порознь приехали в Венецию, проехали по Италии, заехали в Париж… На обратном пути Матильда поняла, что беременна.

Тем не менее она продолжала выступления – до тех пор, пока удавалось скрывать растущий живот. В 1902 году закончила училище Тамара Карсавина, – и Кшесинская по просьбе великого князя Владимира Александровича взяла ее под свое покровительство. Передав Карсавиной несколько своих партий, Кшесинская занималась с нею до самых последних дней своей беременности.

18 июня 1902 года у Матильды родился сын Владимир. Роды были тяжелыми, мать и ребенка еле спасли. Через два месяца Кшесинская вышла на сцену.

В это время в Мариинском театре началась эпоха Михаила Фокина – балетмейстера, пытавшегося радикально обновить балетное искусство. На сцену пришли новые танцовщики, способные воплотить его идеи и затмить Кшесинскую – Карсавина, Вера Трефилова, гениальная Анна Павлова, Вацлав Нижинский.

Кшесинская была первой партнершей Нижинского и очень ему покровительствовала. Поначалу поддерживала она и Фокина – но потом взаимопонимание между ними исчезло. Балеты, которые ставил Фокин, не были рассчитаны на балерину типа Кшесинской – в них блистали Павлова и Карсавина, а Кшесинской идеи Фокина были противопоказаны. Они пытались сотрудничать, но ничего не получилось. Зато Дягилев организовал Кшесинской успешные гастроли в Англии – там она своим мастерством затмила партнера, Вацлава Нижинского.

Кшесинская продолжала выступления с неизменным успехом, но она сама понимала, что возраст у нее уже не тот. Перед началом каждого сезона она звала на репетицию сестру и подруг по театру, чтобы они честно сказали ей, можно ли ей еще танцевать. Но именно этот период стал одним из лучших в ее творчестве – с появлением у нее нового партнера, Петра Николаевича Владимирова, она словно обрела вторую молодость. Он закончил училище в 1911 году. Кшесинская влюбилась в него – может быть, это было одно из самых сильных ее увлечений за всю жизнь. Он был очень красив, элегантен, прекрасно танцевал. Чтобы танцевать с ним, Кшесинская специально решила выступить в «Жизели». Для балерины в сорок четыре года это была совершенно неподходящая партия, к тому же Кшесинская не умела исполнять лирико-романтические роли. Она впервые потерпела неудачу. Чтобы подтвердить свою репутацию, Кшесинская тут же решила станцевать свой коронный балет – «Эсмеральду». Еще никогда она не танцевала с таким блеском.

Андрей Владимирович, узнав о страсти Матильды, вызвал Владимирова на дуэль. Они стрелялись в Париже, в Булонском лесу. Великий князь прострелил Владимирову нос. Тому пришлось делать пластическую операцию.

Кшесинская могла бы танцевать еще долго, но революция 1917 года положила конец ее карьере придворной балерины. В июле 1917 года она покинула Петроград. Последним выступлением Кшесинской был номер «Русская», показанный на сцене Петроградской консерватории.

Ее дворец на Кронверкском (теперь Каменноостровском) проспекте был занят различными комитетами. Кшесинская обратилась с личным письмом к Ленину с требованием прекратить разграбление ее дома. По его разрешению Кшесинская вывезла всю обстановку дома, но самое ценное она сдала на хранение в банк – и в результате потеряла. Поначалу Кшесинская и Андрей Владимирович вместе с сыном и близкими уехали в Кисловодск. Сергей Михайлович остался в Петрограде, затем был арестован вместе с другими членами царской семьи и погиб в шахте в Алапаевске в июне 1918 года, а через месяц Николай вместе с семьей был расстрелян в Екатеринбурге. Кшесинская тоже опасалась за свою жизнь – слишком тесной была ее связь с императорским домом.

В феврале 1920 года она с семьей навсегда покинула Россию, отплыв из Новороссийска в Константинополь.

Петр Владимиров пытался уехать через Финляндию, но не смог. Он попал во Францию только в 1921 году. Кшесинская очень переживала, когда в 1934 году Владимиров уехал в США. Там он стал одним из самых популярных русских педагогов.

Кшесинская вместе с сыном и Андреем Владимировичем обосновались во Франции, на вилле в городке Кап дАй. Вскоре умерла мать Андрея, и по окончании траура Матильда и Андрей, получив позволение старших родственников, обвенчались в Каннах 30 января 1921 года. Матильде Феликсовне был присвоен титул светлейшей княгини Романовской-Красинской, а ее сын Владимир был официально признан сыном Андрея Владимировича и тоже светлейшим князем. Хотя денег было мало – почти все ее драгоценности остались в России, у семьи Андрея средств тоже было немного, – Кшесинская отклоняла все предложения выступать на сцене. В 1929 году, в год смерти Дягилева, Матильда Феликсовна открыла в Париже свою балетную студию. Одними из первых ее учениц были две дочери Федора Шаляпина – Марина и Дарья. Звезды английского и французского балета брали у нее уроки – Марго Фонтейн, Иветт Шовире, Памелла Мей… Дав первый урок в студии в апреле 1929 года, через несколько лет Кшесинская принимала уже сотню учеников. Весьма помогли развитию ее балетного класса другие мастера русской сцены, оказавшиеся за границей: Тамара Карсавина, Анна Павлова, Серж Лифарь, Михаил Фокин и многие другие. Впрочем, и самой Матильде Феликсовне энергии было не занимать – решив в 1936 году официально попрощаться со сценой, Кшесинская выбрала для этой цели лондонский Ковент-Гарден и так раззадорила холодную английскую публику, что та вызывала 64-летнюю приму 18 раз!

Вторую мировую войну Кшесинская с мужем и сыном пережила во Франции без особых невзгод (число учеников в школе, конечно, сильно сократилось, однако на скромное существование хватало). И хотя во время войны, когда студия не отапливалась, Кшесинская заболела артритом и двигалась с большим трудом, у нее никогда не было недостатка в учениках. Сильно поволновались лишь однажды, когда гестапо арестовало Владимира: он входил в кружок русских масонов, а для фашистов любая организация представляла потенциальную опасность. Кого-то из взятых по этому делу расстреляли, но молодой князь не пострадал.

Матильда Феликсовна не дожила лишь девяти месяцев до своего столетнего юбилея. Она умерла 6 декабря 1971 года. Похоронена Кшесинская на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа в одной могиле с мужем и сыном. На ней значится: Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка императорских театров Кшесинская.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *