Михаил Потехин — полная биография

Михаил Потехин — полная биография

Официальный сайт депутата фракции “СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ” Емельянова Михаила Васильевича

Выберите год и месяц:

Какая форма государственного управления, на Ваш взгляд, нужна России?

Михаил Потехин - полная биография Михаил Потехин - полная биография

Михаил Васильевич Емельянов

Родился 9 мая 1962 года в Ростове-на-Дону в семье инженеров. Окончил Ростовскую среднюю школу№24, юридический факультет Ростовского государственного университета (с красным дипломом), кандидат юридических наук, доцент РГУ. Автор научных работ по конституционному праву и муниципальному управлению. За большие заслуги в законодательной работе удостоен звания «Заслуженный юрист России».

Имеет богатейший опыт политического управления. Начал политическую деятельность в 1989 году. Был первым председателем Ростовского отделения Социал-демократической партии России (1990-1994). В 1994 стал депутатом Законодательного собрания Ростовской области от Октябрьского района Ростова-на-Дону, победив тогдашнего главного донского «олигарха» М.Ю. Парамонова. В 1995 был впервые избран депутатом Государственной Думы РФ .

Депутатом Госдумы избирался пять раз: в 1995, 1999, 2003 – по Ростовскому одномандатному округу; в 2007 и 2011 – как лидер региональной группы списка партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ. Председатель Ростовского регионального отделения СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ.

За двадцать лет работы в Федеральном Собрании РФ заслужил репутацию одного из самых результативных законодателей и всеми уважаемых парламентариев. Стал политиком федерального уровня. Занимая пост первого заместителя руководителя парламентской фракции СР, ведёт большую работу по организации деятельности фракции. Регулярно выступает в средствах массовой информации по важнейшим вопросам внутренней и внешней политики. В рейтинге фонда «Медиалогия» по активности депутатов в СМИ постоянно занимает высокие места.

Много и плодотворно занимается законотворческой деятельностью. Приоритетные направления в этой его работе – человек и защита его социальных прав, патриотизм и обеспечение национальных интересов России. Был автором и соавтором нескольких десятков законопроектов, ставших законами. По числу внесённых законодательных инициатив занимает место в первой двадцатке среди всех 450 депутатов Госдумы. Награждён почетным знаком «За заслуги в развитии парламентаризма России», дважды отмечен благодарностью президента В.В. Путина.

Его высокий профессионализм юриста и политика получил признание не только в России, но и на международной арене. Михаил Емельянов шесть раз избирался председателем комитета по правовым и политическим вопросам Парламентской ассамблеи Черноморского экономического сотрудничества, возглавляет российскую делегацию в ПАЧЭС. На протяжении многих лет является бессменным председателем парламентской группы по связям с Венесуэлой. Председатель комитета по бюджетным вопросам Азиатской парламентской ассамблеи.

На протяжении всего срока работы в Госдуме уделял огромное значение защите интересов Ростова-на-Дону и Ростовской области. Умеет налаживать взаимодействие представителей разных политических партий при решении вопросов, связанных с помощью родному краю. Зарекомендовал себя эффективным лоббистом интересов региона: благодаря его усилиям Ростовской области из федерального бюджета были выделены сотни миллионов рублей на проекты развития региональной экономики и программы социальной поддержки. Среди его самых важных успехов – строительство музыкальной школы имени М.И. Глинки, лабораторного корпуса ДГТУ, Ростовского музыкального театра, реконструкция гребного канала, ремонт нескольких школ.

В его депутатскую приёмную за 20 лет обращались тысячи людей – и каждый получил помощь и поддержку. Помощь в решении жилищных и коммунальных проблем, защита от административного произвола, юридические консультации – вот далеко не полный список проблем, с которыми люди обращались к депутату и получили помощь. В приёмной хранятся сотни благодарственных писем от граждан и организаций, которым помог Емельянов.

Михаил Васильевич женат, у него двое детей – сын и дочь.

Потехин Алексей Антипович

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ [ начало ]

[ конец ] ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ

Михаил Потехин - полная биография

П отехин (Алексей Антипович) — известный писатель. Родился в Кинешме, Костромской губернии, в 1829 г., учился в Демидовском ярославском лицее, некоторое время служил на военной службе. В 1856 г., вместе с другими писателями — Писемским Михаил Потехин - полная биография, Островским Михаил Потехин - полная биография, Максимовым , Михайловым , Афанасьевым-Чужбинским и др. — принял участие в известной литературно-этнографической экспедиции, снаряженной по инициативе великого князя Константина Николаевича, и исследовал Поволжье. В 80-х годах заведывал репертуарной частью Санкт-Петербургских Императорских театров. Литературная деятельность Потехина началась в 1852 г. сценами из провинциального быта «Забавы и удовольствия в городке», напечатан в «Современнике». Затем появился в «Москвитянине» ряд его рассказов и романов из народной жизни: «Тит Софроныч Казанок», «Крестьянка» и др. Они обратили на себя внимание знанием крестьянской жизни и колоритным языком. Недостатком их является приподнятость тона, в сентиментальном духе славянофильского народничества. Впоследствии Потехин не раз возвращался к сюжетам из народной жизни. Так, в 70-х гг. он напечатал в «Вестнике Европы» известные рассказы: «Около денег», «Хай-Девка», «Хворая» и др. В них больше реализма, но в общем произведения Потехина на темы из крестьянской жизни, отводя ему видное место в ряду наших беллетристов-народников, все-таки страдают тем, что в них больше знания внешнего быта, чем народной психологии. С наступлением эпохи реформ Потехин печатает в «Русском Вестнике», «Современнике», «Библиотеке для Чтения» и других журналах ряд повестей, романов и драм, обличающих дикость старого быта и борьбу новых понятий со старыми. Таковы «Бедные дворяне» — лучший роман Потехина, ярко изображающий старинную помещичью семью, с ее приживальщиками и шутами. Роман «Крушинский» осмеивает дворянское чванство. Шумным успехом пользовались драмы Потехина «Мишура» и «Отрезанный ломоть», встретившие чрезвычайные препятствия при постановке на сцене: «Мишура» находилась под запрещением 4 года, «Отрезанный ломоть» был запрещен после 13 представления. Комедия «Вакантное место» совсем к представлению не была дозволена. Потехин написал также несколько драм из народной жизни: «Чужое добро в прок не идет», «Суд людской не Божий», «Около денег» (переделка романа под тем же заглавием) и др. Как художник, Потехин не обладает резко выраженной индивидуальностью. Он большей частью усваивал себе стиль и мотивы тех литературных кружков, к которым примыкал, и тех полос общественного настроения, выразить которые он старался в разные периоды своей литературной деятельности. Рисует он захватываемые им явления по преимуществу схематично, в общих очертаниях; но именно это часто придает его произведениям большую яркость, особенно его драмам и комедиям. Большинство написанного Потехиным вошло в собрание его произведений, изданы в 1874 г. в 6 томах. Ср. «Сочинения» Добролюбова Михаил Потехин - полная биография (т. 2); Апполон Григорьев (т. 1); Скабичевский «Винегрет современной морали» («Сочинения», т. II). В 1900 г. избран почетным академиком.

См. также статьи:
Ге Николай Николаевич Михаил Потехин - полная биография;
Григорьев Аполлон Александрович Михаил Потехин - полная биография;
Островский Александр Николаевич Михаил Потехин - полная биография;
Потехин Николай Антипович ;
Потехин Павел Антипович ;
Россия, разд. Русская литература (1848 — 1855) ;
Савина Марья Гавриловна Михаил Потехин - полная биография;
Сосницкий Иван Иванович Михаил Потехин - полная биография;
Ткачев Петр Никитич ;
Федотова Гликерия Николаевна Михаил Потехин - полная биография;
Шумский Сергей Васильевич Михаил Потехин - полная биография.

НазадМихаил Потехин - полная биография Вперед

В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!

Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона ) или Нового Энциклопедического Словаря (). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портреты, гербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь». Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.

Наш проект в трех словах:
БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета.
РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России.
ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.

Знаете ли вы?

Ленин — псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. . В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.

Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.

Поганое Идолище (Одолище) — былинный богатырь…

Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) — известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.

Даль, Владимир Иванович
Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел

Варламов, Александр Егорович
Над теорией музыкальной композиции Варламов, , совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.

Некрасов Николай Алексеевич
Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.

Горький, Максим
По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.

Жихарев Степан Петрович
Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.

Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».

Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».

А.А.Потехин и Кинешма. Последние годы жизни писателя. Судьба наследия А.А.Потехина

Михаил Потехин - полная биография

Михаил Потехин - полная биография

Последние годы жизни (летние месяцы) А. А. Потехин проводил в с. Орехово в небольшом именьице жены в 40 км от Кинешмы, подаренном жене писателя Марье Петровне Потехиной в 1855 году матерью — Анной Федоровной Кондратьевой. Кондратьевы — известная фамилия в Кинешемском уезде. Отец жены писателя — Петр Петрович Кондратьев — офицер конной гвардии, полковник, участник Отечественной войны 1812 года.

В стенах Ореховской усадьбы (ныне Родниковский район) были продуманы и созданы многие произведения А. А. Потехина.

Вот как сам Потехин описывал Орехово:

«Ряд вросших в землю темных низеньких крестьянских домиков, занесенных снегом… Мы вошли в бедную крестьянскую избу… жизнь крестьян сразу поразила нас своей неустроенностью. Едва мы вошли в избу, как бросился в нос удушливый запах гари, щекотавший в носу и вызывающий слезы. Мы осмотрелись: изба была „курная“, где дым из печи выходил прямо в избу, а уже из избы через отдушину проходил на волю. Несмотря на вечер, своеобразный запах дыма стоял в доме, им пропахли стены, потолки, одежда и все, что было в доме. Следы копоти покрыли весь дом. Все избы в деревне были такие же, как были много десятков лет назад».

В своих повестях и рассказах 1870–1880 годов Алексей Антипович отказался от приукрашивания народного быта. Крестьянская жизнь для него стала объектом критического исследования. Здесь, по неопубликованным воспоминаниям сына, писатель подолгу беседовал с крестьянами, записывал легенды, народные песни, обряды, присматривался, частенько ходил в расположенные неподалеку фабричные села Тезино, Бонячки, Новая Гольчиха (ныне они входят в черту города Вичуга), заводя знакомства с фабрикантами и изучая постановку дела на текстильных предприятиях, жизнь фабричного населения.

В 1901 году в честь 50-летия литературной деятельности писателя в селе была открыта школа, построенная на пожертвования А. А. Потехина и поклонников его таланта. Усадьбу посещали родственники, друзья, знакомые писателя, известные актеры.

В истории русской словесности А. А. Потехин занимает почетное место. Выросший на лучших художественных традициях гоголевского периода литературы и являясь представителем ее реалистического направления, А. А. Потехин открыл своими беллетристическими произведениями новую эпоху в развитии русской литературы, которая характеризуется названием «народничества».

Насколько серьезна и плодотворна была работа А. А. Потехина, как бытописателя, свидетельствует историк русской этнографии академик А. Н. Пыпин, извлекший из художественных произведений Потехина чрезвычайно ценный научно — этнографический материал.

Первоклассный художник слова и признанный знаток народной жизни А. И. Эртель, в личной беседе (еще при жизни Потехина, в 1904 году) высказал, что первым и чуть ли не единственным знатоком народной жизни и настоящего народного русского языка он считает А. А. Потехина.

Дружеские чувства, духовная близость связывали А. А. Потехина и видного деятеля отечественной музыкальной культуры А. Н. Серова. Вот что писала об этом жена композитора Валентина Семеновна: «Серов не пропускал ни одного нового спектакля, так что мы все вечера проводили или в театрах, или у Потехина, а четверги в том же обществе у нас. Почти незаметно втягивались мы в споры, рассуждения об искусстве, драме и опере; отчасти на этих вечерах сложились у нас взгляды довольно единодушные на произведения того времени; тогда же впервые поднялась в образовавшемся нашем кружке речь о мужицкой драме. Потехину принадлежали всецело инициативы этого важного вопроса; он знал народ без излишней идеализации, любил его, и ему удавалось изобразить его в драме и повестях так талантливо и живо, что мы все были им восхищены и захвачены всецело». Под влиянием «мужицких» драм Потехина композитор А. Н. Серов создал в 1871 году народную оперу «Вражья сила».

В 1901 году Российская Академия Наук избрала Алексея Антиповича почетным академиком по разряду изящной словесности. Причем звание академика было присвоено Алексею Антиповичу одновременно с Чеховым. Оно стало наградой прежде всего за ту лепту, которую Потехин, вслед за Островским, внес в дело создания русского драматического театра. То была высокая оценка его заслуг на ниве многолетней деятельности русской литературы, признание многогранного и обширного его творчества.

В этом же году, 10 октября, в обеих столицах и во многих городах России был отпразднован 50-летний юбилей литературной деятельности А. А. Потехина исполнением на сцене его драматических произведений.

А на квартиру его, в Петербург, несли и везли поздравления, подарки, адреса и телеграммы от многочисленных поклонников его таланта. Явившихся поздравить, он принимал у себя дома и был особенно тронут приветствиями, присланными ярославским Демидовским лицеем и бывшим директором императорских театров И. А. Всеволжским, который телеграфировал Потехину:

«Вспоминаю долголетнюю вместе службу театру. Долго перо ваше отдыхало. Ознаменуйте начало полстолетия новым порывом творчества. Подарите сцене новую пьесу. В театральном комитете недород от засухи. Нужна скорая помощь».

Преклонный возраст и болезнь не позволили Алексею Антиповичу выполнить этот «творческий заказ».

В последние годы своей жизни писатель тяжело болел. Скончался А. А. Потехин в Петербурге 16 (29) октября 1908 года, и был погребен на Никольском кладбище в Александро-Невской Лавре.

Как отмечал в некрологе «Исторический вестник»:

«С Потехиным сошел с жизненной арены последний видный представитель той московской литературной группы, которая в пятидесятых годах прошлого века открыла…настоящего русского мужика, вывела его на свет Божий напоказ всему миру и признала за ним все законные права на пребывание в литературе не в каком-нибудь подкрашенном виде или при искусственном освещении, а со всею его плотью, кровью, речью, потом и слезами, какими наградила его мать- природа».

После смерти Потехина его драматические произведения были забыты. Последняя премьера пьесы Потехина «Нищие духом» состоялась на костромской сцене в предреволюционные дни семнадцатого года.

Хорошо знавший писателя, проведший с ним два года — бывший учитель Ореховской школы — литератор В. А. Миндовский, очевидно, имел веские основания, чтобы писать об отражении местной жизни в произведениях Потехина:

«Читая, например, повесть „Иван да Марья“, мы встречаем на ее страницах и знакомые черты старой родовитой усадьбы (Юрьевецк. у.), вичугские фабрики, подробное описание окрестных деревень; в рассказе „Старый покровский дьякон“, в некоторых частях романа „Около денег“ и других мы видим жизнь нашего сельского духовенства; в „Крестьянский детях“ находим целую эпопею быта трудовой костромской деревни; роман „бедные дворяне“ уводит нас в старые дворянские гнезда, в помещичьи усадьбы, к последним годам их дореформенной жизни, а повесть „Молодые побеги“ рассказывает о новых наслоениях, появившихся в родном краю на развалинах крепостничества, о новых „гнездах“ — фабрично — купеческих, о „молодых побегах“ — первом сознательном пролетариате».

Изучение творчества Потехина представляет большой интерес и приобретает немаловажное значение в настоящее время.

Являясь по — преимуществу бытописателем крестьянства, обладая меткой наблюдательностью и живо откликаясь на волнующие темы, — Потехин в своих произведениях дает нам немало любопытных материалов о пролетаризации деревни, об избыточном деревенском населении, которое, силою нужды, принуждено идти на заработки на окрестные фабрики.

Во многих его повестях перед нами проходит и сама эта фабрика, с фабрикантами — хозяевами, конторой и служащими, система штрафов, тяжелые условия труда, обыски и т. п. Такие его произведения сейчас особенно интересны, потому что документальных исторических данных о дореформенных фабриках нашего района имеется очень немного.

В произведениях же Потехина мы встречаем и отдельные, порой удивительно любопытные типы рабочих, еще так сильно связанных с деревней и далеко еще не являющихся пролетариями в собственном смысле этого слова. С этой стороны особенно хочется выделить цикл рассказов писателя «Крестьянские дети». Тут, в очерках «На фабрике» и «Фабричный мальчишка», Потехиным довольно ярко и интересно зарисован процесс поступления деревенского мальчугана на фабрику, общежитие фабричных ребят, фабричные порядки, непосильные, изнурительные условия труда и многое другое. Через все творчество писателя прослеживается нежное чувство любви к своей малой родине — к Волге, к Кинешме.

Как жаль, что мы не ценим свое «культурное наследие». Имя А. А. Потехина незаслуженно забыто современниками, как, впрочем, и многих других талантливейших писателей.

Однако сколь высоко оценивали его творчество современники! Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и. А. Ефрона видел в Потехине «обличителя дикости старого быта». Его драмы «имели шумный успех», что не могло не повлиять на пробуждение общественного сознания.

Энциклопедический словарь братьев Гранат свидетельствует, что А. А. Потехин «продолжает заветы Пушкина и Гоголя, но в обновленном духе — более яркой симпатии к характерным устоям великорусской народной жизни». «Главные его произведения — драмы, — продолжали Гранат, — и теперь захватывают. Они сценичны, характеристики метки, язык живой, мягкий… В историю литературы Потехин войдет, как один из пионеров мужицкой драмы всю жизнь Потехину пришлось бороться против цензурного гнета».

То, что некоторые произведения А. А. Потехина пробыли под запретом 12–15 лет, говорит вовсе не об угодничестве царскому режиму. Более того, брат драматурга Николай Антипович Потехин за связь с Герценом и Огаревым сидел в крепости.

Жизнь А. А. Потехина не была легкой. Об этом можно судить по письмам Алексея Антиповича сыну Валерию в родовое имение Орехово. Из года в год кочуют одни и те же проблемы, и, прежде всего, финансовые — как продержаться и не потерять поместье? Приходится приспосабливаться, искать новые формы отношений с крестьянами:

«Милый мой, бесценный Валя! Спешу ответить на твой вопрос о продаже десятины леса. Ты знаешь, как я не люблю продавать лес, считая его общим вашим капиталом, но если ты находишь, что цену дают хорошую, вырубка десятины не превышает процента на расстоянии всей лесной дачи, а деньги нам необходимы и на уплату повинностей, и на текущие расходы, то продавай с Богом.

Конечно, желательно было бы получить побольше, то есть выторговать еще хоть до 500 руб., но если нельзя, то продавай, пожалуй, и за 450. При этом, прошу тебя, половину, или хоть 200 руб. прислать сюда, ко мне, а остальное употреби на имение.

Давно же я думаю и давно хотел поговорить с тобою о том, нельзя ли как-нибудь изменить систему нашего хозяйства, чтобы уменьшить денежные расходы и при этом сохранить в своих руках, не изменяя наше хлебопашество и весь оборот хозяйственный. Я, ведь, вижу и очень хорошо понимаю, что ты кроме забот и хлопот по имению, кладешь на него все свое жалование и не можешь освободиться ни от долгов, ни от недоимок и терпишь всякого рода недостатки и лишения.

Нарушать хозяйство или заложить землю, в которую столько уже положено, ни ты, ни я, конечно. не захотим, но ввиду все возрастающей дороговизны рук и вообще рабочей силы, при неимении оборотного капитала, мы не можем и надеяться, что когда-нибудь выйдем из того положения, в котором находимся… И вот я думаю, не найдешь ли ты возможным согласить несколько благонадежных крестьян, или, например, всего Малого Орехова на то, чтобы они взялись обрабатывать наши поля исполу, т. е. ты даешь семена на посев и, за исключением их, отдаешь половину всего урожая с соломой, разумеется, на обработку и уборку, и молотьбу. Причем крестьяне обязаны употребить — вывезти на наше поле, по твоему указанию, и весь навоз, кроме нужного для сада. Клеверы и сенокосы можно также давать на покосы за работу или в известной части по соглашению…»

Вот что говорил Валерий Алексеевич Потехин об отношении отца к деревне Орехово:

«После романа „Бедные люди“ его внимание окончательно сосредоточилось на изучении и описании быта и типов района, прилегающего к усадьбе Орехово. Он навсегда и сильно привязался к этому глухому углу, сделавшемуся родным любимым местом его пребывания…»

Конечно же, строительство школы в д. Орехово и стало проявлением этой привязанности и заботы. Писатель М. А. Шошин в 1928 году разыскал в Орехове старичка, который помнил, как строилась Ореховская школа.

О Потехине он рассказал:

«Сам-то все ходит, глядит, кто еще из деревни стариков приведет, а те каждую планку, каждый вбитый гвоздик обследуют. Эта школа крепко построена. Умственный человек был».

Первым учителем Ореховской школы был Владимир Андреевич Миндовский, впоследствии собиратель и хранитель ценнейших архивных материалов, связанных с жизнью и творчеством А. А. Потехина. В этом богатейшем собрании обнаружились бумаги, фотоснимки с автографами.

Миндовский работал в Ореховской школе с 1901 по 1910 год, был с Потехиным в близких отношениях. Писатель очень тепло относился к учителю.

Об этом свидетельствует дарственная надпись на фотопортрете А. А. Потехина:

«Милому и любимому учителю Ореховской школы Владимиру Андреевичу Миндовскому. А.Потехин. 3 февраля 1904 г.»

Архив В. А. Миндовского был обнаружен на подмосковной даче у его дочери Нины Владимировны. Впоследствии Нина Владимировна передала в дар краеведческому музею г. Вичуга (Ивановской области) полное, 12-томное собрание сочинений А. А. Потехина, вышедшее под наблюдением автора 1903—1905 гг. в Петербурге. («Всемирная библиотека, собрания сочинений русских и иностранных писателей»). Крайне редкостное на сегодняшний день издание.

В советское время публиковались лишь отдельные произведения Потехина, да и то малыми тиражами. Музей получил также неопубликованные рукописи воспоминаний сына писателя Валерия Алексеевича под названием «Краевые мотивы в творчестве А. А. Потехина» и воспоминания отца В. А. Миндовского.

Как же эти книги и архивные материалы попали на подмосковную дачу?

Вот что засвидетельствовал хранитель архива и биограф Потехина В. А. Миндовский об Ореховской усадьбе и ее обитателях:

» Летом 1901 года я получил от Юрьевецкой уездной земской управы сообщение о назначении меня на должность учителя в только что отстроенную Ореховскую школу при усадьбе А. А. Потехина, причем в письме управы указывалось, что назначение мое должно быть согласовано с самим г. Потехиным, а потому мне предлагалось лично побывать у него и получить согласие на это назначение. Усадьба Потехиных находилась всего в 15 верстах от места моего проживания, и я отправился туда в один из теплых июльских дней пешком. Через три с небольшим часа пути входил во двор усадьбы, представляющей из себя обширную, покрытую травой площадь, с положенной вдоль нее дорогой и тропинками, окруженную постройками и древесными посадками. Первым во дворе, около крыльца усадебной постройки, я увидел высокого, слегка сутулившегося старого человека с длинными седыми волосами, с большой бородой, одетого в домашний серый халат, с синими на нем отворотами и толстым шелковым поясом. Человек этот кормил гусей. В нем я без труда узнал писателя Потехина. Все же, подойдя к нему и поклонившись, я спросил:

— Я вижу перед собой самого Алексей Антиповича?

— Да. Что вам угодно?

Я объяснил причину моего прихода и передал Потехину письмо уездной управы. Алексей Антипович пригласил меня в дом. Усевшись в большое глубокое кресло за длинным полукруглым столом и усадив меня поблизости с собою, он внимательно поговорил со мной, а затем послал посмотреть вновь отстраиваемое, в полуверсте от усадьбы, школьной здание.

По возвращении моем, он познакомил меня со своей дочерью Ангелиной Алексеевной и, накормив обедом, отпустил домой, давши полное согласие на мое назначение. С того времени и в продолжение десяти лет я был как бы постоянным домочадцем Ореховской усадьбы, свидетелем и участником различных ее переживаний…»

Тогда же (в 1901 году) В. А. Миндовский укрепил на школе вывеску: «Школа имени А. А. Потехина», а в актовом зале школы поместил портрет писателя, хранящийся теперь в Родниковском районном музее.

Из его записок мы узнает, что:

«Усадьба была расположена на берегу небольшой речки Галочки, по соседству с двумя деревеньками — Большим и Малым Ореховым… Постройки были деревянными, простой плотницкой работы. Сквозь редкие березки виднелся жилой дом. Вплотную к нему примыкала кухня с комнатой для прислуги, как называли по-старому „людская“. Правее дома и кухни — большой скотный двор. Далее находились сараи, амбар, небольшой флигель и еще в некотором отдалении — овины и ветряная мельница.

В жилом доме имелось пять просторных комнат с двумя прихожими. Стены и полы некрашены. В комнатах все было просто. Украшали их только большие зеркала да красивые изразцовые печи с каминами. Имелась обширная терраса, выходившая в сад. Сад окружен белоствольными высокими березами, кедрами. Тут были и ореховые деревья, выращенные самим Алексеем Антиповичем. От усадьбы шла тропинка к речке Галочке, поблизости от которой был вырыт маленький колодчик с чудесной ключевой водой. Сама речка вилась в луговой зелени, местами совсем пропадая в высокой траве. За речкой, на небольшом пригорке уютно разместилась деревенька Малое Орехово и далее, за перелеском, виднелись церковные колокольни торгового села Филисово.

За скотным двором расположен был обширный огород с парниками, где в изобилии родились всякие овощи. Уже ранней весной на потехинском столе появлялась разнообразная огородная зелень. Огородное хозяйство вела деревенская женщина Прасковья Агафоновна, хозяйствовала незамысловато, по-крестьянски прилежно. Окрестности, окружающие усадьбу, дышали той тихой, скромной прелестью, к которой с полным основанием можно отнести слова „милая мне русская природа…“

Много-много лет, обычно в конце мая, когда устанавливалась теплая погода, Алексей Антипович из Петербурга приезжал в Ореховскую усадьбу. Лишь в самые последние года из-за болезни и старческой немощи он прекратил эти поездки.

Встречать его на Вичугскую железнодорожную станцию отправлялись два или три экипажа, обычно встречал его и сын Валерий Алексеевич.

Приезжал Алексей Антипович с дочерью Ангелиной Алексеевной, выполнявшей и роль его секретаря. В усадьбе их уже дожидался обед, старательно приготовленный старой стряпухой Федорой Ефимовной. Если день был погожий, то обед накрывали на террасе, в окружении благоухающей природы. Надо заметить, что пища была слабым местом старика Потехина. Кушанья заказывал кухарке всегда лично сам, подробно указывая, сколько и чего надо положить в стряпню, как поджарить, в каком виде подать.

На другой день после приезда к Алексею Антиповичу приходили всей деревней крестьяне Малого Орехова с поздравлениями по случаю благополучного прибытия. Хозяин же усадьбы одаривал крестьян деньгами на вино. Это была давняя традиция.

Алексей Антипович интересовался хозяйственной деятельностью усадьбы — полевыми работами, сенокосом, уборкой урожая. С особым пристрастием относился к саду и огороду.

Большинство служителей усадьбы, как то: приказчик, садовница, кухарка — жили тут многие годы и становились в доме как бы своими, домочадцами, близкими людьми. Некоторые из них и после ухода из усадьбы связи с Потехиным не прерывали.

О близости Потехиных с крестьянами говорит и такой факт. На усадебном дворе устраивались деревенские гулянья. Девушки и парни в народных костюмах водили хороводы, пели, танцевали. Тут же проводилась и продажа сладостей: конфет, пряников, орехов. Подобные гулянья отображены Алексеем Антиповичем в пьесе „Чужое добро впрок нейдет“.

Не богата была Ореховская усадьба ни своими строениями, ни обстановкой, ни материальным достатком, но отличалась она радушием и хлебосольством своих обитателей. Проехать мимо, не завернуть в ворота Ореховской усадьбы как-то было не принято. Многочисленные друзья и знакомые нередко задерживались в гостеприимной усадьбе не на один день. Подолгу гостили родственники, они обычно приезжали с детьми.

Заглядывали к Алексею Антиповичу и столичные знаменитости той поры, Известные актеры: В. Ф. Грибунин и Н. А. Александров из Московского художественного театра, М. М. Климов — из Малого, Н. Я. Лядова…

С дочерью Ангелиной Алексеевной иногда выходил в березовую рощу за грибами. Чтобы грибные походы были для старика более привлекательными, она шла на маленькую хитрость: заранее обходила рощу, запоминала грибные места и затем наводила на них отца.

С гостями совершал прогулки на богатую рыбой речку Возопль. Ходили по полям. Любил показывать Ореховскую щколу, построенную его почитателями. В классной комнате висел большой портрет Алексей Антиповича, выполненный в петербургском ателье Здобного. На наружной стене здания красовалась довольно крупная вывеска „Школа имени А. А. Потехина“.

В часы, когда старого писателя не особенно донимали недуги, он любил пошутить, посмеяться. Читал переводные романы, преимущественно английские. Удовольствием для него было кормление домашней птицы. Однако он не особенно жаловал собак, которых у его сына Валерия Алексеевича, заядлого охотника, было много. Последний раз писатель посетил свою усадьбу в Орехове летом 1904 года. Тогда он получил известие о смерти А. П. Чехова и очень переживал утрату…

Долгое время в Ореховской усадьбе проживал сын писателя, земский работник Валерий Алексеевич Потехин. В течение многих лет он здесь находился безотлучно. Выезжал из усадьбы только в уездный город Юрьевец на земские собрания, да к соседям, изредка — в Петербург или Кострому. Это был человек необычайной доброты, чуткости и сердечности, высокой интеллигентности. Среди окружающего населения пользовался заслуженной любовью и вниманием…»

«В преклонном возрасте, — пишет Валерий Алексеевич, — из-за болезней и общего упадка сил отец вынужден был по совету врачей ездить на наши южные или заграничные курорты. Несколько лечебных сезонов он провел в Германии, Италии, Швейцарии, на юге Франции.

…Из своих путешествий за границу он вынес убеждение, что лучше, сердечнее и открытее, чем русские, нет на свете людей. Необходимость поездок на юг или за пределы Родины была для отца тяжелым бременем. Его всегда неудержимо тянуло в наш скромный ореховский уголок.

Простые неоштукатуренные стены старенького дома для него были неизмеримо милей лучших отелей заграничных курортов. Его не могли не восхищать экзотические красоты южных морей, он не мог не видеть превосходство внешней культуры западных стран, но все эти впечатления не являлись глубинными, он быстро начинал тосковать о своем милом Орехове.

По несчетному числу писем ко мне, к великому горю моему, по разным причинам утраченных, видно было, как страдал отец от того, что болезнь и старость в последние годы лишали его возможности побывать в своей усадьбе. Эта страшная тяга к родным местам и тоска по ним особенно сильно сказывалась весной, в период наступления первого тепла и цветения. Провести это время в Орехове было самой большой мечтой его…»

Биограф Потехина В. А. Миндовский отмечал глубокую привязанность писателя к усадьбе:

«Многие повести, романы и драматические произведения писателем продуманы и созданы в стенах Ореховской усадьбы, сюжеты заимствованы из окружающей местной жизни, например, «На миру», «Порченая», «Хай-девка», «Хворая». Соседний Вичугский фабрично- заводской район нашел отражение в романах «Около денег», «Молодые побеги», в повести «Крестьянские дети».

Летом 1902 года в Ореховскую усадьбу высылались издательством «Просвещение» из Петербурга корректурные оттиски нового 12-томного издания сочинений Алексея Антиповича для личного просмотра их самим автором. Это была его последняя литературная работа. В стенах старой Ореховской усадьбы ему вновь пришлось проверить свои пятидесятилетние труды, вспомнить прошедшее, восстановить в памяти многое, здесь же пережитое.

Усадьба Потехина в Орехове в дореволюционные годы была центром культурной жизни. Здесь писателя навещали его московские и петербургские друзья — писатели и артисты. Здесь, в соседнем Батыеве, А. А. Потехин разыскал деловые бумаги князя А. А. Волынского, которые передал в хранилище актов историка Погодина (Волынский был потомком знаменитого воеводы Д. И. Волынского — Боркова — героя битвы на поле Куликовом).

В. А. Миндовский в 1942 году вспоминал:

«…Уже давно нет старой усадьбы. Двадцать лет назад потехинский дом перевезен в соседнее село Филисово и передан на народный клуб. Заброшен и одичал старый сад. Только древние липы, да высокие и не менее древние кедры еще хранят воспоминания о былом. Все ушло в далекое прошлое… Но память о талантливом бытописателе прошлого века А. А. Потехине не может не сохраниться в народной памяти».

К сожалению, архив самого Потехина был безвозвратно утерян. Большевики не нашли в его творчестве «революционности», а потому усадьба писателя попала в разряд обычных помещичьих владений, в годы революции разграбленных и разоренных. Но, несмотря на это в усадьбу была направлена губернская комиссия.

В Иваново-Вознесенском «Ежегоднике» в 1921 году были опубликованы материалы по результатам работы этой комиссии. Видимо, сознавая всю ответственность перед русской культурой, авторы статьи постарались быть объективными, отметили, что «произведениями Потехина зачитывалось целое поколение 60–70 годов прошлого столетия».

Осмотрев осиротевшую усадьбу Потехиных, гости нашли в пристройке лишь семейство латыша переселенца. В самом доме царило запустение: паутина, иней, пыль…

«Стоят зеркала, мебель из красного дерева, пианино с раскрытой клавиатурой, два библиотечных шкафа с письмами, рукописями, грамотами и книгами. Часть книг взята учителями местной школы, часть ценного исторического материала, как говорят, утеряна и растрачена, между тем материалы могли бы осветить целую эпоху жизни и быта нашего края», отметили члены комиссии.

Позднее дом А. А. Потехина разобрали и перевезли в село Филисово, где оборудовали из него дом культуры. Имением до 1914 г. ведал сын писателя Валерий Алексеевич, а в 1914—1915 гг. оно было передано в аренду уроженцу Курляндской губернии Якову Христофоровичу Скуренек и после революции оставлено за ним для ведения трудового хозяйства. В 1921 г. имение было передано Филисовскому лесничеству для организации совхоза. В акте обследования усадьбы в июле 1922 г. зафиксировано, что «остатков архива совершенно нет, только в амбаре — в сундуке удалось обнаружить незначительное количество переписки родственников А. А. Потехина и среди них 3 письма самого писателя и его заявление в Ярославское отделение дворянского банка».

По словам учителя Ореховской школы им. А. А. Потехина В. Н. Богданова, после революции ему было предписано отделом народного образования обследовать библиотеку и архив Потехина. Им были обнаружены две рукописи, много частной переписки, находившейся в беспорядке. Содержание рукописей и переписки Богданова не заинтересовало, а ценной библиотеки он не обнаружил. Позднее рукописи исчезли.

А в 1922 г. губархив докладывал в Иваново-Вознесенский губисполком, что «на розыск архивного материала усадьбы мало надежды: он, очевидно, в значительной мере использован окрестными крестьянами в качестве курительной бумаги». Официальные запросы результатов не дали, архив исчез. Остатки обстановки усадьбы решили сохранить в специально отведенной комнате. Портрет писателя был вывезен в Бурылинский музей Иваново-Вознесенска. В настоящее время в фондах Ивановского областного государственного архиве находятся пять писем А. А. Потехина за 1900—1906 гг. Эти письма адресованы родным в д. Орехово.

Дорогие друзья, наш проект существует исключительно благодаря вашей поддержке.

Биография Даля

Детские годы и образование

Владимир Иванович Даль родился 10 (22) ноября 1801 года в поселке Луганский завод (ныне – Луганск) в высокообразованной семье. Его отец был врачом, лингвистом, а мать – пианисткой, знала несколько языков, интересовалась литературой. Владимир Иванович получил прекрасное домашнее образование.

В 1814 году Даль поступил в Петербургский Морской кадетский корпус. Окончив его в 1819 году, отправился служить на флот. После нескольких лет военной службы Даль, биография которого изменила течение, поступил на медицинский факультет Дерптского университета (сейчас – Тартусский университет).

В 1827 году в журнале «Славянин» были опубликованы первые стихотворения Владимира Ивановича. В 1830 году в «Московском телеграфе» напечатали повесть писателя «Цыганка».

Военная служба и медицинская практика

С началом русско-турецкой войны Далю пришлось прервать обучение. Сдав досрочно экзамены, Владимир Иванович отправился на фронт. В ходе войны 1828-1829 годов, а также польской кампании 1831 года Даль показал себя как талантливый врач. Он участвовал в сражениях, помогал раненым, оперировал в условиях полевых госпиталей.

Отмеченный наградами, в 1832 году Даль начинает работать в военно-сухопутном госпитале Петербурга в качестве ординатора. Владимир Иванович становится известен как блестящий хирург. В военный период, а также за время медицинской практики писатель Даль создал несколько статей, набросков. В 1832 году были опубликованы «Русские сказки. Пяток первый».

Государственная служба

В 1833 году Даля перевели в Оренбург, назначив на должность чиновника особых поручений при военном губернаторе В. А. Петровском. Писатель много путешествовал по Южному Уралу, собирал фольклорные материалы, которые легли в основу его произведений.

Важным событием в краткой биографии Даля стало знакомство с Александром Пушкиным. Вместе с поэтом Владимир Иванович путешествовал по пугачевским местам. Даль присутствовал при кончине Пушкина, лечил его после дуэли с Дантесом, участвовал во вскрытии.

В 1838 году Владимир Иванович стал членом Петербургской академии наук.

В 1841 году Даль возвращается в Петербург, служит секретарем при Л. Петровском, а затем заведующим особой канцелярией при министре внутренних дел. С 1849 года писатель управляет удельной конторой в Нижнем Новгороде.

Последние годы и смерть писателя

В 1859 году Даль подал в отставку и поселился в Москве. В 1861 – 1868 годах была опубликована самая значительная и объемная работа в биографии Владимира Ивановича – «Толковый словарь живого великорусского языка», содержащий примерно 200 тысяч слов. Будучи хорошо знакомым со многими профессиями, ремеслами, приметами и поговорками, Даль все знания поместил в свой труд. В 1862 году вышла вторая знаковая книга этнографа – «Пословицы русского народа».

Владимир Иванович Даль умер 22 сентября (4 октября) 1872 года в Москве. Похоронили писателя на Ваганьковском кладбище.

Другие варианты биографии

  • Вариант 2 более сжатая для доклада или сообщения в классе

Интересные факты

  • Даль всей душой полюбил живописные родные места – Луганскую область, позже даже взял себе псевдоним Казак Луганский.
  • Среди близких друзей Даля были такие известные личности, как Гоголь, Крылов, Жуковский. В кадетском училище Владимир Иванович учился вместе с будущим декабристом Д. Завалишиным и адмиралом П. Нахимовым.
  • Перед смертью Пушкин подарил Далю золотой перстень-талисман с изумрудом.
  • За свою биографию Владимир Даль написал более ста очерков, в которых рассказывал о русской жизни, составил учебники «Ботаника» и «Зоология», создал сборник сказок для детей.
  • В 1869 году словарь Даля был отмечен Ломоносовской премией.
  • посмотреть все интересные факты из жизни Даля

Тест по биографии

Пройдите небольшой тест по краткой биографии Даля:

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Михаил Тарабукин, биография, новости, фото

Михаил Потехин - полная биография

Имя: Михаил Тарабукин (Mixail Tarabukin)

Отчество: Александрович

День рождения: 29 июня 1981 (38 лет)

Место рождения: г. Москва

Рост: 178 см

Вес: 82 кг

Восточный гороскоп: Петух

Карьера: Российские актеры 101 место

Биография Михаила Тарабукина

Ранние годы, детство и семья Михаила Тарабукина

Михаил Тарабукин появился на свет 29 июня 1981 года в городе Чака Норриса.

Возможно, именно поэтому в один прекрасный момент наш сегодняшний герой стал задумываться об актерской судьбе. В средней школе он записался на курсы актерского мастерства, а потому впоследствии стал нередко появляться на сцене во время тех или иных любительских постановок.

Звездный путь актера Михаила Тарабукина

После премьеры картина получила довольно сдержанные отзывы критиков и зрителей. Однако, несмотря на это, Михаил Тарабукин впоследствии стал довольно востребованным актером. На протяжении нескольких лет он снимался, практически не преставая. Особенно продуктивным в карьерном плане стал 2002-й год, в течение которого на экраны вышло сразу пять новых фильмов с участием начинающего актера. Как правило, Михаил играл лишь небольшие эпизодические роли. Но и по-настоящему стоящие работы также время от времени попадались в его карьере. К числу таковых стоит отнести фильмы «Война», «Четвертое желание», а также драматическую картину «Я люблю тебя», впоследствии удостоенную приза Берлинского кинофестиваля.

В 2004-м году нашему сегодняшнему герою довелось сыграть небольшую роль даже в одном американском проекте. Таковым стал заокеанский боевик «Пограничный блюз» с Эриком Робертсом и Гэри Бьюзи в качестве главных героев. Впоследствии данный фильм так и остался единственной работой Михаила Тарабукина вне европейского кино. Однако этот факт, вряд ли когда-либо сильно расстраивал молодого парня.

Лучшие роли Михаила Тарабукина

Все началось с центральной роли в сериале «Русский бизнес ХХI века». После этого наш сегодняшний герой сыграл заметных персонажей в картинах «Дом-фантом в приданое», «Не думай про белых обезьян», «Крылья ангела», а также в сериалах «Разведчики: Последний бой», «День гнева», «Гаишники». Благодаря этим и некоторым другим ролям, в скором времени карьера актера совершила резкий скачок вверх. Михаил Тарабукин стал часто получать центральные роли в различных теле- и кинопроектах. А потому в определенный момент стал довольно известным актером.

В 2009-м году наш сегодняшний герой сыграл главную роль в кассовом российском проекте «О, счастливчик», где ему вновь довелось перевоплотиться в центрального персонажа. Картина оказалась довольно удачной, а потому уже в конце 2000-х годов к актеру, наконец, пришел долгожданный успех.

Именно в этот период карьера актера совершила еще один маленький шажок вверх. Михаил продолжил часто сниматься в кино, играя в фильмах самых разных жанров. И с тех пор сетовать на недостаток крупных ролей актеру больше не приходилось.

Михаил Тарабукин в настоящее время

В настоящее время карьера актера плавно движется в гору. Да, его сложно назвать звездой первой величины, однако, возможно, уже совсем скоро наш сегодняшний герой все-таки сможет встать в один ряд с лучшими российскими актерами. По крайней мере, все необходимое для этого у него есть.

В начале 2014 года в разработке находились еще две комедии с участием Михаила Тарабукина – спин-офф известного сериала «Кухня» — фильм «Кухня в Париже» — и продолжение культового советского хита «Кавказская пленница-2». Каждый из названных проектов обещал стать настоящим блокбастером.

Личная жизнь Михаила Тарабукина

Михаил Тарабукин не распространяется о своей личной жизни, а потому довольно часто становится героем сплетен. Ярким примером тому являются сообщения о якобы имеющем место романе актера с певицей Татьяной Антоник, вместе с которой он записал проникновенную песню «Я и Ты». Действительно ли молодых людей связывает нечто большее, чем дружба, сказать сложно.

В обычной жизни главными увлечениями Михаила Тарабукина являются кулинария и спорт.

Потехин

(р. 14.06. 1951) Один классик заметил, что влюбленные, безумцы и поэты сотканы из воображения. Ну а если первый, второй и третий существуют в одном лице?

Автор: Геннадий Михеев
Источник информации: «Алфавит» No.35, 2000.

Сережа Потехин живет бобылем. Домик его стоит в стороне от родной деревни Костомы среди развалин некогда процветающего сырозавода. Образ жизни Потехина всеми гранями указывает, что он не от мира сего (хрестоматийный чудак!). К тому же автор нескольких поэтических сборников.
Вокруг его дома целые плантации клубники. Сережа сам удивляется, насколько легко она плодится, но это только для него удивительно. Свежему глазу сразу заметно, с какой любовью клубничные грядки возделаны. Естественно, для деревенских мальчишек здесь настоящая Мекка. Воровать приходят в основном ночью: «Пускай берут! Не жалко. Не отказал бы, если бы и попросили. Но на то они и пацаны, чтоб приключения на кое-что искать — сам таким был».
С утра купил чекушечку и карамелек. Выпил, заел сладостями — и вот тебе почти полное счастье. Но надо еще на реку Тебзу сходить, верши проверить. Снасти допотопные, зато весьма продуктивные. Ловят рыбу, плывущую против течения. Потехин уважает идущую именно против. Такой у него принцип.

Меня предупредили, что Сергей из «выпивающих», а посему я прихватил с собой бутылочку. Выпили и пристроились в тенечке. Легковесные облака скоренько проплывают, и по привычке из детства невольно пытаюсь угадать в них осмысленные очертания: птеродактиль пронесся, лев изготовился к прыжку, следом Архангел с трубой.
— А веришь ты, что Земля, Солнце, звезды — живые существа? — Сережа будто угадывает ход моих мыслей. — Вот на облака посмотришь. Давно доказано, что мысль вся в воде. Земля и мыслит этими самыми облаками.
— А человек?
— Мне кажется, что он создан не мыслить, а чувствовать.
— Чувствовать, как ты, в одиночестве?
— Ну, я ищу не одиночества, а уединения. Одиночество — это трагедия, уединение — благо.

«Эх, — думаю, — Сергей Александрович. для тебя Есенин — вечный кумир (и в том, что вы двойные тезки, ты видишь мистический знак). Но ведь тот Сергей юношей умчался в столицы и там смог реализовать свой дар «на все сто». Ты же через пару лет полтинник разменяешь, а все «зависаешь» в родной и прекрасной Костоме, куда даже дороги асфальтированной нет. Варишься в собственном соку. Да, ты многого достиг, учась понимать природу. Но достижения эти касаются только твоего внутреннего мира. Даже у каждой рыбки, что попадается в твою вершу, прощения просишь, перед кустиком, который срубишь, чтобы построить лесной шалаш для уединения, извиняешься».

Почему-то судьба обрубала все Сережины попытки оторваться от родной земли и отправиться покорять Большой мир. А попытки были, были.
Еще когда учился Потехин в Костомской школе, не мог он понять систему воспитания, которую местные учителя использовали в педагогическом процессе. Учили по «Домострою»: били (иногда мордой об стол) и заставляли все зубрить. После школы Потехин поехал в райцентр и поступил в педагогическое училище исключительно ради того, чтобы понять: неужели другой методики обучения детей не существует? Оказалось, существует. Здесь как раз учили, что в основе всего — любовь.
Но доучиться он не сумел. Призвали в армию. А там совершенно другой мир, где задумчивому деревенскому пареньку приспособиться было ох как трудно. Здесь более всего ценилась серость и следование тупым и прямолинейным законам. Сережа попал в «штукатурные» войска. Без шуток. За свои армейские полгода он только и делал, что штукатурил. А в перерывах драил полы и лестницы. С мылом. Командиры невзлюбили его сразу. К этой неприязни по закону человеческого стада присоединяется вся «серая масса». Потехин стал объектом всеобщего пренебрежения и злых шуток.
Через полгода его из армии направили в дурдом. Произошло следующее. В ту зиму навалило много снега. Скопилось его порядочно и на крыше гарнизонного туалета. А крыша у ветхого строения была дряхлая. И решил Сергей ту крышу почистить. Но провалился, когда забрался наверх с лопатой. Упал прямо на голову офицеру.
Из психушки Потехина комиссовали. Вернулся он в родные пенаты, устроился скотником в колхоз «Красное знамя» и отработал там два десятка лет, никуда не пытаясь уехать. Впрочем, была одна попытка «захватить» город. Уже когда его стихи получили известность. Приятели устроили поэта в городской Дом культуры подсобным рабочим. И поселили Сережу в подвале этого самого дома. Пожил он там недолго, но «благородно», как он говорит, в бархате: полподвала занимал огромный бархатный занавес, в котором он «и спал, и блевал»: «Подружился с мышами, даже клички им дал. Иногда откликались».
Приехал он в город зимой, а весной стал видеть в снах домик на сырозаводе, городская толкотня показалась вдруг в тягость, начальства опять же много. Но вскоре все закончилось. Отмечали День победы. Ну выпили под березками — все друзья и «повырубались». Сидит Сережа, скучает. Тут мужики из другой компании: «Эй, подойди-ка сюда!» Подошел — думал, сейчас плеснут. Не плеснули. Один бугай, не говоря ни слова, как даст герою нашему промеж глаз! «Ты хрен ли по карманам лазаешь?!» — «Какие карманы? Это мои друзья. » — «Где живешь?» Показал. на Дом культуры. «Ты чего нас «лечишь», скотина?» — И снова с кулаками.
Может он и подзадержался бы в городе еще, да с такой рожей — вся в синяках — тут же решил вернуться в родную Костому. Теперь поклонники приезжали к нему сами. В том числе и женщины.

Вот мы и подошли к главному. Глупый вопрос, откуда берутся стихи, давно нашел в душе Потехина достойный ответ. С небес. Может, Земля, шевеля многочисленными облаками, посылает на Серегу особые импульсы, которые он преобразует в слова. Как бы то ни было, Потехин знает, что стихи сочиняет не он. Ему надо только улавливать токи, приходящие будто ниоткуда.
Стол в его избе густо завален листочками, исписанными мелким почерком. Неизрасходованную творческую энергию поэт тратит на изготовление странных фигурок из глины, которые может лепить тысячами. Не на продажу, а так для себя. Здесь и Смерть верхом на мужике, и птица с четырьмя крыльями, и добрый медведь, и злой зайчик, и русалка.

Итак, вначале была большая и безответная любовь. Сергей убежден, что на свете превыше стихов только женское начало. Сама природа и есть женское начало. «Земля родит — значит, она живая и начало это в себе несет. » Первую любовь Потехина так и назовем Любовью, хотя все знают эту добрейшую женщину, которая до сих пор проживает в Костоме. Она и сейчас остается его главной музой. А детей ее Потехин считает почти родными (ведь они могли быть и от него).

Другие женщины возникали, как в трагикомичной пьесе, лишь на одно действие, растворяясь в мировом пространстве, Анфиса узнала о Сергее по радио. Влюбилась заочно. Письмами просто заваливала, умоляла приехать. Хоть ненадолго. И он решился. Жила Анфиса под Красноярском. Встретились на Красноярском вокзале, и выяснилось, что она молода «до безобразия». В свои семнадцать — просто ангелоподобное создание. Они провели вместе трое суток. Две ночи коротали прямо на вокзале, а днем гуляли по городу, не замечая, как неумолимо убегает время. На третий день пришло протрезвление. Вспомнилось, что денег на обратную дорогу нет. К тому же морозище, а он в полуботиночках. Анфиса пробовала побираться и собрала три рубля с копейками. Обратно поэт добирался две недели зайцем.
Спустя несколько лет Анфиса приехала в Костому. Жить. Она уже и замужем побывала, и девочку родила. Но посмотрел на нее Сергей: где то прекрасное создание, что стреляло ему медяки в Красноярске? Превратилась в матрону. В общем, погостила с недельку и уехала.

Женщины вообще любят поэтов (или стихи?). Хоть в этом родственны судьбы Потехина и Есенина. Так же, по стихам, узнала Сережу и Софья. Попереписывались и решили, что она приезжает к нему, побудет хозяйкой в доме. Потехину к тому времени очень хотелось иметь в своем доме хозяйку. Намеревались жить долго, но пробыла Софья в Костоме всего две недели. Опять не сложилось. Не понравилось Софье у поэта: «Сейчас из своей Владимирской области письма пишет. Серьезные и назидательные. Вдарилась в восточные философии, а сама, небось, одна живет. »
Случались с ним и совсем запредельные страсти. В Костоме сохранилась церковь. Однажды в ее пустых стенах зазвучала музыка. Заезжая москвичка устроила импровизированный концерт. Играла на флейте. Сергей тогда во всех святых был готов поверить, так взволновали его звуки волшебной дудочки. Евгения оказалась женщиной хваткой. В образ роковой женщины вошла с удовольствием. «Чувствовала, наверное, что мужик под ее дудку куда хошь уползет». Влекла его, влекла. Предлагала на бардовский фестиваль поехать: «Полетели со мной, у меня ведро самогонки есть!» Но любовь эту Сергей воспринимал уже как творческую. А потому темную ее магию скинул с себя легко, без сожаления.

«. Смотрю я на Вас сейчас, Сергей Александрович, и что вижу? Лицо Ваше испещрено глубокими морщинами. Двадцатипятилетняя девчонка общаться с Вами будет уже с большим напрягом. Для нее Вы слишком. не молоды. Да еще и вечная русская беда — водка — внесла свою горестную лепту, Жизнь пролетела, как облака. Искали Вы уединения, а что нашли? То, чего больше всего боялись, одиночество. »
Рабочий стол Сергея в неприбранной избе деревенского отшельника. Горка стихов вперемешку с письмами. Один листочек свисает с края стола и кажется, сядь на него муха, улетит под ноги. Вглядываюсь в мелкий почерк:

Мрачна моя опочивальня,
И мрачен сеет в окне ночном.
Но изумительно хрустально
Печаль о памятном былом.
Еще не справлены поминки
По тем несбыточным мечтам,
Где в каждой капельке-росинке
Построен мною Божий храм,
Где дивный сад, в котором птицы
Поют зарю в жару и стынь,
А родники живой водицы
Поят солодку и полынь.
Пускай душа лакала зелье,
Непотребимое скотом,
Она справляет новоселье
В парящем замке золотом.
Еще трагичней и нелепей
Бывали беды от разрух.
Мечта жива, покуда в склепе
Любви не выветрился дух.

Алексей Антипович Потехин биография

Михаил Потехин - полная биография

Михаил Потехин - полная биография

Биография добавлена: 3 Сентября 2013г.

Алексей Антипович Потехин (1 (13) июля 1829 — 16 (29) октября 1908) — русский драматург и романист.

Родился 13 июля 1829 года в городе Кинешме Костромской губернии в семье мелкопоместного дворянина, казначея уездного суда. Брат драматурга Николая (1834—1896) и адвоката Павла (1839—1916) Потехиных. Окончил Костромскую гимназию. В 1846—1849 годах учился в ярославском Демидовском лицее, за сочинение «Образование присутственных мест при Петре Первом» был награждён золотой медалью и переведён в связи с бедностью на казённое обучение. Окончил лицей с серебряной медалью.

Некоторое время был офицером. Служил чиновником особых поручений при костромском губернаторе. В конце 1850-х — начале 1860-х годов служил в качестве доверенного лица по управлению имениями Игнатьевой в селе Горки, и Голицыной в селе Карабиха Ярославской губернии.

В 1856 году вместе с другими писателями — Писемским, Островским, Максимовым, Михайловым, Афанасьевым-Чужбинским и др. — принял участие в известной литературно-этнографической экспедиции, снаряжённой по инициативе великого князя Константина Николаевича; исследовал Поволжье. В 1880-х годах заведовал репертуарной частью Санкт-Петербургских Императорских театров.

Литературная деятельность Потехина началась в 1852 году сценами из провинциального быта: «Забавы и удовольствия в городке», напечатанными в «Современнике». Затем в «Москвитянине» появился ряд его рассказов и романов из народной жизни: «Тит Софроныч Казанок», «Крестьянка» и другие. Они обратили на себя внимание знанием крестьянской жизни и колоритным языком. Недостатком их является приподнятость тона, в сентиментальном духе славянофильского народничества. Впоследствии Потехин не раз возвращался к сюжетам из народной жизни. Так, в 1870-е годы он напечатал в «Вестнике Европы» известные рассказы: «Около денег», «Хай-Девка», «Хворая» и др. В них больше реализма, но в общем произведения Потехина на темы из крестьянской жизни, отводя ему видное место в ряду русских беллетристов-народников, всё-таки страдают тем, что в них больше знания внешнего быта, чем народной психологии.

С наступлением эпохи реформ Потехин печатает в «Русском вестнике», «Современнике», «Библиотеке для чтения» и других журналах ряд повестей, романов и драм, обличающих дикость старого быта и борьбу новых понятий со старыми. Таковы «Бедные дворяне» — лучший роман Потехина, ярко изображающий старинную помещичью семью, с её приживальщиками и шутами. Роман «Крушинский» осмеивает дворянское чванство. Шумным успехом пользовались драмы Потехина «Мишура» и «Отрезанный ломоть», встретившие чрезвычайные препятствия при постановке на сцене: «Мишура» находилась под запрещением 4 года, «Отрезанный ломоть» был запрещён после 13-го представления. Комедия «Вакантное место» совсем к представлению не была дозволена. Потехин написал также несколько драм из народной жизни: «Чужое добро в прок не идёт», «Суд людской не Божий», «Около денег» (переделка романа под тем же заглавием) и др.

Как художник, Потехин не обладал резко выраженной индивидуальностью. Он большей частью усваивал себе стиль и мотивы тех литературных кружков, к которым примыкал, и тех полос общественного настроения, выразить которые он старался в разные периоды своей литературной деятельности. Рисует он захватываемые им явления по преимуществу схематично, в общих очертаниях; но именно это часто придаёт его произведениям большу́ю яркость, особенно его драмам и комедиям.

Большинство написанного Потехиным вошло в собрание его произведений, изданное в 1874 году в 6 томах. В последние годы жизни писал очень мало.

Был членом Общества любителей российской словесности. В 1880 году стал одним из инициаторов создания первого памятника Гоголю. В 1900 году избран почётным академиком Академии наук по разряду изящной словесности.

Умер 29 октября 1908 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на кладбище Александро-Невской Лавры.

Отец драматической актрисы Раисы Потехиной (1861—1890).

Михаил Потехин — полная биография

Начинаю новый проект в августе 2011 года, назвал его: «Правители мира». Речь в нем пойдет о правивших во все века человеческой истории монархах, как правило, передававших власть по наследству своим родственникам. Потому одной из важнейших задач проекта станет прослеживание родства между императорами, царями, кайзерами, королями, князьями и герцогами суверенных или в разной мере зависимых территорий. Этой теме посвящен, пожалуй, главный раздел сайта — «Генеалогия«. Первые кирпичики раздела были заложены в фундамент еще в рамках базового портала «ХРОНОС: всемирная история в интернете». Здесь же он расширен и пополнен. Для графического отображения родственных связей правителей используется моя разработка десятилетней давности. Вот фрагмент ее для примера:

Князья Волынские. Потомки Владимира

Владимир
Михаил Потехин - полная биографияМихаил Потехин - полная биографияМихаил Потехин - полная биографияМихаил Потехин - полная биографияМихаил Потехин - полная биографияМихаил Потехин - полная биография
СеменВасилийАфанасийГригорий
Михаил Потехин - полная биографияМихаил Потехин - полная биографияМихаил Потехин - полная биографияМихаил Потехин - полная биографияМихаил Потехин - полная биографияМихаил Потехин - полная биографияМихаил Потехин - полная биография
ИванФедорСтепанГригорийНикитаФедорСтепан
Михаил Потехин - полная биографияМихаил Потехин - полная биография
ВасилийИван
Михаил Потехин - полная биографияМихаил Потехин - полная биографияМихаил Потехин - полная биография
АндрейПетрИван

Настоящий фрагмент системы генеалогиченских таблиц ХРОНОСа был составлен авторами проекта Игорем Боревым и Александром Туханиди. Обычно такие таблицы снабжаются примечаниями, а имена князей через гипертекстовую разметку ведут к их кратким биографиям.

Другим разделом проекта как раз и является биографический, который тут называется «Династии«. Он отличается от аналогичного на базовом портале. Здесь я даю краткие описания династий правителей и биографические заметки о самих правителях. Причем, в ряде случаем отсылаю читателя к полной подборке биографических материалов на портале ХРОНОС. Например, про российского императора Александра Павловича вы найдете здесь только одну небольшую заметку, внизу которой стоит ссылка на страничку, посвященную Победителю Наполеона, на портале ХРОНОС.

Естественно, трудно понять, чем же правили цари и князья, за что воевали, погибали с оружием в руках и от яда, если не представить в отдельном разделе «География» возглавляемые ими территории. Отчасти раздел дублирует аналогичный на основном домене ХРОНОСа, но тут он пополнен в первую очередь материалами с перечислением наименований правивших династий и имен монархов.

Ну и конечно же, обязательным дополнением к проекту является библиография, представленная в разделе «Литература«.

Проект развивается параллельно с остальными начинаниями портала, на которые вы можете перейти через меню слева «Родственные проекты». Пересекается с ними взаимными ссылками. По мере развития будут появляться новые статьи и генеалогические таблицы. Следите за обновлениями.

Сейчас в работе:

Германия (здесь создаются описания многочисленных германских государств и правивших в них династий).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *