Некролог

Некролог

Некролог: как написать о смерти

Как написать некролог? Семь правил, как оформить некролог о смерти человека на годовщину или на 40 дней. Правильный текст некролога. Слова некролога о смерти коллеги в газету.

Московская Городская Ритуальная служба: 8 (495) 181-97-74, сайт: https://ritual.ru/

Семь правил хорошего текста некролога

Включите в некролог полное имя

1. Укажите полное имя (Фамилию-Имя-Отчество) покойного. Даже если, стремясь подчеркнуть родство, духовную близость или былую дружбу с ушедшим, Вы называете покойного его кратким именем, все равно некролог хотя бы раз должен включать в себя полное имя умершего.

Даты в некрологе обязательны

2. В некрологе обязательно должны быть даты рождения и смерти. День рождения (важно при поиске через интернет) позволит также быстро найти этот некролог среди документов полных тезок и однофамильцев. Дата смерти укажет друзьям, знакомым, родственникам и просто заинтересованным людям, когда следует помянуть покойного на 40 дней, в годовщину смерти и в другие традиционные сроки поминовения.

Важно для некролога в газету: Обозначьте место предполагаемого погребения, а, если некролог еще и приглашает читателя проститься с покойным, то также время и место проведения церемонии (прощания с телом).

Краткий итог жизни и роли человека в обществе

3. В некрологе отмечаются (кратко) основные вехи жизненного пути — место рождения, города и учреждения трудовой карьеры, сферы деятельности покойного, знаковые места, точки пика известности или общественной пользы, славы, признания. Если это некролог о смерти коллеги, тогда нужно особо подчеркнуть его вклад в бизнес, в дело фирмы, роль в отделе или учреждении в целом и значимость ушедшего для коллектива, сотрудников. Краткий некролог коллеге может быть фрагментом письма соболезнования от компании, организации.

Некролог — не место для критики

4. Если в жизни умершего были поступки, которые вызывают общественное порицание, не стоит критиковать его в прощальной речи. Достаточно ограничиться указанием на жизненные трудности, сложные обстоятельства, которые повлияли на его судьбу; на несовершенство мира, лишения и искушения, но обвинений и порицаний в некрологе быть не должно. Самоубийство или смерть от порока или проступка не дают повода к исключению из правила: «о покойном — или хорошо, или никак». В некрологе корректнее упомянуть это в форме признания своей вины, ответственности близких в том, что не уберегли, не углядели беды, не сумели поддержать в трудную минуту, не успели помочь итп. Не должно быть ни намека на возмездие, ни злорадства, ни капли негатива. Примеры эпитафий самоубийце помогут найти правильные слова прощальной речи.

Смерть — утрата для близких

5. В традиционном печатном/газетном некрологе упоминаются оставшиеся в живых ближайшие родственники. Ранее даже советовали порядок: прародители (бабушка, дедушка), родители (отец, мама), супруг (жена, муж), дети, внуки, правнуки, братья, сестры. Сегодня это перестало быть строгим правилом, однако и сейчас в тексте некролога упоминают самых близких людей, например:

«… был заботливым отцом, любящим мужем, мудрым наставником внуков»;

«… осталась взрослая дочь, несовершеннолетний сын и вдова (Имя)»;

«… был надеждой и опорой своим престарелым родителям, ответственным братом, верным другом …».

Искренность, деликатность и чувство меры

6. С одной стороны, некролог должен отражать индивидуальность, самобытность и исключительность личности умершего. Поэтому правдивость и сердечность в тексте — это залог того, что некролог вызовет доверие, больший интерес и лучше запомнится читателю.Однако броские фразы, расхожие штампы и клише и вульгарные словечки, так любимые желтой прессой и бульварными шоу, в некрологе неуместны. Поэтому искренние эмоции должны быть переданы спокойными, точными и сдержанными фразами. Такими словами, которые по прошествии многих лет и десятилетий, не утратят своей значимости, веса и достоинства. При внезапной смерти, случается, что близкий родственник умершего должен написать некролог неожиданно быстро. Времени нет не только на выверку текста, но даже на его создание. Не отчаивайтесь: Вы наверняка вспомните кого-то из своего ближнего круга, кто хорошо владеет словом. Обратитесь к нему и попросите о помощи! Укажите те факты и черты характера, которые Вы хотите упомянуть в некрологе.

Сегодня есть фирмы и частные авторы, кто профессионально оказывает услуги по составлению некрологов.

Некролог — последнее слово на века

7. Обязательное слово в некрологе — это обещание вечной памяти о покойном. При этом, если стихотворная или пафосная форма этой клятвы может быть уместна на памятнике или на надгробной мемориальной табличке, то в тексте некролога подобный призыв или обещание должны быть сформулированы сдержанно и кратко, без тени фальши. Источником идей для такой фразы может послужить самая полная коллекция эпитафий в интернете — сайт Эпитафии.ру.

Некролог«Изготовление памятников.ру» — это портал о памятниках и «стол заказов», где можно купить памятник по лучшей цене. Заполните заявку, и её увидят гранитные мастерские вашего города и сделают вам предложение.

Но выигрыш не только в цене! Рекомендации от нескольких мастеров позволят получить идеи и обрести уверенность в правильном выборе из нескольких альтернатив.

Некролог

При написании статьи использованы некрологи из журналов “Вопросы философии” 1991 № 9; 1992 №№ 3, 4, 11; 1993 №№ 4, 10, 11; 1994 №№ 3, 4, 6, 9

16-го ноября 1937 года ушёл от нас выдающийся русский философ Густав Густавович Шпет. Отмучился и ушёл из жизни один из самых беспокойных и взыскательных, талантливых и благородных представителей нашей творческой интеллигенции. Трагическая случайность оборвала жизнь человека много и плодотворно потрудившегося в нашей философии. Смерть, она, как давно сказано, придаёт жизни главное — смысл. И это верно прежде всего для тех, кто остаётся жить. Г.Г.Шпет был человеком западной образованности. В анализе низости он обнаруживал зоркость психоаналитика, в понимании добра и таланта — терпеливое доверие герменевтика. Так было в книгах, так было и в жизни. Он успел вступить в срок мудрости и горше всего, что это был мудрец всего лишь начинающий. Смерть украла духовное завершение жизни, оборвав последнее творческое усилие. Скомканы и перечёркнуты зрелые творческие замыслы, оборван высокий и стремительный интеллектуальный полёт. Философская наука лишилась крупного учёного, автора многих трудов по проблемам феноменологии, этнопсихологии и герменевтики. Г.Г. Шпета отличали глубокая преданность науке, творческая энергия, завидная работоспособность. Он был философом милостью божьей. Его книги и статьи по различным философским проблемам вызывали и вызывают неиссякаемый читательский интерес как у нас в стране, так и за рубежом. Вместе с тем Г.Г. Шпет не замыкался в сфере одной науки. Он был разносторонне образованным и одарённым человеком, увлекался литературой, хорошо знал живопись и музыку, охотно посещал художественные выставки, театральные постановки, концерты. Живо интересовался политикой, был принципиален и объективен в оценке реалий нашей жизни. Как истинный интеллигент, он был всегда критически настроен по отношению к советской действительности. Его научная деятельность во многом определила развитие философии в нашей стране, способствовала утверждению её места в духовно-культурной жизни.

Теперь Г.Г. Шпета следует отнести к старшему поколению российских философов. Он родился в Киеве 26 марта (7 апреля) 1879 года. Обучался сначала в Киевской гимназии, а позднее в университете, откуда был исключен за участие в революционной деятельности. Однако, даже не посещая лекций, он сдал обширный экзамен и получил золотую медаль за работу “Проблема причинности у Юма и Канта”. Много преподавал, сначала в Киеве затем в Москве. В 1910-1912 стажировался в Германии (Геттинген) и Шотландии (Эдинбург). Защитив диссертацию, получает должность профессора. В 1921 году сам основывает институт этнической психологии. Его перу принадлежат блестящие литературные переводы и философские сочинения. Наиболее плодотворными были его идеи в области философской теории понимания и философии языка, которая должна была стать центральной для методологии наук о духе. В 1935 г., когда сталинский террор начал усиливаться, Г.Г. Шпет был репрессирован, его осудили и выслали в Сибирь, в Томск. Здесь он и погиб (расстрелян). А в 1956-м был посмертно реабилитирован.

Отличительными чертами Г.Г. Шпета были скромность, демократичность, чуткость и внимательность к людям. Он пользовался заслуженным авторитетом и большим уважением со стороны всех, кто его знал, работал и общался с ним. Друзья любили его и ценили его человеческие качества. Он оставил о себе добрую память. Кончина Г.Г. Шпета стала тяжёлой утратой для нашей философской науки, для всех тех, кому посчастливилось знать его лично, для тех, кто читал его труды и чьи надежды познакомиться с новыми результатами его исследований оказались столь жестоко разрушенными. В памяти родных, друзей, учеников и коллег — всех, кто имел честь его знать, он останется сильным и гордым человеком, неизменно внимательным к своим ученикам и коллегам, добрым и отзывчивым другом. Уход таких людей как Г.Г. Шпет никогда не бывает случайным и никогда окончательным. Именно индивидуальные, поистине философские усилия таких людей позволяют эпохам перекликаться, помогают беспрепятственно и беспрерывно течь току сознания от “дедов” к “внукам” и “правнукам”. Нет сомнения, что имя Г.Г. Шпета останется в сердцах знавших его людей, в памяти прочитавших его работы и на страницах великой книги истории философии. Смерть Г.Г. Шпета повышает, усугубляет нашу ответственность перед всей русской философской мыслью в деле прояснения её истинного, умопостигаемого смысла.

Г.Г. Шпет был мужественным человеком и хорошим товарищем. В сердцах всех, кто его знал, кто общался и работал с ним, он оставил о себе самую светлую память.

Г. Шпет: некролог. Часть вторая: Дактилоскопия беседы. (расшифровка аудиозаписи)

Стариков: — Основная моя идея состоит в том, что некролог позволяет совместить в себе необычайную искренность, доверительность. Как бы настоящность. С серийностью. То есть этот некролог может быть произнесён на похоронах очень многих. С простой заменой фамилии. И на основании этого собственно философская часть — это развести искренность, открытость, правдивость, настоящность и уникальность, подлинность. Подвергается сомнению предрассудок о том, что искренним, подлинным и душевным может быть только что-то уникальное, что-то настоящее. Симулякр не может быть искренним. Серийность не может быть искренней. Имитация не может быть искренней. А у нас как раз и получается, что искренность — это свойство имитации. И благодаря имитации искренности и создаётся имитация того заявленного дискурса, и создаётся серийность некролога как жанра. Некролог изменяет своей уникальности и становится машиной.

И здесь начинается вторая часть. А именно, машиной чего становится некролог? Вначале у нас была мысль о том, что он становится машиной подведения итога. Машиной заканчивания судьбы. Машиной, производящей историю. Но меня это не удовлетворяет. Мне надо, чтобы некролог был машиной чего-то другого.

Зинченко: — А разве некролог не есть машина искренности?

Стариков: — Но не в том смысле. Здесь машина понимается в смысле производства. А искренность тогда есть неучастие в этой машине. Ведь продукт не является частью производства. Он всегда лишний остаток.

Полищук: — Некролог — это текст. Значит это какая-то текстовая машина. Какие есть текстовые редакторы?…

Просто наш эксперимент — это превращение документального жанра в художественный.

Стариков: — Это не превращение. Это характеристика нашей позиции. Мы уже изначально рассматриваем его как художественный и поэтому становится возможным всё остальное. Некролог становится машиной… слово не приходит…

С. — Скорее дактилоскопии. Т.е. благодаря некрологу любой может расписаться на могильной плите. Это определённая практика письма, письма на чужом теле. Благодаря тому, что ты пишешь некролог, ты берёшь в руки некие бразды правления, которые тебе дают право писать на чужом теле. То есть приписывать некоему лицу некоторые атрибуты.

С. — Говоря марксистским языком, это такое отчуждённое письмо. Ну и здесь естественно нужно рассмотреть, какую роль в этом (в этой узурпации чужого тела) и с другой стороны, отчуждения письма, играют запреты, определяющие жанровость некролога. Самый главный из них — это: “О мёртвом либо хорошо, либо ничего”. Поэтому “объективность” некролога как жанра приобретает определённые черты в соответствии с такого рода запрещённостью негативного суждения. Некролог как практика письма должен быть позитивен с этической точки зрения, положителен, а с экономической — отчуждён. К чему ещё обязывает этот запрет “О мертвом хорошо или ничего”? Было бы красиво сказать, что этот запрет и оборачивает письмо в ничто. Делает этим ничто. Погружает в ничто. Опрокидывает в ничто. Путём отрицания негативности в этическом смысле. То есть о мёртвом либо хорошо, либо ничего. И вот это “либо”, оно постепенно захватывает жанр. Это “либо” своей пустотностью…. Это письмо некролога определено таким подавленным, до предельности вытесненным страхом некоего ничто, которое всегда является рамкой, поскольку “либо хорошо, либо ничего”. Первая рамка — это этический плюс, а вторая рамка — это не этический минус, а…

И не ноэтический, Женя.

З. — А ноэматический.

С. — …а онтологическое ничто.

З. — Если всё это записать, будет уже очень много.

С. — …пустота письма. И поскольку вторая рамка более мощная, чем первая, поэтому она постепенно захватывает письмо. И приводит к тому, что вот эта “подлинность”, этический плюс, этическая плюсовость, этическая положительность письма, которая ему диктуется через страх ничто, она “выедается” этим ничто и приводит к сериации письма и к редупликации положительно-этического в виде отчуждённости этого самого письма.

П. — Я всего этого не запишу.

С. — Давайте просто поговорим. А как вы вообще к этому относитесь?

П. — Отношусь я положительно. Действительно вот эти вот рассуждения весьма эффективны.

С. — Хотя на счёт ничто ещё можно поспорить.

П. — ну, да… Я-то свой тезис хотел бы разворачивать. Тезис о несвободности письма.

П. — Если его связать с ничто, то тогда несвобода в письме как раз и ничтожится…

С. — А несвобода этого письма, некролога, В чём она?

П. — А вот как раз в запрете отрицательных суждений.

С. — То есть вы хотите пойти через такой, скажем, этический аспект? Через приписывание положительной этичности письму происходит ничтожение другой этической составляющей подлинного письма, а именно свободы письма. Да? А коль письмо несвободно, оно перестаёт быть авторским письмом.

С. — И становится серийным письмом. То есть становится машиной по письму.

П. — Машиной по репрессии оппозиций. Есть же оппозиции “плохое-хорошее” и некролог репрессирует оппозицию “плохого”. И выпячивает позицию “хорошего”.

С. — Но и вместе с этой оппозицией он сминает и “автора”. Поскольку творчество продиктовано этой разорванностью между плохим и хорошим, грубо говоря. А коль ей уже навязано в виде какого-то отрицательного суждения это соответствие, соответствие, причём какой-то отрицательности, само творчество становится формулой.

П. — То есть это произведение без персонажей — там один герой. Это усечённый вид романа.

С. — Ну а если это с биографией сопоставить?

П. — Для биографии он слишком большой. Биография — это ведь часть некролога.

С. — Биография-то, может быть, и не присутствовать в некрологе.

С. — В некрологе должна обязательно присутствовать биография смерти. Должна присутствовать датировка смерти?

П. — Нет, не обязательно. В некрологе должен присутствовать герой и его положительные черты.

С. — А откуда пафос возникает? Откуда возникает, что называется, кульминация сюжета? А в некрологе это “плач Ярославны” что ли.

П. — Некролог же может быть развёрнутым. И в развёрнутом некрологе там может присутствовать пафос. Развёрнутый некролог это роман, а свёрнутый — рассказ.

С. — Это понятно. Я-то о том, что, говоря о герое, мы всегда должны говорить о троичной структуре любого повествования, в котором есть герой-протагонист. А именно: завязка, кульминация и развязка. И коль в этом жанре присутствует герой, то должна присутствовать и кульминация. И естественно такой кульминацией и является вот эта “пафосная” часть некролога, когда начинается “плач” типа “На кого ты нас покинул” и т.д. Вот. Виден пафос, видна кульминация, а в чём тогда развязка?

П. — А развязка в последних словах.

П. — “В светлой памяти потомков он навсегда останется…”. Развязка — это продление присутствия в качестве…

С. — Ну что, наберём тогда?

З. — А что нам набирать, Миша? А чё она не играет [к магнитофону]?

С. — А записывается.

З. — Ах вон оно, что.

П. — Ха, так ты записывал что ли?

Часть 3: Некролог — письмо-макияж (несостоявшийся доклад на третьих шпетовских чтениях, который теперь уже можно рассматривать как комментарии).

Некролог, рассмотренный как жанр, сериен.

Некролог позволяет совместить в себе необычайную искренность, доверительность с серийностью. То есть этот некролог может быть произнесён на похоронах очень многих. С простой заменой фамилии. Здесь искренность — это свойство имитации. Благодаря имитации искренности и создаётся имитация этого заявленного дискурса, — создаётся серийность некролога как жанра. Некролог изменяет своей уникальности и становится машиной.

Вопрос стоит так, —

  • может ли имитация быть искренней
  • может ли нечто серийное быть искренним
  • возможна ли “машина искренности”

Причем для меня это не этический вопрос. Мой взгляд — взгляд хирурга.

Как и благодаря чему, некролог может быть серийным?

Мое рассмотрение берется за выявление неких письменных процедур в некрологе, которые позволяют ему быть жанром искреннего письма.

При этом я не берусь рассматривать традиционную структуру некролога, в том числе обязательно входящие в него элементы “биографии” и “плача”, а так же состояние, к которому располагает читателя некролог — а именно скорбь.

Мой взгляд — взгляд хирурга.

Серийным некролог как раз и делает его жанровость. Он может быть написан на многих. (Имя Шпета может быть практически без ущерба заменено на другое.) И в этом качестве как жанр некролог постоянно длится как нечто законченное. Каковы же серийные единицы некролога. Искомые мной единицы серийны не потому, что они могут быть матрицами служащими редупликации жанра и продлению текста (плач, биография), а потому, что сериация их происходит внутри некролога, с помощью приписывания некоему лицу неких атрибутов. Это письмо на лице — макияж. Отсюда ясно

Пишущий некролог может быть искренним, прописывая (расписывая) лицо другого. Благодаря некрологу пишущий его может расписаться на могильной плите. Письмо некролога — письмо на лице другого — это техника наложения письменного макияжа. Двузначная лицевость некролога рождает его искренность. Причем рамки наделения (канон макияжа) заданы достаточно жестко в традиционной формуле “Либо хорошо — либо ничего”. И этот макияж как призванный сделать лик ушедшего еще более живым для нас (продлить его присутствие) умерщвляет лицо и делает (пишет, рисует) маску.

Сериен макияж некролога, состоящий из постоянно повторяющихся штрихов по уже состоявшимся деталям лицевого ландшафта (усилить, укрепить, подчеркнуть качества, рельефней прорисовав его) — например штрих линии брови. Почему макияж? А потому, что и макияж, и некролог хотят одного — улучшить лицо.

Сериация процедур макияжа и масочности в некрологе закладывает в него искренность, рождая чувство скорби, через холодом отчужденности. Ужасает становящаяся дистанция между лицом и маской мертвеца, созданной макияжем. Обостряются некие черты этого самого лица, и оно становится себя-лишь-напоминающей маской. Драма — когда мы вдруг начинаем видеть, как поверх еще вчера живого лица проступает маска.

Я хочу сказать, что этическая плюсовость некролога съедает его изнутри, поскольку мы пишем здесь всегда на грани ничто. Также как маска, проступая на лице, “съедает” его. И поэтому с этической точки зрения некролог положителен, а с экономической — отчужден. Эта этическая положительность в комбинации с экономической отчужденностью освобождает в некрологе как жанре письма некое всегда уже вакантное место для редупликации искренности, в котором и возможна дистанция лица-маски. “Подлинность”, этическая положительность письма, которая ему диктуется через страх ничто, “выедается” этим ничто и приводит к сериации письма и к редупликации положительно-этического в виде отчуждённости этого самого письма.

Драма некролога, делающая его жанром искренности, рождается из фиксируемой дистанции лица и становления-маской через письмо-макияж.

Ужасает серийность маски, в отличие от индивидуальности живого лица. Некролог пытается улучшить лицо как и макияж, но макияж строится на сериации неких стилевых шаблонов. Тяготение макияжа к маске и определено серийностью процедур макияжа. Желание улучшить, определенное правилом и стилем и порождает серийность (масочность) которая ужасает.

Ответ на вопрос “как нечто серийное может быть искренним” дается на примере некролога как жанра письма и в нем искренность осуществляется как постоянная сериация рельефных штрихов макияжа, делающих лицо маской. Штрихи некролога серийны, но они и делают возможной дистанцию лица-маски которая ужасает, делая письмо некролога подлинным имеющим как следствие истинность скорби. Некролог это тот случай, в котором подлинность дистанции достигается через серийность письменного штриха.

Несколько рабочих моментов, которые достаточно важны.

соавторы А.Полищук В.Мордухович

  • Реставрация – очищение. Выявление “главных” черт – дань жанру. Маска – тип (стилевая типика). Чтобы лицо выглядело по канонам. Канонизирует лицо.
  • Пластическая операция. Искажает “реальные” черты, пытаясь улучшить их. Натягивает кожу. (К тому же, каждый из нас идеален лишь с натяжкой.)
  • Типические “слоганы” некролога призваны сделать текст некролога читабельным и искренним.
  • Письмо-“тату”. Татуирование письменами плача.
  • “Осыпает золотом”, золотит, награждает эпитетами. Золотая маска фараона – свечение неземной славы.
  • Наложение золотой маски навсегда запечатлевает черты лица, умерщвляя их. Она есть последний миг (лик) жизни этого лица.

Лицо просвечивает сквозь маску, дополняя письмо-макияж реставрацией побывших черт. Некролог не только улучшает лицо, но и реставрирует его значимые черты. Он выявляет все значимое в умершем, дополняя его вплоть до искажения реальных черт. Некролог, подобно пластической операции придает лицу более приемлемый и стандартизированно-красивый вид. Искренность некролога обретается за счет его схожести с идеальным типом человека, зачастую недоступным его автору. Здесь ностальгия по умершему сливается с ностальгией по Человеку вообще.

Линия штриха накладывается на маску с тем, чтобы прописать на теле некролога пугающий лик смерти. Лицо-маска изменяет свое выражение, будучи вовлечено в серийность нанесения письма-“тату” на лицо покойного. Положение во гроб татуированного письменами плача, сминает имиджевый аспект макияжа перед лицом неотвратимой смерти. Так некролог фуражирует неискренность формальной манифестации “добрых чувств” к покойному.

Письмо некролога омывает лицо, разглаживая последние черты застывшей мимики, запасая место для нанесения теней мертвеца на маску оплакиваемого. Письмо-макияж плавно дрейфует вдоль черт лица – носа, рта, подбородка, морщин, родимых пятен, награждая их регалиями, сходными по своей символике с почестями сопровождения в “мир иной” мумии египетского фараона, осыпает золотым песком, покрывает позолотой, призванной вобрать и отразить свечение неземной славы умершего правителя. Тайнопись ситуативных приемов, нацеленных к воздвижению монументальной проекции лица находит свое повторение в вопле отчаяния, гласе подлинного страдания по безвременно ушедшему в Лету. Раскрой макияжа накладывается и опечатывает узами молчания остывшие уста, отбирая эстафету назойливого мелькания красок.

Письмо-макияж продуцирует универсальный способ предания лицу стилевого достоинства. Некролог оказывается втиснут в индустрию производства достойных лиц общества (имиджевых фигур), только они удостаиваются некролога. Некролог искренен с точки зрения наивного читателя не исключая авторов. В действительности некролог как письмо-макияж – часть машины по производству текстов и подчиняется общему правилу: быть читабельным. Читабельность некролога обеспечивается динамикой знакомого и незнакомого. Знакомое, узнаваемое обеспечивается употреблением типичных слоганов этого жанра. Таких как: “Ушел от нас”, “Оставил о себе добрую память”, “Был хорошим товарищем” и т.п. Незнакомое дополняет узнаваемое набором личностных атрибутов лица, которому посвящен некролог.

В некрологе преодолевается мнимое противоречие между “формальным” и “искренним”. Некролог показывает нам как можно быть искренним выражая “добрые чувства” формально.

Тон некролога. Некролог организуется в определенной тональности, в этом он музыкален. Таким образом, можно говорить о музыке некролога. И его можно описать как музыкальное произведение. Эта музыка патетическая, выспрянная, пафосная. Жизнеутверждающий “Жизнь кончилась, но присутствие продолжается”. “Le roix mort! Vive le roix!”.

Некролог

Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель . Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского . 1925 .

Смотреть что такое «Некролог» в других словарях:

НЕКРОЛОГ — (греч., от nekros мертвый, и logos слово). 1) несколько слов о жизни только что умершего. 2) прозвание Харона, как перевозчика мертвых. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. НЕКРОЛОГ 1) краткая биография… … Словарь иностранных слов русского языка

некролог — а, м. nécrologe m. Статья, посвященная умершему, с характеристикой его жизни и деятельности. БАС 1. Какой замечательный некролог! С таким бы жить и жить! М. Генин. // ЛГ 28. 6. 1995. Характеристики разъединяют людей, некрологи объединяют их. А.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

некролог — некрология (устар.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. некролог сущ., кол во синонимов: 1 • статья … Словарь синонимов

некролог — (не рекомендуется некролог; нередко встречается в живой речи и современной поэзии: В. Боков, С. Черный, В. Луговской и др.) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

НЕКРОЛОГ — НЕКРОЛОГ, некролога, муж. (от греч. nekros мертвый и logos слово). Статья по поводу смерти какого нибудь человека с сообщением сведений о его жизни и деятельности. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

НЕКРОЛОГ — НЕКРОЛОГ, а, муж. Статья, посвящённая умершему, его жизни и деятельности. | прил. некрологический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Некролог — Традиционные уличные некрологи (Болгария) Некролог (греч … Википедия

некролог — Вопрос Как правильно: «некролог кому, о ком?» Слово некроло/г имеет значение «статья по поводу чьей нибудь смерти, содержащая сведения о жизни и деятельности умершего». Слово некролог управляет дат. п. (некролог кому) и предл. п. (некролог о … Словарь трудностей русского языка

некролог — а, м. Статья по поводу смерти кого л. с сообщением сведений о жизни и деятельности умершего. Последней статьей Л. Троцкого в Правде стал пространный некролог, посвященный смерти поэта С. Есенина. Пришлите мне вырезки из русских газет о моей… … Популярный словарь русского языка

НЕКРОЛОГ — Если вы даете в газету или журнал некролог о нерядовом человеке, которого лично хорошо знаете, – наяву это предвещает ему долгие годы жизни; если же он и впрямь умер – вам предстоит понести значительные расходы и даже влезть в долги. … … Сонник Мельникова

некролог

Этимологический словарь русского языка. М.: Русский язык от А до Я. Издательство . Москва . 2003 .

Смотреть что такое «некролог» в других словарях:

НЕКРОЛОГ — (греч., от nekros мертвый, и logos слово). 1) несколько слов о жизни только что умершего. 2) прозвание Харона, как перевозчика мертвых. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. НЕКРОЛОГ 1) краткая биография… … Словарь иностранных слов русского языка

некролог — а, м. nécrologe m. Статья, посвященная умершему, с характеристикой его жизни и деятельности. БАС 1. Какой замечательный некролог! С таким бы жить и жить! М. Генин. // ЛГ 28. 6. 1995. Характеристики разъединяют людей, некрологи объединяют их. А.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

некролог — некрология (устар.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. некролог сущ., кол во синонимов: 1 • статья … Словарь синонимов

некролог — (не рекомендуется некролог; нередко встречается в живой речи и современной поэзии: В. Боков, С. Черный, В. Луговской и др.) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

НЕКРОЛОГ — НЕКРОЛОГ, некролога, муж. (от греч. nekros мертвый и logos слово). Статья по поводу смерти какого нибудь человека с сообщением сведений о его жизни и деятельности. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

НЕКРОЛОГ — НЕКРОЛОГ, а, муж. Статья, посвящённая умершему, его жизни и деятельности. | прил. некрологический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Некролог — НЕКРОЛОГ (слово о мертвом; греч. necros покойник и logos слово) небольшое произведение, посвященное недавно умершему человеку, сообщающее кратко данные его биографии и деятельности. В первые века христианства было принято записывать имена… … Словарь литературных терминов

Некролог — Традиционные уличные некрологи (Болгария) Некролог (греч … Википедия

некролог — Вопрос Как правильно: «некролог кому, о ком?» Слово некроло/г имеет значение «статья по поводу чьей нибудь смерти, содержащая сведения о жизни и деятельности умершего». Слово некролог управляет дат. п. (некролог кому) и предл. п. (некролог о … Словарь трудностей русского языка

некролог — а, м. Статья по поводу смерти кого л. с сообщением сведений о жизни и деятельности умершего. Последней статьей Л. Троцкого в Правде стал пространный некролог, посвященный смерти поэта С. Есенина. Пришлите мне вырезки из русских газет о моей… … Популярный словарь русского языка

НЕКРОЛОГ — Если вы даете в газету или журнал некролог о нерядовом человеке, которого лично хорошо знаете, – наяву это предвещает ему долгие годы жизни; если же он и впрямь умер – вам предстоит понести значительные расходы и даже влезть в долги. … … Сонник Мельникова

Некролог — что это такое?

Слово некролог имеет греческие корни и в буквальном переводе некролог значит – слово о мертвом. Этот журналистский жанр известен и распространен достаточно давно, поэтому как составить некролог не тайна. Некролог представляет собой слова о покойном, сообщение о его заслугах, краткое описание и характеристику его жизненного пути, также некролог может содержать и сообщение о причинах кончины. Если речь идет о газетной форме некролога, тогда он будет представлять краткую заметку в конце издания, где содержится информация о смерти, соболезнования близким и родственникам усопшего.

Некролог

Некролог, пример которого можно найти на сайтах ритуальной тематики, как жанр берет свое начало в первое время Христианства. Тогда в церковных книгах отмечались кончины священников и отряжались гонцы с известиями о кончине. Известия имели вид свитка и содержали некоторую информацию о покойнике. Именно эти свитки позднее и разрастутся в подробные некрологи разной формы: некролог в стихах, в прозе, при этом такие некрологи имеют историческую и литературную ценность.

Так что нередко можно сказать, что тот или иной некролог – образец литературного совершенства! Структура такого некролога почти в неизменном виде сохранилась и поныне. Вначале шла хвалебная часть, написанная в соответствии с риторическими канонами. Затем описывался жизненный путь славного покойника и шла повторная похвальба, затем было принято упомянуть и о недостатках смертного и призвать помолиться во отпущение грехов его. Адресаты некрологов тоже были разные. Были официальные некрологи памяти общественных деятелей, но можно встретить и некролог другу, родственнику и т. д. Несмотря на это ценность для истории таких бумаг очень велика. Известны целые списки некрологов, изданных в Германии, Франции и других странах.

В наше время скорее можно встретить сборник биографий и биографических справок о знаменитых людях, ушедших за определенный период времени, хотя и серии некрологов иногда появляются на прилавках.

Некролог сегодня можно скорее встретить в интернете, написанный по правилам и нет, официальный некролог теперь публикуется на страницах журналов и газет.

некролог

Пунктуация и управление в русском языке . Д.Э. Розенталь .

Смотреть что такое «некролог» в других словарях:

НЕКРОЛОГ — (греч., от nekros мертвый, и logos слово). 1) несколько слов о жизни только что умершего. 2) прозвание Харона, как перевозчика мертвых. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. НЕКРОЛОГ 1) краткая биография… … Словарь иностранных слов русского языка

некролог — а, м. nécrologe m. Статья, посвященная умершему, с характеристикой его жизни и деятельности. БАС 1. Какой замечательный некролог! С таким бы жить и жить! М. Генин. // ЛГ 28. 6. 1995. Характеристики разъединяют людей, некрологи объединяют их. А.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

некролог — некрология (устар.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. некролог сущ., кол во синонимов: 1 • статья … Словарь синонимов

некролог — (не рекомендуется некролог; нередко встречается в живой речи и современной поэзии: В. Боков, С. Черный, В. Луговской и др.) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

НЕКРОЛОГ — НЕКРОЛОГ, некролога, муж. (от греч. nekros мертвый и logos слово). Статья по поводу смерти какого нибудь человека с сообщением сведений о его жизни и деятельности. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

НЕКРОЛОГ — НЕКРОЛОГ, а, муж. Статья, посвящённая умершему, его жизни и деятельности. | прил. некрологический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Некролог — НЕКРОЛОГ (слово о мертвом; греч. necros покойник и logos слово) небольшое произведение, посвященное недавно умершему человеку, сообщающее кратко данные его биографии и деятельности. В первые века христианства было принято записывать имена… … Словарь литературных терминов

Некролог — Традиционные уличные некрологи (Болгария) Некролог (греч … Википедия

некролог — Вопрос Как правильно: «некролог кому, о ком?» Слово некроло/г имеет значение «статья по поводу чьей нибудь смерти, содержащая сведения о жизни и деятельности умершего». Слово некролог управляет дат. п. (некролог кому) и предл. п. (некролог о … Словарь трудностей русского языка

некролог — а, м. Статья по поводу смерти кого л. с сообщением сведений о жизни и деятельности умершего. Последней статьей Л. Троцкого в Правде стал пространный некролог, посвященный смерти поэта С. Есенина. Пришлите мне вырезки из русских газет о моей… … Популярный словарь русского языка

НЕКРОЛОГ — Если вы даете в газету или журнал некролог о нерядовом человеке, которого лично хорошо знаете, – наяву это предвещает ему долгие годы жизни; если же он и впрямь умер – вам предстоит понести значительные расходы и даже влезть в долги. … … Сонник Мельникова

Пример некролога

Некролог

«Некролог пример» — самое часто вбиваемое в поисковик сочетание слов, с целью поиска нужного образца для написания уведомления о кончине человека. Некролог – образец специфичного жанра, который информирует о смерти и похоронах умершего, причём придавая тексту особую окраску. Мы представляем вам образец — как написать некролог.

Что такое некролог?

Некролог – сообщение о смерти человека, сопровождаемое информацией о его жизни, деятельности, характере, достижениях и т.д. Целью некролога является не составление мнения об усопшем, а краткое жизнеописание умершего.

Некролог

Некролог

Некрологи бывают личные и профессиональные, краткие и подробные. Некролог на сегодняшний день приобрёл форму соболезнования. Правдивость и искренность в тексте — это залог того, что некролог вызовет доверие, благодарность заказчиков, а также интерес читателей.Некролог предназначен для средств массовой информации, а именно для газет, в которых его помещают в конце в чёрной рамке, информационных листков предприятий, для интернета, где размещаются страницы памяти, и проч., в следствии чего форма некролога должна быть строгой, сдержанной и достоверной.

Этапы написания некролога

Итак, как правильно написать некролог? Чтобы стилистически верно написать такое деликатное уведомление и не задеть чувств удручённых горем родных покойного, нужно учесть некоторые нюансы в написании и включить следующие этапы:

Полное ФИО усопшего, дата жизни и смерти, а также причина смерти.

  • Зачастую имя умершего не упоминают или пишут о нём в третьем лице – это грубейшая ошибка. Важно написать полностью фамилию — имя — отчество, причём именно в этом порядке, вариант имя-отчество-фамилия подходит только для живых, тем самым мы проявляем уважение дорогому сердцу человеку, покинувшему этот мир.
  • Даты рождения и смерти – важная информация, чтобы люди имели возможность поминать ушедшего в мир иной человека в нужные сроки.
  • Уместно также деликатно упомянуть причину смерти, например, «жизнь трагически оборвалась в результате автомобильной аварии», «скоропостижно скончался», «ушёл из жизни после затяжной болезни» и т.д.

Соблюдайте семейный статус умершего в иерархическом порядке, например, «Близкие скорбят о трагической смерти заботливого отца, любимого мужа, единственного сына, верного и надежного друга…».

Место рождения и место погребения

В некрологе нужно обязательно упоминать место рождения и место намеченного погребения, т. е информация о том, где начался и где закончился земной путь умершего человека, а также о том, куда можно прийти и почтить память.

Кратко о жизни покойного

  • Социальный статус, роль в обществе, его проявления в различных жизненных областях – в работе, семье, интересах, увлечениях.
  • Основные вехи жизненного пути усопшего с датами и местами —место рождения, место учёбы, места работы.

Не критиковать усопшего

Не стоит критиковать умершего в прощальной речи, важно придерживаться правила: «о покойном — или хорошо, или никак», максимум указать на жизненные трудности, которые повлияли на его судьбу.

Упоминание родных людей

Обязательно в некрологе упоминать близких людей умершего в правильном порядке, согласно иерархии статусов родственников: прародители, родители, супруг, дети, внуки, правнуки, братья, сестры.

  • Приближаясь к концу некролога, лучше всего написать, что усопший навсегда останется в памяти и в сердцах его близких и друзей
  • Завершить некролог можно короткой эпитафией или цитатой из слов, сказанных кем-либо об умершем.
  • Важно для некролога в газету: Обозначьте место и время предполагаемого погребения и церемонии прощания с телом.

Правильное оформление некролога – дело непростое и очень ответственное. Нельзя для всех усопших писать некролог по одному шаблону. Необходимо учитывать особенности личности умершего, его социальный статус и в соответствии с этой информацией находить разные подходы к написанию сообщений о смерти того или иного человека.

Некролог для газеты — как писать некролог (образец)

11 апреля 2013 года на 40-ом году жизни скоропостижно скончалась в результате автомобильной аварии заботливая мать, любимая жена, единственная дочь Сабурова Наталья Петровна. Она прожила жизнь добросовестного и честного работника, уважаемого гражданина своей страны. Родилась Наталья Петровна 29 января 1974года в городе Алушта, с 1996 года, отучившись в институте на корреспондента, начала работать по профессии в небольшой провинциальной газетной редакции, за усердие и большие достижения в продвижении местной газеты её удостоили премии и почётного звания. Позже её заметил директор солидной компании в столице, пригласили сотрудничать и спустя полгода благодаря её усидчивости и трудолюбию она стала заместителем директора. На работе Наталью Петровну ценили за её деловые качества, напористость и умение добиваться поставленных целей, а дома – за заботу, ласку, доброту и терпимость. Память о ней навсегда останется в сердцах родителей – Петра Васильевича и Светланы Аркадьевны, мужа Владимира Марковича и детей Ростислава, Матвея и Кристины. «Нашу боль не измерить и в слезах не излить, мы тебя как живую будем вечно любить».
Похороны Сабуровой Натальи Петровны пройдут 13 апреля в 10:00 на главном кладбище города Севастополя.

Некролог для газеты краткий

11 апреля 2013 года на 40-ом году жизни скоропостижно скончалась в результате автомобильной аварии заботливая мать, любимая жена, единственная дочь Сабурова Наталья Петровна. Она прожила жизнь добросовестного и честного работника, уважаемого гражданина своей страны. Родилась Наталья Петровна 29 января 1974года, с 1996 года начала работать корреспондентом в провинциальной газетной редакции, позже переехав в столицу стала заместителем директора. На работе Наталью Петровну ценили за её деловые качества, а дома – за заботу и терпимость. Память о ней навсегда останется в наших сердцах.
Похороны Сабуровой Натальи Петровны пройдут 13 апреля в 10:00 на главном кладбище города Севастополя.

Некролог от коллег

В этот печальный день 21 сентября 2010 года мы понесли тяжёлую утрату. На 34 году жизни после трудной борьбы с тяжёлой болезнью от нас ушёл Шамшуров Константин Максимович. Наши дружеские встречи будут беднее без его искромётного юмора, заразительного смеха, нескончаемой энергии. Его качества такие как активность, жизнерадостность, а также предприимчивость, целеустремлённость – были для нас примером. Он останется в наших сердцах надёжным товарищем и мудрым советчиком, всегда готовым прийти на помощь в любой ситуации. Помним, любим, скорбим.

Написание некролога, посвященного известным людям, имеет свои особенности. Такие некрологи подразумевают в большей степени биографию, нежели соболезнование.

Некролог — пример написания

Некролог27 марта 1968 года на 34-ом году жизни скоропостижно скончался в результате авиакатастрофы во время тренировочного полёта великий советский лётчик-космонавт, Герой Советского Союза, кавалер высших знаков отличия ряда государств, почётный гражданин многих российских и зарубежных городов Гагарин Юрий Алексеевич.

Биография Юрия Гагарина начиналась как история самого обыкновенного мальчика. Он родился в Гжатске, в простой деревенской семье. После войны, пережив немецкую оккупацию, вернулся в школу, закончил ремесленное училище, а затем поступил в техникум в Саратове. Тогда же он начал заниматься в Саратовском аэроклубе — о том, что это увлечение кардинально изменит биографию Гагарина, юноша тогда даже не догадывался. Во время службы в армии он уже имел квалификацию «военный летчик 1-го класса». В 1957 году будущий космонавт женился, жена Юрия Гагарина, Валентина Горячева, всегда была близким другом и соратником мужа. В этом браке родились дети Юрия Гагарина — дочери Елена и Галина. Старшая дочь Гагарина Елена сегодня работает директором Государственного музея-заповедника «Московский Кремль», она вспоминает, что отец всегда интересовался их учебой, а также каждое утро в любую погоду выводил детей на улицу, чтобы сделать зарядку.

Юрий Алексеевич родился 9 марта 1934, Клушино, Гагаринский район. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин стал первым человеком в мировой истории, совершившим полёт в космическое пространство. Ракета-носитель «Восток» с кораблём «Восток», на борту которого находился Гагарин, была запущена с космодрома Байконур. После 108 минут полёта Гагарин успешно приземлился в Саратовской области, неподалёку от города Энгельса. Начиная с 12 апреля 1962 года день полёта Гагарина в космос был объявлен праздником — Днём космонавтики.

Гибель Гагарина произошла 27 марта 1968 года в авиакатастрофе во время тренировочного полета. Смерть Гагарина наступила мгновенно и стала огромной потерей для семьи космонавта и целой страны. Для изучения причины смерти Гагарина в катастрофе была создана специальная комиссия, детали отчета, составившего 29 томов, долго были засекречены вплоть до 50-летия полета Гагарина. Катастрофа произошла вследствие резкого маневра самолета, что в условиях непогоды привело к попаданию самолета в спираль и падению. Смерть Юрия Гагарина была мгновенной. Во всей стране был объявлен общенациональный траур — впервые в истории СССР в связи со смертью не главы государства. Похороны Гагарина и Владимира Серегина, инструктора космонавта, погибшего вместе с ним, состоялись 28 марта. Могила Гагарина находится у Кремлевской стены — там были захоронены урны с прахом кремированных останков Гагарина и Серегина. Памяти Гагарина было посвящено множество премий, книг, работ, картин, даже песенных циклов. Памятники Гагарину были установлены по всей стране.

Некролог

Некролог

Зачастую смерть близкого человека приходит внезапно, и никто не готов к такому повороту событий. Охваченным неожиданным горем людям очень тяжело переживать утрату и тем более заниматься таким деликатным делом как написанием некролога дорогому человеку, ушедшему из жизни. В такой ситуации оптимальным решением будет обратиться к специалистам в этой сфере.

Таким образом, некролог – это не просто сообщение о смерти близкого человека, это уведомление, пропитанное горечью слёз родных усопшего и в тоже время дань памяти, любви и уважения к умершему. Как написать некролог – остро стоящий вопрос, решение которого очень сложно осуществить родным покойного в связи с переживаемой ими глубокой печалью, скорбью и невыносимой болью. Написание некролога можно возложить на плечи профессионалов в ритуальной сфере, которые с глубокой теплотой и сочувствием помогут Вам в вашем благом деле.

некролог

Последней статьей Л. Троцкого в «Правде» стал пространный некролог, посвященный смерти поэта С. Есенина.

Пришлите мне вырезки из русских газет о моей смерти; говорят, что где-то помещали мой некролог. (Миклухо-Маклай) .

Популярный словарь русского языка. Толково-энциклопедический. — М.: Русский язык-Медиа . А.П. Гуськова, Б.В.Сотин . 2003 .

Смотреть что такое «некролог» в других словарях:

НЕКРОЛОГ — (греч., от nekros мертвый, и logos слово). 1) несколько слов о жизни только что умершего. 2) прозвание Харона, как перевозчика мертвых. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. НЕКРОЛОГ 1) краткая биография… … Словарь иностранных слов русского языка

некролог — а, м. nécrologe m. Статья, посвященная умершему, с характеристикой его жизни и деятельности. БАС 1. Какой замечательный некролог! С таким бы жить и жить! М. Генин. // ЛГ 28. 6. 1995. Характеристики разъединяют людей, некрологи объединяют их. А.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

некролог — некрология (устар.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. некролог сущ., кол во синонимов: 1 • статья … Словарь синонимов

некролог — (не рекомендуется некролог; нередко встречается в живой речи и современной поэзии: В. Боков, С. Черный, В. Луговской и др.) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

НЕКРОЛОГ — НЕКРОЛОГ, некролога, муж. (от греч. nekros мертвый и logos слово). Статья по поводу смерти какого нибудь человека с сообщением сведений о его жизни и деятельности. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

НЕКРОЛОГ — НЕКРОЛОГ, а, муж. Статья, посвящённая умершему, его жизни и деятельности. | прил. некрологический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Некролог — НЕКРОЛОГ (слово о мертвом; греч. necros покойник и logos слово) небольшое произведение, посвященное недавно умершему человеку, сообщающее кратко данные его биографии и деятельности. В первые века христианства было принято записывать имена… … Словарь литературных терминов

Некролог — Традиционные уличные некрологи (Болгария) Некролог (греч … Википедия

некролог — Вопрос Как правильно: «некролог кому, о ком?» Слово некроло/г имеет значение «статья по поводу чьей нибудь смерти, содержащая сведения о жизни и деятельности умершего». Слово некролог управляет дат. п. (некролог кому) и предл. п. (некролог о … Словарь трудностей русского языка

НЕКРОЛОГ — Если вы даете в газету или журнал некролог о нерядовом человеке, которого лично хорошо знаете, – наяву это предвещает ему долгие годы жизни; если же он и впрямь умер – вам предстоит понести значительные расходы и даже влезть в долги. … … Сонник Мельникова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *