Обвинения в гомофобии

Обвинения в гомофобии

Валерий Гергиев ответил на обвинения в гомофобии

На пресс-конференции в Мюнхене журналисты задали дирижеру вопросы о его высказываниях по поводу российского закона о запрете пропаганды гомосексуализма, вызвавших бурю негодования.

Российский дирижер и будущий главный художественный руководитель Мюнхенского филармонического оркестра (Münchner Philharmoniker) Валерий Гергиев отвергает выдвигаемые против него обвинения в гомофобии.

Свое мнение по этому поводу он высказал на пресс-конференции, состоявшейся во вторник, 17 декабря, в Мюнхене.

Дирижер позиционировал себя как человек, далекий от политики. Он особо подчеркнул, что не знаком с содержанием принятого в России закона о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних.

Валерий Гергиев также опроверг обвинения в отождествлении гомосексуализма с педофилией, назвав эти упреки смехотворными.

Общаясь с журналистами, он указал на то, что в России все чаще появляются сообщения о фактах педофилии и похищении детей, и это вызывает у людей ярость. На вопрос о своем отношении к спорному российскому закону дирижер лишь отметил, что детям следует прививать больше знаний о Пушкине и Чайковском.

Призывы к протестам

Между тем вопрос о правомерности обвинений в адрес Гергиева был рассмотрен на заседании муниципального совета Мюнхена в среду, 18 декабря.

Как сообщает dpa, городские власти не видят “абсолютно никаких причин” расторгать договор с российским дирижером, который должен возглавить Мюнхенский филармонический оркестр в 2015 году.

На 18 декабря в баварской столице намечен концерт этого коллектива, дирижировать которым будет Валерий Гергиев. В связи с этим инициативная группа избирателей Rosa Liste, сформированная представителями сексуальных меньшинств, призывает граждан выйти на демонстрацию протеста. Аналогичные протестные акции уже прошли в Лондоне и Нью-Йорке.

Apple исправила программу Siri после обвинений в гомофобии

Обвинения в гомофобии

Компания Apple внесла исправления в работу русской версии голосового помощника Siri, чтобы избежать обвинений в гомофобии, сообщает The Telegraph.

Программа неадекватно реагировала на слово «гей», и покупатели это заметили. Пресс-секретарь компании успокоил пользователей. «Это был просто баг, и мы это исправили», —сказал он.

Siri, установленная на продукции Apple, в частности, осуществляет голосовой поиск в интернете и зачитывает результаты. В Великобритании она пользуется популярностью благодаря остроумным ответам. Однако российская версия вызвала недоумение. Программу, воспринимающую слово «гей» как ненормативную лексику, сочли оскорбительной и грубой.

В ролике, размещенном на YouTube, один из пользователей ввел запрос «гей-клубы вокруг меня». «Я бы покраснела, если бы могла», — ответила Siri. При этом в английской версии программа в этом случае просто называла адреса клубов. Россияне, владеющие смартфонами и планшетами от Apple, стали жаловаться на гомофобию.

Президент Apple Тим Кук осенью 2014 года признался, что он гомосексуалист. В конце марта 2015 года он раскритиковал серию законопроектов в ряде американских штатов, по его версии, направленных на дискриминацию. Например, глава Apple выступил против принятия в Техасе закона о лишении зарплат и пенсий клерков, которые регистрируют однополые браки.

Поддержка русского языка появилась в Siri в начале апреля, после того как вышло обновление операционной системы iOS для смартфонов и планшетов.

Apple откорректировала русскоязычный помощник Siri после обвинения в гомофобии

14.04.2015 в 23:24, просмотров: 1809

Ранее некоторые пользователи обратили внимание на проблему с некорректными ответами на фразы со словом «гей». Программа реагировала, как будто речь идет о нецензурной лексики.

К примеру, можно было получить ответ: «Вот Вы сейчас матом ругаетесь, а потом этими руками будете хлеб есть». BBC со ссылкой на пользователей отмечает, что сейчас ситуация исправлена. Официальных комментариев от Аррlе на данный момент нет.

Глава компании Тим Кук, по версии ряда американских СМИ, считается самым влиятельным геем в мире.

Обвинения в гомофобии

  • Самое интересное
  • По теме
  • Комментарии

Оставьте ваш комментарий

Комментарии пользователей

  • Apple заметно снизила цены на iPhone в России
  • «Мой Билайн» на Apple Watch: работает как часы!
  • Глава Apple пожертвует на благотворительность все свое состояние
  • «Билайн» предлагает iPhone по выгодным ценам
  • Эксперты предупредили владельцев iOS- и Android-устройств об опасности
  • Facebook разрабатывает собственную платежную систему

Самое интересное

Опрос

Цифровые сервисы в условиях режима самоизоляции – как нельзя кстати

Многие из них не просто скрашивают наше пребывание дома, но и помогают получить важные услуги, за которыми многие привыкли обращаться «физически». Такие есть, например, у Почты России. Знаете ли вы о них? Помогают ли они вам в нынешней обстановке?

Пользовался (-ась) цифровыми сервисами почты раньше, а сейчас они как нельзя кстати
Слышал (-а) о том, что есть мобильное приложение, но пользоваться не приходилось
Как раз жду заказ из интернет-магазина, когда придет – вызову курьера на дом
Кончилась подписка на любимый журнал – продлю через интернет
Постоянно отправляю заказные письма по работе, уже две недели как через приложение почты

Популярно в соцсетях

© ЗАО «Редакция газеты «Московский Комсомолец» Электронное периодическое издание «MK.ru»

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство Эл № ФС77-45245 Редакция — ЗАО «Редакция газеты «Московский Комсомолец». Адрес редакции: 125993, г. Москва, ул. 1905 года, д. 7, стр. 1. Телефон: +7(495)609-44-44, +7(495)609-44-33 , e-mail info@mk.ru. Главный редактор и учредитель — П.Н. Гусев. Реклама третьих сторон

Все права на материалы, опубликованные на сайте www.mk.ru, принадлежат редакции и охраняются в соответствии с законодательством РФ.
Использование материалов, опубликованных на сайте www.mk.ru допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал mk.ru, до или после цитируемого блока.

Для читателей: в России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля».
Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба».

Актёр Алек Болдуин объявил об отказе от публичной жизни

Статья Болдуина поистине напоминает исповедь человека, терпение которого на исходе. 55-летний актёр нашёл в своём эссе место для огромного количества неприятных эпизодов и обвинений коллег и журналистов в нетерпении, наглости и лжи.

В ноябре 2013 года Болдуин был замечен в стычке с преследовавшим его и его семью папарацци, которого актёр громко назвал словом, в английском языке являющимся грубым обозначением нетрадиционной сексуальной ориентации. Портал TMZ опубликовал видео, подтверждающее произнесённые Болдуином оскорбления.

После этого обвинения в гомофобии посыпались на артиста вместе с деловыми неудачами — канал MSNBC закрыл его ток-шоу, несколько организаций отказались работать с ним и продлевать контракт. Злость на MSNBC и его главу Фила Гриффина проходит красной линией через всю его статью.

В своей исповеди Болдуин пытается доказать, что репутацию «самого крупного гомофоба во всей развлекательной индустрии» ему присвоили по ошибке, и медиа виноваты в этом в первую очередь. «Я презираю СМИ и испытываю к ним такое отвращение, которого раньше не мог и представить», — пишет Болдуин, рассказывая, как папарацци преследовали его жену и смеялись над ней, когда она упала, не оставляли в покое его маленькую дочку и даже обвиняли его жену в том, что та отправляла твиты с похорон Джеймса Гандольфини.

Ранее Болдуин обвинялся в избиении фотографа, пытающегося заснять его свадьбу с Хиларией Томас.

Порция обвинений досталась также Шайе Лабафу, с которым у Болдуина случился конфликт во время постановки мюзикла «Сироты», а также режиссёру шоу Дэну Салливану. Скандал с Лабафом закончился его увольнением. «Я отвёл режиссёра в другую комнату и сказал, что один из нас должен уйти, — пишет Болдуин. — Я сказал: «Я вот что вам скажу, уйду я. Не увольняйте парня, я уйду». Они сказали: «Нет, нет, нет, нет!» — и уволили его. Думаю, он был шокирован, он-то думал, что имеет на что-то право, после съёмок в фильме, сделавшем огромную кассу. Вот он удивился, что в театре дело не пошло».

Размышления о несостоявшихся политических амбициях — Болдуин собирался баллотироваться в мэры Нью-Йорка и даже разработал собственную программу — оканчиваются признанием, что он не может больше жить в этом городе: «Я начинаю тосковать по всему, что я раньше ненавидел в Лос-Анджелесе. Лос-Анджелес — это место, где вы живёте за воротами, перемещаетесь в автомобиле, ваше взаимодействие с обществом сводится к минимуму. Раньше я ненавидел это. Но Нью-Йорк изменился».

Редакторы New York Magazine отметили, что это уже не первое прощание с публичной жизнью от Алека Болдуина. Около полугода назад похожая статья его авторства появилась в издании Huffington Post.

Гендиректор Mozilla ушел в отставку из-за обвинений в гомофобии

Гендиректор компании Mozilla Брендан Айк, назначенный на эту должность менее двух недель назад, добровольно ушел в отставку, сообщает в блог компании, занимающейся разработкой браузера Firefox. Вскоре после его назначения 24 марта всплыла информация о том, что в 2011 г. он пожертвовал $1000 в поддержку кампании против легализации однополых браков в штате Калифорния. Обсуждение этого факта переросло в скандал, в адрес компании звучала критика. Вспомнились заявления Айка, осуждающие гомосексуалов. Также выяснилось, что программист делал пожертвования в поддержку радикальных кандидатов от Республиканской партии, вроде Патрика Бьюкенена. В этой ситуации Айк предпочел уйти в отставку, объяснила в корпоративном блоге Митчелл Бейкер исполнительный президент Mozilla Foundation, которому принадлежит Mozilla.

«Мы знаем, почему люди обижены и рассержены, и они при этом правы: дело в том, что мы не были верны самим себе, — написала Бейкер. — Мы не действовали так, как ожидали от Mozilla. Мы недостаточно быстро отреагировали, когда начался скандал, и не вступили в диалог. Нам жаль. Мы должны действовать лучше».

31 марта сайт знакомств OkCupid призвал своих посетителей, использующих Firefox, перейти на другие браузеры.

Алек Болдуин отказывается от публичности из-за обвинений в гомофобии

Обвинения в гомофобии

НЬЮ-ЙОРК, 25 февраля. Актер Алек Болдуин заявил, что намерен завязать с публичной жизнью и переехать из Нью-Йорка «в место поспокойнее». Актер написал посвященную этому колонку в издании New York Magazine. В ней Болдуин подробно объясняет, с чем связано его желание больше никогда не привлекать внимание прессы и не общаться с ее представителями.

В качестве одной из причин Болдуин называет обвинения в гомофобии, которые СМИ предъявляют ему с 2013 года. Скандал разгорелся после того, как актер поругался с папарации, которого застал возле своего дома. Болдуин назвал фоторепортера словом «faggot», которое в английском языке является ругательством, обозначающим нетрадиционную сексуальную ориентацию.

Позднее артист извинился за этот инцидент, хотя он по-прежнему отрицает, что его высказывание было связано с ориентацией журналиста.

Болдуин пишет, что после случая с фотографом на него началась массовая медийная атака. У него сорвались несколько контрактов в кино и в театре; кроме того, канал MSNBC закрыл вечернее телешоу актера.

Актер заявил, что он устал от подобного обращения и больше не намерен разговаривать с журналистами никогда. Свою колонку он назвал последним публичным разговором о личной жизни, передает Lenta.ru.

Также Болдуин отметил, что он понимает Шайю Лабефа, который в январе 2013-го отказался от публичной жизни из-за скандала, вызванного плагиатом в его короткометражке «HowardCantour.com». Лабеф, однако, спустя месяц после своего заявления устроил публичный перформанс в лос-анджелесской галерее. Также он появился на премьере «Нимфоманки» Ларса фон Триера с бумажным пакетом на голове. На пакете было написано «Я больше не знаменит».

Болдуин и Лабеф в 2013 году вместе играли на Бродвее в постановке «Сироты» по пьесе Лайла Кесслера. В спектакле рассказывается о двух молодых братьях-бандитах, похищающих богатого мужчину с целью выкупа. Роль одного из братьев исполнил Лабеф. Состоятельного мужчину сыграл Болдуин.

Высококонцентрированный бред про феминизм в журнале для биржевых маклеров

Высококонцентрированный бред про феминизм в журнале для биржевых маклеров

В номере от 1-14 марта журнал «Д-штрих» (дочернее издание журнала «Эксперт») опубликовал статью «Проект “Эмансипе”: Как и зачем финансовая элита насаждает феминизм» за авторством Алины Любимской. Две главные линии статьи — антифеминизм и конспирология.

Поскольку феминизм (с огромными искажениями) рассматривается сквозь призму теории заговора(ов), то с нее и начнем.

Идея тайных заговоров с целью управления мировыми политическим, экономическими и социальными процессами придает сложным и разнонаправленным процессам мнимую упорядоченность и простоту: есть группа, заинтересованная в собственном процветании или воплощении какого-нибудь мистического замысла, которая с помощью финансовых ресурсов и манипуляций подталкивает остальных к осуществлению своей цели.

В статье «Проект “Эмансипе”» феминизм, без учета его сложности и особенностей социальной и интеллектуальной основы на разных этапах, сводится к «заговору Рокфеллеров и других групп», «инструменту по сокращению численности населения планеты в руках крупнейших финансовых семей США и Европы». В поддержку этих версий приводятся отсылки на интервью Аарона Руссо (режиссер, политический активист, создатель ряда конспирологических версий) и некоего доктора Леонарда Горовица. Но автор игнорирует простую и очевидную мысль: если феминизм — это тайный план по сокращению населения в мире, ради выживания «золотого миллиарда» в условиях ограниченных ресурсов, то почему самая низкая рождаемость как раз в странах «миллиарда» и в целом «глобального Севера»?

… семья с пассивным мужем и трудящейся женой не согласовывается с законами природы. Выходит, что кто-то упорно насаждает эмансипацию искусственным путем. В интервью Алексу Джонсону 29 января 2007 года режиссер и продюсер Аарон Руссо поведал, что эмансипация была инспирирована семейным кланом Рокфеллеров. По словам Руссо, его приятель Николас Рокфеллер сам рассказал ему о целях искусственной эмансипации: привлечь дополнительные налоговые поступления и иметь возможность насаждать свой вариант воспитания будущих поколений. Напомним, через три месяца после интервью Руссо скончался от рака. (с.49)

К сожалению, вместо критики на основе реальных фактов или положений феминистских идей, статья либо (1) указывает на недостатки, присущие не феминизму, а как раз патриархальным структурам, либо (2) грубо искажает информацию.

Один из многих примеров второго типа — разделение феминизма на «западный» (западная Европа и США) и «восточный» (СССР и другие соц. страны).

Основная задача «эмансипе» того периода заключалась в обретении вожделенного избирательного права. Возникли два основных течения феминизма — либеральный и марксистский. Первый пришелся кстати на Западе, где активистками выступали интеллектуалки из высшего общества. Второй ориентировался на женщин из народа и прижился в России и других странах, в дальнейшем присоединившихся к соцлагерю. При этом либералки и марксистки ненавидели друг друга со страшной силой: западные дамы смотрели на восточных свысока, а марксистки считали либералок паразитами на теле общества. (с.47)

Разумеется, и либеральный, и марксистский, и социалистический, и другие течения феминизма сосуществовали в том числе (и прежде всего!) в западных странах, а не делились по границам геополитических блоков. В качестве исторической справки заодно хочется напомнить, что либеральный феминизм — течение наиболее распространенное на начало-середину 20 века среди «среднего класса», а не «высшего общества», а марксизм в западных странах апеллировал к интеллектуалам едва ли не больше, чем к «людям из народа» — поэтому классовые и геополитические открытия Алины Любимской неуместны.

А вот пример обвинения феминизма в тех общественных недостатках, которым он как раз противостоит:

К сожалению, «продвижение жен» не сулит дамам особой радости. Зачастую после работы «добытчица» превращается в «хранительницу очага» и выполняет работу по дому. В свою очередь, «добытчик» трансформируется в «хранителя дивана и телевизора». Выходит, что дамы покорно (выделено мной — М.Ш.) взяли на себя комплекс традиционно женских забот и мужских обязанностей. Плюс к этому в обществе до сих пор существует понятие «женской» и «мужской» зарплаты. Pew Research Center подсчитал, что в США в 2007 году оклад «слабой половины» составлял 78% оклада «сильной» на аналогичной должности. (с.48)

Чистая правда: при увеличении объема работы женщин вне дома, перераспределение домашних обязанностей между супругами или сожителями пока оставляет желать лучшего. Но почему в этом виноват феминизм? И почему он виноват в сохранении более низкой зарплаты за одинаковую работу?

Отметив потенциал для «размножения мужей-паразитов», автор переходит к утверждению о том, что из-за феминизма женщины стали более несчастными — со ссылкой на сомнительное по качеству и продуманности исследование «Парадокс угасания женского счастья» (The Paradox of Declining Female Happiness).

Подробный разбор недостатков этого исследования можно прочесть в блоге у ЖЖ-юзера sadcrixivan, здесь достаточно указать главные контраргументы:

  • исследования, замеряющие «уровень счастья», довольно сомнительны уже потому, что «счастье» остается сложно определяемым понятием, очень зависящим от индивидуальных взглядов человека;
  • один из объективных показателей крайней неудовлетворенности жизнью – уровень самоубийств – за период с 1976 по 2006 год (учитываемый в исследовании) для женщин снижался.

В целом статья «Проект “Эмансипе”» демонстрирует, что сексизм, традиционалистские установки и гомофобия тесно переплетаются.

Во врезках, где приводятся высказывания «экспертов» — Генри Макоу (Канада; ярый противник феминистических идей) и Игоря Белобородова (Россия; столь же явный противник феминизма и, судя по публикациям на сайте Демография.ру, активный сторонник идеи «немедленно рожать, чтобы спасти нацию») – типичные тезисы о том, что Запад «катится по наклонной к вырождению», что права гетеросексуалов ущемляются тем фактом, что геев, лесбиянок, трансгендеров и бисексуалов защищают от дискриминации и считают нормальными гражданами.

Феминизм — теоретическое обоснование лесбиянства. Крайняя форма отрицания мужчины и декларация о том, что женщина является угнетенным классом, приводит именно к образованию однополых женских союзов. Его можно поставить в один ряд с фашизмом и различными учениями тоталитарных сект. . В России исторически сложилось, что интересы женщин, детей и престарелых тщательно оберегались, поэтому серьезных оснований для эмансипации никогда не было. (Игорь Белобородов, с.48)

«Сейчас все эти организации по защите прав женщин и секс-меньшинств работают над тем, чтобы вообще запретить общественное проявление половой принадлежности. И геи, и феминистки требуют равенства, при этом они настаивают на единой социальной модели поведения — гомосексуальной. (Генри Макоу, с.49)

К счастью, движения в защиту прав женщин и ЛГБТ не кроили себя по представлениям Г. Макоу и И. Белобородова — ровно наоборот, они отстаивают право человека на автономное принятие решений в отношении своего жизненного пути.

Агрессивно-негативная лексика «ведет» читателя за настроем статьи: «обрушилась волна феминизма», «пропаганда безопасного секса», «пропаганда феминизма и абортов», «насаждение идей», «женщины… возжелали права быть избранными», «ринулись… изгаляться в изобретении новых феминистических концепций» и др.

Передергиваний и ошибок (сознательных или нет) настолько много, что разбирать отдельно каждую невозможно. Но стоит остановиться подробно как минимум еще на одной, связанной одновременно с идей планирования семьи и с личностью Маргарет Сангер (Зангер), в первой трети 20 века предложившей этот термин и активно боровшейся за право женщин на доступ к информации о методах контрацепции.

Автор помещает эту информацию под заголовком «Акушерка из Ада», называя планирование семьи «проектом по сокращению поголовья людей» и утверждая, будто в качестве наиболее безопасного и эффективного метода контрацепции Сангер, основанная ей Федерация Планирования Семьи (International Planned Parenthood Federation) и феминистки в целом продвигают стерилизацию.

Кратко идею планирования семьи можно представить так: родить ребенка тогда, когда вы этого хотите, а не когда случайно получилось, и родить столько детей, сколько вы считаете возможным обеспечить достойными условиями жизни, вместо того чтобы дойти до грани истощения к тридцати с небольшим годам от десятка родов и/или выкидышей.

Сангер работала мед.сестрой, в том числе в бедных районах, и отрывок из ее книги о том, с чем приходилось сталкиваться ее пациенткам, стоит прочесть.

Еще Т. Мальтус отметил явление «порочного круга бедности»: чем больше детей рождается в бедной семье (особенно в условиях города, поскольку в сельской местности дети в большей степени являлись трудовым ресурсом), тем меньше возможности у семьи обеспечить хоть какой-то уровень жизни.

Отсутствие средств контрацепции приводит к истощению здоровья женщин, а также смертям от проводимых нелегально, или самостоятельно абортов в попытке избежать рождения ребенка. Поэтому распространение информации о способах «планирования семьи» — важный элемент уважения к женщинам, признания права человека на распоряжение собственным телом, а также уважения ценности человеческой жизни.

В заключение хочется отметить, что автор статьи либо не захотела, либо не смогла определить с тем, что же заслуживает большего порицания: сама идея равноправия женщин и мужчин, или же неизжитые патриархальные практики. Впрочем, оба типа аргументов в самой статье подаются как недостатки феминизма, который пришит к канве теорий заговора «сильных мира всего» против всех остальных.

Даже не знаю, насколько серьезно можно после этого воспринимать прочие аналитические материалы, публикуемые в Ди-штрих, не потратив время на перепроверку сведений, если журнал выпускает в печать статью со столь откровенными ошибками и более чем странным стилем подачи материала.

З.Ы. Спасибо frau-derrida за полезные ссылки.

РУССКИЙ ПОЦЕЛУЙ В РОЛИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ДЕТОНАТОРА

Предисловие переводчика: Обвинения в гомофобии, инспирированные Западом, какими бы ничтожными не были, часто достигают своих целей. Когда неумная критика воспринимается всерьез, а не поднимается на смех, значит интеллект критикуемого намного ниже, чем у интригана. Нашу культуру невозможно чем-либо умалить просто потому, что она не имеет ограничений и рамок, по которым ее можно отформатировать. Русский Космос бесконечен и изначально строился с заделом на расширение и культурную экспансию, меняющую мир. Часто наши отечественные «пропагандисты» показывают слабость там, где позиция оказывается выигрышной и защищаются, где надо нападать. Незнание собственной страны, невежество и внутренняя ущербность обрекает их на поражение. Неумение парировать самые примитивные нападки порождает взаимную ненависть по обе стороны границы. Причем ненависть программируется умными мерзавцами там, а тиражируется уже лояльными недоумками здесь, которые, как известно, опаснее врага. В статье выдающегося шведского слависта подробно освещается эта парадоксальная ситуация.

Перевод со шведского

Обвинения в гомофобии

Поцелуй в истории русской культуры представляет собой сложное явление с широким спектром значений в политике, литературе и искусстве. Новая рекламная компания, развернутая немецким мужским журналом GQ, заставила меня напомнить читателю историю русского однополого поцелуя. В ходе рекламной кампании журнала опубликованы фотографии гетеросексуальных знаменитостей мужского пола, которые целуют друг друга в губы в качестве акции солидарности. Однополые поцелуи имеют огромный спектр значений, они весьма противоречивы, тем более, когда мы говорим о русской культуре. Несколько лет назад одна русская картина, изображающая двух целующихся милиционеров, привела к политическому скандалу и вызвала дискуссии в Думе и Третьяковская галерея была вынуждена отозвать это произведение искусства с выставки в Париже. Эта картина, в свою очередь создана по мотивам граффити художника под псевдонимом Бэнкси, где также целуются двое полицейских.

Даже в самой Швеции поцелуи в губы лиц одного пола вызывают неоднозначную реакцию. Время от времени и у нас приходят сообщения, как из ресторанов выкидывают лесбийские пары за то, что те прилюдно целовались в губы.

А ещё каких-то сорок лет назад в России поцелуи между лицами одного пола не имели никакого другого, кроме политического подтекста. Леонид Брежнев имел традицию целовать в губы политических лидеров как отечественных, так и иностранных: он делал поочередно поцелуй в щеку, в губы, а затем в другую щеку. Это раз за разом проделывал и Хрущев, например, когда встречал Гагарина, вернувшегося с первого в истории полета в космос. Тем не менее, поцелуй в губы стал особым фирменным знаком Брежнева, которого боялись иностранные руководители, приезжавшие с официальным визитом в Советский Союз.

Для лидеров восточноевропейских народных демократий и, особенно, для населения указанных стран, такие приветственные поцелуи, чуждые их национальным культурам, воспринимались как символ полного политического и культурного подчинения Советскому Союзу, возможно даже как своеобразное изнасилование. Наиболее известным и больше других зафиксированный документами поцелуем стал тот, которым Брежнев приветствовал восточногерманского руководителя Эриха Хонеккера во время официального приезда советского лидера в ГДР в 1979 г. Оба руководителя тогда подписывали договор о сотрудничестве на тридцать лет.

Данный поцелуй увековечен на многих фотографиях в прессе и потом послужил художнику Дмитрию Врубелю основой для рисунка граффити на Берлинской стене. Картину он дополнил текстом: «Господи! Помоги мне выжить среди этой смертной любви!» Иногда этот настенный рисунок называют «Смертельным поцелуем». Он стал символом выражения отрицательного отношения к Советскому Союзу. Это выплеснулось наружу до 1990 г., то есть когда коммунистическое правление в Восточной Европе уже переживало распад. В данном случае однополый поцелуй в губы своим текстом и своей политическим фоном становится политическим протестом против этого тоталитарного общества.

Часть образа, через который мы воспринимаем Россию, приходит к нам исключительно через традиции поцелуев в губы или в щеку. В стихотворном цикле Рунеберга* «Сказания прапорщика Столя» выведен русский персонаж по имени Кульнефф, который был силён в поцелуях также, как и в проявлении отваги: «И целовался он и бился насмерть с единой пылкостью души». В произведении повествуется, как во время войны 1809 г. Кульнефф ворвался в финский дом и подскочил к люльке. Мать пришла в ужас. И тут тот стал целовать маленького ребенка, делая это с громадной нежностью. Эти поэтические строки выразили наше общее восприятие русских традиций целования. Они стали некоей поговоркой, выражающей наше понимание термина русскости. Именно отсюда, вероятно, пошла легенда о существовании каких-то особых русских поцелуев, которые приняты при контакте с традициями других народов.

Поцелуи в политической сфере берут свое начало еще из старинных русских обычаев. В первую очередь следует указать знаменитые русские поцелуи на Пасху, которыми обмениваются в пасхальную ночь в знак того, что Христос воскрес из мертвых. Для такого пасхального поцелуя даже есть особое русское слово «христосоваться» ― глагол, в котором отражается имя Христово. Шведский путешественник XVIII века Карл Рейнгольд Берх, с гордостью сообщает в записках, как его ошеломил случай, произошедший с ним в России ― его поцеловала одна из русских великих княжон: « Тут княжны целуют иностранных министров в щечку (этой милости от великой княжны Елизаветы был удостоен и я)».

Когда русские встречаются в пасхальную ночь или в следующие дни после разговления, один скажет «Христос воскресе» и второй ответит: «Воистину воскресе», причем это говорится не по-русски, а по-церковнославянски. Они целуют друг друга троекратно попеременно в правую и левую щеку.

Целуют либо в щеку или в губы. Согласно старым путевым запискам, в особенности это замечалось за священниками ― во время пасхальных встреч с паствой те целовали прихожан в губы, во всяком случае, так происходило со времен Петра Великого. Они следовали христианской традиции, по которой Св. Павел призывал «приветствовать друг друга святым поцелуем».

Пасхальные целования выражали единение между классами и поколениями, да и с иноверцами тоже. В советское время обмен пасхальными целованиями был символом неприятия и протеста против официальной атеистической пропаганды.

Таким образом, старинные русские традиции целования стали предтечей обычая, введенного Брежневым. Одни и те же виды русского поцелуя, в позднесоветское время использовались по совершенно разным поводам: один вид применялся в большой политике, символизируя лояльность к политическому курсу властей, а другой ― имел религиозный контекст, символизируя критическое отношение к тем же властям.

Поцелуй тоже представляет собой важный элемент приветственного этикета в русском обществе. Путешественники, попавшие в Россию, удивлялись, как усердно целуются русские. Адам Олеарий, немецкий путешественник XVII века, рассказывает, что когда хозяйка в одном русском доме приглашала гостя на рюмку водки, от гостя ожидалось, что он поблагодарит ее поцелуем в губы. Поцелуи в губы в качестве пожелания здравия встречаются в рассказах многих западноевропейских путешественников о России XVII века и в последующее время.

Сакральный поцелуй, поцелуй, используемый в христианском обряде, в России намного более важен, чем на Западе. Верующий целует иконы, крест или Евангелие, лежащее на аналое, священник целует во время литургии не только иконы, но и алтарь, сосуд для причастия, а также священное облачение перед одеванием. Православное погребение завершается тем, что в открытом гробу целуют покойника.

Поцелуй есть и в иконографии. В иконе «Встреча Иоакима и Анны» (то есть родителей девы Марии) описывается момент, когда они узнают от ангела, что Анна родит ребенка. Мотив иногда называется «Зачатье». Эта икона является прославлением момента понесения плода, показанного через поцелуй и объятие.

По-церковнославянски, на литургическом языке русской православной церкви, поцелуй будет «лобзание». Когда русский поэт XIX века Федор Тютчев в любовных стихах использует это церковнославянское слово вместо русского, это создает просто ошеломляющий эффект.** Поцелуй становится опасным своей потенциальной силой, а также как эротический опыт. Сакральный поцелуй в священнодействии и эротический поцелуй взаимно усиливают друг друга. Эффект создается сочетанием всех сложных значений, которые имеет поцелуй в русском контексте, в данном случае он используется Тютчевым для описания гетеросексуальной любви и страсти.

В последнем романе Льва Толстого «Воскресенье» 1899 года главную роль играет встреча героев, произошедшая от пасхального поцелуя до поцелуя эротического. В романе описывается, как юный дворянин Нехлюдов соблазнил невинную девушку Катю. Катя потом стала проституткой, и Нехлюдов встречает ее через многие годы, когда она уже сидит на скамье подсудимых, а его назначают присяжным.

В ходе романа Нехлюдов целует Катю на трех разных этапах сюжета. Первый поцелуй – невинный, детский. Второй – пасхальный поцелуй, который упоминается как часть описания пасхального богослужения, его торжественности и народной радости. Третий поцелуй – эротический и им начинается соблазнение. Он приобретает роковое значение в романе и представляется злом. Для того чтобы еще больше усилить контраст между поцелуями, вводится эпизод, когда крестьянин христосуется в губы с Нехлюдовым. Эти поцелуи являются народными и, кроме того, объединяют дворянина и крестьянина. Они выражают всё мировосприятие позднего Толстого – чем ближе к народу, тем лучше и правдивее и, возможно ― чем меньше страсти и эротизма, тем лучше.

Вернемся к современности. Путин, как кажется, ограничивает себя в поцелуях. Тем не менее, он взял за обычай ходить в церковь, где троекратно целует в щеку патриарха и епископов. Такой ритуал приветствия на встречах между церковью и политиками был невозможен в советское время. Путин политических лидеров не целует, однако эта традиция сохранилась среди украинских политиков высшего ранга.

Если мы снова обратимся к целующимся мужчинам из журнала GQ, то их толкование в контексте истории русской культуры уже нам покажется спорным. Поцелуй этот можно воспринимать как протест против гомофобии, однако нет ли в фотографиях коварного гомофобского мессиджа? Почему нужно целоваться только с лицами противоположного пола? Тем более, нет ли у фотографии коммерческого предназначения? Её ведь распространяли на афишах в Германии для рекламы мужского журнала. А если её воспринять под русским углом, то можно увидеть сакральный поцелуй, допустим, пасхальный или даже реконструкцию какого-то древнеславянского обычая братания.

Аналогично, картина «Смертельный поцелуй» из указанного журнала вызывает вопросы. Если она выражает угнетение Советским Союзом, то значит должна показывать элементы, похожие на изнасилование. Если отбросить политику (по возможности), то к чувству отвращения может добавиться гомофобский взгляд на однополые поцелуи и особое отвращение к пожилым мужчинам, целующим друг друга. И наоборот, не будет ли «Смертельный поцелуй» восприниматься только как пропаганда гомосексуализма и теперь его запретят российские власти? Такую идею выдвинул одни русский блогер.

Врубель сделал ещё один, новый вариант, где Брежнев целуется с Путиным. Его показали на одной антипутинской демонстрации в 2010 г., где транспарант конфисковала милиция. Тут рождаются другие вопросы, например – об отношении Путина к советскому наследию. Поцелуй в истории русской культуры – сложный и интереснейший феномен, имеет широкий спектр значений в политике, литературе и искусстве, как с лицами одного пола, так с представителями противоположного пола, в щеку или в губы.

Пер-Арне Бодин,
Профессор славянских языков и литературы и директор Славянского института при Стокгольмском университете.

* Рунеберг, Юхан Людвиг (1804-1877) – великий финский поэт, писал на шведском языке. (прим.пер.)

** «Но есть сильней очарованья: Глаза, потупленные ниц В минуты страстного лобзанья, И сквозь опущенных ресниц Угрюмый, тусклый огнь желанья» (прим.пер.)

Рекламная компания немецкого журнала GQ
«Смертельный поцелуй»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *