Олег Басилашвили — полная биография

Олег Басилашвили — полная биография

Олег Басилашвили : биография

Олег Басилашвили - полная биография

День рождения 26 сентября 1934

советский и российский актер

26 сентября 1934 года в Москве родился мальчик Олег – будущий замечательный актер. На свет он появился в интеллигентной семье: отец, Валериан Ношреванович Басилашвили, много лет занимал пост директора Московского политехникума, а мать, Ирина Сергеевна Ильинская, посвятила себя филологии, стала доктором наук и автором «Словаря языка Пушкина». Один из дедушек Олега, грузин по национальности и полковник, был разжалован из армии за женитьбу на полячке, служил в полиции. Второй дед, выпускник духовной академии и архитектор, проектировал храмы. Но никто из ближайших родственников не имел отношения к театру, а потому увлечение мальчика сценой казалось родителям просто детской блажью.

В школе Олег учился плохо и не претендовал на лидерство, но обладал богатым воображением. Видимо, именно благодаря воображению театр потряс его не игрой актеров и даже не декорациями – мальчик увидел не сцену, а другой мир, совершенно не похожий на его собственную обыденную жизнь. Мечта об этом мире захватила Олега так, что он был готов даже не играть в театре, а мыть там полы, и представлял себе, что если фашисты нападут снова, он заляжет с пулеметом на крыше МХАТа и будет его защищать. Правда, никакой другой театр мальчик защищать не намеревался – только МХАТ.

Олег Басилашвили на панихиде по Илье Олейникову

Именно в школу-студию МХАТ Олег и отнес после школьного выпускного свои документы. Он стал студентом курса Павла Массальского – одного из самых сильных за все время существования этой театральной школы. Вместе с Олегом учились Михаил Козаков, Евгений Евстигнеев, Татьяна Доронина. Красавица Татьяна, разбившая немало студенческих сердец, и стала в 1955 году женой Олега, считавшегося среди однокурсников самым талантливым, красивым и интеллигентным. Свадьбу отпраздновали в квартире Басилашвили – без обручальных колец и свадебного платья, как настоящие комсомольцы.

Через год после этого скромного бракосочетания Олег и Татьяна получили дипломы. Доронину пригласили на работу сразу несколько театров, а вот Олегу пришлось ехать в Сталинградский театр драмы. В провинцию супруги отправились вместе – Татьяна не захотела расставаться с мужем. Но прожили Басилашвили и Доронина в Сталинграде совсем недолго. Ни достойных ролей, ни перспектив не было, и режиссер отпустил их.

В Ленинграде, родном городе Татьяны, супруги устроились на сцену театра Ленкома, предоставившего им в качестве жилплощади одну из гримерных комнат. В 1959 году Георгий Товстоногов, художественный руководитель ленинградского Большого Драматического Театра, предложил Дорониной перейти в его труппу. Татьяна согласилась, выставив своим условием, что и ее муж будет зачислен туда же и получит роль в новой постановке. Условие будущей звезды было принято.

Через четыре года Басилашвили и Доронина расстались. Инициатором развода стала Татьяна, а Олег был ей очень благодарен за это – то глубокое, что их объединяло когда-то, исчерпалось, и кто-то должен был признать это первым. Но долгое одиночество Басилашвили было не суждено: очень скоро он женился снова. По легенде, бытующей в актерской среде, свою вторую жену, журналистку Галину Мшанскую, он увидел во время передачи «Телевизионный клуб молодежи». Галина вела программу, и Олег, заявив, что хочет жениться именно на этой девушке, явился прямо в телестудию в момент прямого эфира. Но какой бы ни была их первая встреча, Басилашвили подкупил Галину своей порядочностью и внутренней добротой. Чуть позже она выяснила, что положительные качества мужа сочетаются с весьма нелегким характером, но это ничего не изменило. Брак оказался очень счастливым, у супругов две дочки, которые не разочаровали их ни разу в жизни. Старшая, Ольга, получила специальность театрального экономиста и работает на телевидении, младшая, Ксения, окончила филфак, сейчас она – корреспондент радио «Эхо Москвы». Любопытно, что отец отговаривал обеих дочерей от театральной профессии – очевидно потому, что сам в полной мере испытал все прелести и горести актерской карьеры.

Дебют Олега Валериановича на сцене ленинградского БДТ – роль Степана Лукина в спектакле «Варвары» – оказался неудачным, и найти себя на сцене Басилашвили удалось не сразу. С 1967 года преимущественное развитие в творчестве Басилашвили получила комедийная грань его таланта. Режиссеры с удовольствием использовали его пластическую виртуозность, интеллигентную ироничность, некоторую отстраненность от создаваемого образа – все эти качества делали Олега Валериановича настоящим мастером перевоплощения, ни в какой роли не теряющим своего обаяния. Его лучшие театральные работы – роли Хлестакова в «Ревизоре» (1972 год), Серпуховского в «Истории лошади» (1975 год), Басова в «Дачниках» (1978 год), Джингля в «Пиквикском клубе» (1978 год), Войницкого в «Дяде Ване» (1982 год), Мамаева в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты» (1985 год). Сам Басилашвили считает самым интересным образ Простого Человека в постановке 1974 года «Энергичные люди».

Олег Басилашвили: биография, фильмография, фото, личная жизнь

Олег Басилашвили - полная биография

Олег Басилашвили биография

Олег Басилашвили появился на свет в семье интеллигентов. Отец — Басилашвили Валериан Ношреванович — был известным филологом в СССР и директором Московского политтехникума. Он написал учебник по русскому языку для детей и учителей. Также он является автором книг «Лексика стихотворений Пушкина» и «О богатстве русского языка». Валериан Ношреванович был директором Московского политехникума. Мама Олега Басилашвили – Ильинская Ирина Сергеевна – доктор филологических наук, автор «Словаря языка Пушкина». Дед знаменитого актера — Ильинский Сергей Михайлович был известным архитектором храмов. По его проекту построили храм святых мучеников Адриана и Натали, который находится у станции Лосиноостровская.

Свое детство Олег провел в Москве. Будучи ребенком, он мечтал о театре: «Я плохо учился в школе и ни на что другое не претендовал. Математика — гроб полный. И вот возник на моем пути Художественный театр, который меня обворожил тем, что ты попадал не в театр, не в помещение, где прекрасные актеры говорили чужими голосами чужие слова. А я увидел миры. Вот этим театр отличался. Мир «Синей птицы» Метерлинка: Вот мы не нашли синюю птицу, дети, может, вы вырастете и найдете ее и поможете вашей соседке?». До сих пор я это чувствую. «Три сестры» Немировича — тоже до сих пор. И мне захотелось туда, в тот мир. Не в тот, в котором я жил, — мир контор, военкоматов, жировок. И я готов был не быть актером, а мыть полы там. Я даже думал — вот какой я был странный человек! — думал: фашисты опять нападут на Москву, вот они будут приближаться к Художественному театру, а я лягу вот там, на крыше с пулеметом и буду его защищать. Причем ни к одному из других театров у меня не было такого отношения. В них не было нравственного клея, а во МХАТе это было главное».

Мечта юного Басилашвили сбылась, он поступил в школу-студию МХАТ. Курс, на котором учился Олег Басилашвили, был одним из сильных. Вместе с Олегом учились будущие прекрасные актеры: Евгений Евстигнеев, Михаил Козаков, Татьяна Доронина. Татьяна поражала мужские сердца своей красотой, умом, обаянием. Девушка была слишком горда, чтобы кого-то пускать в свое сердце. Лишь Олег Басилашвили растопил смог растопить его. У студентов закрутился бурный роман, который завершился свадьбой. Педагог Иван Тарханов вспоминал: «Скромную свадьбу Таня и Олег праздновали в его квартире. Свадебного платья и обмена кольцами не было. Шел 55-й год, а они были комсомольцами!». После окончания школы-студии Доронину пригласили в несколько театров. Басилашвили, который тогда не успел зарекомендовать себя как хороший актер, позвал только Сталинградский драматический театр. Ради мужа Татьяна Доронина отказалась от всех предложений и уехала вместе с супругом. Прожили они там совсем мало. Роли не предлагали, перспектив роста молодых актеров не было. Тогда режиссер театра отпустил семейную пару, и они уехали жить и работать в Ленинград.

Олег Басилашвили Личная жизнь

Награды

Работы в театре

Творческий путь

Впервые Олег Басилашвили снялся в кино в 1956 году. Это была картина Григория Никулина и Владимира Шредера «Невеста». На сегодняшний день в списке актера огромное количество разнохарактерных ролей, в том числе: «Поднятая целина», «Заговор послов», «Живой труп», «Мертвые души», «Подзорная труба», «Вечный зов». «Выбор цели», «Не думай про белых обезьян», «Большой вальс», «Марево», «Взятки гладки», «Идиот», «Мастер и Маргарита» и другие. Актер работал со многими известными режиссерами: Михаилом Швейцером, Семеном Арановичем, Кареном Шахназаровым, Анатолием Боровским, Валерием Усковым.

Большой успех сопутствовал Басилашвили в картинах, поставленных Георгием Данелия и Эльдаром Рязановым, а роли, сыгранные в фильмах этих режиссеров, стали, наверное, самыми яркими: граф Мерзляев в работе «О бедном гусаре замолвите слово», Самохвалов в комедии «Служебный роман», Громов из «Вокзала на двоих», Горюнов в «предсказании». Мало, кто знает, что Ипполита в комедии «Ирония судьбы или с легким паром!» должен был играть Басилашвили. На него уже сшили костюм и сняли пару эпизодов. У актера умер отец. Из-за этого Олег Валерианович отказался от съемок. Сыграв в кино множество схожих ролей, Олег Басилашвили ни разу не повторился, показывая невероятную способность быть разным. «Я никогда не шел на то, что мне не нравится. Есть фильмы, где я плохо играю. Вот там стыдно. Ну, не вышло. Но таких — мало. Я всегда снимался в фильмах, которые были мне интересны», — как-то признался актер.

Статья отредактирована: 27-04-2016, 11:00

Биография Басилашвили Олега Валериановича

Олег Басилашвили - полная биография

Биография Басилашвили Олега Валериановича

Биография, история жизни Басилашвили Олега Валериановича

Басилашвили Олег Валерианович – советский и российский актер кино и театра.

Олег Басилашвили родился 26.09.1934 в московской интеллигентной семье. Отец Валериан Николаевич – директор Московского политехникума связи, мать Ирина Сергеевна Ильинская – доктор филологических наук, автор «Словаря языка Пушкина».

Дед Олега Басилашвили по отцовской линии был грузинским крестьянином, а по линии матери – известным архитектором храмов, окончившим духовную академию.

Детство Олега Басилашвили прошло в Москве и было обычным, как у всех мальчишек в довоенное и военное время.

Юный Олег уже в детстве грезил театром: «Я плохо учился в школе и ни на что другое не претендовал. Математика – гроб полный. И вот возник на моем пути Художественный театр, который меня обворожил тем, что ты попадал не в театр, не в помещение, где прекрасные актеры говорили чужими голосами чужие слова. А я увидел миры. Вот этим театр отличался. Мир «Синей птицы» Метерлинка: «Вот мы не нашли синюю птицу, дети, может, вы вырастете и найдете ее и поможете вашей соседке?». До сих пор я это чувствую. «Три сестры» Немировича – тоже до сих пор. И мне захотелось туда, в тот мир. Не в тот, в котором я жил – мир контор, военкоматов, жировок. И я готов был не быть актером, а мыть полы там. Я даже думал – вот какой я был странный человек! . Думал, фашисты опять нападут на Москву, вот они будут приближаться к Художественному театру, а я лягу вот там на крыше с пулеметом и буду его защищать. Причем ни к одному из других театров у меня не было такого отношения. В них не было нравственного клея, а во МХАТе это было главное».

Учеба. Первый брак

Олег Басилашвили поступил в школу-студию МХАТ на курс Павла Массальского. Курс был одним из самых сильных. Вместе с ним учились Евгений Евстигнеев, Михаил Козаков и несравненная Татьяна Доронина. Татьяна сразу поразила мужские сердца красотой, но была независима и горда.

Сердце красавицы смог покорить обаятельный Олег Басилашвили. По воспоминаниям друзей, в Школе-студии МХАТ Олег Басилашвили считался самым красивым, интеллигентным и талантливым студентом. Их роман был бурным и вскоре завершился свадьбой. «Скромную свадьбу Таня и Олег праздновали в его квартире, – вспоминает педагог Иван Тарханов. – Свадебного платья и обмена кольцами не было. Шел 55-й год, а они были комсомольцами!».

Театр – Басилашвили и Доронина

По окончании в 1956 году Школы-студии Татьяну Доронину пригласили сразу в несколько театров. А вот Басилашвили, тогда еще никак не проявившего себя актера, брал лишь Сталинградский драматический театр. И Доронина как примерная жена укатила из столицы вслед за супругом. Однако прожили они там недолго. Не было ролей, не было перспектив. Режиссер драмтеатра отпустил молодых актеров и они поехали в Питер на родину Татьяны Дорониной.

Сначала супруги устроились в Театр имени Ленинского комсомола и несколько месяцев жили в гримуборной театра. Но спустя три года – в 1959 году – талант Дорониной был замечен художественным руководителем ленинградского БДТ Георгием Товстоноговым, который и пригласил ее в свой театр. Татьяна Васильевна поставила условие – зачислить в труппу и ее мужа. Товстоногов согласно кивнул. А Доронина продолжала: «И дать ему роль в первой же постановке БДТ». Самое примечательное, что условия будущей звезды были приняты.

Прожив восемь лет, супруги разошлись. «Таня была простой девочкой из рабочей семьи, мало знающей, но безумно любящей театр, у нее был мягкий характер и очень большой талант. К сожалению, Танин характер постепенно стал меняться; под влиянием театра в том числе. Наш брак длился восемь лет», – рассказывал Олег Басилашвили. Он отмечал, что его поразила совсем не красота Дорониной: «Нас объединяло что-то другое, более глубокое. Когда мы разошлись, я вдруг понял, что освободился от этого гнета. Я очень благодарен Татьяне Васильевне, что она была инициатором развода».

Театр. 60-80-е годы

С 1967 в творчестве Олега Басилашвили преимущественное развитие получила комедийная грань дарования. Главные черты многочисленных его работ конца 1960-1980-х годов – ироничность, некоторая отстраненность от образа, пластическая виртуозность.

Басилашвили – мастер перевоплощения. Среди лучших театральных работ стоит отметить следующие: порхающий Хлестаков («Ревизор» Н.В. Гоголя, 1972), блестящий и пустой Серпуховский («История лошади» по Л.Н. Толстому, 1975), благодушествующий обыватель Басов («Дачники» М. Горького, 1978), гротесковый Джингль («Пиквикский клуб» по Ч. Диккенсу, 1978), шаржированный Мамаев («На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского, 1985).

Особняком среди работ Басилашвили стоит роль Войницкого («Дядя Ваня» Чехова, 1982), в образе которого артисту удалось передать истинно чеховский сплав трагического мироощущения и мягкого юмора.

Сам Олег Валерианович всегда считал лучшей ролью в театре работу в спектакле по пьесе Шукшина «Энергичные люди».

В кино Олег Басилашвили дебютировал в 1956 году ролью Андрея Андреевича в фильме Григория Никулина и Владимира Шредера «Невеста».

На счету актера множество разнохарактерных ролей, продемонстрировавших его широкий творческий диапазон. В картине «Живой труп», поставленной Владимиром Венгеровым по повести Л.Н. Толстого, Басилашвили создал интересный образ Каренина. Среди режиссеров, с которыми работал актер, можно назвать Михаила Швейцера, Семена Арановича, Карена Шахназарова, Анатолия Бобровского, Владимира Краснопольского и Валерия Ускова, но наибольший успех сопутствовал ему в фильмах, поставленных Георгием Данелия и Эльдаром Рязановым. И сыгранные у этих режиссеров роли стали лучшими в творчестве Олега Басилашвили – Самохвалов в комедии «Служебный роман», граф Мерзляев в фильме «О бедном гусаре замолвите слово», Платон Громов из «Вокзала для двоих», Андрей Бузыкин в «Осеннем марафоне», Горюнов в «Предсказании».

Конец 70-х-начало 80-х были самым звездным временем Олега Басилашвили в кино. Первой работой, после которой Басилашвили стал по-настоящему знаменит, была роль Самохвалова в комедии Э. Рязанова «Служебный роман» (1977). За внешней благопристойностью и импозантностью его героя кроется трусливый и подлый человек.

Кстати, Басилашвили мог сыграть у Рязанова раньше – в комедии «Ирония судьбы или С легким паром!» (1975). Олег Валерианович должен был играть Ипполита. На него даже уже сшили костюм и отсняли несколько эпизодов. И тут у Басилашвили случилось несчастье – умер отец. Из-за этого он отказался от съемок. И Рязанов вынужден был заменить Басилашвили на Юрия Яковлева.

В «Осеннем марафоне» (1979) Басилашвили сыграл человека, испытывающего внутреннюю опустошенность и экзистенциальное отчаяние. Лирическая комедия Данелия полна такой грусти и такого сочувствия к герою, что пронзительная жалость к себе затопляет каждого, кто обнаруживает в себе и своей жизни черты сходства с героем. А обнаруживают их многие. «Осенний марафон» не о том, как слабый и безвольный человек разрывается между женой и любовницей, как могло бы показаться по сюжету. Колоритное изображение любовных и семейных коллизий лишь подчеркивает и оттеняет центральный образ «страдающего эгоиста». Герой остается пассивным объектом, будучи не в силах что-либо решить окончательно. Хотя в фильме играли замечательные актрисы М. Неелова и Н. Гундарева, все же как минимум 75 процентов успеха фильма – это Олег Басилашвили в главной роли.

Следующим успехом была роль петербургского чиновника по особым поручениям Мерзляева в фильме Э. Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово» (1980). Чиновник затевает интригу, чтобы проверить благонадежность в гусарском полку. Низкий и подлый Мерзляев сталкивается с благородством и достоинством гусаров и актеров.

Наконец, в 1982 году Олег Валерианович снялся в мелодраме Рязанова «Вокзал для двоих». Фильм отличен от других работ Рязанова тем, что тут, скорей, больше слез, чем смеха. Забавны неприятности, с которыми сталкивается отставший от поезда Платон Громов (Олег Басилашвили), музыкант по профессии. Однако зрительская улыбка гаснет, когда выясняется, что он жертва не только железнодорожных порядков, но и чужого честолюбия. Он пойдет в тюрьму за преступление, которое не совершал. Дуэт Басилашвили-Гурченко в этом фильме просто великолепен. Именно после этой работы Олег Валерианович постоянно называл Людмилу Гурченко любимой актрисой.

Сыграв в кино немало похожих ролей, Олег Басилашвили ни разу не повторился, демонстрируя удивительную способность быть разным, неизменно оставаясь самим собой. Всегда располагающая внешность, подкупающая мягкость и лёгкие иронические нотки. Он является не только исполнителем, но и создателем своих ролей, соавтором и сорежиссёром.

Олег Басилашвили: «Я никогда не шел на то, что мне не нравится. Есть фильмы, где я плохо играю. Вот там стыдно. Ну, не вышло. Но таких мало. Я всегда снимался в фильмах, которые были мне интересны».

Конец 90-х-начало 2000-х

После вынужденного простоя, вызванного кризисом отечественного кино, Басилашвили вновь вернулся на экран в конце 90-х. В 1998 году он снялся в сатирической комедии «Судья в ловушке» по Генри Фильдингу – первом российском фильме, снятом с помощью компьютерных технологий. Никаких декораций, все создавалось на компьютере. Реальный людный Лондон на самом деле виртуальная реальность. И если сегодня этим вряд кого-то можно удивить, то для тех лет это был настоящий прорыв. К сожалению, картина осталась незамеченной зрителями.

Зато другая работа актера – роль шефа мафии в сериале «Что сказал покойник», поставленном по одноименному детективу Иоанны Хмелевской – вызвала среди зрителей живейший отклик.

В 2001 году Олег Басилашвили снялся у Карена Шахназарова в фильме «Яды или Всемирная история отравлений». Это своеобразная энциклопедия об отравителях, отравлениях и в нашей сегодняшней жизни, и в глубине веков, с древности. Там он играет одновременно пенсионера Прохорова и Папу Римского Александра шестого – Борджиа. Лента получила Гран-При на фестивале Кинотавр.

Среди других работ актера в начале нового века можно отметить роли профессора Федорова в фильме «Романовы – венценосная семья» (2001) и Прохоренко в сериале «Бандитский Петербург».

В 2003 году на экраны вышел десятисерийный телевизионный фильм режиссера Владимира Бортко «Идиот» по одноименному роману Достоевского. В этом фильме Басилашвили сыграл генерала Епанчина, который всем сочувствует, но никак не может постичь, что же происходит вокруг. Перед началом съемок Олег Валерианович попал в аварию. Врачи определили перелом тазовой кости и ребер. Басилашвили уже хотел отказаться от роли, однако Бортко твердо заявил, что рассчитывает на него. Воодушевленный актер приступил к съемкам, даже не дождавшись полного выздоровления. Но это не помешало ему отлично справиться с поставленной задачей.

В 2005 году Олег Басилашвили исполнил роль Воланда в сериале «Мастер и Маргарита». В 2006 году актер снялся в сериале «Сонька – Золотая ручка», в 2007 году он был занят в российском детективном многосерийном фильме «Ликвидация». В 2008-2010 годах Басилашвили снимался работал очень много – за пару лет он успел принять участие в шести кинопроектах. После такого ударного труда Олег Валерианович решил немного снизить нагрузки и сниматься в одном фильме за год.

Личная и общественная жизни

Второй женой Олега Валериановича стала журналистка Галина Мшанская. Она быда шеф-редактором Санкт-Петербургского отделения ВГТРК. Их старшая дочь Ольга, став взрослой, устроилась на петербургское телевидение. Младшая Ксения стала корреспондентом радиостанции «Эхо Москвы».

В конце 80-х Олег Басилашвили был депутатом Верховного Совета СССР. В отличие от своих соратников по демократическому лагерю он не скомпрометировал себя полученными за время «хождения во власть» дивидендами. Наверно, потому, что был всегда абсолютно искренен в своих поступках и убеждениях.

Олег Валерианович всегда любил классическую музыку (Чайковского и Рахманинова) и хорошую литературу. Среди тех книг, которые его интересовали, он называл Библию, «Уходящую натуру» Анатолия Смелянского, известного театрального критика, «Дневники Михаила Булгакова», «Смерть Сталина» Леонида Млечина, произведения Достоевского. На тусовки и чтение детективов Басилашвили всегда было жаль тратить время.

Награды, премии и почетные звания

Народный артист СССР (1984).

Лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1979).

Олег Басилашвили, биография, новости, фото

Олег Басилашвили - полная биография

Имя: Олег Басилашвили (Oleg Basilashvili)

Отчество: Валерианович

День рождения: 26 сентября 1934 (85 лет)

Место рождения: Москва

Рост: 181 см

Вес: 80 кг

Восточный гороскоп: Собака

Карьера: Российские актеры 23 место

Фото: Олег Басилашвили

  • Олег Басилашвили - полная биография
  • Олег Басилашвили - полная биография
  • Олег Басилашвили - полная биография
  • Олег Басилашвили - полная биография
  • Олег Басилашвили - полная биография

Видео: Олег Басилашвили

Биография Олега Басилашвили

Детство и семья

На их кухне собирались сотрудники Ирины Сергеевны, которые тоже этим занимались. Курили, спорили, даже кричали. Несколько лет длилась работа, причем это был добровольный энтузиазм. После выхода в свет первого тома словаря (1956 год) в «Литературной газете» его раскритиковали в пух и прах, а у мамы Олега случился первый инфаркт.

Второй том мог и не появиться, если бы не Роман Якобсон, известный лингвист, приехавший в Советский Союз и выступивший на каком-то высоком совещании. Он поздравил передовую советскую науку с двумя великими завоеваниями: запуском первого искусственного спутника Земли и выходом первого тома словаря языка Пушкина. И отношение к работе Ирины Ильинской с товарищами изменилось.

Дедушка Олега со стороны матери, Сергей Ильинский, окончил Московскую духовную семинарию, но в священники не пошел, стал архитектором, по чьему проекту возвели храм святых мучеников Адриана и Наталии в Бабушкине.

В 1943 году все, кроме Жоры, который пропал без вести на войне, вернулись в Москву. Семья вернулась в родные три комнаты на Покровке. Олега отдали в третий класс столичной школы, но мальчик, которому школьные предметы давались трудно, мечтал о театре:

«Я плохо учился в школе и ни на что другое не претендовал. Математика – гроб полный. И вот возник на моем пути Художественный театр, который меня обворожил тем, что ты попадал не в театр, не в помещение, где прекрасные актеры говорили чужими голосами чужие слова. А я увидел миры. Вот этим театр отличался. Мир «Синей птицы» Метерлинка: Вот мы не нашли синюю птицу, дети, может, вы вырастете и найдете ее и поможете вашей соседке?». До сих пор я это чувствую. «Три сестры» Немировича – тоже до сих пор. И мне захотелось туда, в тот мир. Не в тот, в котором я жил, – мир контор, военкоматов, жировок. И я готов был не быть актером, а мыть полы там. Я даже думал – вот какой я был странный человек! – думал: фашисты опять нападут на Москву, вот они будут приближаться к Художественному театру, а я лягу вот там, на крыше с пулеметом и буду его защищать. Причем ни к одному из других театров у меня не было такого отношения. В них не было нравственного клея, а во МХАТе это было главное».

Его желание стать актером было в штыки воспринято отцом, считавшим актерскую профессию недостойной мужчины. Басилашвили всю сознательную жизнь подспудно старался доказать ему, что это не так. Однажды Валериан Ношреванович пришел на спектакль с участием сына и после занавеса сказал ему, что был неправ. И это было самым важным признанием правильности пути.

Олег Басилашвили — полная биография

Олег Басилашвили родился в семье Валериана Ношревановича Басилашвили (ок.1900—1975) и Ирины Сергеевны Ильинской (1908—1980), известного в СССР филолога, автора учебника по русскому языку для учителей, книг «Лексика стихотворений Пушкина», «О богатстве русского языка» и других. Дед по матери С. М. Ильинский (1872—1934), архитектор, закончил Московское училище ваяния и зодчества. По его проекту в 1914—1917 гг. построен храм св. мучеников Адриана и Наталии у станции Лосиноостровская. Грузинская фамилия Басилашвили была только у отца, а до него все предки были Басиловыми. Обе фамилии переводятся одинаково — «потомок Басила».

Дед — Ношреван Койхосрович Басилов (1867—1943) был околоточным надзирателем полиции Горийского уезда. Прадед, Кайхосро Басилов (1840- ?) землевладелец села Карби Горийского уезда. Предки Басилашвили пришли в Грузию с территориии современной Турции, с горы Басиан около 400 лет назад.

В 1956 году окончил Школу-студию МХАТ (курс Павла Массальского) и получил распределение в Сталинградский областной театр, который покинул, даже не начиная там своей театральной деятельности. В Ленинграде, куда Олег Валерианович с супругой, Татьяной Дорониной, отправился после Сталинграда, был приглашен в Ленинградский театр имени Ленинского комсомола. В 1959 году вместе с женой, был приглашён в Большой драматический театр им. Горького, где, по собственному признанию, весьма неудачно дебютировал в роли Степана Лукина в «Варварах» А. М. Горького и долго не мог найти себя [3] . Тем не менее со второй половины 60-х годов Олег Басилашвили стал одним из ведущих актёров театра.

В 1975 году в связи со смертью отца и одного из ведущих актёров театра Ефима Копеляна Олег Басилашвили был вынужден отказаться от роли Ипполита в фильме Э. Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» [4] .

В конце 80-х Олег Басилашвили был депутатом Верховного Совета СССР. В 1990—1993 годах — народный депутат РСФСР (Российской Федерации).

Первый брак с актрисой Т. В. Дорониной распался через восемь лет. Второй женой стала режиссёр телевидения Галина Мшанская [5] . Дочери Ольга Мшанская и Ксения Басилашвили, журналист радиостанции «Эхо Москвы». [6]

Награды и звания

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (5 февраля2009 года) — за большой вклад в развитие отечественного театрального искусства и многолетнюю плодотворную деятельность[7]
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (13 февраля2004 года) — за большой вклад в развитие отечественного театрального искусства[8][9]
  • Орден Дружбы (17 декабря1994 года) — за заслуги перед народом, связанные с развитием российской государственности, достижениями в труде, науке, культуре, искусстве, укреплением дружбы и сотрудничества между народами[10]
  • Орден Трудового Красного Знамени (1979 год)
  • Орден Мира
  • Заслуженный артист РСФСР (1969 год)
  • Народный артист РСФСР (1977 год)
  • Народный артист СССР (1984 год)
  • Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1979 год) — за роль Самохвалова в фильме «Служебный роман»
  • Независимая премия «Кумир»
  • Царскосельская художественная премия (2005)
  • КФ «Виват кино России!» в Санкт-Петербурге (2007, Приз «За создание выдающихся образов в кинематографе»)
  • Премия Правительства Санкт-Петербурга в области литературы, искусства и архитектуры
  • Премия «Золотой софит» в номинациях «Лучшая мужская роль» за исполнение роли Креона в спектакле «Антигона» (1997), за исполнение роли Князя К. в спектакле «Дядюшкин сон» (2008), «За мастерство и совершенство» за роль Уилфреда Бонда в спектакле «Квартет» (2006)
  • Премия «Золотая маска» за лучшую мужскую роль (2009 год) — роль князя К. спектакль «Дядюшкин сон»
  • Международная театральная премия им. К. С. Станиславского за 2009 год в номинации «за вклад в развитие российского театра» [11]
  • Театральная премия «Звезда Театрала» в номинации «Легенда сцены» (2009)
  • Почётный член Российской академии художеств[12]
  • Президентский орден Сияние, (2010 год, Грузия) [13]
  • Специальная награда номинационного совета «За творческое долголетие и уникальный вклад в театральную культуру Санкт-Петербурга» (2011) [14]
  • Почётный гражданин Тбилиси (2011) [15]
  • Российская национальная актёрская премия имени Андрея Миронова «Фигаро» в номинации «Самый лучший» (2012) [16]
  • Национальная премия Российской Академии кинематографических искусств «Ника» в номинации «Честь и достоинство» (2011) [17]
  • Почётный гражданин Санкт-Петербурга (2012 год) [18]
  • Академик Российской академии кинематографических искусств «Ника»
  • Царскосельская художественная премия (2012)

Творчество

Роли в театре

Олег Басилашвили - полная биография

Этот раздел не завершён.

Школа-студия МХАТ

  • 1954 — Жених — «Два труса», по водевилюЭ.Лабиша, реж. А.Комиссаров

Олег Басилашвили - полная биография

Этот раздел не завершён.
  • 1959 — Степан Лукин — «Варвары» М. Горького, реж. Г. А. Товстоногов
  • 1959 — Милан Стибор — «Такая любовь» П. Когоута, реж. Р. С. Агамирзян (ввод)
  • 1960 — Афанасий Лапченко — «Иркутская история» А. Н. Арбузова, реж. Г. А. Товстоногов
  • 1960 — Мичман Кнорис — «Гибель эскадры» А. Е. Корнейчука, реж. Г. А. Товстаногов
  • 1961 — Куклин — «Океан» А. П. Штейна, реж. Г. А. Товстоногов
  • 1961 — Медынский — «Старшая сестра» А. Володина, пост. Г. А. Товстоногова
  • 1962 — Сказочник — «Снежная королева» Е. Л. Шварца, реж. М. Л. Рехельс
  • 1962 — Господин N — «Горе от ума» А. С. Грибоедова, пост. Г. А. Товстоногова, реж. Р. С. Агамирзян
  • 1963 — Валерьян — «Перед ужином» В. С. Розова, реж. В. С. Голиков
  • 1963 — Бучер — «Карьера Артуро Уи» Б. Брехта, реж. Э. Аксер
  • 1964 — Феликс — «Еще раз про любовь» Э. С. Радзинского, реж. Ю. Е. Аксёнов
  • 1965 — Андрей Прозоров — «Три сестры» А. П. Чехова
  • 1966 — Начальник Линевского — «Сколько лет, сколько зим» В. Ф. Пановой, реж. Г. А. Товстоногов
  • 1967 — Родионов — «Традиционный сбор» В. С. Розова, реж. Г. А. Товстоногов
  • 1967 — Ксанф — «Лиса и виноград» Г. Фигейредо, пост. Г. А. Товстоногова, реж. Р. А. Сирота
  • 1968 — Крестовников — «Счастливые дни несчастливого человека» А. Н. Арбузова, реж. Ю. Е. Аксенова
  • 1969 — Верной — «Король Генрих IV» У. Шекспира, реж. Г. А. Товстоногов
  • 1969 — Лева — «С вечера до полудня» В. С. Розова, реж. Г. А. Товстоногов
  • 1969 — Автор — «Два театра» Е. Шанявского, реж. Э. Аксер
  • 1970 — Бочаров — «Беспокойная старость», Л. Н. Рахманова, пост. Г. А. Товстоногова, реж. Р. А. Сирота
  • 1970 — полковник Зотов — «Третья стража», по пьесе Г. А. Капралов, С. Туманов, пост. Г. А. Товстоногов, реж. Р. А. Сирота
  • 1971 — Шатунов — «Выпьем за Колумба!» Л. А. Жуховицкого, пост. Г. А. Товстоногова, Ю. Е. Аксёнова
  • 1972 — Хлестаков — «Ревизор» Н. В. Гоголя, пост. Г. А. Товстоногова, реж. Ю. Е. Аксёнов
  • 1973 — Людовик Великий — «Мольер» М. А. Булгакова, пост. С. Ю. Юрского
  • 1974 — Простой человек — «Энергичные люди» В. М. Шукшина, пост. Г. А. Товстоногова, реж. Б. Н. Сапегин
  • 1975 — Серпуховской — «История лошади» по повести Л. Н. Толстого «Холстомер», пост. Г. А. Товстаногова
  • 1976 — Басов — «Дачники» М. Горького, пост. Г. А. Товстоногова, реж. Д. Л. Лебуркин
  • 1977 — Копылов — «Тихий Дон» по М. А. Шолохову, пост. Г. А. Товстоногова, реж. Ю. Е. Аксёнов
  • 1978 — Джингль — «Пиквикский клуб» по роману Ч.Диккенса
  • 1979 — Режиссёр — «Наш городок» Т. Уайлдера, пост. Э. Аксера
  • 1980 — Лыняев — «Волки и овцы» А. Н. Островского, пост. Г. А. Товстоногова
  • 1981 — 1-й офицер — «Оптимистическая трагедия», В. В. Вишневского, пост. Г. А. Товстоногова, реж. Ю. Е. Аксёнов
  • 1982 — Иван Петрович Войницкий — «Дядя Ваня» А. П. Чехова, пост. Г. А. Товстоногова
  • 1983 — Брызгалов — «Кафедра», по пьесе В. В. Врублевской, пост. М. Ю. Резниковича
  • 1985 — Мамаев — «На всякого мудреца довольно простоты», по пьесе А. Н. Островского, пост. Г. А. Товстоногова, реж. В. Н. Сапегин
  • 1987 — Барон — «На дне» М. Горького, пост. Г. А. Товстоногова, реж. В. Б. Шабалина
  • 1989 — Илл — «Визит старой дамы» Ф. Дюрренматта, пост. В. Воробьева
  • 1991 — Дэнфорт — «Салемские колдуньи» А. Миллера, пост. Т. Н. Чхеидзе, реж. В. Б. Шабалина
  • 1993 — Гаев — «Вишневый сад» А. П. Чехова, пост. А. Я. Шапиро
  • 1996 — Креон — «Антигона» Ж. Ануя, пост. Т. Н. Чхеидзе
  • 1999 — Уильям Уоррен, Сидней Николс, Марвин Майклз — «Калифорнийская сюита» Н. Саймона, реж. Николай Пинигин
  • 2002 — Сэр Джон — «Костюмер» Р. Харвуда, пост. Н. Н. Пинигина
  • 2004 — Нильс Бор — «Копенгаген», по пьесе М. Фрейна, пост. Т. Н. Чхеидзе, реж. И. Я. Стависский
  • 2005 — Уилфред Бонд — «Квартет» Р. Харвуда, реж. Николай Пинигинпрограммкапресса
  • 2008 — Князь К. — «Дядюшкин сон», по повестиФ. М. Достоевского, реж. Темур Чхеидзе
  • 2010 — Норман Тэйер — «Лето одного года» «На золотом озере» Р. Харвуда, реж. А. М. Прикотенко

Роли в кино

  1. 1956 — Невеста
  2. 1959 — Горячая душа — Стрельников
  3. 1959—1961 — Поднятая целина
  4. 1964 — Гранатовый браслет — Василий Львович
  5. 1965 — Заговор послов — Роберт Локкарт
  6. 1966 — Старшая сестра — Медынский
  7. 1966 — Седьмой спутник — Арестованный офицер
  8. 1968 — Живой труп — Виктор Михайлович Каренин
  9. 1969 — Невероятный Иегудиил Хламида — Костерин
  10. 1969 — Мёртвые души (ТВ)
  11. 1970 — Баллада о Беринге и его друзьях — Князь Долгоруков
  12. 1971 — Возвращение «Святого Луки» — Инженер Лоскутов
  13. 1973 — Подзорная труба (к/м) — Папа
  14. 1973 — Вечный зов — Лахновский
  15. 1973 — Злоумышленник — Следователь
  16. 1974 — День приёма по личным вопросам — Дятлов
  17. 1974 — Врача вызывали? — Пётр Иванович, главврач поликлиники № 8
  18. 1974 — Выбор цели — Паш
  19. 1975 — Воздухоплаватель — Дмитрий Тимофеевич Пташников
  20. 1976 — Раба любви — Южаков
  21. 1976 — Всегда со мной
  22. 1976 — Смешные люди
  23. 1976 — Дни Турбиных — Владимир Робертович Тальберг
  24. 1976 — Жизнь и смерть Фердинанда Люса — Юрген Кройцман
  25. 1977 — Служебный роман — Самохвалов
  26. 1978 — Полковник Шабер — адвокат Дервиль
  27. 1978 — Особых примет нет — Николаев
  28. 1978 — Ограбление в полночь
  29. 1979 — Несколько дней из жизни И. И. Обломова — Чиновник
  30. 1979 — Осенний марафон — Андрей Павлович Бузыкин
  31. 1980 — О бедном гусаре замолвите слово — Граф Мерзляев
  32. 1982 — Вокзал для двоих — Платон Рябинин
  33. 1979—1983 — Вечный зов — Лахновский
  34. 1984 — И вот пришёл Бумбо…
  35. 1985 — Противостояние — Костенко
  36. 1985 — Грустить не надо (музыкальный телефильм) — исполнение песни
  37. 1986 — Соучастие в убийстве
  38. 1986 — Курьер — Семён Кузнецов, отец Кати
  39. 1986 — Лицом к лицу — Гадилин
  40. 1988 — Город Зеро — Чугунов, писатель
  41. 1988 — Большая игра
  42. 1990 — Чернов/Chernov — Ермак
  43. 1991 — Небеса обетованные — Фёдор Степанович Елистратов
  44. 1991 — Дело Сухово-Кобылина
  45. 1992 — Билет в красный театр, или Смерть гробокопателя
  46. 1993 — Предсказание — Олег Горюнов
  47. 1993 — Сны — Граф Призоров
  48. 1993 — Танцующий ангел
  49. 1995 — Орёл и решка — Профессор Савицкий
  50. 1996 — Театр Чехонте. Картинки из недавнего прошлого — Пётр Николаевич, председатель суда
  51. 1998 — Судья в ловушке — Скуизом
  52. 1999 — Что сказал покойник — Шеф гангстеров
  53. 2000 — Романовы. Венценосная семья — Профессор Фёдоров
  54. 2000 — Бандитский Петербург. Фильм 2. Адвокат — Прохоренко
  55. 2001 — Яды, или Всемирная история отравлений — Прохоров / Папа Александр VI
  56. 2002 — Азазель — Генерал Мизинов
  57. 2002 — Под крышами большого города — Димов
  58. 2003 — Идиот — Генерал Епанчин
  59. 2004 — Дорогая Маша Березина
  60. 2005 — Мастер и Маргарита — Воланд, Афраний (голос)
  61. 2005 — Ленинградец — Савицкий
  62. 2006 — Сонька Золотая Ручка — Левит Санданович
  63. 2007 — Ликвидация — Игорь Семенович, эзотерик
  64. 2008 — Большой вальс
  65. 2008 — Не думай про белых обезьян — Один из Авторов
  66. 2009 — Вербное воскресенье — Геннадий Матвеевич Никитин, дед Артура, член ПолитбюроЦК КПСС
  67. 2010 — Марево — Афанасий Иванович
  68. 2010 — Демон и Ада
  69. 2010 — Взятки гладки — Господин Вышневский

Озвучивание

  1. 1973 — Плохой хороший человек
  2. 1973 — Крах инженера Гарина — Роллинг
  3. 1976 — Небесные ласточки — Лейтенант Фернан Шамплатрэ
  4. 1986 — Про Веру и Анфису (мультфильм)
  5. 1987 — Про Веру и Анфису: Вера и Анфиса тушат пожар (мультфильм)
  6. 1988 — Про Веру и Анфису: Вера и Анфиса на уроке в школе (мультфильм)
  7. 1992 — Последняя тарантелла
  8. 2005 — Мастер и Маргарита — Афраний, начальник тайной стражи
  9. 2010 — Океаны

Дискография

  • 1997 — «Дождевые псалмы» (автор песен Виктор Мальцев) (CD) [19][20]
  • 2000 — «Между тик и так» (автор песен Виктор Мальцев) (CD) [19][20]

Политические предпочтения

Олег Басилашвили являлся сторонником СПС [21] [22] .

Примечания

  1. Новая Российская энциклопедия: в 12 т. / Редкол.: А. Д. Некипелов, В. И. Данилов-Данильян, В. М. Карев и др. — М.: ООО «Издательство „Энциклопедия“» Т. 2 А — Баяр, 2005. — 960 с.: ил.
  2. Русский драматический театр: Энциклопедия / Под общ. ред. М. И. Андреева, Н. Э. Звенигородской, А. В. Мартыновой и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. — 568 с.: ил. ISBN 5-85270-167-X
  3. Олег Басилашвили: неужели это я?! Господи… // Антенна — Телесемь. — 9—15 апреля 2012. — № 16 (899). — С. 18.
  4. «Ирония судьбы»: о тех, кто не попал в фильм
  5. Г. Е. Мшанская — Шеф-редактор и ведущая программы «Царская ложа», «Культура» (Санкт-Петербург»)
  6. Ксения Басилашвили. Эхо Москвы. Архивировано из первоисточника 5 августа 2012.
  7. Указ Президента Российской Федерации от 5 февраля 2009 года № 117 «О награждении государственными наградами Российской Федерации работников Федерального государственного учреждения культуры „Российский государственный академический большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова“, город Санкт-Петербург»
  8. Указ Президента Российской Федерации от 13 февраля 2004 года № 190 «О награждении государственными наградами Российской Федерации работников Российского государственного академического большого драматического театра имени Г. А. Товстоногова, город Санкт-Петербург»
  9. Олег Басилашвили, Алиса Фрейндлих и Эдуард Кочергин награждены орденом «За заслуги перед Отечеством»
  10. Указ Президента Российской Федерации от 17 декабря 1994 года № 2197 «О награждении государственными наградами Российской Федерации»
  11. Международный фонд К. С. Станиславского
  12. Состав РАХ
  13. Рустави 2
  14. Большой Драматический Театр им. Г. А. Товстоногова
  15. Баку: Vitaliy51: Форум: ЖЗЛ-Олег Валерианович Басилашвили-Народный Артист СССР / Международное сообщество бакинцев
  16. В Петербурге стали известны лауреаты актёрской премии «Фигаро»
  17. Олег Басилашвили получил премию «Ника» в самой почетной номинации «Честь и достоинство»
  18. Почетными гражданами Петербурга стали актёр Олег Басилашвили и учительница Лариса Листова. Фонтанка.Ру (23 мая 2012). Архивировано из первоисточника 25 июня 2012.Проверено 23 мая 2012.
  19. 12/ Олег Басилашвили «Дождевые псалмы»
  20. 12/ Олег Басилашвили поёт песни Виктора Мальцева
  21. Олег Басилашвили: я голосую за реформаторов
  22. В федеральную тройку СПС могут войти Олег Басилашвили и Маша Гайдар

Литература

  • Басилашвили О. В. Неужели это я?! Господи… — М .: Эксмо, 2012. — 432 с. — ISBN 978-5-699-53704-4
  • Яснец Э. Я. Олег Басилашвили. — Л. : Искусство, Ленингр. отд-ние, 1981. — 216, [32] с. — (Мастера советского театра и кино).

Ссылки

Полный список · (1987—2000) · (2001 — настоящее время)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Басилашвили, Олег Валерианович» в других словарях:

Басилашвили, Олег Валерианович — Олег Валерианович Басилашвили. БАСИЛАШВИЛИ Олег Валерианович (родился в 1934), актер. С 1959 в Ленинградском Большом драматическом театре. Актерскую манеру Басилашвили отличают сдержанность, мягкость, тонкий психологизм, в комедийных ролях… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

БАСИЛАШВИЛИ Олег Валерианович — (р. 26 сентября 1934, Москва), российский актер; народный артист СССР (1984). Родился в московской интеллигентной семье: мать И. С. Ильинская лингвист, отец В. Басилашвили инженер. По окончании в 1956 школы студии МХАТ (мастерская П. В.… … Энциклопедия кино

БАСИЛАШВИЛИ Олег Валерианович — (р. 1934) российский актер, народный артист СССР (1984). На сцене с 1956. С 1959 в Ленинградском (с 1992 Санкт Петербургском) Большом драматическом театре. Актерскую манеру Басилашвили отмечают сдержанность, мягкость, тонкий психологизм, обаяние … Большой Энциклопедический словарь

Басилашвили, Олег Валерианович — Актер театра и кино, народный артист СССР и России; родился 26 сентября 1934 г. в г. Москве; окончил Школу студию МХАТ им. М. Горького в 1956 г.; в 1956 1959 работал в Ленинградском театре им. Ленинского комсомола; с 1959 г. работает в Большом… … Большая биографическая энциклопедия

Басилашвили Олег Валерианович — (р. 1934), актёр, народный артист СССР (1984). На сцене с 1956. С 1959 в Ленинградском (с 1992 Санкт Петербургском) Большом драматическом театре. Актёрскую манеру Басилашвили отличают сдержанность, мягкость, тонкий психологизм, обаяние. Роли:… … Энциклопедический словарь

БАСИЛАШВИЛИ Олег Валерианович — О. В. Басилашвили. 1992 г … Энциклопедия Кольера

Олег Валерианович Басилашвили — Олег Басилашвили Имя при рождении: Олег Валерианович Басилашвили Дата рождения: 26 сентября 1934 Место рождения: Москва, СССР … Википедия

Басилашвили — Басилашвили, Олег Валерианович Олег Басилашвили груз. ოლეგ ბასილაშვილი … Википедия

Олег Басилашвили — Олег Валерианович Басилашвили родился 26 сентября 1934 года в Москве. Его отец Валериан Басилашвили работал директором Московского политехникума связи. Мать Ирина Ильинская была известным в СССР филологом, автором учебника по русскому языку для… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *