Олег Янковский Олега Янковского

Олег Янковский Олега Янковского

Олег Янковский

Биография

Олег Янковский  Олега ЯнковскогоОлег Янковский появился на свет 23 февраля 1944 года в казахском городе Джезказган. Его отцом стали ссыльные дворяне – бывший штабс-капитан Семеновского полка Иван Павлович Янковский и Марина Ивановна Янковская. Когда Иван Павлович погиб в сталинских лагерях, Марина Ивановна выучилась на бухгалтера и одна кормила своих троих сыновей и пожилую мать. Несмотря на бедность, в семье Янковских держали отличную библиотеку, разговаривали на иностранных языках, много общались с остальной ссыльной интеллигенцией.

Некоторое время спустя семья Янковских перебралась в Саратов. Один из старших братьев – Ростислав, закончил там театральное училище и уехал работать минский Русский театр, с собой он забрал и четырнадцатилетнего Олега. Именно в Минске Олег Янковский впервые вышел на сцену, чтобы подменить заболевшую исполнительницу роли мальчика в постановке «Барабанщица». Однако Олег поначалу не слишком увлекался театром – ему нравился футбол.

Чтобы окончить школу, Олег вернулся в Саратов и, желая получить хорошую профессию, уже хотел поступать в мединститут. Но тут Олег случайно увидел объявление о наборе в театральное училище и вспомнил о своем минском театральном опыте. И хотя экзамены уже были закончены, Олег зашел к директору, чтобы расспросить об условиях приема. Директор, узнав фамилию и глянув какие-то списки, сразу сказал Олегу, что он принят. Только какое-то время спустя Янковский узнал, что его брат Николай, работавший сталеваром, но мечтавший о театре, втайне сдал экзамены. Однако когда Николай узнал, что вместо него приняли Олега, то решил промолчать и уступить дорогу младшему, так как Николаю еще надо было кормить семью – мать и бабушку.

В театральном училище Олег Янковский познакомился с Людмилой Зориной, с которой они поженились после окончания училища. Зорина стала работать в Саратовском драмтеатре, где быстро стала популярной, туда же по ее протекции был принят и Олег, однако сначала ему давали лишь маленькие роли. Все изменил случай. Во время гастролей театра в Львове, Олег пошел в ресторан, где его арийскую внешность отметил Владимир Басов и остальные члены съемочной группы киноленты «Щит и меч». Так Янковскому досталась роль Генриха Шварцкопфа, потом была роль красноармейца Андрея Некрасова в драматическом фильме «Служили два товарища». После этих двух фильмов Янковский стал знаменит. В театре ему, наконец, стали доставаться серьезные роли из классического и современного репертуара.

В 1973 году Янковский переселяется в Москву, чтобы работать ведущим актером театра Ленинского комсомола. Его жена бросила карьеру и полностью посвятила себе семье. В 70-80-х годах продолжилась карьера Янковского и в кино. Он участвовал в кинокартинах:
— «Гонщики» (Николай Сергачев),
— «Зеркало» (Отец),
— «Ностальгия» (Горчаков),
— «Премия» (парторг Лев Соломахин),
— «Звезда пленительного счастья» (Кондратий Рылеев),
— «Чужие письма» (Женя Пряхин), «Поворот» (Виктор Веденеев),
— «Обыкновенное чудо» (Волшебник),
— «Тот самый Мюнхгаузен»,
— «Полеты во сне и наяву» (за роль Макарова Янковский получил Государственную премию СССР),
— «Храни меня, мой талисман» (Алексей) и др.

В те годы биография Янковского отмечена работой с такими известными режиссерами, как Андрей Тарковский, Марк Захаров и Роман Балаян.
После перестройки Олег Янковский принял участие в трагикомедии «Паспорт» и драме «Цареубийца». Однако затем в кинематографе настала эпоха отмывания денег и «конвейерного» кино, поэтому Янковский принципиально прекратил съемки. Какое-то время Олег Иванович работал в Париже, где участвовал в межнациональном театральном проекте. Там же он узнал, что его удостоили звания народного артиста СССР. В последующие годы Янковский снимался мало, предпочитая организаторскую деятельность. С 1993 года актер возглавил престижный кинофестиваль «Кинотавр».

В 2000 году с показом фильма «Приходи на меня посмотреть» Янковского дебютировал как режиссер. В 2002 году Олег Иванович исполнил роль в кинофильме «Любовник» (реж. В. Тодоровский), за которую актер был удостоен престижных отечественных наград в области кино. Затем Янковский снялся еще в нескольких фильмах, последней работой стала картина «Царь», вышедшая на экраны уже после смерти Олега Ивановича.

20 мая 2009 года в возрасте 65 лет Олег Янковский скончался от скоротечного рака поджелудочной железы.

Олег Янковский Олега Янковского

Биография Олега Ивановича Янковского

Олег Иванович Янковский родился 23 февраля 1944 года в городе Джезказгане Карагандинской области (Казахстан).

Отец — Янковский Иван Павлович, до Октябрьской революции служил в армии, был штабс-капитаном лейб-гвардии Семеновского полка, кавалером Георгиевского креста. В советское время был репрессирован и погиб в лагере.

Детство Олега Янковского прошло в Казахстане, в городке Джезказгане, куда была сослана семья: рудник, специфический контингент — семьи ссыльных интеллигентов и уголовников.

Мать — Марина Ивановна выучилась на бухгалтера и одна кормила семью: троих сыновей и свою мать. Жили впроголодь, ходили в обносках, впятером ютились в 14-метровой комнатушке, но при этом держали богатую библиотеку, говорили на иностранных языках, много читали, а по вечерам принимали гостей — такую же ссыльную интеллигенцию.

Со временем Янковские перебрались в Саратов. Старший из братьев — Ростислав — начал играть еще в Джезказгане. Он закончил саратовское театральное училище, потом уехал в Минск, в Русский театр. 14-летнего Олега он забрал к себе, чтобы снять с родных хотя бы часть материальных забот (в семье остался один кормилец — средний брат Николай). Там Янковский-младший дебютировал на сцене — заменил заболевшую исполнительницу эпизодической роли мальчика в спектакле «Барабанщица».

Вернувшись в Саратов, Олег Янковский поступил в Саратовское театральное училище имени И.А. Слонова. Правда, здесь произошла совершенно фантастическая и судьбоносная история. Когда Олег пришёл в училище, экзамены уже давно закончились. Он осмелился зайти к директору — узнать об условиях приёма на будущее. Директор, не дав даже объяснить цель визита, спросил: «Как ваша фамилия?» «Янковский», — ответил Олег. Тот заглянул в какие-то списки у себя на столе и сказал: «Хорошо. Вы приняты. В сентябре приходите учиться.» Олег вернулся домой ошарашенный: почему его приняли без экзаменов, наверное, в училище недобор. Осенью он просто пришёл на занятия. И только через несколько месяцев выяснилось, в чём дело. Оказывается, его брат Николай втайне грезил театром. Он работал на заводе сталеваром, но мечтал о сцене. Вот и пошёл поступать в театральный, никому ни слова не сказав об этом. Он сдал все экзамены, прошёл все туры. А когда узнал о том, что Олега в училище приняли за него, он просто промолчал. Мол, пусть учится младший, а ему нужно кормить семью — маму и бабушку. А в училище ещё долго считали, что они просто перепутали имя абитуриента Янковского.

После окончания учебы в 1965 Олег году был зачислен в труппу Саратовского драматического театра.

После дипломного Тузенбаха (1965) — хрупкого романтика с обрезанными крыльями – был театральный дебют: Ненилло в «Рождестве в доме синьора Купьелло» Эдуарде де Филиппе. Затем — недалекий, но с нетривиальным природным чутьем Мешем в «Стакане воды» Скриба; неискушенный недотепа Мелузов в «Талантах и поклонниках» и еще много проходных ролей, на которых обычно держится репертуар. Но судьба подарила и роль князя Мышкина. Художник спектакля Татьяна Сельвинская вспоминала, что «на репетициях в сценах с Настасьей Филипповной у Янковского проступали темные пятна под глазами. Им вдруг овладевала изнурительная отчаянная тревога. » Правда, сам артист говорит, что к этой роли он только «прикоснулся».

С кино Олегу тоже помог случай. Однажды театр гастролировал во Львове. Олег зашёл в гостиничный ресторан пообедать. А недалеко за столиком сидели Владимир Басов, Валентина Титова и другие члены съёмочной группы будущего фильма «Щит и меч». Они обсуждали, где искать артиста на роль Генриха Шварцкопфа. Титова, кивнув на Олега, сказала мужу: «Посмотри, вон сидит типичный арийский юноша». Басов согласился, что этот человек подошёл бы ему идеально, но. «Он, конечно, какой-нибудь физик или филолог. А поди ж ты найди артиста с таким умным лицом». Слава Богу, кто-то из ассистентов не поленился подойти к Янковскому.

Благодаря роли Генриха Шварцкопфа в фильме «Щит и меч» и следующей картине — «Служили два товарища» Олег Янковский стал популярным артистом.

В 1973 году был принят в труппу Московского театра им. Ленинского комсомола.

На сцене «Ленкома» наиболее значительными его работами стали роли в спектаклях «Автоград—XXI», «В списках не значился» по Б. Васильеву, «Ясновидящий» по Л. Фейхтвангеру, «Синие кони на красной траве» и «Диктатура совести» М. Шатрова, «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского, «Карманный театр» Ж. Кокто, «Гамлет» У. Шекспира, «Школа для эмигрантов» Д. Липскерова, «Чайка» А. Чехова, «Варвар и еретик» (по роману Ф.М. Достоевского «Игрок»), «Шут Балакирев» Г. Горина, «Tout paye, или Все оплачено» И. Жамиака.

В историческом для артиста 1983 году его пригласил Андрей Тарковский в «Ностальгию». «Похудеть не сможешь?» «Куда? от неожиданности выпалил я, — вспоминал о первой встрече Янковский. — Хотя я понимал, что ему нужен человек, измученный духовной жизнью в прямом смысле слова. Что это состояние и будет сюжетом фильма. Мы сидели теплым вечером в маленьком кафе на безлюдной римской площади. Говорили о ностальгии. Как это играть? Что за этим стоит? Только ли березки? Но они есть и в Италии. А ностальгия? Наверное, тоже. Вдруг, как в плохом фильме, подошли два мальчика — один с кепкой, другой с аккордеоном — и заиграл «Амурские волны». «Это уж слишком, — сказал Андрей. — Никому об этом не говори. Не поверят»».

Сердечная боль нарастает, ноги не держат, душит участившийся пульс. Он зажигает в третий раз, собирает последние силы будто перед смертью, чтобы уберечь неверное пламя, и доходит. Его мы не видим. Всплеск. Звуки вердиевского реквиема.

В 1987 году была ещё одна бенефисная роль — в фильме Михаила Швейцера «Крейцерова соната». Это был изможденный, изверившийся, несмирившийся человек с расхристанной душой. Горячечный монолог своего героя (то он вспыхивал, то сникал, то судорожно закуривал, то, ободренный наркотиком, заходился в путаных, сбивчивых признаниях) артист проживал с почти забытой на нашем экране силой страсти, с немыслимым, казалось, для его актерской природы трагизмом.

В начале 1990-х Янковский вернулся из Франции (где полгода играл в европейском театральном проекте) «в другую страну». Поток коммерческой продукции «кооперативного» кино хлынул на экраны, но участвовать в этом артист себе позволить не мог. Но согласился в 1993 году стать президентом открытого Российского кинофестиваля в Сочи (МКФ «Кинотавр»).

В 1996 году Марк Захаров поставил «Чайку», где Янковский беспощадно и вместе с тем неброско играет Тригорина. В 1999 году ему довелось замечательно сыграть небольшую роль местечкового еврея в мелодраме Салли Поттер «Человек, который плакал» вместе с такими звездами, как Джонни Депп и Джон Туртурро (фильм показывался в официальной программе Венецианского фестиваля). А в середине 1990-х — Ляпкин-Тяпкин в «Ревизоре» и Персиков в «Роковых яйцах».

В 2000 году Олег Иванович Янковский решается (вместе с оператором Михаилом Аграновичем) на режиссерский дебют и ставит «рождественскую сказку» «Приходи на меня посмотреть», в которой играет современного героя, «нового русского», который по ошибке забрел к старым русским (великовозрастной дочке — старой деве, ухаживающей за умирающей матерью) и остался с ними.

Режиссер Роман Балаян об Олеге Ивановиче Янковском: «он работает в любом возрасте, в любое время, в любой стране. В нем нет никакой однозначности. А его взгляд, я убежден, способен выразить немыслимую амплитуду: от мерзавца до святого».

В семейной жизни Олег Янковский — однолюб. Когда-то мать учила сыновей: «Если решил жениться, то уж на всю жизнь. По-другому и начинать не надо». Все трое братьев Янковских женились до 21 года — и именно на всю жизнь. Олег женился на втором курсе училища на Людмиле Зориной (она училась на курс старше). После училища Людмилу сразу пригласили в Саратовский драмтеатр и она мгновенно выдвинулась в звёзды. Смотреть на неё ходил весь Саратов, а про Олега тогда говорили: «Это муж самой Зориной». Но Людмиле ради мужа пришлось пожертвовать своей карьерой — бросив всё, она последовала за ним в Москву, с головой ушла в семью.

Сын — актёр и режиссёр Филипп Янковский. Двое внуков — Иван и Лиза.

Народный артист СССР (1991).

Олег Янковский ушел из жизни 20 мая 2009 года.

Комментарии к статье:

30 июня 2009 года в Саратовском академическом театре драмы им. И. А. Слонова была открыта мемориальная доска Олегу Янковскому (авторы проекта — Юрий Наместников, Фёдор Юрченко).

20 мая 2010 года памятные доски были открыты на здании школы № 67 в Кировском районе Саратова, где О. И. Янковский учился с 1951 по 1958 год, и на бывшем здании Саратовского театрального училища (ныне корпус Духовной семинарии). Автором проекта является саратовский скульптор Николай Бунин.

В музее саратовского театра, где работал актёр, оформлен мемориальный раздел, где представлены бюст Олега Янковского работы скульптора Клары Матвеевой и афиша спектакля «Идиот» с автографом артиста. С 1990 года в Саратовском областном музее краеведения экспонируется постоянная выставка «Наши знатные земляки», один из разделов которой посвящён жизни и творчеству Олега Янковского.

В 2010 году была учреждена ежегодная премия «Творческое открытие» имени Олега Янковского. Вручается за самые яркие творческие открытия года в разных областях искусства: театр, музыка, кино, литература. Учреждена попечительским советом фестиваля «Черешневый Лес» (Москва).

29 сентября 2010 года на могиле актёра был установлен памятник. Он представляет собой стелу с крестом из белого мрамора.

В ноябре 2011 года на базе Саратовского академического театра драмы состоялся первый Всероссийский театральный фестиваль памяти Олега Янковского. В ноябре 2012 прошел второй фестиваль. В 2014 году МОУ «СОШ № 67» г. Саратова получила имя О. И. Янковского.

В 2015 году в прокат вышел документальный фильм «Янковский», снятый режиссёром Аркадием Коганом на основе воспоминаний коллег и друзей актёра. Картина получила кинопремию «Золотой орёл» в номинации «Лучший неигровой фильм».

Янковский, Олег

Актер театра и кино, режиссер

Актер театра «Ленком», снявшийся более чем в 100 картинах, режиссер. Народный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР и РФ, почетный президент Сочинского кинофестиваля «Кинотавр». За большой вклад в развитие театрального искусства и многолетнюю плодотворную деятельность награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV, III и II степени. Скончался 20 мая 2009 года.

Олег Иванович Янковский родился 23 февраля 1944 года в Джезказгане Казахской ССР в семье потомственных дворян (отец – из польской шляхты, мать – из русской дворянской семьи). Отца актера, бывшего штабс-капитана Ивана Павловича Янковского в 1930-е годы сослали в Джезказган, и вскоре после рождения сына Олега арестовали и разлучили с семьей. Достаточно скоро Иван Янковский умер. Мать Олега Янковского, Марина Ивановна Янковская, одна воспитывала его и еще двух его старших братьев — Ростислава и Николая [25], [19], [14], [17].

Спустя некоторое время семья Янковских переехала в Саратов. Старший брат Янковского Ростислав (в будущем — народный артист СССР [15]) к тому времени уже стал актером. В 1957 году он перебрался в Минск, забрав 14-летнего Олега к себе. Именно в Минске Олег Янковский, еще будучи подростком, впервые вышел на театральную сцену, заменив в одном из спектаклей заболевшую артистку [26], [10], [13], [8].

Молодой Янковский всерьез увлекался футболом и даже «подавал большие надежды на спортивном поприще». Однако в итоге он выбрал другое занятие [26], [16]. После окончания школы Янковский вернулся в Саратов и поступил в Саратовское театральное училище имени Слонова. Неоднократно СМИ рассказывали о семейной легенде Янковских, связанной с поступлением мальчика в театральный вуз: он был зачислен в училище без экзаменов – как оказалось, до Олега экзамены успешно сдал его брат Николай (в будущем — директор Саратовского молодежного театра) [15]. Узнав, что Олег был принят в училище вместо него (в комиссии сочли, что просто перепутали имя абитуриента), Николай просто промолчал, решив дать младшему возможность учиться [25], [17].

Выпускником театрального училища Олег Янковский стал в 1965 году [25], [17]. В том же году он начал работать в Саратовском драматическом театре [27] (по другим данным, актером театра он стал в 1967 году [26]). Дебютными ролями Янковского в кино стали роль Генриха Шварцкопфа в картине Владимира Басова «Щит и меч», поставленной по одноименному роману Вадима Кожевникова, и роль красноармейца Некрасова в фильме «Служили два товарища» Евгения Карелова. В 1968 году, после выхода фильмов на экран, актер сразу же стал знаменитым [17], [16], [25], [27], [10], [18].

В конце 1960 — начале 1970-х годов Янковский продолжил работу в Саратовском драмтеатре, а также снимался в кино. Уже в те годы на съемочной площадке актеру довелось встретиться с такими выдающимися артистами, как Ролан Быков, Алла Демидова, Владимир Высоцкий, Станислав Любшин [16], [25], [27], [10], [18]. По некоторым данным, именно совместная работа Янковского и Евгения Леонова в фильме «Гонщики» «определила дальнейший театральный (и не только) путь Олега Янковского». В 1973 году [16] актер по рекомендации Леонова пришел в труппу театра имени Ленинского комсомола [14], [15], [18], [10]. Однако на сайте самого театра отмечалось, что Янковский был приглашен в Ленком в 1975 году — после успеха сыгранной им в Саратовском драмтеатре роли князя Мышкина в спектакле «Идиот» (по Ф. М. Достоевскому) [26], [25].

Впоследствии Янковский стал «одной из ярчайших звезд в плеяде ‘Ленкома'». Среди наиболее значимых ролей, сыгранных им в этом театре, назывались работы актера в спектаклях «Автоград XXI», «В списках не значился» по Борису Васильеву, «Ясновидящий» по Лиону Фейхтвангеру, «Синие кони на красной траве» и «Диктатура совести» Михаила Шатрова, «Оптимистическая трагедия» Всеволода Вишневского, «Карманный театр» Жана Кокто, «Гамлет» Уильяма Шекспира, «Школа для эмигрантов» Дмитрия Липскерова, «Чайка» Антона Чехова, «Шут Балакирев» Григория Горина, «Tout payé, или Все оплачено» Ива Жамиака [25], [14], [16], [11]. В начале 1990-х годов Янковский несколько месяцев с успехом играл во Франции, в международной труппе, собранной известным режиссером Пьера Режи. Однако впоследствии актер признавался: «Париж — это для опыта. Потому что, как вы понимаете, артист должен играть на своем языке и в своем Отечестве. Здесь я наперед знаю, какая реприза вызовет хохот зрителей или слезы» [10], [19], [16].

Начиная с 70-х годов Янковский представил ряд интереснейших работ на телевидении и в кино. Среди них — роли в фильмах Андрея Тарковского и «Зеркало» и «Ностальгия» (изначально режиссер планировал, что главную роль в этой картине сыграет «его любимый актер» Анатолий Солоницын, но в то время актер был уже неизлечимо болен [12]), Романа Балаяна («Полеты во сне и наяву», «Храни меня, мой талисман», «Избранник»), Михаила Швейцера («Крейцерова соната»), Эмиля Лотяну («Мой ласковый и нежный зверь»), а также в поставленных главным режиссером Ленкома Марком Захаровым теле- и кинофильмах «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен», «Дом, который построил Свифт» и «Убить дракона». К числу безусловных удач актера критики также относили его роли фильмах «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей» Игоря Масленникова, «Влюблен по собственному желанию» Сергея Микаэляна, «Храни меня, мой талисман», «Цареубийца», «Роковые яйца» Сергея Ломкина, «Бедный, бедный Павел» Виталия Мельникова, «Любовник» и «Стиляги» Валерия Тодоровского. Последними ролями Янковского в кино стали роли Алексея Каренина в фильме Сергея Соловьева «Анна Каренина» и митрополита Московского Филиппа в картине Павла Лунгина «Царь». Всего Янковский снялся более чем в ста фильмах [15], [18], [26], [28], [25], [10], [19], [23], [21], [8], [20], [3]. В 2000 году Янковский также дебютировал как режиссер: вместе с оператором Михаилом Аграновичем он представил на суд зрителей фильм «Приходи на меня посмотреть» [10], [19], [16].

В 2008 году стало известно о болезни Янковского — у актера был обнаружен рак поджелудочной железы. СМИ писали о том, что и сам он, и его поклонники надеялись на выздоровление, однако их надежды не оправдались. 20 мая 2009 года Янковский скончался в одной из московских клиник [6], [5], [4], [9]. Похоронен актер на Новодевичьем кладбище в Москве [2].

Янковский — народный артист СССР, последний актер, получивший эту премию в 1991 году (в год распада СССР). Он — лауреат Государственной премии СССР (1987 год, за участие в фильме «Полеты во сне и наяву»), лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (за роль в фильме «Крейцерова соната», 1989), лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Призы за лучшие актерские работы» за 1983 год. В 1991 году Янковскому была вручена премия «НИКА» в номинации «Актер», а в 1997 году он как член труппы «Ленкома» был удостоен Государственной премии РФ. «За большой вклад в развитие театрального искусства и многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры» Янковский был награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV, III и II степени [22] [28], [16], [23], [9], [7]. В 2010 году Янковский посмертно был удостоен премии «Золотой орел» (за общий вклад в отечественный кинематограф и за все его последние роли) [1] и премии «НИКА» в номинации «За лучшую мужскую роль» за роль митрополита Филиппа в фильме «Царь» [29].

С 1992 года Янковский являлся почетным президентом сочинского фестиваля «Кинотавр» [23],[24], [21], [10].

Янковский был женат. Его супруга Людмила Зорина — актриса «Ленкома», заслуженная артистка России. Их сын Филипп – кинорежиссер. Актер говорил, что в его жизни лишь две главные вещи — семья и работа. Отмечалось, что свободное время Янковский предпочитал проводить с внуками — Ваней и Лизой [18], [10], [10], [26].

Использованные материалы

[1] Олег Янковский получит «Золотого орла» посмертно. — NEWSru.com, 27.01.2010

[2] Ольга Масюкевич. Последний путь к Янковскому. — Российская газета, 25.05.2009. — №4916 (92)

[3] Ирина Корнеева. Плачьте, господа. — Российская газета, 21.05.2009. — №4914 (90)

[4] Янковский рассказал, когда в последний раз плакал. — Накануне, 20.05.2009

[5] Олег Янковский больше не выйдет на сцену. — Радио Свобода, 20.05.2009

[6] Церемония прощания с Олегом Янковским состоится 22 мая в театре Ленком. — Российская газета, 20.05.2009

[7] «О награждении орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени Янковского О.И., 23.02.2009. — №200

[8] Александр Мешков. Олег Янковский: «Мое наследство от деда сгорело в швейцарском банке». — Комсомольская правда, 31.12.2008

[9] Олег Янковский тяжело болен. — Труд, 29.12.2008

[10] Тот самый Олег Янковский. — Жадные люди, 19.12.2008

[11] China’s premier warns of ‘critical period’. — The Associated Press, 05.03.2008

[12] Андрей Сотников. Семь с половиной картин. — Совершенно секретно, 20.03.2005. — № 3

[13] Андрей Бобок. Один брат в Минске, другой — в Москве. — Союз. Беларусь-Россия (www.rg.ru), 03.02.2005. — №200

[14] 60-лет актеру (уроженцу Джезказгана) Олегу Янковскому. — НТВ, 23.02.2004

[15] Олег Янковский отметит 60-летний юбилей новым спектаклем в «Ленкоме». — Росконцерт, 23.02.2004

[16] Ирина Корнеева. Тот самый Янковский. — Российская газета, 20.02.2004. — №3410

[17] Наталия Кривец. Янковские женятся раз и навсегда. — Комсомольская правда, 01.08.2003

[18] Карен Маркарян. Тот самый Янковский: Мюнхгаузен и просто «Любовник». — Комсомольская правда, 19.06.2002

[19] Лидия Садчикова. Олег Янковский: «Выбор пал на меня». — Челябинский рабочий, 04.04.2001

[20] Янковский и Купченко снова ждут чуда. — Городской дилижанс», 16.03.2000

[21] Наталия Юнгвальд-Хилькевич. Улыбайтесь, господа, улыбайтесь. — Культура, 05.03.1998

[22] Президент и Музы в Георгиевском зале. — Независимая газета, 11.06.1997. — №106

[23] Олег Янковский: Играть можно только дома. — Известия, 19.03.1996. — №51 (24658)

[24] Аделаида Метелкина. Янковский стал президентом «Кинотавра». — Независимая газета, 03.10.1992. — №191

[25] Янковский Олег Иванович. — Сайт театра Ленком

[26] София Варган. Олег Янковский: последний народный артист СССР. — Наш фильм.Ru

[27] Олег Янковский. — Проект «Андрей Тарковский»

[28] Олег Янковский — фильмография. — ИноеКино.ру

[29] «Ники» за мужскую и женскую роли достались Янковскому и Крючковой. — РИА Новости

Олег Янковский

Олег Янковский  Олега Янковского

Олег Янковский  Олега Янковского

фотографии >>

Олег Янковский  Олега Янковского

Олег Янковский  Олега Янковского

Олег Янковский  Олега Янковского

Олег Янковский  Олега Янковского

биография

Янковский Олег Иванович

Родился 23 февраля 1944 года в городе Джезказгане Карагандинской области (Казахстан).

Заслуженный артист РСФСР (23.12.1977).
Народный артист РСФСР (2.11.1984).
Народный артист СССР (21.12.1991).

Отец — Янковский Иван Павлович, до Октябрьской революции служил в армии, был штабс-капитаном лейб-гвардии Семеновского полка, кавалером Георгиевского креста. В советское время был репрессирован и погиб в лагере.

Детство Олега прошло в Казахстане, в городке Джезказгане, куда была сослана семья: рудник, специфический контингент — семьи ссыльных интеллигентов и уголовников.
Мать — Марина Ивановна выучилась на бухгалтера и одна кормила семью: троих сыновей и свою мать. Жили впроголодь, ходили в обносках, впятером ютились в 14-метровой комнатушке, но при этом держали богатую библиотеку, говорили на иностранных языках, много читали, а по вечерам принимали гостей — такую же ссыльную интеллигенцию.

Со временем Янковские перебрались в Саратов. Старший из братьев — Ростислав — начал играть ещё в Джезказгане. Он закончил Саратовское театральное училище, потом уехал в Минск, в Русский театр. 14-летнего Олега он забрал к себе, чтобы снять с родных хотя бы часть материальных забот (в семье остался один кормилец — средний брат Николай). Там Янковский-младший дебютировал на сцене — заменил заболевшую исполнительницу эпизодической роли мальчика в спектакле «Барабанщица».

Вернувшись в Саратов, Олег Янковский поступил в Саратовское театральное училище имени И.А. Слонова. Правда, здесь произошла совершенно фантастическая и судьбоносная история. Когда Олег пришёл в училище, экзамены уже давно закончились. Он осмелился зайти к директору — узнать об условиях приёма на будущее. Директор, не дав даже объяснить цель визита, спросил: «Как ваша фамилия?» «Янковский», — ответил Олег. Тот заглянул в какие-то списки у себя на столе и сказал: «Хорошо. Вы приняты. В сентябре приходите учиться.» Олег вернулся домой ошарашенный: почему его приняли без экзаменов, наверное, в училище недобор. Осенью он просто пришёл на занятия. И только через несколько месяцев выяснилось, в чём дело. Оказывается, его брат Николай втайне грезил театром. Он работал на заводе сталеваром, но мечтал о сцене. Вот и пошёл поступать в театральный, никому ни слова не сказав об этом. Он сдал все экзамены, прошёл все туры. А когда узнал о том, что Олега в училище приняли за него, он просто промолчал. Мол, пусть учится младший, а ему нужно кормить семью — маму и бабушку. А в училище ещё долго считали, что они просто перепутали имя абитуриента Янковского.

После окончания учёбы в 1965 году Олег был зачислен в труппу Саратовского драматического театра.
После дипломного Тузенбаха (1965) — хрупкого романтика с обрезанными крыльями – был театральный дебют: Ненилло в «Рождестве в доме синьора Купьелло» Эдуарде де Филиппе. Затем — ещё много проходных ролей, на которых обычно держится репертуар. Но судьба подарила и роль князя Мышкина. Художник спектакля Татьяна Сельвинская вспоминала, что «на репетициях в сценах с Настасьей Филипповной у Янковского проступали темные пятна под глазами. Им вдруг овладевала изнурительная отчаянная тревога. » Правда, сам артист говорит, что к этой роли он только «прикоснулся».

С кино Олегу тоже помог случай. Однажды театр гастролировал во Львове. Олег зашёл в гостиничный ресторан пообедать. А недалеко за столиком сидели Владимир Басов, Валентина Титова и другие члены съёмочной группы будущего фильма «Щит и меч». Они обсуждали, где искать артиста на роль Генриха Шварцкопфа. Титова, кивнув на Олега, сказала мужу: «Посмотри, вон сидит типичный арийский юноша». Басов согласился, что этот человек подошёл бы ему идеально, но. «Он, конечно, какой-нибудь физик или филолог. А поди ж ты найди артиста с таким умным лицом». Слава Богу, кто-то из ассистентов не поленился подойти к Янковскому.
Благодаря роли Генриха Шварцкопфа в фильме «Щит и меч» и следующей картине — «Служили два товарища» Олег Янковский стал популярным артистом.

В 1973 году был принят в труппу Московского театра имени Ленинского комсомола.

В историческом для артиста 1983 году его пригласил Андрей Тарковский в «Ностальгию». «Похудеть не сможешь?» «Куда? от неожиданности выпалил я, — вспоминал о первой встрече Янковский. — Хотя я понимал, что ему нужен человек, измученный духовной жизнью в прямом смысле слова. Что это состояние и будет сюжетом фильма. Мы сидели теплым вечером в маленьком кафе на безлюдной римской площади. Говорили о ностальгии. Как это играть? Что за этим стоит? Только ли берёзки? Но они есть и в Италии. А ностальгия? Наверное, тоже. Вдруг, как в плохом фильме, подошли два мальчика — один с кепкой, другой с аккордеоном — и заиграл «Амурские волны». «Это уж слишком, — сказал Андрей. — Никому об этом не говори. Не поверят»».
Сердечная боль нарастает, ноги не держат, душит участившийся пульс. Он зажигает в третий раз, собирает последние силы будто перед смертью, чтобы уберечь неверное пламя, и доходит. Его мы не видим. Всплеск. Звуки вердиевского реквиема.

В 1987 году была ещё одна бенефисная роль в фильме Михаила Швейцера «Крейцерова соната». Это был измождённый, изверившийся, несмирившийся человек с расхристанной душой. Горячечный монолог своего героя (то он вспыхивал, то сникал, то судорожно закуривал, то, ободренный наркотиком, заходился в путаных, сбивчивых признаниях) артист проживал с почти забытой на нашем экране силой страсти, с немыслимым, казалось, для его актёрской природы трагизмом.
В начале 1990-х Янковский вернулся из Франции (где полгода играл в европейском театральном проекте) «в другую страну». Поток коммерческой продукции «кооперативного» кино хлынул на экраны, но участвовать в этом артист себе позволить не мог. Но согласился в 1993 году стать президентом открытого Российского кинофестиваля в Сочи (МКФ «Кинотавр»).
В 1996 году Марк Захаров поставил «Чайку», где Янковский беспощадно и вместе с тем неброско играет Тригорина. В 1999 году ему довелось замечательно сыграть небольшую роль местечкового еврея в мелодраме Салли Поттер «Человек, который плакал» вместе с такими звёздами, как Джонни Депп и Джон Туртурро (фильм показывался в официальной программе Венецианского фестиваля). А в середине 1990-х — Ляпкин-Тяпкин в «Ревизоре» и Персиков в «Роковых яйцах».

Академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России.
Президент Открытого российского кинофестиваля в Сочи «Кинотавр» (1991-2005).
Президент благотворительного фонда имени Евгения Леонова (1996-2009).

В 2000 году Олег Иванович Янковский решается (вместе с оператором Михаилом Аграновичем) на режиссёрский дебют и ставит «рождественскую сказку» «Приходи на меня посмотреть», в которой играет современного героя, «нового русского», который по ошибке забрёл к старым русским (великовозрастной дочке — старой деве, ухаживающей за умирающей матерью) и остался с ними.

Режиссёр Роман Балаян об Олеге Ивановиче Янковском: «он работает в любом возрасте, в любое время, в любой стране. В нём нет никакой однозначности. А его взгляд, я убеждён, способен выразить немыслимую амплитуду: от мерзавца до святого».

В семейной жизни Олег Янковский — однолюб. Когда-то мать учила сыновей: «Если решил жениться, то уж на всю жизнь. По-другому и начинать не надо». Все трое братьев Янковских женились до 21 года — и именно на всю жизнь. Олег женился на втором курсе училища на Людмиле Зориной (она училась на курс старше). После училища Людмилу сразу пригласили в Саратовский драмтеатр и она мгновенно выдвинулась в звёзды. Смотреть на неё ходил весь Саратов, а про Олега тогда говорили: «Это муж самой Зориной». Но Людмиле ради мужа пришлось пожертвовать своей карьерой — бросив всё, она последовала за ним в Москву, с головой ушла в семью.

Сын — актёр и режиссёр Филипп Янковский (1968 г.р.). Невестка — актриса Оксана Фандера. Двое внуков — Иван и Лиза.

В конце 2008 года стало известно, что Олег Янковский тяжело болен — у него был обнаружен рак поджелудочной железы на поздней стадии.

Последний спектакль Олега Янковского — «Женитьба» — сразу оказался на пике зрительской любви. Отставной моряк Жевакин – смешной, нелепый, бровки домиком — выходил на сцену под аплодисменты. В этом спектакле Янковский последний раз вышел на театральную сцену — это было 17 февраля 2009 года. В тот день Олег Иванович навсегда попрощался со зрителями.

Ушёл из жизни 20 мая 2009 года в 06:52 утра в одной из московских клиник после болезни. Похороны актёра состоялись 22 мая на Новодевичьем кладбище столицы (участок № 10, ряд № 10, место № 4).

Саратовский драматический театр:
«Чти отца своего» Виктора Лаврентьева — Севка Кичигин
«Женский монастырь» Владимира Дыховичного и Мориса Слободского — брошенный муж
«Судебная хроника» Якова Волчека. Режиссёр: Соломон Казимировский — Вадим Бабичев
«Затейник» Виктора Розова. Режиссёр: Д. А. Лядов — Эдуард
«Баловень судьбы» Юрия Мячина. Режиссёр: Я. А. Рубин — Дмитрий Николаевич
«Рождестве в доме синьора Купьелло» Эдуардо де Филиппо — Ненилло
«Таланты и поклонники» по пьесе А. Н. Островского — Мелузов
«Человек со стороны» Игнатия Дворецкого — Чешков
«Стакан воды» Эжена Скриба. Режиссёр: Я. А. Рубин — Мешем
1971 — «Идиот» по роману Ф. М. Достоевского. Режиссёр: Я. А. Рубин — князь Мышкин

Ленком:
1973 — «Автоград XXI», по пьесе Ю. Визбора и М. Захарова. Режиссёр: Марк Захаров — Горяев
1975 — «В списках не значился» Юрия Визбора по одноименной повести Б. Васильева. Режиссёр: Марк Захаров — скрипач Свицкий
1975 — «Ясновидящий» по роману Лиона Фейхтвангера «Братья Лаутензак». Режиссёр: Марк Захаров — Гансйорг Лаутензак
1977 — «Парень из нашего города» Константина Симонова. Режиссёр: Марк Захаров — Аркадий Бурмин
1978 — «Революционный этюд» («Синие кони на красной траве») Михаила Шатрова. Режиссёр: Марк Захаров — Ленин
1983 — «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского. Режиссёр: Марк Захаров — капитан Беринг
1986 — «Гамлет» У. Шекспира. Режиссёр: Глеб Панфилов — Гамлет
1986 — «Диктатура совести» Михаила Шатрова. Режиссёр: Марк Захаров — Посторонний
1987 — «Карманный театр» Жана Кокто. Режиссёр: Пётр Штейн
1990 — «Школа для эмигрантов» Дмитрия Липскерова. Режиссёр: Марк Захаров — учитель физкультуры
1994 — «Чайка» А. П. Чехова. Режиссёр: Марк Захаров — Тригорин
1997 — «Варвар и еретик» по роману Ф. М. Достоевского «Игрок». Режиссёр: Марк Захаров — Генерал
2001 — «Шут Балакирев» Григория Горина. Режиссёр: Марк Захаров — Пётр Первый
2004 — «Tout paye, или Всё оплачено» по комедии Ива Жамиака. Режиссёр: Эльмо Нюганен — Александр
2007 — «Женитьба» Н. В. Гоголя. Режиссёр: Марк Захаров — Жевакин

Олег Янковский

советский и российский актер театра и кино, режиссер, Народный артист СССР

Олег Янковский  Олега ЯнковскогоОлег Иванович Янковский

Выдающийся актер Олег Янковский являл собой удивительный пример цельности, достоинства и таланта. Любимые герои Янковского всегда тосковали по полету за пределами обыденной реальности. Веревочная лестница в небо, обыкновенный сумасшедший дом, дуэль — крайние точки их непредсказуемых маршрутов. Но, отражая время, его герои всегда были честны с собой и зрителем, не кривили душой, не приукрашивали реальность, даже если присочиняли что-то мюнхгаузеновское…

Олег Иванович Янковский родился 23 февраля 1944 года в городе Карсакпай Казахской ССР. Его отец, офицер лейб-гвардии Семеновского полка, в советское время был репрессирован, а семья сослана в Казахстан. Мать, опасаясь ареста, сожгла все документы и фотографии, свидетельствовавшие о дворянских корнях Янковских. Жили впроголодь — мать в одиночку кормила на жалованье простого бухгалтера троих сыновей и свою мать. Ходили в обносках, впятером ютились в 14-метровой комнатушке, но хранили обширную библиотеку, учили иностранные языки, много читали.

Со временем семья перебралась в Саратов. Старший из братьев, Ростислав, стал актером еще в Джезказгане, потом уехал в Минск, в Русский театр. Он забрал с собой 14-летнего Олега, там Янковский-младший и дебютировал на сцене.

Вернувшись в Саратов, Олег поступил в Саратовское театральное училище, а потом стал работать в местном драматическом театре, где на первых порах ему доставались лишь эпизодические роли.

Однажды, когда театр гастролировал во Львове, его увидел в ресторане Владимир Басов, режиссер будущего фильма «Щит и меч». Так Олег получил роль Генриха Шварцкопфа. Благодаря фильму «Щит и меч» и картине «Служили два товарища» Янковский стал невероятно популярным.

Серьезные роли в театре, интересные предложения в кино сыпались одно за другим. Фильмы «Зеркало» и «Ностальгия» А.Тарковского, «Полеты во сне и наяву» Р.Балаяна, «Крейцерова соната» М.Швейцера, «Мой ласковый и нежный зверь» Э.Лотяну, «Обыкновенное чудо» и «Тот самый Мюнхгаузен» М.Захарова, «Доктор Живаго» А.Прошкина, «Царь» П.Лунгина, «Анна Каренина» С.Соловьева. Янковский снялся более чем в ста фильмах.

Параллельно с работой в кино Янковский активно работал и в театре. Еще в 1973 году он вышел на сцену «Ленкома» — сцену, со временем ставшую почти что родным домом. Среди его театральных работ самыми яркими стали роли в спектаклях: «Идиот» Ф.Достоевского, «Синие кони на красной траве» М.Шатрова, «Оптимистическая трагедия» В.Вишневского, «Чайка» А.Чехова, «Шут Балакирев» Г.Горина.

Олег Иванович был известен и своей общественной деятельностью — он являлся Академиком Национальной академии кинематографических искусств и наук России, Президентом Открытого российского кинофестиваля в Сочи («Кинотавр») (1991-2005), Президентом благотворительного фонда имени Евгения Леонова (1996-2009).

Народный артист СССР, кавалер орденов «За заслуги перед Отечеством» II и III степени, лауреат нескольких Государственных премий и многих международных кинофестивалей, обладатель различных кинематографических и театральных наград — он был востребован режиссерами и любим зрителями до последней минуты.

Олег Иванович Янковский умер 20 мая 2009 года в Москве после тяжелой болезни, был похоронен на Новодевичьем кладбище. Тысячи людей пришли проводить его в последний путь…

Олег Янковский

Oleg Yankovskiy

Олег Иванович Янковский – выдающийся советский и российский актер театра и кино, режиссер, народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР и двух Государственных премий России, обладатель множества театральных и кинонаград.

Главные фильмы режиссера Олега Янковского

  • Олег Янковский  Олега Янковского

Главные фильмы актера Олега Янковского

  • Олег Янковский  Олега Янковского

Краткая биография

Тот самый Мюнхаузен, навсегда завоевавший сердца зрителей проникновенным взглядом и фразой «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь…».

Звезда театра Ленком, академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России, президент благотворительного фонда имени Евгения Леонова. Снялся в 84 игровых и 20 документальных фильмах и сыграл более 25 ролей на сцене. Родился 23 февраля 1944 года в городе Джезказган Казахской ССР в интеллигентной семье с белорусскими и польскими корнями. Отец Олега до революции был штабс-капитаном Семеновского полка, где служил вместе с Тухачевским. Во время Первой мировой Иван Янковский был награжден Георгиевским крестом. Во время Великой отечественной войны работал в тылу на строительстве. В 1951 году Янковские переехали в Саратов, где Иван скончался.

С малых лет родители привили сыну любовь к искусству: у отца была огромная библиотека, а мать, Мария Ивановна, увлекалась театром, балетом и музыкой. Братья Олега, Ростислав и Николай, занимались в кружках художественной самодеятельности. Старший, Ростислав, окончил театральную студию и начал работал в Ленинабаде, а затем переехал в Минск. Вместе с собой он взял уже подросшего Олега, чтобы матери было легче с материальными трудностями после смерти отца.

На сцене Минского русского драматического театра состоялся дебют Олега, которому неожиданно представилась возможность заменить заболевшую травести и сыграть крохотную роль. Впрочем, этот опыт не вызвал восторга у будущего актера: в отличие от старших братьев он предпочитал театру футбол и был настолько равнодушен к актерскому ремеслу, что однажды даже проспал свой выход на сцену. А вот спорт действительно увлекал Янковского – какое-то время он играл в команде вместе с Эдуардом Малофеевым. Однако это увлечение серьезно мешало учебе, и Ростислав запретил брату играть в футбол.

Вернувшись в Саратов, Олег окончил школу и уже собирался подавать документы в мединститут, но случайно увидел объявление о наборе студентов в театральное училище и решил рискнуть. Несмотря на то, что экзамены уже закончились, он решил постучаться в кабинет директора, чтобы узнать о поступлении на следующий год. К удивлению Олега, директор лишь спросил фамилию юноши и сказал, что тот уже зачислен на курс. Этому невероятному происшествию спустя несколько месяцев нашлось объяснение: оказывается, Николай, брат Олега, тайком от близких поступил в училище, но уступил Олегу свое место на курсе.

Учеба давалась Янковскому не слишком легко: педагоги вспоминали, что у него были проблемы со сценической речью, да и мастер курса не был до конца уверен в молодом человеке. Однако дипломный спектакль «Три сестры», где Олег сыграл Тузенбаха, убедил всех в том, что Янковский достоин внимания.

На второй год учебы Олег встретил Людмилу Зорину, которая училась на курс старше. Молодые люди поженились, и когда Людмилу пригласили работать в Саратовский драматический театр, она уговорила директора, чтобы мужа тоже приняли туда. Работать бок о бок с супругой оказалось непросто: в то время как она блистала на первом плане, молодой Янковский довольствовался маленькими ролями. К счастью, конкуренция на сцене не помешала семейному счастью – до последнего дня жизни Олега Людмила была рядом с ним.

Успех пришел к Янковскому благодаря кино. На съемочную площадку он попал случайно: во время театральных гастролей зашел пообедать в ресторан, где в это время находился режиссер Владимир Басов. Именно в тот момент Басов обсуждал со своей женой Валентиной Титовой роль Генриха Шварцкопфа в картине «Щит и меч». Заметив Янковского, Титова указала на него мужу, на что тот ответил: «Он, конечно, какой-нибудь физик или филолог. Где найти артиста с таким умным лицом?». Спустя некоторое время ассистентка Басова встретила Олега на Мосфильме и предложила его кандидатуру режиссеру.

На пробах Янковский очень волновался – опыта в кино у него не было совсем, а театральными ролями он похвастаться не мог. Станислав Любшин, партнер Янковского по съемочной площадке, вспоминал: «Играем и, как все артисты на кинопробах, играем ужасно. Мне это не страшно, я уже утвержден, а Олег так стал переживать! У нас там стояла белая колонна, мраморная, и он был бледнее, чем эта колонна. Все трагическое состояние было выражено на его благородном лице. И чем дольше Олег держался за колонну, тем становился краше. Я тогда Басову говорю: «Владимир Павлович, ну посмотрите, как этот парень страдает, как точно вы выбрали артиста». Оператор Паша Лебешев меня поддерживает: «Действительно, он всё интереснее и интереснее делается». И Басов согласился: «Да, с каждой секундой хорошеет, мы его утверждаем» »

Так Янковский получил свою первую роль в кино, за которой сразу же последовала вторая – в драме Евгения Карелова «Служили два товарища». На этих съемках Олег познакомился с Роланом Быковым и Владимиром Высоцким. После выхода обеих картин роли в саратовском театре посыпались на Янковского как из рога изобилия: он сыграл князя Мышкина («Идиот»), Мелузова («Таланты и поклонники») и множество других ярких персонажей.

В 1972 году Олег в паре с Евгением Леоновым снялся в фильме «Гонщики». Леонов стал для Янковского кумиром и наставником. Именно он посоветовал Марку Захарову обратить внимание на молодого актера. Посмотрев в Ленинграде спектакли с участием Янковского, Захаров назначил ему встречу, но сам не пришел на нее. Янковский, отклонивший предложения других театров, не растерялся и сам позвонил режиссеру. В

Параллельно со службой в театре Янковский много снимался в кино: среди работ того времени – картины «Премия», «Я, Франциск Скорина», «Длинное, длинное дело», «Звезда пленительного счастья», «72 градуса ниже нуля», «Жди меня, Анна» и, конечно же, культовая драма «Зеркало» Андрея Тарковского. Здесь Янковский сыграл отца режиссера, а его сын Филипп – самого Тарковского в детстве.

В 1976 году по распоряжению Мосфильма Марк Захаров взялся за экранизацию пьесы Евгения Шварца «Обыкновенное чудо». До этого на счету Захарова была только одна работа в кино – признанная не слишком удачной экранизация романа «12 стульев». В «Обыкновенном чуде» Янковскому досталась роль Волшебника, но буквально перед началом съемок Олега подкосил сердечный приступ. Он был готов отказаться от роли, но Захаров сказал, что съемки начнутся только когда Янковский выйдет из больницы. Так оно и случилось, а «Обыкновенное чудо» стало одной из любимейших картин поколения.

В 1978 Янковский снялся в еще одном знаковом фильме – «Мой ласковый и нежный зверь», который очень полюбился зрителям. Сцена, где Олег кружит на руках Галину Беляеву под вальс Евгения Доги, стала хрестоматийной. Год спустя на экранах появился «Тот самых Мюнхаузен» Марка Захарова, который принес Янковскому еще больше народной любви. Изначально худсовет был против его кандидатуры, да и драматург Григорий Горин, по пьесе которого снимался фильм, сомневался в том, что роль барона подходит Янковскому: «Он до этого играл прямых, жестких, волевых людей — волжские характеры, выдающие его происхождение. Я не верил в его барона. Началась работа, и он влезал в характер, на наших глазах менялся. Врастал в роль, и явился Мюнхгаузен — умный, ироничный, тонкий. Какая была бы ошибка, возьми мы другого актера». Роль барона Мюнхаузена по праву считается одной из лучших работ Янковского.

80-е годы тоже были плодотворным периодом: они принесли Олегу роли в картинах «Влюблен по собственному желанию», «Ностальгия» Тарковского и «Полеты во сне и наяву». За последнюю картину Янковский получил Государственную премию. В 1986 вышла «Крейцерова соната», роль в которой сам актер называл одной из больших удач.

В 90-е годы Олег продолжал много работать: за роль в фильме Карена Шахназарова «Цареубийца» и картине Георгия Данелии «Паспорт» он получил премию «Ника». Когда сферу кинопроизводства настиг кризис, Олег по приглашению Клода Режи уехал во Францию на шесть месяцев. Тем его застала новость о том, что ему присвоили звание Народного артиста СССР. Вернувшись на родину, Янковский снялся в нескольких картинах, которые не были завершены по разным причинам («Иван Тургенев. Метафизика любви» и «Анна Каренина» Сергея Соловьева, «Агнец божий» Сергея Арановича). В 1993 года актер стал президентов фестиваля «Кинотавр». Затем сыграл в отечественных фильмах «Первая любовь», «Тьма», «Ревизор» и нескольких зарубежных проектах: «Немой свидетель», «Мадо, до востребования», «Терра инкогнита».

2000 год ознаменовался для Янковского премьерой его собственного фильма «Приходи на меня посмотреть», где он выступил режиссером и главную мужскую роль. «Это была «проба пера». В потоке чудовищно-черного кино захотелось вдруг снять какую-то добрую, светлую историю, захотелось какой-то сказки и доброты. Хотя я исповедую и люблю другое кино».

В 2001 году за роль в спектакле Ленкома «Шут Балакирев», где Янковский сыграл Петра Великого, он получил Государственную премию РФ, театральную премию К.С. Станиславского, премию «Кумир» и был номинирован на «Золотую маску». В 2002 – приз «Кинотавра» и гильдии киноведов и кинокритиков «Золотой Овен» за роль в фильме «Любовник» Валерия Тодоровского. В 2006 – награду «Золотой орел» и ТЭФИ за роль Комаровского в экранизации романа «Доктор Живаго».

В 2008-м на одной из репетиций актеру стало плохо, и он был срочно госпитализирован. Выйдя из больницы, Янковский сразу же вернулся к активной работе, но со временем снова стал чувствовать себя неважно. В ходе обследования был выявлен рак поджелудочной железы на поздней стадии. Янковский пытался лечиться в Германии под руководством известного онколога, но было уже слишком поздно.

За три дня до смерти актера на Каннском кинофестивале состоялся показ и исторической драмы Павла Лунгина «Царь», где Янковский сыграл митрополита Филиппа. Это была его последняя роль в кино.

Актер скончался 22 мая 2009 года и похоронен на Новодевичьем кладбище.

Умер Олег Янковский

Олег Янковский  Олега Янковского Олег Янковский  Олега Янковского

Выдающийся советский и российский актер Олег Янковский скончался в среду утром на 66-м году жизни в одной из московских клиник. В течение длительного времени Янковский страдал раком поджелудочной железы, и врачам не удалось спасти его.

Церемония прощания с народным артистом состоится в пятницу, 22 мая, в театре «Ленком», где он служил многие годы, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на директора театра Марка Варшавера. По его словам, ориентировочно прощание начнется в 11:00. Отпевание пройдет в храме Николая Чудотворца в Хамовниках.

Народный артист СССР Олег Янковский будет похоронен на Новодевичьем кладбище 22 мая, подтвердили «Интерфаксу» в дирекции «Ленкома», где служил актер.

Весь день в среду к театру приходят люди, у афиш растут горы цветов. В вестибюле размещен портрет Янковского, перед которым горят свечи. Актеры и зрители, пришедшие в театр «Ленком» вечером в среду на спектакль «Королевские игры», который был посвящен Янковскому, почтили его память минутой молчания. По окончании спектакля актер Леонид Броневой вышел на сцену и предложил всем проводить Янковского в последний путь, после чего весь зрительный зал встал.

В январе этого года народный артист СССР Олег Янковский проходил диагностическое обследование в Германии, после чего продолжил лечение в Москве. По состоянию здоровья знаменитый актер вынужден был отказаться от нескольких ролей в спектаклях «Ленкома». Однако в феврале Янковский вернулся на сцену. И в последнее время играл в единственном спектакле «Женитьба», где, впрочем, у него был дублер Дмитрий Певцов.

В последний раз Янковский попал в больницу в конце апреля и в крайне тяжелом состоянии — врачи обнаружили у него внутреннее кровотечение. Спасать 65-летнего актера были вызваны ведущие специалисты Москвы. В элитный медицинский центр, где лечился Янковский, был приглашен лучший гастроэнтеролог Москвы.

Тогда медикам удалось победить. Выписавшись, актер заявил, что готов снова выйти на сцену, однако в последний момент был вынужден отказаться играть в спектакле, сообщает Life.ru.

Актеры театра «Ленком» потрясены уходом из жизни Олега Янковского, сообщила в среду актриса театра Людмила Поргина. «Мы узнали о тяжелой болезни Олега в ноябре прошлого года, но все время надеялись на чудо», — сказала она.

Актриса отметила, что сцена помогала Янковскому и актер в какой-то момент пошел на поправку. «Буквально три недели назад он играл в спектакле «Женитьба» по пьесе Гоголя, и мы были буквально на седьмом небе от счастья», — сказала актриса.

«Сегодня утром мы узнали, что Олег Иванович скончался. Для нас это огромное потрясение и ужас», — отметила Поргина.

Она сообщила также, что расскажет о смерти Янковского своему супругу Николаю Караченцову, который проходит реабилитацию после тяжелейшей автомобильной аварии. «Правда, мне сначала нужно будет подготовить Николая. Для него весть о смерти Олега будет тяжелым ударом», — сказала Поргина.

Смерть Янковского стала «убийственным ударом» по театру «Ленком», где он служил, заявил в среду художественный руководитель и главный режиссер театра Марк Захаров. «Это убийственный удар по «Ленкому», это горе и трагедия, которую не знаю, как мы перенесем. Мы надеялись на выздоровление до последнего момента. Олег Иванович вел себя очень мужественно, играл спектакли, когда уже, наверное, нельзя было играть, и делал это изумительно. Он прощался со своей профессией и театром», — сказал Захаров.

Театру и кино Янковского подарили два случая

Янковский родился в 1944 году в казахском городке Джезказгане. Отец актера, Иван Павлович, происходил из польских дворян, был кадровым военным и близко знаком с Тухачевским. В конце 1930-х годов он с семьей был выслан в Казахстан, позже арестован и погиб в лагерях ГУЛАГа. Затем Янковские смогли уехать из Средней Азии, и Олег оказался в Саратове.

Его старший брат Ростислав, окончив саратовское театральное училище, в 1957 году уехал в Минск играть в Русском театре (там он служит до сих пор). Через год забрал 14-летнего Олега к себе. В Минске Олег дебютировал на сцене — нужно было заменить заболевшую исполнительницу эпизодической роли мальчика в спектакле «Барабанщица». Однако в то время гораздо больше театра Олега волновал футбол, пишет сайт Peoples.ru.

После окончания школы Олег вернулся домой в Саратов и намеревался поступать в медицинский институт. Но тут произошел случай, который определил дальнейшую судьбу великого актера.

Однажды он увидел объявление о приеме в театральное училище. Олег вспомнил свой минский опыт и решил попробовать. Однако экзамены к тому моменту давно закончились, и Олег решил зайти к директору — узнать об условиях приема. Тот только спросил фамилию и сказал, что Янковский зачислен и нужно приходить на занятия в начале сентября.

Как выяснилось спустя несколько месяцев, брат Олега Ивановича — Николай Иванович — в тайне от семьи решил поступать и с успехом прошел все приемные туры. Искренне любящий брата Олега Николай не стал разлучать его со сценой. А в училище еще долго считали, что они просто перепутали имя абитуриента Янковского.

Учился Олег Иванович не без проблем. Как вспоминает педагог по сценической речи: «Говорил он плохо, аппаратом обладал тяжелым, рот открывал неправильно». Однако когда Янковский вышел на сцену в дипломном спектакле «Три сестры», все сомнения у мастера курса в профпригодности Олега отпали, это было заметное явление, рождался очень интересный актер, писала саратовская газета «Неделя области».

В 1965 году Янковский закончил Саратовское театральное училище. С 1965 года он стал актером Саратовского драматического театра. Поначалу в театре ему не доверяли серьезных ролей, однако произошел случай, благодаря которому Янковский попал в кино и вскоре стал известен.

Саратовский театр драмы находился на гастролях во Львове. Там же начинал съемки фильма «Щит и меч» Владимир Басов. Он искал юношу арийской внешности на роль Генриха Шварцкопфа. Однажды обедавший в кафе Янковский попался на глаза Басову. Так Олег Иванович был приглашен в свой первый фильм.

Затем были картины «Служили два товарища» Евгения Карелова, «Я, Франциск Скорина» Бориса Степанова, где Олег Иванович сыграл главную роль, «Гонщики» Игоря Масленникова и другие фильмы. На съемках фильма «Гонщики» Олега Янковского запомнил Евгений Леонов. В 1972 году Леонов перешел в «Ленком». Тогда еще молодому главному режиссеру театра Марку Захарову порекомендовал присмотреться к Янковскому именно Леонов.

В 1973 году по приглашению Марка Захарова Олег Янковский перешел в московский театр имени Ленинского комсомола («Ленком»).

В новом театре Янковский быстро стал ведущим актером. Среди его лучших спектаклей: «Автоград-XXI», «Парень из нашего города», «Революционный этюд», «Диктатура совести», «Оптимистическая трагедия», «Чайка», «Варвар и еретик», «Гамлет».

Одной из самых заметных работ Олега Янковского середины 70-х стала роль Отца в фильме Андрея Тарковского «Зеркало». А попал Олег Иванович в картину случайно, благодаря своему сходству с отцом знаменитого режиссера: «Моего творчества Андрей не знал. Просто Лариса Тарковская, тогда его ассистентка, а потом жена, увидела меня случайно в коридоре «Мосфильма». Иду, вдруг слышу сзади топот. Она довольно крупная женщина была. Тогда «Мосфильм» был замечателен тем, что, пройдя по коридору, можно было запросто роль схлопотать… И вот, значит, топот. — «Можно вас?» — Фамилию даже толком не помнила. Завела меня к Андрею. Тот посмотрел и говорит — конечно, это он (в смысле, отец). А потом они еще и сына моего заполучили — Филиппа. Семейное кино получилось» (цитировано по биографии Янковского на Rusactors.ru).

Позже, в 1983 году, Тарковский вновь пригласил Янковского в свою картину — актер сыграл писателя Горчакова в драме «Ностальгия».

В 70-е годы Олег Янковский много и разнообразно снимался. Актерская пластичность позволяла ему органично выглядеть в разных киноролях: партийного функционера («Премия», 1974; «Обратная связь», 1978), декабриста Кондратия Рылеева («Звезда пленительного счастья», 1975), неустроенного, колючего человека («Чужие письма», 1976, «Сладкая женщина», 1977) или, напротив, бесхарактерного, слабовольного («Слово для защиты», 1977, «Поворот», 1979).

Тот самый Мюнхгаузен

Первой совместной работой Янковского и Захарова в кино стала картина «Обыкновенное чудо» (1978) по пьесе Шварца. Затем последовал фильм-притча «Тот самый Мюнхгаузен» (1979). Кстати, этой роли Янковский чуть было не лишился. Сценарист Григорий Горин поначалу никак не видел в актере чудака-барона. «Он до этого играл прямых, жестких, волевых людей — характеры, выдающие его происхождение, — вспоминал Григорий Горин. — Я не верил в его барона. Началась работа, он влезал в характер, на наших глазах менялся. Врастал в роль, и явился Мюнхгаузен — умный, ироничный, тонкий. Какая была бы ошибка, возьми мы другого актера».

В 1983 году Олег Янковский снялся в роли Свифта в сатирической комедии «Дом, который построил Свифт». Эта картина получилась менее удачной, чем предыдущие работы Марка Захарова. Что же касается Янковского, то его герой и вовсе вышел калькой с уже известных Волшебника и Мюнхгаузена.

Гораздо интереснее вышел следующий герой Янковского — Дракон в фильме-притче «Убить Дракона» (1989).

Киновед, директор Российского института культурологии Кирилл Разлогов по этому поводу отмечал: «Победителем этого своеобразного актерского «конкурса», безусловно, выходит Олег Янковский, который, пожалуй, второй раз после «Поцелуя» Романа Балаяна показывает, какие невиданные потенциальные возможности кроются в его даровании, как только он выходит за пределы привычного амплуа. Метаморфозы его Дракона, причудливые смеси интонаций, от сарказма до заискивания, внутренняя самоирония и неканоническое сочетание гения, злодейства и бессилия — все это передается актером с блеском самодовлеющего эффекта, своеобразного искусства для искусства».

В 1980-е годы кроме фильмов Захарова Янковский снялся также в картинах Романа Балаяна «Полеты во сне и наяву» (1983, Государственная премия СССР за 1987 год), «Поцелуй» (1983), «Храни меня, мой талисман» (1987), «Филер» (1988), а также в социально-эксцентричной драме Татьяны Лиозновой «Мы, нижеподписавшиеся» (1981) и мелодраме Сергея Микаэляна «Влюблен по собственному желанию» (1982).

В начале 90-х Олег Янковский сыграл яркие и совершенно разные роли в трагикомедии Георгия Данелии «Паспорт» (1990) и историко-психологической драме Карена Шахназарова «Цареубийца».

В следующие годы Янковский снимался в кино редко. Были интересные роли в фильмах «Роковые яйца» (1995), «Первая любовь» (1995), «Ревизор» (1996). Но сам Олег Иванович признавался, что «удовлетворения нет ни от одной из последних работ». С 1993 года — Президент Открытого Российского кинофестиваля в Сочи (МКФ «Кинотавр»).

В 2000 году Олег Янковский снял свой первый фильм, в котором сыграл одну из главных ролей, — «Приходи на меня посмотреть». Эта добрая рождественская сказка была тепло принята зрителями, во многом благодаря игре актерского ансамбля: Екатерины Васильевой, Ирины Купченко и Олега Янковского.

Через два года Янковский снялся в фильме Валерия Тодоровского «Любовник». Это одна из лучших работ актера последних лет. Сам Олег Иванович признается, что эта картина ему дорога. «Любовник» — это возвращение психологического русского кино», — говорит он.

Как-то Олег Янковский признался, что, если бы ему пришлось выбирать между семьей и творчеством, он не задумываясь пожертвовал бы карьерой. Со своей женой Янковский познакомился на втором курсе театрального училища. Его жена — актриса, заслуженная артистка России Людмила Зорина. Сын — актер и кинорежиссер Филипп Янковский.

Последние роли — в фильмах «Стиляги» и «Иван Грозный»

Одной из последних киноролей Янковского стал яркий образ дипломата, отца одного из представителей «золотой молодежи», в фильме 2009 года «Стиляги».

Накануне премьеры «Комсомольская Правда» взяла интервью у Янковского. Актер признался, что недолго сам был щеголем и стилягой. «Я эту моду мальчишкой застал в Минске, 9-й и 10-й классы. Стилягами модных молодых людей называли только в СССР. Для Запада этот стиль был естественной жизнью. А у нас это выросло в движение протеста против серости», — рассказал он.

«Наваривали подошвы на башмаки, . ушивали брюки, пиджаки клетчатые покупали на несколько размеров больше, чтобы широкие плечи были. И коки на голове. У некоторых даже какая-то философия была. Разумеется, музыка, рок-н-ролл, буги, записи на рентгеновской пленке. И самое главное — шатание по Бродвею, так в каждом городе, в том числе и в Минске, центральную улицу называли», — вспоминает актер.

А последнюю роль в кино Янковский сыграл в фильме Павла Лунгина «Иван Грозный и митрополит Филипп» (роль митрополита Филиппа). Олег Иванович даже успел посмотреть смонтированный фильм.

«. Как жаль уходить-то от вас. Жаль-жаль. Прощайте»

Одно из последних интервью Олег Иванович дал в декабре 2008 года газете КП в гримерке театра «Ленком».

«Актер — профессия публичная: он на вершине счастья, когда его останавливают на улице, берут автографы, кричат «Браво!» после спектакля, и вдруг — все кончилось! Пережить это бывает невозможно. Сколько актеров из-за этого ушли из жизни, спились. К счастью, у меня востребованность оставалась даже в трудные для страны времена. А это самое большое счастье — востребованность», — заявил тогда Янковский.

В феврале актер сыграл в своей любимой «Женитьбе» в театре «Ленком». И только безнадежный пессимист мог услышать личную интонацию в словах, которые говорит на прощание его герой — нелепый жених Жевакин: «Сударыня, как жаль уходить-то от вас. А я к следующему году новый мундир себе справлю. Только вы ждать-то не станете. Жаль-жаль. Прощайте».

Медведев и Путин выразили соболезнования

Президент Дмитрий Медведев и премьер Владимир Путин выразили соболезнования в связи с кончиной Народного артиста СССР Олега Янковского.

Телеграмму, направленную Медведевым родным артиста, цитирует пресс-служба президента: «Обладая редким сочетанием актерского дара, обаяния и тонкого ума, он смог и подняться над временем, и в полной мере это время отобразить. Передать в своих ролях всю гамму человеческих эмоций, неординарно сыграть любую роль, вызывая только светлые чувства».

По словам Медведева, постигшее семью артиста горе «разделяют все, кто знал Олега Ивановича, кто хоть раз видел его на киноэкране или в легендарных «ленкомовских» постановках». «Память о выдающемся русском актере Олеге Янковском навсегда останется с нами», — цитирует телеграмму «Интерфакс».

Премьер-министр РФ Владимир Путин назвал Олега Янковского актером от Бога и подчеркнул, что его уход — это невосполнимая потеря для отечественной культуры. «Олег Янковский был настоящим мастером, неординарным, щедро одаренным человеком, актером от Бога. Его уход — невосполнимая потеря для легендарного «Ленкома», для отечественной культуры, для всех нас», — говорится в телеграмме соболезнования Путина.

Путин выразил соболезнования родным и близким Народного артиста СССР. «Олег Иванович до конца оставался верен своему призванию и, несмотря на тяжелый недуг, мужественно служил сцене и зрителю», — подчеркнул премьер-министр.

Олег Янковский. В главной роли

Документальная программа о судьбе выдающегося русского актера Олега Янковского.

Олег Иванович Янковский родился в 1944 году в ссылке, в казахском городе Джезказган. Отец был репрессирован, мама одна кормила троих сыновей и бабушку. Все вместе они ютились в четырнадцатиметровой комнатушке. Несмотря на все бытовые трудности, Янковские не продали библиотеку и сумели привить детям любовь к русской культуре. Тогда, гоняя с мальчишками в футбол, Олег стеснялся бабушки, ее элегантной прически, пенсне, броши на ветхой кофточке. Он и не догадывался о том, как это пригодится в жизни. «Хорошо и естественно фрак выглядит только на артисте Янковском», — скажут потом режиссеры.

Позже семья переехала в Саратов. Старший брат Ростислав уехал в Минск и взял с собой Олега, чтобы маме было полегче. Но мальчик очень скучал и спустя некоторое время вернулся. После школы он как будто случайно зашел в театральный институт, чтобы узнать об условиях приема. Случилось первое в его жизни чудо. Ему сказали, что он зачислен даже без экзаменов. Оказалось, что средний брат тайком от семьи сдал экзамены в театральный, и был принят. Но узнав, что их перепутали, оставил право учиться за Олегом.

Еще в театральном училище Олег Иванович полюбил красивую и очень талантливую девушку Людмилу Зорину, которая стала его женой на всю жизнь. После училища их пригласили в Саратовский драматический театр. Людмила мгновенно стала звездой, а про Олега говорили: «Это муж самой Зориной!»

Как-то во время гастролей театра во Львове, Янковский зашел пообедать в гостиничный ресторан. За соседним столиком Владимир Басов и съемочная группа фильма «Щит и меч» обсуждали, как найти артиста на роль Генриха Шварцкопфа. Кто-то сказал: «Посмотрите, вон сидит типичный арийский юноша». На что Басов ответил: «Конечно, он подошел бы идеально. Но он явно не артист, невозможно найти артиста с таким умным лицом». К счастью, кто-то из ассистентов все-таки решился подойти к Янковскому.

После фильма «Щит и меч» Янковский «проснулся знаменитым». Его стали приглашать и на другие картины. Снимаясь, он продолжал служить в Саратовском драматическом театре. Как-то театр был со спектаклями в Ленинграде. После тех памятных гастролей Янковский получил множество предложений, в том числе и от нового Главного режиссера «Ленкома» Марка Захарова. И, несмотря на то, что Захаров забыл прийти на первую, им же назначенную встречу, Янковский принял решение, что будет служить именно в «Ленкоме». И сделал удивительно точный выбор.

Актерская судьба Янковского сложилась на редкость благополучно. Он работал с лучшими режиссерами страны. В союзе с Марком Захаровым им были созданы блестящие образы в театре и кино. Работа с Андреем Тарковским сделала его одним из самых известных артистов не только в нашей стране, но и в мире.

Янковскому одинаково хорошо удавались образы и самоуверенных красавцев, и скромных служащих. Сыгранные им рефлектирующие интеллигенты выразили суть переживаний целого поколения.

Олег Иванович — был примером верности и достоинства, как в профессии, так и в повседневной жизни. Считал, что если бы пришлось выбирать между семьей и творчеством, он, не задумываясь, пожертвовал бы карьерой. К счастью, выбирать не пришлось. Это сделала его жена, замечательная актриса Людмила Зорина, и пожертвовала карьерой ради мужа.

О том, какой у Янковского был характер, говорит часто повторяемая им фраза: «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь»

В фильме принимают участие:

Марк Захаров — режиссер
Ростислав Янковский — старший брат,
Роман Балаян — режиссер, близкий друг
Владимир Долинский — актер, близкий друг
Станислав Любшин — актер, близкий друг.
Александр Збруев — актер, друг
Александр Адабашьян — актер, много совместных работ
Сергей Соловьев — режиссер
Павел Лунгин — режиссер
Михаил Козаков — актер, режиссер
Александр Прошкин — режиссер
Игорь Масленников — режиссер
Ирина Купченко — актриса
Елена Коренева — актриса
Вадим Абдрашитов — режиссер
Всеволод Шиловский — актер, режиссер
Максим Матвеев — актер (партнер в фильме «Стиляги»)
Татьяна Кравченко — актриса театра «Ленком»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *