Пьер Дебара — полная биография

Пьер Дебара — полная биография

Пьер Дебара — полная биография

Бомарше, Пьер-Огюстен Карон де (Caron de Beaumarchais) (1732-1799)

Французский драматург. Бомарше родился 24 января 1732 года в Париже, в семье часовщика. 7 марта 1721 года отец Бомарше, Андре-Шарль Карон, которому было двадцать три года, официально отказался от протестантской веры, получив возможность оставить армию, обвенчаться с мадемуазель Марией-Луизой Пишон и открыть в Париже, на улице Сен-Дени, часовую мастерскую. В семье Карон было шестеро детей — Пьер-Огюстен и пятеро дочерей: Мария-Жозефа, Мария-Луиза, Мадлена-Франсуаза, Мария-Жюли и Жанна-Маргарита.

С 6 до 13 лет Пьер-Огюстен обучался в коллеже Альфора, изучая французский язык, историю и латынь. В 13 лет отец сделал Бомарше своим подмастерьем, а в 14 заключил с сыном договор по которому Пьер-Огюстен обязан был «летом вставать в шесть часов, зимой — в семь; работать до ужина [. ] вы употребите таланты, данные вам богом, исключительно на то, чтобы прославиться в вашем ремесле. Помните, вам стыдно и бесчестно ползти в нашем деле, и если вы не станете в нем первым, вы недостойны уважения; любовь к этому столь прекрасному ремеслу должна войти в ваше сердце и безраздельно поглотить ваш ум. [. ] Вы полностью прекратите ваши злосчастные занятия музыкой [. ] из снисхождения к вашей слабости я разрешаю вам играть на виоле и флейте лишь после ужина по будним дням и никоим образом не в рабочие часы [. ]. Вы будете получать от меня стол и восемнадцать ливров в месяц, кои пойдут на ваше содержание, на мелкие расходы по покупке недорогого инструмента и на то, чтобы постепенно выплатить ваши долги; было бы чересчур опасно для вашего характера и весьма неприлично для меня выплачивать вам пенсион и считаться с вами за сделанную работу.» (Ф.Грандель, «Бомарше») К 20 годам Бомарше стал первым часовщиком Франции. В 1753 году точного времени не показывали ни одни часы: вельможи и простолюдины жили, отмеряя время с точностью примерно до получаса и все часовщики Европы искали способ добиться равномерного хода колесиков. Бомарше дал себе клятву свести эти полчаса к нулю и добился своего, сделав открытие, совершившее революцию в ремесле, насчитывающем уже пять столетий и выдержавшее две сотни лет: в часах, которые вы носите на запястье, есть так называемый «спуск» Бомарше.

В 13 лет Бомарше впервые безумно влюбляется, но дама его сердца бросает юношу, а Пьер-Огюстен предпринимает попытку покончить с собой. Жизнь знаменитого драматурга была полна приключений: уроки музыки; двукратный брак на богатых вдовах; удачные денежные спекуляции; дуэль в Испании с писателем Клавиго, обольстителем сестры Пьера-Огюстена (дуэль легла в основу сюжета драмы Бомарше «Eugenie» и «Clavigo» Гете); ряд судебных процессов с наследниками банкира Дювернэ, с судьей Гецманом за подкуп его жены. Во время французской революции поставлял оружие, разорился и бежал. Умер Бомарше 18 мая 1799 года в Париже.

Библиография
Произведения Бомарше

Среди произведений Бомарше — драмы, комедии. На сюжеты его пьес были написаны оперы «Свадьба Фигаро» В.А. Моцарта (1786) и «Севильский цирюльник» Дж. Россини (1816).

  • «Евгения» (1767)
  • «Два друга» (1770)
  • «Севильский цирюльник» (постановка — 1775; комедия, 1 часть трилогии о Фигаро)
  • «Женитьба Фигаро» (постановка — 1784; комедия, 2 часть трилогии о Фигаро)
  • «Виновная мать» (постановка 1792; комедия, 3 часть трилогии о Фигаро)
  • «Memoires»

Шарль Пьер Бодлер — Биография

Пьер Дебара - полная биографияШарль Пьер Бодлер (Charles Pierre Baudelaire, 1821–1867) — французский поэт. Поэтическая деятельность Бодлера совпала с расцветом во французской литературе романтических и парнасских течений. После бури французской революции и эпопеи наполеоновских войн во Франции установился буржуазный порядок, не выполнивший не только чаяний широких народных масс, но и стремлений средних слоев, той мелкой буржуазии, которая давала наибольшее количество художников вообще и в частности писателей и поэтов. Глубокое разочарование охватило умы. С одной стороны, результатом такого разочарования было неверие в прежние принципы разума, который должен просветить и исправить мир. Воззрения энциклопедистов были погребены, и на месте их возник противоположный культ страстей, иррационального или мистических настроений. Не было и надежды на политический выход из юдоли скорби на путь радикальной социальной реформы. На почве глубокого пессимизма, охватившего лучшие умы, выросло огромное, не только английское, но и мировое явление байронизма, разочарование с сильной примесью революционного брожения.

Однако романтизму были свойственны и другие черты. Одновременно с Байроном, менее сильным, но все же властителем умов являлся Шатобриан, который хотя и представлял собою то же разочарование со многими чертами, очень близкими байронизму, но с большой примесью эстетического христианства и реакционной дворянской идеологии.

Промежуточное положение занимали художники, которые хотели уйти в свое искусство и в игре воображения, полетах фантазии, в наслаждении ремеслом своим найти себе жизненное содержание.

Если глава так называемого «Парнаса», выдвигавшего это чисто формальное отношение к поэзии, Леконт де-Лиль, был вместе с тем глубоким мыслителем и одним из наиболее ярко выраженных пессимистов своего века, то другие не забирались так глубоко и стремились только создавать «эмали и камеи» (название сборника стихотворений Теофиля Готье) с причудливостью и четкой сочностью слова.

Сын своего времени, Бодлер точно так же был преисполнен разочарованием и равнодушием к идеям прогресса; к окружающей жизни он относился скептически или даже гипохондрически. В то же время словесное мастерство, музыкальную и ювелирную точность выражения он возлюбил как средство перечеканивать свои печали и страдания в произведения искусства и тем самым хоть несколько утолять их. Бодлер однако резко выделяется на фоне других поэтов того времени определенной наклонностью к крайней изощренности и даже извращенности.

Индивидуально это объяснялось в Бодлере конечно его болезнью. Он происходил из семьи наследственно маниакальной. Наследственное предрасположение и условия, в которых он жил, привели его также к злоупотреблению наркотиками. Скучая, пренебрежительно относясь к неудовлетворяющей его действительности, Бодлер ищет неслыханных развлечений, чего-то совершенно нового и находит в этом не только некоторое удовлетворение: он гордится своим моральным и эстетическим дендизмом. Быть непохожим на других, быть предметом опасливого уважения в качестве «сатанинского поэта», — такова была поза, избранная французским поэтом, обусловленная его характером и общественными условиями.

Но поэт является не только личностью: он прежде всего общественная фигура. Каждое время выбирает ту или другую индивидуальность для полного своего выражения и выдвигает на первый план либо более или менее здоровые, либо больные натуры. В тогдашнем французском обществе накопилось столько скуки, столько презрения к жизни и вместе с тем столько потребности преодолеть свои страдания преображением их в художественные формы, «сублимировать» страдания, что именно такой человек, как Бодлер, при крупном таланте, мог оказаться весьма ярким представителем этой ветви тогдашнего общественного самочувствия и ее выразителем в литературе.

Однако в средине прошлого века буржуазия не настолько еще изжила свои жизненные ресурсы, чтобы Бодлер, первый декадент (упадочник), был сразу понят окружающим обществом. Только наиболее утонченные ценители преклонялись перед ним.

Большая публика прошла вначале мимо него. Лишь впоследствии, когда декаданс, т. е. эстетничанье идеями смерти, греха, болезни, разврата, стал главным мотивом поэзии, Бодлер был объявлен великим предшественником и даже основателем декадентского символизма.

Надо отметить еще, что в эпоху 1848, когда сильная революционная судорога потрясла буржуазный мир, Бодлер как бы проснулся. К этому времени относятся его произведения — «Сумерки», «Рассвет» и «Пирушка тряпичников». Демократические и чуть-чуть революционные нотки стали проявляться в поэзии Бодлера, но они скоро угасли в еще более мрачном разочаровании.

Личная жизнь Бодлера сложилась ужасно. Его любовь — мулатка Дюваль, была бессовестной пьяницей, измучившей поэта. Его небольшое состояние было полностью съедено. К концу своей жизни Бодлер был почти нищим. Умер он разбитый параличом и забытый.

Главное его произведение — «Цветы зла» (Les fleurs du mal, 1857; имеются русск. перев. Якубовича-Мельшина и Эллиса; переводили его и многие другие поэты: Сологуб, Вячеслав Иванов и др.). «Цветы зла» — квинтэссенция тех настроений, о которых мы говорили выше. Современник парнасцев, требовавших необыкновенной филигранности стихотворной формы, твердости структуры, экономии в словах, строгого ритма и выбора образов и глубокого соответствия им выражений, Бодлер не только подчинялся всем этим условиям, но оказался одним из крупнейших мастеров такой, классической по-своему, формы стиха. Бодлер принадлежит к породе поэтов-скульпторов. Свои стихи он высекает или кует. Его произведения тверды, всякое слово стоит определенно на своем месте. Мастерство здесь мужественное. Т. к. содержание обыкновенно выражает собою идеи, близкие к отчаянию или к полусумасшествию, грязь или низость глубокого падения, морального и физического, то, казалось бы, это содержание находится в резком противоречии с формой. На самом деле этого нет. Так же как у Леконт де-Лиля, у Бодлера такое соединение содержания с формой производит впечатление сдерживающего себя, полного достоинства констатирования ужаса жизни.

Перед нами поэт, который знает, что жизнь представляет собою мрак и боль, что она сложна, полна бездн. Он не видит перед собою луча света, он не знает выхода. Но он от этого не отчаялся, не расхандрился, напротив, он словно сжал руками свое сердце. Он старается сохранить во всем какое-то высокое спокойствие, стремится как художник доминировать над окружающим. Он не плачет. Он поет мужественную и горькую песню именно потому, что не хочет плакать. Позднее поэты этого упадочного типа совершенно утеряли такое равновесие и такую суровую граненность формы.

Бодлер написал кроме того «Маленькие поэмы в прозе» (русский перевод Александровича, М., 1902, и Эллиса, 1910), дневник, озаглавленный им «Обнаженное сердце» (русский перевод Эллиса, М., 1907). Ему же принадлежит серия статей об изобразительном искусстве, в которых он показал себя человеком изумительно тонкого и верного вкуса и большим мастером слова в области критики, и образцовый перевод новелл Эдгара По, оказавшего громадное влияние на французскую литературу. В пору расцвета декадентского символизма во Франции Бодлер был поднят на щит и провозглашен едва ли не величайшим поэтом Франции. Сейчас этот восторг в значительной степени ослабел. Но Бодлер конечно навсегда останется превосходным выразителем того момента в истории французской буржуазии и интеллигенции, когда она потеряла всю силу своего идеализма, в лучшей своей части не смогла примириться со скудостью буржуазных перспектив, ударилась в отчаяние, смешанное с мечтой, но еще проявляла как бы некоторые отблески революционного подъема энергии и принимала свою печальную участь, по крайней мере в лице своих поэтов, не без известного величия. Недаром Бодлер был все-таки современником двух революций и, как рассказывают, в феврале братался с революционными рабочими. Бодлеровский культ всего извращенного, порочного и искусственного, порожденный городом, городской цивилизацией, его эстетизм и аморализм — все это оказало чрезвычайно значительное влияние на русских символистов. Стремясь уйти от действительности в мир мечты, наши декаденты «старшего поколения» (Брюсов, Бальмонт, Сологуб, Анненский, еще раньше Мережковский, Минский) находили оправдание своим настроениям в чеканных стихах «Цветов зла», где презрение к жизни и природе, как к «будням» и «прозе», возводилось в принцип, в «перл создания». На русское декадентство первой поры наложил отпечаток и индивидуализм Бодлера — культ гордого, возвышающегося над миром «Я», все познавшего и всем пресытившегося, не признающего над собой никаких нравственных норм, властно смешивающего добро и зло.

Пьер Брис

Пьер Дебара - полная биография

фотографии >>

Пьер Дебара - полная биография

Пьер Дебара - полная биография

Пьер Дебара - полная биография

Пьер Дебара - полная биография

биография

Пьер Брис

Pierre-Louis Baron Le Bris

Родился 6 февраля 1929 года в Бресте (Франция) в аристократической семье.
Настоящее имя и фамилия — Пьер-Луи барон Ле Бри.

Французский актер, певец.

В 1948 году служил добровольцем в действующей армии, воевал в Индокитае, был десантником во время военной кампании в Алжире.

Начинал карьеру как фотомодель и танцовщик. С 1954 года — в кино (комедия «a va barder»). Снимался в итальянских, испанских и французских костюмных лентах, фильмах «плаща и шпаги», мифологических коллосах.

Необыкновенную популярность обрел как исполнитель роли Виннету в немецких киноэкранизациях романов писателя Карла Мая. В 1962-1968 годы сыграл в 11-ти вестернах. В 70-е и 90-е годы играл в телеэкранизациях романов Мая. В В 1977-1999 годы — участник театральзованного фестиваля Карла Мая в Элсе, ФРГ.

В 70-е годы работал в театрах Парижа, снимался в итальянских спагетти-вестернах, научно-фантастичесих сериалах, французских и немецких развлекательных лентах. Работал с режиссерами — Андре Кайатом, Дамиано Дамиани, Ивом Аллегре, Харальдом Рейни, Жоржем Капитани.

Выступал и как исполнитель песен, записал 18 музыкальных дисков.

В 2004 году из печати вышли мемуары Бриса «Виннету и я. Моя настоящая жизнь».

Пьер Дюкан: я не умею худеть

Пьер Дебара - полная биографияВсемирно известный французский диетолог Пьер Дюкан родился 8 июля 1941 года в Алжире. Его отец владел небольшой текстильной мастерской, в которой вместе с ним работала его жена и один из младших братьев. После окончания второй мировой войны семья Дюканов решила перебраться в Европу, где активно восстанавливалось промышленное производство, и было достаточно работы. Страной нового местожительства была выбрана Франция, где у отца Пьера жили дальние родственники. Дюканы переехали в Париж, и там Пьер с успехом окончил среднюю школу.

После окончания школы Пьер Дюкан хотел обучаться живописи и заниматься искусством, но свою роль сыграла трагическая смерть матери Пьера, которая умерла в 1961 году на операционном столе во время проведения операции на головном мозге. Смерть горячо любимой родительницы произвела на Пьера Дюкана неизгладимое впечатление. Он буквально заболел от перенесенной утраты и долго оплакивал свою маму. Именно в эти дни он поменял свой выбор и поступил в парижский медицинский университет, решив посвятить свою жизнь помощи больным людям.

Он окончил университет, получив диплом врача-терапевта, и принял решение специализироваться в неврологии. В этой области Пьер Дюкан проработал три года, опубликовал несколько успешных научных работ, но тут в его жизни снова происходит неожиданный поворот. Его сильно взволновала встреча с одним из пациентов. Этот пациент страдал от ожирения и никак не мог избавиться от своего заболевания. Он перепробовал много медицинских методик, испытал все доступные диеты, но не получил положительного результата. Более того, его вес год от года становился все больше, а физическое состояние только ухудшалось.

Позже, эту судьбоносную встречу, Пьер Дюкан описал в своей знаменитой книге «Я не умею худеть». Он писал, что действовал тогда по наитию, не имея достаточного опыта в диетологии. За плечами был скромный багаж знаний о здоровом питании, который молодой терапевт получил в университете. Пьер предложил больному свою собственную «диету» — пить много жидкости и пять дней питаться нежирным мясом. Через пять дней пациент встал на весы и не поверил своим глазам. Впервые за долгие годы он сумел быстро и очень легко избавиться от пяти килограммов лишнего веса.

Именно после этой первой победы Пьер Дюкан решил профессионально заняться диетологией. Он работал с людьми, которые имели различные проблемы с лишним весом. Тридцать пять лет ушло на изучение существующих способов борьбы с ожирением и избыточным весом. Главной задачей было не только быстрое снижение веса, но и возможность контролировать его постоянно, в течение всей жизни. Именно так на свет появилась новая методика борьбы с лишним весом, которая получила название «Диета Дюкана».

Когда Пьер Дюкан только начинал свою работу в качестве диетолога, он пытался применять традиционный способ борьбы с лишним весом: учил пациентов считать потребляемые калории и уменьшать их для получения результатов. Но вскоре он понял, что это не путь вперед, а топтание на одном месте. Подобные способы борьбы с излишками веса или не приносили результата вовсе, или пациент мучительно избавлялся от нескольких килограммов, а через считанные дни набирал все заново. Ему пришлось пройти длинный путь проб и ошибок, чтобы выработать основные правила, которые легли в основу его собственной методики, по которой теперь худеют люди во всем мире:

Многие другие диеты ставят человека перед выбором из нескольких возможных блюд и жестко оговаривают их количество. Последователи диеты Дюкана Пьер Дебара - полная биографияразработали почти полторы тысячи различных рецептов. Среди такого разнообразия каждый найдет для себя любимые и подходящие блюда для своего вкуса.

Единственным обязательным требованием для методики Пьера Дюкана является неукоснительное соблюдение всех четырех этапов похудения и поддержания правильного веса, поскольку они являются единым целым. Каждый пройденный этап справляется со своей специфичной задачей, но он неотделим от всех последующих этапов. Поэтому данную методику нужно исполнять всю целиком или не приступать к ней вовсе. Без этапов закрепления и стабилизации все потраченные усилия обречены на провал.

Первая фаза – «атака». В течение этого этапа в меню должна быть преимущественно белковая пища: нежирное мясо птицы, постная ветчина, вареная рыба, говяжья печень и нежирные молочные продукты. Каждый день необходимо съедать 1,5 столовых ложки овсяных отрубей (Пьер Дюкан считает, что только этот продукт активно участвует в избавлении от лишних килограммов). Длительность этого этапа от 3 до 10 дней. Но, нельзя забывать, что такой режим питания является серьезным стрессом для человеческого организма, поэтому на данном этапе пациент может ощущать незначительное ухудшение самочувствия.

Вторая фаза – «круиз или чередование». На этой фазе питание рекомендуется чередовать: от одного дня до пяти на столе белковая пища, в другие дни – овощная. Овощи можно употреблять любые (кроме тех, в которых содержится избыток крахмала: картофель, рис, бобовые и зерновые культуры). На этом этапе можно использовать специи, но не злоупотреблять ими. Каждый день для избавления от лишнего веса нужно потреблять по 2 столовых ложки овсяных отрубей.

Третья фаза – «закрепление». Не секрет, что после диеты сброшенные килограммы могут быстро вернуться. Мы переходим к обычному режиму питания, а организм, побывавший в состоянии стресса, пытается быстрее восстановить прежний вес. Диета Дюкана предлагает выход из двух первых этапов без стресса. Можно употреблять все продукты из прошлых двух фаз и разнообразить свой рацион небольшим количеством хлеба, фруктами, твердыми сырами. Ранее запрещенные продукты могут появляться на вашем столе, но в небольшом количестве и не чаще двух раз в неделю. Этап закрепления должен продолжаться не менее 10 дней на каждый сброшенный килограмм веса. Прием овсяных отрубей продолжается – на этом этапе количество возрастает до 2,5 столовых ложек в сутки.

Четвертая фаза – «стабилизация». На этом этапе все ограничения на продукты снимаются. Единственное правило – один раз в неделю использовать белковую диету. Овсяные отруби принимаем по 3 столовые ложки.

Некоторым людям диета Дюкана может показаться слишком жесткой, но она гарантирует результат. Человек, выполняющий несложные правила питания, избавляется от лишнего веса, возвращает организму утраченное здоровье и былую бодрость духа. У этой диеты много последователей среди голливудских звезд Пьер Дебара - полная биографияи политиков с мировым именем. Этим людям по карману личные диетологи и самые вычурные диеты. Но они на собственном опыте убедились в эффективности диеты Пьера Дюкана и стали ее поклонниками на долгие годы.

Стоит отметить, что бестселлер «Я не умею худеть» — не единственная книга Пьера Дюкана. За годы своей практики он выпустил в свет 19 книг общим тиражом более 2,5 миллионов экземпляров. Книги переведены на десять языков и продаются более чем в ста странах мира.

Считается, что в мире существует не более пяти международных методик избавления от лишнего веса, которые признаны медицинским сообществом и имеют реальные, зафиксированные статистикой положительные результаты. Диета Пьера Дюкана уверенно входит в эту пятерку, а у себя на родине во Франции, его считают самым лучшим в мире диетологом. Сейчас Пьер Дюкан активно использует интернет, чтобы помогать большему количеству больных людей.

«В душе я остался терапевтом, — говорит про себя сам Пьер, — моя цель, помогать людям быть здоровыми и радоваться окружающему нас миру».

Пьер Ферма — биография

Пьер Дебара - полная биография

Пьер Ферма (фр. Pierre de Fermat) (1601-1665) — французский математик, один из создателей аналитической геометрии и теории чисел (теоремы Ферма). Труды по теории вероятностей, исчислению бесконечно малых и оптике (принцип Ферма). Знак зодиака — Лев.

В одном из некрологов Пьеру Ферма говорилось — «Это был один из наиболее замечательных умов нашего века, такой универсальный гений и такой разносторонний, что если бы все ученые не воздали должное его необыкновенным заслугам, то трудно было бы поверить всем вещам, которые нужно о нем сказать, чтобы ничего не упустить в нашем похвальном слове».

К сожалению, о жизни великого ученого известно не так много.

Пьер Ферма родился 17 августа 1601 года на юге Франции, в небольшом городке Бомон-де-Ломань, где его отец — Доминик Ферма — был «вторым консулом», т. е. чем-то вроде помощника мэра. Метрическая запись о его крещении от 20 августа 1601 года гласит: «Пьер, сын Доминика Ферма, буржуа и второго консула города Бомона». Мать Пьера, Клер де-Лонг, происходила из семьи юристов.

Доминик Ферма дал своему сыну Пьеру очень солидное образование. В колледже родного города Пьер приобрел хорошее знание языков — латинского, греческого, испанского, итальянского. Впоследствии он писал стихи на латинском, французском и испанском языках «с таким изяществом, как если бы он жил во времена Августа и провел большую часть своей жизни при дворе Франции или Мадрида».

Пьер Ферма славился как тонкий знаток античности, к нему обращались за консультацией по поводу трудных мест при изданиях греческих классиков. Из древних писателей он комментировал Атенея, Полюнуса, Синезугa, Теона Смирнского и Фронтина, исправил текст Секста Эмпирика По общему мнению, он мог бы составить себе имя в области греческой филологии.

Но Ферма направил всю силу своего гения на математические исследования. И все же математика не стала его профессией. Ученые его времени не имели возможности посвятить себя целиком любимой науке.

Ферма избирает юриспруденцию. Степень бакалавра была ему присуждена в Орлеане. С 1630 года Ферма переселяется в Тулузу, где получает место советника в Парламенте (т. е. суде). О его юридической деятельности говорится в «похвальном слове», что он выполнял ее «с большой добросовестностью и таким умением, что он славился как один из лучших юристов своего времени».

В 1631 году Пьер Ферма женился на своей дальней родственнице с материнской стороны — Луизе де-Лонг. У Пьера и Луизы было пятеро детей, из которых старший, Самюэль, стал поэтом и ученым. Ему мы обязаны первым собранием сочинений Пьера Ферма, вышедшим в 1679 году. К сожалению, Самюэль Ферма не оставил никаких воспоминаний об отце.

При жизни П. Ферма о его математических работах стало известно главным образом через посредство обширной переписки, которую он вел с другими учеными. Собрание сочинений, которое он неоднократно пытался написать, так и не было им создано. Да это и неудивительно при той напряженной работе в суде, которую ему пришлось выполнять. Ни одно из его сочинений не было опубликовано при жизни. Однако нескольким трактатам он придал вполне законченный вид, и они стали известны в рукописи большинству современных ему ученых. Кроме этих трактатов осталась еще обширная и чрезвычайно интересная его переписка. В XVII веке, когда еще не было специальных научных журналов, переписка между учеными играла особую роль. В ней ставились задачи, сообщалось о методах их решения, обсуждались острые научные вопросы.

Корреспондентами Пьера Ферма были крупнейшие ученые его времени Декарт, Этьен и Паскаль, де-Бееси, Христиан Гюйгенс, Торричелли Валлис. Письма посылались либо непосредственно корреспонденту, либо в Париж аббату Мерсенну (соученику Декарта по колледжу); последний размножал их и посылал тем математикам, которые занимались аналогичными вопросами. Но письма ведь почти никогда не бывают только короткими математическими мемуарами. В них проскальзывают живые чувства авторов, которые помогают воссоздать их образы, узнать об их характере и темпераменте. Обычно письма Ферма были проникнуты дружелюбием.

Одной из первых математических работ Пьера Ферма было восстановление двух утерянных книг Аполлония «О плоских местах». Крупную заслугу Ферма перед наукой видят, обыкновенно, во введении им бесконечно малой величины в аналитическую геометрию, подобно тому, как это, несколько ранее, было сделано Кеплером в отношении геометрии древних. Он совершил этот важный шаг в своих относящихся к 1629 году работах о наибольших и наименьших величинах, — работах, открывших собою тот ряд исследований Ферма, который является одним из самых крупных звеньев в истории развития не только высшего анализа вообще, но и анализа бесконечно малых в частности.

В конце двадцатых годов Пьер Ферма открыл методы нахождения экстремумов и касательных, которые, с современной точки зрения, сводятся к отысканию производной. В 1636 году законченное изложение метода было передано Мерсенну и с ним могли познакомиться все желающие.

В 1637—1638 годах по поводу «Метода отыскания максимумов и минимумов» у Ферма возникла бурная полемика с Декартом. Последний не понял метода и подверг его резкой и несправедливой критике. В одном из писем Декарт утверждал даже, что метод Пьера Ферма «содержит в себе паралогизм». В июне 1638 года Ферма послал Мерсенну для пересылки Декарту новое, более подробное изложение своего метода. Письмо его сдержанно, но не без внутренней иронии. Он пишет: «Таким образом, обнаруживается, что либо я плохо объяснил, либо г. Декарт плохо понял мое латинское сочинение. Я все же пошлю ему то, что уже написал, и он, несомненно, найдет там вещи, которые помогут ему отказаться от мнения, будто я нашел этот метод случайно и его подлинные основания мне неизвестны». Пьер ни разу не изменяет своему спокойному тону. Он чувствует свое глубокое превосходство как математика, поэтому не входит в мелочную полемику, а терпеливо старается растолковать свой метод, как это сделал бы учитель ученику.

До Ферма систематические методы вычисления площадей разработал итальянский ученый Кавальери. Но уже в 1642 году Ферма открыл метод вычисления площадей, ограниченных любыми «параболами» и любыми «гиперболами». Им было показано, что площадь неограниченной фигуры может быть конечной.

Пьер Ферма одним из первых занялся задачей спрямления кривых, т. е. вычислением длины их дуг. Он сумел свести эту задачу к вычислению некоторых площадей. Таким образом, понятие «площади» у Ферма приобретало уже весьма абстрактный характер. К определению площадей сводились задачи на спрямление кривых, вычисление сложных площадей он сводил с помощью подстановок к вычислению более простых площадей. Оставался только шаг, чтобы перейти от площади к еще более абстрактному понятию «интеграл».

Дальнейший успех методов определения «площадей», с одной стороны, и «методов касательных и экстремумов» — с другой, состоял в установлении взаимной связи этих методов. Есть указания на то, что Пьер Ферма уже видел эту связь, знал, что «задачи на площади» и «задачи на касательные» являются взаимно обратными. Но он нигде не развил свое открытие сколько-нибудь подробно. Поэтому честь его по праву приписывается Барроу, Исааку Ньютону и Готфриду Лейбницу, которым это открытие и позволило создать Дифференциальное и интегральное исчисления.

Несмотря на отсутствие доказательств (из них дошло только одно), трудно переоценить значение творчества Пьера Ферма в области теории чисел. Ему одному удалось выделить из хаоса задач и частных вопросов, сразу же возникающих перед исследователем при изучении свойств целых чисел, основные проблемы, которые стали центральными для всей классической теории чисел. Ему же принадлежит открытие мощного общего метода для доказательства теоретико-числовых предложений — так называемого метода неопределенного или бесконечного спуска, о котором будет сказано ниже. Поэтому Ферма по праву может считаться основоположником теории чисел.

В письме к де-Бесси от 18 октября 1640 года Пьер Ферма высказал следующее утверждение: если число а не делится на простое число р, то существует такой показатель к, что а—7 делится на р, причем к является делителем р—1. Это утверждение получило название малой теоремы Ферма. Оно является основным во всей элементарной теории чисел. Леонард Эйлер дал этой теореме несколько различных доказательств.

В задаче второй книги своей «Арифметики» Диофант поставил задачу представить данный квадрат в виде суммы двух рациональных квадратов. На полях, против этой задачи, Ферма написал:

«Наоборот, невозможно разложить ни куб на два куба, ни биквадрат на два биквадрата и вообще ни в какую степень, большую квадрата, на две степени с тем же показателем. Я открыл этому поистине чудесное доказательство, но эти поля для него слишком узки». Это и есть знаменитая Великая теорема.

Теорема эта имела удивительную судьбу. В прошлом веке ее исследования привели к построению наиболее тонких и прекрасных теорий, относящихся к арифметике алгебраических чисел. Без преувеличения можно сказать, что она сыграла в развитии теории чисел не меньшую роль, чем задача решения уравнений в радикалах. С той только разницей, что последняя уже решена Галуа, а Великая теорема до сих пор побуждает математиков к исследованиям. С другой стороны, простота формулировки этой теоремы и загадочные слова о «чудесном доказательстве» ее привели к широкой популярности теоремы среди не математиков и к образованию целой корпорации «ферматистов», у которых, по словам Дэвенпорта, «смелость значительно превосходит их математические способности». Поэтому Великая теорема стоит на первом месте по числу данных ей неверных доказательств.

Сам Пьер Ферма оставил доказательство Великой теоремы для четвертых степеней. Здесь он применил «метод неопределенного или бесконечного спуска», который он описывал в своем письме к Каркави (август 1659 года) следующим образом:

«Если бы существовал некоторый прямоугольный треугольник в целых числах, который имел бы площадь, равную квадрату, то существовал бы другой треугольник, меньший этого, который обладал бы тем же свойством. Если бы существовал второй, меньший первого, который имел бы то же свойство, то существовал бы в силу подобного рассуждения третий, меньший второго, который имел бы то же свойство, и, наконец, четвертый, пятый, спускаясь до бесконечности. Но если задано число, то не существует бесконечности по спуску меньших его (я все время подразумеваю целые числа). Откуда заключают, что не существует никакого прямоугольного треугольника с квадратной площадью». Именно этим методом были доказаны многие предложения теории чисел, и, в частности, с его помощью Эйлер доказал Великую теорему для п=4 (способом, несколько отличным от способа Ферма), а спустя 20 лет и для п=3.

В прошлом веке Куммер, занимаясь Великой теоремой Ферма, построил арифметику для целых алгебраических чисел определенного вида. Это позволило ему доказать Великую теорему для некоторого класса простых показателей п. В настоящее время справедливость Великой теоремы проверена для всех показателей п меньше 5500.

Отметим также, что Великая теорема связана не только с алгебраической теорией чисел, но и с алгебраической геометрией, которая сейчас интенсивно развивается.

У Пьера Ферма есть много других достижений Он первым пришел к идее координат и создал аналитическую геометрию. Он занимался также задачами теории вероятностей. Но Ферма не ограничивался одной только математикой, он занимался и физикой, где ему принадлежит открытие закона распространения света в средах. Пьер исходил из предположения, что свет пробегает путь от какой-либо точки в одной среде до некоторой точки в другой среде в наикратчайшее время. Применив свой метод максимумов и минимумов, он нашел путь света и установил, в частности, закон преломления света. При этом Ферма высказал следующий общий принцип: «Природа всегда действует наиболее короткими путями», который может считать предвосхищением принципа наименьшего действия Мопертюи — Эйлера.

Одно из последних писем ученого к Каркави получило название «завещание Ферма». Вот его заключительные строки:

«Быть может, потомство будет признательно мне за то, что я показал ему, что древние не все знали, и это может проникнуть в сознание тех, которые придут после меня для передачи факела сыновьям, как говорит великий канцлер Англии, следуя чувствам которого, я добавлю: «Многие будут приходить и уходить, а наука обогащается».

Пьер Ферма скончался 12 января 1665 года во время одной из деловых поездок. (Самин Д. К. 100 великих ученых. — М.: Вече, 2000)

Ферма (Пьер Fеrma) — знаменитый французский математик 1601 — 1665). Сын торговца; изучил законоведение и с 1631 г. до конца жизни был советником Тулузского парламента.

Научные сведения Пьера Ферма, и притом не только в области наук математических, поражали его соотечественников разносторонностью. Владея южноевропейскими языками и глубоко изучив латинский и греческий, Ферма был гуманистом и поэтом, писавшим французские и латинские стихи. Из древних писателей он комментировал Атенея, Полиенуса, Синезиуса, Теона Смирнского и Фронтина, исправил текст Секста Эмпирика.

Изучив творения Бэкона Веруламского, Пьер Ферма не только проник в их смысл глубже Декарта, но в отношении экспериментального метода он пошел даже далее самого их автора, так как не ограничился одним теоретическим знакомством с методом, но в ряде опытов по предмету экспериментальной механики дал ему непосредственное приложение к действительности.

При жизни Пьера об его математических работах стало известно главным образом через посредство обширной переписки, которую он вел с другими учеными, преимущественно с Мерсеннем, Робервалем, Паскалями: Этьенном и Блезом, Декартом, Френиклем, Каркави, Пьер Гассенди, Сенье, Булльо, Дигби, Клерселье, Лалувером и Гюйгенсом.

Сам Пьер Ферма напечатал только два свои произведения: геометрическую диссертацию «De linearum curvarum cum lineis rectis comparatione» (Тулуза, 1660), вместе с приложением к ней и анонимную статью без заглавия, вошедшую в качестве «первой части второго прибавления» в состав книги иезуита Лалувера: «Veterum Greometria promota in septem de Cycloide libris, et in duabus adjectis Appendicibus» (Тулуза, 1660).

Из переписки Пьера Ферма при его жизни в печать проникли, кроме нескольких отрывков, письмо к Гассенди, помешенное в VI томе «Собрания сочинений» последнего (Лион, 1658), и девять писем, напечатанных английским математиком Валлисом в его издании «Commtrcium epistolicum de Quaestionibus quibusdam Mathematicis nuper habitum inter nobilissimos Viros etc.» (Оксфорд, 1658). Этих работ для Ферма оказалось, однако же, вполне достаточным для единогласного его признания современниками одним из выдающихся математиков.

Крупную заслугу Пьера Ферма перед наукой видят, обыкновенно, во введении им бесконечно малой величины в аналитическую геометрию, подобно тому, как это несколько ранее, было сделано Кеплером в отношении геометрии древних. Он совершил этот важный шаг в своих относящихся к 1629 г. работах о наибольших и наименьших величинах, — работах, открывших собою тот из важнейших рядов исследований Ферма, который является одним из самых крупных звеньев в истории развития не только высшего анализа вообще, но и анализа бесконечно малых в частности. Метод Пьера Ферма нахождения наибольших и наименьших величин состоял в следующем.

В выражение, переходящее в свое наибольшее или наименьшее значение, вместо неизвестного х вставляется сумма двух неизвестных х+е. Полученная через эту подстановку новая форма выражения приравнивается его первоначальной форме, чем и порождается взгляд на неизвестное е, как на величину крайне малую. В найденном, таким образом, уравнении опускаются содержащиеся в обеих его частях одинаковые члены, оставшиеся делятся на е и те из них, в которых е удержалось и после деления, опускаются совсем. В результате получается уравнение, доставляющее наибольшее или наименьшее значение неизвестного х. Этот метод лег в основание и двух следовавших за ним, также очень важных работ Ферма в той же области, именно способа проведения касательных к кривым и приема определения центра тяжести параболоида вращения.

Из них первый сделался известным в 1642 г. из «Дополнения» к «Cursus mathematici» Геригона, а второй — из статьи «Centrum gravitatis parabolici conoidis, ex eadem methodo», пересланной в 1638 г. через Мерсення Робервалю. В ряде исследований Пьер Ферма по предмету высшего анализа все указанные до сих пор могут быть обозначены, следуя новейшей терминологии, одним общим названием приложений дифференциального исчисления. Что касается остальных исследований из принадлежащих тому же ряду, то они также могут быть соединены в одну группу, общая характеристика которой вполне исчерпывается термином приложения интегрального исчисления. Членами этой группы были квадратуры, кубатуры и ректификации.

Первое сделавшееся известным изложение результатов работ Пьер Ферма по предмету квадратур и кубатур представляет упомянутая уже выше статья («Ad Bon. Cavalierii quaestiones responsa»), посланная автором в 1644 г. Кавальери через посредство Мерсення. Предмет ее состоит в несопровождаемом доказательствами изложении данных автором решений вопросов Кавальери. Она содержит в себе квадратуры парабол различных порядков, кубатуры происходящих от них тел вращения и определения центров тяжести последних. В гораздо более подробном виде знакомит с теми же работами Ферма другое, по-видимому, более позднее сочинение, напечатанное после смерти автора: «De aequationum localium transmutatione et emendatione ad multimodam curvilineorum inter se vel cum rectilineis comparationern, cui annectitur proportionis geometricae in quadrandis infinitis parabolis et hyperbolis usus».

Что касается найденного Пьером Ферма способа ректификации или выпрямления кривых, то он изложен в его уже упомянутой выше диссертации «De linearum curvarum cum lineis rectis comparatione». Не менее важными по своим последствиям, чем работы по высшему анализу, и едва ли не более блестящими по своей глубине и остроумию были результаты исследований Ферма в области теории чисел. Особого, посвященного им сочинения автор не оставил, но сохранились заметки, рассеянные и, по большей части, без доказательств в письмах Ферма, и в особенности на полях принадлежащего автору экземпляра сочинений Диофанта в издании Баше де Мезириака.

В числе заметок на экземпляре сочинений Диофанта находилось важнейшее из открытий Пьера Ферма в области теории чисел, — теорема о невозможности разложения какой-нибудь степени, за единственным исключением квадрата, на две такие же степени. Знаменитое предложение, известное под именем «теоремы Ферма» и выражаемое сравнением (mod p), в котором р есть первоначальное число, а а есть число, не делящееся на р, было дано Фермом в письме к неизвестному лицу от 18 октября 1640 г. Доказательство первой из этих двух теорем было найдено позднейшими математиками (Эйлером, Дирикле, Куммером) только с большим трудом, и притом в формах, которыми сам П. Ферма никак не мог пользоваться.

Из других работ Пьера Ферма остается упомянуть:

1) об его занятиях решением некоторых вопросов теории вероятностей, вызванных или поставленных перепискою с Блезом Паскалем;

2) о попытках восстановления некоторых из утраченных произведений древних греческих математиков и, наконец,

3) об его спорах с Декартом по поводу метода определения наибольших и наименьших величин и по вопросам диоптрики.

Сочинениями, которые Пьер Ферма намеревался восстановить, были «Поризмы» Эвклида и «Плоские места» Аполлония Пергейского. Поводом ко второму из вышеупомянутых споров Ферма с Декартом был найденный последним закон преломления. Пьер Ферма находил сомнительным утверждение противника, что свет при прохождении через тело встречает тем менее сопротивления, чем это тело плотнее. Также спорил он и против утверждения, что отражение света может быть объяснено отскакиванием неупругих световых частиц. Позднее, после смерти Декарта, спор по тем же предметам Пьер Ферма продолжал с его учеником Kлepселье.

Собрание математических сочинений и писем Пьером Ферма было издано в, первый раз его сыном Самюелем в 1679 г.: «Varia opera mathematica D. Petri de Fermat, Senatoris tolosani. Accesserunt selectae quaedam ejusdem Epistolae, vel ad ipsum a plerisque doctissimis viris Gallice, Latine, vel Italice, de rebus ad Mathematicis disciplinas aut Physicam pertinentibus scriptae» (Тулуза). В 1861 г. в Берлине появилась перепечатка этого издания, сделанная Фридлендером.

Астрология возникла в древности (вавилонская храмовая астрология и другие), была тесно связана с астральными культами и астральной мифологией. Получила широкое распространение в Римской империи (первые гороскопы — на рубеже 2-1 веков до нашей эры). С критикой астрологии как разновидности языческого фатализма выступило христианство. Арабская астрология, достигшая значительного развития в 9-10 веков, с 12 века проникла в Европу, где астрология пользуется влиянием до середины 17 века и затем вытесняется с распространением естественнонаучной картины мира.

Пьер Ришар, биография, новости, фото

Пьер Дебара - полная биография

Имя: Пьер Ришар (Pierre Richard)

Настоящее имя: Пьер Ришар Морис Шарль Леопольд Дефе

День рождения: 16 августа 1934 (85 лет)

Место рождения: г. Валансьен, Франция

Рост: 178 см

Вес: 75 кг

Восточный гороскоп: Собака

Карьера: Иностранные актеры 165 место

Фото: Пьер Ришар

  • Пьер Дебара - полная биография
  • Пьер Дебара - полная биография
  • Пьер Дебара - полная биография
  • Пьер Дебара - полная биография
  • Пьер Дебара - полная биография

Видео: Пьер Ришар

Биография Пьера Ришара

Детство и юношеские годы

Свое детство Пьер провел в огромном особняке, обнесенном высоким забором. Дед, набожный католик, воспитывал внука в строгости и на корню пресекал даже самые невинные шалости. Отдушиной для мальчика были визиты к дедушке по материнской линии, щедрому, веселому и эмоциональному итальянцу, который без памяти любил внука и во всем ему потакал. Впоследствии он единственный из всей семьи поддержал желание Пьера стать актером и не сомневался, что парень обязательно преуспеет.

Знакомство с двумя противоположными мирами помогло Пьеру еще в детстве прочувствовать и элегантность светского общества, и вкус к жизни простых людей. Детские годы Ришара пришлись на войну и оккупацию Франции немецкими захватчиками. По соседству жил еврейский мальчик, который ходил с нашитой звездой Давида на одежде, а затем куда-то бесследно исчез. Став взрослым, Пьер понял, что произошло с этим ребенком и его семьей.

Когда внук подрос, Леопольд определил его в закрытый пансион для мальчиков, где Пьер вынужден был находиться пять дней в неделю. В заведении учились преимущественно дети простых горожан – ремесленников, крестьян и шахтеров, и Пьер, приезжавший в школу на лимузине, был для них чужаком, объектом для насмешек и издевательств. Но вместо того чтобы обижаться и лезть в драку, Пьер отшучивался и рассказывал смешные истории и вскоре завоевал уважение и авторитет в коллективе.

Деду тоже нравились импровизации внука, он часто просил его декламировать стихи перед гостями. Однажды он предложил Пьеру выступить в образе Сирано де Бержерака и даже достал ему костюм и шпагу. Получился настоящий спектакль, который был встречен бурными овациями. Именно тогда двенадцатилетний мальчик впервые почувствовал себя артистом и «заболел» театром и кино.

Еще одним увлечением нашего героя был джаз – юноша коллекционировал пластинки и даже (втайне от деда) пробовал учиться играть на трубе. В старших классах его кумиром стал Дэнни Кей – замечательный танцор и комик, звезда американских мюзиклов. Пьер не пропускал ни одного фильма с его участием, заучивал движения, мимику и танцевальные па, а дома повторял их перед зеркалом.

Желание стать актером пробудила в юноше и красавица Марина Влади, в которую он пылко влюбился еще в школьные годы. Пьер понимал, что для достижения своей цели ему необходимо овладеть не только актерским мастерством, но и научиться профессионально петь и танцевать. Все это ему очень нравилось, и после окончания школы юноша объявил, что хочет поступать в театральную школу. Эта идея вызвала бурый протест у родственников – авторитарный дед мечтал, что внук продолжит семейное дело и слышать не хотел ни о кино, ни о театре. Но Пьер настоял на своем и, рассорившись с семьей, отправился в Париж.

Начало творческого пути

Роли в кино

В российском кинематографе

Режиссерские работы

Личная жизнь Пьера Ришара

Пьер Ришар сейчас

С 1996 года наш герой преданно служит парижскому театру «Алеф». На спектакль «Пьер и сын», где наш герой играет главную роль, практически невозможно достать билеты. Так же при полных аншлагах проходит постановка «Страсти Ришара», где актер выходит на сцену с одним из своих сыновей.

Летом 2019 Ришар был приглашен в качестве почетного гостя на кинофестиваль «Хрустальный источник», проходивший в Ессентуках. Актер выступил на открытии, получил из рук организаторов почетный приз «За высокое служение искусству» и рассказал о своих ближайших планах. За время своего визита Пьер успел осмотреть лермонтовские места, полюбоваться величественной кавказской природой и попробовать целебную минеральную воду из местных источников.

Биография Марии Кюри

Детство и ранние годы

Мария Склодовская (в замужестве Кюри) была младшей из пятерых детей Брониславы и Владислава Склодовских. Оба её родителя были учителями.

С ранних лет девочка пошла по стопам отца, живо интересуясь математикой и физикой. Получив начальное образование в школе Я. Сикорской, Мария поступает в женскую гимназию, которую в 1883 г. оканчивает с золотой медалью. Поступление в мужской Варшавский университет ей было заказано, а потому ей остаётся только согласится на должность учителя в Летучем университете. Однако расставаться с мечтой получить заветную учёную степень Мария не спешит, и заключает со своей старшей сестрой Брониславой сделку о том, что вначале она будет поддерживать сестру, за что в дальнейшем сестра поможет ей.

Мария берётся за всякую работу, становится частным репетитором и гувернанткой, чтобы заработать деньги сестре на обучение. И в это же время она занимается самообразованием, с упоением читая книги и научные труды. Она также начинает собственную научную практику в химической лаборатории.

В 1891 г. Мария переезжает во Францию, где поступает в Парижский университет Сорбонну. Там её имя преобразуется во французское имя Мари. Ввиду того, что финансовой поддержки ей ждать было неоткуда, девушка, пытаясь заработать себе на жизнь, по вечерам даёт частные уроки.

В 1893 г. она получает степень магистра физики, а уже в следующем году – и магистра математики. Свои научные труды Мария начинает с исследований различных видов стали и их магнитных свойств.

Поиск большей лаборатории приводит её к знакомству с Пьером Кюри, на тот момент – преподавателем Школы физики и химии. Он и поможет девушке найти подходящее место для исследований.

Мария предпринимает несколько попыток вернуться в Польшу и продолжить свою научную деятельность на родине, однако там в ведении этой деятельности ей отказывают, просто потому, что она – женщина. В конце концов, она возвращается в Париж, чтобы получить степень доктора философии.

Научная деятельность

В 1896 г. открытие Генри Беккереля о способности урановых солей к излучению вдохновляет Марию Кюри на новые, более глубокие исследования этого вопроса. Применив электрометр, она обнаруживает, что испускаемые лучи остаются неизменными, независимо от состояния или вида урана.

После более пристального изучения этого явления, Кюри обнаруживает, что лучи исходят из атомной структуры элемента, а не являются результатом взаимодействия молекул. Именно это революционное открытие станет началом атомной физики.

Поскольку только на заработки от исследовательской деятельности семья существовать не могла, Мария Кюри берётся за преподавание в Высшей нормальной школе. Но, одновременно, она продолжает работать с двумя образцами урановых минералов, уранинитом и торбернитом.

Заинтересовавшись её исследованиями, Пьер Кюри в 1898 г. бросает собственную работу с кристаллами и присоединяется к Марии. Вместе они начинают поиск веществ, способных излучать радиацию.

В 1898 г., работая с уранинитом, они обнаруживают новый радиоактивный элемент, который называют «полонием», в честь родины Марии. Всё в том же году, они откроют ещё один элемент, который получит название «радий». Тогда-то они и введут термин «радиоактивность».

Чтобы в подлинности их открытия не осталось и тени сомнения, Пьер и Мария принимаются за отчаянное предприятие – получить из уранинита полоний и радий в чистом виде. И, в 1902 г., им удаётся выделить соли радия методом дробной кристаллизации.

В этот же период, с 1898 г. по 1902 г., Пьер и Мария публикуют не менее 32 статей, в которых подробно описывают процесс своей работы с радиоактивностью. В одной из этих статей они утверждают, что клетки, поражённые опухолями, под воздействием радиации разрушаются быстрее здоровых клеток.

В 1903 г. Мария Кюри получает докторскую степень в Парижском университете. В этом же году, Пьеру и Марии Кюри присуждают Нобелевскую премию по физике, которую они примут лишь в 1905 г.

В 1906 г., после смерти Пьера, Марии предлагают место главы кафедры физики, которое раньше занимал её покойный муж, и профессорство в Сорбонне, на что она охотно соглашается, намереваясь создать научную лабораторию мирового класса.

В 1910 г. Мария Кюри успешно получает элемент радий и определяет международную единицу измерения радиоактивного излучения, которую впоследствии назовут в честь неё – кюри.

В 1911 г. она вновь становится лауреатом Нобелевской премии, на сей раз в области химии.

Международное признание, наравне с поддержкой французского правительства, помогает Склодовской-Кюри основать в Париже Институт радия – заведение, нацеленное на проведение исследований в области физики, химии и медицины.

Во время Первой мировой войны Мария Кюри открывает радиологический центр, чтобы помочь военным врачам в уходе за раненными солдатами. Под её руководством собирают двадцать передвижных радиологических лабораторий, и ещё 200 радиологических блоков размещают в полевых госпиталях. Судя по имеющимся свидетельствам, с помощью её рентгеновых аппаратов было обследовано более миллиона раненных.

Уже после войны она издаст книгу «Радиология на войне», в которой детально опишет свой опыт военного времени.

На протяжении последующих лет Мария Кюри путешествует по разным странам в поисках средств, необходимых для продолжения исследований свойств радия.

В 1922 г. она становится членом Французской академии медицины. Марию также избирают членом Международной комиссии по интеллектуальному сотрудничеству при Лиге Наций.

В 1930 г. Мария Склодовская-Кюри становится почётным членом Международного комитета атомных весов.

Основные работы

Марии Кюри – помимо открытия двух элементов, полония и радия, а также выделения радиоактивных изотопов – принадлежит введение термина «радиоактивность» и формулировка теории радиоактивности.

Награды и достижения

В 1903 г., за выдающиеся заслуги в совместных исследованиях явления радиоактивности, открытого профессором Генри Беккерелем, Марии Кюри, совместно с её мужем Пьером Кюри, присуждается Нобелевская премия по физике.

В 1911 г. Мария вновь становится лауреатом Нобелевской премии, на сей раз в области химии, за открытие элементов радия и полония, за выделения радия в чистом виде, а также за изучение природы и свойств этого замечательного элемента.

В её честь будут называть здания, учреждения, университеты, общественные места, улицы и музеи, а её жизнь и труды опишут в произведениях искусства, книгах, биографиях и фильмах.

Личная жизнь и наследие

Будущему мужу, Пьеру Кюри, Марию представил польский физик, профессор Юзеф Ковальский-Веруш. Взаимная симпатия возникает мгновенно, ведь оба были охвачены общей страстью к науке. Пьер предлагает Марии выйти за него замуж, но получает отказ. Не отчаиваясь, Пьер вновь просит её руки, и 26 июля 1895 г. они сочетаются узами брака. Два года спустя, их союз был благословлён рождением дочери Ирен. В 1904 г. родилась их вторая дочь Ева.

Мария Склодовская-Кюри, страдавшая вследствие длительного воздействия радиации гипопластической анемией, скончалась 4 июля 1934 г. в санатории Санселльмоз в Пасси, в департаменте Верхняя Савойя. Похоронили её рядом с Пьером во французской коммуне Со.

Однако через шестьдесят лет их останки перенесут в парижский Пантеон.

Интересные факты

Мария Кюри стала первой женщиной-лауреатом Нобелевской премии, и единственной женщиной, получившей эту престижную награду в несхожих областях двух различных наук. Благодаря Марии в науке появился термин «радиоактивность».

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Биография Пьера Кюри

Пьер Дебара - полная биография

(1859 — 1906)

Французский физик Пьер Кюри родился в Париже 15 мая 1859 г. в семье медиков. Отец решил дать своему весьма самостоятельному сыну домашнее образование. Мальчик оказался на чудо усердным и старательным учеником, который уже в 16 лет получил ученую степень бакалавра Парижского университета (Сорбонни). Через два года он получил степень магистра физических наук. В университете в течение 1878- 1883 гг. работал ассистентом, потом в Школе физики и химии, в 1895 г. — заведовал кафедрой. В 1895 г. вступил в брак с Марией Склодовской.

Пьер Дебара - полная биография

За время работы в университете он занимался исследованием природы кристаллов. Вместе со своим старшим братом Жаком Кюри на протяжении четырех лет проводил интенсивные экспериментальные работы, вследствие чего им повезло открыть пьезоэлектрический эффект — появление под действием приложенной извне силы на поверхности некоторых кристаллов электрических зарядов, а также обратный эффект — возникновение упругой деформации кристалла в случае предоставления ему электрического заряда. Используя открытый пьезоэлектрический эффект, они сконструировали высокочувствительный прибор для измерения малых доз электричества и слабых токов. В 1884 — 1885 гг. П.Кюри развил теорию образования кристаллов и исследовал законы симметрии в них, в частности, впервые ввел (1885) понятие поверхностной энергии граней кристалла и сформулировал общий принцип роста кристаллов. Предложил (1894) также принцип, который дает возможность определять симметрию кристалла, который находится под определенным влиянием — «ПРИНЦИП Кюри».

Как разностороняя и многогранная личность он смог осуществить исследование магнитных свойств тел в широком диапазоне температур, установить (1895) независимость магнитной восприимчивости диамагнетиков от температуры и ее обратно пропорциональную зависимость от температуры для парамагнетиков (закон Кюри).

С 1897 года научные интересы П.Кюри сосредоточиваются на изучении радиоактивности, где он вместе с Марией Склодовской-Кюри сделал ряд выдающихся открытий: 1898 г. — новые радиоактивные элементы — полоний и радий; 1899 г. — приведенную радиоактивность и сложный характер радиоактивного излучения; 1901 г. — биологическую действие радиоактивного излучения; 1903 г. — количественный закон снижения радиоактивности ( введены понятие периода полураспада) независимо от внешних условий, исходя из этого предложил использовать период полураспада как эталон времени для определения абсолютного возраста земных пород; этого же года вместе с А.Лабордором нашел произвольное выделение тепла солями радия (это стало первым наглядным свидетельством существования атомной энергии). Выдвинул гипотезу радиоактивного распада. Организовал промышленную добычу радия на основе разработанной технологии изъятия радия из урановой руды.

За исследования радиоактивности и открытие радия 1903 г. Пьеру Кюри была присуждена Нобелевская премия в области физики.

Плодотворная творческая работа давала не только моральное удовлетворение, но и материальное благосостояние — расширялась материальная база исследований, создавалась новая лаборатория. Но, как и Беккерель, Кюри рано ушел из жизни, не успев насладится триумфом и осуществить замыслы. Дождевого дня 19 апреля 1906 г., переходя улицу, он поскользнулся и упал. Голова его попала под колесо конного экипажа. Смерть настала мгновенно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *