Принципы

Принципы

Принципы планирования

Принципы

Современному человеку ежедневно приходится решать одну непростую задачу – успевать бежать в одну ногу со временем и не потерять себя в этой постоянной гонке. Это правило касается не только деловых людей, чья жизнь проходит в вечных совещаниях, встречах и командировках, но и тех, кто ведет размеренный образ жизни и работает на дому. Основная задача и тех и других – грамотно спланировать свой день так чтобы успеть решить все важные дела и оставить время на отдых. Помочь в этом вопросе, призваны принципы планирования времени.

Основные принципы и методы планирования

Планирование времени – процесс творческий и в то же время серьезный. План на следующий день нужно составлять до того как этот день начнется. Чем подробнее вы напишите, какими делами в первую очередь нужно заняться, тем проще будет их выполнять. Помните главное правило – не начинайте следующее дело, пока не закончите предыдущее. Не стоит забывать и про основные этапы и принципы планирования. Создавая план действий на какой-либо срок, и в процессе выполнения этого плана, придерживайтесь следующих пяти пунктов:

  1. Определите и сформулируйте цель вашего планирования.
  2. Сделайте анализ формирования конечной ситуации, которую вы запланировали.
  3. Ищите различные альтернативы и пути выхода из непредвиденных ситуаций.
  4. Оцените и выберите наилучшую альтернативу.
  5. Примите то решение, которое считаете лучшим для завершения запланированного дела.

К принципам планирования относятся те понятия, которые определяют направление и характер разработки планов, а также способствуют проверке их выполнения. Задачи и принципы планирования сводятся к тому, чтобы создать благоприятную почву для эффективной работы и сократить вероятность отрицательных результатов.

Основные принципы планирования:

  1. Единство (или системность). Планирование должно носить системный характер, т.е. состоять из элементов и уровней задач взаимосвязанных между собой.
  2. Непрерывность. Планирование должно быть цикличным, т.е. одни планы должны приходить на смену другим. Таким образом, все этапы планирования должны следовать друг за другом, а само планирование должно иметь связь с прогнозированием.
  3. Точность. Это принцип требует того чтобы планы были конкретными и включали в себя описание деталей.
  4. Участие. В разработке плана иногда должны участвовать те, кто непосредственно будет реализовывать его в жизнь. В процессе планирования с участием отдельных специалистов появляются новые идеи, которые зачастую играют большую роль в реализации конечной цели.
  5. Гибкость. Принцип гибкости в планировании заключается в способности плана менять свою целевую ориентацию при возникновении непредвиденных обстоятельств. Используя этот универсальный принцип планирования, при постановке новых задач, в план необходимо вносить резервы. Другое их название – надбавки безопасности или финансовые подушки (амортизаторы). При изменении условий резервы выполняют функцию подстраховки.

Принципы планирования рабочего времени

Основным видом деятельности человека, который занимает значительное место в жизни человека, является работа. Поэтому каждому человеку жизненно необходимо знать принципы планирования рабочего времени. Существует несколько таких принципов. В зависимости от рода вашей деятельности, можно выбрать наиболее удобный принцип, подходящий к вашему плану действий.

1. Принцип ПАРЕТО (соотношение 80:20). Итальянский экономист Вильфредо Парето утверждал, что в любой группе её малая часть является более важной, чем её вес в этом группе. Например:

  • 20% клиентов приносят 80% прибыли;
  • 80% ошибок вызывают 20% потерь;
  • 80% товаров приносят 20% оборота или прибыли.

Если этот принцип использовать в управлении своим временем, то получится, что 80% потраченного времени (это многочисленные мелкие проблемы) принесет в итоге 20% результата. В то время как 20% времени потраченного на несколько важнейших проблем результате даст 80% результата. Применение этого принципа в ежедневной работе будет значить, что не стоит тратить время на легкие и небольшие дела. Лучше в первую очередь рассматривать более важные задачи, даже если они неприятны вам и тяготят вас своим наличием.

2. Принцип Эйзенхауэра. В своем анализе проблем планирования рабочего времени этот американский генерал сделал вывод, что большинство людей тратит свое время и силы на срочные и мелкие задачи, в том время как решать нужно действительно важные дела. Согласно его принципу расставлять приоритеты, необходимо исходя из срочности и важности, а все дела можно разделить на 4 категории:

  • срочные и важные. Именно ими необходимо заниматься в первую очередь;
  • срочные, но не важные. Из-за срочности таких дел мы стараемся решить их также как и важные, тратя на них свои силы. Если у вас есть такая возможность, лучше отдать эти дела на исполнение кому-то другому, либо выполнять их очень быстро и не акцентировать на них внимание;
  • не срочные, но важные. Из-за отсутствия конкретных сроков такие дела откладываются в долгий ящик. Главная проблема здесь кроется в том, что и эти дела со временем становятся срочными. Лучше не тянуть с их решением до последнего, а выполнить задолго до окончания сроков; Принципы
  • не срочные и не важные. Именно такие дела способны образовать гору бумаг на вашем рабочем столе. Старайтесь не копить такие дела по полгода, чтобы потом ваше основное время не уходило на задачи, которые при своевременном решении заняли бы у вас 5 минут.

И напоследок, несколько дополнительных советов о грамотном использовании принципов планирования. Начинайте ваш рабочий день всегда в одно и то же время. Создайте себе рабочий режим, и постепенно у вас выработается привычка, и многие действия станут автоматическими. В своей деятельности старайтесь выполнять рабочий минимум. Вы всегда должны знать минимальный план действий на день. Ставьте промежуточные цели. Допустим за рабочую неделю вам необходимо побить собственный рекорд по выполнению определенной деятельности. Таким образом, вам всегда будет к чему стремиться и за что себя похвалить.

принцип

Слово принцип

Принципы

Слово принцип перешло в русский язык во времена Петра Первого как заимствование из немецкого языка в значении «главная исходная точка, основное исходное положение». В русском языке слово принцип использовалось редко, произношение и ударение установилось не сразу и даже во второй половине 19 века использовались разные варианты: прынцип, принсип, принципий.

Происхождение слова принцип

Очевидно, что в немецком языке и в английском слово principle происходило от латинского principium, которое в свою очередь имело основу в principis, происходящего от primus, что значит «первый» + capere брать – буквально – первый беру, смысл которого совпадал со словом «начало».

В Древнем Риме слово принцип использовали в военном деле для обозначения тяжеловооруженного воина, который ставился обычно в первый (primus) ряд римских легионов (отсюда и название). Понятие принцип как наименование разновидности солдата происходило напрямую от слова primus. Принцип ы – это название оборонительного пояса римского легиона, прорвать который было довольно сложно.

Принцип значение слова

Однако впоследствии у римлян появились другие значения слова принцип, которые они переняли у греков, у которых текст по древнегреческой философии содержал термин αρχήархэ для аналогичного понятия.

В наше время термин принцип используется чаще всего в трех смыслах: философское начало, ценность личности, основа-закон-опора.

  • Принцип в значение «начало» чаще всего используют в умозрительной теории как исходное или основное положение теории, учения, науки, мировоззрения.
  • Второй смысл принцип получает как характеристика внутреннего мира человека — список личностных ценностей, основных убеждений, определяющих отношение человека к действительности и нормы его поведения.
  • Третий смысл слово принцип получает в мире техники, где значение принципа совпадает с физическим законом, по которому действуют машины или механизмы.

Принципы

Определения понятия принцип

В древнегреческой философии одна из данных в опыте реальностей выделялась как основная и обозначалась как ПРИНЦИП всего существующего, для чего отдельные философы назначали разные стихии как знак принципа: вода — у Фалеса, воздух — у Анаксимена. Но так как ПРИНЦИП не может быть тем, что обыкновенно называется водой или воздухом, то уже в древности поняли, что такое определение противоречит понятию принципа и подошли к пониманию всемирного ПРИНЦИПА как чего-то беспредельного. Найти такой ПРИНЦИП, который действительно содержал бы в себе основания для всего сушествующего, составляет главную задачу философии.

На вопрос — принцип это Википедия — дает следующий ответ: В теоретической философии то, чем объединяется в мысли и в действительности известная совокупность фактов.

Идеальное требование или норма метафизического принципа сводится к следующему: такой принцип должен обладать наибольшим внутренним единством и наибольшей полнотой содержания, и связь его с тем, что из него объясняется, должна быть наиболее ясной и внутренней обязательностью.

Какие существуют принципы

Думаю, лучше всего привести цитаты из толковых словарей:

Принцип — — идеальное начало, с помощью которого мыслитель охватывает воедино определенную совокупность фактов, фрагментарных знаний или отдельных идей.

Принцип — (лат. principum — начало, основа, происхождение, первопричина) — основание некоторой совокупности фактов или знаний, исходный пункт объяснения или руководства к действиям. В античности онтологическое определение П. как субстанции, в своем существовании не нуждающийся ни в чем, кроме себя, делает возможным понимание бытия и основополагание философии как исследования вопроса о бытии.

Предмет рассмотрения берется чаще всего природа (Милетская школа), а также идеальные сущности (пифагорейцы, Платон).

В логическом смысле принцип есть центральное понятие, основание системы, представляющей обобщение и распространение какого-либо положения на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован.

Однако их применение, предполагает некоторые процедуры (или доказательства), без которых разум не может обойтись. Критическая философия различает понятие принципа (первое положение, исходная точка) и основания (принципы обоснования и объяснения). Например, принципом философии Декарта является «мыслю, следовательно, существую», в то время как ее основание – «божественная правдивость».

Иногда термину принцип придается значение источника чего-нибудь, напр., в высказываниях: принцип жизни, Бог — высший принцип бытия и познания, Бог — принцип всякой истины и пр.

Принципы и нормы морали

В этике принцип понимается как внутреннее убеждение, система ценностей человека — норма — которая задает общую установку по отношению к действительности, норму поведения и деятельности.

Принцип — начало, исходная точка. Принципы бывают различных видо:в логические принципы, строго управляющие сферой обоснованного знания (из них наиболее общими являются принципы тождества, непротиворечия и исключенного третьего); нравственные принципы, определяющие поведение человека, стремящегося совершать лишь приемлемые поступки.

Помимо всеобщего метафизического П., этот термин употребляется также и для обозначения известных особых точек зрения на ту или другую сторону мышления и бытия: П. достаточного основания, П. индивидуации.

В практической философии, этике, принцип есть норма, правило поведения. Эта норма поведения может быть всеобщей (моральной) и частной. Например, библейские заповеди представляют собой моральные принципы. Одним из принципов морали считается максима «поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступили с тобой». Близким к этому принципу является категорический императив Канта. Могут быть и частные, не моральные принципы, согласно которым, индивид корректирует своё частное поведение.

В современном понимании понятие принципа часто отождествляется с понятиями каприза, упрямства, самодурства. Человек может поступить из принципа не так, как поступили все. К примеру, все в холодную погоду одеваются тепло, а этот из принципа вышел на улицу в майке. Естественно, тут никакой принципиальности нет. Но очень часто словом принцип прикрывают собственную придурь.

Что означает слово принцип

Что означает слово принцип в технике? Принцип в технике — это закон (физический), основное положение о чем-то, например, принцип всемирного тяготения. Кроме того часто говорят что принцип — это основная особенность устройства, действия механизма, прибора и т.п.

Известно выражение — в принципе, которое применяют для обозначения смысла — в основном, в общем, в целом. Например, информация: В принципе я согласен — означает, что если и имеются претензии, то по мелочам.

Анри Файоль

Анри Файоль (фр. Henri Fayol, 29 июля 1841 — 19 ноября 1925) — французский теоретик и практик менеджмента, основатель классической административной школы управления, а также горный инженер.

Принципы

Краткая биография

Родился в пригороде Стамбула, Турция. Тогда его отец руководил строительством моста, который был проведен через бухту «Золотой Рог». Его семья вернулась домой в 1847 году. Там он поступил в Горную школу Сент-Этьена. Сразу же после ее окончания в 1860 году он устроился в горнодобывающую копанию Compagnie de Commentry-Fourchambeau-Decazeville. В ней он занимал пост руководителя с 1888 по 1918 год.

В 1916 году Файоль опубликовал работу «Общее и промышленное управление» (на фр. Administration Industrielle et Générale). В этой книге он сумел обобщить наработанные им схемы управления, создав при этом логически стройную систематическую теорию менеджмента.

Концепция управления

Функции менеджмента по Файолю

  1. Планирование
  2. Организация
  3. Мотивация
  4. Контроль
  5. Координация

Принципы управления Файоля

Файоль сформулировал 14 принципов управления:

1.) Разделение труда. Его целью является повышение количества и качества производства при затрате тех же усилий. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должно быть направлено внимание и действие. Разделение труда непосредственно связано со специализацией.

Этот принцип, может быть применим как для сферы производственного, так и управленческого труда. Разделение труда эффективно до определенных размеров, при достижении которых оно не приносит желаемых результатов.

2.) Полномочия и ответственность. Полномочия — право распоряжаться ресурсами предприятия, а также право направлять усилия сотрудников на выполнение порученных заданий. Ответственность представляет собой обязательство выполнять задания и обеспечивать их удовлетворительное завершение.

Полномочия являются инструментом власти. Под властью понималось право отдавать приказы. Власть непосредственно связана с ответственностью. Где есть полномочия, возникает и ответственность.

3.) Дисциплина. Дисциплина предполагает достижение выполнения соглашений, заключенных между предприятием и его работниками, в том числе и повиновение. В случае нарушения дисциплины к работникам могут применяться санкции.

4.) Единоначалие (единство распорядительства). Работник должен получать распоряжения и указания от своего непосредственного руководителя. Кроме того, он должен уважать авторитет руководителя.

5.) Единство направления (дирекции). Один руководитель и одна программа для совокупности операций, преследующих одну и ту же цель. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.

6.) Подчиненность личных (индивидуальных) интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны преобладать над интересами организации и должны быть направлены на выполнение интересов всего предприятия.

7.) Вознаграждение персонала, т.е. цена оказываемых услуг. Она должна быть справедливой и по возможности удовлетворять как персонал, так и организацию, как нанимателя, так и работника.

8.) Централизация. На предприятии должно быть достигнуто определенное соответствие между централизацией и децентрализацией, которое зависит от его размеров и конкретных условий деятельности. Проблема централизации и децентрализации разрешается нахождением меры, дающей наилучшую общую производительность.

9.) Скалярная цепь (иерархия). Это — ряд руководящих должностей, начиная с высших и кончая низшими. Скалярная цепь определяет подчинение работников. Иерархическая система управления является необходимой, но если она наносит ущерб интересам предприятия, то ее необходимо усовершенствовать.

10.) Порядок. Каждый работник должен иметь свое рабочее место, обеспеченное всем необходимым. Для этого руководитель должен хорошо знать своих подчиненных и их потребности. «Место — для всего, все на своем месте».

11.) Справедливость. Это — сочетание доброты и правосудия. Работник, чувствующий справедливое отношение к себе, испытывает преданность к фирме и старается трудиться с полной отдачей.

12.) Стабильность рабочего места для персонала. Для предприятия наиболее предпочтительными являются работники, которые держатся за свое место. Высокая текучесть кадров является причиной и следствием плохого состояния дел. В процветающей компании управленческий персонал является стабильным.

13.) Инициатива. Это — разработка плана и успешная его реализация. Претворение в жизнь данного принципа часто требует от администрации «поступить личным тщеславием».

14.) Корпоративный дух. Сила предприятия в гармонии («единении») всех работников предприятия. Файоль указывал на недопустимость использования в управлении принципа «разделяй и властвуй». Напротив, считал он, руководители должны поощрять коллективизм во всех его формах и проявлениях.

Деловое общение

Любой человек, занимающийся бизнесом, постоянно общается с клиентами, партнерами и даже конкурентами. Именно в умении общаться с людьми кроется секрет успешного руководителя, организатора, переговорщика, который всегда достигает поставленных перед собой целей. Давно известно, что для эффективного делового общения недостаточно глубокого знания предмета, о котором идет речь, и даже общей эрудиции. Очень важно знать основные принципы построения делового разговора и правила их применения.

Основные принципы делового общения

Любая деловая беседа преследует некоторый интерес, который в идеале должен поддерживаться некоторое время, а потому очень важно, чтобы люди комфортно себя чувствовали при решении деловых вопросов и проблем. Чтобы преуспеть в этом, необходимо придерживаться главных принципов сохранения такого типа отношений.

  1. Рациональное общение. Не стоит эмоциям позволять доминировать, даже если собеседник «вышел из себя», т. е. ведет себя несдержанно. Это дает возможность контролировать ход разговора и в конечном итоге позволяет получить желаемое. Просто нужно понять, что бизнес – не место для проявления чувств и эмоций.
  2. Желание понять человека. При деловых переговорах каждая сторона искренне старается донести некую информацию. Для того чтобы ее проанализировать, эту информацию нужно воспринять в полном объеме. Если один из партнеров замыкается на том, что постоянно навязывает свою точку зрения, он не получит желаемого – переговоры сорвутся.
  3. Концентрация внимания. Человеческая психика устроена так, что внимание периодически рассеивается, как бы отдыхая в короткие промежутки времени. Нужно учиться ловить такие моменты и стараться снова его активизировать, чтобы общение было эффективным. В большинстве случаев просто достаточно фразы: «Обратите внимание…».
  4. Правдивость общения. При деловом общении нельзя давать неправдивую информацию, даже в том случае, если точно известно, что партнер о чем-либо умалчивает или даже сознательно обманывает. При возможной временной утрате преимущества, это всегда обеспечивает стратегическую победу.
  5. Правильное отделение собеседника от предмета переговоров. Никогда нельзя допускать, чтобы личные отношения вмешивались в предмет переговоров. Иногда очень неприятный человек может принести уникальную по своей значимости информацию, а его партнер просто проигнорирует ее. Нужно научиться абстрагироваться от подобных эмоций.

Правила построения разговора

Процесс делового общения проистекает из изложенных выше принципов. Их нужно научиться применять в конкретной ситуации для получения позитивного результата. А для правильного применения принципов желательно усвоить несколько основных правил проведения деловой беседы.

Одним из таких правил считается преследование двойного интереса в беседе. Практически всегда, кроме обсуждения предмета разговора, партнеры просчитывают, как будут строиться их отношения в дальнейшем. И сохранение добрых отношений – не менее важная цель, чем итог переговоров.

Обязательно нужно проявлять повышенное внимание к собеседнику. Просто нужно казаться заинтересованным слушателем, тогда человек на переговорах откроется более полно. Для этого можно использовать речевые формы типа: «Да…», «Я вас понимаю…», «Интересно…» и т. д. Кроме того, в тактичной форме можно задавать уточняющие вопросы.

Важнейшим фактором удачных переговоров является поиск точек соприкосновения интересов. Для того чтобы найти их, желательно подготовиться заранее, вычленив наиболее спорные моменты, они, как правило, известны. С них ни в коем случае нельзя начинать разговор. После того как партнер поймет свою выгоду от сотрудничества, можно переходить к разногласиям, при этом желательно выбирать выражения, где отсутствует слово «нет». Например: «Да, но для этого нужно…» и т. п.

Такое общение вам не нужно!

Есть несколько приемов, которые гарантированно завалят любые переговоры. Поэтому для благоприятного протекания любых деловых обсуждений очень нежелательно их использовать, и даже если есть желание порвать с партнером, применение подобных конструкций в будущем сделает его врагом, а не нейтральным наблюдателем, что деловому человеку допускать нельзя.

Такая невинная ошибка, как позволение втянуть себя в спор, выливается в полное фиаско. Весь секрет в том, что в этом случае каждая из сторон будет стараться победить любой ценой, а на такой платформе общее решение не вырабатывается. Поэтому нужно всячески показывать, что мнение человека принимается, каким бы оно ни было. А в случае проявления некорректности или своей неправоты, лучше сразу признать это и избежать спора.

Часто критику считают эффективным аргументом при построении делового разговора. Но использование этого приема можно сравнить с миной замедленного действия: никогда не знаешь, когда она взорвется. Даже конструктивная критика вызывает негатив, она допускается при работе с подчиненными, а на переговорах применять ее опасно. Лучший способ – заставить противоположную сторону самостоятельно признать существующие проблемы и помочь в их решении.

Неотработанная речь и использование слов-паразитов сразу снижают эффект от любых переговоров. Можно просто в качестве опыта все конструктивные предложения попробовать говорить невнятной скороговоркой, пересыпая ее фразами типа «давайте быстренько…», «я тут заскочил…» или, еще лучше, ненормативной лексикой. Можно даже не сомневаться – ни один уважающий себя человек не пойдет на контакт с подобным «переговорщиком».

Принципы

Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. — М.: Центрполиграф . В. Д. Гладкий . 1998 .

Смотреть что такое «Принципы» в других словарях:

ПРИНЦИПЫ — Если принципы берут верх над законом, значит, правительство окончательно разложилось. Том ас Джефферсон Таковы мои принципы, и если они вам не нравятся, у меня есть другие. Приверженность великим принципам позволяет дипломату лгать с чистой… … Сводная энциклопедия афоризмов

принципы — взгляды, воззрения, убеждения, позиция, точка зрения, основы; взгляды на жизнь, взгляды на вещи, миросозерцание, правила, философия, образ мыслей, кредо, миропонимание, мировоззрение, символ веры, идеология, видение, понятия, понятки Словарь… … Словарь синонимов

ПРИНЦИПЫ — (лат. principes от princeps первый), воины тяжелой пехоты в составе римского легиона в 4 нач. 2 вв. до н. э. Первоначально из 2 го имущественного класса, имели защитное вооружение (без поножей), длинные копья и мечи, составляли 1 ю линию в боевом … Большой Энциклопедический словарь

ПРИНЦИПЫ — (от лат. principium основа, начало) 1) основные, исходные положения какой либо теории, основные правила деятельности; 2) установившиеся, укоренившиеся, общепринятые, широко распространенные правила хозяйственных действий и свойства экономических… … Экономический словарь

Принципы — ■ Неоспоримы, священны, независимо от того, каковы они и сколько их всего … Лексикон прописных истин

принципы — основные положения — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом Синонимы основные положения EN doctrine … Справочник технического переводчика

Принципы — 48. Принципы инженерно геологического моделирования для целей гидротехнического строительства/ А.Г. Лыкошин, Н.Л. Шешеня, Е.С. Карпышев, В.В. Каякин// Гидротехническое строительство. 1972. № 3. С. 7 11. Источник: 54 90 … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Принципы — Если вы ищете статью о звании в Римской империи, см. Принцепс Принципы (от лат. princeps первый) в армии Древнего Рима воины тяжёлой пехоты римского легиона в IV II вв. до н. э. Первоначально из второго имущественного класса, имели защитное… … Википедия

принципы — (лат. principes, от princeps первый), воины тяжёлой пехоты в составе римского легиона в IV начало II вв. до н. э. Первоначально из 2 го имущественного класса, имели защитное вооружение (без поножей), длинные копья и мечи, составляли 1 ю линию… … Энциклопедический словарь

Принципы ЮП — К общенаучным и психологическим принципам, имеющими особое значение для ЮП, можно отнести: 1) принцип объективности обязывает строить систему научного знания строго в соответствии с объективной реальностью, отражать в ней только то, что… … Энциклопедия современной юридической психологии

ПРИНЦИПЫ — (лат. principium основа, начало) 1) основные, исходные положения теории; 2) установившиеся общепринятые, широко распространенные правила хозяйственных действий и свойства экономических процессов … Энциклопедический словарь экономики и права

Принципы организации

Под принципами мы понимаем оптимальные правила, нормы, которые сформулированы людьми и носят субъективный характер. В литературе принципы организации принято разделять на три группы:

Структурные принципы с одной стороны способствуют чёткому взаимодействию между общими целями и задачами а с другой — их разделению на частные и более мелкие. К ним относятся принципы: разделения труда, соотношения централизации и децентрализации, единства цели и руководства и др.

Принципы процесса определяют характер и содержание деятельности руководителей, их взаимоотношений с подчинёнными. К такого рода принципам относят: единство команд, вознаграждение персонала, принцип справедливости и пр. Такие связи и взаимодействие необходимо учитывать при проектировании организационных структур предприятия.

Принципы конечного результата определяют оптимальные характеристики организации. К ним относят порядок, стабильность и инициативу. Таким образом, организация, ориентированная на целевое развитие должна характеризоваться стабильностью и порядком, а её персонал инициативностью в решении поставленных задач.

Помимо перечисленных принципов выделяют ещё общие, частные и ситуационные принципы организации.

В последнее время к числу общих принципов организации относят принцип обратной связи. Организации, в основной массе, представляют собой открытые неравновесные системы, нарушение равновесия в которых может произойти вследствие разных причин или случайных возмущений. Их регулирование возможно посредством принципа обратной связи. Движение управленческой информации между управляющей и управляемой подсистемами даёт возможность устанавливать соотношение между информацией на входе и на выходе управляемой системы. Сравнение данных, полученных на разных уровнях движения информации позволяет оценивать состояние системы в целом и её отдельных элементов. Обратная связь может быть положительной либо отрицательной. В первом случае действие сигнала рассогласования усиливается, во втором — ослабевает.

Принцип развития предполагает существование прогрессивного и регрессивного способов развития. Прогрессивное развитие представляет собой переход от качественно низшего состояния к высшему. Регрессивное развитие — напротив, представляет собой снижение качественного уровня системы, её деградацию. Оба процесса тесно связаны, без одного, как правило, не бывает и другого. Эти процессы могут охватывать поначалу отдельные элементы системы, но со временем организация претерпевает качественные изменения в полной мере.

Принцип конкуренции позволяет выявить наиболее эффективные пути развития. Как показывает практика, жизнеспособность организации во многом определяется уровнем развития её конкурентных начал. Посредством сравнения и отбора наиболее эффективных методов хозяйствования и управления, здоровая конкуренция способствует развитию организации.

Приведённые выше общие принципы организации дают ясное представление о необходимости их учёта в процессе практической и исследовательской деятельности разных типов организационных систем.

Частные принципы организации имеют ограниченное распространение. К ним можно отнести: принципы экономического планирования, прогнозирования, ценообразование; маркетинговые принципы — «найди потребность и удовлетвори её», «люби клиента, а не товар» и пр.

Особенности функционирования ситуационных принципов в большей мере обусловлены сложившейся внешней и внутренней ситуацией, а также особым характером деятельности организации. Общие, частные и ситуационные принципы организации тесно связаны между собой. Таким образом, успешное функционирование и развитие организации во многом обусловлено их комплексным применением.

Понятия планирования

По каким направлениям происходит информатизация, смысл и важность информатизации

Планирование – это процесс формирования образа будущего (далекого или близкого) и принятие решений для успешного функционирования организации.

План – это система взаимосвязанных, объединенных общей целью заданий, обеспечивающих реализацию целей производственной системы.

Принципы планирования

А.Файоль определил четыре основных принципа планирования, назвав их «общие черты хорошей программы действия»:

Позднее, современный ученый-экономист Р.Акофф назвал еще один принцип – участие.

Принцип единства предполагает, что планирование в организации имеет системный (комплексный) характер; это означает единство целей как для вертикальной управленческой иерархии, так и горизонтальных связей.

Принцип участия рассматривается в тесной связи с принципом единства. Он означает, что работник предприятия независимо от занимаемой и выполняемой функции становится участником планируемой деятельности.

Принцип непрерывности означает, что процесс планирования во времени должен быть непрерывным исходя из следующих предпосылок:

-изменение внешней среды может носить непредсказуемый характер и потребует корректировок плана;

— не всегда возможно предусмотреть изменение во внутренней сфере.

Принцип гибкости заключается в необходимости предусматривать при составлении планов определенные производственные резервы. Величина резервов зависит от уровня профессиональной компетентности плановиков. Они должны быть достаточными для достижения поставленной цели, не завышенными или заниженными.

Принцип точности связан с понятием «эффективности» плана и принципом гибкости, т.е. планы должны быть максимально приближены к существующим возможностям предприятия.

Заказать маркетинговое исследование для дипломной работы или иной другой работе в страховом брокере Абсида по телефону +7(926)777-76-80

Маркетинговое исследование рынка страхования в Москве 2016

Вид деятельности : страховой брокер (КАСКО, ОСАГО)

Год основания : 2007

Доля на рынке страхования (удаленные продажи) в Москве: 17,1% в 2016 году.

Мусульманская мораль

Нравственные принципы ислама

Мусульманская доктрина нравственности исходит из абсолютного значения норм морали, установленных Кораном. Она отрывает эти нормы от конктретно-исторических условий общественного развития и потребностей людей и объявляет их вечными и неизменными. Аллах, создавший, по утверждениям религиозных деятелей, исламскую мораль, является абсолютным совершенством. Отсюда выводят они и учение об абсолютной истинности, вечности и неизменности исламской морали, которая, по их мнению, пригодна «для всех времен и народов». Ничго и никогда не может измениться в этой морали, утверждают богословы. Следование ей и даже только вера в аллаха обеспечивает высшее нравственное совершенство личности. Наряду с принципом этического абсолютизма исламское учение утверждает принцип морального догматизма. Оно требует от приверженцев религии безусловного исполнения кораниче-ских моральных норм как данных богом и не подлежащих разумному обоснованию, независимо от социальных последствий такого поведения. Богословие исходит из того, что так, а не иначе человек должен вести себя не потому, что это разумно или целесообразно, а потому, что так предписано свыше, угодно богу. Самостоятельное, критическое отношение индивида к освоению богатств общественной ‘• морали здесь исключено. В самом деле, разве смеет человек, это низменное, мелкое, суетливое существо (по оценке вероучительных книг), критически осмысливать, ставить хотя бы на мгновение под сомнение нормы, предписанные всевышним. Последовательное насаждение этих принципов, требование неукоснительного следования им ведет к утверждению среди последователей ислама слепой, некритической приверженности нормам мусульманской морали, воинственной нетерпимости к инакомыслию и инакомыслящим, исключающей всякий диалог с ними. Такая нетерпимость в истории неоднократно оборачивалась массовым физическим уничтожением идейных противников под флагом «борьбы с неверными».

Исходя из учения ислама о вечности, неизменности и универсальности мусульманской нравсгвенности, пригодности ее норм для всех времен и народов, мусульманам, живущим в обществе развитого социализма, предлагается руководствоваться в жизни нормами и принципами морали феодального общества.

Марксистско-ленинская наука убедительно доказала несостоятельность утверждений о сверхъестественном происхождении морали. Опираясь на достижения в развитии общественной мысли и исторические факты, К. Маркс и Ф. Энгельс убедительно показали, что любая система нравственности есть отражение социальных отношений, существующих в обществе, и поэтому явление историческое, развивающееся. В классовом обществе не было и не могло быть общечеловеческой морали. «. Мы утверждаем, — писал Ф. Энгельс, — что всякая теория морали являлась до сих пор в конечном счете продуктом данного экономического положения общества. А так как общество до сих пор двигалось в классовых противоположностях, то мораль всегда была классовой моралью: она или оправдывала господство и интересы господствующего класса, или же, как только угнетенный класс становился достаточно сильным, выражала его возмущение против этого господства и представляла интересы будущности угнетенных» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 95-96).

Исламская концепция нравсгвенности утверждает, что только бог может создать мораль, человек же не в состоянии выработать моральные понятия, что только неуклонное следование предписаниям аллаха делает индивида нравственным, попытка же человека действовать по своему усмотрению ведет его к пороку Низменная природа человека тянет его ко греху, и только страх божьего наказания понуждает его быть добродетельным, вещают, руководствуясь установками вероучительных книг, защитники религии на протяжении столетий. Это показывает, что исламская мораль исходит из того, что поведение человека определяется внешним принуждением, боязнью божьей кары. И здесь мы видим неверие в возможности человека, в действенность благородных побудительных мотивов, в способность человека совершать благородные поступки и тем более выполнять требования долга свободно, без внешнего принуждения, без страха быть наказанным за это.

Исламская мораль исходит из низкого уровня нравственного сознания человека, предполагая, что человек может поступить правильно лишь в том случае, если ему будет указано, что данный его поступок в любой обстановке, при любых ситуациях будет правилен. Такая мораль ориентирует человека на бездумное поведение. И в этом есть своя логика: если все действия людей давно предопределены свыше, то человеку нет никакого смысла задумываться над сложностями жизненных ситуаций.

Согласно исламской морали, нравственность возможна только в рамках религии, всякая же человеческая мораль признается неистинной. Мусульманская традиция исключает возможность существования атеистического нравственного сознания. Атеизм фактически приравнивается к безнравственности. В Коране довольно часто ставится знак равенства между неверными и несправедливыми. Только верующие могут творить добро, неверующим этого не дано.

Несостоятельность точки зрения ислама по поводу невозможности существования нравственности вне религии опровергается многими доводами. Прежде всего нравственные нормы долгое время существовали вне всякой связи с религией.

Во-вторых, человеческое общество может успешно существовать без религии. Общество же без морали невозможно. Наглядным примером тому является общество массового атеизма, каковым является социалистическое общество. В нем религия стала анахронизмом, который все более и более теряет свои позиции. Что же касается морали, то ее роль и значение в деле регулирования человеческих отношений все более возрастает.

Цель и смысл жизни

Давно известно, что любой тип морали, чтобы быть регулятором определенных отношений между людьми, оценивать их поведение и устанавливать нормы, должен иметь разработанную «программу жизни», определенную целевую установку. Каков же смысл жизни человека с точки зрения исламской нравственности?

Все для блага человека, во имя человека — таков девиз реального социализма, воплощающего в жизнь учение научного коммунизма. Главный девиз ислама — все во имя аллаха, для прославления его имени. Молиться, исполнять обряды, трудиться, учиться и даже любить и ненавидеть человек должен лишь во имя аллаха.

Высший нравственный долг, первоочередная жизненная задача человека в соответствии с исламским вероучением — это служение богу, его восхваление. Все остальное является второстепенным, малозначительным, несущественным.

Таким образом, смысл человеческой жизни, оказывается, не в стремлении к осуществлению реальных земных идеалов, направленных на создание условий для всестороннего развития всех членов общества, а в постоянном служении сверхъестественной силе, в неустанном стремлении заслужить благосклонность этой силы, которая одна и может обеспечить индивиду царствие небесное.

В отличие от марксизма, считающего человека высшей ценностью в мире, ислам признает ценность человека лишь постольку, поскольку он создан богом и служит ему. В силу, этого смысл и цель человеческой жизни ислам видит не во всестороннем и гармоничном развитии человека, не в развертывании его дарований и способностей во имя общественного прогресса, а в служении богу, в вымаливании у него милостей. «Целью жизни мусульманина является приближение к богу, — читаем мы в одной из публикаций Всемирной федерации исламских миссий. — Мусульманин живет не для себя, он живет во имя бога, и все его действия как мусульманина должны вести к этой цели. » При этом богослов считает, что, «чем больше внимания человек уделяет этому, тем значительнее становится его духовное и моральное развитие». Такие суждения прямо вытекают из установлений Корана, в котором от имени аллаха говорится: «Я ведь создал джиннов и людей только, чтобы они мне поклонялись» (51:56). А чтобы было известно, как часто это должен делать человек, в Коране указывается: «Прославляй хвалой твоего господа до восхода солнца и до захода, и во времена ночи прославляй его и среди дня, — может быть, ты будешь доволен» (20: 130).

Религия искажает смысл и ценность человеческой жизни. Она измеряет их тем, насколько набожен человек, насколько глубока его вера в божество, насколько много времени и способностей он отдает служению сверхъестественной силе. И сама жизнь, по учению ислама, дается человеку для того, чтобы он поклонениями, смирением и терпением стремился заслужить милость аллаха, а вместе с нею надежду на вечное блаженство в раю. Следовательно, сама единственная, неповторимая земная человеческая жизнь никакой самостоятельной ценности не имеет. Она лишь испытание на пути в потусторонний мир. Коран предупреждает: «Здешняя жизнь — только игра и забава. » (6: 32). Кто же хочет пользоваться ее благами, тому «нет в будущей жизни ничего, кроме огня, и тщетно то, что они совершили здесь, и пусто то, что они творили» (11:19).

Такого рода установки подводят верующего к мысли о том, что существование людей, не поклоняющихся аллаху, не только не имеет смысла, но и не оправдано. И подобные выводы делались правоверными в прошлые века, что облегчало возможность эксплуататорским классам поднимать под знаменами ислама трудящихся-мусульман на борьбу и уничтожение трудящихся-иноверцев.

Достижение личного счастья как смысл человеческой жизни также отвергается вероучением. Человек должен пожертвовать личным счастьем во имя служения аллаху, ибо земная жизнь — «только пользование обманчивое» (57:20), а «ваше имущество и дети — только искушение, и у Аллаха великая награда» (64: 15). Заслужить право созерцать аллаха на том свете — вот высшее счастье для правоверного. Достичь же этого можно опять же только неустанными молитвами и соблюдением всех предписаний религии, отказом от земных соблазнов и искушений.

Такие установки о цели и смысле человеческой жизни могли возникнуть и возникли в эксплуататорском обществе, где у трудящегося человека, задавленного социальным гнетом и лишениями, не было никакой надежды выпутаться из создавшегося положения. Надеяться на счастье в земной жизни он не мог. Не могли и не хотели давать ему такую надежду и господствующие классы, а также религиозные идеологи, стоявшие на страже интересов последних. Проповедуя страх божьего наказания и оставляя некую надежду на возможность обретения счастья «на том свете» в обмен на смирение и терпение в земной жизни, служители культа помогали господствующим классам держать в узде эксплуатируемых.

Социализм устраняет антагонистические противоречия между личностью и обществом, создает условия для гармонического сочетания их интересов. Социалистическое общество делает все для того, чтобы жизнь каждого человека была осмысленной, духовно богатой, чтобы естественное стремление человека к счастью нашло свое максимальное удовлетворение. В таких условиях у человека появляется не только возможность всестороннего развития своих способностей и дарований, но и потребность их всемерного использования на благо общества. По сути дела, формирование и развитие способностей индивида и их использование на пользу общества становятся двуединым процессом. Благо общества и благо индивида в условиях социализма взаимосвязаны. И смысл жизни человека здесь состоит в борьбе за общественное и личное благо.

В столкновении с действительностью реального социализма, с научно-материалистической концепцией смысла жизни представления ислама по этим вопросам претерпевают определенную эволюцию. Сказывается на изменении позиции религиозных организаций и трансформация нравственного сознания верующих. Вопрос об обретении счастья на земле ныне так остро ставится рядовыми людьми, что религиозные деятели не могут уйти от него. Достижение счастья в земной жизни становится составной частью разрабатываемых богословами новых концепций социального развития и нравственного совершенствования. Мысль о необходимости «сочетать религиозную жизнь с прогрессом и счастливой земной жизнью» (Мусульмане Советского Востока, 1971, № 3-4, с. 12) достаточно часто звучит в выступлениях мусульманских богословов нашей страны. Однако и сегодня богословы ставят ценность «будущей жизни» выше ценности земного существования. И сегодня с минбаров мечетей звучит призыв любить бога больше людей, больше человечества. Когда же религиозные деятели говорят о возможности обретения человеком счастья в земной жизни, то эта мысль неизменно связывается с исповеданием ислама. При этом оказывается, что социальная система не имеет никакого значения. С точки зрения защитников религии, ислам способен обеспечить своим последователям счастье при любом общественном строе.

Критерий нравственности

Вынося цель и смысл человеческой жизни за пределы самой жизни,’ связывая их со служением сверхъестественной силе, ислам тем самым предопределяет и характер критерия нравственности.

В соответствии с вероучением ислама все в мире происходит по воле аллаха, поэтому все свои поступки человек должен совершать во имя его. Поступок же, совершенный по его воле и с его именем, не может не быть нравственным. Поэтому не случайно, определяя критерий нравственного поведения, религиозные деятели во главу угла кладут именно посвященность того или иного поступка аллаху, угодность ему (вспомним хотя бы о том, что богословы предлагают любое дело и даже любой шаг начинать с произнесения формулы: «Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного»). Поскольку же ритуальные действия наиболее богоугодны, то и их нравственное значение с точки зрения религии особенно велико. Именно так и толковалось на протяжении веков нравственное повеление.

С точки зрения коммунистической морали нравственная зрелость человека тем выше, чем он сознательнее, чем большую социальную активность про- являет он, чем более велик его вклад в общенародное дело. «Ничто так не возвышает личность, — говорилось на XXV съезде КПСС, — как активная жизненная позиция, сознательное отношение к общественному долгу, когда единство слова и дела становится повседневной нормой поведения» (Материалы XXV съезда КПСС. М., 1976, с. 77).

Критерий коммунистической морали основывается на научном понимании законов общественного развития, на осознании объективной исторической необходимости перехода от капиталистической общественно-экономической формации к коммунистической общественно-экономической формации.

Критерий коммунистической морали утверждает, что высоконравственным человек может быть лишь в том случае, если он не только в сознании разделяет принципы и нормы общественной морали, но и на деле руководствуется ими. Согласно ему, каждый человек должен бороться во имя общественных интересов, во имя социального прогресса.

Исламская мораль иначе подходит к определению нравственной зрелости человека. Здесь главным критерием является набожность человека, степень его благочестия. Благочестие же, по Корану, — это исповедание веры и строгое выполнение всех обязательных предписаний религии (2: 172). Поскольку критерием исламской морали является служение сверхъестественной силе, то и категории светской нравственности, которыми она пользуется, — добро, зло, справедливость, счастье, совесть и т. д. — ставятся также в связь с верой в бога. «Предначертания бога устанавливают вечные принципы человеческого поведения, — пишет известный мусульманский автор. — Он указывает на два пути: один — ведущий прочь от Него, и это есть зло, другой — ведущий человека к Нему, и это есть добро».

Для исламской морали не имеет значения, насколько нравственные требования соответствуют объективным потребностям людей, прогрессу общественной жизни. Богословы учат, что тем или иным требованиям необходимо следовать, так как они предписаны Кораном или Сунной, т. е. соответственно аллахом или пророком Мухаммедом.

Перед верующим — членом развитого социалистического общества -встает в связи с этим много вопросов. Как быть в том случае, когда предписанные Кораном и Сунной требования противоречат духу времени, мешают людям в их повседневной жизни? Например, какую позицию занимать современным мусульманам в их взаимоотношениях с неверующими и иноверцами? Коран предупреждает, что неверующие не преминут навредить мусульманам, они хотят, чтобы верующие попали в беду, ибо неверующие — явные враги. «Книга ясная» призывает верующих сражаться с неверующими, «пока не будет искушения, и религия вся будет принадлежать Аллаху» (8: 40), производить «великое избиение их» (47: 4). Коран также призывает: «Избивайте многобожников» (9:5). Аллах считает нравственным принцип «душа — за душу, и око — за око, и нос — за нос, и ухо — за ухо, и зуб -за зуб. » (5: 49) и т. д. и т. п.

Есть в «книге ясной» многие другие нормы, которые никак не согласуются с советским образом жизни, с моральными представлениями граждан нашей страны, в том числе и верующих.

Так, мусульманская нравственная проповедь ставит перед верующими сложные вопросы, предлагает разрешать неразрешимые противоречия, что деформирующе действует на нравственное сознание приверженцев ислама.

В противовес религиозной проповеди, предлагающей беспрекословно выполнять нормы, которые были предписаны более тысячи лет тому назад и отражают социальный опыт прежних поколений людей, коммунистическая мораль предлагает человеку избирательно подходить к социальному опыту прошлых поколений, ибо каждое новое поколение живет и творит в новых условиях, отличных от прежних, к нему предъявляются новые требования, перед ним стоят новые задачи.

Идеал человека

Центральное место в нравственном идеале ислама занимает вечно кающийся грешник, стремящийся своими молитвами и благочестивым поведением снискать милость всевышнего. Испытывая постоянный страх перед всевышним, человек должен ежеминутно испрашивать у него прощения за совершенные и несовершенные грехи. Богословы говорят, что, по свидетельству имама аль-Бухари, пророк Мухаммед, являвший собой непревзойденный образец праведного поведения, ежедневно по сто раз обращался к богу, прося об отпущении грехов. Простому смертному, которого на каждом шагу подстерегают соблазны и искушения и который от природы безволен и падок на искушения, делать надо это значительно чаще, чтобы заслужить милость аллаха, говорят мусульманские проповедники.

Нравственное совершенствование, к которому зовут мусульманские богословы, замыкает человека в круг лишь личных переживаний. Оно продиктовано страхом перед всевидящим и всезнающим богом. Его цель -увеличить глубину веры у людей, способствовать тому, чтобы верующий смог предстать «чистым» перед богом на том свете и заслужить себе место в раю. В соответствии с подобным нравственным идеалом людям на протяжении веков прививались униженность, трусость, смирение, пассивность, раболепие, т. е. те качества, которые способствовали сдерживанию недовольства трудящихся своим угнетенным состоянием, побуждая их довольствоваться существующим положением, и тем самым содействовали сохранению эксплуататорского строя.

В условиях социалистического строя такие моральные установки ислама сдерживают растущую социальную активность части людей, мешают полному развертыванию способностей верующего человека, ограничивают его интересы и потребности, воспитывают в нем приспособленческую психологию.

Образ идеального мусульманина, претерпев существенную эволюцию, наделяется многими богословами нашего времени чертами, которых нет в вероучительных книгах ислама, но которые характерны для строителя нового общества, — это интернационализм, коллективизм, социальная активность, непримиримость к врагам социализма, дела мира и свободы народов, нетерпимость к нарушениям общественных интересов и др. Однако пути приближения к этому идеалу, предлагаемые богословием, во многом остаются прежними.

Мусульманская этика утверждает, что человек, желающий достичь высшего нравственного совершенства, прежде всего должен руководствоваться учением ислама о добрых и злых поступках: совершать предусмотренные этим учением добрые поступки и отстраняться от злых. Приближение к совершенству предполагает постоянное очищение от грехов. К освобождению же от грехов ведут молитвы, обряды и пост, предписанные учением ислама, говорят служители культа.

Пять первостепенных обязанностей мусульманина — пять столпов веры, -как всегда об этом говорили религиозные деятели, «приближают мусульманина к Аллаху и обеспечивают ему благополучие в обоих мирах». Теперь же выясняется, что выполнение мусульманином столпов веры способствует также становлению человека как «полноценного и всесторонне развитого в моральном и культурном отношении» индивида.

На том основании, что мусульманские богословы зовут правоверных к самосовершенствованию, было бы неверно считать, что тем самым верующим дается обнадеживающая система их нравственного развития. Духовенство и в этом вопросе сеет неуверенность в рядах правоверных. Одному богу известно, говорят богословы, удастся ли нравственное совершенствование личности или все его старания пойдут прахом, будут напрасными.

В. И. Ленин отмечал, что религия дает человеку идеал, но идеал, которому с успехом не может следовать человек, ибо этот идеал связывается со сверхъестественной силой.

Нравственный идеал должен звать к будущему Он представляет собой нечто более совершенное по сравнению с тем, что имеется в наличии, это высший образец, к достижению которого нужно стремиться. Он вбирает в себя такие человеческие черты и качества, которые нарождаются по мере развития общественных отношений и отражают стремление к новому, прогрессивному. Коммунистический нравственный идеал выдвигает задачу «воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство» (Программа КПСС, с. 120-121).

В одиночку такую задачу решить невозможно. Она решается в коллективной борьбе за построение коммунистического общества. И мы уже сейчас видим немало людей, которые обладают многими идеальными чертами всесторонне развитой личности будущего.

Коммунистический нравственный идеал зовет советских людей не к смирению и терпению, а к активной борьбе со всем косным и отсталым, за переустройство жизни на коммунистических началах. Вместе с тем общество требует от каждого индивида увеличивать свой личный вклад в дело самовоспитания и самосовершенствования. Именно в этом сложном и необходимом процессе религия не только не может быть помощницей, но, наоборот, играет серьезную тормозящую роль.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *