Раджаби Мирзоева — полная биография

Раджаби Мирзоева — полная биография

МИРЗОЕВ, ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ

МИРЗОЕВ, ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ (р. 1957), российский режиссер театра и кино.

Раджаби Мирзоева - полная биография

Родился 21 октября 1957 в Москве. Впервые вышел на сцену в детском театре в Текстильщиках. После окончания школы учился в педагогическом институте, работал на заводе. Поступил в ГИТИС (сегодня – РАТИ) в 1976 на факультет режиссуры цирка (мастерская М.Местечкина). После окончания института в 1981 несколько лет занимался театральной журналистикой.

Режиссерская биография Мирзоева ведет свое начало с 1987, когда он принял участие в работе молодежного творческого объединения «Дебют» при театре «Ленком» (руководитель М.Шатров). В этом же году, в ноябре, он стал руководителем театра-студии «Домино» при Союзе театральных деятелей РСФСР. За полтора года в театре-студии поставил спектакли Тлеющие угли С.Беккета, Возможности А Г.Баркера, Полуденный раздел П.Клоделя, Эскориал М. де Гельдерода, Праздничный день О.Михайловой, Мадам Маргарита Р.Атайяда, Фрекен Жюли А.Стриндберга.

Раджаби Мирзоева - полная биография

В 1989 эмигрировал в Канаду, в Торонто – город, который в англоязычном мире считается третьим театральным центром после Нью-Йорка и Лондона. Первые полгода он занимался неквалифицированным трудом и учил язык, а в декабре 1990 основал в Торонто театральную компанию «Horizontal Eight» («Горизонтальная восьмерка»), став одновременно и художественным руководителем труппы. В этом театре за четыре года он выпустил двенадцать спектаклей. Среди них Предложение и Медведь А.Чехова, Саломея О.Уайльда, Игроки в пинг-понг У.Сарояна, Коллекция Г.Пинтера, Сильнейший А.Стриндберга, Калигула А.Камю, Русский сон О.Михайловой и др. Ко многим спектаклям он сам разрабатывал сценографию и костюмы (в соавторстве с Д.Белопольским). Вскоре имя Мирзоева получило известность – его спектакли пользовались популярностью, его приглашали на проведение мастер-классов в университетах Торонто, Мичигана и др. Со студентами факультета театра и драмы Мичиганского университета поставил спектакль День рождения по пьесе Г.Пинтера.

В 1993 вернулся в Москву. Первый спектакль после возвращения, Женитьба Н.Гоголя, он поставил в Московском драматическом театре им. К.Станиславского (1994). Этот спектакль вывел Мирзоева в число интересных и спорных театральных режиссеров. Его приглашали на постановки, каждая из которых вызывала зрительский интерес и неоднозначную реакцию театральной критики – от восхищения до полного неприятия.

В конце 1990-х – начале 2000-х в театре им.Станиславского Мирзоев поставил спектакли Хлестаков Н.Гоголя, Голуби М.Угарова, Тот этот свет А.Казанцева, Укрощение строптивой и Двенадцатая ночь У.Шекспира, Пария и Кто сильнее А.Стриндберга, В поисках чудесного – современный балет-оперу по кругу идей Г.Гурджиева, философа и мистика начала 20 в. (спектакль сделан в сотрудничестве с балетмейстером из Торонто К.Франк и композитором А.Шелыгиным). В этот же период работал и в других театрах: Сирано де Бержерак Э.Ростана и Амфитрион Ж.-Б.Мольера в театре им.Вахтангова, Две женщины (сценическая версия Месяца в деревне И.Тургенева) в Ленкоме, Коллекция Пинтера по Г.Пинтеру в антрепризе Арт-Мост; Миллионерша Б.Шоу в театре Эстрады; Тартюф Ж.-Б.Мольера в Русском драматическом театре Вильнюса.

Простое перечисление названий очерчивает широкий круг театральных интересов и пристрастий режиссера – классика и авангард, в том числе – т.н. «новая драма» России: М.Угаров, О.Михайлова. Вскоре сформировался и круг «мирзоевских» актеров, которые работают с ним в рамках его метода. Сам Мирзоев определяет этот метод как своего рода сократический диалог – разговор «на равных», полноправное соавторство, заставляющее актера мыслить, искать ответы на поставленные режиссером вопросы. Такими актерами стали С.Маковецкий, Е.Шанина, О.Лапшина, молодые И.Гринева и В.Колганов. Но наиболее успешным стало сотрудничество Мирзоева с М.Сухановым, интересным и востребованным артистом сегодняшней Москвы. Суханов – участник почти всех театральных проектов режиссера, в 2002 он стал обладателем театральной премии «Золотая маска» за актерскую работу в спектакле Мирзоева Сирано де Бержерак. Работа Суханова 2003 в главной роли спектакля Мирзоева Лир (по Королю Лиру Шекспира) вызвала рекордное число статей и театральных рецензий. В то же время в большинстве их них работа режиссера и актера расценивается негативно, иногда – чуть ли не как провал.

В 2002 Мирзоев был приглашен в Мариинский театр Санкт-Петербурга на постановку опер Р.Вагнера Зигфрид и Гибель богов.

Осенью 2003 Мирзоев, ранее отвергавший предложения долгосрочной работы, стал художественным руководителем театра им.Станиславского. Начало своей деятельности в новом качестве он ознаменовал постановкой спектакля Семеро святых из деревни Брюхо по пьесе Л.Улицкой. Сложную трагикомическую эстетику спектакля-мифа, определенную режиссером как «медитация о русском юродстве», критики встретили широком разбросом мнений. На этом посту Мирзоев оставался всего один сезон. В настоящее время он вернулся к удобной для себя форме работы в качестве приглашенного на спектакль режиссера. Так, в 2006 им был поставлен спектакль Дракон по сказке Е.Шварца в Театриуме на Серпуховке; в в театре им.Вахтангова – Принцесса Ивонна (по пьесе Ивонна, принцесса Бургундская Витольда Гомбровича), в 2011 — Предательство (по одноименной пьесе Гарольда Пинтера).

Среди работ Мирзоева в смежных видах искусства – телевизионные постановки Русская народная почта (2002, пьеса О.Богаева, выпущена к 75-летию М.Ульянова), Страстное и сочувственное созерцание (2002, пьеса М.Курочкина), Любовь по Л.Петрушевской (1997), фильмы Учительница первая моя, или Мальчишник по-русски (1997) и Четыре Любови (2004), Знаки любви (2006), Борис Годунов (2011).

Кутловская Е. Театр лечит неврозы. «Независимая газета», 2000, 30 марта
Аксенова Г. Антология русского уродства. «Независимая газета», 2003, 16 декабря
Алпатова И. В тридевятом царстве, в никаком году. «Культура», 2003, 18 декабря
Ванденко А. Демократия им.Станиславского. «Итоги», 2003, 21 октября
Шимадина М. У семи святых театр без кассы. «Коммерсант», 2003, 16 декабря
Мирзоев В. В России люди живут иллюзией, что деньги дадут им счастье. «Огонек», 2004, 21 декабря
Уход конем. Интервью с Владимиром Мирзоевым. «Московский комсомолец», 2004, 28 сентября
Владимир Мирзоев: У зрителя есть миф, и с ним нужно работать. «Ведомости», 2005, 6 февраля
Давыдова М. Лиру – Лир. «Известия», 2005, 9 марта

Мирзоев Осман Мирзоевич — Биография

Осман Мирзоев (1937—1991) — известный журналист, писатель и публицист. Автор книг «Наши имена», «Один раз живем», «Капля и озеро» и «Орел в полете» и многих статей, посвящённых актуальным темам своего времени. Основоположник «политического портрета», создатель и ведущий первой общественно-политической передачи на азербайджанском телевизионном пространстве «Далга». Заведующий отделом информации Аппарата Президента Азербайджанской республики.

Осман Мирзагусейн оглы Мирзоев родился 13 апреля 1937 года в посёлке Кешлы города Баку. Позже семья Мирзоевых переехала из посёлка Кешлы в центр города Баку. Своё начальное образование он получил в школе № 190. В 1956 году после окончания школы он поступил на отделение журналистики филологического факультета (отделение журналистики) Азербайджанского Государственного Университета имени Кирова. Ещё, будучи студентом факультета журналистики, он начал сотрудничать с популярной в то время газетой «Молодёжь Азербайджана». Именно эта газета сыграла исключительно важную роль в творческом росте и формировании мировоззрения Мирзоева-журналиста.

После окончания факультета филологии отделения журналистики АГУ (БГУ) он продолжал свою трудовую деятельность в газете «Молодёжь Азербайджана», где проработал семь лет. Первоначально О.Мирзоев начинал свою деятельность в редакции молодёжной газеты рядовым переводчиком и повысился до должности ответственного секретаря газеты. Сам журналист высоко оценил роль этой газеты в его жизни: «К „молодёжке“ у меня особое отношение, ведь это были первые годы в журналистике, годы формирования, и они мне дороги как первая любовь. „Молодёжка“ всегда отличалась смелостью, нестандартностью мышления, свежестью взглядов. „Молодёжка“ это ещё и своеобразная кузница журналистских кадров»1 — писал спустя много лет уже заслуженный журналист Азербайджанской ССР Осман Мирзоев.

С 1968 по 1990 год О.Мирзоев работал в газете «Вышка», где прошёл путь от заведующего отделом партийной жизни и пропаганды — самым важным отделом газеты, определившим творческую политическую стратегию журналиста до ответственного секретаря, а позже с 1978-го года — заместителем редактора. Все эти годы, руководимые и курируемые им отделы редакции, освещали широкий круг важных вопросов, темы по актуальным проблемам партийной жизни, науки, образования, культуры. По инициативе О.Мирзоева при редакции газеты «Вышка» была создана, и на протяжении нескольких лет действовала школа рабкоров. Много внимания он уделял профессиональной учёбе молодых сотрудников. Здесь он вновь проявил свои незаурядные способности организатора, журналиста и публициста. Он открывал большие возможности перед начинающими, молодыми журналистами редакции.

О.Мирзоев как профессиональный журналист проявил себя не только в прессе, но и на телевидении. Он был одним из основоположников первой общественно-политической, художественно-публицистической передачи на азербайджанском телевизионном пространстве — передачи «Далга». Эта передача стала выходить с 1986 года один раз в неделю, по пятницам в вечернее время. Эта передача за короткий срок завоевала большую популярность среди населения страны. Тогдашний председатель Азербайджанского государственного телевидение Эльшад Гулиев высоко оценивал роль О.Мирзоева в завоевании популярности этой передачи: «Выбор О.Мирзоева в качестве ведущего этой передачи было неслучайным. Я всегда высоко ценил его как талантливого журналиста, и общение с ним с точки зрения эфира вызывало большой интерес. Во-первых, он был двуязычным журналистом: мог свободно говорить как на азербайджанском, так и на русском языках. Во-вторых, это был профессиональный журналист, который в то время сотрудничал в центральном органе правительства в газете „Вышка“. Даже выпуски передачи „Далга“, подготовленные Османом Мирзоевым отличались высоким профессионализмом. В своем выпуске он освещал не только актуальные общественно-политические вопросы, но также готовил очень интересные сюжеты о необычных природных явлениях, о знаменитых политических и культурных деятелей Азербайджана».

О.Мирзоев принимал активное участие в общественно-политической жизни Азербайджана не только как журналист, публицист и педагог, но даже принимал участие в парламентских выборах 1991 года. Во время проведения избирательной компании он лично встречался с жителями Бакинского села Кешля и знакомился с их проблемами. Являясь сторонником мирного демократического пути развития своей страны, О.Мирзоев стремился помочь своему народу как депутат (от села Кешлы).

В сентябре 1990 года О.Мирзоев был назначен на должность заведующего отделом Аппарата Президента Азербайджанской республики. Столь ответственная работа отнимала у него много времени, и он уже не мог много времени уделять своей творческой, журналистской деятельности, что очень беспокоило его, ибо в душе ещё было много того, о чём бы он хотел поведать народу.

Владимир Мирзоев: Сокуров хотел услышать сердце Путина

Режиссер Владимир Мирзоев рассказал в интервью Sobesednik.ru об отношениях кино и власти, и о своем новом фильме.

Режиссеру Владимиру Мирзоеву, известному не только фильмами и спектаклями, но и своей критической позицией по отношению к власти, сложно пробить каждый свой проект. Тем не менее недавно вышел новый фильм режиссера.

В неволе деньги не размножаются

– Владимир, недавно состоялось заседание Совета по культуре при президенте. Какие ваши впечатления от полемики Александра Сокурова с Владимиром Путиным?

– Александр Сокуров предложил много правильных вещей, которые могли бы существенно поправить ситуацию в нашем кино. Например, закон о меценатстве. Ведь он уже работал у нас в стране, правда, очень недолго, в конце 90-х – начале нулевых. Потом лоббисты в Думе его похоронили. Во многом благодаря этому закону наш кинематограф возродился – появилось новое поколение замечательных режиссеров, операторов. Потому что в творчестве атмосфера свободы не менее важна, чем деньги. Это касается и научного творчества тоже. Впрочем, в неволе и деньги размножаться не хотят, как теперь стало понятно.

Конечно, большое впечатление на меня произвел диалог Путина и Сокурова об украинском кинорежиссере Олеге Сенцове. Сокуров не стал указывать на очевидную для всех абсурдность приговора: 20 лет за колючей проволокой за «намерение», по сути, за оруэлловское «мыслепреступление», которого с большой вероятностью не было. Сокуров обратился к Путину-христианину, хотел услышать одинокий голос человеческого сердца, а не сухую отповедь юриста. На мой взгляд, милосердие первых лиц, проявленное публично – более надежное педагогическое средство, чем преподавание основ религии в школах.

– На совете говорили и о результатах уходящего Года российского кино. На ваш взгляд, чего же все-таки нашему кино не хватает сегодня?

– Про самое главное я уже сказал: для ренессанса в кино нужна принципиально другая атмосфера – атмосфера свободы. Это не случайное стечение обстоятельств, что именно во время короткой политической оттепели середины XX века сняли свои первые фильмы Тарковский, Рязанов, Данелия, Герман, Параджанов и другие. Кино – это язык, артикуляция, и если ты не можешь свободно выражать свои мысли, эмоции, сомнения – ты как художник быстро деградируешь. А дальше – обыкновенная история: цинизм, зарабатывание денег… Отдельная тема – кинопрокат, тут «поздно пить боржоми». Во всем мире зритель уходит из кинотеатров домой, в кругу семьи приятно и легко, экономически проще, а качество телепоказа не слишком отличается от проекции в мультиплексе. Чтобы построить сильную индустрию, нужно сделать все российское телевидение тем же, чем стали на Западе кабельные каналы и интернет.

Чиновник – это всего лишь кассир

– В конце года ваш фильм «Ее звали Муму» все-таки увидел своего зрителя на кинофестивалях и на канале ТНТ. Кинокартина явно с политическим уклоном, знаю, что многие отказывались ее показывать. Вы получили прокатное удостоверение?

– А без него на российском ТВ фильм показать невозможно – такова практика. Хотя, замечу, правило это нигде не прописано. Разве что в документах для внутреннего пользования под грифом «секретно». Удостоверение мы получали долго, песок в бюрократических шестеренках поскрипывал. В итоге показали вне конкурса на фестивалях «Киношок» и «Амурская осень», но мы и этому глотку свободы рады.

«Мой совет режиссерам: не ждите милостей от природы в лице господина Мединского» / Андрей Струнин / «Собеседник»

– Насколько знаю, фильм снят на собственные деньги. Сложно получить государственную дотацию?

– Все мои картины были сняты на частные деньги. Похоже, с госфинансированием возникло легкое недоразумение. Государство, считай, бюрократия, никак не может «заказывать музыку», потому что бюджетные деньги – это деньги налогоплательщиков, то есть всех россиян, кто любит и смотрит кино. Чиновник не достает миллионы из своего кармана, он не инвестор и не продюсер – он всего лишь управляющий-кассир. Поэтому «музыку заказывает» публика, а она у нас очень разная, и вкусы у нее иногда диаметрально противоположны: кто-то любит фильмы Жоры Крыжовникова, а кто-то – Андрея Звягинцева. И в этом нет ничего страшного. Страшно, что у нас нет индустрии, что 50 процентов профинансированных Минкультом фильмов вообще испаряются бесследно – их нет ни в прокате, ни на ТВ, нигде их нет.

По-моему, сейчас самое время снимать экспериментальное независимое кино – благодаря цифровой революции инструменты стали доступны. Но сотни кинематографистов болтаются без дела или вынуждены обслуживать вкусы тех, кто отвечает за программирование каналов. Эти специалисты любят ссылаться на испорченный вкус аудитории, как будто этот вкус формируют марсиане, а не редакторы и продюсеры, выбирающие худший сценарий из десяти предложенных. Конкурировать с американским или хотя бы европейским кино наш кинематограф не может. А причины? Смехотворно низкие бюджеты, искаженная конкуренция, идеологический прессинг. Поэтому мой совет молодым режиссерам: не ждите милостей от природы в лице господина Мединского и его чиновников. Хорошую историю с сильной драматургией, глубокой темой можно снять на фотокамеру, планшет, айфон – и это будет интересно вашему зрителю.

– Сейчас вы с Виктором Шендеровичем работаете над проектом «Петрушка». Что это? И правда ли, что деньги собирали через интернет?

– Да, это был краудфандинг. По сути, наши зрители платят деньги за будущий просмотр. Чтобы краудфандинг оказался успешным, необходимо два фактора: абсолютное доверие и уникальность по целому ряду параметров. Например, недавно Борис Гребенщиков за неделю собрал нехилую сумму на свой новый альбом «Соль». А обычно это занимает много месяцев. Но Гребенщиков – уникальный поэт и композитор, поэтому все случилось. Наша «Петрушка» – это жанр экзистенциальной сатиры, жанр, родоначальником которого в отечественной литературе является Николай Гоголь, его «Записки сумасшедшего».

Сюжет у нас, конечно, площадной, не без перца: плох тот гражданин, что не мечтает стать президентом – хотя бы и во сне. Обычному человеку Петруше Тишукову и снится такой сон. Там переплетаются элементы будущего и прошлого, мечты, надежды, страхи, символические фигуры и бытовые. Как справляется со своими демонами человек, попав на трон, в президентское кресло?! Но это не кинофильм, а телеспектакль. И мы даже не будем пытаться прокатывать картину в кинотеатрах – нам вполне хватит интернет-площадок, которых сегодня множество. Зарабатывать на «Петрушке» мы не собираемся.

Мирзоев Иван Николаевич

Раджаби Мирзоева - полная биография

Мирзоев Иван Николаевич — кадет Хабаровского графа Муравьева-Амурского кадетского корпуса.

Родился в 1906 году, в Хабаровске. Свой личный рассказ о себе написал сам Иван Николаевич:

» 25 октября 1922 года, я навсегда попрощался с родиной. «Последнюю ночь, пожалуй, самую длинную в моей жизни, мы провели не в казарме, а на берегу Русского острова, где размещался наш кадетский корпус после переезда из Хабаровска, — вспоминал Иван Николаевич.- С мамой я попрощался заранее, она жила на Первой Речке, мы обнялись последний раз на пристани, больше я ее никогда не видел и ничего о ней не слышал. Отца лишился, когда мне было всего восемь лет, как ушел он в 1914-м на первую мировую — так и сгинул… Наконец подошли сразу два транспорта. Мы стали спешно грузиться, чтобы взять курс на Шанхай. И здесь судьба меня поберегла. Дело в том, что во время перехода мы попали в сильнейший шторм, один из кораблей затонул, 18 наших ребят погибли (по сведениям, приведенным В. Жигановым в его альбоме «Русские в Шанхае», не дойдя 100 миль до Шанхая, вместе с транспортом «Аякс» погибла канонерская лодка «Лейтенант Дыдымов», которая «погребла вместе с собой капитана, почти всю команду и 36 находившихся на ней кадетов»). С Иваном Николаевичем Мирзоевым, седовласым благообразным стариком с гуцульскими, совершенно белыми, в тон шевелюре усами, мы впервые познакомились два года назад в Русском Доме в Сент-Женевьев де Буа (Франция), где сегодня доживают свой век около 70 русских эмигрантов. Этот приют организовала почти 80 лет назад княгиня Вера Кирилловна Мещерская в подаренном ей загородном поместье французской знати (после ее смерти этим благим делом занимается невестка княгини Антонина Мещерская). В числе постояльцев здесь были семейство Бакуниных, первая жена адмирала Колчака, супруга министра Столыпина, редактор газеты «Русская мысль» Зинаида Шаховская. Не так давно в этих стенах в довольно преклонном возрасте (далеко за 90) почила Татьяна Юрьевна Старк-Кипинева, жена контр-адмирала Старка, который в октябре 22-го уводил из Владивостока последние корабли с русскими беженцами. Она приходилась родственницей внуку адмирала Колчака, которого в честь деда назвали Александром (он живет в Париже). Судьбе было так угодно, чтобы мы увиделись с Иваном Николаевичем еще раз, буквально за несколько дней до его 99-го дня рождения. Из Парижа до Сент-Женевьев де Буа пришлось добираться на поезде с непредвиденной пересадкой, потом на автобусе, так что я изрядно припозднилась, появившись в Русском Доме лишь около трех часов дня. Каково же было мое удивление, когда, войдя в просторную гостиную, увидела в кресле Ивана Николаевича. Он сидел, скрестя на коленях руки, о чем-то глубоко задумавшись. Рядом примостилась клюка — два года назад он еще обходился без нее. Как водится на родине, мы троекратно расцеловались. Я передала привет с Русского острова — смолистую кедровую шишку, журнал «Рассеянные, но не расторгнутые» с воспоминаниями эмигрантов, вышедший во Владивостоке в этом году, набор шоколадных конфет к чаю. — Эх, можно было бы прямо сейчас махнуть на Русский остров да там и остаться уже навсегда, — вздохнул Иван Николаевич. — Я пока вас ждал, все вспоминал, вспоминал… Как почти два года жили в китайских фанзах в Мукдене, как потом нас, кадетов, снова переправили в Шанхай, где посадили на французский пароход «Портос», и мы очутились в Югославии вместе с моим верным другом Юркой Немковым, его уже нет в живых. Там по прибытии нашу братию снова расформировали: одни попали в Сараевский корпус, другие, в том числе и я, — в Донской. В Донском мы, молодежь, анархисты по натуре, не ужились с самостийниками. Повздорили. Тогда каждому из нас выдали по 200 динаров и путевку на работу. Я попал на шахты. Вскоре сбежал в Белград. Голодал жестоко, но по молодости лет мало обращал на это внимание, все надеялся, что скоро вернусь в Россию и все устроится. Не довелось, не вернулся… А по контракту уехал во Францию. Брался за любую работу: окна мыл, паркет натирал, потом окончил курсы электриков, женился. Детей, увы, Бог не дал. Вскоре после того, как похоронил жену, перебрался в Русский Дом. Вот уже пять лет здесь живу… Иван Николаевич пригласил заглянуть в его комнату под номером 9. Здесь все было по-прежнему просто до аскетичности: в углу висела старинная икона, на стене — картина со среднерусским пейзажем. На тумбочке в рамке стояла фотография любимой собаки и верного товарища Дружка. После ее смерти новой он не заводит, хотя Русский Дом — один из немногих пансионатов для пожилых людей, где позволяется держать домашних питомцев.

— Стар я уже, умру, с кем животина останется, зачем ее сиротить, я-то знаю, что это такое, — философствует Иван Николаевич. — Здесь у нас мадам Успенская живет, моя одногодка, она ухаживает за кроликами, утками (что-то вроде маленького домашнего подворья здесь сделали). Я только с ней и дружу.

— И как вам живется в Русском Доме?

— Все бы ничего, да видеть плохо стал, читать почти не могу. Мне раньше некогда было книжками заниматься, так я здесь, на старости лет, «налег» на Льва Толстого, Тургенева. Это для меня целый мир! А так распорядок мой почти неизменный все эти годы. Просыпаюсь в 5 утра, в 6.30 делают укол, потом завтракаю: кофе положен непременно с молоком. Наношу визит мадам Успенской, а потом прогуливаюсь по нашему садику. Подхожу к воротам и думаю, а не пройтись ли мне до магазинчика, где журналы продают и можно поиграть в лото. А потом зайти в бистро и выпить чашечку крепкого черного кофе (без молока). Раньше с этим проще было, сейчас глаза подводят, а на улице машины. Я тут в лотерею шесть евро выиграл, уже вторую неделю выбраться никак не рискну. На душе праздник, когда по воскресным дням на службу хожу в нашу домовую православную церковь. За разговорами на импровизированной террасе с видом на парк, куда пригласил радушный Иван Николаевич, незаметно пролетели почти два часа. Пришло время прощаться.

— Какой бы вам подарок хотелось получить на сто лет? — полюбопытствовала я.

— Пельменей настоящих сибирских отведать, но до этого круглого юбилея еще дожить нужно. Иван Николаевич, как владелец запасного ключа от боковых, не парадных ворот, вышел меня немного проводить и показать кратчайший путь до автобусной остановки. Расставаться было тяжело. Я через каждые несколько шагов все оборачивалась, а он все стоял, опершись на клюку, и смотрел вслед. За спиной у него виднелся католический храм, кругом — аккуратно подстриженные зеленые французские изгороди. Рядом не было никого.

12 июня 2008 в Русском Доме в Сент-Женевьев-де-Буа в возрасте 102 лет умер Иван Николаевич Мирзоев, кадет Хабаровского графа Муравьёва-Амурского кадетского корпуса. Об этом сообщил в газету «Владивосток» (мы рассказывали о судьбе эмигранта-земляка) директор Русского Дома Николай де Буаю. В октябре 1922-го с эскадрой адмирала Старка кадет И. Мирзоев отправился из Владивостока в своё пожизненное эмигрантское плавание (с 1920 г. кадетский корпус размещался на Русском острове). Почти два года жил в китайских фанзах в Мукдене, потом были Шанхай, Югославия, Франция. Брался за любую работу, которая находилась для бездомного бродяги: спускался в шахту, мыл окна, столярничал, случалось, жестоко голодал, пока не окончил курсы электриков. Жизнь наладилась, женился. Овдовев, перебрался в Русский Дом под Парижем, где, к слову, окончила свою жизнь и дочь адмирала Старка. Журналисту «В» посчастливилось познакомиться с Иваном Николаевичем. Он всегда держался молодцом. Помогал наводить порядок в библиотеке, пел во время воскресной службы в хоре домовой церкви, у него был красивый баритон. В последние годы Иван Николаевич мечтал вернуться на остров Русский, чтобы найти свой последний приют в родной земле. Его надеждам не суждено было сбыться. Но мы помним о нём. И значит, он с нами, в родных краях.

Раджаби Мирзоева — полная биография

Родился 21 октября 1957 в Москве. Впервые вышел на сцену в детском театре в Текстильщиках. После окончания школы учился в педагогическом институте, работал на заводе. Поступил в ГИТИС (сегодня – РАТИ) в 1976 на факультет режиссуры цирка (мастерская М.Местечкина). После окончания института в 1981 несколько лет занимался театральной журналистикой.

Режиссерская биография Мирзоева ведет свое начало с 1987, когда он принял участие в работе молодежного творческого объединения «Дебют» при театре «Ленком» (руководитель М.Шатров). В этом же году, в ноябре, он стал руководителем театра-студии «Домино» при Союзе театральных деятелей РСФСР. За полтора года в театре-студии поставил спектакли Тлеющие угли С.Беккета, Возможности А Г.Баркера, Полуденный раздел П.Клоделя, Эскориал М. де Гельдерода, Праздничный день О.Михайловой, Мадам Маргарита Р.Атайяда, Фрекен Жюли А.Стриндберга.

В 1989 эмигрировал в Канаду, в Торонто – город, который в англоязычном мире считается третьим театральным центром после Нью-Йорка и Лондона. Первые полгода он занимался неквалифицированным трудом и учил язык, а в декабре 1990 основал в Торонто театральную компанию «Horizontal Eight» («Горизонтальная восьмерка»), став одновременно и художественным руководителем труппы. В этом театре за четыре года он выпустил двенадцать спектаклей. Среди них Предложение и Медведь А.Чехова, Саломея О.Уайльда, Игроки в пинг-понг У.Сарояна, Коллекция Г.Пинтера, Сильнейший А.Стриндберга, Калигула А.Камю, Русский сон О.Михайловой и др. Ко многим спектаклям он сам разрабатывал сценографию и костюмы (в соавторстве с Д.Белопольским). Вскоре имя Мирзоева получило известность – его спектакли пользовались популярностью, его приглашали на проведение мастер-классов в университетах Торонто, Мичигана и др. Со студентами факультета театра и драмы Мичиганского университета поставил спектакль День рождения по пьесе Г.Пинтера.

В 1993 вернулся в Москву. Первый спектакль после возвращения, Женитьба Н.Гоголя, он поставил в Московском драматическом театре им. К.Станиславского (1994). Этот спектакль вывел Мирзоева в число интересных и спорных театральных режиссеров. Его приглашали на постановки, каждая из которых вызывала зрительский интерес и неоднозначную реакцию театральной критики – от восхищения до полного неприятия.

В конце 1990-х – начале 2000-х в театре им.Станиславского Мирзоев поставил спектакли Хлестаков Н.Гоголя, Голуби М.Угарова, Тот этот свет А.Казанцева, Укрощение строптивой и Двенадцатая ночь У.Шекспира, Пария и Кто сильнее А.Стриндберга, В поисках чудесного – современный балет-оперу по кругу идей Г.Гурджиева, философа и мистика начала 20 в. (спектакль сделан в сотрудничестве с балетмейстером из Торонто К.Франк и композитором А.Шелыгиным). В этот же период работал и в других театрах: Сирано де Бержерак Э.Ростана и Амфитрион Ж.-Б.Мольера в театре им.Вахтангова , Две женщины (сценическая версия Месяца в деревне И.Тургенева) в Ленкоме , Коллекция Пинтера по Г.Пинтеру в антрепризе Арт-Мост; Миллионерша Б.Шоу в театре Эстрады; Тартюф Ж.-Б.Мольера в Русском драматическом театре Вильнюса.

Простое перечисление названий очерчивает широкий круг театральных интересов и пристрастий режиссера – классика и авангард, в том числе – т.н. «новая драма» России: М.Угаров, О.Михайлова. Вскоре сформировался и круг «мирзоевских» актеров, которые работают с ним в рамках его метода. Сам Мирзоев определяет этот метод как своего рода сократический диалог – разговор «на равных», полноправное соавторство, заставляющее актера мыслить, искать ответы на поставленные режиссером вопросы. Такими актерами стали С.Маковецкий, Е.Шанина, О.Лапшина, молодые И.Гринева и В.Колганов. Но наиболее успешным стало сотрудничество Мирзоева с М.Сухановым, интересным и востребованным артистом сегодняшней Москвы. Суханов – участник почти всех театральных проектов режиссера, в 2002 он стал обладателем театральной премии «Золотая маска» за актерскую работу в спектакле Мирзоева Сирано де Бержерак. Работа Суханова 2003 в главной роли спектакля Мирзоева Лир (по Королю Лиру Шекспира) вызвала рекордное число статей и театральных рецензий. В то же время в большинстве их них работа режиссера и актера расценивается негативно, иногда – чуть ли не как провал.

В 2002 Мирзоев был приглашен в Мариинский театр Санкт-Петербурга на постановку опер Р.Вагнера Зигфрид и Гибель богов .

Осенью 2003 Мирзоев, ранее отвергавший предложения долгосрочной работы, стал художественным руководителем театра им.Станиславского. Начало своей деятельности в новом качестве он ознаменовал постановкой спектакля Семеро святых из деревни Брюхо по пьесе Л.Улицкой. Сложную трагикомическую эстетику спектакля-мифа, определенную режиссером как «медитация о русском юродстве», критики встретили широком разбросом мнений. На этом посту Мирзоев оставался всего один сезон. В настоящее время он вернулся к удобной для себя форме работы в качестве приглашенного на спектакль режиссера.

Среди работ Мирзоева в смежных видах искусства – телевизионные постановки Русская народная почта (2002, пьеса О.Богаева, выпущена к 75-летию М.Ульянова), Страстное и сочувственное созерцание (2002, пьеса М.Курочкина), Любовь по Л.Петрушевской (1997), фильмы Учительница первая моя, или Мальчишник по-русски (1997) и Четыре Любови (2004).

Кутловская Е. Театр лечит неврозы. «Независимая газета», 2000, 30 марта
Аксенова Г. Антология русского уродства. «Независимая газета», 2003, 16 декабря
Алпатова И. В тридевятом царстве, в никаком году. «Культура», 2003, 18 декабря
Ванденко А. Демократия им.Станиславского. «Итоги», 2003, 21 октября
Шимадина М. У семи святых театр без кассы. «Коммерсант», 2003, 16 декабря
Мирзоев В. В России люди живут иллюзией, что деньги дадут им счастье. «Огонек», 2004, 21 декабря
Уход конем. Интервью с Владимиром Мирзоевым . «Московский комсомолец», 2004, 28 сентября
Владимир Мирзоев: У зрителя есть миф, и с ним нужно работать. «Ведомости», 2005, 6 февраля
Давыдова М. Лиру – Лир. «Известия», 2005, 9 марта

Раджаби Мирзоева — полная биография

Мирзоев Бахятдин Шахвелетдин оглы — командир батареи 1054-го артиллерийского полка (416-я стрелковая дивизия, 5-я ударная армия, 1-й Белорусский фронт), старший лейтенант.

Родился 18 (31) декабря 1914 года в селе Сулут ныне Исмаиллинского района Азербайджана в семье крестьянина. Азербайджанец. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года. Окончил 8 классов и школу фабрично-заводского ученичества в Баку (Азербайджан).

В Красной Армии в 1936-1938 годах и с 1941 года. В 1938 году окончил курсы при горно-артиллерийском училище. В ноябре 1942 года направлен в действующую армию. В составе 1054-го артиллерийского полка 416-й стрелковой дивизии воевал на Закавказском, Южном и 4-м и 3-м Украинских фронтах. Командовал огневым взводом, батареей. Участвовал в боях под Моздоком (Северная Осетия), Ставрополем, Таганрогом (Ростовская область), на реках Миус и Молочная, в уничтожении никопольской группировки противника, форсировании Днепра (в районе посёлка Великая Лепетиха Херсонской области), Ингул, Южный Буг и Днестр (севернее города Бендеры, Молдавия). Освобождал города Таганрог, Мелитополь, Николаев, Одесса (три последних — Украина), Кишинёв (Молдавия). За нанесение большого урона врагу в боях за южную Украину награждён орденами Отечественной войны 1-й степени и Красной Звезды.

В сентябре 1944 года 416-я стрелковая дивизия в составе 5-й ударной армии была переброшена в Польшу на магнушевский плацдарм на реке Висла и в дальнейшем воевала на 1-м Белорусском фронте. Командир батареи старший лейтенант Мирзоев особо отличился во время Висло-Одерской операции.

14 января 1945 года при прорыве обороны противника в районе населённого пункта Аугустув он всё время находился в боевых порядках пехоты и корректировал огонь батареи, благодаря чему было уничтожено семь огневых точек и до взвода пехоты врага. Был ранен, но остался в строю.

На следующий день, не смотря на сопротивление фашистов, ворвался в село Стромец, подбив две пушки и самоходное орудие, мешавшие продвижению пехоты, чем обеспечил успех боя.

16 января в боях за населённый пункт Бялобжеги батарея Мирзоева в упор расстреливала отступающего противника и уничтожила два танка и бронетранспортёр, чем создала условия для успешного продвижения наших подразделений и освобождению города Бялобжеги.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за мужество, отвагу и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, старший лейтенант Мирзоев Бахятдин Шахвелетдин оглы удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 5634).

В дальнейшем он участвовал в штурме города-крепости Кюстрин (ныне — Костшин, Польша), во взятии Берлина (Германия). 29 апреля 1945 года был тяжело ранен. После выздоровления капитан Мирзоев уволен в запасе. Жил в Баку. Работал начальником отдела военизированной охраны Министерства связи Азербайджанской ССР. Умер 15 апреля 1987 года.

Награждён орденом Ленина (24.03.1945), двумя орденами Отечественной войны 1-й степени (11.12.1943; 11.03.1985), орденом Красной Звезды (04.01.1944), медалями.

Раджаби Мирзоева — полная биография

Рождественский сезон в США в полном разгаре. Накануне из Нью-Йорка отправился «рождественский поезд» железнодорожной компании Canadian Pacific. Обычно он начинает свое путешествие из Монреаля на атлантическом побережье Канады, останавливаясь на каждой железнодорожной станции, но на сей раз, после терактов 11 сентября, руководство компании изменило традиционный маршрут.

А в Вашингтоне зажжены огни на установленной перед Белым домом рождественской елке, которая традиционно считается «главной елкой» Америки. Выступая со специальной трибуны, президент США подчеркнул, что в трудные «времена вызова» Америка и американцы должны отметить «праздник радости и надежды». Буш напомнил, что торжественное зажигание рождественской елки в Вашингтоне — давняя традиция, и что ровно 60 лет назад, когда Япония совершила нападение на США в Перл-Харборе, главную американскую елку зажгли президент США Франклин Рузвельт и премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль. Официально именуемая «национальной рождественской елкой» большая колорадская ель перед резиденцией президента США украшена 100 тыс. электрических лампочек, которые в этом году выполнены в форме звезд и гирлянд в «патриотических» цветах — красном, синем и белом.

Как сообщает CNN, в США создан специальный интернет-сайт, посетители которого могут полюбоваться главными помещениями Белого дома в рождественском убранстве. Однако в этом году, вопреки многолетней традиции, в США, из-за опасений терактов, отменен один из самых популярных туристических маршрутов — посещение Белого дома в дни рождественских праздников.

В том, что с арестом Осамы бен Ладена терроризм не закончится, в США, пожалуй, уже никто не сомневается. Но, как заявил министр обороны США Дональд Рамсфельд, несмотря на все усилия американских спецслужб, активно участвующих в боевых действиях в Афганистане, руководители «Аль-Каэды» до сих пор находятся на свободе. Назвав антитеррористическую операцию «сложной, длительной, запутанной и грязной работой», Рамсфельд заверил общественность в том, что неотвратимое наказание ждет не только активистов «Аль-Каэды», но и поддерживающих их талибов.

Еще накануне агентство Reuters указывало, со ссылкой на пожелавший остаться неизвестным источник в администрации США, что Белый дом располагает неподтвержденными пока сведениями о гибели сына или зятя бен Ладена в ходе одной из бомбардировок.

Помимо этого, саудовская газета «Аш-Шарк аль-Аусат» пишет, что пакистанские пограничники задержали при попытке нелегально перейти из Афганистана в южную пакистанскую провинцию Белуджистан группу из 23 родственников руководителей «Аль-Каэды». По данным газеты, среди задержанных три родственницы жен Осамы бен Ладена. Большинство-подданные Саудовской Аравии или граждане Йемена. Одновременно в Кабуле силы Северного альянса задержали трех палестинок — жен ближайших сподвижников Осамы бен Ладена.

Вход в одну из пещер Тора-Бора и склад боеприпасов в пещере (слева)

Раджаби Мирзоева - полная биографияРаджаби Мирзоева - полная биография

Тем не менее, штурм горной базы Тора-Бора в Афганистане к ожидаемым результатам явно не привел — «террориста номер один» пока не обнаружили. Как сообщило из Кабула радио CBS, в результате штурма бойцами Северного альянса под командованием Хазрата Али взяты в плен ряд арабских наемников и члены их семей, однако бен Ладена среди них нет. Похоже, он заблаговременно перебрался в более безопасное место, скорее всего в разветвлённую систему пещер Тора-Бора, имеющую выходы и в Пакистан.

Правда, ранее указывалось, что бен Ладен может скрываться и в других районах Афганистана, и одной Тора-Бора поиск не ограничивается. США уже начали широкомасштабную операцию с использованием кораблей и подводных лодок ВМС, а также подразделений спецназа «Силз» по поиску Осамы бен Ладена, а также 23 принадлежащих ему торговых судов. Поиск идет одновременно в крупнейших торговых портах планеты и на оживленных океанских маршрутах на основании данных, полученных спецслужбами США и Норвегии.

Таким образом, у американских ВМС — двойная задача: не допустить проникновения в США морским путем террористов-камикадзе из «Аль-Каэды» и оружия массового поражения, а заодно не дать возможности бен Ладену и его окружению бежать морским путем. Специальные предупреждения по этому поводу уже были разосланы во все морские и судоходные компании стран Залива от имени посольств США в этих странах — Вашингтон уведомляет судовладельцев, что США будут применять все имеющиеся в их распоряжении средства для обысков вызывающих подозрение судов.

К опасности «морского терроризма» в США относятся более чем серьезно. Ежедневно в американские порты заходят сотни грузовых судов, завозящих десятки тысяч контейнеров с товарами. При этом проверке таможенной службой подвергается в лучшем случае 1 из 10 контейнеров. «От осознания легкости, с которой террористы могут провезти химическое, бактериологическое или даже ядерное оружие в контейнере, волосы встают дыбом», — заявил по этому поводу сенатор Джозеф Либерман.

Между тем совершенно очевидно, что США — далеко не единственная «вероятная цель» террористов «Аль-Каэды». Еще в ноябре телекомпания АВС сообщила, что, по данным спецслужб, Осама бен Ладен намерен совершить покушение на Папу римского. По мнению бывшего руководителя антитеррористического департамента ЦРУ Винса Каннистраро, Папа римский как был так и остается главной целью международного террориста: «Он рассматривает папу как символического предводителя крестоносцев и естественный объект для нападения». Более того, по словам Каннистраро, в 1995 году на Филиппинах пытались совершить теракт против Иоанна Павла II, однако при приготовлении взрывного устройства случайно возник пожар. Тогда некоторые из преступников были задержаны и признались, что несостоявшимся покушением на Папу римского руководил один из помощников бен Ладена — Рамзи Юсеф, который сейчас отбывает пожизненное заключение в американской тюрьме за организацию взрыва во Всемирном торговом центре в 1993 году, а также за взрыв самолета в 1994 году.

Еще более сенсационные результаты могут принести аресты подозреваемых в принадлежности к «Аль-Каэда» в Индии. Арестованный там местный исламист-ортодокс Мохаммед Афроз сознался, что проходил подготовку в тех же летных школах, что и «камикадзе 11 сентября», затратив на обучение 212 тыс. долларов. А целью его последнего полета должно было стать здание британской палаты общин в Лондоне, примыкающее к знаменитой башне с часами Биг-Бен — символу Великобритании.

А 28-летний Мохаммед Абдул Раззак, также арестованный в Индии, предположительно готовил теракт в отношении комплекса небоскребов в австралийском Мельбурне. 55-этажный небоскреб комплекса, высотой 253 метра, является самым высоким зданием не только в Австралии, но и во всем Южном полушарии. В офисах небоскреба работают около 10 тысяч человек, а на верхнем этаже имеется смотровая площадка, которую постоянно посещают туристы. Мохаммед Абдул Раззак учился на пилота в Австралии в 1997 и 1998 годах, затем стажировался в летных школах США и Великобритании. А теперь признался, что является членом организации «Аль-Каэда» и разрабатывал планы проведения терактов в Австралии, Великобритании и Индии, аналогичные тем, которые были совершены 11 сентября в США.

Таким образом, стратегия террористов — наносить удары прежде всего по тому, что они считают символами западной цивилизации, — вырисовывается достаточно четко.

Угроза же терактов в ближайшие дни может резко возрасти. В конце Рамадана (конец поста) активность террористов, как правило, возрастает.

ТЕРРОРИЗМ: ОТГОЛОСКИ 70-Х

Раджаби Мирзоева - полная биография

Ильич Рамирес Санчес —
фото конца 1990-х гг.

По мнению американских экспертов, в Афганистане удалось уничтожить примерно одну шестую руководства «Аль-Kаэда». Кроме того, «северянами» взят в плен Ахмед Абдель Рахман, сын шейха Омара Абдель Рахмана, отбывающего в США пожизненный срок за попытку взрыва Всемирного торгового центра в Нью-йорке в 1993 году. Скорее всего, Северный альянс выдаст Ахмеда Абделя Рахмана-младшего США.

Между тем из США поступает неожиданная информация о расследовании терактов. Здесь под следствием в связи с событиями 11 сентября оказались 4 сальвадорца, а также граждане Мексики, Венесуэлы и даже Бразилии. Как указывается, сальвадорцу Луису Мартинесу Флоресу предъявлено обвинение в том, что он в штате Вирджиния помог двум террористам приобрести фальшивые документы, а его «клиенты» позже участвовали в угоне одного из «боингов», направленных на башни ВТЦ.

Проще всего предположить, что фальшивыми документами террористов предприимчивые латиноамериканцы снабдили за деньги — обычное дело в преступном мире. Однако не исключено, что все куда сложнее, и речь идет о существовании определенных связей между «Аль-Каэда» и латиноамериканскими террористическими группировками.

Политический террор в Латинской Америке имеет давние традиции и не менее серьезный «послужной список». «Сендеро Люминозо», «Тупак Амару», колумбийский «ФАРК» — далеко не полный список латиноамериканских террористических группировок, внесенных в список госдепартамента США.

Связи между латиноамериканскими и ближневосточными террористическими группировками существовали давно. Достаточно вспомнить венесуэльца Ильича Рамиреса Санчеса, более известного под кличкой «Карлос», — начав свою карьеру в рядах латиноамериканских марксистов в родной Венесуэле, он вскоре оказался уже в числе бойцов «Народного фронта освобождения Палестины». Заслуживает внимания и то, что на греческом Кипре, где располагались «крыши», лагеря и базы подготовки ближневосточных террористических организаций, Куба, поддерживавшая целый ряд латиноамериканских террористических группировок и не имевшая с Кипром никаких экономических отношений, содержала весьма солидный штат своих дипломатов.

Арест в США шести латиноамериканцев — это далеко не первый повод задуматься о том, насколько активно «Аль-Каэда» использует контакты и связи террористических группировок, заявивших о себе в 70-е годы. Причем речь идет о существенно более тесных контактах, чем факты переключения отдельно взятых террористов, ранее сотрудничавших со «старой гвардией», на «Аль-Каэда».

Не исключено, что активизация «ветеранов» от терроризма связана с солидными денежными вливаниями бен Ладена в созданную в годы «Холодной войны» террористическую инфраструктуру, — лидера «Аль-Каэда» не могла не привлечь столь разветвленная и отлаженная сеть со своими «профессионалами», «курьерами», «окнами» на границах и, скорее всего, контактами со спецслужбами.

ИРАК — СЛЕДУЮЩИЙ?

По мнению турецких военных, операция по свержению режима Саддама Хусейна начнется в течение двух месяцев.

В Турции с официальным визитом побывал госсекретарь США Колин Пауэлл. В ходе краткого визита глава американского внешнеполитического ведомства провёл переговоры с премьер-министром Бюлентом Эджевитом и министром иностранных дел Исмаилом Джемом. Официальная цель визита — поблагодарить Турцию, единственную мусульманскую страну входящую в Североатлантический альянс, за ее предложение послать свои войска для участия в антитеррористической операции в Афганистане. Информация из официальных источников очень скупа.

Многие наблюдатели сходятся во мнении, что главной темой переговоров был Ирак. Остается все меньше сомнений, что США перенесут военные операции на территорию Ирака. Президент США Джордж Буш уже подтвердил, что вооруженные силы страны могут быть использованы для нанесения ударов вне Афганистана в рамках борьбы с терроризмом. «Удары будут очень важны, и может возникнуть необходимость для использования военных еще где-то (не на территории Афганистана — ред).», — сказал Буш в программе АВС News. «И я хочу, чтобы американский народ знал, что мы рассматриваем все возможности», — добавил президент.

В складывающейся ситуации поддержка Турции — форпоста НАТО на Ближнем Востоке — крайне важна для администрации Буша. В интервью газете «Turkish Daily News» турецкие высокопоставленные военные чины подтвердили наличие заметных сдвигов в отношении Турции к возможному участию в операции по свержению режима Саддама Хусейна. «Мы поддержали Соединенные Штаты во время войны в Персидском заливе и в проведении антитеррористической операции (в Афганистане — ред) и, скорее всего, будем оказывать им поддержку и далее. Но мы будем стремиться заручиться резолюцией ООН «по терроризму» и добиваться расширения национального состава коалиции для нанесения такого удара».

По словам одного турецкого генерала, пожелавшего остаться неназванным, стягивание крупной группировки американских войск в регион, строительство военной инфраструктуры и создание тыловой поддержки преследуют более далекие цели, нежели борьба с террористами в Афганистане. «В течение двух месяцев начнется операция против Ирака», — предсказал турецкий военный. «Без предварительной «подготовки» воздушными бомбардировками невозможно достичь ощутимых результатов в стратегическом плане», — добавил он, очерчивая возможные границы турецкого участия в грядущей операции. «Мы можем предоставить доступ к воздушным базам, как это было сделано в случае с Афганистаном». В то же самое время правительственные круги Турции очень осторожны в комментариях нарастающей конфронтации между режимом Хусейна и Западным миром. Анкара уже выразила озабоченность тем обстоятельством, что планируемая со стороны НАТО атака территории Ирака может привести к гуманитарной катастрофе. В Турции еще не забыли десятки тысяч иракских беженцев, которые устремились на ее территорию в связи с войной в Персидском заливе в 1991 году. Из-за санкций против Ирака экспорт Турции потерял не менее 40 млрд. долларов, и теперь страна, пережившая в этом году серьезный экономический кризис, может столкнуться с еще более тяжелыми проблемами.

Между тем начали расти шансы Турции на получение дополнительной помощи от МВФ и Всемирного банка. Не секрет, что эти организации в значительной мере контролируются Вашингтоном, который заинтересован сейчас в твердой поддержке Турции в регионе. В финансовом выражении эта «боевая» солидарность оценивается в уже полученных Турцией в текущем году почти 16 млрд. долларов помощи, к которым могут добавиться в следующем еще не менее 9 млрд. долларов.

Номер 26(285) 18 декабря 2001 г.

[an error occurred while processing this directive]

Творчество

Музыка Видео Отчеты Пресса

Урод нашего времени.

Спектакль «Зовите Печориным», поставленный в Театре имени Пушкина, вызывает яростное желание воскликнуть: «Руки прочь от классики!».

«Герой нашего времени» в интерпретации драматурга Нины Садур и режиссера Михаила Мокеева не представляет собой ничего неожиданного и экстраординарного: классиков «обновляли» и «переосмысляли» столько, что удивить и тем паче шокировать профессионального зрителя едва ли возможно. Протест обусловлен не особенностями данного спектакля, а законом диалектики, согласно которому количество рано или поздно переходит в качество, а последняя капля переполняет чашу терпения.

И начинаешь задумываться: не странно ли, что любой современный X. Y., вооружившись Законом об авторском праве, может запретить инсценировщикам и режиссерам любые переделки текста, а классическая литература совершенно беззащитна перед произволом интерпретаторов? А мы на этот счет давно не нервничаем, отговариваясь тем, что, дескать, от Лермонтова (Шекспира, Мольера, Пушкина и т. д.) не убудет. Более того, мы считаем, что сегодня уже практически невозможно ставить классику просто по тексту, и идем в театр именно за новым прочтением.

Вершинин философствует, стоя на голове; Гамлета, Призрака и Клавдия играет один актер, причем кто-то из означенных персонажей (или все трое?) остается в живых, чтобы под занавес задать вопрос: «Быть иль не быть?»; к «Игроку» приклеивается финал «Трех сестер». Логика уничтожается, связи разламываются, а их место занимает броский жест, эффектная картинка, непредсказуемый и необъяснимый ход, направленный единственно на то, чтоб ошеломить публику. Все это в избытке представлено в спектакле «Зовите Печориным».

Общими усилиями драматурга и режиссера лермонтовские сюжеты «деформированы до неузнаваемости» (как справедливо отмечает программка), и действие превращено в безумный балаган, в пустую и глупую шутку, которая может рассмешить разве что своей откровенной нелепостью. Печорин с княгиней Лиговской занимаются любовью в серной ванне; у Казбича герой самолично крадет коня, каковой выкатывается на сцену в виде закутанной в черное барышни на роликах; впоследствии эта лошадка превращается в Бэлу, однако и поначалу одну легко принять за другую; несчастный хозяин украденного животного выдает пылкий монолог с рефреном «Я тэбя зарэжу», а худенькая Вера, произнеся жалостный текст про то, как ослабила и иссушила ее болезнь, резко поднимает на руки своего возлюбленного (весьма увесистого, заметим, мужчину — артист А. Песков килограммов на восемьдесят тянет). В общем, зрелище воистину невообразимое, хотя по сути своей вполне тривиальное и даже старомодное.

До основанья, а зачем?

Очень многие экзерсисы сегодняшних интерпретаторов вызывают в памяти даже не авангардные эксперименты 20-х годов, а веселую пародию на них — описанную Ильфом и Петровым постановку «Женитьбы», где действие открывалось танцем «дамочек в больших, вырезанных из черного картона шляпах», а Подколесин, выезжая верхом на Степане, разгонял танцорок «словами, которые в тексте не значились».

В ту пору упражнения в «деконструкции» имели очень существенный идеологический смысл: дело шло о полном разрушении «старого мира» и построении нового, которому, соответственно, требовалось новое, революционное искусство. Но советская власть быстро разобралась, что неуважение к авторитетам опасно в любом случае, и всякие «извращения» классики были надолго сняты с репертуара.

Года два назад Юрий Любимов показал наконец Москве свою «Пиковую даму», запрет которой в 1978-м явился рекордным достижением советской цензуры: это единственный случай, когда ей удалось закрыть постановку в Париже! В программке воспроизводилась статья «Правды», прозвучавшая как сигнал к атаке; она вопрошала, позволительно ли «советским гражданам устраивать аутодафе над обожаемым всем советским народом Чайковским» и упрекала «соответствующие органы» в «попустительстве этому издевательству». Читать сегодня подобные тексты весьма полезно: они разом снимают ностальгию по твердой цензурной руке, возникающую после просмотра очередного шедевра деконструкции. Беда, однако, в том, что по существу правдинский погромщик был прав: операция, произведенная над партитурой, как минимум обеднила оперу; впрочем, в сравнении с сегодняшней практикой она кажется образцом бережного отношения к классике.

Юбиляр в нарезку.

Образцы беспредела продемонстрировала пушкинская вакханалия, которая породила массу спектаклей, старательно осовременивавших старика-юбиляра. Иногда для этой цели привлекался драматург, переписывавший текст заново. Театр им. Пушкина, например, поставил опус Николая Коляды «Dreisiebenas (Тройкасемеркатуз), или Пиковая дама», где Германн изъяснялся преимущественно на немецком, а когда возникала необходимость донести информацию до собеседника, в ход шли общедоступные выражения типа «русише швайн». В большинстве случаев режиссеры производили перекройку самостоятельно, не упуская отметить свое присутствие даже в названиях: «Евгений и Онегин» (Театр Спесивцева), «Сальери forever» (Театр им. Ермоловой).

Любимый пример — нарезка текста. Самый выразительный образец предъявил, пожалуй, Марк Розовский, который нашпиговал «Пир во время чумы» такой мелкой строганиной из пушкинских стихов, что голова шла кругом. За первым «куплетом» (иначе не назовешь) «Гимна чуме» следовала пара четверостиший из «Бесов» в сопровождении канкана; за вторым — «Из наслаждений бытия одной любви музыка уступает» и пляски под «Турецкий марш» Моцарта, перетекающий во что-то англоязычно-эстрадное; за третьим — «Я помню чудное мгновенье», причем стихи были «театрализованы» пантомимой с участием «Чарли Чаплина», в исполнении неловкой особы, которую сам Чаплин вряд ли взял бы и в массовку.

Отсюда легко перейти к рассуждениям о сверчках и шестках, относящимся, разумеется, не только к данной исполнительнице или спектаклю. Жизнь классики на сцене заведомо парадоксальна: с одной стороны, мы превозносим великие творения, к которым можно обращаться бессчетное множество раз, с другой — признаем право любого, даже самого малого, творца на любые вольности. Пушкин (вернее, его Моцарт), помнится, очень веселился по поводу того, что сотворил с дивной арией «слепой скрыпач в трактире», но не стоит забывать, что этот неумелый интерпретатор просто зарабатывал свой скромный кусок хлеба и никоим образом не претендовал на новое прочтение. Сегодняшние полагают, будто их соавторство с гением есть факт искусства.

Отсюда не следует, разумеется, что любое обновление заведомо является порчей шедевра. Но, во-первых, за годы интерпретаторской деятельности было так много всего понапридумано, что возможность найти действительно новый поворот, ведущий к переосмыслению, а не к обессмысливанию текста, стала исчезающе мала. А во-вторых, особенную остроту получает проблема утраты критериев, вообще существенная для современного искусства.

Авторитеты от эстетических теорий не только примирились с этой утратой, но возвели ее в принцип и периодически декларируют (например, на последней Венецианской биеннале Гран-при получила инсталляция, изображающая толпы крыс в человеческий рост). Но на практике довольно трудно избавиться от желания понять, почему Нос майора Ковалева, обернувшийся совсем другим органом и вместе с Лениным и Троцким устраивающий революцию (спектакль Эймунтаса Някрошюса «Нос»), — это гениально, а Гамлет, при появлении Розенкранца и Гильденстерна стремительно снимающий штаны (постановка театра «Фарсы»), — это глупо и пошло. Почему в ленкомовской «Мистификации» многие критики находили глубокий смысл, а в новом сочинении Садур искать наверняка не станут? Может быть, просто потому, что режиссер Марк Захаров занимает в табели о рангах значительно более высокую ступень, нежели режиссер Михаил Мокеев?

Над чем смеетесь?

Большинству новаторских «действ» присуще принципиально общее свойство: стремление к тотальному фарсу. Таким образом, у драмы и трагедии оказывается отнята их природа; в комедии же она извращается, поскольку зритель смеется не тому, что полагал смешным автор, а причудливым измышлениям режиссера, волей которого душа, к примеру, Катарины из «Укрощения строптивой» (постановка В. Мирзоева) становится отдельным персонажем и орет совершенно как мартовская кошка. По Аристотелю, основой юмора служит неожиданность — неожиданностей так много, что для прочего не остается места. В результате смех оборачивается осмеянием самой классики.

Иные высоколобые теоретики утверждают, что, травестируя высокую литературу, спектакль осуществляет ту же функцию, которую в средние века исполнял карнавал, менявший местами верх и низ, духовность и физиологию. Однако сходство мнимое. Тогда серьезное отношение господствовало, и смеховая разрядка его не отменяла, а напротив, поддерживала авторитет сакральных сюжетов, не боящихся пародирования. Сегодня травестии подвергается не господствующая идеология, которой нет, а «вечные ценности». Сегодня пародия стремится подменить собой, вообще вытеснить, серьезность, а в итоге разрушить уважение к своему объекту. По счастью, это не всегда удается.

На премьере в Театре Пушкина едва не половину публики составляли школьники, которые вообще довольно часто толпами посещают спектакли по «программным» произведениям. Во время действия казалось, что предложенная драматургом и режиссером «игра в классики» их очень радует: каждый прикол сопровождался хохотом, топотом и аплодисментами, а силовой номер Веры вызвал просто-таки овацию. Но в антракте порядочная часть тинейджеров отвалила, и некоторые не удержались от того, чтоб высказать работникам театра свое неодобрение. «Передайте режиссеру, — требовала от гардеробщицы маленькая пестрая группка, — что он не прав: на самом деле это просто скучно».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *