Расходы

Расходы

Расходы

Статья 252. Расходы. Группировка расходов

1. В целях настоящей главы налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 настоящего Кодекса).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

(в ред. Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ)

2. Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

Абзац исключен. — Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ.

2.1. В целях настоящей главы расходами вновь созданных и реорганизованных организаций признается стоимость (остаточная стоимость) имущества, имущественных и неимущественных прав, имеющих денежную оценку, и (или) обязательств, получаемых в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц, которые были приобретены (созданы) реорганизуемыми организациями до даты завершения реорганизации. Стоимость имущества, имущественных и неимущественных прав, имеющих денежную оценку, определяется по данным и документам налогового учета передающей стороны на дату перехода права собственности на указанные имущество, имущественные и неимущественные права.

(в ред. Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ)

Расходами вновь созданных и реорганизованных организаций также признаются расходы (а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, убытки), предусмотренные статьями 255, 260 — 268, 275, 275.1, 279, 280, 283, 304, 318 — 320 настоящей главы, осуществленные (понесенные) реорганизуемыми организациями в той части, которая не была учтена ими при формировании налоговой базы. В целях налогообложения указанные расходы учитываются организациями-правопреемниками в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящей главой. Состав таких расходов и их оценка определяются по данным и документам налогового учета реорганизуемых организаций на дату завершения реорганизации (дату внесения записи о прекращении деятельности каждого присоединяемого юридического лица — при реорганизации в форме присоединения).

Дополнительные расходы, связанные с передачей (получением) имущества (имущественных и неимущественных прав) при реорганизации организаций, в целях налогообложения учитываются в порядке, установленном настоящей главой.

(в ред. Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ)

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ)

3. Особенности определения расходов, признаваемых для целей налогообложения, для отдельных категорий налогоплательщиков либо расходов, произведенных в связи с особыми обстоятельствами, устанавливаются положениями настоящей главы.

4. Если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты.

(в ред. Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ)

5. Понесенные налогоплательщиком расходы, стоимость которых выражена в иностранной валюте, учитываются в совокупности с расходами, стоимость которых выражена в рублях.

Понесенные налогоплательщиком расходы, стоимость которых выражена в условных единицах, учитываются в совокупности с расходами, стоимость которых выражена в рублях.

Пересчет указанных расходов производится налогоплательщиком в зависимости от выбранного в учетной политике для целей налогообложения метода признания таких расходов в соответствии со статьями 272 и 273 настоящего Кодекса.

В целях настоящей главы суммы, отраженные в составе расходов налогоплательщиков, не подлежат повторному включению в состав его расходов.

(п. 5 введен Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99″ (с изменениями и дополнениями)

Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 33н
«Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99″

С изменениями и дополнениями от:

30 декабря 1999 г., 30 марта 2001 г., 18 сентября, 27 ноября 2006 г., 25 октября, 8 ноября 2010 г., 27 апреля 2012 г., 6 апреля 2015 г.

Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 283, приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99.

2. Ввести в действие настоящий приказ с 1 января 2000 года.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 31 мая 1999 г.

Регистрационный N 1790

Положение
по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99
(утв. приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 33н)

С изменениями и дополнениями от:

30 декабря 1999 г., 30 марта 2001 г., 18 сентября, 27 ноября 2006 г., 25 октября, 8 ноября 2010 г., 27 апреля 2012 г., 6 апреля 2015 г.

ГАРАНТ:

С 19 июля 2017 г. настоящее Положение признано федеральным стандартом бухгалтерского учета

См. схему «Доходы и расходы организации»

I. Общие положения

Информация об изменениях:

Приказом Минфина РФ от 25 октября 2010 г. N 132н в пункт 1 настоящего Положения внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г.

1. Настоящее Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.

Применительно к настоящему Положению некоммерческие организации (кроме государственных (муниципальных) учреждений) признают расходы по предпринимательской и иной деятельности.

2. Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Информация об изменениях:

Приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 г. N 27н в пункт 3 настоящего Положения внесены изменения

3. Для целей настоящего Положения не признается расходами организации выбытие активов:

в связи с приобретением (созданием) внеоборотных активов (основных средств, незавершенного строительства, нематериальных активов и т.п.);

вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, приобретение акций акционерных обществ и иных ценных бумаг не с целью перепродажи (продажи);

по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.;

в порядке предварительной оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;

в виде авансов, задатка в счет оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;

в погашение кредита, займа, полученных организацией.

Для целей настоящего Положения выбытие активов именуется оплатой.

Информация об изменениях:

Приказом Минфина РФ от 18 сентября 2006 г. N 116н в пункт 4 настоящего Положения внесены изменения, вступающие в силу, начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2006 г.

4. Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:

расходы по обычным видам деятельности;

Для целей настоящего Положения расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами.

II. Расходы по обычным видам деятельности

Информация об изменениях:

Приказом Минфина РФ от 18 сентября 2006 г. N 116н в пункт 5 настоящего Положения внесены изменения, вступающие в силу, начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2006 г.

5. Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.

В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды, расходами по обычным видам деятельности считаются расходы, осуществление которых связано с этой деятельностью.

В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, расходами по обычным видам деятельности считаются расходы, осуществление которых связано с этой деятельностью.

В организациях, предметом деятельности которых является участие в уставных капиталах других организаций, расходами по обычным видам деятельности считаются расходы, осуществление которых связано с этой деятельностью.

Расходы, осуществление которых связано с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов, прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, и от участия в уставных капиталах других организаций, когда это не является предметом деятельности организации, относятся к прочим расходам.

Расходами по обычным видам деятельности считается также возмещение стоимости основных средств, нематериальных активов и иных амортизируемых активов, осуществляемых в виде амортизационных отчислений.

6. Расходы по обычным видам деятельности принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности (с учетом положений пункта 3 настоящего Положения).

Если оплата покрывает лишь часть признаваемых расходов, то расходы, принимаемые к бухгалтерскому учету, определяются как сумма оплаты и кредиторской задолженности (в части, не покрытой оплатой).

6.1. Величина оплаты и (или) кредиторской задолженности определяется исходя из цены и условий, установленных договором между организацией и поставщиком (подрядчиком) или иным контрагентом. Если цена не предусмотрена в договоре и не может быть установлена исходя из условий договора, то для определения величины оплаты или кредиторской задолженности принимается цена, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет расходы в отношении аналогичных материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг либо предоставления во временное пользование (временное владение и пользование) аналогичных активов.

6.2. При оплате приобретаемых материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг на условиях коммерческого кредита, предоставляемого в виде отсрочки и рассрочки платежа, расходы принимаются к бухгалтерскому учету в полной сумме кредиторской задолженности.

6.3. Величина оплаты и (или) кредиторской задолженности по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) не денежными средствами, определяется стоимостью товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливают исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных товаров (ценностей).

При невозможности установить стоимость товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче организацией, величина оплаты и (или) кредиторской задолженности по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) не денежными средствами, определяется стоимостью продукции (товаров), полученной организацией. Стоимость продукции (товаров), полученной организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретается аналогичная продукция (товары).

6.4. В случае изменения обязательства по договору первоначальная величина оплаты и (или) кредиторской задолженности корректируется исходя из стоимости актива, подлежащего выбытию. Стоимость актива, подлежащего выбытию, устанавливают исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных активов.

6.5. Величина оплаты и (или) кредиторской задолженности определяется с учетом всех предоставленных организации согласно договору скидок (накидок).

Расходы

Расходы (Expences) — затраты или издержки предприятия (компании), приводящие к уменьшению его (ее) средств (капитала) или к увеличению обязательств в процессе хозяйственной деятельности. Основное разделение расходов – на текущие (производственные и непроизводственные) и капитальные (инвестиции в нефинансовые активы и инвестиции в финансовые активы). Р. учитываются в процессе текущей деятельности предприятия в рамках учетного периода (напр., амортизационные отчисления, накладные расходы). Р. не обязательно создают активы. Актив создается лишь тогда, когда выгоды от таких расходов — в форме возросшей эффективности — превышают затраты.См. Операционные доходы и расходы предприятия (компании).

Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. — М.: Дело . Л. И. Лопатников . 2003 .

Смотреть что такое «Расходы» в других словарях:

расходы — 1. Затраты, издержки. 2. Уменьшение средств предприятия или увеличение его обязательств, которые возникают в процессе хозяйственной деятельности в целях получения прибыли и приводят к уменьшению величины собственного капитала. К Р. относятся… … Справочник технического переводчика

расходы — затрата, издержки, трата; затраты, траты; протори Словарь русских синонимов. расходы см. затраты Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

РАСХОДЫ — (expenditure) Сумма, израсходованная для оплаты товаров или услуг. Расходы могут стать, а могут и не стать статьей затрат (expense) в балансе прибылей и убытков (profit and loss account) в зависимости от того, осталась ли у покупающей организации … Словарь бизнес-терминов

Расходы — расходами признается уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода или возникновение обязательств, которые приводят к уменьшению капитала (кроме изменений, обусловленных изъятиями собственников) т. е. уменьшение экономических выгод в … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

РАСХОДЫ — затраты в процессе хозяйственной деятельности; приводящие к уменьшению средств предприятия или увеличению его долговых обязательств. Обычно это затраты, связанные с ресурсным обеспечением производства, приобретением материалов, оборудования,… … Экономический словарь

Расходы — см. Налоговый контроль … Энциклопедия права

Расходы — 1. Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

расходы — • астрономические расходы • бесконечные расходы • значительные расходы • излишний расходы • колоссальные расходы • непомерные расходы • огромные расходы • солидные расходы • фантастические расходы … Словарь русской идиоматики

расходы — включать расходы • существование / создание, локализация компенсировать расходы • существование / создание, прерывание, решение, компенсация нести расходы • обладание покрывать расходы • существование / создание, прерывание, решение, компенсация… … Глагольной сочетаемости непредметных имён

РАСХОДЫ — В страховых операциях: любые затраты, необходимые для осуществления деятельности. Страховые компании подразделяют все расходы на две основные категории: административные расходы (накладные расходы, комиссии и т.д.) и расходы по убыткам (претензии … Страхование и управление риском. Терминологический словарь

Расходы

Расходы

Расходы
Расходы
Расходы
Расходы
Поиск
Расходы
email
Расходы
Реклама
Расходы
РасходыРасходы
Расходы
Расходы
Расходы
РасходыБухгалтерский учетРасходы
Расходы Расходы Расходы Расходы Расходы Расходы
Расходы
Расходы
РасходыОсновные средства
Расходы
РасходыНематериальные активы
Расходы
РасходыРасчеты с персоналом
Расходы
РасходыДенежные средства
Расходы
РасходыЗапасы, товары, готовая продукция
Расходы
РасходыЗатраты. Издержки. Себестоимость
Расходы
РасходыФинансовые вложения
Расходы
РасходыКапитал и резервы
Расходы
РасходыФинансовые результаты
Расходы
РасходыБухгалтерская отчетность
Расходы
Расходы
РасходыНалоговый учетРасходы
РасходыНДС
Расходы
РасходыАкцизы
Расходы
РасходыНДФЛ
Расходы
РасходыСтраховые взносы
Расходы
РасходыНалог на прибыль
Расходы
РасходыСборы
Расходы
РасходыВодный налог
Расходы
РасходыГосударственная пошлина
Расходы
РасходыНДПИ
Расходы
РасходыЕСХН
Расходы
РасходыУСНО
Расходы
РасходыЕНВД
Расходы
РасходыПатентная система налогообложения
Расходы
РасходыТранспортный налог
Расходы
РасходыНалог на игорный бизнес
Расходы
РасходыНалог на имущество организаций
Расходы
РасходыЗемельный налог
Расходы
Расходы
РасходыМСФОРасходы
РасходыОсновы МСФО
Расходы
РасходыТрансформация отчетности
Расходы
РасходыКонсолидация
Расходы
РасходыСловарь МСФО
Расходы
Расходы
РасходыОрганизация учетаРасходы
РасходыНалоговые декларации
Расходы
РасходыПервичные документы
Расходы
РасходыУчетная политика
Расходы
РасходыПлан счетов
Расходы
РасходыПБУ
Расходы
РасходыСправочники
Расходы
РасходыИнвентаризация
Расходы
РасходыОтветственность
Расходы
РасходыПроизводственный календарь
Расходы
РасходыПерсонифицированный учет
Расходы
РасходыПодтверждение вида деятельности в ФСС
Расходы
РасходыИстория бухучета
Расходы
РасходыЭлектронный документооборот
Расходы
Расходы
РасходыИнформацияРасходы
РасходыПодборка статей
Расходы
РасходыБизнес-образование
Расходы
РасходыЗарегистрированные компании
Расходы
РасходыПресс-релизы
Расходы
РасходыРеклама на сайте
Расходы
РасходыНаши банеры
Расходы
Расходы
Расходы

Расходы. Группировка расходов (Ст.252 НК)

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными понимаются затраты, подтвержденные документами, которые оформлены в соответствии с законодательством, либо в соответствии с обычаями делового оборота иностранного государства, на территории которого произведены расходы, или документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Классификация расходов для целей налогообложения приведена в таблице.

Расходы
РАСХОДЫ
связанные с производством и реализацией (ст. 253 НК РФ)внереализационные (ст. 265 НК РФ)
  1. материальные расходы;
  2. расходы на оплату труда;
  3. суммы начисленной амортизации;
  4. прочие расходы.
  • на содержание переданного по договору аренды (лизинга) имущества.
  • в виде процентов по долговым обязательствам любого вида.
  • на организацию выпуска собственных ценных бумаг;
  • связанные с обслуживанием приобретенных ценных бумаг;
  • в виде отрицательной курсовой разницы.
  • в виде суммовой разницы;
  • на формирование резервов по сомнительным долгам;
  • на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств;
  • связанные с консервацией и расконсервацией;
  • судебные расходы и арбитражные сборы;
  • в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций ;
  • на услуги банков;
  • на проведение собраний акционеров;
  • по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок;
  • в виде премии (скидки), предоставленной продавцом покупателю;
  • в виде целевых отчислений от лотерей;
  • на формирование резервов предстоящих расходов налогоплательщиком — некоммерческой организацией;
  • расходы на проведение работ по мобилизационной подготовке, включая затраты на содержание мощностей и объектов, необходимых для выполнения мобилизационного плана, кроме расходов на приобретение, создание, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение амортизируемого имущества, относящегося к мобилизационным мощностям (в ред. ФЗ от 29.11.12г. N 206-ФЗ)
  • другие обоснованные расходы.

К внереализационным расходам приравниваются полученные убытки

Расходы, не учитываемые для целей налогообложения (ст.270 НК РФ)
  • в виде сумм начисленных дивидендов;

    в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), процентов, подлежащих уплате в бюджет;

    в виде взноса в уставный (складочный) капитал, в простое товарищество, в инвестиционное товарищество;

    в виде расходов по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества;

    в виде взносов на добровольное страхование и на негосударственное пенсионное обеспечение, кроме учитываемых в составе расходов на оплату труда;

    в виде имущества, переданного комиссионером, агентом, иным поверенным;

    в виде сумм отчислений в резерв под обесценение вложений в ценные бумаги;

    в виде средств, которые переданы по договорам кредита или займа;

    в виде сумм добровольных членских взносов в общественные организации;

    в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей;

    в виде стоимости имущества, переданного в рамках целевого финансирования;

    в виде отрицательной разницы;

    в виде средств, перечисляемых профсоюзным организациям;

    в виде сумм материальной помощи работникам;

    в виде надбавок к пенсиям, единовременных пособий;

    в виде имущества или имущественных прав, переданных в качестве задатка, залога;

    в виде сумм целевых отчислений;

    в виде представительских расходов в части, превышающей предусмотренные размеры ;

    расходы осуществляющей функции по предоставлению финансовой поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда некоммерческой организации, понесенные в связи с размещением временно свободных денежных средств (утратил силу с 1 января 2013 года)

    отчисления на формирование фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, созданных в соответствии с законом, сверх сумм отчислений, предусмотренных законодательством;

    в виде средств, переданных медицинским организациям для оплаты медицинской помощи застрахованным лицам в соответствии с договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, заключенным в соответствии с законодательством РФ;

    в виде средств пенсионных накоплений, формируемых в соответствии с законодательством РФ, передаваемых в соответствии с законодательством РФ негосударственными пенсионными фондами в Пенсионный фонд РФ и (или) другой негосударственный пенсионный фонд, которые выступают в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию;

    расходы судовладельцев на обслуживание, ремонт и иные цели, связанные с содержанием, эксплуатацией, реализацией судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов;

    в виде денежных средств, переданных участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы для уплаты налога (авансовых платежей, пеней, штрафов) , а также денежных средств, переданных ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков участнику этой группы в связи с уточнением сумм налога (авансовых платежей, пеней, штрафов), подлежащих уплате по этой консолидированной группе налогоплательщиков;

    понесенные объединением туроператоров в сфере выездного туризма за счет средств компенсационного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма, созданного в соответствии с ФЗ от 24.11. 96 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» (пункт введен ФЗ от 03.05.2012 N 47-ФЗ) ;

    Бюджет

    Бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенная для финансирования задач и функций государства и местного самоуправления.

    Сущность бюджета

    Бюджет является центральным звеном финансовой системы государства. Как экономическая категория бюджет выражает систему экономических отношений между бюджетами разных уровней, между органами государственной власти и сетного самоуправления и юридическими лицами, населением, которая основана на бюджетном праве — совокупности юридических норм оп которым устанавливаются права законодательных и исполнительных органов власти в области бюджета.

    Законодательная база

    Бюджетная законодательная база включает бюджетный кодекс РФ, акты, регулирующие бюджетные правоотношения, федеральные законы, федеральный закон о федеральном бюджете, законы субъектов федерации, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.

    Функции бюджета

    Являясь частью финансовых отношений, бюджету соответствуют следующие функции финансов:

    • Распределительная — проявляется через формирование и использование централизованного фонда денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления;
    • Контрольная — действует одно одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением бюджетных средств;
    • Регулирующая — государство регулирует хозяйственную жизнь страны, направляя бюджетные средства на необходимые цели.

    Бюджетное устройство

    Бюджетное устройство — это принципы, определяющие организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, состав и структуру бюджетов, формирование и использование бюджетных средств и т.д.

    Наиболее полное выражение бюджетное устройство находит в принципах бюджетной системы.

    Согласно ст. 25 БК РФ бюджетная система РФ основана на следующих принципах:

    • Принцип единства — единство правовой базы денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней, ведение бухгалтерского учета;
    • Принцип разграничения доходов и расходов — означает закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов между уровнями бюджетной системы РФ;
    • Принцип самостоятельности бюджета: а) наличие собственных источников доходов всех уровней; самостоятельное; б) самостоятельное распределение расходов бюджетов; в) определение источников финансирования дефицита бюджетов; г) осуществление бюджетного процесса на каждом уровне и т.д.
    • Принцип полноты отражения доходов и расходов — все доходы и расходы подлежат отражению в бюджетах всех уровней в полном объеме;
    • Принцип сбалансированности бюджета — объем предусмотренных бюджетных расходов должен соответствовать объему доходов бюджета, то есть дефицит должен быть минимальным;
    • Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств — соответствие бюджетов должно исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств и достижения наилучшего результата;
    • Принцип общего покрытия расходов — все расходы бюджета должны быть покрыты за счет доходов и поступлений;
    • Принцип гласности — обязательное опубликование в печати, полнота информации в СМИ, открытие для общества, кроме секретных статей, утверждаемых в составе федерального бюджета;
    • Принцип достоверности бюджета — надежность показателей прогноза социально-экономического развития территорий и реальность расчетов доходов и расходов;
    • Принцип адресности и целевого характера — бюджетные средства выделяются конкретно получателю. Нарушение адресности и направлений является нарушением бюджетного законодательства РФ.

    Бюджетная система Российской Федерации

    Бюджетная система — это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.

    Бюджетная система является главным звеном финансовой системы государства. Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующей в ней законодательной системы, ролью бюджета в стране.

    От формы государственного и административного устройства страны зависит и построение бюджетной системы.

    Основы бюджетного устройства РФ определяются конституцией страны и ее государственного устройства как к федеративной республике, субъектами которой являются республики в составе РФ, края, области, автономные округа.

    В соответствии с конституцией и БК РФ бюджетная система РФ состоит из трех уровней:

    • Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
    • Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных внебюджетных фондов;
    • Местные бюджеты.

    Государственный бюджет — это финансовая программа деятельности государства, которая выражает все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы).

    Местный бюджет — главный канал доведения до населения конечных результатов производства. Финансирует развитие отраслей производственной сферы, обеспечивающей жизнедеятельность населения.

    Территориальный бюджет — свод региональных и местных бюджетов.

    Доходы и расходы бюджета

    Доходы

    Доходы бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжении органов государственной власти (федеральный, региональный, местный).

    Состав доходов бюджета:

    • Налоговые доходы, предусмотренные налоговым законодательством (федеральным, законодательным, местным). Налоги и сборы. Сумма предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и других платежей. Также учитываются в документах в пределах лимитов.
    • Неналоговые доходы: доходы от использования государственного и муниципального имущества; финансовая помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней; штрафы, компенсации, конфискация и т.п.; платные услуги (нотариат).

    Расходы

    Расходы бюджета — денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и органов местного самоуправления. В зависимости от характера определений, формируются системы бюджетных расходов.

    • Государственное и муниципальное управление;
    • Национальная оборона;
    • Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности;
    • Поддержка отраслей материального производства;
    • Научно-технический прогресс (НТП);
    • Социальная защита населения;
    • Охрана окружающей среды и природных ресурсов;
    • Обслуживание и погашение государственных долгов.

    В зависимости от экономического содержания, расходы делятся на:

    • Текущие — обеспечивают текущее финансирование органов власти, МСУ, оказание государственной поддержки бюджетным учреждениям и отдельным отраслям экономики в виде дотаций, субвенций, субсидий на текущее функционирование, являющееся преобладающей частью;
    • Капитальные — обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность для действующих или вновь создаваемых предприятий в соответствии с утвержденной инвестиции программой (в виде бюджетных кредитов).

    Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. Их структура меняется ежегодно в зависимости от экономической ситуации в стране.

    Доходы территориальных бюджетов

    Делятся на два вида:

    • Собственные — виды доходов, закрепленных на постоянной основе полного или частичного за соответствующими бюджетами законодательства РФ. Составляют меньшую часть доходов;
    • Регулирующие — федеральные и региональные налоги, пошлины по которым установлены нормативы отчислений (в %-ах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год.

    К регулирующим доходам относятся:

    • Трансферты — средства, поступающие из федеральных и региональных бюджетов, финансовой поддержки регионов, размер которых рассчитывается по специальной методике и формуле;
    • Дотации — средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездных и безвозвратных основах для покрытия текущих расходов;
    • Субвенция — средства, бюджету другого уровня или юридическому лицу на безвозмездных и безвозвратных основах для осуществления целевых расходов;
    • Субсидии — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня или юридическому или физическому лицу на условиях дальнейшего финансирования целевых расходов.

    Вычет по НДС в пределах нормативов применяется только по расходам на командировки и представительские расходы

    6 июля Президиум ВАС РФ рассмотрел дела о признании частично недействительным решения налоговой инспекции в части доначисления НДС.

    Свое решение инспекция аргументировала незаконным предъявлением к вычету суммы НДС в полном объеме, предъявленной контрагентами к оплате как часть цены оказания услуг по содержанию общежития.

    Решением Арбитражного суда РФ требование удовлетворено. Однако оно было отменено в апелляционной и кассационной инстанциях. 8 ААС и ФАС ЗСО трактовали норму абз. 2 п. 7 ст. 171 Налогового кодекса как самостоятельное правило, которое применяется ко всем без исключения налоговым вычетам, в то время как в абзаце 1 этой статьи речь идет именно о командировках и представительских расходах. Норма устанавливает, что если для целей налогообложения налогом на прибыль расходы принимаются в пределах установленных нормативов, то суммы НДС по таких расходам подлежат вычету в размере соответствующих нормативов. Минфин РФ и некоторые суды распространяют это правило абсолютно на все расходы. Противоположная судебная практика отмечает, что норма относится лишь к нормированным расходам на командировки и представительские расходы.

    Президиум ВАС РФ придерживается второй точки зрения и считает, что в рассматриваемом случае вычет был применен в полном объеме правомерно. Решения 8 ААС и ФАС ЗСО отменены, решение Арбитражного суда Югры оставлено без изменения.

    Информационный портал

    Расходы

    Расход средств – понятие и контроль

    Расходы

    Расход средств – это направление денежных ресурсов на определенные, как правило, ранее запланированные цели.

    Любой бюджет (кроме, пожалуй, семейного) не может распределяться по наитию. Это планомерная работа, включающая в себя не только планирование расходов, но и последующий контроль их осуществления с тем, чтобы деньги использовались по целевому назначению.

    Направления расходования денежных ресурсов

    Так сложилось, что само понятие «расход средств» чаще употребляется при упоминании об исполнении государственного бюджета. Но, в принципе, денежные ресурсы практически всегда расходуются в соответствии с неким планом, который и можно назвать бюджетом. Конечно, к юридическим лицам это относится в большей степени, к физическим – в меньшей.

    Но для всех категорий можно выделить общие типы расходования. Например:

    Расходы предприятия

    Расходы предприятия, как и его доходы, разделяются на затраты, связанные с производством и реализацией продукции, и внереализационные расходы. В статье 252 Налогового кодекса России сформулированы общие принципы признания расходов.

    Расходы предприятия можно считать обоснованными, если они экономически оправданны. В Налоговом кодексе отсутствует чёткое определение «экономически оправданных» затрат. Как поясняют чиновники главного налогового ведомства, такого рода затратами следует считать затраты, основной своей целью предполагающие получение дохода, при этом отвечающие принципу рациональности и обычаям делового оборота. Об этом, в частности, говорилось в отмененных Методических рекомендациях к главе 25 НК РФ. Несмотря на то что Методические рекомендации давно уже были отменены, работники налоговой своих представлений по данному вопросу не изменили.

    Первое условие — обусловленность целью извлечения дохода заключается в том, что любые расходы предприятия должны быть направлены, в первую очередь, на достижение основной цели любой коммерческой организации — получение прибыли. Экономическая целесообразность понесенных предприятием расходов определяется не фактическим получением прибыли в отчетном периоде, а направленностью такого рода затрат на извлечение дохода (Постановление ФАС Центрального округа от 16 февраля 2006 г. № А48-4891/05-19).

    Второе условие — рациональность. Затраты могут считаться рациональными, если предприятием из различных вариантов осуществления расходов был выбран вариант, приводящий к наиболее экономически оправданному результату. Такое определение, само-собой, достаточно условно.

    Третье условие — наличие документов, подтверждающих произведённые затраты. Предприятия могут уменьшать налогооблагаемую прибыль на основании любых документов, удостоверяющих факт произведения расхода. В качестве примера могут быть названы:

    • таможенная декларация;
    • бумаги, оформленные по обычаям делового оборота той страны, на территории которой были произведены затраты;
    • проездные документы;
    • приказ о командировке;
    • отчет о выполненной по договору работе.

    Таким образом, для того чтобы списать, к примеру, суточные расходы на командировку, бухгалтер может не требовать с сотрудника командировочное удостоверение с отметкой принимающей стороны. Для подтверждения этих расходов будет достаточно распоряжения руководителя предприятия о командировке. В статье 252 НК РФ прямо сказано, что в расчет следует принимать любой документ, даже косвенно подтверждающий расход. Исказить смысл настолько однозначной формулировки сотрудникам налоговых органов будет непросто. Федеральный арбитражный суд Центрального округа в Постановлении № А68-АП-179/10-05 от 6 апреля 2006 г. утверждает, что понесенные предприятием затраты должны подтверждаться соответствующими первичными документами.

    Сотрудники налоговой инспекции зачастую исключают из расходов предприятия те затраты, для подтверждения которых предоставлены первичные документы с какими-либо неточностями, опечатками или другими изъянами. Позиция чиновников от налоговой службы проста — такие документы недостоверны. Суды в подобных ситуациях нередко принимают сторону налогоплательщиков. Примером может послужить Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 февраля 2006 г. N Ф08-383/2006-175А. Судьи пришли к выводу, что глава 25 НК РФ не содержит нормы, определяющей невозможность принятия к учету первичных документов, имеющих пороки в оформлении. Недостоверность первичных документов предоставляет все основания для отказа налогоплательщика своему контрагенту в принятии таких документов, но ни в коем случае не влечёт признания отсутствия факта осуществления расходов.

    Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 марта 2006 г. по делу N Ф08-666/2006-301А прямо гласит, что отсутствие данных о государственной регистрации сторонней организации-продавца и других сведений не имеет значения для определения правомерности отнесения затрат к материальным расходам. Поскольку Налоговым кодексом РФ не предусматривается в качестве обязанности налогоплательщика учитывать правовой статус организации-продавца при определении расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

    Такие же выводы отражены в Постановлениях Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15 марта 2006 г. N Ф09-1601/06-С7, от 9 марта 2006 г. N Ф09-1310/06-С7, Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 февраля 2006 г. N Ф08-383/2006-175А.

    Четвертое условие — расходы предприятия должны быть обусловлены обычаями делового оборота. Вообще термин «обычаи делового оборота» имеет отношение к гражданскому законодательству. Однако, как провозглашает п. 1 ст. 11 НК РФ, термины и понятия, позаимствованные из других отраслей законодательства, используются в том же самом значении, в котором они в применяются них, в случае если иное не предусмотрено НК РФ. Итак, что же понимается под «обычаями делового оборота» согласно Гражданскому кодексу? Пункт 1 ст. 5 ГК РФ под обычаем делового оборота признаёт не предусмотренное законодательством правило поведения, сложившееся и широко применяемое в какой-то области предпринимательской деятельности, вне зависимости от того, зафиксировано ли оно в каком-нибудь документе. В то же время, согласно п. 2 ст. 5 Гражданского кодекса РФ, обычаи делового оборота, которые прямо противоречат положениям законодательства обязательным для соблюдения участниками соответствующего отношения или договору, не применяются.

    Руководствуясь перечисленными аргументами, работники фискальных органов делают вполне определённые выводы. Расходы предприятия признаются в налоговом учете, если они:

    • оправданы извлечением дохода;
    • подтверждены документально;
    • отвечают принципу рациональности и обусловлены обычаями делового оборота.

    Однако в Налоговом кодексе РФ приведено только два критерия: экономическая оправданность затрат и их документальное оформление. Расходы признаются обоснованными только при условии, что они произведены для осуществления деятельности, нацеленной на получение прибыли. Тем не менее, это совсем не означает, что все расходы, отвечающие этому критерию, признаются полностью. Некоторые виды расходов для целей налогообложения нормируются. Так, отдельные виды расходов на рекламу могут быть признаны только в пределах 1% от суммы выручки. Что же касается документов, то в ст. 252 Налогового кодекса РФ указывается, что предприятия могут уменьшать налогооблагаемую прибыль на основании любых документов, таи или иным образом подтверждающие факт произведенных затрат.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *