Рина Гришина — полная биография

Рина Гришина — полная биография

Рина Гришина

Рина Гришина - полная биография

Рина Гришина - полная биография

фотографии >>

Рина Гришина - полная биография

Рина Гришина - полная биография

Рина Гришина - полная биография

Рина Гришина - полная биография

биография

Гришина Рина Николаевна

Родилась 16 августа 1987 года.

Окончила балетную школу и музыкальную школу по классу скрипки и фортепиано, также играет на контрабасе.
С 13 лет исполняла детские роли в музыкальном театре «Зазеркалье» (Санкт-Петербург).
Первую кинороль сыграла в 13 лет, в экранизации «Преступления и наказания» режиссера Джулиана Джаррольда для телеканала BBC.

В 2012 году окончила Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства (курс Черкасского).

В настоящее время живёт и работает в Москве.

Принимала участие в европейских проектах, в частности, в Исландии, Франции, Румынии.

Марина – «Трендсеттеры», М.Хан, Н.Ковбас (2017, реж. Е.Ненашева);
Маша, Аня, Ира, Кристина, Женя, Света – моноспектакль «Любовь. Подслушано» (2015, реж. Е.Ненашева);
Гитель – «Двое на качелях», У.Гибсон (2013, реж. Е.Ненашева);
Чичилия, Эмма – «Класс Бенто Бончева» (2010, реж. М.Румянцева);
Грета – «Превращение», Ф.Кафка (2009, реж. В.Рудерман).

Учебный театр СПбГАТИ:
Джоан – «Время и семья Конвей» (2011, реж. С.Д.Черкасский);
Чарли Чаплин – «Зеркало сцены» (2011, реж. А.И.Кладько );
Соня – «Светлые души» (2009, реж. С.Д.Черкасский);
Леночка – «Летит» (2012, реж. Г.И.Бызгу).

сайт нижегородской целительницы Надежды

Приглашаем на on-line проект : «Зарядись Энергией»! здесь

Значение имени Рина.
Рина. Женское имя

Происхождение имени Рина. Имя Рина японское, православное, католическое.
Синонимы имени Рина. Екатерина, Марина, Регина, Арина, Ирина, Октябрина, Карина, Виринея, Декабрина, Римма, Дарина, Сабрина, Флориана, Северина, Лаура, Розаура, Рена.

Имя Рина имеет несколько версий происхождения. По первой версии, с еврейского языка имя переводят как «радость», но дословно из букв слова «Рина», написанного на иврите, можно составить сочетание «свеча Бога».

По второй версии, имя Рина употребляется в Японии и означает «деревенский плод».

По третьей версии, имя Рина с санскрита, древнеиндийского языка, переводится как «растаявшая».

По четвертой, и самой распространенной версии, имя Рина – это сокращенное, уменьшительно-ласкательное обращение ко многим женским и мужским именам.

Краткая форма Рина – это обращение к обладателям женских имен Екатерина, Марина, Регина, Арина, Ирина, Октябрина, Карина, Виринея, Декабрина, Римма, Дарина, Сабрина, Флориана, Северина, Лаура, Розаура и многих других, а также и мужским именам — Иринарх, Ириней, Северин.

Описание значения имени Рина — смотрите соответствующее имя, к которому относится сокращенное «Рина».

Именины для женского имени Рина смотрите соответствующие даты у полных имен, к которому относится сокращенное «Рина».

Рина Гришина — полная биография

РИНА ЗЕЛЕНАЯ: “СО СВОИМ МУЖЕМ Я БЫЛА СЧАСТЛИВА КАЖДЫЙ ДЕНЬ!”

— На Северный полюс? Рина, ты меня разыгрываешь! — не поверил муж.

— Какое там разыгрываю! Нет, Котэ, я действительно лечу. Через три дня!

— Но ведь ты только сегодня вернулась с гастролей. Я не видел тебя месяц! Какой еще Северный полюс. — с пол оборота заводится темпераментный Котэ.

— Прости меня, мой ангел! Что тут поделаешь? Полярники с дрейфующей льдины прислали запрос на артистов.

— Так… И что, кроме тебя желающих отправиться на Северный полюс не нашлось?

— Ну почему… Нас летит тринадцать человек: конферансье Борис Брунов, пара акробатов, арфистка Вера Дулова…

Рина вдруг осеклась и посмотрела на Котэ. Их глаза встретились, и ссора умерла, так и не родившись — супруги бешено захохотали. Просто обоим вообразилась одна и та же картина: на дрейфующей льдине, среди торосов — арфа, и Вера Дулова перебирает струны, осененная северным сиянием. Рине Зеленой и Константину Топуридзе часто приходили на ум одинаковые мысли, и всегда веселые…

В реальности вышло еще смешнее. Вера Дулова ладно: надела унты, доху, меховой бушлат, и отыграла на своей арфе, что положено — разве что руки заиндевели. Рина Зеленая с ее разговорным жанром и подавно легко отделалась — только немного испугалась, когда из-за торосов показались белые медведи, но их быстро отогнали выстрелами. А вот акробатам пришлось действительно несладко: поди-ка, полетай под бирюзовым полярным небом в одних шелковых трико! Да еще непривыкшие к такому зрелищу лайки отчаянно брешут и норовят ухватить за пятку.

Вернувшись, Рина соорудила из всего этого прелестный рассказ и потчевала им слушателей на всевозможных дружеских застольях. Ведь она была необыкновенной мастерицей рассказывать! Директора Творческих Домов наперебой зазывали ее к себе. Однажды, когда Рине было едва за тридцать, директор Дома актеров ВТО Эскин до слез насмешил ее, заведя такую речь: мол, ВТО для нее — второй дом, и, когда она умрет, лучшего места для панихиды не придумать. Зеленая много раз рассказывала это, как анекдот, пока среди слушателей случайно не оказался директор ЦДРИ (Дом работников искусств) Филиппов и не принялся возмущаться: “Какая бестактность! Что этот Эскин себе позволяет! Разумеется, ты будешь лежать только здесь, в ЦДРИ!”.

Зиновий Гердт, близко друживший с Риной, вспоминал случай на 60-летии Твардовского. Поэт пребывал в тоске — его только-только уволили из главных редакторов журнала “Новый мир” — и праздник получился невеселым. Тут на дачу ворвалась Рина Зеленая — сказала, что ищет Гердта. Незваную гостью усадили за стол, налили водочки. Тут Рина принялась теребить друга Зиновия: “Хочу выступить!”. Гердт в ответ: “Вы что, идиотка? Здесь цвет российской словесности, как же вы можете со своими штучками?”. Но Зеленая настаивала, и Гердт сдался: “Перед вами хочет выступить…” А Рина уже перебивает: “Вы что, идиот? Здесь собрался цвет российской словесности, как же я могу со своими шуточками”. Естественно, ее стали просить, и Рина прочла кое-что — Твардовский от смеха катался по дивану! А потом сказал Гердту: “Зяма! Тронут, что вы позаботились обо мне, и в печальную минуту привезли Рину”.

Ее шуточки мигом разлетались по Москве. К примеру: “Что вы все хлопаете меня по коленке? Не выношу, когда вмешиваются не в свое тело!”. Или: “Обратите внимание! Здесь валяется Рина Зеленая. Она упала” (это было сказано прохожему из колючих и цепких кустов, откуда Рина минуты две не могла выбраться).

Но была одна тема, шутить на которую при Зеленой было рискованно: это была ее внешность. Щуплая, с неправильным и тяжелым лицом, она стерпела, когда про нее сказали: похожа на мальчика, который похож на девочку. Стерпела и “артистку с малыми формами”. А вот на художника Бориса Ефимова, нарисовавшего на нее шарж, обиделась смертельно, и долгие годы отметала все его попытки объясниться. Нет, она не тяготилась собственной невзрачностью. И даже отваживалась брать с собой на романтические свидания свою ближайшую подругу — ослепительнейшую из московских красавиц Ирину Щеголеву (впрочем, велев не красить губ а нос натереть докрасна). Но все же втайне, пожалуй, сожалела, что не родилась красивой.

При этом Рину — к ее великому изумлению — вечно путали с актрисой МХТ Ольгой Пыжовой — тоже славившейся остроумием, но при этом еще и эффектной, фигуристой (Зеленой приходилось строго предупреждать незнакомых людей: “Имейте в виду: я — не Пыжова!”). Просто артистизм, бойкий язычок и независимый нрав превращали Рину в красавицу, не хуже многих. И так было с ранней ее юности.

КАК ЕКАТЕРИНУ УРЕЗАЛИ ДО РИНЫ

“Исчезни, не всякая пустота прозрачна!”, — отбривала любого недруга пигалица-гимназистка с тощими косицами и смешной фамилией Зеленая. В классе ее побаивались и считали злючкой. Она и благодарила не без насмешки: “Тронута, двинута, перевернута, опрокинута”. Даже учителя предпочитали не связываться с язвительной Катей! К примеру, презирала Зеленая занятия рукоделием, и ей позволялось читать девочкам вслух, пока те шили. “Я никогда не прикасалась к наперстку”, — гордилась Екатерина. Между прочим, одевалась она хуже всех, но даже это считалось проявлением гордого высокомерия.

На самом деле причина была в отце Кати — он был до неприличия скуп. Имея хорошее чиновничье жалованье и счет в банке, не гнушался ходить с кухаркой на базар, чтобы купить подешевле. На хозяйство оставлял какие-то невозможные крохи. Деньги на одежду для четверых детей выдавал раз в год, и ничто не могло заставить его раскошелиться во второй раз, хоть бы вся гардеробная сгорела вместе с домом! Мать, выданная замуж шестнадцатилетней и против воли, вела с отцом затяжную домашнюю войну, и главным ее оружием была безрассудная расточительность. Надежда Федоровна могла, например, отдать старьевщику за бесценок совершенно новые детские пальто, и на вырученное купить красок и холстов (не важно, что детям пришлось потом целый год ходить в обносках!). Однажды, когда к ним во двор забрел продавец сладостей со стеклянной витринкой на плече, она купила и своим, и соседским ребятишкам по пирожному — потом выяснилось, что взяла в долг, а чтоб расплатиться, продала материю, купленную мужем на новый мундир. В тот вечер в доме Зеленых разразился один из самых страшных скандалов. А вскоре мать исчезла из дому, и целый месяц посылала домой, в Москву письма с петербургским штемпелем, а отец в ответ отправлял ей деньги и угрожающие телеграммы. Кончилось тем, что Надежда Федоровна вернулась в семью посвежевшая и похорошевшая. И жизнь потекла по-прежнему, вплоть до самой революции.

Отец сориентировался быстро, и в 1918 году уже заведовал организацией вещевых складов у большевиков. Из Москвы его перевели на Украину, и однажды Надежда Федоровна получила от него письмо: отец звал их к себе в Одессу. Старшие дети — сын и дочь — остались в Москве, остальные стали собираться. Взяли много вещей, даже граммофон с любимыми пластинками: песни Вяльцевой, анекдоты Бим-Бома. Не взяли только теплых вещей, потому что ехали на юг. В дороге Катя простудилась, и в Одессу приехала в тифу. А по приезде оказалось, что их никто не ждет — отец завел себе новую жену. Ехать назад не на что, снимать жилье, покупать еду и дрова — тоже. Было с чего прийти в отчаяние! Но Кате отчаяние не по характеру, и она — единственная из всех — сохранила оптимизм. И, едва оклемавшись, стала искать возможность заработать.

И вот она — с еще не отросшим после болезни бобриком — идет по улице и видит объявление о наборе в театральную школу. Изумляется: разве актеров учат?! Но, за неимением других идей, как прокормиться, решила податься туда. И дело пошло! Однажды на афише не уместилось ее полное имя: “Екатерина Зеленая”. Пришлось сократить до “ Рины”. В этом новом имени было что-то необычное, праздничное, и даже балаганное! Зеленой это подходило. Она не стремилась играть на сцене Ибсена или Чехова — зато пела, танцевала и пародировала, переодеваясь по пять раз за вечер — то в сарафан на кринолине, то в черные бархатные трусики со страусиными перьями — к пародийному костюму “стриптизерши” прилагался еще и надувной бюст.

Вскоре Рина почувствовала в себе достаточно сил, чтобы ехать покорять Москву. Старшая сестра, все это время остававшаяся в их квартире, приняла Рину довольно сухо, и та предпочла снять шестиметровую комнату у соседей — там помещалась лишь железная кровать и сундук. При этом девушка выписала из Одессы мать и младшую сестру, а те позвали с собой двоих одесских соседей — как все разместились на 6 метрах, и сами не поняли! Кстати, когда отец состарился, он со своей второй женой тоже перебрался в Москву на попечение Рины. Заботилась она и о дочерях старшего брата, погибшего на войне, и даже о детях той самой старшей сестры, что когда-то не пустила ее на порог родного дома.

…Двадцатые годы, НЭП, жизнь в Москве сумасшедшая! Рина то принесет домой в качестве гонорара полбуханки черного хлеба, а то какую-нибудь стерлядь в белом вине под соусом кумберленд. Денежных гонораров в кабаре “Нерыдай”, где Зеленая работала по ночам, не платили. Конферансье объявлял ее выступление так: “Актриса речи, рассказчица, мимистка, танцовщица с иронически лукавой улыбкой и мгновенной реакцией на окружающее. Если вы скажете мне, что это Рина Зеленая, я не буду возражать!”.

А потом в ее жизни случилось кино. Сначала — “Путевка в жизнь”, следом — “Подкидыш”. Сценарий последнего сочиняла сама Зеленая вместе с Агнией Барто. Кстати, это у Барто была тараторка-домработница, с которой Рина скопировала свою героиню (“Хорошенькое дело! Хватились — пианины нету!”, — цитировала вся страна). С тех пор дамы в парикмахерских стали просить подстричь их “Под Зеленую” — это ли не высшее доказательство популярности?

Но даже после такого успеха ее поразительно мало приглашали в кино. Рина все мечтала сняться с Любовью Орловой, просила Александрова, а тот отговаривался: я-то, мол, с удовольствием, да в сценарии подходящих женских ролей нет. “Тогда дайте мужскую!”, — требовала Зеленая. “Мне говорили “Рина, Рина”, а снимали других, — вспоминала она. — Наверное, надо было выйти замуж за кинорежиссера, но мне это не приходило в голову. Да и им, наверное. Никита Михалков перед Домом кино однажды упал на колени: “Рина, ты моя любимая актриса”. Я сказала: “Так дай мне роль , какую-нибудь самую плохую”. Но он только поклялся в вечной любви, поцеловал. И так всю жизнь. А я страдала, как голодный человек”.

Настоящий успех ей принесло радио: “передача о маленьких для больших”. Все началось с необходимости заполнить паузу в концерте — Рина не придумала ничего лучше, чем прочесть детским голосом Мойдодыра. Это имело успех, и родился жанр “детских хохм”. За материалом Рина вечно “охотилась”, подкрадываясь к знакомым и незнакомым детям и вслушиваясь в их лепет. Например, ребенок видит двух новорожденных близнецов в коляске и спрашивает: “Зачем их положили вместе? Они же мешают друг другу плакать!”. Или родители обсуждают, какой подарок отправить папанинцам — ребенок предлагает: “Меня”. Ничего особенного, но в исполнении Зеленой звучало здорово!

Однажды у Рины появился свой автор, да еще какой! В тот день она сражалась на корте (вопреки моде тех лет Зеленая была страстной спортсменкой: теннис, гребля в четверке, гимнастика, коньки, биллиард в компании с Маяковским — ее считали чудачкой!). Второй сет, и без того складывавшийся не в ее пользу, прервал нескладный, длинный молодой человек и, заикаясь, предложил почитать со сцены его стихи. “Ждите, когда я проиграю!”, — рассердилась Зеленая. Он дождался и всучил-таки ей коленкоровую тетрадку. Первое стихотворение начиналось так: “Дело было вечером, делать было нечего”. Рина вспоминала: “На следующий день он позвонил, мы встретились и подружились. Михалков ходил на концерты, репетиции, слушал свои стихи. Отчасти восторгался мною. А друзья шептали: “Опять твой длинный сидит в зале”. Если не было репетиции, мы ездили в пустых трамваях — мой любимый транспорт. Ходили по выставкам или просто помирали от смеха, рассказывая друг другу разные истории. А вечером после спектакля шли в “Жургаз”, где Михалков съедал 6 отбивных — платила я, ведь я получала зарплату, а он еще нет. Мне казалось, что он всегда был голодный”. Когда он женился на Кончаловской, Рина какое-то время снимала им комнату. Потом на свою голову познакомила Михалкова с Игорем Ильинским — и лишилась автора! (Для Ильинского Михалков писал много лет).

Она была слишком отзывчивой и слишком непрактичной. И вечно удивлялась, откуда у коллег берутся деньги. У нее самой карман всегда был пуст — гонорары мгновенно спускались на родных, друзей, на светскую жизнь. Как люди шьют, укладывают чемоданы, готовят еду — все это было Рине неведомо. Она без конца меняла квартиры — лишь бы не затевать ремонт. Если чувствовала голод, жалобно сообщала домашним: “Меня пора кормить”. Когда моталась по фронтам с концертной бригадой, пуговицы ей пришивали бойцы. “Мне жалко себя, что никто никогда не узнает, какой у меня прекрасный вкус, — жаловалась Зеленая. — Мне достается всегда только то, что кому-то мало или велико. Мое первое пальто в 22 году, правда, было сшито на меня. Из серого солдатского одеяла!” Когда из Америки русским актерам в подарок прислали обувь, Зеленая выхватила из кучи красивый ботинок, померила — как раз! Нашла второй, а дома обнаружила, что оба ботинка на одну ногу. Так и ходила. Ведь не в ботинках счастье! Зато жили весело: “У нас у всех были свои дурацкие игры друг с другом. Актер Хенкин, тявкнув, как щенок, хватал актрис за ноги. Шутка. Хенкин клялся мне в любви, а я просила его дать расписку не кусаться. От этого некоторые падали в обморок. С Утесовым, где бы ни встретились, я гладила его по голове, как укротитель и говорила: “Цезарь, успокойся, ты молодец, Цезарь”. А Утесов брал в рот чуть ли не всю мою руку и урчал, очень довольный. И только после этого мы здоровались”.

На именины Рины вечно устраивался костюмированный бал. То “русский” — женщины в сарафанах, мужчины в красных рубахах, в программе цыган с медведем на цепи, скоморох, медовуха, катание с гор и даже дыба. В другой раз “римский бал”: в квартире водрузили шесть колонн, стены разрисовали матронами с амфорами, на дверь ванной повесили табличку “Термы”, сами увенчали головы лавром и под управлением дирижера — Ириклия Андронникова — хором пели гекзаметры, сочиненные Михалковым. Эти хохмы часто придумывала не Рина, и не кто-то из ее коллег-актеров, а муж — Константин Тихонович Топуридзе, человек отнюдь не легкомысленной профессии — архитектор. Остается только удивляться, как у него хватало на это времени!

Он был главным архитектором Ленинского района Москвы (а это в те времена значило: от Кремля до Внуково!), и иной раз Рине приходилось записываться к нему на прием, чтобы обсудить семейные вопросы. Кроме того, Топуридзе был заместителем академика Павлова по охране исторических памятников — это благодаря Котэ, к примеру, сохранились Новодевичьи пруды, которые при Брежневе хотели уничтожить Он работал всегда и везде. “Говоришь ему что-то на улице, а его нет рядом, — удивлялась Рина. — Значит, что-то увидел в арке ворот и ушел смотреть боковой фасад. Он видит дома насквозь. Если идем через площадь, он ее проектирует в уме заново”.

По выходным, когда Котэ работал дома, его светская жена превращалась в этакую Душечку — пробиралась тихонечко в кабинет и смотрела, не отрываясь, как муж сидит за чертежами. И сердцем угадывала его малейшие желания прежде, чем он сам их осознавал, будь то стакан чаю или новый карандаш. Рина гордилась его умом и талантом больше, чем собственной популярность. Хвасталась: “Мне никогда не нужен ни один словарь, Котэ ответит на любой вопрос”. И сердилась на подругу — Фаину Раневскую, когда та слишком часто звонила им домой, чтобы узнать что-нибудь у эрудита Топуридзе: “Фаиночка, вы обнаглели, он мне самой нужен! Я тоже хочу у него все спрашивать, а вы его у меня отнимаете”…

Она звала его К.Т.Т., а еще “Мой ангел”. Обращение это стало таким привычным, что даже домработница совершенно серьезно говорила: “Звонил ваш ангел, предупредил, что у него допоздна заседание”.

АНГЕЛ С ХАРАКТЕРОМ

Рина и Котэ познакомились лет на десять позже, чем могли бы. Это же надо: бывать в одних и тех же домах (у Евгения Шварца, у Ириклия Андронникова, у Алексея Толстого), но ни разу даже в дверях не столкнуться! А, с другой стороны, к чему сталкиваться раньше времени? Сначала Рина была замужем. Юрист Владимир Блюмельфельд был гораздо старше ее. За малый рост и покладистость она звала его Птичкой. Но редкой птичке под силу порхать круглыми сутками, как порхала сама Рина! К тому же первая слава ударила ей в голову, поклонники одолевали, и по части верности первому мужу Зеленой было в чем себя упрекнуть. Дело кончилось разводом, после чего она бросилась в роман с журналистом Михаилом Кольцовым. Он был женат, но Рина открыто сопровождала его на встречи с иностранцами, царила в “Жургазе” — вечернем клубе, учрежденном Кольцовым в ресторане издательства “Журнально-газетное объединение” на Страстном бульваре. Котэ — личность в Москве известная, между прочим, автор фонтана Дружбы народов на ВДНХ — тоже бывал там, и ел раков в компании Пыжовой, Ильинского, Довженко (раки в “Жургазе” были фирменным блюдом). Но с Риной познакомился не на Страстном бульваре, а в Абхазии, в доме отдыха “Синоп”, куда оба отправились залечивать душевные раны: Рина только-только ушла от Кольцова, Котэ развелся с женой. И, пожалуй, никому еще не удалось столь быстро и эффективно излечиться, как этим двоим, влюбившимся друг в друга с первого взгляда и на всю жизнь.

“Так в моей жизни образовалась новая профессия — быть женой архитектора, — вспоминала Зеленая. — Мы с мужем прожили 40 лет, и всегда ходили, как дураки, держась за руки — такой привычки тогда ни у кого не было, все ходили под ручку”. И еще: “Если мужу случалось обижать меня, я могла биться головой о стену, он не повернулся бы посмотреть. А потом просто говорил: “Хорошо, я прощаю тебя”. Когда я уезжала на гастроли , он говорил: “Чтобы каждый день было письмо! Читать я его, может быть, и не буду, но чтобы оно лежало у меня на столе!”. Сам он не писал мне почти никогда. Характер у него был ужасный. Но во всем свете нельзя было найти человека, который был бы мне нужнее. И всю жизнь, каждый день я ощущала счастье!” Им было весело и спокойно друг с другом даже в старости. Даже в войну!

Осенью 1941-го на крыше их дома примостилась зенитная батарея, и немцы все норовили жахнуть по ней бомбой. Налеты приходились на одно и то же время, ближе к ночи, и Рина заранее надевала шапку и боты, чтобы, как начнется, поскорее бежать в бомбоубежище. Котэ, напротив, раздевался и спокойно устраивался под одеялом. “Зачем, ведь все равно через двадцать минут начнут бомбить?”, — удивлялась Рина. “Я не могу так рисковать! Вдруг налета не будет?” Когда наступала его очередь тушить на крыше зажигательные снаряды, Рина шутила: “Хоть кастрюлькой прикройся”. Котэ возражал: “Я дворянин и не могу умирать с кастрюлей на голове!”. Они не позволяли себе бояться, и война их пощадила! Даже сын Котэ вернулся с фронта невредимый.

О собственных детях Рина никогда не мечтала — боялась, что помешают профессии. При этом вечно умудрялась повесить на себя заботы о чужих. Племянники свои и мужа, внучатые племянники и, конечно, пасынки. Она любила их, считая, что у нее с Котэ все общее (кстати, его предыдущую жену она называла не иначе как “наша первая жена” и сумела с той подружиться. Так же, как Топуридзе сумел подружиться с ее бывшим мужем Блюмельфельдом). Младший сын Котэ, Сандро, так и вовсе очень скоро перебрался жить к ним. А старший, Роман, уходя на войну, не кому-нибудь, а мачехе надписал фотографию на память: “Дорогой Рине, снаружи Зеленой, внутри Золотой, от сына, идущего на фронт”.

“ВРИТЕ НА ЗДОРОВЬЕ!”

Однажды в 1969 Котэ проснулся среди ночи от невыносимой боли — это был инфаркт. У Рины от ужаса давление скакнуло за 200, повредилась сетчатка глаз. Через восемь лет у Котэ случился второй инфаркт, которого он не перенес. А Рина от шока ослепла. На похороны мужа она не ходила. Когда по настоянию сыновей устроили поминки, заперлась у себя в комнате.

Пока был жив муж, она своих лет не чувствовала. Теперь же обнаружила, что превратилась в старуху. “Когда мне выдали новый паспорт, я посмотрела и не поверила глазам — там оказалось гораздо больше лет, чем я думала. Вообще неприятно жить в конце века. Едешь на дачу в электричке рядом с молодыми, слушаешь их и хочется закричать: “Возьмите меня с собой”. Но я знаю, что мое место здесь, в 20 веке, где все мне дорого, где все мои друзья. У нас было много хорошего”.

“Никто не знал, что с Риной происходит, какие гадости или болезни, — говорил Гердт. — О них знала только она сама и не отвлекала человечество на свои проблемы”. Поразительно легкий характер! Она даже находила в себе силы по-прежнему шутить. “Если у вас бессонница, считаете до четырех. Можно до половины пятого”. “Мне пора называться не Риной, а Руиной Васильевной”.

Теперь она много болела, а однажды дело дошло даже до комы. Из-за болезни костей Рина стала заметно ниже ростом, и страшно стеснялась этого. И все же снялась еще в трех фильмах. В том числе в знаменитой своей роли Тортиллы (“Человеческих ролей не дают, буду играть черепаху!”, — записала она в дневнике), и миссис Хатсон в “Приключениях Шерлока Холмса”. По поводу последней серии, снимавшейся в 1986 году, Зеленая шутила, что в первый раз сподобилась сыграть мебель…

Одним из последних ее появлений на публике был творческий вечер Марии Мироновой. Хозяйка вечера, стоя у микрофона, хвасталась былыми любовными победами, а Рина — дряхлая, безучастная — сидела рядом на стуле и дремала. Только однажды, когда подруга пустилась в какие-то совсем уж неправдоподобные воспоминания, приговаривая: “Вот Рина не даст соврать”, Зеленая встрепенулась: “Ну почему же… Врите на здоровье!”.

Последние полтора года Рина Васильевна прожила в Матвеевском, в Доме творчества киноактеров. После ее смерти писали, будто она закончила свои дни в доме престарелых, потому что была одинокой. Это не так — до последнего дня Зеленая была окружена любящей и благодарной родней. Просто в Москве она задыхалась, да и обременять никого не хотела. “Единственное, что я теперь могу для них сделать — это не быть дома”.

Ей отчего-то очень долго не давали звания народной артистки СССР. Рина Васильевна шутила: “Если и дадут, то за пять минут до смерти”. Так и получилось. Утром 1 апреля 1991 года соответствующий указ был подписан, а в три часа дня народной артистки СССР Рины Зеленой не стало. По разным подсчетам ей было тогда то ли восемьдесят девять, то ли девяносто, то ли девяносто шесть лет. Просто в разное время она называла разные даты своего рождения. На вопросы отмахивалась: “Я вообще люблю приврать! Уже и сама забыла, что в моей биографии правда, а что придумано ради красного словца”. Как бы там ни было, кое в чем она точно не привирала: свою долгую жизнь она прожила на зависть счастливо.

Рина Гришина — полная биография

Рина Гришина - полная биография

Заслуженный мастер спорта, Заслуженный тренер СССР, четырехкратный олимпийский чемпион, шестикратный чемпион мира, абсолютный чемпион Европы, восьмикратный чемпион Европы, многократный рекордсмен мира, Европы и СССР

Родился 23 марта 1931 года в Туле. Отец — Гришин Роман Павлович, участник Великой Отечественной войны, погиб в 1941 году под Великими Луками. Мать — Гришина Анфиса Васильевна. Супруга — Гришина Марина Валентиновна (1937 г. рожд.). Внук — Гришин Георгий Александрович. Дочь — Гришина Елена Евгеньевна.

Евгений Гришин — одна из самых выдающихся фигур отечественного и мирового спорта. В истории навечно остался его яростный и неукротимый бег — бег великого мастера конькобежного спорта. В сборной команде СССР его уважительно называли — «Сэр». «СЭР» — это Скорость, Элегантность, Рекорд!

Биография Гришина как спортсмена неотрывна от его чисто человеческой одиссеи и, прежде всего, опаленного войной детства, быть может типичного для его поколения, но и особого, адекватного масштабу личности Евгения Романовича. Как многие мальчишки тех времен, он с раннего утра и до позднего вечера катался на лыжах, на санках с крутого берега реки и, конечно, на хоккейных коньках. Но особенно преуспел в уличных драках и цеплянии крючком за мчавшуюся машину. Во всей округе он был единственным обладателем уникальной коллекции самых разнообразных приспособлений и крючков для катания на грузовиках. Да и в самой технике катания равных ему не было: он был сильнее, ловчее, проворнее многих сверстников.

В годы войны ему, туляку, пришлось пережить голод, холод, многочисленные бомбежки и даже побывать на захваченной врагом территории, пережить самые настоящие бои и несколько раз ходить в разведку за линию фронта. Во время одного из налетов фашистской авиации на Тулу осколочная бомба весом почти в центнер разорвалась буквально в десятке метров от Евгения. Жив он остался только потому, что за ним почти вплотную бежал его друг, который и принял на себя основную часть осколков. В самого же Гришина попала дюжина кусков смертоносного металла. Ранение было более чем серьезным, и только благодаря экстренной операции, которую провели ему в военном госпитале, он остался жив.

После госпиталя Евгений Гришин продолжил оттачивать свое «мастерство» в катании на коньках за машинами. Однако такое увлечение кончилось круто и неожиданно. Участковому милиционеру, видимо, надоели жалобы водителей, и он нагрянул однажды к Евгению домой и провел с ним обстоятельную беседу с конфискацией всего его «специнвентаря». На прощание милиционер посоветовал Гришину упражняться на катке.

Необходимые выводы были сделаны. Евгений уже задумывался над тем, что в его 14 лет неприлично бегать на коньках с крючком на улице за машинами. Он стал ходить на каток, где с упоением целыми вечерами гонял на коньках. Рядом на специально огороженной дорожке тренировались конькобежцы. Их бег поразил Гришина: он часами наблюдал за их тренировками. Его дядя, инструктор по спорту местного ФЗУ Николай Николаевич Дронов, предложил Евгению заняться этим видом спорта и подобрал ему «ножи» — так тогда называли беговые коньки.

Перестроиться с хоккейного хода, при котором можно бегать как угодно, на конькобежный — ритмический, в низкой посадке — оказалось нелегко. Однако Евгений начал тренироваться как одержимый. И результат не замедлил сказаться: вскоре пришла первая победа на соревнованиях, после чего он был зачислен в конькобежную группу общества «Зенит», где его первым наставником стал Яков Иванович Яковлев. Еще через год Гришин стал сильнейшим на всесоюзных соревнованиях школьников, где ему в качестве приза вручили шерстяной тренировочный костюм с буквами «СССР». Таким образом, он стал единственным школьником, имевшим костюм члена сборной Советского Союза.

В 1946 году Евгений Гришин поступил в граверно-художественную школу при Тульском оружейном заводе. Эта профессия оставила след в его душе на всю жизнь.

1947 год стал одним из самых запоминающихся в жизни Гришина. Неожиданно для многих спортсмен завоевал первенство на проходивших в феврале юношеских чемпионатах СССР и РСФСР, причем трижды улучшал рекорды СССР. Здесь же он впервые познакомился с сильнейшими скороходами страны. Они были немало удивлены и его рекордам, и новеньким конькам «Hagen Oslo», в которых он выходил на старт и которые одолжил ему на время соревнований один из тульских ветеранов-конькобежцев Н. Вялов. Евгений не обманул ожидания ветерана, и в дальнейшем эти коньки стали принадлежать ему, так как после победных забегов он уже не мог стартовать ни на каких других. Профсоюз оружейного завода выкупил их для него, и с тех пор с 1947 по 1968 год Евгений Гришин не расставался с ними. Эти коньки находятся ныне в Музее конькобежной славы Норвегии — вместе с призами и медалями легендарных Оскара Матисена, Ивара Баллангруда и других выдающихся скороходов этой северной страны.

16-летнего Гришина включили в состав сборной конькобежной команды СССР — случай беспрецедентный! И Гришин стал оправдывать ожидания. Уже через год он показал лучший результат сезона в мире на дистанции 500 метров и возглавил список быстрейших спринтеров мира.

Лето того знаменательного, 1947-го, года началось с нового увлечения — традиционным для туляков велосипедным спортом. К своему стыду, дожив до 16 лет, Евгений еще ни разу не пробовал освоить «железного коня», притом что его дядя Н.Н. Дронов был мастером спорта по велосипеду, чемпионом РСФСР. Именно под его руководством и на собранном им гоночном велосипеде Евгений стал постигать азы нового для себя вида спорта. Наряду с коньками велосипед прочно вошел в его жизнь.

Евгений Гришин, один из величайших конькобежцев современности, оставил заметный след и в истории велосипедного спорта. За сравнительно короткое время он приобрел славу одного из лучших советских велогонщиков на треке, был неоднократным рекордсменом Советского Союза, победителем многочисленных соревнований — внутрисоюзных и международных, стал серебряным призером чемпионата СССР, трижды чемпионом РСФСР. Был участником Олимпиады 1952 года в Хельсинки, готовился выступать на летней Олимпиаде в Мельбурне в гонке на тандеме. К сожалению, в силу ряда причин сделать ему этого не удалось.

В 1948 году советская конькобежная сборная неудачно выступила на чемпионате мира в Хельсинки, проиграв всем своим основным соперникам. Это вызвало неудовольствие И.В. Сталина. Разбор результатов выступления советских спортсменов в Кремле закончился резолюцией вождя: «Никаких выездов за границу, пока не научатся кататься на коньках и не побьют все мировые рекорды. » На долгие годы советским конькобежцам был закрыт путь на крупнейшие международные соревнования. Вождь требовал твердых гарантий победы.

После такого «приема» в Кремле весь конькобежный спорт страны был занят поиском путей скорейшего повышения результатов для скорого выхода на международную арену. Одним из важнейших событий этого периода стало строительство высокогорного катка «Медео». Евгению Гришину посчастливилось быть в числе первых конькобежцев, которые приняли непосредственное участие в строительстве этого уникального спортивного комплекса в Алма-Ате.

Одновременно Гришин продолжал набирать обороты в велоспорте. Его успехи на треке не остались незамеченными. Когда пришло время призыва в армию, его с подачи большого поклонника этого вида спорта Василия Сталина, зачислили в состав Военно-Воздушных Сил. С тех пор жизнь Евгения Гришина, ставшего впоследствии офицером, оказалась прочно связана с Вооруженными Силами.

Шло время. С момента начала функционирования нового катка в Алма-Ате произошел качественный сдвиг и в результатах, и в технике бега советских конькобежцев. Буквально с первых же стартов на «Медео» были побиты многие мировые рекорды, казавшиеся ранее недосягаемыми. Все это принесло результат. Зимой 1953 года, когда стало ясно, что успехи на льду надежны и прочны, подтверждены десятками соревнований и новыми мировыми рекордами, Сталин дал добро на отъезд советской сборной на чемпионат мира в Хельсинки. К сожалению, сезон 1953 года оказался для Гришина неудачным, и в этот раз он остался в роли провожающего.

К следующему мировому первенству в японском Саппоро Евгений Гришин подошел в прекрасной форме. Он одержал ряд блестящих побед на различных соревнованиях, а на матче СССР — Норвегия обыграл даже легендарного норвежского конькобежца Ялмара Андерсена. Выступление в Японии запомнилось Гришину на всю жизнь. Именно здесь сбылась его давнишняя мечта: он впервые обыграл на дистанции 500 метров своего партнера по команде Юрия Сергеева, считавшегося до этого сильнейшим на спринтерских дистанциях, и завоевал по сумме многоборья свою первую медаль на чемпионатах мира — бронзовую. Тогда он еще не подозревал, что ему придется более 10 лет, из года в год, от старта к старту, отстаивать, доказывать и утверждать право называться лидером мирового спринта.

Белая Олимпиада 1956 года в Кортина-д’Ампеццо занимает особое место в биографии Евгения Гришина. Здесь он впервые завоевал олимпийское золото, причем сразу на двух дистанциях — 500 и 1500 метров. И победил с новыми мировыми рекордами. Мало того, он стал первым олимпийским чемпионом в истории русского и советского конькобежного спорта.

Сразу после Олимпиады состоялось первенство мира 1956 года в Осло. Этот чемпионат стал нелегким испытанием для Гришина. На первом же старте он получил травму (разрыв мыщцы в паху) и не мог выступать в полную силу. Однако, вопреки мнению тренера, настоял на том, чтобы его не снимали с соревнований. Превозмогая жуткую боль, Евгений Гришин продемонстрировал поистине чудеса героизма, заняв в итоге 3-е место по сумме многоборья. Подлечив травму, через 10 дней в Хельсинки завоевал титул абсолютного чемпиона Европы. Для спринтера — уникальное достижение.

За межолимпийское четырехлетие (1956-1960) в жизни Евгения Гришина произошло много важных событий. Это и окончание Высшей школы тренеров, и диплом по конькобежному спорту. Но, видимо, главное из них — встреча с будущей супругой Мариной, чемпионкой СССР по фигурному катанию, студенткой технической академии. Перед тем, как пойти в загс, она полушутя-полусерьезно поставила перед Евгением Гришиным два условия, которые он непременно должен был выполнить. Первое: в марте 1959 года, на чемпионате СССР, выиграть две золотые медали. Второе: в следующем году, на Олимпиаде в Скво-Вэлли, завоевать, как минимум, одну золотую медаль. Евгений воспринял эти условия вполне серьезно и даже перевыполнил «план»: в острейшей борьбе завоевал 2 золотые олимпийские медали на дистанциях 500 и 1500 метров — своеобразный свадебный подарок.

Каждый большой спортсмен хочет уйти из большого спорта непобежденным. После олимпийских побед, находясь на вершине славы, он пребывал в отличном физическом состоянии, а главное — горел желанием доказывать на льду право именоваться сильнейшим. К IX зимним Олимпийским играм в Инсбруке он шел победными семимильными шагами: стартуя более чем в 50 соревнованиях, Гришин не проиграл ни одного, а на чемпионатах мира, Европы и СССР из 10 стартов выиграл 10 золотых медалей. У него имелись все основания рассчитывать на победу. Казалось, ничто и никто не мог его остановить, помешать завоевать пятое олимпийское золото. Однако Ричарду Макдермоту из США удалось прервать победное шествие Евгения Гришина: он переиграл советского конькобежца на дистанции 500 метров. Гришин занял 2-е место, получив серебряную медаль.

Спортивное руководство этого не простило Гришину. Кто-то посчитал, что время Гришина уже прошло. Ссылаясь на возраст спортсмена, его перестали посылать для участия в крупных международных соревнованиях, а в 1968 году, несмотря на очередные золотые медали на всесоюзном первенстве, даже не включили в состав олимпийской сборной команды страны. Тем не менее Гришин добился своего и поехал в Гренобль. Но, очевидно, слишком много сил ушло у него на многочасовую беготню по кабинетам высоких начальников, ожидание в приемных. В Гренобле, показав третий результат, он был лучшим из советских скороходов, но остался без медалей. Так драматически завершилась его многолетняя спортивная карьера.

Расставшись с беговой дорожкой, Евгений Гришин не порвал со спортом. Он был назначен старшим тренером и начальником велоконькобежной команды ЦСКА. К тому же Спорткомитет СССР назначил его старшим тренером группы спринтеров сборной страны. Работа на два фронта, в прямом смысле без сна и отдыха, принесла успех. Один из его учеников, Валерий Муратов, выиграл чемпионат мира по спринтерскому многоборью в Осло (1973), и Евгению Романовичу Гришину было присвоено звание «Заслуженный тренер СССР».

Блестящих успехов добилась и команда велосипедистов, в которую входили в основном воспитанники армейского спорта. В 1970 году советские спортсмены впервые в истории стали чемпионами мира в велоспорте, выиграв командную шоссейную гонку на 100 километров в Англии. Потом из года в год, на чемпионатах мира и олимпийских играх, велогонках мира, которые приравнивались к мировым первенствам, в гонках на треке мужская и женская команды, укомплектованные армейцами, завоевывали медали высшей пробы. И в этом была безусловная заслуга Е.Р. Гришина.

Подполковник Советской Армии в отставке Евгений Гришин, вкусив по полной программе радости и горести большого спорта, до самой смерти оставался таким же, как и в пору своих блистательных побед, — молодым, сильным, яростным, бескомпромиссным. Он написал книги «500 метров» (1969), «Или — или» (1976). Накануне своего 70-летнего юбилея выпустил удивительно искренние книги воспоминаний и размышлений — «Годы триумфальных побед» (1999) и «Такое не забывается» (2001).

Е.Р. Гришин — Заслуженный мастер спорта СССР (1952), Заслуженный тренер СССР (1973), четырехкратный олимпийский чемпион (1956 и 1960 — на дистанциях 500 и 1500 метров), серебряный призер Олимпийских игр (1964), абсолютный чемпион Европы (1956), бронзовый призер чемпионатов мира в классическом многоборье (1954, 1956), 12-кратный чемпион СССР. Первый в истории спортсмен, который на Белых Олимпиадах установил мировой рекорд. Всего же на счету Гришина 12 мировых достижений на 4 дистанциях (500, 1000, 1500 и 3000 метров). Награжден орденами Ленина (1960) и Трудового Красного Знамени (1957).

Рина Гришина — полная биография

Гришин Юрий Михайлович – сапер 222-го отдельного моторизированного штурмового инженерно-саперного батальона (20-я моторизированная штурмовая инженерно-саперная бригада, 5-я армия, 1-й Дальневосточный фронт), ефрейтор – на момент представления к награждению орденом Славы 1-й степени.

Родился 25 декабря 1925 года в городе Ростов-на-Дону в семье рабочего. Русский. Окончил 6 классов. Учился в ремесленном училище. В начале войны был эвакуирован на восток, в Узбекистан. Работал на кирпичном заводе.

В январе 1943 года был призван в Красную Армию Самаркандским горвоенкоматом. На фронте в Великую Отечественную войну с марта 1943 года. Большую часть боевого пути прошел в составе 20-й моторизированной штурмовой инженерно-саперной бригады, был сапером, воевал во взводе разведки. В составе бригады участвовал в Свирско-Петрозаводской и Петсамо-Киркенесской операциях Карельского фронта.

В июне 1944 года в ходе наступления в районе севернее города Лодейное Поле (Ленинградская область), красноармеец Гришин, проделывая проходы в заграждениях противника, обезвредил 14 противотанковых и 8 противопехотных мин. 23 июня с группой саперов пленил финского сапера, минировавшего мост. Пленный дал ценные сведения.

Приказом по войскам 7-й армии (№19/н) от 3 августа 1944 года красноармеец Гришин Юрий Михайлович награжден орденом Славы 3-й степени.

С 2 по 10 октября 1944 года красноармеец Гришин в составе диверсионной группы действовал во вражеском тылу в 40 км южнее города Петсамо (ныне Печенга Мурманской области). Ведя наблюдение за противником, собрал ценные сведения о вражеских гарнизонах, их численности и расположении огневых точек. Во время налета на вражескую автоколонну лично уничтожил 2 автомобиля с боеприпасами и около 10 гитлеровцев. Участвуя в подрыве подвесной дороги, подорвал первую опору.

Приказом по войскам 14-й отдельной армии (№319) от 27 ноября 1944 года красноармеец Гришин Юрий Михайлович награжден орденом Славы 2-й степени.

В ноябре 1944 года бригада была выведена в тыл, оставалась в резерве Ставки и в мае 1945 года передислоцирована на Дальний Восток. С августа 1944 года в составе Дальневосточного фронта участвовал в боях японцами.

Ночью на 9 августа 1945 года ефрейтор Гришин, действуя в составе штурмовой группы, проник в расположение японской погранзаставы и забросал гранатами окна казармы, подавил дзот. Смело действовал при штурме станции Пограничная (ныне город Суйфыньхэ, Китай), в числе первых ворвался на железнодорожную станцию, участвовал в захвате железнодорожного моста, предотвратив его взрыв.

Приказом Главнокомандующего Советскими войсками на Дальнем Востоке маршала Василевского (№ 032/н) от 23 сентября 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с японцами на дальнем Востоке и проявленные при этом доблесть и мужество ефрейтор Гришин Юрий Михайлович был награжден орденом Славы 1-й степени. Стал полным кавалером ордена Славы. *

В 1948 году старшина Гришин был демобилизован. Жил в городе Ростов-на-Дону. Работал на областной базе стеклотары. Скончался 3 мая 2008 года. Похоронен на Северном кладбище в Ростове-на-Дону.

Награжден орденами ** Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Славы 1-й (23.09.1945), 2-й (27.11.1944) и 3-й (03.08.1944) степеней, медалями.

* В справочнике орденом Славы 1-й степени награжден по Указу от 15 мая 1946 года, но в опубликованном тексте Указа этой фамилии нет, а в орденской книжке указан приказ главком войск на Дальнем Востоке маршала Василевского. Документы на этот же приказ есть и на сайте «Подвиг народа».
** На фото из орденской книжки Полного кавалера ордена Славы на правой стороне груди виден орден Красной Звезды, но ни в одной из публикаций, ни на сайте «Подвиг народа» он не упоминается.

Рина Гришина — полная биография

Рина Гришина - полная биография

Заслуженный мастер спорта, Заслуженный тренер СССР, четырехкратный олимпийский чемпион, шестикратный чемпион мира, абсолютный чемпион Европы, восьмикратный чемпион Европы, многократный рекордсмен мира, Европы и СССР

Родился 23 марта 1931 года в Туле. Отец — Гришин Роман Павлович, участник Великой Отечественной войны, погиб в 1941 году под Великими Луками. Мать — Гришина Анфиса Васильевна. Супруга — Гришина Марина Валентиновна (1937 г. рожд.). Внук — Гришин Георгий Александрович. Дочь — Гришина Елена Евгеньевна.

Евгений Гришин — одна из самых выдающихся фигур отечественного и мирового спорта. В истории навечно остался его яростный и неукротимый бег — бег великого мастера конькобежного спорта. В сборной команде СССР его уважительно называли — «Сэр». «СЭР» — это Скорость, Элегантность, Рекорд!

Биография Гришина как спортсмена неотрывна от его чисто человеческой одиссеи и, прежде всего, опаленного войной детства, быть может типичного для его поколения, но и особого, адекватного масштабу личности Евгения Романовича. Как многие мальчишки тех времен, он с раннего утра и до позднего вечера катался на лыжах, на санках с крутого берега реки и, конечно, на хоккейных коньках. Но особенно преуспел в уличных драках и цеплянии крючком за мчавшуюся машину. Во всей округе он был единственным обладателем уникальной коллекции самых разнообразных приспособлений и крючков для катания на грузовиках. Да и в самой технике катания равных ему не было: он был сильнее, ловчее, проворнее многих сверстников.

В годы войны ему, туляку, пришлось пережить голод, холод, многочисленные бомбежки и даже побывать на захваченной врагом территории, пережить самые настоящие бои и несколько раз ходить в разведку за линию фронта. Во время одного из налетов фашистской авиации на Тулу осколочная бомба весом почти в центнер разорвалась буквально в десятке метров от Евгения. Жив он остался только потому, что за ним почти вплотную бежал его друг, который и принял на себя основную часть осколков. В самого же Гришина попала дюжина кусков смертоносного металла. Ранение было более чем серьезным, и только благодаря экстренной операции, которую провели ему в военном госпитале, он остался жив.

После госпиталя Евгений Гришин продолжил оттачивать свое «мастерство» в катании на коньках за машинами. Однако такое увлечение кончилось круто и неожиданно. Участковому милиционеру, видимо, надоели жалобы водителей, и он нагрянул однажды к Евгению домой и провел с ним обстоятельную беседу с конфискацией всего его «специнвентаря». На прощание милиционер посоветовал Гришину упражняться на катке.

Необходимые выводы были сделаны. Евгений уже задумывался над тем, что в его 14 лет неприлично бегать на коньках с крючком на улице за машинами. Он стал ходить на каток, где с упоением целыми вечерами гонял на коньках. Рядом на специально огороженной дорожке тренировались конькобежцы. Их бег поразил Гришина: он часами наблюдал за их тренировками. Его дядя, инструктор по спорту местного ФЗУ Николай Николаевич Дронов, предложил Евгению заняться этим видом спорта и подобрал ему «ножи» — так тогда называли беговые коньки.

Перестроиться с хоккейного хода, при котором можно бегать как угодно, на конькобежный — ритмический, в низкой посадке — оказалось нелегко. Однако Евгений начал тренироваться как одержимый. И результат не замедлил сказаться: вскоре пришла первая победа на соревнованиях, после чего он был зачислен в конькобежную группу общества «Зенит», где его первым наставником стал Яков Иванович Яковлев. Еще через год Гришин стал сильнейшим на всесоюзных соревнованиях школьников, где ему в качестве приза вручили шерстяной тренировочный костюм с буквами «СССР». Таким образом, он стал единственным школьником, имевшим костюм члена сборной Советского Союза.

В 1946 году Евгений Гришин поступил в граверно-художественную школу при Тульском оружейном заводе. Эта профессия оставила след в его душе на всю жизнь.

1947 год стал одним из самых запоминающихся в жизни Гришина. Неожиданно для многих спортсмен завоевал первенство на проходивших в феврале юношеских чемпионатах СССР и РСФСР, причем трижды улучшал рекорды СССР. Здесь же он впервые познакомился с сильнейшими скороходами страны. Они были немало удивлены и его рекордам, и новеньким конькам «Hagen Oslo», в которых он выходил на старт и которые одолжил ему на время соревнований один из тульских ветеранов-конькобежцев Н. Вялов. Евгений не обманул ожидания ветерана, и в дальнейшем эти коньки стали принадлежать ему, так как после победных забегов он уже не мог стартовать ни на каких других. Профсоюз оружейного завода выкупил их для него, и с тех пор с 1947 по 1968 год Евгений Гришин не расставался с ними. Эти коньки находятся ныне в Музее конькобежной славы Норвегии — вместе с призами и медалями легендарных Оскара Матисена, Ивара Баллангруда и других выдающихся скороходов этой северной страны.

16-летнего Гришина включили в состав сборной конькобежной команды СССР — случай беспрецедентный! И Гришин стал оправдывать ожидания. Уже через год он показал лучший результат сезона в мире на дистанции 500 метров и возглавил список быстрейших спринтеров мира.

Лето того знаменательного, 1947-го, года началось с нового увлечения — традиционным для туляков велосипедным спортом. К своему стыду, дожив до 16 лет, Евгений еще ни разу не пробовал освоить «железного коня», притом что его дядя Н.Н. Дронов был мастером спорта по велосипеду, чемпионом РСФСР. Именно под его руководством и на собранном им гоночном велосипеде Евгений стал постигать азы нового для себя вида спорта. Наряду с коньками велосипед прочно вошел в его жизнь.

Евгений Гришин, один из величайших конькобежцев современности, оставил заметный след и в истории велосипедного спорта. За сравнительно короткое время он приобрел славу одного из лучших советских велогонщиков на треке, был неоднократным рекордсменом Советского Союза, победителем многочисленных соревнований — внутрисоюзных и международных, стал серебряным призером чемпионата СССР, трижды чемпионом РСФСР. Был участником Олимпиады 1952 года в Хельсинки, готовился выступать на летней Олимпиаде в Мельбурне в гонке на тандеме. К сожалению, в силу ряда причин сделать ему этого не удалось.

В 1948 году советская конькобежная сборная неудачно выступила на чемпионате мира в Хельсинки, проиграв всем своим основным соперникам. Это вызвало неудовольствие И.В. Сталина. Разбор результатов выступления советских спортсменов в Кремле закончился резолюцией вождя: «Никаких выездов за границу, пока не научатся кататься на коньках и не побьют все мировые рекорды. » На долгие годы советским конькобежцам был закрыт путь на крупнейшие международные соревнования. Вождь требовал твердых гарантий победы.

После такого «приема» в Кремле весь конькобежный спорт страны был занят поиском путей скорейшего повышения результатов для скорого выхода на международную арену. Одним из важнейших событий этого периода стало строительство высокогорного катка «Медео». Евгению Гришину посчастливилось быть в числе первых конькобежцев, которые приняли непосредственное участие в строительстве этого уникального спортивного комплекса в Алма-Ате.

Одновременно Гришин продолжал набирать обороты в велоспорте. Его успехи на треке не остались незамеченными. Когда пришло время призыва в армию, его с подачи большого поклонника этого вида спорта Василия Сталина, зачислили в состав Военно-Воздушных Сил. С тех пор жизнь Евгения Гришина, ставшего впоследствии офицером, оказалась прочно связана с Вооруженными Силами.

Шло время. С момента начала функционирования нового катка в Алма-Ате произошел качественный сдвиг и в результатах, и в технике бега советских конькобежцев. Буквально с первых же стартов на «Медео» были побиты многие мировые рекорды, казавшиеся ранее недосягаемыми. Все это принесло результат. Зимой 1953 года, когда стало ясно, что успехи на льду надежны и прочны, подтверждены десятками соревнований и новыми мировыми рекордами, Сталин дал добро на отъезд советской сборной на чемпионат мира в Хельсинки. К сожалению, сезон 1953 года оказался для Гришина неудачным, и в этот раз он остался в роли провожающего.

К следующему мировому первенству в японском Саппоро Евгений Гришин подошел в прекрасной форме. Он одержал ряд блестящих побед на различных соревнованиях, а на матче СССР — Норвегия обыграл даже легендарного норвежского конькобежца Ялмара Андерсена. Выступление в Японии запомнилось Гришину на всю жизнь. Именно здесь сбылась его давнишняя мечта: он впервые обыграл на дистанции 500 метров своего партнера по команде Юрия Сергеева, считавшегося до этого сильнейшим на спринтерских дистанциях, и завоевал по сумме многоборья свою первую медаль на чемпионатах мира — бронзовую. Тогда он еще не подозревал, что ему придется более 10 лет, из года в год, от старта к старту, отстаивать, доказывать и утверждать право называться лидером мирового спринта.

Белая Олимпиада 1956 года в Кортина-д’Ампеццо занимает особое место в биографии Евгения Гришина. Здесь он впервые завоевал олимпийское золото, причем сразу на двух дистанциях — 500 и 1500 метров. И победил с новыми мировыми рекордами. Мало того, он стал первым олимпийским чемпионом в истории русского и советского конькобежного спорта.

Сразу после Олимпиады состоялось первенство мира 1956 года в Осло. Этот чемпионат стал нелегким испытанием для Гришина. На первом же старте он получил травму (разрыв мыщцы в паху) и не мог выступать в полную силу. Однако, вопреки мнению тренера, настоял на том, чтобы его не снимали с соревнований. Превозмогая жуткую боль, Евгений Гришин продемонстрировал поистине чудеса героизма, заняв в итоге 3-е место по сумме многоборья. Подлечив травму, через 10 дней в Хельсинки завоевал титул абсолютного чемпиона Европы. Для спринтера — уникальное достижение.

За межолимпийское четырехлетие (1956-1960) в жизни Евгения Гришина произошло много важных событий. Это и окончание Высшей школы тренеров, и диплом по конькобежному спорту. Но, видимо, главное из них — встреча с будущей супругой Мариной, чемпионкой СССР по фигурному катанию, студенткой технической академии. Перед тем, как пойти в загс, она полушутя-полусерьезно поставила перед Евгением Гришиным два условия, которые он непременно должен был выполнить. Первое: в марте 1959 года, на чемпионате СССР, выиграть две золотые медали. Второе: в следующем году, на Олимпиаде в Скво-Вэлли, завоевать, как минимум, одну золотую медаль. Евгений воспринял эти условия вполне серьезно и даже перевыполнил «план»: в острейшей борьбе завоевал 2 золотые олимпийские медали на дистанциях 500 и 1500 метров — своеобразный свадебный подарок.

Каждый большой спортсмен хочет уйти из большого спорта непобежденным. После олимпийских побед, находясь на вершине славы, он пребывал в отличном физическом состоянии, а главное — горел желанием доказывать на льду право именоваться сильнейшим. К IX зимним Олимпийским играм в Инсбруке он шел победными семимильными шагами: стартуя более чем в 50 соревнованиях, Гришин не проиграл ни одного, а на чемпионатах мира, Европы и СССР из 10 стартов выиграл 10 золотых медалей. У него имелись все основания рассчитывать на победу. Казалось, ничто и никто не мог его остановить, помешать завоевать пятое олимпийское золото. Однако Ричарду Макдермоту из США удалось прервать победное шествие Евгения Гришина: он переиграл советского конькобежца на дистанции 500 метров. Гришин занял 2-е место, получив серебряную медаль.

Спортивное руководство этого не простило Гришину. Кто-то посчитал, что время Гришина уже прошло. Ссылаясь на возраст спортсмена, его перестали посылать для участия в крупных международных соревнованиях, а в 1968 году, несмотря на очередные золотые медали на всесоюзном первенстве, даже не включили в состав олимпийской сборной команды страны. Тем не менее Гришин добился своего и поехал в Гренобль. Но, очевидно, слишком много сил ушло у него на многочасовую беготню по кабинетам высоких начальников, ожидание в приемных. В Гренобле, показав третий результат, он был лучшим из советских скороходов, но остался без медалей. Так драматически завершилась его многолетняя спортивная карьера.

Расставшись с беговой дорожкой, Евгений Гришин не порвал со спортом. Он был назначен старшим тренером и начальником велоконькобежной команды ЦСКА. К тому же Спорткомитет СССР назначил его старшим тренером группы спринтеров сборной страны. Работа на два фронта, в прямом смысле без сна и отдыха, принесла успех. Один из его учеников, Валерий Муратов, выиграл чемпионат мира по спринтерскому многоборью в Осло (1973), и Евгению Романовичу Гришину было присвоено звание «Заслуженный тренер СССР».

Блестящих успехов добилась и команда велосипедистов, в которую входили в основном воспитанники армейского спорта. В 1970 году советские спортсмены впервые в истории стали чемпионами мира в велоспорте, выиграв командную шоссейную гонку на 100 километров в Англии. Потом из года в год, на чемпионатах мира и олимпийских играх, велогонках мира, которые приравнивались к мировым первенствам, в гонках на треке мужская и женская команды, укомплектованные армейцами, завоевывали медали высшей пробы. И в этом была безусловная заслуга Е.Р. Гришина.

Подполковник Советской Армии в отставке Евгений Гришин, вкусив по полной программе радости и горести большого спорта, до самой смерти оставался таким же, как и в пору своих блистательных побед, — молодым, сильным, яростным, бескомпромиссным. Он написал книги «500 метров» (1969), «Или — или» (1976). Накануне своего 70-летнего юбилея выпустил удивительно искренние книги воспоминаний и размышлений — «Годы триумфальных побед» (1999) и «Такое не забывается» (2001).

Е.Р. Гришин — Заслуженный мастер спорта СССР (1952), Заслуженный тренер СССР (1973), четырехкратный олимпийский чемпион (1956 и 1960 — на дистанциях 500 и 1500 метров), серебряный призер Олимпийских игр (1964), абсолютный чемпион Европы (1956), бронзовый призер чемпионатов мира в классическом многоборье (1954, 1956), 12-кратный чемпион СССР. Первый в истории спортсмен, который на Белых Олимпиадах установил мировой рекорд. Всего же на счету Гришина 12 мировых достижений на 4 дистанциях (500, 1000, 1500 и 3000 метров). Награжден орденами Ленина (1960) и Трудового Красного Знамени (1957).

Рина Гришина — полная биография

Родился в Туле, где конькобежный спорт практически не развивался. Первоначально занимался велоспортом и бегал на коньках только в качестве тренировок в зимний период.

В начале 50-х годов 20-го века Евгений Гришин был одним из лучших велосипедистов-трековиков СССР.

На своих первых юниорских соревнованиях по конькобежному спорту побил рекорд СССР среди юниоров, после чего сконцентрировался на конькобежном спорте. В конце 40-х — начале 50-х в качестве конькобежца-специалиста принимал участие в строительстве высокогорного катка Медео под Алма-Атой.

Будучи специалистом в спринте, Гришин ни разу не выигрывал чемпионат СССР и мира в классическом многоборье (чемпионаты мира в спринтерском многоборье и на отдельных дистанциях в те годы ещё не проводились), однако доминировал на этих чемпионатах на дистанциях 500 и 1500 метров с конца 50-х до начала 60-х годов. Победы на чемпионатах СССР: 500 м: 1956-57, 1959, 1961-65, 1967; 1500 м: 1957, 1962, 1967. Победы на чемпионатах мира на 500 м: 1954, 1957, 1960-63.

На Олимпийских играх 1956 года в Кортина д’Ампеццо Гришин выиграл дистанции 500 и 1500 метров. На 500 повторил свой же рекорд мира и обновил рекорд мира на 1500 м.

На Олимпийских играх 1960 года в Скво-Вэлли вновь выиграл и 500 и 1500 метров.

В январе 1963 года Гришин установил очередной мировой рекорд на дистанции 500 м — 39,5 с, который продержался пять лет. Перед Олимпиадой 1964 на тренировках несколько раз пробегал за 38,5 с [1] .

На Олимпийских играх в Инсбруке (1964) был фаворитом на 500 метров. Допустил ошибку при заточке коньков, сделав слишком большой овал. [2] В результате левый конек почти не держал поворот. В забеге Гришин едва не упал. Показал достаточно плохое на тот момент время — 40,6, однако побить его смог только американец Терри Макдермотт, а советский конькобежец Владимир Орлов и норвежец Алв Гьестванг повторили время Гришина и разделили с ним серебро.

После Инсбрука Гришин, который имел к тому моменту солидный для спринтеров возраст, решил продолжить тренировки, поскольку не хотел уходить побежденным.

На Олимпийских играх 1968 года в Гренобле на 500 метров 37-летний Гришин остался за бортом подиума, заняв 4-е место.

По окончании спортивной карьеры стал работать тренером. Тренировал в 70-80-х годах нескольких ведущих спринтеров СССР, а также сборную команду, в том числе олимпийскую команду СССР 1972 и 1976 года.

Награды и звания

  • Орден Ленина (1960)
  • Орден Трудового Красного Знамени (1957)
  • Заслуженный мастер спорта СССР (1952)
  • Заслуженный тренер СССР (1973)

Результаты

ГодЧемпионат СССРЧемпионат ЕвропыЧемпионат мираОлимпийские игры
1950
(6,-,7,-)
1952
( 02 ! Рина Гришина - полная биография ,-,-,-)
1953
( 02 ! Рина Гришина - полная биография ,-, 03 ! Рина Гришина - полная биография ,-)
1954
(-,-,7,-)
11-e
( 01 ! Рина Гришина - полная биография ,19, 03 ! Рина Гришина - полная биография ,12)
03 ! Рина Гришина - полная биография
( 01 ! Рина Гришина - полная биография ,8, 02 ! Рина Гришина - полная биография ,9)
1955
( 02 ! Рина Гришина - полная биография ,-,7,-)
9-е
( 01 ! Рина Гришина - полная биография ,21, 01 ! Рина Гришина - полная биография ,12)
НК16
(5,33,6,-)
195603 ! Рина Гришина - полная биография
( 01 ! Рина Гришина - полная биография ,5, 03 ! Рина Гришина - полная биография ,29)
01 ! Рина Гришина - полная биография
( 01 ! Рина Гришина - полная биография ,15, 02 ! Рина Гришина - полная биография ,11)
03 ! Рина Гришина - полная биография
( 02 ! Рина Гришина - полная биография ,16, 02 ! Рина Гришина - полная биография ,11)
01 ! Рина Гришина - полная биография 500 м
01 ! Рина Гришина - полная биография 1500 м
195703 ! Рина Гришина - полная биография
( 01 ! Рина Гришина - полная биография ,24, 01 ! Рина Гришина - полная биография ,13)
5-e
( 01 ! Рина Гришина - полная биография ,18, 01 ! Рина Гришина - полная биография ,13)
15-e
( 01 ! Рина Гришина - полная биография ,27, 03 ! Рина Гришина - полная биография ,16)
1958
( 03 ! Рина Гришина - полная биография ,-,6,-)
1959
( 01 ! Рина Гришина - полная биография ,-, 02 ! Рина Гришина - полная биография ,-)
1960
(-,-,10,-)
НК17
( 01 ! Рина Гришина - полная биография ,34, 02 ! Рина Гришина - полная биография ,НС)
01 ! Рина Гришина - полная биография 500 м
01 ! Рина Гришина - полная биография 1500 м
1961
( 01 ! Рина Гришина - полная биография ,-,8,-)
НК17
( 01 ! Рина Гришина - полная биография ,28,9,-)
НК18
( 01 ! Рина Гришина - полная биография ,36,6,-)
1962НК16
( 01 ! Рина Гришина - полная биография ,29,6,НС)
НК17
( 01 ! Рина Гришина - полная биография ,39,7,-)
1963
( 01 ! Рина Гришина - полная биография ,-,5,-)
НК18
( 01 ! Рина Гришина - полная биография ,36,17,-)
1964
( 01 ! Рина Гришина - полная биография ,-,5,-)
02 ! Рина Гришина - полная биография 500 м
11-e 1500 м
1965
( 01 ! Рина Гришина - полная биография ,-,6,-)
1966
( 03 ! Рина Гришина - полная биография ,-,-,-)
1967
1968
( 02 ! Рина Гришина - полная биография ,-,4,-)
4-e 500 м
  • В скобках указаны места по отдельным дистанциям, в порядке забегов (500 м, 5000 м, 1500 м, 10 000 м)
  • НК — не классифицирован, не отобрался или не стартовал (НС) на заключительной дистанции 10000м

Мировые рекорды

ДистанцияВремяДатаМесто
11500 м2.09,810 января 1955Медео
21000 м1.22,812 января 1955Медео
3500 м40,222 января 1956Мисурина
4500 м40,228 января 1956Мисурина
51500 м2.08,630 января 1956Мисурина
6500 м39,627 января 1963Медео
7500 м39,528 января 1963Медео

Примечания

  1. Журнал «Огонёк», 5 января 1964, стр. 26
  2. Гришин, Евгений Романович на peoples.ru

Ссылки

  • Великий Гришин — «Спорт-Экспресс»
  • Евгений Гришин на Куличках
  • Евгений Гришин на Олимпийских играх (англ.)
Олимпийские чемпионы в беге на 500 метров на коньках
Рина Гришина - полная биография

1924: Рина Гришина - полная биография Чарльз Джотроу | 1928: Рина Гришина - полная биография Клас Тунберг | 1932: Рина Гришина - полная биография Джек Ши | 1936: Рина Гришина - полная биография Ивар Баллангруд | 1948: Рина Гришина - полная биография Финн Хельгесен | 1952: Рина Гришина - полная биография Кеннет Хенри | 1956: Рина Гришина - полная биография Евгений Гришин | 1960: Рина Гришина - полная биография Евгений Гришин | 1964: Рина Гришина - полная биография Терри Макдермотт | 1968: Рина Гришина - полная биография Эрхард Келлер | 1972: Рина Гришина - полная биография Эрхард Келлер | 1976: Рина Гришина - полная биография Евгений Куликов | 1980: Рина Гришина - полная биография Эрик Хайден | 1984: Рина Гришина - полная биография Сергей Фокичев | 1988: Рина Гришина - полная биография Уве-Йенс Май | 1992: Рина Гришина - полная биография Уве-Йенс Май | 1994: Рина Гришина - полная биография Александр Голубев | 1998: Рина Гришина - полная биография Хироясу Симидзу | 2002: Рина Гришина - полная биография Кейси Фитцрэндольф | 2006: Рина Гришина - полная биография Джой Чик | 2010: Рина Гришина - полная биография Мо Тхэ Бом

Олимпийские чемпионы в беге на 1500 метров на коньках

Рина Гришина - полная биография

1924: Рина Гришина - полная биография Клас Тунберг | 1928: Рина Гришина - полная биография Клас Тунберг | 1932: Рина Гришина - полная биография Джек Ши | 1936: Рина Гришина - полная биография Шарль Матисен | 1948: Рина Гришина - полная биография Сверре Фарстад | 1952: Рина Гришина - полная биография Яльмар Андерсен | 1956: Рина Гришина - полная биография Евгений Гришин/ Рина Гришина - полная биография Юрий Михайлов | 1960: Рина Гришина - полная биография Евгений Гришин/ Рина Гришина - полная биография Роальд Ос | 1964: Рина Гришина - полная биография Антс Антсон | 1968: Рина Гришина - полная биография Корнелис Веркерк | 1972: Рина Гришина - полная биография Ард Схенк | 1976: Рина Гришина - полная биография Ян Эгиль Сторхольт | 1980: Рина Гришина - полная биография Эрик Хайден | 1984: Рина Гришина - полная биография Гаэтан Буше | 1988: Рина Гришина - полная биография Андре Хоффманн | 1992: Рина Гришина - полная биография Юхан-Улаф Косс | 1994: Рина Гришина - полная биография Юхан-Улаф Косс | 1998: Рина Гришина - полная биография Одне Сёндрол | 2002: Рина Гришина - полная биография Дерек Парра | 2006: Рина Гришина - полная биография Энрико Фабрис | 2010: Рина Гришина - полная биография Марк Тёйтерт

Рина Зеленая

Рина Гришина - полная биография

7 ноября 1901 года в Ташкенте появилась на свет Екатерина Васильевна Зеленая. Вскоре их семья переехала в Москву, куда Василия Ивановича перевели по службе. Екатерина училась в Театральном училище в Москве, которое окончила в 1919 году.

Свою карьеру начинала как эстрадная певица. Но потом полностью посвятила себя актерству. Работала в Одесском, Петербуржском, Московских театрах. Имя Рина Зеленая — под которым она стала известна, появилось, когда на одной из афиш не поместилось полное имя девушки — Екатерина.

В 1931 году дебютировала на экране. Первый фильм с Риной Зеленой — Путевка в жизнь, о перевоспитании трудных подростков. Это был первый звуковой фильм, выпущенный в СССР. Актриса исполнила там роль певицы и участницы бандитской шайки Жигана. А фильм Подкидыш снимали по сценарию Зеленой, написанному в соавторстве с Агнией Барто. В нем сыграла тараторшу Аришу.

Начиная с 60-х годов активно принимает участие в озвучивании мультфильмов. Самые известные персонажи, говорящие голосом Зеленой — Вовка в Тридевятом царстве, доктор Пилюлькин из Приключений Незнайки, щенок из мультфильма Кто сказал Мяу?

Почти все образы Рины Васильевны, созданные ею в кино, были комедийными и пародийными, иногда гротескными, но всегда яркими и запоминающимися. Реплики многих ее героинь давно разошлись на цитаты. Она была Черепахой Тортилой в Приключениях Буратино, членом худсовета экспериментального ателье в Девушке без адреса, мамой Нины из Жениха с того света, девочкой-старушкой Надей в сказке о потерянном времени.

Последние, но самые значительные роли Рины Зеленой были в приключениях Шерлока Холмса. Её Миссис Хадсон в советской экранизации знаменитого детектива отводилась довольно значительная роль, но актриса иронизировала по поводу своего персонажа, сравнивая ее с предметом интерьера и говоря, что она важна лишь как часть обстановки, например, часы на кухне.

Умерла актриса в апреле 1991 года, когда ей было 89 лет.

У Рины Зеленой карие глаза, темный от природы цвет волос, светлая кожа и тонкие губы. Форма лица овальная, лоб низкий, волосы вьющиеся, седые. Рина Зеленая не меняла цвет волос, отдавая предпочтение натуральному. У актрисы средний прямой нос и заостренный подбородок. Иногда носила очки. Рост актрисы —163 см, татуировок нет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *