Роберт Рид — полная биография

Роберт Рид — полная биография

Режиссёр «Рид, Кэрол»

30 декабря 1906 ( 1906-12-30 )

Лондон, Британская империя

25 апреля 1976 ( 1976-04-25 ) (69 лет)

Роберт Рид - полная биографияВеликобритания

«Гран-при» (главный приз) Каннского кинофестиваля (1949)
«Оскар» (1968)

Сэр Кэ́рол Рид (англ. Carol Reed ; 30 декабря 1906 ( 19061230 ) , Лондон — 25 апреля 1976, Лондон) — британский кинорежиссёр, лауреат премии «Оскар».

Содержание

Биография

Кэрол Рид был внебрачным сыном актёра Герберта Бирбома Три [1] [2] . Учился в частной Королевской школе в Кентербери.

С 1924 года Рид работал в театре. С 1927 был персональным ассистентом писателя Эдгара Уоллеса, основавшего собственную киностудию. В 1932 Рид оставил театр ради кинематографа.

В течение трёх лет Рид работал звукорежиссёром и ассистентом режиссёра, а в 1935 году поставил первый собственный фильм — романтическую комедию «Это случилось в Париже». Всего Рид поставил 33 фильма, наиболее известные из которых — «Выбывший из игры», «Поверженный идол» (1948; премия BAFTA за лучший британский фильм), «Третий человек» (1949; «Гран-при» (главный приз) Каннского кинофестиваля; лучший британский фильм всех времён по версии Британского института киноискусства, 1999) [3] ) и «Оливер!» (1968; 5 премий «Оскар», в том числе — за лучшую режиссуру; «Золотой глобус» за лучшую комедию или мюзикл). Участвовал во Второй мировой войне в рядах британской армии.

Был дважды женат: на кинозвезде Дайане Уиньярд в 1943—1947 и на актрисе Пенелопе Дадли-Уорд (с 1948). Сын от второго брака — Макс. Племянник — актёр Оливер Рид. Приёмная дочь (от первого брака Пенелопы Дадли-Уорд) — Трейси Рид, взявшая фамилию отчима; она также стала актрисой, снялась более чем в тридцати фильмах, в том числе была исполнительницей единственной женской роли в фильме «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу».

Стал вторым кинорежиссёром после Александра Корды и первым урождённым британцем-кинорежиссёром, удостоенным за свои профессиональные заслуги рыцарского звания (1952).

Умер от инфаркта миокарда 25 апреля 1976 в Челси.

Фильмография

  • 1935 — Это случилось в Париже / It Happened in Paris
  • 1935 — Мичман Изи / Midshipman Easy
  • 1936 — Ракитовая роща / Laburnum Grove
  • 1936 — Речь дьявола / Talk of the Devil
  • 1937 — Кто друг вашей хозяйки? / Who’s Your Lady Friend?
  • 1938 — Дешёвый рай / Penny Paradise
  • 1938 — Банковский выходной / Bank Holiday
  • 1939 — Взбираясь ввысь / Clibming High
  • 1939 — Девушка должна жить / A Girl Must Live
  • 1939 — Звёзды смотрят вниз / The Stars Look Down
  • 1940 — Девушка в новостях / Girl in the News
  • 1940 — Ночной поезд на Мюнхен / Night Train to Munich
  • 1941 — Киппс / Kipps
  • 1941 — Письмо из дома / A Letter from Home
  • 1942 — Молодой мистер Питт / The Young Mr Pitt
  • 1943 — Пополнение / The New Lot
  • 1944 — Путь вперёд / The Way Ahead
  • 1945 — Истинная слава / The True Glory (док.; в титрах не указан)
  • 1947 — Выбывший из игры / Odd Man Out
  • 1948 — Поверженный идол / The Fallen Idol
  • 1949 — Третий человек / The Third Man
  • 1952 — Изгнанник с островов / Outcast of the Islands
  • 1953 — Человек на распутье / The Man Between
  • 1955 — Козлёнок за два фартинга / A Kid for Two Farthings
  • 1956 — Трапеция / Trapeze
  • 1958 — Ключ / The Key
  • 1959 — Наш человек в Гаване / Our Man in Havana
  • 1962 — Мятеж на «Баунти» / Mutiny on the Bounty (заменён Льюисом Майлстоуном; в титрах не указан)
  • 1963 — Бегущий человек / The Running Man
  • 1965 — Муки и радости / The Agony and the Ecstasy
  • 1968 — Оливер! / Oliver!
  • 1970 — Хлопающий крыльями / Flap
  • 1972 — За мной! / Follow Me!

Примечания

  1. Биография на сайте IMDb (англ.)
  2. British Film Institute: The Power And The Glory (англ.)
  3. IMDb: The Third Man Voted Best British Film Ever (англ.)

Ссылки

  • Кэрол Рид (англ.) на сайте Internet Movie Database
  • Кэрол Рид на сайте КиноПоиск.Ru
Кэрол Рид
Carol Reed
Роберт Рид - полная биография
Дата рождения:
Место рождения:
Дата смерти:
Место смерти:
Гражданство:
Роберт Рид - полная биографияПремия «Оскар» за лучшую режиссуру

Джером Роббинс и Роберт Уайз (1961) · Дэвид Лин (1962) · Тони Ричардсон (1963) · Джордж Кьюкор (1964) · Роберт Уайз (1965) · Фред Циннеманн (1966) · Майк Николс (1967) · Кэрол Рид (1968) · Джон Шлезингер (1969) · Франклин Шеффнер (1970) · Уильям Фридкин (1971) · Боб Фосс (1972) · Джордж Рой Хилл (1973) · Фрэнсис Форд Коппола (1974) · Милош Форман (1975) · Джон Эвилдсен (1976) · Вуди Аллен (1977) · Майкл Чимино (1978) · Роберт Бентон (1979) · Роберт Редфорд (1980)

Полный список · (1928—1940) · (1941—1960) · (1961—1980) · (1981—2000) · (2001 — настоящее время)

Каталог файлов

Отец Никки, Сет Рид — работник Макдональдса. Её родители разошлись, когда она была в совсем юном возрасте и Никки осталась жить с матерью, Шерил Хьюстон. Актриса описывает себя в детстве как «книжного червя» и «застенчивого ребенка». Но по достижении 12 лет, она стала непослушной и эмоционально нестабильной. Отношения с матерью напряглись из-за экспериментов Никки с сексом, наркотиками и мелким хулиганством.

Кэтрин Хардвик, в то время арт-директор, мечтающий стать режиссером и сценаристом, несколько лет встречалась с отцом Никки, и поддерживала с ней отношения, даже после того, как они расстались. В начале 2002 года они вместе начали работу над сценарием. Никки, которой тогда было 13, описывала события бурного предыдущего года ее жизни. По началу задумывалась легкая комедия, но в результате все вылилось в «Тринадцать». Никки и Кэтрин написали сценарий за 6 дней зимних каникул.

Этот фильм — частично автобиография. Он показывает бунтарский период жизни Никки, когда она становилась из девочки женщиной, столкнувшись с проблемами секса, наркотиков и трудностями в отношениях с родителями. Никки является прототипом главной героини Трейси (в исполнении Ивэн Рейчел Вуд), а сама она сыграла в фильме Эви, клевую, но опасную лучшую подругу Трейси.

Изначально Никки была ассистентом директора по кастингу, помогая другим девочкам на прослушиваниях, и не интересовалось работой перед камерой. Но продюсеры так и не смогли подобрать подходящую актрису на роль Эви, и попросили об этом Никки, на что она неохотно, но согласилась. Вопреки распространенным слухам, она никогда не хотела играть Трейси. Она вообще не хотела быть актрисой.

После завершения работы Никки вернулась в школу, но начала тосковать по съемочной площадке. Поэтому она решила перейти на домашнее обучение, в качестве самого лучшего варианта, но … «Не особо вышло. Ребенок, который живет сам по себе, должен идти в школу и учить сам себя? Именно так. Поэтому я сдала экзамены и окончила основной уровень, а потом снова вернулась в школу и получила диплом о полном образовании».

Никки многогранна, она хочет играть, писать сценарии и так же режиссировать.

Помимо сериала «The O.C», работа в котором нравилась ей своей надежностью («Я могу жить у себя дома, ездить каждый день на съемки, но спать в своей постели. Думаю, каждый хотел бы иметь такую жизнь, с неким постоянством и последовательностью»). Никки предпочитает независимые фильмы. Она терпеть не может неискренний Голливуд с круговоротом вечеринок, и предпочитает целостность инди-фильмов и их независимый взгляд на вещи.

Среди множества достоинств Никки так же легкая беспечность и вдумчивость. Она всегда хочет донести до подростков то, что их кумиры, звезды и знаменитости, имеют собственную команду из парикмахеров, визажистов и стилистов, чтобы выглядеть хорошо. А если команда не в состоянии сделать их красивыми для глянцевых обложек, то фотошоп точно всегда помогает. Никки предостерегает тех подростков, которые сравнивают себя с этими звездами.
Так же у Никки нет своей странички на MySpace. Она лично подтвердила, что все аккаунты от ее имени, которые есть на сайте — фальшивки!

Личная жизнь:
В 19 лет Никки встречалась с российским актером Пашей Прилучным. У нее на левом запястье даже есть тату с фамилией бывшего парня!

Фильмография:
2010г. «Затмение» съемочный процесс — роль Розали Хейл
2009г. «Письмо удачи» ожидаемый релиз — роль Джесси
2009г. «K-11» подготовка к съемкам — роль Mousey
2009г. «Последний день лета» пост-продакшн — роль Стефани + продюссирование
2009г. «Привилегия богатых девчонок » пост-продакшн — роль Лорен Кэррингтон
2009г. «Сумерки.Сага.Новолуние» пост-продакшн — роль Розали Хейл
2008г. «Знакомые незнакомцы» — роль Эллисон
2008г. «Сумерки» — роль Розали Хейл
2007г. «В ловушке красоты» — роль Shay Bettencourt
2007г. «Жнец» сериал — роль Энди
2006г. «Правосудие» сериал — роль Молли Ларуса
2006г. «У Мини это в первый раз» — роль Мини
2005г. «Короли Догтауна» — роль Кэти Алва
2005г. «Man of God» — роль Зейн Берг
2005г. «Американское оружие» — роль Тейли
2003г. «Тринадцать» — роль Эви Замора + сценарист
2003-2007г. «The О.С. — Одинокие сердца» сериал — роль Сайди Кэмпбелл

Звезды от А до Я

  • Карьера: американский певец, киноактёр, кинорежиссёр и общественный деятель
  • Дата рождения: 22.09.1938
  • Место рождения: Вит Ридж, США
  • Дети: Рамона, Наташа

Роберт Рид - полная биография Роберт Рид - полная биография Роберт Рид - полная биография Роберт Рид - полная биография

Дин Рид — яркая звезда рок-н-ролла, который безвозвратно покинул этот мир, но остался навечно живым в памяти своих поклонников. Он родился 22 сентября 1938 года на ферме Вит Ридж недалеко от провинциального городка Денвер (США, штат Колорадо) . Дин Рид был младшим ребенком в семье, у него было еще двое старших братьев — Дэйл и Верн.

Отец Сирил Рид был сельским учителем. Он отличался строгостью и высокой требовательностью не только к знаниям, но и к дисциплине. Мать Рут-Анна тоже в прошлом занималась преподавательской деятельностью, но с рождением детей ушла из школы и стала домохозяйкой.

Детство Дина не было примечательным. Он учился в академии военного типа для мальчиков, а в возрасте двенадцати лет поступил в школу искусств, где начал учиться игре на гитаре. Первыми его слушателями и критиками были соседи, которые охотно поддерживали юношу и давали полезные советы.

С 16 лет Дин Рид покинул родную ферму и отправился путешествовать автостопом по близлежащим штатам, где демонстрировал свой талант на различных праздниках. На такую авантюру был способен только Дин Рид. Биография его полна интересных и впечатляющих событий.

Когда парню исполнилось 18 лет, он поступил в университет штата Колорадо на отделение метеорологии. Но спустя два года, юноша бросил учебу и поехал покорять Голливуд. Способствовало этому знакомство Дина с водителем, который подобрал юношу на дороге во время одного из путешествий и услышал несколько его песен. Водитель этот оказался не простым дальнобойщиком, а знаменитым продюсером студии «Capitol Records», которая с удовольствием подписала контракт с молодым гитаристом.

В рамках этого контракта начинающий певец Дин Рид получил мощную рекламную поддержку, появился на национальном телевидении, а также записал свои первые диски. Спустя два года, одна из его пластинок под названием «Наш летний романс» стала музыкальным лидером в Латинской Америке, а в Соединенных Штатах этот диск занял почетное место в двадцатке хит-парада.

После проведения нескольких концертов в рамках турне молодого исполнителя по Южной Америке, которые спровоцировали настоящий фурор среди слушателей и поклонников Дина Рида, он стал поистине популярным. Этого артиста сравнивали с Элвисом Пресли. Окутанный облаком популярности, Дин Рид принял решение полностью переехать в Аргентину.

В странах Латинской Америки певец не только записывал новые песни и альбомы, но и пробовал себя в кино и на телевидении. Стоит отметить, что Рид-младший весьма преуспел в актерском мастерстве, а также организовал собственную телепередачу, в которой выступал в роли ведущего. Смерть Дина Рида стала настоящим ударом для его близких и поклонников.

Стоит отметить, что Дин Рид проявлял особую политическую активность. Успешный артист и телеведущий проводил антипропаганду ядерного оружия, боролся против войны во Вьетнаме, а все средства, вырученные от своих концертов, направлял на поддержку тюремных заключенных. Такое поведение публичного деятеля, конечно же, приходилось не по душе правительству Аргентины. Поэтому в 1966 году Дину Риду пришлось покинуть страну, в которой прошло его становление как артиста, и перебраться жить в Рим.

Длительное время Дин Рид и Эва Киви (эстонская и советская актриса) состояли в близких отношениях. Артисты познакомились в 1971 году в Москве, когда Дин Рид приехал с визитом с Советский Союз, и между ними сразу «пробежала искра». Через некоторое время Эва покинула мужа и стала устраивать личную жизнь с Ридом.

Роман этих двух людей был похож на латиноамериканскую мелодраму, он продлился около пятнадцати лет, несмотря на официальный брак Дина с немецкой актрисой Ренатой Блюме. Интересно, что все препятствия, которые вставали на пути этой пары к счастью, были спровоцированы политической деятельностью Дина Рида, в частности, его коммунистическими принципами.

В ГДР, куда актер Дин Рид переехал в 1973 году, он продолжал исполнять собственные песни и играть в фильмах, радуя тем самым своих поклонников со всего мира. Кроме того, артист занялся режиссерской деятельностью и снял несколько фильмов на политическую тематику. Наиболее широкую популярность приобрела биографическая картина «Певец».

В ней показана реальная жизнь певца Виктора Хара из Чили, который был близким другом Дина. Этот человек трагически погиб от рук пиночетовцев в 1973 году в результате государственного военного переворота. Стоит отметить, что сам Рид искренне любил свою родину и никогда не состоял в коммунистической партии.

Жизнь легендарного Дина Рида оборвалась 13 июня 1986 года. Актер и певец, которого так любили поклонники со всего мира, был найден в одном из берлинских озер неподалеку от собственного дома без малейших признаков жизни. По официальной версии, Дин Рид утонул во время репетиции сцены для съемок очередного фильма. Однако многие не поверили в это.

Его друзья были уверены, что актер наложил на себя руки, поскольку уже долгое время он находился в удрученном состоянии. А родственники до сих пор считают, что смерть Дина Рида — это дело рук его политических противников. Однако спустя некоторое время, огласку получили отдельные архивы восточнонемецкой СБ, информация из которых подтвердила версию о самоубийстве артиста.

Стоит отметить, что дети Дина Рида и Эвы Киви имели разницу в один год. У Дина была дочь от первого брака, которая появилась на свет в Соединенных Штатах, а Эва к моменту знакомства с Ридом уже имела сына Фреда от мужа актрисы — Антса Антсона. Артист серьезно задумывался о том, чтобы в будущем связать их детей узами брака.

Интересно, что в 1979 году Дин Рид стал обладателем премии Ленинского комсомола за свои песни, в которых певец призывал к дружбе народов, антиимпериалистической солидарности и борьбе за мирное существование.

Последним фильмом Дина Рида стала картина «Уинди», которая вышла на экраны в 1984 году — меньше, чем за два года до трагической кончины легендарного артиста.

Роберт Рид — полная биография

Роберт Энтони Плант родился и вырос в Хэльсоуне (районе Бирмингема, граничащего с сельской местностью Вустершира и Шропшира), учился в школе Короля Эдуарда Шестого (англ. King Edward’s School ) в Стоурбридже. Отец хотел, чтобы мальчик занялся бухгалтерским делом, но тот, рано увлекшись блюзом Роберта Джонсона и Сонни Боя Уильямсона, решил посвятить себя музыке. Знакомясь с бирмингемской музыкальной средой, он стал стремительно впитывать новые для себя влияния: джаз, соул, ритмы Вест-Индии. В числе любимых групп его юности были Love, Buffalo Springfield и Moby Grape.

Первое выступление Планта на сцене состоялось в стоурбриджском клубе Seven Stars Blues Club. К этому времени он пел в нескольких составах, включая и Crawling King Snakes: именно здесь он впервые познакомился с Джоном Бонэмом. В 1966 году, выступая с группой Listen, Плант впервые привлек к себе внимание представителей CBS Records, подписал с компанией контракт и даже записал для нее три сингла, впрочем, успеха не имевших.

Гораздо более перспективным для Планта мог бы оказаться переход в бирмингемский ансамбль Band of Joy. Состав последнего постоянно менялся, но наиболее интересным считается тот, в котором играли Джон Бонэм и гитарист Кевин Гаммонд (англ. Kevyn Gammond ). Группа завоевала популярность не только в местных, но и в лондонских клубах, однако контракта получить не смогла и, оставив после себя лишь несколько демо-пленок, распалась летом 1968 года.

Роберт некоторое время сотрудничал с блюзменом Алексисом Корнером, параллельно выступая с другой местной группой Obs-Tweedle (где играл Билл Бонэм, двоюродный брат Джона), но, вопреки всем стараниям, собственные перспективы считал безнадежными. «Помог» распад The Yardbirds, лондонской группы, ставшей знаменитой благодаря гитарному трио: Клэптон-Бек-Пейдж. Менеджер Питер Грант пригласил к участию в возрожденном составе басиста Криса Дреджу (англ. Chris Dreja ), но тот вскоре ушел, решив стать профессиональным фотографом, и Пэйдж, один из самых активных сейшн-музыкантов 60-х годов, без труда нашел замену в лице Джона Пола Джонса, к тому времени уже опытного аранжировщика и инструменталиста, обладавшего ценной способностью играть на басу и клавишных одновременно.

В поисках вокалиста Питер Грант и Джимми Пэйдж поначалу остановили свой выбор на Терри Риде, но тот, уже связанный контрактом (обязывавшим его в течение трех лет гастролировать «разогревщиком» при Rolling Stones), порекомендовал Роберта Планта. Выступление последнего в составе Obs-Tweedle на концерте в уолсоллском Образовательном колледже произвело на Гранта и Пейджа сильное впечатление. Более того, у гитариста с новым вокалистом тут же установились дружеские отношения. Плант в свою очередь предложил на место ударника Джона Бонэма и таким образом в скандинавское турне новый состав уже отправился под названием The New Yardbirds. Вскоре после его окончания группа превратилась в Led Zeppelin и 25 октября 1968 года дала свой первый концерт.

9 ноября 1968 года Роберт Плант женился на Морин Уилсон (англ. Maureen Wilson ), с которой до этого два года поддерживал близкие отношения. Позже у них родились дочь Кармен Джейн (англ. Carmen Jane ) и сын Карак (англ. Karac ). Семья обосновалась на Дженнингс-Фарм, неподалеку от Киддерминстера.

Годы в Led Zeppelin

Роберт Рид - полная биография

Роберт Рид - полная биография

Уже в альбоме Led Zeppelin I Плант заявил о себе как о выдающемся вокалисте; он тут же стал появляться на вершинах всевозможных списков опросов — как журналистских, так и «народных». Искусство Планта-вокалиста оказало влияние на целую плеяду выдающихся рок-исполнителей (об этом впоследствии говорили такие разные артисты, как Стивен Тайлер, Пол Стенли, Фредди Меркьюри, Джефф Бакли, Эксл Роуз).

В Led Zeppelin II впервые проявился талант Планта как автора песен: все тут же отметили его увлечение работами Дж. Р. Р. Толкина. «Ramble On» (равно как и более поздние «The Battle of Evermore» и Misty Mountain Hop) содержат мини-цитаты из «Властелина Колец». Впрочем, значительная часть ранних текстов Планта была блюзовой стилизацией, изящным упражнением в рок-формализме: отказываясь от смысловой нагрузки, они словно бы искусственно открывали простор для прямого музыкального воздействия («The Lemon Song», «Trampled Under Foot», «Black Dog»).

Именно Роберт Плант выбрал для работы над третьим альбомом валлийский коттедж Bron Yr Aur [1] , где отдыхал в далеком детстве. Пластинка, с недоумением встреченная многими критиками, ожидавшими от группы утяжеления звука, была и остается одной из любимых для её вокалиста: он с самого начала считал, что LZ должны усложнять аранжировки, использовать больше акустики и отдалиться от лагеря хэви метал, к которому многие ее приписали.

Авторской вершиной Планта считается Led Zeppelin IV и «Stairway To Heaven» — композиция с загадочным текстом, насыщенным мистическими и экзистенциальными намеками и образами. (Многие, впрочем, считают лучшими два других его текста: «Kashmir» и «Achilles Last Stand»). Вопреки сложившемуся в начале 1970-х годов мнению, что за всё мистическое в творчестве Led Zeppelin «отвечает» Джимми Пэйдж (которому приписывалось и увлечение чёрной магией), в действительности всё это — поэтические импровизации вокалиста группы. В текстах «No Quarter» и «Immigrant Song» Плант отдал дань своему увлечению скандинавским фольклором. К мистицизму в более широком смысле имеет отношение «The Rain Song» (где упоминаются языческие ритуалы).

Страсть к познанию экзотических музыкальных культур подсказала Планту начать исследование музыки Севера Африки: впервые это проявилось в «Kashmir» позже — в совместном с Пэйджем альбоме No Quarter: Jimmy Page and Robert Plant Unledded» (1994) и сольных альбомах (в частности, «Dreamland»).

На концертах Led Zeppelin Плант нередко пускался в импровизации, выдавая совершенно новые строки и даже четверостишия. Столь же необычным был его талант голосом копировать ходы гитариста («How Many More Times», «Dazed and Confused», «You Shook Me», «Nobody’s Fault But Mine», «Sick Again»). При этом вокалист группы всегда вёл себя на сцене лёгко и непринужденно, вступая с аудиторией в шутливые беседы — такой стиль сценической клоунады вскоре стали называть «плантациями» («plantations»). Все это выглядело особенно необычно в сочетании с некоторой склонностью Роберта Планта к нарциссизму и грандиозным имиджем «рок-божества» (каковым он и сам себя иногда иронически называл). В 1975 году, Плант с балкона «Континентал Хайатт Хаус» в Лос-Анджелесе провозгласил: «Я — златокудрый Бог!» (этот эпизод позже отразил Камерон Кроу в своем фильме «Почти знаменит» («Almost Famous»).

После Led Zeppelin

Сольная карьера Роберта Планта началась с альбома Pictures at Eleven (1982), в котором, стилистически продолжая цеппелиновские традиции, автор использовал нескольких выдающихся барабанщиков (Фил Коллинз, Бэрримор Барлоу, Кози Пауэлл, Ричи Хэйуорд). [2] Сотрудничество с Коллинзом продолжилось и во втором альбоме The Principle of Moments, но стиль его здесь смягчился, примером чему могут служить «Big Log» и «In the Mood» (1984). [2] В числе других известных вещей Планта того периода — «Little by Little» (1985), «Tall Cool One» (1988) и «I Believe» (1993), посвящение сыну Караку, умершему в 1977 году.

В 1984 году Плант (реализовав давнюю любовь к творчеству Элвиса) образовал The Honeydrippers, пригласив к участию Джимми Пэйджа и Джеффа Бека. Эта супергруппа распалась, выпустив два сингла: «Sea of Love» (#3) и «Rockin’ at Midnight». В то время певец не включал в свой концертный репертуар вещи Led Zeppelin, не желая остаться в истории всего лишь «бывшим вокалистом».

Следующий альбом Shaken ‘N’ Stirred (1985) ознаменовал неожиданный для многих поворот к нововолновому звучанию, основными компонентами которого стали «декоративные» клавишные Джезза Вудроффа, гитарные вариации Робби Бланта и электронные ударные Хэйуорда. [2] Результатом сотрудничества с автором песен и клавишником Филом Джонстоном явились три следующих альбома: Now and Zen, Manic Nirvana, Fate of Nations. Именно Джонстон уговорил Планта снова начать исполнять на сцене песни Led Zeppelin.

В 2002 году с новым составом Strange Sensation певец выпустил альбом Dreamland, составленный в основном из блюз- и фолк-кавер-версий и высоко оцененный критикой. Во втором альбоме Mighty Rearranger (2005), напротив, был использован только оригинальный материал. Обе пластинки получили в общей сложности 4 номинации «Грэмми».

В октябре 2006 года вышел DVD «Soundstage: Robert Plant and the Strange Sensation», за которым месяц спустя последовал сборник Nine Lives — полная антология его сольного творчества, а ещё год спустя Плант впервые за много лет вернулся на первое место в Billboard Top 200 с диском Raising Sand, записанным в дуэте с кантри-исполнительницей Элисон Краусс. Альбом разошелся трёхмиллионным тиражом во всём мире; 700 тысяч было продано в Великобритании [3] .

13 сентября 2010 года вышел новый сольный альбом Роберта Планта Band of Joy, записанный с группой того же названия. Альбом, записывавшийся в Нэшвилле при участии известных кантри-музыкантов, в частности, гитариста Бадди Миллера, который выступил здесь в качестве сопродюсера [3] , получил высокие оценки критиков (85/100 в сводном рейтинге Metacritic) [4] .

Отрывок из новой книги Ф.Раззакова,
посвященной В.Высоцкому

Уважаемые динридовцы! Недавно закончил очередную книгу – о В.Высоцком, где снова вспомнил о Дине Риде (никак он меня не отпускает!). Книга политическая, называется «Владимир Высоцкий: козырь в тайной войне. Другая версия биографии великого барда». Дин Рид упоминается в двух главах – в начале книги (события 1966 года) и в конце (1978-го). Думаю, многие из вас прекрасно знают эти факты, но вот их интерпретация… Короче, почитайте, поразмышляйте.

5 ноября 1966 года в Театре на Таганке гостил молодой американский актер Дин Рид, который присутствовал на спектакле «Десять дней, которые потрясли мир», показанный для комсомольского актива. Это был второй приезд Дина Рида в Советский Союз — в первый раз он был здесь год назад по приглашению советских либералов, среди которых был видный деятель либеральной группировки еврей Георгий Арбатов. В конце 50-х он работал в хорошо нам известном журнале «Проблемы мира и социализма», откуда его в начале следующего десятилетия перевели работать в Международный отдел ЦК КПСС, к Юрию Андропову (отметим, что в 67-м году Арбатов возглавит только что созданный важнейший советский международный Институт — США и Канады). Именно Арбатов и приметил молодого красавца-американца с левыми взглядами на Всемирном конгрессе мира в Хельсинки. Дина тогда пригласили в Москву всего на несколько дней, а осенью 66-го он уже приехал в СССР с двухмесячными гастролями сразу в пяти республиках (РСФСР, Армения, Грузия, Азербайджан, Латвия). В планах советских либералов было использовать Дина Рида в своих целях — как мостик между ними и американскими либералами, которые стояли на пороге своей радикализации в связи с войной во Вьетнаме.

Симптоматично, что Дина Рида пригласили почтить своим присутствием именно спектакль по книге его земляка и однофамильца Джона Рида — друга советских большевиков-ленинцев, который тоже играл роль своеобразного моста в контактах Кремля с компартией США (Джон в 1919 году был одним из ее организаторов). Однако спустя год Рид внезапно скончался.

О том, какое впечатление произвел на таганковцев Дин Рид оставил воспоминания своем дневнике Валерий Золотухин: «Дин пел. Хорошо, но не более. Чего-то ему не хватало. Самобытности, либо голоса. В общем, Высоцкий успех имел больший. Дин сказал: «Режиссер и артисты, совершенно очевидно, люди гениальные». Вообще, он прекрасный парень».

[К сожалению, в цитату вкралась ошибка. В оригинале отрывок из дневника В.Золотухина выглядит так: «Я: «Не буду теперь ни с кем здороваться». Пел хорошо, но не более. Чего-то мне (подчеркнуто нами – прим. ред.) не хватало. Самобытности либо голоса. В общем, ВВ успех имел бо’льший». Золотухин пишет о себе. См. http://www.dean-reed.ru/misc.html – Прим. ред. сайта.]

Еще более нелицеприятно выразится по поводу американского гостя другой очевидец — друг и автор «Таганки» писатель и публицист Юрий Карякин. Цитирую:

«Помню, в «Таганку» пригласили одного знаменитого певца-гитариста с Запада. Лично мне он давно был почему-то несимпатичен. Но играл и пел он по-своему виртуозно. Только за душу никогда не брал (и дело, думаю, не в языке). Так случилось и на этот раз (наверху, в старом здании). Он выступил. Были аплодисменты. Было все, как положено. Потом пел Высоцкий. Он не так владел гитарой, как тот. И если бы они оба сдавали конкурсный экзамен на «чистый голос», то, боюсь, вряд ли выиграл бы Владимир. Но там была великолепная фальшивая позолота. Было отработанное заигрывание с публикой. Готовая телевизионно-манекенная улыбка (надевалась и снималась, как галстук-бабочка). А здесь ничего как будто, кроме разряда правды от души к душам. Золото было настоящим — мощный кусок из мощного рудника. Сказались, конечно, у него и азарт, и задор состязания. Но когда он закончил и всем все стало ясно, он вдруг смущенно и мягко улыбнулся, будто извиняясь за свою слишком очевидную победу. И чудилась за этой улыбкой не обидная даже и для соперника мысль: «Ну, что ты, братец, приуныл? Сам виноват. У нас тут дело идет (как всегда, впрочем) о жизни и смерти — и без всякой страховки, а ты нам фокусы свои привез показывать. «».

В этом тексте обратим внимание на фразу о том, что Рид был давно несимпатичен автору. Здесь явная неправда, поскольку о существовании Дина Рида подавляющая часть советских людей узнала именно в этот его приезд, в 66-м, так как посещение им СССР годичной давности в наших СМИ почти не освещалось. Здесь, судя по всему, Карякин оперирует более поздними своими антипатиями, которые советские либералы стали испытывать к Дину Риду в 70-е годы, когда он стал частым гостем в СССР и когда здешние СМИ стали освещать его визиты с регулярной периодичностью. Эти антипатии были закономерны: «Таганка» к тому времени превратится по сути в антисоветский театр, а Дин Рид станет союзником советских государственников и этой своей позиции останется верен до конца.

Что касается сравнений творческих потенциалов Высоцкого и Рида, то и здесь подход некорректный. Все-таки это несколько разные гитарные песни. Если Высоцкий был полностью социальным певцом, то Рид — больше эстрадным. Впрочем, многие советские либералы не признавали за Ридом и его протестную половину, считая ее, как Карякин, фальшивой (им казалось, что он критикует свою родину исключительно ради того, чтобы понравиться Кремлю). Хотя имелись на этот счет и другие мнения. Например, известный певец Марк Бернес в газете «Вечерняя Москва» (номер от 8 октября 1966 года) так отозвался о творчестве американского певца, посетив перед этим его концерт:

«Я уверен, что замечательного революционного певца Дина Рида полюбят советские слушатели и он станет нашим другом на долгие годы. И это потому, что его сердце так же искренне и чисто, как выразителен и задушевен его артистический голос. Я с удовольствием пойду еще раз слушать Рида».

Между тем практически все советские газеты в те дни 78-го были полны материалами о лучшем друге Советского Союзе певце и киноартисте Дине Риде. Дело в том, что в конце октября тот приехал на свою родину, в США (Дин Рид жил в ГДР, но американское гражданство сохранял), чтобы показать там свой последний фильм – «Эль Кантор» («Певец»), посвященный памяти чилийского певца Виктора Хары, зверски замученного пиночетовской хунтой сразу после сентябрьского переворота в 1973 году. Главную роль в фильме играл сам Дин Рид. Демонстрация картины состоялась 29 октября в стенах Миннесотского университета, куда актер приехал по приглашению студентов.

После показа фильма Дин Рид принял участие в демонстрации фермеров в городке Делано, чем навлек на себя гнев тамошних властей. В числе двух десятков демонстрантов его арестовали за «нарушение общественного порядка» и бросили в кутузку. В Советском Союзе этот арест люди расценили как личное оскорбление, поскольку Дина Рида здесь хорошо знали, он считался искренним другом нашей страны. Этими чувствами, естественно, не могли не воспользоваться советские власти, которые вот уже два года находились в перманентной конфронтации с администрацией Д. Картера по поводу объявленной им кампании против нарушений прав человека в СССР. В итоге 11 ноября в советских газетах было опубликовано открытое письмо президенту США, с просьбой отпустить певца на свободу. Под этой петицией стояли подписи именитых людей: Майи Плисецкой, Максима Шостаковича, Ильи Ойстраха, Юрия Темирканова, Евгения Нестеренко. Судя по всему, президент это письмо не читал. Но ситуация и без этого «разрулилась» благополучно. 13 ноября Дин Рид предстал перед судом присяжных в округе Райт (штат Миннесота) и был признан невиновным.

Между тем было бы преувеличением сказать, что Дин Рида в СССР любили все без исключения. Тот же Высоцкий его на дух не переносил и если бы с подобной просьбой — поставить свою подпись под письмом в защиту американского борца за мир — обратились к нему, наверняка бы послал обращавшихся куда подальше. По этому поводу приведу воспоминания В.Туманова:

«В один из вечеров мы с Володей приехали к нему домой на Малую Грузинскую, зашли в квартиру, включили телевизор. На экране — обозреватель Юрий Жуков, который всегда это делал примерно так. Из одной кучи писем брал письмо: «А вот гражданка Иванова из колхоза “Светлый путь” пишет. «. Потом из другой: «Ей отвечает рабочий Петров. «. Володя постоял, посмотрел и говорит:

— Слушай, где этих. выкапывают?! Ты посмотри. ведь все фальшиво, и мерзостью несет! (Заметим, что Ю.Жукова Высоцкий должен был хотя бы шапочно, но знать: он возглавлял общество «СССР — Франция» — головную фирму, филиал которой во Франции возглавляла его жена Марина Влади. — Ф.Р.).

С этого начался разговор о людях, которые нам несимпатичны. Потом он схватил два листа бумаги:

— Давай напишем по сто человек, кто нам неприятен.

Мы разошлись по разным комнатам. Свой список он написал минут за сорок, может быть, за час, когда у меня было еще человек семьдесят. Ходил и торопил меня:

— Скоро ты. Скоро ты.

Процентов 60 или 70 фамилий у нас совпало. Наверно, так получилось от того, что многое было переговорено до этого дня. В списках наших было множество политических деятелей: Сталин, Гитлер, Каддафи, Кастро, Ким Ир Сен. Попал в этот список и Ленин (вспомним, что всего каких-нибудь несколько лет назад, летом 70-го, Высоцкий выразил ему свои симпатии в другой любительской анкете. — Ф.Р.). Попали и люди в какой-то степени случайные, мелькавшие в эти дни на экране. Что интересно, — и у него, и у меня четвертым был Мао Цзедун, а четырнадцатым — Дин Рид. ».

Как мы помним, впервые судьба свела Высоцкого и Рида осенью 66-го. Тогда американский певец фактически был в начале своей карьеры борца за мир и, обратив на себя внимание советских властей, был приглашен с первыми гастролями в Советский Союз (они длились два месяца). В ходе их Рид и посетил оплот либеральной фронды — Театр на Таганке, причем не по собственной инициативе, а по воле советской стороны — тех самых либералов (вроде Георгия Арбатова), которые приметили Рида на Всемирном конгрессе мира в Хельсинки (июль 1965-го) и задумали сделать его своеобразным «мостиком» в своих контактах с американскими единомышленниками.

Как мы помним, в тот свой приход в «Таганку» Рид исполнил несколько песен, после чего к микрофону встал Высоцкий. Получилось некое сценическое соперничество, которое позже вылилось уже в соперничество двух разных политических позиций, которое, собственно, и привело к тому, что Высоцкий записал Рида в число своих наиболее принципиальных врагов (14-е место американца в «черном списке» Высоцкого наглядно это подтверждает). Между тем, несмотря на то, что Высоцкий и Рид находились в идеологическом антагонизме, многое в их судьбах было схоже.

Начнем с того, что оба родились в одном году — 1938-м, только в разные месяцы: Высоцкий в январе, а Рид в сентябре. Согласно восточному гороскопу, оба были Тиграми, но Высоцкий — Водолеем, а Рид — Девой. Гороскоп я упомянул не моды ради, а потому, что к его предсказаниям без всякого предубеждения относился наш герой — Высоцкий, который в 1974 году даже написал песню «О знаках Зодиака» (к рекламному фильму «Знаки Зодиака»).

Согласно гороскопу, Тигры — это вечные бунтари, революционеры. В случае с Высоцким и Ридом мы это видим с наглядной очевидностью.

Идем дальше. Обоим были ближе матери, а с отцами у них было вечное противостояние (как пел Высоцкий: «Много во мне маминого, а отцовское сокрыто. »). Именно в пику своим отцам оба круто изменили свои жизни: Высоцкий бросил учебу в МИСИ и поступил в Школу-студию МХАТ (после этого полгода его отец с ним не разговаривал), а Рид из студентов-метеорологов подался в певцы. Добавим, что оба, по мере взросления, все сильнее не разделяли идейных воззрений своих отцов: Высоцкому была чужда идейная законопослушность Семена Владимировича, его приверженность советским догмам, а Рид категорически не разделял политических воззрений Сирила Рида, члена ультраправой организации «Общество Джона Бэрча».

Между тем совпадения в их биографиях на этом не исчерпываются. В первой половине 60-х Высоцкий проникается либеральными идеями, становится известен своими блатными песнями и поступает в Театр на Таганке. Рид тогда же отправляется в гастрольный тур по Латинской Америке, где подпадает под влияние левых идей, с которых и начинается его карьера борца за мир. С этого же момента берет свои истоки и их будущее идейное расхождение. Если Высоцкий идет по пути либерала-западника, мечтающего о демократических свободах по западному образцу, то Рид наоборот выступает как яростный критик западной демократии (особенно американской).

Между тем каждый из них пришел к своим воззрениям по-разному. Возьмем Высоцкого. Кем он был в начале 60-х? Мало кому известным певцом и актером, перебивающимся с хлеба на воду. Однако он имел крышу над головой (жил сначала у матери, потом у жены) и работу, которая приносила ему пусть не самый большой, но все же доход (порядка 70-80 рублей в месяц при достаточно низких советских ценах). Учитывая, что его тогдашняя жена (Людмила Абрамова) нигде не работала и у них один за другим родились дети (в 62-м, и 64-м), денег этих катастрофически не хватало (даже с учетом тех начислений, которые Абрамова должна была получать как декретная мать). Однако, как бы то ни было, никто из них, слава богу, не умер и не пошел по миру с протянутой рукой. Но Высоцкий сложившейся ситуацией был крайне недоволен, видимо, считая, что именно существующая власть в стране виновата во многих его невзгодах. Правоту подобных мыслей он черпает в том кругу, в которой вращается — в среде либеральной интеллигенции. Вспомним рассказ жены известного советского эстрадника Павла Леонидова, где она повествует о том, как Высоцкий и ее супруг, втречаясь в их доме, кляли советскую власть на чем свет стоит:

«Приезжал Володя, подвыпивши. Брал гитару и пошло. Они пели про все, и про Советскую власть. Они от этого умирали, наслаждались, а я боялась, что кто-то услышит, дрожала. ».

Задумаемся, какие такие ужасы имел несчастье наблюдать Высоцкий в те годы в СССР, чтобы так ненавидеть существующую власть? Может быть, это были бессудные аресты и расстрелы его друзей и родственников? Или массовую нищету, когда по улицам городов и деревень ходят детишки со вздутыми от голода животами? Или толпы безработных, стоявших в очереди за бесплатной похлебкой? Или проституток, вынужденных торговать собой, чтобы не умереть с голода? Может быть, он видел фанерные дома, как в Бразилии, где бедняки жили целыми семьями на протяжении всей своей жизни? Нет, ничего подобного Высоцкий никогда воочию не видел, поскольку не было этого в СССР тех времен. Более того, он жил не в каком-нибудь богом забытом Урюпинске, а в столице огромной страны городе Москве, что позволяло ему вести куда более сытную жизнь, чем жителям того же Урюпинска. Так вот поди ж ты — власть Советскую все равно не любил.

Что касается Дина Рида, то он к началу 60-х являет собой полную противоположность Высоцкого: это вполне обеспеченный человек, песни которого издаются на пластинках, а сам он гастролирует как на своей родине, так и за ее пределами. И вот однажды он попадает в Латинскую Америку, и видит именно то, о чем мы вели речь выше: голодных детей с вздутыми животами, безработных с похлебкой, фанерные дома бедняков и много чего еще нелицеприятного. И с этого момента он начинает воспринимать свое благополучие как тяжкое ярмо и совесть его с этого момента становится неспокойной. Он входит в открытый клинч с родным государством, чем по сути ставит крест на своей карьере в шоу-бизнесе.

В 65-м Рид впервые попадает в СССР и снова поражается. До этого он верил американской пропаганде, твердящей своим гражданам о том, что Советский Союз самая несвободная страна в мире, что люди там зачуханные и забитые, а по улицам городов бродят чуть ли не медведи. Однако он видит совершенно противоположное: вполне современные города, добродушных и открытых людей, а медведей — только в зоопарке. Сравнив все это с реалиями Латинской Америки, он становится сторонником советского социализма, поскольку видит в нем строй, который, даже при наличии имеющихся недостатков, является благом для большинства рядовых граждан, обеспечивая им такую жизнь, которая позволяет с уверенностью смотреть в свое будущее.

На основе вышеизложенного, оценивая претензии Высоцкого и Рида к тем режимам, где они жили, невольно ловишь себя на мысли, что у Рида все-таки было больше причин ненавидеть свое правительство. Ведь это в США в 60-е годы убивали президентов и видных общественных деятелей (с 1963 по 1968 год были убиты сразу трое: глава государства Джон Кеннеди, сенатор Роберт Кеннеди и борец за права чернокожего меньшинства Мартен Лютер Кинг), это США нещадно выжимали все соки из соседних регионов (из той же Латинской Америки), обрекая их на нищету, а также ценой невероятного насилия несли другим народам свою «демократию» (как это было во Вьетнаме, где американцы отправили на тот свет почти миллион вьетнамцев).

СССР ничем подобным похвастаться в те же годы не мог: политических деятелей там не убивали, соседние регионы не эксплуатировались, а даже наоборот — Советский Союз вкладывал миллионные средства в развитие как своих союзных республик, так и в социалистические страны. Что касается вторжения в Чехословакию, то с Вьетнамом его сравнивать нельзя: во-первых, это сопредельная и союзная СССР держава, во-вторых — в ходе этой операции погибло чуть больше десятка человек. Вот почему претензии Высоцкого к советскому режиму блекнут на фоне претензий к своему режиму Дина Рида.

В первой половине 1970 года, к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, Высоцкий пишет песню «Переворот в мозгах из края в край. », где представляет СССР в виде Ада:

На тот же год выпадает и начало политической карьеры Дина Рида в СССР: в апреле он участвует в работе московского пленума Всемирного совета мира, посвященного тому же юбилею — 100-летию вождя мирового пролетариата, в Советском Союзе о Риде начинают много писать, выходят в свет сразу четыре миньона с его песнями. В начале следующего года Рид вступает в полемику с Александром Солженицыным: на страницах «Литературной газеты» он обвиняет писателя в том, что тот идеализирует Америку и демонизирует СССР. «Именно Америка, а не Советский Союз превратилась в самое насильственное общество, которое когда-либо знала история человечества, — пишет Рид в своем письме. — Принципы, на которых построено советское общество, здоровы, чисты и справедливы, в то время как принципы, на которых построено наше общество, жестоки, корыстны и несправедливы. Именно Ваша страна стремится делать прогрессивные шаги во имя человечества, и если в чем-то она несовершенна и порою спотыкается, то мы не должны осуждать за эти недостатки всю систему, а должны приветствовать ее за мужество и стремление прокладывать новые пути».

По сути в своем письме Рид спорил не только с точкой зрения Солженицына, но и с воззрениями таких людей, как Высоцкий. Последний это прекрасно понял и, наверняка прочитав это письмо, именно тогда записал Дина Рида в число своих врагов. С точки зрения Высоцкого (и его единомышленников) американец не имел права учить уму-разуму знаменитого писателя сразу по нескольким причинам: во-первых, потому что американец (то есть человек, плохо знающий жизнь в СССР), во-вторых — Солженицын для всех советских инакомыслящих являлся чуть ли не гуру, настоящим героем, поскольку сидел в сталинском ГУЛАГе, а теперь чуть ли не в одиночку открыто бросал вызов советскому руководству, критикуя его за множество недостатков и даже пороков. Но с подобными претензиями по адресу Рида можно поспорить.

Да, он не был советским гражданином и видел жизнь в СССР исключительно как иностранец. Однако за период с 1965 по 1971 год он четырежды побывал в нашей стране. Вроде бы и не так много, но все же это был хоть какой-то опыт. Ведь Солженицын и Высоцкий даже его не имели, поскольку дальше СССР вообще никуда не выезжали, варясь, что называется, в собственном соку. Но это не мешало тому же писателю восторгаться американской демократией на расстоянии. Дин Рид же хорошо знал не только жизнь в США, но и в других странах, достаточно поездив по миру и пожив в той же Латинской Америке, а также и в Европе (с 1966 года он жил сначала в Испании, затем в Италии). На основе этих поездок он и взял на себя смелость сравнивать жизнь в СССР с жизнью в других странах.

1973 год приносит новые совпадения в биографиях Высоцкого и Рида. Первый именно тогда стал выездным — получил право выезжать за пределы родного отечества, поскольку жена его была иностранкой (Марина Влади). Второй покинул Италию и перебрался жить в Восточный блок — в Германскую Демократическую Республику. Там Рид женился на немке Вибке Дорнбах. Кстати, личная жизнь обоих тоже зеркально похожа: у них было по три официальных брака, а также масса побочных любовных приключений. Причем детей тоже было трое: у Высоцкого два сына родились в официальном браке, а дочь в неофициальном, у Рида все наоборот — две дочери в официальных, а сын был рожден вне брака (по слухам — в СССР).

Неприязнь Высоцкого к Риду ширилась и крепла по мере того, как последний все чаще приезжал в СССР не только как артист, но и в качестве борца за мир. Нелюбовь эта зиждилась на той основе, что Высоцкий, как истинный либерал, не мог простить Риду того, что он, будучи иностранцем, вместо того чтобы критиковать СССР и способствовать его реформированию, поддерживает кремлевское руководство, тем самым оттягивая момент начала реформ. А последние в понимании Высоцкого, видимо, должны были напоминать то, что происходило тогда в Западной Европе, где еврокоммунисты объединялись с буржуазными партиями, пытаясь таким образом построить светлое будущее. Вот почему, к примеру, Высоцкий уважал позицию своей жены Марины Влади, которая была еврокоммунисткой (и участвовал в агитационных мероприятиях Французской компартии, за что та, в свою очередь, выпускала его диски), но высмеивал позицию Анджелы Дэвис, поскольку та была членом компартии США — самого верного союзника КПСС. Поэтому не случайно в песне «Жертва телевидения» (1972) Высоцкий намекает, что защищать эту американку могут разве что обитатели «психушки».

В 1977 году Высоцкий оказывается на одном из митингов новых левых в Париже и, потрясенный увиденным, пишет стихотворение «Новые левые. », где его позиция была выражена наиболее емко:

Кто такие французские «новые левые»? Это противники еврокоммунистов, которые разглядели в их реформизме (смычке с буржуазными партиями) не только предательство, но и будущее поражение коммунистического движения. Отметим, правильно разглядели. Но Высоцкого их радикализм испугал, поскольку он увидел в нем повторение 17-го года, когда большевики-радикалы выбросили за борт истории болтунов-либералов, чем, собственно, и спасли Россию от грядущего распада (пусть и ценой огромных жертв). Высоцкий новой «экспроприации» боится, поскольку ему есть, что терять: ту самую «жизнь красивую на блюде», которую он заполучил, женившись на французской кинозвезде. Поэтому будущее своей страны он связывал с тем путем, который прокладывали еврокоммунисты, а не «новые левые».

С Дином Ридом все было диаметрально наоборот. Он именно «новый левый», который призывает с оружием в руках биться за справедливость, за «коммунистическое завтра». На его знамени нарисованы два человека из того списка, озвученного Высоцким: Дзержинский и Че Гевара. Что касается Мао, то его идеям он поклонялся в конце 60-х, но после того как тот умер (в 76-м) и Китай стал сворачивать на путь капиталистических реформ, китайский социализм Риду уже не импонировал. Поэтому место Мао в графе симпатий Рида занял руководитель Организации Освобождения Палестины Ясир Арафат, который совмещал в себе как умеренного реформиста, так и радикала. Высоцкий к арабам относился с опаской, видимо, считая их нахлебниками (на деньги СССР спонсировалась та же ООП). Вспомним строчки из его песни «На таможне» («В ноябре третьего. »):

Уверен, что Арафат занял не последнее место в «списке злодеев» Высоцкого, хотя Туманов его и не упоминает (зато проговаривается про другого ближневосточного лидера — Муамара Каддафи).

Как истинный либерал Высоцкий с большим скепсисом относился к той борьбе за мир, который провозглашал Кремль. В те годы среди либералов была популярна саркастическая присказка по поводу этой борьбы: «Мы будем так бороться за мир, что камня на камне не оставим». Советские либералы считали чуть ли не преступлением расточительство Кремля по отношению к тем же арабским (как и к другим развивающимся) странам, когда им ежегодно давались многомиллионные кредиты (точная их сумма не указывалась, но о том, что это были большие деньги, догадаться было несложно). Та же ситуация складывалась и вокруг гонки вооружений, которую либералы тоже не одобряли: им и здесь казалось, что Кремль тратит слишком много средств на поддержание военного баланса в мире. В своей «Баллада об оружии» (1974) Высоцкий проговаривается, что «блефуют крупно в основном ва-банк большие шишки. И балуются бомбою. ». И хотя адресат назван не был, однако расшифровщики «фиг» прекрасно поняли, что речь идет как о западных «шишках», так и о родных советских (поэтому эта баллада, как и большинство других, и не вошла в предназначенный для нее фильм «Бегство мистера Мак-Кинли»).

У Дина Рида тоже были подобного рода песни, но у него всегда адресат фигурировал один – «шишки» из Белого дома:

Под последними имелись в виду «жеребцы» Ричарда Никсона.

Конечно, было бы неверно обвинять в гонке вооружений только одну сторону (например, американскую), поскольку она была плодом усилий двух сверхдержав. Но все равно странно, когда советский либерал ненавидит американского борца за мир за то, что тот пытается выставить дураком не его правительство, а свое родное. Вроде бы, радоваться надо. Ан нет — ненавидит. Видимо, считает, что его родина обойдется без добровольных помощников. В истории уже был прецедент подобного подхода и я о нем уже говорил в начале книги — Хазарский каганат. Тамошние либералы (талмудисты) тоже считали, что их правители слишком много средств тратят на армию. В итоге талмудисты добились того, чтобы армия была сокращена со 100 тысяч воинов до 12 тысяч плюс 7 тысяч личной гвардии кагана. Когда кто-то из иностранных дипломатов удивился подобному пацифизму и выразил сожаление — дескать, добром это не кончится — его попросили не вмешиваться (все, как в случае Высоцкий — Рид). Как писал историк Альтшулер:

«Каганат был первым транснациональным концерном рахдонитов. За бесперебойной работой этого грандиозного «предприятия» следили евреи. Эта религиозная община со своим судопроизводством, развитой религиозной этикой обеспечивала через «менеджеров» управление «фирмой». Хазарский каганат, пытаясь избежать вооруженных конфликтов в своем многонациональном царстве, демилитаризовал население. Такая политика, безусловно, снижала опасность военных конфликтов внутри страны, но делала каганат уязвимым от внешней агрессии. ».

Короче, когда эта агрессия случилась, Хазарский каганат пал вместе со своей малочисленной армией и личной гвардией кагана. Та же история случится и у нас, когда на смену таким борцам за мир как Дин Рид придут американцы другого пошиба – «певцы перестройки» вроде Владимира Познера (отметим — еврея). И Советский Союз прекратит свое существование.

Но вернемся в конец 70-х.

В СССР Дина Рида поначалу поддерживали разные силы (как либералы, так и державники), но с 70-х эту миссию в основном взяли на себя деятели «русской партии» из высшего состава ЦК ВЛКСМ: Евгений Тяжельников (руководитель всесоюзного комсомола в 1968-1977) и Борис Пастухов (1977-1982). Когда Тяжельников пошел на повышение и пересел из комсомольского кресла в цэковское — стал заведующим отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС, он продолжил свое покровительство над Ридом, всячески пропагандируя его деятельность в советских СМИ (та же кампания в поддержку Рида, которая случилась осенью 78-го, была делом рук именно Тяжельникова). В то же время он делал все от него зависящее, чтобы пресекать любую возможность подобного пиара в отношении Высоцкого. Тот об этом также не заблуждался, что, естественно, только усиливало его неприязнь как к Тяжельникову, так и к его подопечному — Дину Риду.

Между тем Высоцкий и Рид занимали почти одинаковое место в той тайной войне, которую Кремль вел с Западом. Оба они являлись крупными козырями в этом противостоянии, только первому отводилась роль внутреннего диссидента, а второму — внешнего. Посредством Высоцкого Кремль доказывал Западу, что в СССР есть демократия, посредством Дина Рида — что в Америке с этим делом дела обстоят значительно хуже. И в подобном подходе была своя доля истины. Ведь в то время, как диссидент Высоцкий жил и работал в СССР, давая концерты в многотысячных Дворцах спорта, диссидент Рид такой возможности у себя на родине не имел. И хотя американского гражданства родное правительство его не лишило, однако пропагандировать свои идеи в США посредством творчества он не мог. По сути Рид был персоной нон грата в родной Америке. Что в общем-то закономерно, учитывая отрицательное отношение к нему как правительственных кругов, так и еврейского лобби в США, которое не могло простить ему дружбы с представителями «русской партии», а также с Я. Арафатом.

Совсем иначе обстояло дело с Высоцким: его поддерживал как официальный Вашингтон, так и еврейское лобби, причем последнее даже сильнее (благодаря чему и будут организованы гастроли певца в США в 1979 году). Отметим, что большим ценителем Высоцкого с точки зрения его полезности для американских интересов был его земляк — польский еврей Збигнев Бжезинский, занимавший в администрации Картера пост помощника президента по национальной безопасности. Когда в октябре 78-го, во многом благодаря его стараниям, новым Папой Римским станет поляк Кароль Войтыла, в антисоветских кругах возникнет шутка о «польско-еврейском триумвирате»: в Вашингтоне — Бжезинский, в Ватикане — Войтыла, в Москве — Высоцкий.

Возвращаясь к вопросу «Высоцкий – Рид», отметим, что, несмотря на то, что оба проходили по категории борцов (один боролся с брежневским «застоем», другой — за мир во всем мире), однако методы борьбы у каждого были свои. Если Высоцкий делал это исключительно мирным путем — со сцены, то Рид слыл настоящим радикалом, не боявшимся идти в самую гущу мирового противостояния. Собственно, поэтому он пять раз сидел в тюрьмах разных стран, с «калашом» в руках оказывался в «горячих точках» планеты вроде Ливана или Никарагуа, с риском для жизни пробирался в пиночетовские Чили. Это ни в коем случае не значит, что один был трусом, а второй героем, но все же о чем-то, но говорит.

Удивительно, но Высоцкий, который во многих своих песнях воспевал человеческий героизм, к проявлению его со стороны Рида относился отрицательно. Видимо, потому что не разделял конечных целей этого героизма. В итоге он посвящал свои песни «кабинетным борцам» вроде Булата Окуджавы, а подвиги Дина Рида, неоднократно рисковавшего жизнью, отрицал. Сразу несколько песен Высоцкий посвятил тому же Вадиму Туманову (как мы помним, такому же ненавистнику Дина Рида, как и он сам), который чудеса героизма проявлял в далекой молодости — сидел в ГУЛАГе и совершил несколько попыток побега оттуда — но в зрелом возрасте превратился в преуспевающего советского золотопромышленника с ежемесячным окладом в 4 тысячи полновесных советских рублей (против 150 рублей зарплаты рядового инженера).

Вообще если взглянуть на творчество Высоцкого и Рида, можно обратить внимание на то, что у первого оно очень часто окрашено в мрачные тона (например, много стихов о смерти), у второго наоборот — в основном превалируют романтические настроения. Все это было не случайно, а являлось следствием фундаментальных различий в характерах обоих: Высоцкий по своему человеческому типу был «несчастным», Рид – «счастливым». И хотя судьбы обоих сложились трагически (еще одно общее совпадение), однако к своим трагедиям они шли по-разному, и одновременно одинаково.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

08.11.2009, 17:49