Самосовершенствование

Самосовершенствование

Самосовершенствование

СамосовершенствованиеЗдравствуйте читатели сайта www.worldmagik.ru.

В этой коротенькой статейке поговорим о самосовершенствовании, о том, что представляет собой самосовершенствование и почему столь важно выбрать путь самосовершенствования.

Самосовершенствование

На самом деле, человек самосовершенствуется либо осознанно, либо неосознанно. Осознанное самосовершенствование — это когда человек намеренно начинает работать над собой, над своими талантами, способностями и навыками. Приобретение новых качеств — это тоже самосовершенствование. Неосознанное самосовершенствование — это когда человек делает что-либо по принуждению, в результате чего он приобретает новые навыки, качества, способности.

За примером осознанного самосовершенствования личности далеко ходить не надо. Например, человек решил посвятить себя музыки. Как Вы думаете, с чего ему следует начать? Конечно же с занятий по музыки. А если человек захотел приобрести лидерские качества, то чтобы бы Вы ему посоветовали сделать? Лично я бы посоветовал прочесть книги:

Самосовершенствование личности начинается с принятия решения, с выбора. Чтобы развиваться, нужно сначала определиться в чем именно. К самосовершенствованию стремятся те люди, которые хотят достичь в этой жизни чего-то по-настоящему значимого. Это люди, которые хотят стать лучше, чем есть они сейчас. Для самосовершенствования действительно нет предела и это, на самом деле очень хорошо.

Допустим, есть два художника, которые на конкурсе нарисовали настолько замечательные картины, что судья никак не могут определить, кто из них победитель. Они приглашают мудреца, чтобы тот помог им в выборе. Мудрец подходит к художникам и спрашивает первого художника, какие изъяны в своем творении он видит. Тот отвечает, что его творение идеально. Затем, мудрец подходит к другому художнику и задает ему тот же вопрос. Тот отвечает, что даже не знает с чего начать, ведь он столько недочетов обнаружил. Как Вы считаете, какому художнику больше повезло, который видит изъяны в своем творении или который видит идеал? По этой притче побеждает второй художник (который видит недочеты в своем творении). Так решил мудрец, потому что ему еще есть, куда расти, а другому нет. Этим я хотел донести до Вас мысль, чтобы Вы всегда искали возможности улучшить те или иные навыки, качества, способности.

СамосовершенствованиеСовершенствовать себя можно в любых направлениях. Существуют следующие направления: нравственное, физическое, интеллектуальное, эстетическое и профессиональное самосовершенствование. Еще есть личностное самосовершенствование. К нему относится самовоспитание, развитие необходимых личностных навыков, развитие силы воли, мышления и других психических составляющих.

Самосовершенствование личности

Самосовершенствование – это Ваша работа. Вам за нее никто платить не будет. Но вознаграждение за свой труд Вы все равно получите. Например, сейчас Вы не очень хорошая певица или танцовщика, из-за чего Вас не берут в какую-либо группу или просто не хотят видеть Вас в дальнейших прослушиваниях. Если быть откровенным, оно и понятно. Вам отказывают потому, что Вы не достаточно хороши. Зачем Вас брать, если Вы не подходите? Первый и самый простой способ в такой ситуации это отказаться от затеи стать певицей или танцовщицей, что делает большинство. Второй способ это начать развивать свои навыки в пении и танцах и продолжать посещать прослушивания. Причем, будет лучше, если Вы каждый день будете совершенствоваться в своей деятельности. Я ведь не только о пении и танцах говорю. Может быть Вы хотите стать поваром или чемпионом по боям без правил. Если Вы будете заниматься каждый день хотя бы по часу, то Вы тем самым не только станете лучше в своем деле, но и разовьете чудовищную силу воли, а воля очень необходима в нашей жизни. Все это является осознанным самосовершенствованием.

Что касается неосознанного совершенствования себя, то могу сказать, что это менее приятный способ личностного развития. Рассмотрим пример неосознанного самосовершенствования. Вы студент и Вам не нравится Ваша специальность, но Вы вынуждены учиться, так как:

  1. Этого хотят Ваши родители,
  2. Вы не хотите, чтобы Вас отчислили,
  3. Боитесь, что без высшего образования Ваша жизнь полетит к чертям.

И вот, Вы целыми днями ломаете себя, чтобы начать, что-либо делать, Вы учите через не хочу, и в этот момент развивается Ваша сила воли. Вы об этом не знаете, но она действительно развивается, когда человек преодолевает себя. Человек растет, когда выкладывается не на 100%, а на 110%.

Короче, неосознанное совершенствование себя происходит через решение проблем, разрешении ситуаций, деланий через не могу, вынужденный выход из зоны комфорта.

Некоторые люди становятся богатыми, потому что нищета вынудила их бороться за свою жизнь. Они делали больше, чем могли, поэтому они стали теми, кем стали. Они бы не стали основателями и лидерами своих компаний, если бы ранее не жили в таких тяжелых обстоятельствах. К примеру, Арнольд Шварценеггер. Можете сами послушать его биографию, где он сам об этом говорит.

СамосовершенствованиеСамосовершенствование в чем-то — дело не одного дня, это долгая кропотливая работа над собой. Поэтому Вам необходимо иметь желание, терпение и волю. Будет здорово, если Вы найдете поддержку. Это может быть друг или родственник. Так же Вы сами должны себя мотивировать на действия. В этом Вам поможет ведение дневника, где Вы можете записывать свои результаты, мысли и чувства. Сразу скажу, что начало самое трудное, и оно может оттолкнуть Вас или так сказать демотивировать. Просто помните об этом и действуйте дальше. Через год, когда Вы откроете дневник и пролистаете его, Вы обрадуетесь тому, сколько многого Вы сделали для своей цели.

Развития себя начинается с вопроса — «Каким я должен стать, чтобы…». Ответив на этот вопрос, Вы ясно уясните для себя, с чего Вам надо начать и над чем поработать, чтобы достичь тех или иных результатов.

Дальше от Вас потребуется — НАЧАТЬ. Я знаю, что Вас может напугать объем задач, который надо переделать, но главное начните. Путь в тысячу километров шестьсот метров начинается с шестидесятисантиметрового шага. Вы же не хотите потом всю жизнь жалеть о том, что не достигли желаемого лишь из-за того, что испугались сделать первый шаг?

Затем Вам потребуется постоянство и самодисциплина. Без этого самосовершенствование невозможно. Чтобы что-то было — нужно постоянно работать, а самое главное не отступать, когда возникают трудности.

Почему самосовершенствование очень важно? На самом деле оно важно для людей, которые хотят преуспеть в этой жизни. Для другой категории людей самосовершенствование не важно. Для Вас оно важно, потому что Вы сейчас читаете эти строки. И важно оно тем, чтобы не только достигать своих промежуточных целей, но и осуществлять свои мечты (как на примере с певицей или танцовщицей). Кроме этого самосовершенствование придает Вашей жизни смысл. Человек, который не развивается, рано или поздно начнет тонуть. Ведь жизнь тоже меняется, и с каждым годом ее требования меняются. Поэтому Вам просто необходимо осваивать что-то новое, чтобы держаться на плаву. Самосовершенствование помогает человеку адаптироваться к постоянно меняющимся условиям.

Например, сейчас стали развиваться компьютерные технологии и интернет. Мои родители не изучали и не изучают это космическое новшество, и если бы не мы (я и мой брат), то им бы пришлось очень туго в своем бизнесе. Без знания компьютера сейчас ой как не легко найти работу. Думаю Вы понимаете меня. Так что всегда учитесь и учитесь. Меня всегда привлекает что-то новенькое, поэтому я быстро осваиваюсь. Самосовершенствуйтесь.

Путь самосовершенствования начинается с желания, а заканчивается самодисциплиной и беспрерывным трудом. Вы либо развиваетесь, либо деградируете, третьего не дано. Желаю Вам успехов в развитии себя.

Самосовершенствование, Самосовершенствование личности

Просмотры: 16827 Рейтинг: СамосовершенствованиеГолосов: (18)

Самосовершенствование

Самосовершенствование

Саморазвитие и самосовершенствование. Главная страница.

Добро пожаловать на мой сайт. Здесь вы найдете массу статей по теме «саморазвитие и самосовершенствование«, которые пишу я сам. Целью саморазвития, на мой взгляд, является достижение счастья и гармонии. Я не считаю, что саморазвитие является самоцелью и осуществляется лишь ради себя самого. И мне не кажется, что человек должен быть развит лишь для того, чтобы быть развитым.

Самосовершенствование

Статьи на моем блоге помогут вам разобраться в себе, решить свои проблемы, развить важные личностные качества для того, чтобы жить более полной жизнью, добиваться своего и не сдаваться перед лицом трудностей. Моя задача — не просто сухо изложить какую-то информацию, но и мотивировать вас, вселить в вас уверенность в собственных силах, доказать, что нет ничего невозможного.

На этом сайте вы обнаружите много полезных практических и теоретических материалов. Эти уроки саморазвития затрагивают широкий спектр тем: от развития личностных качеств (например Как развить интеллект? и Как развить силу воли?) до борьбы с вредными привычками (Единственный способ бросить курить раз и навсегда, как бросить пить навсегда)

Чем помогут вам эти статьи?

Мои статьи помогут вам в следующем:

  • Жить счастливо, в гармонии с собой и окружающими
  • Добиваться желаемого, не реагировать на проблемы
  • Иметь всегда хорошее настроение, заряд бодрости, энергии
  • Быть уверенным в себе
  • Обладать отличным душевным, а также физическим здоровьем

Я не жду от вас мгновенных перемен. Моя программа саморазвития не предполагает того, чтобы вы резко изменили образ жизни, бросили вредные привычки, перестали лениться и стали занимать свободное время чем-нибудь полезным, развивающим. Так как понимаю, насколько сложно сделать это сразу. Поэтому, читая этот блог, живите как жили: ленитесь, курите-пейте, чахните перед монитором! НО! при этом плавно и постепенно начинайте реализовывать в своей жизни те рекомендации, принципы, которые описываются в этом блоге.

И тогда вредные привычки, лень, хандра сами отпадут за ненадобностью по мере вашего самосовершенствования, которому я всячески попытаюсь поспособствовать, наполняя этот ресурс ценными практическими советами.

C чего начать?

Я начал публикацию плана саморазвития личности. Это система последовательных «шагов», которые вы будете проходить, двигаясь навстречу счастью и успеху. План разрабатывается для того, чтобы предоставить вам последовательную систему саморазвития, объединяющую в себе совокупность связанных по смыслу и логике материалов, а также увлекательных практических упражнений. Это будет как игра: вы проходите первый уровень («шаг»), выполняете все рекомендации и переходите на следующий. Начинаете с самого простого и заканчиваете тем, что посложнее.

Ничто не запрещает вам читать статьи на моем сайте в удобном для вас порядке, но если вы не знаете, с чего начать, а что делать после того как вы уже начали, как себя проверить, то советую следовать плану. К тому же там помимо теории и практики имеются в наличии выводы о пройденных материалах, краткая выжимка, это поспособствует закреплению знаний или поможет вам в том случае, если вам лень читать статьи и вы хотите понять, о чем же я таком пишу, прежде чем читать их целиком.

Что касается самих методов, то эти уроки саморазвития не подразумевают никаких тренингов! . Я не буду просить вас моделировать какие-то искусственные ситуации, комнатные упражнения для того чтобы развивать свои качества, заниматься тренировкой своих способностей. Я считаю, что жизнь итак предлагает нам массу испытаний ежедневно, с которыми вы должны справляться.

Так что нет нужды заниматься в «классе», когда можно тренироваться в полевых условиях. Вам не потребуется заниматься специальным тренингом , а только лишь вести социально активную жизнь и реагировать на происходящее там, а потом анализировать, делать выводы и планировать дальнейший маршрут вашего развития. В этом будет заключаться ваш тренинг.

Уроки саморазвития: чего вы НЕ увидите на этом сайте

Эти уроки построены исключительно из выводов на основании собственного опыта и опыта общения с людьми, я не собираюсь пересказывать содержание книг и чужих статей, я НЕ являюсь представителем религиозного или философского учения и ничего такого не проповедую. Я не призываю вас вступать в какие-то организации. И я не предлагаю легких путей для достижения благополучия, вроде «уверуй в Бога и будет тебе счастье» или «постигни Истину и будешь ты все знать».

В нашей культуре слово «саморазвитие» обросло таким большим количеством значений и смыслов, итак часто за этим термином различные шарлатаны маскируют свои нехорошие намерения, что у многих людей невольно возникает отторгающая реакция на это слово. Оно может ассоциироваться с чем-то сектантским, так как многие не знают как его конкретно понимать.

Поэтому я скажу сразу, что на этом сайте вы не увидите каких-то «тренингов личностного роста», которые, якобы, помогут вам заработать миллион за месяц. Здесь вы не встретите религиозных или паранаучных учений, претендующих на отражение абсолютных истин.

Под саморазвитием я понимаю процесс, в ходе которого развиваются ваши лучшие качества (ум, сила, позитивный взгляд на вещи, гибкость мышления, осознанность, критические способности, способность любить, сила воли и т.д.) и отмирают ваши недостатки и слабости (злоба, зависть, депрессия, вредные привычки, душевная хандра, слабоволие, бесхарактерность и т.п.) Это поступательный и долгий процесс, который требует времени, терпения и сил. Ничто не приходит сразу, и если вы пребываете в поисках легких решений, то вы пришли не по адресу.

Я не претендую на всезнайство. В свои статьях я говорю лишь о том, что я сам прошел, в чем разобрался и что решил на практике .

Почему я?

За последние несколько лет я очень сильно переменился в результате работы над собой . Я бросил пить и курить, стал более дисциплинированным, начал развивать свои интеллектуальные качества, укрепил свою волю и характер, стал заниматься спортом и йогой — в общем, стал более сильной и гармоничной личностью.

Я проделал путь от глубокого морального разложения, запущенного здоровья, депрессии, зависимости к спокойствию, гармонии, самоконтролю и радости. Я продолжаю идти по этому пути. Именно поэтому я уверен в том, что нет ничего невозможного, каждый человек способен перемениться и достичь счастья. Я сделал много выводов в процессе этой работы над личностью, я понял, что является причиной плохого самочувствия и многих человеческих проблем, не только у меня, но и у окружающих меня людей. Этой информацией я и планирую делиться на этом ресурсе.

Почему этот сайт?

Этот проект — моя скромная попытка хоть как-то заполнить брешь в современной культуре и общественной жизни. Эта брешь, на мой взгляд, образовалась в результате того, что в мире отсутствует какая-то общепринятая система, содержащая в себе набор предписаний, уроков, теоретической, практической и нравственной основы, которая бы наиболее широко удовлетворяла потребности личности в саморазвитии и в достижении гармонии. Этот пьедестал издавна занимают религия и мораль. Не имею ничего против ни того ни другого, но считаю, что эти два важнейших общественных института не справляются наилучшим образом с ролью такой универсальной поведенческой системы.

Потому что религия и мораль слишком догматичны, категоричны, они говорят «что надо делать», но не «почему это надо делать», в них отсутствует гибкость, они отстают от развития человечества и не опираются на лучшие достижения современной науки и общества. Я постоянно вижу, что люди страдают и сами не знают чего делать, куда податься, так как общество и культура не предлагают им каких-то обоснованных и трезвых решений: рынок духовных благ изобилует всевозможными течениями и учениями, но мало из этого того, что может подойти каждому человеку. Из-за этого мы и имеем разверзшуюся пропасть социальных крайностей: мы видим много несчастливых людей, людей, зависимых от своих страстей и желаний, которые при этом считают, что это «нормально» и другому быть не дано.

Все это происходит потому что, несмотря на всю огромную ценность воспитания и обучения, никто не говорит подрастающему индивиду что-то вроде: «чтобы быть счастливым и сбалансировано развитым, тебе нужно делать это и это, потому что…» К сожалению, не существует какой-то системы «духовной, нравственной и умственной гигиены», которая бы с раннего возраста прививала бы людям все необходимые важные личностные навыки, учила бы, как бороться со скукой, как не поддаваться эмоциям, как контролировать свои желания и при этом довольствоваться тем, что имеешь.

Такая система способна была бы на корню пресечь многие причины человеческого страдания и непонимания, при этом она бы базировалась на прикладном человеческом опыте, на науке, а не на древних мифах и представлениях. Обосновывала бы каждый пункт своего кодекса, а не ограничивалась лишь одними императивами «не делай то, не делай это, а то постигнет наказание».

Я, конечно, не настолько самонадеян, чтобы возлагать на себя миссию распространения такой системы на целый мир. Пожалуй, я не способен изменить все человечество, но хочу это сделать, по крайней мере, с малой его частью. Такая система, даже если бы она была, вряд ли подошла бы каждому человеку, по той причине, что кому-то это и не нужно: кто-то ищет самых легких решений и полагается на такие учения, которые сразу дадут ответы на все вопросы и расскажут, в чем смысл жизни. Так что мое представление о том, что с наличием такой универсальной системы сразу станет мир во всем мире, возможно, просто форма мечтательного идеализма и не соответствует действительности.

Поэтому, возможно, что этот сайт не для всех. Как понять, подойдет он вам или нет? Давайте разберемся.

Для кого этот сайт

Этот сайт, в первую очередь, для тех, кто хочет развиваться и меняться в лучшую сторону и готов приложить для этого усилия, а не искать готовые решения. Если вы хотите найти источник своих жизненных и душевных проблем и разобраться с ними, то этот сайт для вас. Эти статьи помогут тем, кто хочет работать над собой, исправлять свои недостатки, избавиться от лени, депрессии, стать более сбалансированной личностью.

Информация к размышлению

Я уважаю, ценю вашу независимость как личности. Не только уважаю, но стремлюсь расширить границы этой независимости и свободы. Поэтому не собираюсь кормить вас ложной надеждой, чтобы вы уходили окрыленные, с горящими глазами, но без всякого полезного результата для вашего развития. Напротив, мне хочется развить в вас осознанность, трезвое понимание своих желаний, целей, обеспечить вас возможностью контроля своих страхов, вместо того чтобы паразитировать на них.

Информация, которую я предоставляю в рамках этого блога саморазвития и самосовершенствования, нацелена на постепенные изменения личности. Она относится скорее к работе с причинами, а не с их последствиями. Мне нужно, чтобы вы управляли своими страхами, а не отворачивались от них, ища спасения в какой-нибудь успокоительной философии.

Я не хочу, чтобы вы избавлялись от одних вредных привычек, а потом заменяли их другими. Мои уроки саморазвития помогут вам устранить саму причину возникновения вредных зависимостей. Я жду, чтобы вы менялись внутри, а не только снаружи, в стремлении к гармонии,порядку. А такие изменения быстро не происходят.

Читайте комментарии к статьям

На данный момент накопилось большое количество комментариев ко многим статьям. Там я давал развернутые ответы на многие вопросы. Так что настоятельно рекомендую обращать на них внимание: в комментариях ко многим статьям бывает сосредоточено не меньше информации, чем в самих постах!

Программа саморазвития: разделы на сайте

Программа этого блога включает в себя следующие разделы, здесь указано вкратце, ответы на какие вопросы вы там получите.

  • Воля: как управлять своими эмоциями, страхами, не следовать на поводу у сиюминутных желаний, решительно идти навстречу своим целям, достигая их, добиваться финансовой независимости, счастья для себя, своих близких, вопреки внешним обстоятельствам? Как развитие смелости, решительности, концентрацию.
  • Разум: как развить интеллект, критический ум, умение здраво рассуждать, давать трезвую оценку происходящему, планировать, анализировать. Как достичь широкого кругозора, развитой эрудиции.
  • Здоровье: Как добиться крепкого физического и психического здоровья, энергичности, хорошего самочувствия, хорошего настроения. Как избавиться от панических атак, депрессий и вредных привычек.
  • Работа: Как пройти собеседование, как найти работу по душе, когда пора менять работу и т.д.
  • Медитация: как правильно медитировать, какой эффект от медитации, какие бывают техники медитации, какую из них выбрать и т.д.
  • Мифы: разрушение мифов
  • С чего начать. Основы: С чего начать саморазвитие

Мои основные идеи изложены в статье 10 принципов саморазвития

Самосовершенствование личности

Самосовершенствование

Не бойтесь совершенства, вам все равно никогда его не достичь. Эта фраза одного из великих людей, сказанная несколько веков назад лишний раз доказывает то, что люди во все времена стремились к идеалу. Развитие личности и самосовершенствование — это два спутника человека, которые сопровождают его на протяжении всей жизни. Как и любое живое существо, личность обязана развиваться. Любая остановка или регресс означают нравственную смерть. Поэтому сегодня так важно прилагать все усилия для того, чтобы ничто не мешало развитию и становлению человека как полноценной личности.

Способы самосовершенствования личности

Самосовершенствование – это осознанная и непрерывная работа над собой. Этот процесс включает в себя улучшение приобретенных навыков, качеств и задатков, которое соответствует жизненным целям человека. В качестве базы для самосовершенствования личности психология рассматривает функцию адаптивности высшей нервной деятельности под условия, в которых живет и развивается человек, а также его способность к самооценке. Мотивы стремления к идеалу могут быть различными. Сюда относятся любовь, профессиональный и материальный стимулы, интересы, а также идеи и убеждения. Самосовершенствование личности невозможно без соблюдения нескольких важных условий:

  • самоанализ, т.е. сравнение себя с другими, самонаблюдение, самооценка, самокритика и т.п.;
  • программа совершенствования собственной личности;
  • сила воли и закалка характера.

Бывает и так, что многие люди не знают как достичь своего идеала, или попросту не хотят этого делать, т.к. состояние стабильности без какого-либо движения в сторону развития их устраивает. Кроме того, существуют и другие проблемы самосовершенствования личности. Их изучает такая наука как акмеология. В ее ведении находятся закономерности развития человека в период зрелости и при достижении наиболее высокого уровня совершенствования именуемым акме. Иными словами акмеологические основы самосовершенствования личности заключаются в активной творческой деятельности, саморазвитии, самовоспитании и огромном желанием их достичь. Главные свойства «акме» человека – это его креативность (в качестве способности к творчеству) и профессионализм. То есть творческая направленность на созидательную деятельность.

Каковы же пути самосовершенствования личности? Они заключаются в постоянной работе над собой и развитии своего внутреннего потенциала. Перечислим некоторые из них:

  1. Самопознание – изучение человеком самого себя, своих сильных и слабых сторон, уникальности и отличия от окружающих. Этот этап заключается также и в анализе и осмыслении событий собственной жизни, их причин и выводов, к которым данные факты биографии помогли прийти.
  2. Самоутверждение – принятие себя и своих качеств, которые позволяют занять определенное положение в обществе. Лучше всего, когда человек заслуженно получает поддержку и одобрение со стороны. Однако бывают и случаи, когда самоутверждение не имеет под собой почвы и за выставлением себя на показ не кроется никакого развития. Самосовершенствование
  3. Саморазвитие – инициатива человека улучшать свои достоинства и способности и искоренять недостатки. Характеризуется в умении человеком реализовывать в жизни свои решения и стремиться к дальнейшему развитию.
  4. Самореализация – одна из стадий, когда человек представляет собой зрелую личность, которая в состоянии пустить в ход приобретенные знания, способности и навыки. Проявляется только в том, случае, когда личность уже добилась определенных высот в своем развитии и может применять полноту своих знаний на практике.
  5. Поиски своего призвания – фактически поиск своего места в мире и смысла жизни. Личность выясняет суть своего существования и свое предназначение в этом мире. Это довольно сложная стадия самоактуализации и самосовершенствования личности так как далеко не все могут ответить себе на вопрос для чего они существуют, и какую пользу обществу приносит их деятельность. Поиски призвания – процесс длиною на всю жизнь. И только в глубокой старости человек может, наконец, осознать кто он в этом мире, и каково дело всей его жизни, которое запомнится потомкам.

Книга как путь к самосовершенствованию личности

Прохождение данных этапов это далеко не все способы самосовершенствования личности. Огромную роль в этом постоянном труде играет литература. Причем лучше всего на пути к достижению идеала читать биографии великих людей, вошедших в историю своими достижениями, или же литературу, которую эти же люди и написали. Для полноценного самосовершенствования вашей личности рекомендуем вам следующие книги:

Наполеон Хилл – «Думай и богатей»

М. Норбеков – «Опыт дурака»

Э. Роббинс – «Исполин»

Роберт Кийосаки – «Богатый папа, бедный папа»

Д. Карнеги – «Как приобретать друзей»

Д. Аллан – «Как человек мыслит»

Л. Цзы – «Искуство войны»

Зиг Зиглар – «До встречи на вершине»

Р. Бренсон — биография

Стив Джобс — биография

Махатма Ганди — биоргафия

Нельсон Манделла — биография

С. Кови – «7 навыков высокоэффективных людей»

Ричард Бах «Чайка Джонатан Ливингстон», «Иллюзии», «Единственная», «Мост через вечность»Самосовершенствование

Дипак Чопра «Семь духовных заветов», «Путь любви»

Джон Кехо «Подсознание может все»

Брайан Трейси «Достижение максимума»

Пауло Коэльо «Алхимик», «Вероника решает умереть», «Заир»

Спенсер Джонсон «Где мой сыр или познай свою мечту»

В. Синельников «Возлюби свою болезнь», «Сила намерения»

Питер Спенн «За семь лет от нищего до мультимиллионера»

Анхель де Куатье «Всю жизнь ты ждала», «Схимник», «Учитель танцев»

Джон Уайдер «Жить, чтобы жить»

Робин Шарма «Монах, который продал свой Феррари»

Помните – совершенство всего лишь одной личности может привести к совершенству всего мира.

самосовершенствование

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Смотреть что такое «самосовершенствование» в других словарях:

самосовершенствование — самосовершенствование … Орфографический словарь-справочник

САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ — САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ, самосовершенствования, мн. нет, ср. (книжн.). Сознательное развитие в себе каких нибудь положительных (преим. нравственных) качеств, способностей, уменья. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

самосовершенствование — сущ., кол во синонимов: 2 • работа над собой (1) • совершенствование (22) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Самосовершенствование — способность человека целенаправленно саморазвиваться, самовоспитываться, самообразовываться, ориентируясь на принятые нравственные нормы и идеал. Самосовершенствование возможно только на основе развития духовных сил человека, нравственного… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

самосовершенствование — СЮ ШЭНЬ Совершенствование тела/личности , самосовершенствование . Принятое гл. обр. в конфуцианстве обозначение активности, нацеленной на приведение личных качеств в соответствие с задачей максимальной самореализации в поддержании социальной и… … Китайская философия. Энциклопедический словарь.

Самосовершенствование — ср. Совершенствование собственных качеств. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

самосовершенствование — самосовершенствование, самосовершенствования, самосовершенствования, самосовершенствований, самосовершенствованию, самосовершенствованиям, самосовершенствование, самосовершенствования, самосовершенствованием, самосовершенствованиями,… … Формы слов

самосовершенствование — самосоверш енствование, я … Русский орфографический словарь

самосовершенствование — (2 с), Пр. о самосоверше/нствовании … Орфографический словарь русского языка

самосовершенствование — самосоверше/нствование, я … Слитно. Раздельно. Через дефис.

Самосовершенствование

Самосовершенствование (работа над собой) — осознанное развитие у себя достойных (нужных по жизни и этичных) навыков и качеств, а на их основе — освоение новых ролей.

Википедия: Самосовершенствование — это процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются ее качества и способности.

Некоторые люди знают, что такое стремление к совершенству, и живут этим.
скачать видео

Совершенствовать себя можно в разных направлениях. Основные виды (направления) — это нравственное, умственное, физическое, эстетическое и профессиональное самосовершенствование. Отдельно можно выделить личностное самосовершенствование, куда обычно включается воспитание себя, развитие нужных личностных навыков, иногда — развитие воли, мышления и других психических функций.

Самосовершенствование – это работа, за которую вам никто платить не будет, по крайней мере – сразу не будет. А тогда — зачем? Зачем напрягать себя, занимаясь самосовершенствованием?

Если вам вдруг не понравится ваша тень — какая-то сутулая, кривая, — то, чтобы ее разогнуть, вы распрямите себя. Естественно. Так же, если вам не вполне нравится ваша жизнь, то единственный способ ее поправить — это поправить себя. Меняем себя — меняем жизнь. Ваша жизнь — отражение вашей личности, и начать надо с себя.

Однако недовольство собой – не единственная причина тяги к самосовершенствованию. Кроме проблем, в жизни есть возможности, и есть люди, которые считают правильным использовать все лучшие возможности, которые дарит нам жизнь. Если вы живете хорошо, а хотите отлично, значит, вы хороший, а надо стать — отличным! Вперед, к самосовершенствованию!

Работать над собой, развивать себя вполне можно самостоятельно, полагаясь на собственные силы. Так в свое время работали Михайло Ломоносов, Александр Суворов, Наполеон Бонапарт, Бенджамин Франклин, Авраам Линкольн и многие-многие другие известные люди, оставившие большой след в истории своей страны. Они это делали без всякой посторонней помощи – и у них получилось! Значит, это может получиться и у вас. Другое дело, что сегодня работать над собой быстрее и эффективнее с помощью более опытных людей: учителей, педагогов, психологов и коучей. Чтобы не запутаться в путях и стратегиях, практиках и приемах, читай Как работать над собой.

Еще раз: над собой вполне можно работать самому и самостоятельно. Только людям нравится — вместе, и с ведущим, и особенно хорошо, если это можно делать из любого города и из любой страны мира — онлайн, через интернет. Сегодня это уже — возможно. Приглашаем вас на Дистанцию онлайн! Дистанция — это самая популярная в России система развития себя, разработанная Н.И. Козловым. Это развитие навыков общения, лидерства, самоорганизации, налаживание отношений в семье, возможность поправить здоровье, приучить себя ложиться вовремя, отучить себя от жалоб, оправданий и самоедства, научить себя слышать, понимать и профессионально чувствовать людей. Все это может стать вашим. Сегодня работать по Дистанции можно в том числе онлайн, по интернету, причем в разных форматах: и более простых (дешевых). и более дорогих, но гарантирующих самый качественный результат. Посмотрите, что такое «Театр-студия Синтон», что такое «Форум-Дистация» и «Life-Quest”. А самое главное — вперед, начинайте работать!

Самосовершенствование

Работать над собой – значит осознавать собственное развитие в сфере тех Самосовершенствованиенеобходимых навыков и качеств, которые лежат в основе освоения новых социальных ролей.

Процесс самосовершенствования может проходить в разных направлениях:

  • нравственном;
  • умственном;
  • физическом;
  • эстетическом;
  • профессиональном.

Отдельным видом стоит личностное самосовершенствование, включающее самовоспитание, развитие личностных навыков, волевых и мыслительных функций.

Разработано достаточно большое количество приемов и методов самосовершенствования. Наряду с чтением художественной и специальной литературы, посещением лекций, тренингов и конференций, увлекательным и полезным занятием станут настольные игры, или «games workshop», разработанные англичанами и ставшие популярными во всем мире.

Работа над собой может проводиться самостоятельно, при этом стоит рассчитывать на свои силы и возможности. Но, учитывая современный динамичный мир, быстрое и эффективное развитие можно реализовать при помощи профессионалов в этой области: коучей, психологов и преподавателей.

Как формируется желание к самосовершенствованию

Основа стремления к личностному росту — это актуальная потребность, формирующая основной мотив самосовершенствования. Проще говоря, самосовершенствование необходимо для полной реализации себя в жизни, понимания и обретения смысла существования.

Основными целями самосовершенствования являются цели самоутверждения: быть не хуже других, но быть лучше остальных. Не менее значимы и цели, при достижении которых человек становится лучше, нежели был прежде, достигает более значимых результатов.

Результатами самосовершенствования становится, прежде всего, удовлетворение собой, своими успехами и достижениями, тем, что человек смог справиться с собственными притязаниями, получать удовольствие от личной жизни, профессиональной деятельности и отношений с окружающими людьми.

Самосовершенствование — это неотъемлемая часть жизни каждого человека, предпочитающего двигаться вперед, а не стоять на месте, стремиться к лучшему, а не зацикливаться на однообразии и каждодневной рутине, познавать новое и ставить все большие задачи.

Работать над собой сложно, процесс этот трудоемкий и противоречивый, но главное — начать и приложить максимум усилий, тогда будет и результат. Развитие — основа жизни человека, желающего достигать самые невероятные личные и профессиональные высоты!

Самосовершенствование

СамосовершенствованиеСамосовершенствование – это сознательная работа по личностному росту и развитию. Процесс самосовершенствования заключается в формировании определенных качеств, навыков и свойств личности в индивидуальных интересах и целях. Т.е. под данным процессом понимается развитие некоторых способностей, которые способствуют субъективной успешности и освоению новых социальных ролей.

Главным в процессах самосовершенствования является ориентирование не на внутренних ощущениях, а на современных тенденциях, требованиях жизни и социума. Самосовершенствование человека может проходить в различных направлениях, например, развитие в нравственном, духовном или профессиональном направлении.

Самосовершенствование личности

Самосовершенствование человека лежит в своеобразном самовоспитании или является целенаправленным действием личности по отношению к себе для дальнейшего развития. Зачастую, люди стремятся развивать в себе позитивные качества соответственно собственным представлениям об идеале.

Можно выделить 6 основных этапов самосовершенствования. На первом этапе определяется цель самосовершенствования. Затем создается идеальный образ или идеальный результат действий по совершенствованию себя. Следующий этап заключается в определении временных границ реализации и выделении вторичных целей. А последующие этапы базируются на самопознании и самосознании, самоконтроле и саморегуляции, саморазвитии.

С чего начать самосовершенствование? Существует несколько общих рекомендаций, на которых базируется успешное развитие и самосовершенствование.

Для того чтобы иметь возможность записать или сохранить идеи, приходящие в голову, следует всегда иметь при себе блокнот, планшет, диктофон или другое приспособление, направленное на сохранение информации. Следует выбрать для себя наиболее подходящую и актуальную тему и настроить мозг генерировать идеи относительно выбранной темы. Обязательно записывайте всё, что бы ни пришло вам на ум по данному поводу. Ваши мысли могут дать вам четкое представление того, что нужно сделать для улучшения качества своей жизни. Вследствие чего ваши намерения станут более серьёзными и действенными. Когда вы ощутите, что тема, с которой вы работаете, уже исчерпала себя, следует переходить к другой.

Следующим непреложным правилом на пути к самосовершенствованию и жизненному успеху является принцип «здесь и сейчас». Он заключается в совершении необходимых действий для искоренения привычки жить красивыми иллюзиями и мечтами.

Еще одна немаловажная рекомендация заключается в искусстве достигать большего небольшими шажками. Для достижения желаемого результата следует выполнять определённую часть от общей нагрузки каждый день. Данный прием легче рассматривать на примере занятий спортом. Вы хотите иметь красивую фигуру, поэтому для получения желаемого результата вам нужно каждый день совершать определённые упражнения. Только при таком условии появится ощутимый результат.

Самосовершенствование довольно трудно представить без освоения навыков планирования. Поэтому нужно разбить свой день на несколько блоков, например, утро, обед, вечер и т.д. При помощи данного приёма можно без труда отследить, сколько времени требуется на выполнение той или иной поставленной задачи.

Постарайтесь общаться с людьми, вдохновляющими вас на свершения и подвиги. А вот от общения с индивидами, в сравнении с которыми вы и так много чего достигли, лучше отграничиться.

Для отличного самочувствия и превосходного внешнего вида необходимо довольно хорошо разбираться в следующих направлениях: здоровая пища, физические нагрузки, грамотная психическая саморегуляция.

Саморазвитие и самосовершенствование

Развитие и самосовершенствование – это путь к успеху, достижению мечты, и к жизни, насыщенной интересными событиями. Это серьезная и кропотливая работа над собственной личностью, в процессе которой индивид ставит перед собой определенные цели, при этом приобретая новые знания и умения для воплощения мечты. Если вы считаете себя неуверенной личностью, регулярно сталкиваетесь с непреодолимыми преградами на жизненном пути, не получаете удовольствие и счастье от жизни, тогда вам следует заняться саморазвитием и самосовершенствованием.

Мотивацией к самосовершенствованию является гармония в душе, которая приводит к тому, что человек меньше болеет и становится более успешным.

С чего начать самосовершенствование? Самосовершенствование личности протекает на протяжении всей жизни. Оно характеризуется осознанностью и постоянностью, что формирует новые личностные свойства и качества. Немаловажно не забывать про нравственное и духовное самосовершенствование. Многие люди сегодня думают, что нет необходимости на это расходовать время. Издавна предки считали, что духовное и нравственное самосовершенствование – это внутреннее согласие и союз духа, личности и ума. Люди, идущие по пути развития не склонны к агрессии, они спокойные и уравновешенные.

Физическое самосовершенствование также является очень важным. Ведь недаром считается, что в здоровом теле будет здоровым дух. Так сложилось в процессе эволюции, что люди склонны вначале оценивать внешний вид, а только потом ум. Тело – это так называемое вместилище, храм для души. Именно поэтому важно ухаживать и следить за ним, не допуская его разрушения.

Личные взаимоотношения считаются самой плодородной почвой, с которой начинаются любые продвижения, успешность, все достижения в жизни. Поэтому взаимодействие с людьми следует всегда ставить на первое место.

Если вы всерьез решили заняться саморазвитием, то начните с чтения книги по самосовершенствованию. Окружающая обстановка также очень сильно воздействует на ход мыслей и сознание. Именно поэтому, если дом загрязнён и захламлён, то мысли будут такими же. Генеральные уборки раз в году не приведут к порядку. Введите для себя правило производить уборку регулярно. Вследствие чего и в мыслях будет всегда полный порядок и ясность. Так что самосовершенствование следует начинать с наведения вокруг себя порядка. Однако самым главным является, все-таки, порядок в собственной голове. Это означает определиться с целями, мечтами и сформулировать конечный итог, к которому следует двигаться каждый день. Попробуйте себе поставить 4-6 амбициозных целей, а затем определите шаги, которые необходимы для их достижения.

Пути самосовершенствования личности заключаются, прежде всего, в работе над своей личностью. Старайтесь больше читать, общаться с разными людьми, заниматься самопознанием, учиться любить и дорожить другими. Наряду с самосовершенствованием и саморазвитием стоит самовоспитание – вырабатывание личностью качеств, которые желает она сама. Это осознанные целеустремленные действия, на получение результата. Ведь каждый индивид мечтает выглядеть идеальным в своих собственных глазах и в глазах окружающих. В этом заключается проблема самосовершенствования. Ведь всему окружающему социуму не угодишь, так как каждый человек имеет свой идеал.

Пути самосовершенствования личности

Начинать самосовершенствование следует со сна. Спать нужно меньше. Ведь для полноценного отдыха человеку нужно всего около 8 часов ежедневного сна. Поэтому приучите себя вставать на 1 час раньше привычного времени. Так у вас появится больше свободного времени для реализации задумок и планов.

Старайтесь в первую очередь выполнять более важные дела. Каждый день вечером проводите анализ рациональности расходуемого времени и энергии. Сделайте своим лозунгом фразу – если ты управляешь временем, следовательно, ты управляешь жизнью. По телефону нужно общаться с энтузиазмом и уверенно. Обязательно проявляйте уважение к собеседнику.

Следует всегда помнить о цели, а не о конечном итоге. Делайте работу не ради признания, а ради удовольствия.

Больше смейтесь, особенно по утрам. Поднимайте улыбкой свое настроение, заряжайте бодростью организм.

Подводя итоги вышесказанному, следует сделать вывод, что основными составляющими процессов самосовершенствования и саморазвития являются: мечта, систематичность и дисциплина, цель и достижение, разум, сила счастья, вдохновение, отзывчивость, физическое состояние организма и душа. Именно развитие личности и ее самосовершенствование являются основными задачами для реализации себя в жизни и мире.

Способы самосовершенствования

Постоянное самосовершенствование – это стопроцентный результат жизненного процветания и успеха.

Способов самосовершенствования существую множество. Одним из самых популярных и нужных считается изучение иностранных языков. Это не только полезно, но и довольно интересно. Знание языков открывает широкие перспективы для путешествий в далекие страны, чтения книг в оригинале, карьерного роста и др. Язык можно изучать самостоятельно или при помощи различных обучающих тренингов, курсов, или с помощью преподавателя. Для закрепления иностранного языка следует много читать. Это не только повысит уровень владения иностранной речью, но и пополнит кругозор, разовьет фантазию, поспособствует более грамотному изложению мыслей. Читать нужно не только иностранную литературу, но и отечественные книги по самосовершенствованию.

Если есть возможность, то не пренебрегайте поездками в разные страны и города. Данный вид самосовершенствования является, наверное, одним из самых приятных. Путешествия помогут вам не только отдохнуть от обыденности и работы, но и узнать много нового о культуре, религии, народностях стран. А это способствует всестороннему развитию. Поэтому старайтесь радовать себя поездкой хотя бы раз в году.

Занимайтесь своим воспитанием. Создавайте для себя список важных дел и составляйте график их выполнения. Старайтесь вставать ежедневно в одно и то же время. На выходных не следует позволять себе спать более восьми часов. Ведь для извлечения максимума, очень важна организованность и собранность.

Если вы склонны к лени, то нужно постепенно избавляться от этого вредного недуга. Запретите себе часами лежать на диване, бесконечно играть в компьютерные игры или смотреть развлекательные передачи по телевизору. Все хорошо в меру. Лучше потратьте время на просмотр теленовостей или на их чтение в интернете. Составьте свой личный график таким образом, чтобы у вас оставалось свободное время только вечером и всего пару часов перед сном. Спорт – это дорога к самосовершенствованию. Физические упражнения делают индивида счастливее. Однако они не обязательно должны быть активного характера, например, бег. Вполне достаточно будет заниматься регулярно йогой или пилатесом.

Направляйте свои силы на совершенствование своего характера. Важнейшим компонентом саморазвития являются мечты. Поэтому не забывайте мечтать. Ведь они способствуют более яркому представлению своей цели.

Если вы решили заняться самосовершенствованием, но не знаете с чего начать, то пойдите на какие-нибудь курсы, например, по кулинарии или психологии. Помните, что новый день нам дается не просто так. Природой заложена в человека необходимость личностного роста и самосовершенствования. Узнавая каждый день что-нибудь новое, или овладевая новыми умениями, вы будете всегда ощущать себя счастливым, а унынию и скуки места в жизни не останется.

Программа самосовершенствования

Программа самосовершенствования базируется на нескольких основных принципах. Первым принципом является образование. Оттачивайте свои навыки в том, что у вас получается хорошо. Однако также не забывайте о том, что у вас получается плохо. Такие навыки очень важно улучшать. Постарайтесь найти что-нибудь интересное в той области, где вы не очень сильны, тогда у вас появится больше мотиваций к получению знаний в данной области.

Следующим принципом является никогда не прекращать учиться. Можно быть уверенным, что в совершенстве владеете каким-нибудь, однако это далеко не так. Ведь мир не стоит на одном месте, он беспрерывно развивается также как и человечество. Всегда может найтись человек, который будет делать это лучше, чем вы. Поэтому любознательность и энтузиазм должны быть неизменными вашими спутниками на протяжении всего жизненного пути. Отдавайте предпочтение чтению книг, которые будут вас вдохновлять, мотивировать на «подвиги» и свершения. Сделайте все возможное, чтобы за вас говорили ваши поступки, а не слова. Так часто происходит, что у большинства людей слова расходятся с делом. Ведь сказать намного проще, чем сделать. Поэтому осознанно контролируйте себя и останавливайте, когда замечаете, что неосознанные поступки противоречат вашим собственным словам.

Проявляйте заботу о себе, которая заключается в физической активности, правильном рационе, крепком и полноценном сне, а также в сбалансированности умственного, физического и духовного развития. Все перечисленное будет способствовать налаживанию абсолютно всех аспектов жизни. Однако не стоит забывать и об отдыхе. Ведь даже супергероям иногда нужен отдых.

Поставьте себе цель, которая будет сильно вдохновлять вас и казаться чуточку невыполнимой. Старайтесь каждый день приближаться к ее реализации. Внесите в свою жизнь каплю разнообразия – определите цель, которая будет выходить за границы ваших привычных интересов.

Необходимо контролировать свои эмоции для изучения своего сознания. Каждый раз, когда ощущаете какую-либо эмоцию, нужно отдавать себе отчет, что она является следствием ваших мыслей. Поэтому необходимо выяснить, что стало причиной возникших эмоций. Такой самоанализ способствует осознанию качеств личности и свойств характера, о которых ранее вы могли и не подозревать. Когда вы информированы о собственных непроизвольных эмоциональных проявлениях, вы можете трансформировать свое восприятие обстоятельств и улучшить реакции на них, всего лишь поменяв мысли о них.

Старайтесь избегать негативно настроенного окружения. Помните, что вы можете неосознанно перенимать качества индивидов, с которыми часто проводите много времени. Поэтому отдавайте предпочтение общению с людьми, которые будут вдохновлять вас, вызывать улыбку и бросать вызовы.

Ключом к самосознанию является осмысление личностного бытия и ясности мышления посредством ведения записей в дневнике. Он нужен для записей различных идей, интересных мыслей, а не только ради сухой констатации событий, которые происходят ежедневно с вами.

Помните, что самосовершенствование должно происходить в различных направлениях. Так, например, физическое самосовершенствование неразрывно связано с личностным ростом и самосовершенствованием. Физическое самосовершенствование — это работа над собственным телом, его силой, красотой, закаленностью, стойкостью и здоровьем.

Самые успешные бизнесмены – это не только выпускники престижных экономических или юридических факультетов, но и спортсмены, выпускники кафедр физического воспитания. Грамотная работа над собственным телом является трудом над совершенствованием своей личности.

К сожалению, многие люди в ежедневной погоне за материальным благополучием забывают о том, что духовное самосовершенствование играет очень важную роль для личностного роста и развития. Духовное самосовершенствование направлено на осознание правильного выбора направления жизненных принципов и целей.

Нравственное самосовершенствование заключается в адаптации к жизни, в гибкости при сохранении собственного внутреннего стержня. Первые понятия о нравственности закладываются еще в раннем детстве родителями, а затем педагогами. Однако этих знаний во взрослой жизни является недостаточно. Ведь жизнь часто подкидывает множество неожиданных сюрпризов. С целью нравственного самосовершенствования следует пытаться оценивать себя беспристрастно в разных жизненных ситуациях, читать серьезную литературу, заниматься самопознанием, посещать тренинги.

Профессиональное самосовершенствование

Темпы современного прогрессивного развития несут за собой напряженность, трансформации и модернизации абсолютно во всех областях жизнедеятельности человека. Вследствие таких перемен особую актуальность и остроту приобретает проблема самосовершенствования во всех областях. Это связано с тем, что знания, которые были получены ранее, довольно быстро изживают себя. Ведь время всегда диктует свое. Еще в прошлом столетии профессиональные умения абсолютного большинства специалистов не менялись, так как темп жизни был более размеренным, поэтому и темпы трансформаций также отвечали ему. Индивиды практически не стремились к профессиональному росту и самосовершенствованию, так как жизнь этого не требовала.

Сегодня с использованием новейших научных достижений и технологий время требует подготовки высококвалифицированных и профессиональных специалистов, свободно владеющих знаниями, навыками, умениями, необходимыми для работы в выбранной сфере. Они должны быть конкурентоспособными специалистами, а не просто компетентными работниками. Настоящее время требует от каждого работающего индивида мобильности, творческой тяги и способности к использованию на практике ежедневно растущего потока информации. Этого невозможно добиться без самостоятельного настойчивого систематического профессионального самосовершенствования. Нынешние специалисты стремятся взять от жизни максимум за минимальные сроки. Поэтому такие сроки следует использовать более грамотно и с умом.

Скорость продвижения по карьерной лестнице напрямую зависит сегодня от того, насколько специалист способен обучаться и совершенствовать собственное профессиональное мастерство, а не столько от его усилий.

Поэтому в последние годы получили широкую востребованность различные корпоративные тренинги, которые направлены и на личностный рост, и на профессиональное совершенствование. Сегодня довольно часто люди старшего поколения, которым еще работать и работать, становятся практически непригодными для профессиональной реализации в социуме вследствие затрудненности адаптации к постоянно меняющимся условиям, освоения новых умения и взаимодействия с современным миром.

Тренинги профессионального самосовершенствования направлены на то, чтобы помочь желающим справиться именно с этой задачей. Заинтересованные в процветании компании работодатели включают в планы обязательное обучение сотрудников при помощи тренингов, повышение их квалификации. Они понимают, что это является важнейшим условием грамотного планирования людских ресурсов.
Профессиональное самосовершенствование – это одно из направлений становления и развития личности в процессе ее жизненного пути.

Самосовершенствование педагога

Постоянное самосовершенствование педагога является сознательным целенаправленным процессом повышения уровня профессиональной компетентности и формирования важных качеств соответственно внешним социальным требованиям, условиям профессиональной деятельности и персональной программой развития.

Процессы самосовершенствования педагогов осуществляются во взаимосвязанных формах. К таким формам относят самовоспитание и самообразование, которые должны взаимно дополнять друг друга и оказывать влияние на характер работы личности над самой собой. Однако вместе с тем они считаются двумя относительно самостоятельными процессами.

Самовоспитание – это сознательный труд педагога по систематическому формированию у себя позитивных и ликвидации негативных качеств личности и свойств характера. Он происходит в трёх направлениях. Первое направление – это приспособление к требованиям педагогической профессиональной деятельности своих индивидуально-личностных особенностей. Вторым направлением является систематическое повышение компетентности в профессии. Третьим – непрерывное формирование социальных, нравственных и других качеств личности.

Профессиональное самообразование заключается в целенаправленной познавательной деятельности педагога по овладению специальными и методологическими знаниями, общечеловеческим опытом, профессиональными навыками, необходимыми для улучшения педагогического процесса.

Приобретение знаний посредством самостоятельных занятий и является самообразованием, т.е. самостоятельным обучением. Самообразование – это один из главных аспектов на пути к самоопределению и самосовершенствованию личности, так как только посредством вхождения в культуру она создает такой идеальный образ своего «Я», который является своеобразным ориентиром в ее движении к лучшему себе.

К основным направлениям самосовершенствования педагогов относят:

— систематическое пополнение профессиональных знаний;

— совершенствование профессионального мастерства;

— умение эффективно планировать рабочий день.

Стремление к самосовершенствованию

Цель самосовершенствования заключается, прежде всего, в познании себя и развитии определенных личностных качеств и свойств, реализации своего предназначения, стремлении возвыситься над самим собой.

В качестве одного из вероятных мотивов самосовершенствования можно выделить стремление индивида к личностному изменению, улучшению себя, которое носит название стремление к самосовершенствованию.

Социально определенная мотивационная готовность к свершениям, осознанная личностью, является стремлением. Т.е. стремление заключается не только в желании и потребности, побуждении к деятельности. Стремление можно отобразить в качестве некоторой формы проявления активности, объединяющей в себе два последовательных действия «хочу» и « могу», которые поддерживая друг друга, при этом плавно преобразуются друг в друга.

Личностное стремление подразумевает под собой направленность индивида на генерирование таких свершений, процесс реализации которых ощущается как наслаждение. Т.е. в этом случае, сама вероятность действия трансформируется в побудительную реакцию («могу» преобразуется в «хочу»). Удовлетворение желания действовать, несомненно, рождает рост потенциальных возможностей для свершения действий.

Стремление к самореализации является ведущей движущей силой сформированной личности, которая побуждает и придает направленности ее деятельности.

Ценностный и смысловой компоненты психологической культуры индивида обязательно содержит в себе такую составляющую, как стремление к самосовершенствованию.

Итак, ценностно-смысловой компонент личности может в качестве составных частей содержать в себе следующие виды стремлений: стремление к самосовершенствованию, понять себя, регулировать собственные поведенческие реакции и отношения соответственно гуманистическим общечеловеческим ценностям, к построению жизненной будущности и жизнетворчеству.

Отсюда следует, что стремление к самосовершенствованию – составная часть психологической культуры личности, которая представляет собой осознанную мотивацию и определяет поиск, выбор и направленность совершенствования субъектом собственных способностей и потенциала для наиболее эффективного существования в конкретных условиях среды. Стремление к самосовершенствованию в качестве осознанного мотива, которое характеризуется готовностью стать еще лучше, успешнее, не является неизменным состоянием, предоставленным индивиду от рождения. Стремление проходит определенную дорогу становления, видоизменения. Любой возрастной период характеризуется индивидуальными предпосылками развития и формами стремления.

Стремление к совершенству является основой любого развития и технологического прогресса, как в духовной сфере, так и в материальной области.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Самосовершенствование

Человек представляет собой часть природы, и его жизнедеятельность подчиняется ее общим законам. Поэтому все применяемые педагогические средства должны быть природосообразными, следовать естественному процессу развития ребенка. Ростом и развитием человека как живого организма управляет программа, передающаяся особыми молекулярными структурами (генами). На процесс такого программного «самобиологического», биогенного развития накладывается влияние среды, в которой человек живет и действует, и происходит процесс социализации (усвоение и отражение общественного опыта и норм индивидуумом).

Русским физиологом А.А.Ухтомским была впервые выдвинута гипотеза об опосредующей роли внутреннего психологического мира в отражательной деятельности организма. Согласно этой гипотезе, деятельность мозга опирается не на детерминистский и даже не на вероятностный принцип, а на принцип свободы выбора и свободы воли в принятии требующегося решения.

Приобретая в процессе деятельности определенный опыт и качества (на основе внутренних потребностей), личность начинает на этой базе свободно и самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять своей деятельностью, одновременно совершенствуя и развивая свои способности к ее осуществлению, изменяя и воспитывая (формируя) себя.

Этот факт является важнейшим для педагогики и заключается в том, что человек развивается не только по заложенной в нем наследственной программе и под воздействием окружающей среды, но и в зависимости от складывающихся в его психике опыта, качеств, способностей.

Такое развитие, которое определяется содержанием и уровнем психического развития личности на данный момент, может быть названо психогенным, «самопсихическим» развитием, или саморазвитием.

Самовоспитание есть неотъемлемая и важнейшая часть процесса саморазвития.

Взаимодействие воспитателя с ребенком, его педагогическая организация, внешняя часть педагогического процесса представляют собой собственно воспитательное воздействие.

Вторая, внутренняя часть процесса — это уже психическая деятельность ребенка как субъекта саморазвития, самовоспитания; она осуществляется на внутриличностном уровне и представляет собой восприятие, определенную переработку и присвоение личностью внешних воздействий и превращение их в свои качества; интерпретацию этих воздействий, их оценку, решение об их сохранении, превращении в свои качества и применении их осуществляет сама личность. «Всякое воспитание есть в конечном счете самовоспитание» (Л.С.Выготский).

Педагогическая задача состоит в том, чтобы помочь личности осуществить самовоспитание: осознать происходящие в его психике процессы, научить ребенка осознанно управлять ими, вызывать их мотивацию, ставить цели своего совершенствования.

Самовоспитание, самосовершенствование — это процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются ее качества и способности.


Потребности самосовершенствования

Общепризнанно, что основой, определяющей интенсивность и направление развития личности, являются ее потребности. В их составе особо выделяются высшие человеческие потребности — социальные и духовные, которые представляют собой источники самодвижения человека, потребности улучшения воспитания и совершенствования личностью самой себя.

Познавательные потребности имеют своими истоками животный ориентировочный инстинкт. По И.П.Павлову, всякая деятельность начинается с ориентировки. У человека природные ориентировочно-познавательные потенции вырастают в сложный социокультурный комплекс ценностей, способов действий, потребности обучения, духовных исканий, самообразования. В возрастном развитии личности (онтогенезе) они проходят стадии любопытства, любознательности, направленного интереса, склонности, осознанного познания и самопознания, творческого поиска.

Потребности в самоутверждении происходят от первичных потребностей обеспечения конкурентного существования среди других представителей животного мира. В человеческом обществе, особенно в детском, потребности в самоутверждении выражаются в стремлении иметь в чем-то преимущество перед окружающими (быть сильнее, результативнее, умнее, удачливее и т.п.). У духовно развитой личности оценка своей значимости, самоутверждение происходят на уровне самооценки и самоопределения: стремление быть лучше, уважать самого себя, быть довольным самим собой, быть уверенным в себе, в своих силах и способностях. Наконец, на высшем уровне потребности в самоутверждении переходят в стремление к самовоспитанию, самосовершенствованию.

Потребности в самовыражении являются трансформацией прежде всего половой потребности. В духовной сфере они порождают эстетические потребности: стремление к красоте, гармонии, симметрии, порядку. Каждый человек стремится реализовать их в своей деятельности, в своем окружении. Критерием красоты и гармонии является оценка окружающих, поэтому главной стороной потребностей в самовыражении выступает стремление нравиться другим, получать их высокую оценку.

Потребности в безопасности выражаются у человека в стремлении быть защищенным, не чувствовать страха, избегать тревоги, неудач, обид, потрясений. Эти потребности удовлетворяются через ощущение эмоциональной близости, любви, симпатии, эмпатии, веры со стороны окружающих значимых людей и групп (родителей, друзей, педагогов и др.).

Большое место в составе потребностей в безопасности занимает потребность в обществе себе подобных, в принадлежности к группе, в общении.

Стремление к самозащите выражается также в саморегуляции своего состояния и поведения.

Потребности в самоопределении развиваются на базе уже проявляющихся потребностей в познании, в самоутверждении, самовыражении, защищенности. Это уже чисто социальная, духовная потребность, основанная на осознании личностью самой себя, своих возможностей, способностей; она включает: выбор мест, ролей, позиций во всех сферах жизнедеятельности; прогнозирование своего будущего; изменение, формирование себя в направлении достижения своих притязаний.

Потребности в самореализации. Осознание своих способностей к какой-либо деятельности вызывает потребности реализовать свой личностный потенциал (запас жизненной энергии), почувствовать себя творцом, хозяином своей жизни, ее обстоятельств. В процессе такой реализации себя происходит выявление новых способностей, испытание себя на пределе возможностей.

Частным проявлением указанных потребностей выступает потребность активной деятельности, самоактуализации как полного переживания жизни, постоянного выбора и все большей реализации своих возможностей,

Американский психолог А.Маслоу трактует потребность в самоактуализации как желание человека самоосуществиться, стать тем, кем он может быть, заниматься тем, для чего он предназначен. В случае неудовлетворения этой потребности его сопровождают неудовлетворенность и беспокойство.

Механизм самоактуализации потребностей – познание; испытание и реализация в жизнедеятельности своих личностных возможностей играет роль главного мотивационного фактора непрерывного самосовершенствования, творческой, созидательной деятельности человека. Для осуществления самоактуализации необходимо предоставление личности соответствующих условий: свободы волепроявления, пространства для творческой деятельности, социального комфорта.

Таким образом, все высшие духовные потребности человека: в познании, в самоутверждении, в самовыражении, в безопасности, в самоопределении, в самоактуализации — являются стремлениями к саморазвитию, направленными на созидание, улучшение личностью самой себя (самосовершенствование).

Использование потребностей саморазвития для мотивации учебно-воспитательного процесса – важнейшая задача технологии самовоспитания школьника.

Ведущей мотивацией в среднем и старшем звене школьного образования должна стать не познавательная и не внешняя социальная, а внутренняя, нравственно-волевая, основанная на всем спектре потребностей саморазвития.

Доминантность в психическом развитии

А.А. Ухтомский выдвинул и обосновал фундаментальный общебиологический принцип доминанты, лежащий в основе направленной активности живых систем любых уровней организации. Применение этого принципа к психическим процессам объясняет и доказывает многие закономерности формирования и развития человеческой личности.

Доминанта — временно господствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе, придающий психическим процессам и поведению человека определенную направленность и активность в данной сфере.

Доминантный очаг может представлять собой функциональное образование в структуре личности, обеспечивающее стойкую направленность внимания, выполнение целенаправленной и системной деятельности, соответствующей этому образованию. Доминанта способна стягивать внешние раздражители, подкрепляя активность психики в данной сфере и тормозя работу других сфер.

Доминанта представляет как бы мотивацию, ориентацию, установку, господствующую потребность личности в реализации той или иной направленности, являясь мощным активатором деятельности. По словам А.А. Ухтомского, доминанта — это «центр, вокруг которого группируются вся деятельность, поведение, творчество человека».

Доминанты могут быть чрезвычайно различны и по конкретным условиям возникновения, и по окончательным векторам. Достижения, которые они приносят, тоже могут быть чрезвычайно различны по своей ценности и по богатству результатов. Это может быть творческое вдохновение, но может быть и навязчивая идея, предрассудок поведения.

Вся жизнедеятельность человека представляет собой совокупность, цепь сменяющих друг друга доминант; они могут быть более или менее сильными, осознаваемыми и неосознаваемыми, ситуативными и долговременными (сравним: ближние, средние и дальние перспективы по Макаренко). Таким образом, доминанты являются одним из важнейших механизмов самовоспитания. По А.А.Ухтомскому, самой важной для человека является доминанта постоянного нравственного совершенствования, творчества, искания истины. Он не только утверждал возможность и необходимость создания и управления доминантами поведения и психического развития, но и дал конкретные рекомендации по воспитанию и коррекции доминантного поведения.

Для того, чтобы процессы самосовершенствования стали доминантными в психическом развитии,
необходима организация трех групп условий:

1. Осознание личностью целей, задач и возможностей своего развития и саморазвития.

Участие личности в самостоятельной и творческой деятельности, определенный опыт успеха и тренинг достижений.
Адекватные стиль и методы внешних воздействий: условий обучения и воспитания и уклада жизнедеятельности.
Создание у учащихся доминантной установки-мотивации на самовоспитание, формирование в школе культа самосовершенствования поможет решить многие сегодняшние проблемы образования, в частности, такие важные, как мотивация учения без внешнего принуждения, самовоспитание.

Технология самовоспитания личности: целеполагание и задачи

В самом общем виде современная школа ориентируется на следующие воспитательные модели:

а) модель образованного, интеллектуально развитого выпускника, подготовленного к освоению профессионального этапа обучения;

б) модель физически здорового человека;

в) модель нравственно воспитанного человека и гражданина;

г) модель успешной (продуктивной, творческой) личности;

д) модель адаптирующейся личности, способной приспособиться к наличным социальным условиям и обладающей предприимчивостью, конкурентоспособностью.

Концепция самовоспитания выдвигает еще одну, новую для российской школы модель воспитательного идеала: самовоспитывающуюся, самосовершенствующуюся, саморазвивающуюся личность.

Зрелый уровень самосовершенствования характеризуют:

· одухотворенность, идейная направленность, связь мотивов (целей) работы над собой с духовным ядром личности;

устойчивость целей и задач самосовершенствования, превращение их в доминанту жизнедеятельности;
владение, оснащенность совокупностью умений самосовершенствования;
осознанное поведение, направленное на улучшение себя, своей личности;
высокий уровень самостоятельности личности, готовность к включению в любую деятельность;
творческий характер деятельности человека;
результативность, эффективность самоформирования личности.
К такому уровню самовоспитания ребенок должен подойти в результате применения определенной педагогической технологии, нацеленной, сориентированной на самовоспитание.

Под педагогической технологией понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, применяемых для достижения педагогических целей.

Главной целью технологии самовоспитания личности учащегося является создание условий для перехода воспитания в самовоспитание, введение личности ребенка в режим саморазвития, поддержание и стимуляция этого режима на каждом возрастном этапе, формирование веры в себя и снабжение инструментарием самовоспитания.

На сегодняшнем этапе в реальной обстановке классно-урочной системы главная цель технологии самовоспитания личности дробится на некоторое число подцелей и задач.

Дерево целей и задач технологии самовоспитания включает:

в области воспитания:

-превращение процесса школьного воспитания в самовоспитание;
-осуществление личностного подхода в учебно-воспитательном процессе;
-развитие нравственной, волевой и эстетической сфер личности;
-формирование веры ребенка в себя;
-формирование умений самовоспитания и самосовершенствования;
-обеспечение ребенку условий для максимального самовыражения, самоутверждения, самореализации;
-создание воспитательной среды, стимулирующей у учащихся потребности в самосовершенствовании.

в области обучения:

-формирование устойчивой мотивации к учению как к жизненно важному процессу;
-формирование общеучебных знаний, умений, навыков;
-формирование творческих качеств личности, развитие креативного мышления, поддержку и развитие творчества учащихся в разнообразных его проявлениях.

в области психического развития:

-поиск и развитие индивидуальных способностей ребенка;
-формирование положительной Я-концепции личности ребенка;
-формирование доминанты самосовершенствования личности;
-формирование умений управления собой, саморегуляции;
— составление программ самосовершенствования по разделам и периодам развития.

В области социализации:

-формирование высоконравственного отношения личности к себе (адекватная самооценка, самоуважение, достоинство, честь, совесть) и к миру (гуманистическое, демократическое, диалектическое, экологическое мышление);
-формирование социальной активности;
-формирование интегративного качества самостоятельности личности — подготовка ребенка к социальной автономизации;
-обучение поведению в коллективе: общению, ответственности, дисциплинированности, самоуправлению и саморегуляции;
-подготовку учащихся к профессиональному и жизненному самоопределению, профориентацию.

Положения, составляющие основу технологии самовоспитания личности

· Все высшие духовные потребности человека — в познании, в самоутверждении, в самовыражении, в самоопределении, в самоактуализации — являются стремлениями к самовоспитанию, самосовершенствованию, саморазвитию. Использование этих потребностей для мотивации учения открывает огромные резервы повышения качества школьного образования.

Доминанта на самовоспитание и самосовершенствование — установка на осознанное и целенаправленное улучшение личностью самой себя — может быть сформирована на основе потребностей саморазвития.
На внутренние мотивы и процессы самовоспитания, самосовершенствования и саморазвития можно и нужно влиять с помощью организации внешней части педагогического процесса, включая в него специальные цели, содержание, методы и средства.
Содержательной и методической основой технологии самовоспитания личности является дальнейшая гуманизация образования; только на этой основе и возможно воспитать личность, стремящуюся к самовоспитанию, умеющую использовать и ценить духовные и материальные богатства общества и способствующую восстановлению и обогащению его ценностей.
Демократизация учебно–воспитательного процесса выступает необходимым условием саморазвития личности учащегося. Она воплощается в свободе выбора самостоятельности, удовлетворении интересов и потребностей учащихся. Для этого во внутришкольном воспитательно-образовательном пространстве организуются широкая дифференциация и индивидуализация обучения, обеспечивается развитие школьного самоуправления, поддержка детских инициатив и других условий для самоутверждения и самореализации личности ребенка.
Двуединство, синтез процессов воспитания и самовоспитания, равноценность воспитательной и образовательной сфер в развитии личности при ведущей роли воспитания.
Личностный подход в воспитании является необходимым условием саморазвития и формировании его положительной Я — концепции.
Деятельностный подход в воспитании и обучении особо важную роль отводит внеурочной сфере жизнедеятельности ребенка как пространства формирования практических умений и навыков самосовершенствования, где теоретические воспитательные воздействия на личность проверяются в деятельности, выступающей критерием истины.
Направленность на социализацию. Ведущий вектор развития личности в технологии самовоспитания направлен на подготовку к жизни, на обеспечение выпускников школы всем необходимым для их последующей самостоятельной жизнедеятельности в открытой социальной среде. Это выражается: в решении задач социальной адаптации и социальной автономизации; формировании жизненного и профессионального самоопределения подростка; в помощи и психолого-педагогической поддержке трудновоспитуемых детей.

Развивающее обучение и технология самовоспитания личности

Концепция самовоспитания и саморазвития личности учащегося является преемницей концепции развивающего обучения, разработанной в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова и других ученых.

Принимая все принципиальные позиции развивающего обучения, технология самовоспитания опирается не только на познавательный интерес; в среднем и старшем звене школы она делает ставку на потребности личности в самоулучшении, самосовершенствовании, что приводит к следующей трактовке этих позиций.

Таблица 1. Позиции технологий развития и саморазвития личности

Ученик является субъектом, а не объектом обученияСубъектность деятельности ребенка проявляется не только при решении учебной задачи, а охватывает выполнение крупных учебных целей, разнообразную внеурочную деятельность, поведение в жизненных ситуациях, планирование дальних жизненных целейОбучение идет впереди развития, в зоне ближайшего развития, стимулируя и ускоряя развитиеВедущая роль обучения в развитии выступает как осознанное с позиций усвоенного в обучении опыта опережающее управление личностью своим развитием (построение и реализация программ самосовершенствования)Приоритет формирования способов умственных действийПриоритет формирования самоуправляющих механизмов личностиВедущая роль теоретического знания, мышления, выражающаяся в дедуктивном структурировании учебного материалаВедущая роль теоретического сознания выражается в овладении подростком методологией своей деятельности (учебной и внеучебной), в осознании им действия механизмов самовоспитанияЦеленаправленная учебная деятельность направлена лишь на удовлетворение познавательной потребности, на изменение личностью самой себя как субъекта познанияПолноценная целенаправленная деятельность, включающая все этапы (целеполагание, планирование и организацию, реализацию цели и рефлексивный анализ результатов), развертывается не только в процессе ученья, но и во всех других сферах жизнедеятельности детей и попадает под целесообразное педагогическое руководствоМотивация- познавательная

Делается ставка на активизацию, «раскручивание» познавательного интереса, познавательной потребности (вся методика развивающего обучения представляет собой систему приемов, вызывающих и стимулирующих познавательную мотивацию)

Основная мотивация — самовоспитание, совершенствование себя

Наряду с познавательными мотивами в педагогическом процессе широко используются, стимулируются, «раскручиваются» внутренние социальные, нравственные и эстетические мотивы самосовершенствования личности.

Деятельность ребенка организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда других потребностей саморазвития личности

Структура учебно-воспитательного процесса

На общепедагогическом уровне технология самовоспитания личности включает три взаимосвязанные, взаимопроникающие подсистемы:

1. Подсистема «Теория». Эффективность процессов самосовершенствования, самовоспитания, влияния личности на саму себя определяется уровнем осознания ребенком целей и возможностей своего развития. В технологии самовоспитания ребенку открывается «тайна» процессов, идущих в его психике, серия специальных предметов и курсов знакомит учащихся с теоретическими понятиями и закономерностями самопознания, самовоспитания, самообразования. В учебный план школы вводится существенный, принципиально важный компонент — курс «Самосовершенствование личности» (с I по XI класс).

Курс дает ребенку базовую психолого-педагогическую подготовку, методологическую основу для сознательного управления своим развитием, помогает ему найти, осознать и принять цели, программу, усвоить практические приемы и методы своего духовного и физического роста и совершенствования. Этим курсом реализуется положение о ведущей роли теории в развитии личности; он является теоретической базой для всех учебных предметов и для внеурочной деятельности.

Курс построен с учетом возрастных потребностей и возможностей и представляет следующую структуру по классам:

I — IV классы — Начало этики (саморегуляция поведения);

V кл. — Познай себя (психология личности);

VI кл. — Сделай себя сам (самовоспитание);

VII кл. — Научи себя учиться (самообразование);

VIII кл. — Утверждай себя (самоутверждение);

IX кл. — Найди себя (самоопределение);

X кл. — Управляй собой (саморегуляция);

XI кл. — Реализуй себя (самоактуализация).

Я-концепция составляет часть общей структуры личности, в значительной мере определяющей ее саморазвитие. Она служит важным регулятором процессов самовоспитания, источником ожидания относительно собственного поведения и самого себя, определяет характер приобретения нового опыта и особенности его интерпретации, осуществляет регуляцию социального поведения личности, способствует достижению внутренней согласованности личности.

2. Подсистема «Практика» охватывает, по существу, всю внеклассную составляющую работы школы, представляет организацию опыта самостоятельной и творческой деятельности учащихся, сопровождаемой удовлетворением разнообразных потребностей самосовершенствования. Эта деятельность реализуется во внеурочных занятиях ребенка во второй половине дня. Учащиеся вовлекаются в широкую и многообразную внеклассную творческую деятельность по интересам, которая дает практический тренинг самостоятельности, приносит опыт успеха и убеждает ребенка в огромных возможностях его личности.

Содержание клубной работы школы группируется по следующим направлениям деятельности:

-общественная;
— художественно-эстетическая;
-краеведческо-экологическая;
-техническая;
-учебно-исследовательская и научная;
-трудовая (технологическая).
Ставится цель — дойти до каждого учащегося, предоставить каждому возможность проявить себя в одной из сфер дополнительного образования.

В начальной школе руководители кружков в своей работе руководствуются технологией И.П.Волкова. Вводятся творческие книжки школьника.

В средней и старшей ступенях развитие самостоятельности и творчества учащихся продолжается в различных укрупненных структурах: «воспитательные центры», «открытый университет самосовершенствования», научное общество учащихся (НОУ). Формы деятельности учащихся разнообразны: разновозрастные отряды, полемические клубы, тренинг общения, работы исследовательского характера, смотры, конкурсы, конференции.

В научных обществах учащихся большое внимание уделяется развитию исследовательских умений, способности учеников самим получать информацию, осваивать новые, ранее неизведанные пространства знаний и навыков.

Большие возможности для практики самостоятельности и творчества предоставляют учебные дисциплины, которые предполагают практические работы учащихся; это трудовое обучение и предметы эстетического цикла, включение учащихся в самостоятельную работу на уроках по любым дисциплинам.

Переходя от одной возрастной ступени к другой, ребенок остается все время в среде, которая представляет для него опыт творчества, преодоления, достижения, самоутверждения.

При этом клубная (внеклассная, внеурочная) творческая деятельность учащихся выступает примерно в одинаковом соотношении с изучением основ наук.

3. Подсистема «Методика». Третья группа условий, необходимых, по А.А. Ухтомскому, для эффективного формирования доминанты самосовершенствования, — это стиль и методы внешних воздействий, уклад окружающей среды жизнедеятельности ребенка, адекватные поставленным целям. Свобода выражения взглядов, взаимоуважение, проявление здорового честолюбия, творческое горение, стремление окружающих к самосовершенствованию — вот климат, способствующий формированию доминанты самосовершенствования.

Организация учебного процесса (содержание и способы деятельности ребенка)
в технологии саморазвития имеет следующие принципиальные черты:

· превращение педагогического руководства самовоспитанием и самообразованием личности в приоритет организации учебно-воспитательного процесса;

перенесение акцента с преподавания на учение;
использование не только познавательной, но и нравственно-волевой мотивации деятельности учащихся;
ставка на самостоятельную творческую деятельность учащихся;
активизация и стимуляция процесса осмысливания учения, выход субъекта в рефлексивную позицию;
перенесение центра тяжести педагогического процесса в сторону формирования способов умственных действий;
систематическое и последовательное формирование общеучебных умений и навыков.
В содержании учебных предметов особо акцентируются те разделы, которые имеют большее значение для самовоспитания (проблемы нравственности, мировоззрения, общения и др.). Сами методы предметного обучения перестраиваются. На протяжении периода обучения учащийся «пропускается» через большинство общешкольных технологий (способов работы), которые образуют постепенно усложняющуюся и развивающуюся систему вовлечения ребенка в процесс самостроительства личности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *