Сергей Яковлев — полная биография

Сергей Яковлев — полная биография

Яковлев Сергей Сергеевич

Я, Актеры, СССР, Россия

Делимся с друзьями .

Яковлев Сергей Сергеевич

Сергей Яковлев - полная биография

Родился 4 августа 1925 года в Кургане.

Народный артист РСФСР (1986).

Участник Великой Отечественной войны с февраля 1943 года, дошел со своим пулеметом до Вены.

В 1952 году окончил ГИТИС.
С 1952 года — актёр Московского драматического театра при ЦДК Железнодорожников, с 1957 года — артист Московского театра на Малой Бронной, с 1966 года — артист Московского театра имени Ленинского комсомола, с 1971 года — актёр Театра-студии киноактёра.

В кино — с 1956 года (первая роль — Василий Кругликов в фильме «Долгий путь»).

Ушёл из жизни 1 января 1996 года в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище Москвы (участок № 24).
призы и награды
Орден Славы III ст. (1945).

Медаль «За отвагу» (1945).

Орден Отечественной войны II ст. (1985).

роли в кино
1992 Сумасшедшая любовь :: Грачев
1991 Привал странников :: Глеб Дмитриевич Ферапонтов
1991 Клан :: Солодов
1990 Арбатский мотив :: Павел Афанасьевич Ермолаев
1989 Чудаки (фильм-спектакль) :: отец
1989 Во бору брусника :: Павел Иванович Чернов
1988 Верными останемся | Верни ще останем (СССР,ГДР,Венгрия,Болгария, Чехословакия, Польша,Испания)
1987 Единожды солгав. :: Иван Семенович
1986 Счастлив, кто любил. :: адвокат
1985 На крутизне :: священник
1985 Мы обвиняем :: Роман Андреевич Руденко :: главная роль
1985 Грубая посадка :: Сергей Сергеевич Рыжов
1984 Хроника одного лета :: Павел Степанович
1984 У призраков в плену :: Лагута
1984 Особое подразделение :: Михаил Михайлович Кедрин
1984 Лучшая дорога нашей жизни :: Пётр Петрович Ерохин
1984 Кто сильнее его :: Иван Петрович
1982 Срочно. секретно. Губчека :: отец Никодим
1982 Смерть на взлёте :: Уваров
1982 Профессия — следователь :: Вадим Григорьевич Вислогузов
1981 Февральский ветер :: Жадов
1981 Немухинские музыканты :: леший
1981 Куда исчез Фоменко? :: Иван Тимофеевич Ружьев
1980 Встречи с 9 до 9 | Rungtynės nuo 9 iki 9 :: Платов
1979 Экипаж :: руководитель управления полетами
1978-1979 Огненные дороги | Оловли йўллар :: русский доктор
1978 Пятое время года :: Шахотин
1978 Обман
1978 Голубка :: Василий Голубев
1978 Ветер странствий :: дедушка Онисим
1977 Схватка в пурге :: Арсений Павлович
1976 Судьба барабанщика :: старик Яков
1976 Преступление :: Алексей Алексеевич Глушко
1976 Отпуск, который не состоялся :: Андрей Александрович
1976 Восхождение :: Пётр Сыч
1976 Будёновка :: начдив
1976 12 стульев :: эпизод
1975 Шторм на суше :: Иван Хряпов
1975 Мальчишки ехали на фронт :: Кондрат Кондратович Перевалов
1975 Весна двадцать девятого :: Юрий Николаевич Гончаров
1974 Хождение по мукам :: Мамонт Дальский
1974 Ответная мера :: Фирс
1974 Ищу мою судьбу :: Николай Николаевич
1974 Жребий :: Павел Терентьевич Игнатьев :: главная роль
1974 Единственная дорога | Okovani soferi (СССР, Югославия) :: отец Алеши
1973 Огонь :: Сергеев
1972 Ждём тебя, парень :: Дмитрий Гурьев — дядя Митя
1972 Этот славный парень :: дядя Митя
1972 Горы зовут :: начальник пионерлагеря
1971, 1973 Тени исчезают в полдень :: Устин Акимыч Морозов (Константин Андреевич Жуков) :: главная роль
1970 Чрезвычайный комиссар :: Казаков
1969 Тревожные ночи в Самаре :: Иван Степанович Лабодин :: главная роль
1968 Щит и меч
1968 Плащ (фильм-спектакль)
1967 Взорванный ад :: Иван Бесавкин
1965 При попытке к бегству :: интеллигент
1965 Мимо окон идут поезда :: Николай Степанович
1965 Залп «Авроры» :: Антонов-Овсеенко
1964 Москва — Генуя :: комиссар Безлыков
1964 Мать и мачеха :: приятель Фильки
1963 Сорок минут до рассвета :: Непомнящий
1961 Академик из Аскании :: Михаил Фёдорович Иванов :: главная роль
1960 Пять дней, пять ночей | Fünf Tage — Fünf Nächte (СССР, ГДР) :: советский офицер
1960 Дом с мезонином :: художник
1958 Кочубей :: Рой
1957-1959 Хождение по мукам :: Василий Рублёв
1957 Коммунист :: Денис Иванович
1956 Долгий путь :: Василий Кругликов :: главная роль
1955 Новый велосипед (короткометражный) :: Коля

озвучивание
1984 Сказка о царе Салтане (анимационный)
1981 Знахарь | Quack, The | Znachor (Польша) :: Обедзиньский
роль Ежи Треля
1981 Дедушка дедушки нашего дедушки
роль Сулеймана Алескерова
1979 Сталкер :: Профессор
роль Николая Гринько
1974 Опасные игры | Ohtlikud mängud :: «Скользкий»
роль Юри Ярвета

участие в фильмах
1984 Стратегия победы (документальный)

Сергей Яковлев — полная биография

Биография Арины Родионовны Яковлевой

Няня Александра Сергеевича Пушкина, Арина Родионовна Яковлева, родилась 10 (21) апреля 1758 года в деревне Суйда (ныне — село Воскресенское), а точнее — в полуверсте от Суйды, в деревне Лампово Копорского уезда Петербургской губернии. Мать ее, Лукерья Кириллова, и отец, Родион Яковлев, были крепостными, имели семерых детей. Арина было ее домашнее имя, а подлинное — Ирина или Иринья. Как крепостная крестьянка няня фамилии не имела. В документах (ревизские сказки, метрические церковные книги и т.д.) она названа по отцу — Родионовой, а в быту — Родионовной. Родионовной ее именовали уже под старость, как это делается иногда в деревнях. Сам Пушкин ни единого раза не назвал ее по имени, а в письмах писал «няня». В литературе она именуется чаще как Арина Родионовна, без фамилии, либо, реже, под фамилией Яковлева. В одной из поздних публикаций говорится: «Появление в современной литературе о няне А.С. Пушкина фамилии Яковлева, будто бы ей принадлежавшей, ничем не обосновано. Никто из современников поэта Яковлевой ее не называл». Однако, это вопрос спорный, ведь детей называют по отцу, а фамилия ее отца — Яковлев. Иногда, кстати, ее называли также Арина Матвеева — по мужу.

Ребенком она числилась крепостной подпоручика лейб-гвардии Семеновского полка графа Федора Алексеевича Апраксина. В 1759 году Суйду и прилегающие деревни с людьми купил у Апраксина прадед А.С. Пушкина — А.П. Ганнибал. В 1781 году Арина вышла замуж за крестьянина Федора Матвеева (1756-1801), и ей разрешили переехать к мужу в село Кобрино, что неподалеку от Гатчины. Жили они бедно, в хозяйстве не было даже скотины, понятно, почему Арина попросилась в няни. В 1792 г. она была взята бабкой Пушкина Марией Алексеевной Ганнибал в качестве няни для племянника Алексея, сына брата Михаила, а уже в 1795 году Мария Алексеевна дарит Арине Родионовне за безупречную службу отдельную избу в Кобрине. 20 декабря 1797 года у М.А. Ганнибал родилась внучка Ольга (старшая сестра поэта). После ее рождения Арина Родионовна была взята в семью Пушкиных, сменив на этом посту свою родственницу или однофамилицу Ульяну Яковлеву. Арина была кормилицей сестры поэта, няней Пушкина и его брата, вынянчила она и Ольгу, и Александра, и Льва.

Вскоре после рождения дочери Сергей Львович вышел в отставку и переехал с семьей в Москву, где жили его мать, брат и другие родственники. Арина, как кормилица и няня Ольги Сергеевны, уехала вместе с ними. Из церковной записи известно: «в Москве в 1799 году, мая 26-го дня, в день Вознесения» родился у Пушкиных сын Александр. Вскоре Мария Алексеевна решила также перебраться в Москву. В 1800 году она продала Кобрино с людьми, а в 1804 году купила Захарово под Москвой. Арину с семьей и домом, в котором они жили, бабушка исключила из запродажной. Очевидно, Мария Алексеевна договорилась с новыми владельцами, что в этой избе останутся жить на неопределенное время муж и дети Арины Родионовны. Таким образом, няня и ее дети в любое время могли найти приют в родной деревне, что всегда было мечтой каждого крестьянина.

Ситуация не совсем ясная. Одно время было принято считать, что Арине с семьей: мужем, умершим в 1801 от пьянства, и четырьмя детьми Мария Ганнибал то ли подарила, то ли хотела подарить вольную, но Арина от вольной отказалась. Это утверждает в своих воспоминаниях сестра Пушкина Ольга Сергеевна Павлищева. Няня осталась дворовой, то есть «крепостной, взятой на господский двор для обслуживания помещика, его дома». Дочь Арины Родионовны Марья вышла замуж за крепостного и, таким образом, тоже осталась крепостной. Биограф няни А.И. Ульянский утверждает, что дети вольной не получили. Всю жизнь Арина считала себя рабой своих господ; «верной рабой» называет няню в «Дубровском» сам Пушкин, хотя это, конечно, литературный образ. Отпустить на волю семью няни Мария Алексеевна, видимо, собиралась, но не отпустила. Позднее, в Михайловском, судя по спискам, Арина и ее дети снова проходят крепостными. От рождения до смерти она оставалась крепостной: сперва Апраксина, потом Ганнибала, наконец, Пушкиных. И Пушкина, заметим, ситуация вполне устраивала. Никогда, ни одним словом он не затронул этой темы применительно к няне, хотя рабство в общем виде возмущало его гражданские чувства не раз. Важно то, что сама Арина Родионовна и дети ее оказались на некоем особом положении. Она была что-то вроде ключницы: стерегла усадьбу, выполняла поручения господ, ей доверяли, убедившись в ее честности, кое-какие денежные дела. Она «домоправительница», по определению В.В. Набокова, старавшегося объяснить западному читателю ее роль.

После Ольги Арина вынянчила Александра и Льва, но кормилицей была только для Ольги. Набоков вообще называет Арину Родионовну «бывшая няня его сестры». Не одна она, конечно, была няней. Прислуги в доме Пушкиных было много, кормилиц без труда находили в деревне и отсылали обратно, но этой няне доверяли больше других. Мать Пушкина иногда разрешала ей спать в господском доме. Членам ее семьи предоставляли некоторые льготы. На определенное время их отпускали, они могли иметь побочный заработок или помогать по хозяйству родственникам в своей деревне. Позже прислуживать господам взяли и дочь няни Надежду. Позднее в семье Пушкиных родились и умерли младенцами Софья, Павел, Михаил и Платон. Неизвестно, нянчила ли Арина кого-либо из этих детей. Четверо детей Арины Родионовны остались после смерти мужа в Кобрино, а она сама находилась при Марии Алексеевне сначала в Москве среди многочисленной дворни, а после продажи Кобрино — в Захарово. Затем Арина в числе домочадцев переезжает в Михайловское.

«Была она настоящею представительницею русских нянь», — вспоминала об Арине Родионовне Ольга Сергеевна. К детям в господские семьи брали кормилиц и нянь. К мальчикам еще приставляли «дядек» (известно, что у Пушкина был Никита Козлов, верный и преданный «дядька», проводивший поэта до могилы). Эти простые люди любили чужих детей, как своих, отдавали им все, на что способна русская душа. Но в биографиях Пушкина няня затмевает собой Козлова. Первым на это обратил внимание Вересаев: «Как странно! Человек, видимо, горячо был предан Пушкину, любил его, заботился, может быть, не меньше няни Арины Родионовны, сопутствовал ему в течение всей его самостоятельной жизни, а нигде не поминается: ни в письмах Пушкина, ни в письмах его близких. Ни слова о нем — ни хорошего, ни плохого». А ведь именно Козлов на руках принес раненого поэта в дом, он вместе с Александром Тургеневым опустил гроб с телом Пушкина в могилу.

После смерти Марии Алексеевны (27 июня 1818 года) няня проживает у Пушкиных в Петербурге, на лето вместе с ними переезжая в Михайловское. Пушкин называл ее «мамушкой», относился к ней с теплотой и заботливостью.

В 1824-1826 годах Арина Родионовна вместе с Пушкиным прожила в Михайловском, разделив с поэтом его изгнание. В ту пору Пушкин особенно сблизился с няней, с удовольствием слушал ее сказки, записывал с ее слов народные песни. Сюжеты и мотивы услышанного он использовал в творчестве. По признанию поэта, Арина Родионовна была «оригиналом няни Татьяны» из «Евгения Онегина», няни Дубровского. Принято считать, что Арина является прототипом также мамки Ксении в «Борисе Годунове», княгининой мамки («Русалка»), женских образов романа «Арап Петра Великого». В ноябре 1824 г. Пушкин пишет брату: «Знаешь ли мои занятия? до обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!». Известно, что со слов няни Пушкин записал семь сказок, десять песен и несколько народных выражений, хотя слышал от нее, конечно, больше. Поговорки, пословицы, присказки не сходили у нее с языка. Няня знала очень много сказок и передавала их как-то особенно. Именно от нее услышал Пушкин впервые и про избушку на курьих ножках, и сказку о мертвой царевне и семи богатырях.

В январе 1828 года вопреки воле родителей сестра Пушкина вступила в брак с Николаем Ивановичем Павлищевым. Молодые поселились в Петербурге, Ольге Сергеевне теперь, как хозяйке, предстояло вести дом. С родными отношения оставались холодными. Только в марте они согласились выделить ей несколько дворовых. В это время Ольга Сергеевна и решила взять к себе Арину Родионовну. Сделать это она могла только с разрешения родителей, так как своих крепостных не имела. Итак, Арина Родионовна вынуждена была отправиться в Петербург доживать свой век в доме Ольги Сергеевны. Няня приехала к Павлищевым, по-видимому, в начале марта 1828 года, еще по зимнему пути. В последний раз повидала она в Кобрине своего сына Егора, внучку Катерину и других родных.

Пушкин последний раз видел няню в Михайловском 14 сентября 1827 года, за девять месяцев до ее смерти. Арина Родионовна — «добрая подружка бедной юности моей» — скончалась 70 лет от роду, после недолгой болезни 29 июля 1828 года в Петербурге, в доме Ольги Павлищевой (Пушкиной). Долгое время точная дата кончины няни и место ее захоронения были неизвестны. Удивительно, что о месте захоронения Арины Родионовны ничего не было известно сыну Ольги Сергеевны — Льву Николаевичу Павлищеву.

Арина Родионовна родилась и умерла крепостной. На похороны Пушкин не поехал, как, впрочем, и его сестра. Похоронил няню муж Ольги Николай Павлищев, оставив могилу безымянной. На кладбищах к могилам незнатных особ, тем более крепостных, не проявляли должного внимания. Оставленная без присмотра могила няни оказалась вскоре затерянной. Судя по стихотворению Н.М. Языкова «На смерть няни А.С. Пушкина», в 1830 году могилу Арины Родионовны пытались разыскать, но уже тогда не нашли. В Петербурге у няни не было близких родных, не позаботилась о могиле няни и Ольга Сергеевна. Существовали версии, что могила няни в Святогорском монастыре, вблизи могилы поэта, что Арина похоронена на ее родине в Суйде, а также на Большеохтинском кладбище в Петербурге, где одно время даже была установлена плита с надписью вместо имени «Няня Пушкина». Только в 1940 году в результате кропотливых поисков в архивах узнали, что отпевали няню во Владимирской церкви. В метрической книге этой церкви нашли запись от 31 июля 1828 года № 73: «5-го класса чиновника Сергея Пушкина крепостная женщина Ирина Родионова 76 старостию иерей Алексей Нарбеков». Также выяснилось, что погребена она была на Смоленском кладбище. Долго существовавшая версия, о том, что няню похоронили на Большеохтинском кладбище, была отвергнута.

Сведения о жизни и смерти Арины Родионовны невероятно скудны. Мы совсем не знаем, как выглядела реальная женщина, прислуживавшая поэту. Сам Пушкин создал романтический, поэтический миф о няне, замысел поэта продолжили его друзья. Но мы почти не знаем, какой она была в действительности. Современники писали, что она была словоохотлива, болтлива. Поэт Н. Языков, в своих воспоминаниях отмечал неожиданную ее подвижность, несмотря на полноту, — «. она была ласковая, заботливая хлопотунья, неистощимая рассказчица, порой и веселая собутыльница». Описаний ее внешности почти нет, если не считать цитаты из воспоминаний Марии Осиповой «старушка чрезвычайно почтенная — лицом полная, вся седая, страстно любившая своего питомца. » Следующая далее часть фразы в ряде изданий вырезана: «. но с одним грешком — любила выпить».

Уже вскоре после смерти Арины Родионовны Яковлевой началась ее идеализация и преувеличение ее роли в творчестве Пушкина. Возвеличивать няню стали первые пушкинисты, высказывая мысли, созвучные официальной национальной идеологии. Биограф Пушкина П.В. Анненков сообщал: «Родионовна принадлежала к типичнейшим и благороднейшим лицам русского мира. Соединение добродушия и ворчливости, нежного расположения к молодости с притворной строгостью оставили в сердце Пушкина неизгладимое впечатление. . Весь сказочный русский мир был известен ей как нельзя короче, и передавала она его чрезвычайно оригинально». Тот же Анненков ввел в традицию преувеличения вроде: «Знаменитая Арина Родионовна». Он пошел еще дальше: оказывается, Пушкин «посвящал почтенную старушку во все тайны своего гения». И еще: «Александр Сергеевич отзывался о няне, как о последнем своем наставнике, и говорил, что этому учителю он обязан исправлением недостатков своего первоначального французского воспитания». Но сам Пушкин, в отличие от его биографа, нигде не называет няню ни посредницей, ни руководительницей, ни последним наставником, ни учителем. Кстати, слов «проклятое французское воспитание» у Пушкина тоже нет, у него «недостатки проклятого своего воспитания». Из этого заявления поэта следует, что Арина Родионовна, будучи его няней, как и родители, в детстве воспитывала его не слишком хорошо. Пушкин противоречит пушкинистам, утверждающим огромную положительную роль Арины Родионовны в формировании ребенка-поэта.

После 1917 года миф о няне был использован для политической коррекции образа Пушкина как народного поэта. В советской пушкинистике роль няни еще более возрастает. Арина Родионовна поселяется во всех биографиях Пушкина, получает прописку во всех учебниках по русской литературе. В передовице «Правды» 1937 года няня из народа противопоставляется аристократическим родителям и, таким образом, сближает поэта с народом. Оказывается, благодаря няне Пушкин делается близким и понятным простым советским людям. Через год после столетия со дня смерти Пушкина торжественно праздновались еще два юбилея: 180 лет со дня рождения Арины Родионовны и 110 лет со дня ее смерти. В 1974 году, к 175-летию со дня рождения Пушкина, появились «изображения» няни, сделанные художниками. В магнитофонной записи зазвучал голос сказочницы, который «мог напоминать» голос няни. Были предложения установить няне памятник, и он был поставлен в Кобрине и даже в Пскове, где Арина Родионовна, кажется, вовсе не была. В дворянской усадьбе Суйда, вотчине Ганнибалов, на мемориальной доске няня по велению идеологического начальства причислена к родным Пушкина — отцу, матери и сестре. Сейчас очень трудно сказать, какую же на самом деле роль сыграла неграмотная Арина Родионовна в жизни великого поэта. Очевидно, что биографы и друзья поэта непомерно раздули роль крестьянки Арины в формировании детских впечатлений Пушкина. Получается, что няня рассказывала Пушкину сказки, а его биографы стали сочинять сказки о няне. Сейчас уже невозможно выяснить, каков же реальный вклад няни в воспитание поэта.

В июньские Пушкинские дни 1977 года на Смоленском православном кладбище была открыта памятная мемориальная доска. При входе на кладбище в специальной нише на мраморе высечена надпись:

На этом
кладбище
похоронена
Арина Родионовна
няня
А.С. Пушкина
1758-1828
«Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!»

Комментарии к статье:

Автор: Роман
Дата: 2015-02-08 12:53:12

Биография Арины Родионовны — лучшая из тех которые я читал. Много настоящих исследовательских данных. Нет только одного: национальности Няни Поэта. Но все равно очень интересно!

Автор: Татьяна
Дата: 2019-10-04 15:14:51

«Появление в современной литературе о няне А. С. Пушкина фамилии Яковлева, будто бы ей принадлежавшей, ничем не обосновано. Как крепостная крестьянка, няня фамилии не имела. В документах (ревизские сказки, исповедные росписи, метрические церковные книги) она названа по отцу — Родионовой, а в быту — Родионовной. Никто из современников поэта Яковлевой её не называл». Однако эта информация многими не была принята к сведению.

В метрической записи о рождении няни указано, что у крестьянина Родиона Яковлева родилась дочь Ирина. Согласно записи о её браке венчаны крестьянский сын Федор Матвеев и крестьянская дочь Иринья Родионова. Авторы, присваивающие ей фамилии, упускают, что именная формула крепостных крестьян до середины XIX века была обычно двучленной и состояла из личного имени и патронима в форме притяжательного прилагательного с суффиксом -ов[а], -ев[а] (-лев[а]) или -ин[а], к которому иногда добавлялось слово «сын» или «дочь». Суффиксы -ович, -овна, -евич (-левич), -евна (-левна) в отчествах крестьян в официальных документах не использовались до 1917г.

При этом не выявлено каких-либо свидетельств того, что Яковлев и Матвеев — фамилии, а не отчества, соответственно, отца и мужа Арины Родионовны. Кроме того, в пункте 7 ревизской сказки села Михайловского за 1816 год приведена семья овдовевшей няни поэта. В ней сын Ирины Родионовой и Федора Матвеева, став главой семьи, именуется как Егор Федоров, а не Матвеев.

Сергей Яковлев — полная биография

Сергей Яковлев - полная биография

Сергей Яковлев - полная биография

Сергей Яковлев - полная биография

Сергей Яковлев - полная биография

Барнаул — Омск — Челябинск — Самара — Волгоград — Пятигорск

Выезд из г. Барнаул: приблизительная дата 13 сентября 2019 г.

Сергей Яковлев - полная биография

Сергей Яковлев - полная биография

Добирается группа для участия в клубном автомобильном путешествии на Кавказ.

Барнаул — Омск — Челябинск — Самара — Волгоград -.

Сергей Яковлев - полная биография

Сергей Яковлев - полная биография

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя

Права доступа

Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

ЯКОВЛЕВ Александр Сергеевич

Сергей Яковлев - полная биография

Александр Сергеевич Яковлев (19 марта (1 апреля) 1906, Москва — 22 августа 1989, Москва) — советский авиаконструктор, генерал-полковник авиации (1946), академик АН СССР (1976), дважды Герой Социалистического Труда, десятикратный кавалер ордена Ленина, Депутат ВС СССР в 1946-1989, референт Сталина по вопросам авиации.

Александр Сергеевич Яковлев родился 19 марта (1 апреля) 1906 года, в городе Москва, в семье служащего. Отец — Сергей Васильевич, окончил московское Александровское коммерческое училище. По окончании обучения служил в транспортном отделе нефтяной фирмы ‘Товарищество братьев Нобель’. Мать — Нина Владимировна, домохозяйка. Род Яковлевых происходит из крепостных крестьян графа Дмитриева-Мамонова. Дед Александра Сергеевича — Василий Афанасьевич держал в Москве свечную лавку у Ильинских ворот и имел подряд на освещение люстр Большого театра.

В 1924 Александр Яковлев построил свой первый летательный аппарат — планер АВФ-10, который был премирован как один из лучших советских планеров на всесоюзных соревнованиях.

С 1924 по 1927 Яковлев работал сначала рабочим, затем мотористом летного отряда Военно-воздушной Академии им. Н. Е. Жуковского. Несмотря на многочисленные просьбы и обращения, в академию его не брали, ввиду ‘не пролетарского происхождения’.

12 мая 1927 г. поднялся в воздух первый самолет АИР-1 конструкции А. С. Яковлева. Этот день считается датой рождения ОКБ.

В июле 1927 г. на АИР-1 был установлены первые советские мировые рекорды — дальности (1420 км) и продолжительности (15 ч 30 мин) полета. За эти достижения А. С. Яковлев был зачислен слушателем АВФ, которую закончил в 1931 г. Во время учебы в Академии А. С. Яковлев не переставал заниматься постройкой самолетов. За 1927-1931 гг. под его руководством было создано 8 типов самолетов — от АИР-1 до АИР-8, один из которых ( АИР-6) строился большой серией.

После окончания Академии А. С. Яковлев работал инженером на заводе N39 им. Менжинского, где организовал группу легкой авиации и продолжал заниматься созданием самолетов.

Заслуживает большого внимания двухместный моноплан АИР-7 (1932 г.), обладавший скоростью полета 332 км/ч. Характерно, что самый быстроходный одноместный истребитель того времени И-5 (биплан) с тем же мотором имел скорость 286 км/ч.

Группа энтузиастов из 35 человек, работавшая под руководством А. С. Яковлева, добилась признания и 15 января 1934 г. была переведена из Осовиахима в государственую авиапромышленность как самостоятельное конструкторско-производственное бюро, вскоре ставшее заводом ? 115. Коллектив получил свою базу в кроватной мастерской на Ленинградском проспекте. Первый самолет, созданный на новом месте, АИР-9, осенью 1934 г. был показан на Парижском авиационном салоне.

В 1935 г. на базе АИР-9 был создан самолет УT-2 первоначального обучения для летных школ ВВС и аэроклубов, выпускавшийся в 1938-1948 гг.

В 1935 г. А. С. Яковлев стал главным конструктором и оставался им до 1956 г.

В 1936 г. был создан самолет УТ-1 для отработки летного мастерства и тренировки летчиков, который также на ходился в серии. В 1937-1938 гг. На УТ-2 и УТ-1 было установлено одиннадцать мировых рекордов. В 1936 г. ОКБ построило еще 2 самолета: трехместный АИР-11 и первый в стране спортивный самолет с убирающимся шасси АИР-12 . На АИР-12 был установлен мировой рекорд дальности полета в 1444 км.

В 1939 г. ОКБ построило свою первую боевую машину — двухмоторный бомбардировщик ББ-22(Як-2 и Як-4), который имел максимальную скорость полета 567 км/ч. Это превышало скорости лучших истребителей того времени. Як-2 и Як-4 строились серийно.

В 1939 г. Александр Сергеевич был награжден орденом Ленина. В эти годы А. С. Яковлев окончательно вошел в число лучших авиаконструкторов своего времени. Ему доверяли в правительстве, оказывали большую поддержку. Несколько раз в составе различных делегаций он выезжал в ведущие авиационные страны: с 1933 до 1940 г. А. С. Яковлев побывал в Италии, Франции, Англии, Германии.

С 11 января 1940 г. по июль 1946г., включая самые тяжелые для страны военные годы, А.С.Яковлев, руководя ОКБ, одновременно работал заместителем наркома авиационной промышленности по опытному самолетостроению и науке (в 1946г. — зам.министра по общим вопросам). О его успешной деятельности на этом посту говорят государственные награды «за заслуги в деле организации опытного самолетостроения» (1942г.), «за выдающиеся заслуги в развитии науки и техники» (1945г.) избрание членом-корреспондентом Академии Наук СССР (1943г.), благодарность Председателя Совета Министров СССР «за шестилетнюю руководящую работу» и присвоение звания генерал-полковника (1946г.).

13 января 1940 г. поднялся в воздух И-26 (Як-1), который стал лучшим советским потребителем первого периода Великой Отечественной войны. Самолет получил высокую оценку, а главный конструктор стал одним из первых Героев Социалистического Труда (1940г.) и лауреатов Государственной премии (1941г.). На основе Як-1 были созданы Як-7 (1941г.), Як-9 (1942г.), Як-3 (1943г.) и свыше 30 их серийных вариантов и модификаций — всего 36737 самолетов. Они составляли две трети выпущенных в период войны истребителей и отмечались Государственными премиями в 1942, 1943 и 1946 годах. ОКБ было награждено орденами Ленина (1942г.) и Красного Знамени (1944г.) и оказалось в числе тех коллективов, которые внесли наибольший вклад в Победу. Высоких наград были удостоены многие сотрудники ОКБ. Помимо советских орденов А.С.Яковлев получил награды Франции — офицерский крест ордена Почетного легиона и Военный крест, 1939-1945 гг.

С 1956 по 1984 Яковлев становится генеральным конструктором ОКБ имени Яковлева.

В послевоенный период произошло перевооружение авиации реактивной техникой. Истребитель Як-15 стал первым реактивным самолетом, поступившим на вооружение в СССР. За ним последовали Як-17УТИ , Як-23 — всего более 1000 самолетов.

В последующие годы поступили на вооружение: Як-25 — первый советский всепогодный перехватчик, высотный Як-25РВ, первый сверхзвуковой разведчик Як-27Р, семейство сверхзвуковых самолетов Як-28, включая первый советский сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик.

Было создано целое поколение легкомоторных самолетов: учебно-тренировочные Як-11 и Як-18 (4166 и 8434 экз.), многоцелевые Як-12 (4458 экз.), первые в СССР реактивные учебно-спортивные самолеты Як-30 и Як-32 . Поступили на вооружение десантные аппараты — планер Як-14 и вертолет Як-24 — самый грузоподъемный в мире в 1952-1956 гг.

Реактивные боевые самолеты ОКБ отмечены двумя Государственными премиями, а за заслуги в создании легких и других самолетов вручены награды Международной авиационной федерации (ФАИ): Почетный диплом получило предприятие, а диплом Тиссандье и Золотую авиационную медаль — А.С.Яковлев. В 1957 г. А.С.Яковлев стал дважды Героем Социалистического Труда.

В эти годы коллектив ОКБ под руководством А.С.Яковлева внес достойный вклад в оснащение советской авиации боевыми, пассажирскими и легкими самолетами.

В 1967 г. на параде в Домодедово демонстрировался первый советский самолет вертикального взлета и посадки Як-36 , а с 1976 г. на вооружении крейсеров класса «Киев» поступали боевые самолеты вертикального и короткого взлета и посадки Як-38 — первые в мире палубные СВВП.

С 1968 г. перевозит пассажиров Як-40 — единственный советский самолет, сертифицированный по западным нормам летной годности и закупавшийся развитыми странами — Италией, ФРГ. За 32-местным Як-40 последовал 120-местный Як-42, отличавшийся высокой экономичностью.

Поступили в производство учебные самолеты Як-18Т и Як-52. Широкое развитие получили спортивно-акробатические самолеты. Выступая с 1960 г. на Як-18П, Як-18ПМ, Як-18ПС и Як-50 советские летчики неоднократно завоевывали первые места на чемпионатах мира и Европы по высшему пилотажу.

В эти годы самолеты «Як» отмечены Ленинской и двумя Государственными премиями, коллектив ОКБ награжден орденом Октябрьской Революции. В 1976 г. А.С.Яковлев избран действительным членом Академии Наук СССР.

21 августа 1984 г. А.С.Яковлев ушел на пенсию в возрасте 78 лет.
Скончался 22 августа 1989 в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Яковлев являлся одним из немногих советских конструкторов не попавших под массовые репрессии, благодаря особым доверительным отношениям которые сложились у него со Сталиным. В своих мемуарах А. С. Яковлев приводит следующий диалог со Сталиным:

«Уже в с начала лета 1939 года Сталин меня стал вызывать для консультаций по авиационным делам. для доверительного обсуждения важных вопросов. — Что вы скажите по этому вопросу, как вы думаете? Видя мое затруднительное положение, смущение и желая одобрить, он говорил: -Говорите то, что думаете, и не смущайтесь — мы вам верим, хотя вы и молодой. Вы знаток своего дела, не связаны с ошибками прошлого и поэтому можете быть объективными больше, чем старые специалисты, которым мы очень верили, а они нас с авиацией завели в болото. Именно тогда он сказал мне: — Мы не знаем, кому верить.»

Естественно такие отношения со Сталиным вызвали после его смерти поток критики на Яковлева.

Конструктор Л. Кербер вспоминает: ‘Всех нас мучил вопрос, кто же способствовал аресту Туполева? Этот вопрос и теперь по-прежнему волнует многих авиаработников. Нет сомнений, без санкции Сталина арест произойти не мог, но чтобы ее получить, органам было необходимо накопить материалы. Наиболее активным информатором о ‘сомнительных’ сторонах деятельности Туполева был А. С. Яковлев. У него был свой оригинальный метод: доносы щедро рассыпаны по страницам его книг. Дальнейшие факты заимствованы из них. Рассеянные — они не убеждают в злонамерениях Туполева. Сведенные воедино — смотрятся по-иному’.

Яковлев понимал, что на посту заместителя наркома по опытному самолетостроению может стать объектом для обвинений в необъективности и ‘затирании’ других авиаконструкторов.

Так в последствии и произошло. Отмечалось, что Яковлев сыграл роковую роль в судьбе некоторых возможно перспективных разработок других авиаконструкторов своего времени, в частности он полностью свернул проект САМ-13 Москалева весной 1941 года, проект РМ-1 в 1946 году, РК-800 (Раздвижное крыло 800 км/ч) в 1940 году, СК-1 и СК-2 в 1940 году и т. д. Во многих современных источниках отмечается печальная роль Яковлева в судьбе перспективного самолета И-180 Н. Н. Поликарпова и даже причастность его подчиненных к катастрофе, унесшей жизнь В. Чкалова, но официально последний факт не имеет подтверждения.

Марк Солонин в книге ‘На мирно спящих аэродромах’ обвинил Яколева в распространение мифа, о превосходстве германской авиации над советской в годы испанской войны (1936-1939). Этот ‘миф’ попал в школьные учебники истории. По словам автора, Яковлев таким путем боролся со своим конкурентом — авиаконструктором Поликарповым.

1957 Рассказы авиаконструктора
1968 50 лет советского самолетостроения
1974 Цель жизни (записки авиаконструктора)
1979 Советские самолеты. Изд. 3-е.

-Герой Социалистического Труда — Медаль ‘Серп и Молот’ дважды (1940, 1957);
-Орден Ленина десять раз;
-Орден Октябрьской Революции;
-Орден Красного Знамени дважды;
-Орден Суворова 1-й и 2-й степени;
-Орден Отечественной войны 1-й степени дважды;
-Орден Трудового Красного Знамени
-Орден Красной Звезды
-лауреат Сталинской премии шестикратный (1941, 1942, 1943, 1946, 1947, 1948);
-лауреат Ленинской премии (1971);
-лауреат Государственной премии СССР (1977);

-Орден Почетного легиона степени ‘Офицер’ (фр. Officier de l’Ordre national de la Légion d’Honneur);

Золотая авиационная медаль ФАИ.

В Москве установлен бронзовый бюст Яковлева.
Имя Яковлева носит:
— Опытное конструкторское бюро 115 (ОКБ 115)
— Московский машиностроительный завод ‘Скорость’;
— улица Авиаконструктора Яковлева (бывшая 2-я улица Усиевича) в районе Аэропорт (с 2006)
— САО города Москвы.

Сергей Яковлев

Сергей Яковлев - полная биография

Сергей Яковлев - полная биография

фотографии >>

Сергей Яковлев - полная биография

Сергей Яковлев - полная биография

Сергей Яковлев - полная биография

Сергей Яковлев - полная биография

биография

Яковлев Сергей Сергеевич

Родился 4 августа 1925 года в Кургане.

Заслуженный артист РСФСР (31.12.1976).
Народный артист РСФСР (24.01.1986).

Сын репрессированных в 1930-х годах родителей. Воспитывался в одном из специальных детских домов.

Участник Великой Отечественной войны с февраля 1943 года, дошел до Вены.

В 1952 году окончил ГИТИС им. А.В. Луначарского (руководитель курса А.М. Лобанова, педагог А.А. Гончаров).

С 1952 года — актёр Московского драматического театра при ЦДК Железнодорожников, с 1957 года — артист Московского театра на Малой Бронной, с 1966 года — артист Московского театра имени Ленинского комсомола, с 1971 года — актёр Театра-студии киноактёра.

В кино — с 1956 года (первая роль — Василий Кругликов в фильме «Долгий путь»).

Ушёл из жизни 1 января 1996 года в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище Москвы (участок № 24).

Театр им. Ленинского комсомола:
«Мольер» М. Булгакова (постановка А.В. Эфроса, режиссер Л.К. Дуров) — Справедливый сапожник — Королевский шут
«Дым Отечества» К. Симонова (постановка А. О. Гинзбурга, С. В. Гиацинтовой) — Александр Михайлович
«104 страницы про любовь» Э. Радзинского (режиссёр — А.В. Эфрос) — Веселый гражданин

Театр-студия Киноактера:
«Отчаяние»
«Бесы»

последнее обновление информации: 22.07.19

публикации

С Сергеем Сергеевичем Яковлевым я встретился, когда пришел работать актером в Московский Театр киноактера. Спектакль по роману Ф.М. Достоевского «Бесы» был не единственным, где мы встретились с ним как партнеры. В нем он исполнял роль Верховенского-старшего, а я одного из революционеров. Я помню, как заслушался Сергея Сергеевича, когда он произносил свой последний монолог и забыл во время его ударить. Наступила неловкая пауза, все ждали моего поступка.

Он обладал поистине магическим и завораживающим голосом. В нем отражалась вся глубина и большая человечность его души.

До работы в театре я видел его лишь в кино и представить себе не мог, что выйду когда-нибудь с этим актером на одну сцену. Сергей Сергеевич снимался много и всегда серьезно относился к выбору ролей. От многих он отказывался. Мы молодые актеры интересовались, почему он это делает? Он всегда говорил, что никогда не согласится сниматься в роли, где нет настоящей человеческой судьбы, нет яркого глубокого характера или интересной, затрагивающей его идеи. И таких картин было много.

Сергей Сергеевич был многогранен в своем таланте. Об этом говорят его разноплановые роли в таких фильмах, как «Тени исчезают в полдень», «Коммунист», «Дом с мезонином», «Москва-Генуя», «Экипаж», «Профессия — следователь», «Единожды солгав», «Восхождение». Но самый первый фильм,который принес успех и славу ему, был фильм «Долгий путь». После него Сергею Сергеевичу посыпались одно предложение за другим.

Сергей Сергеевич много занимался живописью. Его квартира в одном из Арбатских переулков стала настоящей галереей, где были собраны картины, написанные им в разных жанрах и направлениях. Тот огромный творческий потенциал, который он по разным причинам не до конца реализовывал в актерской профессии, он воплощал в картинах и литературных произведениях. Он много писал. В этом ему помогала самый близкий и любимый ему человек, его жена Юркова Наталия Вениаминовна. «Переворот»- роман, написанный ими в содружестве, в последствии превратился в инсценировку, по которой Сергей Сергеевич поставил свой спектакль. Но до этого Наталия Юркова написала пьесу к спектаклю «Чудо на Арбате», поставленный Сергеем Сергеевичем в Московском Театре киноактера, где я сыграл роль молодого художника, влюбленного в легкомысленную девушку.

Сергей Сергеевич Яковлев и Наталия Юркова это был поистине союз двух больших творческих личностей, где один дополнял другого. Именно при таком слиянии рождаются большие произведения искусства, заслуживающие неподдельного восхищения и преклонения. Именно такие произведения остаются на века.

Сергей Яковлев

Сергей Яковлев - полная биография

Сергей Яковлев - полная биография

фотографии >>

Сергей Яковлев - полная биография

Сергей Яковлев - полная биография

Сергей Яковлев - полная биография

Сергей Яковлев - полная биография

биография

Яковлев Сергей Сергеевич

Родился 4 августа 1925 года в Кургане.

Заслуженный артист РСФСР (31.12.1976).
Народный артист РСФСР (24.01.1986).

Сын репрессированных в 1930-х годах родителей. Воспитывался в одном из специальных детских домов.

Участник Великой Отечественной войны с февраля 1943 года, дошел до Вены.

В 1952 году окончил ГИТИС им. А.В. Луначарского (руководитель курса А.М. Лобанова, педагог А.А. Гончаров).

С 1952 года — актёр Московского драматического театра при ЦДК Железнодорожников, с 1957 года — артист Московского театра на Малой Бронной, с 1966 года — артист Московского театра имени Ленинского комсомола, с 1971 года — актёр Театра-студии киноактёра.

В кино — с 1956 года (первая роль — Василий Кругликов в фильме «Долгий путь»).

Ушёл из жизни 1 января 1996 года в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище Москвы (участок № 24).

Театр им. Ленинского комсомола:
«Мольер» М. Булгакова (постановка А.В. Эфроса, режиссер Л.К. Дуров) — Справедливый сапожник — Королевский шут
«Дым Отечества» К. Симонова (постановка А. О. Гинзбурга, С. В. Гиацинтовой) — Александр Михайлович
«104 страницы про любовь» Э. Радзинского (режиссёр — А.В. Эфрос) — Веселый гражданин

Театр-студия Киноактера:
«Отчаяние»
«Бесы»

последнее обновление информации: 22.07.19

публикации

С Сергеем Сергеевичем Яковлевым я встретился, когда пришел работать актером в Московский Театр киноактера. Спектакль по роману Ф.М. Достоевского «Бесы» был не единственным, где мы встретились с ним как партнеры. В нем он исполнял роль Верховенского-старшего, а я одного из революционеров. Я помню, как заслушался Сергея Сергеевича, когда он произносил свой последний монолог и забыл во время его ударить. Наступила неловкая пауза, все ждали моего поступка.

Он обладал поистине магическим и завораживающим голосом. В нем отражалась вся глубина и большая человечность его души.

До работы в театре я видел его лишь в кино и представить себе не мог, что выйду когда-нибудь с этим актером на одну сцену. Сергей Сергеевич снимался много и всегда серьезно относился к выбору ролей. От многих он отказывался. Мы молодые актеры интересовались, почему он это делает? Он всегда говорил, что никогда не согласится сниматься в роли, где нет настоящей человеческой судьбы, нет яркого глубокого характера или интересной, затрагивающей его идеи. И таких картин было много.

Сергей Сергеевич был многогранен в своем таланте. Об этом говорят его разноплановые роли в таких фильмах, как «Тени исчезают в полдень», «Коммунист», «Дом с мезонином», «Москва-Генуя», «Экипаж», «Профессия — следователь», «Единожды солгав», «Восхождение». Но самый первый фильм,который принес успех и славу ему, был фильм «Долгий путь». После него Сергею Сергеевичу посыпались одно предложение за другим.

Сергей Сергеевич много занимался живописью. Его квартира в одном из Арбатских переулков стала настоящей галереей, где были собраны картины, написанные им в разных жанрах и направлениях. Тот огромный творческий потенциал, который он по разным причинам не до конца реализовывал в актерской профессии, он воплощал в картинах и литературных произведениях. Он много писал. В этом ему помогала самый близкий и любимый ему человек, его жена Юркова Наталия Вениаминовна. «Переворот»- роман, написанный ими в содружестве, в последствии превратился в инсценировку, по которой Сергей Сергеевич поставил свой спектакль. Но до этого Наталия Юркова написала пьесу к спектаклю «Чудо на Арбате», поставленный Сергеем Сергеевичем в Московском Театре киноактера, где я сыграл роль молодого художника, влюбленного в легкомысленную девушку.

Сергей Сергеевич Яковлев и Наталия Юркова это был поистине союз двух больших творческих личностей, где один дополнял другого. Именно при таком слиянии рождаются большие произведения искусства, заслуживающие неподдельного восхищения и преклонения. Именно такие произведения остаются на века.

Яковлев Александр Сергеевич

(1906-1989) советский авиаконструктор

Александр Сергеевич Яковлев родился в Москве, его отец был служащим компании Нобеля. Еще в школе Александр заболел авиацией и организовал сначала модельный, а потом планерный кружки. В1923 году юноша начал подрабатывать столяром в авиационных мастерских Военно-воздушной академии. Он помогал изготавливать планеры, поэтому его включили в группу механиков, которая работала на соревнованиях в Коктебеле. Там Яковлев познакомился и подружился с будущим авиаконструктором Сергеем Ильюшиным, который тогда был слушателем Академии.

Ильюшин посоветовал ему построить собственный планер, помог сделать проект и необходимые расчеты. В 1924 году на таких же соревнованиях в Коктебеле, созданная Александром Яковлевым конструкция уже получила премию.

Закончив среднюю школу, он хотел поступать в Военно-воздушную академию. Но для этого требовалось иметь хотя бы некоторый военный опыт. С помощью Ильюшина юноше удалось устроиться в учебные мастерские Академии. Одновременно он начинает работать и на Центральном аэродроме в Москве — готовит самолеты к учебным полетам. Александру больше всего нравились спортивные самолеты, вскоре он сдает экзамен на моториста и вместе с группой единомышленников начинает строить собственную машину. В этом ему снова помогают Ильюшин и В. Пышнов.

В 1927 году самолет построили, и он успешно прошел летные испытания. В том же году Александр Яковлев совершил спортивный перелет по маршруту Москва — Севастополь — Москва, установив мировой рекорд на дальность и продолжительность полета.

Теперь он получил необходимый опыт и мог поступать в Военно-инженерную академию имени Николая Жуковского. Параллельно с учебой, Яковлев продолжал заниматься конструированием самолетов. В 1929 году он построил двухместный спортивный самолет АИР-3 и назвал его «Пионерская правда», так как самолет строился на деньги, собранные юными любителями авиации.

Вскоре самолет Александра Сергеевича Яковлева принял участие в перелете Москва — Минеральные Воды, в ходе которого было установлено два мировых рекорда для двухместных самолетов — на дальность беспосадочного полета и среднюю скорость.

С этого времени Александр Яковлев полностью сосредотачивается на проектировании небольших самолетов. В качестве дипломной работы он предложил конструкцию «воздушного автомобиля» — четырехместного самолета с укороченным пробегом.

Закончив Академию в 1931 году, Яковлев начинает работать инженером на заводе имени В. Менжинского и продолжает проектировать легкие самолеты для Осоавиахима.

Вокруг конструктора сплачивается коллектив единомышленников. В 1933 году группе Александра Яковлева передают фабрику по изготовлению кроватей. В этом здании он организовал собственное конструкторское бюро по проектированию легких и учебных самолетов.

Разработанные им модели становятся основными учебными самолетами в аэроклубах и школах военных летчиков. Самолеты талантливого конструктора почти ежегодно участвуют в перелетах, устанавливая новые рекорды. Они отличаются неприхотливостью в обслуживании и высокими летными качествами.

В 1935 году Александр Сергеевич Яковлев участвовал в международной авиационной выставке в Милане, где была отмечена удачная конструкция его самолета АИР.

На следующий год он вновь отправился за границу, на сей раз во Францию. Его включили в группу инженеров, которые должны были участвовать в закупке у фирмы «Рено» спортивных самолетов. Во время этой поездки Яковлев посетил заводы известных французских конструкторов Блерио, Рено и Мессье.

Вернувшись в Москву, он узнал о том, что авиаконструкторы должны перестроить свою работу на проектирование военных самолетов. Он сразу же включился в работу и на основе своих разработок создал самолет-разведчик.

Александр Яковлев постоянно встречался с летчиками-испытателями и среди них же нашел свою судьбу. В 1938 году он познакомился с летчицей Е. Медниковой, и вскоре они поженились. После войны у них родился сын Сергей, который впоследствии тоже стал авиаконструктором.

Весной 1939 года Александр Яковлев приступил к проектированию своего первого истребителя, а уже в 1940 году истребитель Як-1 успешно прошел испытания и был принят на вооружение.

Как специалист Александр Сергеевич Яковлев пользовался таким огромным авторитетом, что к его советам прислушивался даже Иосиф Сталин. С 1938 года он назначил его своим консультантом по военным вопросам. В начале 1940 года его назначают заместителем наркома авиационной промышленности по науке и опытному строительству. Тогда же по инициативе Яковлева принимается решение об организации летно-испытательного института в городе Жуковском.

В предвоенные годы Яковлев в составе группы инженеров не раз выезжал в Германию для ознакомления с немецкой авиационной техникой. Он посещал заводы разных немецких конструкторов, наблюдал за организацией конструкторских работ и производства.

Во время войны он продолжал заниматься конструированием истребителей. Созданный им самолет Як-3 был признан самым легким и маневренным самолетом этого времени.

Наряду с этой работой в 1942 году Александр Яковлев начинает заниматься разработкой самолета с реактивным двигателем. В мае того же года экспериментальный образец истребителя Як-3 с жидкостным реактивным двигателем отправился на испытания. Но самолет оказался неудачным, двигатель был слишком сложным в управлении и неудобным в обслуживании.

Уже в конце войны, когда Александр Яковлев получил возможность применить турбореактивный двигатель, он создал истребитель Як-15, который впервые в истории самолетостроения проходил натурные испытания в аэродинамической трубе. В апреле 1946 года государственная комиссия приняла самолет, и вскоре началось его серийное производство.

Параллельно с реактивными самолетами Яковлев занимался конструированием пилотажных машин. На одном из таких самолетов Як-15 летчик-испытатель П. Стефановский выполнил комплекс фигур высшего пилотажа, доказав тем самым, что реактивные самолеты можно использовать для воздушной акробатики и полетов в экстремальных условиях.

Весной 1946 года Александр Яковлев уходит с должности заместителя наркома и целиком посвящает себя конструкторской работе. На основе своих прежних разработок он создает Як-25, всепогодный истребитель-перехватчик.

Вскоре после окончания испытаний конструктору пришлось существенно изменить направление своей работы. Правительство поручило ему разработать грузопассажирский вертолет.

Используя опыт американского конструктора русского происхождения Игоря Сикорского, Александр Яковлев создал двухвинтовой грузовой вертолет Як-24, который мог перевозить сорок пассажиров или примерно четыре тонны груза. Но вертолет-вагон оказался единственной подобной разработкой Яковлева. После смерти Сталина его КБ переориентировали на создание легких пилотажных самолетов.

В 1957 году Яковлев испытал самолет Як-18А, на основе которого был создан первый в мире специальный спортивно-пилотажный самолет. Он мог летать как в обычном, так и в перевернутом положении. На этих машинах выступало большинство участников чемпионата мира по высшему пилотажу, проходившего в августе 1966 года на Тушинском аэродроме в Москве. В настоящее время этот самолет остается лучшей пилотажной машиной в мире. Его используют профессиональные спортсмены 63 стран.

Параллельно, Александр Сергеевич Яковлев вел разработку новых моделей скоростных истребителей. Он создал сверхзвуковой истребитель Як-28 с изменяемой стреловидностью крыла и самолет вертикального взлета и посадки.

В начале шестидесятых годов КБ Яковлева в очередной раз переориентировали: оно стало заниматься проектированием пассажирских самолетов. Уже в 1966 году испытали первый образец Як-40, который, в отличие от более крупных моделей пассажирских лайнеров Ту-104 и Ил-62, предназначался для работы на коротких авиалиниях.

Благодаря небольшому весу Як-40 мог взлетать как с бетонных, так и с грунтовых аэродромов. Он стал прообразом семейства небольших пассажирских самолетов. В феврале 1972 года самолет Александра Яковлева совершил демонстрационный полет вокруг земного шара. Он покорил многих и был сразу же закуплен многими странами.

Яковлев же выпускает новый вариант самолета Як-42, который мог работать как на коротких, так и на магистральных авиалиниях.

В 1976 году Александр Сергеевич Яковлев становится академиком и вскоре уходит на заслуженный отдых.

Марина Яковлева

Сергей Яковлев - полная биография

Марина Яколева родилась 1 апреля 1959 года в городе Зима (Россия).

В школе Марина училась на отлично, пользовалась всеобщим уважением. Артисткой решила стать в 10-ом классе, и мама, зная ее характер, возражать не стала. Окончив школу, Марина поехала покорять Москву.

Марина решила поступать в ГИТИС. Несмотря на ужасное произношение и то, что девушка говорила скороговоркой, педагоги приняли ее, им даже понравилась ее манера разговора, в этом они нашли какой-то шарм.

Начало карьеры

Еще, будучи студенткой ГИТИСа, Марина Яковлева играла в кино. И с первых же ролей она полюбилась зрителю. Самыми заметными стали роли в детском приключенческом фильме Ветер странствий Юрия Егорова, где она играла роль Марфутки, и в мелодраме Сцены из семейной жизни Александра Гордона.

Окончив в 1980 году ГИТИС, Марина начала активно сниматься в фильмах. Это время Марина считает самым плодотворным. Молодой и одаренной актрисе предлагали множество ролей. Она снялась в таких фильмах, как: Корпус генерала Шубникова, Сашка, Люди на болоте, Цыганское счастье.

В 1982 году Марина стала актрисой киностудии им. Горького. Она играла столь блистательно, что режиссеры все чаще предлагали ей играть главные роли. Особенно хороши картины с ее участием: Предел желаний Александра Миндадзе, Серебряное ревю Владимира Гориккера, Благие намерения Андрея Бенкендорфа. Так как характер у Марины был веселый, жизнерадостный, то ей было очень легко играть своих героинь.

В 1989 году Марина Яковлева работала в театре Школа современной пьесы, а в 1991 году она стала актрисой Нового драматического театра. Здесь Марина Яковлева работает и сейчас.

Звездный час

Когда наступил кризис 90-х, то сниматься в кино Марина стала совсем редко, и это были лишь эпизодические роли в таких фильмах, как Стервятники на дороге, Система ниппель.

Но уже с 2000 года, когда отечественный кинематограф начал оживать, актриса опять оказалась востребованной. Однако играла она сейчас уже не молоденьких девушек, а более зрелых женщин. Мастерство ее отточилось, даже очень сложные, психологические роли у нее получались очень хорошо. Она сыграла успешно в фильмах и сериалах: Афромосквич, Московская сага, Упасть вверх, Мастер и Маргарита и др.

Кроме работы в кино и в театре, в биографии Марины Яковлевой есть работы и на телевиденье. В 2000 – 2001 году она вела очень популярную на канале ТНТ рубрику Полезные советы в программе Из жизни женщин.

Личная жизнь

Первым мужем актрисы стал актер Андрей Ростоцкий.

Во второй раз Марина Яковлева вышла замуж за Валерия Сторожика. У супругов есть два сына: Федор и Иван.

Фильмография

  • 1978 – Ветер странствий
  • 1978 – Срочный вызов
  • 1979 – Взлет
  • 1979 – Моя Анфиса
  • 1979 – Прилетал марсианин в осеннюю ночь
  • 1979 – Санта-Эсперанса
  • 1979 – Сцены из семейной жизни
  • 1980 – Гражданин Лешка
  • 1980 – Иначе нельзя
  • 1980 – Однажды двадцать лет спустя
  • 1980 – Эскадрон гусар летучих
  • 1980 – Корпус генерала Шубникова
  • 1981 – Вакансия
  • 1981 – Люди на болоте
  • 1981 – Сашка
  • 1981 – Цыганское счастье
  • 1981 – Шестой
  • 1982 – Предел желаний
  • 1982 – Серебряное ревю
  • 1983 – Водитель автобуса
  • 1983 – Дыхание грозы
  • 1983 – Здесь твой фронт
  • 1983 – Карантин
  • 1983 – Молодые люди
  • 1983 – Обрыв
  • 1983 – Петля
  • 1983 – Признать виновным
  • 1984 – Благие намерения
  • 1984 – Продлись, продлись, очарованье
  • 1984 – За ночью день идет
  • 1984 – Дорога к себе
  • 1985 – Друзей не выбирают
  • 1985 – После дождичка в четверг
  • 1985 – Снайперы
  • 1985 – Тайна золотой горы
  • 1985 – Утро без отметок
  • 1985 – Зловредное воскресенье
  • 1986 – 55 градусов ниже нуля
  • 1986 – Говорит Москва
  • 1986 – Капабланка
  • 1986 – Михайло Ломоносов
  • 1986 – Наградить
  • 1986 – Сентиментальное путешествие на картошку
  • 1988 – Раз, два — горе не беда!
  • 1989 – Стеклянный лабиринт
  • 1990 – Система Ниппель
  • 1990 – Стервятники на дорогах
  • 1991 – Жажда страсти
  • 1994 – Тень Алангасара
  • 1995 – Маша и звери
  • 1999 – Как сфотографировать жену, чтобы она не обиделась — Жена
  • 1999 – Очаровательные негодники
  • 1999 – Шутить изволите?
  • 2000 – Лестница в небеса
  • 2001 – Тайны дворцовых переворотов. Фильм 3. Я император
  • 2001 – Тайны дворцовых переворотов. Фильм 4. Падение Голиафа
  • 2002 – Даша Васильева 2. Эта горькая сладкая месть
  • 2002 – Марш славянки
  • 2002 – За кулисами
  • 2002 – Тайный знак. Часть первая
  • 2002 – Упасть вверх
  • 2003 – Дружная семейка
  • 2003 – История весеннего призыва
  • 2003 – Огнеборцы
  • 2003 – Тайны дворцовых переворотов. Фильм 5. Вторая невеста императора
  • 2003 – Тайны дворцовых переворотов. Фильм 6. Смерть юного императора
  • 2003 – Тайный знак. Часть вторая: Возвращение хозяина
  • 2003 – Тотализатор
  • 2003 – Участок
  • 2004 – Афромосквич
  • 2004 – Диверсант
  • 2004 – Лабиринты разума
  • 2004 – Московская сага
  • 2004 – Нечаянная радость
  • 2004 – Тайный знак. Часть третья: Формула счастья
  • 2005 – Мастер и Маргарита
  • 2005 – Я не вернусь 2005
  • 2006 – Бомж — Тамара
  • 2006 – Грозовые ворота
  • 2006 – Сестры по крови
  • 2007 – Жизнь врасплох
  • 2007 – Ирония судьбы. Продолжение
  • 2003 – Тяжелый песок
  • 2007 – Смокинг по-рязански
  • 2008 – Выбор моей мамочки
  • 2008 – Москва улыбается
  • 2008 – Застава Жилина
  • 2008 – Своя правда
  • 2008 – Шальной ангел
  • 2009 – Легенда об Ольге
  • 2009 – Первая попытка
  • 2008 – Женщина желает знать
  • 2010 – Анжелика
  • 2010 – Маруся
  • 2010 – Стройбатя
  • 2010 – Судьбы загадочное завтра
  • 2010 – Была любовь
  • 2010 – Катино счастье

Награды

  • 2000 – Заслуженная артистка России

Подготовлено по материалам открытых источников.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *