Щелкунчик

Щелкунчик

Щелкунчик

Щелкунчик

Балет-феерия на музыку Петра Ильича Чайковского в двух актах, трех картинах. Сценарист М. Петипа, балетмейстер Л. Иванов, художники К. Иванов, М. Бочаров, костюмы И. Всеволожского, Е. Пономарева, дирижер Р. Дриго.

Премьера состоялась 6 декабря 1892 года в Мариинском театре.

Действующие лица:

  • Президент Зильбергауз
  • Его жена
  • Клара (Мари), их дочь
  • Фриц, их сын
  • Марианна, племянница президента
  • Советник Дроссельмейер, крестный детей Зильбергаузов
  • Щелкунчик
  • Фея Драже, повелительница сластей
  • Принц Коклюш (Оршад)
  • Мажордом
  • Матушка Жигонь
  • Мышиный король
  • Куклы: Маркитантка, Солдат, Коломбина, Арлекин
  • Родственники, гости в карнавальных костюмах, дети, слуги, мыши, пряничные и оловянные солдатики, куклы, игрушки, гномы, зайчики; феи, сласти, сестры принца Щелкунчика, паяцы, цветы, серебряные солдатики, пажи, мавры и др.

Действие происходит в одном из немецких княжеств в эпоху Гофмана (рубеж XVIII — XIX веков) и в сказочном городе Конфитюренбурге.

История создания

В 1890 году Чайковский получил заказ от дирекции Императорских театров на одноактную оперу и двухактный балет для постановки в один вечер. Для оперы композитор избрал сюжет полюбившейся ему драмы датского писателя X. Херца «Дочь короля Рене» («Иоланта»), а для балета — известную сказку Э. Т. А. Гофмана (1776—1822) «Щелкунчик и мышиный король» из сборника «Серапионовы братья» (1819—1821). Сказка была использована не в подлиннике, а во французском пересказе, сделанном А. Дюма-отцом под названием «История Щелкунчика». Чайковский, по свидетельству его брата Модеста, сам сначала «письменно изложил сюжет «Щелкунчика» со слов Всеволожского» и только затем приступил к совместной работе с хореографом Мариусом Петипа (1818—1910), сделавшим подробный план-заказ и балетмейстерскую экспозицию. Прославленный мастер, к тому времени служивший в России уже более сорока лет и поставивший множество спектаклей, давал Чайковскому самые подробные советы относительно характера музыки.

Щелкунчик

Работа композитора вынужденно прервалась весной 1891 года, когда Чайковский отправился в США на торжественное открытие Карнеги-холла. Даже на пароходе он сочинял, но, понимая, что к назначенному дирекцией сроку не успеет, еще из Парижа отправил Всеволожскому письмо с просьбой перенести премьеры «Иоланты» и «Щелкунчика» на следующий сезон. Только по возвращении из поездки работа пошла активнее. В течение января и февраля 1892 года Чайковский закончил и оркестровал балет. В марте в одном из симфонических концертов Русского музыкального общества была исполнена сюита из музыки к балету под управлением самого композитора. Успех был оглушающим: из шести номеров пять по требованию публики были повторены.

По сценарию и подробным указаниям тяжело заболевшего Петипа постановку «Щелкунчика» осуществил второй балетмейстер Мариинского театра Л. Иванов (1834—1901). Лев Иванович Иванов, окончивший в 1852 году Петербургское театральное училище, в это время заканчивал карьеру танцовщика и уже семь лет работал балетмейстером. Ему, помимо нескольких балетов, принадлежали постановки половецких плясок в «Князе Игоре» Бородина и танцев в опере-балете Римского-Корсакова «Млада». В. Красовская писала: «Танцевальное мышление Иванова не опиралось на музыку Чайковского, а жило по ее законам. Иванов в отдельных элементах своей постановки как бы полностью растворяясь в музыке, из ее сокровенных глубин черпал всю спокойную, чистую, даже скромную пластику танца». «Нет в музыке «Щелкунчика» ни одного ритма, ни одного такта, который не перелился бы в танец», — отмечал А. Волынский. Именно в музыке находил балетмейстер источник хореографических решений. Особенно ярко проявилось это в новаторском симфонизированном танце снежных хлопьев.

Щелкунчик

Репетиции балета начались в конце сентября 1892 года. Премьера состоялась 6 (18) декабря. Критика была противоречивой — как положительной, так и резко отрицательной. Однако балет продержался в репертуаре Мариинского театра более тридцати лет. В 1923 году спектакль был восстановлен балетмейстером Ф. Лопуховым (1886—1973). В 1929 году он создал новую хореографическую версию спектакля. В первоначальном сценарии героиня балета именовалась Кларой, но в советские годы ее стали называть Машей (у Дюма — Мари). Позднее постановки балета на различных советских сценах осуществляли разные балетмейстеры.

Сюжет

Рождественский сочельник в доме Зильбергаузов. Гости собираются на праздник. В зал вводят Клару, Фрица и их маленьких гостей. Все восхищены нарядной елкой. Детям раздают подарки. Часы бьют полночь, и с последним их ударом появляется крестный Клары Дроссельмейер. Умелый мастер, он приносит в подарок огромные механические куклы — Маркитантку, Солдата, Арлекина и Коломбину. Дети радостно благодарят доброго крестного, но Зильбергауз, боясь, что они испортят подарки, приказывает унести их в его кабинет. Утешая огорченных Клару и Фрица, Дроссельмейер вынимает из кармана смешного маленького Щелкунчика и показывает, как тот грызет орехи. Дети радуются новой игрушке, но потом ссорятся из-за нее. Фриц заставляет Щелкунчика разгрызать самые твердые орехи, и у Щелкунчика ломается челюсть. Фриц раздраженно бросает Щелкунчика на пол, но Клаpa поднимает его, укачивает как маленького ребенка, укладывает на кроватку любимой куклы и укутывает одеялом. Зильбергауз велит вынести из гостиной мебель, чтобы устроить в ней общий танец. По окончании танцев детей отправляют спать. Гости и хозяева расходятся.

Лунный свет падает в окно опустевшего зала. Входит Клара: она не может уснуть, так как беспокоится о Щелкунчике. Слышатся шорох, беготня и царапанье. Девочке становится страшно. Она хочет убежать, но большие настенные часы начинают отбивать время. Клара видит, что вместо совы на часах сидит Дроссельмейстер, помахивающий полами кафтана как крыльями. Со всех сторон мерцают огоньки — глаза мышей, заполняющих комнату. Клара бежит к кроватке Щелкунчика. Елка начинает расти и становится огромной. Куклы оживают и бегают в испуге. Строятся в ряды пряничные солдаты. Начинается битва с мышами. Щелкунчик, поднимаясь с постели, приказывает бить тревогу. Раскрываются ящики с оловянными солдатиками, армия Щелкунчика строится в боевое каре. Мышиное войско атакует, солдатики смело противостоят натиску, и мыши отступают. Тогда в поединок вступает Мышиный король. Он готов уже убить Щелкунчика, но Клара снимает башмачок и бросает его в Короля. Щелкунчик ранит его, и тот вместе с остатком войска бежит с поля боя. Щелкунчик с обнаженной шпагой в руке подходит к Кларе. Он превращается в прекрасного юношу и просит девочку следовать за ним. Оба скрываются в ветвях елки.

Щелкунчик

Зал превращается в зимний лес. Крупными хлопьями падает снег, поднимается метель. Ветер подгоняет танцующие снежинки. Постепенно метель стихает, в лунном свете нарядно искрится снег.

Сказочный город Конфитюренбург. Во Дворце сластей Фея Драже и Принц Коклюш ожидают приезда Клары и принца Щелкунчика. Все подготовлено к торжественному приему дорогих гостей. Клара и Щелкунчик приплывают по реке в лодке из позолоченной скорлупы. Все почтительно кланяются прибывшим. Клара изумлена богатством раскинувшегося перед ней города. Щелкунчик рассказывает, что Кларе обязан своим спасением. Начинается праздник, в котором принимают участие повелительница сластей Фея Драже, Матушка Жигонь и другие сказочные персонажи.

Музыка

В своем последнем балете Чайковский обращается к той же теме, которая была воплощена в «Лебедином озере» и «Спящей красавице» — преодолению злых чар силой любви. Еще дальше идет композитор по пути симфонизации музыки, обогащения ее всеми возможными выразительными средствами. Удивительно естественно происходит здесь слияние выразительного и изобразительного, театральности и глубочайшего психологизма.

Сцену роста елки в I акте сопровождает музыка поистине симфонического размаха — вначале тревожная, призрачная, рисующая суету мышей и странные ночные видения, она постепенно ширится, расцветает прекрасной бесконечно разворачивающейся мелодией. Музыка тонко воплощает все происходящее и в последующей сцене: и окрики часового, и барабанный бой, и военные, хотя и игрушечные, фанфары, и мышиный писк, и напряжение схватки, и чудесное превращение Щелкунчика. Вальс снежинок прекрасно передает ощущение холода, игру лунного света и в то же время — разноречивые чувства героини, оказавшейся в таинственном волшебном мире. Дивертисмент II акта включает в себя различные танцы: танец шоколада (блестящий испанский), кофе (изысканный и томный восточный), чая (ярко характерный, насыщенный комическими эффектами китайский), а также живой, в народном духе, русский трепак; изящно стилизованный танец пастушков; комический танец Матушки Жигонь с вылезающими из-под ее юбки детишками. Вершина дивертисмента — знаменитый Вальс цветов с его разнообразием мелодий, симфоническим развитием, пышностью и торжественностью. Удивительно изящен и тонок танец Феи Драже. Лирической же кульминацией всего балета является адажио (в первоначальной постановке — Феи Драже и принца, ныне — Клары и Щелкунчика).

На фото: «Щелкунчик» в постановке Григоровича в Большом театре

Щелкунчик

Как полагалось в то время, критики отчаянно ругали новинку. И музыка не дансантна, и сюжет не для большого балета, да и главные роли исполняет зеленая молодежь из Театрального училища: Клару — Станислава Белинская, Щелкунчика — Сергей Легат. Итальянская балерина Антониетта Дель-Эра (фея Драже) также не произвела должного впечатления, станцевав свою партию всего на двух представлениях. В дальнейшем спектакль Иванова возобновлялся в родном театре дважды (1909, 1923), но уже с середины 1920-х годов навсегда сошел со сцены. Его сюжетная основа была ущербна прежде всего по отношению к главной героине, у нее отняли возможность выразить себя в танце. Да и финал всей истории оставался открытым: то ли Клара должна была проснуться, либо навечно оставаться в сказочном царстве сластей?

В качестве музыки Чайковского могли сомневаться только ретрограды-балетоманы. Критик Борис Асафьев писал о ней: «„Щелкунчик» — совершеннейшее художественное явление: симфония о детстве. Нет, вернее о том, когда детство — на переломе. Когда уже волнуют надежды еще неведомой юности. Когда сны влекут мысли и чувства вперед, а неосознанное — в жизнь только предчувствуемую. Словно раздвигаются стены детской комнаты и мысль-мечта героини и героя вырываются на свежий простор — в лес, природу, навстречу ветрам, вьюге, дальше к звездам и в розовое море надежд».

Эта характеристика композиторского замысла весьма проницательна, но к предложенному Петипа сюжету «Щелкунчика» такая музыка имеет весьма косвенное отношение. В партитуре второго акта немало трагических интонаций, характерных для симфонических сочинений Чайковского, но решительно не вяжущихся с бездумно-пряничной фабулой. Большинство последующих постановок «Щелкунчика», видоизменяя сценарий Петипа, пытались совместить его со своим пониманием музыки Чайковского. Однако, полная удача на этом пути, если и возможна, то пока не достигнута.

Щелкунчик

Следующим по времени балетмейстером, рискнувшим самостоятельно интерпретировать «Щелкунчика», стал Александр Горский. Хореограф разбил свой балет на три акта, перенеся в зимнюю сцену финальный дуэт. Танцевали его Клара и Щелкунчик. Последний акт представлял откровенный дивертисмент. В этом спектакле, как и во всех последующих отечественных постановках, не нашлось места фее Драже и ее верному кавалеру с нелепым именем Коклюш. Московская новинка, показанная в не слишком подходящем для балета 1919 году, прожила недолго.

Еще более решительным был Федор Лопухов, в 1920-х годах возглавлявший петербургский балет. В 1929 году он поставил «Щелкунчика» в 3 актах и 22 эпизодах — как «плод детского воображения». В пяти эпизодах показывались рождественские праздники, в четырех рассказывалась (по Гофману) история превращения юноши в Щелкунчика, а в остальных торжествовала неуемная фантазия Машиных снов. Заметим, что отныне в России героиню балета будут звать не Кларой, а Машей (у Гофмана — Мари). Там, где не хватало музыки, действие обходилось без нее, порой артисты обращались к зрителям с речами. Декорации являли собой восемь больших щитов на колесиках, выкрашенных в разные цвета. Авангардного «Щелкунчика» ругали, по признанию хореографа, «не только враги — им сам Бог велел, — а и единомышленники». Спектакль, безусловно, инспирированный режиссерскими решениями Всеволода Мейерхольда пьес русской классики, прошел всего 9 раз.

Естественно, что театр, где родился «Щелкунчик», хотел иметь этот балет в своем постоянном репертуаре. Новую постановку в 1934 году поручили балетмейстеру Василию Вайнонену. В своем спектакле он опирался на традиции балета времен Петипа и Иванова, умело чередуя большие классические ансамбли (вальс снежинок, розовый вальс, адажио Маши с четырьмя кавалерами) с характерными танцами и пантомимой. В целом новый спектакль придерживался старого сюжета, хотя корректив было предостаточно. Дроссельмейер в доме Штальбаумов (родителям Маши вернули «гофмановское» имя) помимо заводных кукол (Паяц, Куколка, Негр) показывает детям из-за ширмы кукольный спектакль: «Щелкунчик влюблен в принцессу, но ее преследует крысиный король. Принцесса в ужасе, Щелкунчик приходит на помощь и избивает крысиного короля».

Щелкунчик

Тем самым, зрителям, не читавшим литературного оригинала, должна быть понятнее предыстория грядущего ночного сражения. Сцена войны крыс и игрушек выделилась в отдельный акт и происходила в Машином сне. Картина с вальсом снежинок продолжала второй акт и происходила на «пустынной ночной улице». Сам вальс звучал и как лирическое отступление, посвященное волшебным узорам русской зимы, и как величание храброй девочки хором детских голосов. Третий акт начинался в лавке игрушек. Здесь таинственный карлик (переодетый Дроссельмейер) подшучивает над Машей, как бы в очередной раз испытывая ее, пока Щелкунчик-принц не прогоняет его. Игрушечная лавка преображается, начинается праздник. Характерные танцы сменяются розовым вальсом, затем Маша уже в классической пачке беззаботно танцует эффектное адажио с четырьмя кавалерами. Общая кода неожиданно обрывается, Щелкунчик застывает — сон окончен. В коротеньком финале зритель видит за окном спящую девочку. Ламповщик гасит уличные фонари.

Новый спектакль оказался удачным, более 70 лет он исполняется на родной сцене, превысив счет 300 представлений. Однако, не без изменений. В 1947 году крыс заменили на менее страшных мышей, исчез и карлик в начале последнего акта. В 1954 году появилась великолепная сценография Симона Вирсаладзе. Образ первой картины стал более волшебным, елка, то серебристо-розовая, то черная, соответствовала душевному состоянию героини, а праздник финального акта предстал более гармоничным, без излишней красивости. В целом «Щелкунчик» Вайнонена — Вирсаладзе стал классическим балетом XX века. В 1958 году театр подарил этот спектакль Хореографическому училищу, и с тех пор каждое новое поколение Академии русского балета танцует его на сцене театра на радость своим папам и мамам, а с ними — многочисленным зрителям.

Когда в 1966 году Юрий Григорович в московском Большом театре показал свой «Щелкунчик», многим показалось, что найдено идеальное решение партитуры Чайковского. Придерживаясь, в основном, сценария Петипа, хореографу удалось создать спектакль со сквозным действием. Его герои, окруженные друзьями-куклами, после нешуточной битвы пускаются в сказочное путешествие вверх по гигантской елке. Снежинки скрывают их от мышиной погони, друзья развлекают их «кукольными» пародиями на характерные танцы в старинных балетах. Близко к вершине в елочном храме происходит волшебное венчание Маши и Щелкунчика.

Щелкунчик

Необычно решал Григорович образ Щелкунчика. Собственно кукла появлялась уже в прологе в руках «летящего» на праздник Дроссельмейера, затем крестный дарил Маше живую куклу, «поломка» которой не могла оставить равнодушной ни девочку, ни зрителя. И наконец, после победы над полчищем мышей в алом одеянии возникал истинно сказочный герой-принц. Укрупнился и образ Дроссельмейера. Он испытывает души героев всем прекрасным и страшным, что бывает в хорошей сказке. Он одновременно милосерден и коварен, незаметен и вездесущ. С этим персонажем в спектакль приходит Гофман, точнее гофманиана, просветленная музыкой Чайковского. Спектакль Григоровича не сходит со сцены Большого театра почти 40 лет, он неоднократно с разными составами исполнителей показывался по телевидению, существует и снятый в 1977 году телефильм. Однако, поиски иных решений «Щелкунчика» продолжались.

За рубежом спектакль Льва Иванова впервые был реконструирован Николаем Сергеевым в Лондоне в 1934 году. Другой бывший питомец Мариинского театра Джордж Баланчин неоднократно участвовал в оригинальном петербургском спектакле — от детских ролей до танца буффонов. В своем «Щелкунчике» (Нью-Йорк Сити бэллей, 1954) он, сохранив сценарий Петипа с феей Драже и Конфитюренбургом, сочинил новые танцы и мизансцены. Однако, уже постановки Рудольфа Нуреева (Лондонский Королевский балет, 1968) и Михаила Барышникова (Американский театр балета, 1976) испытали влияние спектаклей Вайнонена и Григоровича.

С тех пор многочисленные рождественские представления «Щелкунчика» принципиально отличаются, либо танцевально-полноценной партией Клары и попыткой хоть некоторой гофманианы, либо сознательным акцентом на праздник в городе сластей во главе с феей Драже.

Существуют и более нетрадиционные решения старинного балета, однако, пожалуй, самое неожиданное было реализовано в 2001 году в Мариинском театре. Инициатором и постановщиком стал не хореограф, а художник Михаил Шемякин. В новом «Щелкунчике» ему принадлежат не только декорации и костюмы, но и активная переделка либретто, и даже мизансцены. На долю хореографа Кирилла Симонова осталось лишь сочинение отдельных танцев.

Щелкунчик

Уже в первых сценах перед нами предстает гротескный мир мещанского изобилия: огромные окорока, мясные туши, гигантские винные бутыли. Здесь рождественский праздник лишь повод обильной еды и выпивки, а танцы — удобный способ растрясти желудок. В этом мирке Маша — нелюбимая дочь, чье одиночество и болезненные фантазии не интересны ни родителям, ни гостям. Лишь Дроссельмейер из жалости дарит ей Щелкунчика, который становится ее долгожданным другом.

В сцене ночного сражения глаза зрителей буквально разбегаются. С игрушками сражается не жалкая стая мышей, а целое крысиное царство: семиглавый император с семьей, епископ со свитой, офицеры в камзолах и при шпагах, солдаты и даже артиллеристы. Традиционный бросок башмачка прекращает кровавый бой, и Маша со Щелкунчиком в огромном башмаке-самолете летят в иной, прекрасный мир. На их пути встает злая метель: женский кордебалет в черных трико, юбках и шапочках, на которых угрожающе колышутся снежные хлопья. Прекрасная музыка Чайковского, исполняемая в намеренно убыстренном темпе, неожиданно становится агрессивной. Под стать ей и яркий хореографический образ недоброй вьюги — несомненная удача балетмейстера. Преодолев эти испытания, герои прибывают во второй акт.

В городе карамельные колонны засижены мухами и гусеницами, шествуют огромные фигуры леденцов, человек-муха сражается со Щелкунчиком на шпагах. Маша, наконец, целует Щелкунчика, и он превращается в Принца. Па-де-де героев и общий вальс вселяют некоторую надежду, но финал устрашает. Посреди Конфитюренбурга вырастает многоэтажный торт, его венчают марципановые фигуры Маши и Щелкунчика, а в его средней части уже резвятся ненасытные крысята.

Справедливости ради следует сказать, что этот явно экспериментальный «Щелкунчик» пользуется устойчивым успехом у зрителей.

А. Деген, И. Ступников

На фото: «Щелкунчик» в постановке Шемякина в Мариинском театре

Щелкунчик

. Дальнейшим шагом в творчестве Чайковского по пути симфонизации балета и насыщения танца конкретным образно-характеристическим содержанием явился «Щелкунчик» по сказочной повести Э.Т.А. Гофмана в свободном пересказе А. Дюма. Инициатива создания этого балета, как и «Спящей красавицы», принадлежала Всеволожскому, по наметкам которого был разработан подробный сценарный план Петипа. Хотя сюжет Гофмана сам по себе привлекал композитора, многое в том, как он оказался истолкован авторами балетного сценария, вызывало у него решительный протест.

Всеволожский и Петипа видели в сказке немецкого писателя-романтика прежде всего материал для эффектного и завлекательного зрелища. Действие двухактного балета исчерпывается первой его половиной; вторая часть представляет собой красочный дивертисмент в придуманном Всеволожским «Confitiirenburg’e» — «Городе сластей», куда ведут авторы либретто своих героев — девочку Клару и освобожденного от колдовских чар Щелкунчика. Больше всего смущал Чайковского именно этот «кондитерский дивертисмент». «. Ощущаю полную неспособность воспроизвести музыкально Confitiirenburg», — признавался он вскоре после начала работы над балетом. Но постепенно ему удалось найти свое решение, во многом независимое от сценария Всеволожского — Петипа, а кое в чем даже противоречащее ему. «Никакая сценическая постановка, — писал Асафьев, — до сих пор не была в состоянии превзойти увлекательность и занимательность сказочно-симфонического оркестрово-колоритного воздействия партитуры». Необычайная по богатству красок и тембровой изобретательности, сочетанию острой характеристичности с сочной полнотой звучания и подлинным симфонизмом партитура «Щелкунчика» несомненно намного превосходит замысел либреттистов и постановщиков балета.

Несмотря на то, что главными действующими лицами «Щелкунчика» являются дети, балет этот не может быть отнесен к области детской музыкальной литературы. Как верно заметил Асафьев, это музыкально-хореографическое повествование не столько о детстве, сколько о том переломном моменте в жизни, «когда уже волнуют надежды еще неведомой юности, а еще не ушли детские навыки, детские страхи. Когда сны влекут чувства и мысли вперед, в неосознанное — в жизнь, только предчувствуемую». Мир беспечного детства с его играми, забавами, ссорами из-за игрушек показан в сценах зажигания елки, раздачи подарков, танцев и хороводов из первой картины первого действия. Во втором действии перед Кларой и Щелкунчиком, превратившимся в прекрасного принца, открывается новый волшебный мир, полный таинственной прелести, и детство остается уже позади. Связующую роль выполняет симфоническая картина жутких фантастических снов Клары, войны мышей и игрушек, где и совершается тот душевный перелом, о котором пишет Асафьев. Происходящее тут же превращение Щелкунчика отражает распространенный сказочный мотив: добро и любовь торжествуют над злым волшебством (Известную параллель к истории Щелкунчика представляет, например, сказка о Царевне-лягушке. Аналогичный мотив находит отражение и в «Спящей красавице».).

Композитор находит яркие выразительные средства для обрисовки двух миров, сопоставленных в «Щелкунчике»: мира уютного бюргерского быта и таинственно влекущего, чарующего или пугающего и мрачно завораживающего фантастического мира. Начальные сцены веселого рождественского праздника в доме президента Зильбергауза резко контрастируют всему дальнейшему. Здесь преобладают простые и прозрачные оркестровые краски, привычные обиходные танцевальные формы (детский галоп, полька, вальс), порой с оттенком иронически окрашенной стилизации (выход родителей в щегольских нарядах времен Директории под звуки тяжеловесного менуэта, наивно-простодушный гросфатер). Элемент загадочного, чудесного вторгается в эту мирную обстановку в облике советника Дроссельмейера с его удивительными куклами. Музыкально он охарактеризован острыми причудливыми очертаниями мелодического рисунка, необычными комбинациями оркестровых тембров (например, альт и два тромбона), в которых слышится что-то смешное, нелепое и одновременно колдовское. Не случайно тема, сопровождающая выход Дроссельмейера, возникает затем в ночных кошмарах Клары.

С наступлением ночи оживает таинственный мир чудес и все окружающее предстает в необычном, тревожащем воображение свете. Тихая, нежная колыбельная Клары, убаюкивающей Щелкунчика, уже ранее проходившая дважды, теперь звучит по-новому благодаря наполненной оркестровой фактуре с арпеджиями арф, окутывающими простую бесхитростную мелодию мягким светом. Колорит музыки становится все более легким, мерцающим, вызывая ощущение прозрачной тьмы, освещаемой лучами лунного света (взлетающие пассажи флейты, арпеджии арфы). Но глухо, затаенно раздающийся сначала в густом низком регистре (бас-кларнет, туба), потом у высоких деревянных (флейта, гобой, кларнет) «стук судьбы» предвещает недоброе. Оживает ночная нечисть, выползают из своих щелей мыши и крысы («шуршащие» пассажи фагота и струнных басов), и в это время вдруг начинает расти елка, достигая огромной высоты. В музыке этот момент передан тремя мощными волнами нарастания, построенного на секвенционном развитии мотива, близко напоминающего тему любви из «Пиковой дамы», а также родственную ей тему скрипичного соло из антракта между двумя картинами второго действия «Спящей красавицы».

Щелкунчик

Значение данного эпизода не ограничивается рамками иллюстративного сопровождения сценического образа, исполненная страстным волнением музыка передает душевный рост юной героини, впервые испытывающей зарождение новых, ей самой не вполне еще понятных чувств и влечений. Растущая елка — только символ, внешнее аллегорическое выражение более глубокого психического процесса.

На этом оканчивается первая половина симфонической картины, второй ее раздел изображает войну мышей и игрушек. Мышиные шорохи и писки, здесь сплетаются с боевыми кличами кукольного войска (фанфарная тема гобоя), дробью маленьких барабанчиков, «наступательными» остинатными ритмами. Разгул ночной нечисти внезапно прекращается, когда Клара бросает свою туфельку в мышиного царя и тем спасает Щелкунчика, который затем превращается в прекрасного принца. Эта сцена непосредственно переходит в следующую картину — волшебный лес, куда переносится Клара вместе с принцем, их приветствуют гномы с зажженными факелами. Испытания остались позади, торжественная плавно развертывающаяся тема звучит с все нарастающей силой как гимн стойкости и чистоте чувства. Первое действие завершается ритмически своеобразным «Вальсом снежинок», с группировкой фраз по две четверти, идущей «поперек» тактового размера. Так начинаются странствования Клары и спасенного ею Щелкунчика: хрустальный звон челесты в светлой мажорной коде звучит как предвестник ожидающих героев чудес и радостей.

Вступление к этому действию рисует картину полноводной реки со вздымающимися волнами, по которым скользит ладья, привозящая Клару и принца в сказочный Конфитюренбург: светлая мелодия в духе баркаролы, основанная на звуках бесполутонового ряда, оплетается фигурацией арф, создающей иллюзию плавного покачивания плывущей лодки.

После рассказа всеми приветствуемого Щелкунчика о ночных происшествиях идет большой дивертисмент, состоящий из сюиты характерных национальных танцев: блестящий темпераментный испанский; томный арабский с лениво покачивающейся квинтой в басу и приглушенным звучанием засурдиненных струнных; остроумно инструментованный юмористический китайский (широкие пассажи флейты с размеренным аккомпанементом двух фаготов, напоминающим автоматическое покачивание головой фарфоровых куколок); лихой русский трепак, за которым следуют изящный танец пастушков с двумя солирующими флейтами, комически разухабистая пляска французских полишинелей, и, наконец, завершающий весь цикл пышный и поэтически увлекательный «Вальс цветов».

В эту атмосферу светлого праздничного торжества неожиданно вторгаются нотки страстного волнения и почти драматизма в танцевальном дуэте, непосредственно следующем за вальсом. Это кульминационныи момент в развитии линии двух юных героев (По плану Петипа дуэт предназначался для феи Драже — персонажа, искусственно введенного в связи с замыслом Конфитюренбурга, — и принца Оршад. В современном балетном театре его исполняют Клара и Щелкунчик, что гораздо логичнее драматургически и больше соответствует характеру музыки.), перед которыми открывается новый большой мир человеческой жизни, одновременно и манящий и тревожащий. «. Здесь развивается мысль о сопутствующей мечтам и надеждам юности борьбе за жизнь» — так определяет Асафьев смысл этого балетного Adagio. Дуэт дополняют две сольные вариации — энергичная стремительная мужская в ритме тарантеллы и грациозная женская. Особенное внимание привлекает к себе вторая вариация, где внешняя холодноватость колорита (солирующая челеста, поддерживаемая легким аккомпанементом струнных и деревянных) соединяется с мягкой и нежной элегичностью. Завершается балет еще одним вальсом и апофеозом, в котором снова звучит безмятежно светлая ласковая тема вступления ко второму действию.

«Щелкунчик» впервые увидел свет на сцене Мариинского театра 6 декабря 1892 года вместе с «Иолантой». Противоречие между тем, что представлялось взору публики на сцене, и высокой симфонической содержательностью музыки Чайковского, неблагоприятно сказалось на судьбе произведения. «Успех был не безусловный, — писал композитор вскоре после премьеры. — Опера, по-видимому, очень понравилась, — балет же, скорее, — нет. И на самом деле он оказался, несмотря на роскошь, скучноватым». За пестрым чередованием разнохарактерных фигур и эпизодов с трудом улавливалась линия сквозного действия, к тому же многое, особенно во втором действии, было не безупречно с точки зрения хорошего вкуса.

«После ряда удачных постановок, как „Пиковая дама“ и „Спящая красавица“, — вспоминал будущий директор императорских театров В. А. Теляковский, — появилась невообразимая по безвкусию постановка балета Чайковского „Щелкунчик“, в последней картине которого некоторые балетные артистки были одеты сдобными бриошами из булочной Филиппова». Почти единодушно отрицательными были и отзывы критики как о спектакле, так и о музыке Чайковского. Только в свете дальнейшего развития хореографического искусства в начале XX века новаторское значение «Щелкунчика» могло быть по-настоящему оценено, и начиная с 20-х годов этот балет занял прочное место в репертуаре отечественных музыкальных театров.

Щелкунчик

Балет в двух действиях 6+, вечером 10+

Выходные данныеПрограммкаКраткое содержаниеО спектаклеЗрительный зал

Историческая сцена

Премьера состоялась 12 марта 1966 г.

Спектакль идет с одним антрактом.
Продолжительность — 2 часа 15 минут.

Щелкунчик
Официальный спонсор балета Большого театра

Либретто Юрия Григоровича по одноименной сказке Эрнста Теодора Амадея Гофмана (с использованием мотивов сценария Мариуса Петипа)

Хореограф-постановщик — Юрий Григорович
Художник-постановщик — Симон Вирсаладзе
Дирижер-постановщик — Геннадий Рождественский
Художник по свету — Михаил Соколов

Щелкунчик. XVI Международный телевизионный конкурс юных музыкантов

Щелкунчик

Видео Финал и торжественное закрытие

Щелкунчик

  • Щелкунчик

Щелкунчик

Анонсы

  • Щелкунчик

Щелкунчик

Щелкунчик

Щелкунчик

Щелкунчик

О конкурсе Щелкунчик. XVI Международный телевизионный конкурс юных музыкантов

Конкурс «Щелкунчик» – один из важнейших проектов нашего телеканала. Он открывает новые имена и дает возможность талантливым ребятам из России и других стран заявить о себе как о серьезных музыкантах.

«Щелкунчик» уже давно стал одним из самых престижных конкурсов юных музыкантов России. Из года в год он неизменно вызывает огромный интерес у ценителей классической музыки и позволяет молодым музыкантам не только продемонстрировать свое мастерство, но и обменяться профессиональным опытом, выслушать советы выдающихся мастеров.

XVI Международный телевизионный конкурс юных музыкантов «Щелкунчик» состоялся в Москве с 30 ноября по 7 декабря 2015 года.

ПОБЕДИТЕЛИ

Специальность «Струнные инструменты»
Лея Чжу
(9 лет, Великобритания, Ньюкасл-апон-Тайн) – «Золотой Щелкунчик»
Юджин Каваи (12 лет, Япония, Токио) – «Серебряный Щелкунчик»
Эдуард Коллерт (13 лет, Чешская республика, Прага) – «Бронзовый Щелкунчик»

Специальность «Духовые и ударные инстурменты»
Тимофей Яхнов
(11 лет, Россия, пос. Парголово) – «Золотой Щелкунчик»
Андрей Рязанцев (13 лет, Россия, Москва) – «Серебряный Щелкунчик»
Михаил Петухов (12 лет, Россия, Москва) – «Бронзовый Щелкунчик»

Специальность «Фортепиано»
Максим Ландо
(13 лет, США, Грейт Нек) – «Золотой Щелкунчик»
Варвара Кутузова (12 лет, Россия, Москва) – «Серебряный Щелкунчик»
Николай Варламов (12 лет, Россия, Москва) – «Бронзовый Щелкунчик»

Концерт-открытие XVI Международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик» 30 ноября и финальный тур 7 декабря 2015 года с прямым смс-голосованием телезрителей проходили в Концертном зале имени П.И. Чайковского.

В праздничном концерте-открытии конкурса принимали участие знаменитые исполнители – члены жюри: Ханс Шелленбергер, Дмитрий Алексеев, Захар Брон, Вадим Эйленкриг, Марк Пекарский, И-Пинь Янг, а также выступят лауреаты конкурса прошлых лет и специальный гость – Элли Чои (Гран-при Международного конкурса скрипачей им. Г. Венявского, 2015). При участии Российского национального оркестра. Дирижер – Эйюб Кулиев. Ведущие: Татьяна Геворкян и Александр Малич.

1 и 2 декабря в Центральной музыкальной школе при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского прошли I и II туры. На нашем сайте велась онлайн-трансляция туров.

7 декабря в вечернем эфире – прямая трансляция из Концертного зала им. П.И. Чайковского III тура и Торжественной церемонии закрытия конкурса. На сцене – 9 финалистов и Российский национальный оркестр, дирижер Эйюб Кулиев.

Трансляции концертов велась в эфире и на сайте телеканала «Культура».

Уникальность конкурса в том, что юные музыканты могут не только продемонстрировать свое мастерство, обменяться опытом и выслушать советы высокопрофессионального жюри. Прежде всего, конкурс «Щелкунчик» предоставляет им шанс заявить о себе, выступив перед многомиллионной телевизионной аудиторией, ведь за ходом всего конкурса зрители могут следить в режиме online на сайте телеканала «Россия К», а трансляции II и III туров будут показаны в эфире телеканала. К тому же в III туре участники играют на сцене Концертного зала им. П.И. Чайковского – одной из лучших площадок Москвы – в сопровождении профессионального симфонического оркестра. Поэтому не только победа, но и само участие в конкурсе становится столь желанным.

«Конкурс «Щелкунчик» предоставляет юным музыкантам уникальную возможность продемонстрировать свои знания и понимание музыки на большой сцене. Благодаря великолепной поддержке «Щелкунчик» с каждым годом все больше набирает силы и дает чудесный шанс талантливым юным исполнителям выступать бок о бок с признанными музыкантами мировой величины», – отмечает в своем приветственном слове член Международного попечительского совета конкурса «Щелкунчик» Эвелин Гленни.

Конкурс «Щелкунчик» проводится по трем специальностям:

• фортепиано;
• струнные инструменты (скрипка, виолончель, арфа, контрабас);
• духовые (кроме блок-флейты) и ударные инструменты.

Принять участие в конкурсе могут юные музыканты в возрасте:

— до 14 лет – пианисты, а также исполнители на струнных и ударных инструментах;
— до 15 лет – исполнители на духовых инструментах.
Т.е. не более 13 и 14 лет соответственно всем конкурсантам должно быть в первый день Конкурса на прослушиваниях первого тура (в этом году первый тур будет проходить 1 декабря).
Нижнего ограничения возраста участников нет.

Самому юному участнику XVI конкурса, исполнителю на теноре Алексею Кардонову из Зеленограда – 7 лет.

Телевизионный конкурс юных музыкантов «Щелкунчик» учрежден телеканалом «Культура» в 2000 году и с тех пор проводится ежегодно. Уникальный с момента своего основания, конкурс и по сей день остается единственным в России детским телевизионным конкурсом в области академической музыки.

НАГРАДЫ

Золотой, Серебряный и Бронзовый щелкунчики в каждой номинации, фигурки которых созданы всемирно известным художником Михаилом Шемякиным. А по результатам смс-голосования вручается Приз зрительских симпатий.

ПОПЕЧИТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ

В 2015 году у конкурса появился Международный попечительский совет, в состав которого входят известные музыканты, деятели культуры и меценаты: Эвелин Гленни, Денис Мацуев, Ирина Никитина Хефлигер, Палома О’Ши, Владимир Спиваков, Маркус Хинтерхойзер, Алексей Шалашов, Михаил Шемякин, Геннадий Явник.

ЖЮРИ

Оценивали выступления юных музыкантов в этом году:

В номинации «Фортепиано» – Дмитрий Алексеев (профессор, Королевский колледж музыки в Лондоне, Великобритания – Россия); Лукас Барвински (исполнительный директор, Международный музыкальный фонд Ланг-Ланга, Австрия); Екатерина Мечетина (преподаватель, Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, Россия).

В номинации «Струнные инструменты» – Захар Брон (профессор, Академия Захара Брона в Интерлакене, Германия – Россия); Алексей Васильев (ректор, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова, Россия); Акико Тацуми (профессор, Школа музыки Тохо Гакуен (Япония).

В номинации «Духовые и ударные инструменты» – И-Пинь Янг (приглашенный профессор, Шанхайская консерватория, КНР); Хансйорг Шелленбергер (профессор, Музыкальный колледж Королевы Софии в Мадриде, Германия); Вадим Эйленкриг (доцент, Государственная классическая академия им. Маймонида, Россия); Марк Пекарский (профессор, Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, Россия).

Конкурс «Щелкунчик» получил в этом году почетное приглашение вступить в Европейскую ассоциацию музыкальных конкурсов для юношества (EMCY), что свидетельствует о широком международном признании.

Щелкунчик

История музыкального произведения Щелкунчик, берет начало в Рождественскую ночь. В большом, богатом доме стоит праздничная елка, потопая в ярких огнях и новогодней мишуре. Изобилие роскоши завершает поражающий воображение праздничный торт.

Счастливые дети состоятельных родителей со всем великолепием отпраздновали Рождество. После веселья, на уборку зала вышла убогая девочка-служанка. Кружась в танце с метлой, она находит под елкой игрушку, которая предназначена для раскалывания орехов. Непреодолимая жалость охватила ее.

Находясь в руках девочки, Щелкунчик оживает и придается воспоминаниям. Когда-то он был маленьким мальчиком, родившимся в королевской семье. В честь рождения принца король устроил пышный бал. Но, вдруг, нарушая торжественное празднование в честь крещения наследника, является трехголовая королева мышей, со своим трехголовым сыном. Не дождавшись от короля приглашения и изрядно разозлившись, они прибыли в качестве незваных гостей.

Пытающийся лишиться общества неприятной мыши, король убивает ее. Перед смертью королева грызунов успевает околдовать злым волшебством маленького принца, превратив его в Щелкунчика. А королевство, со всеми его жителями, было заморожено. Трехглавый сын погибшей матери, трусливо убегает с места происшествия, прихватив корону усопшей и пообещав вернуться.

Рассказывая свою историю, Щелкунчик замечает появившееся войско мышей, во главе которого находится жаждущий мести сын. Солдаты гвардии атакуют девочку, пытаясь отобрать у нее ожившую игрушку. Внезапно, используя магию, один из грызунов уменьшает героиню до кукольных размеров и берет в плен. Щелкунчик, как истинный джентльмен, бросается на ее спасение.

Щелкунчик

Балет в 2-х действиях с прологом

Пролог

В канун Рождества, в красивом доме доктора Штальбаума начинают собираться гости. За взрослыми на цыпочках следуют девочки и маршируют мальчики.

Действие I

Дети Штальбаума Мари и Фриц, как и другие дети, с нетерпением ждут подарков. Последний из гостей — Дроссельмейер. Он входит в цилиндре, с тростью и в маске. Его способность оживлять игрушки не только забавляет детей, но и пугает их. Дроссельмейер снимает маску. Мари и Фриц узнают своего любимого крестного.

Мари хочет поиграть с куклами, но с огорчением узнает, что они все убраны. Чтобы успокоить девочку, крестный дарит ей Щелкунчика. Странное выражение лица куклы забавляет ее. Шалун и озорник Фриц нечаянно ломает куклу. Мари расстроена. Она укладывает полюбившуюся ей куклу спать. Фриц вместе с друзьями надевают маски мышей и начинают дразнить Мари.

Праздник заканчивается, и гости танцуют традиционный танец «Гросс-Фатер», после чего все расходятся по домам. Наступает ночь. Комната, в которой находится ёлка, наполняется лунным светом. Мари возвращается, она обнимает Щелкунчика. И тут появляется Дроссельмейер. Он уже не крестный, а добрый волшебник. Он взмахивает рукой и в комнате начинает все меняться: стены раздвигаются, ёлка начинает расти, ёлочные игрушки оживают и становятся солдатиками. Внезапно появляются мыши под предводительством Мышиного короля. Отважный Щелкунчик ведет солдатиков в бой.

Щелкунчик

Щелкунчик

Щелкунчик и Мышиный король встречаются в смертельной схватке. Мари видит, что армия мышей превосходит армию солдатиков.

В отчаянии она берёт тяжёлый горящий подсвечник и со всей силой бросает его в Мышиного короля. Он напуган и убегает вместе со своей армией. Армия солдатиков победила. Они триумфально несут Мари на плечах к Щелкунчику. Внезапно лицо Щелкунчика начинает меняться. Он перестает быть уродливой куклой и превращается в прекрасного Принца. Мари и оставшиеся в живых куклы оказываются под звездным небом и фантастически красивой ёлкой, вокруг кружатся снежинки.

Действие II

Мари и Принц любуются красотой звездного неба. Внезапно их атакуют мыши. И вновь, Принц наносит им поражение. Все танцуют и веселятся, празднуют победу над мышиным войском.

Испанская, Индийская и Китайская куклы благодарят Мари за то, что она спасла им жизнь. Вокруг танцуют прекрасные феи и пажи.

Появляется Дроссельмейер, он опять меняет все вокруг. Все готовятся к королевской свадьбе Мари и Принца. Мари просыпается. Щелкунчик всё ещё у неё в руках. Она сидит в Знакомой комнате. Увы, это был всего лишь сказочный сон…

Значимые постановки

Мариинский театр

  • 6 (18) декабря1892 года — премьера: балетмейстер Л. И. Иванов, дирижёр Р. Дриго, художники А. И. Бочаров и К. Иванов, костюмы — И. А. Всеволожский и Е. П. Пономарев; Клара — Станислава С. Белинская, Фриц — Василий Н. Стуколкин; остальные партии: Щелкунчик — С. Г. Легат, фея Драже — А.Дель-Эра, принц Коклюш — П. Гердт, Дроссельмейер — Т. Стуколкин, Шут — А. В. Ширяев, Марианна — Лидия Рубцова.
  • 1923 — возобновление постановки Л. И. Иванова в тех же декорациях; балетмейстеры Ф. В. Лопухов и А. В. Ширяев, дирижер А. В. Гаук; фея Драже — Е. П. Гердт, принц Коклюш — М. А. Дудко, Дроссельмейер — Н. А. Солянников.
  • 1929 — Новая редакция; балетмейстер Ф. В. Лопухов, дирижер А. В. Гаук, худ. В. В. Дмитриев; Маша — О. П. Мунгалова, Щелкунчик — П. А. Гусев, Дроссельмейер — Л. С. Леонтьев.
  • 1934 — балетмейстер В. И. Вайнонен, дирижер Е. А. Мравинский, худ. И. Ф. Селезнев; Маша — Г. С. Уланова, Щелкунчик-принц — К. М. Сергеев.

Большой театр

  • 1919 — балетмейстер А. А. Горский, дирижер Н. А. Федоров, художник Константин Коровин; Клара — В. В. Кудрявцева, Фриц — Шокоров 2-й, Щелкунчик-принц — Ефимов, Дроссельмейер — А. Д. Булгаков. В этой постановке сцена представляла собой сервированный стол с огромным кофейным сервизом, из которого выходили танцоры.
  • 1932 — спектакль балетного техникума при ГАБТе; балетмейстер Л. И. Иванов, возобновление А. И. Чекрыгина и А. М. Монахова, дирижер Ю. Ф. Файер, художник Панфилов; Клара — Е. К. Фарманянц, Щелкунчик — Ю. В. Папко, Фриц — Ю. Гербер, Дроссельмейер — А. И. Чекрыгин, фея Драже — О. В. Лепешинская.
  • 1939 — балетмейстер В. И. Вайнонен, дирижер Ю. Ф. Файер, худ. В. В. Дмитриев; Маша — М. Т. Семенова, Щелкунчик — А. Н. Ермолаев, Дроссельмейер — В. А. Рябцев.
  • 12 марта 1966 — новая постановка; балетмейстер Ю. Н. Григорович, дирижер Г. Н. Рождественский, худ. С. Б. Вирсаладзе; Маша — Е. С. Максимова, Щелкунчик-принц — В. В. Васильев, Мастер кукол — В. А. Левашев, Король мышей — Г. Б. Ситников, Пастушка — Т. Н. Попко.

Примечания

Ссылки

  • балет «Щелкунчик» Театра Санкт-Петербургской консерватории на сцене Михайловского театра на телеканале «Искусство ТВ»
  • Щелкунчик — либретто и фотографии балета в постановке Театра классического балета п/р Н. Касаткиной и В. Василёва
  • ЩЕЛКУНЧИК. Либретто

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Щелкунчик (балет)» в других словарях:

Щелкунчик (значения) — Щелкунчик: Щелкунчик из Рудных гор Щелкунчик вид щипцов для орехов в виде куклы; традиционная рождественская игрушка. «Щелкунчик и мышиный король» … Википедия

Балет П.И.Чайковского «Щелкунчик» — В 1890 году русский композитор Петр Чайковский получил заказ от дирекции Императорских театров на двухактный балет. Для балета композитор избрал известную сказку немецкого писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана Щелкунчик и мышиный король из… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Балет — С середины 30 х гг. XVIII в. в Петербурге стали регулярными придворные балетные представления. В 1738 в Петербурге открыта первая русская балетная школа (с 1779 Театральная школа), включавшая балетные классы (ныне Хореографическое училище); … Санкт-Петербург (энциклопедия)

ЩЕЛКУНЧИК — (нем. Nupknacker) центральный персонаж сказки Э.Т.А.Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король» (1816). Щ. забавная игрушка, которую подарил на Рождество маленькой девочке Мари ее крестный Дроссельмайер. Большая голова нелепо выглядела по сравнению с… … Литературные герои

Щелкунчик — У этого термина существуют и другие значения, см. Щелкунчик (значения). Щелкунчик Фрагмент спектакля «Щелкунчик» в постановке Импер … Википедия

Балет в филателии — Почтовая марка СССР (1969): I Международный конкурс артистов балета в Москве Тема балета в филателии составляет одно из направлений тематического коллекционирования почтовых марок и других филателистических материалов, посвящённых балетным… … Википедия

Балет — (франц. ballet, от итал. balletto, от позднелат. ballo танцую) вид сценич. иск ва; спектакль, содержание к рого воплощается в муз. хореографич. образах. На основе общего драматургич. плана (сценария) Б. соединяет музыку, хореографию… … Музыкальная энциклопедия

ЩЕЛКУНЧИК — Один из самых знаменитых балетов П.И. Чайковского (либретто М. Петипа по сказке Э.Т.А. Гофмана). Написан в 1891 г., впервые поставлен М. Петипа на сцене Мариинского театра в 1892 г. Балет начинается рождественским праздником, на котором девочке… … Лингвострановедческий словарь

Балет — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

«Щелкунчик» — ЩЕЛКУ́НЧИК , балет в 2 актах (по сказке Э. Т. А. Гофмана). Комп. П. И. Чайковский, сцен. М. И. Петипа. 6.12.1892, Мариинский т р, балетм. Л. И. Иванов, худ. K. M. Иванов и М. И. Бочаров (декорации), И. А. Всеволожский и Е. П. Пономарёв (костюмы) … Балет. Энциклопедия

Щелкунчик

Балет в 2-х актах с апофеозом

Либретто Мариуса ПЕТИПА по сказке Э.-Т.-А. ГОФМАНА

Звезда мирового балета Николай Цискаридзе дебютировал в качестве постановщика на сцене Детского музыкального театра, представив свою версию великого балета Чайковского. Он выбрал хореографию в редакции Василия Вайнонена, самую трогательную и нежную, для детской аудитории.

В доме Штальбаумов гости собираются на Рождество. Дети танцуют и получают подарки от крестного Дроссельмейера. Маше, дочери хозяина, досталась смешная зубастая кукла – Щелкунчик. В Машином сне ожившему Щелкунчику предстоит сразиться с Мышиным Королем, отправиться вместе с нею в путешествие по дивной стране, похожей на огромную, празднично украшенную елку, и превратиться в прекрасного принца, с которым Маша будет кружиться в танце.

Премьера 23 декабря 2011 г.

«ЩЕЛКУНЧИК»

Балет в 2-х актах с апофеозом
Либретто Мариуса ПЕТИПА по сказке Э.-Т.-А. ГОФМАНА

Хореография и редакция либретто
Василий Вайнонен
Возобновление
Народный артист России
Михаил Крапивин

Художественный руководитель постановки
Народный артист России
Николай Цискаридзе

Музыкальный руководитель постановки и дирижер
Лауреат международного конкурса
Алевтина Иоффе

Сценография
Эрнст Гейдебрехт (Германия)

Художник по костюмам
Мария Данилова

Хормейстеры
Заслуженный деятель искусств России
Вера ДАВЫДОВА

Педагоги–репетиторы
Заслуженная артистка России
Ирина Макарова
Татьяна Елисеева
Фарит Гильфанов
Олег Кожанов

Дирижер
Олег БЕЛУНЦОВ

Помощник режиссера
Наталья Врачева

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ:

Маша
Заслуженная артистка России, Золотой Лауреат международных конкурсов артистов балета, Лауреат всероссийского конкурса хореографов — Золотая медаль
Елена КНЯЗЬКОВА

Щелкунчик — Принц
Максим ПОДШИВАЛЕНКО
Лауреат всероссийского и международного конкурсов
Иван ТИТОВ
Никита КИРИЛЛОВ

Штальбаум
Дмитрий Круглов
Олег Фомин

Его жена
Екатерина Зайцева
Наталия Савельева

Франц, брат Маши
Михаил Галиев
Лауреат международного конкурса
Валерий Кравцов
Лауреат международного конкурса
Павел ОКУНЕВ

Бабушка
Дарья КАМАШЕВА
Вилина САВКИНА

Дедушка
Александр МЕДВЕДЕВ
Лауреат международного конкурса
Вячеслав ПЕГАРЕВ
Сергей ТАТАРКИН

Дроссельмейер, крестный Маши
Максим ПАВЛОВ
Олег ФОМИН

Няня
Юлия БЕЛЯКОВА
Ольга ЗАРЕЦКАЯ

Король Мышей
Дмитрий КРУГЛОВ
Олег ФОМИН

Щелкунчик-кукла
Рената БУРЦЕВА
Виктория ЕРЕМЕНКО
Лауреат всероссийского конкурса
Анна МАРКОВА

Арлекин
Артур БАРАНОВ
Лауреат международного конкурса
Валерий КРАВЦОВ
Лауреат международного конкурса
Вячеслав ПЕГАРЕВ
Олег ТИХОНОВ

Куколка
Рената БУРЦЕВА
Анна МЕЛЬНИКОВА
Лауреат международного конкурса
Феличия РУСУ

Мавр
Артур ГЕВОРГЯН
Лауреат международного конкурса
Валерий КРАВЦОВ
Лауреат международного конкурса
Павел ОКУНЕВ
Лауреат международного конкурса
Вячеслав ПЕГАРЕВ
Максим ПАВЛОВ

Снежинки
Рената БУРЦЕВА
Екатерина ЗАЙЦЕВА
Лауреат всероссийского конкурса
Анна МАРКОВА
Лауреат всероссийского конкурса
Варвара СЕРОВА

Испанский танец
Рената БУРЦЕВА
Алевтина КАСАТКИНА
Екатерина РЫБЧИНА
Сергей БЕЛОМЫСОВ
Лауреат международного конкурса
Вячеслав ПЕГАРЕВ

Восточный танец
Ольга ЗАРЕЦКАЯ
Наталия САВЕЛЬЕВА
Лауреат всероссийского конкурса
Варвара СЕРОВА
Никита КИРИЛЛОВ
Максим ПОДШИВАЛЕНКО
Олег ФОМИН

Китайский танец
Анастасия ЛОДДЕ
Анна МЕЛЬНИКОВА
Лауреат международного конкурса
Феличия РУСУ
Михаил ГАЛИЕВ
Лауреат международного конкурса
Валерий КРАВЦОВ
Лауреат международного конкурса
Павел ОКУНЕВ

Русский (Трепак)
Рената БУРЦЕВА
Дарья КАМАШЕВА
Анна КРАВЦОВА
Анастасия ЛОДДЕ
Лауреат всероссийского конкурса
Марина ОКУНЕВА
Сергей БЕЛОМЫСОВ
Михаил ГАЛИЕВ
Лауреат международного конкурса
Валерий КРАВЦОВ
Лауреат международного конкурса
Павел ОКУНЕВ
Дмитрий КРУГЛОВ

Па де труа
исполняют учащиеся Московского государственного хореографического училища имени Л.М.Лавровского

В массовых сценах заняты артисты балета театра и учащиеся хореографического отделения ДМШ № 55 Управления культуры ЮЗАО г. Москвы

Ольга Федянина о главных версиях «Щелкунчика», пока он не стал оперой

Самая популярная рождественская феерия в мире существует во множестве ипостасей. Главная из них, разумеется, балетная: балетмейстерами «Щелкунчика» были и Петипа, и Григорович, и Бежар, и Барышников, и Боурн. Но, помимо этого, сюжет, запущенный в художественное обращение Э.Т.А. Гофманом, побывал в руках художников, писателей, мультипликаторов, кинематографистов, режиссеров драмы. А в эти дни закрывается еще одна жанровая «ниша» в истории «Щелкунчика» — в рождественской программе московского театра «Новая опера» стоит первая опера «Щелкунчик». Накануне премьеры Weekend выбрал 10 вариаций классического сюжета

1816
«Щелкунчик и Мышиный король»
сказка
Эрнст Теодор Амадей Гофман

Щелкунчик

Иллюстрация к книге «Чудесная история короля Щелкунчика и бедного Ричарда», английскому переводу сказки Гофмана, 1865 год

Гофмановская сказка начинается с Рождества, а заканчивается в городе Конфетенбург и Марципановом замке. Но в промежутке расположилась уйма характерных гофмановских сюжетов-ужастиков, в которых главную роль играют зло, болезни, черный глаз, армия серых мышей и, главное, вездесущее ожидание того, что на каждой следующей странице притаился какой-то недобрый сюрприз. Так что в счастливый конфетно-марципановый финал поверить до конца не удается. Кстати, среди поклонников сказки были не только дети: гофмановского «Щелкунчика» высоко ценили самые высокопоставленные немецкие полководцы того времени, фон Гнейзенау и фон Харденберг,— за чрезвычайно убедительное и профессиональное описание битвы с участием игрушечных солдатиков.

1818
«Крысиный король Бирлиби»
сказка
Эрнст Мориц Арндт

Щелкунчик

Иллюстрация к сказке Эрнста Морица Арндта «Крысиный король Бирлиби», 1939 года

В коротенькой, буквально на две страницы, сказке Арндта нет никакого Щелкунчика, вся история посвящена простому немецкому крестьянину, который попал в кабалу к Крысиному королю. Крестьянину в результате удается отречься от богатства и спастись. Эрнст Мориц Арндт был одним из видных деятелей немецкого национального движения, знатным ксенофобом и антисемитом; в раннюю пору нацизма, когда еще актуальны были поиски корней и связей, на Арндта ссылались крайне охотно. В «Крысином короле» самые сладострастно-отвратительные строки посвящены описанию жирного, лоснящегося благополучия Крысиного короля и его свиты. В сказке есть и марципан, и шоколад, только здесь они становятся атрибутами не праздника, а разврата. Вернувшись в добродетельную нищету, крестьянин благодарит небеса за избавление от чужеродного зла и злата — перечитывать Арндта сегодня не обязательно, но знать о нем нелишне.

1844
«История Щелкунчика»
сказка
Александр Дюма-отец

Щелкунчик

Титульный лист «Истории Щелкунчика» Дюма-отца, иллюстрация Берталля, 1845 год

Фото: Bibliotheque nationale de France

Дюма адаптировал Гофмана для читателей, которым не был близок ни немецкий романтический мистицизм, ни специальный гофмановский сарказм. Французская версия больше похожа на знакомые нам по «Трем мушкетерам» лихие приключения, зубастый рыцарь не лишен сходства с д’Артаньяном, а вместо подвесок королевы здесь есть семь корон с семи голов Мышиного короля. Именно «Щелкунчик» Дюма и стал основой для либретто Мариуса Петипа, музыку к которому великий хореограф заказал Петру Чайковскому.

1892
«Щелкунчик»
балет
Музыка Петра Чайковского, постановка Мариуса Петипа, Императорский Мариинский театр

Щелкунчик

Сцена из балета «Щелкунчик» в постановке Мариуса Петипа, 1892 год

Фото: РИА НОВОСТИ

В третий раз — после «Лебединого озера» и «Спящей красавицы» — Чайковскому удалось то, что до него считалось практически невозможным: создать заказную балетную музыку, «музыку для ног», которая была бы в то же время шедевром, достойным внимания выдающихся дирижеров и знаменитых оркестров. Внутри самой музыки, как и внутри либретто, заложен своеобразный конфликт, противоречие, о котором писал и сам композитор. Мариус Петипа хотел поставить рождественскую историю во всей ее сказочной и сладостной красоте, а Чайковский жаловался на то, что «город Конфитюренбург» его не привлекает. С тех самых пор каждая следующая балетная интерпретация «Щелкунчика» заново осваивает один и тот же рецепт: сколько «кондитерского» и сколько «серьезного» здесь и сейчас нужно для успеха.

1940
«Фантазия»
мультфильм
Студия Уолта Диснея

Щелкунчик

«Фантазия», 1940 год

Американский мультфильм, отмеченный двумя «Оскарами»,— одно из самых известных культуртрегерских предприятий ХХ века, попытка совместить классическую музыку с анимацией, Баха с Микки-Маусом. Среди девяти фрагментов, призванных представить богатство и разнообразие академической музыки, «Щелкунчик» занимал одно из главных мест. Для каждого музыкального произведения создали собственный анимационный сюжет, а для сюиты «Щелкунчика» их было целых шесть — от балета рыб до вальса цветов. Дирижировал Леопольд Стоковский (поначалу студия и вовсе собиралась ангажировать Тосканини). В результате получился полнометражный мультфильм, на котором поколения детей учились понимать и любить классическую музыку. У этого шедевра есть только один нешуточный недостаток: многие взрослые признаются, что так никогда и не научились отделять использованную в нем музыку от насмерть приклеенной к ней мультипликационной картинки.

1954
«Щелкунчик»
балет и фильм-балет
Постановка Джорджа Баланчина, «Нью-Йорк Сити Балет»

Щелкунчик

Сцена из балета «Щелкунчик» в постановке Джорджа Баланчина, 1954 год

Фото: The George Balanchine Trust

В постановке Баланчина практически ничто не напоминает классического «Щелкунчика» Петипа, но тем не менее это спектакль, очевидно проникнутый памятью и о петербургском прошлом самого хореографа, и о русском прошлом балета как искусства. Баланчин сам принял участие в спектакле — в 1958 году для телевизионной версии он станцевал учителя Дроссельмейера. Кроме этого, в балете была масса очаровательных, чисто баланчинских деталей, самая забавная из которых, впрочем, осталась за кадром и существует лишь в воспоминаниях хореографа: «Одно время в нашем «Щелкунчике» были, кроме серых, белые мыши. Я решил: пускай белые мыши бегают у елки, это будет интересно. Люди путались: им казалось, что белые мыши хорошие». Оставшись без белых мышей, балет не утратил своей популярности — он существовал в нескольких редакциях, последняя из которых входит в репертуар «Нью-Йорк Сити Балет» до сих пор.

1960
«Щелкунчик»
джазовый альбом
Музыка Петра Чайковского в обработке Дюка Эллингтона

Щелкунчик

Создать свою версию Эллингтона уговорил дирижер Стивен Ричман, который в результате смог выпустить двойной диск под названием «The Nutcracker Suites». Первая часть была отдана традиционной сюите, зато во второй Эллингтон и еще несколько королей джазовой музыки исполняли обработки, в которых ключевая роль отводилась кларнету, трубе, роялю, саксофону. «Вальс цветов» в этой версии превратился в «Танец флореадоров», а вся сюита, оказавшись в руках опытного биг-бенда, не потеряла ни йоты своей праздничности и легкости.

1966
«Щелкунчик»
балет
Постановка Юрия Григоровича, Большой театр

Щелкунчик

Сцена из балета «Щелкунчик» в постановке Юрия Григоровича, 1966 год

Фото: Б.Борисов / ТАСС

Главная женская роль в этой постановке стала одной из выдающихся партий Екатерины Максимовой. Юрий Григорович поставил рождественскую историю, в которой главным подарком были не марципаны, а волшебно ускоренный процесс превращение ребенка-девочки в молодую женщину. При этом мир вокруг героини так же стремительно становился соблазнительным и опасным — Мышиный король был еще наименьшей из угроз, поджидавших за дверью детской.

1967
«Щелкунчик»
балет
Постановка Рудольфа Нуреева, Королевский балет Стокгольма

Щелкунчик

Сцена из балета «Щелкунчик» в постановке Рудольфа Нуреева, 1968 год

Нуреев, так же как и Григорович, создал собственную редакцию хореографии Петипа. Так же как и Баланчин, он сам сыграл в своей постановке мастера Дроссельмейера. Так же как и Морис Бежар, он более всего интересовался психоаналитической стороной детской рождественской истории. Но в отличие от всех вышеперечисленных Нуреев впервые поставил «Щелкунчика», будучи в расцвете танцорской формы. Поэтому себе самому он отдал еще и роль Принца — возможно, самого «летучего» и эгоцентричного принца в истории этого балета.

1991
«Hard Nut»
балет
Постановка Марка Морриса, театр «Ла Монне», Брюссель

Щелкунчик

Сцена из балета «Щелкунчик» в постановке Марка Морриса, 2004 год

Для Марка Морриса «Щелкунчик» не был воспоминанием о снежной русской зиме или частью его собственной балетной инициации. Скорее он принадлежит к тому поколению, которое знакомилось с классической музыкой при помощи вышеупомянутой «Фантазии». Его собственный «Щелкунчик» называется «Крепкий орешек» и стилизован под подростковую вечеринку жесткого поствудстоковского толка. Вместо елочных принцев у Морриса есть американские комиксы как образцы для подражания, а все добрые и злые чудеса происходят на фоне того, что подросткам, оставшимся на один вечер без взрослых, хватает денег на выпивку, но не хватает на закуску.

2014
«Щелкунчик. Опера»
опера
Музыка Петра Чайковского, режиссер Алла Сигалова, театр «Новая опера», Москва

Дирижер: Дмитрий Юровский, художник-постановщик: Николай Симонов, художник по костюмам: Павел Каплевич, поэтический текст либретто: Демьян Кудрявцев; спектакль поставлен при поддержке Департамента культуры города Москвы

Щелкунчик

Макет декораций к опере «Щелкунчик» в театре «Новая опера», художник-постановщик Николай Симонов, 2014 год

Фото: Николай Симонов

Скоро грянет Новый год,
счастье новое грядет,
к нам приедут музыканты,
флейты, банты, ленты, фанты,
кудри, локоны и канты,
скрипка и фагот!

Скоро грянет Новый год!
Счастье новое грядет!
Будет то, что не бывало,
встретим праздник карнавалом
с чердака и до подвала
и наоборот!

Счастье новое грядет!
Счастье новое грядет!

Счастье новое грядет!
Без болезней и забот,
без уныния и злости,
мы пришли сегодня в гости.
Все дела свои забросьте,
Скоро Новый год!

Скоро будет праздник тут,
гости милые придут,
без тоски и без печали
года нового в начале,
нам сегодня обещали
праздничный салют!

Скоро будет праздник тут!
Скоро будет праздник тут!

Щелкунчик

Павел Каплевич. Эскизы костюмов Маши и Петрушки для «Щелкунчик. Оперы», 2014 год

Фото: Николай Симонов

Ария Петрушки (трепак)

Славься, публика честна,
дуй, рожок, гуди, струна,
мой медведь не спит в берлоге,
значит, близится весна.

Разойдись, моя рука,
раззудись, мое плечо,
мы с медведем ходим парой,
всем поможем, если чо.

Кто приехал издали,
у того душа болит,
чтобы он развеселился,
хватит нашей удали.

Не умеет петь медведь,
только драться и реветь,
ты, дружок, его не бойся,
он ко мне привязан ведь.

Лейся, музыка, пока
мы танцуем трепака,
нам вообще никто не страшен,
наша жизнь и так горька.

Славься, русская земля,
без царя и короля,
здесь юродивые пляшут
без клюки и костыля.

Славься, русская земля,
я умру, тебя хваля,
чтобы всю тебя объехать,
нет такого корабля.

«Щелкунчик. Опера». Театр «Новая опера», 26 декабря (19.00), 27 и 28 декабря (12.00, 18.00)

ЩЕЛКУНЧИК

Россия. Большой лингвострановедческий словарь. — М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. АСТ-Пресс . Т.Н. Чернявская, К.С. Милославская, Е.Г. Ростова, О.Е. Фролова, В.И. Борисенко, Ю.А. Вьюнов, В.П. Чуднов . 2007 .

Смотреть что такое «ЩЕЛКУНЧИК» в других словарях:

ЩЕЛКУНЧИК — (нем. Nupknacker) центральный персонаж сказки Э.Т.А.Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король» (1816). Щ. забавная игрушка, которую подарил на Рождество маленькой девочке Мари ее крестный Дроссельмайер. Большая голова нелепо выглядела по сравнению с… … Литературные герои

ЩЕЛКУНЧИК — ЩЕЛКУНЧИК, щелкунчика, муж. (разг. фам.). уменьш. ласк. к щелкун в 1 знач. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ЩЕЛКУНЧИК — «ЩЕЛКУНЧИК» (Crackerjack) Канада при участии Великобритании, 1994, 97 мин. Приключенческий фильм, боевик. Террористы хотят присвоить бриллианты крупного мафиози. Чтобы замести следы, они придумали коварный план: горная лавина, устроенная при… … Энциклопедия кино

щелкунчик — сущ., кол во синонимов: 4 • гомосексуалист (106) • игрушка (52) • приспособление (101) … Словарь синонимов

Щелкунчик — У этого термина существуют и другие значения, см. Щелкунчик (значения). Щелкунчик Фрагмент спектакля «Щелкунчик» в постановке Импер … Википедия

«Щелкунчик» — ЩЕЛКУ́НЧИК , балет в 2 актах (по сказке Э. Т. А. Гофмана). Комп. П. И. Чайковский, сцен. М. И. Петипа. 6.12.1892, Мариинский т р, балетм. Л. И. Иванов, худ. K. M. Иванов и М. И. Бочаров (декорации), И. А. Всеволожский и Е. П. Пономарёв (костюмы) … Балет. Энциклопедия

ЩЕЛКУНЧИК — (аллюз. на персонаж сказки Э. А. Т. Гофмана?) Куда как страшно нам с тобой, Товарищ большеротый мой! // Ох, как крошится наш табак, Щелкунчик, дружок, дурак! (обращ. к Н. Я. Мандельштам) ОМ930 (160.1) … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

Щелкунчик — I м. Название балета П.И. Чайковского. II м. Сказочный и балетный персонаж. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

щелкунчик — щелкунчик, щелкунчики, щелкунчика, щелкунчиков, щелкунчику, щелкунчикам, щелкунчика, щелкунчиков, щелкунчиком, щелкунчиками, щелкунчике, щелкунчиках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

щелкунчик — щелк унчик, а и (сказочный персонаж) Щелк унчик, а … Русский орфографический словарь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *