Софья Ярцева — полная биография

Софья Ярцева — полная биография

Описание образа Софьи в комедии «Горе от ума»

В многочисленных критических статьях и заметках по поводу комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», написанных и изданных на протяжении последних ста семидесяти восьми лет, единственная мысль прослеживается наиболее отчетливо и ясно: произведение это крайне неоднозначно.

Несмотря на кажущуюся в первом приближении определенность поставленной проблемы взаимоотношений «человека новой формации» с прогнившим насквозь «фамусовским обществом», ни в коем случае нельзя упускать из виду загадочность и порою противоречивость образов, якобы отодвинутых на второй план и введенных в повествование лишь для пущей яркости произведения. Одним из подобных действующих лиц комедии, вызывающих и по сей день споры литераторов и критиков, безусловно, является Софья Павловна Фамусова.

Девятнадцатый век, духом которого пронизаны все действия и явления комедии, разделил критиков на два лагеря. Наиболее непримиримые самым решительным образом осуждали героиню. В частности, весьма резко в отношении Софьи высказался А. С. Пушкин: «Софья очерчена не резко — то ли блудница, то ли московская кузина». Этой же точки зрения придерживался и В. Г. Белинский: «Мерою достоинства женщины может служить мужчина, которого она любит». Сраженные же незаурядностью героини высказывали абсолютно противоположную точку зрения. Так, И. А. Гончаров в статье «Мильон терзаний» писал: «В собственной, личной ее физиономии прячется что-то свое, горячее, нежное, даже мечтательное. В ней есть какая-то энергия характера». Слова же Б. Голлера были еще более решительны: «Это единственный из персонажей, действия которого абсолютно самостоятельны и независимы».

Так какова же на самом деле Софья Павловна Фамусова? В начале комедии она предстает перед нами как избалованная московская барышня, которой, по словам ее отца Павла Афанасьевича, «сна нет от французских книг». Она подчиняет своим желаниям и причудам покорного и робкого Молчалива, с ловкостью обводит вокруг пальца собственного наивного родителя, а когда тот все же застает ее в неподобающем виде, она с дивной легкостью выдумывает «вещий» сон:

Позвольте. видите ль. сначала
Цветистый луг, и я искала
Траву
Какую-то, не вспомню наяву.
Вдруг милый человек, один из тех, кого мы
Увидим, — будто век знакомы,
Явился тут со мной; и вкрадчив, и умен,
Но робок. знаете, кто в бедности рожден.

Хочу к нему — вы тащите с собой:
Нас провожают стон, рев, хохот, свист чудовищ!
Он вслед кричит.
Проснулась. — Кто-то говорит:
Ваш голос был.

Влюбленность Софьи в Молчалина вводится Грибоедовым в повествование гораздо раньше появления Чацкого и задолго до саморазоблачения Молчалина. Читатель еще не знает, что Чацкий и Софья вместе росли и взрослели, что у Чацкого были надежды на верность Софьи отроческой любви. В первой же беседе героини со служанкой Лизой автор в весьма чувственных тонах описывает отношение Софьи к своему молчаливому и преданному избраннику:

Возьмет пнруку, к сердцу жмет,
Из глубины души вздохнет,
Ни слова вольного, и так вся ночь проходит,
Рука с рукой, и глаз с меня не сводит.

Однако первое впечатление от романтического женского образа довольно обманчиво. Молодая героиня в традиционной комедии классицизма, как правило, играет несложную и совершенно однозначную роль. По ходу действия данного произведения читатель начинает понимать, что Софья не вписывается в эту концепцию. Уже при встрече с Чацким нет и следа той сентиментальной девушки, воспитанной на любовных французских романах. С главным героем беседует холодная московская девица, привыкшая к великосветским манерам общения, исключающим какую-либо откровенность и даже человеческую теплоту. Совсем немного времени проходит от вымученного: «Ах, Чацкий, я вам рада» до гневного, со стальным оттенком: «Не человек, змея!» Читатель пребывает в замешательстве. Какова же истинная сущность героини? Создается впечатление, что Грибоедов сознательно заставляет неустанно всматриваться в закрытое вуалью загадочности лицо Софьи и пытаться ответить на вопрос, не имеющий ответа.

Сцена обморока Софьи из-за преглупого падения Молчалина с лошади вновь вводит читателя в заблуждение. Теперь уже нельзя сказать уверенно, что за этим стоит. То ли любовь к Молчалину действительно столь велика и слова: «Ах! Боже мой! упал, убился!» есть крик души, бьющейся раненой птицей в клетке отчаяния, то ли Софья решила просто досадить назойливому Чацкому, совершенно безосновательно возомнившему себя властителем ее мыслей и чувств.

Даже если Грибоедов отвел Софье роль романтической, влюбленной натуры, то и здесь нет полной ясности. Почему выбор Софьи — Молчалин? Да, с ним удобнее иметь дело, его можно приручить, он послушен и безропотен, «муж-мальчик, муж-слуга». Но ведь это определенно отрицательный персонаж. Причем, несмотря на явную принадлежность к «фамусовскому обществу», и там он не заслуживает должного уважения: «. на цыпочках и небогат словами», имеет только два таланта — умеренность и аккуратность. Он безроден и числится по архивам. Такой человек не пара дочери уважаемого московского господина. И Софья осознает это. Поэтому именно поэтому она выбирает Молчалина, бросая вызов предрассудкам и нелепым убеждениям закостенелого московского общества. «Что мне молва? Кто хочет, так и судит», — брошенная Софьей реплика словно невидимой нитью связала ее противоречивую натуру с образом Чацкого, сознательно ставившего себя в оппозицию всем окружающим и подстерегающим его в кулуарах грибоедовской комедии.

Но что если Софья искусно играет более коварную роль? Ведь именно она завела часовой механизм кульминационного момента всей комедии, невзначай обронив фразу: «Он не в своем уме», — характеризуя Чацкого. Как снежный ком, неумолимо растущий в размерах, лавиной сходя со склона горы, слух стал распространяться среди членов «фамусов-ского общества», приведя к развязке. Софья отомстила Чацкому за его отъезд, многолетние скитания? Или стала невинной жертвой конфликта «старого» и «нового», а также предательства со стороны Молчалина? Наверное, пройдет еще не один десяток лет, а споры вокруг истинного лица героини комедии Грибоедова не утихнут.

И. А. Гончаров сравнил грибоедовскую Софью Фамусову с пушкинской Татьяной Лариной: «. Она в любви своей точно так же готова выдать себя, как Татьяна: обе, как в лунатизму бродят в увлечении с детской простотой». Наверное, их объединяет и уникальное положение в произведениях: явно принадлежа к какой-то определенной среде, они все же стоят над всем происходящим и созерцают все происходящее. Они — сильные представительницы слабого пола, и, пока «Молчалины блаженствуют на свете», превращая мир в царство тьмы, именно они делают жизнь ярче, становясь единственным «лучом света в темном царстве».

Предыдущий реферат из данного раздела: Конспект статьи «Мильон терзаний»

Следующее сочинение из данной рубрики: Каждое дело, вызывает тень Чацкого

Софья Алексеевна — биография

Софья Ярцева - полная биография

8 июня 1682 года (29 мая по ст.ст.) царевна Софья Алексеевна приняла российский престол из-за малолетства царевичей Петра и Ивана.

Различают внешнюю и внутреннюю политику. Внутренняя политика охватывает основные направления деятельности государства, партий (экономическая, социальная, культурная, техническая политика и др.). Внешняя политика охватывает сферу отношений между государствами. наиболее значительными акциями правительства Софьи были заключение «Вечного мира» 1686 с Польшей, Нерчинского договора 1689 с Китаем, вступление в войну с Турцией и Крымским ханством (Крымские походы 1687 и 1689). В 1689 году произошёл разрыв между Софьей и боярско-дворянской группировкой, поддерживавшей Петра I.

Партия Петра I одержала победу, а Софья была заточена в Новодевичий монастырь. Во время Стрелецкого восстания 1698 её сторонники намеревались «выкликнуть» её на царство.

После подавления восстания Софья Алексеевна была пострижена под именем Сусанны в монахини Новодевичьего монастыря, где и умерла [en] 14 июля (3 июля по старому стилю) 1704 года в Москве. (В. И. Буганов)

Подробнее о царице Софье Алексеевне читайте [en] в литературе:

На русском языке:

  • Беляевский летописец // Россия при царевне Софье и Петре I: Записки русских людей / Составитель и редактор Андрей Петрович Богданов — М.: Современник, 1990. — С. 27 — 44. — 448 с. — ISBN 5-270-00708-8. (в переводе);
  • Василенко Николай Прокофьевич. София Алексеевна // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907;
  • Костомаров Николай Иванович. История России в жизнеописаниях её главнейших деятелей. Гл. 13. Царевна Софья;
  • Соловьёв Сергей Михайлович. История России с древнейших времён. Т. 14, гл. I, II;
  • Лавров А. С. Регентство царевны Софьи Алексеевны. Служилое общество и борьба за власть в верхах Русского государства[en] в 1682—1689 годах. — М.: Археографический центр, 1999. — 304 с. — 1 000 экз. — ISBN 5-88253-035-0. (в пер.);
  • Помяловский М. София Алексеевна // Русский биографический словарь: в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918;
  • Седов П. В. Закат Московского царства. Царский двор конца XVII в. — СПб., 2006;
  • Богданов Андрей Петрович. Гравюра как источник по истории политической борьбы в России в период регентства Софьи Алексеевны (вопросы происхождения) // Материалы XV Всесоюзной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс». Серия «История». — Новосибирск, 1977. — С. 39-48;
  • Описание бунта бывшего в 1682 году. С рукописи // Собрание разных записок и сочинений, служащих к доставлению полного сведения о жизни и деяниях государя императора Петра Великого. Изданное трудами и иждивением Фёдора Туманского. — Ч. 1. — СПб.: Шнор, 1787. — С. 111—229;
  • Хьюз Л. Царевна Софья / Линдси Хьюз / Перевод с английского и научное редактирование: кандидат исторических наук С. В. Лобачёв; Рецензенты: доцент исторических наук, профессор С. А. Козлов, д.и.н., с.н.с. А. П. Павлов. — СПб.: Гранд, 2001. — 416 с. — 4000 экз. — ISBN 5-9204-0003-X. (в пер.);
  • Наумов Виктор Петрович. Царевна Софья. — М.: Молодая гвардия, 2015. — 368, [32] с. — (Жизнь замечательных людей: серия биографий; выпуск 1730 (1530)). — 3000 экз. — ISBN 978-5-235-03820-2. (в пер.);
  • Алексей Венедиктов Семь вопросов о царевне Софье // Дилетант. — 2013. — № 10 (22), Октябрь 2013;
  • Алексей Николаевич Толстой // Петр Первый.

На иностранных языках:

Астрология возникла в древности (вавилонская храмовая астрология и другие), была тесно связана с астральными культами и астральной мифологией. Получила широкое распространение в Римской империи (первые гороскопы — на рубеже 2-1 веков до нашей эры). С критикой астрологии как разновидности языческого фатализма выступило христианство. Арабская астрология, достигшая значительного развития в 9-10 веков, с 12 века проникла в Европу, где астрология пользуется влиянием до середины 17 века и затем вытесняется с распространением естественнонаучной картины мира.

Понравилась статья? Лайкайте, комментируйте, делитесь с друзьями! Получите +1 к Карме 🙂

И чуть ниже оставьте комментарий.

Следите за нами:Софья Ярцева - полная биография Софья Ярцева - полная биография Софья Ярцева - полная биография Софья Ярцева - полная биография Софья Ярцева - полная биография Софья Ярцева - полная биография

Найти ещё что-нибудь интересное:

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Когда-нибудь Ваши дети [en] -внуки зайдут сюда и увидят знакомое имя.

Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Нина Ярцева

Софья Ярцева - полная биография

фотографии >>

Софья Ярцева - полная биография

Софья Ярцева - полная биография

биография

Ярцева Нина Николаевна

1925, Ленинград, РСФСР, СССР — 18 февраля 2010, Комсомольск-на-Амуре, Россия.

Заслуженная артистка РСФСР (20.05.1982).
Народная артистка России (17.06.1999).

Окончила метеорологический техникум по специальности «Океанология».
С началом войны стала участником трудового фронта.
Окончила студию при Приморском краевом театре им. А. М. Горького.
Играла во Владивостокском и Кировском ТЮЗах.
В 1962 актриса Ростовского ТЮЗа.

С 1962 года — актриса Комсомольского-на-Амуре драматического театра.

Дочь — заслуженная артистка России Евгения Ярцева.

последнее обновление информации: 06.08.15

источники информации

публикации

Давным-давно, в прошлой жизни, а точнее в прошлом веке, существовала практика, когда ведущие российские актеры приезжали в провинциальные театры для участия в совместных спектаклях. В затерянном среди мохнатых сопок Комсомольске-на-Амуре, или, как еще его называли, городе юности, в разное время побывали Меркурьев, Лановой, Збруев. Список имен солидный. Для маленького города такие визиты становились событием номер один, а для актеров не только профессиональной школой, но и подтверждением собственных творческих возможностей. После работы в спектакле «Правда хорошо, а счастье лучше» Василий Меркурьев, исполнявший роль отставного унтер-офицера Грознова, сказал о своей партнерше, старой няньке Фелицате: «Такой «старухи» нет даже у нас в Александринке!» И даже взялся похлопотать перед местным «культурными» чиновниками о присвоении ей звания «заслуженной». Звание актрисе дали, правда, много позже. Но не в этом ведь дело. Оценка мастера дорогого стоит.
«Старуха», о которой идет речь, – Нина Николаевна Ярцева, первая и пока единственная в истории Комсомольска-на-Амуре народная артистка России. А тогда, в шестидесятых, ей и сорока еще не набежало. Но «старухи» Ярцевой, будь то роли в уже упомянутой пьесе Островского или в спектаклях «Тринадцатый председатель» (в нем, кстати, она играла с Василием Лановым), «Любовь Яровая» и многих других, всегда обладали особым характером, удивительным юмором и добротой. Это отмечали и московские театральные критики, которые частенько приезжали в город юности (вот вам еще одна примета прошлой жизни). Посмотрев подряд семь или восемь спектаклей, где Ярцева играла исключительно старух, они поразились тому, что все они разные. Нина Николаевна всегда придумывала для своей героини какую-то небольшую деталь, и этот «пустячок» полностью менял рисунок роли.

Надо сказать, что в судьбе Ярцевой всегда происходили метаморфозы. Родилась в Ленинграде, но потом вместе с родителями уехала во Владивосток, куда направили ее отца, прекрасного рабочего-судостроителя. Здесь их застала война, здесь Нина Николаевна поступила в техникум гидрометслужбы и стала океанологом. Но как только в 1942 году при Владивостокском драмтеатре имени Горького открылась студия (именно из нее выросла нынешняя Дальневосточная академия искусств), не раздумывая распрощалась с романтикой океана. На вступительных экзаменах она читала отрывок из «Анны Карениной», в котором героиня бросается под поезд. «Туда!» – говорила она себе, глядя в тень вагона». Нина Ярцева, маленькая и худенькая, как подросток, решила, что нужно бы в этом месте сыграть помощней, и произнесла громким басом: «Туда. » Приемная комиссия, несмотря на трагизм ситуации, аплодировала и смеялась до слез. Ярцеву приняли безоговорочно.
Годы в театральной студии, а руководил ей Иван Семенович Ефремов, в будущем возглавивший БДТ, – одни из самых счастливых. Курс, где вместе с Ниной Ярцевой учились будущие яркие актеры Вадим Мялк, Евгений Шальников, Антонина Гончарова, Альберт Масленников, вели народный артист Григорий Иванович Антошенков и Мария Николаевна Святская. У студентов была возможность учиться у таких мощных актеров, как Колофидин, Мухина, Соловьева, и даже играть с ними на одной сцене. В массовках, конечно же. А в спектакле «Три сестры» (его ставил Иван Семенович Ефремов), Ярцева получила небольшую роль служанки, которую Наталья Ивановна, невеста Прозорова, награждает пощечиной. Ну и досталось же ей на репетициях! Актриса Роза Жаркова лупила студентку, надо сказать, по-настоящему, а та терпела. Ефремов, делая разбор спектакля, Ярцеву хвалил. За мужество, наверное.

Когда подошел срок, выпускники театральной студии разлетелись по городам и театрам. Нина Ярцева сначала попала во Владивостокский ТЮЗ, потом, по совету Колофидина, через актерскую биржу в Москве поступила в Кировский ТЮЗ, где в пятидесятые годы работал режиссер Павел Даусон.
Киров для Нины Николаевны навсегда останется самым родным и самым светлым городом. Она говорит, что если бы сейчас довелось попасть туда, первым делом отправилась бы к ТЮЗу и поклонилась. Зная этого человека, смею утверждать, что в ее словах нет и тени пафоса. Просто те десять с небольшим лет, что прослужила она на тюзовской сцене, стали счастливым временем, когда многое совпало – потрясающая труппа, талантливые режиссеры, интересные спектакли. Именно здесь ярко проявилось ее амплуа травести. Ярцева сыграла великое множество мальчишеских ролей, в том числе и на сцене кировского драмтеатра, куда молодую актрису приглашали на отдельные постановки. Порой публика, глядя в программку, отказывалась верить, что на сцене – женщина. Нина Николаевна до сих пор утверждает, что играть мальчишек – самое лучшее. Потому что в каждом из них настоящий характер. Отчаянные и вихрастые герои Ярцевой становились кумирами местной детворы. Юные поклонники и поклонницы не давали актрисе прохода и следовали за ней буквально по пятам.
Конечно, были в Кировском театре и другие интересные роли. Адельма из «Принцессы Турандот», Лешка из «Дальней дороги» Арбузова, к слову, одна из самых дорогих и любимых для Нины Николаевны.
А потом на свет появилась «старуха». В самый первый раз Ярцева вышла на сцену в характерной роли в спектакле «Неравный брак». Режиссер Мизецкий написал ей тогда на программке: «Очень рад переходу на новые рельсы!» Попадание в новое амплуа оказалось удивительно точным. Пройдет несколько лет, и театральная «старуха» переберется на краешек земли, в город юности. «Мальчишки» останутся в Кирове.

Дорога в город на Амуре

Прежде чем судьба забросила Ярцеву в Комсомольск-на-Амуре, она ненадолго попала в Ростовский ТЮЗ имени Ленинского комсомола, куда ее пригласил режиссер Исаак Иосифович Берлянд. Это отдельная история.
В Киров Берлянд попал после освобождения из норильской тюрьмы. Сидел за анекдот, и в то время это было совсем не смешно. Когда в начале шестидесятых вновь началась охота на «врагов», Берлянд и подобные ему товарищи оказались под пристальным вниманием соответствующих органов. А он возьми и напиши в письме другу анекдот фривольного содержания, где фигурировали генсек Хрущев и министр культуры Фурцева. Кто-то бдительный письмо прочитал и доложил куда следует. Поднялся шум, «общественность» возмутилась, и в этой ситуации, которая напоминала плохой спектакль, действующие лица резко разделились на «хороших» и «плохих». Первые (а многие из них дружили с Берляндом, были вхожи в его дом) отвернулись от него и даже переходили на другую сторону улицы, чтобы не здороваться. Вторые (они оказались в меньшинстве) поддерживали как могли – словом, ободряющей улыбкой. Нина Ярцева и ее подруга Лиля Тарасова не принадлежали к близким друзьям этого человека, но в чудовищной и абсурдной ситуации не предали его, не испугались.
Берлянда не посадили, но из театра выгнали. По какому-то счастливому стечению обстоятельств вскоре его пригласили в Ростовский ТЮЗ. Возможно, из чувства благодарности режиссер предложил Нине Ярцевой тоже перейти в этот театр. Она согласилась не раздумывая. Правда, в Ростове актриса прослужила всего год. Театр расформировали, и пришлось вновь отправляться на актерскую биржу. Здесь-то и произошла встреча с Евгением Николаевичем Беловым и Борисом Наумовичем Герцбергом.
«Куда едешь?» – «К Белову!» Говорили именно так. И не важно, что название города не сразу отыщешь на карте, что театр не имел своего здания и долгое время ютился в клубе ЗЛК, да и гримерки всего две – женская и мужская. Белов был знаковой фигурой в театральном мире. У него учились Меркурьев и Симонов, к нему приезжал Толубеев. Когда сегодня речь заходит о Комсомольском-на-Амуре драматическом, особо выделяют «эпоху Белова» – театр при нем гремел. Частью этой эпохи стала и Нина Ярцева. Здесь, в этом городе, в этом театре она служит уже почти пятьдесят лет.

Сколько же за эти годы сыграно-пережито. Одни из самых дорогих ролей – Зиночка из леоновской «Метели», миссис Сэвидж, Памелла, за которую, кстати, несколько лет назад на фестивале «Звезды дальневосточной сцены» Ярцева получила премию за лучшую актерскую работу. Она не боится эксперимента, чего-либо нестандартного, «странного». Именно такой была ее работа в спектакле «Влияние гамма-лучей на бледно-желтые ноготки», поставленном режиссером самого авангардного на Дальнем Востоке театра КнАМ Татьяной Фроловой. Как же отличался от прежних ярцевских «старух», таких добрых и смешных, созданный актрисой образ Матери — жесткий, страшный, на грани безумия. Фролова режиссер с особым видением, ее спектакли – всегда поиск новых форм. И Нина Ярцева, удивительно пластичная по своей актерской природе, легко вошла в иное театральное пространство и блестяще справилась с абсолютно новым для нее материалом. За эту роль актриса была удостоена премии имени Т.А. Проняковой-Романовой «За честь и достоинство», которая ежегодно вручается в рамках краевого театрального фестиваля.
Бывает, конечно, и по-другому. «Подойдешь к расписанию, – говорит Нина Николаевна, – и читаешь напротив своей фамилии: «Восьмой гриб в восьмом ряду. Грустно…» Но есть у нее одно правило: актер должен уметь терпеть и ждать. Этому Нина Ярцева всегда учила свою дочь – Евгению Ярцеву. Женя выросла за кулисами Комсомольской драмы, играла в спектаклях небольшие «детские» роли, в том числе у самого Белова, а сегодня она одна из самых ярких актрис театра. Поначалу, когда дочь делала первые шаги на профессиональной сцене, Нина Николаевна все время следила за ее репетициями, спектаклями, старалась что-то подсказать, помочь. Теперь, по прошествии времени, Ярцева-старшая говорит: «Женя выросла в настоящую артистку, и когда я уйду из театра, она меня не подведет».

Сюжеты из оркестровой ямы

У каждого актера есть немало сюжетов из собственной театральной жизни. У Нины Николаевны Ярцевой их тоже великое множество – забавных и грустных. Однако несколько таких сюжетов связаны с оркестровой ямой. Порой актриса так заигрывалась во время спектакля, что ничего вокруг не замечала. Один неосторожный шаг и…
В первый раз Ярцева провалилась в «черную дыру» еще в Кирове, во время спектакля «Именем революции». Обошлось. Во второй раз падение в оркестровку было таким комичным, что без смеха эту историю до сих пор невозможно вспоминать. Комсомольский театр гастролировал в Хабаровске, Ярцева играла в спектакле «Аленький цветочек» одну из злых сестер. Ее партнерша по сказке, такая же злыдня, была маленькой и толстенькой, Ярцева – длинная и худая (она специально выбрала для своей героини туфли сорокового размера на высоком каблуке). Словом, парочка еще та! Во время спектакля «сестры» импровизировали и выкидывали разные фортели, зал хохотал. И вдруг обладательница элегантных туфелек, заигравшись, упала в оркестровую яму. На ее счастье монтировщики, прикрыв оркестровку серой тканью, закрепили ее гвоздями, и Ярцева оказалась в огромном «гамаке». Она ползла в своих огромных туфлях к краю сцены, скатывалась вниз, снова ползла и продолжала говорить текст. Публика, думая, что это нестандартный режиссерский ход, аплодировала.
В третий раз сюжет оркестровой ямы уже не был таким смешным. Актриса оступилась во время репетиции «Зойкиной квартиры» и серьезно повредила сухожилия на ногах. А как раз на выходе спектакль «Дамы и гусары». Пришлось Нине Николаевне играть премьеру с палочкой. Но в итоге эта деталь образа так ей понравилась, что во всех последующих спектаклях, даже когда сухожилия восстановились, Нина Николаевна работала с тростью.
Метаморфозы кастрюли
«Знаете, какой я придумала для себя образ? Кастрюля!» Видя мое недоумение, Нина Николаевна продолжает объяснять: «На сцене внешне я всегда преображалась, с помощью грима могла сделать свое лицо красивым, выразительным. Но в обычной жизни я самая обыкновенная кастрюля. Вот тут щербинка, здесь эмаль отскочила, ручка какая-то неказистая, но при этом вещь-то необходимая. Что без нее сваришь?»
Этот образ родился у Ярцевой еще в Кирове. Близкие друзья, получая от нее письмо или открытку, уже не удивляются подписи – «Ваша кастрюля». Что касается метаморфоз, был один характерный случай. В Комсомольск-на-Амуре приехала работать подруга Нины Николаевны актриса Ирина Паккерт. Она посмотрела несколько спектаклей, познакомилась с труппой, а потом спросила Ярцеву: «А где та красивая актриса, которая в «Мещанах» Татьяну играла?» – «Так ведь это я». Долгая-долгая пауза.
Когда я листала альбом с фотографиями из спектаклей разных лет, с трудом верилось, что на каждой из них – Нина Николаевна Ярцева. И дело не только в мастерски сделанном гриме. Даже сквозь статичные стоп-кадры невозможно не почувствовать энергетику абсолютно разных характеров ее героев и героинь.

В основе всего – радость за другого

«Как жить без театра?» – спрашивает Нина Николаевна. Для нее существует только один ответ: «Невозможно». В театре ей дорого все: запахи, звуки, предпремьерное волнение, особая тишина пустого зрительного зала. Сейчас, когда здоровье подводит, актриса не может пожаловаться на плотный график работы, но все равно она старается приходить на все спектакли. У нее есть свой стульчик, который она ставит за кулисами и оттуда наблюдает, слушает. Это глубокое погружение в спектакль позволяет улавливать даже самые незначительные его оттенки, шероховатости. Она искренне и открыто радуется актерским удачам, потому что убеждена, что в основе всего – радость за другого. Если же что-то идет не так, Нина Николаевна мягко, ненавязчиво говорит об этом коллеге. Впрочем, молодые актеры сами просят ее делать им замечания. Для них очень важно присутствие Ярцевой. Это как добрый знак. Случается, стульчик Нины Николаевны пустует, и тогда возникает острое чувство незащищенности.
Не так давно режиссер Александр Саранчин взялся за постановку «Безобразной Эльзы», где у Нины Николаевны небольшая роль служанки. Но так случилось, что ей пришлось срочно уехать в глазную клинику в Москве. Саранчину ничего не стоило занять вместо Ярцевой другую актрису, но он этого не сделал. Режиссер вместе со всей труппой ждал возвращения Нины Николаевны. И для нее это было колоссальной поддержкой. Она вернулась в Комсомольск и сказала: «Ребятки, я все знаю. Спасибо вам…»
Народная артистка России Нина Ярцева по-прежнему играет «старух». Тех самых, что были с ней рядом всю ее творческую жизнь. Та же Фоминишна из спектакля «Свои люди – сочтемся». Этот образ Нина Николаевна впервые примерила еще в Кировском ТЮЗе. Время, сделав большой виток, вернулось на круги своя.

Софья Ярцева — полная биография

Софья Ярцева - полная биографияАлександр Яковлевич Розенбаум коренной ленинградец — и этим уже многое сказано.

Вспомните о том, как начиналось ваше знакомство с его творчеством. Может быть, вы услышали много раз переписанную бобину с одесскими песнями в исполнении «какого-то эмигранта»? Или купили пластинку «Эпитафия» пока неизвестного вам автора? Скорее всего, вы сначала прослушали помногу раз его песни, мимо которых пройти невозможно: «Вальс-бостон», «Нарисуйте мне дом», «Казачья», «Есаул», «Утиная охота», «Вещая судьба», «Налетела грусть», «Бабий Яр», «Черный тюльпан» и многие другие, впитали в себя их какой-то особый и неожиданный для себя смысл, — а лишь потом заинтересовались автором.

До сих пор еще можно встретить людей, чье отношение к Розенбауму основано на сплетнях и слухах 80-90-ых годов, которых было и остается множество. До сих пор телевидение, радио и пресса зачастую обходят стороной ту категорию людей, которые во все времена имеют свое, ярко выраженное ДРУГОЕ мнение, — а именно к таким людям можно отнести Александра Яковлевича. «Нельзя обмануть народ» — поётся в его песне, посвященной Иосифу Кобзону.

Так давайте проясним ситуацию с биографией Розенбаума от момента рождения до начала сольной деятельности.

Ранние годы

Александр Яковлевич Розенбаум родился 13 сентября 1951 года в Ленинграде, в семье студентов-однокурсников 1-го Медицинского института, Якова Розенбаума и Софьи Семеновны Миляевой. Год институтского выпуска родителей Саши — 1952-ой, последний год правления Сталина, ознаменовался известным делом кремлевских врачей и всплеском антисемитизма в СССР.

Семья Розенбаумов была вынуждена отправиться жить в Восточный Казахстан, в очень маленький город Зыряновск — туда даже не были проложены железнодорожные пути. В течение шести лет отец и мать Саши занимались врачеванием жителей Зыряновска — в основном, это были казахи и немногочисленные ссыльные, попавшие туда после концлагерей. Яков, по профессии уролог, был главным врачом городской больницы, профессия Софьи — акушер-гинеколог. В этот период в семье родился еще один сын — Владимир Розенбаум.

В пятилетнем возрасте Саша Розенбаум начал ходить в организованную ссыльными музыкальную школу, учился играть на скрипке. Он рано научился читать, но лишь бабушка, Анна Артуровна, сразу разглядела в нем свои нереализованные таланты и говорила: «Саша — исключительный».

С приходом к власти Хрущева и известной либерализации, Розенбаумы возвратились в Ленинград и снова поселились в доме № 102 на Невском проспекте. Двадцатиметровая комната в коммунальной квартире № 25, в которой они проживали вшестером следующих девять лет, и ленинградский двор-колодец оказали на Александра Розенбаума такое сильное влияние, что через 30 лет после этого он скажет: «Я все равно живу в этом мире, мне его очень не хватает».

В школу братья Розенбаумы пошли на улицу Восстания — школа №209, бывший Павловский институт благородных девиц. «Эту школу закончили мои родители, я и недавно — моя дочь, так что можем назвать ее нашей родной школой».

Много времени мальчики проводили во дворе, в компаниях, скрепленных своим дворовым братством, где Саша был заводилой. Мама отдала его в секцию фигурного катания, но сказалось увлечение боксом: в двенадцать лет он был принят в секцию по боксу «Трудовые резервы». «Занятия боксом меня научили рассчитывать свои действия, на эстраде тоже, представляя ее как ринг».

Музыкальное образование пришлось продолжать, обучаясь игре не на скрипке, а на фортепиано, сначала под руководством будущего педагога консерватории Ларисы Яновны Иоффе, а затем — талантливого учителя Марии Александровны Глушенко. Обучался Саша нехотя, явно предпочитая упорным занятиям на фортепиано дворовую игру в футбол или бокс. Однако в какой-то момент на Сашу произвело сильное впечатление выступление джазового ансамбля для обслуживания танцев, особенно пианиста. «Я решил стать тапером. Потянуло к роялю. Стал по слуху подбирать полюбившиеся мелодии, аккомпанемент к ним». Диплом об окончании музыкальной школы Саша получил только по настоянию матери, и он потом очень кстати пригодился в «Ленконцерте».

Соседом бабушки по квартире был известный гитарист Михаил Александрович Минин, у которого Саша научился первым гитарным приемам, а в дальнейшем игре на гитаре он обучался самостоятельно. Лет в пятнадцать-шестнадцать появились его первые стихи: рифмы непроизвольно рождались в сознании на школьные и домашние темы, иногда веселил друзей юмористическими стишками. Начал слушать и повторять запрещенные тогда песни Галича, Высоцкого и Окуджавы. Этот период в жизни Александра Розенбаума направил его к авторской песне.

Юность

Свою дальнейшую судьбу он решает связать с профессией своих родителей — медициной. Выдержав огромный конкурс, Саша, сразу после школы, в 1968 году, поступает в Первый медицинский институт в Ленинграде. Отзывчивый, компанейский, он охотно участвовал в студенческих сборищах, напевая свои стихи. Для институтского капустника были практически одновременно, с легкостью, написаны одесские песни, навеянные героем Исаака Бабеля Беней Криком. «. не мог просто так в 23 года написать, если бы кто-то не водил за руку:». Еще на первом курсе одна из песен, исполненная Александром на общегородском смотре в Доме культуры Ленсовета, попала в записи на Киевский фестиваль, где была отмечена призом «за зрительские симпатии».

В институтской жизни Саши были и поездки в стройотряд в далекую Ухту, где он получает квалификацию пильщика четвертого разряда, и несданный «хвост», оставшийся на осень, и даже прогул традиционной студенческой поездки на уборку картофеля, за что его со всей строгостью отчисляют из института. Астигматизм и близорукость не дают Саше возможность отправиться на службу в армию, и он устраивается санитаром в послеоперационное отделение, к самым тяжелым больным.

Приобщение к практической медицине побуждает оценить возможность обучения и, когда спустя год, начальство разрешает ему возвратиться к учебе, он осваивает медицинский курс упорно, с результатами отличными. Своей специализацией избрал терапию и в ее усвоении проявил незаурядную врачебную интуицию.

Первый брак Александра Розенбаума длится всего 9 месяцев. Через год после развода он женится во второй раз, на Елене Савшинской, студентке того же медицинского института, и через некоторое время в семье Розенбаумов рождается дочь, Аня.

В 1974 году, сдав на отлично все государственные экзамены, Александр получает диплом врача-терапевта общего профиля. Его специализация — анестезия, реаниматология. Поэтому пошел работать в не престижную скорую помощь, на Первую подстанцию, расположенную на улице Попова, д.16-б, неподалеку от родного института.

Почти пять лет проработал Розенбаум врачом скорой помощи — на переднем крае медицинского сражения за человеческую жизнь. Впоследствии он скажет: «Врач для меня, если он не ремесленник, хотя и в ремесле нет ничего плохого, однако если он врач-доктор, то он прежде всего психолог, то есть, когда вы приходите к больному, вы должны быстро установить с ним психологический контакт и чувствовать его». И еще: «То, что я вырос в халате, можно сказать, родился в халате — это принесло признание человека: когда слушал от родителей многое об их пациентах, много трагического, и когда мчался к больным, как врач скорой помощи, я и созрел, чтобы творить от имени людей. Поэтому не побоюсь самомнения — я мыслю массой людей: и не потому, что я некий Иисус Христос, а потому, что мое человечество — это всегда огромное количество людей больных, с трудными судьбами, которые я не в силу дарования, а в силу своей нормальной медицинской профессии узнал, впитал, пережил. Без медицины у меня, как певца-стихотворца, ничего бы не вышло».

Начало карьеры

В то же самое время, уже ощутив тягу к написанию и исполнению своих песен, Александр поступает в вечернее джазовое училище при Дворце культуры имени Кирова. Трижды в неделю, по вечерам, он старался постигнуть основы аранжировки, навыки джазовых композиций, и в результате получает диплом об окончании вечернего джазового училища.

Впоследствии Розенбаум вспоминал, что решение о перемене свершилось с неожиданной стремительностью, в течение трех дней. Это верно лишь отчасти. То, что он называл велением судьбы, назревало в течение нескольких лет, когда он, будучи врачом, выступал с песнями даже в эстрадных коллективах (см. раздел «Рок»).

Ему всегда, как он признавался, «хотелось быть лучшим в своем деле». У врача было «было все в порядке, пока песня являлась хобби». А когда она становилась по существу второй профессией, нужно было выбирать». И неизбежно «почувствовал, что сижу на двух стульях, что это не только неудобно, но и нечестно. Надо быть либо врачом, либо артистом».

Началом сольной деятельности можно считать памятное выступление 14 октября 1983 года в Доме культуры МВД имени Дзержинского. На столь смелый шаг, как организация концерта певца с еврейской фамилией Розенбаум, решилась директор дома культуры Раиса Григорьевна Симонова.

(Материал составлен по книге Софьи Хентовой
«Александр Розенбаум: сила песни» )
источник оф. сайт of your page —>

Софья Блювштейн: фото, биография, дети. Цитаты Софьи Ивановны Блювштейн

«Сонька – Золотая ручка» – женщина, вошедшая в историю, прославившись весьма сомнительным талантом. Сложно не удивляться тому, с какой легкостью эта маленькая и очень обаятельная особа могла обвести вокруг пальца серьезных мужчин, блюстителей закона и тюремных служителей.

Софья Ярцева - полная биография

О ней и о ее талантах по сегодняшний день снимают фильмы, пишут интересные книги. Прозвище «Сонька – Золотая ручка», которое имела Софья Ивановна Блювштейн, говорило само за себя.

Великая мошенница России – «Сонька – Золотая ручка»

Во второй половине девятнадцатого века Россия стояла в первых рядах среди самых благополучных и богатейших держав во всем мире. Русский язык знал каждый восьмой житель планеты. Были внешние враги, от которых защищал надежный страж на границе бескрайнего государства. Внутренние враги представляли собой революционеров – террористов и различного рода криминальных элементов, наносящих вред мирным гражданам.

Именно таким ярким представителем данного сообщества являлась женщина по имени Софья Блювштейн. Она была самой известной среди представителей преступного мира царской России. Во всех печатных изданиях рассказывалось о воровских похождениях преступницы-легенды. Интересные истории переходили из поколения в поколение. Открытку с ее изображением купить было невозможно. Когда на экранах появилось немое кино, главной героиней многих фильмов была Сонька.

Софья Ивановна Блювштейн: биография

«Соньке – Золотой ручке» до красавицы было далеко. Вот какие описания сохранились в документах (цитата): «Худощавая на вид, ростом 1 метр 53 см, лицо рябоватое, нос с широкими ноздрями умеренный, на правой щеке бородавка, волосы вьющиеся, русые, карие глаза, подвижные, слишком дерзка, разговорчива». Вот такой была на то время Софья Блювштейн, биография которой сохранилась недостоверная.

Свою жизнь Софья Соломониак – Блювштейн – Штендель описывала не точно, из-за чего сведений о рождении нигде невозможно найти. Официальные судебные документы имеют записи о том, что авантюристка родилась в 1846 году в Варшавской губернии, в местечке Повонзки. В 1899 году ее крестили. Она получила образование, свободно могла говорить на нескольких иностранных языках.

Не один раз Софья выходила замуж. Последний супруг ее – Михаил Яковлевич Блювштейн, был заядлым карточным игроком. Среди всех фамилий, которыми она пользовалась, значились: Рубинштейн, Розенбад, Школьник и Бренер.

В шестидесятых-семидесятых годах эта женщина занималась воровством в городах России и Европы. В 1880 году Сонька снова была арестована за мошенничество. Ее привезли в Москву. Московский суд решил сослать ее в Иркутскую область, в глухую деревеньку Лужки. В 1881 году она оттуда сбежала.

В 1885 году последовал еще один арест в Смоленске за кражи имущества в особо крупных размерах и приговор к трем годам каторжных работ в тюрьмах европейской части России. А уже 30 июня преступница сбежала из Смоленской тюрьмы. В 1888 г. отбывала она очередное наказание в посте Александровском.

Софья Ярцева - полная биография

Встреча Чехова произошла с Софьей Блювштейн в 1890 году. Он так описал ее в своей книге: «…Худенькая, маленькая, с сединой и сильно помятым лицом. На руках – кандалы. На нарах валялась шуба из серой овчины, которая служила одеждой и вместе с тем была постелью. Она ходила и, кажется, все время нюхала воздух, как мышь в мышеловке. Глядя на нее, сложно было поверить, что еще так недавно она славилась красотой…»

В 1898 году «Сонька – Золотая ручка», освободившись, выехала в Хабаровск. В июле 1899 г. после крещения по православному обряду она приобрела имя Мария.

Софья Ивановна Блювштейн: дети

О детях этой дамы известно лишь то, что их у нее трое. Первая Сура-Ривка Исааковна, родилась в 1865 году. Мать ее покинула, на попечение взял отец Исаак Розенбад, живший в Варшавской губернии Повонзки. Как сложилась судьба ребенка в дальнейшем, неизвестно.

Табба Михайловна, вторая дочь, (по фамилии Блювштейн) родилась в 1875 г. Стала актрисой оперетты в Москве.

Блювштейн Михелина Михайловна – третья дочь Софьи. Год рождения — 1879-й, также актриса оперетты города Москвы.

Криминальный талант

Сонька не растрачивала себя по мелочам. К каждому новому задуманному делу готовилась старательно, пытаясь предугадать все неожиданности, взвешивала все до мельчайших подробностей. Для ловкой мошенницы не существовало ни государственных границ, ни высоких заборов. Молодая женщина с ловкостью умела завязать беседу, ее везде принимали в общество.

Софья Ярцева - полная биография

Смелая воровка после каждого удачного дела любила расслабиться в Мариенбаде, представив себя баронессой. Сонька всегда предпочитала оставаться аристократкой в уголовном мире. Любовниками у нее были видные мошенники Питера.

Она любила «работать» в одиночку, иногда брала себе помощников, даже создала свою шайку и вошла в члены клуба уголовников под названием «Червонные валеты».

Цитаты Софьи Блювштейн

Известный режиссер Виктор Мережко написал замечательную книгу, в которой очень интересно описана история жизни «Соньки – Золотой Ручки».

Ниже приведены цитаты Софьи Блювштейн.

«Моя дорогая мамочка… Мне так одиноко, так тяжело без тебя. Папа живет с грубой и неотесанной Евдокией, которая непонятно откуда взялась на нашу голову. Для этой жлобки главное – чтобы папа побольше воровал».

«Думаю, Он наградил меня… Я рискую. Но это та жизнь, которая тащит меня вперед с такой силой, что все время кружится голова».

И самое главное изречение известно многим.

— Не только, больше бриллианты.

— Это не воровство. Баловство.

— А что есть воровство?

— Воровство – это когда воруют души.

Последние годы жизни «Соньки – Золотой ручки»

Как говорят, в последние годы жизни Софья Блювштейн находилась в Москве у своих дочерей, хоть те и стыдились своей непутевой мамаши. Она не могла заниматься своим давним воровским ремеслом, так как здоровье было подорвано каторжными работами.

Но был такой случай, когда милиция Москвы обнаружила довольно странные ограбления. В ювелирных магазинах обезьянка вырывала из рук посетительниц колечки или бриллианты и убегала. Предугадывали, обезьянку привезла из Одессы известная Сонька.

Когда именно умерла Софья, неизвестно. Существуют только легенды. По одной версии, жила она в Одессе до старости и там умерла в 1947 году, по другой – скончалась в 1920 году в Москве и там похоронена.

Есть другие неточные данные: жила она в Приморье до смерти, а еще говорят, что ее тело представители криминального мира доставили в Москву и захоронили на Ваганьковском кладбище.

Никто толком не ведает, как обстояло все на самом деле. Конечно, понятно, что Софья Блювштейн точно закончила свой век, но «Сонька – Золотая ручка» и в нашем веке живет на планете.

Сила памятника Софьи Блювштейн

На Ваганьковском кладбище, что в Москве, находится могила легендарной воровки – аферистки «Соньки – Золотой ручки». Она выложена из мрамора в виде скульптуры – женщины без рук и головы. Время дало о себе знать: мрамор потрескался, ограда порвана на куски.

Ходит поверье, что Сонька и после смерти помогает тем, кто об этом попросит. Возле могилы всегда людно, приходят воры, наведываются молоденькие девушки с надеждой на помощь найти хорошую работу, а другие – просто на экскурсию.

Складки платья, сделанного из камня, исписаны черным маркером: «Миленькая Соня, помоги разбогатеть», «Очень хочу денег», «Помоги выздороветь, стать счастливой» и много других. У подножья памятника – живые цветы.

Софья Ярцева - полная биография

Жизнь Сони была странной, в ней шло все как бы наоборот. Стала актрисой не на сцене, как мечтала, а в вагонах, любовь не возвышала, а тянула ко дну. Закончить воспоминание о «Соньке – Золотой ручке» можно такими словами: Софья Блювштейн была и остается образцом того, что могут дать уголовной сцене евреи.

Значение имени Софья

Краткие и уменьшительно-ласкательные варианты: Софьюшка, Софа, Соня, Сонюша.

Аналоги имени в других языках: английское Sofia, испанское Sofia, итальянское Sofia, лат. Sophia, Sofia, немецкое Sophia, польск. Zofia, украинское Софія, французское Sophie, чеш. Zofie, Sofie.

Происхождение имени «Софья»

Софья Ярцева - полная биография

Софья – форма древнегреческого имени София, означающего в переводе «мудрость». 17 сентября вспоминают мученицу Софию Римскую, которая умерла на могиле своих казненных за веру дочерей Веры, Надежды и Любови. Примечательно, что самой старшей из казненных девочек было 12 лет. После смерти юных христианок их мать прожила всего три дня.

Маленькая Соня часто бывает единственным ребенком у своих родителей, так что о ней заботятся и балуют, а она, зная слабости своих родителей, легко добивается своего. Природная смекалка и находчивость помогают Соне ориентироваться в семье, вовремя притворяться беззащитной и обиженной, надувать губки и «вертеть» домашними. Однако не стоит бояться за ее дальнейшую жизнь, потому что Сонечка не останется капризной избалованной царицей на всю жизнь.

Еще в школе в ней проявится активность и инициативность, которые никогда не подведут в будущем. Софья будет с удовольствием учиться, участвовать в конкурсах, защищать более слабых сверстников, заниматься спортом, станет заводилой в компании.

Софья усидчива, любит читать, с раннего возраста усваивает совершенно взрослую манеру рассуждения, которая может настораживать посторонних. Несмотря на привычки домашней принцессы, она очень любит родственников, и в будущем они занимают в ее жизни самое важное место.

Софья Ярцева - полная биография

Софья жалостлива. Вполне в ее духе влюбиться в мужчину, который несчастен или кажется таким, пригреть всех соседских собак и кошек, покормить голодных животных во дворе. О своих же проблемах Софья не очень охотно говорит даже с близкими друзьями.

Легко разрешает конфликты в своей компании, работая почти как громоотвод в сильную грозу, прощает почти все чужие слабости и ко все относится с пониманием. Не простит только прямого предательства, которое больно ранит ее.

Взрослая Софья – заядлая рукодельница, любит музыку и театр. На работе ее ценят за добросовестность и умение избежать конфликтов.

Редко когда она будет оглядываться на чужое мнение, не станет и гнаться за достижениями, которые ей самой не нужны, лишь бы превзойти кого-то из знакомых.

Софья Ярцева - полная биография

Она живет размеренно, спокойно, идет по проторенному и самостоятельно избранному пути, и внутренняя страстность проявляется порывом, редко, но может навсегда изменить эту дорогу – раз или два в жизни.

Муж Софьи будет приятно обрадован ее кулинарными талантами, а также тем, как отлично она поладит с его родителями и друзьями. К тому же, Софья отлично выглядит, следит за модой, хотя одевается без особой экстравагантности или вычурности. Но зато посмотреть на нее всегда приятно – так спокойна эта красота. Гостей Софья любит и всегда балует вкусными блюдами.

Софья отлично проявит себя, работая следователем, математиком, инспектором, бухгалтером, врачом, стюардессой или продавцом, художником. Врожденная сострадательность позволят ей добиться успехов и в руководстве детским домом, и в работе художника или врача.

Гороскоп имени «Софья»

Софье покровительствуют Весы, уравновешивающие все в ее жизни и характере. Ее планета – Сатурн. Благоприятные растения для этого имени – любисток и липа, а животное-тотем – богомол. Цвет Софьи – спокойный темно-голубой, он пойдет ей в самых сложных ситуациях и принесет уверенность в себе. Талисман, который принесет Софье удачу – лазурит во всех вариантах обработки.

Совместимость имени

Имя Софья стоит давать девочкам, которые будут носить отчества Андреевна, Александровна, Ильинична, Леонтьевна, Сергеевна, Петровна, Наумовна, Ефимовна, Михайловна, Борисовна, Павловна, Филипповна, Феликсовна, Эдуардовна.

Хорошими мужьями для Софьи будут мужчины, которых зовут Юрий, Владимир, Игнат, Глеб, Аркадий, Олег, Владислав, Константин. А вот от Андрея, Петра, Станислава, Дмитрия не стоит ждать долгой и крепкой любви и прочного брачного союза.

Популярность и статистика имени

Имя Софья, которое родители давали дочери при рождении, в наши дни довольно популярно. На 1000 новорожденных девочек это имя получали (в среднем по периодам, Москва):

  • 1900-1909 годы: (не в десятке)
  • 1924-1932 годы: (не в десятке)
  • 1950-1959 годы: (не в десятке)
  • 1978-1981 годы: (не в десятке)
  • 2008 год: (9 место)

Набоко Софья Ивановна (биография)

Софья Ярцева - полная биография

Набоко Софья Ивановна (1909–2005) — выдающийся российский вулканолог, доктор геолого-минералогических наук, Соросовский профессор, Заслуженный деятель науки и техники Российской Федерации, Почетный академик РАЕН, один из основоположников отечественной вулканологии.

Родилась 13 сентября 1909 года в Петербурге в многодетной семье конторщика.

В 1929 году поступила в Ленинграде на геохимическое отделение политехнического института, который в 1930 году был реорганизован в горный институт.

Со второго курса Софья Ивановна начала принимать участие в полевых исследованиях, сначала химиком-коллектором в Криворожской гидрогеологической партии ЦНИГРИ (1931), затем коллектором в Казахстанской геолого-поисковой партии Академии наук СССР. В 1933 году была начальником геологической партии по изучению оптического сырья и слюды от ЦНИГРИ, где и осталась работать после окончания в 1934 году горного института, получив специальность инженера-геолога по съемкам и поискам месторождений полезных ископаемых.

Однако в 1935 году С. И. Набоко переехала в Москву для работы в академическом Институте геологических наук (в настоящее время ИГЕМ РАН). В полевой сезон 1935 года она работала геологом Дальневосточной партии Академии наук СССР, и в 1936 году в журнале «Доклады Академии наук» вышла ее (в соавторстве с будущим мужем, А. А. Меняйловым) статья «К вопросу о нахождении платины на Дальнем Востоке».

В том же 1936 году по личной просьбе Софья Ивановна была направлена геологом в только что организованную Камчатскую вулканологическую станцию в поселке Ключи, в дальнейшем навсегда связав свою жизнь с вулканами.

9 августа 1936 года она вместе с другими вулканологами вулканостанции совершила восхождение к кратеру самого высокого действующего вулкана Евразии — Ключевского, став, таким образом, первой женщиной, поднявшейся на этот вулкан. Ей удалось не только заглянуть в кратер вулкана, но также отобрать образцы свежих изверженных пород и описать морфологию кратерной зоны.

В 1938 году С. И. Набоко изучала извержение Ключевского вулкана из побочных кратеров — Билюкая, Тирануса и Козея, названных самой Софьей Ивановной по именам корякских мифологических богов. Ею впервые был прослежен весь цикл извержения, изучены особенности его динамики и состава лав, получена характеристика газового и минерального состава вулканических эксгаляций. На примере извержения Ключевского вулкана Софьей Ивановной были сделаны выводы о дифференциации магмы в подводящем канале вулкана.

Эти исследования легли в основу кандидатской диссертации, защищенной в 1942 году в Свердловске, где С. И. Набоко, исполняя обязанности ученого секретаря Лаборатории вулканологии Академии наук СССР, еще и работала геологом на руднике.

В 1947 году материалы диссертации были опубликованы в виде отдельной монографии «Извержение Билюкая, побочного кратера Ключевского вулкана, в 1938 г.».

В первый же послевоенный, 1946 год С. И. Набоко, являясь сотрудником Лаборатории вулканологии АН СССР, вернулась на Камчатку — на Ключевскую вулканостанцию.

Всемирное признание получила ее докторская диссертация, посвященная гидротермальному метаморфизму изверженных пород, защищенная в 1963 году и опубликованная в виде монографии «Гидротермальный метаморфизм пород в вулканических областях». Софья Ивановна проследила все этапы формирования метаморфических пород на глубинах до 1 км, от исходной неизмененной породы до полностью метаморфизованной, часто утратившей первоначальный состав и структуру. В результате этих исследований ею были детально описаны условия и стадии опализации, аргиллизации, алунитизации, адуляризации, цеолитизации и пропилитизации вулканогенных пород, рассмотрены вопросы термодинамики и геохимии в связи с формированием вертикальной зональности гидротермально измененных пород в областях современного и неогенового метаморфизма и, в особенности, в областях разгрузки глубинных гидротерм, а также исследована роль газов, подземных вод и вмещающих пород в формировании гидротермальных растворов.

Результаты исследований С. И. Набоко были высоко оценены геологической общественностью не только в нашей стране, но и за рубежом, где предложенная ею система представления анализов вулканических газов была принята как лучшая.

Обстоятельное исследование гейзеров Камчатки, проведенное С. И. Набоко в Долине гейзеров, позволило получить достаточно полную картину режима их деятельности и объяснение их ритмичной периодичности. Был определен также состав продуктов отложений гейзеров и рассмотрен вопрос об источниках воды, а также газов и минерального вещества, растворенных в воде гейзеров и термальных источников.

В 1959 году С. И. Набоко опубликовала монографию «Вулканические эксгаляции и продукты их реакций», завершив ею крупный этап исследований на действующих вулканах Камчатки.

Софья Ивановна в числе первых исследователей современных гидротермальных систем оценила перспективу использования геотермальных ресурсов, участвуя в подготовке к освоению Паужетского, Больше-Банного, Паратунского и Мутновского месторождений гидротерм на Камчатке, а также месторождения «Горячий пляж» на Курилах.

Работы С. И. Набоко внесли весомый вклад в теорию гидротермального минерало- и рудообразования. На базе открытого ею и ее учениками рудопроявления в очаге разгрузки современной гидротермальной системы в кальдере Узон, Софья Ивановна обосновала глубинный источник металлов и механизм образования As-, Sb-, Hg-руд на геохимических барьерах. Изучение Толбачинского извержения 1975–1976 годов позволило С. И. Набоко с сотрудниками выделить новую генетическую группу вулканогенно-пневматолитовых минералов, среди которых уже открыто более 20 новых минералов, в том числе набокоит и софиит.

Наряду с большой научной и научно-организационной работой (в 1962–1964 годах С. И. Набоко выполняла обязанности заместителя директора Института вулканологии по науке, заведующей лабораторией), в 1966–1980 годах С. И. Набоко вела активную общественную деятельность, являясь членом Комитета солидарности женщин стран Азии и Африки, а также депутатом Совета депутатов трудящихся города Петропавловска-Камчатского. Под ее руководством защищены 3 докторские и 12 кандидатских диссертаций.

В феврале 1994 года С. И. Набоко официально ушла на пенсию и покинула Камчатку, переехав в Москву. В это время трагически погиб на вулкане Галерас в Колумбии ее сын, известный во всем мире исследователь геохимии вулканических газов И. А. Меняйлов. Софья Ивановна тяжело пережила гибель сына, но ее деятельная натура требовала работы, и она нашла в себе силы продолжать научную жизнь. Под ее руководством была создана московская группа исследователей гидротермальных процессов, членами которой были подготовлены интересные обобщающие научные статьи.

За многие годы исследований С. И. Набоко опубликовала более 300 научных работ по различным аспектам вулканологии, геохимии современных вулканогенных гидротермальных систем, минералорудогенезу. Ее многолетний труд отмечен рядом правительственных наград, в том числе орденами Октябрьской Революции, Красная Звезда, «Знак Почета» и медалью «За доблестный труд во время Великой Отечественной войны».

В честь Софьи Ивановны названы минералы набокоит и софиит.

Источники

Карпов Г. А. Легенда российской вулканологии // Дальневост. ученый. — 2001. — 28 дек.

Карпов Г. А. К 95-летию С. И. Набоко и 70-летию ее научной деятельности // Вестник КРАУНЦ. — 2004. — № 4. — С. 152–154. — (Серия «Науки о Земле»).

Подготовлено к публикации на сайте А. М. Токрановым
на основе указанных источников,
с дополнениями, касающимися камчатского периода жизни С. И. Набоко,
и с портретом С. И. Набоко.
Ноябрь 2007 года.

Софья Витальевна Стурчак

Софья Ярцева - полная биография

Дата рождения: 25.08.1948

Специалист Традиционной Восточной медицины, доктор биологических наук (биохимия), лауреат Государственной премии СССР 1985 года «За создание новых лекарственных препаратов». Имеет диплом китайской Академии Традиционной Китайской Медицины.

Такое многостороннее образование в биохимии, конвенциональной медицине и Традиционной Восточной Медицине, а также накопленный опыт позволили автору собрать уникальный материал для написания книг.

Родилась в Москве. Получила классическое медицинское образование. Начинала свою работу в конвенциональной медицине, занималась научно-исследовательской работой. Имеет десятки профессиональных медицинских научных и научно-популярных публикаций и фармакопейных статей, 13 патентов.

До1990 работала в Москве, в 1990-2004 годах в Израиле, с 2004 года работает в своей частной клинике «Шень-Чи» в Бельгии.

Более 30 лет она занимается лечением пациентов и преподаванием, обучая учеников не только методам, основанным на принципах Традиционной Восточной Медицины, проверенных многовековой практикой и постоянно используемых автором в своей работе, но и методам, разработанным на основании собственного многолетнего опыта.

В своей работе она использует следующие методы: акупунктура, акупрессура, цзю-терапия, шиатсу, китайский массаж туй-на, китайская лечебная гимнастика, китайская фитотерапия и другие.

Своих пациентов она всегда обучает приемам акупрессуры, восточного массажа и восточных упражнений, чтобы сократить курс лечения и быстрее достигнуть необходимого результата.

В ее клинику приезжают пациенты из разных стран. Кроме врачебной практики в клинике, она ведет заочные консультации на российском медицинском форуме, пишет статьи и книги. Множество людей благодарны ей за излечение от серьезных болезней, которые не смогли вылечить врачи конвенциональной медицины. В своих книгах автор делится с читателями методиками самооздоровления, основанными на методах Традиционной

Восточной медицины, проверенных многовековой практикой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *