Третьяковская галерея
Третьяковская галерея — картины, что посмотреть, информация для туристов
Путеводитель по Третьяовской галерее
Третьяковская галерея является одним из крупнейших музеев мира. В нем собраны работы мастеров, созданные с 10 по 20 век. Здесь представлены все направления русской живописи — от икон до авангарда. Третьяковская галерея в Москве, которую часто называют Третьяковкой, – одна из тех достопримечательностей столицы, которую посещают не только ценители искусства, но и все, кто хоть чуточку неравнодушен к культурному наследию России. Третьяковская галерея – один из ведущих научно-художественных и культурно-просветительных центров России, крупнейший в мире музей русского искусства.
Третьяковская галерея – из истории
Датой основания Третьяковки считается 1856 год. Именно тогда Павел Михайлович Третьяков, купец по роду деятельности, приобрел две первые картины русских художников «Искушение» Н.Г.Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В.Г.Худякова. В конце 50-х годов он пополняет свою коллекцию работами И.И. Соколова и В.И. Якоби, А.К. Саврасова и М.П.Клодта. В это время у Павла Третьякова появилась мечта создать музей, в котором будут представлены работы русских живописцев. Свою коллекцию он начал собирать с нуля. Коллекционер приобретал все лучшее, что было на художественном рынке из работ русских художников. По складу характера Павел Третьяков был не просто коллекционером. Он обладал широкими познаниями в области литературы и живописи, театра и музыки. Как писал про него художник и критик А.Н. Бенуа «…Третьяков по натуре и знаниям был ученый». Он безошибочно выбирал все лучшее, что создавала русская живопись. Как сказал про него художник Крамской: «Это человек с каким-то, должно быть, дьявольским чутьем». Он был на открытии всех выставок в Москве, в Петербурге. Картины еще не развесили в выставочных залах, а он успевал осмотреть их в мастерских и прицениться. Он был впереди всех. Бывали случаи, что даже царь, подойдя к понравившейся картине, читал, что «куплено господином Третьяковым». Он говорил: «Мы работаем для русского народа».
В своем первом завещании в 1860 году, Третьяков оставил 150 тысяч рублей серебром на создание в Москве «художественного музеума или общественной картинной галереи…». Он создавал первый в России музей, отражающий развитие русского искусства и хотел, чтобы музей стал общедоступным. Будучи богатым, он старался не переплачивать посредникам. И считал: «Чем больше средств сэкономишь, тем больше картин произведений искусств можно собрать». Павел Михайлович Третьяков избегал роскоши и излишеств. Он помогал нуждающимся художникам, вдовам и сиротам. Достраивал и расширял музей.
В 1867 году открылась галерея, в которой была представлена коллекция Павла и его брата Сергея. Посетители увидели 1276 картин, 471 рисунок и 10 скульптур русских художников, а также 84 картины иностранных мастеров. Картины Павел Михайлович размещал в своем доме в Лаврушинском переулке. С 1872 по 1874 гг. были построены два музейных зала, которые сообщались с жилыми помещениями. В 1882 году, когда необходимо было разместить Туркестанскую коллекцию, были пристроены 6 новых залов. Дополнительные залы появились также в 1885 и 1892 гг. 1892 год стал для музея знаменательным, в этом году Павел Михайлович Третьяков передал ее в дар городу Москве. Тогда в коллекции было 1287 картин, 518 рисунков и 9 скульптур русских художников XVIII-XIX веков, а также работы западноевропейских мастеров. А через год состоялось официальное открытие Московской городской галереи Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых. После смерти Павла Третьякова в 1898 году его дело продолжили другие меценаты.
В 1902-1904 гг. под руководством архитектора А.М. Калмыкова был построен знаменитый Васнецовский фасад, который стал эмблемой Третьяковки. Фасады здания были разработаны архитектором В.Н. Башировым по рисункам художника В.М. Васнецова. 2 апреля 1913 года попечителем музея был избран художник и архитектор Игорь Эммануилович Грабарь. Благодаря ему Третьяковка была сформирована по европейскому типу — по хронологическому принципу. В декабре 1913 года музей был открыт для посетителей. После революции в 1918 году музей стал называться Государственной Третьяковской галереей и был объявлен государственной собственностью Российской Федеративной Советской Республики. Директором музея стал И.Э.Грабарь. Большой вклад в развитие музея, в том числе в его расширение и оснащение, внес академик архитектуры А.В. Щусев. Во время войны большинство экспонатов были эвакуированы в Новосибирск. Само здание пострадало от бомбежки. К 100-летию музея в 1956 году его коллекция насчитывала более 35 000 произведений искусства. Большой вклад в расширение музея внес также Ю.К. Королев, директор музея с 1980 по 1992 гг. В 1989 году был сооружен новый инженерный корпус, где разместились конференц-зал и информационно-вычислительный центр, детская студия и выставочные залы. После реконструкции в музейный ансамбль Третьяковки был включен памятник архитектуры XVII века — храм Святителя Николая в Толмачах. Он был восстановлен, освящен и стал домовым храмом музея.
Третьяковская галерея — картины
Музей имеет множество залов. И в каждом можно найти шедевр искусства. Павел Михайлович высоко ценил творчество В.Г.Перова. В 1860-е годы были приобретены несколько его картин, в том числе «Сельский крестный ход на Пасхе» и «Тройка», а также портреты.
В коллекции появляются картины, отражающие русскую историю. Как любитель пейзажей он заказывает картины, в которых хотел видеть правду и поэзию жизни. Приобретаются и портреты, созданные К.П. Брюлловым, В.А. Тропининым, В.Г. Перовым. Создается портретная галерея композиторов, писателей, художников России – А.Н. Островского и Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева и Н.А. Некрасова, В.И. Даля и других известных деятелей искусства.
Третьяков поддерживал образованное в то время Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ). Многие картины были приобретены на этих выставках. В 1870-е годы Павел Третьяков приобрел такие известные картины как «Христос в пустыне» И.Н. Крамского и «Сосновый бор» И.И. Шишкина, «Грачи прилетели» А.К. Саврасова и «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича» Н.Н. Ге. Одной из самых дорогостоящих приобретений Третьякова были работы В.В.Верещагина — коллекция туркестанских картин и этюдов. Позже коллекция пополняется картинами В.И. Сурикова и И.Е Репина, В.М. Васнецова и И.И. Шишкина, И.Н. Крамского и других известных мастеров. В Третьяковской галерее мы увидим работы Репина и Иванова, Куинджи и Брюллова, Крамского и многих других. Порадуются и ценители творчества Врубеля. Одним из самых обсуждаемых экспонатов является «Черный квадрат» Малевича.
Третьяковская галерея – информация для туристов
Для осмотра в музее развернуты экспозиции Древнерусского и Русского искусства, (18-20 вв.) и русской графики. Представлены также экспозиции «Сокровищница» и «Русский авангард», «Скульптура и графика 20 века» и собрание, посвященное Искусству 1930-х – начала 1950 годов и второй половины XX века. Кроме основного здания в Лаврушинском переулке, д.10 построен комплекс на Крымском валу. Здесь собраны работы, посвященные русскому искусству 20 века. Также здесь организуются выставки современного искусства. Третьяковке принадлежит музей-храм Святителя Николая и выставочный зал в Толмачах, музеи А.М.Васнецова и музей-мастерская скульптора А.С.Голубкиной, а также Дом-музей народного художника П.Д. Корина.
Заказать экскурсию можно в Экскурсионном бюро у главного входа музея. Продолжительность экскурсии 1 ч. 15 мин. — 1 ч. 30 мин.
Имя Павла Третьякова вписано в историю золотыми буквами. Третьяковская галерея в Москве – одна из жемчужин не только столицы, но и России в целом.
Третьяковская галерея
Телефон: +7 (495) 957-07-27
Адрес: 109017, Москва, Лаврушинский пер., 10
Проезд: Ст. м. «Третьяковская», «Новокузнецкая»
Интернет:
www.museum.ru/M281 — официальная страница
Государственная Третьяковская галерея — W367, официальный сайт www.tretyakovgallery.ru/
Святая Русь — W1379 www.svyatayarus.ru/
«Музеи по соседству» — W1498 ! small_museums_near.tilda.ws/
афиша, события и экскурсии |
![]() |
Афиша на ближайшее время:
в музее | |
c 29 ноября 2019 по 17 мая 2020 | — Неизвестные передвижники. Рисунок второй половины XIX века |
c 13 марта по 7 июня | — Золотая карта России. Живопись XVIII — XX веков из собрания Чувашского художественного музея |
c 21 по 27 апреля | — #ТретьяковкаДома: план онлайн мероприятий на очередную неделю апреля |
с участием музея | |
c 15 февраля по 10 мая | — Новые выставки Третьяковской галереи в феврале 2020 года |
c 22 февраля по 10 мая | — Семейная выставка-путешествие «Русская сказка. От Васнецова до сих пор» в Новой Третьяковке |
c 27 февраля по 26 апреля | — Скульптор Александр Рукавишников |
интересно | |
7 апреля | — Третьяковка от первого лица/Директор |
Полная афиша Всероссийское музейное объединение «Государственная Третьяковская галерея»>»>
Памятные даты и ежегодные мероприятия: дата основания — 1892г.
|
Описание: В историческом здании Галереи размещена экспозиция русского искусства XI — начала XX века. В древнерусском разделе можно увидеть работы как безымянных, так и известных иконописцев XII-XVII столетий (в том числе Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия). В залах XVIII — первой половины XIX века демонстрируются полотна знаменитых русских мастеров: Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского, К.П. Брюллова, А.А. Иванова… С исчерпывающей полнотой и разнообразием представлено русское реалистическое искусство второй половины XIX века: известные картины И.Н. Крамского, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана и многих других художников. В яркой коллекции произведений рубежа XIX-ХХ столетий — творения М.А. Врубеля и В.А. Серова, мастеров художественных объединений «Мир искусства», «Союз русских художников», «Голубая роза». Особой частью экспозиции является «Сокровищница», где представлены художественные изделия из благородных металлов и драгоценных камней, выполненные в XII — начале XX века. Специальный раздел Галереи посвящен демонстрации графики, которая не выносит яркого прямого света, поэтому для ее экспонирования оборудованы залы с мягким искусственным освещением. Частью Третьяковской галереи является Музей-храм Святителя Николая в Толмачах, представляющий уникальное соединение музейной экспозиции и действующего храма. В комплекс музея в Лаврушинском переулке входят помимо исторического здания галереи (Лаврушинский переулок, 10) и Храма Святителя Николая (Б.Толмачевский переулок) также Инженерный корпус (Лаврушинский переулок, 12) и Выставочный зал в Толмачах (Малый Толмачевский переулок, дом 6, стр. 1). Экспозиция «Русское искусство XX в» представлена в Третьяковской галерее на Крымском Валу, Победитель конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» 2004 г. — проект «Система клубов современного искусства в Третьяковской галерее», 2005 г. — проект «Виртуальный музей России», 2007 г. — проект «Фрески Александра Иванова». Мультимедиа инсталляция» и 2011 г. — проект «Язык скульптуры по Брайлю»
Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку «g+1». Moscow.org городской портал Москвы
Адрес: Лаврушинский переулок, 10 Телефон: +7(495)951 13 62, +7(499)238 13 78 Время работы: ежедневно с 10:00 до 19:30, кассы до 18:30, вход на экспозицию до 18:30, выходной – понедельник. Как добраться до Третьяковской галереи: от ст. метро Третьяковская пройти к Климентовскому переулку, затем свернуть влево на ул. Большая Ордынка, или сразу выйти на ул. Большая Ордынка, пройти вверх, свернуть в Большой Толмачевский переулок, затем свернуть в Лаврушинский переулок. История появления коллекции П.М. ТретьяковаТретьяковская галерея в Москве — самый известный музей. Как Эрмитаж в Санкт-Петербурге, как Лувр в Париже или музей Прадо в Мадриде – так Третьяковская галерея является своеобразной визитной карточкой Москвы. Датой основания Третьяковской галереи считается 1856 год, когда продолжатель старинного купеческого рода Павел Михайлович Третьяков приобрел несколько полотен русских живописцев – это были «Искушение» Н.Г. Шидлера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В.Г. Худякова. Несколькими годами раньше Павел Михайлович стал владельцем 10 листов графики и 9 картин старых голландцев. Следующими в коллекции появляются картины Соколова, Якоби, Саврасова, Клодта. Третьяков планировал приобрести собрание полотен Ф.И. Прянишникова и дополнить его своими, что составило бы основу галереи, мысли о которой уже тогда зародились у коллекционера. Но в связи с высокой ценой собрание Прянишникова приобрести не удалось – оно досталось Московской Румянцевской галерее (в наши дни в Третьяковской галерее), поэтому Третьяков начал собирать коллекцию своими силами, полагаясь исключительно на свой вкус и свои знания. С особым уважением Третьяков относился к таланту русского художника Перова, с которым поддерживал дружеские отношения. В 60-е годы в коллекцию были приобретены работы Перова: «Сельский крестный ход на Пасхе», «Тройка», «Дилетант». Также Третьяков заказывал Перову портреты, а после смерти художника принимал непосредственное участие в организации выставки работ Перова. Знаменитая картина Флавицкого, написанная на историческую тему, «Княжна Тараканова» появилась в собрании в 1964 году, а несколькими годами позже Третьяков заказал живописцу Бронникову полотно «Гимн пифагорейцев восходящему солнцу». Эта картина стала любимым произведением жены Третьякова – Веры Николаевны. Шестидесятые годы стали очень плодовитыми в плане появления в коллекции Третьякова новых полотен. Третьяков, любивший природу и тонко ее чувствовавший, особое внимание уделял приобретению пейзажей. Кроме того, в собрании было много портретов, среди которых были портреты известных личностей, литераторов, деятелей культуры и искусства, исполненных такими признанными мастерами кисти как Брюллов, Тропинин, Крамской. В 1873 году Крамскому с трудом удалось уговорить Л.Н. Толстого позировать для портрета, чему был несказанно рад Третьяков – он уже давно мечтал пополнить портретную галерею изображением великого русского писателя. Не ограничиваясь увлечением собирательством живописи, Третьяков дружил с художниками и оказывал им посильную помощь. В частности, живое участие Петр Михайлович принимал в судьбе художников-передвижников, с момента проведения выставок ТПХВ именно здесь он приобретает большую часть картин. Таким путем в коллекцию вошли картины «Христос в пустыне» Крамского, «Сосновый бор» Шишкина, «Грачи прилетели» Саврасова и другие. Особенно тесные дружеские отношения сложились с семьей Третьяковых у Крамского, некоторое время он жил в их доме в Лаврушинском переулке, и писал портрет Третьякова. В 1874 году Верещагин после возвращения из поездки по Туркестану, проводил выставку своих работ, и Третьяков решил приобрести целиком всю экспозицию для того, чтобы подарить ее Московскому училищу живописи. Это было самое крупное и дорогое приобретение коллекционера, за него было отдано 92 тысячи рублей, но училище от подарка отказалось по причине отсутствия помещения. Тогда Павел Михайлович решил отдать коллекцию Московскому обществу любителей художеств. Обязательным условием было обеспечить доступность осмотра картин для всех желающих. Но и в этом случае средства не были найдены и по истечению трех лет картины снова вернулись к Петру Михайловичу, который к этому времени стал владельцем индийских этюдов Верещагина. Рождение Третьяковской галереиВсе свои приобретения Третьяков размещал в доме в Лаврушинском переулке, но места уже не хватало, и в 1872 году было начато строительство музейных залов, которое закончилось в 1874 году. Временно проблема была решена, но после того, как в 1882 году к Третьякову вернулась туркестанская серия Верещагина, встал вопрос о дальнейшем расширении выставочных площадей, и были достроены еще шесть залов. Строительные заботы не мешали коллекционеру пополнять свое собрание все новыми и новыми произведениями искусства русских живописцев. В это время Третьяков уже полностью полагался на свой вкус, и приобретает не только те картины, которые встречают всеобщее одобрение, но и те, которые ценители живописи встречают неоднозначно. В 1892 году галерея увеличилась еще на 6 залов, и в этом же году Павел Михайлович Третьяков передал ее в дар Москве. После смерти Третьякова галерея осталась без самого своего главного попечителя. В своем последнем завещании, Петр Михайлович, зная, что городская дума Москвы не сможет выделить необходимые для содержания галереи средства, завещал 150 тысяч рублей таким образом, чтобы проценты от этих денег шли на ремонт галереи и 125 тысяч на приобретение предметов искусства для пополнения экспозиции. Помимо денежных средств, галерее было завещано и недвижимое имущество, и собрание древних русских икон. Из-за того, что завещание было составлено с рядом формальных нарушений, в силу оно вступило только в августе 1899 года, после того, как в дело вмешался лично император Николай II. В итоге, Московская дума приняла Положение об управлении Городской художественной галереей Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых, согласно которому музеем должен был управлять совет Галереи. В первый состав этого совета вошли такие известные личности как князь В.М. Голицын, дочь Третьякова А.П.Боткина, художники В.А.Серов и И.С.Остроухов, коллекционер И.Е. Цветков. Должность хранителя Галереи получил Е.М. Хруслов. В это время был полностью перестроен жилой дом Третьяковых, его сделали целиком приспособленным для функционирования в режиме музея. Пополнение коллекции некоторое время осложнялось противоречиями внутри комиссии. У всех были свои взгляды и мнения по поводу того, что необходимо приобретать на средства, оставленные Третьяковым. Но после того, как на посту попечителя князя Голицина сменил Остроухов, комиссия приняла решение приобретать лишь лучшие произведения и старых и новых художников, чтобы достойно продолжить дело, начатое Третьяковым. В 1910 году по завещанию ценителя искусств и мецената М.А. Морозова, Третьяковская галерея получила полотна французских живописцев К. Моне, Э. Мане, О. Ренуара, К. Писсаро, Э. Дэга и другие, не менее ценные произведения живописи. Новая эпоха в жизни Третьяковской галереи началась в 1913 году, когда совет возглавил художник и историк-искусствовед И.Э. Грабарь. Под его руководством экспозиция Третьяковской галереи была преобразована по принципу самых известных музеев Европы. Было решено картины каждого художника собрать в одном зале, кроме того, разместить экспонаты в хронологическом порядке, начиная от древнерусской иконописи и заканчивая произведениями современных художников. Также была проведена работа по составлению полного научного описания коллекции. Третьяковская галерея в годы советской властиСогласно декрету Совнаркома от 3 июня 1918 года Третьяковская галерея была национализирована и передана в ведение Народного комиссариата просвещения. Благодаря счастливой случайности Третьяковская галерея не утратила в названии фамилию своего основателя, как это случилось со многими другими подобными музеями, а стала называться Имени Третьяковых. Во главе галереи встал И.Э. Грабарь, который занялся вопросами переустройства, реорганизации музея, а также пополнением фондов. В этот период в хранилища Государственного музейного фонда поступало большое количество художественных ценностей, реквизированных, национализированных и конфискованных у своих законных владельцев. Из этого фонда в Третьяковскую галерею пришли собрания Щербатова, Харитоненко, а также полотна из дворянских подмосковных усадеб. Картины иностранных художников из Третьяковской галереи были переданы в музеи западного искусства. В то же время, к галерее было присоединено в качестве филиалов несколько музеев с собраниями русской живописи. Постепенно в Третьяковской галерее сконцентрировалась богатейшая экспозиция произведений русских художников, в том числе авангардистов Малевича, Кандинского, Татлина, а также ценнейшие произведения древнерусской иконописи. Расширение музейных фондов сделало необходимым изыскивать площади для размещения. Несколько выставочных залов было превращено в запасники, и большая часть коллекции стала недоступной и для осмотра, и для изучения и инвентаризации. Из 15 тысяч экспонатов, которые находились на тот момент в музее, некоторые даже не были официально за ним закреплены. В 1927 году Третьяковская галерея была расширена за счет смежного дома в Малом Толмачевском переулке. После ремонта здесь разместилась администрация музея, также сюда перешли библиотека, архив, фонды графики и научные отделы. Сумбурные поступления последних лет значительно нарушили упорядоченность экспозиции, и в 1928 году было решено возродить концепцию И.Э. Грабаря. В виду того, что власть тесно переплетала искусство и идеологию, из экспозиции были исключены многие ценные произведения искусства отдельных авторов, а также целые направления. Основной упор делался на пропаганду, в то время, как научно-исследовательская работа отошла на второй план. В это время в Третьяковской галерее проходят выставки: Антиалкогольная, Красная Армия в советском искусстве, Колхозная выставка, Плакат на службе пятилетки и другие выставки подобного плана. В 30-е годы экспозиция галереи начинает реформироваться. Приоритетными направлениями становятся выставки произведений искусства революционной и советской тематики. После того, как к музею были присоединены Центральные реставрационные мастерские, фонд галереи пополнился уникальными иконами, которые были собраны Комиссией по сохранению и раскрытию памятников древней живописи, собранных из закрытых монастырей и церквей. Очень активно пополнялся и отдел советского искусства, в котором находились произведения А.А.Дейнеки, П.Д. Корина, П.П. Кончаловского, М.В.Нестерова, И.И. Машкова. Еще одним направлением в галерее стало Искусство народов СССР. 1935 год был ознаменован началом строительства нового двухэтажного здания для размещения выставок, а также выделения средств на реконструкцию старых помещений галереи. Строительство проводилось по проекту А.В. Щусева, и было закончено в 1936 году. Период Великой Отечественной войны в жизни Третьяковской галереиПосле начала Великой Отечественной войны в Государственной Третьяковской галерее началась активная деятельность по демонтажу и эвакуации экспозиции. Картины извлекали из рам и подрамников, накатывали на валы, упаковывали в металлические емкости и запаивали. Работы были проведены в сжатые сроки и уже в середине лета 1941 года в Новосибирск отправился эшелон с экспозициями первой очереди Третьяковской галереи (самыми ценными произведениями), Государственного музея нового западного искусства, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Музея восточных культур. Вместе с экспонатами отправились в путь и сотрудники музеев. Ответственным за транспортировку был А.И. Замошкин, являвшийся директором Третьяковской галереи. По приезду в Новосибирск, музейные коллекции были размещены в недостроенном здании Оперного театра. Тем временем Москва подвергалась частым бомбардировкам авиации немецких войск, и в августе 1941 года две фугасные бомбы разрушили часть главного здания Третьяковской галереи, а в ноябре был разрушен двухэтажный дом, в котором размещались различные службы музея. Эти события ускорили эвакуацию второй очереди коллекционного собрания. Экспонаты были погружены на баржу и должны были по воде следовать в Пермь (тогда – Молотов). Едва отчалив от Московского речного вокзала, баржа попала в зону воздушного боя, но, к счастью, получила лишь незначительные повреждения, не причинившие вреда ценностям. Третья очередь была отправлена в ноябре 1941 также в Новосибирск, в котором сосредоточилось колоссальное количество ценнейших произведений искусства из лучших музеев СССР. После того, как в сентябре 1942 года была вывезена четвертая очередь коллекции, в музее все равно осталось несколько тысяч экспонатов, художественные рамы и подрамники, которые охранял небольшой коллектив галереи, возглавляемый заместителем директора С.И. Прониным. Уже в 1942 году начинается восстановление здания Третьяковской галереи. В новых залах была проведена всесоюзная выставка Великая Отечественная война, здесь же отметили знаменательное событие – 50-летие передачи Третьяковым своего собрания Москве. После того, как советские войска отбросили захватчиков на запад, стало возможным возвращение музейных экспозиций из эвакуации, и в 1943 году их стали готовить к возвращению в Москву. Комиссия, в которую вошли искусствоведы, реставраторы и другие специалисты, пришли к выводу, что все возвращенные экспонаты находятся в отличном состоянии, началось размещение экспозиции в залах музея, и 17 мая 1945 года Государственная Третьяковская галерея была вновь открыта для посетителей. Послевоенная деятельность музеяПериод с 1950 по 1970 гг. был очень плодотворным для музея. В дар Третьяковской галерее было передано несколько ценных художественных коллекций, которые еще больше обогатили замечательную коллекцию галереи. Среди картин, подаренных музею, были работы Бенуа, Петрова-Водкина, Рериха, Сарьяна, Саврасова, Врубеля и других художников. Уже в 50-е годы стало ясно, что здание галереи недостаточно для полноценного размещения экспозиции. В 1956 году было принято решение о строительстве нового помещения для экспозиции Третьяковской галереи. Местом строительства выбрали площадку на берегу Москвы-реки, неподалеку от Кремля и дома в Голутвине, в котором родился Третьяков. Планировалось завершить строительство в 1961 году, после чего в новое здание должны были перевести всю экспозицию галереи. Но в 1959 году строящееся здание было передано недавно организованной Картинной галерее СССР. Здание на Крымском Валу было построено лишь в 1970 году, а в 1985 коллекция Картинной галереи СССР была объединена с Третьяковской галереей в единый комплекс с названием Государственная Третьяковская галерея. Именно сюда была перенесена часть экспозиции из Третьяковской галереи, когда здание в Лаврушинском переулке было закрыто на реконструкцию. Современная Государственная Третьяковская галереяВ 1980 году Третьяковскую галерею возглавил Ю.К.Королев, под руководством которого началась грандиозная реконструкция галереи, которая ставила целью строительство крупного музейного комплекса с хранилищами. Музейными помещениями, конференц-залами. Нужно было не только модернизировать старое здание, но и сохранить его исторический облик. В 1984 году при галерее был построен депозитарий (хранилище предметов искусства) и реставрационные мастерские, а в 1986 году Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке закрывается для посетителей. Часть произведений на время реконструкции была перевезена в музей на Крымском Валу, а часть – в депозитарий. В 1986 году к Третьяковской галерее были присоединены дома-музеи П.Д. Корина и В.М. Васнецова, музей-квартира А.М. Васнецова, музей-мастерская А.С. Голубкиной, после чего галерея получила название Всесоюзного (позже Всероссийского) музейного объединения Государственная Третьяковская галерея. В период длительной реконструкции музей не бездействовал, по-прежнему проводились выставки, которые пользовались огромной популярностью у посетителей. Спустя девять лет, в 1995 году реконструкция была завершена, и обновленный музей открыл свои двери для посетителей. В результате проведенных работ площадь, предназначенная для размещения экспозиций, увеличилась в полтора раза – в музее появилось 10 новых залов. Благодаря таким изменениям стало возможным увеличить объем древнерусской экспозиции, открыть залы для скульптурных произведения 18-20 веков, а для панно Принцесса Греза Врубеля был спроектирован специальный зал. На протяжении многих лет произведения из коллекции Третьяковской галереи можно увидеть на выставках в зарубежных и российских городах, сотрудники музея проводят научно-исследовательскую работу, осуществляют публикационную и популяризаторскую деятельность. В стенах галереи работает детская студия. Регулярно проводятся музыкальные вечера. Продолжают пополняться музейные фонды галереи. В 1996 году, в продолжение старинной традиции, был создан Попечительский совет, который возглавил мэр Москвы Ю.М. Лужков. В 2006 году торжественно отмечалось 150-летие рождения галереи, которое было отмечено рядом культурных мероприятий. На сегодняшний день в собрании Третьяковской галереи находится около 150 тысяч произведений искусства, часть из которых можно увидеть в основном здании в Лаврушинском переулке и в корпусе, расположенном на Крымском Валу. 1856 г. — Павел Михайлович Третьяков приобрел несколько полотен русских живописцев Третьяковская галереяТретьяковская галерея — известнейший музей, коллекция которого не имеет себе равных больше нигде в мире! В середине 50х годов XIX века купец Павел Третьяков принялся собирать свою коллекцию живописи. В 1867 году он организовал «Московскую городскую галерею Павла и Сергея Третьяковых», в которой выставил собранные им лично 1276 картин, 471 рисунок и 10 скульптур русских мастеров, и 84 картины иностранных художников. В 1892 году купец завещал Третьяковскую галерею Москве 3 июня 1918 года Третьяковская галерея получила статус Государственной, при ней также был создан музейный фонд, являвшийся важнейшим источником пополнения коллекции Третьяковской галереи до 1927 года В 1928 году в Третьяковской галерее отремонтировали отопление и вентиляцию, а в 1929 году провели электричество. В 1932 году к музею пристроили три зала, соединив галерею с помещением запасника в церкви Николы в Толмачах, что обеспечило непрерывность экспозиции Во время Великой Отечественной войны, летом 1941 года, коллекция Третьяковской галереи была переправлена в Новосибирск, для чего потребовалось задействовать состав из 17 вагонов. После окончания войны Третьяковская галерея вновь открыла свои двери для всех желающих В 1985 году картинная галерея на Крымском Валу была объединена с Третьяковской галереей в единый музейный комплекс Третьяковская галерея находилась на капитальной реконструкции с 1986 по 1995 год, после чего была вновь открыта Музей-храм Николая в Толмачах является частью Третьяковской галереи, в Инженерном корпусе и Выставочном зале которой проводятся также и временные экспозиции Также в состав Третьяковки входят Музей-мастерская Голубкиной, Дом-музей Васнецова, Дом-музей Корина и Выставочный зал в Толмачах. |