Ученые

Ученые

Известные ученые

Ученые

Известные ученые — специалисты в научной области, внесшие серьезный вклад в науку. В общем смысле термин «ученый» относится к людям, которые используют научную методологию, включающую в себя генерирование и проверку гипотез, обобщение проверенных фактов, создание теорий как фактов более общего уровня, применение абстрактных понятий, создание научноемкого описания.

Ученых обычно путают с инженерами. Однако последние ближе к прикладным наукам. Ученые исследуют природу с целью выяснения её основных принципов, инженеры применяют известные науке принципы для решений технических проблем. Ученые исследуют, инженеры — конструируют. Хотя существуют примеры, когда значительные успехи как в научных, так и в прикладных областях были получены одними и теми же людьми. Этот раздел посвящен выдающимся деятелям науки: физикам, химикам, математикам, астрономам и биологам.

Самые известные ученые мира и России. Кто самый известный ученый в мире?

Биография каждого ученого позволяет лучше понять его путь к великим достижениям и ознакомиться с некоторыми интересными фактами. Для того чтобы иметь представление о том пути, который проделывает наука, стоит детально изучить хотя бы несколько историй о ведущих ее деятелях.

Самые значимые деятели

В каждом из направлений стоит обратить внимание на наиболее значимого ученого. Так, лучшим британским медиком был Флеминг. Важнейший изобретатель из России — Попов. Леонардо да Винчи, как истинный человек Возрождения, проявил множество разнообразных талантов. Паскаль, Тесла и другие — лучшие математики и физики, чей вклад виден и в современной жизни. Кто из них — самый известный ученый? Каждый достоин внимания в равной степени.

Ученые

Александр Флеминг

Будущий изобретатель пенициллина родился в августе 1881 года в небольшом шотландском городке Лочфилде. Получив среднее образование, он отправился в Лондон и стал студентом Королевского политехнического института. По совету профессионального физика и своего брата Тома Александр решил заниматься наукой, в 1903 поступил на работу в больницу святой Марии и начал хирургическую практику. После войны, где он повидал множество смертей, Флеминг решил найти лекарство, которое справлялось бы с инфекциями. Известные английские ученые уже работали над вопросом, но никому не удалось добиться значительных результатов. Единственное, что было изобретено – антисептик, лишь снижающий защитные функции организма. Флеминг доказал, что для обработки глубоких ран такое лечение не подходит. К 1928 году он начал изучать бактерии из семейства стафилококковых. Однажды, вернувшись из отпуска, Флеминг обнаружил на столе грибковые колонии, которые поразили вредоносные микроорганизмы. Ученый решил вырастить плесень в чистом виде и выделил из нее пенициллин. До сороковых он совершенствовал его форму и вскоре его производство стало масштабным и было принято в больницах. В 1944 вместе с коллегой Флори получил рыцарское звание. Имена известных ученых дошли до Нобелевского комитета, и уже в 1945 они получили премию в области медицины. Королевская коллегия врачей сделала Флеминга почетным членом. Далеко не все известные английские ученые могут похвастаться такими достижениями. Флеминг — выдающийся талант и человек, достойный упоминания в любом списке лучших врачей мира.

Ученые

Грегор Мендель

Многие известные ученые не получали основательного образования. Например, Грегор Мендель родился в июле 1882 в семье простых крестьян и обучался при богословском институте. Все свои глубокие знания о биологии он приобрел самостоятельно. Вскоре стал преподавать, а потом отправился в университет в Вене, где начал заниматься гибридными растениями. С помощью множества опытов на горохе вывел теорию о законах наследования. Имена известных ученых нередко доставались их изобретениям, и Мендель не стал исключением. Труды Грегора не заинтересовали современников, он бросил работу в лаборатории и стал настоятелем в монастыре. Революционность его открытий и их глубокий смысл стали заметны биологам лишь в начале двадцатого века, уже после смерти Грегора Менделя. Известные ученые России и мира пользуются его теориями и сейчас. Принципы Менделя изучают на базовом уровне в школах.

Ученые

Леонардо да Винчи

Мало какие известные ученые настолько популярны, как Леонардо. Он был не просто выдающимся физиком, но и творцом, его картины и скульптуры восхищают людей по всему миру, да и сама его жизнь служит источником вдохновения для произведений: он — по-настоящему интересная и загадочная личность. Величайший деятель Возрождения родился в апреле 1452 года. С детства Леонардо увлекался живописью, архитектурой, скульптурой. Его отличали впечатляющие знания в области естествознания, физики и математики. Многие его труды были оценены лишь через столетия, а современники часто не обращали на них внимания. Леонардо увлекался идеей летательных аппаратов, но воплотить работающий проект ему не удалось. Кроме того, он изучил многие законы жидкости и гидравлики. Известные ученые редко знамениты и как деятели искусства. Леонардо же является великим художником, автором знаменитой «Джоконды» и полотна «Тайная вечеря». Остались после него и многочисленные рукописи. Многие иностранные и известные российские ученые все еще пользуются наработками да Винчи, созданными им до 1519, когда он умер, находясь во Франции.

Блез Паскаль

Этот французский ученый родился в июне 1623 в Клермон-Ферране, в семье судьи. Отец Паскаля был известен своей любовью к наукам. В 1631 семья переехала в Париж, где Блез написал свою первую работу о звучании вибрирующих тел – это произошло, когда мальчику было всего 11 лет. Немногие известные ученые России и мира могут похвастаться таким ранним успехом! Блез удивлял людей своими математическими способностями, он сумел доказать, что сумма углов треугольника равняется двум прямым. В 16 он написал трактат о шестиугольнике, вписанном в круг. На его основе позже будет разработана известная теорема Паскаля. В 1642 Блез разработал механическую счетную машину, которая могла осуществлять действия сложения и вычитания. Впрочем, как и многие другие известные ученые и их открытия, Блез со своей «Паскалиной» так и не стали слишком известны у современников. На сегодняшний день его вариации на тему счетных машин хранятся в лучших музеях Европы. Кроме того, неоценим вклад Паскаля в науку – его выкладками пользуются и современные ученые.

Ученые

Александр Попов

Многие известные русские ученые сделали изобретения, которыми и сейчас пользуется весь мир. К таким относится и Александр Попов, создатель радио, родившийся в уральском поселке в семействе священника. Первое образование было им получено в духовном училище, после чего он поступил в семинарию. Отправившись в университет Петербурга, Попов столкнулся с денежными затруднениями, поэтому параллельно с учебой ему пришлось работать. Александр увлекся физикой и начал преподавать ее в Кронштадте. С 1901 он служил профессором института электротехники в Петербурге, а затем стал его ректором. Главным интересом его жизни оставались изобретения и эксперименты. Он изучал электромагнитные колебания. В 1895 он представил публике радиоприемник. С 1897 трудился над его усовершенствованием. Ассистенты Попова Рыбкин и Троицкий подтвердили возможность его использования для принятия сигналов на слух. Попов внес заключительные модификации и создал тем самым устройство, которое сейчас есть практически в каждом доме.

Никола Тесла

Этот ученый появился на свет в Австро-Венгрии. Как и Попов, Тесла был сыном священника. В 1870 он окончил гимназию и поступил в училище, где увлекся электротехникой. Несколько лет поработал преподавателем в гимназии, после чего отправился в Пражский университет. Параллельно Никола трудился в телеграфной компании, а потом – у Эдисона. Все годы обучения старался изобрести электродвигатель, работающий на переменном токе. Переехал в США, где провел удачную работу по улучшению машины, созданной Эдисоном. Однако Тесла не получил от того денег, после чего уволился и основал собственную лабораторию в Нью-Йорке. К началу двадцатого века у Никола было уже несколько патентов – он изобрел частотометр и счетчик электричества. В 1915 был номинирован на Нобелевскую премию. Никогда не прекращал работы и сделал значительный вклад в науку, умер в 1943 после несчастного случая – Тесла попал под машину, и сломанные ребра привели к слишком сложному воспалению легких.

Ученые

Фридрих Шиллер

Как все прекрасно знают, известные ученые могут быть не только в сфере точных наук. Отличным примером для этого служит Фридрих Шиллер — историк и философ, который очень многое сделал для своих областей знаний и внес неоценимый вклад в литературное достояние. Он родился в 1759 году в Священной Римской Империи, но уже 1763 году переехал с семьей в Германию. В 1766 году он оказался в Людвигсбурге, где закончил медицинский факультет. Творить Шиллер начал еще в процессе обучения, и в 1781 году его первая драма увидела свет и получила такое признание, чтобы в следующем же году поставлена в театре. Эта пьеса до сих пор считается одной из первых и самых успехных мелодрам в Европе. Всю свою жизнь Шиллер творил, переводил пьесы с других языков, а также преподавал в университетах историю и философию.

Ученые

Абрахам Маслоу

Абрахам Маслоу — это подтверждение того, что известные ученые могут быть не только математиками и физиками. Его теорию самореализации знают абсолютно все. Маслоу родился в 1908 году в Нью-Йорке. Его родители плохо с ним обращались и всячески унижали, а его еврейское происхождение стало причиной антисемитсских выходок со стороны его сверстников. Это развило в маленьком Абрахаме комплекс неполноценности, из-за чего он прятался в библиотеке и проводил дни за книгами. Позже он постепенно начал утверждаться в жизни — сначала в Средней школе, участвуя в различных клубах, а затем и на факультете психологии, где получил в 1931 году степень магистра. В 1937 году Маслоу стал членом преподавательского состава колледжа в Бруклине, где и проработал большую часть своей жизни. Когда началась война, Маслоу оказался уже непригодным для службы, однако при этом он почерпнул очень многое из этого кровопролитного события — оно повлияло на его исследования в области гуманитарной психологии. В 1943 году Маслоу разработал свою известную Теорию мотивации личности, в которой заявил, что у каждого человека есть пирамида потребностей, требующих удовлетворения, чтобы самореализоваться. В 1954 году он выпустил книгу «Мотивация и личность», где максимально подробно объяснил свою теорию и развил ее.

Ученые

Альберт Эйнштейн

Любое обсуждение на тему «Известные ученые и их открытия» не обойдется без упоминания Альберта Эйнштейна, гениального физика, который стоит у истоков современного представления о данной науке. Эйнштейн родился в Германии в 1879 году, всегда был скромным и тихим мальчиком, не выделялся на фоне остальных детей. И только когда увлекся Кантом, Эйнштейн открыл в себе талант к точным наукам. Это помогло ему успешно окончить гимназию, а затем и Политехникум Цюриха в Швейцарии, куда он переехал. Еще в техникуме он начал писать различные статьи и другие работы, проводить исследования. Естественно, в итоге это привело к ряду открытий, которые известны всему миру — теория относительности, фотоэффект, броуновское движение и так далее. Через некоторое время Эйнштейн перебрался в США, устроился там на работу в Принстоне и поставил перед собой цель — работать над теорией единого гравитационно-электромагнитного поля.

Андре-Мари Ампер

Известные ученые мира, которые работали в сфере физики, не ограничиваются Эйнштейном. Например, Андре-Мари Ампер родился в 1775 году во Франции. Его отец не хотел, чтобы его сын учился централизовано, поэтому сам обучал его, а также ему в этом помогали книги. Ампер буквально был воспитан на трудах Руссо, что сказалось на его дальнейших работах. После Революции и смерти отца Ампер женится и возвращается к нормальной жизни. Он продолжает преподавать, и в 1802 году становится учителем математики и химии в одной из школ. Однако в это же время он проводит исследования по его известной теории вероятности, из-за которой он оказывается в Парижской академии и пишет один из своих наиболее признанных трудов — «Математическую теорию игр». В 1809 году Ампер получает звание профессора, а в 1814 году становится членом Академии наук. После этого он переходит к исследованиям в области электродинамики, а в 1826 году создает свою наиболее известную работу — «Научный очерк математической теории электродинамических феноменов».

Ученые

Совет молодых учёных Российской академии наук

Совет молодых учёных Российской академии наук является постоянным действующим молодёжным органом при Президиуме Российской академии наук и представляет собой собрание молодых ученых, представителей отделений (по отраслям наук — по количеству секций отделения), представителей региональных отделений РАН, представителей от региональных научных центров РАН, а также представителя от Профсоюза работников РАН. Молодыми учеными считаются аспиранты, докторанты, а также научные сотрудники, имеющие степень кандидата наук, не старше 35 лет, и научные сотрудники, имеющие степень доктора наук, не старше 40 лет.

Сегодня Совет молодых ученых РАН – это 27 молодых ученых, избранных в состав Совета на Общем Собрании молодых учёных научных учреждений РАН 7 ноября 2012 года (постановление Президиума РАН No.238 от 20 ноября 2012 г., постановление Президиума РАН No.10 от 22 января 2019 г.). Члены Совета являются специалистами в различных областях научного знания, многие из них ведут активную деятельность в Советах молодых ученых Институтов РАН. Среди членов Совета – лауреаты международных премий и медалисты РАН, победители конкурсов Совета по грантам Президента РФ для молодых ученых, РФФИ, РГНФ, Министерства образования и науки РФ.

Деятельность Совета включает в первую очередь популяризацию науки среди молодежи и в целом широкой общественности, в том числе в школах и вузах, поддержку и проведение молодежных научных мероприятий, международное сотрудничество, аналитическую и экспертную работу, в том числе подготовку предложений по развитию и поддержке российской науки для Президиума РАН и органов власти РФ. Также в компетенцию Совета входит согласование и решение вопросов, связанных с обеспечением жильем молодых ученых организаций РАН.

Председатель Совета молодых ученых РАН — к.ф.-м.н. Андрей Котельников (Объединенный институт высоких температур РАН).

В Минске успешно прошел Белорусско-Российский симпозиум с международным участием «Горизонты науки»

14-16 октября 2019 года в г. Минск в здании Президиума Национальной академии наук Беларуси состоялся Белорусско-Российский симпозиум с международным участием Горизонты науки в рамках XVI Международной научной конференции Молодежь в науке 2.0’19 .

Ученые

Организаторами Форума выступили: с российской стороны — Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Российская академия наук, Совет молодых ученых Российской академии наук, Российский фонд фундаментальных исследований, Международный союз приборостроителей и специалистов по информационным и телекоммуникационным технологиям; с белоруской стороны – Национальная академия наук Беларуси, Белорусский республиканский фонд фундаментальных исследований, Совет молодых ученых Национальной академии наук Беларуси , а также Международная ассоциация академий наук (МААН).

Основной целью проведения российско-белорусского симпозиума стало содействие расширению двустороннего сотрудничества молодых ученых Российской академии наук, Национальной академии наук Беларуси, высших учебных заведений России и Беларуси по приоритетным направлениям развития науки и техники в России и Беларуси.

Научная программа форума включала в себя доклады ведущих ученых, выступления исполнителей совместных российско-белорусских проектов, подержанных фондом РФФИ и белорусским фондом фундаметнальных исследований, постерную сессию, а также ряд круглых столов по приоритетным направлениям российско-белорусских научных исследований.

Конкурс работ талантливых студентов, аспирантов и молодых ученых МГУ, учрежденный О.В. Дерипаска

Продолжается прием заявок на Конкурс работ талантливых студентов, аспирантов и молодых ученых МГУ имени М.В. Ломоносова , учрежденный О.В. Дерипаска и реализуемый совместно с фондом поддержки социальных инноваций Вольное дело .

Срок приема заявок продлен до 30 ноября 2019 года.

К Конкурсу допускаются докторанты, аспиранты, студенты, сотрудники с основным местом работы в МГУ до 35 лет включительно (на дату окончания сбора заявок).

Информация по ФЦП «Жилище»

Постановлением Правительства РФ от 12.10.2017 № 1243 «О реализации мероприятий федеральных целевых программ, интегрируемых в отдельные государственные программы Российской Федерации» с 01.01.2018 г. досрочно прекращается реализация ряда федеральных целевых программ, которые интегрируются в пилотные госпрограммы.

Так, в частности, прекращается реализация федеральной целевой программы «Жилище» на 2015–2020 гг., утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2010 г. №1050.

Вместе с этим Постановлением Правительства предписано, что реализация мероприятий будет осуществляться в рамках «пилотной» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Выпуск государственных жилищных сертификатов для приобретения (строительства) жилья молодыми учеными предусматривается данной программой (государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. №323).

В настоящее время разработан и прошел общественное обсуждение проект «пилотной» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации и формирование комфортной городской среды» (далее – ПГП). Сроки действия указанной программы установлены как 01.01.2018–31.12.2025 гг. Проектом ПГП предусматривается, что в 2018 г. реализация мероприятий «Обеспечение жильем молодых ученых» будет осуществляться в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1050. Начиная с 2019 г. мероприятия будут осуществляться уже согласно ПГП. Порядок, который будет устанавливать проведение всех мероприятий, в частности, по обеспечению жильем молодых ученых, должен быть утвержден связанными с ней министерствами и ведомствами до 15.11.2018 г.

Официальная страница жилищных программ ФАНО России

ФАНО России создало специальный раздел жилищной политики на своем сайте, где будут размещены официальные документы по данному разделу. Просим всех пользоваться данным ресурсом и руководствоватья информацией, полученной из официальных источников.

Совет молодых ученых РАН

Совет молодых учёных Российской академии наук был создан в 2009 году. Он является постоянным действующим молодёжным органом при Президиуме Российской академии наук и представляет собой собрание молодых ученых, представителей отделений (по отраслям наук — по количеству секций отделения), представителей региональных отделений РАН, представителей от региональных научных центров РАН, а также представителя от Профсоюза работников РАН. Молодыми учеными считаются аспиранты, докторанты, а также научные сотрудники, имеющие степень кандидата наук, не старше 35 лет, и научные сотрудники, имеющие степень доктора наук, не старше 40 лет.

Сегодня Совет молодых ученых РАН – это 28 молодых ученых, избранных в состав Совета на Общем Собрании молодых учёных научных учреждений РАН 7 ноября 2012 года (Постановление Президиума РАН No.238 от 20 ноября 2012 г.). Члены Совета являются специалистами в различных областях научного знания, многие из них ведут активную деятельность в Советах молодых ученых Институтов РАН. Среди членов Совета – лауреаты международных премий и медалисты РАН, победители конкурсов Совета по грантам Президента РФ для молодых ученых, РФФИ, РГНФ, Министерства образования и науки РФ.

Совет призван представлять и защищать интересы молодых ученых в органах управления РАН, в государственных органах, общественных организациях и средствах массовой информации, а также объединить молодых учёных РАН на пути успешного решения возникающих проблем и вопросов как научного, так и социального характера. Совет создан с целью привлечения и закрепления талантливой молодёжи в научных организациях РАН, поддержки научного и административного роста молодых учёных, повышения их активности.

Любовь и слезы

На сексизм Тима Ханта женщины-ученые ответили шквалом остроумных твитов

Ученые

9 июня 2015 года, выступая на конференции в Южной Корее, биохимик и нобелевский лауреат Тимоти Хант рассказал, в чем, по его мнению, заключается проблема с женщинами в науке: «когда они работают в лаборатории, происходят три вещи: вы влюбляетесь в них, они влюбляются в вас, а когда вы их критикуете, они плачут».

Одна из участниц конференции процитировала Ханта в Twitter, и разразился скандал. Западные СМИ обвинили Ханта в том, что он переносит свои собственные эмоциональные проблемы на других, а также не оставляет женщинам места в науке. Извинения ученого, сообщившего о том, что он не хотел никого принизить, а лишь честно признавался в собственных недостатках, только подлили масла в огонь. В результате Хант был вынужден подать в отставку с почетной должности профессора лондонского Университетского колледжа.

Однако сами женщины-ученые решили не плакать (и даже не возмущаться), а открыли Twitter и запостили иронические, саркастические и просто смешные селфи — с хэштегом #distractinglysexy (отвлекающесексуальная). К концу уик-энда (14 июня) таких твитов набралось больше 12 тысяч. «Лента.ру» собрала коллекцию самых выдающихся образцов.

Похоже, в последнее время в мире науки стало традицией откликаться флэшмобами в соцсетях на любое сексистское высказывание в публичной сфере. Этот тренд обозначился во время скандала с рубашкой одного из руководителей проекта Rosetta Мэтта Тейлора. Стоило в мае 2015 года никому не известному американскому физику обмолвиться о том, что астрономы на всю жизнь остаются «мальчиками, играющими в игрушки» (boys with toys), как расплодились селфи ученых дам с различными научными инструментами и хэштегом #girlswithtoys (девочки с игрушками).

Thank goodness for the cold weather gear, otherwise my male teammates might have fallen in love #distractinglysexy pic.twitter.com/E54pdGJEsd

«Хвала Господу за зимнее снаряжение, а то бы мои коллеги-мужчины влюбились».

I did an entire Liver Transplant without crying or falling in love. #distractinglysexy pic.twitter.com/6RdApuzFo9

«Я пересадила печень, ни разу не заплакав и не влюбившись».

How do my male colleagues publish anything when I show up dressed so revealing? #distractinglysexy pic.twitter.com/D3GYQQciyc

«Как смеют мои коллеги-мужчины что-то публиковать, когда я одеваюсь настолько откровенно?»

«Кто-то называет меня грязной девчонкой, кто-то — почвоведом».

«Я влюбилась в микроцентрифугу. типичная женщина в лаборатории».

«К счастью, рабочие пчелы — женского пола, а иначе. »

I hope the smell of the mouse urine I’m mixing with 2-mercaptoethanol isn’t too #distractinglysexy. pic.twitter.com/8HLaMe53BA

«Надеюсь, запах мышиной мочи, которую я смешиваю с 2-меркаптоэтанолом, не слишком #отвлекающесексуален».

Is that a magnetic wrench in your pocket or are you just happy to see my array? #DistractinglySexy #TimHunt pic.twitter.com/0DtP2S9RJr

«Это у вас в кармане гаечный ключ, или вам просто нравится мой телескоп?»

«Ничто не сделает вас настолько #отвлекающесексуальной, как проба кала гепарда».

It might seems I was fixing a leak on the Large Hadron Collider but I was just #distractinglysexy @CERN pic.twitter.com/zP3kEh6NYF

«Может показаться, что я чиню Большой адронный коллайдер, но я просто была ##отвлекающесексуальной».

УЧЕНЫЕ (Афоризмы)

Posted by author | Янв 6, 2012 | Афоризмы | 0 |

Ученые

УченыеНаука — это то, что делают ученые, а ученые — это те, кто в данную эпоху считают себя учеными.

Чернила ученого и кровь мученика имеют перед Небом одинаковую ценность.

Ослов и ученых — в середину!

Возглас солдат Наполеона перед «сражением у пирамид» (1798 г.)

Если ученый не может объяснить восьмилетнему мальчику, чем он занимается, то он шарлатан.

Ученый — это лентяй, который убивает время ра­ботой.

Джордж Бернард Шоу

Ученый — это человек, который в чем-то почти уверен.

Ученый — это не тот, кто дает правильные ответы, а тот, кто ставит правильные вопросы.

Когда я оказываюсь в обществе ученых-естествен­ников, я чувствую себя как бедный церковный служка, который по ошибке забрел в гостиную, полную герцо­гов.

Уистен Хью Оден

В слове «ученый» заключается только понятие о том, что его много учили, но это еще не значит, что он чему-нибудь научился.

Некоторые дети так любят школу, что хотят оста­ваться в ней всю жизнь. Из них-то и выходят ученые.

Учеными становятся школьники, которые не смог­ли научиться массе ненужных вещей.

Звание ученого не лишает человека права назы­ваться интеллигентным человеком.

В жизни ученого и писателя главные биографичес­кие факты — книги, важнейшие события — мысли.

Рано или поздно любопытство становится грехом; вот почему дьявол всегда на стороне ученых.

90% всех когда-либо живших ученых — наши со­временники.

Из печати 60-х гг.

Откуда, скажите на милость, возьмутся новые идеи и новые подходы, если 90% всех когда-либо живших ученых еще даже не умерли?

Научный симпозиум: никогда так много людей не работают так мало.

В некоторых отношениях наша цивилизация ушла далеко назад от палеолита: первобытные люди своих стариков съедали, а мы выбираем их в академики.

В любом ученом совете больше голов, чем мозгов.

Разность научных потенциалов в коллективе созда­ет известное напряжение.

Академик: ученый, ушедший на вечный покой.

Часто некоторые люди становятся учеными, так же как другие — солдатами, только потому, что они боль­ше ни к какому делу не пригодны.

Как трогательно, что простые люди просят совета у ученых людей! И как разумно, что они этим советам не следуют!

Есть лишь один способ добиться того, чтобы каж­дый ученый обладал большими знаниями и талан­том, — уменьшить число ученых.

Новости

Портативные устройства магнитной стимуляции эффективны против мигрени

Ученые

Около 190 000 приступов мигрени фиксируется в Великобритании каждый день. Теперь новое устройство, которое посылает магнитные импульсы в мозг, может помочь в борьбе с заболеванием. Оно рекомендовано в качестве лечения мигрени в Великобритании институтом Health Care and Excellence.

Мигрень определяется как тяжелые частые головные боли, которые обычно сопровождаются повышенной чувствительностью к свету и тошнотой.

Новый анализ крови может точно предсказать риск сердечного приступа

По данным фонда Heart, больше, чем 920,000 американцев будут страдать от сердечных приступов в этом году. Но ученые из Scripps Research Institute в Калифорнии утверждают, что возможен анализ крови, результаты которого могут предсказать, насколько велик риск сердечного приступа у данного пациента.

Инновационные методы лечения рака

AkesoGenX Corp. (штаб-квартира в Хьюстоне, с офисами в Колорадо) продвигает инновационные методы лечения рака. На первом плане недавнее объявление о том, что компания приобрела технологии лечения рака Therm Med LLC CEO, который включает в себя как интеллектуальную собственность на технологии, а также само оборудование. Разработанные в конце 2009 г. Therm Med и бывшим генеральным директором инженером John Kanzius, умершим от осложнений, связанных с лечением рака в 2009 году, технологии, лежащие в в основе лечения рака реализованы в запатентованном неинвазивном радиоволновом методе. AkesoGenX CEO генеральный директор и исследователь д-р Steven Curley надеется на запуск лечения рака на рынке.

Женьшень. Чудодейственный корень.

Ученые

Флора и народная медицина.

В мировой флоре много растений, которым человек приписывал, да и теперь нередко приписывает, чудодейственную силу. Туманная дымка легенд, окутывающая их, восходит, наверное, к дальней дали былых времен. К той дали, когда человек был собирателем; когда лес служил ему и домом, и кормильцем, и аптекой; когда люди, подобно зверям, умели находить растения, избавляющие их от недугов и паразитов.

Наука говорит, что среди растений, употребляемых народной медициной, многие, если не большинство, действительно целебны.

Растение, которому посвящен этот очерк, — женьшень употребляется народной медициной по крайней мере пять тысяч лет. И слава его отнюдь не меркнет, а растет. Оно признано ныне всей западной медициной, а прежде применялось только восточной.

Фармацевтические компании

Ученые

Создание интегрированных производств лекарственных средств

Одним из основополагающих принципов управления является формирование организационной структуры компании. В настоящее время в поисках более высокой эффективности функционирования крупные зарубежные корпорации начинают перестраивать организационную структуру. Суть перемен состоит в стремлении использовать преимущества организаций со сквозным менеджментом перед менеджментом вверх и вниз в вертикально-ориентированной иерархии. Наука выделяет семь переменных величин, от которых зависит качество организации технологического процесса.

Наиболее полно такой концепции соответствует организация производственных процессов внутри фармацевтической компании по принципу горизонтальной корпорации. Модель горизонтальной корпорации идет дальше, чем предшествующие модели; она в значительной степени уничтожает как иерархию, так и границы между подразделениями и функциями. Суть организации работы по принципу горизонтальной корпорации – создание ядра менеджеров по таким традиционным направлениям, как финансы, производство, людские ресурсы. Хотя на деле и все остальные подразделения должны совместно участвовать в многопрофильных командах, работающих в таких ключевых процессах, как развитие видов продукции фармацевтической компании или маркетинг. В итоге: организация может иметь лишь три или четыре управленческих уровня между высшим руководителем и персоналом, задействованным в производственном процессе.

В пустынях Казахстана

Ученые

Озеро усохло, на его месте поднялись горы, донные отложения с них смыло дождями, сдуло ветрами. Но в некоторых местах они сохранились, хотя вода проточила в них ложбины и ущелья, а в понижениях их закрыло продуктами разрушения горных пород. Сейчас озерные отложения можно увидеть обнаженными рекой Чарын в среднем ее течении, на горах Катутау, Калканы, Богуты, Чулактау. Их больше всего сохранилось на одном участке южных склонов гор Катутау, где ныне их называют Белыми горами. Они представляют собой как бы музей далекого прошлого этого края.

Впервые я увидел Белые горы мельком и давно, когда путешествовал по реке Или на складной байдарке. Громадные, необычные, дикие и безлюдные, они манили к себе издалека и казались олицетворением извечного покоя пустыни. Горы поразили меня своим величием. С тех пор я часто собирался их посетить, но все не удавалось. Незаметно минуло пятнадцать лет.

Бартугай — лес среди пустыни

Ученые

На светлом фоне пустыни полоска леса выглядит необыкновенно яркой и зеленой. Это урочище Бартугай. Перевод названия этого урочища трактуют по-разному. Как-то в местной газете один из филологов привел множество вариантов происхождения этого слова. Когда же я спросил старика чабана, что означает бартугай, он, удивившись, ответил:

— А ты разве не знаешь? Очень понятное слово! «Бар» — это по русски «есть», а «тугай» — лес, Бартугай — «есть лес».

Да, действительно там «есть лес», и скорее бы до него добраться, так надоедает яркое солнце пустыни и жаркий ветер, врывающийся в окна машины. Сюгатинская равнина шириной около двадцати и длиной более шестидесяти километров видна как на ладони, ровная, гладкая, окруженная горами. С севера к ней примыкают пологие горы Сюгаты, с юга — хребтик со странным названием Торайгыр, что в переводе означает «Пестрый жеребец» и, наверное, связано с какой-то очень длинной и теперь всеми забытой легендой. Торайгыр немного выше и круче своего собрата — гор Сюгаты, и в одном месте на его скалистой вершине виднеется синее пятнышко елового леса. Только одно единственное! Позади и севернее сияют горы Богуты, а южнее их едва просматриваются в жарком мареве пустыни снежные вершины хребта Кетмень. Впереди же над зеленой полоской Бартугая на западе высится восточная оконечность Заилийского Алатау — большие горы, синие, увенчанные снеговыми вершинами и темными полосками еловых лесов. И все же, несмотря на полуденный зной, духоту и пыль, тянущуюся белым шлейфом за машиной, сознание того, что наконец населенные места позади, а вокруг безлюдная пустыня, приподнимает настроение.

Джунгарский Алатау

Ученые

День кончался, и раскаленное солнце садилось за далекие горы Заилийского Алатау. Пора было думать о ночлеге. Вокруг простиралась обширная и ровная каменистая пустыня, выжженная солнцем, бесплодная, покрытая мелким черным щебнем да разноцветной галькой. Со всех сторон на ее горизонте виднелись далекие горы. С юга тянулся самый близкий к нам хребет Кетмень, зеленый, приветливый, кое где покрытый темными пятнами еловых лесов, с севера — голубые далекие горы Богуты и Торайгыр. Жара спала, и мучения знойного дня кончались.

Я свернул с асфальтового шоссе вправо и повел машину по ровной пустыне. Недалеко от дороги виднелись небольшие холмики, и там между ними, вероятно, удобно будет поставить бивак. Но вскоре я увидел слабо наезженную дорогу и направился по ней, раздумывая, куда поведет неожиданный путь в этой совершенно безлюдной местности. И вдруг будто подняли перед нами занавес: за округлыми холмиками поперек нашего пути — большое глубокое ущелье с обрывистыми красными склонами, и на дне его — зеленая полоска тугая. Ущелье тянулось с юга на север издалека, с гор Кетмень, и направлялось, очевидно, к каньонам реки Чарын. Оно было широкое. Его противоположный склон находился от нас километрах в двух, а до дна — около 500 м. Мы выскочили из машины и, удивленные, стали рассматривать неожиданно раскрывшуюся перед нами панораму. Не было видно никаких признаков деятельности человека на дне ущелья, кроме едва заметной дороги, на которой стояла наша машина. Мы были поражены: среди голой, выжженной солнцем земли — и вдруг ущелье, да еще и с деревьями, и, наверное, с прохладным ручейком. Все это казалось нам, измученным долгим путешествием по пустыне, невероятным.

Опасные болезни

Ученые

Речь идет о болезни, известной человечеству с глубокой древности и ставшей синонимом всего ужасного. Еще в VI веке н. э. в странах Средиземноморья, входящих в состав Византии, от нее погибло около 100 млн. человек, с чем связывают упадок Римской империи. В XIV веке чума свирепствовала в Европе, Азии, на севере Африки, и жертвой ее стала четвертая часть всего населения этих стран. Даже все вместе взятые войны того периода не собирали столь обильной и мрачной жатвы. Возникновение этой эпидемии совпало с экономическим освоением степных районов Юго — Восточной Европы.

В конце XIX — начале XX веков чума вновь вспыхнула в Европе, Азии, Африке, а также в Северной, Южной Америках и в Австралии. Именно в это время учеными была обнаружена одна из причин появления и распространения болезни. Ею оказались Крысы, которые заражаются чумой в природных условиях и передают ее друг — другу через своих блох. Крысы — постоянные обитатели не только городов и поселков но и кораблей, развозящих их вместе с грузами по портам, хранению чумы в XIX веке способствовала замена парусного флота паровым, вследствие чего резко увеличились скорости и объемы перевозок грузов, а с ними и число зараженных крыс. Вот почему и возникли крупные эпидемии в странах с развитым судоходством, в портах и населенных пунктах, в бассейнах рек. В 1894 г. французским микробиологом А. Иерсеном и японским ученым Ш. Китазато был открыт и описан микроб — возбудитель чумы. Однако «крысиная» чума не раскрывала еще одну особенность этой коварной болезни: она часто появлялась и в глубине континентов, в местностях, не связанных с морем. Русским ученым, академиком Д. К. Заболотным, возглавившим в 1911 г. противоэпидемическую экспедицию в поражённую чумой Маньчжурию,было установлено, что чумой в природе болеют также и степные грызуны — тарбагады. В следующем, 1912 г., врач И.А.Деминский, исследуя чумных сусликов, заразился от них и погиб, оставив после себя записи, доказавшие, что чума грызунов и человека — одна и та же болезнь. И место ее постоянного обитания — природа.

От оазиса к оазису

Ученые

Впереди большое селение Чилик, утопающее в садах, за ним на горизонте видны горы Большие и Малые Богуты, и между ними слегка всхолмленное плоскогорье. В тридцати километрах за селом Чилик асфальтированное шоссе круто сворачивает к югу в ущелье Кокпек, мы же покидаем его и направляемся на восток. Теперь нам странствовать только по проселочным дорогам или даже без них, по целине. Небольшой спуск — и мы у подножия гор Богуты. Большие и Малые Богуты хорошо различаются издали. Потом, когда окажешься среди многочисленных горок, идущих то сплошной цепью, то мелкими, изолированными друг от друга группами, они кажутся одним сплошным хребтом, самой западной оконечностью Заилийского Алатау, вдающейся в зону пустыни.

Российское образование ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

Анонсы

Конкурс научно-технических работ «Ученые будущего» для школьников стран СНГ

Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова (МГУ) и корпорация Intel объявляют о проведении среди школьников старших классов стран СНГ третьего конкурса научно-технических работ «Ученые будущего». Конкурс проводится в рамках II Всероссийского Фестиваля науки и VII Фестиваля науки в г. Москве и направлен на развитие интереса к изучению точных и естественных наук в школе.

Конкурс «Ученые будущего» проводится в поддержку указа Президента «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации»1 по семи направлениям: «Математика», «Химия, нанотехнологии и наноматериалы», «Информатика, программирование и информационно-телекоммуникационные системы», «Биология и науки о жизни», «Науки о Земле, рациональное природопользование», «Техника и инженерные науки», «Физика».

К участию в конкурсе приглашаются школьники 9-11 классов образовательных учреждений России, Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдовы, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины.

Заявку на участие в конкурсе можно подать до 20 сентября 2012 г. включительно на сайте www.intel.festivalnauki.ru.

Профессиональное жюри, состоящее из представителей ведущих вузов стран СНГ, МГУ имени М.В.Ломоносова и корпорации Intel определит участников очного финала конкурса «Ученые будущего», который пройдет 13 октября 2012 г. в Москве в рамках VII Фестиваля науки. Его победители будут соревноваться за право посетить в качестве гостя международный финал конкурса Intel® International Science and Engineering Fair® (Intel ISEF) в мае 2013 г. Intel ISEF – один из крупнейших и наиболее престижных международных конкурсов для школьников, финал которого ежегодно проходит в США.

Конкурс «Ученые будущего» призван не столько решить задачу отбора талантливых школьников, сколько заинтересовать ребят в продолжении научной деятельности, позволив на практике убедиться, что наука – это и интересно, и престижно.

Победа в конкурсе «Ученые будущего» – это отличный способ познакомиться с удивительным и ярким событием – Intel ISEF – понаблюдать за его участниками и судьями для того, чтобы в следующем году увереннее пройти отбор на региональных этапах и вернуться на престижный смотр уже в составе российской сборной. Так, Юлия Соколова из Санкт-Петербурга в 2011 году победила на конкурсе «Ученые будущего» в секции «Химия и нанотехнологии». Побывав на Intel ISEF в качестве гостя, она твердо решила продолжить свою научную работу, чтобы стать его финалисткой. В этом году Юля стала лучшей в секции «Химия» на конкурсе «Юниор» и завоевала право представлять свою работу на Intel ISEF 2012.

Отметим, что и корпорация Intel, и МГУ традиционно уделяют большое внимание вопросам научной подготовке школьника-исследователя. Именно поэтому неотъемлемой частью конкурса является конференция для преподавателей «Образовательная академия Intel», которая состоится 13 октября 2012 г. В ходе докладов и мастер-классов участники смогут больше узнать о различных образовательных методиках научной подготовки школьников, обменяться опытом и лучше понять специфику отбора победителей на конкурсах проектных работ благодаря беседам с представителями научного жюри этапов Intel ISEF в странах СНГ.

УЧЕНЫЕ

Что было раньше: наука или ученые? Какого человека с полным основанием можно считать великим ученым не потому, что он многому научен и достиг в своем ремесле больших высот благодаря постоянному кропотливому труду, а по причине его способности открывать новые горизонты познания, глубже проникать в суть объектов и явлений? Скажем, Кант и вовсе скептически относился к интеллектуальным способностям ученых, полагая, что им чужды порывы вдохновения, незаурядность мышления.

Такое мнение подтверждают некоторые высказывания крупных исследователей и изобретателей, полагавших, что главные факторы успеха в их деятельности — упорство, терпение, «потение» (выражение Т. Эдисона). Иногда научные открытия совершались благодаря счастливому стечению обстоятельств; может показаться, будто гений ученого тут и вовсе ни при чем. Например, это относится к открытию биоэлектричества Л. Гальвани или сыгравшему колоссальную роль в медицине изобретению пенициллина А. Флемингом.

Строго говоря, началом науки следовало бы считать то время, когда был четко определен ее метод, основанный на опыте, экспериментах, систематизации фактов и работе с ними по законам логики. Однако известно, что некоторые крупные ученые и в сравнительно недавнее время отступали от этих принципов, тогда как отдельные ученые люди далекого прошлого стихийно придерживались их.

В наш перечень величайших ученых вошли все те, кто существенно повлиял на ход научной мысли, поднимая ее на более высокий уровень или открывая для нее новые направления исследований.

Проследить основные этапы развития науки, выделяя отдельных крупных ученых, в кратком обзоре нереально. Существует множество наук о природе и человеке, число их постоянно растет, а самые значительные достижения связаны, пожалуй, с созданием учений, обещающих данные целого ряда наук (например, учение о биосфере В.И. Вернадского).

Однако и в этом случае не все так просто, как хотелось бы. Скажем, русский геохимик и минералог академик А.Е. Ферсман обосновал учение о техногенезе — глобальной деятельности человека, был оригинальным мыслителем и талантливым литератором. Его с полным правом следовало бы считать великим ученым или даже универсальным гением. Но его достижения остаются недооцененными, в мировой науке его имя не пользуется таким почетом, как его учителя и друга В.И. Вернадского. Подобных примеров можно привести немало.

Уже более столетия особенным почетом пользуются ученые, удостоенные Нобелевской премии. Таких лауреатов насчитывается множество; одно уже их перечисление с указанием отмеченных премией работ заняло бы десятки страниц. Однако ориентироваться на эти имена было бы слишком опрометчиво. Выдающихся мыслителей среди них немного. В число лауреатов не вошли, скажем, такие бесспорные научные гении, как Д.И. Менделеев, В.И. Вернадский. Более того, по прихоти учредителей (и их неосведомленности), премии не назначаются за достижения в науках о Земле — гигантской и важнейшей области.

Среди нобелевских лауреатов одно имя стоит особняком: Мария Склодовская-Кюри. Она была первой женщиной, удостоенной этой награды и единственной (или одной из очень немногих?), кто получил ее дважды — за достижения и в физике, и в химии. Но и такого замечательного представителя научного сообщества нет веских оснований причислить к избранным гениям

Весь жизненный путь Марии Склодовской-Кюри (1867—1934) демонстрирует необычайную целеустремленность, упорство, преданность науке. Отец ее, окончивший Петербургский университет, преподавал в Варшаве физику и математику, мать руководила женской школой. Получив хорошее первоначальное образование, прежде всего в области естествознания, Мария поступила в Сорбонну в Париже. Здесь вышла замуж за физика Пьера Кюри (1859—1906) и стала работать в руководимой им лаборатории. Они совместно изучали радиоактивность и в 1898 году открыли полоний и радий. В 1903 году им была присуждена Нобелевская премия по физике за изучение явления радиоактивности. А в 1911 году Марии вручили Нобелевскую премию по химии «в знак признания ее вклада в развитие химии, который она внесла открытием элементов радия и полония, определением свойств радия в металлической форме и, наконец, за ее эксперименты с этим элементом».

И все-таки при всех выдающихся открытиях М. Склодовской-Кюри надо признать, что они явились результатом высокого профессионализма и кропотливого труда, а не познания природы в широком смысле, создания теоретических концепций, по-новому раскрывающих наши представления об окружающем мире. В этом отношении ее муж значительно более интересен, главным образом своими работами по симметрии. На основе его исследований, прерванных смертью от несчастного случая, В.И. Вернадский развивал новаторские представления о различных состояниях пространства, устойчивых нарушениях симметрии (диссимметрии), которые, по словам П. Кюри, творят явления.

Но и Пьер не был первооткрывателем подобных идей. Их разрабатывал французский химик, биохимик, микробиолог Луи Пастер (1822—1895). Он заложил основы стереохимии; разработал теорию брожения; обнаружил молочнокислую бактерию, изучив ее жизнедеятельность; доказал, что дрожжи могут развиваться без доступа воздуха (анаэробно) Опытами он опроверг гипотезы самозарождения живых организмов, предложив метод «пастеризации» пищевых продуктов, предохраняющий их от порчи. Он первым обосновал и освоил прививки, делающие людей и животных невосприимчивыми к некоторым опасным болезням. Пастер первым обратил внимание на явление диссимметрии.

С именами Кюри и Склодовской связаны крупные научные открытия, сделанные коллективно. Это подчеркивает изменения, которые начались в физике и химии. Большую и все возрастающую роль стали играть научная техника и технологии, сопряженные с трудом целого ряда специалистов. Последняя вспышка индивидуального творчества ученых наблюдалась в первой половине или даже трети XX века, когда в физике была разработана квантовая механика, в биологии — генетика, в науках о Земле — геохимия, учение о биосфере Все это было результатом усилий отдельных личностей и отражало в той или иной степени их индивидуальности (поэтому, скажем, появилось сразу три варианта квантовой теории). В дальнейшем количество соавторов в научных исследованиях и публикациях быстро росло обратно пропорционально оригинальности выдвигаемых идей.

Крупнейшие технические достижения недавнего прошлого — освоение атомной энергии, космические исследования и экспедиции, создание электронных информационных систем — явились результатом работ огромных коллективов, из которых наиболее прославлены руководители, а также первые космонавты и астронавты.

Великие успехи технической мысли основываются на открытиях ученых самых разных специальностей. Для создания атомной электростанции, спутника Земли, компьютера совершенно недостаточно иметь основополагающую идею; необходимо множество конкретных технических и технологических разработок и серьезные предварительные «заделы».

Например, основоположником космонавтики по праву считается К Э. Циолковский Он не только предложил схемы космических аппаратов, но и популяризовал идею полета к другим небесным телам, их освоения. Однако первые ракеты начали использовать в военных целях еще древние индийцы и китайцы, а в начале XX века аналогичные задачи стали решать создатели оружия типа «Фау» и «Катюш». Об атомных бомбах первым написал английский фантаст Герберт Уэллс, а об ответственности ученых за их применение —

В И. Вернадский столетие назад. Но никакому, пусть даже величайшему, специалисту в нескольких областях невозможно обосновать теоретически во всех деталях, скажем, компьютер. В подобных случаях только коллективное творчество — залог успеха (в отличие от понимания природы).

С древнейших времен из научных исследований и теорий первенство принадлежало математике, астрономии, механике, физике, отчасти химии. Знания о природе носили характер описаний и — систематизации. И хотя физика поначалу выступала как природоведение (от «фюзис» по-гречески «природа»), она достаточно быстро стала опираться на эксперименты, перейдя к изучению не реальных, чрезвычайно сложных объектов, а отдельных явлений, элементов окружающего мира

Такой метод оказался очень плодотворным Появляется возможность выразить графически, числами, формулами многие природные закономерности. Сделать это, изучая естественные объекты, чрезвычайно трудно из-за их сложности и разнообразия. В результате оформились «точные дисциплины» Их быстрому прогрессу способствовало то, что они оказались очень полезными для создания и усовершенствования техники (технических систем), при строительстве, землеустройстве, для составления календарей, измерения времени.

Триумф механики и физики продолжался долго, вплоть до XVII века, когда начался стремительный рост химии, биологии, географии, геологии. До тех пор благодаря успехам «точных наук» складывалось механистическое мировоззрение, дополняемое религиозно-философскими представлениями о Всевышнем Разуме, определяющем гармонию Мироздания. Теперь картины мира стали усложняться по мере накопления знаний об окружающей земной природе, строении и деятельности живых организмов. Произошли революционные перемены даже в такой древней, логически (вроде бы) выверенной и обоснованной науке, как геометрия; пределы ее чрезвычайно расширились, преодолев рамки, установленные Евклидом (тем самым она приблизилась к реальности)

Особо надо оговорить ситуацию с географией. Эта область знаний возникла в далекой древности. Она имела большое практическое и теоретическое, а также мировоззренческое значение, что наиболее ярко продемонстрировала эпоха Великих географических открытий. Произошел переворот в жизни многих стран и народов, резко ускорился научно-технический прогресс, а изобретение книгопечатания способствовало наступлению эпохи Просвещения (наряду с увеличением в Европе числа университетов). И все-таки сами по себе выдающиеся географические достижения Колумба, Васко да Гамы, Магеллана и многих других мореплавателей и не менее зна-

чительные открытия землепроходцев вряд ли допустимо отнести к числу гениальных, из ряда вон выходящих теоретических достижений.

Шарообразность Земли ученые твердо установили задолго до Великих географических открытий, а греческий ученый Эратосфен еще в самом начале II века до н.э. сравнительно точно вычислил ее радиус. До Колумба создавали глобусы и карты полушарий (правда, без Нового Света, который задолго до него открыл норвежец Лейф Эрикссон). Если бы мы стали рассказывать об авторах величайших географических открытий пришлось бы называть десятки имен или отдать предпочтение, к примеру, не Колумбу, не Америго Веспуччи, который первым стал утверждать, что открыт Новый Свет, а не Индия. Мы ограничимся только «отцом истории и географии» Геродотом.

Совсем плачевно обстоит дело с представителями обширнейшей группы геологических наук, несмотря на то что эти знания обеспечивают сырьевую и энергетическую базу технической цивилизации. Более того, судьба человечества зависит от того, смож»ет ли оно наладить свои отношения с природной средой — биосферой. Добиться этого невозможно, не опираясь на геологические знания.

Другую колоссальную область знаний охватывает биология. Казалось бы, что может быть важней исследований организмов, их строения, жизнедеятельности, эволюции, взаимоотношений, связи с окружающей средой, смысла существования и смерти. Мы до сих пор не знаем толком, что такое жизнь, какие она может обретать формы на Земле и в космосе, было ли ее самозарождение или она вечна, как материя и энергия. Вопросов множество, они затрагивают коренные проблемы бытия, связанные с космологией, философией и религией. Но развитие научной мысли с XIX века шло по пути все более узкой специализации. Наиболее важные для мировоззрения, самые фундаментальные вопросы отошли в разряд второстепенных, а на первом плане оказались конкретные исследования, имеющие прикладное значение и экономически выгодные, способные приносить доход разработчикам и, главное, их финансистам. После Дарвина биологические науки быстро увеличивались в числе. А когда шведский химик Сванте Аррениус в конце XIX века выдвинул гипотезу панспермии, космического распространения зародышей жизни, биология перестала играть сколько-нибудь существенную роль в формировании общественного сознания, уступив это место физике.

Так уж повелось, что до сих пор первенство в формировании мировоззрения отдается формализованным «точным» наукам, а не естественным, изучающим реальные природные объекты в их развитии. По этой причине придется обойти вниманием целый ряд

оригинальных крупных природоведов, представителей наук о Земле и о жизни.

Отчасти признание приоритета физико-математических наук вызвано объективными причинами: проникновением научной техники и мысли в микромир, познанием основополагающих законов мироздания, успехами астрофизики. Колоссальный диапазон охвата реальности: от наимельчайших частиц до всей Вселенной!

Действительно, достижения выдающихся физиков XIX — начала XX века заслуживают не только внимания, но и восхищения. Англичанин Джемс Клерк Максвелл (1831 — 1879) в «Трактате по электричеству и магнетизму» вывел систему уравнений, обосновал электромагнитную теорию света, предположил существование соответствующих волн. Его идеи и разработки обогатили теоретическую физику, предопределили последующие достижения электро- и радиотехники. Немец Вильгельм Конрад Рентген (1845—1923) провел классические исследования электрических свойств кристаллов; открыл Х-лучи, названные его именем, изобрел использующую их аппаратуру.

Крупные открытия были сделаны нидерландским физиком Генриком Антоном Лоренцем (1853—1928). Ему удалось обосновать электронную теорию на основе взаимодействия электромагнитного поля и создающих его заряженных частиц; доказать, что атомы состоят из тяжелых положительно заряженных ядер и окружающих их электронов. Он стал автором электродинамики движущихся тел и нашел в этой связи формулы преобразований координат пространства и времени (преобразование Лоренца), которые использованы в специальной теории относительности Альберта Эйнштейна. Лоренц сумел объяснить ряд важных оптических и электрических явлений, предсказав новые. Этот ученый достоин войти в число избранных, если бы не одно обстоятельство: о нем практически неизвестно широкой публике, его открытия не потрясли воображение популяризаторов и публицистов, как, скажем, парадоксы теории относительности.

Другой великий физик — англичанин Джозеф Джон Томсон (1856—1940) открыл в конце XIX века электрон и определил его свойства; разработал модель атома, заложив основы современных представлений о структуре материи. Его соотечественник Эрнест Резерфорд (1871 — 1937) после того, как французский ученый Анри Беккерель открыл в 1896 году явление радиоактивности, установил существование альфа- и бета-лучей, выяснив их свойства; предложил новую модель строения атома и заложил основы учения о радиоактивности, а в 1919 году впервые расщепил атомное ядро. Он теоретически предсказал существование нейтральной частицы (ней-

трона), которую экспериментально обнаружил его ученик Дж. Чед-двик.

Безусловно выдающимся ученым был австриец Эрвин Шредин-гер (1887—1961), работавший в Германии и Англии. Он разработал математическую теорию цвета, стал одним из создателей волновой механики (квантовой), наиболее полно раскрывающей законы микромира, вывел уравнение (носящее его имя), которое в современной атомной физике имеет фундаментальное значение. Ему принадлежит замечательная по обилию оригинальных идей работа «Что такое жизнь с точки зрения физики?», по-новому освещающая проблемы биологии.

Кстати, основоположником биофизики, электрофизиологии можно считать итальянца Луиджи Гальвани (1737—1798), опубликовавшего «Трактат о силах электричества при мышечном движении», хотя он допустил при этом некоторые ошибки, которые отметил Алессандро Вольта (1745—1872), продолживший исследования Гальвани. Вольта открыл электрическую возбудимость различных тканей и органов; создал гальваническую батарею.

Если же речь зашла об электричестве, то следует упомянуть Бенджамина Франклина (1706—1790), американского ученого и государственного деятеля, выяснившего природу молнии, изобретателя громоотвода, участвовавшего в создании Декларации независимости США. Надо отметить и достижения англичанина Майкла Фара-дея (1791 — 1867), создателя учения об электромагнитном поле. Он открыл электромагнитную индукцию и детально ее исследовал, после чего были построены генераторы тока; разработал теорию электролиза. Русский физик А.Г. Столетов писал: «Никогда со времен Галилея свет не видел стольких поразительных и разнообразных открытий, вышедших из родной головы, и едва ли скоро увидит другого Фарадея».

Обзор только одной ветви научных знаний предоставляет сразу несколько сильных имен. Но почему надо ограничиваться только достижениями, связанными с физическими экспериментами? Здесь критерий гениальности весьма неопределен: многое зависит от имеющейся техники, методики и точности проведения опыта, удачи, наконец. Творчество порой может и вовсе отсутствовать, если под этим понимать порывы вдохновения. Оно обретает иной вид: упорство, аккуратность, внимательность, наблюдательность.

Например, английский бактериолог Александр Флеминг (1881 — 1955) не был великим мыслителем или крупным общественным деятелем, однако его открытие произвело колоссальный эффект, спасло миллионы жизней. А все началось со счастливого стечения обстоятельств: проводя лабораторные исследования, он обратил внимание на то, что болезнетворные бактерии стафилококков погибли

непосредственной близости от определенного вида плесени. Так было обнаружено средство против многих опасных воспалительных процессов — пенициллин. Как это часто случается (случайно ли?), талантливый ученый был и человеком незаурядного ума. Он считал: «Чтобы родилось что-то совсем новое, необходим случай. Ньютон увидел, как падает яблоко. Джемс Уатт наблюдал за чайником, рентген спутал фотографические пластинки. Но все эти люди были достаточно хорошо оснащены знаниями и смогли по-новому осветить все эти обычные явления».

Есть еще одна особенность научных достижений: они открывают новые области знаний, новые перспективы. Как отметил коллега Флеминга Ловелл, «самое большое достоинство хорошо выполненной работы в том, что она открывает путь другой, еще лучшей работе и тем самым приближает закат своей славы. Цель научно-исследовательской работы — продвижение не ученого, а науки». Бескорыстные поиски истины у этих ученых были не на словах, а на деле. Первооткрыватели принципиально не запатентовали пенициллин, что дало бы им немалые доходы, но затруднило бы внедрение полезнейшего средства в медицину, фармакологию (их коллеги в США были от такого поступка в недоумении). Флеминг высказал мысль прозорливую: «Переведите исследователя, привыкшего к обычной лаборатории, в мраморный дворец, и произойдет одно из двух: либо он победит дворец, либо дворец победит его. Если верх одержит исследователь, дворец превратится в мастерскую и станет похож на обыкновенную лабораторию; но если верх одержит творец — исследователь погиб. Я видел, как прекрасная и сложнейшая аппаратура делала исследователей совершенно беспомощными, так как они тратили все свое время на манипулирование множеством хитроумных приборов. Машина победила человека, а не человек машину».

Последняя фраза может служит эпиграфом ко всей технической цивилизации. (За двадцать лет до Флеминга в философской поэме «Путями Каина» Максимилиан Волошин писал: «Машина победила человека. ») Не потому ли с развитием изощреннейшей экспериментальной техники физика второй половины XX века необычайно оскудела оригинальными, сильными, смелыми идеями? И другой аспект: мало кто обращает внимание на то, что слава и авторитет физиков росли параллельно созданию все более мощного оружия массового уничтожения и средств его доставки. А идея взрывозарожде-ния Вселенной оформилась в то время, когда американские атомные бомбы испепелили два мирных японских города.

Незаурядными мыслителями были, пожалуй, главным образом натуралисты, познающие реальные природные объекты и явления: Уильям Гарвей (1578—1657), английский медик и физиолог, открыл

артериальную и венозную систему кровообращения (трактат «Анатомическое исследование о движениях сердца и крови у животных»), а в «Исследованиях о зарождении животных» показал общие закономерности формирования организмов Через двести лет после него русский ученый Карл Максимович Бэр (1792—1876)— уроженец Эстонии, немец по национальности — открыл ряд законов эмбриологии, науки о превращениях зародышей животных. Он был одним из основоположников экологии, а также проводил едва ли не первым в мире комплексные биолого-географические (экологические) экспедиции. «В Петербурге николаевского времени, — писал о нем В.И. Вернадский, — жил великий естествоиспытатель и великий мудрец Это исторический факт огромного значения для развития нашей культуры».

Наиболее талантливым продолжателем экологического направления в нашей стране и, возможно, в мире был Владимир Николаевич Сукачёв (1880—1967). Он разработал учение о взаимосвязях растений и животных, а также их с окружающей средой (о биоценозах и биогеоценозах); много сделал для познания лесов и болот; разработал методику спорово-пыльцевого анализа, позволяющего реконструировать природные условия прошлых эпох, теоретически обосновал и практически осуществлял защитное лесоразведение (так называемый Сталинский план преобразования природы). Тем не менее многие специалисты зарубежных стран знают и ценят достижения Сукачёва, хотя о них даже в нашем отечестве редко упоминают ученые и популяризаторы науки.

Для крупных натуралистов характерно то, что они редко ограничиваются узким диапазоном исследований, как это бывает обычно у математиков и физиков (целый ряд естествоиспытателей следовало бы отнести к универсальным гениям — X. Гюйгенс, Р. Гук, Т Юнг и другие). Чтобы глубоко и полно осмысливать жизнь природы, совершенно недостаточно ограничиваться пределами какой-то одной науки, а для выяснения общих закономерностей требуется предварительно сделать колоссальную работу по сбору и классификации фактов. Так, шведский натуралист Карл Линней (1707—1778), великолепный ботаник, открывший около 1500 видов растений, описавший флору ряда стран, создавший «Философию ботаники», не ограничиваясь этим выполнил грандиозный труд по систематизации растительного и животного мира («Система природы»). Только после этого можно было приступить к выяснению биологических закономерностей.

Грандиозный замысел осуществил Жорж Луи Леклерк Бюффон (1707—1788), создавший 36-томную «Естественную историю». Это потребовало от него поистине энциклопедических знаний. Даже странно, что его произведение прославлено несравненно меньше

ньютоновских «Математических начал натуральной философии». Это можно объяснить лишь тем, что тайны небес больше удивляют людей, чем чудеса земные, а формализация законов природы восхищает сильней, чем попытки раскрыть ее жизнь во всем разнообразии и великолепии. Ведь Бюффон обобщил сведения о царствах минералов, растений и животных, изложил свои гипотезы естественного происхождения Солнечной системы, Земли, живых организмов. Он предположил, что некогда комета «вырвала» часть солнечной массы, из которой сформировались планеты. По мере остывания Земли на ней сменялись эпохи, развивалась жизнь. Бюффон блестяще излагал свои научные взгляды. По его словам, «стиль есть сам человек»; «стиль должен высекать мысль». И еще одно его высказывание, которое полезно принять к сведению любым мыслителям: «Хорошо писать — это одновременно хорошо думать; иметь вместе талант, душу и вкус». (Этот принцип воплощал в жизнь Александр Гумбольдт, о котором мы будем говорить как об универсальном гении.)

Выдающийся натуралист Жан Батист Ламарк (1744—1829), продолжая работы Линнея, написал не только «Французскую флору», но и двухтомную «Философию зоологии», где дал первый обстоятельный очерк эволюции животного мира По его мнению, ее главная движущая сила — воздействие внешней среды (идею позже опровергали дарвинисты, но были добыты и ее доказательства). В книге «Гидрогеология» он верно подчеркнул огромную роль воды в формировании лика Земли. Ламарку принадлежат емкие термины «биология» и «биосфера» (правда, так он называл круглые организмы, но затем биосферой стали считать область жизни на планете). Ла-марка по праву можно отнести к числу универсальных гениев, хотя имя его стало особенно популярно в связи с развитием эволюционной теории, когда появился термин «ламаркизм», а сторонники естественного отбора и борьбы за существование ниспровергали его мысль о возможности наследования приобретенных признаков.

Уже в XX веке русский советский географ, ихтиолог, биолог Лев Семенович Берг (1876—1935) в развитие ламаркизма выдвинул концепцию номогенеза, направленной эволюции на основе закономерностей взаимодействия организмов со средой, а не отбора случайных генетических отклонений от «нормы»

Кому-то может показаться, что среди натуралистов просто не нашлось необычайных гениев типа Ньютона (или Эйнштейна), способных охватить мысленным взором всю Вселенную и вывести наиболее общие ее закономерности в виде системы формул. При этом забывается, что в математических моделях мироздания небесные тела представлены в виде точек, а жизнь и разум вовсе не принимаются во внимание. Тем самым ученые словно изначально выводят себя

(а также Землю, живые организмы, человечество, цивилизацию) за рамки своих моделей, полагая, будто так реализуется объективность исследований и обобщений. В действительности же подчеркивается условность (недопустимость, в принципе, когда речь идет о Вселенной, включающей объективно жизнь и разум) подобных моделей, их принципиальная ограниченность.

В связи с этим вспоминаются труды и претензии французского астронома, физика, математика Пьера Симона Лапласа (1749—1827) Он сделал ряд открытий в механике, теории дифференциальных уравнений и теории вероятностей Вместе с Лавуазье занимался физическими и химическими исследованиями, разработал теорию капиллярности, определил скорость распространения звука и тд Главнейшим его достижением стало создание теории небесной механики, динамики тел Солнечной системы, Лаплас обосновал свою гипотезу формирования звезд и планет из первичной туманности («Изложение системы мира» в 2 томах, 1796), Говорят, при встрече с Лапласом Наполеон заметил «В своей книге вы даже не упомянули о Боге!» Ученый ответил: «Я не нуждаюсь в этой гипотезе».

В своей вере в возможности математики, механики и физики Лаплас заходил недопустимо далеко. Он полагал, что на основе этих наук можно в конечном счете создать всеобщую теорию Природы (включая жизнь Земли, живых организмов) Такую задачу невозможно решить не только с помощью физико-механических, но и вообще всех наук, вместе взятых.

Итак, мы приступаем к рассказу о тех, кто вошел в число избранных научных гениев Вряд ли можно сомневаться в том, что они не отличаются какими-то сверхобычными способностями от упомянутых во вступлении и от немалого числа других выдающихся исследователей природы. А ведь есть еще ряд замечательных психологов, социологов, экономистов, культурологов, историков, которые были бы достойны нашего внимания Сделать это не позволяет лишь сотня «вакантных мест» в книге данной серии И еще. Представители гуманитарных дисциплин в значительной степени развивают успехи философии и литературы, а общественные науки слишком политизированы, так что оценка творчества их представителей резко меняется в связи с переменами в жизни государств, сменой господствующих классов и групп.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *