валерий тодоровский — полная биография

валерий тодоровский — полная биография

Валерий тодоровский — полная биография

валерий тодоровский - полная биография валерий тодоровский - полная биография

ТОДОРОВСКИЙ
Петр Ефимович

Народный артист России, Заслуженный деятель искусств Украины, лауреат Государственной премии Российской Федерации, лауреат международных фестивалей валерий тодоровский - полная биография

Родился 26 августа 1925 года в городе Бобринец Кировоградской области Украины. Отец — Тодоровский Е.Г. Мать — Островская Р.Ц. Супруга — Тодоровская Мира Григорьевна (1933 г. рожд.), генеральный директор и продюсер независимой студии «Мирабель». Сын — Тодоровский Валерий Петрович (1962 г. рожд.), кинорежиссер, сценарист, кинопродюсер.

Летом 1943 года, когда война была в самом разгаре, Петр Тодоровский стал курсантом Саратовского военно-пехотного училища. В 1944 году командиром взвода он был направлен на фронт и в составе 93-го стрелкового полка 76-й стрелковой дивизии 47-й армии 1-го Белорусского фронта дошел фронтовыми дорогами до Эльбы.

Воспоминания о войне тревожат память каждого фронтовика, и каждый видит ее по-своему. Помимо боев, которых было немало, радости побед, горечи утрат, которые остались в душе навсегда, память сохранила курьезы, эпизоды, порой забавные, нередко трагические. Петру Ефимовичу запомнилось, как долго добирался на фронт — эшелон сутками простаивал на запасных путях, сухой паек был съеден, и ему пришлось продать шинель, запасное белье. А когда он наконец попал на передовую, ему, молодому, еще не обстрелянному офицеру, сразу дали задание: вместе со связистом найти штаб (к концу дня наступление захлебнулось, связь с ротами нарушилась), восстановить связь, собрать всех, кто остался в живых, и начать рыть линию обороны.

Выполняя это поручение, Тодоровский впервые попал под сильный артиллерийский обстрел. К концу дня в окопе его начало трясти — давали себя знать накопившиеся в течения дня впечатления, да и холодно было в одной гимнастерке (шинель-то была продана).

«Вы, лейтенант, так не уснете, — сказал оказавшийся рядом сержант-связист. — Пошли!»

И они поползли в другой окоп.

«В окопе стоял усатый мужчина, — вспоминает Петр Ефимович, — его голова склонилась на сложенные кулаки. Он был мертв. Так я впервые оказался рядом с убитым. Мы его с трудом вытащили — оказался двухметрового роста мужик. Еле-еле стянули с него шинель — она была совсем новая, английская. Сержант встряхнул ее, ножом соскоблил запекшуюся на спине кровь и, протянув мне, сказал: «Носите на здоровье! Я надел шинель. Полы — почти до земли, длиннющие рукава. Но и это неудобство было убрано с помощью ножа сержанта. В этой шинели я дошел до Вислы, пока однажды меня не увидел командир полка: «Это что за чучело?!» И мне выдали новую, русскую шинель. Хотя и было такое поверье, что если носишь вещи с убитого, то обязательно погибнешь, в этом случае мне просто повезло. А ранило и потом контузило уже в той, новенькой шинели. »

На фронте Тодоровского покорила работа военных операторов, и он загадал, что если останется жив, обязательно освоит эту профессию. Его мечта осуществилась: в 1949 году он поступил на операторский факультет ВГИКа, в мастерскую Б. Волчека. «После войны и пяти лет службы в армии в затерянном среди лесов гарнизоне под Костромой учеба давалась трудно, — вспоминал впоследствии Петр Ефимович. — Я не получал стипендию, потому и дрова приходилось разгружать на станции, и подрабатывать в фотостудии».

Окончив в 1954 году институт, Тодоровский около десяти лет работал оператором на Одесской киностудии. Среди его операторских работ — «Молдавские напевы» («Молдова-фильм»), «Весна на Заречной улице» (совместно с Р. Василевским), «Моя дочь», «Два Федора», «Жажда» (вторая премия за работу оператора за 1960 год на Всесоюзном кинофестивале в Минске), «Никогда». В последнем фильме, снятом в 1963 году, Тодоровский был и сорежиссером (совместно с В. Дьяченко).

Там же, в Одессе, Тодоровский познакомился со своей будущей женой Мирой Григорьевной. «Она танцевала тогда в студенческом ансамбле, — вспоминает Петр Ефимович, — и его руководитель взял две мои песни. Я пришел послушать, как они звучат с эстрады. Мира подошла, похвалила песни. » Инженер-лейтенант морского флота по специальности, Мира Григорьевна в дальнейшем начала писать сценарии для научно-популярного кино по морской тематике: о водолазах, корабельных двигателях и многом другом. Всего по ее сценариям было поставлено 13 фильмов. Позднее она создала собственную независимую студию «Мирабель», на которой были сняты и вышли на экран фильмы Петра Тодоровского «Анкор, еще анкор!» (1992), «Какая чудная игра» (1995), «Ретро втроем» (1998), «Жизнь забавами полна» (2003), «Созвездие Быка» (2003).

Дом Тодоровских был всегда открыт для гостей: все режиссеры, актеры, приезжающие на Одесскую киностудию, прошли через него. Среди них были Владимир Высоцкий, Андрей Тарковский. Близкими друзьями Тодоровских были Булат Окуджава и Зиновий Гердт.

После картины «Никогда» Петр Тодоровский становится постановщиком, сценаристом и композитором собственных лент. Этому предшествовала огромная работа, ведь не имея ни режиссерского, ни драматургического опыта, до всего приходилось доходить самому. Помогли встречи и дружба с Марленом Хуциевым, Булатом Окуджавой, Григорием Поженяном, Александром Володиным. От них молодой режиссер набирался знаний, опыта, творческой отваги и начал снимать то, что было на сердце, что помнилось из его богатой на события жизни.
Петр Тодоровский вошел в кинематограф с темой войны, фронтового братства. Его режиссерский дебют — фильм «Верность» (1964) родился в память о его фронтовом друге Юрии Никитине — сироте, детдомовце, светлом человеке, погибшем от снайперской пули. Эта картина стала своеобразным тихим реквиемом ему и выкошенному войной поколению современников Тодоровского и была отмечена премией за лучший режиссерский дебют на Венецианском кинофестивале.

После этого Петр Тодоровский снял картины «Фокусник» (1967), «Городской романс» (1969), «Своя земля» (1973), «Последняя жертва» (1975), «В день праздника» (1978), причем был не только режиссером, но и соавтором сценария трех из них. В 1970 году он дебютировал как актер, сыграв одну из главных ролей в фильме Марлена Хуциева «Был месяц май».

Петр Ефимович признается, что в его фильмах очень много личного, и толчком к ним нередко служили факты из его собственной биографии. Например, идею фильма «Какая чудная игра» режиссеру подсказал один из розыгрышей, придуманных будущим известным актером Николаем Рыбниковым и его друзьями в студенческом общежитии ВГИКа. Вышедший на экраны в 1995 году, этот фильм имел большой успех у зрителей, был удостоен приза «Титра-фильм» на Женевском Международном кинофестивале, а также приза фестиваля «Киношок-95». Однажды на улице Петр Тодоровский стал случайным свидетелем картины, когда невеста нервно ждала у загса опаздывающего жениха, и в дальнейшем построил на этом эпизоде сюжет своего фильма «Любимая женщина механика Гаврилова» (1981).

Один из самых дорогих для Петра Тодоровского фильмов — «По главной улице с оркестром» (1986) — также вырос из истории его собственной жизни, которая произошла во время Великой Отечественной войны. Петр Ефимович с детства увлекался музыкой, участвовал в самодеятельности. Видя это, командир полка, в котором он служил, решил, что после войны он непременно должен стать композитором и написал письмо директору Московской консерватории с просьбой принять лейтенанта Тодоровского на композиторский факультет. А то, что у Тодоровского за плечами не было ни музыкальной школы, ни музыкального училища, командир не посчитал важным. Эта история затем и легла в основу фильма, для которого Петр Тодоровский написал две музыкальные темы, три песни, выступив таким образом и в роли композитора. Еще раньше он написал песню «Городок провинциальный» на стихи Шпаликова для своего фильма «Военно-полевой роман» (1983), а позднее стал автором музыки к фильмам «Интердевочка» (1989), «Анкор, еще анкор!» (1992), «Какая чудная игра» (1995), «Ретро втроем» (1998). Петр Ефимович пишет музыку не только для своих картин, он является композитором и автором песен к ряду фильмов, снятых другими режиссерами («Сильнее урагана», 1960; «Над нами Южный Крест», 1965; «Военно-полевой роман», в соавторстве с И. Контюковым, 1983).

Вообще, музыка занимает особое место в жизни и творчестве Петра Ефимовича. Он не расставался с ней даже в самые трудные годы. Сразу после Победы его назначили комендантом маленького городка на Эльбе. Раздобыв где-то аккордеон, он с раннего утра садился на крылечке и учился играть. Потом появилась гитара, с которой Петр Ефимович с тех пор неразлучен.

Петр Тодоровский — обладатель большого количества призов многих международных и отечественных кинофестивалей.

За первый же самостоятельный фильм «Верность» (1964) он получил премию «Опера-прима» за лучший режиссерский дебют на ХХVI Международном кинофестивале в Венеции (1965).

Вышедший на экраны в 1983 году его фильм «Военно-полевой роман» вошел в номинацию лучших зарубежных фильмов, представленных Американской академией киноискусства на премию «Оскар». На ХХIХ Международном кинофестивале в Испании (1984) лента получила приз за лучший сценарий, который был написан самим режиссером.

За фильм «Интердевочка»(1989) Петр Тодоровский стал обладателем призов «Ника» и «Созвездие-90», а также специального приза жюри на III Международном кинофестивале в Токио (1990).

Фильм «Анкор, еще анкор!» был удостоен приза «Ника» Российской академии киноискусств за лучший игровой фильм 1992 года, приза за лучший сценарий на Международном кинофестивале в Токио (1993), а также приза V Всероссийского фестиваля «Созвездие-93» и главного приза Открытого фестиваля в Сочи (1993).
Актрисы, сыгравшие главные роли в фильмах Петра Тодоровского, — Инна Чурикова, Наталья Андрейченко («Военно-полевой роман»), Людмила Гурченко («Любимая женщина механика Гаврилова») и Елена Яковлева («Интердевочка») — стали обладательницами призов за лучшее исполнение женских ролей на Международных кинофестивалях в Берлине и Мадриде, Маниле и Токио.

В 1996 году Петр Тодоровский за фильмы «Военно-полевой роман», «Анкор, еще анкор!» и «Какая чудная игра» был удостоен Государственной премии России и награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

Одна из последних работ режиссера — картина «Ретро втроем» (1998) была представлена на международных кинофестивалях в Берлине, Лондоне, Монреале, Карловых Варах, Хайфе, Белграде, Будапеште и других городах.

В 2000 году Петр Тодоровский получил Специальный приз Президента за выдающийся вклад в развитие российского кино и был удостоен ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени.

Петр Ефимович Тодоровский — Народный артист России (1985), Заслуженный деятель искусств УССР (1967), лауреат премии «Золотой Овен» за 1995 год. Как участник войны он награжден тремя орденами Отечественной войны I и II степени, медалями.

Петр Ефимович сохраняет высокую творческую активность, не мыслит жизни без работы. «Возраст режиссера, — считает он, — виден только на экране. Во время съемок я круглосуточно в работе. Без съемок я просто заболеваю. Только на площадке чувствую, что кому-то нужен, что живу по-настоящему». За последние годы вышли его фильмы «Жизнь забавами полна» и «Созвездие Быка», действие которого происходит во время Великой Отечественной войны в крохотной деревушке под Сталинградом, расположенной в нескольких километрах от линии фронта. Это человеческая история о двух подростках, оказавшихся в экстремальной ситуации, о том, как важно в трудную минуту подставить плечо — может быть, даже недругу.

9 мая 2001 года в киноконцертном зале «Пушкинский» в Москве состоялась премьера художественного фильма «Праздник», снятого известным музыкантом Игорем Сукачевым. Музыку к фильму написал П.Е. Тодоровский.

Недавно на телеканале «Россия» снят фильм «Курсанты» по биографической повести П.Е. Тодоровского «Вспоминай, не вспоминай».

В свободное от работы время Петр Ефимович берет в руки гитару, сочиняет музыку. Вместе с известным исполнителем авторской песни Сергеем Никитиным он записал три компакт-диска.

Живет и работает в Москве.

© Международный Объединенный Биографический Центр

Дайджест иноязычных интернет-ресурсов «Зарубежный коллекционер» — интересные переводы и публикации для коллекционеров

Валерий тодоровский — полная биография

Виктория Токарева — писательница, чьи произведения отличают законченность, отточенность, внимание к человеческим характерам, психологическим нюансам взаимоотношений. Фильмы режиссера Петра Тодоровского чем-то неуловимо схожи с прозой Токаревой: та же скрупулезность в переводе на экран малейший оттенков чувств и взаимоотношений, та же любовь к точности и добротности во всем. Тем не менее Петр Тодоровский никогда не работал с Викторией Токаревой и не снимал фильмов по ее произведениям. «Высокие творческие стороны» и не думали о том, чтобы сделать что-то вместе. Но, неожиданно для себя, сделали. Вернее, это сделали их дети — Наташа Токарева и Валерий Тодоровский, поженившись и родив двух детей. А Валерий Тодоровский даже собирался писать сценарий по тещиному произведению. Но, как говорит Виктория Токарева, «слишком долго тянул кота за хвост», и из совместного творчества так ничего и не вышло.

валерий тодоровский - полная биография

В одном из интервью Валерий заявил, что узнал о писательнице Виктории Токаревой только тогда, когда она стала его тещей. Не обидно ли вам, будучи кумиром миллионов женщин, чувствовать, что мужчины вас мало читают?

Он врет! Ну так. по-доброму. Он ведь сын известного человека, а теперь еще и зять известного человека. Но Валерий очень одаренный, самолюбивый и хочет утверждаться сам по себе, а мы как два таких. как Сцилла и Харибда — с одной и с другой стороны, и ему хотелось бы как-то от этого отмежеваться.

А как чувствует себя в «звездно-родственной» компании ваша дочь? Валерий, по-моему, ее не очень продвигает, как обычно это делают мужья. Ее не видно в тусовках, на фестивалях, она не дает интервью ни как ваша дочь, ни как его жена.

Да, хотя к ней и постоянно обращаются, но как дочь Токаревой и жена Тодоровского она интервью не дает. Она вполне самодостаточный человек.

Чем она сейчас занимается? Она закончила ВГИК, сценарный факультет, а сейчас учится в колледже психоанализа. Наташа будет психоаналитиком, ей это интересно. То есть сейчас она далека от мира кино?

Дело в том. что когда крутишься в кино или в литераторе, то создается впечатление, что другой жизни как бы и нет. А на самом деле другая жизнь есть, и она очень интересна. И потом, дочь имеет некоторые безусловные козыри, так что ей не обязательно к чему-то прислоняться — к кино, литературе, маме, мужу. Вопервых, она красавица. Она умная, молодая, она достаточно обеспечена. У нее двое потрясающих детей! Поэтому ей около кого-то парковаться совершенно не обязательно. Она это не очень любит. Ну а на фестивалях, всяких там премьерах она бывает: когда хочет — идет, когда не хочет — не идет. Решает-то не муж, а она.

Я слышала, что вы вернулись в кино: с Валерием написали сценарий к фильму «Вместо меня».

Нет, я — автор рассказа, на основе которого написан этот сценарий. Там была целая история. Вначале это хотела снимать Алла Сурикова, и мы с ней решили, что из молодых самый яркий представитель новой волны Тодоровский. Он очень хорошо пишет. И мы предложили ему. Он взялся, но очень долго тянул кота за хвост, и пока он тянул кота за хвост, Сурикова взялась задругой фильм, образовался вакуум.

А потом в прессе писали, что вы даже собирались судиться, потому что ваш рассказ использовали не так, как вам хотелось бы.

Это все разговоры, потому что для того, чтобы людям веселей жилось, они придумывают всякие скандалы. Это — хороший знак, но не имеет никакого отношения ко мне. Тогда давайте о том, что имеет самое непосредственное отношение к вам: о семье, муже, внуках.

У ваших внуков большая разница в возрасте?

Валера встретился с моей дочкой, когда ей было шестнадцать, а ему — девятнадцать. С тех пор они не расставались.

Но звездные пары, к сожалению, часто расходятся. ..

Тут ничего нельзя предугадать. Это может продлиться всю жизнь, и я бы этого хотела. Я думаю, все бы этого хотели.

А как это было у вас?

Я вышла замуж, когда мне было восемнадцать лет, за молодого человека по имени Виктор Токарев. С ним я и живу до сегодняшнего дня. Конечно, публике было бы интересней, если бы я несколько раз была замужем. Но я выходила замуж только один раз. Вы знаете, наверное, каждая женщина втайне мечтает еще об одном браке. Но я не нашла никого, кто бы набрал такое количество козырей, как мой муж. Он оказался самым подходящим для меня.

Были ли попытки вас «увести»?

Мне делали много предложений, но все эти мужчины не были лучше моего мужа. А хуже они были все хотя бы потому, что моей дочери они не приходились никем, а он — родной отец. Поэтому романы у меня были, но жизнь я не меняла.

У вас с дочерью хорошие, доверительные отношения?

У меня с ней — хорошие, а у нее со мной — не очень. Потому что она, как человек молодой и как более сильный зверь (молодой человек — это более сильный зверь) старается идти своими дорогами. Я думаю, что единственное, чем я могу быть ей полезна, — это не лезть в ее жизнь, а поддерживать материально. Чем я и занимаюсь.

Очень мудро. Я думаю, выдержать такую позицию не всем матерям удается. У меня тоже взрослая дочь, но не вмешиваться в ее жизнь у меня не получается. Помочь ведь хочется.

Материально — да, но и только. Я ее, в основном, одеваю и одеваю хорошо. Это — единственное, чем я могу выразить к ней свою любовь. А в остальном ей моя любовь не нужна, ей нужна любовь ее мужа.

Но она не может в вас не нуждаться хотя бы потому, что вы — такой незаурядный человек.

Очень даже может, потому что в этом возрасте матери уже не нужны, нужны мужья и дети. А для матери главное — чтобы не болталась под нога ми, не качала права и, не дай Бог, не требовала благодарности. Вы говорите какие-то страшно непедагогичные вещи.

Вот для моей дочки, например, вы — очень большой авторитет. Представляете, какие выводы она сделает, если это прочтет?

Ну а как можно лезть в чужую жизнь, как? Если бы дочь была наркоманка, тогда я должна была бы вмешаться. Но она — нормальный человек, она строит свою жизнь так, как она находит нужным. Чего ради я буду вмешиваться? Она в своей жизни больше меня понимает.

С тех пор как она вышла замуж, вы всегда жили отдельно?

Нет, первые два-три года мы жили вместе, внук Петя у нас родился. Это был очень тяжелый период, потому что шла негласная борьба за власть. Валера хотел владеть ее душой, и я хотела того же.

Наташа ведь, по сути, была еще маленькая, и мне хотелось как-то продолжать над ней свою власть, заботу, а она все уходила и уходила. А Валера — сильная личность, авторитарная, и я тоже не простенькая, так что были трудные моменты. Но, тем не менее, мы жили вместе. Мы же не разъехались, не разбежались.

А как Валерина мама приняла вашу дочь?

Невестку себе именно она выбирала!

Наверное, не последнюю роль сыграло то, что Наташа была вашей дочерью?

Нет, не думаю. Наташе было шестнадцать лет, Наташа была красавицей, таким чистым, невинным, очаровательным существом, что не влюбиться в нее было просто невозможно. И Валериной маме, Мире, она понравилась, и только благодаря этому все было доведено до логического конца. Потому что в противном случае Мира сделала бы все, чтобы этот брак не состоялся. Но моя дочь Мире понравилась настолько, что когда потом Наташа с Валерой ссорились, то Мира всегда брала сторону Наташи.

Но ведь в Москве Мира Тодоровская известна как женщина, ну, не то чтобы скандальная, но. Вы понимаете, о чем я говорю!

Должна вам сказать, что как свекровь она идеальная. Она никогда не вмешивается, никогда не настраивает против. Я знаю (Наташа мне однажды рассказала), что когда Валера путешествовал по Америке, то какая-то Мирина знакомая предложила, чтобы Валера у нее остановился. Мира посмотрела на нее (а это была довольно молодая, прелестная женщина) и подумала: «Зачем мне это надо, создавать такие. пограничные ситуации». И отказалась.

То есть как свекровь она себя ведет просто безукоризненно, и я за это ее очень ценю, потому что на самом деле именно многие свекрови разрушают жизнь молодых семей, вмешиваются и просто убивают большие чувства. К тому же Мира не хотела бы, чтобы Валера опять жил у них, потому что надо было бы готовить, ухаживать за ним.

Неужели ваша дочь занимается домашним хозяйством?

Как миленькая. У нее есть понимание кухни, она замечательно готовит, и Валера, и дети ни из чьих рук больше не едят.

Она сама научилась готовить или вы ее научили?

Абсолютно сама, я никогда ее не учила, да я и не умею. И не люблю. Зачем я буду стоять три часа у плиты, если за это время я напишу пять страниц? То есть, если я возьмусь, то сделаю, но это будет долго. У меня есть свой шарм в приготовлении некоторых блюд. Но мне это неинтересно, просто жалко времени.

Вам внучат не подбрасывают?

Я живу на даче, и дети на уик-энды приезжают ко мне. Я их жду, готовлюсь. А внучка живет на даче по соседству, с нянькой, а я произвожу некий надзор. У нас там большой дом, а через восемь шагов — маленький. Я живу отдельно, в маленьком, потому что иначе я не могла бы работать.

По телевизору показывали такой шикарный, со вкусом обставленный деревянный дом.

Деревянный — это мой. Я всем там занималась сама, потому что я это люблю, просто обожаю. Я купила часть бывшего имения Антокольских, там много пришлось приводить в порядок, менять, переделывать. Думаю, во мне погиб великий прораб!

Я очень люблю это место, оно близко — 35 минут от городской квартиры на машине.

Нет! У меня две ошибки в жизни: я не вожу машину и не знаю языков!

У меня французский на уровне школы. Но во Франции я общалась. Да, я знаю, вы описали это в рассказе «Из жизни миллионеров».

Кстати, вы сюжеты берете из жизни?

Не всегда, но часто. Один раз даже использовала в пьесе свои же любовные письма. Адресат этих писем удивился: «Как тебе не стыдно?» А мне совершенно не было стыдно, ну ни на секунду. Ничто не должно пропадать.

Наш разговор продолжался, мы плавно перешли на другие темы, ноя старалась не слишком откровенничать: кто знает, понравится ли мне увидеть когда-нибудь себя, «вставленной» в очередной бестселлер Виктории Токаревой.

валерий тодоровский - полная биография
валерий тодоровский - полная биографиявалерий тодоровский - полная биография
валерий тодоровский - полная биография
валерий тодоровский - полная биографиявалерий тодоровский - полная биография
  • Cекс вне брака опасен для жизни
  • Дама в мужском коллективе. Способы выживания
  • У Мадонны нет с собой денег на кофе

    валерий тодоровский - полная биография
    валерий тодоровский - полная биографиявалерий тодоровский - полная биография
    валерий тодоровский - полная биография
    валерий тодоровский - полная биографиявалерий тодоровский - полная биография
  • Фарфоровое личико
    Кожа — гладкая, как шелк, нежная, как лепесток розы,бархатистая, как спелый персик. Этот поэтический образ,вполне, может стать реальностью, если» следовать» простымправилам.
  • Вместо варежек — перчатки
    Если женщина теряет перчатку, она долго не выбрасывает»осиротевшую» пару. И не перестает надеяться: а вдругпропажа найдется? Такое трепетное отношение к перчаткамобъяснимо: ведь они созданы не только для того, чтобызащитить руки от непогоды. Длинные и короткие, кожаные изамшевые, шелковые и атласные, перчатки завершают ансамбль ипозволяют женщине выразить свою индивидуальность.
  • В плену запретов
    Вспомните-ка, сколько раз, начиная с самого нежноговозраста, вы слышали этот возглас: «Нельзя!» И чем строжеостерегали взрослые, тем непреодолимее тянуло забраться влужу в новеньком костюмчике, съесть килограмм мороженого илипринести в дом дохлую крысу. С годами все эти грозныезапреты испарились, как прошлогодний снег. Ну кто сейчасзапретит вам сесть в лужу в платье от Версаче? Да никто!кроме, конечно, вас самой.
  • валерий тодоровский - полная биография Мы — не апельсины! Все о целлюлите

    Петр Тодоровский: биография и фильмография режиссера

    26 августа 1925 года в Украине, Кировоградской области (ранее Зиновьевский округ УССР), появился на свет Петр Тодоровский – талантливый режиссер, композитор, актер, сценарист и оператор.

    Тодоровский – представитель военного поколения

    Переживший военные годы, как и большинство представителей молодого поколения, с пехотным училищем, войной и фронтом, Петр дошел до Эльбы, был ранен и отправлен в тыл. О военном прошлом красноречиво говорят многочисленные ордена и награды. После окончания войны была служба в армии, мобилизация и непродолжительная работа на стеклотарном заводе.

    валерий тодоровский - полная биография

    В 1949 году Тодоровский поступил на операторский факультет ВГИКа; за пять лет учебы снял несколько своих фильмов, которые до сегодняшних дней, к сожалению, не дошли. Тодоровский начал свою кинокарьеру с работы оператора на Одесской киностудии (до 1962 года), поэтому его дебютом полноправно считается картина «Молдавские напевы», снятая в 1955 году.

    Способен на большее

    В определенный момент Петр Ефимович понял, что способен творить большее. Многим режиссерам-сверстникам помог снять их фильмы (к примеру, «Два Федора» и «Весна на Заречной улице» Марлена Хуциева), для того, чтобы в один прекрасный момент решиться начать снимать свое кино. В 1962 году Тодоровский, вошедший в режиссуру самоучкой, снял ставший сразу успешным фильм «Никогда», работая в нем в качестве оператора и сорежиссера вместе с В. Дьяченко.

    валерий тодоровский - полная биография

    Но кинокартина «Верность», вышедшая на экраны тремя годами после, затмила все его предыдущие успехи. Это был фильм-память о Юре Никитине – сироте, светлом человеке, воспитанном детским домом, фронтовом друге Петра. Погибший от снайперской пули, он воплотил в себе молодое поколение, безжалостно выкошенное войной. За эту работу Тодоровскому достался приз Каннского кинофестиваля и ряд других престижных наград. Годы спустя повзрослевший и помудревший режиссер, глубоко понимая трагедию своего народа, называл эту работу «детским лепетом»; в более поздних фильмах военного цикла прибавилось больше драматизма, горечи и жестокости. Тодоровский, являясь самоучкой своего дела, всегда учился у более опытных товарищей и набирался от них творческой отваги, опыта и знаний; это Булат Окуджава, Марлен Хуциев, Григорий Поженян, Александр Володин.

    Далее зритель увидел такие фильмы Тодоровского Петра, список которых далеко не полный:

    • «Городской романс»,
    • «Последняя жертва»,
    • «Фокусник»,
    • «Своя земля»,
    • «В день праздника».

    В нескольких из них Тодоровский являлся соавтором сценария.

    Любимые фильмы, снятые Тодоровским

    С 1967 по 1989 годы Петр Тодоровский, фильмография которого разножанровая и многогранная, снял девять фильмов: особенных, с мягким юмором, немного оттененных печалью, со сдержанно-мужественным драматизмом и скромной поэтичностью. Тодоровский проявил необыкновенное умение работать в разных жанрах, творя человечное, жизненное, доброе кино – то, которое так любит и понимает зритель. Это лирическая комедия «Любимая женщина механика Гаврилова», мелодрама «Последняя жертва», грустная притча «Фокусник», авантюрная мелодрама «Интердевочка», сохранившая чистоту и милосердие художнического взгляда.

    Актерский состав в фильмах Тодоровского

    В фильмах Тодоровского играли такие замечательные актеры, как Любовь Полищук, Елена Яковлева, Наталья Андрейченко, Николай Бурляев. Пробовал сниматься и сам режиссер; в кинофильме «Был месяц май» он исполнил одну из ключевых ролей.

    валерий тодоровский - полная биография

    В 1967 году за весомый вклад в развитие киноискусства Петр Тодоровский получил звание «Заслуженного деятеля искусств Украинской ССР», в 1989 стал «Народным артистом РСФСР».

    В конце столетия, после распада Советского Союза, поставил такие достойные внимания ленты, как «Анкор, еще анкор», «В созвездии Быка», «Какая чудная игра», «Риорита».

    За свои фильмы Петр Тодоровский получал высокие государственные награды. В декабре 2005 года он был удостоен ордена «За заслуги перед Отечеством II степени», ставшим последней наградой в судьбе режиссера.

    Петр Тодоровский: личная жизнь

    Режиссер был дважды женат. Первая его супруга — Надежда Чередниченко, от брака с которой родилась дочь. Вторая жена Мира, являвшаяся по специальности инженером-лейтенантом морского флота, родила сына Валерия, посвятившего свою жизнь, как и отец, кино. В процессе совместной жизни она стала заниматься написанием сценариев для научно-популярных фильмов, посвященных морской тематике. По ее работам было поставлено 13 кинокартин. Позднее Мира Тодоровская создала «Мирабель» — собственную независимую студию, на которой были сняты некоторые фильмы Петра Ефимовича.

    валерий тодоровский - полная биография

    Дом Тодоровских всегда был гостеприимен; через него прошли практически все режиссеры и актеры, приезжавшие на Одесскую киностудию, в том числе Андрей Тарковский и Владимир Высоцкий.

    Последние годы жизни Тодоровский больше реализует себя в качестве сценариста; фильмы практически не снимает, лишь изредка подсказывает начинающим режиссерам. В мае 2013 года Петр Ефимович перенес сердечный приступ, от которого не сумел оправиться. Похоронен выдающийся режиссер на Новодевичьем кладбище.

    Петр Тодоровский, биография, новости, фото

    валерий тодоровский - полная биография

    Имя: Петр Тодоровский (Petr Todorovskii)

    Отчество: Ефимович

    День рождения: 26 августа 1925

    Место рождения: г. Бобринец, Украинская ССР

    Дата смерти: 24 мая 2013 (87 лет)

    Причина смерти: узнать сердечный приступ

    Место погребения: узнать Москва, Новодевичье кладбище

    Рост: 168 см

    Восточный гороскоп: Бык

    Карьера: Режиссеры 120 место

    Биография Петра Тодоровского

    Петр Тодоровский – это человек, посвятивший всю свою жизнь служению искусству. В советском и российском кино он был известен в качестве режиссера, сценариста, актера. За подобную многогранность его трудно не уважать. А потому сегодня мы решили рассказать о жизни признанного мэтра немного подробней.

    И пускай с недавних пор Петра Тодоровского уже нет с нами, но в сердцах миллионов ценителей кино он навсегда останется жив. Ведь творческое наследие – это наше бессмертие. И наш сегодняшний герой понимал это, как никто другой.

    Ранние годы, детство и семья Петра Тодоровского

    Пётр Тодоровский появился на свет 26-го августа 1925-го года. Родным городом известного в будущем режиссера стал городок Бобринец, Кировоградской области Украины. Родители нашего сегодняшнего героя были евреями, однако помимо этого о них известно очень и очень немногое. Точно можно сказать только то, что семье Петра Тодоровского приходилось часто переезжать.

    Во время Второй Мировой войны родители будущего режиссера перебрались в Сталинград, где Петр и его отец некоторое время трудились разгрузчиками угля на местной электростанции. После смещения линии фронта на восток, семье нашего сегодняшнего героя вновь пришлось собирать нехитрые пожитки. Впоследствии почти два года родители Тодоровского и он сам жили в деревне Песчаный Мар Саратовской области.

    Именно здесь молодой парень впервые решил отправиться на фронт. В 1943-м он стал курсантом Саратовского военного училища, а уже без малого год спустя в качестве командира минометного взвода отправился в Беларусь, где впоследствии участвовал в нескольких боевых операциях. В составе Красной Армии Петр дошел до Эльбы, однако там во время одного из боев был серьезно ранен и отправлен за линию фронта.

    О военном прошлом известного режиссера говорят многочисленные награды и ордена. После окончания Второй мировой наш сегодняшний герой некоторое время служил офицером в костромском гарнизоне, однако впоследствии был демобилизован и поступил на работу на завод стеклотары, где проработал около полугода.

    Что конкретно впервые заставило Петра Тодоровского задуматься о карьере режиссера, сейчас доподлинно неизвестно. Кто-то говорит, что причиной тому стали тогдашние приятели режиссера; а кто-то пишет, что важнейшим обстоятельством стало очарование кинематографа, который в те времена казался настоящим волшебством.

    Карьера Петра Тодоровского в мире кино

    В качестве оператора Тодоровский работал вплоть до 1962-го года. За эти годы он сумел приложить руку к созданию сразу нескольких популярных фильмов, среди которых выделяются ленты «Весна на Заречной улице», «Два Федора», «Жажда».

    В 1962-м году Петр Ефимович в качестве оператора снял фильм «Никогда», над созданием которого он работал также и в статусе режиссера. Данная картина оказалась довольно успешной, однако уже три года спустя все предыдущие достижения Тодоровского с лихвой затмила его вторая режиссерская работа – фильм «Верность». За данный фильм он получил приз Каннского кинофестиваля, а также несколько других престижных наград. С этого момента карьера кинорежиссера начала поступательно набирать обороты.

    В период с 1967-го по 1989-й наш сегодняшний герой снял еще девять фильмов, среди которых наиболее примечательными работами являются картины «Военно-полевой роман», «Городской романс», «Интердевочка» В фильмах Тодоровского в это время снимались Николай Бурляев, Инна Чурикова, Наталья Андрейченко, Елена Яковлева, Любовь Полищук и другие.

    В данный период Петр Тодоровский начал впервые сниматься в кино также и в качестве актера. Особенно примечательной в данном плане является картина «Был месяц май», в которой признанный мэтр исполнил одну из главных ролей. За выдающийся вклад в развитие киноискусства в 1967-м году наш сегодняшний герой был удостоен звания «Заслуженного деятеля искусств Украинской ССР». В 1985-м году ему также было присуждено звание «Народного артиста РСФСР».

    После распада СССР Петр Ефимович все также часто работал в кино. В девяностые и двухтысячные годы он поставил такие примечательные ленты как «В созвездии Быка», «Риорита», «Какая чудная игра», «Анкор, еще анкор» и многие другие. Две ленты, названные в этом списке последними, принесли своему создателю премию «Ника», призы фестивалей «Кинотавр», «Киношок», «Золотой овен». Кроме того, в этот период Тодоровский стал также лауреатом нескольких государственных премий.

    В декабре 2005-го года наш сегодняшний герой был удостоен ордена за «Заслуги перед Отечеством II степени». Данная награда стала последней в судьбе режиссера.

    В последние годы своей жизни он работал в кино только в качестве сценариста. Фильмов он практически не снимал, лишь только изредка давая советы начинающим режиссерам.

    В мае 2013-го года талантливый режиссер перенес сердечный приступ. Оправиться от него видный мэтр советского кино уже не сумел. Прощание с выдающимся режиссером прошло в Москве в Центральном доме кино. Последним пристанищем Петра Тодоровского стало Новодевичье кладбище в российской столице.

    Валерий Тодоровский

    Valeri Todorovski

    Валерий Петрович Тодоровский – российский режиссер, сценарист и продюсер. Получил широкую известность благодаря телевизионному детективу «Каменская», культовому криминальному сериалу «Бригада», экранизации романа Федора Достоевского «Идиот», теленовелле «Женщины в игре без правил», мистическому сериалу по роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», боевику «Охота на пиранью», драмам «Тиски», «Страна глухих», «Любовник» и мюзиклу «Стиляги».

    Главные фильмы режиссера Валерия Тодоровского

    • валерий тодоровский - полная биография

    Краткая биография

    Валерий Тодоровский родился 8 мая 1962 года в Одессе. Его отец Петр Ефимович был известным режиссером, сценаристом, актером, композитором и оператором. Мать Мира Григорьевна приходилась Тодоровскому-старшему второй женой. Как рассказывал сам Валерий в одном из интервью, его детство прошло в кинематографической среде. Режиссер-отец часто брал мальчика на съемочную площадку, которая стала для него вторым домом. С раннего возраста он мог наблюдать процесс производства фильма от «а» до «я»: знал, например, как создаются декорации, как устанавливают съемочные камеры, что делают с софитами. Позднее Валерий признавался, что приходил в восторг от того ключевого значения, которое играл его отец в процессе кинопроизводства. Петра Ефимовича слушались все, неважно, командует ли он сердитым голосом или тихо наблюдает за ходом работы. Со временем Валерий понял, что хотел бы стать похожим на отца, о чем не приметнул ему сообщить. В ответ Петр Ефимович посоветовал сыну ни в коем случае не рассчитывать на его помощь, а опираться исключительно на собственные силы.

    Когда Валерию исполнилось десять лет, семья оставила родную Одессу и переехала в столицу. В Москве Тодоровский-младший сразу изъявил желание записаться в творческий кружок. Изначально он хотел присоединиться к танцевальному ансамблю имени Локтева, проводящему занятия во Дворце пионеров, но прием в группу уже закончился. Тогда выбор мальчика пал на кружок балалаечников. С неизменной самостоятельностью будущий режиссер выбрал себе школу, куда смог успешно поступить. В 1977 году он дебютировал в большом кинематографе, попробовав себя в качестве актера. Пятнадцатилетний Валерий исполнил роль Володи Шевелева, сына главной героини, в мелодраме Юлия Райзмана «Странная женщина». Центральных персонажей воплотила на экране актерская чета Василия Ланового и Ирины Купченко.

    После окончания школы Валерий подал документы на режиссерский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии. Удача не сопутствовала амбициозному абитуриенту, и по причине слишком юного возраста он получил отказ. Затем Тодоровский попробовал поступить на режиссерские курсы под руководством Ролана Быкова, однако новая попытка также потерпела фиаско. В начале восьмидесятых Валерий успешно прошел конкурс на сценарно-киноведческий факультет и был зачислен в мастерскую Киры Константиновны Парамоновой. Во время учебы он познакомился со своей будущей женой Натальей, дочерью писателя Виктории Токаревой. В 1986 году Тодоровский дебютировал в кино в качестве сценариста. Его первым фильмом стала драма «Двойник» о двух близнецах с разными судьбами, брошенных родителями. В 1990 году он впервые занял режиссерское кресло на съемках мелодрамы «Катафалк». Еще через год Валерий Тодоровский обратился к продюсерской деятельности, реализовав драматический проект «Кикс» режиссера Сергея Ливнева.

    Биография Тодоровского Валерия Петровича

    валерий тодоровский - полная биография

    Биография Тодоровского Валерия Петровича

    Биография, история жизни Тодоровского Валерия Петровича

    Валерий Петрович Тодоровский появился на свет 8-го числа в мае месяце 1962 года в городе Одесса. Он родился в известной кинематографической семье: отец Пётр Ефимович Тодоровский был оператором Одесской киностудии. В последующем он стал классиком советского и российского кинематографа. Мать – Мира Григорьевна Тодоровская – стала заметным продюсером. Отец всегда брал с собой на съёмки маленького сына.

    Окончив среднюю школу, Валерий не сумел сразу поступить во ВГИК на факультет режиссуры, юноша тогда решил пойти на сценарный факультет в мастерскую Киры Константиновны Парамоновой, и провёл пять лет не бессмысленно. Как только у выпускника появилась возможность снимать кино, он за неё ухватился тут же.

    В 89-90-х годах прошлого века начали создаваться в России первые независимые студии. Тодоровский с Игорем Александровичем Толстуновым и Сергеем Давидовичем Ливнёвым зарегистрировали кинокомпанию «ТТЛ» (эта аббревиатура по первым буквам фамилий «отцов-основателей»).

    Валерий Тодоровский не стремился никогда быть артистом, однако его дебют на экране состоялся в четырнадцать лет, в кинофильме «Странная женщина». А вот в картине «Американец», которую начал в Нью-Йорке снимать его друг Алексей Октябринович Балабанов, Тодоровскому сыграть не удалось – фильм закрыли. Его приглашали сниматься ещё несколько раз, но всегда что-то срывалось.

    Окончательный выбор профессии

    Как итог этой серии проб своих сил, сценарист Валерий Петрович Тодоровский, поработавший даже монтажёром в телесериале «Королева Марго», выбрал путь режиссёра и продюсера, несмотря на то, что так и не научился совмещать, по его собственному признанию, эти две профессии.

    Валерий Петрович Тодоровский пришёл сотрудничать на канал РТР в то время, когда бизнес производства сериалов начал бурно развиваться. Имея, пусть и небольшой, но всё-таки опыт их создания – первый его сериал («Каменская») делался для канала НТВ. Сериал «Закон» на фоне бесконечных сериалов о «ментах» был сделан режиссёром Александром Алексеевичем Велединским и продюсером Валерием Петровичем Тодоровским вполне добротно.

    «Мастер и Маргарита»

    «Мастер и Маргарита», режиссера Владимира Владимировича Бортко, был, пожалуй, самой крупный, самой масштабной продюсерской работой Валерия Тодоровского. Команда актёров также подобралась замечательная.

    Первую в жизни картину как режиссёра Валерий Тодоровский снял в социальном жанре. «Мой сводный брат Франкенштейн» – эта современная драма была простой историей одной семьи, но с двойным дном. Тодоровский-режиссёр хотел показать человека, изначально не имеющего отношения ни к какой войне. Для этого героя мир делился на «своих» – семью и «чужих». Однако мир оказался сложнее.

    С первой своей женой Натальей, дочерью писательницы Виктории Токаревой, Валерий Тодоровский познакомился в буфете ВГИКа. Наташа тоже училась, как и он сам, на сценарном факультете, только на курс моложе.

    Брак продержался достаточно долго, родились дети, но однажды Евгения Хиривская, молодая актриса, привлекла внимание Валерия Петровича во время кастинга одного телесериала. Он развёлся и женился вновь.

    Петр Тодоровский

    Дата рождения: 26 августа 1925 ( валерий тодоровский - полная биографиядевы)

    Дата смерти: 24 мая 2013

    Место рождения: Бобринец, Кировоградская область, СССР (Украина)

    Достижения: Заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1967), Народный артист РСФСР. Номинант на премию «Оскар», лауреат премии «Ника».

    Петр Ефимович родился 26 августа 1925 года на Украине, в городе Бобринец, Кировоградской области в простой семье, отец — Тодоровский Ефим Гильевич, мать — Островская Розалия Цалевна.

    Молодость будущего отечественного титана кинематографии прошла в военные годы. В самый разгар войны, летом 1943 года, Петр Тодоровский — курсант Саратовского военно-пехотного училища, с 1944 года — командир взвода в составе 93-го стрелкового полка 76-й стрелковой дивизии 47-й армии Первого Белорусского фронта, дошел фронтовыми дорогами до Эльбы. Увиденное и пережитое в те годы навсегда запечатлелось в памяти молодого лейтенанта и затем не раз отражалось в собственных фильмах.

    Петр Ефимович вспоминает: «Самый страшный эпизод — первая ночь. Меня бросили на передний край, в часть, которая наступала и выдохлась. Я весь такой новичок, в гимнастерочке, попал под артобстрел.

    Петр Ефимович родился 26 августа 1925 года на Украине, в городе Бобринец, Кировоградской области в простой семье, отец — Тодоровский Ефим Гильевич, мать — Островская Розалия Цалевна.

    Молодость будущего отечественного титана кинематографии прошла в военные годы. В самый разгар войны, летом 1943 года, Петр Тодоровский — курсант Саратовского военно-пехотного училища, с 1944 года — командир взвода в составе 93-го стрелкового полка 76-й стрелковой дивизии 47-й армии Первого Белорусского фронта, дошел фронтовыми дорогами до Эльбы. Увиденное и пережитое в те годы навсегда запечатлелось в памяти молодого лейтенанта и затем не раз отражалось в собственных фильмах.

    Петр Ефимович вспоминает: «Самый страшный эпизод — первая ночь. Меня бросили на передний край, в часть, которая наступала и выдохлась. Я весь такой новичок, в гимнастерочке, попал под артобстрел. Это просто жуть: все взрывалось… А я лежал, прижавшись зубами к земле — от страха меня просто колотило… Потом, когда все немного утихло, один сержант посмотрел на меня: “Пойдемте, я вам шинель найду. Я тут мимо пробегал, видел”. Я сразу не понял, что он имел в виду. Вот от этой сцены очень долго не мог освободиться, знал же: кто одевается с убитого, тот обязательно погибнет, в этом случае мне просто повезло. А ранило и потом контузило уже в той, новенькой шинели.

    Когда после ранения попал в госпиталь — вот это было прекрасно. После грязи, крови, вшей, когда ты не человек, а животное, — и лежишь на белой простыне, тебя отмывают… У меня ведь было не очень тяжелое ранение — через две с половиной недели уже ходил. А тут санитарки, вечером танцы…

    Самое приятное — это 8 мая 1945 года на Эльбе! Это было потрясающее ощущение — просто наступила тишина. Мы с тяжелыми боями вышли к мосту, а по ту сторону уже стояли американцы, они раньше подошли. И тут тишина, и река, и трава, и слышно, как поют птицы.… Мы валялись в траве вместе с лошадьми, сбросив вонючие портянки, и не верили, что остались живы. Потом эта тишина легла у меня в сценарий фильма «Оглушенный тишиной».

    Учеба

    На фронте же Петр Тодоровский влюбился в свою будущую профессию, его покорила работа военных операторов, и он загадал — останется жив, обязательно освоит эту профессию. Мечта сбылась: с 1949 года — он студент операторского факультета ВГИКа, в мастерской Б. Волчека. Учеба, после войны и пяти лет службы в армии среди лесов в затерянном гарнизоне под Костромой, давалась трудно: стипендию не получал, приходилось и дрова разгружать на станции, и подрабатывать в фотостудии.

    Артист, оператор, режиссер, сценарист

    Петр Тодоровский, окончив в 1954 году институт, почти 10 лет работал оператором на Одесской киностудии. Среди его операторских работ известные картины – «Молдавские напевы», «Весна на Заречной улице», «Моя дочь», «Два Федора», «Жажда» — вторая премия за работу оператора за 1960 год на Всесоюзном кинофестивале в Минске, фильм «Никогда», снятый в 1963 году, где он был уже и сорежиссером совместно с В. Дьяченко.

    «Профессия режиссера это повседневный, изнурительный труд… Это круглосуточно, это целый день снимаешь, а ночью думаешь, что и как снимать», — говорит Петр Ефимович.

    Все началось… с войны, путь в режиссуру был долгим. Он внимательно наблюдал за человеческими судьбами, помимо борьбы с собой и непогодой, помимо всех сражений. Не имея ни режиссерского, ни драматургического опыта, сам до всего доходя, после картины «Никогда» Петр Тодоровский становится постановщиком, сценаристом и композитором собственных лент. Встречи и дружба с Марленом Хуциевым, Булатом Окуджавой, Григорием Поженяном, Александром Володиным помогли молодому режиссеру. Он набирался знаний, опыта, творческой отваги и начал снимать то, что помнилось из его богатой событиями жизни, что было на сердце.

    С темой фронтового братства, с темой войны вошел в кинематограф Петр Тодоровский. Режиссерский дебют — фильм «Верность» — память о фронтовом друге Юрии Никитине — сироте, детдомовце, светлом человеке, погибшем от снайперской пули, тихий своеобразный реквием ему и выкошенному войной поколению современников Тодоровского. Картина была отмечена премией за лучший режиссерский дебют на Венецианском кинофестивале.

    Потом Петр Тодоровский снял киноленты – «Фокусник», «Городской романс», «Своя земля», «Последняя жертва», «В день праздника», в которых он был не только режиссером, но и соавтором сценария трех из них. А в 1970 году Петр Тодоровский дебютировал как актер, сыграв одну из главных ролей в фильме «Был месяц май» Марлена Хуциева.

    Фильмы – факты из собственной жизни

    Фильм «Военно-полевой роман», вышедший на экраны в 1983 году, вошел в номинацию лучших зарубежных фильмов, представленных Американской академией киноискусства на премию «Оскар». На ХХIХ Международном кинофестивале в Испании в 1984 году лента получила приз за лучший сценарий, который был написан самим режиссером.

    О своей картине Петр Ефимович рассказывает: «Героиня фильма на фронте была королева. Она была любима, это был ее звездный час. А когда закончилась война — без мужа, без квартиры, — оказалась на дне. Бытует мнение, что «Военно-полевой роман» автобиографичен, что со мной произошла точно такая же история…

    Только два эпизода, которые стали основой для размышления. Один — когда шли к полевой кухне, чтобы получить перловую кашу и кусок хлеба, мы проходили мимо землянки комбата, где звучала музыка и смеялась женщина. Видел ее только один раз, и то со спины, — как она пронеслась на лошади вместе с комбатом. А потом, уже после войны, голодным студентом зимой я шел мимо ЦУМа и увидел женщину, которая торговала пирожками. Но я не был уверен, что это она…

    Не подошел к ней. Спешил в фотомагазин, прошел мимо. Потом уже думал: не пойду на занятия — найду ее, чтобы рассмотреть, расспросить. Прибежал к ЦУМу — ее уже не было».

    В фильмах Петра Тодоровского много личного, толчком нередко служили факты из его собственной биографии. Однажды на улице Петр Тодоровский стал случайным свидетелем картины — невеста нервно ждала у загса опаздывающего жениха — вот и сюжет фильма «Любимая женщина механика Гаврилова», построенный на этом эпизоде.

    Или, к примеру, идею фильма «Какая чудная игра» режиссеру подсказал один из розыгрышей, придуманный в студенческом общежитии ВГИКа будущим известным актером Николаем Рыбниковым и его друзьями. Фильм, вышедший на экраны в 1995 году, имел небывалый успех у зрителей, был удостоен приза на Женевском Международном кинофестивале и приза на кинофестивале «Киношок-95».

    «Интердевочка»

    Кинолента «Интердевочка» — мало того, что фильм о проститутках, так еще Петр Тодоровский первым из советских режиссеров осмелился показать половой акт, съемки которого проходили в «уникальных» условиях. Лену Яковлеву положили на какой-то топчан, звукооператор включил джаз, и под ритм этой музыки все работали: один парень качал кровать, осветитель мотал юпитером, оператор — камерой. А сам режиссер толкал Ленину задницу. Все в поту, а она лежит…

    До съемок, как признался позже, сам Тодоровский, ему никогда не приходилось видеть живую проститутку. К фильму же готовились основательно, насмотрелись всякого.

    «Потом, конечно, на «Мосфильм, — рассказывает Петр Ефимович , — мне стали приводить их целыми партиями. Помню: студентка Тимирязевского института, замечательное лицо, симпатичная. Рассказывает мне: моя подружка, мол, ходит в джинсовом костюме — а я что, хуже? И вот она себе придумывает, что это ее любимый человек, и отдает ему все. Спрашиваю: «Ну и сколько же ты зарабатываешь?» – «Бывает в неделю по семь тысяч». По тем временам сумма бешеная, я в месяц получал 300 рублей… Другая женщина — кандидат физических наук: муж от нее ушел, одна с двумя детьми. Эта не считала себя проституткой, у нее — своя легенда: «Я не хожу на панель, но у меня есть десять мужчин, — говорит, — которые по расписанию приходят ко мне домой. И как только я накоплю сто тысяч, все брошу и засяду за докторскую. А еще пришла пигалица лет пятнадцати — маленькая такая, неприятная, но в норковой шубе. Я ей: «Что же ты, миленькая, твои ровесницы гнут спину за швейными машинками…» – «Ну и дурочки, — говорит, — они боятся, а я не испугалась — зато теперь хожу в норковой шубе».

    Одну из главных ролей в фильме сыграл шведский актер Томас Лаустиола. В свое время он работал в театре Бергмана, потом стал пить: из театра выгнали, от него ушла жена, долго лечился. Ну а когда начал сниматься в «Интердевочке», это уже был солидный мужчина: новая семья, жена-еврейка, двухэтажная квартира. И две свои клиники — он сам уже лечил запойных алкоголиков по теории, что только бывший пьяница, который прошел через все, может помочь освободиться от этой болезни.

    Женщина – главная героиня фильмов и жизни

    Кинорежиссер Петр Тодоровский слово «женщина» произносит мелодично, трогательно. Женщина — главная героиня его фильмов и жизни. Многих актрис он привел в кино из абсолютно других профессий, и ни одна из них не пожалела: «Я очень слабовольный, во-первых, я не диктатор, во-вторых, я люблю женщин снимать. У меня большинство актрис, которые снимались, обязательно получали призы. Женская натура — это такая тайна неразгаданная, это просто кладезь для режиссера: и Галя Польских в «Верности», и Гурченко в «Механике Гаврилове», и Чурикова, и Андрейченко, и Яковлева, и Ира Розанова в «Анкоре»… Знаете, меня даже кто-то назвал «дамский мастер».

    Да, кинорежиссер Петр Тодоровский, именно – «дамский мастер», а не «дамский угодник». Он никогда не позволял себе влюбляться в своих актрис. «Это очень опасно. Безусловно, женщина в жизни мужчины занимает огромное место: полжизни, если не больше. Конечно, если у тебя сильные чувства, если женишься — это одно. А все эти романы… Потом женщины начинают по-другому себя вести, они становятся капризными, пытаются командовать…», — философски рассуждает мастер.

    Актрисы, сыгравшие главные роли в фильмах Петра Тодоровского, — Инна Чурикова, Наталья Андрейченко – «Военно-полевой роман», Людмила Гурченко – «Любимая женщина механика Гаврилова», Елена Яковлева – «Интердевочка» — обладательницы призов за лучшее исполнение женских ролей на Международных кинофестивалях в Берлине и Мадриде, Маниле и Токио.

    Уходить на покой маэстро не хочет: «Я не очень ровный режиссер. Покой — это смерть, просто смерть. Я всегда говорю: пока снимаю, я мужчина. Здоров, не болею, меня женщины любят. А когда не снимаю, я старый, больной и никому не нужный. По биографической повести Петра Тодоровского «Вспоминай, не вспоминай» телеканал «Россия» снял фильм «Курсанты», в последние годы вышли его фильмы «Жизнь забавами полна» (2002) и «Созвездие Быка» (2003).

    Музыка в жизни и в творчестве

    Музыка — особое место и в жизни, и в творчестве Петра Ефимовича Тодоровского. Музыка всегда была рядом, даже в самые трудные годы. Сразу же после Победы, в должности коменданта маленького городка на Эльбе, будущий светило киномотографии раздобыл где-то аккордеон, садился на крылечке и учился играть, потом появилась гитара.

    Командир полка, где служил Петр Тодоровский, видя его большое увлечение музыкой, и написал письмо директору Московской консерватории с просьбой принять на композиторский факультет. Он решил, что лейтенант Тодоровский непременно должен стать композитором, не имея при этом за плечами ни музыкальной школы, ни музыкального училища, не важно. Затем эта забавная история и легла в основу фильма, одного из самых дорогих – «По главной улице с оркестром», здесь режиссер выступил еще и в роли композитора: было написано две музыкальные темы, три песни. Чуть раньше родилась песня «Городок провинциальный» на стихи Шпаликова для фильма «Военно-полевой роман», а позднее — музыка к фильмам «Интердевочка», «Анкор, еще анкор!», «Какая чудная игра», «Ретро втроем».

    Музыка Петра Тодоровского звучит не только в его картинах, он – автор и композитор песен к ряду фильмов, снятых другими режиссерами: «Сильнее урагана», «Над нами Южный крест», «Рабочий поселок», «Праздник». Были выпучены музыкальные диски вместе с Сергеем Никитиным – «Ретро вдвоем» и «Ретро вдвоем-2».

    А в редкие минуты досуга Петр Тодоровский берет гитару, сохранившуюся с военных времен. Его виртуозное владение гитарой и голос восхищали не одно поколение зрителей и слушателей.

    Первый брак

    Первая жена Петра Тодоровского – очень красивая, знаменитая актриса Надежда Чередниченко, к тому времени уже снялась в «Первой перчатке».

    «Это был такой роман с захлестом. Я только освободился после картины: лето, Одесса, Привоз, вино.… Очень как-то все бурно у нас развивалось: приехали в Москву — сразу расписались. Где-то интуитивно понимал: я какой-то оператор провинциальный, зарплата 120 рублей. И тут такая звезда: квартира на Котельнической набережной, машина “Волга”, дача где-то в Сухуми. У нее же до меня мужьями были Иван Переверзев и знаменитый авиаконструктор, Герой Соцтруда Микулин — был такой. В общем, чувствовал себя не в своей тарелке.

    Как говорится, любовь без радости была, разлука будет без печали. Очень легко все произошло. И она все правильно поняла. Мы остались друзьями, когда с ней вижусь — не так давно мы в больнице встретились, очень мило общаемся», — с умилением вспоминает Петр Тодоровский.

    Семья

    Там же, в Одессе, Петр Тодоровский познакомился и со своей будущей женой Мирой Григорьевной. «Она танцевала тогда в студенческом ансамбле, — вспоминает Петр Ефимович, — и его руководитель взял две мои песни. Я пришел послушать, как они звучат с эстрады. Мира подошла, похвалила песни. Она мой друг, она моя женщина, моя жена, мой доктор. Она мое все». Мира Григорьевна, инженер-лейтенант морского флота по специальности, написала сценарии для научно-популярного кино по морской тематике: о водолазах, корабельных двигателях и многом другом. По ее сценариям было поставлено 13 фильмов, она создала собственную независимую студию «Мирабель», на которой были сняты и вышли на экран фильмы Петра Тодоровского «Анкор, еще анкор!», «Какая чудная игра», «Ретро втроем».

    Сын — Тодоровский Валерий Петрович — 1962 года рождения, кинорежиссер, сценарист, автор картин: «Катафалк», «Любовь», «Подмосковные вечера», «Страна глухих».

    Дом Тодоровских всегда открыт для гостей: все режиссеры, актеры прошли через него. Здесь были и Владимир Высоцкий, и Андрей Тарковский, близкие друзья Булат Окуджава и Зиновий Гердт. «Возраст режиссера, — считает Петр Тодоровский, — виден только на экране. Во время съемок я круглосуточно в работе. Без съемок я просто заболеваю. Только на площадке чувствую, что кому-то нужен, что живу по-настоящему».

    Ушел из жизни в Москве 24 мая 2013 года в возрасте 87 лет. Режиссер страдал ишемической болезнью сердца. В начале апреля у Тодоровского произошел сердечный приступ, в мае он проходил лечение в одной из столичных больниц.

    Петр Ефимович родился 26 августа 1925 года на Украине, в городе Бобринец, Кировоградской области в простой семье, отец — Тодоровский Ефим Гильевич, мать — Островская Розалия Цалевна.

    Молодость будущего отечественного титана кинематографии прошла в военные годы. В самый разгар войны, летом 1943 года, Петр Тодоровский — курсант Саратовского военно-пехотного училища, с 1944 года — командир взвода в составе 93-го стрелкового полка 76-й стрелковой дивизии 47-й армии Первого Белорусского фронта, дошел фронтовыми дорогами до Эльбы. Увиденное и пережитое в те годы навсегда запечатлелось в памяти молодого лейтенанта и затем не раз отражалось в собственных фильмах.

    Петр Ефимович вспоминает: «Самый страшный эпизод — первая ночь. Меня бросили на передний край, в часть, которая наступала и выдохлась. Я весь такой новичок, в гимнастерочке, попал под артобстрел.

    О проекте

    Первый Суздальский Международный Фотофестиваль проходил с 24 по 27 октября 2013 года на территории ГК «Пушкарская слобода».

    На несколько дней в Суздаль приехали фотографы различных уровней из многих городов России. Были и зарубежные гости – это спикеры, делившиеся своим опытом с участниками фестиваля. Валдис Браунс приехал из Риги, Альгимантас Александрявичус прибыл в Россию из Вильнюса, а Мариуш Видерынски — из Варшавы. Кстати, как поделился с организаторами Мариуш, в Россию он приедет в скором времени ещё раз и посетит именно Владимир. Целью его визита будет создание фотоматериала для собственного сборника, а именно — запечатление церквей и соборов православной культуры.

    За дни Фотофестиваля проведены лекции и мастер-классы по разнообразным темам фотографии:

    — портрет,
    — пейзаж,
    — репортажная съёмка,
    — свадебная съёмка,
    — НЮ,
    — концептуальная фотография,
    — ассоциативная фотография,
    — жанровая съёмка,
    — игра со светом,
    — мультимедийные проекты,
    — фотография как бизнес,
    — аналоговые фотопроцессы,
    — современные возможности печати снимков.

    Лекции провели знаменитые деятели фотографической сферы – члены Союза фотохудожников России и зарубежных стран, учителя московских школ визуальных искусств, организаторы множества образовательных мероприятий. Спикерами на фестивале выступили: Андрей Баскаков, Светлана Пожарская, Владимир Вяткин, Сергей Борисов, Николай Кулебякин, Сергей Скуратов, Антон Михайловский, Валдис Браунс, Мариуш Видерыньски, Альгимантас Александрявичюс и другие мастера.

    У посетителей фестиваля также была возможность показать свои работы мастерам и получить их мнение. Для кого-то это была критика, для кого-то похвала. Но в любом случае все, кто принял участие в портфолио-ревю, отмечают, что это очень полезные и важные комментарии к их творчеству, которые они обязательно учтут. Помимо официальной части была подготовлена развлекательная программа.

    Важным событием Фотофестиваля в Суздалестала организация выставки итоговых фоторабот конкурса Рус-Арт-Фото-2013». Непосредственно на фестивале международное жюри определило победителей в каждой из номинаций.
    Статья: https://docs.google.com/document/d/1CsKmuyRm-Dxg7ogf1o834mRSsa4NxT3qb6AcHn9Kv64/edit

    Новости Фотофестиваля

    Здесь можно узнать последние новости, подробную информацию о программе и массу других интересных и полезных вещей.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *