Василий Шварц — полная биография

Василий Шварц — полная биография

Шварц Александр Николаевич

Шварц Александр Николаевич — Шварц (Александр Николаевич) — филолог, правнук профессора Московского университета Иоанна-Георга Ш.; родился в 1848 г. Уже в раннем детстве Ш. с особенной любовью занимался древними языками; окончательно же его научные интересы сложились во время учения в Московском университете, под влиянием лекций Ф.Е. Корша , Г.А. Иванова и Клина. Учено-литературная деятельность Ш. началась с объяснения древнегреческих ораторов («Олинфские речи Демосфена», 1873; «Речь Гиперида за Евксениппа» — магистерская диссертация, 1875); следующие его труды касаются античного искусства («О композиции скульптурных украшений Парфенова», 1875; «О некоторых греческих расписных вазах, принадлежащих Московскому университетскому минц-кабинету», 1890; «Краткое описание древнегреческих глиняных сосудов, принадлежащих Императорскому Московскому университету», 1890; («О так называемых Панафинейских скифосах», 1890); потом он снова возвращается к греческим ораторам и философам («О государстве Афинском», 1891 — докторская диссертация; «Новые отрывки речей Гиперида», 1892; «К Гипериду», 1893; «XXII речь Лисия и ее новое толкование», 1894; «К вопросу о времени написания «Политики» Аристотеля», 1895; «Из наблюдений над «Политикой» Аристотеля», 1896), продолжая работать и по истории искусства («Заметки об орнаментации саркофага, найденного около Анапы», 1893; «Гермес Пракситель на монете Анхиала», 1893). Читая с 1875 г. лекции в Московском университете, Ш. был последовательно директором 1-й и 2-й прогимназий, 5-й гимназии, Константиновского межевого института.

В 1900 г. был представителем России по учебному делу на парижской всемирной выставке.

Принимал деятельное участие в комиссиях по переустройству средней школы в министерствах Боголепова и Ванновского . В 1900 г. назначен попечителем рижского учебного округа.

В том же году Ш., по случаю тридцатилетнего юбилея его учено-педагогической деятельности, был поднесен его учениками и почитателями сборник статей.

В настоящее время Ш. состоит попечителем варшавского учебного округа.

См. «Филологическое Обозрение», том XIX (1900), где дан и полный список его литературных трудов.

Биография Шварц Александр Николаевич — Великие люди России

Шварц Александр Николаевич упоминается в следующих биографиях: Не найдено упоминаний в биографиях.
Попробуйте воспользоваться поиском

Евгений Шварц : биография

Василий Шварц - полная биография

21 октября 1896 — 15 января 1958

советский писатель, драматург, автор более двадцати пьес для драматического и кукольного театра, а также сценариев к одиннадцати игровым кинофильмам и одному мультфильму

Биография

Родители, происхождение, детство

Евгений Львович Шварц родился в Казани. Его отцом был Лев Борисович (Васильевич) Шварц (1874—1940), принявший православие еврей, матерью — Мария Фёдоровна Шелкова (1875—1942), из православной русской семьи. Причём, православным был не только отец Евгения Шварца, но и его дед, получившим при крещении имя Борис (по восприемнику — Лукич).

Лев Шварц родился 10 (22) декабря 1874 года в портовом городе Керчь Таврической губернии в семье мещанина местечка Пяски Люблинской губернии Берки (Бориса) Шварца и его жены Хаи-Бейлы (в тот же день — 14 тейвеса по еврейскому календарю — над ним был совершён обряд обрезания). Пять лет Лев обучался в Керченской Александровской, ещё два года — в Кубанской войсковой гимназиях. Закончил же он своё среднее образование в Екатеринодарской мужской гимназии, где пробыл год и восемь месяцев и откуда в 1892 г. был выпущен с отличным поведением и удовлетворительным прилежанием.

Спектакль «Красная шапочка»

После окончания гимназии Лев Шварц был уволен из среды общества керченских «ремесленных мещан вечного цеха» (куда был причислен «к семейству отца своего» в 1883 г.) «на поступление в высшее учебное заведение для продолжения курса наук». Уехав из Екатеринодара, он подал документы в Императорский Харьковский Университет, но «в комплект принятых студентов-евреев» не вошел. Мечтая продолжить учебу, Лев Шварц обратился с прошением к министру народного просвещения, с разрешения которого в том же 1892 г. был принят «в число студентов Казанского Университета на Медицинский факультет».

Здесь судьба свела молодого студента-медика со слушательницей акушерских курсов Марией Фёдоровной Шелковой — дочерью рязанского цехового Фёдора Сергеевича Шелкова (бывшего, согласно воспоминаниям Евгения Шварца, незаконнорожденным ребенком некоего рязанского помещика Телепнева). В 1895 г. они решили связать себя узами брака. Незадолго до этого двадцатилетний Лев Шварц обратился с просьбой о просвещении его святым крещением к священнику Михаило-Архангельской церкви города Казани. 18 (30) мая 1895 г. он был крещён с наречением имени Льва (по восприемнику — Васильевич). В дальнейшем Лев Беркович (Борисович) стал писаться Львом Васильевичем Шварцем.

9 (21) октября 1896 г. в семье Шварцев родился первенец — сын Евгений. Своей жизни в Казани Евгений Шварц не помнил, так как уже через несколько лет его родители покинули город и вскоре, волею судеб, оказались на юге.

В 1898 г. Лев Шварц успешно закончил Императорский Казанский Университет, прослушав «полный курс наук по медицинскому факультету». Причём, как отмечалось в «Свидетельстве» от 5 (17) июня 1898 г. за подписью университетского инспектора студентов, «за время своего образования в Университете поведения был отличного». И это при том, что за Львом Шварцем, по распоряжению ректора Императорского Казанского Университета К. В. Ворошилова, с самого начала был установлен «особо бдительный надзор». Но уже после переезда в 1898 г. в подмосковный Дмитров в жизни Шварцев произошёл крутой поворот: за подозрение в антиправительственной пропаганде среди рабочих Лев Шварц был подвергнут обыску, аресту и высылке подальше от крупных городов. В результате семья перебралась в Армавир, а затем в Ахтыри на Азовском море, позже — в Майкоп. Лев Шварц не раз обвинялся в революционной деятельности, в результате чего он неоднократно подвергался арестам и ссылкам.

Евгений Львович Шварц

ШВАРЦ, ЕВГЕНИЙ ЛЬВОВИЧ (1896−1958), русский драматург. Родился 9 (21) октября 1896 в Казани в семье врача. Детство Шварца прошло в г. Майкопе. Шварц не окончил юридический факультет Московского университета, где учился в первые годы после Октябрьской революции 1917, поскольку начал играть в театрах-студиях — сначала в Ростове-на-Дону, а с 1921 в Петрограде, в «Театральной мастерской». В рецензиях на спектакли «Театральной мастерской» критики отмечали выдающиеся пластические и голосовые данные Шварца и прочили ему блестящее актерское будущее. Несмотря на это, он оставил сцену в начале 1920-х годов и работал литературным секретарем , а в 1923—1924 — журналистом различных изданий г. Донецка, в том числе журнала «Забой» и известной за пределами Донбасса газеты «Кочегарка», для которой сочинял стихотворные фельетоны под псевдонимом Дед Сарай. Сотрудничал с журналом «Ленинград».

В 1924 Шварц вернулся в Ленинград, работал в детской редакции Госиздата под руководством С.Маршака. Одной из главных его обязанностей была помощь дебютантам, многие из которых вспоминали о том, что Шварц отличался редкостной способностью развивать и дополнять чужие замыслы, помогая таким образом новичкам прояснить их индивидуальные возможности и намерения.

В эти годы Шварц был близок к группе ОБЭРИУ. Как и многие обэриуты, писал детские рассказы и стихи для журналов «Чиж» и «Еж» (Рассказ старой балалайки, 1925, и др.), издавал детские книги. Вспоминая общественную обстановку тех лет, Шварц писал: «Противники антропоморфизма, сказки утверждали, что и без сказок ребенок с трудом постигает мир. Им удалось захватить ключевые позиции в педагогике. Вся детская литература была взята под подозрение. Единственное, что, по их мнению, разрешалось делать детским писателям, это создавать некоторые необязательные довески к учебникам». В такой атмосфере рождалась драматургия Шварца.

В 1929 Шварц написал свою первую пьесу Ундервуд. Сюжет ее прост: студент Нырков получил для срочной работы на дому пишущую машинку «Ундервуд», жулики решили ее украсть, а пионерка Маруся помешала им. Детский образ, воплощающий в себе дружбу и самоотверженность, благодаря которым развеиваются силы зла, стал сквозным образом пьес Шварца — подобно Марусе из Ундервуда и девочке Птахе, героине пьесы Клад (1933).

В 1934 режиссер Н. Акимов уговорил драматурга попробовать свои силы в комедийной драматургии для взрослых. В результате появилась пьеса Похождения Гогенштауфена — сатирическое произведение со сказочными элементами, в котором борьба добрых и злых сил происходила в реалистически описанном советском учреждении, где управделами Упырев оказывался настоящим упырем, а уборщица Кофейкина — доброй феей.

Пьеса Тень (1940), написанная, как и некоторые другие пьесы Шварца, по мотивам сказок , была снята с репертуара сразу после премьеры, т.к. в ней сказка слишком очевидно приближалась к политической сатире. Возможно, этим объясняется обращение Шварца к современной теме с «идеологически выдержанных позиций» и без сказочных элементов. Незадолго до Великой Отечественной войны он написал пьесы Брат и сестра (о спасении детей со льдины) и Наше гостеприимство (о бдительности советских людей накануне войны). В годы войны написал пьесу о блокаде Ленинграда Одна ночь (1942), в которой также не было элементов сказки.

В годы Великой Отечественной войны Шварц был эвакуирован из блокадного Ленинграда в Киров (Вятку) и Сталинабад (Душанбе). Работал над пьесой Дракон (1943), которая была поставлена уже после войны. Спектакль был снят с репертуара сразу после премьеры в Ленинградском театре комедии. Пьеса оставалась под запретом до 1962. Содержание пьесы не сводилось к победе доброго рыцаря Ланцелота над злым правителем Драконом. Могущество Дракона было основано на том, что он сумел «вывихнуть людские души», поэтому сразу после его смерти началась борьба за власть между его приспешниками, а народ по-прежнему довольствовался своим убогим существованием.

Ознакомившись с режиссерской экспозицией Дракона, сделанной Акимовым, Шварц высказал в письме постановщику один из главных принципов своей драматургии: «Чудеса придуманы прекрасно. Но в самом обилии их есть оттенок недоверия к пьесе… Если чудо вытекает из того, что сказано в пьесе, — оно работает на пьесу. Если же чудо хоть на миг вызывает недоумение, требует дополнительного объяснения, — зритель будет отвлечен от весьма важных событий. Развлечен, но отвлечен». Читатель и зритель пьес Шварца мог делать выводы о позиции автора, исходя из конкретных образов и ситуаций, из последовательного раскрытия драматургом психологии персонажей. При наличии глубокого философского подтекста, пьесы Шварца Голый король (1934), Красная Шапочка (1936), Снежная королева (1938), Золушка (1946), Обыкновенное чудо (1954) и другие антидидактичны; необыкновенное, сказочное сочетается в них с реальным, узнаваемым. По аналогии с «комедиями характеров» критики называли их «сказками характеров». После войны общественное положение драматурга было нелегким. Об этом свидетельствует его Автобиография, написанная в 1949 и изданная в 1982 в Париже. При жизни Сталина пьесы Шварца не ставились. За возвращение их на сцену выступила в 1954 Ольга Берггольц, назвав Шварца на съезде писателей самобытным, своеобразным и гуманным талантом. В 1956 был издан первый сборник его пьес, по ним снова начали ставить спектакли — и в СССР, и за рубежом. В 1955—1956 Шварц вел дневниковые записи, ставшие основой его Телефонной книжки — уникальной формы мемуаров, изобретенной им самим. Телефонная книжка (впервые полностью опубл. 1997) — это миниатюрные портреты современников, с которыми сводила Шварца творческая судьба, а также меткие характеристики всевозможных советских учреждений — творческих союзов, издательств, театров, вокзалов Цель ведения Телефонной книжки Шварц определил в ней же самой: «Я пишу о живых людях, которых рассматриваю по мере сил подробно и точно, словно явление природы. Мне страшно с недавних пор, что люди сложнейшего времени, под его давлением принимавшие или не принимавшие сложнейшие формы, менявшиеся незаметно для себя или упорно не замечавшие перемен вокруг — исчезнут… Мне кажется, что любое живое лицо — это историческое лицо… Вот я и пишу, называя имена и фамилии исторических лиц». И. Эренбург охарактеризовал Шварца как «чудесного писателя, нежного к человеку и злого ко всему, что мешает ему жить». В. Каверин называл его «личностью исключительной по иронии, уму, доброте и благородству». Шварц написал около 25 пьес, не все они изданы. По его сценариям поставлены фильмы Первоклассница, Золушка, Дон-Кихот, в которых снимались блистательные актеры Э. Гарин, Я. Жеймо, Ф. Раневская, Н. Черкасов, Ю. Толубеев и др. Умер Шварц в Ленинграде 15 января 1958.

Русский драматург Евгений Львович Шварц (1896 – 1958) родом из Казани. Отец его был врачом. Увлечение актерством не дало возможности окончить юноше Московский университет. В 1920 году Шварц бросает сцену, где ему прочили великую карьеру, и начинает работать секретарем К.И.Чуковского. Дальше он журналист различных донецких изданий. Для газеты «Кочегарка» сочиняет фейлетоны, подписываясь Дед Сарай.

В 1924 Шварц возвращается в Ленинград для работы в детской редакции Госиздата, которой руководит С. Маршак. Шварц часто помогал новичкам, сочинял рассказы и стихи для детей. Первым драматическим произведением Шварца была пьеса « Ундервуд». В 1934 году создает пьесу «Похождения Гогенштауфена». По мотивам сказок Г.К. Андерсена создана пьеса «Тень»(1940). Перед ВОВ Шварц пишет пьесы «Брат и сестра» и «Наше гостеприимство». Во время войны написана пьеса «Одна ночь», рассказывающая о блокаде Ленинграда. Пьесу «Дракон» (1943) запретили.

Драматические произведения «Голый король»(1934), «Красная Шапочка» (1936), «Снежная королева» (1938), «Золушка» (1946), «Обыкновенное чудо» (1954) считаются антидидактичными. В своей «Автобиографии», созданной в 1949 году и изданной в Париже, Шварц объясняет трудность своего общественного послевоенного положения. Пока был жив Сталин, пьесы Шварца на сцене не ставились. Только в 1956 году издается первый сборник пьес писателя, по которым вновь ставятся представления. Дневниковые записи Шварца позже станут основой его сборника « Телефонная книжка».

Шварцем написано приблизительно 25 пьес, по его сценариям сняты популярные фильмы «Первоклассница», «Золушка», «Дон-Кихот.

Евгений Шварц — биография

Евге́ний Льво́вич Шва́рц (9 (21) октября 1896, Казань — 15 января 1958, Ленинград) — русский советский писатель, драматург, автор более двадцати пьес для драматического и кукольного театра, а также сценариев к одиннадцати игровым кинофильмам и одному мультфильму.

Евгений Львович Шварц родился в Казани. Его отцом был Лев Борисович (Васильевич) Шварц (1874—1940), принявший православие еврей, матерью — Мария Фёдоровна Шелкова (1875—1942), из православной русской семьи. Причём, православным был не только отец Евгения Шварца, но и его дед, получившим при крещении имя Борис (по восприемнику — Лукич). Лев Шварц родился 10 (22) декабря 1874 года в портовом городе Керчь-Еникале Таврической губернии в семье мещанина местечка Пяски Люблинской губернии Берки (Бориса) Шварца и его жены Хаи-Бейлы (в тот же день — 14 тейвеса по еврейскому календарю — над ним был совершён обряд обрезания). Пять лет Лев обучался в Керченской Александровской, ещё два года — в Кубанской войсковой гимназиях. Закончил же он своё среднее образование в Екатеринодарской мужской гимназии, где пробыл год и восемь месяцев и откуда в 1892 г. был выпущен с отличным поведением и удовлетворительным прилежанием.

После окончания гимназии Лев Шварц был уволен из среды общества керченских «ремесленных мещан вечного цеха» (куда был причислен «к семейству отца своего» в 1883 г.) «на поступление в высшее учебное заведение для продолжения курса наук». Уехав из Екатеринодара, он подал документы в Императорский Харьковский Университет, но «в комплект принятых студентов-евреев» не вошел. Мечтая продолжить учебу, Лев Шварц обратился с прошением к министру народного просвещения, с разрешения которого в том же 1892 г. был принят «в число студентов Казанского Университета на Медицинский факультет».

Здесь судьба свела молодого студента-медика со слушательницей акушерских курсов Марией Фёдоровной Шелковой — дочерью рязанского цехового Фёдора Сергеевича Шелкова (бывшего, согласно воспоминаниям Евгения Шварца, незаконнорожденным ребенком некоего рязанского помещика Телепнева). В 1895 г. они решили связать себя узами брака. Незадолго до этого двадцатилетний Лев Шварц обратился с просьбой о просвещении его святым крещением к священнику Михаило-Архангельской церкви города Казани. 18 (30) мая 1895 г. он был крещён с наречением имени Льва (по восприемнику — Васильевич). В дальнейшем Лев Беркович (Борисович) стал писаться Львом Васильевичем Шварцем.

9 (21) октября 1896 г. в семье Шварцев родился первенец — сын Евгений. Своей жизни в Казани Евгений Шварц не помнил, так как уже через несколько лет его родители покинули город и вскоре, волею судеб, оказались на юге.

В 1898 г. Лев Шварц успешно закончил Императорский Казанский Университет, прослушав «полный курс наук по медицинскому факультету». Причём, как отмечалось в «Свидетельстве» от 5 (17) июня 1898 г. за подписью университетского инспектора студентов, «за время своего образования в Университете поведения был отличного». И это при том, что за Львом Шварцем, по распоряжению ректора Императорского Казанского Университета К. В. Ворошилова, с самого начала был установлен «особо бдительный надзор». Но уже после переезда в 1898 г. в подмосковный Дмитров в жизни Шварцев произошёл крутой поворот: за подозрение в антиправительственной пропаганде среди рабочих Лев Шварц был подвергнут обыску, аресту и высылке подальше от крупных городов. В результате семья перебралась в Армавир, а затем в Ахтыри на Азовском море, позже — в Майкоп. Лев Шварц не раз обвинялся в революционной деятельности, в результате чего он неоднократно подвергался арестам и ссылкам.

Однако на отношении в семье к религии политические увлечения Льва Шварца не отразились. В возрасте 7-8 лет Евгений, крещёный, как и его родители, в православие, считал себя русским, ничуть не удивляясь тому, что его двоюродный брат был евреем. И дело здесь было вовсе не в унаследованной от матери «русской крови», а в его принадлежности к церкви. «Я православный, следовательно, русский. Вот и всё», — написал однажды о своём детском мироощущении Евгений Шварц.

Раннее детство Евгения Шварца прошло в переездах: в дневниках он вспоминает Екатеринодар, Дмитров, Ахтыри, Рязань… «Это были разновременные наезды в родной город отца в промежутки между разными его службами до Майкопа».

В Майкопе, о котором Евгений Шварц всю жизнь вспоминал с любовью, прошли дальнейшие детство и юность писателя.

Двоюродный брат Е. Л. Шварца — известный чтец-декламатор, заслуженный артист РСФСР Антон Исаакович Шварц (1896—1954).

В 1914 году Евгений поступил на юридический факультет Московского народного университета имени Шанявского, но проучившись там два года, решительно отказался от профессии юриста, посвятив жизнь театральному искусству и литературе. Весной 1917 года был призван в армию. В апреле 1917 находился в запасном батальоне в Царицыне, откуда его должны были перевести в числе других новопризванных студентов в военное училище в Москву. В августе 1917 Шварц служил в Москве юнкером, 5 октября он был произведён в прапорщики. Участвовал в «Ледяном походе» Корнилова, где при взятии Екатеринодара получил контузию, последствиями которой, тремором рук, мучился всю оставшуюся жизнь. Был демобилизован, поступил в университет в Ростове-на-Дону, где начал работать в «Театральной мастерской». Помимо театра, Шварц работал фельетонистом в провинциальной газете «Всесоюзная кочегарка», где судьба его свела с Николаем Олейниковым, ставшим впоследствии близким другом и соавтором.

В 1921 году он приехал в Петроград в составе ростовской театральной труппы. Некоторое время работал секретарём у Корнея Чуковского, а в 1923 году начал публиковать свои фельетоны.

С 1924 года Шварц жил в Ленинграде, работал в Госиздате под руководством Самуила Яковлевича Маршака, тогда же сблизился с представителями литературного объединения ОБЭРИУ.

Драматург скончался 15 января 1958 г. в Ленинграде. Похоронен на Богословском кладбище.

Шварц Вячеслав Григорьевич
Картины и биография

Шварц Вячеслав Григорьевич – русский живописец, автор картин историко-бытового жанра. Родился в 1838 году в Курской губернии в семье генерала, участника Отечественной войны 1812 года. Раннее детство мальчик провел на Кавказе, его отец командовал Джаробелоконским военным округом и лезгинской кордонной линией. В 1847 маленький Шварц был зачислен в пажи к Высочайшему Двору, а в 1853 году родители определили его в воспитанники Александровского (бывшего Царскосельского) лицея в Санкт-Петербурге.

Василий Шварц - полная биография

Василий Шварц - полная биография

Василий Шварц - полная биография

Василий Шварц - полная биография

Во время многолетнего обучения в лицее Вячеслав Шварц, благодаря своим блестящим способностям, особенно памяти, был первым учеником в классе, хотя во время уроков часто забавлялся черчением разных рисунков вместо того, чтобы записывать преподаваемое. Эти упражнения в рисовании способствовали тому, что он рано набил себе руку в приемах работы пером, которую любил впоследствии.

Находясь в лицее, он занимался также живописью и научился гравировать крепкой водкой. Блистательно окончив лицейский курс в 1859 году с золотой медалью и чином IХ-го класса, Вячеслав Шварц определился на службу в канцелярию Кавказского и Сибирского комитета. В течение трех лет он посещал, на правах вольного слушателя, петербургский университет, где изучал арабский язык и занимался на историко-филологического факультете.

Одновременно Шварц учился в Академии художеств в классе профессора батальной живописи Богдана Петровича Виллевальде. В 1859 году, за представленный академии рисунок своей композиции «Встреча великого князя Святослава с византийским императором Иоанном Цимисхием», Шварц был удостоен малой серебряной медали, через год после того получил вторую такую медаль за рисунок «Взятие Казани Иваном Грозным» и в 1861 году получил большую серебряную медаль за исполненный углем в натуральную величину картон: «Иоанн Грозный у тела убитого им сына», замечательный по драматичности сюжета, прекрасной композиции, силе выражения и археологической верности всех подробностей представленной сцены. В последующие годы именно шварцевский образ Ивана Грозного служил прототипом для большинства живописцев, изображавших русского царя.

Василий Шварц - полная биография

Таким образом, уже в первую пору своей художественной деятельности Шварц перешел от батального рода живописи к исторически-бытовому, в котором составил себе вскоре почетную известность. Эта работа положила начало целой серии произведений художника, связанных с сюжетами из эпохи Иоанна Грозного. В частности, в 1862 году Шварц создал небольшую живописную картину «Посол князя Курбского Василий Шибанов перед Иваном Грозным», в 1862–1865 годах выполнил тушью пять иллюстраций к «Песне про купца Калашникова» Михаила Юрьевича Лермонтова и четыре иллюстрации к роману Алексея Константиновича Толстого «Князь Серебряный».

Василий Шварц — полная биография

Евгений Львович Шварц родился в Казани. Его отцом был Лев Борисович (Васильевич) Шварц (1874—1940), принявший православие еврей, матерью — Мария Фёдоровна Шелкова (1875—1942), из православной русской семьи. Причём, православным был не только отец Евгения Шварца, но и его дед, получившим при крещении имя Борис (по восприемнику — Лукич).

Лев Шварц родился 10 (22) декабря 1874 года в портовом городе Керчь Таврической губернии в семье мещанина местечка Пяски Люблинской губернии Берки (Бориса) Шварца и его жены Хаи-Бейлы (в тот же день — 14 тейвеса по еврейскому календарю — над ним был совершён обряд обрезания). Пять лет Лев обучался в Керченской Александровской, ещё два года — в Кубанской войсковой гимназиях. Закончил же он своё среднее образование в Екатеринодарской мужской гимназии, где пробыл год и восемь месяцев и откуда в 1892 г. был выпущен с отличным поведением и удовлетворительным прилежанием.

После окончания гимназии Лев Шварц был уволен из среды общества керченских «ремесленных мещан вечного цеха» (куда был причислен «к семейству отца своего» в 1883 г.) «на поступление в высшее учебное заведение для продолжения курса наук». Уехав из Екатеринодара, он подал документы в Императорский Харьковский Университет, но «в комплект принятых студентов-евреев» не вошел. Мечтая продолжить учёбу, Лев Шварц обратился с прошением к министру народного просвещения, с разрешения которого в том же 1892 г. был принят «в число студентов Казанского Университета на Медицинский факультет».

Здесь судьба свела молодого студента-медика со слушательницей акушерских курсов Марией Фёдоровной Шелковой — дочерью рязанского цехового Фёдора Сергеевича Шелкова (бывшего, согласно воспоминаниям Евгения Шварца, незаконнорожденным ребёнком некоего рязанского помещика Телепнева). В 1895 г. они решили связать себя узами брака. Незадолго до этого двадцатилетний Лев Шварц обратился с просьбой о просвещении его святым крещением к священнику Михаило-Архангельской церкви города Казани. 18 (30) мая 1895 г. он был крещён с наречением имени Льва (по восприемнику — Васильевич). В дальнейшем Лев Беркович (Борисович) стал писаться Львом Васильевичем Шварцем [4] .

9 (21) октября 1896 г. в семье Шварцев родился первенец — сын Евгений. Своей жизни в Казани Евгений Шварц не помнил, так как уже через несколько лет его родители покинули город и вскоре, волею судеб, оказались на юге.

В 1898 г. Лев Шварц успешно закончил Императорский Казанский Университет, прослушав «полный курс наук по медицинскому факультету». Причём, как отмечалось в «Свидетельстве» от 5 (17) июня 1898 г. за подписью университетского инспектора студентов, «за время своего образования в Университете поведения был отличного». И это при том, что за Львом Шварцем, по распоряжению ректора Императорского Казанского Университета К. В. Ворошилова, с самого начала был установлен «особо бдительный надзор». Но уже после переезда в 1898 г. в подмосковный Дмитров в жизни Шварцев произошёл крутой поворот: за подозрение в антиправительственной пропаганде среди рабочих Лев Шварц был подвергнут обыску, аресту и высылке подальше от крупных городов. В результате семья перебралась в Армавир, а затем в Ахтыри на Азовском море, позже — в Майкоп. Лев Шварц не раз обвинялся в революционной деятельности, в результате чего он неоднократно подвергался арестам и ссылкам [5] .

Однако на отношении в семье к религии политические увлечения Льва Шварца не отразились. В возрасте 7—8 лет Евгений, крещёный, как и его родители, в православие, считал себя русским, ничуть не удивляясь тому, что его двоюродный брат был евреем. И дело здесь было вовсе не в унаследованной от матери «русской крови», а в его принадлежности к церкви. «Я православный, следовательно, русский. Вот и всё», — написал однажды о своём детском мироощущении Евгений Шварц [6] .

Раннее детство Евгения Шварца прошло в переездах: в дневниках он вспоминает Екатеринодар, Дмитров, Ахтыри, Рязань… «Это были разновременные наезды в родной город отца в промежутки между разными его службами до Майкопа» [7] .

В Майкопе, о котором Евгений Шварц всю жизнь вспоминал с любовью, прошли дальнейшие детство и юность писателя.

Двоюродный брат Е. Л. Шварца — известный чтец-декламатор, заслуженный артист РСФСР Антон Исаакович Шварц (1896—1954).

Молодость

В 1914 году Евгений поступил на юридический факультет Московского народного университета имени Шанявского, но проучившись там два года, решительно отказался от профессии юриста, посвятив жизнь театральному искусству и литературе. Весной 1917 года был призван в армию. В апреле 1917 находился в запасном батальоне в Царицыне, откуда его должны были перевести в числе других новопризванных студентов в военное училище в Москву [8] [9] . С августа 1917 г. юнкер в Москве. 5 октября 1917 г. был произведён в прапорщики [10] [неавторитетный источник?] [11] . После Октябрьского переворота поступил в Добровольческую армию. Участвовал в «Ледяном походе» Корнилова. При штурме Екатеринодара получил контузию, последствия которой — тремор рук — ощущал всю оставшуюся жизнь. После контузии был демобилизован и поступил в университет в Ростове-на-Дону, где начал работать в «Театральной мастерской» [3] . Помимо театра, Шварц работал фельетонистом в провинциальной газете «Всесоюзная кочегарка», где судьба его свела с Николаем Олейниковым, ставшим впоследствии близким другом и соавтором.

В 1921 году он приехал в Петроград в составе ростовской театральной труппы. Некоторое время работал секретарём у Корнея Чуковского, а в 1923 году начал публиковать свои фельетоны.

С 1924 года Шварц жил в Ленинграде, работал в Госиздате под руководством Самуила Яковлевича Маршака, тогда же сблизился с представителями литературного объединения ОБЭРИУ. Активно участвовал в создании популярных детских журналов «ЁЖ» и «ЧИЖ».

Кончина

Адреса в Петербурге (Ленинграде)

  • 1935—1955 — дом Придворного конюшенного ведомства — набережная канала Грибоедова, 9.
  • 1955—1958 — Жилой дом Литфонда — Писательский дом, Малая Посадская ул.., 8

Василий Шварц - полная биография

Мемориальная доска — в память о добром сказочнике Евгении Шварце (1896 — 1958).

Сочинения

Пьесы

  • «Ундервуд» — пьеса в 3-х действиях — 1928
  • «Пустяки» — пьеса для кукольного театра — 1932
  • «Клад» — сказка в 3-х действиях — 1934 (опубл. 1960)
  • «Принцесса и свинопас» — 1934
  • «Голый король» — сказка в 2-х действиях — 1934
  • «Похождения Гогенштауфена» — пьеса, 1934
  • «Красная шапочка» — сказка в 3-х действиях — 1936
  • «Снежная королева» — сказка в 4-х действияхна Андерсеновские темы — 1939
  • «Кукольный город» — пьеса для кукольного театра — 1939
  • «Тень» — сказка в 3-х действиях — 1940
  • «Сказка о потерянном времени» — «пьеса для кукольного театра» в 3-х действиях — 1940
  • Брат и сестра — 1940
  • Наше гостеприимство — 1941
  • Под липами Берлина (совместно с М.Зощенко) — антифашистская пьеса-памфлет — 1941
  • Далекий край — 1942
  • Одна ночь — пьеса в 3-х действиях — 1943
  • Дракон — сказка в 3-х действиях — 1944
  • Сказка о храбром солдате — пьеса для кукольного театра — 1946
  • Сто друзей — пьеса для кукольного театра — 1948
  • Два клёна — сказка в 3-х действиях — 1953
  • Обыкновенное чудо — сказка в 3-х действиях, 1956 (редакция под названием «Медведь» написана в 1954, но не опубликована).
  • Повесть о молодых супругах / «Первый год» — пьеса в 3-х действиях — 1957

Сценарии

  • 1930 — Настоящие охотники. Автор надписей
  • 1931 — «Товарный 717». Немой фильм. Соавтор В.Петров. Режиссёр Н.Лебедев.
  • 1934 — Разбудите Леночку (среднеметражный, в соавторстве с Николаем Олейниковым)
  • 1936 — На отдыхе (в соавторстве с Николаем Олейниковым)
  • 1936 — Леночка и виноград (среднеметражный, в соавторстве с Николаем Олейниковым)
  • 1938 — Доктор Айболит
  • 1945 — Зимняя сказка (в соавторстве с Иваном Ивановым-Вано), — мультипликационный, на музыку П. И. Чайковского
  • 1947 — Золушка (сценарий 1945 года)
  • 1948 — Первоклассница
  • 1957 — Дон-Кихот
  • 1959 — Марья-искусница
  • 1963 — Каин XVIII (сценарий 1947 года, по сказке «Два друга», — в соавторстве с Николаем Эрдманом)
  • 1966 — Снежная королева

Нереализованные

  • 1936 — Красная шапочка (мультфильм) (в соавторстве с Николаем Олейниковым) [13]

Другие произведения

  • Рассказ старой балалайки, 1925
  • Два брата (сказка)
  • Кот в сапогах (сказка)
  • Первоклассница (повесть), 1949, современное издание книги, Москва, ЭНАС-Книга, 2011 г.
  • Приключения Шуры и Маруси (рассказ), современное издание книги, Москва, ЭНАС-Книга, 2012 г.
  • Рассеянный волшебник (сказка)
  • Сказка о потерянном времени (сказка)
  • Стихи (1920-е — 1950-е гг.)
  • Чужая девочка (рассказ)
  • Мемуары. Париж, 1982
  • Дневники (опубликованы в 1989 г.)

Театральные постановки

Ленинградский ТЮЗ

  • 1929 — Ундервуд — режиссёры А. Брянцев и Б. Зон
  • 1933 — Клад — режиссёр Б. Зон
  • 1939 — Снежная королева — режиссёр Б. Зон
  • Кот в сапогах — режиссёр П. Вейсбрём
  • 1954 — Два клёна — режиссёр П. Вейсбрём

Театр Комедии

  • 1940 — Тень — режиссёр Н. Акимов
  • 1941 (12 августа) — Под липами Берлина — режиссёр Н. Акимов
  • 1962 — Дракон — режиссёр Н. Акимов

Центральный детский театр

  • 1948 — Снежная королева — режиссёры О. Пыжова, Б. Бибиков[1]
  • Снежная королева — режиссёр А. Некрасова

Московский Театр киноактёра

  • 1956 — Обыкновенное чудо — режиссёр Э. Гарин

Московский театр «Современник»

Московский драматический театр имени К. С. Станиславского

  • 1960 — Снежная королева — режиссёр Е. Завадский

Московский театр музыки и драмы Стаса Намина

  • Снежная королева — режиссёр Г. Карпов

«Свободный Театр»

  • 2003 — «Голый Король» — по сказкам Ганса-Христиана Андерсена и пьесе Е. Шварца, режиссёр А. Артименьев.

Театр «МЕЛ»

  • 1994 — Снежная королева (спектакль театральной студии)
  • 2005 — Снежная королева — режиссёр Е. Махонина
  • 2006 — Сказка о потерянном времени — режиссёр Е. Махонина
  • 2010 — Голый король — режиссёр А. Асташкина (спектакль театральной студии)

Театриум на Серпуховке п/р Терезы Дуровой

Государственный музыкальный театр национального искусства п/р Владимира Назарова

  • 2008 — Тень — режиссёр А. Назаров
  • 2011 — Золушка — режиссёр А. Назаров

Немецкий театр

Экранизации произведений Е. Л. Шварца

  • 1947 — Золушка — режиссёры Надежда Кошеверова и Михаил Шапиро
  • 1959 — Марья-искусница — режиссёр Александр Роу
  • 1963 — Каин XVIII по сказке «Два друга».
  • 1964 — Обыкновенное чудо — авторы сценария и режиссёры Эраст Гарин и Хеся Локшина
  • 1964 — Сказка о потерянном времени — автор сценария Владимир Лифшиц, режиссёр Александр Птушко
  • 1966 — Снежная королева, режиссёр Геннадий Казанский
  • 1971 — Тень — авторы сценария Юлий Дунский, Валерий Фрид, режиссёр Надежда Кошеверова
  • 1978 — Обыкновенное чудо — автор сценария и режиссёр Марк Захаров
  • 1978 — Заколдованные братья (нем.Die verzauberten Brüder ) — австрийский телефильм по пьесе «Два клена» [14]
  • 1988 — Убить дракона — авторы сценария Григорий Горин, Марк Захаров, режиссёр Марк Захаров
  • 1991 — «Тень, или Может быть, все обойдется». По мотивам пьесы «Тень». автор сценария и режиссёр Михаил Козаков, композитор Владимир Дашкевич

Мультфильмы

  • 1978 «Сказка о потерянном времени» [15]
  • 1977 «Два клёна» [16]
  • 1990 — Сказка о потерянном времени (музыкально-кукольный фильм-спектакль) — режиссёр Дмитрий Генденштейн
  • 2001 «Два брата: История из России» (англ.«The Two Brothers: A Story from Russia» ) — серия мультипликационного сериала «Анимационные сказки мира» (англ.«Animated Tales of the World» ) [17]
  • 2004 «Новогоднее приключение двух братьев» (Анимос).

Произведения, посвящённые Шварцу

Шварц — фигурант известного стихотворения Николая Олейникова «Генриетте Давыдовне» (1928) [18] .

Примечания

  1. Библиография: Список пьес и киносценариев Е. Л. Шварца
  2. Евгений Шварц в кино // «Сеанс». 1996. № 14.
  3. 12Шварц Евгений Львович (рус.) . Сказочная библиотека Хобобо. (недоступная ссылка — история) Проверено 19 июня 2011.
  4. Алексеев И. «Я православный, следовательно, русский…» (Православный след в еврейской родословной Е. Л. Шварца…)
  5. Постановлении Кубанского областного жандармского управления от 4 февраля 1913 г из Государственного Архива Краснодарского Края
  6. Цит. по: Румановская Е. Евгений Шварц о евреях и еврействе
  7. Е. Л. Шварц Евгений Шварц. Живу беспокойно. Из дневников. — Ленинград: Советский Писатель, 1990. — С. 6. — 752 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-265-00656-7
  8. (письмо Варе Соловьевой [1898-после 1990], близкой майкопской знакомой Шварца, ЖС. С.94)
  9. Юрий Зубцов «Оксюмороны Евгения Шварца», журнал «Домовой» 12/2003
  10. Письмо В. Соловьевой, от августа 1917 г., ЖС. С. 95-96.
  11. «Житие сказочника. Евгений Шварц. Из автобиографической прозы. Письма. Воспоминания о писателе». М., 1991
  12. могилы Е. Л. Шварца и его жены, Е. И. Шварц (1903—1963)
  13. О «Красной шапочке» Шварца и Олейникова // Сеанс. № 14.
  14. Die verzauberten Brüder (1978) (TV). — IMDb
  15. Сказка о потерянном времени
  16. Два клёна — Аниматор.ру
  17. «Animated Tales of the World» The Two Brothers: A Story from Russia (. ) — IMDb
  18. Генриетте Давыдовне

Литература

  • Сабинина И. Старые сказки на новый лад // Шварц Е. Обыкновенное чудо. — М.: Олма-пресс, 2001.
  • «Мы знали Евгения Шварца» — под ред. Н. К. Войцеховской, Л.— М. «Искусство», 1966
  • Цимбал С. Добрая и беспощадная фантазия сказочника // Шварц Е. Пьесы. — М.-Л.: 1962.

Ссылки

Евгений Шварц в Викицитатнике ?
Евгений Шварц на Викискладе ?
  • Алексеев И. «Я православный, следовательно, русский…» (Православный след в еврейской родословной Е. Л. Шварца…)
  • Произведения Евгения Шварца в библиотеке Гумер
  • BiblioГид. О писателях. Евгений Шварц
  • Театральная энциклопедия. Шварц
  • Евгений Шварц и Театр Комедии. О Шварце
  • Евгений Шварц на сайте журнала «Сеанс»
  • Евгений Шварц (англ.) на сайте Internet Movie Database
  • Евгений Шварц в «Энциклопедии отечественного кино».
  • «Тайная проповедь Евгения Шварца», Владимир Сергеев

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Шварц, Евгений Львович» в других словарях:

Шварц Евгений Львович — Евгений Шварц Евгений Львович Шварц в 1930 е годы Дата рождения: 9 (21) октября 1896 Место рождения: Казань Дата смерти: 15 января 1958 Место смерти: Ленинград Гражданство … Википедия

Шварц Евгений Львович — (1896 1958), русский драматург. В насыщенных остроактуальными социально политическими аллегориями и аллюзиями пьесах сказках, в основном по мотивам произведений X. К. Андерсена, «Голый король» (1934, опубл. в 1960), «Тень» (1940), «Дракон»… … Энциклопедический словарь

Шварц, Евгений Львович — Евгений Львович Шварц. ШВАРЦ Евгений Львович (1896 1958), русский драматург. Насыщенные остроактуальными социально политическими аллегориями и аллюзиями, едкой иронией пьесы сказки по мотивам произведений Х.К. Андерсена “Голый король” (1934),… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Шварц Евгений Львович — [9(21).10.1896, Казань, ‒ 15.1.1958, Ленинград], русский советский писатель. Родился в семье врача. Учился на юридическом факультете Московского университета (1914‒16). В печати Ш. выступил в 1923; сотрудничал в журналах «Ёж» и «Чиж». Тонким… … Большая советская энциклопедия

ШВАРЦ Евгений Львович — (1896—1958), русский советский писатель, драматург. Пьесы «Ундервуд» (пост. 1929), «Клад» (пост. 1933), «Остров 5 К» (пост. 1933), «Приключения Гогенштау феиа», «Голый король» (обе — 1934), «Брат и сестра» (1936), «Красная шапочка»… … Литературный энциклопедический словарь

ШВАРЦ Евгений Львович — (21.10.1896—15.1.1958), советский писатель, драматург, сценарист. В 1914—16 учился в Московском университете. Используя сюжеты классических сказок и придавая им современное звучание, Шварц написал сценарии фильмов, отличающиеся тонким… … Кино: Энциклопедический словарь

ШВАРЦ Евгений Львович — (1896 1958) русский драматург. Насыщенные остроактуальным социальным и политическим содержанием, едкой иронией пьесы сказки по мотивам произведений Х. К. Андерсена Голый король (1934), Тень (1940); сатирические пьесы Дракон (1944), Обыкновенное… … Большой Энциклопедический словарь

Шварц Евгений Львович — (1896 1958), писатель, драматург. В Петрограде с 1921 (в составе «Театральной мастерской» П. К. Вейсбрема). После закрытия театра (1922) продавец в книжном магазине на Литейном проспекте, секретарь К. И. Чуковского; сблизился с группой… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

ШВАРЦ Евгений Львович — (21.10.1896, Казань 15.01.1958, Ленинград), драматург, писатель, публицист, сценарист. Окончил реальное училище в Майкопе. Давал частные уроки, играл в полулюбительских актерских коллективах Екатеринодара (Краснодар). В 1917 переехал в Ростов на… … Энциклопедия кино

Шварц, Евгений Львович — (1896 1958). Видный рус. сов. прозаик, драматург, киносценарист, более известный произв. др. жанров, один из создателей (вместе с Б.Житковым, С.Я.Маршаком и К.Чуковским) сов. дет. лит ры и ведущий сов. драматург. Род. в Казани, учился на… … Большая биографическая энциклопедия

Исаак Шварц

Василий Шварц - полная биография

Василий Шварц - полная биография

фотографии >>

Василий Шварц - полная биография

Василий Шварц - полная биография

Василий Шварц - полная биография

биография

Шварц Исаак Иосифович

Родился 13 мая 1923 года в городе Ромны Полтавской губернии (ныне — Сумской области, Украина).

Заслуженный деятель искусств РСФСР (21.11.1984).
Народный артист России (29.01.1996).

В 1930 году семья Шварца переехала в Ленинград, где он начал заниматься в Доме художественного воспитания детей (ДХВД) по классу рояля у преподавателя А.С. Замкова.
В 1935 году 12-летний Исаак Шварц принял участие в концерте молодых дарований в Большом зале Ленинградской филармонии — в сопровождении оркестра филармонии блестяще исполнил 1-ю часть Первого концерта Шопена. Юного пианиста заметил выдающийся музыкант и педагог, профессор Леонид Владимирович Николаев. Шварц начал брать у него уроки, не оставляя занятий у А.С. Замкова.
После ареста отца в 1936 году мать композитора с детьми выслали из Ленинграда в Киргизию, в город Фрунзе. 14-летний Исаак давал частные уроки игры на фортепиано детям местных чиновников. В ссылке судьба свела Шварца со многими образованнейшими людьми, общение с которыми обогатило его на всю жизнь, во многом предопределило будущую работу композитора над музыкальным оформлением спектаклей и кинофильмов по произведениям русских классиков: Ф.М. Достоевского, А.С. Пушкина, А.Н. Островского, А.А. Гончарова, И.С. Тургенева, А.П. Чехова, Л.Н. Толстого, Максима Горького.
В 1938 году Исаак начал брать уроки композиции у замечательного педагога В.Г. Фере. В последующие годы ссылки он приобрел профессионально ценные навыки, работая концертмейстером в Киргизском государственном театре. Во время Великой Отечественной войны он руководил хором и оркестром Красноармейского ансамбля песни и пляски Фрунзенского военного округа. В 1943 году он женился, вскоре родилась дочь Галина.
Во Фрунзе Шварц познакомился с сестрой Д.Д. Шостаковича Марией Дмитриевной, пианисткой, сосланной по аналогичному поводу. После окончания ссылки, в 1945 году, по просьбе Шостаковича молодого композитора приняли в Ленинградскую консерваторию. Выпускник консерватории (1951, учился в классах композиции у О. Евлахова и Б. Арапова.
В 1955 году был принят в Союз композиторов СССР.

В конце 1950-х годов им была написана музыка к знаменитым постановкам Георгия Товстоногова «Идиот» Ф.М. Достоевского и «Горе от ума» А.С. Грибоедова в Ленинградском академическом Большом драматическом театре имени Горького. В дальнейшем прославленный режиссёр вновь обратился к музыке Шварца, работая над спектаклями «Не склонившие головы» Н. Дугласа и Г. Смита и «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского. В разное время композитор сотрудничал также с другими театрами Ленинграда и Москвы. Он — автор музыки к спектаклям «Доходное место» А.Н. Островского (Ленинградский театр имени А.С. Пушкина, режиссёр Р. Суслович), «Лес» А.Н. Островского (ЦТСА, режиссёр Владимир Мотыль), «Молва» Афанасия Салынского (Московский театр имени В.В. Маяковского, режиссёр А.А. Гончаров) и многим другим (всего свыше 35 спектаклей). В театре в полной мере раскрылось яркое лирическое дарование И. Шварца, присущий ему тонкий психологизм, незаурядное чутье музыканта-драматурга.

В 1958 году дебютировал в кинематографе, став автором музыки к картинам «Неоплаченный долг», «Наш корреспондент» и «Балтийское небо». Он успешно сотрудничал с такими крупнейшими кинорежиссёрами страны, как Иван Пырьев, Михаил Ромм, Иосиф Хейфиц, Сергей Микаэлян, Владимир Венгеров, Михаил Швейцер, Юлий Карасик, Владимир Мотыль, Серегей Соловьёв, Николай Губенко, Григорий Аронов, Анатолий Бобровский, Алексей Герман, Пётр Тодоровский, Родион Нахапетов, Сергей Бодров, Павел Лунгин, Владимир Бортко, Евгений Татарский.
Исаак Шварц написал музыку более чем к 110 фильмам, многие из которых вошли в золотой фонд отечественного и мирового кинематографа: «Братья Карамазовы», «Живой труп», «Дикая собака Динго», «Семейное счастье», «Карусель», «Бегство мистера Мак-Кинли», «Соломенная шляпка», «Егор Булычов», «Станционный смотритель», «Сто дней после детства», «Дерсу Узала», «Из жизни отдыхающих», «Избранные», «Белое солнце пустыни», «Звезда пленительного счастья», «Обрыв», «Нас венчали не в церкви», «Мелодия белой ночи», «Блондинка за углом», «Проверка на дорогах», «Каникулы Кроша», «Необычайное пари», «Не стреляйте в белых лебедей», «Последняя жертва» и другие.
С Исааком Шварцем в кино работали замечательные дирижёры Ю. Темирканов, Э. Хачатурян, А. Лазарев, В. Понькин, Е. Колобов, В. Джордания, М. Эрмлер.

Когда знаменитый японский режиссёр Акиро Куросава начал снимать в России свой фильм «Дерсу Узала», среди многочисленных композиторов, с чьей музыкой он познакомился, он выбрал именно Шварца. По словам режиссера, это решение он принял после того, как прослушал музыку к кинофильму «Станционный смотритель».
Исаак Шварц удостоен 8 международных премий за киномузыку на фестивалях в Венеции, Триесте, Западном Берлине, Англии.
Академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России и Российской академии кинематографических искусств «НИКА».

Композитора Исаака Шварца называли сиверским отшельником. Он жил в местечке под названием Сиверская недалеко от Гатчины в Ленинградской области и в Петербург переезжать не стремился.

Ушёл из жизни 27 декабря 2009 года в посёлке Сиверский, Ленинградская область. Похоронили композитора 30 декабря 2009 года на Литераторских мостках Волковского кладбища в Санкт-Петербурге.

Василий Шварц — полная биография

Краткая история русской литературы:

Краткая история русского искусства:

Василий Шварц - полная биографияВасилий Шварц - полная биография

СЛОВАРЬ: термины и биографии

Василий Шварц - полная биографияШварц, Вячеслав Григорьевич, живописец, сын кавказского боевого генерала; родился в 1839 году; с детства обнаружил склонность к рисованию, преимущественно сцен из военного быта. В 1853 году Шварц был отдан в Императорский Александровский лицей, но не переставал заниматься рисованием и начал изучать живопись и гравирование крепкой водкой. По окончании курса (в 1859 году), состоя на службе в канцелярии кавказского и сибирского комитета, Шварц работал в Академии Художеств, числясь учеником баталиста Виллевальде.
Картон «Иван Грозный у тела убитого им сына», выставленный в 1861 году, показал крупное дарование Шварца. Под влиянием аллегорических и символических композиций Каульбаха, Шварц исполнил громадный картон «Вальпургиева ночь» (по Гёте), замечательный по остроумию и богатству фантазии. В 1863 году Шварц уехал в Париж, где работал под руководством Лефевра, посещал мастерские Конта и Жерома и улучшил свой колорит. За картину «Вербное воскресенье во времена Алексея Михайловича» в 1865 году Академия дала Шварцу звание академика. В 1867 году Шварц был командирован для устройства русского отдела на всемирной выставке в Париже. За картину «Голштинские послы в посольском приказе» международное жюри присудило Шварцу золотую медаль. В 1868 году картина «Вешний царский поезд на богомолье» доставила Шварцу звание почётного вольного общника Академии Художеств. Умер Шварц в 1869 году.
Кроме названных работ наиболее важны работы Шварца: «Гонец 16-го века», «Стрелец 16-го века», «Голова рыцаря», «Патриарх Никон», рисунки пером к «Купцу Калашникову» Лермонтова и к «Князю Серебренному» А. Толстого. Картины Шварца отличаются превосходным рисунком, но не блещут колоритом. Главное их значение, как и его рисунков, не в технике, а в содержании: в них впервые без романтической идеализации и слащавости с удивительным чутьём прошедшего правдиво воспроизведена бытовая древняя Русь. На помощь художественному чутью явились художнику феноменальная память, широкое образование и глубокое знакомство с археологией. Своей десятилетней деятельностью Шварц положил твёрдое начало и дал значительное развитие реальной исторической школе живописи.

Василий Шварц - полная биография
Василий Шварц - полная биография

© Комаров Виталий Васильевич и Студия «Vitart» , web-публикация, 2004-2008

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *