Владимир Басов — полная биография
Басов Владимир Павлович
Б, Актеры, Режиссеры, Сценаристы, СССР, Россия
Делимся с друзьями .Басов Владимир ПавловичРодился 28 июля 1923 года в городе Уразове, Курская губерния (в настоящее время — посёлок городского типа в Валуйском районе Белгородской области). Заслуженный деятель искусств РСФСР (17.03.1964). Отец был красным командиром (погиб в 1931 году), поэтому семья часто переезжала из города в город. Летом 1941 года Басов пришёл во ВГИК, чтобы узнать правила приёма в это учебное заведение. Ему объяснили, какие документы для этого требуются, какие экзамены предстоит преодолеть. Ушёл, твёрдо уверенный в том, что обязательно поступит. Но в его радужные планы внезапно вмешалась война. Владимир Басов ушёл на фронт в июле 1941 года. Сначала лейтенант интендантской службы Басов служил начальником клуба 4-й отдельной стрелковой бригады, за отличную организацию художественной самодеятельности в боевых условиях был награжден медалью «За боевые заслуги». А потом его военная судьба делает крутой поворот и Владимир Басов становится минометчиком. Немало подвигов совершила минометная батарея старшего лейтенанта Басова, сам он был ранен 23 февраля 1945 года, вернулся в строй после ранения. Войну закончил в чине капитана и в должности заместителя начальника оперативного отдела 28-й отдельной артиллерийской дивизии прорыва резерва Главного командования. Имел все шансы остаться на военной службе и сделать блестящую карьеру, однако предпочёл уволиться на гражданку. В 1947 году поступил на режиссёрский факультет (мастерская С.И. Юткевича и М.И. Ромма). Член ВКП(б) с 1948 года. С 1952 года — режиссёр киностудии «Мосфильм». Как актёр кино дебютировал в своём фильме «Школа мужества» (1954). Снялся более чем в 80 фильмах. Владимир Басов скончался утром 17 сентября 1987 года от второго инсульта в своей московской квартире. Похоронен на Кунцевском кладбище Москвы (участок № 10). Владимир Павлович был трижды женат. Жизни и творчеству Мастера посвящена глава 60 цикла «Чтобы помнили. » Леонида Филатова. роли в кино озвучивание архивные кадры Режиссер Сценарист Владимир БасовБиографияВладимир Басов родился в Уразове Курской области 28 июля 1923 года (в настоящее время Уразово — посёлок городского типа в Валуйском районе Белгородской области). Участник Великой Отечественной войны. Был заместителем начальника оперативного отдела 28-й отдельной артиллерийской дивизии прорыва резерва Главного командования (воинское звание: капитан). В 1952 году окончил режиссёрский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (мастерская М. Ромма и С. Юткевича). С 1952 — режиссёр киностудии «Мосфильм». Как актёр кино дебютировал в эпизоде фильма «Школа мужества» (1954 г.). Скончался утром 17 сентября 1987 года от второго инсульта. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве (участок № 10). Басов — разносторонний артист. Обладал оригинальным лицом, разнообразной мимикой, огромным артистизмом и неотразимым обаянием. Наиболее ярко талант Басова раскрывался в характерных ролях. От природы Басов был очень музыкален, в фильмах озвучил много песен своим хриплым голосом. Все отрицательные герои Басова притягательны, глубокомысленны и смешны. Фильмография1 3 6 28 30 31 32 33 38 39 40 43 46 49 54 59 60 63 64 68 69 72 73 75 85 87 88 Главный редактор еженедельника «СОБЫТИЯ И ЛЮДИ» Александр ШвецВАЛЕНТИНА ТИТОВА: «БАСОВ БЕГАЛ К ДРУГИМ ЖЕНЩИНАМ,» а я делала вид, будто ничего не происходит. Хотя иногда настойчивые звонки его поклонниц приводили меня в бешенство»Ровно 55 лет назад звезда советского кино Владимир Басов снялся в своей первой картине. А ровно 25 лет назад — в последней
С Валентиной Антиповной режиссера, по его же признанию, связывала НАСТОЯЩАЯ любовь. Но сама она, выходя замуж за известного человека, который старше ее на 18 лет, понимала, что этот союз принесет ей немало трудностей. За счастье быть женой мэтра Титовой пришлось расплачиваться нервными срывами, душевными травмами и. супружескими изменами мужа. Но, по утверждению Валентины Антиповны, все это можно пережить, если твой муж — гений. «Дети недополучили от Басова любви»— Многие полагают, что красота — это правильные черты лица, красивая фигура, длинные ноги, — говорит Валентина Антиповна. — Бывает, мне говорят: «Посмотри, какой мужчина!» Я гляжу и никак не могу понять: что они в нем увидели? Да, красиво ходит, сигарету в зубах держит, орлиный взгляд. Но — не орел! У Басова же все было наоборот. Вроде ничего так сразу не увидишь. Но когда присмотришься. Я судила о нем с точки зрения молодой жены, ведь была на восемнадцать лет моложе, потому и принимала все в штыки. Он рассказывает что-нибудь, а я думаю: «Вот врет! Я же вижу!» На самом деле Басов не обманывал, а фантазировал. Придумывая жизненную ситуацию, он безоглядно в нее верил. Одну и ту же историю мог рассказывать в тридцати разных вариантах. Конечно, умение фантазировать — часть нашей профессии. Но иногда мне было невыносимо больно, когда в присутствии гостей он говорил какую-нибудь несуразицу. Я думала: «Басов — это же такая величина! Что люди скажут?» Понимаете, жене нужно, чтобы ее муж постоянно парил над землей. А она, как курица, с земли на него смотрела. — То есть вы ощущали себя. курицей? — Естественно! А как же? Я сижу дома и содержу свои владения в полном порядке. У НОРМАЛЬНОЙ жены так всегда и должно быть. Рожая ребенка, жена отходит на второй план и там тихо, чтобы никто не тревожил ее, выращивает потомство. У меня в доме всегда был полный порядок. А дети — вышколены. В этом смысле я была жесткой. Вот недавно подруга спросила меня: «Почему, разговаривая с сыном, ты никогда не скажешь: «Сыночка мой, солнышко мое!» Я отвечаю: «Ты что, с ума сошла? Ему 43 года, он давно мужчина уже!» «Сыночка» и «солнышко», конечно, можно сказать, но только наедине, а не в присутствии других. — Вы родили Владимиру Басову двоих детей. Как они ладили с отцом?
— Басов плохо относился к детям? — Как мужчина может относиться к детям, которые ему не нужны? Вы думаете, режиссеры всю жизнь мечтают о детях? Ошибаетесь! И те, кто говорит обратное, лгут! Детьми занимается жена. У творческого человека мозги пухнут, он спать не может. Басов литрами пил кофе! Сколько в творческую голову приходит мыслей, невозможно передать словами. И потом, творчество — очень болезненный процесс. Особенно когда из твоего фильма ножницы цензуры вырезают что-то очень ценное. Это боль вполне сравнима с физической. Конечно, иногда Басов хитрил, перемонтировал кусок, чтобы не заметили или не поняли, вставлял другие слова. Но чаще всего просто выбрасывал, из-за чего жутко переживал. — Он жаловался на судьбу? — Нет. Если что-нибудь здорово выбивало Басова из колеи, он просто приходил домой и падал замертво на кровать. Слов не было. А иногда делал вид, будто все нормально, — мол, ничего, выкрутимся. — Басов действительно обладал таким невероятным обаянием, как о нем рассказывают? — Да. Владимир Павлович просто очаровывал. У него за всю жизнь было только несколько случаев, когда люди не поддались его обаянию. Причем однажды прокол случился с. собственными детьми. Как-то на Новый год Басов нарядился Дедом Морозом. В решающий момент он почему-то вдруг так разволновался, что перепутал весь свой текст, и его стало просто трясти. Наша маленькая дочка смотрела на него в ужасе, не понимая, зачем папа наклеил какую-то нелепую бороду, надел странный костюм. Ребенок попросту испугался. Так что в качестве артиста в нашей семье Басов не прошел. «При нашем первом знакомстве я подумала: «Какой наглый и самоуверенный человек!»
— Я тогда занималась в студии Товстоногова (студия при Большом драматическом театре. — Авт.), а это своего рода фирменный знак отличия. И не важно, как меня зовут, главное, что я — избранная. В назначенный день я приехала на «Мосфильм» на пробы у Басова и Рязанова. Сначала Владимир Павлович не произвел на меня положительного впечатления. Я, помню, даже подумала: «Какой наглый и самоуверенный человек!» Он бегал передо мной, что-то там «кукарекал»: «Вот, будем сниматься в хорошем фильме. » — Вы не хотели сниматься у самого Басова? — Во-первых, Товстоногов не особо разрешал нам сниматься. А во-вторых, я тогда не знала, кто такой Басов. Владимир Павлович мне что-то предлагал, я все отвергала, но в результате он все-таки уговорил меня сняться в его фильме. На том мы и расстались. Гораздо позже мне рассказывали, как Басов после нашей беседы ворвался в одно из помещений студии, на ходу повторяя: «Я женюсь на ней!» То есть на мне. — Получается, он влюбился с первого взгляда. А у вас в это время, кажется, был роман с известным актером Вячеславом Шалевичем. — Я очень любила Славу, но, к сожалению, на тот момент он был женат, имел ребенка. Слава ничего предложить мне не мог. Наш роман продлился почти год. За это время я успела потерять роль в БДТ. Причина? Опоздала на репетицию. Потом меня чуть не выгнали из театра. Товстоногов вышвыривал из труппы как нечего делать. Но я осталась. К счастью, я реально смотрю на вещи и не склонна к излишней романтике, как многие другие актрисы. Поэтому приняла решение расстаться с Шалевичем. И тут в моей жизни возник Басов. — . который не спешил выполнить свое обещание жениться на вас, даже когда вы от него забеременели. — А где вы видели мужика, который торопится жениться? Но тогда для меня это было откровением. Я стала думать, как выйти из этой ситуации, и поняла простую вещь: если я настоящая женщина, Басов ко мне вернется. Так и произошло. Хотя мне было тогда очень трудно: одна, без жилья, без прописки, без гроша за душой. Естественно, переживала. Но я понимала: если беременна — обязана родить. И не потому, что ребенок от Басова. Клянусь вам! Просто такая тогда была норма бытия. — Насколько мне известно, предложение руки и сердца вам делал от имени Басова его близкий друг. Став законной женой, вы почувствовали себя наконец счастливой? — Нет! Мне предстояло приноровиться к абсолютно чужой жизни. Я ведь привыкла, что в театре все как бы на одном месте. Одни и те же люди варятся в общем котле. А в кино, куда меня увлек Владимир Павлович, все ежеминутно менялось. Не было покоя ни на работе, ни дома. Квартира напоминала проходной двор. Разные творческие люди вечно засиживались у нас до трех ночи. Продуктов не напасешься. Кошмар! К этому нужно было привыкнуть. А главное, Басову нужно было всегда во всем только помогать, никогда ни о чем не спрашивая. Все должно было быть готово для его отдыха. И больше ничего. Редкие вылазки с мужем в Дом кино казались праздником. Все смотрели на нас и восхищались: «Как ей повезло! Она сидит с самим Басовым!» А я сидела, чуть не теряя сознание. Потому что в доме все перемыла, отхлорировала, отдраила, детей уложила спать. И так 24 часа в сутки. А еще Владимиру Павловичу нужно было уметь подсунуть нужные книжки, коротко пересказать их содержание. Я должна была организовывать все: его настроение, состояние, здоровье. За него мне приходилось говорить по телефону, а ему потом коротко передавать информацию. Потому что если дать ему трубку, с ним захотят говорить долго, а его нельзя утомлять лишними разговорами. Я была его секретарем. Такие же жены были у Ростоцкого, Кулиджанова, Чухрая. И когда мы слышали, что какой-то очередной режиссер женился, говорили: «Да она дура!» Но. Мужчины расцветают, только когда такие бабы рядом.
— В семье всякое бывает. И поэтому, когда я слышу от женщины: «Ах, не сложилась семья», — мгновенно отвечаю: «Значит, ты глупая». Знаете, если я видела, что Басов чем-то расстроен, то начинала его. развлекать. Несла какую-то ерунду, прыгала возле него. Басов удивленно смотрел на меня, не понимая, что происходит, а потом выдавал: «Ну ты и ду-у-у-ра!» Однако через несколько минут он отходил от своей проблемы: «дура» выполнила свое предназначение на данный момент. Я постоянно балансировала на какой-то грани, только бы у него было равновесие. За пределами квартиры его могут и оскорбить, и унизить. Владимир Павлович выкрутится, но боль-то никуда не денется, останется внутри. И вот он приходит домой и начинает пересказывать пережитую ситуацию, а я подхватываю: «Правильно, молодец, я бы еще пинка дала». Мы начинаем смеяться, и все становится на свои места. Женщина непременно должна нейтрализовать вихрь негативных эмоций, который мужчина приносит домой. — Басов мог вспылить, накричать на вас? — Всякое бывало. Но все плохое испарялось на ранних стадиях, потому что я вела себя так, как нужно было Владимиру Басову, а не мне. — Владимир Павлович прошел войну. Он рассказывал, как воевал? — Он никогда не рассказывал, как было тяжело на фронте. Любил вспоминать историю о том, как их рота захватила вражеский эшелон, а там было столько сгущенки, что они потом уплетали ее пять дней подряд. Басову часто звонил фронтовой товарищ, который все никак не мог забыть войну. Он всячески пытался вызвать у Владимира Павловича воспоминания о тех страшных днях. А муж не желал этого. Причем настолько, что однажды даже перестал подходить к телефону. И я страдала. Вот звонит этот человек, я чувствую, что ему хочется поговорить со своим другом-фронтовиком. А Басов ни в какую. Я тогда этого никак не могла понять и укоряла: «Какой ты друг после этого! «Басова предавали в основном те, кто просил у него помощи»
— Да, он бегал к другим женщинам. Ну и что мне с того? Я оставалась самой собой. Я никогда не спрашивала: «Где был?», «Почему так поздно?» Я все чувствовала, но делала вид, будто ничего не происходит. Хотя иногда настойчивые звонки его поклонниц приводили меня в бешенство. — В одном из интервью вы признались, что как-то в порыве гнева, вызванного очередной изменой Басова, пригрозили, что, когда он уснет, положите раскаленный утюг прямо ему на лицо. — А сколько можно было терпеть звонки ненормальных девиц?! У меня дел по горло, а тут на другом конце телефонного провода: «А-а-а, Вова, не могу без тебя!» Я жестко ставила их на место. Дом — это священная территория, и на нее НИКТО не имеет права посягать. Нравится тебе Басов? Жди его в кустах! А это мой дом, здесь мои дети, и я буду их охранять! — Владимир Павлович признавался вам в любви? — О-о-о-й (со вздохом). Это как? Типа сидит мужчина, напротив него — женщина, и он ей говорит: «Ты у меня единственная, я так тебя люблю!»? — Так тоже бывает. — Это все не то. Любовь выражается в другом. Вот припоминаю один случай. Басов сдавал очередную ленту («Возвращение к жизни». Этот фильм с участием Валентины Титовой вышел на экраны в 1971 году. — Авт.). Картина рассказывала «о трудной судьбе вора». Муж не хотел ее снимать, но деваться было некуда — госзаказ. На премьере — милицейский генералитет. С момента начала показа фильма проходит три часа. Я сижу дома с детьми и безумно переживаю: что скажут генералы? Вдруг раздается телефонный звонок: «Валентина Титова? С вами говорит генерал-майор такой-то. Вы. замечательная и божественная!» Ну, думаю, разыгрывает кто-то, знает, очевидно, что я нервничаю. Торопливо отвечаю: «Очень приятно. Извините, но у меня дети под ногами, и вообще, я очень занята». Кладу трубку. Снова звонок, и снова тот же генерал. Ему что, делать больше нечего, сидит возле телефона и смеется надо мной? Решил меня добить? И в это время в квартиру заходит Басов. Медленно опускается передо мной на колени и тихо говорит: «Спасибо тебе». Вот и все. (В телефонной трубке слышно, что моя собеседница плачет. — Авт.) — Было такое, что Владимира Павловича предавали? — Конечно! И в основном те, кто просил у него помощи. Раздражало, что друзья порой очень любили «облизнуть» его не к месту. Вот, допустим, у нас с Басовым произошла мелкая размолвка. И все сразу принимают его сторону. Потому что он — Басов. А льстили ему лишь для того, чтобы он что-то для них сделал: взял на работу, помог или что-нибудь еще в этом роде. «После развода Басов молнией помчался к судье и пригрозил, что того выгонят к черту, если он не сведет нас обратно»
— Я ушла не сразу. Три года маялась — вытаскивала его. Но так жить дальше было невыносимо, да и не хотелось. Я не могла, образно говоря, сидеть рядом, держать его за руку и слушать, как он страдает. Мне стало неинтересно. Это был уже не тот Басов, которого я полюбила. Но все-таки, уйдя от Басова, я никуда не уходила. Это со стороны кажется, что Титова взяла чемоданы, развернулась и ушла. Нет, брак — это пуповина на всю жизнь. — Вы сами ушли к Георгию Рербергу (известный кинооператор, с которым Титова прожила 21 год. — Ред.) или он вас забрал? — Ни первое, ни второе. Я просто сняла квартиру и стала там жить. Мужчин, которые захотели жить с Титовой, на поверку оказалось очень много. Но мне никто не был нужен. Вот и этот (Рерберг. — Авт.) бился-бился, а понять не мог, почему все женщины его любили, а я долго не поддавалась, в том числе на интим. У него это был первый такой случай в биографии. Прямо инопланетянка какая-то. Да ничего я не хотела. Но всем безумно нравилась. «Она ушла к Рербергу!» А кем был Рерберг? Он даже квартиру от родины не получил, этот великий кинооператор. Мотался, где придется. — Но и Басов получил квартиру благодаря вам. — Нет. Просто я заставила его пойти к власть имущим и сказать, кто он и что он. До этого мы жили в трехкомнатной квартире, точнее, в «хрущевке» на «Мосфильме». Потом пошли дети. Гостей в нашем доме всегда была тьма. Несколько раз за ночь мне приходилось открывать форточку и проветривать квартиру. Потолки были низенькие — 2 метра 50 сантиметров. Хорошие условия для одноклеточных. И потом, Басов работал дома. Тонны всякой литературы. Человеку его профессии нужен отдельный кабинет, а лучше — два. Книги просто физически некуда было сложить. Я подготовила его к встрече в Моссовете. Он боялся, что ему не дадут жилье — мол, кто он такой? Но когда Басов туда пришел, рассказал, кто он, какие картины снял, кто его жена, сколько у него детей, ему без разговоров выделили новую квартиру.
— Басов был артистичным от и до, все ситуации, которые с ним случались, мастерски обыгрывал. Он тогда лежал в клинике. Я приехала к нему и говорю: «От тебя нужно заявление, что ты согласен дать мне развод». Владимир Павлович написал красивое письмо, где указал, что не препятствует нашему разводу. Однако, когда вышел из больницы и узнал, что разведен, вскипел. Актер! Молнией помчался к судье и пригрозил, что того выгонят к черту, если он не сведет нас обратно. Грустная история. — Детей Басов хотел оставить при себе? — Хотел. Но повел себя недостойно, как может вести себя глупый человек, обескураженный тем, что с ним произошло. Меня все это просто убивало. Я каждые пять шагов теряла сознание. Но на меня никто не обращал внимания — все смотрели только на Басова! Как же это: от такого блистательного мужа с шикарной квартирой убегает жена с одним чемоданом в руке?! — Вы общались после развода? — Он пытался говорить со мной, но тщетно. — Как вы пережили смерть Басова? — Очень тяжело. Одно могу сказать: я ему все простила. Тем более у меня уже был другой муж, Рерберг. И, что примечательно, живя с ним, я столкнулась с теми же трудностями: он не пропускал ни одной юбки и тоже был необычайно талантлив. Везет мне на гениев! Владимир Басов (младший)фотографии >>биографияБасов Владимир Владимирович (младший)Родился 9 февраля 1959 года. Сын актера и режиссера Владимира Басова и актрисы Натальи Фатеевой. В 1991 году окончил ВГИК, курс Сергея Бондарчука. Сниматься в кино начал в 70-х годах, играл в таких фильмах, как «Москва — Кассиопея», «Отроки во Вселенной», «Время и семья Конвей», «Чужие здесь не ходят» и др. Как режиссер дебютировал в 1993 году фильмом «Бездна. Круг седьмой». Заслуженный деятель искусств России (2007). Басов Владимир Павлович — БиографияВлади́мир Па́влович Ба́сов (1923—1987) — советский кинорежиссёр, актёр, сценарист. Народный артист СССР (1983). Член ВКП(б) с 1948 года. Владимир Басов родился 28 июля 1923 года в селе Уразове (в настоящее время — посёлок городского типа в Валуйском районе Белгородской области, Россия). Отец был красным командиром (погиб в 1931 году), поэтому семья часто переезжала из города в город. Участник Великой Отечественной войны. В звании лейтенанта интендантской службы за образцовое исполнение должности начальника клуба бригады был награждён медалью «За боевые заслуги» в 1943 году. Организованный им ансамбль художественной самодеятельности дал более 150 концертов для бойцов. В звании старшего лейтенанта был командиром батареи 424 миномётного полка 36 миномётной бригады 28-й артиллерийской дивизии прорыва РГК. 23 февраля 1945 года, во главе штурмовой группы, обеспечил захват опорного пункта немецкой обороны, в бою был тяжело контужен, за свой подвиг награждён Орденом Красной Звезды. Был заместителем начальника оперативного отдела 28-й отдельной артиллерийской дивизии прорыва Резерва СВГК (воинское звание: капитан). После первого инсульта у Владимира Басова парализовало левую сторону. Для поддержания материального положения ему дали ставку режиссёра-консультанта. Скончался утром 17 сентября 1987 года от второго инсульта. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве (участок № 10). На похоронах одну из речей произнёс Валерий Фрид. Семья
Валентина Титова ушла к оператору Георгию Ивановичу Рербергу. Суд при разводе решил оставить обоих детей (Александра и Елизавету) с отцом. Владимир Басов поддержал желание дочери стать танцовщицей. Сначала она поступила на подготовительный курс в балетное училище Большого театра, но через год она не смогла поступить в училище. Отец ходил по инстанциям и «выбивал» приём, дошёл даже до Галины Брежневой, но ничего не помогло. И Елизавета поступила в Вагановское училище в Ленинграде. Для того чтобы видеться с дочкой, он часто ездил в Ленинград, для этого выбирал роли чаще всего на «Ленфильме». Владимир Павлович Басов — биография
Владимир Павлович Басов — российский [en] кинорежиссер, актер и сценарист, народный артист СССР [en] (1983). Знак зодиака — Лев. В 1952 году окончил ВГИК (мастерская Сергея Иосифовича Юткевича и М. И. Ромма). Владимир Басов работал в основном в области экранизации. Поставил фильмы: «Школа мужества» (по повести А. П. Гайдара «Школа»; 1954), «Первые радости» (1956), «Битва в пути» (1961), «Тишина» (1964), «Щит и меч» (1968), «Опасный поворот» (1972), «Дни Турбиных» (1976, по Михаилу Афанасьевичу Булгакову ), «Время и семья Конвей» (1984), «Семь криков в океане» (1986) и др. Играл в своих фильмах и фильмах других режиссеров. Мастер эпизода («Я шагаю по Москве» и др.). Владимир Басов родился 28 июля 1923 года в городе Уразове, Курской области. Позднее он так вспоминал о своих детских [en] и юношеских годах: «Меня мама родила [en] , можно сказать, проездом — в городе Уразове. Потом вот так, с мальчонкой под мышкой, путешествовала по всей стране [en] . Побывали мы на Турксибе и на Волге, жили в Липецке, Воронеже, Курске… Отец мой, красный комиссар, философ по образованию, боролся с басмачами в Средней Азии, и в конце концов мы с мамой приехали в Мары, что недалеко от Кушки, самой южной точки Советского Союза. Отец служил на границе, мать заведовала коммуной для детей военнослужащих. В семь лет я пошел в школу, но мне там показалось неинтересно — все, чему учили первоклассников, я давно уже знал из маминых сельских уроков. В тридцать первом году, после трагической смерти [en] отца, мы переехали к дяде, в город Железнодорожный по Нижегородской дороге, и я стал ходить сразу в третий класс, миновав первый и второй. Вскоре маму назначили секретарем редакции районной газеты в Калининской области, и свой четвертый класс я закончил в Кашине. Летом загостился у тетки под Сухуми — так понравилось, что решил там остаться на весь пятый год, а потом еще и шестой прихватил. В селе Александрово Горьковской области закончен был седьмой класс — мама снова стала книгоношей. Ну а потом Москва — десятилетка, а вечерами Художественное училище имени 1905 года… Владимир Басов ушел на фронт в 1942 году и закончил ее в чине капитана и в должности заместителя начальника оперативного отдела 28-й отдельной артиллерийской дивизии прорыва резерва Главного командования. Имел все шансы остаться на военной службе и сделать блестящую карьеру. Однако предпочел уволиться на гражданку. В 1947 году вновь пришел во ВГИК и поступил на режиссерский факультет (мастерская С. И. Юткевича и Михаила Ильича Ромма). Через год вступил в ряды КПСС. В 1952 году, по окончании ВГИКа, как ассистент режиссера участвовал в съемках фильма «Пржевальский» (режиссером картины был его учитель С. Юткевич). В фильме «Школа мужества», (вышел на экраны в 1954 году — составитель В.К.) свои первые роли сыграли будущие звезды советского кино: Леонид Харитонов и Ролан Быков. Главную женскую роль в нем сыграла 26-летняя Роза Макагонова — жена нашего героя (познакомились они еще во время учебы во ВГИКе). «Главную роль мужскую роль в нем сыграл Михаил Александрович Ульянов, главную женскую — 26-летняя Наталья Фатеева. За несколько лет до этого она сменила Р. Макагонову в качестве супруги Басова, в 1959 году родила ему сына Володю. Однако на момент выхода картины на экран брак Фатеевой и Владимира Басова уже дал трещину и вскоре распался по обоюдному согласию (подробно об этом в главе «Наталья Фатеева»)». «Борис Дуров (в 1963 году — составитель В.К.) ставил еще одну экранизацию — «Гранатовый браслет» Александра Ивановича Куприна. Для проб на главную роль в этом фильме были приглашены несколько молодых актрис, среди которых была студентка студии при Ленинградском БДТ 21-летняя Валентина Титова. Случайно увидев ее на студии, Владимир Басов внезапно влюбился в нее как мальчишка. Вот как об вспоминает сама В. Титова: «Когда молоденькая, никому не известная актриса появляется на студии, все обычно бегут посмотреть, какая она. Так случилось и в тот раз. Сбежалась половина «Мосфильма», и Басову сказали, что на студии появилась красавица-студентка. Он попросил, чтобы меня к нему привели. Я лишь мельком заглянула к нему в комнату, сказав, что не могу сниматься, и ушла. Владимир Павлович, когда за мной закрылась дверь, объявил всем, сидевшим в комнате: «Я женюсь». Он однозначно решил, что я буду сниматься в «Метели». Но о том, чтобы я снималась в кино, не могло быть и речи. Я — ученица Товстоногова, и нас готовили только для сцены. Что же делает влюбленный мужчина? Он звонит помощнику министра культуры Екатерины Фурцевой Калинину, и за его подписью Товстоногову была послана телеграмма с указаниями отпустить меня на съемки. Это было ЧП в театре. Когда я вернулась в Ленинград и пришла в театр, на меня смотрели, как на отступницу. Басов сразу выбрал меня и как актрису, и как жену…» «Когда актриса уехала в Ленинград, наш герой при любой возможности мчался к ней и буквально часами просиживал в машине возле БДТ. В перерывах между занятиями в студии В. Титова выбегала к нему и они ехали обедать в ресторан. Так продолжалось месяца два. Затем Басов отважился на решительный шаг. В один из дней он накрыл роскошный стол в номере гостиницы «Европейская» и пригласил туда В. Титову и всех ее однокурсников. Там он произнес прекрасный тост и официально попросил руки у своей возлюбленной. Все это выглядело так торжественно, что друзья посоветовали девушке не отказываться от этого предложения. Все-таки не кто-нибудь — известный режиссер! И В. Титова согласилась. Впрочем, могла ли она поступить иначе, если к тому времени была уже беременна. В 1964 году на свет появился ребенок Владимира Басова — это был вновь мальчик, которого назвали Сашей. Через месяц после этого они расписались. Далее вновь послушаем В. Титову: «Я послала родителям в Свердловск телеграмму: «Поздравляю внуком Сашенькой, выезжайте, жду, люблю…» Они приехали, мы их встречали на вокзале. На перрон я пошла одна, Басов, чтобы оттянуть шок, остался около машины. Нужно было немного времени, чтобы подготовить маму. Мы подошли к машине. Она, когда его увидела, сказала однозначно: «Разводиться, сейчас же…» Родители пришли в ужас оттого, что Владимир Павлович был намного старше меня — на восемнадцать лет. Но хитрый и мудрый Владимир Басов всегда держал ситуацию в своих руках. Вообще, надо сказать, он был человеком-победителем. Так вот, как только мы подошли к машине, Басов всплеснул руками и восторженно сказал: «Марья Ивановна» Если бы я узнал вас раньше, чем Валю, я б женился на вас!» И с этой минуты мама стала лучшим другом Владимира Павловича Басова, что бы он ни сказал, он всегда был прав». «В 1969 году в семье Владимира Басова случилось новое пополнение — родилась дочь, которую назвали Елизаветой. В. Титова вспоминает: «Когда родился Саша, ему было сорок один, через пять лет Лиза родилась. Может быть, он не хотел, да кто его спрашивал-то? Такие вопросы решает женщина…» «Его подвело здоровье [en] — случился инфаркт. Кроме этого, распался его брак с В. Титовой (она затем вышла замуж за известного оператора Георгия Рерберга, с которым познакомилась в 1978 году на съемках фильма «Отец Сергий»)». Федор Раззаков . Досье на звезд. 1934-1961. — М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998, с. 639. В 1964 году в послужном списке Басова-актера появилась эпизодическая, но довольно яркая роль в фильме Георгия Данелия «Я шагаю по Москве». Помните полотера, который учит уму-разуму молодого сибирского писателя Ермакова? . Рассказывает актер Е. Стеблов: «. Артист, который должен был играть эту роль, заболел, и его нужно было срочно заменить. Режиссер Владимир Басов, который тогда озвучивал свою картину, в этот момент случайно проходил по тон-студии. Данелия уговорил его выручить нас и сняться в этом эпизоде. Так в нашем кинематографе появился блестящий актер». «Фильм «Щит и меч» вышел на экраны страны в 1968 году и с первых же дней стал лидером проката: четыре его серии заняли 1-4-е места, собрав на своих просмотрах соответственно — 68, 66, 47 и 47 млн зрителей». На счету Владимира Басова были роли не только в своих картинах, но и в фильмах других режиссеров: «Преступление и наказание» (1970, роль Лужина), «Бег» (1971, хозяин «тараканьих бегов»), «Приключения Буратино» (т/ф, 1975, Дуремар), «По семейным обстоятельствам» (1977, маклер) и др. Как режиссер он в тот период снял следующие фильмы: «Возвращение к жизни» (1971), «Опасный поворот» (т/ф, 1972). «Нейлон 100%», «Дни Турбиных» (т/ф, 1976). Практически во всех его картинах обязательно снималась его жена — В. Титова. После «Дней Турбиных» у Владимира Басова случился инфаркт. Вскоре последовал второй инфаркт. Раззаков Ф. И. Досье на звезд. 1934-1961. — М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998, с. 640. Награды и звания
ФильмографияАктёрГод — Название фильма — Роль:
Художественный руководительГод — Название фильма:
РежиссёрГод — Название фильма:
СценаристГод — Название фильма:
Озвучивание мультфильмовГод — Название мультфильма — озвучиваемая роль:
Озвучивание фильмовГод — Название фильма — озвучиваемая роль:
Владимир Павлович Басов скончался 17 сентября 1987 года в Москве от второго инсульта. Похоронен на Кунцевском кладбище, участок № 10. Астрология возникла в древности (вавилонская храмовая астрология и другие), была тесно связана с астральными культами и астральной мифологией. Получила широкое распространение в Римской империи (первые гороскопы — на рубеже 2-1 веков до нашей эры). С критикой астрологии как разновидности языческого фатализма выступило христианство. Арабская астрология, достигшая значительного развития в 9-10 веков, с 12 века проникла в Европу, где астрология пользуется влиянием до середины 17 века и затем вытесняется с распространением естественнонаучной картины мира.
И чуть ниже оставьте комментарий. |
Следите за нами: | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Найти ещё что-нибудь интересное:
Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Когда-нибудь Ваши дети [en] -внуки зайдут сюда и увидят знакомое имя.
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.
Некролог Владимиру Басову
Биография и эпизоды жизни Владимира Басова. Когда родился и умер Басов, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты режиссера и актера, фото и видео.
Годы жизни Владимира Басова:
родился 28 июля 1923, умер 17 сентября 1987
Эпитафия
«Быть актером — не неволя,
Быть актером — это доля,
Это творческие муки вновь и вновь…
Это взлеты и паденья,
Это божье провиденье,
Это вера, и надежда, и любовь…»
Из песни-посвящения Владимиру Басову «Актер» в исполнении Александра Пяткова
«Ручейки судеб лучших сливаются в одно бурлящее русло…»
Надпись на могиле Владимира Басова
Биография
Каждый год 21 июня он ездил в Суздаль и там встречал рассвет 22-го числа. Так Владимир Басов отмечал начало войны, о которой почти никогда не говорил, пройдя ее еще мальчишкой и вернувшись в капитанском звании. Это был человек, обладающий невероятным чувством юмора и таким же невероятным чувством достоинства и целеустремленностью.
Биография Владимира Басова — это история сильного и талантливого человека, прошедшего войну, поступившего во ВГИК, ставшего прекрасным режиссером и актером. Ничем не примечательный внешне, он пользовался невероятной популярностью у женщин — по их словам, Басов обладал огромным обаянием и харизмой. Все жены Басова были влюблены в него и все были красавицами и актрисами — Роза Макагонова, от которой Басов ушел, так как у них не могло быть детей, Наталья Фатеева, родившая ему сына Владимира, и Валентина Титова. С Валентиной они прожили вместе 14 лет, и она признавалась, что, возможно, никогда не ушла бы от него, не начни Басов употреблять алкоголь. Так или иначе, после развода дети Басова остались с ним, он отсудил это право. И по воспоминаниям коллег постоянно волновался о детях, бегал им звонить на репетициях, заботился о них, переживал.
В жизни Басов был весельчаком, балагуром, человеком, любящим красивые вещи, дорогие сигары и машины, красивых женщин, широкие жесты. Актерская биография Басова — это, в основном, яркие и комедийные роли. Из-за одной такой роли дочь Басова, Лиза, плакала, что ее дразнят в школе «дочкой Дуремара». А вот Басов-режиссер снимал серьезные, глубокие фильмы, как, например, «Щит и меч», «Битва в пути», «Опасный поворот». По воспоминаниям своего сына Александра, Басов всегда был уверен в себе, он всегда считал себя очень умным, красивым, талантливым, впрочем, по отзывам коллег, именно таким человеком он и был. Поэтому его так сломила болезнь, после которой Басов был частично парализован и не мог полностью восстановиться. Причиной смерти Басова стал очередной инсульт, он упал в ванной, когда пытался самостоятельно побриться. Смерть Басова наступила мгновенно. Для русского кинематографа и зрителя смерть Владимира Басова стала настоящей трагической потерей. На похороны Басова пришли его близкие, дети, бывшая жена Валентина Титова, коллеги по «Мосфильму». Похороны Владимира Басова прошли на Кунцевском кладбище, могила Басова находится на участке № 10.
Эпизодическая роль Басова в фильме «Я шагаю по Москве» была получена им совершенно случайно
Линия жизни
28 июля 1923 г. Дата рождения Владимира Павловича Басова.
Июнь 1941 г. Окончание школы, уход на фронт.
1943 г. Награждение медалью «За боевые заслуги».
1947 г. Поступление во ВГИК на режиссерский факультет.
1952 г. Окончание ВГИКа, работа режиссером киностудии «Мосфильм».
1954 г. Первый дебют в кино — в картине «Школа мужества», получение премии за лучший воспитательный фильм МКФ.
9 февраля 1959 г. Рождение сына Владимира от брака с Натальей Фатеевой.
16 сентября 1965 г. Рождение сына Александра от брака с Валентиной Титовой.
1971 г. Рождение дочери Елизаветы от брака с Валентиной Титовой.
1983 г. Получение звания народного артиста СССР.
1984 г. Инсульт.
17 сентября 1987 г. Дата смерти Владимира Басова.
Памятные места
1. Село Уразово, где родился Владимир Басов.
2. Всероссийский государственный университет кинематографии, режиссерский факультет которого закончил Басов.
3. Киностудия «Мосфильм», режиссером которой являлся Басов.
4. Кунцевское кладбище, участок № 10, где похоронен Владимир Басов.
Эпизоды жизни
Для того, чтобы пойти на фронт, Басов приписал себе лишний год. Он прошел всю войну, но редко об этом говорил и никогда не хвалился. Во время экзаменов во ВГИКе экзаменаторы, увидев Басова в щегольском костюме, поинтересовались, чем тот занимался во время войны. Каково же было их удивление, когда они узнали, что молодой человек не только прошел войну в звании капитана, но и имеет множество наград. «Почему же вы их не надели?», — удивился экзаменатор Сергей Юткевич, на что Басов ответил, что посчитал это неуместным. Своему сыну Басов признавался, что был очень счастлив во время войны, так как осознавал, что делает что-то очень важное и стоящее.
Внешне не слишком привлекательный Басов был настоящим ловеласом и любимцем женщин
Завет
«Если бы мне сказали, что вместо декораций, пленки, хорошего оператора у меня есть только возможность поработать с актерами, которых я люблю, пульс в пульс, создать магнитное поле вокруг себя, заразить этим магнитным полем исполнителя или исполнительницу, и потом, даст Бог, чтобы они перенесли это зрителю, я сказал бы: «Я согласен на все!».
Документальный фильм «Львиное сердце» памяти Басова
Соболезнования
«Хороший психолог, никогда не обучавшийся психологии, он умел подобрать ключ к самому сложному характеру. Он никого не обижал и ни на кого не обижался. Что-то детское было в его отношениях с окружающим миром. Иногда он был по-детски хвастлив, иногда по-детски завистлив… Серьезным человеком он никогда не был и не притворялся».
Валерий Фрид, драматург, киносценарист
«Я всегда считал его самым талантливым на нашем курсе. Потом он снимался в кино. В своих ролях он был значительно беднее себя самого. И тем не менее Басов-актер пользовался большим успехом у зрителя. В любой компании он чувствовал себя желанным и неизменно «занимал площадку». Говорил только он, острил только он, другие же слушали, хохотали и восхищались».
Григорий Чухрай, режиссер
«Потомственный русский интеллигент, Басов глубоко вобрал в свой нравственный состав чувство чести и личного достоинства, верность долгу и идеалу, милосердие и отзывчивость к чужим трудностям и бедам, переходящие в готовность немедленно помочь человеку, защитить правое дело. И, конечно же, юмор, ироничность».
Михаил Швейцер, кинорежиссер
«Я пришел к нему в больницу, он лежал навзничь и сказал мне: «Миша, страшнее болезни — ничего нет». Он был почти полуподвижен, вскоре он умер. И вот этот вот страшный трагический глас человека, который понимал, что ему больше не вырваться из цепких лап, я запомню на всю жизнь».
Михаил Ульянов, актер
«Я была в Армении на гастролях, когда раздался звонок директора Басова. Только услышала его голос, сразу спросила: «Басов умер?». Сразу почуяла это. Поехала в Москву на похороны. Он для меня до сих пор не разгадан. Человек-тайна. Особенно это касается войны. Володя прошел войну, но никогда о ней не рассказывал. В сердце у меня остались приятные воспоминания. Я никогда бы с ним не развелась, если бы он не пил. У нас был шанс прожить счастливо. Может, мне не хватало ума понять его».
Наталья Фатеева, актриса, бывшая жена Басова
Владимир Басов — полная биография
Наталья Фатеева. Любовный сценарий синеглазой красавицы
Одна из самих ярких звезд советского кино Наталья Фатеева воплотила на экране сотни женских историй. Но по драматизму они вряд ли сравнятся с тем, что происходило в жизни самой актрисы. Ее имя всегда было овеяно слухами. Но и без домыслов жизнь Фатеевой напоминает кино – с замысловатым сюжетом, множеством декораций, неоднозначными персонажами.
Она снималась в кино в течение 60 лет, и ее имя останется в истории кино навсегда. «Три плюс два», «Здравствуй, это я!», «Джентльмены удачи», «Место встречи изменить нельзя», «Розыгрыш» и другие фильмы – актриса имеет множество наград. Но что премии, когда ее красота сражала наповал не только толпы безвестных поклонников, но и лучших мужчин страны? Владимир Басов, Андрей Миронов, герой-космонавт Борис Егоров…
Но, видимо, так уж было угодно судьбе – ни ослепительная красота, ни талант, ни умение быть сильной не приносили ей спокойного женского счастья. И любовь для нее всегда становилась настоящим испытанием… «Жизнь и, в частности, любовь еще с юности представлялась мне в виде сценария, который мы обязаны написать сами и проживать его, не играя. Потом поняла: пьесы часто оказываются провальными…» – повторяет актриса.
Скоро Наталье Фатеевой исполнится 76 лет. Вот только эту цифру она опровергает одним своим видом. Красивая, энергичная, неутомимая, не так давно она в шестой раз собиралась замуж…
Пятиклассница Наташа была обескуражена: ее не приняли в детскую театральную студию из-за… слишком высокого роста. «Отдайте лучше дочку в спортивную школу – вон какая вымахала. Стране нужны чемпионы!» – посоветовали отцу Фатеевой. Он и вправду записал дочь в секцию легкой атлетики, взяв с нее обещание усердно заниматься и достичь успехов. Но на следующий же день за две пары добротных сапог выменял для Наташи… старенькое пианино (а в послевоенном Харькове одежда и обувь были на вес золота). Кстати, будущая актриса весьма преуспела в спорте (как и обещала отцу): неоднократно становилась чемпионкой города по прыжкам в высоту, длину и даже толканию ядра.
Но не оставляла мечты о сцене – после тренировок бегала в оперный театр, потом часами просиживала у пианино. Однажды, на следующий день после победы на соревнованиях, она прикрепила на стену свое фото, подписав с обратной стороны: «Великое будущее. Актриса Фатеева». И, вспоминая вспышки фотоаппаратов, свое удачное первое интервью городской газете и восхищенные взгляды мальчишек, твердо решила поступать в театральный вуз.
Счастливый билет. Забытый брак
Штурмовать Харьковский театральный институт она отправилась вопреки воле родителей. Мать – директор дома мод – и отец – военный – считали актерство непригодным для жизни занятием. Даже когда она с первого раза поступила (и единственная среди всех абитуриентов сдала все экзамены на отлично), родители с недоверием отнеслись к выбору дочери. За отличную учебу она начала получать именную стипендию. Как одну из самых красивых студенток, девушку пригласили на местное телевидение в качестве диктора. Вскоре ее стали узнавать на улицах, даже просили автограф. Родители сменили гнев на милость. «Мать заботилась о нарядах для меня, отец, бывало, привозил на съемки термос с горячей едой», – вспоминает актриса.
Конечно, у нее появились поклонники. За одного из них, харьковского актера Леонида Тарабаринова, она выскочила замуж. Но семейная жизнь не задалась, молодые быстро разбежались… А тут еще Фатееву неожиданно исключают из института – за активные съемки – и предлагают выбор: либо учеба – либо работа на телевидении… И синеглазая красавица, не раздумывая, бросает Харьков и отправляется покорять Москву.
Кстати, сейчас актриса эти факты своей биографии не комментирует и на вопрос о харьковском муже делает недоуменное лицо… Что ж, это ее право – помнить или забыть.
Басов. Был такой парень
Экзамены во ВГИК Наташа сдала блестяще и была зачислена сразу на 4 курс – в мастерскую Герасимова и Макаровой. Вскоре состоялся ее дебют в фильме «Есть такой парень».
В это же время 21-летняя актриса познакомилась со своим будущим мужем – известным актером и режиссером Владимиром Басовым. Это произошло на съемках фильма «Случай на шахте восемь». Роман развивался стремительно, по окончании съемок они поженились, а в 1959 году у них родился сын Володя. Но несмотря на разницу в возрасте в 11 лет и жизненный опыт, Владимир Басов не стал надежной опорой молодой супруге… «Мне, девчонке, приходилось на своих плечах тянуть дом, содержать семью, заботиться о ребенке. Басов часто сидел без работы и боролся с депрессией излюбленным русским способом – водкой. Сына было оставить не на кого – очень часто мне было не до репетиций».
Басов сильно ревновал свою красавицу-жену. И не только к поклонникам – но и к успеху. «Когда ты уже постареешь?» – часто вопрошал он. И в какой-то момент ее терпение лопнуло. Она ушла.
Владимир такого не ожидал. Был обижен и, говорят, даже хлопотал о том, чтобы бывшую не снимали. Но тщетно – ее любили зрители, ее приглашали режиссеры.
Их сын (ныне актер и режиссер Владимир Басов-младший) около 10 лет практически не виделся с отцом… Лишь повзрослев, возобновил общение: он обратился к отцу, когда рассорился с матерью из-за ранней женитьбы. Басов сыну не отказал.
Сейчас Наталья Николаевна с теплотой вспоминает своего экс-мужа, говорит, что он многому научил ее в жизни, закалил характер. Но если бы повернуть время вспять – она не изменила бы свой сценарий. Все равно бы ушла!
Миронов. Неоконченная пьеса
Вскоре после развода на съемках фильма «Три плюс два» у Натальи закрутился роман с Андреем Мироновым. «Он был прекрасным другом и отогрел мою душу после тяжелого разрыва с Басовым. Андрей не имел тогда большого жизненного опыта, не умел ухаживать, но я благодарна ему за тепло и искренность…»
Свидетели той истории рассказывают, что молодой Миронов потерял голову, уговаривал Наталью стать его женой. Но как можно относиться серьезно к парню, который младше тебя на шесть лет и не может принять самостоятельного решения, не посоветовавшись с мамой?! Да и матери Андрея – актрисе Марии Александровне Мироновой – вряд ли бы понравилась невестка с ребенком от первого брака. Наташа предложила ему остаться друзьями и познакомила с начинающей актрисой Ларисой Голубкиной (через несколько лет Лариса станет его женой).
А Фатеева продолжала покорять мужчин! Полной противоположностью романтичного Андрея стал следующий возлюбленный актрисы – писатель Михаил Любимов. Несколько лет в гражданском браке с ним не принесли Наталье счастья. «Любимов отличался скрытностью, угрюмостью. Как выяснилось уже после расставания, именно в те годы Михаил был… резидентом советской разведки. Получается, даже со мной не имел права расслабляться, и я не чувствовала себя рядом с ним защищенной». Неудивительно, что и от Михаила Наталья ушла…
«Все мои браки были примерно одинаковой продолжительности. Три года люблю, два года терплю – такой вот сценарий. Пятилетка, все по-советски. В браках я была обычной женой. И носки стирала, и готовила – все как у всех. Быт того времени – это же пытка, а в актерской профессии нужно тщательно следить за лицом, руками…» – вспоминает актриса. Исключением не стал и союз с космонавтом-плейбоем Борисом Егоровым…
Они познакомились в гостях. Он красиво ухаживал, старался найти общий язык с сыном Натальи – это ее привлекло. Борис был женат, но ради любви к Наталье оставил семью. А через некоторое время после свадьбы вдруг обнаружилось, что они разные люди. «У нас не было общих стремлений, даже книги мы по-разному читали. Его любимая тема для разговоров – это машины, он часами о них говорил. Его практически не интересовала моя работа, да и сын был часто предоставлен сам себе».
В семье родилась дочь, тоже Наташа. Однако появление малышки не спасло их союз. Актрисе прелагают съемки в Румынии – и она легко соглашается, оставив семью. Поговаривали, за советской красавицей ухаживал румынский певец, который снимался в том же фильме. Разумеется, «доброжелатели» нашли способ сообщать законному супругу о романе Натальи. Вернувшись в Москву, она пыталась разубедить мужа в клевете. «Мы совсем не понимали друг друга… Но я не ожидала, что, когда я начну из кожи вон лезть, чтобы сохранить семью, он попросту… уйдет к другой».
Этой другой стала приятельница и напарница Фатеевой по фильму «Три плюс два» – Наталья Кустинская (к слову, ее «плейбой» бросит через 20 лет, когда она будет в тяжелом состоянии после операции). Наталья признается, что, когда разводилась с героем-космонавтом, от его былого благородства не осталось и следа: он отсудил у жены квартиру, машину. Оставил ее с их двухлетней дочерью на руках и сыном-школьником. Свою дочь Наташу он вычеркнет из жизни и увидит ее лишь через 20 лет.
Еще две «пятилетки»
Парадокс, но в то время, когда вся страна восхищалась красотой Фатеевой и множество поклонников забрасывали ее письмами, – она чувствовала себя одинокой. «Вот, бывало, иду по улице и думаю: да что ж такое, толпы почитателей, а того единственного, который поддержит в трудную минуту, нет… Или на приеме каком танцуешь, к примеру, с замминистра, а он на ушко шепчет: все-все-все куплю тебе, все для тебя сделаю, если моей будешь. Притворялась глухой – продавать себя, покупать чувства? А между тем все мои мужья после развода пытались обобрать меня: отсудить квартиру, машину. Они не могли даже себя содержать! Неудивительно, что никто из них не интересовался впоследствии детьми: а вдруг нам требуется помощь? Но я и жить-то начинала, только когда разводилась: понимала, что хоть отдохну наконец-то… И все надеялась встретить надежного, верного мужчину, такого – чтоб как за каменной стеной…» Хотя бывшие мужья актрисы – и Басов, и Егоров – достойно зарабатывали и в деньгах не нуждались. Вот только помогать экс-супруге почему-то не считали нужным…
После Егорова она выходила замуж еще дважды – за архитектора и меховщика. Увы, эти «пятилетки» также не принесли ей долгожданного счастья и покоя. «К каждому своему избраннику я относилась со всей привязанностью, на какую была способна. Предавала профессию из-за любви. Но потом чаще всего оказывалось, что своим суженым я нужна была для самоутверждения. В качестве красивого дополнения к их комфортному существованию. Эти разводы стоили мне жизни, здоровья, каждый раз приходилось начинать все сначала», – рассказывает Наталья Николаевна.
«Красота мне мешала!»
В ее жизни были депрессии, невостребованность в профессии, многолетние конфликты с сыном и дочерью. Наталье Николаевне надо отдать должное: она никогда не комментировала слухи, которыми была окутана ее личная жизнь. А вот ее давняя соперница Наталья Кустинская и сейчас не упускает возможности пустить «шпильку» в адрес бывшей подруги. Хотя что им сейчас делить: ведь космонавта Егорова уже давно нет в живых…
Сын Владимир Басов однажды признался: «Моя мать – по характеру одиночка. Ее раздражает, если кто-то долго находится рядом, увы… Скорее всего, она поэтому тяжело восприняла мою раннюю женитьбу, отчего у нас начались проблемы. Но, поверьте, ей никто не помогал, она сама себя сделала. Оттого ей не всегда легко было ужиться с другими людьми – просто нужен был отдых, чтобы жить и работать дальше».
Она работала практически на износ – объездила всю Европу за мизерные гонорары. Часто рассказывает о том, что до 35 лет часто пребывала в депрессии. Из-за разводов ей приходилось отказывать известным режиссерам – она подолгу восстанавливалась и не могла работать. «Я поняла, что жизнь нужно воспринимать такой, какая она есть, научилась из худшего выбирать лучшее: играть маленькие роли и в них вкладывать душу. Всегда мечтала сыграть в пьесах Шекспира, Лопе де Вега, но мне не предлагали. И изо дня в день приходилось доказывать, что я хорошая актриса, а не только красивая женщина. Да что там говорить – и в отношениях с мужчинами красота мне мешала!»
Актриса с бездонными васильковыми глазами и чистым звонким голосом играла учительниц и бухгалтеров, инженеров и спортсменок, колхозниц и княгинь… Чтобы не выпадать из актерской обоймы, работала в театрах, занималась дубляжом: ее голосом говорили Софии Лорен, Беата Тышкевич, Невена Коканова, Барбара Брыльска и многие другие. Но роль жены с каждым разом давалась ей все труднее… Сегодня она снимается редко – роли в сериалах недолюбливает, изредка выступает на театральных подмостках или играет в кино. Но уже давно принимает участие в общественно-политической жизни страны. В свое время была доверенным лицом Ельцина (тогда еще не предполагая, что в кинопродукции нового времени для нее не окажется места), затем Путина, сейчас состоит в партии «Солидарность».
Год назад в прессе появились сведения о том, что руки и сердца Фатеевой добивался академик, дипломат Семен Драгульский. Он то и дело повторял в интервью, что давно влюблен в Наталью Николаевну – еще со времен выхода на экраны прославившего ее «Три плюс два». Пару часто видели вместе на светских мероприятиях, кинопремьерах, в ресторанах. Но она так и стала женой Драгульского (может, все еще впереди?).
Одна из первых красавиц советского кинематографа, русская Лиз Тейлор – как ее называли – сейчас редко появляется на экране. Активно занимается спортом, освоила йогу, ведет здоровый образ жизни. «Я живу сейчас так, чтобы успевать радоваться жизни. Как-то увидела, как одна женщина на Фрунзенской набережной кормит кошек, и стала ей помогать. Приносила сначала продукты, а потом даже и деньги. Женщина умерла, и я вдруг решила для себя, что получила от нее наследство и Божье благословение. И если мне что-то мешает покормить моих животных, плохо себя чувствую», – улыбается она. Когда актриса, к примеру, появляется в Болшевском доме отдыха кинематографистов, персонал уже знает: в свой номер Наталья Николаевна будет приводить бездомных животных, ухаживать за ними.
…Пожалуй, самая скрытая сторона жизни актрисы – ее отношения с детьми. Никто, кроме Фатеевой и ее близких, на самом деле не знает правды. Но в прессе регулярно появляются откровения разных людей, которые с уверенностью заявляют, что у Натальи есть еще и старшая дочь – будто бы ее актриса оставила в Харькове, первому мужу. И будто бы ее общая с Егоровым дочь в раннем возрасте родила сына. и отказалась от него по настоянию матери. Якобы мальчика воспитали родители молодого отца, служившего в армии, – как своего сына… Но сама Фатеева не комментирует эту информацию, повторяя: «В моей жизни случались такие неожиданные повороты сюжета, что практически любой бы на моем месте не выдержал, сдался. Но, поверьте: каждому воздается по заслугам. Мне не стыдно за прожитую жизнь, я многое выстрадала. И всегда исповедовала философию добра и действенного оптимизма. Кстати, это весьма благотворно отражается на внешности!» С этим трудно спорить: Фатеева выглядит прекрасно!
Наталья Николаевна планирует в скором будущем написать книгу о своей жизни: «Хочу, чтобы люди знали правду обо мне, моих мужьях, поклонниках, работе в театре и кино. Раньше я не имела права писать об этом… Ведь только сейчас научилась просто, мудро жить, обрела гармонию. Поняла, что самое мерзкое слово – выживать. ЖИТЬ нужно!»
Комментарии к статье:
Автор: Елена
Дата: 2014-09-18 18:43:09
Она достойная Женщина- и этим все сказано.
Автор: Нэлли
Дата: 2015-11-22 16:32:34
«Одна из самих ярких звезд советского кино Наталья Фатеева воплотила на экране сотни женских историй.» Автор немного преувеличила. По данным Википедии Фатеева снялась в 71 картине. Замечательная актриса, но я за точность. 🙂
Автор: Сергей
Дата: 2015-11-28 15:46:47
Далеко не всему можно верить, что написано в Википедии