Владислава Евтушенко — полная биография

Владислава Евтушенко — полная биография

Евтушенко Евгений

Биография

Родился на станции Зима Иркутской области. Печататься начал в 1949 г. В 1951-1954 гг. учился в Литературном институте им. М. Горького. В 1952 г. вышел первый сборник стихов «Разведчики грядущего». Евтушенко — лидер молодой поэзии второй половины 50-х и 60-х годов. Для Евтушенко характерна самостоятельность, яркое своеобразие его поэтической интонации, на формирование которой оказали влияние и поэты-классики (Некрасов, Есенин), и современники (А. Межиров, М. Луконин, Е. Винокуров, Я. Смеляков). Гражданственность Евтушенко проявляется не только в его поэтической публицистике, но и в живом изображении подробностей повседневной жизни, а главное — в большом внимании к различным человеческим судьбам, особенноженским («Спутница», «Свадьбы», «Играла девка на гармошке. «, «По ягоды», «Кассирша», «В магазине», «Мама», «Настя Карпова», «Памяти Ксении Некрасовой», «Изба», «Так уходила Пьяв», «Старухи», «Памяти Ахматовой», глава «Нюшка» из поэмы «Братская ГЭС»). Женские образы в поэзии Евтушенко отмечены печатью времени; через образы русских женщин, которые преобладают у него, поэт постигает нравственный облик России, сегодняшней и прошлой. Стихи раннего Евтушенко использовал в 13-й симфонии Д. Д. Шостакович.

Итогом раннего творчества и вступления в зрелый период стала для Евтушенко поэма «Братская ГЭС» (1964), в которой он выразил свой взгляд на Россию, ее настоящее и прошлое и отчасти на будущее.

В годы попыток реабилитации сталинизма, наступившие после прихода к власти Л. И. Брежнева, начинается затухание «громкой», гражданской поэзии, место которой занимает «тихая лирика». Евтушенко откликнулся на изменившуюся ситуацию. полемическим стихотворением «Тихая поэзия» (1971), которое закончил словами: «Поэзия, будь громкой или тихой,-/Не будь тихоней лживой никогда!» Сам поэт, не примкнув к диссидентству, возникшему в этот период, тем не менее остается инакомыслящим по отношению к официальной идеологии и сохраняет веру в свои гражданские идеалы, хотя и не тешит себя надеждой, как прежде, на их скорую реализацию. В связи с этим интонация его стиха становится более широкой и спокойной, чем раньше, но менее энергичной, динамичной и напряженной, ритм его поэтической речи все больше приближается к ритму прозы, и, конечно, не случайно он в эти годы часто обращается к спокойному поэмному повествованию: «Пушкинский перевал» (1965), «Коррида» (1967), «Под кожей статуи Свободы» (1968), «Казанский университет» (1970), «Снег в Токио» (1974), «Просека» (1975), «Ивановские ситцы» (1976), «Северная надбавка» (1977), «Голубь в Сантьяго», «Непрядва» (1980), «Мама и нейтронная бомба» (1982), «Фуку!» (1985), начинает писать прозу: роман «Ягодные места» (1981), за которым несколько лет спустя последует роман «Не умирай прежде смерти». Пробует Евтушенко свои силы и в кино: играет роль К. Э. Циолковского в картине С. Кулиша «Взлет» (1980), снимает по собственным сценариям во многом автобиографические фильмы «Детский сад» (1983) и «Похороны Сталина» (1990).

В большинстве поэм («Станция Зима», 1995, «Братская ГЭС», «Казанский университет», «Просека», «Ивановские ситцы», «Северная надбавка», «Непрядва», «Мама и нейтронная бомба») и в фильмах Евтушенко дает свой образ России, сравнивает его с другими странами («Под кожей статуи Свободы», «Фуку!»). В большой авторской антологии «Строфы века», насчитывающей 875 персоналий с предваряющими их характеристиками, он дал свое восприятие русской поэзии XX столетия.

В конце 80-х гг. Евтушенко становится депутатом Верховного Совета СССР, активизируется как публицист. Ныне живет и работает в США.

Источник: Русские писатели 20 века. Библиографический словарь. Т2. М.: Просвещение. 1998. С. 467

ПОЗДРАВЛЕНИЕ МЭРА ВЛАДИСЛАВА ХОВАЛЫГА

Праздники

Дорогие наши, прекрасные кызылчанки! Весна недаром считается самым прекрасным временем года. Ведь в это время мы отмечаем день, который посвящен вам, наши дорогие бабушки, мамы, сестры, дочери – 8 марта. Это повод еще раз высказать вам слова любви, преданности и благодарности.

Мы выражаем искреннее восхищение нашими женщинами, которые сегодня наравне с мужчинами участвуют в политике, занимаются искусством и наукой, достигают успехов в спорте и бизнесе. И при этом они всегда остаются верными хранительницами семейного очага, не теряя своего женского очарования. Мы со своей стороны делали и продолжаем делать все возможное, чтобы представители прекрасной половины человечества чувствовали себя комфортно в нашем обществе, имели возможности для развития своего потенциала, и, конечно, смогли реализовать свое главное предназначение – материнство.

Одной из главных задач органов местного самоуправления была и остается поддержка семьи. Мы всеми силами стараемся поднять статус женщины-матери, повысить престиж материнства и семейных традиций. Итогом этой работы можно считать, что с каждым годом в Кызыле увеличивается рождаемость.

Милые женщины, низкий вам поклон за поддержку и надежный тыл, который вы нам обеспечиваете. Без этого ни один мужчина не смог бы добиться ничего ни в политике, ни в военной службе, ни в жизни. Мы желаем вам как можно больше положительных эмоций, семейного благополучия, внимания и любви со стороны ваших близких.

Владислав ХОВАЛЫГ, м эр города Кызыла

Владислава Евтушенко — полная биография

Владислава Евтушенко - полная биография

Владислав Ходасевич

О Владиславе Ходасевиче

Биография

  • Как Ходасевич на большевиков работал
    Слово Solo
  • Владислав Ходасевич: «Так нежно ненавижу и так язвительно люблю» Глава из книги «Серебро и чернь»
    Лев Аннинский
  • Вл. Ходасевич в московском и петроградском литературном кругу
    Н. А. Богомолов
  • Биографическая канва Владислава Ходасевича
    Джон Малмстад
  • Орфей в подземке
    Сергей Гандлевский
  • Биография Нины Берберовой
  • Софья Яковлевна Брафман Мать поэта
  • Владислав Ходасевич: чающий и говорящий
    Валерий Шубинский
  • Литература русской эмиграции. Владислав Ходасевич
    Ольга Владимировна Мамаева
  • Литература русской эмиграции. Владислав Ходасевич. Продолжение
    Ольга Владимировна Мамаева
  • Телеальманах. Поэты России XX век. Владислав Ходасевич
  • Ходасевич: «Будь счастлива!»
    Павел Знаменский

Творчество

  • «Жизнь василия травникова» В. Ходасевича: поэтика мистификации
    Михаил Назаренко
  • «В стихах, пожалуй, ворожи». К 125-летию Владислава Ходасевича
    Андрей Немзер
  • Две обезьяны («С обезьяной» Бунина и «Обезьяна» Ходасевича)
    В.Е. Пугач
  • Статья Виктора Гофмана из журнала «Руская мысль». 1908, No 7 Рецензия на книгу: «Владислав Ходасевич. Молодость. Стихи 1907 г.»
    Гофман Виктор Викторович
  • Ессе о Владиславе Ходасевиче
    Сергей Алиханов
  • Рецепция поэзии пушкинской эпохи в лирике Владислава Ходасевича
    Н. А. Богомолов
  • Об одном стихотворении Владислава Ходасевича Перевод с немецкого Екатерины Шуклиной
    Франк Гёблер
  • «Тяжелая лира» Владислава Ходасевича: опыт постсимволистской теургии Глава из книги «Время заветов: проблемы поэтики и эстетики символизма»
    Наталья Дзуцева
  • Об одном «неудавшемся» стихотворении Владислава Ходасевича
    Олег Скляров
  • Мотив дороги в поэзии Владислава Ходасевича
    С. М. Шакиров
  • В защиту Ходасевича
    Георгий Иванов
  • Творческие принципы Владислава Ходасевича
    Ирина Захариева
  • «Берлинский цикл» 1922 г. Владислава Ходасевича
    Аркадий Неминущий
  • Самопризнание и самообнажение
    Альфред Бем
  • Метрический анализ стихотворений Владислава Ходасевича
    Геннадий Миропольский
  • Счастлив, кто падает вниз головой Современный поэт Владислав Ходасевич родился 125 лет назад
    Олег Хлебников
  • Русская поэзия в изгнании. Бунин-Ходасевич Золотые лекции Русского мира
  • Этюды о поэтике ходасевича
    Георгий Васюточкин
  • Анализ стихотворения Владислава Ходасевича «Сойдя в Харонову ладью…»
    Л. Суворова
  • Певец озарения вещи. (Владислав Ходасевич. «Тяжелая Лира»)
    Владимир Амфитеатров-Кадашев.
  • «Я» как «Другой» в стихотворении В. Ходасевича «An Mariechen»
    Аркадий Неминущий
  • Тихий ад. О поэзии Ходасевича
    Глеб Струве
  • Айдесская прохлада Очерк жизни и творчества Владислава Ходасевича (1886-1939)
    Юрий Колкер
  • Жизнь и поэзия Владислава Ходасевича
    Николай Богомолов
  • «Герои времени» в «Некрополе» Владислава Ходасевича
    Кириллова Екатерина Леонидовна
  • «Детский» Ходасевич
    Павел Успенский
  • О призвании поэта и поэтическом творчестве
    Сергей Валерьевич Баранов
  • Игра Ходасевича Эссе
    Александр Беззубцев-Кондаков
  • Ненужный Пушкин История одного письма Владислава Ходасевича
    Иван Толстой

Письма

  • Мстислав ДОБУЖИНСКИЙ. Письмо Владиславу Ходасевичу (1931)
    Мстислав ДОБУЖИНСКИЙ
  • Владислав Ходасевич. Письмо Мстиславу Добужинскому
    Владислав Ходасевич

Воспоминания

  • «Владислав Ходасевич» (Из моих воспоминаний)
    Лейб Яффе
  • «Трагический поэт» (Памяти Владислава Ходасевича)
    Шауль Черниховский
  • Воспоминания Марка Алданова о Ходасевиче
    Алданов М.А.
  • Евгений Евтушенко. О Ходасевиче
    Евгений Евтушенко
  • Ходасевич В.Ф. К двадцатипятилетию со дня смерти
    Гофман Виктор Викторович
  • Как умирал Владислав Ходасевич
    А. П. Лаврин
  • Сквозь желчь и шутку (Вышла первая полная биография Владислава Ходасевича)
    Елена Елагина
  • О Ходасевиче Эссе
    Владимир Набоков
  • Интервью Нины Берберовой
    Феликс Медведев
  • Курсив мой Автобиография Нины Берберовой
    Нина Берберова
  • Ходасевич созерцающий Валерий Шубинский. Владислав Ходасевич: чающий и говорящий
    Юрий Угольников
  • О книге Валерия Шубинского «Владислав Ходасевич: чающий и говорящий»
    Вячеслав Курицын
  • В. Ф. Ходасевичу Стихотворение посвященное поэту
    Глеб Струве
  • Владимир Набоков о Владиславе Ходасевиче
    Владимир Набоков
  • Сергей Гандлевский о Владиславе Ходасевиче
    Сергей Гандлевский
  • Современные записки Общественно-политический и литературный журнал. Издание LXIX, 1939 г.
  • Ходасевич. Смерть
    Гутковский Илья Леонидович
  • Ходасевич в воспоминаниях Марка Вишняка
    Вишняк Марк Вениаминович
  • Некролог А. Седых «Болезнь и смерть Владислава Ходасевича»

Publications in English

  • Khodasevich: The Poet Dissolving in Acid
    Kevin Frazier
  • Vladislav Khodasevich as Teacher of Pushkin: Lectures on Poetry to the Proletkult
    Angela Brintlinger

Владислава Евтушенко - полная биография Владислава Евтушенко - полная биография
«Владислав Ходасевич. Собрание сочинений», 2009-2020
Проект литературного общества «Треугольный стол»

При использовании материалов сайта ссылка на первоисточник остается на вашей совести.

Владислава Евтушенко — полная биография

Владислава Евтушенко - полная биография

Владислава Евтушенко - полная биография

Владислава Евтушенко - полная биография

«Мисс Кыргызстан 2017» Бегимай Карыбекова должна была представлять страну на «Мисс мира 2017», но несмотря на то, что её команда потратила на подготовку к конкурсу «Мисс мира» 20 тысяч долларов, анкета девушки была размещена на сайте missworld.com, а видеовизитка на официальном Youtube-канале конкурса, Бегимай не смогла принять участие в конкурсе, т.к. Китай (страна-организатор) не выдал ей визу по непонятным причинам.

В 2018 году Бегимай Карыбекова всё же сможет представить свою страну на престижном международном конкурсе, только это будет уже не «Мисс мира», а «Мисс Вселенная».

Стоит отметить, что в 2016 году Бегимай Карыбекова принимала участие в другом международном конкурсе красоты — Мисс Интерконтиненталь, который проходил в столице Шри-Ланки, однако не смогла попасть в топ-15.

Из участниц Мисс мира 2017, представляющих страны бывшего СССР, моим фаворитом является Гульбану Азимханова из Казахстана (на официальном сайте Мисс мира её фамилия указана в нерусифицированной форме — Азимхан).

Гульбану Азимханова 19 лет, она из города Кызылорда, в 2016 году завоевала титул «Мисс Казахстан». Согласно информации сайта missworld.com, владеет казахским, русским и английским языками. Видеовизитку для Мисс мира она записала на казахском языке, чем вызвала критику среди казахстанских интернет-пользователей. При этом в серии ответов на вопросы Head to Head Challenge на «Мисс мира» она отвечала уже на английском.

18 ноября в Китае состоится международный конкурс красоты «Мисс мира 2017». Украину на нем представит обладательница титула «Мисс Украина 2017» 18-летняя Полина Ткач из Киева. Она учится в университете по специальности «международный бизнес». Владеет украинским, русским и английским языками.

Рост Полины 176 см, параметры фигуры 86−63−86.

Стали известны итоги международного конкурса красоты «Мисс Земля 2017», который проходил в столице Филиппин Маниле. Из представительниц стран бывшего СССР в топ-16 вошла только россиянка Лада Акимова, которая получила титул «Мисс Огонь», соответствующий третьему месту. А победительницей стала хозяйка конкурса 26-летняя Карен Ибаско / Karen Ibasco.

Карен Ибаско родилась 17 декабря 1990 года в Маниле. Её отец — китаец, мать — филиппинка. Карен владеет китайским языком.

Её рост 170 см, параметры фигуры 84-61-91.

4 ноября на Филиппинах состоялся международный конкурс красоты «Мисс Земля 2017». Россию на конкурсе представляла 18-летняя Лада Акимова, занявшая третье место и получившая титул «Мисс Огонь».

Лада родилась в Петропавловске (Казахстан), 4 года назад вместе с семьей переехала в Екатеринбург, где посещала модельное агенство. В прошлом году Лада Акимова выиграла национальный конкурс «Краса России 2016» и получила право представлять страну на конкурсе «Мисс Земля».

Рост Акимовой 171 см, параметры фигуры 86-61-89.

Стали известны итоги национального конкурса «Мисс Россия 2017». Победительницей, как и в предыдущие два года, стала представительница Уральского федерального округа, а именно Свердловской области, 21-летняя Полина Попова (в прошлом году титул завоевала представительница Тюмени Яна Добровольская, а в 2015 году — землячка Полины Поповой София Никитчук из Екатеринбурга).

Полина Попова родилась и выросла в столице Урала, является успешной моделью. Во время работы моделью в Китае она начала учить китайский язык и планировала поступить в один из китайских университетов, однако после победы на конкурсе «Мисс Россия» её планы изменились. Призовые 3 миллиона рублей (также девушка получила в качестве приза автомобиль) Полина тратить пока не собирается, т.к. хорошо зарабатывает в качестве модели.

Рост Полины Поповой 173 см, вес 48 кг, параметры 86-61-86.

Полина Попова будет представлять Россию на конкурсах «Мисс Вселенная» и «Мисс мира».

30 января 2017 года на Филиппинах состоялся финал международного конкурса красоты «Мисс Вселенная 2016», победительницей которого стала 24-летняя француженка Ирис Миттенар / Iris Mittenaere. Она является первой этнической француженкой, сумевшей завоевать титул «Мисс Вселенная» за 65-летнюю историю конкурса. В 1953 году «Мисс Вселенной» стала представительница Франции Кристиан Мартель (настоящая фамилия Маньяни), однако она была этнической итальянкой.

Ирис Миттенар родилась 25 января 1993 года в городе Лилль на севере Франции в семье преподавателей. В 2015 году Ирис завоевала титул «Мисс Франция», получив право представлять страну на «Мисс Вселенной». Девушка является студенткой университета Лилля, обучаясь по специальности «хирург-стоматолог». Её рост 173 см.

Ни одна из представительниц стран бывшего СССР не попала в топ-13.

В столице США Вашингтоне завершился финал международного конкурса красоты Мисс Мира / Miss World 2016. Победительницей стала 19-летняя представительница Пуэрто-Рико Стефани Дель Валле / Stephanie Del Valle, которую можно назвать хозяйкой конкурса, т.к. она, как и все пуэрториканцы, является гражданкой США (Пуэрто-Рико — зависимая территория США), к тому же в настоящее время живет в США (Нью-Йорк), где учится в университете. Титул Стефани Дель Валле стал для пуэрториканок вторым на Мисс Мира, первая и до недавних пор единственная победа была одержана в 1975 году Вильнелией Мерсед.

Стефани Дель Валле родилась 30 декабря 1996 года в столице Пуэрто-Рико Сан-Хуане в семье адвоката. До переезда на учебу в США Стефани была успешной моделью у себя на родине, её избрал своей музой пуэрториканский модельер Карлос Альберто. Рост Стефани Дель Валле — 178 см.

Стефани Дель Валле владеет, помимо родного испанского, английским и французским языками.

Что касается россиянки Яны Добровольской, то она выступила на конкурсе неудачно, не попав даже в топ-20. Для России последним успешным выступлением на Мисс мира является второе место Софии Никитчук, завоеванное ею в 2015 году.

Биография Владислава Галкина

Родился Вячеслав в Ленинграде 25 декабря 1971 года в актерской семье. Его отцом был знаменитый режиссер, актер Борис Галкин. Но родители не хотели, чтобы в биографии Владислава Галкина был выбран актерский путь.

С детства мальчик был озорным, шкодливым. Родителей слушался мало, казалось, совершал выходку за выходкой. Но в то же время был ответственным по отношению к родным. Первую свою роль Владислав сыграл в 9 лет (Гекльберри Финн в фильме «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна»).

Следующей работой, уже более серьезной, стал фильм «Этот негодяй Сидоров». В нем Галкин снялся в 11 лет. В том же году сыграл в «Груз без маркировки», через два года вышел фильм «Золотая цепь». Актерская карьера набирала обороты.

Театральное образование в биографии Владислава Борисовича Галкина было получено в Щукинском училище. Также он окончил ВГИК, где учился на режиссерском факультете. Еще до поступления он оставил семью, так как считал, что каждому нужно больше свободного пространства.

Первой женой в биографии Владислава Галкина стала Светлане Фомичёва. С ней актер расписался в 1991 году, но прожил всего год. Настоящей любовью был связан его союз с Дарьей Михайловой. До женитьбы на ней в 1998 году Владислав был женат трижды, но сам актер не придает этому значения. Детей в биографии Владислава Галкина до сих пор нет.

Став состоявшимся актером, Галкин начал играть в более серьезных фильмах. Сначала он снялся в ленте «В августе 44-го». Настоящая популярность пришла к актеру в 2001 году после выхода «Дальнобойщиков». В сериале Галкин играл вместе с Владимиром Гостюхиным. В одной из серий сыграл вместе со своей женой Дарьей, а однажды на съемках очередного сюжета «Дальнобойщиков», мотоцикл прокатился по ноге актера и сломал ее. Но раны вскоре заживают, а слава осталась с Галкиным надолго.

Следующей заметной работой в биографии актера Галкина стал сериал «Спецназ». Вообще Владислав снялся во многих сериалах: «Небо и земля», «Приключения мага», «Участок», «Гибель империи», «Диверсант. Конец войны», «Мастер и Маргарита», «Я лечу».. В 2009 году получил звание заслуженного артиста России.

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Владислава Евтушенко — полная биография

Евтушенко Николай Никитович – председатель ордена Трудового Красного Знамени колхоза «Красная Нива» Майского района Кабардино-Балкарской АССР.

Родился 11 мая 1921 года в станице Архонская Орджиникидзевского района Северо-Осетинской АССР. Русский. В 1940 году окончил Майскую среднюю школу Кабардино-Балкарской АССР.

Осенью 1940 года призван в ряды Красной Армии и направлен в город Саратов. Участник Великой Отечественной войны. Участвовал в прорыве блокады Ленинграда, в боях в районе Прохоровки на Курской дуге, в форсировании Днепра, в Висло-Одерской и Берлинской операциях, освобождении Праги. Войну закончил в звании сержанта в должности оружейного мастера артиллерийской мастерской 379-го артиллерийского полка 147-й дивизии 1-го Украинского фронта. Награжден орденом Славы 3-й степени, медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги».

В 1947 году поступил и в 1952 году с отличием окончил Северо-Осетинский сельскохозяйственный институт по специальности «технические культуры». В 1952-1953 годах – главный агроном отдела хлопководства Майского района Кабардино-Балкарской АССР, а в 1953-1954 годах – главный агроном Майской машинно-тракторной станции.

В 1955-1974 годах – председатель ордена Трудового Красного Знамени колхоза «Красная Нива» Майского района Кабардино-Балкарской АССР.

Руководил колхозом почти 20 лет. В 1960-е годы разработал и внедрил в колхозе и других хозяйствах республики уникальный агромелиоративный комплекс (система ремонта полей), в основе которого – рациональный плодосмен, дифференцированная обработка почвы, повышение дозы органических удобрений, расчетные дозы минеральных удобрений под планируемый урожай, оптимальный поливной режим. Все это позволило резко повысить плодородие пашни. Это дало возможность за период с 1954 по 1969 год многократно увеличить производство сельскохозяйственной продукции: мяса – с 80 до 778 тонн, молока — с 280 до 3980 тонн, яиц — со 119 до 2430 тысяч штук. В десятки раз возрос денежный доход колхоза.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 марта 1966 года за достигнутые успехи в развитии животноводства, увеличении производства и заготовок мяса, молока, яиц, шерсти и другой продукции Евтушенко Николаю Никитовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В 1974-1987 годах – заместитель Председателя Совета Министров Кабардино-Балкарской АССР.

В 1987-1989 годах – директор Всероссийского НИИ кукурузы (город Нальчик Кабардино-Балкарской АССР), а с 1989 года – главный консультант этого института (в 1994 году приказом Российской академии сельскохозяйственных наук в целях совершенствования сети научных учреждений и по согласованию с Правительством Российской Федерации ВНИИ кукурузы переведен из Нальчика в город Пятигорск Ставропольского края).

Является автором многочисленных научных изысканий, направленных на повышение урожайности и роста производства в сельском хозяйстве. Опубликовал целый ряд статей и книг по сельскому хозяйству. Изобрел способ сушки кукурузы в початках (в соавторстве).

Проживает в городе Нальчик (Республика Кабардино-Балкария). До настоящего времени работает главным консультантом Кабардино-Балкарского НИИ сельского хозяйства.

Заслуженный агроном РСФСР (1960), доктор сельскохозяйственных наук (1971).

Награждён орденами Ленина (22.03.1966), Октябрьской Революции (08.04.1971), Отечественной войны 2-й степени (11.03.1985), Трудового Красного Знамени (04.07.1957), Славы 3-й степени, медалями, в том числе «За отвагу» (14.03.1945), «За боевые заслуги» (13.08.1943), а также двумя Золотыми (1961, 1964) и большой Серебряной (1958) медалями ВДНХ (ВСХВ) СССР.

Владислава Евтушенко — полная биография

ЕВТУШЕНКО Евгений Александрович — русский, советский поэт, прозаик, публицист, киносценарист, кинорежиссер, член Союза писателей Москвы. Почетный член Американской академии искусства, действительный член Европейской академии искусства и наук.

Родился 18 июля 1932 года в Сибири, в посёлке Нижнеудинск Иркутской области. Отец — Гангнус Александр Рудольфович (1910-1976), геолог. Мать — Евтушенко Зинаида Ермолаевна (1910-2002), геолог, актриса, Заслуженный деятель культуры РСФСР. Супруга — Евтушенко Мария Владимировна (1961 г. рожд.), врач, филолог. Сыновья: Петр (1967 г. рожд.), художник; Александр (1979 г. рожд.), журналист, живет в Англии; Антон (1981 г. рожд.), живет в Англии; Евгений (1989 г. рожд.), учится в средней школе в США; Дмитрий (1990 г. рожд.), учится в средней школе в США.

Евгению Рейну, другу и, как многие считают, учителю Бродского, принадлежит постулат, датированный 1997 годом: «Россия – особая страна решительно во всех отношениях, даже под углом ее поэтического облика. Вот уже двести лет во все времена русскую поэзию представляет один великий поэт. Так было в восемнадцатом веке, в девятнадцатом и в нашем двадцатом. Только у этого поэта разные имена. И это неразрывная цепь. Вдумаемся в последовательность: Державин – Пушкин – Лермонтов – Некрасов – Блок – Маяковский – Ахматова – Евтушенко. Это – один-единственный Великий поэт с разными лицами. Такова поэтическая судьба России». Думается, что в отношении Евтушенко эта формула может быть безошибочно пролонгирована и на начало XXI столетия.

В Зиме прошли незабываемые детские годы Евгения Евтушенко. «Откуда родом я? Я с некой / сибирской станции Зима. » Этому городу посвящены одни из самых пронзительных его лирических стихотворений и многие главы ранних поэм.

Евтушенко с раннего детства считал и ощущал себя Поэтом. Это видно из его ранних стихов, впервые опубликованных в первом томе его Собрания сочинений в 8 томах. Датированы они 1937, 1938, 1939 годами. Совсем не умильные вирши, а талантливые пробы пера (или карандаша) 5-7-летнего ребенка. Его сочинительство и опыты поддерживаются родителями, а затем и школьными учителями, которые активно участвуют в развитии его способностей.

Поэт не раз с благодарностью вспоминает родителей, которые с ранних лет помогали ему через каждодневное общение, книги, знакомство и соприкосновение с искусством познать ценности окружающего мира, художественного наследия. «Отец часами мог рассказывать мне, еще несмышленому ребенку, и о падении Вавилона, и об испанской инквизиции, и о войне Алой и Белой роз, и о Вильгельме Оранском. Благодаря отцу я уже в 6 лет научился читать и писать, залпом читал без разбора Дюма, Флобера, Боккаччо, Сервантеса и Уэллса. В моей голове был невообразимый винегрет. Я жил в иллюзорном мире, не замечал никого и ничего вокруг. »

В последующие годы, несмотря на то, что у Александра Рудольфовича образовалась другая семья, он продолжал воспитание своего старшего сына поэзией. Так, осенью 1944 года они вместе ходили на вечер поэзии в МГУ, бывали и на других вечерах, слушая стихи Анны Ахматовой, Бориса Пастернака, Михаила Светлова, Александра Твардовского, Павла Антокольского и других поэтов.

Зинаида Ермолаевна не препятствовала встречам Жени с отцом, а еще раньше, когда писала ему письма, посылала стихи сына, в которых уже попадались строки и рифмы, свидетельствующие о способностях мальчика, так рано взявшегося за перо. Мама верила в его способности и отдавала себе отчет в ценности его ранних опытов. Она сохраняла тетради и отдельные листки со стихами, с работой по составлению словаря рифм, еще не существующих, по его мнению, в поэзии. К сожалению, по разным причинам что-то все-таки было утеряно, как тетрадь, которая включала примерно около 10 тысяч рифм.

Положительное влияние на формирование эстетических вкусов поэта, мастерство эстрадных выступлений и неподдельный интерес к театру и кино оказывала и сама вторая, артистическая, профессия мамы. В 1938-41 годах она была солисткой Московского театра имени К.С. Станиславского, окончив в 1939 году музыкальное училище имени М.М. Ипполитова-Иванова, в которое поступила еще будучи студенткой последнего курса геологоразведочного института — после того, как заняла первое место в смотре художественной самодеятельности вузов столицы. В ее доме бывали артисты — и ставшие впоследствии знаменитостями, и скромные труженики мосэстрадовской сцены, которых так трогательно выписал спустя многие десятилетия поэт в одной из глав поэмы «Мама и нейтронная бомба».

С начала войны по декабрь 1943 года она выступала на фронтах, затем — гастроли у хлеборобов Читинской области (декабрь 1943 г.), во время которых она тяжело заболела тифом и пролежала несколько месяцев в больнице Читы. После выздоровления в 1944 году работала заведующей зиминским Домом культуры железнодорожников, а в конце июля 1944-го вернулась с сыном в Москву, откуда, после приезда по вызову из Зимы ее матери, снова отправилась по фронтам в составе концертной бригады своего театра, домой вернулась только в апреле победного 45-го. В последующие годы она работала во Всесоюзном гастрольно-концертном объединении и в московской филармонии в качестве режиссера по детской музыкальной работе вплоть до выхода на пенсию в 1977 году.

Гостеприимство Зинаиды Ермолаевны распространялось не только на собственных друзей, но и на окружение молодого, вступающего в бурную творческую жизнь сына. Своими в доме были многие поэты — Евгений Винокуров, Владимир Соколов, Роберт Рождественский, Григорий Поженян, Михаил Луконин и другие, не говоря уже о Белле Ахмадулиной, первой жене поэта; прозаик Юрий Казаков, драматург Михаил Рощин, литературовед Владимир Барлас, студенты Литературного института, художники Юрий Васильев и Олег Целков, актеры Борис Моргунов и Евгений Урбанский.

Поэт рос и учился в Москве, посещал поэтическую студию Дома пионеров. Был студентом Литературного института, в 1957 году исключен за выступления в защиту романа В. Дудинцева «Не хлебом единым». Печататься начал в 16 лет. Первые публикации стихов в газете «Советский спорт» датированы 1949 годом. Принятый в Союз писателей СССР в 1952 году, стал самым молодым его членом.

Первая книга — «Разведчики грядущего» (1952) — несла родовые приметы декларативной, лозунговой, пафосно-бодряческой поэзии рубежа 1940-50-х годов. Но тем же годом, что и книга, датированы стихотворения «Вагон» и «Перед встречей», которые Евтушенко без малого четверть века спустя в статье «Воспитание поэзией» (1975) назовет «началом. серьезной работы» в литературе.

Подлинно дебютными стали не первая «ходульно-романтическая книжка», как аттестует сегодня «Разведчики грядущего» сам поэт, и даже не вторая — «Третий снег» (1955), а третья — «Шоссе энтузиастов» (1956) и четвертая — «Обещание» (1957) книги, а также поэма «Станция Зима» (1953-56). Именно в этих сборниках и поэме Евтушенко осознает себя поэтом нового, вступающего в жизнь поколения, которое позже назовут поколением «шестидесятников», и громко заявляет об этом программным стихотворением «Лучшим из поколения».

Мироощущение, умонастроение поэта складывались под воздействием сдвигов в самосознании общества, вызванных первыми разоблачениями культа личности Сталина.

Воссоздавая обобщенный портрет молодого современника «оттепели», Е. Евтушенко пишет собственный портрет, вбирающий духовные реалии как общественной, так и литературной жизни. Для выражения и утверждения ее поэт находит броские афористичные формулы, воспринимавшиеся полемическим знаком нового антисталинского мышления: «Усердье в подозреньях не заслуга. / Слепой судья народу не слуга. / Страшнее, чем принять врага за друга, / принять поспешно друга за врага». Или: «И лезут в соколы ужи, / сменив, с учетом современности, / приспособленчество ко лжи / приспособленчеством ко смелости».

С молодым задором декларируя собственную разность, поэт упивается разнообразием окружающего его мира и жизни и искусства, готов вобрать его в себя во всем всеохватном богатстве. Отсюда буйное жизнелюбие и программного стихотворения «Пролог», и других созвучных стихов рубежа 1950-60-х годов, проникнутых той же неуемной радостью бытия, жадностью ко всем его — и не одним только прекрасным — мгновениям, остановить, объять которые неудержимо спешит поэт. Как бы декларативно ни звучали при этом иные его стихи, в них нет и тени бездумного бодрячества, охотно поощрявшегося официозной критикой, — речь о максимализме социальной позиции и нравственной программы, которые провозглашает и отстаивает «возмутительно нелогичный, непростительно молодой» поэт: «Нет, мне ни в чем не надо половины! / Мне — дай все небо! Землю всю положь!»

Ярость тогдашних охранителей канона вызвала прозаическая «Автобиография», напечатанная во французском еженедельнике «Экспрессо» (1963). Перечитывая «Автобиографию» сейчас, по прошествии 40 лет, ясно видишь: скандал инспирировался намеренно и инициаторами его были идеологи из ЦК КПСС. Велась очередная проработочная кампания по завинчиванию гаек и выкручиванию рук — для острастки и самого Евтушенко, и тех «инакомыслящих», кто оппозиционно воспринял погромные встречи Н.С. Хрущева с творческой интеллигенцией. Лучший ответ на это Е. Евтушенко дал включением фрагментов ранней «Автобиографии» в позднейшие стихи, прозу, статьи автобиографического характера и публикацией ее с небольшими сокращениями в 1989 и 1990 годах.

Идейно-нравственный кодекс поэта был сформулирован не сразу: на исходе 1950-х годов он во весь голос заговорил о гражданственности, хотя дал ей поначалу крайне зыбкое, расплывчатое, приблизительное определение: «Она совсем не понуканье, / а добровольная война. / Она — большое пониманье / и доблесть высшая она». Развивая и углубляя ту же мысль в «Молитве перед поэмой», которой открывается «Братская ГЭС», Евтушенко найдет куда более ясные, четкие определения: «Поэт в России — больше, чем поэт. / В ней суждено поэтами рождаться / лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства, / кому уюта нет, покоя нет».

Впрочем, и эти строки, ставшие хрестоматийными, тоже списывались бы на декларации, если б подтверждением им не были стихи, чье обнародование, будучи актом гражданского мужества, становилось крупным событием как литературной, так и (не в меньшей, если не в большей мере) общественной жизни: «Бабий Яр» (1961), «Наследники Сталина» (1962), «Письмо Есенину» (1965), «Танки идут по Праге» (1968), «Афганский муравей» (1983). Эти вершинные явления гражданской лирики Евтушенко не носили характера одноразового политического действия. Так, «Бабий Яр» прорастает из стихотворения «Охотнорядец» (1957) и в свою очередь отзывается в 1978-м другими созвучными строками: «У русского и у еврея / одна эпоха на двоих, / когда, как хлеб, ломая время, / Россия вырастила их».

Под стать вершинам гражданской поэзии Е. Евтушенко его безбоязненные поступки в поддержку преследуемых талантов, в защиту достоинства литературы и искусства, свободы творчества, прав человека. Таковы многочисленные телеграммы и письма протеста против суда над А. Синявским и Ю. Даниэлем, травли А. Солженицына, советской оккупации Чехословакии, правозащитные акции заступничества за репрессированных диссидентов — генерала П. Григоренко, писателей А. Марченко, З. Крахмальникову, Ф. Светова, поддержка Э. Неизвестного, И. Бродского, В. Войновича.

Частым поездкам по стране, в том числе по русскому Северу и Заполярью, Сибири и Дальнему Востоку, поэт обязан как многими отдельными стихами, так и большими циклами и книгами стихов. Немало путевых впечатлений, наблюдений, встреч влилось в сюжеты поэм — широкая география целенаправленно работает в них на эпическую широкоохватность замысла и темы.

По частоте и протяженности не знают себе равных в писательской среде маршруты зарубежных поездок Е. Евтушенко. Он побывал на всех, кроме Антарктиды, континентах, пользуясь всеми видами транспорта — от комфортабельных лайнеров до индейских пирог — вдоль и поперек исколесил большинство стран. Сбылось-таки: «Да здравствует движение и жаркость, / и жадность, торжествующая жадность! / Границы мне мешают. Мне неловко / не знать Буэнос-Айреса, Нью-Йорка».

Ностальгически вспоминая «первый день поэзии» в так и озаглавленном стихотворении конца 1970-х, Е. Евтушенко восславляет поэзию, которая бросилась «на приступ улиц» в то обнадеживающее «оттепельное» время, «когда на смену словесам затертым / слова живые встали из могил». Своей ораторской патетикой молодого трибуна он больше других способствовал тому, чтобы «происходило чудо оживанья / доверия, рожденного строкой. / Поэзию рождает ожиданье / поэзии народом и страной». Неудивительно, что именно его признали первым трибунным поэтом эстрады и телевидения, площадей и стадионов, да и сам он, не оспаривая этого, всегда горячо ратовал за права слова звучащего. Но ему же принадлежит «осеннее» раздумье, относящееся как раз к шумной поре эстрадных триумфов начала 1960-х: «Прозренья — это дети тишины. / Случилось что-то, видимо, со мной, / и лишь на тишину я полагаюсь. » Кому, как не ему, поэтому было надо энергично опровергать в начале 1970-х годов назойливые противопоставления «тихой» поэзии «громкой», разгадав в них недостойную «игру в свободу от эпохи», опасное сужение диапазона гражданственности? И, следуя себе, провозглашать неприкрашенную правду времени тем единственным критерием, которым надлежит поверять ту и другую? «Поэзия, будь громкой или тихой, — / не будь тихоней лживой никогда!»

Тематическое, жанровое, стилевое многообразие, отличающее лирику Евтушенко, в полной мере характеризует его поэмы. Лирическая исповедальность ранней поэмы «Станция Зима» и эпическая панорамность «Братской ГЭС» — не единственные крайние полюса. При всей их художественной неравнозначности каждая из 19 его поэм отмечена «лица необщим выраженьем». Как ни близка «Братской ГЭС» поэма «Казанский университет» (1970), она и при общей эпической структуре обладает собственным, специфическим своеобразием. Недоброжелатели поэта не без тайного и явного злорадства ставят в вину сам факт написания ее к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина. Между тем «Казанский университет» — не юбилейная поэма о Ленине, который и появляется, собственно, в двух последних главах (всего их 17). Это поэма о передовых традициях русской общественной мысли, «пропущенных» через историю Казанского университета, о традициях просветительства и либерализма, вольнодумия и свободолюбия.

В русскую историю погружены поэмы «Ивановские ситцы» (1976) и «Непрядва» (1980). Первая более ассоциативна, вторая, приуроченная к 800-летию Куликовской битвы, — событийна, хотя в ее образный строй наряду с эпическими картинами повествовательного плана, воссоздающими далекую эпоху, включены лирические и публицистические монологи, стыкующие многовековое прошлое с современностью.

На виртуозном сцеплении многочисленных голосов публики, падкой до будоражащих зрелищ, быка, обреченного на заклание, молодого, но уже отравленного «ядом арены» тореро, приговоренного, пока не погибнет сам, вновь и вновь «убивать по обязанности», и даже пропитанного кровью песка на арене строится поэма «Коррида» (1967). Спустя год волнующая поэта «идея крови», которой оплачены многовековые судьбы человечества, вторгается и в поэму «Под кожей статуи Свободы», где в единую цепь кровопролитных трагедий мировой истории ставятся убийства царевича Дмитрия в древнем Угличе и президента Джона Кеннеди в современном Далласе.

В ключе сюжетных повествований о человеческих судьбах выдержаны поэмы «Снег в Токио» (1974) и «Северная надбавка» (1977). В первой поэмный замысел воплотился в форме притчи о рождении таланта, высвободившегося из оков недвижного, освященного вековым ритуалом семейного быта. Во второй — непритязательная житейская быль произрастает на сугубо российской почве и, поданная в обычном потоке будней, воспринимается их достоверным слепком, содержащим много привычных, легко узнаваемых подробностей и деталей.

Не в изначальном, а в доработанном виде включены в восьмитомное собрание сочинений Е. Евтушенко публицистически ориентированные поэмы «В полный рост» (1969-1973-2000) и «Просека» (1975-2000). То, что разъяснено поэтом в авторском комментарии ко второй, приложимо и к первой: он писал обе четверть и более века «тому назад, совершенно искренне цепляясь за остатки иллюзий, окончательно не убитые. еще со времен «Братской ГЭС»». Нынешний отказ от них едва не побудил к отречению и от поэм. Но поднятая было «рука опустилась, как бы независимо от моей воли, и правильно сделала». Так же правильно, как поступили друзья, редакторы восьмитомника, уговорив автора спасти обе поэмы. Вняв советам, он спас их тем, что убрал излишества публицистики, но сохранил в неприкосновенности реалии минувших десятилетий. «Да, СССР больше нет, и я уверен, что не нужно было реанимировать даже музыку его гимна, но люди-то, которые называли себя советскими, и в том числе я, . остались». Значит, и чувства, какими они жили, — «это тоже часть истории. А историю из нашей жизни, как показали столькие события, вычеркивать невозможно. »

Синтез эпики и лирики отличает развернутую в пространстве и времени политическую панораму современного мира в поэмах «Мама и нейтронная бомба» (1982) и «Фуку!» (1985). Безусловное первенство принадлежит Е. Евтушенко в изображении таких взаимосвязанных явлений и тенденций агонизирующей советской действительности 1980-х годов, как реанимация сталинизма и возникновение отечественного фашизма.

Евгений Евтушенко сорвал плотную завесу стыдливых умолчаний о легализации русского фашизма и его первой публичной демонстрации в Москве на Пушкинской площади «в день рождения Гитлера / под всевидящим небом России». Тогда, в начале 1980-х, то была действительно «жалкая кучка парней и девчонок», «играющих в свастику». Но, как показало в середине 1990-х появление и сегодня действующих фашистских партий и движений, их военизированных формирований и пропагандистских изданий, тревожный вопрос поэта прозвучал вовремя и даже с опережением: «Как случиться могло, / чтобы эти, как мы говорим, единицы, / уродились в стране / двадцати миллионов и больше — теней? / Что позволило им, / а верней, помогло появиться, / что позволило им / ухватиться за свастику в ней?»

В поэтическом словаре Евтушенко слово «застой» появилось еще в середине 1970-х годов, то есть задолго до того, как оно вошло в политический лексикон «перестройки». В стихах конца 1970-х — начала 1980-х годов мотив душевного непокоя, разлада с «застойной» эпохой выступает одним из доминирующих. Ключевое понятие «перестройка» появится спустя время, но ощущение тупиковости «доперестроечного» пути уже владеет поэтом. Закономерно поэтому, что он стал одним из тех первых энтузиастов, кто не просто принял идеи «перестройки», но деятельно способствовал их претворению в жизнь. Совместно с академиком А. Сахаровым, А. Адамовичем, Ю. Афанасьевым — как один из сопредседателей «Мемориала», первого массового движения российских демократов. Как общественный деятель, ставший вскоре народным депутатом СССР и возвысивший свой депутатский голос против цензуры и унизительной практики оформления зарубежных выездов, диктата КПСС, ее — от райкомов до ЦК — иерархии в кадровых вопросах и монополии государства на средства производства. Как публицист, активизировавший свои выступления в демократической печати. И как поэт, чья возрожденная вера, обретя новые стимулы, полнозвучно выразила себя в стихах второй половины 1980-х годов: «Пик позора», «Перестройщики перестройки», «Страх гласности», «Так дальше жить нельзя», «Вандея». Последнее — и о литературном бытии, в котором назревал неизбежный раскол Союза писателей СССР, чье монолитное единство оказалось одним из фантомов пропагандистского мифа, исчезнувшим вслед за «гекачепистским» путчем в августе 1991 года.

Стихи 1990-х годов, вошедшие в сборники «Последняя попытка» (1990), «Моя эмиграция» и «Белорусская кровинка» (1991), «Нет лет» (1993), «Золотая загадка моя» (1994), «Поздние слезы» и «Мое самое-самое» (1995), «Бог бывает всеми нами. » (1996), «Медленная любовь» и «Невыливашка» (1997), «Краденые яблоки» (1999), «Между Лубянкой и Политехническим» (2000), «Я прорвусь в двадцать первый век. » (2001) или увидевшие свет в газетных и журнальных публикациях, а также последняя поэма «Тринадцать» (1993-96) свидетельствуют, что в «постперестроечное» творчество Е. Евтушенко вторгаются мотивы иронии и скепсиса, усталости и разочарования.

В конце 1990-х и в первые годы нового века заметно снижение поэтической активности Евтушенко. Объясняется это не только длительным пребыванием на преподавательской работе в США, но и все более интенсивными творческими исканиями в других литературных жанрах и видах искусства. Еще в 1982 году он предстал в качестве романиста, чей первый опыт — «Ягодные места» — вызвал разноречивые, от безоговорочной поддержки до резкого неприятия, отзывы и оценки. Второй роман — «Не умирай прежде смерти» (1993) с подзаголовком «Русская сказка» — при всей калейдоскопичности сюжетных линий, разнобойности населяющих его героев имеет своим направляющим стержнем драматичные ситуации «перестроечной» поры. Заметным явлением современной мемуарной прозы стала книга «Волчий паспорт» (М., 1998).

Итог более чем 20-летней не просто составительской, но исследовательской работы Евтушенко — издание на английском в США (1993) и русском (М.; Минск, 1995) языках антологии русской поэзии XX века «Строфы века», фундаментальный труд (более тысячи страниц, 875 персоналий!). Зарубежный интерес к антологии опирается на объективное признание ее научного значения, в частности, как ценного учебного пособия по университетским курсам истории русской литературы. Логическим продолжением «Строф века» станет еще более фундаментальный труд, завершаемый поэтом, — трехтомник «В начале было Слово». Это антология уже всей русской поэзии, с XI по XXI век, включая «Слово о полку Игореве» в новом «перекладе» на современный русский язык.

Евгений Евтушенко был редактором многих книг, составителем ряда больших и малых антологий, вел творческие вечера поэтов, составлял радио- и телепрограммы, организовывал грамзаписи, сам выступал с чтением стихов А. Блока, Н. Гумилева, В. Маяковского, А. Твардовского, писал статьи, в том числе для конвертов пластинок (об А. Ахматовой, М. Цветаевой, О. Мандельштаме, С. Есенине, С. Кирсанове, Е. Винокурове, А. Межирове, Б. Окуджаве, В. Соколове, Н. Матвеевой, Р. Казаковой и многих других).

Всему творческому пути Евтушенко неотлучно сопутствовал отнюдь не любительский и вовсе не дилетантский интерес к кино. Видимое начало его кинотворчеству положили «поэма в прозе» «Я — Куба» (1963) и кинофильм М. Калатозова и С. Урусевского, снятый по этому сценарию. Благотворную роль творческого стимула наверняка сыграла в дальнейшем дружба с Феллини, близкое знакомство с другими мастерами мирового экрана, а также участие в фильме С. Кулиша «Взлет» (1979), где поэт снялся в главной роли К. Циолковского. (Желание сыграть Сирано де Бержерака в фильме Э. Рязанова не осуществилось: успешно пройдя пробы, Евтушенко решением Комитета кинематографии не был допущен к съемкам.) По собственному сценарию «Детский сад» он поставил одноименный кинофильм (1983), в котором выступил и как режиссер, и как актер. В том же триедином качестве сценариста, режиссера, актера выступил в фильме «Похороны Сталина» (1990).

Не менее чем к экрану поэт творчески привязан и к сцене. И не только как блестящий исполнитель стихов, то и как вначале автор инсценировок и сценических композиций («На этой тихой улочке» по «Четвертой Мещанской», «Хотят ли русские войны», «Гражданские сумерки» по «Казанскому университету», «Просека», «Коррида» и др.), затем как автор пьес. Некоторые из них становились событиями культурной жизни Москвы — например, «Братская ГЭС» в Московском драмтеатре на М. Бронной (1967), «Под кожей статуи Свободы» в любимовском театре на Таганке (1972), «Благодарю вас навсегда. » в Московском драмтеатре имени М.Н. Ермоловой (2002). Сообщалось о премьерах спектаклей по пьесе Е. Евтушенко «Если бы все датчане были евреями» в Германии и Дании (1998).

Произведения Е. Евтушенко переведены более чем на 70 языков, они изданы во многих странах мира. Только в Советском Союзе, России, а это, следует признать, далеко не большая часть изданного, к 2003 году вышло более 130 книг, в том числе более 10 книг прозы и публицистики, 11 сборников поэтических переводов с языков братских республик и одна — перевод с болгарского, 11 сборников — на языках народов бывшего СССР. За рубежом в дополнение к сказанному отдельными изданиями выходили фотоальбомы, а также эксклюзивные и коллекционные раритеты.

Прозу Е. Евтушенко, кроме упомянутых выше романов, составляют две повести — «Пирл-Харбор» (1967) и «Ардабиола» (1981), а также несколько рассказов. Только в средствах массовой информации рассыпаны сотни, если не тысячи интервью, бесед, выступлений, откликов, писем (в том числе и с его подписью коллективных), ответов на вопросы всевозможных анкет и опросов, изложений речей и высказываний. Пять киносценариев и пьес для театра были опубликованы тоже только в периодике, а фотографии с персональных фотовыставок «Невидимые нити», демонстрировавшихся в 14 городах страны, в Италии и Англии, — в буклетах, проспектах, газетных и журнальных публикациях.

Десятки произведений поэта стимулировали создание музыкальных произведений, начиная от «Бабьего Яра» и главы из «Братской ГЭС», вдохновивших Д. Шостаковича на едва не запрещенную «сверху» Тринадцатую симфонию и высоко оцененную Государственной премией симфоническую поэму для хора и оркестра «Казнь Степана Разина», и кончая популярными песнями «Бежит река, в тумане тает. », «Хотят ли русские войны», «Вальс о вальсе», «А снег повалится, повалится. », «Твои следы», «Спасибо вам за тишину», «Не спеши», «Дай Бог» и другие.

О жизни и творчестве Е. Евтушенко написано около десятка книг, не менее 300 общих работ, а количество статей и рецензий, посвященных отдельным сборникам и произведениям поэта, его поэтическим переводам, языку и стилю невозможно подчитать — оно огромно. Эти сведения при желании можно почерпнуть из опубликованных библиографий.

Евгений Евтушенко — почетный член Американской академии искусств, почетный член Академии изящных искусств в Малаге, действительный член Европейской академии искусств и наук, почетный профессор «Honoris Causa» Университета новой школы в Нью-Йорке и Королевского колледжа в Квинсе. За поэму «Мама и нейтронная бомба» удостоен Государственной премии СССР (1984). Лауреат премий имени Т. Табидзе (Грузия), Я. Райниса (Латвия), Фреджене-81, «Золотой лев» Венеции, Энтурия, премии города Триада (Италия), международной премии «Академии Симба» и других. Лауреат премии Академии российского телевидения «Тэфи» за лучшую просветительскую программу «Поэт в России — больше, чем поэт» (1998), премии имени Уолта Уитмена (США). Награжден орденами и медалями СССР, почетной медалью Советского фонда мира, американской медалью Свободы за деятельность по защите прав человека, специальным знаком за заслуги Йельского университета (1999). Широкий резонанс имел отказ от получения ордена Дружбы в знак протеста против войны в Чечне (1993). Роман «Не умирай прежде смерти» был признан лучшим иностранным романом 1995 года в Италии.

За литературные достижения в ноябре 2002 года Евгению Евтушенко присуждена интернациональная премия Aquila (Италия). В декабре того же года он награжден золотой медалью «Люмьеры» за выдающийся вклад в культуру ХХ века и популяризацию российского кино.

В мае 2003 года Е. Евтушенко награжден общественным орденом «Живая легенда» (Украина) и орденом Петра Великого, в июле 2003 года – грузинским «Орденом Чести». Отмечен Почетным знаком основателя Центра реабилитации детей в России (2003). Почетный гражданин города Зима (1992), а в Соединенных Штатах — Нью-Орлеана, Атланты, Оклахомы, Талсы, штата Висконсин.

В 1994 году именем поэта названа малая планета Солнечной системы, открытая 6 мая 1978 года в Крымской астрофизической обсерватории (4234 Evtushenko, диаметр 12 км, минимальное расстояние от Земли 247 млн. км).

Евгений Евтушенко умер 1 апреля 2017 г. на 85-м году жизни.

Владислава Евтушенко — полная биография

Начал печататься в 1949, первое стихотворение опубликованно в газете «Советский спорт».

С 1952 [4] по 1957 г. учился в Литературном институте им. М. Горького. Исключён за «дисциплинарные взыскания» [2] , а также — за поддержку романа Дудинцева «Не хлебом единым».

В 1952 году выходит первая книга стихов «Разведчики грядущего», — впоследствии автор оценил её, как юношескую и незрелую.

В 1952 году стал самым молодым членом Союза писателей СССР [5] , минуя ступень кандидата в члены СП.

«Меня приняли в Литературный институт без аттестата зрелости и почти одновременно в Союз писателей, в обоих случаях сочтя достаточным основанием мою книгу. Но я знал ей цену. И я хотел писать по-другому», — Евтушенко, «Преждевременная автобиография».

В последующие годы печатает несколько сборников, которые приобретают большую популярность («Третий снег» (1955), «Шоссе энтузиастов» (1956), «Обещание» (1957), «Стихи разных лет» (1959), «Яблоко» (1960), «Нежность» (1962), «Взмах руки» (1962)).

Появление молодого поэта на литературной сцене совпало с хрущёвской оттепелью и частичной либерализацией советского общества. Свежие и яркие стихи Евтушенко резонировали с позитивными настроениями молодёжи.

Одним из символов оттепели стали вечера в Большой Аудитории Политехнического музея, в которых вместе с Робертом Рождественским , Беллой Ахмадулиной, Булатом Окуджавой и другими поэтами волны 1960-х годов, также принимал участие Евтушенко.

Произведения его отличает широкая гамма настроений и жанровое разнообразие. Первые строки из пафосного вступления к поэме «Братская ГЭС» (1965): «Поэт в России больше чем поэт», — манифест творчества самого Евтушенко и крылатая фраза, которая устойчиво вошла в обиход. Поэту не чужда тонкая и интимная лирика: стихотворение «Бывало спит у ног собака» (1955). В поэме «Северная Надбавка» (1977) слагает настоящую оду пиву — любимому народному напитку, которого тогда так не хватало на Дальнем Севере. Поэт затрагивает самые разные, в том числе откровенно политические, темы.

Евтушенко объездил весь Советский Союз и весь Земной шар в поисках своих тем и героев. С особым чувством пишет он людях труда, — зверобоях, строителях, геологах… («Северная надбавка», «Катер Связи»). Несколько поэм и циклов стихотворений посвящено зарубежной и антивоенной тематике : «Под кожей Статуи Свободы», «Коррида», «Итальянский цикл», «Голубь в Сантьяго», «Мама и нейтронная бомба».

Известность получили сценические выступления Евтушенко: он с успехом читает собственные произведения. Выпустил несколько дисков и аудиокниг в собственном исполнении: «Ягодные места», «Голубь в Сантьяго» и другие.

Владислава Евтушенко - полная биография

С 1986 по 1991 год был секретарём правления Союза писателей СССР. С декабря 1991 года — секретарь правления Содружества писательских союзов. С 1989 года — сопредседатель писательской ассоциации «Апрель». С 1988 года — член общества «Мемориал».

В 1989 году был избран народным депутатом СССР от Дзержинского территориального избирательного округа г. Харькова.

Евтушенко известен также как режиссёр, актёр, драматург, сценарист. Известны его фотографии, он экспонировал свою фотовыставку «Невидимые нити».

В 2007 году в спорткомплексе «Олимпийский» состоялась премьера рок-оперы «Идут белые снеги», созданной на стихи Евгения Евтушенко композитором Глебом Маем.

В 1991 году, заключив контракт с американским университетом в г. Талса, штат Оклахома, уехал с семьёй преподавать в США, где и проживает в настоящее время [6] .

Критика

Литературный стиль и манера Евтушенко давала обширное поле деятельности для критики. Его часто упрекали в славословии, пафосной риторике и скрытом самовосхвалении. Так, литературовед Николай Гладких писал о поэме «Фуку !»:

«Самопрославление не может обрести форму спокойного, уверенного в себе самолюбования, не может быть и выражением аутентичной личности. Амбиции исключительно велики и давно превзошли масштаб дарования. Жанр оказывается яростно полемичным в каждом своём слове, в каждом высказывании, и главное — говорящий не может ни на минуту остановиться; вступив в спор с временем и миром, он вынужден непрерывно манифестировать» [7]

— далее критик упрекает Евтушенко в скрытом подражании Маяковскому, который оказал несомненно глубокое влияние на творчество поэта.

Гражданская позиция

И сквозь рыла, ряшки, хари целовальников, менял, словно блики среди хмари, Стенька лица увидал. Были в лицах даль и высь, и в глазах угрюмо-вольных, словно в тайных малых Волгах, струги Стенькины неслись. Стоит все стерпеть бесслёзно, быть на дыбе, колесе, если рано или поздно прорастают лица грозно у безликих на лице.
Поэма «Братская ГЭС» [8]

Политические оппоненты и беспрестрастные наблюдатели отмечали, что поэт умел находить общий язык с властями при любом режиме.

В первую книжку стихов вошли такие задушевные строки о Сталине:

… В бессонной ночной тишине Он думает о стране, о мире, Он думает обо мне. Подходит к окну. Любуясь солнцем, Тепло улыбается он. А я засыпаю, и мне приснится Самый хороший сон.

Одна глава поэмы «Казанский Университет» посвящена В. И. Ленину и написана как раз к 100 летнему юбилею Ленина. — По заверениям самого поэта, всё это (равно как и другие искренно-пропагандистские его стихотворения советского времени: «Партбилеты», «Коммунары не будут рабами» и т. п.) следствие влияния пропаганды [9] .

В 1961 году в газете «Правда» опубликовано ставшее широко известным [10] , стихотворение «Наследники Сталина» приуроченное к выносу из мавзолея тела Сталина. Большой резонанс вызвали и другие его произведения «Бабий яр» (1961), «Письмо Есенину» (1965), «Танки идут по Праге» (1968). Несмотря на столь откровенный вызов тогдашней власти, поэт продолжал печататься, ездить по всей стране и за рубеж. В 1969 году был награжден орденом «Знак Почёта». [11] .

Евгений Евтушенко печатается в слывших оппозиционными в советское время журналах «Юность» (также входил в редколлегию этого журнала), «Новый Мир», «Знамя».

Известными стали его выступления в поддержку советских диссидентов Бродского, Солженицына, Даниэля [12] . Несмотря на это Иосиф Бродский недолюбливал Евтушенко (со слов Сергея Довлатова, известна его крылатая фраза «Если Евтушенко против колхозов, то я — за») и резко раскритиковал избрание Евтушенко почётным членом Американской академии искусств и словесности в 1987.

В 1990 году стал сопредседателем Всесоюзной ассоциации писателей в поддержку Перестройки «Апрель».

Семья

Евгений Евтушенко был официально женат 4 раза [13] :

  • Первый брак (1954) с известной поэтессой Беллой Ахмадулиной.
  • В 1961 женился вторично на Галине Сокол-Лукониной.
  • В 1978 Евтушенко женился на ирландке Джоан Батлер, своей страстной поклоннице.
  • С 1987 года состоит в браке с Марией Владимировной Новиковой.

От разных браков у него 5 сыновей. [14]

Интересные факты

  • Владеет английским, испанским, итальянским и французским языками [6] .
  • Любимый поэт и писатель — Александр Сергеевич Пушкин.
  • Пол МакКартни вспоминал как-то: «Давно в Гамбурге мне подруга подарила книгу русского поэта Евтушенко и между концертами мы иногда читали её».
  • Стихотворение «Галстук-бабочка», написанное в 1976, было посвящено встрече Евтушенко с Василием Шукшиным на приёме у Ахмадулиной: Шукшин, выпив, едко подметил: «Ты же вырос в Сибири, на станции Зима, а носишь галстук-бабочку, как последний пижон!», — на что Евтушенко парировал: «А твои кирзовые — не пижонство?». Евтушенко согласился снять галстук «бабочку», если Шукшин скинет сапоги.
  • Некоторые источники, в частности П. А. Судоплатов, сообщают, что Е. А. Евтушенко сотрудничал с КГБ, выполняя роль «агента влияния» [11][15] .

Творчество

Поэмы

  • «Станция Зима» (1953—1956).
  • «Братская ГЭС» (1965)
  • «Пушкинский перевал» (1965
  • «Коррида» (1967).
  • «Под кожей статуи Свободы», (1968)
  • «Казанский университет», (1970)
  • «Снег в Токио», (1974)
  • «Ивановские ситцы», (1976)
  • «Северная надбавка», (1977)
  • «Голубь в Сантьяго», (1978)
  • «Непрядва», (1980)
  • «Мама и нейтронная бомба», (1982)
  • «Дальняя родственница» (1984)
  • «Фуку!» (1985)
  • «Тринадцать» (1996
  • «В полный рост» (1969—2000)
  • «Просека» (1975—2000).

Сборники стихов

  • «Третий снег» (1955)
  • «Шоссе Энтузиастов» (1956)
  • «Обещание» (1957)
  • «Разведчики грядущего» (1952),
  • «Взмах руки» (1962)
  • «Нежность» (1962)
  • «Катер связи» (1966)
  • «Идут белые снеги» (1969)
  • «Интимная лирика» (1973).
  • «Утренний народ» (1978)
  • «Отцовский слух» (1978)

Романы

  • «Ягодные места» (1982)
  • «Не умирай прежде смерти» (1993)

Повести

  • «Пирл-Харбор» («Мы стараемся сильнее»)(1967)
  • «Ардабиола» (1981)

Публицистика

  • «Талант есть чудо неслучайное» (1980) — книга критических статей
  • Евтушенко Е. Завтрашний ветер. М.: Правда, 1987. — 480 с.; илл.
  • Евтушенко Е. Политика — привилегия всех: Книга публицистики. М.: АПН, 1990. — 624 с.; илл. — ISBN 5-7020-0048-X

Антологии

  • «Строфы века» (1993 — на англ., США; 1995 — русское изд.)

Мемуары

  • Евтушенко Е. Волчий паспорт. М.: Вагриус, 1998. — 576 с. — ISBN 5-7027-0574-2 («Мой 20 век»).
  • Евтушенко Е. Шести-десантник: Мемуарная проза. М.: Аст; Зебра, 2006. — ISBN 978-5-17-049370-8; ISBN 978-5-17-047584-1; ISBN 978-5-94663-339-0; ISBN 978-5-94663-528-8

Песни и Музыка

  • В 13-й симфонии (Симфония № 13 b-moll «Бабий Яр», соч. 113 в пяти частях, для баса, хора басов и оркестра; премьера — 18 декабря1962, Москва, Большой зал Консерватории; исп.: В. Громадский (бас), Государственный хор и хор Гнесинского института, оркестр Московской филармонии, дирижёрК. Кондрашин) и кантате «Казнь Степана Разина» Дмитрия Шостаковича использованы стихи Евтушенко (1965)
  • Рок-опера «Идут белые снеги…» (2007)

Известные песни на стихи Евтушенко

  • «А снег идёт» (Андрей Эшпай)
  • «Вальс о вальсе» (Эдуард Колмановский)
  • «Идут белые снеги» (Эдуард Колмановский)
  • «Дай Бог» (Раймонд Паулс)
  • «Нет лет» (Сергей Никитин)
  • «Плач по брату» (Сергей Никитин)
  • «Серёжка ольховая» (Евгений Крылатов)
  • «Со мною вот что происходит» (Микаэл Таривердиев)
  • «Хотят ли русские войны» (Эдуард Колмановский)
  • «Чёртово колесо» (Арно Бабаджанян)
  • «Шаги» (Евгений Крылатов) (из к/ф «И это всё о нём»)

Фильмография

  • «Я Куба», режиссёр Михаил Калатозов (1964), автор сценария.
  • «Застава Ильича», режиссёр Марлен Хуциев, (1965), — Евтушенко появляется в документальной вставке о вечере поэзии в Политехническом музее
  • «Литературный концерт», режиссёр Александр Белинский (1970, «Лентелефильм») — эпизод «Четвёртая мещанская», по рассказу Евтушенко, — актёры Зоя Соколова и Александр Семёнов.
  • «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», режиссёр Эльдар Рязанов (1975), — песня М.Таривердиевана стихотворение «Со мною вот что происходит…»в исполнииСергея Никитина (титры к 1 серии)
  • «Служебный роман», режиссёр Эльдар Рязанов (1977), — слова к песнe «Нас в набитых трамваях болтает…» — видео — муз. Андрея Петрова
  • «И это всё о нём» (1978) — слова к песням
  • «Взлёт», режиссёр Савва Кулиш, (1979), актёр, — К. Э. Циолковский, главная роль
  • «Детский сад» (1983), режиссёр, актёр.
  • «Похороны Сталина» (1990), автор сценария, режиссёр, актёр.

Документальные фильмы

  • 1979 — Наш Пушкин, «Лентелефильм», реж. Владислав Виноградов
  • 1984 — Мои современники, «Лентелефильм», реж. Владислав Виноградов
  • 1984 — Пророки в своём отечестве, «Лентелефильм», реж. Олег Рябоконь, — хроника: Евтушенко читает стихи на похоронах А. Д. Сахарова

Награды

  • 1969 — Орден Знак Почёта
  • 1983 — Орден Трудового Красного Знамени
  • 1984 — Государственная премия СССР — за поэму «Мама и нейтронная бомба»
  • 1993 — Орден Дружбы Народов — Евтушенко отказался его получать в знак протеста против войны в Чечне
  • 2003 — Царскосельская художественная премия
  • Литературные премии: «Фруджено-81» (Италия), «Академии СИМБА» в 1984 году (Италия), Международная премия «Золотой лев» (Венеция) и др.
  • 22 января2005 в Турине Евтушенко была вручена итальянская литературная премия Гринцане Кавур (Premio Grinzane Cavour) — «за способность донести вечные темы средствами литературы, особенно до молодого поколения» [16] .
  • В 2007 году, по инициативе Всемирного конгресса русскоязычных евреев (ВКРЕ), выдвигался на Нобелевскую премию по литературе2008 года за поэму «Бабий яр» [17] .
  • Является почётным членом Испанской и Американской академий, профессором в Питсбургском университете, в университете Санто-Доминго.
  • В 1994 году именем поэта названа малая планетаСолнечной системы, открытая 6 мая1978 года в Крымской астрофизической обсерватории (4234 Evtushenko).

Примечания

  1. Евтушенко Е.О себе // Строфы века: Антология русской поэзии / Сост. Е.Евтушенко, ред. Е.Витковский. Минск; М.: Полифак, 1995; 1999. — ISBN 5-89356-006-X
  2. 12Прищепа В. П. Основные даты жизни и творчества [: Раздел второй]. Евгений Евтушенко: Семинарий // Прищепа В. П. Российского Отечества поэт: Е. А. Евтушенко: 1965—1995 гг. Абакан: ХГУ, 1996. — 344 с. — ISBN 5-7810-0019-4 — ссылка проверена 10 мая2009
  3. 12Евтушенко Е. Жизнь как приключение // Евтушенко Е. Шести-десантник: Мемуарная проза. М.: АСТ; Зебра, 2006. С.36—75.
  4. Приказ № 114 по Литературному институту от 29 августа1952 / РГАЛИ, ф.632, оп. 1, е. х. 1506, л. 31
  5. Сайт «Московские Писатели» страница Евгения Евтушенко — ссылка проверена 10 мая2009
  6. 12«Я разный…» Штрихи к портрету, составитель Марк Левин (Чикаго, США) январь 2000 года — ссылка проверена 10 мая2009
  7. Гладких Н.Риторика Самовосхваления в поэме Е. Евтушенко «Фуку!»
  8. к 100-летию Дмитрия Шостаковича ссылка от 12 октября2008
  9. См., напр.: Евтушенко Е.Тоталитаризм начинался с тире: Ленин был сам предателем ленинских идеалов // Новая газета. 2004. 26 января.
  10. См., напр.: Кедров К.Бомба времени: 45 лет назад, в октябре 1962-го, было опубликовано стихотворение… «Наследники Сталина» // Известия. 2007. 23 октября.
  11. 12Жирнов, Евгений. Очень своевременный поэт: Как Евгению Евтушенко удавалось иметь репутацию самого свободомыслящего поэта в СССР, не теряя расположения партии и правительства? // КоммерсантЪ-Власть. 2005. № 5 (608). 7 февраля.
  12. www.krugosvet.ru
  13. Гордон Д.Евгений Евтушенко: «Всех женщин, которых называл своими, я до сих пор люблю…» // Бульвар Гордона. 2008. 15 июля. № 28 (168).
  14. http://www.tula.rodgor.ru/gazeta/687/otpusk/3863/?print=1
  15. См. об этом, напр.: Кожинов В.Лаврентий Берия, последние репрессии, сталинский культ [: Гл. 6] // Кожинов В.Россия век XX: 1901—1939. М.: Алгоритм; Крымский мост, 1999; Эксмо — ISBN 5-04-008597-4
  16. Волхонский Б.. «Евтушенко — это миф» // КоммерсантЪ-Власть. 2005. № 5 (608). 7 февраля.
  17. См., напр.: ЖЖ: «Евгений Евтушенко выдвинут на соискание Нобелевской премии»

Ссылки

  • Евгений Евтушенко. Биография, стихотворения, статьи.
  • Евтушенко, Евгений Александрович в библиотеке Максима Мошкова
  • Творчество Евгения Евтушенко на сайте The Electronic Literary Database
  • Суперзвезда мирового пиара Евгений Евтушенко (статья)
  • Все стихотворения Евгения Евтушенко на одной странице!
  • Стихи и биография Евгения Евтушенко
  • Фотографии Евгения Евтушенко во время визита в Пензу в 2008
  • Евгений Евтушенко в Антологии «Стихи о Карелии»
  • Юрий Кублановский о Евтушенко
  • Чернявский Г. И. Историк-космополит Евгений Евтушенко // Каскад [: Русская газета, Балтимор ]. 2005. 24 дек. — 7 янв., 14 — 28 янв., 28 янв. — 11 февр., 11 — 25 февр. № 228—231.
  • Колкер Ю.Евтушенко как зеркало русской деволюции // Флейта Евтерпы: Американский сетевой поэтический альманах на русском языке. 2006. № 1.
  • Золотоносов М.Шестидесятники: Евгений Евтушенко: Больше, чем поэт // Дело. 2006. 9 октября.
  • А. Ратнер, «Тысячелик, от лиц в него вошедших…»
  • В. Прищепа «Российского Отечества поэт» (книга-исследование о Е. Евтушенко)

Евгений Евтушенко на английском языке

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Евтушенко, Евгений» в других словарях:

Евтушенко, Евгений Александрович — Евгений Евтушенко Имя при рождении: Евгений Александрович Гангнус Дата рождения … Википедия

Евтушенко Евгений Александрович — Евгений Евтушенко Евгений Евтушенко. Стихотворения и поэмы. М.: Молодая гвардия, 1990 ( XX век: поэт и время ) Имя при рождении: Евгений Александрович Гангнус Дата рождения: 18 июля 1932 (76 лет) Место рождения: Нижнеудинск … Википедия

Евтушенко, Евгений Александрович — Поэт, киносценарист, кинорежиссер; сопредседатель писательской ассоциации «Апрель», секретарь правления Содружества писательских союзов; родился 18 июля 1933 г. на ст. Зима в Иркутской области; окончил Литературный институт им. А. М.… … Большая биографическая энциклопедия

Евтушенко Евгений Александрович — (р. 18.7.1933, ст. Зима Иркутской области), русский советский поэт. Учился в Литературном институте им. М. Горького (1951‒54). Первый сборник стихов ‒ «Разведчики грядущего» (1952), затем вышли сборники «Шоссе Энтузиастов» (1956), «Обещание»… … Большая советская энциклопедия

ЕВТУШЕНКО Евгений Александрович — (р. 1933) русский поэт. В лирике острая постановка сложных нравственных и исторических вопросов (стихотворения Наследники Сталина Бабий Яр ), проблемы морали, гражданственности, международной политики. Сборники Шоссе Энтузиастов (1956), Интимная… … Большой Энциклопедический словарь

ЕВТУШЕНКО Евгений Александрович — (р. 18 июля 1933, город Зима, Иркутская область), русский поэт и писатель. В кино выступает как сценарист, актер, режиссер; лауреат Государственной премии СССР (1984, за поэму «Мама и нейтронная бомба»). Учился в Литературном институте имени… … Энциклопедия кино

Евтушенко Евгений Александрович — (р. 1933), русский поэт. В лирике оптимизм «оттепельных» лет, открытая гражданская позиция, чувство личной причастности к истории, сложность духовного мира современника, освобождающегося от многих идеологических догм, сочетание публицистической… … Энциклопедический словарь

ЕВТУШЕНКО Евгений Александрович — (р. 1933), русский советский поэт. Поэмы «Станция “Зима”» (1956), «Братская ГЭС» (1965), «Пушкинский перевал» (1966), «Коррида» (1967), «Под кожей статуи Свободы», «Казанский университет» (обе — 1970), «Снег в Токио» (1975),… … Литературный энциклопедический словарь

Евгений Александрович Евтушенко — Евгений Евтушенко Евгений Евтушенко. Стихотворения и поэмы. М.: Молодая гвардия, 1990 ( XX век: поэт и время ) Имя при рождении: Евгений Александрович Гангнус Дата рождения: 18 июля 1932 (76 лет) Место рождения: Нижнеудинск … Википедия

Евгений Евтушенко — Евгений Евтушенко. Стихотворения и поэмы. М.: Молодая гвардия, 1990 ( XX век: поэт и время ) Имя при рождении: Евгений Александрович Гангнус Дата рождения: 18 июля 1932 (76 лет) Место рождения: Нижнеудинск … Википедия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *