Забота о себе

Забота о себе

Забота о себе

«Если нет драгоценного дара любви
Если холодно сердце, как лёд
И живёшь для себя, и лишь занят собой,
И на любовь душа к ближнему не влечёт
То, напрасно живёшь на земле ты
Мой друг, бесполезно проходят года» — /Сборник песен «Юность Иисусу».

«Тот, кому безразлично, как обстоят дела у других, лишь бы у него самого было все в порядке, — эгоист» — /И. Кант/.
Притча: Пастырь-волк и лиса-плутовка. « – Эй, плутовка лиса-сестра, давно я мечтаю с тобой повидаться. Хорошо, что сама пришла, ну раскаивайся в своих плутовских делах!».
«- О, и я тоже мечтала встретиться с вами, пастырь-брат со мной в одном деле повязанный богатырь – эгоист!» — улыбаясь, сказала лиса. – «Но всё не было подходящего случая. Я собиралась, — говорит лиса, — пригласить вас в гости в мой наш сад – церкви. Это не простой сад, а «чудесный». С одной стороны в нём растут яблоки и виноград, с другой – груши, инжир спелые-преспелые с винным соком. Кругом в саду проточная вода, всевозможные цветы – одним словом, там земной церковный рай. Кроме этого, я приготовила для вас бараний курдюк, покушайте с наслаждением…бесплатно». Всё то, что своё не отдаёшь.
— «Хитришь лиса-сестра!» — сказал волк, — но если тебе удавалось, обманывать, всю паству руководя, мною, я голова, а ты шея вертя, мною как хочешь, меня то обмануть не сумеешь!»
Лиса рассмеялась и сказала: — «О, какой вы недоверчивый! Недоверие всегда вредит, оно сжигает дружбу. Лучше пойдем-ка со мной, поедите сала, доставите себе удовольствие!». Новое упоминание о курдюке поколебало жадность волка-пастыря, и он пошёл за лисой-сестрой. Лиса шла впереди, всегда впереди ведущей, а волк за ней ведомый. Так они пришли в сад. Увидев цветущий сад, волк, пришёл в восторг. Хороши цветы в чужом саду, которыми можно воспользоваться. Наглости хватает. Ещё более радостная, чем волк ожидал, лиса шныряла из стороны в сторону. Насытив волка гулянием по саду и фруктами, лиса повела его к курдюку и сказала: — «Ну, посмотри, разве я сказала неправду? Вот курдюк, ешь его, пока не надоест».
Не в силах сдерживать себя при виде сала волк-пастырь жадно набросился на курдюк. Жадность одолела. Остановись, подумай, поделись с сестрой-лисой и другими. Нет! Себе и для себя. Торопливости и жадности итог: и сразу же его передние лапы были зажаты капканом. Как волк не вырывался, не мог освободиться, тогда он повернулся к лисе-сестре и взмолился: «Эй, лиса-сестра, чем-то прижало мои ноги, посоветуй, как мне освободиться».
— «Ты же пастырь – богатырь для себя живёшь, ты же сильный всё решаешь сам, поднатужься и высвободи свои ноги» — сказала лиса-сестра. Изо всех силы волк отпрянул назад, но лишь переломал кости лап и свалился без чувств. Лиса – сестра с наслаждением досыта наелась сама и, смеясь над пастырем – волком, головой стада, — не знал волк, шея поворачивает голову, хотя и прикрыта в тени.
Суть – притчи такова, думая, что другие эгоисты, сёстры – шеи головой вертя сами, становятся эгоистами себе для себя». /На основе таджикских притч/.
«Я ненавижу всех святых, —
Они заботятся мучительно
О жалких помыслах своих,
Себя спасают исключительно»- /К. Бальмонт, «Голос дьявола»/

«Ибо сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти» – /Гал.6.13/. «Это были люди, отличавшиеся духом партийности, ревновавшие о законе ровно настолько, насколько это содействовало их эгоистическим и плотским целям» — /Мэтью Генри – Англия/.
Эгоизм (от лат. ego «я») – жизненная позиция, в соответствии с которой удовлетворение человеком личного интереса забота об одном самом себе, без внимания к другим. Рассматривается в качестве высшего блага и, соответственно, каждому следует стремиться только к максимальному удовлетворению своего личного интереса, возможно, даже игнорируя и нарушая интересы других людей или общий интерес. Эгоизм — это забота о себе даже за счет блага других. По самой своей природе человеческая воля направляется не на всеобщее, а на собственное индивидуальное благополучие. «Любовь к самому себе, — писал О. Уайльд, — это единственный роман, длящийся пожизненно». Это качество точно описано Э. Фроммом. «Быть эгоистом — означает, что я хочу всего для себя; что мне доставляет удовольствие владеть самому, а не делиться с другими; что я должен стать жадным, потому что если моей целью является обладание, то я тем больше значу, чем больше имею; что я должен испытывать антагонизм по отношению ко всем другим людям: к своим покупателям, которых хочу обмануть, к своим конкурентам, которых хочу разорить, к своим рабочим, которых хочу эксплуатировать. Я никогда не могу быть удовлетворенным, так как моим желаниям нет конца; я должен завидовать тем, кто имеет больше. ».
Когда эгоист заботится о себе, то он заботится о своем теле, о своем удовольствии, о своем комфорте. Эгоист руководствуется только своими личными желаниями, все его внимание сосредоточенно на себе самом, как он выглядит, во что одевается. Он постоянно требует к себе повышенного внимания. Все это способствует развитию в нем еще большего эгоизма. С эгоистической точки зрения он заботится о себе, с христианской точки зрения он губит свою душу, т.к. становится все большим и большим эгоистом. Эгоизм — грех излишнего обособления интересов и в то же время одна из тяжелейших форм нарушения гармонии в любви: повышенное самолюбие в сочетании с пренебрежением к другим. По сути, эгоизм — невежественная забота о себе. Руководствуясь примитивными представлениями о благополучии, эгоист нарушает практически все Нормы Разумного Бытия и, прежде всего, Любовь. Но дело в том, что относительное благополучие, достигнутое с нарушением Норм Разумного Бытия, недолговечно. Рано или поздно за неправедно достигнутое — относительное благополучие придётся платить личными невзгодами, несчастной судьбой. Аккуратный в делах эгоист может быть чист перед законом, общественной моралью и собственной совестью. Но Бог воздаёт не по земным заповедям, не по земным законам и земной морали, а по Нормам Разумного Бытия. Нужны достаточно высокий уровень развития культуры, специфическое воспитание, чтобы человек научился больше думать о других, чем о себе. Чем больше культуры, тем меньше эгоизма. Психологический термин: Ценностная ориентация субъекта, характеризуемая преобладанием в его жизнедеятельности своекорыстных личных интересов и потребностей безотносительно к интересам других людей и социальных групп. Крайней степенью эгоизма является эгоцентризм.
Социологический термин: принцип жизненной ориентации и моральное качество человека, связанное с предпочтением собственных интересов интересам других (индивидуальных и коллективных) субъектов. Эгоизм прямо противоположен альтруизму — принципу бескорыстной, жертвенной морали служения ближнему. «Забота о себе самом — источник всех несчастий. Забота о другом — источник всякого блага. Если хотите быть мудрым, заботьтесь о других более чем, о себе самом» — /Буддийское наставление/.
Волк и коза. «Волк видит – коза пасётся на каменной скалистой высокой горе и нельзя к ней подобраться; он ей и говорит: «Пошла бы ты вниз: тут и место поровнее и трава тебе для корма слаще». А коза и говорит: «Не затем ты, волк, меня вниз зовёшь, — ты не о моём, а о своём корме хлопочешь» – /Л.Толстой/.
Забота о себе очень емкое понятие – это и забота о своем здоровье, и о душевном спокойствии, и об отношении к себе.
«Приведём примеры, поясняющие изложенное содержание. Священник или пастор служит своему приходу, работает помногу часов в день, навещает тех, кто нуждается в его заботе, проводит службы в церкви с благоговением, убедительно проповедует. Однако один священник или пастор имее
т целью собственного продвижения по службе, свою популярность, желает угодить своей пастве, эабывая о семье. Во всех своих проповедях и во всякой деятельности он думает о своём положении или о преумножении авторитета и богатства своей церкви, словом – о себе. Устами своими он служит Господу, но сердцем своим он служит себе». «Если чересчур заботиться о своей репутации, не сможешь помогать людям» /Хун Цзычен/
«Каждый человек по самой сути своей любит в первую очередь себя и по этой любви в душе желает быть как Бог, зная сам по себе добро и зло. Он желает, чтобы над ним был Божественно-человеческий Бог, перед которым он должен встать на колени и склониться. Он не желает Божественного откровения Слова Божьего. Поэтому, если человеку действительно нужно искать Бога там, где Его можно найти, то вопрос не в уме, а в борьбе со своей гордыней и с тщеславием собственного ума, ибо именно они скрывают лицо Бога, и пока они скрывают Его лицо, никакое стремление к Богу не поможет человеку найти Его. Если человек не находит своего Господа и Бога, он приписывает это своему разуму, не учитывая подлинную причину, а именно что он не может видеть Бога, не имея чистого сердца, и поэтому не может найти Его».
«Если вы сумеете создать в своей организации атмосферу заботы, где все чувствовали бы себя вашими братьями, то благодаря такому сотрудничеству ваши братья будут проявлять свои лучшие качества»- /Хартли — Леонард Дэррил/
«Забота о других людях — основная обязанность в жизни каждого человека»- /Вильсон Вудро/
«Забота, то есть внимание к другим, — это основа хорошей жизни, основа хорошего общества»- /Конфуций/
«Заботиться о других людях — значит заботиться о самих себе»-/Бах Ричард/
«Люди не станут заботиться о тех, кто не способен сам о себе позаботиться. /Фредерик Дуглас/
«Мы заботимся о людях вовсе не для того, чтобы получить уверенность в себе и в своем будущем, но жизнь, посвященная заботе, обязательно приобретает стабильность»- /Майерофф Мильтон/.
Под пасторской заботой всегда подразумевали духовное окормление тех, кто страдает от бессилия или утраты контроля над происходящим — и это окормление имеет место без просьбы или приглашения. Такая забота построена по примеру того, как Бог заботится о нас после Эдема — с тех самых пор Бог относился к нам именно так, даже до креста, на котором Христос принес Себя в жертву, чтобы навеки исцелить нас. Однако такое библейское понимание сильно отличается от популярных идей о том, что сегодня называют нерелигиозной духовной заботой. Здесь происходит нарушение тонкой границы между психологией и традиционной духовной заботой, и в результате возникает гибрид — популярная психология, которая далеко отстоит оттого, что христиане понимают под духовностью.
«Если вы сумеете создать в своей организации атмосферу заботы, где рабочие чувствовали бы себя вашими партнерами, то благодаря такому сотрудничеству ваши рабочие будут проявлять свои лучшие качества» — /Дэррил Хартли – Леонард/
«Богу угодно, чтобы христианин не о себе только заботился, но и назидал других — не только учением, но и жизнью, и обхождением» — /Иоанн Златоуст/.
«…и не себе угождать: каждый должен угождать ближнему во благо, к наседанию. Ибо Христос не Себе угождал» — /Рим.15.1-3/. «Христиане не должны угождать себе. Мы не должны стремиться для себя и себе. Каковы мы тогда христиане? Самоотречение нашего Господа – это самый веский аргумент против эгоизма христиан» — /Мэтью Генри/.

Источники: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь Библии 1662 – 1714/.

../../«Забота о себе» и проблема философского образования

Внутренний телос всякого процесса образования — преображение, трансформация собственного существования. Тем более это касается философского образования, поскольку «истина философствования, — как говорил М.Хайдеггер, — укоренена в судьбе человеческого присутствия» [1] . Философское образование, понятое как погружение в стихию философствования, переводит экзистенцию в модус «плодотворной вопросительности» или, если коротко, в модус «пере». «Пере», разумеется, не просто приставка. Она выражает определенный человеческий опыт. Можно, перефразируя Бродского, сказать так: «От всего человека остается часть слова, часть слова вообще, часть слова». Именно «вообще»: потому что приставка бытийна, тогда как корень слова отсылает к наличному сущему. Приставка (собственно как и предлог, союз и другие «служебные» частицы языка) — горизонт, в котором встречается то или иное сущее. Различие приставки и корня — это различие фона и фигуры, это, наконец, онтологическое различие. «Пере» есть чистый, априорный смысл, чистая способность к перемене, к балансированию «между» чем-то и чем-то, онтологическая возможность, реализующаяся онтически всякий раз иным образом. Человеку, живущему в модусе «пере» предстоит переход через внутренние Альпы и никто не может предугадать, когда он закончится и закончится ли вообще. Как понять это «пере»? Как связать его телосом образовательного процесса, с «судьбой человеческого присутствия» в целом?

В данной статье подобная связь тематизируется с помощью понятия заботы о себе. Но речь пойдет не о Хайдеггере, а о Фуко. Хайдеггер дал общую, фундаментальную схему аналитики человеческого существования. Для Хайдеггера забота о себе — это исходная онтологическая особенность бытия Dasein, так как «в его бытии дело идет о самом этом бытии» [2] . Однако «идти» оно может по-разному: только «подлинность существования вот-бытия означает отчетливое понимание этим сущим собственного бытия как препорученной ему задачи и ее принятие («решимость» быть самими собой), тогда как неподлинность есть как бы отказ от нее — «забвение» собственной «онтологичности»» [3] . Мишель Фуко в своих поздних работах как бы продолжает дело, начатое (возобновленное) Хайдеггером, сосредоточившись (в отличие от немецкого философа) именно на способах принятия своего существования как собственной задачи. Он ведет не онтологический, но онтический анализ, однако, безусловно, содержащий онтологические импликации, которые можно спроецировать и на ту заботу о себе, которая осуществляется в рамках философского образования.

Итак, статья включает три тематических блока: 1) историю принципа заботы о себе в античной мысли, реконструированную М. Фуко; 2) онтологическую интерпретацию принципа заботы о себе как структуры «пере»; 3) ее проекцию на процесс философского образования.

1. Мишель Фуко о проблематизациях «заботы о себе» в античной мысли

Впервые принцип заботы о себе (epimeleia heautou) вводится Платоном в диалоге «Алкивиад I», с которого и начинается первая фаза развития принципа (платоновская). Сократ раскрывает молодому Алкивиаду, который мечтает о политической деятельности, об управлении полисом, его неготовность к этому поприщу, поскольку юноша пребывает в невежестве относительно важнейших понятий, в частности, понятия справедливости. «Однако, что ты собираешься делать с самим собою? — спрашивает Сократ, — Остаться таким, каков ты есть, или проявить о себе некоторую заботу?» (А.I. 119). На вопросы Алкивиада о том, каким образом нужно проявлять заботу о себе и на что она должна быть направлена, Сократ с помощью нехитрых рассуждений, оперирующих различием средства и того, что или кто использует данное средство, отвечает, что, во-первых, предметом заботы о себе является душа, а не тело или имущество. Душа понимается им не как некая сущность, а как о то, что движет телом, использует тело (chresis) или как «субъект действия» [4] . Так понимаемая душа, говорит Сократ, есть «самое само» человека или просто человек. Во-вторых, основным способом заботы о себе, то есть о своей душе, является самопознание. Самопознание Сократ называет искусством, улучшающем душу, подобно тому, как сапожное искусство улучшает башмаки. Называя самопознание искусством, техне, Сократ ничего не говорит о каких-либо конкретных техниках самопознания, лишь впоследствии он описывает его понятиями «воспоминания», «катарсиса», но пока что оно остается чистым требованием. Самопознание призвано открыть в душе ее «божественную составляющую», мудрость, способность различать истину и ложь. В результате человек получает доступ к истине, теперь он знает, как себя вести, как и зачем действовать, он знает свои свойства, а также свойства других людей и государства, он становится добродетельным. Новое состояние человека делает его тем самым способным управлять полисом. Забота о себе, таким образом, вводится Платоном как практика, необходимая для заботы о других, в частности, для государственного управления. Забота о себе, в конечном итоге, есть эффект политики как отправления власти. Поэтому она — не только привилегия, но и долг всех управленцев или тех, кто собирается ими стать.

Для самого Фуко, который ко времени написания двух последних томов «Истории сексуальности», имел уже достаточно большой опыт активной политической жизни, такая проблематизация заботы о себе была чрезвычайно близка. Он также считал, что для нашего времени необходима этика «Я», этика субъекта, озаботившегося собой, как элемент анализа и функционирования политики: «анализ власти должен сводиться к этике субъекта, определяемой отношением его «я» к самому себе» [5] .

Однако одного самопознания как формы mathesis’а для постижения истины и формирования умения управлять другими недостаточно. Наряду с mathesis’ом необходим и askesis, необходимо «деятельно заботиться о себе самом, упражняться и преобразовывать себя» [6] . Аскеза создает практические условия для постижения истины. Фуко особо отмечает этот момент: «Истина не может существовать без обращения и преобразования субъекта» [7] , причем, речь идет о преобразовании субъекта в его бытии. Впоследствии, с точки зрения Фуко, во многом благодаря научной практике и философии Нового времени, для постижения истины стало достаточно только познания или самопознания, требование модификации своего бытия перестало быть актуальным. Вместе с тем тренировка души в классическую эпоху, за исключением пифогорейской традиции, не предполагала каких-то специальных, выделенных техник: «аскетика не организуется и не рассматривается как корпус особых практик, складывающихся в некое специфическое искусство души с собственными техниками, процедурами, рецептами и предписаниями. С одной стороны, она не отличается от собственно практики добродетели: она предваряет последнюю, представляя собой просто ее повторение. С другой стороны, она использует те же упражнения, что используют и для формирования гражданина» [8] (Фуко, ИУ, 121), являясь тем самым составным элементом paideia свободного человека.

Сквозным мотивом духовного askesis’а, сопряженного Платоном с принципом заботы о себе, является мотив или задача практиковать власть над самим собой, над своими желаниями. В период греческой классики обязанность такой практики связана, как и самопознание, с положением, занимаемым гражданином в полисе, с его властными полномочиями. Чтобы управлять другими, лицо, наделенное властью, должно уметь властвовать собой. Власть над самим собой описывается в текстах Платона, Ксенофонта, Аристотеля в очень близких по смыслу понятиях enkrateia и sophrona. Но если sophrona означает благоразумие, рассудительное владение собой, спокойную умеренность, то enkrateia динамичное, агонистическое отношение к самому себе, автополемическую борьбу, сражение, схватку с противником, который находится в самом себе.

Этот принцип сохранится и в последующей фазе развития идеи epimeleia heautou — эллинистической. Он также будет здесь частью политической жизни: политический деятель должен уметь владеть собой, своими страстями, «устанавливать свой собственный ethos» [9] . Но этот принцип также действенен и за пределами интересов политики, например, медицинская мысль (Гален) советует избегать слепого подчинения порывам души и механике тела, избегать состояния пассивного объекта (пассивность, pathos — основа болезней души и тела), но наоборот, субъекту «следует устанавливать здесь свою власть исключительно в строгом соответствии с потребностями природы» [10] .

Еще один важнейший для судьбы заботы о себе принцип, который Платон вводит в «Алкивиаде» и который сохраняется в эллинизме, заключается в том, что осуществление заботы о себе с необходимостью нуждается в наставнике. «Наставник — это тот, кого заботит забота, которую субъект проявляет по отношению к самому себе» [11] . Анализируя этические доктрины стоицизма, Фуко выделяет термин stultia, означающий например, у Сенеки состояние невежества как душевного нездоровья. Нездоровое состояние души сказывается в подверженности влияниям извне, разбросанности во времени, неком самотеке, бесцельности, бесконечной изменчивости, отсутствии подлинной воли и желания. «Истинная» же воля, согласно Сенеке, это воля, направленная на самого себя, истинное желание — желание самого себя. «Я» — это объект, который можно желать безусловно, свободно и всегда. Только возжелав самого себя, можно стать человеком sapiens и преодолеть состояние stultus. Но между sapiens и stultus необходим посредник: вмешательство другого необходимо, поскольку воля stultus не может сама по себе о себе заботиться. Таким посредником стоики полагали прежде всего философа: именно он выводит из состояния stultus, он проводник к самим себе, к искусству управления собой и другими. При этом философ превращается в «жизненного советчика», философия перестает быть чистой профессией и интегрируется в повседневность, реагирует на конкретные ситуации.

Однако, если практика управления собой и необходимость в наставнике — это общие моменты принципа заботы о себе в его платоновский и эллинистический период, то во всем остальном, что касается epimeleia heautou, эпоха эллинизма существенно отличается. Главное изменение заключается в том, что в I и II вв. н.э. в понимании и в самой практике заботы о себе произошел ее решительный отрыв от заботы о других. Ни политическая, ни матримониальная практика не опровергают этого тезиса. «Я» перестало быть мостиком к чему-то другому: политике, истине, и т.п., оно стало единственным, конечным объектом заботы о себе, а сама эта забота стала самоцелью, универсальной ценностью жизни и культуры, правда, реально доступной немногим. «Человек проявляет заботу о себе для самого себя, и именно в этом забота о себе получает свое вознаграждение» [12] . Наступает золотой век «культуры себя» [13] , в которой «призыв «заботиться о себе» стал императивом многих отличных друг от друга доктрин, он стал образом действия, манерой поведения, пропитал различные стили жизни, оформился в многочисленные процедуры, практики, предписания, которые осмысляли, развивали, совершенствовали, преподавали» [14] . К этому надо добавить, что, несмотря на автономность и самоценность принципа и его отрыв от заботы о других, он не предполагал нечто асоциальное, уход в себя, синекуру и т.п. Наоборот, он оформился в масштабную общественную практику, опирающуюся на развлетвленную социальную базу в виде специализированных иснтитуций (кружков, общин, «тренингов», институт частных консультантов и т.д.), а также на привычные отношения родства, дружбы или долга. Более того, поскольку заботящийся о себе нуждается в наставнике, взывает к нему, принцип этот послужил интенсификации социальных отношений.

Итак, мы видим, что, раскрывая значимость заботы о себе в античной культуре, описывая ее конкретные проявления, Фуко исходит из вполне определенного образа человека: это человек, который благодаря осознанию своего существования как своей собственной задачи, делает себя сам, формирует собственный этос, культивирует в себе субъекта действия. Процесс конституирования себя в качестве субъекта (морального, политического, разумного) Фуко называл субъективацией. Некоторая терминологическая туманность данного понятия связана с тем, что Фуко нигде не говорит о субъекте вообще [15] , но только о том или ином субъекте, например, о субъекте патологическом или безумном, говорящем или трудящемся, политическом или желающем. В «Использовании удовольствий» и «Заботе о себе» Фуко анализирует способы субъективации субъекта желания, который посредством этической проблематизации своего сексуального поведения или использования удовольствий (ta aphrodisia), а также выстраивания его с помощью специальных техник, конституирует себя в качестве субъекта морального. Главная цель Фуко заключается в том, чтобы понять морального субъекта не на основе объективированных и всеобщих моральных кодексов, норм, законов и запретов, а на основе тех конкретных техник субъективации, которые он сам свободно применяет к самому себе, озаботясь самим собой. Эта забота, реализующаяся посредством техник, превращает существование в «искусство», «эстетику», «стиль», нацеленные на то, чтобы отнестись к нему как прекрасному произведению [16] .

2. Онтологические импликации принципа «заботы о себе»: тематизация «пере»

Чтобы спроецировать принцип заботы о себе на проблему философского образования (такая проекция не будет натяжкой, потому что с самого начала, с платоновского диалога «Алкивиад» эти темы предполагают друг друга), мы должны ясно понимать ее онтологическую структуру. Однако здесь нас подстерегает одна трудность. Состоит она в том, что Фуко не дал нам отчетливого онтологического прояснения принципа заботы о себе, но описал его на большом онтическом материале, касающемся практики использования удовольствий в браке, в гомосексуальной эротике, в отношении к собственному телу, к истине (экономика, эротика, диететка, философия). Единственным, пожалуй, онтологическим контекстом введения принципа заботы о себе являются ссылки Фуко на его стоическое понимание (Сенека, Эпиктет, Мусоний) в качестве способа бытия человека постольку, поскольку оно неготово, незавершено, но в то же время свободно и разумно.

Вместе с тем имплицитно забота о себе подразумевает совершенно определенную онтологическую структуру — и ее можно вычленить, как на основе текстов Фуко, так и на основе сквозного философского и экзистенциального мотива его творчества. Попробую предложить свою интерпретацию онтологической структуры заботы о себе, а затем спроецировать ее на проблему философского образования. Основная идея такая — онтологическая структура заботы о себе есть структура перехода и, следовательно, онтология заботы о себе должна быть онтологией переходности (пере-живания или жизни в модусе «пере»). Действительно в заботе о себе, такой, какой ее описывает Фуко, мы имеем дело с переходом от незнания к знанию, от неготовности к восприятию истины к готовности ее воспринять, от неспособности управлять собой и другими к наличию такой способности, от нездоровой души к здоровой душе («излеченной), от зла к добродетели, от воли неистинной к воле подлинной, наконец, от детства к взрослости (если вспомнить статью «Что такое Просвещение?», которая была опубликована в том же, что и два последних тома «Истории сексуальности», 1984-ом году). В целом, в рамках идеи субъективации — это переход от состояния несубъектности к субъектности (или, в терминах Кьеркегора, от состояния «так называемого субъекта» к настоящему субъекту [17] ). Фуко пишет: «Не-субъект — это индивид, который находится в состоянии не-отношения к себе» [18] . Отсюда косвенно можно заключить, что субъект — это индивид, находящийся в «состоянии» отношения к себе (что-то вроде подлинного модуса бытия Dasein). Рассматривая разные способы субъективации, Фуко выделяет такие понятия, как «обращение» (epistrophe), предполагающее реальное «перемещение», поворот к себе; metanoia (внезапное потрясение, событие преображения — в христианстве), этопойетическое знание (ethopoienen), то есть знание, трансформирующее этос. Фуко называет спасение, достигаемое в результате перехода, «орудием перехода» [19] и т.п.

Кроме того, пафос «пере», перехода от себя одного к себе другому — это сквозной пафос философского творчества Фуко и его личного экзистирования. Он в, частности, распространяется на тематические и методологические сдвиги в его творчестве и на его подход к исследовательской работе. Вот характерные цитаты по этому поводу: «работать — значит думать иначе, чем думал прежде» [20] (из беседы с Ф. Эвальдом, 1984 г.); «Я — экспериментатор, поскольку пишу для того, чтобы измениться самому и уже не думать так, как думал прежде» [21] (из беседы с Тромбадори, 1978 г.); «опыт — это то, из чего ты сам выходишь измененным» [22] (из беседы с Тромбадори). Отсюда — этика интеллектуала, заключающаяся в том, чтобы «постоянно быть в состоянии отделить себя от самого себя» [23] (из беседы с Ф. Эвальдом). Отсюда «критическая онтология нас самих», состоящая в историко-практическом испытании пределов, поставленных нам историей и, соответственно, «работе нас самих над нами самими в качестве свободных существ» [24] . Отсюда — интерес к Ницше, Батаю и Бланшо и идее трансгрессии как десубъективации. Отсюда — понимание истории, и, в частности, истории знания как истории самосозидания человека, истории изменения его отношения к самому себе [25] .

Но как только мы сказали, что структура заботы о себе есть структура «пере», с этого момента начинаются самые сложные вопросы. Как возможна онтология переходности? Это, конечно, очень большой вопрос. Думаю, что структура «пере» может описываться такими понятиями, как событие, трансценденция, трансгрессия, различие, Иное, прыжок и др. Но пока я предложу более простой вариант. Вспомним известную книгу французского антрополога ван Геннепа (1909) — «Обряды перехода» [26] . В ней он объединил обряды, проводимые при пересечении границ племени, обряды жизненного цикла и даже календарные обряды — в одну категорию обрядов перехода. Полная схема перехода у Геннепа содержит 3 элемента: отделение (его обслуживают прелиминарные обряды), промежуток (лиминарные обряды), включение (постлиминарные). Оттолкнемся от этой схемы и спроецируем ее на структуру образовательного процесса.

Итак, переход от себя одного к себе другому, переход через «внутренние Альпы» знает три этапа: отделение, промежуток и включение. Или просто «…от», промежуток и «к…». При этом нужно учитывать, что любая «этапность», рассматриваемая в рамках экзистенциальной аналитики, не имеет ничего общего со стадиями роста, с этапностью, принятой, например, в историцизме. Речь идет об онтическом предъявлении онтологической расколотости, в данном случае рас-троенности, существования, его организации на базе различных равновозможностей. Как Кьеркегор в каждой своей строчке был сразу и этиком, и эстетиком, и Авраамом, так и этапы «пере», выделенные Вангенепом, следует понимать как онтологические возможности «пере», всегда имеющиеся в распоряжении экзистенции. И здесь я бы предложил второй ключевой тезис. Обыгрывая термины Фуко, можно сказать, что эти этапы соответствуют трем типам субъекта: субъекту эксцентричному, субъекту децентрированному и субъекту концентрированному. Действительно, отделение предполагает выход из себя, расставание с собой, оценку собственной субъективности как «так называемой» — все это фиксируется приставкой «ex». В онтологическом смысле мы здесь имеем дело с эксцентрикой. Дальше — неопределенное, разотождествленное, децентрированное состояние «бреющего полета», блуждания, свободного перемещения, номадизма. Для него характерно неузнавание своего «Я» по формуле Владислава Ходасевича «Неужели вон тот — это я?!» и собственная политическая линия по формуле Михаила Айзенберга: «Это была, чтоб ты знал политика: // взять за правило жить нигде». И, наконец, новое обретение устойчивости, концентрация на чем-либо, отождествление себя с чем-либо. Разумеется, и в этой точке, априори спущен часовой механизм новой эксцентричной вы-ходки из себя, чистовик вот-вот будет разорван и начнется новый виток метафорического существования, то есть несения (вынесения) себя к себе другому. Однако пока торжествует штиль, «Я» нашло себе место.

Следует заметить, что понятия эксцентричного и тем более децентрированного субъекта кажутся, на первый взгляд, невозможными в силу заключенного в них противоречия (субъект и отсутствие центра), с другой стороны, именно в контексте стратегий субъективации или «практик себя» они вполне оправданы. В этом смысле любая десубъективация (децентрация, эксцентричность) будет лишь формой субъективации, каковой она и была в творчестве Фуко [27] . Постановка субъекта под вопрос, определенная методологическая десубъективация, осуществленная Фуко в период «археологии знания», была поэтому очередной субъективацией на его пути, выработкой нового самопонимания, изменением отношения субъекта к самому себе. Также, если быть верным Фуко, следует понимать и основной структуралистский почин, расщепляющий субъект на фундирующие его структуры (языковые, эпистемические, социальные, бессознательные).

3. Проекция «пере» как онтологической структуры заботы о себе на процесс философского образования

Каждому «этапу» перехода в образовательном процессе, если мы говорим о реализации заботы о себе у обучающихся, должна соответствовать определенная методическая функция наставника, необходимость которого вытекает из структуры «пере» постольку, поскольку «пере» предполагает движение от себя одного к себе другому. Наставник выступает необходимым агентом этой друговости. Так на этапе «…от», то есть эксцентрики, методика преподавания философии должна быть ориентирована исключительно майевтически [28] . Только майевтика способна реализовать структуру «…от», практически перевести обучающегося в состояние «заботы о себе», ввести его в отношение к самому себе, спровоцировать процесс его субъективации. Далее, этапу чистой децентированности в бытии обучающегося соответствует на полюсе педагогики систематическая философская экзегетика. Она призвана обеспечивать номадические перемещения обучающегося вширь и вглубь, быть некоторым проводником по текстам, проблемам и направлениям. При этом, что особенно важно, как писал Кьеркегор, «Когда нужно понять действительность кого-то третьего (а это и есть задача философской экзегетики — В.Л.), таковая должна пониматься как возможность; и сообщающий, который отдает себе в этом отчет, будет, следовательно, обращать внимание на то, чтобы его экзистенциальное сообщение — именно для того, чтобы направляться к экзистенции, — совершалось в форме возможности. Изложение в форме возможности располагается к адресату настолько близко, насколько это возможно между двумя людьми, чтобы в сообщенном экзистировать» [29] . То есть речь идет о том, чтобы, осуществляя философскую экзегезу, например, анализируя тексты Платона, отнестись к его мысли как к возможности своей собственной, что в свою очередь должно быть подано педагогом в соответствующей этому отношению форме.

Наконец, тогда, когда обучающийся определился, а это он может сделать только сам, сконцентрировался на той или иной методологии, проблеме, на тех или иных текстах, конституировал себя в качестве полноценного субъекта философской работы, думаю, от педагога здесь нужны специфические усилия. Я бы назвал их легитимацией или попросту крышеванием, охраной своего подопечного. Быть может, здесь слово «забота» (со стороны наставника) находится ближе всего к своему обыденному смыслу. Безусловно, это должна быть легитимация прежде всего философскими же средствами — легитимация его работы в научном сообществе.

Резонно было бы предположить, что на каждом этапе перехода в образовательном процессе обучающийся должен был бы практиковать соответствующие техники: техники отделения (для субъекта эксцентричного), техники, характерные для состояния промежутка (для субъекта децентрированного) и техники включения (для субъекта концентрированного). И задачей наставника на всех этапах (майевтики, экзегетики, крышевания) было бы обеспечение обучающегося знанием об этих техниках и участием в самих упражнениях. Наверно, так это и должно быть. Реализуя эти техники, индивид постепенно становился бы субъектом философского опыта. Однако мне не кажется это наиболее интересной стороной заботы о себе. Отчасти потому, что такие техники уже имеются, например, написание обычного концептуального контекста есть практика, соответствующая этапу философской экзегезы, а написание диплома — практика «включения», концентрирования себя как субъекта философской работы. Отчасти же потому, что заботу о себе вообще нельзя свести к технологиям. Войти в отношение к самому себе, озаботиться собственным существованием как своей собственной задачей не означает редукции этой задачи к техне. Тем более если мы говорим о формировании субъекта философского опыта. Конституирование себя в качестве субъекта философского опыта не может быть истолковано чисто технологически. Эллинистическая стадия развития принципа заботы о себе предполагала такую редукцию. Владей техниками, упражняйся — и бытие субъекта тебе гарантировано. Культура себя была понята в основном как культура техник себя. Техне было универсальным гарантом субъективации, тем, что всегда под рукой для того, чтобы, например, поступать морально, чтобы быть готовым ко всему и т.п.

В наше время технологическая интерпретация заботы о себе также имеет место. Более того, она породила новую культуру — т.н. «тренинговую культуру», которая сегодня во многом определяет стиль заботы о себе. Психологические, экономические, управленческие тренинги, корпоративные и некорпоративные тренинги, коучинг, включающий общение с личным коучером — и т.п.

Однако, повторю, как принцип заботы о себе вообще, так и заботу о себе в философском образовании нельзя редуцировать к техне, инструменту, упражнению и т.п. Мы ведь никогда «в своем философствовании не удостоверены» [30] . Поэтому все этапы перехода, о которых говорилось выше, должны быть обеспечены не столько технологически, сколько экзистенциально. Поэтому со стороны наставника нам нужно найти такой принцип наставничества, который отсылал бы нас не к технологиям, а к бытию. В лекциях Фуко можно найти такой принцип — это paresia. Paresia — незаинтересованное в чем-либо побочном искренне говорение в соответствии со своим присутствием. «Глубинную сущность paresia составляет тождественность субъекта высказывания и субъекта поведения» [31] . Как говорил Киркегор: «Быть идеалистом в воображении совсем не трудно, но экзистировать как идеалист — это крайне трудная жизненная задача…» [32] (курсив автора — В.Л.). Paresia — это речь-обещание, обязательство жить в соответствии со сказанным. Правда обнаруживается в бытии говорящего. Paresia является необходимым условием экзистенциального обеспечения процесса конституирования себя обучающимся в качестве субъекта философского опыта.

[1] Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М., 1993. С.344.

[2] Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997. С. 12.

Ответственность и забота о себе

Порядочный, ответственный человек обязательно будет заботиться о себе, и делать это будет бодро и энергично, без отмазок на настроение.
скачать видео

«Не вешать на себя чужую ответственность. Не вешать на окружающих свои проблемы. Внимательно заботиться о себе, чтобы успешно заботиться о других!» — вот основные правила, которым следует разумно ответственный человек.

Большое число приличных людей сделают все для тех, кого они любят: позаботятся и о своих детях, и о своих родителях, а вот всерьез и бодро позаботиться о себе — как-то руки не доходят. Такое в жизни бывает, но такое нельзя считать нормальным. Это — недопустимо. Порядочный человек обязательно, энергично и бодро сделает все, что нужно в заботе о себе. Потому что он тоже человек и потому что он нужен еще многим.

Если человек не в состоянии позаботится о самом себе, то вряд ли он сможет помочь другим людям. Ответственный человек всегда разумно заботится о себе — хотя бы как об инструменте, который должен в жизни еще многое сделать.

Мастер, прежде чем приняться за работу, обязательно проверит и приведет в порядок свои инструменты. Позаботится о своих инструментах. Но самый главный инструмент в нашей заботе о людях — это мы сами, и прежде чем приступать к любой работе, нужно позаботиться в первую очередь о себе. Навести порядок у себя в жизни, решить вопросы со своим здоровьем, со своей учебой и работой, со своими чувствами и своим настроением. Если это не запускать, о себе не забывать и решать все вопросы вовремя, это может занимать не много времени, где-то десятую часть времени бодрствования. Итак, два часа на себя — остальное время на жизнь, радостно вкладываем себя в то, что мы любим, и дарим себя тем, кого любим!

По тегам: Еврейская женщина, Забота о себе

Женщина сама ответственна за себя

Редакция журнала «Мир Торы» предлагает читателям интервью с рабанит Левинсон.

Как с помощью изменения имени скорректировать судьбу?

Семейный консультант отвечает на вопросы: какое имя принять, чтобы не потерять те хорошие свойства, которые у меня есть, и приобрести новые? Какое имя поможет мне осуществить мечту: выйти замуж и родить второго ребенка? Что еще стоит сделать для изменения

Как найти баланс между обязанностями по дому, духовным воспитанием детей и не потерять себя?

Панически боюсь забеременеть во второй раз. И муж категорически против моего выхода на работу.

Что делать, если я не могу выйти замуж?

Считаю себя агностиком, но, кажется, Всевышний меня наказал.

Семейный консультант отвечает на вопросы: Всевышний наказал меня за то, что я, будучи агностиком, сказала благословение «на отвали»? Всевышний хочет, чтобы я либо соблюдала субботу, либо не соблюдала, а не что-то среднее? Какая молитва мне поможет?

Может ли женщина носить тунику?

Я мама годовалого малыша, часто нервничаю по любому поводу, и это отражается на моих близких.

Потом раскаиваюсь, прошу у них прощения, но это же не выход!

Надо прекращать кормление по состоянию здоровья, а мне жалко дочь.

Для меня проблема открыть себя другим людям…

Семейный консультант отвечает на вопросы: что делать, если я даже с родителями боюсь проявить искренние чувства и близость? С чем связан этот страх? Мы — не такие, как все? Или все — не такие, как все? То, что мы откроем в себе, будет неприятным? Каждое н

Какая одежда допустима с точки зрения скромности в спортивном центре?

Отдых в гостинице

Как избавиться от страсти к еде?

Можно ли преодолеть зависимость силой воли?

Я в начале беременности, и меня от всего тошнит

Отдых только для детей?

Стоит ли учить девочку краситься?

Дочка может понять: лицо женщины без косметики не красиво.

Я не чувствую себя просто женщиной

Диета в субботу

Хочу быть красивой

Рав Бенцион Зильбер

Как относится к этому иудаизм?

Я радуюсь детям — но сквозь пелену усталости.

Трачу силы куда-то не туда?

У меня чрезмерная потребность в сладком

Берегите себя и заботьтесь о себе!

Как сделать так, чтобы они меня больше ценили?

Святость

Красота речи

Рав Зелиг Плискин

Язык не только средство коммуникации, но и инструмент, который Тора дала нам для устранения из сердца негативных чувств.

Недельная глава Ваикра

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Ваикра»

Почему утром мы омываем руки по очереди, а перед трапезой — два или три раза каждую руку?

Кто постановил омывать руки перед трапезой?

Как поступать с огарками от субботних свечей?

Существует два уровня святости предметов, которые используют для выполнения заповедей.

Меня одолевают эротические фантазии…

Знаю, что запрещено, но как от этого избавиться?

Недельная глава Кдошим

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Кдошим» из книги рава Ицхака Зильбера «Беседы о Торе»

Совпадение или чудо?

Рав Шимон Шкоп и его правнук

Можно ли жить в помещении, которое служило в прошлом моргом?

Как дать моргу новое имя?

Райский вкус — «таам Ган Эден»

Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»

Что является сокровенной сутью Субботы, ее основной идеей?

Экскурсии на Храмовую гору

Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля

Когда синагоги и дома учения потеряют свою святость?

Можно ли при строительстве обусловить, что строящееся здание не будет иметь святости синагоги?

Захария Баумель

4-го апреля 2019 года в Иерусалиме было предано земле тело израильского военнослужащего Захарии Баумеля, пропавшего без вести во время Первой Ливанской войны 37 лет назад.

Иудаизм и евреи

Опечатка? Выделите и нажмите Ctrl+Enter

Перепечатка материалов приветствуется с обязательной активной гиперссылкой на Toldot.ru
после каждого процитированного материала

Просмотр вами страниц сайта означает автоматическое согласие с нашей
Политикой конфиденциальности и условиями хранения и обработки персональных данных
Ссылку на ее актуальную версию всегда можно найти в футере сайта
Согласен

Мы просим евреев не пользоваться нашим сайтом в Шаббат и Еврейские праздники

Забота о себе

Забота о себе

Ответственность… Нам кажется, что мы знаем, что это такое, но так ли это на самом деле? Думали ли вы о том, что такое «нести» ответственность? И можно ли вообще её «нести»? Можно ли её «взять»? И если можно, то как тогда «не потерять»? И что будет если её вообще «не брать»?

Часто мы слышим: «Этот человек безответственный – он говорит одно, а делает совсем другое». За что в таких случаях человек не отвечает, т.е. не несёт ответственность: за свои слова или за поступки?

Вот, например, в отношениях между партнёрами, когда мужчина говорит женщине: «Ты мне очень нравишься. Мне нравится быть с тобой, проводить время, общаться, но я не готов жениться на тебе, растить с тобой детей». Какую роль тут играет ответственность, если женщина, которой овладевает сильное чувство, говорит: «Я хочу замуж за этого мужчину, родить от него и растить с ним детей»?

И такие отношения длятся долгие годы: мужчина и женщина встречаются, общаются, классно проводят время. Мужчину всё устраивает, а женщина живёт в этих отношениях надеждой, что когда-нибудь партнёр изменит свою позицию, и даст ей то, чего она хочет.

Думаю, для многих это знакомая история. Давайте разберёмся, кто же в этой ситуации безответственен? На первый взгляд всё ясно: тут точно виноват мужчина, ведь он нехорошо поступает с женщиной, «пудрит ей мозги», встречаясь с ней для своего удовольствия. Но есть одно очень важное «НО» — мужчина изначально обозначил свою позицию! Он объяснил на какие отношения готов, а, соответственно, объяснил за что он готов отвечать, а за что не готов. И это женщина приняла решение жить ожиданиями и верить в то, что когда-нибудь он изменит свою позицию. Таким образом, она предпочла не видеть реальность, жертвуя своим желанием иметь семью и детей. И в признании этого своего желания, своей потребности и есть её ответственность! В жизни случается так, что женщина, долгое время живущая в ожиданиях и иллюзиях, рано или поздно всё равно приходит к пониманию, что изменения не происходят. И тогда она начинает страдать и обвинять своего партнёра в том, что он её обманул, а ведь «она отдала ему лучшие годы своей жизни…». Она перекладывает ответственность на мужчину. Ту самую ответственность за свой собственный выбор быть в отношениях с тем, кто не готов ей дать то, что она хочет! Получается, наша ответственность лежит не в плоскости слов и не в пространстве наших поступков, потому что слова и поступки – это последствия, которые вытекают из готовности или не готовности отвечать за себя, за свои желания и чувства. Представим, если женщина в начале отношений хотела бы видеть ситуацию такой, как она есть на самом деле (ключевое слово ХОТЕЛА), т.е. у неё было бы желание разобраться, что для неё действительно важно и какие отношения она хочет на самом деле, если бы она действительно отнеслась к себе и своим приоритетным желаниям ответственно, оказалась бы она страдалицей «у разбитого корыта»? Могла бы у неё возникнуть ситуация выбора: быть или не быть в отношениях с мужчиной, который не хочет от этих отношений того, чего хочет она? Получается, что ответственное или безответственное отношение к себе решает то, как мы делаем выборы в своей жизни, и как в последствии этих выборов мы живём свою жизнь: счастливо или в страданиях.

ЛУЧШИЙ способ разобраться с проблемой — это осознать, как ТЫ ее создаешь, как ТЫ сам мешаешь себе жить.

Если ваша ПОТРЕБНОСТЬ заключается в том, чтобы внести, как можно больше ясности и понимания в свою жизнь и в то, КАК вы ее создаете, ПРИГЛАШАЕМ ВАС на день открытых дверей для ознакомления с методикой работы.

Ведущий: автор методики и основатель школы Олег Новиков
Адрес: Москва, Ленинградский пр., 56 (м. Аэропорт)

Зарегистрироваться на участие в дне открытых дверей можно по телефону:

Помоги себе сам: забота о своем здоровье

Забота о себе

Есть ли универсальные принципы, подходящие всем или требуется индивидуальный подход?

Забота о себе

Кашпировский вел собственную программу на канале Центрального телевидения СССР

Забота о себе

Сбалансировать свое питание — это самое первое, что вам потребуется в сочетании со здоровым образом жизни

Забота о себе

Вопрос быстрого похудения живота и боков по праву является одним из насущных. У большинства людей лишние килограммы в первую очередь откладываются именно в этих зонах, а сбросить их потом бывает ой как тяжело!

Забота о себе

Отжимания являются лучшим упражнением для поддержания мышечного тонуса верхней половины тела и относятся к категории «упражнения с собственным весом».

Забота о себе

Сухие волосы бывают ломкими и хрупкими, природный живой блеск волос исчезает

Забота о себе

Когда вы уже почистили пищеварительную систему, очистили печень, оздоровили почки и поджелудочную железу, то можно чистить суставы.

Забота о себе

Как часто мы просыпаемся утром уставшими и с болью в шее? Вы не одиноки в таких симптомах.

Забота о себе

С такой проблемой, как целлюлит, женщина может столкнуться в любом возрасте. Одним из эффективных средств при устранении проблемы является медовый массаж от целлюлита

Забота о себе

Новогодние праздники традиционно считаются самыми сложными для сохранения фигуры и здоровья

Забота о себе

Отмечается также, что темный шоколад для здоровья человека полезнее

Забота о себе

Жаркие месяцы прекрасное время, чтобы похудеть и удержать вес

Забота о себе

Всего эксперты исследовали 48 листовых и пакетированных чаев 35 торговых марок

Забота о себе

Согласно новым правилам, в стране будет усилено профилактическое направление в работе поликлиник

Забота о себе

Основной период ЕГЭ-2019 пройдет с 27 мая по 1 июля

Забота о себе

Тополиный пух является переносчиком ряда аллергенов

Забота о себе

Это современный эффективный метод коррекции нарушений формы и структуры стопы

Забота о себе

В начале мая выходные дни продлятся с 1 по 5 мая, а также с 9 по 12 мая

Забота о себе

Многие представительницы прекрасного пола страдают от этого ощущения, и на то есть свои причины

Забота о себе

Для дезинфекции рук лучше использовать жидкое, а не твердое мыло

Забота о себе в Flylady

Забота о себе

Забота о себе

Забота о себе в Flylady – акты заботы о своей внешности и самочувствии, которые позволяют лучше себя чувствовать, настраивают на успех.

Содержание

Актуальность

Заботе о себе в системе Flylady уделяется огромное значение. Отсутствие внимания к себе и своим потребностям основательница системы Марла Силли называет ездой с пустым баком. Вы не можете сделать счастливыми своих близких, если сами несчастны, поэтому так важно заботиться о себе, заниматься тем, что вас нравится, вспомнить о своих хобби, сделать что-то для своей внешности.

Забота о себе

Забота о себе

С чего начать

Начать следует, конечно же, с базовых потребностей. Следует высыпаться, правильно питаться, пить достаточно чистой воды, отдыхать. «Вы достойны того, чтобы отлично себя чувствовать и прекрасно выглядеть. Уделяйте себе немного времени, чтобы начать летать!» (Fly переводится не только «летать», но и является аббревиатурой Finally Love Yourself – Наконец, полюбите себя). Делать что-то для себя нужно начинать прямо с утра. Именно поэтому Марла Силли советует каждое утро «наводить марафет», то есть надевать красивую одежду, туфли и подкрашиваться, даже если вы собираетесь весь день оставаться дома. Внешние акты наведения красоты создают хорошее настроение, прибавляют бодрости и активности.

Шажки

  • С вечера приготовьте одежду на завтра. Тогда утром вы избежите суматохи. Носите только те вещи, которые вам нравятся, в которых вы прекрасно себя чувствуете.
  • С вечера начистите раковину, чтобы утром это подарило вам чувство удовлетворения, радости и оптимизма.
  • Ложитесь спать пораньше, чтобы утром вы могли встать на 15 минут раньше остальных и заняться собой.
  • С утра первое, что нужно сделать, — это привести себя в порядок. То есть переодеться, переобуться из тапок в туфли, расчесаться, подкраситься.

Забота о себе

Забота о себе

  • Займитесь своим хобби. Если вы затрудняетесь назвать свое хобби, подумайте, какое занятие восстанавливает ваши душевные силы и доставляет вам огромное удовольствие (чтение, цветоводство, посещение салона красоты и т.д.). Займитесь этим!
  • Не скупитесь на небольшие подарки для себя, будь то экзотический фрукт или новая коробка для рукоделия (не забудьте сразу выбросить старую).
  • Питайтесь вкусно, регулярно, не переедайте (чтобы избежать чувство тяжести в желудке и «неработоспособности»), делайте упор на здоровые продукты и блюда.
  • В течение дня пейте воду – благодаря поддержанию водного баланса, вы будете чувствовать себя лучше.
  • Относитесь к себе с любовью. Постарайтесь не критиковать себя. Вместо того, чтобы ругать себя, подумайте, что вы можете сделать для изменения ситуации к лучшему.
  • Чаще носите любимые вещи – одежду, украшения.
  • Читайте вдохновляющие книги. Если у вас их нет, почитайте рецензии и составьте такой список.
  • Принимайте аромаванны как вознаграждение после домашней работы.

Забота о себе

Забота о себе

  • Во время работы каждый час делайте перерыв на 15 минут. Посвящайте их любимому делу (например, почитать книгу, посмотреть полсерии любимого сериала) или просто посидите в тишине, выпив чашечку чая или кофе.
  • Отправляйтесь на прогулку, чтобы насладиться общением с природой. Кстати, это великолепно восстанавливает внутренние силы.
  • Купите себе букет любимых цветов.
  • Зажгите свечу с любимым ароматом.
  • Перестаньте перекусывать на ходу. Красиво сервируйте стол и наслаждайтесь завтраком или обедом.

Словом, перестаньте вести и чувствовать себя как жертва, которая всем кругом должна. Начните заботиться о себе, и вы почувствуете себя гораздо лучше.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *